Федеральные законы РФ о безопасности жизнедеятельности российского населения

Деятельность государственных структур в области безопасности жизнедеятельности человека имеет законодательную базу. Правовую основу обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнан

ные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации — Основной Закон нашего государства, определяющий порядок общественной жизни, в том числе:

  • 0 право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением;
  • 0 право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • 0 право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
  • В целях реализации положений Конституции РФ разработаны и в установленном порядке утверждены: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка и другие основополагающие документы.

    Законодательство РФ в области охраны здоровья граждан устанавливает правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

    Охрана здоровья граждан — совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

    Одним из основных принципов охраны здоровья граждан является приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организация

    ми, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер.

    В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб.

    Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей предполагает: возмещение ущерба и привлечение их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

    Основные принципы и содержание мер по достижению безопасности жизнедеятельности человека закреплены в федеральных законах: «О безопасности», «О государственной тайне», «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О чрезвычайном положении», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об оружии», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», Трудовом кодексе Российской Федерации, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об обращении лекарственных средств», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. (всего более 40).

  • 1. Федеральный закон «О безопасности» (от 28.12.2010 № 390-ФЗ) определяет:
  • 0 основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологи

ческой безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ;

О полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности;

О статус Совета Безопасности РФ.

  • 2. Федеральный закон «Об обороне» (от 31.05.1996 № 61-ФЗ с изм. от
  • 05.04.2013) определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
  • Оборона — система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

    Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ и иными нормативными правовыми актами.

    В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

    К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, инженерно-технические, дорожно-строительные и спасательные воинские формирования, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, федеральные органы государственной охраны и обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

    3. Федеральный закон «О гражданской обороне» (от 12.02.1998 № 28-ФЗ с изм. от 23.12.2010) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

    Законом определены основные понятия, задачи и силы гражданской обороны.

    Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    4. Федеральный конституционный закон « О чрезвычайном положении» (от 30.05.2001 № З-ФКЗ с изм. от 07.03.2005) определяет понятие о чрезвычайном положении и цели его введения.

    Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

    Введение чрезвычайного положения — временная мера, применяемая исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.

    Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ.

    5. Федеральный закон « Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (от 22.08.1995 № 151-ФЗ с изм. от 02.10.2012):

    О определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории России;

    О регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ;

    О устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей;

    О определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.

  • 6. Федеральный закон « О противодействии терроризму» (от 06.03.2006 № 35-ФЗ с изм. от 08.11.2011) устанавливает:
  • 0 основные принципы противодействия терроризму;
  • О правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

  • 0 правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.
  • 7. Федеральный закон « О противодействии экстремистской деятельности» (от 25.07.2002 № 114-ФЗ с изм. от 25.12.2012) определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление.
  • Противодействие экстремистской деятельности осуществляется в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

  • 8. Федеральный закон « Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27.07.2006 № 149-ФЗ с изм. от
  • 05.04.2013) регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий и обеспечении защиты информации.
  • Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах обеспечения безопасности Российской Федерации, неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия и т.п.

  • 9. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от
  • 21.12.1994 № 68-ФЗ с изм. от 11.02.2013) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных
  • граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах страны, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    10. Федеральный закон « Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 № 7-ФЗ с изм. от 05.03.2013):

    О определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

    О регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;

    0 устанавливает основные принципы охраны окружающей среды, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

    Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности названы: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

    Закон определяет порядок нормирования в области охраны окружающей среды в соответствии с химическими, физическими, биологическими и иными показателями качества окружающей среды.

    11. Федеральный закон « Об охране атмосферного воздуха»(от 04.05.1999 № 96-ФЗ с изм. от 25.06.2012) устанавливает правовые основы ох

    раны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

    В Законе указано, что «атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных».

    Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на приоритете охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений, на обеспечении благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.

    12. Федеральный закон « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-ФЗ с изм. от 25.06.2012) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    В Законе указано:

    О граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания;

    0 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

    В Законе даны санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека, касающиеся планировки и застройки городских и сельских поселений, водных объектов, атмосферного воздуха, почв, а также сбора, использования, транспортирования, хранения и захоронения отходов производства и потребления.

    Особое внимание уделено санитарно-эпидемиологическим требованиям к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, особенно к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации.

  • 13. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (от
  • 10.12.1995 № 196-ФЗ с изм. от 26.04.2013) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. При этом безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а обеспечение безопасности дорожного движения понимается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
  • Задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

    Основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

    Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством разработки нормативных документов, организации дорожного движения, подготовки водителей транспортных средств, обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения, медицинских мероприятий, государственного надзора и контроля за выполнением нормативных документов.

    14. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (от 21.12.1994 № 69-ФЗ с изм. от 30.12.2012):

    О определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации;

    О регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

    Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

    При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей.

    Тушение пожаров — действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

    Аварийно-спасательные работы, осуществляемые пожарной охраной, — действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

    Закон определяет права и обязанности граждан и организаций в области пожарной безопасности. Нарушители требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

  • 15. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (от
  • 09.01.1996 № З-ФЗ с изм. от 19.07.2011) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья, в том числе основные принципы, мероприятия, полномочия и государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности.
  • О общие требования к обеспечению радиационной безопасности;

    О порядок оценки состояния радиационной безопасности и ее основные показатели;

    О обязанности организаций по обеспечению радиационной безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений, при воздействии природных радионуклидов, при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды, при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур (в том числе контроль и учет индивидуальных доз облучения);

    О порядок обеспечения радиационной безопасности при радиационной аварии;

    0 права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности;

    О ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности.

  • 16. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997 № 116-ФЗ с изм. от
  • 04.03.2013) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на
  • Смотрите так же:  Образец заявление на пропуск сектор с. Как написать заявление на пропуск в зону ато

    таких объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих их юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

    Закон определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов человека и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а аварию — как разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

    Виды деятельности в области промышленной безопасности:

    О проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;

    О изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

    О проведение экспертизы промышленной безопасности;

    О подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта.

    17. Трудовой кодекс Российской Федерации» (Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ с изм. от 07.05.2013).

    Цели трудового законодательства — установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Основные задачи трудового законодательства:

    О создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;

    О правовое регулирование трудовых отношений по организации труда и управлению трудом, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и т.п.

    Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Кодекс определяет государственные нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безо

    пасных условий и охраны труда, соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда, обязанности работника в области охраны труда и порядок осуществления медицинских осмотров некоторых категорий работников.

    Работодатель обязан обеспечить:

  • 0 безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • 0 режим труда и отдыха работников;
  • 0 приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств,
  • 0 обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • 0 недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • 0 контроль за состоянием условий труда на рабочих местах и применением средств защиты;
  • 0 проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) и внеочередных медицинских осмотров (обследований) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
  • 0 недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • 0 информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах защиты;
  • 0 принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию первой помощи;
  • 0 расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • О санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

    О ознакомление работников с требованиями охраны труда и другие меры по обеспечению охраны труда.

    О соблюдать требования охраны труда;

    О правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

    О проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

    О немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

    О проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.

    При этом работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

    Каждый работник имеет право:

    О на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

    О получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

    О отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности;

    О обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

    О обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

    О внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования).

  • 18. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (от 02.01.2000 № 29-ФЗсизм. от 19.07.2011) регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.
  • 19. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2300-1 в ред. Федерального закона от 09.01.1996 № 2-ФЗ с изм. от 28.07.2012):
  • О регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);

    0 устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

    При этом безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды определяется при обычных условиях использования товара (выполнения работы (оказания услуги)), его хранения, транспортирования и утилизации.

    Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) был безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.

    Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

    Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством.

    20. Федеральный закон « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21.11.2011 № 323-ФЗ):

    О регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

    О устанавливает основные принципы охраны здоровья, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья.

    Профилактика заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими, образовательными, физкультурно-спортивными организациями и общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни формируется путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, создание мотивации к ведению здорового образа жизни и условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

    Медицинская организация обязана:

    О оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме;

    О осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;

    О соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах;

    О предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;

    О обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ;

    О информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной

    власти, о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

    О осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с федеральным законом;

    О вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

    О проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий;

    О обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на их раннее выявление;

    О проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

    Медицинские работники и фармацевтические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

    Медицинские работники обязаны:

    О оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

    О соблюдать врачебную тайну;

    О совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения в образовательных и научных организациях;

    О назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках;

    О сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о серьезных нежелательных реакциях, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников.

    Медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники несут ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством РФ. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

    21. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» (от 12.04.2010 № 61-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с обращением лекарственных средств, их разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, вывозом с территории Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением и уничтожением.

    Законом предусмотрено возмещение ущерба, связанного с вредом, нанесенным здоровью человека вследствие применения лекарственных средств и противоправных действий субъектов обращения лекарственных средств.

    Действие Закона распространяется на обращение наркотических лекарственных средств и психотропных лекарственных средств с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, а также на обращение радиофармацевтических лекарственных средств с учетом особенностей, установленных законодательством РФ в области обеспечения радиационной безопасности.

  • 22. Федеральный закон « О наркотических средствах и психотропных веществах» (от 08.01.1998 № З-ФЗ с изм. от 01.03.2012) устанавливает:
  • 0 правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях
  • охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности;

    О ответственность должностных лиц и граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение настоящего закона.

    Наркотическими средствами и психотропными веществами следует называть вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ.

    Оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров может быть законным и незаконным. Законным называют оборот, разрешенный и контролируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Законом определены организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также порядок оказания наркологической помощи больным наркоманией.

    23. Федеральный закон « Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (от 23.02.2013 № 15-ФЗ):

    О регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    О определяет порядок просвещения населения и информирования его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

    О ограничивает торговлю табачной продукцией;

    0 запрещает рекламу продажи табака и продажу табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними.

    В соответствии с Законом граждане имеют право:

    О на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    О медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

    О получение информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    О осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    О внесение предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    О возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    О соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    О заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака;

    О не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

    О на территориях и в помещениях объектов образования, культуры, физической культуры и спорта, оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, пассажирских перевозок;

    О в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, социальных служб;

    О в помещениях для оказания бытовых услуг и торговли, общественного питания и предоставления гостиничных услуг;

    О на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

    О в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

    О на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

    О на автозаправочных станциях.

    Закон в ст. 17 устанавливает порядок:

    О оказания медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последст

    вий потребления табака лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации;

    О оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения, осуществляемой в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

    О оказание медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

    Смотрите так же:  Уголовный кодекс республики казахстан с 1 января 2020. Уголовный кодекс республики казахстан с 1 января 2020

    Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

  • 24. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (от 17.09.1998 № 157-ФЗ с изм. от 07.05.2013) устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
  • 25. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 № 124-ФЗ с изм. от 05.04.2013) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
  • Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

    Одной из целей государственной политики является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

    Основные законы рф по обеспечению безопасности

    Гипермаркет знаний>>Основы безопасности жизнедеятельности>>ОБЖД 10 класс>>ОБЖД: Законы и другие нормативно правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

    Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

    1. Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

    Конституция — основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
    В Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

    Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства».

    Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6, п. 2).

    Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции РФ. Все положения главы составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмотрим некоторые статьи этой главы.

    Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (отрывки)

    1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
    2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
    3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    1.Каждый имеет право на образование.
    2.Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
    3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
    4. Основное общее образование обязательно, Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
    5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
    2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
    3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

    Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

    Данный Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    В главе IV закона определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (см. с. 23) и социальная защита пострадавших.

    В главе V определен порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

    3. Закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 1992 г.).

    В законе закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.
    3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
    4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
    5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
    2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
    3. Гражданин Российской Федерации а случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

    2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят в 1994 г.).

    В главе IV закона определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (см, с. 23) и социальная защита пострадавших.

    В законе закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

    В законе определены основные элементы системы безопасности, основные функции системы безопасности, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности. Определен статус Совета Безопасности РФ, его состав и основные задачи и другие вопросы.

    4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.).

    В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Определен порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

    Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

    5. Федеральный закон «Об обороне» (принят в 1996 г.).

    Закон определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

    Законом определены права и обязанности граждан РФ в области обороны (ст. 9):

    «Граждане Российской Федерации:

    1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом;

    2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

    3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны;

    4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, установленном Правительством РФ».

    6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).

    В законе определены задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

    Определены права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны <ст. 10):
    «Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны».

    1.Подготовьте сообщение по теме «Конституция РФ — основной закон государства.
    2. Как закон РФ «О безопасности» определяет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.
    3. Какие права и обязанности граждан РФ в области безопасности определены Федеральным законом «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?
    4. Какие права и обязанности граждан РФ в области безопасности определены Федеральными законами «Об обороне» и «О гражданской обороне»?

    Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
    Отправлено читателями с интернет-сайта

    Онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы-конспекты уроков по Основы безопасности жизнедеятельности 10 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование ОБЖД 10 класса

    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

    Законы

    Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

    Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»

    Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Совет Безопасности).

    Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

    Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

    Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

    Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

    Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

    Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

    Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»

    Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.

    Извлечения из законов субъектов Российской Федерации по вопросу установления административной ответственности за неисполнение или нарушение решения органа, координирующего деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений

    Законодательством субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность за неисполнение решений антитеррористических комиссий в субъеках Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции

    Федеральные законы по обеспечению безопасности объектов и системы комплексной безопасности

    С.М. Вишняков,
    независимый эксперт

    В борьбе с терроризмом и преступлениями принимают участие все органы государственной власти и в первую очередь — правоохранительные органы.

    ФЗ «О безопасности» 1992 г.

    Первым Федеральным законом Российской Федерации (далее ФЗ) по вопросам безопасности был закон «О безопасности» №2446-1 от 5 марта 1992 г. ФЗ закреплял правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определял систему безопасности и ее функции, устанавливал порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

    Безопасность определялась в ФЗ как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», а под жизненно важными интересами понималась «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

    По ФЗ к основным объектам безопасности относятся: «личность — ее права и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

    Угроза безопасности — это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Безопасность достигается «проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства».

    Одной из функций системы безопасности, организованной государством, является «создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности».

    ФЗ «О противодействии терроризму» 2006 г.

    Последним значимым для общества в вопросах обеспечения безопасности был № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. В нем утверждались основные принципы противодействия терроризму, в том числе следующие:

  • системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  • единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  • соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности».
  • Приведенные ФЗ, в основном, были направлены на создание организационных мер по обеспечению безопасности. Последующие ФЗ рассматривали и техническую составляющую в обеспечении безопасности объекта, создавая тем самым условия для формирования систем комплексной безопасности.

    Основные термины, понятия и определения по обеспечению пожарной безопасности

    В развитие ФЗ № 2446-1 были приняты ФЗ для отдельных сфер жизнедеятельности общества, закрепившие различные основополагающие понятия и термины.

    Например, в № 69-ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. даются следующие определения:

  • пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  • требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
  • Смотрите так же:  Образец заявления на отсрочку по кредиту, кредитные каникулы. Как написать заявление о просрочке по кредиту

    Достаточно полно раскрываются требования по сочетанию организационных мер и применению технических средств в ФЗ РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 23 июня 1997 г. и ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)» от 21 июля 1999 г.

    Безопасность гидротехнических сооружений

    Среди общих требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений можно выделить:

  • обеспечение допустимого уровня риска аварий и представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
  • осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.
  • Критерием безопасности гидротехнического сооружения служат предельные значения количественных и качественных показателей его состояния и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому установленному уровню риска аварии. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который должен содержать сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

    Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливались Правительством Российской Федерации.

    Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация должны были представлять декларацию в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

    Промышленная безопасность опасных производственных объектов

    Промышленная безопасность ОПО определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и от последствий указанных аварий.

    В соответствии с ФЗ выделяются две категории ОПО. К первой категории относятся ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества, газы, окисляющие вещества, горючие и взрывчатые вещества.

    Вторую группу представляют собой ОПО, использующие оборудование под давлением более 0,07 МПа или с температурой воды более 115 °С. Такими объектами могут быть не только промышленные предприятия, но и транспортные средства с взрывоопасным грузом, некоторые объекты соцкультбыта.

    Можно выделить 2 группы видов деятельности в области обеспечения промышленной безопасности:

  • проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО.
  • ФЗ также были установлены требования к готовности осуществлять действия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Указано на необходимость создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать эти системы в пригодном к использованию состоянии.

    № 116-ФЗ законодательно утвердил положения, ранее определенные постановлениями Правительства РФ «О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации» № 928 от 11 августа 1998 г. и «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» № 1540 от 25 декабря 1998 г.

    Постановлением Госгортехнадзора РФ от 27 октября 2000 № 63 был утвержден РД 03-315-99 «Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней».

    В Положении установлено, что обоснование декларирования должно включать в себя:

  • данные о количествах опасных веществ, на основании которых ОПО отнесен к декларируемым объектам;
  • перечень правовых нормативных документов, на основании которых принято решение о разработке декларации.
  • Анализ безопасности должен включать в себя:

  • характеристику опасных веществ;
  • данные о технологии и аппаратурном оформлении;
  • описание технических решений по обеспечению безопасности.
  • В итоге декларация должна подтверждать достаточность принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями ПБ, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; кроме того, определять мероприятия, направленные на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

    Новые условия обеспечения безопасности объектов, особенно опасных производственных и им подобных, возникли с реализацией положений законов № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

    В № 184-ФЗ приняты определения и понятия «продукция» и «безопасность продукции». Эти понятия необходимы при рассмотрении реализации требований № 184-ФЗ по отношению к объектам защиты. Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

    Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее «безопасность») — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

    Первая программа Правительства РФ по разработке технических регламентов рассматривала вопросы обеспечения безопасности не только продуктов и товаров для человека, но и зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий.

    Последующие ФЗ уже учитывали новые тенденции, появившиеся с принятием ФЗ о техническом регулировании.

    ФЗ «О транспортной безопасности» от 9.02 2007 г.

    Наиболее полно требования по безопасности были сформулированы в № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г., в котором категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств напрямую связано с созданием необходимых уровней защищенности.

    Обеспечение транспортной безопасности -реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

    Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

    Из основных задач обеспечения транспортной безопасности можно выделить:

  • нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
  • определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
  • оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • разработку и реализацию требований и мер по обеспечению транспортной безопасности.
  • Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливались Правительством Российской Федерации.

    Технические регламенты для комплексных систем безопасности

    В 2009 г. большинство организаций, предприятий и специалистов, ведущих работы по созданию и внедрению комплексных систем безопасности (на стационарных объектах в виде зданий, строений, сооружений в первую очередь), будут ощущать применение и влияние разработанных и разрабатываемых технических регламентов для этой сферы.

    Первым, имеющим прямое отношение к вопросу обеспечения безопасности объектов, является технический регламент по пожарной безопасности. Именно на него будут ориентироваться при разработке других технических регламентов по безопасности.

    № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г.

    В этом законе установлено, что «каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности», которая включает в себя «систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом».

    Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

    Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

    В ФЗ дается классификация пожаров и опасных факторов пожара, технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности, а также пожарно-техническая классификация и определения категорий зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрыво-пожарной опасности.

    Классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности используется для установления безопасных параметров ведения технологического процесса.

    Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

    В № 123-ФЗ рассматриваются и такие системы, как система противодымной защиты, система пожарной сигнализации, система передачи извещений о пожаре.

    Система пожарной сигнализации — это совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

    Система передачи извещений о пожаре — совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.

    Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны автоматически определить, имеет ли место возгорание, за время, необходимое для включения систем оповещения, в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

    Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

    Системы создаются с применением различного вида установок пожаротушения и средств пожарной автоматики, в состав которых входят:

  • извещатели пожарные;
  • приборы приемно-контрольные пожарные;
  • приборы управления пожарные;
  • технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные;
  • системы передачи извещений о пожаре;
  • другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики.
  • Именно они помогают защитить людей и имущество от воздействия опасных факторов пожара.

    Основываясь на существовавших нормах пожарной безопасности, регламент ввел и новые требования в соответствии с № 184-ФЗ. Одним из подобных требований является подтверждение соответствия обеспечения пожарной безопасности на объекте путем ее декларирования.

    По № 123-ФЗ «декларация составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации». «Лица, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    Проект Федерального закона «О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества»

    В середине 2008 г. в Правительство Российской Федерации был передан на рассмотрение проект Федерального закона «О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества» (ТР ПКЗ).

    Проект разработан специалистами ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России на базе национальных стандартов и руководящих документов МВД РФ.

    Основные положения проекта были изложены в статье А.К. Крахмалева (журнал «Системы безопасности», 2008, № 5).

    ТР ПКЗ установил понятие «криминальная безопасность» как состояние объекта защиты, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы либо действия ее последствий, и распространил требования на технические средства противокриминальной защиты. В качестве объектов защиты были приняты стационарные и подвижные объекты.

    К стационарным объектам отнесены здания, строения, сооружения, их отдельные части или помещения, территории, занимаемые ими или прилегающие к ним, отдельные территории и находящиеся на них имущество, документы, денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц.

    К подвижным объектам отнесены транспортные средства — автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный транспорт.

    К техническим средствам и системам обеспечения противокриминальной защиты относятся:

  • средства инженерно-технической укрепленности;
  • системы охранной сигнализации:
    — средства обнаружения проникновения — автоматические и неавтоматические (тревожная сигнализация) охранные извещатели;
    — средства сбора и обработки информации — приборы приемно-контрольные, блоки, устройства и модули в составе комплексных (интегрированных) систем;
    — системы передачи извещений;
    — пульты централизованного наблюдения;
  • системы контроля и управления доступом;
  • системы охранные телевизионные;
  • системы оповещения о тревоге;
  • системы оперативной связи;
  • технические средства досмотра;
  • системы охраны и мониторинга транспортных средств;
  • средства и системы защиты от краж отдельных предметов;
  • системы электропитания и охранного освещения;
  • взрывозащитные средства.
  • Представленные ТР по № 123-ФЗ и проект ТР на ПКЗ объекта определяют наиважнейшие составляющие обеспечения безопасности любого объекта.

    К ним при определенных требованиях и для объектов особой значимости и назначения могут добавляться дополнительные требования специального характера. Это относится к ОПО и объектам, защищаемым от угроз террористического характера. В этом случае системы будут дополняться необходимыми техническими средствами.

    Особые требования по обеспечению информационной безопасности или по защите от угроз радиационного или экологического характера могут быть применены к системам специального назначения. При подобном расчленении системы обеспечения безопасности любого объекта в итоге могут иметь пять основных составляющих:

  • систему обеспечения пожарной безопасности;
  • систему обеспечения противокриминальной защиты;
  • систему обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • систему обеспечения антитеррористической защиты объекта на базе систем обеспечения противокриминальной защиты;
  • систему специального назначения.
  • В данном перечне отсутствуют присущие абсолютному большинству объектов системы и сети инженерного обеспечения, энергообеспечения, электроснабжения и прочие системы, наличие которых определяется другими техническими и проектными решениями, — возможно, они будут рассмотрены в техническом регламенте «Безопасность зданий и сооружений».

    На базе первых четырех взаимосвязанных систем можно рассматривать единую систему обеспечения комплексной безопасности объекта. Такая система может оказать существенное влияние на повышение эффективности управления, принятия решений и мобилизации сил и средств на всех стадиях предупреждения, предотвращения и ликвидации последствий возможных угроз. Кроме того, она позволит решать технические проблемы путем интеграции функций своих подсистем.

    Различия по представлению деклараций по безопасности объекта

    В соответствии с № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности объекта представляет собой совокупность деклараций на отдельные системы СКВ.

    По проекту ТР ПКЗ декларация безопасности должна подтверждать соответствие именно технических систем ПКЗ объекта. Проект предлагает три схемы подтверждения соответствия реализованной на объекте системы противокриминальной защиты. Изучив представленные федеральные законы и технические регламенты на важные составляющие СКВ, можно рассмотреть создание нормативного документа, облегчающего решение вопросов декларирования на конкретном объекте. Этот документ, представляющий собой «свод правил», мог бы быть полезным Ассоциации производителей.

    В изложении ТР ПКЗ и ТР по пожарной безопасности имеются существенные различия. Тем не менее на объектах при их реализации будут действовать общие подходы к основным вопросам декларирования, к которым я бы отнес следующие:

  • назначение и значимость объекта, его определяющие характеристики;
  • место расположения объекта, его климатические условия, возможность проявления природных чрезвычайных ситуаций, способных усложнить или нарушить его нормальную жизнедеятельность;
  • анализ электромагнитной обстановки и установление других возможных источников помех для работы технических средств и систем;
  • другие возможные особенности эксплуатации объекта и предполагаемых технических средств и систем;
  • обоснование и условия применения системы обеспечения комплексной безопасности;
  • анализ возможности появления угроз от человека и технических средств, реализуемых на объекте и дополнительно влияющих на усиление возможности появления угроз;
  • расположение объекта и его влияние на рядом находящиеся объекты и территории при реализации наиболее опасных возможных угроз;
  • установление соотношения влияния организационных мер и применения технических средств и систем (СКВ) на предупреждение и/или устранение возникших угроз и их последствий;
  • анализ мест, зон объекта, уязвимых и наиболее подверженных воздействию установленных и принятых угроз;
  • принятие решения по категориям объекта в соответствии с требованиями технического регламента (ТР);
  • принятие решения по формированию подсистем или средств и систем, составляющих СКВ и установленных требованиями ТР;
  • составление и утверждение технического задания на СКВ и на две ее основные составляющие;
  • установление общих и частных требований к энергообеспечению и проведению монтажных работ;
  • выбор и обоснование применения технических средств и систем, составляющих СКВ;
  • установление общих и частных требований по составу и объему проектной, эксплуатационной и ремонтной документации;
  • установление общих и частных требований к методам испытаний на объекте по оценке подтверждения соответствия предъявляемым требованиям ТЗ;
  • составление и принятие декларации соответствия;
  • обеспечение условий проведения инспекционного контроля.
  • Возможно, что представленное рассмотрение покажется надуманным, но это — результат стремления облегчить многие вопросы, возникающие у заказчика, собственника, исполнителя, проектировщика и непосредственно организаций, реализующих на объекте все вопросы по формированию систем безопасности, как бы они ни назывались.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *