Пенсия педагогам за выслугу лет: спорные моменты

По общему правилу, сотрудник сам доказывает, что определенный период работы включается в стаж для назначения пенсии по выслуге лет. Но работодатель должен знать, как правильно оформить документы учителю.

Педагогические работники при соблюдении определенных условий имеют право на досрочное назначение пенсии. Пенсия за выслугу лет – это трудовая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Данная пенсия назначается в соответствии сподпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На первый взгляд простое положение. Но в практике его применения возникают два вопроса: что можно считать педагогической деятельностью и какие организации можно считать учреждениями для детей?

Перечень профессий и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. До этого действовал другой перечень, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. Им стоит руководствоваться при назначении пенсий за периоды до 14 ноября 2002 года (дата введения в действие нового Перечня).

Правила исчисления спецстажа утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

Данными правилами установлено, что в спецстаж засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для педагогических работников это означает, что они должны были вырабатывать часы в соответствии со своей ставкой (у разных педагогических работников она отличается, например у учителей школ – это 18 часов в неделю, в том числе учителей начальных классов, ранее у них была ставка 20 часов).

В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В стаж работы не включаются периоды отстранения от работы по вине работника, а также периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Кроме того, в спецстаж не включается период отпуска по уходу за ребенком ( ч. 5 ст. 256 Трудового кодекса РФ ). Исключение составляют случаи, когда указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то есть до времени вступления в силу Федерального закона от 25 сентября 1992 г. № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях (определение Верховного суда РФ от 1 июля 2011 г. № 41В11-10, определение Верховного суда РФ от 5 марта 2009 г. № 19-В09-2).

В судах рассматривается много дел по «реабилитации» стажа педагогов. Ответчиком по искам, как правило, является Пенсионный фонд РФ. Специалисты ПФР трактуют нормы постановлений достаточно жестко. А суды нередко принимают решения в пользу истцов. То есть подтверждают правомерность включения определенного периода работы в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.

Анализ таких дел показывает, что в большинстве случаев чиновники Пенсионного фонда не принимают спорные периоды работы по вине работодателя, так как учреждение неправильно указывает наименование должности. То есть должность педагогического работника, указанная в трудовой книжке, не совпадает с должностью, установленной в перечне.

В этом случае можно посоветовать работнику обратиться в суд для установления факта выполнения трудовых обязанностей по должности, которая указана в Перечне № 781. Тогда доказывать нужно не то, что должность работника соответствует должности, указанной в Перечне № 781, а то, что она была указана неверно. Но при этом сотрудник выполнял трудовые функции педагогического работника по должности, соответствующие установленным требованиям (определение Верховного суда РФ от 12 ноября 2009 г. № 49-В09-13).

>|Квалификационные характеристики по должностям педагогических работников определены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.|

В ряде случаев тождество профессий и должностей установлено нормативно. Так, должности воспитателя тождественны должности (приказ Минздравсоцразвития России от 5 июля 2005 г. № 440):

– воспитатель школьной группы;

– воспитатель школьного отделения;

– воспитатель дошкольной группы;

– воспитатель дошкольного отделения;

– воспитатель логопедической группы;

– воспитатель речевой группы;

– воспитатель специальной (коррекционной) группы;

– воспитатель коррекционной группы;

– воспитатель группы коррекции;

– воспитатель пришкольного интерната;

– воспитатель группы продленного дня;

– воспитатель интерната (при школе);

– воспитатель ясельной группы;

– воспитатель садовой группы;

– воспитатель санаторной группы;

– воспитатель интернатной группы;

– воспитатель подготовительной группы.

Должность «музыкальный работник» соответствует должности музыкального руководителя (постановление Минтруда России от 23 июня 2003 г. № 39).

При решении вопроса, в какой суд обратиться, нужно исходить из следующего. Если он заявляет только имущественное требование, цена которого не превышает 50 тыс. руб. (например, при взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии), то следует обращаться к мировому судье. Если предъявляется неимущественное требование (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии) или и то, и другое, то такие дела подсудны районному суду.

Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

За помощью при обращении в суд советуем обратиться в профсоюзную организацию на уровне района или города.

Что касается продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии за выслугу лет, то закон этого не запрещает. Факт назначения пенсии не означает прекращения трудовых отношений. Работник может продолжать выходить на работу, при этом никаких дополнительных документов оформлять не нужно.

Да, и тому есть масса примеров

Воспитывает папа, а учитель учит. Не надо требовать от педагога выполнять не свою роль

Всего проголосовало: 13

Группа «Би?2» не стоит на месте. К следующему году музыканты завершат свой новый альбом и параллельно занимаются массой сторонних проектов А сейчас коллектив отправился на гастроли с ретроспективной программой NewBest. Отличный повод оглянуться назад и поговорить с одним из основателей группы – Шурой Би?2 о том, как все начиналось.

Наши приложения

Пункт 19 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При этом частью 2 этой же статьи определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи при исчислении стажа для досрочной пенсии применяются разные соответствующие списки и правила, в том числе и не действующие на сегодняшний день. Применяться тот или иной список будет в зависимости то того, какой из них действовал на период конкретной трудовой деятельности человека.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 установлено, что в целях реализации статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

— Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (по сегодняшний день);

— Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 (с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно);

— Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (с применением положений пункта 2 указанного постановления — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно);

— Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), — для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Установлено также, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам, осуществляется с применением:

— Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516;

— Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов педагогической деятельности для досрочной пенсии по старости применяются:

— Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

— Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

— Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

При ответе на ваш вопрос очень важно знать, на какие годы пришлась учеба в пединституте. Положительным ответ будет, если учеба закончилась до 1 января 1992 г.

В этом случае будут применяться правила подсчета стажа, предусмотренные Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно пункту 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В рассматриваемом случае непосредственно следовала после окончания пединститута работа учителем, включенная в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (1959 г).

По непосредственно предшествовавшей работе в Доме пионеров применим также пункт 2 данного Положения, которым предусмотрена и возможность засчитывать в стаж работы учителей и других работников просвещения работу по специальности во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.

С учетом пункта 4 указанного выше положения, данные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Увы, если учеба в пединституте закончилась после 1 января 1992 г., то ответ на вопрос будет отрицательным. Так как все вышеназванные правила подсчета педагогической пенсии, действовавшие позже 1 января 1992 года, не предусматривали возможности засчитывать в стаж для досрочной педагогической пенсии время обучения в пединститутах.

Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. № 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее – Положение).

Раздел IV этого Положения регламентирует режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период.

В частности установлено, что периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее — каникулярный период), являются для них рабочим временем.

В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул (у учителя математики – 18 часов в неделю на основании приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 « О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»), и времени, необходимого для выполнения другой части педагогической работы, предусмотренной пунктом 2.3 Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Пунктом 2.3. Положения разъяснено, что другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

— выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

— организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

— время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

— периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

— выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Таким образом, продолжительность рабочего времени педагогических работников, изменению не подлежит.

Вместе с тем, поскольку в эти периоды объективно изменяется характер работы педагогических работников, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).

Основанием для уточнения перечня работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:

— раздел «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

— раздел IV Положения.

Так, в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, необходимо исходить из того, что в указанные периоды учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.

Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Положения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.

Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, т.е. количеством часов учебной нагрузки, которое педагогический работник имел до начала каникул.

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, как и педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Привлечение к работе в каникулярные периоды по указанным выше причинам, не совпадающие с отпуском, осуществляется на основании соответствующих распорядительных актов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени, т.е. введен суммированный учет рабочего времени в порядке, установленном ст. 104 ТК РФ.

Подобного толкования норм, регулирующих рабочее время педагогических работников в каникулярный период, придерживается Профсоюз работников образования и науки РФ в своих комментариях.

К сожалению, в письме не уточнен конкретный юридический статус детского сада. При ответе на вопрос будем исходить из того, что речь идет о школе-комплексе.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогических работников образовательных учреждений установлена постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (далее — постановление №724).

Согласно постановлению №724 педагогическим работникам образовательных учреждений установлена удлиненная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, составляющая 42 или 56 календарных дней в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, в котором выполняется работа, и от должности, которую занимает работник.

Учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, инструкторы по физкультуре, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, методисты и другие педагогические работники общеобразовательных учреждений имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней (п. 1 постановления №724).

Однако при применении постановления №724 необходимо учитывать, что для отдельных категорий работников продолжительность отпуска устанавливается с учетом условий, предусмотренных в примечаниях к приложению.

Так, примечанием 3 приложения к постановлению №724 предусмотрено, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной постановлением №724 продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный» (примечание 4).

Таким образом, для воспитателей и музыкальных руководителей, работающих в дошкольных группах школы-комплекса, ежегодный основный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.

Для других педагогических работников (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей, инструкторов по физкультуре, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования) основной отпуск должен предоставляться продолжительностью 56 календарных дней.

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для старших воспитателей должна определяться в каждом конкретном случае одновременно с учетом примечаний 3 и 4 к приложению и с учетом круга должностных обязанностей старшего воспитателя.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (часть первая ст. 196 ТК РФ). В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (часть четвертая ст. 196 ТК РФ). Как видно, решение о направлении работника для повышения квалификации работодатель принимает самостоятельно. В то же время работодатель должен принять решение о направлении работника для повышения квалификации, если это прямо предусмотрено нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (статья 196 Трудового кодекса РФ).

Создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации (пункт 5 части 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, работодатель обязан оплатить дополнительное профессиональное образование работника, если обучение является реализацией права работника на получение дополнительного профессионального образования не реже чем один раз в три года.

Согласно части 13 статьи 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

В соответствии с п.12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утвержден приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499) формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 ч, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 ч.

Должности же руководителей организаций и их заместителей поименованы в разделе II названной номенклатуры должностей.

Письмом Минобрнауки РФ от 03.12.2014 г. № 08-1933 направлены разъяснения по применению Порядка аттестации, в которых при ответе на подобный вопрос, в частности, отмечено следующее.

В соответствии с ч.4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель ( в законе речь идет и о вновь назначаемых, и о действующих руководителях ) проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой организации.

К примеру, руководители образовательных организаций высшего образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, проходят обязательную аттестацию по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.06.2014 г. № 544.

Аттестация заместителей руководителей организаций Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена.

В то же время, если основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с заместителями руководителей организаций является пункт 3 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), то порядок ее проведения может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ч 2 ст. 81 ТК РФ).

В случае если руководители организаций, заместители руководителей наряду с основной работой, определенной трудовым договором, одновременно замещают должности учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, то они по желанию могут проходить аттестацию в соответствии с Порядком аттестации, обратившись с заявлением в соответствующую аттестационную комиссию о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по должности учителя, педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя.

Согласно п.2.5. Приложения № 1 к приказу норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

Пунктом 2.6. Приложения № 1 к приказу установлено, что норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в частности, воспитателям медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5. и 2.7. Приложения № 1 к приказу).

Пункт 2.7. Приложения № 1 к приказу предусматривает, что норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6. Приложения № 1 к приказу).

Так как Ваша работа непосредственно связана с несовершеннолетними с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья, то не имеет значения тот факт, что Вы работаете в организации социального обслуживая, для воспитателей которых предусмотрена норма часов за ставку заработной платы – 30 часов в неделю. Вы подпадаете под действие п. 2.5 Приложения № 1 к приказу, с требованиями нормы часов педагогической работы – 25 часов в неделю.

Приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2010 г. № 580 «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации» утверждены следующие ведомственные награды:
— медаль К.Д. Ушинского;
— почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;
— почетное звание «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»;
— почетное звание «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»;
— почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;
— почетное звание «Почетный работник науки и техники Российской Федерации»;
— нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов»;
— нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
— Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;
— Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации.
К каждой ведомственной награде вышеуказанным приказом утверждено собственное Положение.
Так, например, Приложением № 10 утверждено Положение о Почетной грамоте Министерства образования и науки РФ.
Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (далее — грамота) награждаются работники образовательных и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работники Министерства образования и науки Российской Федерации и работники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и/или науки, за:
— значительный вклад в подготовку высокопрофессиональных специалистов и научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации работников образования и/или науки;
— внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
— развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки, в том числе по проблемам образования, достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических проектах;
— успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности;
— постоянную и активную помощь образовательным и/или научным организациям в подготовке квалифицированных специалистов, развитии материально-технической базы, трудоустройстве выпускников образовательных организаций;
— многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и/или науки.
Грамотой награждаются работники, имеющие стаж работы в соответствующей организации или органе не менее 5 лет.
Требований к наличию определенного уровня образования не установлено.
Проблемы могут возникать на том основании, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761 н) по должности воспитатель содержит следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
Однако пункт 9 Общих положений «Квалификационных характеристик должностей работников образования» прямо предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Таким образом, если Вы назначены на должность воспитателя без наличия требуемого профессионального образования, справляетесь с возложенными обязанностями, добились значительных успехов, то нет и препятствий только лишь из-за отсутствия высшего профессионального образования к представлению Вас к ведомственной награде федерального уровня.

1. Основания для зачета в стаж для досрочной педагогической пенсии времени обучения в педагогическом институте есть, но не для всех.
Подпункт 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом пунктом 2 этой же статьи определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 утверждены соответствующие:
— Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
— Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Основываясь на вышеуказанных нормативных актах, можно сделать вывод, что время обучения в вузе (в том числе и педагогическом) не может засчитываться в стаж для досрочной пенсии. Однако в судебном порядке вопрос о включении в стаж для досрочной педагогической пенсии времени обучения в педвузе можно решить положительно, основываясь на определении Верховного суда РФ от 08.07.2011 г. №78-В11-18, в котором, частности, указано следующее.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Если обучение в педагогическом вузе приходилось на момент действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397) — до 1 октября 1993 года, то согласно пункту 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
С учетом пункта 4 указанного выше положения, данные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. ?
2.

  • Периоды обучения на курсах повышения квалификации могут включаться в стаж для досрочной педагогической пенсии, хотя пенсионные органы нередко не засчитывают эти периоды.
  • Досрочная трудовая пенсия по старости предоставляется гражданам, чья работа связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (постоянной повышенной эмоциональной, психологической или физической нагрузкой, высокой степенью ответственности за результаты труда и т. д.).
    Мнение органов ПФР основывается на том, что, поскольку в период обучения на курсах повышения квалификации (и в другие подобные периоды) гражданин не выполняет своих служебных обязанностей, то есть на его организм не воздействуют специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью, данный период (и ему подобные) не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Причем базируется данная позиция на том аргументе, что период обучения на курсах повышения квалификации (и ему подобные) прямо не указан среди периодов, подлежащих включению в рассматриваемый стаж работы.
    Однако судебные инстанции не согласны с такой трактовкой. Приводим выдержку из
    «Вопрос 30: Подлежит ли включению в стаж работы дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и иную работу (ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), период нахождения на курсах повышения квалификации?
    Ответ: Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
    Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
    С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
    Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
    В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    Согласно ст. 187трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
    Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
    Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение».

    Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлено, что продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
    Воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья, установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы — 25 часов в неделю.

    Выслуга лет учителям за стаж нагрузка

    Опрос

    Некоторые считают, что настоящего мужчину может воспитать только учитель-мужчина. Вы согласны?

    Да, но только если учитель-мужчина сам настоящий мужчина

    Глупость какая! Многих настоящих мужчин выучили и воспитали именно женщины!

    Текущий номер

    Хочешь быть молодым? Общайся с детьми

    номер 48, от 26 ноября 2020

    Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

    «Внезапно на головы детей и учителей вместо успешно внедряемого ФГОС решили обрушить новый наскоро слепленный стандарт содержания образования, авторы которого не имеют ни малейшего представления ни о реальных возможностях детей, ни о тех конкретных условиях, в которых существует современная российская школа», – доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург комментирует новые образовательные стандарты, одобренные в четверг Советом Минпросвещения России.

    Кем быть и куда стремиться? Проблема самоопределения важна не только для подростка, но и его родителей и окружения, которое, кстати, играет огромную роль в выборе жизненного пути. Значит, предпочтения школьника следует рассматривать в контексте огромного количества факторов, влияющих на его сознание в данный период. К такому выводу в результате исследования пришли ученые Центра социологии образования ИУО РАО под руководством профессора Владимира Собкина.

    По данным медиков, в начальных классах у 90% бывших дошкольников на первый план выходят болезни костно-мышечной системы и соединительных тканей. На втором месте – болезни глаз. К 11?му классу более 60% детей имеют вторую группу здоровья. При этом, как ни парадоксально, именно школа сейчас является тем местом, где можно помочь здоровью детей. На конференции «Служба здоровья в образовательной организации» побывала Наталья Алексютина.

    Ваш адвокат. Юридическая консультация

    В соответствии с пунктом 2.1 приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее — приказ №69) выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

    Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

    Пункт 2.2 приказа №69 четко оговаривает, что нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

    Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке.

    Пунктом 2.6 приказа №69 определено, что режим рабочего времени учителей 1-х классов определяется с учетом СанПиН. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 утверждены Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), которыми в п. 10.10 предусмотрено использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый) и рекомендована организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

    В приказе № 69 особо отмечено в этой связи, что особенности режима рабочего времени учителей 1-х классов не должны отражаться на объеме учебной нагрузки, определение которой производится один раз в год на начало учебного года в соответствии с учебным планом.

    В рамках первого полугодия учебного года проведение динамической паузы дополнительно не обычно оплачивается, поскольку ступенчатое наращивание нагрузки позволяет ее проводить в рамках тех часов педагогической нагрузки, которые установлены работнику в соответствии с тарификацией.

    В случае если данную паузу проводят во втором полугодии, то ее оплата должна регулироваться положением об оплате труда работников учреждения в рамках выплат стимулирующего характера.

    Елена Кузькина , 18 января 2013
    Последние 9 лет, с 2004 года, я работаю воспитателем в детском саду. Из-за низкой заработной платы была вынуждена устроиться на работу по совместительству в социальную сферу (соц.работником) на полную ставку, в том же 2004 году. 9 лет работаю на две ставки в разных учреждениях. Неофициально мне сказали,что это незаконно ( совместительство на ставку) и что льготную пенсию мне не назначат из-за этого. Просто выбросят эти 9 лет. Летом у меня 25 лет педагогического стажа и мне необходимо сдавать документы, могут ли мне отказать из-за этого или просто не приплюсуют зарплату к основной? Когда я оформлялась по совместительству, никто об этой особенности не обмолвился, приняли без вопросов, а теперь я не знаю что ожидать. Я вообще не собираюсь сдавать документы по работе совместителем, а в компьютере в пенсионном наверняка сведения есть. Как мне быть? Повлияет ли совмещение на ставку на оформление льготной пенсии?

    МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО

    РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВОМ

    СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЛ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПРИМЕНЕНИИ

    СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

    В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    ОТ 25 ИЮНЯ 1993 ГОДА

    (Таллин, 5 ноября 2002 года)

    Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство социальных дел Эстонской Республики, являющиеся в соответствии со статьей 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 г. (далее именуемого Соглашением о сотрудничестве) центральными компетентными органами Сторон указанного Соглашения, согласились о нижеследующем:

    1. При применении положений статьи 2 Соглашения о сотрудничестве выражение «распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан» означает все виды государственных пенсий, установленные законодательством Сторон.

    2. В случае введения законодательством Сторон новых видов государственных пенсий центральные компетентные органы Сторон определяют порядок применения соответствующих законодательных актов в течение трех месяцев со дня официального опубликования.

    Компетентными учреждениями Сторон, непосредственно занимающимися вопросами применения Соглашения о сотрудничестве, являются:

    1. В Российской Федерации — органы, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсионное обеспечение (в части назначения и выплаты пенсий на территории Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации (в части выплаты пенсий за пределы Российской Федерации в соответствии со статьей 7 Соглашения о сотрудничестве);

    2. В Эстонской Республике — Департамент социального страхования Министерства социальных дел Эстонской Республики.

    1. При применении статьи 4 Соглашения о сотрудничестве понятие «трудовой стаж» означает в Российской Федерации — трудовой (страховой) стаж, в Эстонской Республике — стаж, дающий право на пенсию, и стаж пенсионного страхования.

    2. Компетентные учреждения одной Стороны по запросам компетентных учреждений другой Стороны подтверждают продолжительность трудового стажа, приобретенного на территории Сторон, а также трудового стажа, признаваемого на территории любой из Сторон. Кроме этого подтверждается, к какому виду трудового стажа относится соответствующий период работы (на общих основаниях, на льготных основаниях, за выслугу лет). При необходимости компетентными учреждениями Сторон выдаются справки о начисленном (уплаченном) социальном налоге (взносе).

    1. Пенсии, установленные законодательством Сторон, считаются относящимися к пенсиям одного вида на основании нижеприведенной таблицы соответствия видов пенсий:

    Законодательство Российской
    Федерации

    Законодательство Эстонской
    Республики

    Пенсия по старости

    Пенсия по инвалидности

    Пенсия по нетрудоспособности

    Пенсия по случаю потери
    кормильца

    Пенсия за выслугу лет,
    досрочная трудовая пенсия по
    старости

    Пенсия за выслугу лет

    2. При наличии одного и того же вида пенсии и оснований для назначения пенсии, выносится решение о назначении пенсии со сроков, предусмотренных Соглашением о сотрудничестве.

    1. В случае, когда законодательством государства проживания пенсионера не предусмотрено назначение пенсии того же вида, что был предусмотрен законодательством государства прежнего места жительства, и оснований для назначения пенсии, выносится решение об отказе в назначении пенсии, в котором указываются дата и условия возникновения права на пенсию. Выплата пенсии в этом случае продолжается компетентным учреждением Стороны прежнего места жительства до возникновения права на пенсию по законодательству Стороны проживания.

    2. Для продолжения выплаты пенсии в компетентное учреждение Стороны прежнего места жительства представляется заявление, решение об отказе в назначении пенсии, в необходимых случаях пенсионное дело, документ, подтверждающий проживание на территории этой Стороны.

    Граждане Сторон, обратившиеся за назначением пенсии в компетентные учреждения Стороны, на территории государства которой они проживают, представляют для назначения пенсии письменное заявление, документы о трудовом стаже, документ, подтверждающий проживание, при необходимости подлинное пенсионное дело, справку о сроке прекращения выплаты пенсии, справку о начисленном (уплаченном) социальном налоге (взносе), документ о заработке (доходе).

    1. С целью финансирования пенсий, выплачиваемых на территорию другой Стороны на основании статьи 7 Соглашения о сотрудничестве, компетентные учреждения одной Стороны перечисляют средства на банковские счета компетентного учреждения другой Стороны в национальной валюте того государства, на территории которого пенсионер проживает, по курсам валют, официально опубликованным соответственно Центральным Банком Российской Федерации и Банком Эстонии и действующим на день совершения операции. Компетентные учреждения Сторон информируют друг друга о курсах валют, действующих на день совершения операции.

    2. Суммы, необходимые для финансирования пенсий, выплачиваемых на территорию другой Стороны на основании статьи 7 Соглашения о сотрудничестве, перечисляются ежеквартально во втором месяце текущего квартала на основании платежных ведомостей. Платежные ведомости составляются компетентными учреждениями Сторон в трех экземплярах, из которых два направляются компетентному учреждению другой Стороны не позднее 20 числа второго месяца квартала. После выплаты пенсии лицам, имеющим право на ее получение, компетентное учреждение другой Стороны возвращает один экземпляр платежной ведомости с отметкой о произведенной выплате или обоснованием причины невыплаты пенсии.

    3. Компетентные учреждения Сторон производят взаимные сверки израсходованных сумм на выплату пенсий за квартал не позднее 20 числа первого месяца квартала, следующего за тем, в котором произведены выплаты, на основании возвращенных ведомостей и перечисленной суммы. Невыплаченные суммы пенсий засчитываются в счет средств на выплату пенсий в следующем квартале. Возврат невыплаченных сумм пенсий производится по истечении отчетного года до начала выплаты в текущем году.

    1. Компетентное учреждение Российской Стороны, выплачивающее пенсии на территорию Эстонской Республики на основании статьи 7 Соглашения о сотрудничестве, несет расходы, связанные:

    1) с перечислением на банковский счет компетентного учреждения Эстонской Стороны денежных средств, которые предусмотрены для выплаты назначенных в Российской Федерации пенсий гражданам Сторон, проживающим на территории Эстонской Республики;

    2) с доставкой и выплатой пенсий, которые назначены Эстонской Республикой гражданам Сторон, проживающим на территории Российской Федерации.

    2. Компетентное учреждение Эстонской Стороны, выплачивающее пенсии на территорию Российской Федерации на основании статьи 7 Соглашения о сотрудничестве, несет расходы, связанные:

    1) с перечислением на банковский счет компетентного учреждения Российской Стороны денежных средств, которые предусмотрены для выплаты назначенных в Эстонской Республике пенсий гражданам Сторон, проживающим на территории Российской Федерации;

    2) с доставкой и выплатой пенсий, которые назначены в Российской Федерации гражданам государств Сторон, проживающим на территории Эстонской Республики.

    1. Компетентные учреждения Сторон, выплачивающие пенсии в соответствии со статьей 7 Соглашения о сотрудничестве:

    1) рассматривают заявления граждан о выплате пенсий;

    2) совершают взаимный обмен документами, необходимыми для выплаты пенсий;

    3) несут ответственность друг перед другом за правомерность выплаты пенсий;

    4) информируют друг друга о всех обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты в соответствии со статьей 7 Соглашения о сотрудничестве, как то:

    a) начало, прекращение трудовой деятельности;

    b) смерть получателя пенсии или нетрудоспособного иждивенца;

    c) переселение получателя пенсии в третье государство;

    d) изменение гражданства получателя пенсии;

    e) об иных причинах.

    5) информируют друг друга о всех изменениях размеров пенсий, выплачиваемых на основании статьи 7 Соглашения о сотрудничестве.

    6) представляют по запросу компетентного учреждения другой Стороны медицинские документы (сведения).

    2. Компетентные учреждения Сторон достигают договоренности между собой относительно необходимых для применения Соглашения о сотрудничестве процедур, форм бланков, справок, извещений, обмена информацией и обмена статистическими данными.

    Пересылка документов, необходимых для назначения и выплаты пенсии на территории Сторон, осуществляется через Пенсионный фонд Российской Федерации и Департамент социального страхования Министерства социальных дел Эстонской Республики.

    При применении Соглашения о сотрудничестве копии документов и их переводы на русский (эстонский) языки, заверенные компетентным учреждением Стороны, в которой документ совершен, являются действительными для компетентных учреждений другой Стороны.

    Любая информация о лицах, которую одна Сторона передает другой Стороне, является конфиденциальной и используется только в целях применения Соглашения о сотрудничестве.

    1. Гражданам Сторон, у которых в связи с вступлением в силу Соглашения о сотрудничестве, возникло право на перерасчет назначенной пенсии, такой перерасчет производится с даты вступления в силу Соглашения о сотрудничестве с изменениями, внесенными в него Протоколом о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 5 ноября 2002 г.

    2. Гражданам Сторон, у которых в связи с вступлением в силу Соглашения о сотрудничестве, возникло право на назначение пенсии, назначение пенсии производится по законодательству Стороны проживания, но не ранее вступления в силу Соглашения о сотрудничестве, с изменениями, внесенными в него Протоколом о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 5 ноября 2002 г.

    Разногласия по вопросам толкования и применения настоящего Соглашения разрешаются путем переговоров и консультаций между Сторонами.

    Настоящее Соглашение вступает в силу одновременно со вступлением в силу Соглашения о сотрудничестве, с изменениями, внесенными в него Протоколом о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 5 ноября 2002 г. и действует в течение срока его действия.

    Совершено в Таллине 5 ноября 2002 года в двух экземплярах, каждый на русском и эстонском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

    В данном случае нарушений трудового законодательства нет. Привожу выдержку из Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года.
    «Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, дополнен в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации лицами:
    — имеющими или имевшими судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
    — подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за те же преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
    Таким образом, законодатель установил ограничение права на занятие педагогической деятельностью в отношении некоторых категорий граждан.
    Данное ограничение обусловлено спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся.
    Между тем трудовые отношения носят длящийся характер, поэтому указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью.
    С внесением в ст. 331 Трудового кодекса РФ изменений, предусматривающих ограничение на занятие педагогической деятельностью, законодателем введено и новое основание прекращения трудового договора.
    Согласно новому п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ возникновение установленных данным Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
    На основании изложенного трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 года с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ, после вступления в силу Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, то есть в связи с возникновением установленных данным Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, которые исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.»
    В вашем случае особо поясняю, что преступления, предусмотренные ст. 116 Уголовного кодекса РФ без всяких трактовок относятся к преступлениям против жизни и здоровья (согласно классификации УК РФ, Глава 16. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ). В Перечне из Трудового кодекса никаких исключений из вида «преступления против жизни и здоровья» не установлено, а значит, судимости за все предусмотренные главой 16 УК РФ преступления, в том числе, и предусмотренные ст. 116 УК РФ «Побои» (Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль), не дают право на продолжение педагогической деятельности.
    Вы, к сожалению, просто перепутали формулировки.
    В Уголовном кодексе РФ представлена классификация преступлений. Выделяются следующие группы преступлений (им посвящены целые разделы УК):
    преступления против личности;
    преступления в сфере экономики;
    преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
    преступления против государственной власти;
    преступления против военной службы;
    преступления против мира и безопасности человечества.
    В пределах этих групп преступления делятся на виды (они сосредоточены в отдельных главах УК). Всего же составов преступлений в Уголовном кодексе РФ предусматривается более двухсот.
    Глава 16 УК РФ как раз и представляет преступления против жизни и здоровья. Сюда относятся различные виды убийств, т.е. умышленные причинения смерти другому человеку, как простые, так и квалифицированные, т.е. осложненные отягчающими обстоятельствами, как то: убийства с особой жестокостью, из корыстных или хулиганских побуждений и др., либо осложненные смягчающими обстоятельствами, как, например, убийство в состоянии аффекта, при превышении необходимой обороны. Максимальный предел наказания за квалифицированное убийство — пожизненное заключение или смертная казнь, за причинение смерти по неосторожности — лишение свободы на срок до пяти лет. Предусмотрена ответственность и за доведение до самоубийства (лишение свободы на срок до пяти лет). В этой же главе сосредоточены составы преступлений против здоровья. В основном речь идет о причинении вреда здоровью различной тяжести или тяжких, средних, легких повреждениях, которые бывают как умышленными (лишение свободы на срок до 15 лет), так и неосторожными (лишение свободы на срок до двух лет). Наказываются в уголовном порядке также побои, истязания, оставление в опасности лица, находящегося в беспомощном состоянии, и др.
    Поэтому ст. 116 УК РФ «Побои» в рассматриваемом случае как часть целого: то есть «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» — это преступление против здоровья вида преступлений против жизни и здоровья.

    Похоже, что переубедить даже в судебном порядке пенсионные органы не получится. Ибо учеба в педагогическом вузе засчитывается в стаж для досрочной пенсии, если она приходилась на годы действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397) – до 1 октября 1993 года.
    Согласно пункту 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
    Вот этот союз «и» фактически и лишает Вас права на зачет учебы в педвузе в стаж для пенсии. То есть установлено требование о выполнении одновременно двух условий: 1) о предшествовании педагогической работы обучению в вузе; 2) о непосредственно после окончания вуза педагогической деятельности.
    Увы, статус безработного, действительно, в данном случае исключил возможность того или иного толкования.

    Никаких оснований для беспокойства нет. Зависимость от того, временно вы работаете или постоянно, при определении стажа для педагогической пенсии не установлена. Стаж подсчитывается календарном порядке. В данном случае важнее соблюсти требования трудового законодательства: в частности, чтобы был составлен соответствующий трудовой договор.
    В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516) периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
    Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19 — 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений.
    Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. №781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее – Правила).
    Пункт 2 Правил четко предусматривает, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
    Никаких ограничений о подсчете стажа иначе как в календарном порядке Правилами не установлено.
    Обращаю также ваше внимание, что в соответствии с п. 6 Правил работа в должности учителя сельской школы включается в стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

    Очень важно посмотреть положение о длительном отпуске и текст уведомления. Скорее всего, штрафных санкций к преподавателю не предусмотрено. В любом случае, окончательно говорить о нарушении срока уведомления о выходе на работу без всех условий, предусмотренных вышеназванными документами, пока не приходится. Если речь идет о том, что преподаватель отгуляла отпуск полностью (ровно год), то требование о предупреждении работодателя за месяц в данном случае не может быть существенным нарушением. Ибо в данном случае должны применяться все те условия трудового законодательства, которые применяются и к другим отпускам.
    Что касается выхода данного преподавателя на работу, то вы обязаны продолжить с ней трудовые отношения на тех же условиях, которые предусматривались до выхода в отпуск.
    Другой преподаватель, выполнявший работу на период отпуска первого преподавателя, к сожалению, подлежит увольнению, если только ему не будет предложена другая работа в вашем учреждении. В любом случае, у штатного преподавателя, для которого ваше учреждение является основным местом работы, согласно действующему трудовому законодательству будет иметь преимущество при вопросе об увольнении.
    Если исходить из того, что все должно быть по закону, то вам придется надеяться только на процедуру наложения дисциплинарных взысканий в дальнейшем, которая, в частности, предусматривает возможность увольнения. Обратите особое внимание при этом на следующий факт.
    Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» особо отмечено, что увольнение работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, а также за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей; за совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия, или совершение аморального проступка, если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы или в связи с исполнением им трудовых обязанностей; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей или главного бухгалтера за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей; увольнение педагогического работника за повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; увольнение спортсмена в случаях спортивной дисквалификации на срок шесть и более месяцев, а также использования, в том числе однократного, допинговых средств и (или) методов, выявленного при проведении допингового контроля в порядке, установленном в соответствии с федеральным законом (пункты 5 — 10 части первой статьи 81, пункт 1 статьи 336, статья 348.11 ТК РФ) является мерой дисциплинарного взыскания (часть третья статьи 192 ТК РФ). Поэтому увольнение по указанным основаниям допускается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работника (часть третья статьи 193 ТК РФ). Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
    Особые разъяснения даны и в связи с увольнением в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Так в пункте 31 постановления Пленума Верховного суда РФ отмечено, что увольнение по этому основанию допустимо при условии, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Учитывая это, работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по названному основанию, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.
    Если работник был уволен по пункту 3 части первой статьи 81 Кодекса, то работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую имеющуюся у этого работодателя работу (часть третья статьи 81 ТК РФ).
    При разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если работник имеет дисциплинарное взыскание, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.
    Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по вышеуказанному основанию допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания.
    При этом необходимо иметь в виду, что работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения об увольнении.
    Если судом будет установлено, что дисциплинарное взыскание наложено с нарушением закона, этот вывод должен быть мотивирован в решении со ссылкой на конкретные нормы законодательства, которые нарушены (п. 35 постановления Пленума Верховного суда РФ).
    Особо обращено внимание Верховного суда РФ и к расторжению трудового договора по подпункту «а» пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ за прогул. В частности в п. 39 указано, что необходимо учитывать, что увольнение по этому основанию, в частности, может быть произведено:
    а) за невыход на работу без уважительных причин, т.е. отсутствие на работе в течение всего рабочего дня (смены) независимо от продолжительности рабочего дня (смены);
    б) за нахождение работника без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня вне пределов рабочего места;
    в) за оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения работодателя о расторжении договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения (часть первая статьи 80 ТК РФ);
    г) за оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на определенный срок, до истечения срока договора либо до истечения срока предупреждения о досрочном расторжении трудового договора (статья 79, часть первая статьи 80, статья 280, часть первая статьи 292, часть первая статьи 296 ТК РФ);
    д) за самовольное использование дней отгулов, а также за самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный). При этом необходимо учитывать, что не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя (например, отказ работнику, являющемуся донором, в предоставлении в соответствии с частью четвертой статьи 186 Кодекса дня отдыха непосредственно после каждого дня сдачи крови и ее компонентов).
    У работодателя всегда остается и вариант сокращения штата. Впрочем, это очень сложная процедура с точки соблюдения законности в рассматриваемом случае.
    При определении своего дальнейшего поведения учитывайте, что в случае возникновения судебных споров, как правило, суд встает на сторону работника.

    Смотрите так же:  Солидарно нести субсидиарную ответственность это. Солидарно нести субсидиарную ответственность это
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *