Договор комиссии комитент на осно комиссионер на усн

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Комитент применяет общую систему налогообложения, а комиссионер — УСН. При этом комиссионер реализует также и собственные товары (работы, услуги). Каким образом отражается в чеке ККТ продажа товара комитента комиссионером?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Комиссионер при реализации товаров комитента обязан применять ККТ и учитывать требования Закона N 54-ФЗ, в частности выдавать покупателю кассовый чек, содержащий все обязательные реквизиты.
При этом для целей внесения в фискальные документы данных о том, что при расчете пользователь осуществляет расчет, являясь комиссионером, предусмотрены дополнительные реквизиты:
— реквизит «признак агента». При осуществлении расчета с покупателем (клиентом) пользователем, являющимся комиссионером, этот реквизит в фискальном документе в печатной форме принимает значение «КОМИССИОНЕР»;
— реквизит «признак агента по предмету расчета» (в случае, если предметом расчета выступает товар (работа, услуга) комитента).
Также необходимо заполнять реквизиты «данные поставщика» и «ИНН поставщика», в которых указываются данные комитента (наименование и телефон поставщика, его ИНН).
В кассовом чеке, который покупателю выдает комиссионер при расчете за реализованный товар комитента, указывается система налогообложения комиссионера. Однако в кассовом чеке, выдаваемом при расчете за комиссионный товар, необходимо указывать ставку и сумму НДС в отношении этого товара, принадлежащего комитенту, применяющему общую систему налогообложения.
Обращаем внимание, что каких-либо разъяснений уполномоченных органов по вопросу особенностей применения ККТ и оформления кассовых чеков при осуществлении расчетов комиссионером, нами не обнаружено. Минфин России по вопросам технической реализации расчетов, о применении реквизитов и форматов кассовых чеков, а также о формировании кассовых чеков в зависимости от различных условий рекомендует обращаться в ФНС России.

Обоснование позиции:
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).
При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Иными словами, в отношениях с покупателями именно комиссионер выступает в качестве продавца.
Соответственно, все необходимые действия, связанные с продажей комиссионного товара покупателям, включая оформление документов, сопровождающих сделку, счетов-фактур в установленных законодательством случаях, а также применение контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) при расчетах с покупателями, осуществляет именно комиссионер (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ)).
В письме Минфина России от 20.07.2017 N 03-01-15/46225 указано, что при реализации товаров комиссионером ККТ применяется в обязательном порядке (смотрите также письма Минфина России от 26.06.2017 N 03-01-15/39998, от 20.12.2016 N 03-01-15/76178, от 11.06.2009 N 03-01-15/6-310, ФНС России от 20.06.2005 N 22-3-11/1115)*(1).
При этом комиссионер при расчетах обязан выполнять требования Закона N 54-ФЗ, в том числе установленные п.п. 2, 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ:
— выдать при осуществлении расчета кассовый чек или бланк строгой отчетности (БСО) покупателю;
— обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы.

Оформление чеков комиссионером

Требования к кассовому чеку определены ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. К числу обязательных реквизитов, которые в общих случаях должны содержаться в кассовом чеке, отнесены в том числе (интересующие нас в рассматриваемой ситуации) (п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ):
— применяемая при расчете система налогообложения;
— наименование товаров, платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);
— сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС).
Кроме того, в соответствии с абзацем двенадцатым п. 4, абзацем шестым п. 5 статьи 4.1 Закона N 54-ФЗ приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/[email protected] (далее — Приказ) утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов (Приложение 1) и форматы фискальных документов (Приложение 2), обязательные к использованию.
Обращаем внимание, что не все реквизиты указываются непосредственно в кассовом чеке (в печатной форме), однако они вносятся пользователем в ККТ для формирования и передачи фискальных данных в электронной форме.
Кассовый чек (БСО) должен содержать реквизиты, указанные в таблице 19 (п. 24 Приложения 2). При этом из анализа Приказа (пп. «о» п. 3 Приложения 1, таблицы 4, 5, 10, 21, 23 Приложения 2) можно выделить следующие реквизиты, относящиеся к комиссионной торговле:
— реквизит «признак агента», значения которого приведены в таблице 10. В примечании к данной таблице указано, что в кассовом чеке (БСО) соответствующий бит («5» для комиссионера) реквизита «признак агента» должен указывать, что пользователь осуществляет расчет, являясь соответствующим агентом.
При осуществлении расчета с покупателем (клиентом) пользователем, являющимся комиссионером, этот реквизит в фискальном документе (далее — ФД) в печатной форме принимает значение «КОМИССИОНЕР»*(2);
— реквизит «признак агента по предмету расчета», значения которого приведены в таблице 21. При осуществлении расчета с покупателем (клиентом) пользователем, являющимся комиссионером, указывается «КОМИССИОНЕР»;
— реквизит «данные поставщика», значения которого приведены в Таблице 23. В нем указываются данные лица, являющегося комитентом в соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ, а именно, наименование и телефон поставщика;
— реквизит «ИНН поставщика» (п. 11 Примечаний к Таблице 20).
Отметим, что Приказ не содержит конкретных указаний о применении тех или иных реквизитов в различных ситуациях. Разъяснений уполномоченных органов по вопросу особенностей применения ККТ при осуществлении расчетов комиссионером нами не обнаружено. Отметим, что Минфин России по вопросам технической реализации расчетов, о применении реквизитов и форматов кассовых чеков, а также о формировании кассовых чеков в зависимости от различных условий считает целесообразным обращаться в ФНС России (письма Минфина России от 21.04.2017 N 03-01-15/24306, от 27.01.2017 N 03-01-11/4154, от 01.03.2017 N 03-01-15/11618, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 12.05.2017 N 03-01-15/28914)*(3).
В частности, нет достаточной ясности в порядке указания и различий реквизитов «признак агента» и «признак агента по предмету расчета».
При этом реквизит «признак агента по предмету расчета» является частью реквизита «предмет расчета», структура данных которого указана в таблице 20 Приказа. В то время как реквизит «признак агента» не привязан к предмету расчета, при этом указывается один раз в кассовом чеке (не может повторяться), в отличие от реквизита «признак агента по предмету расчета», который указывается каждый раз в составе данных о предметах расчета — реализуемых товарах (работах, услугах).
Исходя из п. 2 Примечаний к таблице 19 можно предположить, что реквизит «признак агента» (вместе с реквизитом «телефон поставщика») включается в состав кассового чека, который содержит сведения о расчетах пользователя, являющегося комиссионером в случае реализации товаров (работ, услуг) только комитента (то есть без реализации собственных товаров (работ, услуг) пользователем).
Если же пользо
ватель осуществляет расчет за несколько предметов расчета, в том числе исполняя обязанности агента (комиссионера) — например, при реализации собственного товара и товара комитента одному покупателю, то в ФД указывается реквизит «признак агента по предмету расчета», относящийся к описанию предмета расчета. Отметим, что именно таким образом оформлен кассовый чек в примере, приведенном в Методических рекомендациях «Продажа комиссионером собственных и комиссионных товаров», разработанных специалистами ФНС России*(3).
Как видим, Приказом предусмотрена возможность формирования фискальных документов (в том числе кассового чека) с учетом особенностей осуществления комиссионной торговли. При этом в налоговые органы будут передаваться фискальные документы, сформированные онлайн-кассой при осуществлении расчетов в рамках исполнения договора комиссии.

Применяемая система налогообложения

В Законе N 54-ФЗ не указано, чья система налогообложения указывается в кассовом чеке — комиссионера или комитента. Однако исходя из текста Приказа можно прийти к выводу, что в кассовом чеке, который покупателю выдает комиссионер (пользователь ККТ) при расчете за реализованный товар комитента, указывается система налогообложения комиссионера.
Так, в п. 7 Примечаний к таблице 7 указано, что реквизит «системы налогообложения» должен содержать сведения о системах налогообложения, которые могут применяться пользователем при применении регистрируемого экземпляра ККТ, в соответствии правилами, указанными в таблице 9.
В кассовом чеке, БСО, кассовом чеке коррекции и БСО коррекции может быть указана только одна из применяемых пользователем систем налогообложения (таблица 5).
Под пользователем для целей Закона N 54-ФЗ понимается организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ). В рассматриваемой ситуации пользователем признается комиссионер.

Ставка НДС

По смыслу положений п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ ставка и сумма НДС, указываемая в кассовом чеке, относится именно к продаваемому товару (предмету расчета). Таким образом, кассовый чек должен содержать указание на ставку и сумму НДС, относящуюся к товару (работе, услуге), за который производится расчет.
При продаже комиссионных товаров переход права собственности происходит непосредственно от комитента к покупателю (п. 1 ст. 996 ГК РФ). Соответственно, объект обложения НДС при реализации комиссионных товаров (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ) возникает у комитента, являющегося налогоплательщиком НДС, а не у комиссионера.
Следовательно, при реализации товаров комитента, осуществляемой комиссионером, применяющим УСН, обязанность по исчислению и уплате НДС у последнего не возникает.
В рассматриваемой ситуации комитент, применяющий общую систему налогообложения (ОСН), признается плательщиком НДС в отношении реализуемых комиссионером, применяющим УСН, товаров (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Соответственно, в данном случае покупателям предъявляется сумма НДС к оплате (п.п. 1, 4, 6 ст. 168 НК РФ). В связи с этим необходимо указывать в кассовом чеке, выдаваемом при расчете за комиссионный товар, ставку и сумму НДС в отношении этого товара, принадлежащего комитенту.
При этом при реализации товаров комитента, облагаемых НДС, и выставлении покупателям соответствующих счетов-фактур у комиссионера не возникает обязанности по уплате выделенного в таких счетах-фактурах НДС и по представлению в налоговый орган декларации по НДС (письмо Минфина России от 27.06.2016 N 03-07-11/37290). Полагаем, то же самое можно сказать и в отношении кассовых чеков, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.

К сведению:
Приказом предусмотрен также реквизит «признак предмета расчета», который зависит от вида предмета расчета — товар, работа, услуга и т.п. Значения реквизита «признак предмета расчета» и перечень оснований для присвоения соответствующих значений реквизиту, а также формат данных этого реквизита фискального документа в печатной форме указаны в таблице 29 (п. 34 Приложения 2).
В случае осуществления расчета с комитентом за оказанные услуги по договору комиссии (получения вознаграждения) с применением ККТ в реквизите «признак предмета расчета» комиссионер указывает «АГЕНТСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ» или «АВ».

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Налогообложение комиссионера, реализующего товары комитента.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

20 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Участниками договора комиссии могут быть организации, применяющие упрощенную систему. Если же одной стороной является предприятие, находящееся на общем режиме налогообложения, а другой — «упрощенец», то у обоих возникает множество проблем, связанных с налогообложением. Попробуем их разрешить.

Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ в рамках договора комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, несмотря на то что комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя поручительство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение. Размер и порядок уплаты дополнительного вознаграждения должны быть установлены в договоре комиссии. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, оно уплачивается после исполнения договора в размере, в котором при сравнимых обстоятельствах обычно взимается плата за аналогичные услуги. Это установлено пунктом 1 статьи 991 ГК РФ.

Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере согласно статье 1001 ГК РФ возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения.

Если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях, чем те, которые были указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между комиссионером и комитентом поровну. Если, конечно, договором не предусмотрен другой порядок распределения этой выгоды. Об этом сказано в статье 992 ГК РФ.

По исполнении поручения комиссионер обязан в соответствии со статьей 999 представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Если у комитента имеются возражения по отчету, он должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Если комиссионер — «упрощенец»…

В ситуации, когда участники посреднического договора используют разные системы налогообложения, часто возникает много сложных вопросов. Как исчислять налоги, если комиссионер — «упрощенец», а комитент применяет общую систему налогообложения? Что является доходом комиссионера? Как правильно оформить учетные документы? Какие расходы комиссионер может признать, если он выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы»? Нужно ли комиссионеру, применяющему УСН, выставлять счета-фактуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Смотрите так же:  Статья 334 ГК РФ. Гражданского кодекса рф залог

Объектом налогообложения по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Об этом гласит пункт 1 статьи 346.14 НК РФ. При этом, как сказано в пункте 2 той же статьи, выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ, при УСН не учитываются.

Статья 251 Кодекса содержит норму, напрямую касающуюся участников посреднических договоров. Подпунктом 9 пункта 1 этой же статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру в связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги), полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-«упрощенца» доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера является только комиссионное вознаграждение. Денежные средства, полученные от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

Как известно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это установлено пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.

Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то доход у него признается на дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения от комитента. В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждение из средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимости от того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).

Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатели или комитент перечислят деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан, то есть комиссионные услуги еще не оказаны. Ведь у тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, к доходам относятся и авансы, так как «упрощенцы» используют кассовый метод (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получив от комитента или покупателей денежные средства и удержав из них комиссионное вознаграждение до момента подписания отчета, комиссионер получает таким образом аванс в сумме причитающегося вознаграждения.

В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю сумму дохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачивает ему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата за оказанные посреднические услуги.

В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения [1], комиссионер отражает суммы, полученные в рамках договора комиссии, в графе «Доходы — всего» раздела I «Доходы и расходы». Из полученной суммы комиссионер выделяет доходы, облагаемые единым налогом, и отражает их в соответствующей графе.

Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемый доход, перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Кроме того, пунктом 2 этой же статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. А именно: они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Налогоплательщики, применяющие УСН, признают расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что «упрощенцы» применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

Обратите внимание: имущество, переданное комиссионером комитенту в результате исполнения условий договора комиссии, не включается в состав расходов, уменьшающих доходы.

Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества, если договором не установлено иное. Об этом сказано в статье 1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося у комиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранит имущество комитента — на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-«упрощенца» расходы по аренде склада уменьшают доходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьям расходов, которые предусмотрены для «упрощенцев» пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ.

Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России). Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ. Поэтому организации, применяющие УСН, обычно не выписывают счетов-фактур, не ведут журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

А если «упрощенец» является комиссионером по договору комиссии? Тогда выписывать счета-фактуры ему приходится. И вот почему.

Исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии, оказывает комитенту услуги, а комитент в рамках договора комиссии осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих ему на праве собственности, или покупку товаров (работ, услуг) с помощью комиссионера. Фактически покупателем или продавцом перед третьими лицами является комитент, а не комиссионер. Комиссионер выступает как посредник. Поэтому комиссионер должен выполнить за комитента его обязанность по исчислению НДС и предъявить счет-фактуру покупателю.

При реализации товаров (работ, услуг) комитента посредник, выступающий от своего имени, выставляет счет-фактуру покупателю. Второй экземпляр счета-фактуры посредник подшивает в журнал учета выставленных счетов-фактур, не регистрируя его в книге продаж. Такой порядок установлен в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [2].

Показатели счетов-фактур, выставленных посредником покупателям, отражаются в счетах-фактурах, которые комитент выписывает посреднику и регистрирует в своей книге продаж. Это установлено пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [3].

В налоговом и бухгалтерском учете комитент отражает поступившую на расчетный счет или в кассу посредника выручку на основании отчета комиссионера. Поэтому в посреднических договорах необходимо четко определить порядок и сроки представления комиссионером отчета комитенту. Поступление отчета от комиссионера позднее установленных договором комиссии сроков не освобождает комитента от ответственности за несвоевременную уплату НДС.

Если комиссионер закупает товары для комитента, то основанием у последнего для вычета НДС по приобретенным товарам является счет-фактура, выставленный на его имя продавцом. Если же продавец выставил счет-фактуру на имя комиссионера, комитент может принять НДС к вычету на основании счета-фактуры, полученного от посредника. В этом случае посредник выставляет комитенту счет-фактуру, в котором отражает показатели из счета-фактуры, полученного от продавца. При этом счета-фактуры — ни выставленный комиссионером, ни полученный им — в книге покупок и книге продаж у комиссионера не регистрируются.

На сумму вознаграждения комиссионера-«упрощенца» НДС не начисляется. Следовательно, счет-фактуру на комиссионное вознаграждение комиссионер комитенту не выставляет.

Если комитент — «упрощенец»…

Если организация, применяющая УСН, по условиям договора комиссии является комитентом, у нее возникает еще больше проблем, чем у «упрощенца»-комиссионера. При этом основные трудности связаны с особенностями признания доходов и расходов при УСН.

Если комитент-«упрощенец» реализует товары по договору комиссии, то у него появляются сложности с определением даты возникновения дохода. Дело в том, что пункт 1 статьи 346.17 НК РФ устанавливает дату признания доходов как день поступления средств на расчетный счет или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом не уточняется, в чью кассу (комитента или комиссионера) должны поступить деньги.

Исходя из общих принципов признания доходов и расходов кассовым методом, можно сделать вывод, что в статье 346.17 НК РФ идет речь о денежных средствах, поступивших на расчетный счет или в кассу комитента, а не комиссионера. Это подтверждается также пунктом 2 этой же статьи, в котором есть прямая ссылка на налогоплательщика. А таковым в нашем случае является комитент. Следовательно, комитент, применяющий УСН, должен признавать доходы в момент поступления денежных средств на его расчетный счет или в кассу. Основанием для этого служит выписка с расчетного счета комитента или кассовые документы. Такая же позиция изложена, например, в письме УМНС России по г. Москве от 23.09.2003 № 21-09/54651.

Если комиссионер не участвует в расчетах, то комитент получит от покупателей всю вырученную сумму за реализованный товар, включая комиссионное вознаграждение. В этом случае датой признания дохода будет день поступления денег от покупателя на расчетный счет комитента. Доходом комитента будет вся полученная от комиссионера сумма. Такой же момент признания и размер доходов у комитента будет, если комиссионер, участвующий в расчетах, сначала перечислит комитенту все полученное в рамках договора комиссии, а потом комитент выплатит ему вознаграждение.

Но при этом у комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, который выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы», появляются сложности с отнесением комиссионного вознаграждения в состав расходов. Ведь статья 346.16 НК РФ, где дается закрытый перечень расходов, применяемых при упрощенной системе налогообложения, не содержит такого вида расходов, как оплата услуг посредника. Правда, есть одно исключение. Речь идет о комиссионном вознаграждении, выплачиваемом комиссионеру за покупку материалов для комитента. В этом случае вознаграждение можно учесть в стоимости материалов. Подпунктом 5 статьи 346.16 к расходам, уменьшающим доходы при «упрощенке», отнесены материальные расходы. Они определяются в порядке, установленном статьей 254 Кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В свою очередь, в пункте 2 статьи 254 сказано, что в стоимость товарно-материальных ценностей включаются и комиссионные вознаграждения. Во всех остальных случаях комиссионное вознаграждение не уменьшает доходы комитента, применяющего УСН.

А как учитываются доходы комитента-«упрощенца», если комиссионер удерживает свое вознаграждение из поступивших от покупателя денежных средств? В этом случае сумма дохода комитента в книге учета доходов и расходов будет отражена уже за минусом вознаграждения. То есть будет равна сумме, фактически поступившей на расчетный счет комитента. Поэтому мы рекомендуем применять именно этот способ расчета.

Налогоплательщики, применяющие «упрощенку», вправе в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам). Правда, сделать это можно только в том случае, если стоимость таких товаров (работ, услуг) включена в расходы согласно закрытому перечню, данному в статье 346.16 Кодекса.

Но есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем: независимо от того, уменьшают ли затраты по товарам (работам, услугам) доходы или нет, признать в составе расходов сумму уплаченного НДС все равно можно. Ведь в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет ограничения в части признания в составе расходов только сумм НДС по затратам из закрытого перечня. Налогоплательщикам, придерживающимся такой точки зрения, придется отстаивать ее в судебном порядке.

Комитент, применяющий УСН, счет-фактуру на свои товары комиссионеру не выставляет. Обязанность по ее составлению возлагается только на плательщиков НДС, а «упрощенец» таковым не является (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Не должен выставлять счет-фактуру и комиссионер покупателям при реализации товаров комитента, применяющего УСН. Ведь продавцом товаров остается комитент, а он освобожден от уплаты НДС.

Если же комиссионер ошибочно начислил и предъявил к уплате НДС, то налог необходимо заплатить в бюджет в той сумме, которая была указана в выставленном счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ). Заплатить НДС в бюджет должен тот участник договора комиссии, который получил сумму налога. Если комиссионер перечислит сумму налога комитенту, то последний должен уплатить НДС в бюджет. Если же комитенту были перечислены деньги без НДС, то комиссионер должен заплатить налог в бюджет.

Некоторые налогоплательщики полагают, что, если они в данной ситуации налог не уплатят, ответственность им не грозит. При этом они ссылаются на то, что комитент-«упрощенец» не является плательщиком НДС. А ответственность по статье 122 НК РФ (за неуплату налога) применяется только к налогоплательщикам. Пени по статье 75 Кодекса также можно взыскать только с плательщиков налога.

Однако такой подход является ошибочным. Обязанность по уплате налога в бюджет в случае, если «упрощенец» предъявил НДС покупателю, прописана в пункте 5 статьи 173 НК РФ. Поэтому избежать штрафных санкций при неуплате в бюджет НДС, полученного от покупателя, не удастся.

Следует отметить особенности учета «входного» НДС. Если комиссионер закупает товары для комитента-«упрощенца», то полученный от покупателя счет-фактуру на эти товары комиссионер перевыставляет комитенту. Последний в свою очередь принять сумму НДС к вычету не вправе, так как не является плательщиком этого налога. Но комитент может учесть налог в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Комиссионер и ЕНВД

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться только в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, которые перечислены в Налоговом кодексе. В частности, в розничной торговле. Поэтому на практике возник спор: как расценивать торговлю по договору комиссии в случае, если она осуществляется в розницу? Как отдельный вид деятельности — посреднические услуги или как розничную торговлю товарами?

Комиссионер не реализует товары, он реализует услуги. Посреднические услуги не относятся к видам деятельности, по которым применяется единый налог на вмененный доход. По комиссионной торговле комиссионер должен применять либо «упрощенку», если он перешел на этот режим, либо общий режим налогообложения.

Однако есть и другая точка зрения. Представители МНС России считают, что организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, могут быть переведены на уплату ЕНВД в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. В обоснование своей позиции они приводят следующие доводы.

Согласно положениям статьи 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей ЕНВД является торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Данное определение позволяет утверждать, что действующее налоговое законодательство не дифференцирует для целей перехода на уплату ЕНВД торговлю товарами комитента и торговлю собственными товарами налогоплательщика, так как основным критерием для перехода на уплату ЕНВД является форма расчета с покупателями. К тому же комитент делегирует свои полномочия по реализации товара комиссионеру, а фактически осуществляет торговлю комиссионер. Поэтому налогообложение организации, которая перешла на уплату ЕНВД и реализует не только собственные товары, но и товары комитента, осуществляется в соответствии с главой 26.3 НК РФ.

Если налогоплательщики не согласны с последней точкой зрения, им придется отстаивать свою позицию в суде. Следует отметить, что у судебных органов нет единого мнения по данному вопросу. В практике федеральных судов принимались решения, как разрешающие налогоплательщикам, осуществляющим розничную торговлю комиссионными товарами, применять общий режим налогообложения, так и обязывающие их уплачивать ЕНВД.

Смотрите так же:  Налог на недвижимость вырастет в пять. Налог на недвижимость физических лиц с 2020 в белгороде

[1] Форма этого документа утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

[2] Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

[3] Подробнее о порядке документооборота при договоре комиссии читайте в одном из ближайших номеров журнала. — Примеч. ред.

Комитент-упрощенец не спасет от НДС

Описание схемы оптимизации НДС путем продажи товаров через комитента-упрощенца и выявление ее недостатков

НДС — налог очень выгодный для государства и крайне неприятный для плательщиков. Причем по одной и той же причине — величина налога мало зависит от рентабельности бизнеса. Платить его нередко приходится даже тем, кто работает в убыток. Поэтому неудивительно, что у многих возникает желание хоть как-то на этом налоге сэкономить. Но, к сожалению, зачастую сделать это просто невозможно.

Большинство схем оптимизации НДС лишь на первый взгляд кажутся законными и безопасными. А на деле вместо ожидаемой выгоды могут привести к дополнительным потерям. Одна из таких схем основана на договоре комиссии, где комиссионер — плательщик НДС, а комитент — неплательщик. Возможен вариант и с применением агентского договора, по которому агент действует от своего имени.

Описание схемы

Основная идея схемы — плательщик НДС продает товары как комиссионер по договору с комитентом — неплательщиком НДС, как правило, применяющим упрощенк у п. 2 ст. 346.11 НК РФ . Бо ? льшая часть прибыли от сделки остается у комитента, комиссионер получает лишь незначительное вознаграждение. Только с этой суммы и уплачивается НД С п. 1 ст. 156 НК РФ . В то же время комиссионер выставляет покупателям счета-фактуры с НДС на всю стоимость товаро в пп. 1, 3 ст. 168 НК РФ . Да-да, на всю стоимость товаров. Как он это обосновывает, мы расскажем дальше. В результате покупатели не теряют вычеты по НДС, что было бы невозможно, если бы продавец сам перешел на упрощенку или если бы комитент продавал товары непосредственно покупателям.

Например, раньше компания покупала товар у поставщика за 118 000 руб. с НДС и продавала за 177 000 руб. тоже с НДС. В бюджет ей приходилось платить НДС в сумме 9000 руб.

Теперь товар у поставщика за 118 000 руб. приобретает компания на УСНО, а затем продает через комиссионера за те же 177 000 руб. Комиссионер удерживает из выручки вознаграждение, скажем — 1180 руб., и платит с него НДС в бюджет в сумме 180 руб . п. 1 ст. 156 НК РФ

Выгода очевидна — вместо 9000 руб. в бюджет нужно заплатить только 180 руб. Плюс схема позволяет экономить не только на НДС, но и на налоге на прибыль. Поскольку комитент занимается торговлей, ему стоит выбрать упрощенку с объектом «доходы минус расходы». Тогда с большей части прибыли от продажи товаров нужно будет платить упрощенный аналог налога на прибыль по ставке не 20%, а 15% или еще меньше, если в вашем регионе действуют пониженные ставк и п. 1 ст. 284, п. 2 ст. 346.20 НК РФ . Правда, будут и дополнительные затраты, но небольшие. Деньги придется потратить на создание компании-комитента и поддержку ее существования.

Если поставщик не захочет работать с незнакомой компанией, да еще и на упрощенке, покупать товары также можно по договору комиссии с тем же комитентом. Тогда ни о каких изменениях не узнает не только покупатель, но и поставщик.

Аналогичную схему предлагают использовать и для искусственного создания вычетов в тех случаях, когда вы покупаете товары у неплательщиков НДС, но сами платите этот налог. Но здесь потребуются уже две дополнительные компании. Одна — на упрощенке, вторая — на общем режиме. Первая закупает товары у ваших поставщиков и передает их на реализацию по договору комиссии второй компании. Та, в свою очередь, продает эти товары вам, выставляя счета-фактуры с НДС на всю стоимость товаров. В результате вы получаете вычеты по НДС, хотя, по сути, закупаете товары у компании на упрощенке.

Как видим, сэкономить на НДС с помощью этой схемы можно неплохо. Осталось выяснить, насколько она безопасна.

Формальные основания

Если буквально толковать НК, можно утверждать, что ни один из участников схемы закон не нарушает. Смотрите сами.

Покупатель принимает налог к вычету, потому что у него есть счет-фактура, а товар принят к учету, то есть все условия для вычета выполнен ы п. 1 ст. 172 НК РФ . О том, что продавец действует по договору комиссии, покупатель знать не обязан. Да никто и не запрещает ему принимать к вычету НДС по счетам-фактурам комиссионера.

Комиссионер формально также ничего не нарушает. В НК прямо сказано, что при продаже товара налогоплательщик должен предъявить к оплате покупателю сумму НДС, соответствующую стоимости товара, и выставить на эту сумму счет-фактур у пп. 1, 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ . Комиссионер эти правила должен выполнять, поскольку, во-первых, он плательщик НДС, а во-вторых, продает товар покупателю именно он, а не комитен т п. 1 ст. 990 ГК РФ .

Конечно, с налоговой точки зрения реализация, то есть переход права собственности на товар ы п. 1 ст. 39 НК РФ , происходит от комитента к покупателю. И по идее, именно комитент должен предъявлять покупателю НДС к оплате. Но, поскольку сделать это невозможно, а никаких особых правил для комиссионной торговли НК не предусмотрено, счета-фактуры покупателям выставляют комиссионер ы п. 24 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; п. 1 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/[email protected] . А комиссионер не обязан знать, какую систему налогообложения применяет его комитент. В то же время платить НДС с выручки от продажи товара комиссионер не может — он должен перечислить всю выручку комитент у п. 1 ст. 996 ГК РФ , удержав только свое вознаграждение.

Но и комитент не должен платить НДС, поскольку не является плательщиком этого налога. Правило о том, что упрощенцы и другие неплательщики НДС, выставившие счета-фактуры с НДС, должны уплатить в бюджет указанную в них сумму налог а подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ , здесь тоже не работает. Ведь комитент сам никому счета-фактуры не выставлял.

Как видим, привлекать к ответственности кого-либо из участников схемы не за что. Более того, нет оснований и доначислить им налоги. Но все это только в теории. На практике, как известно, формальное соблюдение закона уже давно не гарантирует налоговой безопасности. И компания, решившая воспользоваться такой схемой, вряд ли пройдет налоговую проверку.

Реальные последствия

Даже беглого взгляда на схему достаточно, чтобы понять, что покупатель товаров принимает к вычету НДС, предъявленный ему комиссионером, но бо ? льшую часть этого НДС в бюджет никто не платит: ни комитент, ни комиссионер. В результате государство теряет деньги. И вряд ли налоговые инспекторы этого не заметят или сочтут такое положение вещей нормальным. Скорее, они приложат все усилия, чтобы заставить хоть кого-то начислить предъявленный покупателю НДС.

Благодаря ВАС РФ налоговики овладели целой серией приемов, позволяющих им доначислять налоги тем, кто вроде бы формально закон соблюдает

Объяснить, что именно вы сделали неправильно, с помощью одного лишь НК у них, скорей всего, не получится. Ведь, как мы уже выяснили, откровенных нарушений закона ни один из участников схемы не допускает. Но от этого не намного легче. За долгие годы борьбы со «схемами», инспекторы получили целый арсенал средств, позволяющих доначислять налоги, когда нарушений вроде бы нет, но компания явно платит в бюджет намного меньше, чем должна. И благодарить за это они должны, прежде всего, ВАС РФ.

Теперь, если вы решите воспользоваться схемой с комитентом-упрощенцем, вас можно обвинить, например, в отсутствии деловой цели. И действительно, почему это компания всегда продавала собственные товары, а потом вдруг стала комиссионером? Не иначе как для экономии на налогах (а она очевидна), которая как самостоятельная деловая цель не подходи т пп. 3, 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 .

А раз деловой цели в переходе на работу по договорам комиссии не было, значит, комиссионер должен рассчитывать налоги так, как если бы он продавал свои собственные товары, а не товары комитент а п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 . Поэтому комиссионеру вполне могут доначислить НДС со всей выручки от продажи товара. А вот уменьшать этот НДС на налог, уплаченный поставщику, инспекторы не станут — ведь покупал товар комитент, который плательщиком НДС не признается.

В результате из-за применения схемы вы не только не сэкономите на НДС, но и лишитесь положенных вам вычетов. Плюс к тому придется заплатить пени и штраф.

Оспаривание решения инспекции в суде, скорее всего, окажется пустой тратой времени и денег — если инспекция сможет доказать, что вы перешли на работу через принципала именно для экономии на налогах, суд согласится с доначислением НД С пп. 7, 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 .

Если инициатором создания схемы был покупатель товаров, негативные последствия будут несколько меньше — покупателю «всего лишь» снимут вычеты по НДС, ради которых и была внедрена схема. Кроме того, ему придется заплатить пени и штраф.

Схема оптимизации НДС при помощи комитента на упрощенке выглядит очень заманчиво. Но применять ее опасно, поскольку все сэкономленные налоги с очень большой степенью вероятности будут доначислены при проверке. И скорее всего, вам придется заплатить даже больше, чем вы предполагали сэкономить.

Доход комитента при УСН

По договору комиссии комиссионер за определенное вознаграждение совершает сделки от своего имени по поручению и за счет комитента. Например, одна сторона – комиссионер обязуется за вознаграждение реализовать продукцию другой стороны – комитента. Какие поступления будут являться доходом комитента при применении им УСН, разъяснил Минфин России.

Доход при УСН

Компании и предприниматели на упрощенке учитывают доходы от реализации в порядке, предусмотренном ст. 249 НК РФ (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 346.15 НК РФ). При этом доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая исходя из всех поступлений денежных средств, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) (ст. 249 НК РФ).

Доходы при УСН признаются кассовым методом. Датой получения доходов у упрощенцев является день поступления денежных средств на счет в банке (в кассу), получения иного имущества (работ, услуг), а также погашения задолженности (оплаты) другим способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Доход комитента при УСН: что это

Согласно нормам Гражданского кодекса РФ вещи, которые приобретены комиссионером за счет комитента, а также которые поступили комиссионеру от комитента, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ).

У комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, доходом по договору комиссии считается вся полученная им сумма денежных средств, включая и комиссионное вознаграждение комиссионера. То есть даже если комиссионер удерживает свое вознаграждение из сумм, перечисляемых комитету, это роли не играет. Комитент должен признать доход в сумме выручки, поступившей от покупателя (Письмо Минфина России от 20.04.2017 N 03-11-11/23918 ).

Датой получения доходов у комитента будет являться день, когда указанные денежные средства поступили в кассу или на его банковский счет (Письмо Минфина России от 20.04.2017 N 03-11-11/23918 , п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Учет у комитента на УСН

Итак, если компания реализует продукцию через комиссионера, то в доходах надо отражать всю выручку от реализации, включая вознаграждение комиссионера. На практике часто комиссионер удерживает свое вознаграждение из выручки, полученной от покупателей, и на банковский счет комитента поступает сумма денег уже за вычетом комиссионного вознаграждения. Но даже если комиссионер удержал из выручки свое вознаграждение, комитент должен учесть в доходах всю выручку от реализации продукции (Письмо Минфина России от 20.04.2017 N 03-11-11/23918 ).

Комитенты-упрощенцы, применяющие объект «доходы минус расходы», могут учесть посредническое вознаграждение в составе расходов. При условии, что вознаграждение выплачено и отчет комиссионера утвержден (подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, ст. 999 ГК РФ). Компании с объектом «доходы» уменьшить величину доходов на комиссионное вознаграждение не вправе (п. 1 ст. 346.18 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.04.2017 N 03-11-11/23918 ).

Торговля по договору комиссии. Учет у комитента и комиссионера. Экспорт в страны ЕАЭС.

Ширяева Наталья Алексеевна , 12.04.2020 г. Напечатать

В рамках оказания бухгалтерских услуг у нас заказали консультацию по бухучету взаимоотношений комиссии, на основе материалов которой была написана эта статья.

Бухгалтерский учет у комиссионера

Совершает сделки комиссионер от своего имени, права и обязанности по сделке, а также все спорные вопросы решает комиссионер. Сделки совершаются за счет комитента.

Все документы для третьих лиц будут выставлены от комиссионера.

Товар, полученный комиссионером от комитента учитывается у комиссионера на забалансовом счете, право собственности на товар комиссионеру не переходит. Комиссионер использует счет 004.

Как только перешло право собственности на товар к покупателю, услуга считается оказанной комиссионером. Комиссионер готовит отчет, в котором это указывает. Отчет комиссионер предоставляет в сроки указанные в договоре, если сроки не указаны, то по общему правилу отчет будет считаться принятым в течение 30 дней со дня получения отчета от комиссионера. Комитент платит комиссионеру вознаграждение (какое именно указывается в договоре комиссии).

Комиссионер может принимать участие в расчетах, тогда покупатель может переводить деньги ему или не принимать участие в расчетах, тогда покупатель деньги переводит комитенту, а комитент потом отправляет комиссионеру вознаграждение комиссионеру.

Учет выручки у комиссионера ведется на счете 90.01 Выручка. На счет44 ведется учет расходов.

Датой оказания услуг у комиссионера считается дата принятия отчета комитентом.

Принимаем товар от комитента по ТОРГ-12 с указанием договора комиссии.

У комиссионера отражаем на забалансовом счете Д 004.01. Комитент

Реализуем по ТОРГ-12 от комиссионера на покупателя.

Проводки указываем Д 62.01 Покупатель К 76.09 Комитент и К 004.01 – отражаем списание проданного товара с забалансового счета

Готовим Отчет комитенту и Акт на вознаграждение

Д 76.09 Комитент К 62.01 Комитент – на сумму вознаграждения

Д 62.01 Комитент К 90.01.1 Выручка – на сумму вознаграждения

Д 51 Расчетный счет К 62.01 Покупатель при поступлении денег от покупателя

Смотрите так же:  Купить дом в Подмосковье. Куплю дом в московской области за материнский капитал

Д 76.09 Комитент К 51 Расчетный счет – перечисляем сумму Комитенту за вычетом комиссионного вознаграждения.

Налогообложение у комиссионера

Если комитент применяет общий режим налогообложения, то комиссионер, кроме товарной накладной обязательно выставляет счет-фактуру в двух экземплярах. Один экземпляр для покупателя, второй экземпляр для себя. Свой экземпляр счет-фактуры комиссионер регистрирует в журнале учет полученных и выставленных счетов-фактур, при этом в книге продаж ничего не регистрирует (п. 7 разд. II Приложения N 3 к Правилам N 1137, а также абз. 6 п. 20 разд. II Приложения N 5 к Правилам N 1137).

С 1 января 2015 года такой журнал обязательно ведут посредники, которые выставляют документы от своего имени и такой журнал в электронном виде сдают в налоговую инспекцию до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, даже если они не являются плательщиками НДС. Данные счета-фактуры передаются от комиссионера комитенту, можно в качестве копии счета-фактуры, выставленного покупателю. Комитент уже выставляет от себя свою счет-фактуру в двух экземплярах на покупателя, по дате выставления счет-фактуры от комиссионера на покупателя. Второй экземпляр получает комиссионер и регистрирует у себя в журнале учет полученных и выставленных счетов-фактур, при этом в книге покупок ничего не регистрирует.

Если получена предоплата от покупателя на счет комиссионера и комиссионер применяет общий режим налогообложения, то в налогооблагаемую базу по НДС входит только часть суммы, относящаяся к вознаграждению.

Экспорт операций через комиссионера в страны таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия)

Комиссионер заключает договор с Покупателем из страны ЕАЭС. Готовит ТОРГ-12 и счет-фактуру или УПД, указывает ставку 0% в документах. При транспортировке товара выписывает CMR. Товар передаем перевозчику. Перевозчик доставляет товар, получает отметку о доставке в CMR от покупателя и забирает свой экземпляр. Покупатель в стране ЕАЭС уплачивает НДС и предоставляет заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (в 2-х экземплярах), а также экземпляры подписанных документов комиссионеру.

Комиссионер передает все документы комитенту, а комитент подтверждает ставку 0%, предоставив вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость:

  1. Договор комиссии
  2. Договор купли-продажи между комиссионером и покупателем
  3. Товарные накладные и счета-фактуры или УПД
  4. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (оригинал)

Бухгалтерский учет и налогообложение у Комитента на общем режиме налогообложения (ОСНО)

Комитент передает товар комиссионеру по ТОРГ-12 с обязательным указанием договора комиссии, что отражается записью: Д 45.01 Комиссионер (товар) К 41.01 Товар.

После того, как товар реализован комиссионером, комитент получает отчет от него и отражает в бухгалтерском учете следующими записями:

Д 62.01 Комиссионер К 90.01.1 Выручка — на сумму реализации товара комиссионером покупателю

Д 44.01 Расходы на продажу К 60 Комиссионер – на сумму комиссионного вознаграждения

Д 60 Комиссионер К 62.01 Комиссионер – на сумму комиссионного вознаграждения, удержанного из выручки.

Д 90.02.1 Себестоимость продаж К 45.01 Комиссионер (товар)

В какие сроки комиссионер предоставляет отчет комитенту? Сроки должны быть прописаны в договоре. В идеале сразу после исполнения сделки, комиссионер предоставляет отчет, а комитент отражает все данные у себя в бухгалтерском и налоговом учете. Встречаются и такие варианты договора, когда отчет предоставляется в течение 1-10 дней после отчетного месяца, когда совершались сделки по договору комиссии. Независимо от того, когда предоставлен отчет от комиссионера, комитент все сделки будет отражать у себя по дате реализации товара комиссионера покупателю, это будет влиять, в том числе, и на расчет налогов.

Для правильного расчета налога на добавленную стоимость, записи в книгу покупок и продаж отражаются на момент:

  • когда был получен аванс от покупателя комиссионером
  • когда был реализован товар покупателю комиссионером
  • Согласно абзацу 4 статье 316 НК РФ комиссионер обязан известить комитента о реализации товара покупателю в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация.

    Как уже было описано выше только комитент может подтвердить ставку НДС 0%.

    В статье была подробно описана схема работы по договору комиссии у комиссионера и комитента.

    Если у Вас остались вопросы по работе по договору комиссии, готовы проконсультировать Вас по этим вопросам. Хотите заключить договор на бухгалтерское обслуживание? Звоните по телефонам, указанным на сайте!

    Комитент с НДС, комиссионер – УСН. Как правильно оформить документы?

    Подскажите пожалуйста.Оптовая торговля. Комитент находится на общей системе налогообложения, комиссионер на УСН. Покупатели товара ЧП и УСН. Какие документы должен выставить комиссионер – упрощенец комитенту и покупателям?

    22.12.2005, 11:37 На форуме с: 14.12.2006
    Сообщений: 1 329

    Я просто процитировала письмо. А вообще комитент все равно выписывает при отгрузке счет-фактуру коммисионеру, который нигде не учитывается. А после получения отчета, уже выписывает счет-фактуру которая заноситься в книгу продаж. А если говорить, о том что комитент не может знать цену реализации по определнию, то это не так, ведь условия договора могут быть и такими, что комиссионер получает % от той цены, которую указал комитент.
    Теперь письмо: В обратной ситуации (комитент — на общепринятой системе налогообложения, комиссионер — на упрощенной системе налогообложения) комитент выставляет счет-фактуру на сумму реализации с выделенным НДС, а комиссионер при дальнейшей реализации товара выписывает счет-фактуру от своего имени на сумму, указанную в счет-фактуре комитента (с выделенным НДС), но при этом у него (комиссионера) не возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

    Комитент (на общепринятой системе налогообложения) имеет право воспользоваться налоговым вычетом по НДС в соответствии со статьей 171 НК РФ.

    Заместитель руководителя Управления

    Министерства РФ по налогам

    и сборам по Санкт-Петербургу

    советник налоговой службы РФ I ранга

    Я правильно поняла? Сумма реализации 118 р., комитент платит НДС 18 р.
    Комиссионер реализует товар и выставляет комитенту сумму вознаграждения (10%) – 11.80 р.
    Доход комитента 100-11.8 = 88.20 р.
    Комиссионер предоставляет комитенту отчет и выставляет акт на вознаграждение

    22.12.2005, 11:50 На форуме с: 14.12.2006
    Сообщений: 1 329

    «А вообще комитент все равно выписывает при отгрузке счет-фактуру коммисионеру, который нигде не учитывается.»

    Ни обязанности, ни обходимости в этом нет.

    «А после получения отчета, уже выписывает счет-фактуру которая заноситься в книгу продаж.»

    «А если говорить, о том что комитент не может знать цену реализации по определнию, то это не так, ведь условия договора могут быть и такими, что комиссионер получает % от той цены, которую указал комитент.»

    Но это не означает, что товар будет продан именно за эту цену.

    По поводу письма, госпожа Воробьёва чушь написала. В печь его.

    *Ни обязанности, ни обходимости в этом нет*

    Постановление Правительства РФ № 914 от 02.12.2000 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов — фактур »
    11. В книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные:
    комиссионером (поверенным) от комитента (доверителя) по переданным для реализации товарам.

    22.12.2005, 12:28 На форуме с: 14.12.2006
    Сообщений: 66

    22.12.2005, 12:30 На форуме с: 14.12.2006
    Сообщений: 280

    Ну так правильно, те самые сч-фактуры, которые выставлены после реализации, как Вам и написал Лис, и не учитываются в книге покупок комиссионера. Эта фраза в Постановлении совсем не означает, что сч-ф надо выписывать сразу при отгрузке товара.

    Ну налетели. А то ведьь никто даже ответить не хотел со вчерашнего дня на эту тему!
    Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.96г. № 914 «Об утверждении порядка ведения Журналов учета счетов-фактур при расчетах НДС» и Письму ГНС России и Минфина России от 25.12.96г. № ВЗ-6-03/890, 109 «О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 года» все плательщики НДС при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) обязаны оформлять счета-фактуры. Согласно этим документам при реализации товаров по договорам комиссии или поручения счета-фактуры составляются в следующем порядке.

    Собственник товаров (комитент) при передаче товаров комиссионеру с участием в расчетах составляет счета-фактуры с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера. Полученные от комитента счета-фактуры по переданным для реализации товарам хранятся у комиссионера в Журнале учета получаемых счетов-фактур. При отгрузке товара, принятого на комиссию, комиссионер должен составить счета-фактуры от своего имени с указанием полной цены продажи товара, включая комиссионное вознаграждение.

    Регистрация составленных счетов — фактур в Книге продаж у комитента и комиссионера производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров , то есть по мере их отгрузки или по мере оплаты в зависимости от учетной политики, установленной в целях налогообложения.

    При реализации товаров в рамках договоров комиссии без участия в расчетах комиссионера счета- фактуры, полученные комиссионером от поставщиков товаров, оприходованных в учете комиссионера и находящихся у него на хранении, хранятся у него в Журнале учета получаемых счетов-фактур, но в Книге покупок у комиссионера не регистрируются.

    Ну налетели. А то ведь никто даже ответить не хотел со вчерашнего дня на эту тему!
    Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.96г. № 914 «Об утверждении порядка ведения Журналов учета счетов-фактур при расчетах НДС» и Письму ГНС России и Минфина России от 25.12.96г. № ВЗ-6-03/890, 109 «О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 года» все плательщики НДС при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) обязаны оформлять счета-фактуры. Согласно этим документам при реализации товаров по договорам комиссии или поручения счета-фактуры составляются в следующем порядке.

    После перечисления собственнику товара причитающейся ему суммы выручки за реализованный товар комиссионер делает соответствующую запись в Книге покупок на основании счета-фактуры, ранее полученного от комитента.

    13.07.2015, 13:59 На форуме с: 06.11.2014
    Сообщений: 1 031

    Лисен, давайте подробнее.
    Простите, но я даже читать не буду, что тут написали в древней теме от 2005 года, которую Вы зачем-то вытащили на свет божий.
    С тех пор для учета НДС комиссионером многое поменялось.

    Итак:

    1. Вы комиссионер или комитент?
    2. Договор с участием комиссионера в расчетах или нет? (Проще говоря, покупатель кому платит деньги — комиссионеру или комитенту?)
    3. Что в договоре по поводу цены, по которой реализуется товар покупателю: ее устанавливает комитент или комиссионер продает по «свободной» цене?
    4. Вознаграждение как определяется и как перечисляется (удерживается комиссионером или комитент его потом отдельно перечисляет)?
    5. 13.07.2015, 23:41 На форуме с: 06.11.2014
      Сообщений: 1 031

      1. Выставлять комитенту сф на свое комиссионное вознаграждение Вам не нужно, раз Вы на УСН. Вы обязаны предоставить отчет агента (ст.1008 ГК). Если договором предусмотрено — составляете акт на вознаграждение (без НДС). В договоре должно быть указано, что Вы применяете УСН, можно делать соответствующую приписку в акте. Но счета-фактуры составляют только плательщики НДС (ну еще налоговые агенты, к данному случаю это не относится). Вы не являетесь плательщиками НДС => не обязаны составлять счета-фактуры (на СВОЮ выручку, т.е. на вознаграждение).
      Лучше всего в договоре комиссии прямо прописать, что Вы счета-фактуры (на вознаграждение) не выставляете, поскольку применяете УСН и не являетесь налогоплательщиками. Тогда вопросов не возникнет.
      Надеюсь, Вы в этих сф написали «без НДС», а не 0%? Иначе могут быть проблемы.

      2. А вот в отношении реализации Вашим покупателям ситуация другая. Согласно договору комиссии Вы здесь выступаете хоть и от своего имени, но в пользу комитента. И документы должны оформлять в соответствии с той системой налогообложения, которую применяет комитент. Если комитент — на ОСНО, значит, Вы в отгрузочных документах должны выделять НДС и должны составлять счета-фактуры на отгруженные товары (работы, услуги) с НДС. Фактически деньги, которые поступают Вам от клиентов — это не Ваша выручка, а выручка комитента. Вы как бы выставляете счета фактуры «за него». И должны указывать там цены, по которым продали товар.

      3. Документ, который регулирует порядок выставления счетов-фактур, ведения книги покупок, книги продаж и журнала учета счетов-фактур — Постановление от 26 декабря 2011 г. N 1137. Там почти в каждом пункте отдельно отмечено, как и что нужно делать комиссионеру (агенту) и комитенту (принципалу).

      • При реализации товаров покупателям Вы составляете счета-фактуры на отгруженный товар (с ценами, по которым отгрузили товар). В качестве продавца указываете себя (ИНН, адрес).
      • Затем Вы сообщаете реквизиты выставленных счетов-фактур комитенту. Рекомендуется в договоре прописывать, в какой срок и в какой форме комиссионер должен это делать. Например, в течение 1 рабочего дня в виде реестра за день. Или в виде копии счетов-фактур.
      • Комитент на основании полученной информации составляет «свои» счета-фактуры, которые заносит в свою книгу продаж и отражает у себя в учете. Комитент в этих счетах-фактурах указывать строго те данные, которые Вы указали в своих — суммы, покупателей, грузоотправителя и даже дату — только будет своя нумерация, а в качестве продавца он указывает себя (ИНН, адрес).
      • Один экземпляр каждого сф комитент передает комиссионеру (т.е. Вам).

      Нюансы:

      • Если у Вас несколько отгрузок за 1 день, комитент имеет право выставить сводный счет-фактуру за этот день, датированный тем же днем.
      • Как я понимаю, у Вас в основном розница. При реализации товаров за наличный расчет населению продавец счета-фактуры может не составлять, обязанности по выставлению сф считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек (п.7 ст.168 НК). Данная норма распространяется и на комиссионеров (Письмо Минфина России от 17.03.2015 N 03-07-09/14183). Т.е. в принципе Вы по рознице имеете право не выставлять счета-фактуры. Однако сообщать комитенту реквизиты (чеков?) Вы все равно обязаны. Поэтому надо или все-таки составлять счета-фактуры, или согласовать с комитентом (в договоре) другой порядок «сообщения». Мне кажется, что проще выставлять счета-фактуры ( с прочерками в графе Покупатель, Письмо Минфина от 25.05.2011 N 03-07-09/14).
      • 4. Книгу продаж и книгу покупок Вы не заполняете. Если бы Вы были на ОСНО, Вы все равно туда выписанные клиентам и полученные от комитента сф не заносили, только сф на комиссионное вознаграждение. Но т.к. Вы на УСН, у Вас там вообще ничего не будет. Проводки по НДС в бухгалтерском учете никакие не делаете.

        5. А вот с журналом учета сф все по-другому. «Обычные» фирмы теперь этот журнал не ведут вообще. Но с 1.10.14 это журнал предназначен как раз для налоговых агентов и комиссионеров (агентов). Выставленные покупателям сф Вы заносите в часть 1 журнала, а полученные от комитента — в часть 2.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *