Когда лицензия на перевозки не требуется

Организация планирует объявить электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на оказание услуг по перевозке пассажиров гусеничной вездеходной техникой к месту проведения лесопатологического обследования и обратно. Перевозка не регулярная, а носит разовый характер. Ее суть: доставка специалистов по определенному маршруту в лес к месту проведения обследования, ожидание в месте доставки и возврат обратно к начальной точке маршрута. Необходима ли лицензия на осуществление пассажирских перевозок исполнителю данных услуг? Вправе ли заказчик предъявлять требование о наличии у участника аукциона указанной лицензии?

С. Кобзев, г. Тюмень

Ответ. Деятельность по перевозке пассажиров, не относящаяся к регулярным перевозкам, лицензированию не подлежит.

Поскольку в настоящей ситуации перевозка осуществляется по заказу (не является регулярной), заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке требование о наличии у исполнителя лицензии для осуществления такого вида деятельности. Объясним подробнее.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик в числе единых требований к участникам закупки устанавливает необходимость соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ (письма Минэкономразвития России от 17.03.2017 № Д28и-1481, от 29.09.2016 № Д28и-2652, п. 5 Письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28И-1616).

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 31).

Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 99-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Пунктом 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя),утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280( далее – Положение), установлено, что в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

– регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

– регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

При этом в п. 1 Положения указано, что оно определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением, в частности, случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам.

Отметим, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», устанавливающей виды перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

– перевозки по заказам;

– перевозки легковыми такси.

Перевозка по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, в котором, в частности, предусматриваются маршрут перевозки, круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство, сроки выполнения перевозки (ч. 1, 2 ст. 27 Закона № 259-ФЗ).

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ч. 1, 2 ст. 19 Закона № 259-ФЗ).

В рассматриваемом случае, как следует из вопроса, перевозка не имеет регулярного характера и осуществляется по маршруту, определяемому заказчиком (фрахтователем).

Следовательно, лицензия по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров исполнителю в этом случае не требуется, и заказчик не вправе устанавливать в документации об электронном аукционе требование к участнику закупки о наличии такой лицензии. К аналогичным выводам приходят антимонопольные органы (решения Челябинского УФАС России от 20.02.2017 № 3-ВП/2017, Омского УФАС России от 18.03.2016 № 03-10.1/50-2016, Ростовского УФАС России от 29.04.2015, Крымского УФАС России от 25.03.2016 № 06/1537).

Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров с 1 марта 2020 года?

В Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесены поправки, которые теперь обязывают юрлиц и ИП приобретать лицензию для перевозки автобусами более 8 пассажиров. Не исключаются даже перевозки для собсвенных нужд компании.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению

Федеральный закон от 30 октября 2020 №386-ФЗ: требования к лицензированию перевозок

30 октября был принят Федеральный закон № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

Этот документ внес ряд поправок в следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Здесь внесено определение понятия «тахограф», которым называется техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Изменен пункт 24 часть 1 статьи 12, который касается лицензирования пассажирских перевозок автобусами более 8 человек для собственных нужд:

До 1 марта 2020 года

После 1 марта 2020 года

Необходимо лицензировать деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензировать деятельность по перевозкам должны также и в тех случаях, когда перевозки осуществляются в автобусах с оборудованными местами более восьми человек по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП.

Теперь пункт 24 звучит следующим образом:

«деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования».

Как видите, уже нет речи о перевозках для нужд компании в автобусах с оборудованными местами для пассажиров более 8 человек. То есть категория перевозчиков исключена из данной нормы.

Получить лицензию на перевозку пассажиров для собственных нужд

Изменения, которые касаются лицензирования перевозок для собственных нужд, вступят в силу с 1 марта. Поэтому до первого марта компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют перевозки для своих нужд в автобусах более 8 пассажиров, должны получить лицензии.

ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

02 Декабрь 2020

РЖД начнет продавать билеты на автобусы и самолеты в 2020 году

«Российские железные дороги» (РЖД) планируют в 2020 году начать продавать билеты на самолеты, автобусы и водный транспорт.

Как вырастет утильсбор в коммерческом транспорте

Несколько выше, чем на грузовики, проиндексирован сбор для микроавтобусов и автобусов — примерно на 25,7%. Максимальный рост в этой категории составил почти 73,7% — на автобусы с двигателем с

Смотрите так же:  Пенсия за выслугу учителям изменения. Пенсия за выслугу учителям изменения

РОСАВТОТРАНС НА XIII МЕЖДУНАРОДНОМ ФОРУМЕ И ВЫСТАВКЕ «ТРАНСПОРТ РОССИИ»

Основной темой стенда стала популяризация нового электронного сервиса, направленного на упрощение процесса получения перевозчиками разрешительных документов для работы на маршрутной сети стра

Минтранс предложил ограничить размер оплаты поездки по карпулингу

С учетом зарубежного опыта, законопроектом предлагается установить следующие требования к карпулингу: ограничить величину компенсации, которую получает водитель транспортного средства, исполь

Правительство предложило изменить правила проверок международных автомобильных перевозок

Теперь проверки будут проходить не только на стационарных и передвижных контрольных пунктах, но и на остановках автобусов на автостанциях и автовокзалах и в любых местах, где будет зафиксиров

08 Октябрь 2020

В Австрии пассажирам будут платить премиальные за проезд на автобусе

Власти австрийской федеральной земли Бургенланд начнут выплачивать бонусы жителям за проезд на общественном транспорте.

Лицензия

Лицензия на перевозку пассажиров в автобусах более 8 человек

( Лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом)

Положение о лицензировании

Требования к соискателю лицензии. Постановление от 27 февраля 2020 года №195

Все перевозки автобусами подлежат лицензированию. Нововведение вступит в силу в 29 июня 2020 года

Организациям и индивидуальным предпринимателям, планирующим осуществлять перевозки пассажиров автобусами, следует иметь в виду, что, помимо регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для легального осуществления пассажирских перевозок в большинстве случаев следует получить специальный документ – лицензию по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Лицензия на перевозку пассажиров, для чего она нужна?

Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Лицензия на перевозку пассажиров согласно пункта 4 статьи 9 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, действует бессрочно.

С какой целью выдается лицензия на перевозку пассажиров?

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Какие нормативные акты регулируют лицензирование перевозок пассажиров?

Ключевых нормативных актов два. Это:

а) назначить ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения работника соискателя лицензии, прошедшего в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если соискатель лицензии является индивидуальным предпринимателем и намерен осуществлять указанную деятельность без привлечения наемных работников, пройти такую аттестацию;

б) иметь лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключить договор об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

в) владеть автобусами соискателя лицензии.
Для получения лицензии на лицензируемую деятельность соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на лицензируемую деятельность, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», с приложением следующих документов:

а) копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения — в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии;

б) копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), — в случае, если предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с таким договором;

в) копия свидетельства о регистрации транспортного средства в отношении каждого автобуса соискателя лицензии и, если автобусы соискателя лицензии не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов, подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя лицензии;

г) опись прилагаемых документов.

Куда обращаться за получением лицензии?

В Ваш территориальный орган Государственного автодорожного надзора РФ, которые имеются в каждом центре субъекта РФ.

Адрес своего территориального отдела можно найти на сайте «Автодорнадзора».

В отдельных случаях в получении лицензии на перевозку пассажиров может быть отказано. Причиной для этого может стать предоставление соискателем искаженной или недостоверной информации, также документ не будет выдан в случае несоответствия заявителя установленным требованиям.

— заявление по установленной форме;

— квитанцию об оплате государственной пошлины;

— копии документов, подтверждающих наличие транспортных средств (свительство о регистрации, договор аренды, договор безвозмездного пользования, ПТС);

— копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств ;

— копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств» либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

— копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования;

— уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

Размер госпошлины составляет 7500 рублей на основании п. 92 ст. 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации

Подробную информацию можно также получить на Портале государственных услуг РФ.

Статья 14.1.2. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии

1. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, в целях недопущения осуществления противоправной деятельности Ваш автобус может быть арестован административным органом и помещен на специализированную стоянку

Главной целью лицензирования транспортной деятельности является создание безопасного дорожного движения, снижение риска аварийности. Основным документом, дающим право предпринимателям на коммерческие автоперевозки, является лицензия на перевозку пассажиров.

Справка юриста:

С 1 марта вступают в силу изменения в законодательство, касающиеся лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Согласно поправкам, вводится лицензирование любых перевозок пассажиров автобусами, даже если они осуществляются по заказам или для собственных нужд. Лицензия на пассажирские перевозки автобусами не потребуется пожарной охране, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательным службам, военной автомобильной инспекции, войскам национальной гвардии Российской Федерации, следственным органам Следственного комитета Российской Федерации и иных ведомств, а также перевозки, выполняемые автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования (к примеру, по территории завода).

Закон предусматривает переходный период на получение лицензии со дня вступления в силу положения, устанавливающего обязательный порядок лицензирования перевозки пассажиров и иных лиц автобусами. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров автобусами, дается 120 дней на получение лицензии. Последний срок – 29 июня. По истечении указанного срока лицензия на пассажирские перевозки должна иметься у всех перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, а перевозка без лицензии будет запрещена.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, намеревающимся приступить к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами после 1 марта, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления. Максимальный срок оформления и выдачи лицензии составляет 48 рабочих дней с даты приема заявления и прилагаемых к нему документов. Решение о выдаче лицензии обязаны принять не позднее 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов. Лицензия на пассажирские перевозки действует бессрочно.

Смотрите так же:  Если работник – донор. Как оформить дни донора

Порядок получения лицензии на пассажирские перевозки предусматривает подачу заявления лицензирующему органу о включении информации о принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности или ином законном основании автобусах в реестр лицензий. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право владения автобусами. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов.

Лицензирующий орган в течение 3-х рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов принимает решение о включении сведений об автобусах в реестр лицензий либо направляет уведомление об отказе во включении сведений в такой реестр. Основаниями для отказа могут являться: наличие в заявлении или прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; представление сведений в отношении автобуса, которым владеет другой перевозчик. Перевозка пассажиров с использованием автобусов,сведения о которых не включены в реестр лицензий, не допускается.

Перевозчики, у которых имеется лицензия на пассажирские перевозки, новые лицензии будут получать без проведения внеплановых документарных проверок (за исключением случаев реорганизации юридического лица, изменения места жительства, ФИО, паспортных данных индивидуального предпринимателя). Им также не требуется указывать в заявлении о предоставлении лицензии реквизиты документов, подтверждающих соответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя лицензионным требованиям, и прилагать к этому заявлению копии таких документов.

За пассажирские перевозки без лицензии предусмотрена административная ответственность. Так, осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере 50 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей; на юридических лиц – 400 000 рублей. За повторное такое нарушение, помимо штрафа в повышенном размере, предусмотрена конфискация транспортного средства, а также административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров и как ее получить

Оглавление:

  1. Кому необходимо получать лицензию?
  2. Правовые основы лицензирования пассажирского автотранспорта
  3. Требования к лицензируемым перевозчикам
  4. Перечень документов для лицензиата
  5. Транспортное разрешение для такси

Государство всерьез взялось за наведение порядка в сфере автотранспортных перевозок: борьба с частниками-«бомбилами», «левыми» такси, и маршрутками-«убийцами», обязательное лицензирование. Предполагается, что упорядочение деятельности перевозчиков может повысить уровень безопасности движения на коммерческом автотранспорте. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут только те юрлица и индивидуальные предприниматели, техническое состояние автомобилей и подготовка персонала которых позволяет обеспечить безопасность пассажирского обслуживания на должном уровне. Ространснадзор как орган, оформляющий разрешения, проверяет выполнение этими предприятиями требований транспортного законодательства.

Кому необходимо получать лицензию?

Положение о лицензировании пассажирских перевозок определяет порядок оформления разрешительных документов для пассажирских автобусов и микроавтобусов, в которых предусмотрено более 8 посадочных мест. В основном это касается перевозчиков, работающих на городских общественных маршрутах, на пригородном направлении и транспортном сообщении между городами.

Но автотранспортные компании занимаются не только городскими маршрутками и эксплуатируют не только автобусы. В связи с чем у них возникают вопросы: нужна ли лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек, на некоммерческие поездки, на развозку своих работников и прочие собственные нужды? Согласно Положению — нет, такие виды перевозок не лицензируются.

В особый вид транспортной деятельности выделяется легковое такси. Так же, как и другие пассажирские автотранспортные компании, служба такси должна быть зарегистрирована в качестве ИП или юридического лица и иметь соответствующее разрешение. Порядок лицензирования таксистов регулируется отдельными документами.

Правовые основы лицензирования пассажирского автотранспорта

Прежде чем заниматься лицензией, необходимо изучить транспортное законодательство, содержащее требования к претендентам на получение разрешений:

  • «Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом», утвержденное правительственным постановлением от 02.04.2012 №280 регламентирует порядок, перечень необходимых документов, сроки рассмотрения заявления и основания для отказа в лицензии.
  • Закон № 69-ФЗ «О лицензировании такси» от 21.04.2011, утвердивший введение с 1 января 2012 года требование об обязательном получении службами такси специального разрешения.
  • ФЗ №196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» — ст. 20 закона устанавливает требования по безопасности перевозок, предъявляемые к соискателю транспортной лицензии.
  • № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 устанавливает правила перевозок пассажиров и багажа любыми видами автомобильного транспорта, обязательные к исполнению лицензиатом.
  • Требования к лицензируемым перевозчикам

    Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, перевозчик должен удовлетворять следующим условиям:

  • иметь в собственности или аренде площади и технику для осмотра и ремонта автопарка либо договориться об обслуживании автомобилей со сторонней организацией;
  • нанять водителей с требуемым опытом работы, квалификацией и состоянием здоровья, подтвержденными документально;
  • принять в штат медика для осмотров перед рейсами или заключить соответствующий договор с лицензированной медицинской фирмой;
  • подготовить парк автомобилей, оборудованный для пассажиров и годный к дорожному движению;
  • оборудовать автомобили приборами технического контроля за соблюдением водителями режима труда и отдыха;
  • оснастить транспорт навигационными приборами ГЛОНАСС;
  • выполнять требования закона о безопасности движения и правил перевозки пассажиров и багажа.
  • Перечень документов для лицензиата

    Органы Ространснадзора рассматривают вопрос о выдаче юридическому лицу лицензии на перевозку пассажиров автобусамипосле подачи организацией комплекта документов:

    • заявление с реквизитами и контактами предприятия;
    • нотариальные копии документов юрлица: устав, договор или решение учредителей, свидетельства о внесенных изменениях, свидетельства ИНН, ОГРН, решение или приказ о вступлении в должность руководителя, его паспорт;
    • нотариальная копия выписки из реестра юрлиц;
    • письмо с кодами статистики;
    • документы на сотрудника, ответственного за безопасность перевозок пассажиров;
    • диплом медработника или договор с лицензированным учреждением на предрейсовый медицинский осмотр водителей;
    • контракты с водителями, медицинские справки, подтверждение требуемого стажа, водительские права категории «Д»;
    • правоустанавливающие документы на автотранспорт (ПТС или договор лизинга, аренды);
    • соглашение со сторонним автосервисом на техобслуживание или подтверждение технической возможности для подготовки машин к работе;
    • талоны ТО;
    • аренда автостоянки;
    • копия полиса ОСАГО;
    • оплата государственного сбора за лицензию.
    • Бумаги на оформление лицензии на перевозку пассажиров для ИП подаются таким же списком, за исключением учредительных документов. Индивидуальный предприниматель предоставляет свидетельство о государственной регистрации и выписку из ЕГРИП.

      В срок до 45 суток с момента подачи Ространснадзор принимает решение об одобрении заявления или отказе в выдаче транспортной лицензии. Информация о ходе рассмотрения заявки и его результатах отражается на портале Госуслуг, направляется соискателю заказной почтой или электронным письмом.

      Лицензия действительна в течение 5 лет, затем можно подать заявление на ее продление. Заявление на переоформление можно отправлять за 10 дней до истечения действующего разрешения.

      Лицензионные данные вносятся в электронную базу, где также содержится информация о приостановленных разрешениях, административных нарушениях, выданных дубликатах и т.д.

      Транспортное разрешение для такси

      Выдача лицензий на перевозку пассажиров такси производится в муниципальных органах комитетов по транспорту при местной администрации в срок до 1 месяца. Порядок получения разрешений на работу таксомоторов может отличаться в зависимости от установленных в регионе правил и перечня документов.

      В целом список необходимых бумаг и лицензионных условий к службам такси и их материально-технической базе аналогичны тем, что требуются для юрлиц и ИП, претендующих на транспортную лицензию по перевозке пассажиров автобусами.

      Также для таксомоторов установлены дополнительные требования:

    • использование только легковых автомобилей;
    • цветографическая маркировка, идентифицирующая такси (шашечки);
    • оборудование автомобиля таксометром;
    • установка на машине светового оранжевого знака;
    • информация с правилами пользования, данными водителя и перевозчика;
    • техосмотр автомобиля каждые полгода;
    • стаж вождения таксистов более 3-х лет.
    • Разрешение на работу с пассажирами выдается на конкретные автомобили, поэтому при расширении автопарка таксомоторов на них необходимо оформлять отдельные документы.

      Работа автоперевозчиков без разрешения на пассажирские перевозки или без соблюдения условий лицензирования незаконна и является административным правонарушением. Административный Кодекс предусматривает наказание в виде штрафов в размере от 5000 руб. с нарушившего водителя, 50000 руб. с должностных лиц и 200000 руб. с предприятия-перевозчика.

      Автобусы поедут по списку

      В первую очередь документы принимают у тех компаний, которые ранее занимались только заказными автобусными перевозками пассажиров. До марта этого года для них не было обязательным лицензирование своей деятельности. Для тех перевозчиков, которые работали до 1 марта с лицензией, то есть занимались регулярными перевозками, есть время до 29 июня получить новую лицензию, пояснил на пресс-конференции, которая проходила в медиацентре «Российской газеты», замглавы Ространснадзора Асланбек Ахохов.

      Цель лицензирования — вывести из тени тех, кто до 1 марта мог в уведомительном порядке осуществлять заказные перевозки, отметил начальник отдела технического надзора ГУОБДД МВД Сергей Чипурин. Также новые правила дадут возможность составить список не только транспортных компаний, но и парка автомобилей, который принадлежит им. Автобусы будут «приписаны» к конкретным юрлицам, и выезд на них от имени другого юрлица будет считаться нарушением.

      Тем самым ликвидирована возможность передачи в аренду транспортного средства с экипажем, позволяющая перевозчику уходить от ответственности, что делало систему допуска к регулярным перевозкам, конкурсную систему распределения маршрутов бессмысленной. Лицензирование четко поставило точку в этих вопросах.

      Реестр автобусов планируется сделать доступным для заказчиков перевозок, например, директоров школ.

      Если у перевозчика появится необходимость передать свой подвижной состав в аренду другой компании, он должен заявить об этом в Ространснадзор, пояснил Ахохов.

      За передачу автобусов в аренду без уведомления и другие нарушения могут приостановить лицензию.

      Процедура повторного получения лицензии займет как минимум 45 дней, но вполне возможно, что нарушитель получит отрицательный ответ, предупредил Асланбек Ахохов.

      Если с автобусами вместимостью от восьми мест все понятно — без лицензии перевозить пассажиров не получится, то с минивенами есть вопрос. Этот вид транспорта относится к легковому, но в него может поместиться и более семи человек, и под видом частной перевозки водитель вполне может вести коммерческую деятельность со всеми ее рисками. За примером далеко ходить не надо.

      В ДТП с участием минивэна погибли люди

      Страшная авария произошла в среду рано утром в Кочубеевском районе Ставропольского края. На 252-м километре федеральной автодороги «Кавказ» столкнулись полуфургон «ЗИЛ-5301» «Бычок» и минивэн Mercedes-Benz Vito, в котором по паспорту транспортного средства может быть семь человек.

      «ЗИЛ» неожиданно выехал на встречную полосу, произошло лобовое столкновение на приличной скорости. В результате на месте погибли четыре пассажира минивэна, еще двое скончались в машине «скорой» по дороге в больницу. Четыре человека госпитализированы в центральную районную больницу Невинномысска, он находится всего в десяти километрах от места трагедии. Среди госпитализированных оба водителя, жизнь водителю минивэна спасли подушки безопасности.

      В минивэне на момент аварии находились восемь пассажиров и водитель. Он ехал из Азербайджана в Москву, по всей видимости, это была частная перевозка.

      «Минивэн — та же самая уловка, которая позволяет уйти перевозчику от лицензирования, — сказал Ахохов. — И перевозя семь пассажиров, он может очень жестко конкурировать с автобусным перевозчиком, дублировать его регулярный маршрут. Снимая пиковые нагрузки, самые предпочтительные с точки зрения экономических параметров, ставит под угрозу вообще существование регулярного перевозчика». По мнению Ахохова, в законопроект о такси необходимо вносить пункты, которые позволят трактовать перевозку пассажиров в минивене как коммерческую услугу. Этого можно достигнуть и какими-либо другими поправками, главное, чтобы была исключена возможность «дикой» конкуренции, сказал Ахохов.

      Риск для пассажиров и самих водителей представляют поездки в рамках различных сервисов поиска попутчиков, считает Чипурин. Уже появляются автобусы, которые работают по таким схемам, поддержал его Ахохов.

      Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров?

      В соответствии с подп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ) для осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), требуется лицензия. Это положение распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ст. 1, п. 1 ст. 7 Закона № 128-ФЗ). Порядок лицензирования указанного вида деятельности определен постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637.

      Как видно, осуществление перевозок пассажиров не для собственных нужд должно производиться при наличии соответствующей лицензии. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом может осуществляться во исполнение договора перевозки пассажира (ст. 786 ГК РФ), договора фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК РФ), которые являются отдельными видами договора перевозки (гл. 40 ГК РФ).

      В качестве самостоятельного вида договора ГК РФ предусматривает также договор аренды (фрахтования на время), по которому арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

      В отличие от договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства по договору фрахтования (чартера), само транспортное средство не передается во владение фрахтователю, ему предоставляется лишь вместимость (либо ее часть) транспортного средства, содержанием такого обязательства является только перевозка пассажиров, багажа, груза.

      Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования (ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее – УАТ). Данный договор может предусматривать перевозку неопределенного круга лиц, в этом случае взимание с них платы не допускается (п. 5 ст. 27 УАТ). В ГК РФ такой вид договора называется договором фрахтования (чартером), отношения по которому регулируются ст. 787 ГК РФ и общими положениями о перевозке (ст. 784 ГК РФ).

      Как уже было отмечено, данный вид договора является одним из договоров, по которому осуществляется перевозка пассажиров автомобильным транспортом. При этом Закон № 128-ФЗ не содержит указаний, что требование о лицензировании распространяется на перевозку пассажиров, осуществляемую только в рамках определенного вида договора. Таким образом, даже в случае заключения договора фрахтования (чартера) на перевозку пассажиров по заказу перевозчик осуществляет деятельность, которая в соответствии с подп. 62 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ подлежит лицензированию. Косвенно такой подход подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.08.2010 по делу № А33-20626/2009, Первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 № 01АП-1959/11, решение АС Брянской области от 24.02.2011 № А09-727/2011).

      Лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек

      Краткое содержание

      • Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек.
      • Перевозка до 8 человек
      • Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек. Открываю ИП.
      • Нужна лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек?

      Советы юристов

      1. Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек.

      1.1. Нет, не нужна.

      Лицензированию подлежит любая деятельность по перевозке людей автобусами, в которых оборудовано свыше 8 ми мест (ФЗ за № 386 от 30.10.2020 г.) как по заказам, так и для собственных нужд.

      2. Имеется ИП на перевозку пассажиров до 8 человек, лицензию получать обязательно?

      2.1. Здравствуйте.
      Нужно получать разрешение на такси.
      А для перевозки до 8 человек лицензии не нужно.

      2.2. Здравствуйте. Лицензия потребуется только при перевозке более человек.

      3. Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек. Открываю ИП.

      3.1. Вы планируете возить кого, куда и как часто?

      4. Хочу открыть такси межгород. Нужна лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек?

      4.1. Доброй ночи, Влад!
      Лицензия необходима, если предприятием производятся регулярные перевозки на автотранспорте, имеющем более 8 мест для пассажиров.

      4.2. Здравствуйте! В соответствии со ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
      В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы: а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
      б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении (Положениео лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280).

      5. Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек.

      5.1. Здравствуйте.
      Нет, только более 8 мест. Вы ИП?

      6. Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек. Я ИП, есть патент на перевозку пассажиров от налоговой. Этого достаточно? Вожу туристов пару раз в году.

      6.1. Доброго времени суток!
      В рассматриваемой ситуации Вам не требуется получение лицензии, нет оснований
      Всего доброго, желаю удачи!

      7. Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров по России до 8 человек, если заказывать автобус у другой компании?

      7.1. НЕТ, лицензия не нужна.

      8. У моего мужа микроавтобус японского производства Ниссан-Караван категории В, в нем 8 пассажирских мест и место водителя. Занимается междугородними перевозками перевозками по маршруту: г.Николаевск-на-Амуре-г.Хабаровск, сам предприниматель, заключил договор с диспетчерской службой, но их начальник отказываеться грузить ему 8 пассажиров, говорит что нельзя без лицензии, а можно только 7 человек и водитель. Он прав? В законе написано, что до 8 мест. Как понять 8 пассажирских или 8 вместе с водителем? Помогите разобраться. Спасибо большое заранее.

      8.1. Оксана, начальник явно не прав. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 13.03.2002) гласит, что лицензирование необходимо при перевозке пассажиров свыше 8 человек. При этом водитель, в зависимости от расстояния перевозок, может иметь сменщика.

      Смотрите так же:  Статья 159. Судебная практика по ст 159 в отношении сотрудников полиции

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *