НДФЛ с нерезидентов

Чтобы понять, как платить НДФЛ с доходов иностранцев в 2020 году, нужно:

  • проверить, нет ли у иностранца особого статуса;
  • определить, является ли иностранец резидентом РФ или нерезидентом;
  • установить, какой именно доход выплачивается иностранцу.
  • Напомним, что физические лица, находившиеся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, для целей уплаты НДФЛ признаются нерезидентами РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ).

    А особый статус имеют следующие иностранцы:

  • иностранец, работающий по патенту;
  • иностранец – высококвалифицированный специалист;
  • иностранец – резидент страны-члена ЕАЭС;
  • нерезидент, являющийся участником госпрограммы по переселению в Россию соотечественников, проживающих за границей;
  • иностранец – беженец.
  • Ставка НДФЛ для иностранных граждан

    Определив статус, резидентство и вид выплачиваемого дохода, смотрим, какую ставку НДФЛ нужно применить.

    Иностранец Ставка НДФЛ по видам выплачиваемых доходов (ст. 224 НК РФ)
    Трудовые доходы Иные доходы*, кроме дивидендов Дивиденды
    Иностранец имеет особый статус и является резидентом РФ 13%
    Иностранец имеет особый статус, но не является резидентом РФ 13% 30% 15%
    Иностранец не имеет особого статуса, но является резидентом РФ 13%
    Иностранец не имеет особого статуса и не является резидентом РФ 30% 30% 15%
    *В таблице не рассматриваются доходы резидентов, облагаемые по повышенным ставкам (например, доход в виде выигрыша (п. 2 ст. 224 НК РФ))

    При исчислении НДФЛ с иностранных работников имейте в виду, что нерезидентам (независимо от наличия особого статуса) не положены вычеты по НДФЛ (Письмо Минфина России от 28.05.2020 N 03-04-05/36089?).

    Чтобы не ошибиться с расчетом НДФЛ при выплате дохода тому или иному физлицу, обращайтесь к нашему Виртуальному помощнику по НДФЛ для налоговых агентов.

    НДФЛ с нерезидентов в 2020 году

    Порядок исчисления НДФЛ с иностранных работников в 2020 г. не меняется. Т.е. к доходам в 2020 г. применяются те же ставки НДФЛ, что и в 2020 году. Например, ставка НДФЛ для иностранных граждан, работающих по патенту, остается в 2020 г. на уровне 13%.

    Кроме того, не меняется в 2020 г. порядок отнесения иностранных граждан к резидентам или нерезидентам РФ для налоговых целей (п. 2 ст. 207 НК РФ).

    Уплата НДФЛ с иностранцев в 2020 году

    Сроки перечисления НДФЛ налоговыми агентами в 2020 году такие же, как и в 2020 году. Так, к примеру, независимо от способа выдачи зарплаты работникам (перечисление на банковские карты или выдача наличными), НДФЛ перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты зарплаты.

    Заполнение отчетности по нерезидентам в 2020 году

    В Справках 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 02.10.2020 № ММВ-7-11/[email protected]), подаваемых на работников-нерезидентов, необходимо правильно указать статус этого работника. Например, в Справке, оформляемой на иностранного работника–нерезидента, работающего по патенту, нужно указать статус 6.

    О налогообложении физлиц, являющихся нерезидентами РФ

    О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации 1. Определение статуса физического лица
    Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся — нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки — 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
    Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
    Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
    – договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
    – копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).
    Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

    2. Как считать 183 дня?
    Статьей 6.1 НК РФ установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
    В связи с этим течение срока фактического нахождения работника на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. День отъезда за рубеж считается днем нахождения в РФ.
    При определении налогового статуса имеет значение только фактическое, документально подтвержденное время нахождения физического лица в РФ. Намерения физического лица относительно времени нахождения в Российской Федерации при определении его налогового статуса в расчет не принимаются. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-04-06-01/377, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).
    Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем — российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

    3. Какими документами подтвердить нахождение на территории РФ?
    Даты прибытия на территорию России и отъезда из России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в загранпаспорте.
    Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др. (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).
    Следует иметь ввиду, что вид на жительство не является документом, свидетельствующим о фактическом времени нахождения гражданина на территории страны, а лишь подтверждает право физического лица на проживание в ней, а также его право на свободный выезд и въезд в страну (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Налоговый кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Ответственность за правильность его определения у физического лица — получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

    4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
    Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
    — для резидентов — 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
    — для нерезидентов — 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
    В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
    Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
    Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
    Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

    5. Устранение двойного налогообложения
    В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
    Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 232 НК РФ для получения налоговых привилегий, предусмотренных международным договором, налогоплательщик должен представить в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение может быть представлено как до уплаты, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налоговых привилегий.
    В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.

    6. Налогообложение единым социальным налогом (ЕСН)
    По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются ЕСН в том же порядке, что и выплаты работникам-россиянам. Начислять ЕСН нужно на выплаты и вознаграждения, которые производятся иностранцам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) или авторским договорам, согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.
    Несмотря на то, что по общему правилу выплаты иностранцам облагаются ЕСН так же, как и выплаты россиянам, одна особенность здесь все-таки есть. И заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России. В частности, является иностранец постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ.
    Это связано с тем, что сумма ЕСН определяется отдельно по федеральному бюджету, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 1 ст. 243 НК РФ). При этом налог, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу, подлежит уменьшению на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет). Это установлено абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ.
    В свою очередь, взносы на ОПС начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее — Федеральный закон N 167-ФЗ), т.е. застрахованным. Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
    Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, то налоговый вычет по ЕСН в отношении этого работника не применяется.

    7. Об уведомлении налоговых органов
    В соответствии с пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
    Работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан.
    За неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства на основании ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель — юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. На должностных лиц за указанное правонарушение налагается штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на граждан — в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

    Отдел налогообложения физических лиц
    Управления Федеральной налоговой службы
    по Камчатскому краю

    Налог с дохода нерезидента рк

    >» onclick=»checkLength(‘search_input_doc’, ‘SearchInDoc($(\’#search_input_doc\’).val(), \’bottom\’);’, 150); return false;» />
    ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна
    ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

    Стоимость услуги — тенге с учетом комиссии.

    Г. Митюгина, советник налоговой службы II ранга,

    член Палаты налоговых консультантов РК,

    налоговый консультант 1-й категории

    НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ИНОСТРАНЦЕВ-НЕРЕЗИДЕНТОВ,

    ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ КАЗАХСТАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ, В 2020 ГОДУ

    Налоговый кодекс содержит специальный раздел 19 , в котором определяется порядок налогообложения нерезидентов по доходам, получаемым из источников в Республике Казахстан, в т. ч иностранцев-нерезидентов. В целях налогообложения статус иностранцев-нерезидентов имеют иностранцы, не соответствующие признакам «иностранец-резидент», предусмотренным в статье 217 Налогового кодекса.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения
  • Доходы, получаемые иностранцами-нерезидентами из казахстанских источников

    Перечень доходов, получаемых нерезидентами из казахстанских источников, определен пунктом 1 статьи 644 Налогового кодекса (34 вида доходов).

    При рассмотрении перечня доходов нерезидентов от казахстанских источников следует обратить внимание на положения пункта 2 статьи 644 Налогового кодекса, где предусмотрено, какой доход иностранца-нерезидента не рассматривается как доход из источника в Республике Казахстан:

    1) сумма подоходного налога, исчисленная с дохода нерезидента в соответствии с положениями Налогового кодекса, и уплаченная в бюджет Республики Казахстан налоговым агентом за счет собственных средств без удержания такого подоходного налога из дохода иностранца-нерезидента;

    Примечание. Налоговый кодекс предусматривает возможность для налогового агента перечислить в бюджет ИПН за счет своих средств без удержания его у источника выплаты из дохода иностранца-нерезидента ( п. 9 ст. 655 НК). При этом считается, что налоговый агент выполнил свое обязательство по удержанию ИПН у источника выплаты (перечислил в бюджет). В то же время его затраты на уплату ИПН за иностранца-нерезидента за счет своих средств не могут быть отнесены на вычеты, т. к. налоговый агент выполнил обязательство по уплате налога не за себя, а обязательство физического лица.

    НДФЛ с нерезидентов РФ в 2020 году

    Подоходный налог с нерезидентов РФ: когда применяются другие ставки

    Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ ставка налога на доходы нерезидентов составляет 30%.

    Перечислим все возможные случаи, когда ставка НДФЛ для нерезидентов будет составлять отличную от 30% величину:

    1. Налоговая ставка равна 15%, если любые физические лица, которые не признаны резидентами РФ, получали доходы в виде дивидендов как участники российских компаний (п. 3 ст. 224 НК РФ).
    2. Налоговая ставка равна 13%, если доходы получены от трудовой деятельности в РФ следующими категориями нерезидентов:
  • иностранцами, работающими по патенту (п. 3 ст. 224, ст. 227.1 НК РФ);
  • иностранцами, являющимися высококвалифицированными специалистами (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • Не все доходы высококвалифицированных иностранцев облагаются по ставке 13%. Подробнее об этом – в материале «По какой ставке НДФЛ облагаются доходы высококвалифицированного иностранного сотрудника?».

    • соотечественниками, ранее работавшими за рубежом и ныне являющимися участниками госпрограммы по их добровольному переселению в Россию, а также членами их семей (п. 3 ст. 224 НК РФ);
    • гражданами зарубежных стран или не имеющими гражданства, если они признаны беженцами или им предоставлено временное убежище в РФ (п. 3 ст. 224 НК РФ);
    • членами экипажей тех судов, которые приписаны к портам РФ и ходят под ее флагами (п. 3 ст. 224 НК РФ);
    • иностранцами, если их страны входят в Евразийский экономический союз (ст. 73 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014, который вступил в силу с 1 января 2015 года). Важный нюанс по этой категории лиц — здесь.
    • Отдельно следует указать, что на нерезидентов распространяется тот же принцип, что и на резидентов: доходы, освобожденные от налогообложения для отечественных налогоплательщиков, не нужно облагать НДФЛ. Подробнее об этом — в письме Минфина России от 29.10.2012 № 03-04-05/4-1226.

      О том, кто является нерезидентом и как подтверждается резидентство, читайте в статьях:

      НДФЛ-2020: иностранцы продают недвижимость

      Для налогообложения доходов нерезидентов, полученных от продажи имущества, срок владения им не имел значения до конца 2020 года, и НДФЛ в любом случае взимался. Но с января 2020 года в п. 17.1 ст. 217 НК РФ внесены правки, согласно которым доход, полученный от продажи недвижимости после 01.01.2020, освобождается от налогообложения НДФЛ при соблюдении минимального предельного срока владения.

      Напомним минимальный срок владения имуществом:

    • для приобретенного до 2016 года — более 3 лет;
    • для приобретенного начиная с 2016 года (закон РФ «О внесении изменений…» от 29.11.2014 № 382-ФЗ) — более 5 лет, при этом для некоторых ситуаций получения имущества сохраняется 3-летний срок.
    • Минфин России в письме от 26.12.2020 № БС-3-11/10138 разъясняет тонкости процесса продажи квартиры нерезидентом. Если срок владения продаваемого имущества менее 5 лет, то нерезидент уплачивает налог с суммы дохода по ставке 30%. При этом имущественные вычеты применить он не вправе.

      Кроме приведенного письма аналогичное утверждение содержится в письмах Минфина России от 27.05.2020 № 03-04-05/38392, от 14.06.2020 № 03-04-05/43619 и некоторых других.

      Г-н Ключник С. И. продал в апреле 2020 года загородный дом, принадлежавший ему на праве собственности менее 5 лет.

      Как и все физические лица, получившие самостоятельный доход, в 2020 году он должен до 30.04.2020 подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, а затем до 15.07.2020 заплатить причитающийся налог, рассчитанный по ставке 30%.

      Могут ли нерезиденты воспользоваться налоговыми вычетами?

      Если физические лица не признаны резидентами РФ, то имущественные налоговые вычеты им не положены. Такой вывод можно сделать, если рассмотреть в комплексе положения подп. 3 и 4 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 220, п. 3 ст. 224 НК РФ.

      Более того, им недоступна элементарная операция по уменьшению дохода, полученного от продажи имущества, на величину затрат, произведенных при приобретении данного имущества. То, что нерезидентам нельзя пользоваться подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ и вычитать расходы из доходов, отражено в нескольких письмах Минфина России, например, от 08.04.2013 № 03-04-05/4-347, от 26.03.2013 № 03-04-05/4-285 и от 11.10.2010 № 03-04-06/6-248.

      Авторы приводят в пользу такого утверждения следующие аргументы. Снижение величины доходов на сумму произведенных затрат, по их мнению, не что иное, как налоговый вычет. А в абз. 1 данного пункта мы уже нашли решение: вычеты нерезидентам недоступны. Значит, и операция «доходы минус расходы» тоже.

      О том, надо ли взимать НДФЛ с доходов иностранных работников — фрилансеров, узнайте из материала «Дистанционный работник — иностранец: как быть с НДФЛ».

      Можно ли все-таки снизить доход нерезидентов?

      Судебной практики на этот счет не сложилось, поэтому альтернативная точка зрения теоретически существовать может, но нигде не проявилась и свою состоятельность не доказала.

      Тем не менее приведем аргументы в пользу такого подхода. Итак, в п. 4 ст. 210 НК РФ указано, что налоговые вычеты, определяемые ст. 218–221 НК РФ, для нерезидентов не применяются. Однако эта норма не говорит, что налоговую базу нельзя уменьшить на сумму расходов, если они связаны с покупкой впоследствии реализованного имущества. То есть прямого запрета на такую операцию в НК РФ нет.

      А поскольку она не носит название налогового вычета, то и ссылаться на п. 4 ст. 210 НК РФ как на содержащий запретительную норму некорректно.

      Кроме того, есть еще одна говорящая в пользу такого решения позиция. Она содержится в самом определении дохода, установленном в ст. 41 НК РФ. Доход представляет собой экономическую выгоду в натуральной или денежной форме, если такую выгоду можно оценить.

      Применительно к данной ситуации НДФЛ должен взиматься лишь с той части дохода, которую можно признать экономически выгодной. А оценить эту выгоду можно лишь путем вычитания из общего дохода расходов по приобретению имущества. Такое право предоставляет подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ. То есть подоходный налог с нерезидентов теоретически можно взимать с чистого дохода, определение которого содержится в постановлении Конституционного суда РФ от 01.03.2012 № 6-П (п. 2), от 13.03.2008 № 5-П (п. 3).

      Однако, учитывая отсутствие судебной практики по данному вопросу, перед сдачей налоговой декларации лучше все-таки сделать запрос в налоговый орган с просьбой указать наиболее правильный путь.

      Итоги

      Доход нерезидентов, полученный от источников в РФ, облагается НДФЛ по ставке 30%, за исключением дохода в виде дивидендов и трудовых доходов отдельных категорий нерезидентов. При этом нерезиденты не могут уменьшить полученные доходы на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ.

      Оформление на работу и налогообложение доходов нерезидента РК в программе 1С:Бухгалтерия, ред. 3.0

      Общие положения

      Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 26 Трудового кодекса РК не допускается заключение трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел.

      Рассмотрим в данной статье отражение операций по оформлению на работу, а также налогообложение доходов иностранных специалистов в программном продукте.

      Для того, чтобы правильно внести сведения о принимаемом иностранном специалисте в конфигурацию, необходимо в первую очередь определить является такой специалист резидентом или нерезидентом в целях налогового законодательства РК.

      Согласно статье 217 Налогового кодекса резидентом Республики Казахстан в целях Налогового кодекса признается физическое лицо:

    • постоянно пребывающее в Республики Казахстан;
    • непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов, которого находится в Республике Казахстан.
    • Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

      Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

    • физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);
    • супруг (а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;
    • наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.
    • Постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан (Закон РК от 19 июня 1995 года № 2337 «О правовом положении иностранцев»). То есть, если работник-иностранец имеет вид на жительство, данный работник в целях налогообложения будет рассматриваться как резидент.

      Оформление сотрудника–нерезидента на работу

      В конфигурации предоставлена возможность оформления на работу сотрудников документом «Приемы на работу в организации», но перед этим необходимо внести в сведения в справочник «Сотрудники», который можно открыть в разделе «Кадровый учет» — «Справочники и настройки».

      Создать нового сотрудника можно следующими способами:

    • создать нового сотрудника и внести его личные данные в справочник физических лиц;
    • создать нового сотрудника, выбрав его из справочника физических лиц.
    • Способ «Создать нового сотрудника и внести его личные данные в справочник физических лиц» означает, что при записи сведений в карточке сотрудника создается запись в справочнике «Физические лица».

      Способ «Создать нового сотрудника, выбрав его из справочника физических лиц» означает, что создается новый сотрудник из справочника «Физические лица».

      Справочник «Физические лица» предназначен для хранения информации о физическом лице, его персональных данных, а также сведений о карт-счете. Открыть справочник можно в разделе «Кадровый учет» — «Справочники и настройки» — «Физические лица».

      На основании заполненной карточки сотрудника создается документ «Прием на работу в организацию».

      В открывшемся документе «Прием на работу в организацию» на закладке «Сотрудники» заполняются сведения о принимаемом сотруднике, присвоенному табельному номеру, дате приема на работу, подразделении, в котором будет оформлен сотрудник, должности, а также информация о необходимости исчисления ОППВ.

      На закладке «Начисления» заполняются сведения о видах расчета из справочника «Начисления организаций», а также размерах вида расчетов.

      Рассмотрим на примере заполнение данных в карточке физического лица принимаемых сотрудников-нерезидентов, которые влияют на налогообложение доходов иностранных специалистов.

      Пример

      Компания резидент РК принимает на работу троих иностранных специалистов:

    • гражданина Турции, у которого есть вид на жительство, с окладом 350 000 тенге;
    • гражданина Российской Федерации, вид на жительство отсутствует, с окладом – 250 000 тенге;
    • гражданина Германии, без вида на жительства (находится в РК менее 183 календарных дней), с окладом 200 000 тенге.
    • Информация о гражданстве физических лиц заносится в поле «Гражданство» по гиперссылке «Ввести данные о гражданстве» на закладке «Общие» в карточке физического лица.

      Заполнение данных в карточке физического лица гражданина Турции:

      Так как, в нашем примере у сотрудника, гражданина Турецкой Республики имеется разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство), следовательно, налогообложение дохода такого сотрудника уплачиваются и исчисляются в общеустановленном режиме, как и за граждан РК. Это значит, что не отмечаем флажками следующие настройки:

    • не подлежит социальному страхованию;
    • не подлежит социальному медицинскому страхованию.
    • Заполнение данных в карточке физического лица гражданина Российской Федерации:

      В данном случае у сотрудника – нерезидента Российской Федерации не имеется разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан, следовательно, в целях налогового законодательства РК он не является налоговым резидентом РК.

      Так как работник является гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС, то тогда действуют положения договора о ЕАЭС. Согласно статье 98 пункту 3 договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

      Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

      Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

      Следовательно, социальные отчисления и социальное медицинское страхование исчисляются и уплачиваются за иностранных работников граждан стран — членов договора о ЕАЭС, независимо от срока их пребывания в Казахстане.

      Таким образом, отмечаем в карточке следующие флажки:

    • не имеет право на пенсионное обеспечение.
    • Заполнение данных в карточке физического лица гражданина Германии:

      У гражданина Германской республики в нашем примере не имеется разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан, следовательно, в целях налогового законодательства РК он также не является налоговым резидентом РК. Это значит, что социальные отчисления, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование, а также обязательные пенсионные взносы за такого работника не производятся.

    • не является налоговым резидентом РК;
    • не имеет право на пенсионное обеспечение;
    • Налогообложение доходов сотрудника-нерезидента

      В соответствии с подпунктами 23, 23, 24 пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

    • доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
    • надбавки физическому лицу-нерезиденту, выплачиваемые ему в связи с проживанием в Республике Казахстан резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
    • доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя.
    • Если сотрудник-нерезидент в целях положений Налогового кодекса является резидентом, то при исчислении ИПН применяются налоговые вычеты. Предоставление вычета физическому лицу по индивидуальному подоходному налогу регистрируется документом «Заявление на предоставление вычетов ИПН», который находится в разделе «Зарплата» — «Налогообложение». Для сотрудников-нерезидентов не применяются налоговые вычеты, следовательно, документ «Заявление на предоставление вычета ИПН» создавать не нужно.

      Продолжение примера

      Сотрудник, гражданин Турции предоставил в бухгалтерию заявление на предоставление вычета в размере 1 МЗП при расчете ИПН.

      В документе необходимо обязательно отметить флажком «Наличие заявления». При проведении документ дает движения в регистр накопления «Вычеты физических лиц по ИПН» и регистр накопления «Применение вычетов по ИПН».

      Для принятых сотрудников-нерезидентов Российской Федерации и Германии вычет при расчете ИПН не предоставляется, так как они в нашем примере не являются резидентами РК в целях налогообложения.

      Компанией за май 2020 года начислена заработная плата сотрудникам-нерезидентам, исчислены и удержаны налоги, взносы и отчисления с заработной платы.

      Согласно пункту 3 статьи 655 Налогового кодекса, исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса, к сумме доходов физического лица-нерезидента. В соответствии с пунктом 1 статьи Налогового кодекса доходы налогоплательщика облагаются налогом по ставке 10%.

      Исчисление индивидуального подоходного налога и обязательных пенсионных взносов регистрируется документом «Расчет удержаний сотрудников организаций», расположенного в разделе «Зарплата» — «Зарплата».

      На закладке «Подоходный налог» исчислен индивидуальный подоходный налог у источника выплаты следующим образом:

    • у сотрудника резидента Турции, у которого есть вид на жительство, с окладом 350 000 тенге ИПН составил – 27 250 тенге (350 000 – 35 000 (10 % ОПВ) – 42 500 (стандартный вычет 1 МЗП)*10%
    • у сотрудника резидента Российской Федерации, вид на жительство отсутствует, с окладом – 250 000 тенге – 25 000 тенге (250 000 *10%)
    • у сотрудника резидента Германии, вид на жительство отсутствует (находится в РК менее 183 календарных дней), с окладом 200 000 тенге – 20 000 тенге (200 000*10%)
    • Согласно статье 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в 2020 году обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в Единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 50-кратный МРЗП, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

      На закладке «Пенсионные взносы» начислены обязательные пенсионные взносы у сотрудника резидента Турции, работающего по трудовому договору, имеющего вид на жительство в Республики Казахстан.

      Документ «Расчет налогов, взносов, и отчислений сотрудников организаций» предназначен для исчисления сумм социального налога, социальных отчислений, профессиональных пенсионных взносов и отчислений ОСМС.

      Размер социальных отчислений за каждого работника составляет 3,5% от объекта исчисления социальных отчислений. Ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем семикратного размера МРЗП установленной законом о республиканском бюджете (в 2020 году: 42 500 ? 7 = 297 500 тенге). В случае если общая сумма начисленных доходов работнику за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, объект исчисления социальных отчислений определяется исходя из минимального размера заработной платы.

      На закладке «Социальные отчисления» исчислены суммы социальных отчислений следующим образом:

    • у сотрудника резидента Турции, сумма социальных отчислений составила – 10 413 тенге (расчет суммы СО исчисляется с установленного верхнего предела – 297 500 * 3,5%);
    • у сотрудника резидента Российской Федерации, сумма социальных отчислений составила – 8 750 тенге (250 000 * 3,5%);
    • у сотрудника резидента Германии, исчисление социальных отчислений не производится, так как вид на жительство отсутствует.
    • На заметку!

      До начала трудовой деятельности в Республике Казахстан нерезидент должен иметь индивидуальный идентификационный номер, на основе которого будут перечисляться социальные отчисления.

      При исчислении социального налога за сотрудников-нерезидентов применяется ставка — 9,5%. Исчисление и уплата налога производятся ежемесячно. Сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В случае если сумма социальных отчислений в ГФСС превышает сумму социального налога, уплата социального налога в бюджет не производится. По иностранным работникам исчисленный социальный налог уменьшается на социальные отчисления, если работники имеют вид на жительство, а также иностранные работники граждане стран – членов договора о ЕАЭС.

      На закладке «Социальный налог» исчислен социальный налог следующим образом:

    • у сотрудника резидента Турции, СН составил – 19 512 тенге (350 000 – 35 000 (10 % ОПВ) * 9,5 %) – 10 413 (сумма СО);
    • у сотрудника резидента Российской Федерации, СН – 15 000 тенге (250 000 * 9,5%) – 8 750 (сумма СО);
    • у сотрудника резидента Германии, СН – 19 000 тенге (200 000 * 9,5%).
    • Иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории Республики Казахстан в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

      Размер отчислений на обязательное социальное медицинское страхование за каждого работника составляет 1,5% от объекта исчисления социальных отчислений.

      На закладке «Отчисления ОСМС» исчислены суммы отчислений на обязательное социальное медицинское страхование следующим образом:

    • у сотрудника резидента Турции, сумма отчислений ОСМС составила – 5 250 тенге (350 000 * 1,5%);
    • у сотрудника резидента Российской Федерации, сумма отчислений ОСМС составила – 3 750 тенге (250 000 * 1,5%);
    • у сотрудника резидента Германии, исчисление отчислений ОСМС не производится.
    • Налоговая декларация

      Приложение 200.02 «Исчисление ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства» к форме 200.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу» предназначена для исчисления сумм ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Форма составляется по итогам квартала и представляется вместе с декларацией.

      В разделе «Исчисление ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства»:

    • в графе А проставляется очередной порядковый номер;
    • в графе В указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) иностранцев и лиц без гражданства, которым были начислены, выплачены доходы в отчетном квартале;
    • в графе C указываются ИИН иностранцев и лиц без гражданства;
    • в графе D указывается признак резидентства: «1» – резидент, «2» – нерезидент;
    • в графе E указывается код страны резидентства иностранцев и лиц без гражданства. Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, установленной в приложении 22 «Классификатор стран мира», утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 378.
    • в графе L указывается ставка подоходного налога у источника выплаты, установленная международным договором или статьями 646 и 320 Налогового кодекса;
    • в графе M указываются начисленные доходы иностранцам и лицам без гражданства;
    • в графе N указывается налоговый вычет, установленный подпунктом 3) пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса;
    • в графе O указываются суммы обязательных пенсионных взносов, исчисленные с доходов иностранцев и лиц без гражданства, в соответствии с пенсионным законодательством Республики Казахстан и относимые на вычеты в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса.
    • в графе V указываются суммы ИПН, исчисленного с доходов иностранцев и лиц без гражданства за отчетный квартал.
    • в графе Y указывается всего доходов, облагаемых социальным налогом. Значения строк графы Y определяются по формуле (М-Х-О).
    • в графе Z указываются суммы социального налога, исчисленного с доходов иностранцев и лиц без гражданства за отчетный квартал;
    • в графе AА указываются расходы работодателя, с которых исчисляются социальные отчисления, определяемые в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании;
    • в графе АB указываются суммы социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании;
    • в графе АС указываются суммы взносов и отчислений на ОСМС в соответствии с Законом об обязательном социальном медицинском страховании.
    • Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства представляется налоговым агентом в налоговый орган по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды.

      Налог на доходы российских нерезидентов может быть снижен более чем в два раза

      Ставка налога на доходы иностранцев, которые платят налоги в России, может быть снижена с 30 до 13%. Об этом в четверг рассказал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов (его слова приводит ТАСС).

      Сейчас налоговая ставка с доходов человека из России зависит от его налогового резидентства. Чтобы стать российским резидентом, нужно провести в стране более 183 дней в течение года. Для таких людей ставка налога – 13%, для остальных существенно выше – 30%.

      Можно ли приравнять эти ставки, у Силуанова спросил представитель игорной зоны в Приморье. В ней большой поток иностранных туристов, объясняет представитель Минфина. Идея обсуждалась в Минфине давно, знает федеральный чиновник, – выбирать российское резидентство и платить НДФЛ невыгодно, зато выгоднее платить налог по соглашениям об избежании двойного налогообложения.

      Для некоторых нерезидентов уже есть исключения – например, с дивидендов они платят 15% налога (а если они получены от международной холдинговой компании, переехавшей в специальный административный район, – 5%). Те, кто работает по патенту, высококвалифицированные специалисты (с зарплатой выше 167 000 руб.) платят налог 13%. При продаже недвижимости с 2020 г. нерезидент и вовсе не платит налог (если владел ею более трех лет до 2016 г. или более пяти лет с января 2016 г.).

      Но тех, кто платит полные 30% налога, немало, говорит партнер KPMG в России и СНГ Донат Подниек: например, россияне, работающие за рубежом, игроки российских игорных зон, люди, которые сдают недвижимость в аренду или продают ценные бумаги, члены совета директоров российских компаний и др.

      Предложение Минфина будет выгодно и работникам-мигрантам, и налогоплательщикам покрупнее, говорит партнер EY Антон Ионов. Например, зарубежным инвесторам, которые, возможно, даже захотят увеличивать инвестиции в российские ценные бумаги, фондовый рынок и частные компании, рассуждает он. Ставка в 13% – ниже, чем в других развивающихся странах, и сделает российский рынок привлекательнее, говорит Ионов. Мера стимулирует деловую активность, поддерживает управляющий партнер «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин. По предварительным данным ЦБ, приток прямых иностранных инвестиций в Россию в 2020 г. сократился до минимума за последние 10 лет ($8,8 млрд), а чистый отток прямых иностранных инвестиций превысил $23 млрд против $8,2 млрд за 2017 г.

      Налоговая среда – важный, но не единственный критерий инвестиционной привлекательности, скептичен главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Важна защита прав малых и средних инвесторов, но тут ситуация неоднозначная, говорит он. Крупные трансграничные инвестиционные проекты у России есть, но они скорее единичные, рассуждает Долгин, для массового притока нужны комплексные решения и более благоприятная внешнеполитическая среда.

      Еще одно ограничение – обязанность с 2015 г. декларировать доходы от контролируемых иностранных компаний (КИК), говорит Ионов. Некоторые россияне меняли резидентство, чтобы не раскрывать информацию о КИКах, но при этом они остаются владельцами российских активов. Россиянам покидать страну надолго становится только выгоднее, сетует юрист BGP Litigation Анастасия Варсеева.

      Но приравнивание ставок в любом случае упростит администрирование, единодушны юристы. Проблемы из-за разницы в ставках возникают постоянно, в том числе доходит до судебных споров, напоминает партнер Taxology Алексей Артюх. Снижение ставки – существенная экономия на налогах для людей, а для бюджета – несущественные потери, рассуждает он. Всего за 2020 г. иностранцы, работающие по патенту, заплатили 60 млрд из 3,7 трлн руб. собранного НДФЛ, следует из данных Федеральной налоговой службы.

      Проще приравнять ставки, чем отслеживать статус резидентства по штампам в загранпаспорте, заключает Артюх. Снизится административная нагрузка и на работодателей – например, если сотрудник меняет статус с нерезидента на резидента, работодатель должен пересчитать удержанные налоги, рассказывает управляющий партнер компании УК «Право и бизнес» Александр Пахомов.

      Представитель ФНС не ответил на запрос «Ведомостей».

      НДФЛ с доходов нерезидентов

      Рекомендации от налогового юриста Артура Дулкарнаева

      Само по себе отсутствие или наличие российского гражданства не влияет на обязанность платить НДФЛ. Например, российский гражданин, который уехал из России и уже много лет живет в другой стране не должен платить НДФЛ со своих доходов. А иностранец, который работает в российской компании и постоянно проживает в России — да.

      Налоговое резидентство

      Налоговые резиденты России — это лица, которые находятся в России 183 и более календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Не обязательно постоянно и не обязательно в течение одного календарного года.

      Чтобы определить налоговый статус, резидент или нерезидент, получателя дохода, нужно:

    • Отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев назад. Эти 12 месяцев называются расчетным периодом. Расчетный период может совпадать с календарным годом, а может начинаться в одном году, а заканчиваться в другом. Главное требование — 12 месяцев должны следовать последовательно друг за другом. Например, компания выплатила дивиденды лицу 10 июня 2020 года. Расчетный период с 10 июня 2017 по 9 июня 2020 года включительно.
    • Посчитать сколько дней лицо находилось на территории России в течение расчетного периода. Не обязательно, чтобы дни шли последовательно друг за другом. При расчете в срок нужно включать дни приезда и отъезда.
    • Доходы, с которых нерезиденты платят НДФЛ

      Нерезиденты платят налог с доходов, которые они получают из источников в России. Это, например:

    • Зарплата за исполнение трудовых обязанностей в России.
    • Оплата за оказание услуг или выполнение работ.
    • Доходы от продажи недвижимости, находящейся в России.
    • Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в России.
    • Доходы, полученные от использования в России авторских прав.
    • Дивиденды, полученные от российских компаний.
    • Проценты, полученные по долговым обязательствам.
    • Освобождение от налогообложения

      К нерезидентам применяются общие правила о полном или частичном освобождении отдельных видов доходов от налогообложения. Перечень таких доходов содержится в статье 217 Налогового кодекса РФ.

      Основания для освобождения отдельных видов доходов от налогообложения могут быть предусмотрены также международными соглашениями, заключёнными Россией с иностранными государствами.

      Например, налоговый резидент Республики Кипр предоставляет российской компании право использования своего литературного произведения на территории России. Вознаграждение, которое получает резидент Кипра (роялти) по общему правилу облагается НДФЛ в России как доход от источника в России. Однако между Правительством России и Правительством Республики Кипр заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, согласно которому роялти не облагаются в стране источнике выплат.

      Доходы следующих категорий нерезидентов не подлежат обложению НДФЛ:

      1. Дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал дипломатических представительств иностранных государств. При условии отсутствия у таких лиц российского паспорта.
      2. Консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала консульских учреждений иностранных государств. Также при условии отсутствия у таких лиц российского паспорта.
      3. Отдельные категории сотрудников международных организаций (МБРР, ЕБРР, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и др.). Конкретные категории сотрудников определены в уставах этих организаций.
      4. Ставки НДФЛ для нерезидентов

        Доходы нерезидентов облагаются по ставкам 13%, 15% и 30%. Ставка зависит от вида дохода и статуса нерезидента. Общее правило — доходы нерезидента облагаются по ставке 30%.

        Ставка 15% применяется к полученным от российской компании дивидендам. Ставка 13% применяется к доходам от трудовой деятельности следующих категорий нерезидентов:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *