Частный автомобилист сам отвечает за себя, своих пассажиров и перевозимый груз. В организациях все иначе. Если шофер работает по найму, а машина стоит на балансе, ответственность за безопасность участников дорожного движения отчасти ложится и на работодателя.

  • Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
  • Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.
  • Инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: периодичность

  • Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
  • Вводный нужно организовывать каждый раз, как организация заключает договор с новым шофером.

    Для учета проведенных тренингов используется журнал.

    Как проводить инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей

    Законодательная база

    Согласно Положению № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, существуют пять видов соответствующих мероприятий.

    О чем нужно проинформировать шофера

  • Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
  • Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:

  • Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
  • Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.
  • Пункты 16-21 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 обязывают юридических лиц доводить до сотрудников сферы перевозки необходимую информацию. Рассмотрим, какие темы инструктажей по БДД с водительским составом предусмотрены и как часто нужно организовывать такие мероприятия.

    Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:

  • Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
  • Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
  • Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.

    Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения невозможно встроить в график. Его проводят по мере возникновения потребности (если изменился маршрут, появились опасные участки на нем).

    Инструкция по БДД для водителя

    Представляю вашему вниманию образец инструкции по безопасности дорожного движения для проведения инструктажа водителя при выполнении им работ согласно профессии и квалификации.

    Инструкция состоит из следующих разделов

    • Общие требования охраны труда
    • Вводный инструктаж водителей

      Предрейсовый инструктаж водителей

      Периодический инструктаж водителей

      1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

      1.2. Водителю необходимо выполнять требования по безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

      1.3. На водителя могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

      движущиеся машины и механизмы;

      повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

      вредные вещества (антифриз и другие);

      недостаточная освещенность рабочей зоны.

      1.4. Водитель извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

      1.5. К работе водителем допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.

      1.6. Водителю необходимо проходить обучение по охране труда в виде: вводного, предрейсового, периодического, сезонного, специального инструктажей.

      1.7. Допуск водителей к работе на линию без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

      1.8. Организация инструктажа, контролирование его полноты своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия,

      1.9. Время, место проведения инструктажа и список лиц, на которых возлагается проведение, утверждаются приказом руководителя предприятия в соответствии с рекомендациями настоящего Положения.

      Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале или в личной карточке водителя.

      2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

      2.2. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.

      2.3. Вводный инструктаж включает следующие положения:

      правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия;

      особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях;

      действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасности движения;

      порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

      3. ПРЕДРЕЙСОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ

      3.2. Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник колонны (отряда).

      3.3. Предрейсовый инструктаж включает следующие сведения:

      условия движения и наличие опасных мест на маршруте;

      состояние погодных условий;

      режим движения, организация отдыха и приема пищи;

      порядок стоянок и отстоя, охраны транспортных средств;

      особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей;

      особенности перевозки детей и учащихся.

      3.4. Производственно-техническая служба участвует в проведении предрейсового инструктажа при:

      переводе водителей на другую марку автомобилей;

      управлении автомобилями с прицепами, а также информирует водителей об обращении с горюче-смазочными материалами.

      3.5. Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута.

      4. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУКТАЖ

      4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения ежемесячно по графику, утвержденному руководителем предприятия.

      4.3. Периодический инструктаж содержит:

      информацию водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);

      осуществление противоугонных и противопожарных мер;

      действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;

      правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

      4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности — показом кинофильмов по безопасности движения.

      5. СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ

      5.2. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

      5.3. В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля, в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

      6. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

      при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.);

      при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов;

      при получении информации о совершенных происшествиях;

      при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

      6.2. Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

      7. ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ

      удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;

      регистрационные документы на транспортное средство (техталон, техпаспорт и т.д.);

      путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз, а также лицензионную карточку.

      7.2. Водитель обязан:

      перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

      7.3. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), негорящих фарах и задних габаритных огнях (на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости), не действующем со стороны водителя стеклоочистителе (во время дождя или снегопада).

      проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения;

      предоставлять транспортное средство:

      — сотрудникам ГИБДД для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезду к месту стихийного бедствия;

      — сотрудникам ГИБДД, федеральных органов государственной безопасности;

      — медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи;

      — медицинским работникам, сотрудникам полиции и федеральных органов государственной безопасности для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

      7.4. Водитель у лиц, воспользовавшихся транспортным средством, должен потребовать справку или произвести запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования организации, а от медицинских работников получить талон установленного образца.

      7.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

      немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);

      не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

      принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим;

      вызвать скорую медицинскую помощь или отправить пострадавших на попутном транспорте, а если это невозможно, то доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение;

      освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации места объезда ДТП;

      сообщить о случившемся в милицию и в свое предприятие;

      записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.

      7.6. Водителю запрещается:

      управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии;

      передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, болезненном или утомленном состоянии, не записанным в путевом листе и не имеющим при себе водительского удостоверения данной категории транспортного средства;

      оставлять на дороге предметы (груз), создающие помехи для движения других транспортных средств.

      7.7. При выезде на линию водитель обязан:

      следовать только по указанному маршруту. Соблюдать установленные нормы вместимости автобуса и грузоподъемности автомобиля;

      начинать движение и двигаться только с закрытыми дверями автомобиля, кроме предусмотренных случаев движения с открытыми дверями (по ледовым переправам);

      избегать резких маневров, плавно трогаться с места и так же плавно тормозить, увеличивать и замедлять скорость движения постепенно, не делать крутых поворотов;

      поддерживать скорость движения с учетом дорожных, погодных условий и требований дорожных знаков;

      при возникновении неисправности автомобиля, угрожающей безопасности движения, принять меры к ее устранению, а если это невозможно, вызвать техническую помощь;

      во время движения не отвлекаться от управления автомобилем, не вступать в разговоры с пассажирами, не оставлять рабочее место до полной остановки автомобиля;

      при вынужденной остановке убедиться, что автомобиль находится в безопасности и не создает помех для других транспортных средств, заглушить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить низшую передачу, а в горных условиях, кроме того, подложить под колеса башмаки (лучше клиновидные);

      на спусках не разобщать трансмиссию от двигателя, перед затяжными спусками-подъемами остановиться для проверки действия тормозов;

      при ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости, не меняя полосы движения, немедленно снизить скорость, включить аварийную световую сигнализацию и остановиться;

      в случае дорожно-транспортного происшествия оказать помощь пострадавшим и как можно скорее сообщить о случившемся на свое предприятие и в ГИБДД;

      выполнять указания ГИБДД — по требованию остановить автомобиль и предъявить путевую документацию, соблюдая правила остановки;

      в темное время суток и при недостаточной видимости включить фары дальнего или ближнего света;

      не продолжать движение в дремотном состоянии;

      при движение не пользоваться разгоном-накатом, не отсоединять двигатель от трансмиссии, за исключением случаев подъезда к намеченной остановке при скорости движения не более 40 км в час;

      проезжать остановки общественного транспорта и пешеходные переходы, двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, или остановиться, пропустить пешеходов, вступивших на переход;

      7.8. Водителю запрещается:

      превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой автомобиля, а также указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на автомобиле;

      перевозка людей в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля,

      Положение о проведении инструктажей БДД

      Положение о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями и лицами, управляющими служебным автотранспортом

      1. Общие положения
      2. Вводный инструктаж
      3. Предрейсовый инструктаж
      4. Сезонный инструктаж
      5. Специальный инструктаж
      6. Приложение № 1
      7. Приложение № 2
      8. Приложение № 3
      9. Приложение № 4
      10. Приложение № 5
      11. Приложение № 6
      12. Приложение № 7
      13. Приложение № 8
      14. Приложение № 9
      15. Приложение № 10
      16. Приложение № 11
      17. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», Приказом Министераства труда и социальной защиты РФ от 6.02.2020 № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте», Приказом Росстандарта РФ от 09.06.16 № 600-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» (ГОСТ 12.0.004-2015).

        1.2. Цель инструктажей – довести до водителя или работника, управляющего служебным транспортом, информацию о служебном автопарке и службах, обеспечивающих их обслуживание, требования безопасности дорожного движения, правила пользования и эксплуатации транспортных средств, а также сообщить оперативную информацию, в случае необходимости.

        1.3. Устанавливаются следующие виды инструктажей:

        1.4. Допуск водителей и работников, управляющих служебным транспортом, к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими вводного и предрейсового инструктажей запрещается.

        1.5. Вводный и предрейсовый инструктаж проводится в течении первого месяца, со дня приема водителя или работника, управляющего служебным транспортом на должность, предусматривающую эксплуатацию автомобиля.

        1.6. Организация инструктажа, контролирование его полноты и своевременности его проведения возлагается на Транспортный отдел Административного департамента (далее по тексту Транспортный отдел).

        1.7. Содержание инструктажей разрабатывает Транспортный отдел, с учетом вида инструктажа, характера и условий перевозок, а также характера оперативной информации, которую необходимо донести до сотрудников.

        1.8. Отметка о прохождении водителями и работниками, управляющими служебным транспортом, инструктажей по безопасности дорожного движения делается в соответствующем журнале и заверяется подписями инструктора и инструктируемого (Приложение № 1).

        2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

        2.1. Вводный инструктаж проводит сотрудник Транспортного отдела, назначенный ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, со всеми вновь принимаемыми на работу водителями или работниками, управляющими служебным транспортом, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности.

        2.2. Вводный инструктаж проводится по Инструкции № БДД.01 (Приложение № 2), разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по безопасности дорожного движения, а также всех особенностей организации.

        2.3. В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:

      18. общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
      19. порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра;
      20. нормы загрузки транспортных средств;
      21. документы, необходимые для эксплуатации транспортных средств.
      22. 3. ПРЕДРЕЙСОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ

        3.1. Предрейсовый инструктаж проводится со всеми вновь принятыми в организацию водителями и работниками, управляющими служебным транспортом, перед первым выездом.

        3.2. Предрейсовый инструктаж проводится по Инструкции № БДД.02 (Приложение № 3), разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по безопасности дорожного движения, а также всех особенностей организации.

        3.3. В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:

      23. особенности дорожной обстановки в регионе, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
      24. места стоянки транспортных средств, расположение автозаправочных станций, станций технического обслуживания автомобилей и других пунктов, необходимых при эксплуатации автомобиля;
      25. 4. СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ

        4.1. Сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год — перед весенне-летним и осенне-зимним периодом.

        4.2. Сезонный инструктаж проводится в целях доведения до всех водителей, и работников, управляющих служебным транспортом, информации об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий

        4.3. Сезонные инструктажи проводятся по инструкциям № БДД.03 (Приложение № 4) и № БДД.04 (Приложение № 5), разработанных с учетом особенностей обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий

        4.4. В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортных средств в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

        5. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

        5.1. Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями и лицами, управляющими служебным транспортом, при необходимости срочного доведения до них информации следующего характера:

      26. вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;
      27. изменения условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;
      28. совершения и (или) угрозы совершения террористических актов;
      29. необходимости донесения до водителей иной важной информации.
      30. 5.2. При проведении специального инструктажа дается оценка сложившийся ситуации и порядок необходимых действий водителя.

        5.3. Специальный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и отмечается в журнале инструктажей безопасности дорожного движения.

        Инструктажи по безопасности движения для водителей

        С 1 ноября 2020 ужесточили наказание за нарушение режима труда и отдыха водителей. В соответствии с поправками в ст. 11.23 КоАП РФ (Федеральный закон от 26.07.2020 № 216-ФЗ) дифференцировано наказание за управление автомобилем без тахографа и введены новые санкции для должностных лиц, организаций и ИП за несоблюдение норм времени управления транспортным средством. В этих условиях особую значимость приобретает правильная организация проверки, обучения и информирования сотрудников перед выездом на линию.

        Инструктаж по охране труда на рабочем месте (ИОТ) и дорожной безопасности (ИБДД) — в чем разница

        Часто ответственные лица полагают, что раз рабочее место водителя — автомобиль, то всю необходимую информацию для безопасной эксплуатации ТС работник получит в ходе ИОТ на рабочем месте, а инструктировать его в области БДД нет необходимости. Такой подход в корне неверен, так как эти мероприятия охватывают различный круг вопросов. Проиллюстрируем разницу.

        ИОТ на рабочем месте и ИБДД дополняют друг друга, а необходимость проведения и того и другого зафиксирована законодательством.

        Конкретные темы инструктажей по БДД с водительским составом определяются инструктором на основании данных, приведенных в таблице 1, с учетом особенностей повседневной работы фирмы. Непосредственно при проведении могут включаться и другие вопросы, осветить которые представляется необходимым с учетом текущей дорожной ситуации.

        Годовая программа инструктажа по БДД для водителей, пример

        Разновидности ИБДД

        В зависимости от цели, содержания, сроков и периодичности проведения, выделяют несколько типов.

        Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения

        Проводится после заключения трудового договора, в день фактического допуска к работе со всеми сотрудниками, в обязанности которых входит управление ТС. Инструктировать водителей необходимо независимо от их стажа, классности и профессионального мастерства, даже если они используют для работы собственные машины, которые сдают работодателю в аренду.

        Программа вводного инструктажа может включать:

        Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

        Его нужно провести, когда водитель в первый раз двигается по конкретному маршруту, транспортирует необычные для него грузы, например негабарит или опасные вещества, или перевозит детей. В организациях, осуществляющих доставку школьников к месту учебы либо специализирующихся на перевозке организованных детских групп, его надо проводить всякий раз, когда едут дети, то есть в случае необходимости и ежедневно.

        В него включаются следующие сведения:

        Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

        Когда он проводится, понятно из названия — при смене сезона. Но в связи с особенностями организации движения в весенне-летний и осенне-зимний периоды целесообразнее проводить его дважды в год — в начале весны и осени.

        Программа сезонного инструктажа включает следующие вопросы:

        Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

        В отличие от ИОТ, в виды ИБДД не включается внеплановый инструктаж. Его функции выполняет специальный, который стоит проводить в таких ситуациях:

      31. изменилось законодательство;
      32. поменялись маршрут или условия движения;
      33. произошла авария, в которой участвовали сотрудники фирмы, или нанесен ущерб имуществу;
      34. существует угроза различных ЧС (теракт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и тому подобное) или они уже произошли.
      35. Задача инструктора в данном случае — оценить сложившуюся обстановку и дать сотрудникам, эксплуатирующим ТС, конкретный алгоритм действий с ее учетом.

        Периодический инструктаж по БДД для водителей

        Его проведение необязательно, так как информация практически полностью дублируется предрейсовым и специальным инструктажами. Тем не менее время от времени напоминать работникам о правилах безопасности не лишне, поэтому в крупных транспортных организациях целесообразно проводить такой инструктаж.

        Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения

        Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.

        Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:

      36. Общие обязанности водителей.
      37. Основы безопасности на дороге.
      38. Предупреждение ДТП.
      39. Управление автомобилем в критических ситуациях.
      40. Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
      41. Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
      42. Выбор безопасных интервалов.
      43. Обгон.
      44. Пересечение ж/д путей.
      45. Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
      46. Оказание первой помощи.
      47. Противодействие терроризму.
      48. Командировка.
      49. Заполнение извещения о ДТП.
      50. Обязанности при перевозке людей.
      51. Перевозка детей.
      52. Порядок эвакуации пассажиров.
      53. Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.

        Как организовать ИБДД

        Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:

        • разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
        • подготовку программы занятий с персоналом;
        • инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.
        • Нормативной документацией предусмотрено, что факт проведения ИБДД следует фиксировать документально, но конкретная форма такого документа не установлена, определен лишь перечень сведений, которые необходимо вносить. Поэтому организация вправе утвердить свой порядок документального сопровождения таких мероприятий. На практике чаще всего используется журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения. В него вносятся как определенные Приказом № 7 данные, так и любые другие, которые ответственный специалист сочтет необходимым. Например, в крупных организациях с большим штатом водителей и парком техники, помимо обязательных даты и вида, нужно включить в него и краткое содержание инструктажа. Проведение занятий обязательно подтверждается подписями инструктора и инструктируемого сотрудника.

          Форма такого документа утверждается руководителем и вводится в действие так, как это предусмотрено инструкцией по делопроизводству (или другим аналогичным ЛНА).

          Бланк журнала для заполнения

          Сроки хранения таких журналов определяются на основании Перечня с учетом требований иных НПА и сложившейся на предприятии практики архивирования и уничтожения. Обычно их хранят 10 лет, но в некоторых случаях — до 50 лет.

          Другие документы по БДД (положения, правила, регламенты, приказы, инструкции и прочее) регулярно обновляются, поэтому устаревшие экземпляры можно уничтожать.

          При утверждении новых ЛНА взамен потерявших актуальность важно не забывать знакомить с ними сотрудников, как вновь прибывших, так и давно работающих.

          Ответственность за непроведение и непрохождение ИБД

          Пункт 22 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 прямо запрещает собственникам транспортных средств допускать своих подчиненных к работе на машинах без проведения специального ИБДД: предрейсового и сезонного

          Работника, отказавшегося от его прохождения, надлежит отстранить от работы со всеми вытекающими последствиями как в дисциплинарном, так и в материальном плане, до момента, пока он не пройдет ИБДД. А если он отказывается или препятствует проведению этого мероприятия, то его следует наказать — объявить дисциплинарное взыскание, например замечание или выговор. На период отстранения деньги не платят.

          Собственника автомобиля, выпустившего такого работника на линию, ждет административный штраф в рамках п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, даже если поездка будет безаварийна.

          Инструктажи для водителей автомобилей

          Инструктажи являются неотъемлемой частью обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 22 Приказа Минтранса РФ № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» — субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.

          Всего существует четыре документа регламентирующих инструктажи:

          1. Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Этот документ не имеет официального статуса, а значит и не имеет юридической силы. Здесь упоминается этот документ только лишь потому что это «Руководящий документ», то есть он может нести только рекомендательный характер, но некоторые специалисты при составлении инструкций продолжают ориентироваться на него как на основной.

          2. Приказ Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» (ГОСТ 12.0.004-2015). Действующий документ, но так же носит рекомендательный характер, к нему вернемся позже.

          Руководителям и специалистам, ответственным за обеспечение БДД, в своей деятельности следует руководствоваться следующими двумя документами:

          3. Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»;

          4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2020 года № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте».

          Именно эти два последних документа являются основополагающими. Разберем их более подробно.

          Но сначала нужно четко разделить инструктажи по охране труда (ОТ) и инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД).

          Инструктажи по охране труда проводятся с абсолютно всеми сотрудниками организации, в том числе и с водителями и предназначены для предупреждения травматизма и улучшения условий пребывания на рабочих местах. Инструктажи по охране труда проводит сотрудник организации прошедший соответствующее обучение.

          Инструктажи по безопасности дорожного движения проводятся только с водителями и лицами допущенными к управлению транспортными средствами. Основная тематика инструктажей связана с безаварийной эксплуатацией транспортных средств. Инструктажи по БДД проводит сотрудник организации прошедший соответствующее обучение.

          Начнем с Приказа Минтранса РФ № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации». В этом документе, в пунктах с 16 по 23 подробно прописана вся необходимая информация об инструктажах по безопасности дорожного движения:

          16. Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией:

        • о погодных условиях движения на маршруте;
        • о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания;
        • о местах стоянки транспортных средств;
        • о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
        • об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
        • о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности;
        • о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами;
        • о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам;
        • о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров;
        • о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.
        • 17. Информация, указанная в пункте 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.

          18. Вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:

        • требования по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств, предъявляемые к водителю, осуществляющему деятельность у данного субъекта транспортной деятельности;
        • правила внутреннего трудового распорядка;
        • порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
        • порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
        • нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость);
        • особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха (для пассажирских перевозок);
        • основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
        • документы, необходимые для осуществления перевозок пассажиров и (или) грузов.
        • 19. Предрейсовый инструктаж проводится:

        • при отправлении водителя по маршруту движения впервые;
        • при перевозке детей;
        • при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
        • В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:

        • протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
        • конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
        • расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
        • условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
        • безопасность движения в период каникул учащихся;
        • информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами;
        • меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;
        • действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам);
        • особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
        • особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
        • особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
        • 20. Сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год — в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

          В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортных средств в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

          21. Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случаях:

        • изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;
        • получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
        • совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.
        • При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя.

          22. Субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.

          23. Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет.

          Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2020 г. № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте». В этом документе, в пункте 6 прописана информация об инструктаже по охране труда:

          Работодатель обязан обеспечить:

        • обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
        • контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

        Инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД)

        В приказе Минтранса № 7 сказано о четырех видах инструктажей по безопасности дорожного движения:

      54. Вводный;
      55. Предрейсовый;
      56. Сезонный;
      57. Специальный инструктаж.
      58. Инструктажи по БДД фиксируются в журнале, форма которого не определена, но в пункте 23 Приказа Мирнтранса № 7 есть указание какие сведения должны фиксироваться при проведении инструктажей: «Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения».

        То есть журнал регистрации инструктажа должен обязательно содержать следующие графы:

      59. Вид инструктажа;
      60. Должность инструктируемого;
      61. Фамилия, имя, отчество инструктирующего;
      62. Должность инструктирующего;
      63. Инструктажи по охране труда (ОТ)

        В пункте 10 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 6.02.2020 № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» сказано следующее:

      64. К выполнению работ и осуществлению производственных процессов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
      65. Виды инструктажей и формы журналов по охране труда этими документами не определены, но для того чтобы у надзорных органов не возникало вопросов о формах журналов инструктажей необходимо воспользоваться формами А.4 и А.5 из ГОСТ 12.0.004-2015 утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст:

        Журнал регистрации вводного инструктажа:

      66. Дата;
      67. Год рождения;
      68. Профессия и должность инструктируемого;
      69. Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый;
      70. Подпись инструктируемого.
      71. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте:

      72. Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
      73. Профессия, должность инструктируемого;
      74. Вид инструктажа (первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый);
      75. Причина проведения внепланового инструктажа;
      76. Фамилия, инициалы, должность инструктирующего;
      77. Подпись инструктирующего;
      78. Подпись инструктируемого;
      79. Данные о стажировке на рабочем месте (количество смен, подпись стажируемого, допуск к работе).
      80. Количество и формы журналов инструктажей определены. Далее необходимо разработать непосредственно сами инструкции и положение о проведении инструктажей. Положение о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями — это внутренний нормативный документ. В положении раскрываются утвержденные виды инструктажей в организации, их содержание, порядок проведения инструктажей, место и время проведения. Положением может назначается лицо, отвечающее за проведение инструктажей. Так же в положении включены инструкции по безопасности дорожного движения. Положение ограничивает допуск водителей к управлению автомобилем без прохождения ими соответствующих инструктажей.

        Ниже представлен примерный перечень инструкций которые должны быть включены в положение о проведении инструктажей.

      81. Инструкция по проведению водного инструктажа;
      82. Инструкция по проведению предрейсового инструктажа;
      83. Инструкция об особенностях работы водителя в весенне-летний период;
      84. Инструкция об особенности работы водителя ТС в осенне-зимний период;
      85. Инструкция по мерам безопасности при движении в темное время суток;
      86. Инструкция по безопасности движения и технике безопасности для водителей, направленных в командировки и дальние рейсы;
      87. Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов;
      88. Инструкция по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта;
      89. Инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте;
      90. Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.
      91. Положение о проведении инструктажей вместе с инструкциями необходимо утвердить приказом по организации.

        Подведем итог. Для того чтобы полностью закрыть вопрос инструктажей по безопасности дорожного движения необходимо иметь следующую документацию:

      92. Приказ об утверждении Положения о проведении инструктажей для водителей;
      93. Положения о проведении инструктажей для водителей;
      94. Инструкции для проведения инструктажей водителей;
      95. Журнал регистрации инструктажа по БДД.
      96. Смотрите так же:  Как оформить гараж в собственность. Как оформить уже построенный гараж в собственность

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *