Особенности судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних

(Белоусова С. В.) («Законность», 2011, N 5)

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Белоусова Светлана Владимировна, юрисконсульт Калининградского областного государственного учреждения «Психиатрическая больница N 2».

В статье рассматриваются проблемные вопросы назначения и производства судебно-психиатрической, комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних, а также вносятся предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в части, касающейся назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Ключевые слова: производство судебно-психиатрической экспертизы; назначение судебно-психиатрической экспертизы; комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних; экспертиза.

The particular features of forensic psychiatric and comprehensive psychological and psychiatric expert examination of minors S. V. Belousova

The article studies problems in appointment and execution of forensic psychiatric, comprehensive psychological and psychiatric examinations of minors and also makes proposals to improve criminal procedural legislation in terms of appointment of a comprehensive psychological and psychiatric examination.

Key words: execution of forensic psychiatric examination; appointment of forensic psychiatric examination; comprehensive psychological and psychiatric examination of minors; examination.

В соответствии с международными стандартами и принципами в области прав и свобод человека особые правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних (гл. 50 УПК РФ) направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления. ——————————— См., напр.: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Международные акты о правах человека: Сборник документов. С. 284 — 305; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних от 14 декабря 1990 г. Там же. С. 273 — 284; Конвенция ООН «О правах ребенка». Там же. С. 306 — 321; и др.

Именно поэтому в уголовно-процессуальном законе России определен особый перечень обстоятельств, подлежащих установлению по всем делам о преступлениях несовершеннолетних (ст. 421 УПК). При этом в п. 2 ч. 1 указанной статьи законодатель говорит о необходимости установления уровня психического развития несовершеннолетнего и иных особенностей его личности. Установление уровня психического развития подростка предполагает установление степени его интеллектуального развития, соответствия его возрасту, причин задержки психического развития. Это положение полностью отвечает Пекинским правилам, закрепляющим положение о выяснении степени интеллектуального, волевого и психического развития . ——————————— Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека: Пособие для российских судей. М., 1993. С. 66 — 77.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, необходимо также установить, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими (ч. 2 ст. 421 УПК). Следует учитывать, что для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы уровень умственного развития несовершеннолетнего соответствовал его «паспортному» возрасту. Подлежит прекращению уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом (ч. 3 ст. 27 УПК; ч. 3 ст. 20 УК). Сформулировав указанное положение, законодатель попытался провести разделение между последствиями двух форм отставания несовершеннолетнего в психическом развитии: связанного и не связанного с психическими расстройствами . ——————————— См.: Цымбал Е. И. Практика применения части 3 статьи 20 УК РФ как зеркало российской судебной психиатрии // Независимый психиатрический журнал. 2000. N 3. С. 46 — 49.

В научной литературе встречается множество терминов для обозначения названного в ч. 3 ст. 20 УК феномена: «психическая возрастная отсталость» , «психическое недоразвитие» , «возрастная невменяемость» (Н. Кузнецова) , «возрастная вменяемость» (В. Гурьева) . ——————————— Кривоченко Л. Н. Об особенностях признания несовершеннолетних невменяемыми. Вопросы предотвращения и ликвидации преступлений и других правонарушений. Харьков, 1968. С. 192 — 193. Сущенко Ю. К. О совершенствовании понятий «вменяемость» и «невменяемость» // Становление и развитие российского уголовного законодательства. Волгоград, 1973. С. 44. Подростковая судебная психиатрия: Руководство для врачей // В. А. Гурьева, Н. Г. Дозорцева и др. / Под ред. В. А. Гурьевой. М., 1998. С. 42. Там же. С. 42.

Разные наименования обусловлены тем, что понятие «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» действующее законодательство оставило нераскрытым. В различных публикациях это понятие либо также остается без внимания, либо отождествляется с умственной отсталостью («положение в первую очередь касается умственно отсталых подростков, интеллектуальное развитие которых не соответствует их возрасту») или с педагогической и социальной запущенностью, что вносит неопределенность в его трактовку, порождая острые дискуссии среди ученых. ——————————— Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. В. Наумов. М., 1996. С. 75 — 77.

До сих пор не существует однозначных критериев для применения этой нормы закона. Некоторые специалисты придерживаются крайней точки зрения, согласно которой отставание в психическом развитии всегда связано с тем или иным психическим расстройством. Другие считают, что речь идет об одном из вариантов задержки развития (интеллектуального или личностного), причинами которой могут быть социальная или педагогическая запущенность, наличие сенсорного дефекта, перенесение тяжелых соматических заболеваний . Так, большинство опрошенных экспертов Республики Башкортостан (76%) считают, что причиной отставания несовершеннолетнего в психическом развитии чаще всего является социальная запущенность (бродяжничество, отсутствие родительского внимания и т. д.), а не психические заболевания . ——————————— См. об этом: Кузьмина О. Л. Производство расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: Монография. Калининград: КлЮИ МВД России, 2008. С. 71. Макаренко И. А. Особенности назначения судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних // Эксперт-криминалист. 2008. N 4. С. 21.

Многие ученые, занимающиеся проблемами психических отклонений у несовершеннолетних, солидарны во мнении, что «среди причин психопатического развития личности у подростков важное место занимают тяжелая обстановка в семье, конфликтные переживания в связи с неблагоприятным положением в школе и т. п. В подобных случаях симптомы психопатического развития личности особенно трудно отличимы от признаков педагогической запущенности» . ——————————— См.: Коченов М. М. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза (к постановке проблемы) // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 29. С. 118.

Проведенное нами интервьюирование психиатров показало, что они, к сожалению, не имеют разработанных и апробированных методик, по которым бы могли точно определить, связано отставание в психическом развитии с психическим расстройством или же оно связано с педагогической и социальной запущенностью. На вопрос: «Всегда ли возможно конкретно установить, психическое расстройство или социальная запущенность стали причиной отставания несовершеннолетнего в психическом развитии?» 16% опрошенных экспертов ответили положительно, 63% отметили, что иногда это можно определить, а 21% затруднились ответить на этот вопрос . ——————————— Практически аналогичные результаты были получены И. Макаренко в ходе интервьюирования психологов и психиатров Республики Башкортостан. На этот вопрос только 11% опрошенных экспертов ответили положительно, 67% отметили, что иногда это можно определить, а 22% вообще затруднились ответить (Макаренко И. А. Указ. соч. С. 22).

Таким образом, проблема разграничения психического заболевания и иных проявлений психических отклонений сложна. И решить вопрос об уголовной ответственности лиц, которые отстают в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, и которые во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, весьма проблематично. Между тем неоднозначное понимание следователями, судьями и экспертами терминов «отставание в психическом развитии, связанное с психическим расстройством» и «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» обусловило выделение в правоприменительной практике трех подходов: назначение только психиатрической или только психологической экспертизы; назначение психиатрической, а затем психологической экспертизы; назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы . ——————————— См.: Иванова Т. В. Теоретические и правовые основы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Калининград, 2009. С. 22.

По мнению Л. Каневского, назначение судебно-психологической экспертизы необходимо в том случае, когда есть данные, указывающие на неспособность к усвоению материала в начальный период обучения, тяготение к занятиям и интересам, присущим несовершеннолетним более младшего возраста, длительную болезнь несовершеннолетнего и т. д. При этом указанный автор ведет речь не об «обычной» педагогической запущенности, встречающейся достаточно часто и являющейся следствием воспитания в неблагополучной семье, а о значительном отставании в развитии . ——————————— Каневский Л. Л. Тактика следственных действий по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Уфа, 2001. С. 128.

Однако такая позиция носит весьма дискуссионный характер. Как справедливо отмечает И. Макаренко, «отличить «обычное» от значительного, так же как обнаружить различия между социальной запущенностью и психическим расстройством подростка, бывает весьма затруднительно» . ——————————— Макаренко И. А. Особенности назначения судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних // Эксперт-криминалист. 2008. N 4. С. 23.

В то же время случаев выявления задержки интеллектуального (эмоционально-волевого) развития, не связанной с психической патологией, довольно мало, и выявление их представляет значительную сложность при проведении исследования. Чаще всего недостаточность развития обусловлена определенного вида психическими заболеваниями: органическими поражениями головного мозга, олигофренией и др. . Изложенные аргументы предопределяют предпочтительность назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (далее — КСППЭ). ——————————— Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. М., 1998. С. 130.

Что касается производства судебно-психиатрических экспертиз, то такие экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых назначаются обычно при наличии следующих обстоятельств: 1) необычное или ничем не мотивированное, психологически нелепое или особо жестокое преступление или ничем не оправданное глумление над трупом; 2) неадекватное и нелогичное поведение, высказывания, действия, поступки и т. д. обвиняемых, подозреваемых в судебно-следственной ситуации; 3) пребывание указанных лиц в психиатрических стационарах или на учете в психоневрологических учреждениях, прохождение ими судебно-психиатрической экспертизы в прошлом; 4) перенесенные этими лицами травмы головного мозга (черепа) или его заболевания (менингиты, энцефалиты, сифилис или их последствия); 5) задержка в психическом развитии у этих лиц, их отставание в период обучения в школе или неадекватное снижение трудоспособности; 6) учеба во вспомогательной школе (психоневрологические учреждения со специальным обучением) и др. . ——————————— Волчецкая Т. С. Основы судебной экспертологии. Калининград, 2004. С. 167.

И все же, как показывает проведенное нами исследование, для определения уровня психического развития несовершеннолетнего, тем более при наличии данных о его умственной отсталости, предпочтительнее назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Диагностика умственной отсталости в качестве общих диагностических указаний содержит предписание определения интеллектуального уровня на основе всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивного поведения, которое должно конкретизироваться при помощи шкал социальной зрелости и адаптации, стандартизированных с учетом местных условий, и продуктивности по психометрическим тестам . ——————————— Макаренко И. А. Указ. соч. С. 24.

В ходе же, например, судебно-психиатрической экспертизы «в диагностике умственной отсталости абсолютно преобладают лишь клинические критерии; определение степени социальной адаптированности в соответствии с рекомендациями ВОЗ и психометрическое изучение интеллекта фактически не проводятся» . Иначе говоря, проведение одной только судебно-психиатрической экспертизы дает возможность следствию ответить лишь на вопрос, является ли подросток вменяемым. Однако этой информацией, как справедливо отмечает И. Макаренко, нельзя ограничивать изучение психических особенностей несовершеннолетнего . ——————————— См.: Боков С. Н. Организационно-правовые аспекты судебно-психиатрической экспертизы умственно отсталых лиц // Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики. В 3 ч. М., 2004. Ч. 3: Вопросы теории и практики судебной экспертизы. С. 80. Макаренко И. А. Указ. соч. С. 24.

При этом проведенное исследование показывает, что в большинстве случаев в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых назначается амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза (АСПЭ). Однако изучение и анализ 200 актов судебно-психиатрических экспертиз Калининградской областной психиатрической больницы N 2 показали, что проведение АСПЭ не решает поставленных следствием вопросов, что приводит к назначению стационарной СПЭ. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза не просто суммирует возможности судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз. В отличие от каждой из них в отдельности она позволяет установить системные свойства изучаемого объекта: выявить результаты взаимодействия комплекса психологических и психопатологических случаев. Это единственно правильный, методологически верный путь к решению экспертных задач, когда получение достоверного ответа гарантируется только одновременной оценкой . ——————————— Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. С. 7.

При этом наиболее полное определение, отражающее сущность комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, предложено И. Кудрявцевым: «Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза — это одна из разновидностей межродовых комплексных экспертиз, основанная на совместном рассмотрении и интеграционной оценке результатов скоординированного применения для исследования психической деятельности обвиняемых (подозреваемых), потерпевших и свидетелей специальных знаний эксперта-психолога и эксперта-психиатра с целью достоверного, наиболее полного и всестороннего общего (единого) ответа на вопросы, составляющие предмет комплексного исследования и входящие в сферу совместной (совокупной) компетенции экспертов» . ——————————— Кудрявцев И. А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1999. С. 22.

Значимость таких экспертиз в процессе доказывания по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего объясняется не только задачами уголовного судопроизводства, но и спецификой реализации материально-правового института уголовной ответственности, а именно: 1) необходимостью реализации принципа возрастной вменяемости при привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК). Законодатель допускает наличие уголовно-релевантных психических состояний, исключающих уголовную ответственность несовершеннолетнего; 2) возможностью реализации принципа ограниченной вменяемости в отношении несовершеннолетнего правонарушителя как смягчающего обстоятельства (ст. 22 УК); 3) возможностью освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (ст. 21 УК); 4) необходимостью освобождения несовершеннолетних, у которых психическое расстройство наступило после совершения преступления, от уголовного наказания с применением или без применения к ним принудительных мер медицинского характера (ст. 81 УК) . ——————————— Марковичева Е. В. Проблемы оценки заключения эксперта по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Научные публикации. Красноярск, 2008. С. 1 — 3.

Следует отметить, что производство экспертизы может потребоваться не только для определения уровня психического развития несовершеннолетнего или иных особенностей его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК), но и для установления факта психического расстройства или отставания в психическом развитии при решении вопроса об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, достигшего 16-ти лет (ч. 3 ст. 425 УПК), а также подсудимого (ч. 6 ст. 425 УПК). Рассматривая вопросы, касающиеся назначения и производства судебно-психиатрических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, необходимо затронуть положения ст. 22 УК, т. е. так называемую категорию ограниченной вменяемости. В Калининградской области при проведении экспертиз в период с 2002 по 2008 г. ограниченно вменяемыми признаны 47,8% несовершеннолетних, невменяемыми — 29,5%, вменяемыми — 22,7%. В ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского согласно статистике признание ограниченно вменяемыми составляет в пределах 4,6 — 6,2% несовершеннолетних, при этом темп прироста очень неровный, что свидетельствует о еще не устоявшихся критериях применения ст. 22 УК в отношении несовершеннолетних . ——————————— Принципы и критерии судебно-психиатрической экспертизы в соответствии со статьей 22 УК РФ. М., 2005. С. 3 — 7.

Смотрите так же:  Страховые тарифы ОСАГО. Страховка в сельской местности 2020

Востребованность категории ограниченной вменяемости в большей мере определяется инициативой защиты, которая приходит к выводу, что указанная правовая норма на современном этапе предоставляет возможность использования ее в качестве обстоятельства, смягчающего вину. В то же время следует отметить: несмотря на то что согласно ч. 2 ст. 22 УК «психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания» в совокупности с другими данными и обстоятельствами, в законе не прописано, каким образом это должно происходить. Практика показывает, что применение ч. 2 ст. 22 УК происходит лишь в 5% случаев проведения судебно-психиатрических экспертиз. В значительной части заключений судебно-психиатрических экспертиз несовершеннолетних, в которых говорится об ограниченной вменяемости, указывается на необходимость применения ч. 1 ст. 22 УК, которая не является основанием для смягчения наказания и не учитывается судом при назначении наказания. Как уже было указано, неоднозначное понимание следователями, судьями и экспертами терминов «отставание в психическом развитии, связанное с психическим расстройством» и «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» обусловило выделение в правоприменительной практике трех подходов: назначение только психиатрической или только психологической экспертизы; назначение психиатрической, а затем психологической экспертизы; назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Каждый из указанных подходов, конечно, имеет право на существование и в каждом конкретном случае зависит от личности несовершеннолетнего, ситуации совершения общественно опасного деяния. И все же, как показывает проведенное нами исследование, для определения уровня психического развития несовершеннолетнего, тем более при наличии данных о его умственной отсталости, предпочтительнее назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. В случаях, когда у следователя возникают сомнения в том, что по делу проходят участники процесса с пограничными психопатологическими состояниями (психопатия, неврозы, легкая степень олигофрении и т. п.), а также употребляющие наркотические средства, спиртные напитки или одурманивающие вещества (токсикоманы), вопрос о выборе формы экспертизы должен однозначно решаться в пользу комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Эффективность судебно-психиатрических экспертиз несовершеннолетних остается достаточно низкой в связи с тем, что, как правило, они проводятся амбулаторно, а потом назначается стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. При этом, с одной стороны, эксперты-психиатры нередко не имеют возможности выяснить, с чем связано отставание подростка в психическом развитии — с психическим расстройством или с социальной и педагогической запущенностью. С другой стороны, на практике эксперты, не имея достаточных оснований, предпочитают в заключении указывать, что подросток отстает в психическом развитии и что это связано с психическим расстройством, чем подводят его под уголовную ответственность. Сегодня судебная психолого-психиатрическая экспертиза, призванная решать достаточно сложные вопросы, сталкивается с немалыми трудностями в ее проведении: 1) налицо научное несовершенство некоторых методов исследования и теоретических основ существующих научных школ и подходов; 2) неудовлетворительная подготовка профессиональных кадров; 3) производство амбулаторных вместо стационарных психолого-психиатрических экспертиз и т. д. Тем не менее при всей сложности психологических и психиатрических исследований недостаточной разработанности методик таких исследований, экспертам необходимо их проводить и давать заключение, от которого зависит судьба человека. В силу этого эксперту должны быть присущи в первую очередь такие качества, как принципиальность, объективность, беспристрастность, самостоятельность и самокритичность. В УПК должны найти отражение вопросы, касающиеся назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Для этого необходимо гл. 50 дополнить ст. 423.1 «Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза» примерно следующего содержания: «По уголовным делам в отношении несовершеннолетних для разрешения вопроса о наличии у них хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния и их способности полностью или частично отдавать отчет в своих действиях (бездействии) либо руководить ими назначается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза».

Пристатейный библиографический список

1. Адыкина Н. Н., Поминчук С. И. Психологическая профилактика пограничных состояний: предотвращение суицида. М., 2006. 2. Боков С. Н. Организационно-правовые аспекты судебно-психиатрической экспертизы умственно отсталых лиц // Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики. В 3 ч. Ч. 3: Вопросы теории и практики судебной экспертизы. М., 2004. 3. Волчецкая Т. С. Основы судебной экспертологии. Калининград, 2004. 4. Иванова Т. В. Теоретические и правовые основы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Калининград. 5. Каневский Л. Л. Тактика следственных действий по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Уфа, 2001. 6. Коченов М. М. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза (к постановке проблемы) // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 29. 7. Кривоченко Л. Н. Об особенностях признания несовершеннолетних невменяемыми. Вопросы предотвращения и ликвидации преступлений и других правонарушений. Харьков, 1968. 8. Кудрявцев И. А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1999. 9. Кузьмина О. Л. Производство расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: Монография. Калининград: КлЮИ МВД России, 2008. 10. Макаренко И. А. Особенности назначения судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних // Эксперт-криминалист. 2008. N 4. 11. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека: Пособие для российских судей. М., 1993. 12. Подростковая судебная психиатрия: Руководство для врачей // В. А. Гурьева, Н. Г. Дозорцева и др. / Под ред. В. А. Гурьевой. М., 1998. 13. Принципы и критерии судебно-психиатрической экспертизы в соответствии со статьей 22 УК РФ. М., 2005. 14. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. М., 1998. 15. Сущенко Ю. К. О совершенствовании понятий «вменяемость» и «невменяемость» // Становление и развитие российского уголовного законодательства. Волгоград, 1973. 16. Цымбал Е. И. Практика применения части 3 статьи 20 УК РФ как зеркало российской судебной психиатрии // Независимый психиатрический журнал. 2000. N 3.

Особенности назначения экспертиз при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимошенко С.Е.

Текст научной работы на тему «Особенности назначения экспертиз при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними»

?Вестник Омского юридического института. 2010. №1 (12)

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

С. Е. Тимошенко — доцент кафедры уголовного права и процесса Омского юридического института, кандидат юридических наук

Решение задач, стоящих перед лицом, осуществляющим производство по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего, вряд ли оказалось бы возможным без использования всего арсенала средств, применяемых для изучения личности подростка.

Особое место в числе способов установления обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, как справедливо отмечает В. Я. Рыбальская, занимает экспертиза1. Возможности большинства видов судебных экспертиз, объектом которых является человек или связанные с ним объекты, несомненно, распространяются и на несовершеннолетних. Однако ряд экспертиз может проводиться только в отношении несовершеннолетних, например с целью выяснения возраста (п. 5 ст. 196, ч. 2 ст. 421 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

В правовом отношении под возоастом понимается установленное законом число лет жизни физического лица, определяющее его права, обязанности и ответственность. Если при расследовании уголовных дел данной категории возраст неизвестен вследствие отсутствия документов, которые могут его подтвердить, или имеются сомнения в их подлинности; ко1 да налицо умышленное сокрытие возраста; когда возникает сомнение в подлинности возраста, указываемого в представленных документах, то в соответствии с требованием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» следует назначать судебно-медицинскую экспертизу для установления возраста лица, привле-

каемого к уголовной ответственности. При этом днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении минимального и максимального числа лет суд должен исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

С помощью судебно-медицинской экспертизы может бьгть установлен только так называемый биологический возраст, под которым понимают медико-физиологическую (или морфофункциональную) характеристику организма в определенный момент жизни. Экспертные выводы строятся по совокупности данных, полученных при всестороннем обследовании с использованием антропометрических, антропоскопических. клинических, стоматологических, эндокринологических, рентгенологических и других методик. При экспертизе возраста подростков принимают во внимание такие признаки, как вес, рост, размеры отдельных частей тела, проявления полового созревания — развитие вторичных половых признаков, становление менструального цикла.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает обязательное установление возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют. Такая необходимость возникает, в частности, при привлечении к уголовной ответственности подростков, идентификации личности человека и при ряде других обстоятельств

Чем старше человек, тем труднее и с меньшей точностью может бьгть определен его возраст. Так, у грудных детей возраст устанавливается с точностью до одного месяца, у подростков — до двух лет у взрослых людей зрелого возраста — до пяти лет, у лиц старше 50 лет — до 5-10 лет.

1 См.: Рыбальская В. Я. Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних : монография. Иркутск, 1972. С. 83.

Противодействие преступности: проблемы теории и практики

В случаях когда для выяснения важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические познания, назначается судебно-психологи-ческая экспертиза, направленная на исследование непатологических явлений психики например, при наличии данных о том, что подросток в интеллектуальном отношении развит слабее сверстников, в силу чего мог не осознавать в полной мере своих действий. Поводом к ее назначению могут служить неспособность подростка к усвоению материала в процессе обучения, неоднократное оставление на второй год, обучение во вспомогательной школе, склонность к занятиям, присущим детям младшего возраста, длительный отрыв от занятий в связи с болезнью, а также неадекватность поведения несовершеннолетних своим возрастным характеристикам, причудливость мотивации совершенных ими поступков, несоразмерность объективного содержания действий подростка субъективно поставленным целям, данные о неблагоприятных условиях воспитания несовершеннолетнего, его педагогической запущенности и др.

Как показывает практика, следователи и судьи испытывают затруднения и допускают ошибки при подготовке и назначении такой экспертизы, оценке и использованиизаключения экспертов-психологов, что в определенной степени связано с несовершенством законодательного регулирования назначения и проведения данного экспертного исследования.

Одним из наиболее востребованных видов су-дебно-психологической экспертизы является судеб-но-психологическаяэкспертиза несовершеннолетних. которая составляет более 60 % всех проводимых экспертных психологических исследований.

Оудебно-психологическая экспертиза по уголовным делам с участием несовершеннолетних обычно назначается в следующих случаях: для установления способности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими; для определения способности малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, имеюшие значение для дела, и давать о них правильные показания; для определения способности малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам о сексуальных посягательствах понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.

На практике возникает вопрос о том, какую экспертизу — судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую — назначать в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

Глава 50 УПК РФ, регулирующая порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не содержит положений, касающихся назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. В части2 ст. 421 УПКРФ указано, что «при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, могли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими», но не определено, как должны устанавливаться эти обстоятельства.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» содержится положение о том, что «при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу статей 195 и 196, части 2 статьи 421 УПКРФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен бьгть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту»2.

Понятия «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» и «умственная отсталость» остаются нераскрытыми, что вносит неопределенность в трактовку данных терминов и порождает острые дискуссии среди ученых и практиков о том, какую экспертизу — су-дебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую — необходимо назначать.

Как правило, судебно-психологическая экспертиза назначается в отношении лиц не вызывающих сомнений в состоянии их психического здоровья. Если такое сомнение возникает, то необходимо предварительное проведение судеб но-психиатрической экспертизы. В случаях когда умственная отсталость связана с олигофренией в степени де-бильности, психофизическим инфантилизмом, органическими поражениями центральной не-

2 О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февр. 2000 г. № 7 (в ред. от 6 февр. 2007 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4.

Вестник Омского юридического института. 2010. Ks1 (12)

рвной системы, психопатиями, астеническим синдромом, назначается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Как справедливо отмечает Е. В. Полкунова, «судебно-психологическая экспертиза отличается от комплексной психолого-психиатрической экспертизы главным образом тем, что последняя проводится в отношении несовершеннолетних, характеризующихся отставанием в умственном развитии, связанным с душевным заболеванием, черепно-мозговыми травмами и т. п., а не педагогичес-з

Между тем вопрос о назначении судебно-пси-хологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы имеет важное значение, так как от этого зависит дальнейшее производство по делу. В частности, «Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) четко разграничивает две формы отставания в психическом развитии: связанные и не связанные с психическим расстройством. Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности». Иными словами, если у несовершеннолетнего, обвиняемого в каком-либо преступлении, обнаруживаются признаки задержки психического (интеллектуального и личностного) развития обусловленные социальной или педагогической запущенностью, и вследствие этого он во время совершения криминальных действий был не способен в полной мере осознавать значение своих действий и контролировать их, осуществлять их волевую регуляцию, то такой несовершеннолетний вообще освобождается от уголовной ответственности4.

Смотрите так же:  Медаль за доблестный труд в вов 1941-1945 гг какие льготы. Медаль за доблестный труд в вов 1941-1945 гг какие льготы

В отношении несовершеннолетних участников уголовного процесса судебно-психологическая экспертиза может проводиться и для установления других обстоятельств, входящих в компетенцию экспертов-психологов, например для установления мотивации поступков несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых), выявления мотивации изменения показаний. В связи с тем, что для несовершеннолетних правонарушителей

характерно совершение преступлений в группе, может проводиться и экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы, направленная на установление внушение й структуры группы, членами которой могут быть как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица.

Для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза5. Данная экспертиза являемся исследованием, которое затрагивает проблемы пограничной области между психологией и психиатрией. Основной же задачей экспертизы выступает определение психических расстройств и аномалий, которые в большой мере влияют на познавательно-ориентационную деятельность в отношении лица, проходящего экспертизу. Такие расстройства и аномалии могут бьгть выявлены только при одновременном использовании психиатрических и психологических знаний. Психолого-психиатрическая экспертиза проводится комиссией, в состав которой в обязательном порядке входят эксперт-психолог и эксперт-психиатр. Объектами этой экспертизы становятся лица, страдающие легкими степенями олигофрении, психопатиями, неврозами, инфантилизмом, различными психопатическими состояниями, акцентуациями характера.

Психолого-психиатрическая экспертиза решает следующие основные задачи: квалифицирова-ние психического состояния лица, проходящего экспертизу, определение вида и типа психической патологии; определение наличия особенностей умственной деятельности, препятствующей осознанию значения выполняемых действий; определение степени влияния особенностей индивидуального характера на выполнение противоправных действий; диагностирование у психопатических лиц состояния аффекта.

Таким образом, при производстве экспертиз лицо, осуществляющее производство по делу в отношении несовершеннолетнего, получает ответы на возникающие вопросы, а содержание описательной части экспертизы дает достаточно полное представление о многих свойствах личности испытуемого лица и яв.*гяется одним из информативных источников о несовершеннолетнем подозреваемом (обвиняемом).

3 Полкунова Е. В. Уголовно-процессуальное значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом : материалы междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2003. С. 82.

4 См.: Сафуаное Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе : науч.-практ. пособие. М. : Гардарика : Смысл, 1998. С. 131.

5 См.: Ситкоеская О. Д. Новые направления судебно-психологической экспертизы : справоч. пособие / О. Д. Ситковская, J1. П. Конышева, М. М. Коченов. М., 2000. С. 115.

Проблемы назначения и производства комплексных психологических экспертиз по уголовным делам с участием несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курмаева Н. А.

This article investigates the peculiarities of the imposition and procedure of complex psychological examinations on criminal cases with participation of minors. The great attention is given to the consideration of problem aspects of the imposition of complex psychological psychiatric examination concerning suspected, accused, witnesses and victims who are minors. There is an analysis of different aspects of this problem of the procedural scientists and psychologists. The author concludes that this kind of examination should be done in relation to minors suffering from the boundary forms of the psychiatric disorders. There is a proposition to delimit the cases of the appointment of the judicial physiological examination and complex psychological examination and to broaden the 421 article of the 50th chapter of the procedural criminal code of the Russian Federation which is called The execution of the judicial physiological examination and complex psychological examination of the minors. The author gives recommendations concerning the imposition and procedure of such kinds of complex psychological examinations as below: the psychological pedagogical examination, the psychological medical examination, the psychological sexological examination, the psychological art criticism examination and the psychological physiological examination. There are also norms of the procedural criminal code of the Russian Federation which should be used while appointing the complex psychological examination on criminal cases with participation of minors

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курмаева Н. А.

Текст научной работы на тему «Проблемы назначения и производства комплексных психологических экспертиз по уголовным делам с участием несовершеннолетних»

ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКСНЫХ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ключевые слова: комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, пси-холого-педагогическая экспертиза, психолого-медицинская экспертиза, психо-лого-сексологическая экспертиза, психолого-искусствоведческая экспертиза, психолого-физиологическая экспертиза.

This article investigates the peculiarities of the imposition and procedure of complex psychological examinations on criminal cases with participation of minors. The great attention is given to the consideration ofproblem aspects of the imposition of complex psychological psychiatric examination concerning suspected, accused, witnesses and victims who are minors. There is an analysis of different aspects of this problem of the procedural scientists and psychologists. The author concludes that this kind of examination should be done in relation to minors sufferingfrom the boundary forms of the psychiatric disorders. There is a proposition to delimit the cases of the appointment of the judicial physiological examination and complex psychological examination and to broaden the 421 article of the 50th chapter of the procedural criminal code of the Russian Federation which is called “The execution of the judicial physiological examination and complex psychological examination of the minors ”. The author gives recommendations concerning the imposition and procedure of such kinds of complex psychological examinations as below: the psychological pedagogical examination, the psychological medical examination, the psychological sexological examination, the psychological art criticism examination and the psychological physiological examination. There are also norms of the procedural criminal code of the Russian Federation which should be used while appointing the complex psychological examination on criminal cases with participation of minors.

При производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних может возникнуть необходимость в назначении и проведении комплексных психологических экспертиз, таких как: психолого-психиатрическая, психо-лого-педагогическая, медико-психологическая, психолого-сексологиче-ская, психолого-искусствоведческая, психолого-физиологическая и др.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза — это «одна из наиболее сложных предметных видов экспертиз в силу неоднозначности ее юридического значения и необходимости применения специальных

* Старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института. [[email protected]]

познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но в патопсихологии и возрастной психологии»1.

Указанная экспертиза, как отмечает И.А. Кудрявцев, «не просто суммирует возможности судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз. В отличие от каждой из них в отдельности она позволяет установить системные свойства изучаемого объекта: выявить результаты взаимодействия комплекса психологических и психопатологических факторов»2. По его мнению, «это единственно правильный, методологически верный путь к решению экспертных задач, когда получение достоверного ответа гарантируется только одновременной оценкой»3.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза — это исследование, осуществляемое экспертами на основе использования специальных знаний в области психологии и психиатрии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

На практике нередко возникает вопрос о том, какую из экспертиз — судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую, назначить в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего или свидетеля.

Практика показывает, что следователи часто назначают комплексную психолого-психиатрическую экспертизу без необходимости. Например, по уголовному делу № 1-276/06 в отношении несовершеннолетних обвиняемых П. и С. были одновременно назначены амбулаторная комплексная пси-холого-психиатрическая экспертиза и судебно-психологическая экспертиза, хотя оснований для назначения комплексной психолого-психиатриче-ской экспертизы по материалам изученного уголовного дела не имелось4. Это связано с несовершенством законодательного регулирования назначения и производства данного вида экспертного исследования.

В частности, глава 50 УПК РФ, устанавливающая особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не содержит положений, касающихся назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, подлежит установлению уровень его психического развития. В ч. 2 ст. 421 УПК РФ указано: «При наличии данных, свидетельству-

1 Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998. С. 2.

2 Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. С. 7.

4 Уголовное дело № 1-276/06 // Архив Ленинского районного суда г. Саранска.

ющих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими», но не определено, как должны устанавливаться эти обстоятельства.

В п. 3 и 4 ст. 196 УПК РФ, предусматривающей случаи, когда для определения психического состояния подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего необходимо обязательное проведение экспертизы, также не уточняется, какой вид экспертизы (психологической, психиатрической либо комплексной психолого-психиатрической) требуется назначить.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» содержится положение о необходимости назначения в таких случаях комплексной психолого-психиатрической экспертизы: «При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу статей 195 и 196, части 2 статьи 421 УПК РФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту»1.

В литературе высказываются различные рекомендации относительно выбора вида экспертизы. Ф.С. Сафуанов, С.С. Шипшин, И.В. Гецманова, О.Л. Кузьмина считают, что для определения уровня психического развития несовершеннолетнего и при наличии данных об его умственной отсталости предпочтительнее назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу2. Е. Гришина, напротив, отмечает, что «производство комплексной психолого-психиатрической экспертизы не всегда оправданно, ибо значительно расширяет границы объекта исследования»3.

1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4; 2007. № 5.

2 См.: Сафуанов Ф.С. О назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам // Прокурорская и следственная практика. 2000. № 3—4. С. 122; Шипшин С.С. Проблемы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних правонарушителей в свете требований нового УПК Российской Федерации // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом: мат. междунар. науч.-практич. конф. Калининград, 2003. С. 75—76; Гецманова И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних: дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. С. 46; Кузьмина О.Л. Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дис. . канд. юрид. наук. Калининград, 2005. С. 92.

3 Гришина Е. Использование специальных познаний психолога на предварительном следствии // Законность. 2004. № 5. С. 26.

Ряд авторов допускают возможность последовательного проведения судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз вместо комплексной психолого-психиатрической экспертизы и рекомендуют вначале провести судебно-психиатрическую экспертизу для исключения психических расстройств, а лишь затем — судебно-психологическую1.

Более правильной, на наш взгляд, является позиция В.В. Мельника и В.В. Яровенко, которые пишут о том, что сначала должна быть назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, «только после ее проведения и в зависимости от ее результатов можно принять обоснованное решение о назначении судебно-психологической или психолого-психиат-рической экспертизы»2.

Комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу, в отличие от судебно-психологической, рекомендуется проводить в отношении несовершеннолетних, характеризующихся отставанием в психическом развитии, связанном с олигофренией в степени дебильности3, неврозами4, психопатиями5, астеническим синдромом6, психофизическим инфантилиз-мом7, органическими поражениями головного мозга8 и т.п. Это пограничные формы психических расстройств.

Следует отметить, что практика назначения подобных экспертиз в регионах России различна. В Республике Мордовия комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних назначается довольно редко, всего лишь в 3% случаев от изученных уголовных дел. В Красноярском крае, напротив, отсутствует практика проведения однородных судебно-психологических экспертиз9.

1 См.: Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. С. 31; Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (научно-практическое руководство). М., 1999. С. 87.

2 Мельник В.В., Яровенко В.В. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. Владивосток, 1990. С.106.

3 См.: Клиническая и судебная подростковая психиатрия / под ред. В.А. Гурьевой. М., 2007. С. 193.

4 См.: Трифонов О.А. Роль затяжных неврозов в возникновении отклонений в поведении детей и подростков // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении (материалы к конференции). М., 1968. С. 136—146.

5 См.: Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатических личностей // Криминальная мотивация / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1986. С. 189—250.

6 См.: Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977. С. 123—124.

7 См.: Малинкина Ю.А. О роли психофизического инфантилизма в патологии поведения подростков-правонарушителей // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении (материалы к конференции). М., 1968. С. 170—173.

8 См.: ПоперечнаяЛ.Н., Рубинштейн С.Я. О некоторых причинах неправильного развития личности подростков, перенесших органическое поражение ц.н.с. и мерах профилактики. М., 1973.

9 См.: Гецманова И.В. Использование специальных психологических знаний в уголовном процессе: учеб. пос. М., 2006. С. 43—44.

Нормы ч. 3 ст. 20 УК РФ и ч. 2 ст. 421 УПК РФ порождают в правоприменительной практике ряд вопросов и требуют подробной регламентации. Проблема ответственности несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, является достаточно сложной в уголовно-правовой науке, вызывает противоречивые суждения и неверные высказывания не только среди юристов, но и среди психологов, психиатров, так как законодатель не устанавливает, какими критериями отставания в психическом развитии следует руководствоваться. В литературе встречается множество терминов для обозначения названного в ч. 3 ст. 20 УК РФ и ч. 2 ст. 421 УПК РФ феномена: «психическая отсталость»1, «психофизическое недоразвитие»2, «общее недоразвитие личности»3, «возрастная вменяемость»4, «возрастная невменяемость»5, «психическая незрелость»6, «возрастная незрелость»7, «личностная незрелость»8, «возрастная личностная незрелость»9, «непатологическое отставание в психическом развитии»10.

Смотрите так же:  Статья 89. Гражданский кодекс ст 89

Разные наименования обусловлены тем, что понятие «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством», остается нераскрытым, что вносит неопределенность в трактовку данного термина.

В отличие от ст. 421 УПК РФ в ст. 392 ранее действовавшего УПК РСФСР содержалось понятие «умственная отсталость». Такая же формулировка дается и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

1 Полкунова Е.В. Уголовно-процессуальное значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом: мат. междунар. науч.-практич. конф. Калининград, 2003. С. 81.

2 Сущенко Ю.К. О совершенствовании понятий «вменяемость» и «невменяемость» // Становление и развитие советского уголовного законодательства. Волгоград, 1973. С. 73.

3 Полкунова Е.В. Указ. соч. С. 81.

4 Карелин Д.В. К вопросу о возрастной вменяемости // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: мат. науч.-практич. конф. Ч. 1. Красноярск, 1999. С. 114-115.

5 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / под общ. ред. С.И. Никулина. М., 2001. С. 120-121.

6 Бородин С.В., Носкова Н.А. Задержка психического развития и ее влияние на уголовную ответственность // Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М., 1996. С. 55.

7 Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно-опасные деяния. М., 2001. С. 131.

8 Кудрявцев И.А. Психолого-психиатрическая экспертиза: проблемы и перспективы // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 1. С. 93.

9 Клиническая и судебная подростковая психиатрия / под ред. В.А. Гурьевой. М., 2007. С. 294-295.

10 Синицина С.В. Принципы уголовного права — безответственность, разумение и воспитуе-мость в уголовном праве и правосудии для несовершеннолетних // Актуальные проблемы международного ювенального права: мат. всерос. науч.-практич. конф. Волгоград, 2006. С. 181.

Термины «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, и «умственная отсталость» неоднозначно трактуются специалистами разного профиля: юристами, психологами и психиатрами. Некоторые ученые отождествляют указанные понятия, не проводя различия между ними1.

Многие придерживаются точки зрения, согласно которой задержка в психическом развитии бывает обусловлена социальной и педагогической запущенностью, наличием своевременно не распознанного и соответственно не учтенного при организации учебного и воспитательного процесса сенсорного дефекта (слабое зрение, частичная глухота), длительной изоляцией ребенка от нормального коллектива и т.п.2. Другие считают, что отставание в психическом развитии может являться следствием не только социальной и педагогической запущенности, но и следствием минимальной мозговой дисфункции, органического заболевания головного мозга, черепно-мозговой травмы, соматического заболевания. Часто имеет место сочетание различных биологических и социальных факторов в происхождении отставания в психическом развитии подростка3.

Психиатры исключают связь отставания в психическом развитии с умственной отсталостью и педагогической запущенностью. В психиатрии понятие «умственная отсталость» применяется в основном к олигофренам, которые в широком смысле являются душевнобольными (врожденное или рано приобретенное малоумие)4.

Следовательно, понятие «отставание в психическом развитии» — более широкое, чем «умственная отсталость». Для установления признаков отставания в психическом развитии, вызванном социально-психологическими причинами, следует назначать судебно-психологическую экспертизу, а для выявления отставания в психическом развитии, обусловленном различными формами пограничных психических расстройств, в том числе умственной отсталостью, — следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

1 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1996. С. 29.

2 См.: КаневскийЛ.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982. С. 89; Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебнопсихологической экспертизы. М., 2000. С. 85; Еникееев Р.З. Проблемы доказывания в деятельности адвоката-защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних: дис. . канд. юрид. наук. Уфа, 2004. С. 165.

3 См.: Шипшин С.С. Проблемы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних правонарушителей в свете требований нового УПК РФ // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом: мат. междунар. науч.-прак. конф. Калининград, 2003. С. 75; Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 1. С. 98.

4 См.: Гурьева В. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних // Советская юстиция. 1989. № 5. С. 19.

В связи со сказанным, в целях разграничения случаев назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз, целесообразно дополнить гл. 50 УПК РФ ст. 4211 «Производство судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних» следующего содержания:

«1. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, для установления возможности несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими назначается судебно-психологическая экспертиза.

2. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, связанном с пограничными формами психических расстройств, для установления возможности несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими назначается комплексная пси-холого-психиатрическая экспертиза».

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза может назначаться в отношении несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, страдающих перечисленными выше пограничными формами психических расстройств, с целью установления их способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Выводы экспертов должны касаться только принципиальной способности правильного восприятия и воспроизведения значимой для дела информации, а не исследования того, воспринял или нет подэксперт-ный интересующие суд и следствие события на самом деле, правильно или неправильно он их воспроизвел.

Комплексное психолого-психиатрическое экспертное исследование проводится и для установления способности малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам об изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера, обнаруживающих признаки психических отклонений, правильно понимать характер и значение действий виновного и оказывать сопротивление.

Задачей комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в таком случае является «выявление психических расстройств или психологических особенностей, которые в момент сексуального насилия обуславливают развитие беспомощного состояния»1.

Установление способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними насильственных сексуальных действий или оказывать

1 Клиническая и судебная подростковая психиатрия / под ред. В.А. Гурьевой. С. 356.

сопротивление необходимо для правильной квалификации действий виновного. В качестве примера проведения психолого-психиатрической экспертизы можно сослаться на дело об изнасиловании малолетней К. Заключением комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы К. обнаруживает врожденную тяжелую умственную отсталость (олигофрения в степени дебильности). С учетом своего психического состояния, естественной возрастной незрелости, ограниченности жизненного опыта К. не может в настоящее время, и не могла в период времени, относящийся к совершению в отношении нее противоправных действий, правильно понимать характер и значение данных действий и оказывать сопротивление. По своему психическому состоянию К. не может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Содеянное Л. было квалифицировано по п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ1.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается также для установления психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Такая экспертиза проводится в случаях, когда психическое состояние суицидента носит психопатологический характер.

Комплексную психолого-психиатрическую экспертизу следует назначать для установления аффекта, а также мотивации противоправных действий в отношении лиц с психическими аномалиями. Н.Б. Морозова установила, что острые кратковременные аффективные реакции, во время которых несовершеннолетними совершаются тяжкие, направленные против личности, общественно-опасные деяния, нередко возникают на фоне психогенных развитий личности2, причиной которых являются неблагоприятные воздействия социальной среды, включая и психотравмирующие ситуации3.

По уголовным делам с участием несовершеннолетних, кроме психологопсихиатрической экспертизы, могут назначаться и другие виды комплексных психологических экспертиз, такие как психолого-педагогическая, пси-холого-медицинская, психолого-сексологическая, психолого-искусство-ведческая, психолого-физиологическая и др.

Целью психолого-педагогической экспертизы является выявление закономерностей обучения и воспитания ребенка, возникновения педагогической запущенности, интеллектуального развития ребенка, возможностей родителей (одного или обоих) по воспитанию и обучению ребенка и др.

1 Уголовное дело № 2-22/08 // Архив Верховного суда Республики Мордовия.

2 См.: Морозова Н.Б. Острые аффективные реакции у несовершеннолетних с психогенным развитием личности (клинический и судебно-психиатрический аспекты): автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 1986. С. 21.

3 См.: Ковалев В.В. Пстихогенно обусловленные формы патологии поведения у детей и подростков // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении (материалы к конференции). М., 1968. С. 119.

Для установления психологических последствий наличного или перенесенного соматического заболевания, наличия признаков отставания в психическом развитии или иных психических особенностей, вызванных перенесенными соматическими заболеваниями, может проводиться комплексная медико-психологическая экспертиза. «Длительное соматическое заболевание, — как отмечает В.В. Николаева, — нередко становится у детей источником задержки общего и психического развития»1.

Медико-психологическая экспертиза может быть полезна в отношении соматически больных обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Применительно к несовершеннолетним обвиняемым могут возникать вопросы о влиянии соматического заболевания на способность полностью осознавать значение своих действий и в полной мере руководить ими.

Большое значение может иметь психологическое исследование характерологических и эмоционально-волевых особенностей, сложившихся при соматическом заболевании, у несовершеннолетних потерпевших по делам о половых преступлениях. В этом случае необходимо ставить вопросы, связанные с оценкой способности потерпевших оказывать активное сопротивление при посягательстве на их половую неприкосновенность.

Возможно также проведение медико-психологической экспертизы несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, страдающих соматическими заболеваниями с целью выяснения их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, давать о них правильные показания.

Производство комплексной медико-психологической экспертизы должно быть поручено психологам, специализирующимся в области медицинской психологии и врачам-специалистам по профилю болезни испытуемого.

Необходимость в проведении комплексной судебной сексолого-психо-логической экспертизы чаще всего возникает при расследовании или рассмотрении в судах дел о половых преступлениях. В отношении потерпевших по делам об изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера комплексная судебная сексолого-психологическая экспертиза проводится в целях установления наличия или отсутствия психологических критериев беспомощного состояния потерпевших в ситуациях посягательства на их половую неприкосновенность, а также для выяснения вопроса о наличии у них склонности к фантазированию, повышенной внушаемости.

В отношении несовершеннолетних обвиняемых комплексная судебная сексолого-психологическая экспертиза назначается в целях решения вопроса

1 Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. М., 1987. С. 141.

о способности обвиняемого в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также выяснения вопроса о том, как им в указанной обстановке воспринималось поведение потерпевшей, могло ли оно восприниматься как согласие на вступление в интимную близость.

В отношении несовершеннолетних потерпевших и обвиняемых, страдающих пограничными формами психических расстройств, целесообразно назначение комплексных психолого-сексолого-психиатрических экспертиз, в задачи которых входит выявление и судебно-психиатрическая оценка психических расстройств и их влияние на способность понимать характер и значение совершаемых сексуальных действий, а также руководить своими действиями.

Комплексная психолого-искусствоведческая экспертиза назначается при расследовании уголовных дел, связанных с распространением порнографической продукции. Цель экспертного исследования — установить, является ли видеофильм или иная продукция порнографическими или пропагандирующими культ насилия и жестокости1. Производство комплексной психолого-ис-кусствоведческой экспертизы поручается искусствоведам и психологам.

Следующим видом комплексной психологической экспертизы является комплексная психолого-физиологическая судебная экспертиза, к основаниям назначения которой относятся: установление индивидуально-личностных особенностей обвиняемого; оценка достоверности информации, сообщенной обвиняемым; получение от обвиняемого фактических данных; выявление причастности обвиняемого к совершению преступления.

Следует учитывать, что результаты специального психофизиологического исследования носят вероятностный характер и не могут служить достаточным основанием для принятия решения. В качестве примера можно привести дело по обвинению И. и Е. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ. По заявлению адвоката К. в отношении подзащитного Е. было проведено специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа. Из акта экспертизы следует, что зафиксированные психофизиологические реакции свидетельствуют о том, что Е. обладает информацией о деталях преступления в том виде, в котором он изложил данную информацию в предтестовой беседе. Зафиксированные психофизиологические реакции свидетельствуют о том, что данная информация была получена Е. как на момент совершения преступления, так и пос-

1 См.: Холопова Е.Н., Лютая Н.В. Правовые основы комплексной психолого-искусство-ведческой экспертизы порнографической продукции // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом: мат. междунар. науч.-практич. конф. Калининград, 2003. С. 126.

ле него. Однако суд не принял во внимание доводы защиты о правдивости показаний подсудимого Е., критически отнесся к результатам специального психофизиологического исследования и указал, что выводы акта психофизиологической экспертизы носят вероятностный характер и не могут служить достаточным основанием для принятия решения по существу по уголовному делу в отношении И. и Е.1.

Тем не менее, как справедливо отмечает В.Я. Колдин: «Вопрос об истинности как вероятного, так и категорического заключения эксперта решается в результате его проверки и оценки в системе всех собранных по делу доказательств»2, с чем следует полностью согласиться.

Изучение материалов судебно-следственной и экспертной практики позволило выявить, что наиболее востребованными из рассмотренных видов комплексных психологических экспертиз, назначаемых по уголовным делам с участием несовершеннолетних, являются психолого-психиатрическая и психолого-искусствоведческая экспертизы, а такие виды экспертиз, как пси-холого-педагогическая и медико-психологическая вовсе не назначаются. Это свидетельствует о необходимости более детальной разработки теоретических основ комплексных психологических экспертных исследований, улучшения их методического и информационного обеспечения.

При назначении комплексных психологических экспертиз по уголовным делам с участием несовершеннолетних следует руководствоваться:

а) при назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого — ст. 195, 196, 199, 201, 421 УПК РФ;

б) при назначении других видов комплексных экспертиз в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого — ст. 195, (196), 199, 201 УПК РФ;

в) при назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы и других видов комплексных экспертиз в отношении несовершеннолетнего потерпевшего — ст. 195, (196), 199, 201 УПК РФ;

г) при назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы и других видов комплексных экспертиз в отношении несовершеннолетнего свидетеля — ст. 195, 199, 201 УПК РФ.

1 Уголовное дело № 1-105/07 // Архив Октябрьского районного суда г. Саранска.

2 Колдин В.Я. Судебная идентификация. М., 2002. С. 195.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *