Полномочия и правовые акты президента российской федерации

Глава 4. Президент Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации.

Президент РФ как глава государства обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни (ст. ст. 83 — 90 и др. Конституции РФ). Данные полномочия вытекают из статуса Президента как главы государства и обеспечивают возможность осуществлять закрепленные за ним функции. Некоторые из президентских полномочий являются прерогативами, другие – осуществляются совместно с иными органами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей.

Все многообразие предоставленных Президенту РФ полномочий можно разбить на следующие основные группы: 1) полномочия в отношениях с Федеральным Собранием; 2) полномочия, связанные с деятельностью Правительства РФ; 3) полномочия в отношениях с судебной властью; 4) полномочия в сфере обороны и безопасности страны; 5) полномочия в области внешней политики; 6) полномочия, связанные с гражданством; 7) иные полномочия Президента РФ.

Полномочия Президента РФ в отношениях с Федеральным Собранием.

Данная группа полномочий Президента является необходимым элементом «сдержек и противовесов» в системе разделения властей. В то же время эти полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия и функционирования таких органов, как Президент РФ и Федеральное Собрание РФ.

В соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Государственной Думы РФ. Данное полномочие обусловлено ролью Президента как главы государства, и позволяет обеспечить непрерывность функционирования государственной власти. Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Конституция наделяет Президента правом законодательной инициативы, то есть правом вносить законопроекты в Государственную Думу, что влечет их обязательное рассмотрение. На Президента РФ возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Вместе с тем, Президент в соответствии со ст. 107 Конституции РФ имеет право отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение.

Важным полномочием Президента является право обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Содержание посланий, как правило, оказывает большое влияние как на законодательный орган, так и на общественное мнение в стране, хотя с юридической точки зрения они не обладают обязательной силой.

Полномочия Президента, связанные с деятельностью Правительства Российской Федерации

Полномочия Президента в данной сфере основываются на безусловном приоритете президентской власти. Это позволяет сделать вывод о том, что Президент РФ оказывает непосредственное влияние на организацию и деятельность исполнительной власти. Так, Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, федеральных министерств; принимает решения об отставке Правительства Российской Федерации; определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия Президента РФ в отношениях с судебной властью.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в непосредственную деятельность судебных органов. Вместе с тем он участвует в формировании практически всех судебных инстанций. Так, согласно п. «е» ст. 83 Конституции РФ Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме этого, Президент РФ назначает на должности судей других федеральных судов, что предусмотрено ч.2 ст.128 Конституции РФ. С данной группой полномочий тесно связано и право Президента РФ представлять Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ.

Полномочия Президента РФ в сфере обороны и безопасности страны

Данные полномочия согласуются с основными функциями Президента как главы государства. В соответствии с Конституцией РФ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Из этого вытекает право Президента назначать и смещать высшее командование Вооруженных Сил, издавать указы о призыве граждан на военную службу, утверждать планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов и т.д.

Согласуется со статусом Президента как Верховного Главнокомандующего и право утверждать военную доктрину Российской Федерации. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов России. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепризнанных международных норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности РФ.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны. Кроме этого, Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами РФ в случае войны или угрозы агрессии.

Конституция Российской Федерации (ст. ст. 87, 88) наделяет Президента РФ также правом вводить в случаях, предусмотренных законом, военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Данный орган рассматривает вопросы внутренней и внешней политики государства, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения; прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. В состав Совета входят персонально министр обороны, министр внутренних дел, министр юстиции, председатели палат Федерального Собрания, а также другие лица, непосредственно обеспечивающие безопасность нашего государства.

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики государства

Президент РФ как глава государства не только определяет основные направления внешней политики (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), но также осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п. «а» ст. 86). Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов РФ.

Согласно Конституции РФ (п. «б» ст. 86) Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации. Кроме этого, Президент назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Как глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота — это документ, удостоверяющий назначение данного лица дипломатическим представителем. Прием верительной грамоты Президентом означает, что назначенный и прибывший в РФ посол иностранного государства считается официально приступившим к исполнению своих обязанностей в нашей стране. Прекращение выполнения функций дипломатического представителя иностранного государства оформляется вручением Президенту отзывной грамоты.

Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с гражданством.

Президент уполномочен решать вопросы гражданства РФ. Так, согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из российского гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; предоставляет почетное гражданство и др.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им комиссия по вопросам гражданства. В компетенцию Президента РФ входит также решение вопросов предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Иные полномочия Президента РФ

Президент России уполномочен осуществлять высшую форму государственного поощрения — награждать государственными наградами Российской Федерации. Он также присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ Президент обладает правом помилования. Помилование — это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

К этой условной группе так же относятся такие отдельные полномочия, как право назначать референдум (п. «в» ст. 84), формировать администрацию Президента РФ (п. «и» ст. 83), использовать согласительные процедуры (ст. 85) и др.

Акты Президента Российской Федерации

Реализация предоставленных Президенту полномочий осуществляется посредством принятия соответствующих правовых актов. Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России.

Следует различать указы нормативного и ненормативного характера. Указ нормативного характера — это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, действующий в долговременном плане. Указами ненормативного характера являются акты Президента РФ, которые касаются конкретных отношений, либо определенных лиц (например, акты Президента о назначении на должность или освобождении от занимаемой должности).

Распоряжения — это всегда акт индивидуального организационного характера.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что нормативные указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие акты не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п.2. Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации»[149].

Гарантом обеспечения конституционности нормативных актов Президента РФ является Конституционный Суд РФ. Так, согласно ч.6 ст. 125 Конституции, акты или отдельные их положения, включая акты Президента, в случае признания их неконституционными утрачивают свою силу.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.[150] Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда самим актом установлен другой срок введения его в действие.

Неприкосновенность Президента Российской Федерации

Важной характеристикой статуса Президента является неприкосновенность, которая выступает как правовая гарантия его деятельности на посту главы государства. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности, установленных Конституцией для граждан, носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану главы государства в силу осуществляемых им полномочий. Президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Неприкосновенность Президента не ограничивается личной неприкосновенностью. Она распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, вещи.

Неприкосновенность Президента РФ не означает, однако, отсутствия его политической и юридической ответственности. Он может быть отрешен от должности согласно ст. 93 Конституции РФ и привлечен к ответственности в установленном законом порядке.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 5890 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Особенности актов Президента Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пьянкова Елена Сергеевна

В статье рассматриваются акты Президента Российской Федерации , которые обладают различными особенностями. Исследуется нормативно-правовая регламентация особенностей актов Президента Российской Федерации .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пьянкова Елена Сергеевна

Features of Acts of the Pres >In article discusses about acts of the President of the Russian Federation that have various features. Examines legal regulation features acts of the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности актов Президента Российской Федерации»

Особенности актов Президента Российской Федерации

Адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

В статье рассматриваются акты Президента Российской Федерации, которые обладают различными особенностями. Исследуется нормативно-правовая регламентация особенностей актов Президента Российской Федерации.

Ключевые слова: акты Президента Российской Федерации, указ, распоряжение, общеобязательность, нормативность, Конституция Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.

В современной нормативно-правовой сфере нашего государства стали играть чрезвычайно важную роль акты Президента Российской Федерации. Обусловлено это тем, что именно принятием собственных актов Президент Российской Федерации реализует свои многообразные функции и полномочия. Кроме того, подчеркивая чрезвычайно важную роль актов Президента Российской Федерации в нормативно-правовой сфере, нельзя не сказать о том, что данные акты должны быть «образцом» как по содержанию, так и по юридико-техническому оформлению для всех других актов, издаваемых различными органами государственной власти, а также должностных лиц, поскольку «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» [1]. Именно Конституция Российской Федерации (ст. 90) как основной закон нашего государства и закрепляет конкретные виды актов Президента Российской Федерации (указы и распоряжения), в то время как в различной учебной и научной литературе многие ученые в названиях параграфов относительно нормотворческой деятельности Президента Российской Федерации в общем смысле пишут «Акты Президента Российской Федерации» либо «Правовые акты Президента Российской Федерации», раскрывая уже только в самом содержании параграфа их виды — указы и распоряжения. Один из ведущих отечественных конституционалистов С.А. Авакьян отмечает что, «акт — термин, весьма популярный в праве. Может означать право-

вой документ или действие соответствующих органов либо должностных лиц. » [2, с. 62]. Каждый акт, несмотря на вопрос, по которому он издаётся, а также органа или должностного лица, который его издаёт, обладает определёнными характерными особенностями, присущими только ему. Опираясь на вышеизложенное, хочется отметить, что данная позиция никак не могла не коснуться и актов Президента Российской Федерации.

Так, согласно ст. 90 Конституции Российской Федерации, «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» [1]. Говоря иными словами, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, принимаемые им в пределах своей компетенции, относятся к системе подзаконных актов, где занимают главенствующее положение, являясь при этом частью правовой основы для других подзаконных актов подчиненного уровня (к примеру, актов Правительства Российской Федерации, ведомственных актов, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Следующей особенностью, как подчеркивает Заслуженный деятель науки Российской Федерации Е.И. Козлова, является то, что «правовые акты Президента могут издаваться в пределах его конституционных полномочий. Круг вопросов, которые могут в них затрагиваться, конкретно в законода-

тельном порядке не установлен. Однако в Конституции РФ и в некоторых законодательных актах предусматривается необходимость регулирования определенных отношений и вопросов исключительно указами Президента. Так, военное и чрезвычайное положение вводятся указами Президента (ст.ст. 87, 88 и 102 Конституции)» [3, с. 383].

Актуальной в то же время остается особенность в том, что «. указами Президента могут регулироваться общественные отношения, которые требуют законодательного решения. Такую правовую позицию обосновал Конституционный Суд РФ, оговорив при этом, что это допустимо только при следующих условиях: отсутствие федерального закона по данному вопросу; указ не должен противоречить Конституции и должен носить временный характер до принятия федерального закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г.)» [3, с. 384]. Помимо этого, по данной тематике С.А. Авакьян отмечает, что «.в определённых ситуациях — когда нормативное регулирование необходимо, но законы запаздывают — Президент может регулировать общественные отношения своими указами (такие акты носят временный характер и с появлением закона должны быть отменены либо приведены в соответствии с ним)» [4, с. 378]. Поэтому с уверенностью можно сказать, что акты Президента Российской Федерации в указанных случаях восполняют пробелы, существующие в нормативно-правовой сфере.

Другой особенностью выступает то, что довольно затруднительно установить закономерность, в соответствии с которой можно было бы отнести нормативные свойства к определённому виду актов Президента Российской Федерации. Нормативность может быть присуща как распоряжениям, так и указам, но в то же время, и указы и распоряжения могут носить индивидуальный (правоприменительный) характер. Так как же нормативный или ненормативный характер указов и распоряжений Президента Российской Федерации влияет на их соотношение между собой по юридической силе? Анализируя содержание и смысл ст. 90 Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть, что какого-либо разграничения между указами и распоряжениями, там не даётся, следовательно, можно сказать, что по своей юридической силе они абсолютно одинаковы. Однако С.А. Авакьян отмечает, что «Ведущей формой актов Президента являются указы. Особенно важную роль играют нормативные указы, регулирующие общественные отношения. Кроме того, указами регулируются определенные вопросы ненормативного характера в силу их важности для личности или для государственной жизни. Распоряжения, как правило, являются не нормативными, а правоприменительными актами и чаще касаются относительно небольших вопросов» [5, с. 331]. Раз-

граничение между указами и распоряжениями Президента Российской Федерации установлено Распоряжением Президента Российской Федерации от 05.02.1993 г. № 85-рп (в ред. от 12.01.2010 г.) «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации», которым также утвержден «Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации» [6].

Говоря об иной особенности, а именно порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, хочется отметить то, что данное положение тоже регламентировано, а именно, существует Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. № 763 (в ред. от 29.05.2017 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [7], где установлен порядок вступления в силу актов (срок, место официального опубликования и т.д.). На сегодняшний день местом официального опубликования актов являются: «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Это свидетельствует о том, что все акты Президента Российской Федерации подлежат официальному обязательному опубликованию в указанных источниках, в связи с этим становятся общедоступными для ознакомления граждан, но за исключением актов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или носящие конфиденциальный характер. Систематический контроль за исполнением указов Президента Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации в строгом соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 28.12.2016 г.) «О Правительстве Российской Федерации» [8].

Обращая внимание на такую особенность, как отмену или изменение актов Президента Российской Федерации, следует подчеркнуть, что какой-либо государственный орган или должностное лицо сделать это не могут, кроме самого Президента Российской Федерации. Это происходит как по собственной инициативе Президента Российской Федерации, так и в связи с признанием Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции изданного Президентом нормативного акта. Данное положение закреплено в ст. 80 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» [9], а также в ст. 125 Конституции Российской Федерации имеется упоминание о том, что акты Президента Российской

Федерации могут быть признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации [1]. Вместе с этим в ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 г. № З-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) предусмотрена возможность оспаривания в данном суде актов Президента Российской Федерации [10].

В заключение необходимо отметить, что акты Президента Российской Федерации имеют достаточно характерные особенности, которые заключаются в следующем: обязательное исполнение на всей территории Российской Федерации; не противоречие Конституции Российской Федерации и федеральным законам; регулирование широкого круга отношений и вопросов; восполнение пробелов, существующих в нормативно-правовой сфере; обладание нормативным либо ненормативным характером; специфичность в порядке опубликования, вступления в силу, отмены или изменения; главенствующее положение в системе подзаконных актов. Все вышеизложенные особенности актов Президента Российской Федерации в своей совокупности позволяют нам сделать вывод о том, что акты Президента Российской Федерации, несомненно, должны быть «эталоном» по содержанию, оформлению и исполнению для иных актов, чтобы обеспечивать деятельность нормативно-правовой базы нашего государства, где соблюдаются и защищаются права и свободы граждан.

1. Конституция Российской Федерации от

12.12.1993 г. (с изм. от 21.07.2014 г.). — М.: Мартин, 2017. — 64 с.

2. Авакьян С.А. «Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь». — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. — М.: Проспект, 2013. — 592 с.

4. Авакьян С.А. «Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1 — М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. — 864 с.

5. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. В 2 т. Т. 2. — М.: Юристъ, 2006. — 778 с.

6. Распоряжение Президента Российской Федерации от 05.02.1993 г. № 85-рп (в ред. от 12.01.2010 г.) «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1993. — № 7. — Ст. 598.

7. Указ Президента Российской Федерации от

23.05.1996 г. № 763 (в ред. от 29.05.2017 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. — 1996. — № 22. — Ст. 2663.

8. Федеральный конституционный закон от

17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. -1997. — № 51. — Ст. 5712.

9. Федеральный конституционный закон от

21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1994. — № 13. — Ст. 1447.

10. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 г. № 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. -2014. — № 6. — Ст. 550.

Features of Acts of the President of the Russian Federation

Moscow University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikotya

In article discusses about acts of the President of the Russian Federation that have various features. Examines legal regulation features acts of the President of the Russian Federation.

Key words: the Acts of the President of the Russian Federation, decree, order, general obligation, normativity, Constitution of the Russian Federation, Constitutional Court of the Russian Federation, Supreme Court of the Russian Federation.

ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для реализации своих полномочий Президент РФ издает правовые акты — указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ).

Указы Президента РФ, как правило, являются нормативными правовыми актами, содержащими правила поведения, обращенные к неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на постоянное и многократное применение. Однако многие указы Президента имеют персональный характер, являются правоприменительными актами, например о назначении на должность, о награждении, присвоении званий, принятии в гражданство и т.п.

^ Например, Указом от 7 мая 2011 г. Президент РФ присвоил городам Старый Оскол, Колпино и Анапе почетное звание «Город воинской славы».

Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» на базе внутренних войск МВД создан новый орган федеральной исполнительной власти — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ.

Распоряжения Президента РФ имеют характер оперативного регулирования, не требующего общих нормативных предписаний, являются правоприменительными актами.

Акты Президента РФ издаются им самостоятельно, без согласования с какими-то ни было органами РФ и субъектов РФ или уведомления их. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие.

По своей юридической природе акты Президента РФ являются подзаконными актами. Они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

Указами Президента могут регулироваться общественные отношения, требующие законодательного разрешения, т.е. восполняться законодательные пробелы.

Например, Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» восполнялись законодательные пробелы до принятия Земельного кодекса, Указом «О тексте Государственного гимна» — до принятия соответствующего федерального конституционного закона.

Право Президента РФ своими указами восполнять законодательные пробелы подтвердил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 апреля 1996 г., оговорив при этом, что оно допустимо только при следующих условиях:

  • • отсутствие федерального закона по данному вопросу;
  • • указ не должен противоречить Конституции РФ;
  • • указ имеет временный характер до принятия федерального закона.

В научной литературе встречается термин «указное право», которым характеризовался период 1990-х гг., когда Президент РФ своими указами заполнял значительный законодательный вакуум в различных сферах экономической и социальной жизни. Этот термин ввел судья Конституционного Суда РФ (ныне в отставке) В.О. Лучин [1] . «Указное право» в те годы явно перевешивало законы и в известной мере даже приостановило действие ряда конституционных положений». Верховенство же закона — важнейший признак правового государства. Тем более верховенство Конституции.

Акты Президента РФ подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или содержащих сведения конфиденциального характера). Официальным является опубликование в «Российской газете», Собрании законодательства РФ. Порядок этого опубликования определяется Указом Президента от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные акты Президента РФ могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, и в таком случае они утрачивают юридическую силу и Президент должен их отменить.

Нормативные и нормативные акты Президента РФ могут быть оспорены в Верховном Суде РФ, который рассматривает эти дела по первой инстанции (ст. 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»).

В указах и распоряжениях Президента РФ могут содержаться поручения. Кроме того, поручения содержатся и в директивах Президента или оформляются в установленном порядке на бланках со словом «Поручение». Поручения Президента могут оформляться в виде перечней поручений Президента РФ. В поручениях указываются должностные лица, ответственные за их исполнение. Проекты поручений готовятся Администрацией Президента РФ. При необходимости Президент РФ дает указания, которые оформляются в виде резолюций. Порядок исполнения поручений и указаний Президента РФ определен Указом Президента РФ от 28 марта 2011 г. № 352.

Поручение Президента обладает характеристиками индивидуального правового акта; оно имеет публично-властный характер оперативного письменного требования главы государства, обязательного для исполнения порученных действий получившим его субъектом в рамках компетенции последнего. Поручения носят срочный характер: как правило, в них указывается срок их исполнения.

Правовые акты Президента Российской Федерации.

В процессе реализации своих полномочий Президент РФ издает установленные Конституцией РФ юридические акты – указы и распоряжения. По своей юридической природе и характеру это властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории России и всеми теми лицами, которым они адресуются.

Акты Президента РФ являются актами прямого действия и не нуждаются в опосредовании или одобрении со стороны какого бы то ни было государственного органа.
По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента РФ подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативные указы и распоряжения содержат в себе общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и на определенные круг лиц. Наряду с Конституциею РФ и федеральными законам нормативные акты резидента РФ создают правовую основу для издания правительственных актов и играют большую роль в поддержании единой системы функционирования органов исполнительной власти на территории всей страны.
Индивидуальные акты Президента РФ – указы и распоряжения – издаются по конкретным вопросам и касаются лишь строго определенного круга лиц. Это, в частности, акты о присвоении воинских званий, назначение на должность, награждение тех или иных лиц, смещение с занимаемой должности и др.
Все акты Президента РФ, независимо от их юридических свойств и особенностей, имеют подзаконный характер. Согласно Конституции РФ «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (п.3 ст.90)
Конституционность актов Президента обеспечивается Конституционным Судом РФ, который наряду с рассмотрением актов других государственных органов на предмет их соответствия Конституции РФ разрешает также дела о соответствии ей нормативных указов и распоряжений Президента РФ. В случае признание неконституционными актов Президента или их отдельных положений они немедленно утрачивают юридическую силу.
В соответствии с действующим законодательством акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечению 7 дней после их опубликования, если иное не указано в сомом акте. Индивидуальные акты вступают в силу немедленно после их подписания.
Официально все акты Президента РФ публикуются в информационном издании «Собрание законодательства Российской Федерации» и в «Российской Газете».

Основные функции и полномочия Президента Российской Федерации

Основные функции Президента России определены в ст. 80 Конституции РФ. Для реализации функций Президенту предоставлены соответствующие полномочия, т.е. каждой функции корреспондируют определенные полномочия.

Президент России является гарантом Конституции РФ. В этом качестве он должен защищать Конституцию РФ, т.е. обеспечивать се соблюдение другими органами государственной власти, должностными лицами, иными субъектами. В юридической литературе имеется мнение о том, что полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31.07.1995 № 10-П отметил, что это означает отказ от прямого действия Конституции. Поддерживая приоритет законодательного регулирования вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, Конституционный Суд не исключил возможность использования Президентом своих полномочий как гаранта Конституции в тех случаях, когда соответствующий круг общественных отношений не урегулирован федеральным законом.

Президент не наделен правом оценивать конституционность нормативного акта палаты Федерального Собрания, он лишь может обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.

Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент выступает при реализации всех своих полномочий. Реализация этой функции Президентом происходит через: воздействие на законодательную, исполнительную и судебную власть путем определения основных направлений государственной политики; участие в федеральном законодательном процессе; участие в формировании и функционировании высших органов государственной власти; непосредственное руководство органами власти во всех важных сферах государственной жизни, а также взаимодействие с ними при решении общегосударственных задач.

Президент в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Для реализации этой функции Президент наделен полномочиями Верховного главнокомандующего, который в мирное время осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами, а в чрезвычайных обстоятельствах осуществляет непосредственное руководство ими.

Президент как глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Отношения Президента РФ с другими органами государственной власти строятся на основе принципов самостоятельности и независимости органов государственной власти, с одной стороны, и единства власти – с другой. Необходимость обеспечения единства государственной власти определяет обязанность Президента принимать меры для преодоления разногласий между органами государственной власти в случаях, когда такие разногласия препятствуют нормальному осуществлению государственной власти и реализации прав и свобод человека и гражданина.

Согласительные процедуры используются Президентом для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов РФ. Формами согласительной процедуры могут быть: переговоры, третейский суд, оказание так называемых добрых услуг.

Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства. Эта функция конкретизируется в праве Президента обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Хотя послания Президента адресованы Федеральному Собранию, однако они обязательны для исполнения прежде всего Правительством РФ.

Полномочия Президента по реализации основных функций можно классифицировать по сферам общественных отношений, в которых они реализуются.

Полномочия Президента России в области прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ прежде всего определяет Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это приоритетные задачи Президента, которые определяют содержание остальных президентских полномочий, реализуемых им как лично, так и через органы государственной власти.

В широком смысле все полномочия Президента РФ, закрепленные Конституцией России, федеральными конституционными законами и федеральными законами, направлены на достижение главной цели – гарантировать права и свободы человека и гражданина.

В узком смысле Президент имеет конкретный перечень полномочий в области правового статуса личности. Прежде всего это принятие решений по вопросам гражданства в случаях натурализации, т.е. приобретения гражданства по заявлению определенного лица при соблюдении необходимых для этого условий, оптации (перехода части территории одного государства к другому) и т.д. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства.

К ведению Президента отнесено предоставление политического убежища. Порядок предоставления политического убежища регулируется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746. К полномочиям Президента относится принятие указа о помиловании, который принимается в результате рассмотрения персонального обращения к Президенту осужденного.

В числе полномочий Президента РФ: награждение государственными наградами; присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. Президент вправе учреждать новые награды. Так, Указом Президента РФ от 08.08.2000 № 1463 был утвержден Статут ордена Святого Георгия, Положение о знаке отличия – Георгиевском Кресте и их описание. Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с государственными наградами, при Президенте действует образуемая им Комиссия по государственным наградам. Президент утвердил Положение об этой комиссии.

Полномочия Президента России в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием. Во взаимоотношениях с Федеральным Собранием Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Президент имеет право на роспуск Государственной Думы в связи с трехкратным отклонением Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом (ст. 111 Конституции РФ) и выражением Государственной Думой повторно в течение трех месяцев недоверия Правительству. В последнем случае если Государственная Дума выразила недоверие Правительству, то Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением палаты. При повторном, в течение трех месяцев, выражении недоверия Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст. 117 Конституции РФ).

При проведении парламентского расследования по фактам грубого и массового нарушения прав человека итоговый доклад, утвержденный палатами Федерального Собрания, направляется Президенту России.

Существенные полномочия принадлежат Президенту России в области законодательного процесса. Они позволяют гарантировать со стороны главы государства принятие законов, отвечающих интересам соблюдения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Он вправе наложить вето на принятый закон и вернуть его на новое рассмотрение. Причинами отклонения закона может быть принципиальное несогласие с основными положениями закона или его отдельных разделов, глав, статей, нарушение процедуры обсуждения и принятия закона. Посредством выполнения этих полномочий Президент обеспечивает и гарантирует единое правовое пространство на всей территории России.

На практике также имеют место регулярные встречи, совещания и консультации Президента с руководством палат Федерального Собрания по наиболее важным проблемам внутренней политики, и прежде всего по актуальным законопроектам.

Президент назначает своих полномочных представителей в Государственной Думе и Совете Федерации. Представители Президента назначаются иногда и для участия в рассмотрении конкретных законопроектов, вносимых от имени Президента в Государственную Думу.

Полномочия Президента России в сфере взаимоотношений с Правительством РФ. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; в силу ст. 83 и 117 Конституции РФ принимает решение об отставке Правительства РФ без участия Государственной Думы; но предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.

Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка.

13 мая 2000 г. Указом Президента в Российской Федерации был учрежден институт полномочного представителя в федеральном округе, назначаемого Президентом и ответственного перед ним.

Задачами полномочного представителя являются: организация в федеральном округе работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики, сформулированной и адресованной Президентом РФ органам государственной власти; контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти; представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности, политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, в состав которого входят министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директор Службы внешней разведки, директор Федеральной службы безопасности и другие лица.

Президент формирует Администрацию Президента – рабочий орган Президента, исполняющий возложенные на него права и обязанности.

Полномочия Президентш России в сфере взаимодействия с судебной властью и прокуратурой. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов. Президент не только участвует в формировании судебных органов, но способствует совершенствованию судебной системы России. С этой цель при нем создан Совет по вопросам совершенствования правосудия.

Президент взаимодействует с органами прокуратуры. Он вносит в Совет Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ; предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Поскольку из Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вытекает обязательность отстранения от должности Генерального прокурора РФ на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела, Президент РФ во исполнение указанных предписаний не только вправе, но и обязан – в отсутствие иного регулирования – издать акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П).

Генеральный прокурор ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Полномочия Президента России в области формирования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Так, Президент РФ приостановил своим указом действие постановления администрации Красноярского края от 22 февраля 1994 г., которым назначался референдум по проекту краевого закона «Об основах непосредственного народовластия и организации государственной власти в Красноярском крае», поскольку реализация постановления администрации привела бы к нарушению ряда положений федеральной Конституции, в частности ч. 2 ст. 66 и ч. 1 ст. 77, устанавливающих процедуру принятия устава края.

Президент РФ осуществляет согласительные процедуры в случае конфликтных ситуаций между органами государственной власти субъектов РФ.

Более подробно основы взаимодействия Президента России и законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Они заключаются в следующем.

По представлению Президента России законодательные органы государственной власти субъекта РФ оформляют решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Президент РФ вправе вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта Федерации, отрешить его от должности, распустить законодательный орган государственной власти субъекта РФ в случаях, установленных указанным Федеральным законом.

Полномочия Президента России в области обороны и безопасности. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Более подробно полномочия Президента России в области обороны перечислены в ст. 4 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». В частности, он утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; план применения Вооруженных Сил РФ; мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний; назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Кроме того, Президент России утверждает: структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований; штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала; принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше. Он утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; положения о Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обороны.

Президент РФ издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Полномочия Президента России в области внешней политики и международных отношений. Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, непосредственно инструктирует министра иностранных дел. Он ведет переговоры, устанавливает прямые контакты с главами иностранных государств, наносит визиты в зарубежные страны, подписывает международные договоры РФ. Однако подписанные Президентом международные договоры подлежат ратификации Федеральным Собранием, которая производится путем принятия федерального закона обеими палатами Федерального Собрания. Ратификация международного договора подтверждается ратификационной грамотой, которую подписывает Президент РФ.

Президент России осуществляет перечисленные полномочия лично без какого-либо уполномочивающего на то документа. Однако он может уполномочить подписать международный договор определенное лицо и от своего имени предоставить ему для этого соответствующий документ.

Выполняя функции главы государства, Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. В верительных грамотах указывается, что послу поручено представлять интересы своего государства в Российской

Федерации. Отзывные грамоты прекращают полномочия посла иностранного государства в России.

После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он назначает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Полномочия Президента России в области принятия правовых актов. Правовыми актами Президента являются указы и распоряжения.

Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными.

Указы нормативного характера могут издаваться Президентом РФ как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Примером нормативного указа Президента является Указ от 21.07.1997 № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». Ненормативные указы Президента носят правоприменительный характер и издаются по вопросам награждения орденами и медалями Российской Федерации, предоставления политического убежища, присвоения высших воинских и высших специальных званий в отношении конкретных физических лиц.

Президент РФ обязан обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ при изменении наименования субъекта Федерации обязанность относительно включения такого изменения в текст ст. 65 Конституции РФ реализуется указом Президента на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном порядке (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 №15-11).

Не противоречит Конституции РФ издание Президентом указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Однако действие таких указов ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П).

Распоряжения Президента РФ принимаются по оперативным, кадровым и организационным вопросам и имеют, как правило, ненормативный характер. Однако по вопросам организации Администрации распоряжения Президента могут быть нормативными.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории России.

Смотрите так же:  Развод по-американки. Развод по-американки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *