Оглавление:

Санкции за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую инспекцию

Максимальная сумма штрафа не может превышать 30% от суммы неуплаченного в срок налога. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей. Если у налогоплательщика есть смягчающие обстоятельства, штраф может быть уменьшен.

Организации и ИП должны сдавать отчетность в налоговые органы РФ. Состав отчетности и сроки ее сдачи зависят, в частности, от режима налогообложения, который применяет организация (ИП).

Если компания (ИП) опоздает с представлением отчетности в ИФНС, она может быть привлечена к налоговой ответственности.

Во-первых, организацию могут оштрафовать. Сумма штрафа составит 5% от налога, который не уплачен в срок. ИФНС взыщет штраф за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или нет. Законодательство устанавливает максимальный и минимальный размер штрафа за просрочку сдачи декларации (ст. 119 НК РФ):

  • максимальная сумма штрафа не может превышать 30% от суммы неуплаченного в срок налога.
  • минимальный размер штрафа — 1000 рублей.
  • Если у налогоплательщика есть смягчающие обстоятельства, штраф может быть уменьшен (п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).

    Во-вторых, если компания не сдаст вовремя декларацию по НДС, ИФНС может принять решение о блокировке ее расчетного счета. При этом сумма блокировки может превышать сумму налога к уплате. Решение о блокировке примут, если период просрочки сдачи отчетности превысил 10 рабочих дней (п. 2 ст. 76 НК РФ).

    Кроме того, из-за несвоевременной сдачи отчетности могут привлечь к ответственности должностное лицо компании. Ему может быть вынесено предупреждение или наложен штраф. Если суд примет решение оштрафовать виновного в нарушении срока сдачи отчетности, размер штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

    Отчитывайтесь в ФНС вовремя через Контур.Экстерн.
    Три месяца — бесплатно!

    Ответственность за непредоставление налоговой декларации

    Автор: Галина Кардашян
    Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

    Сдача отчетности — важный элемент взаимодействия организации с налоговым органом. За непредставление налоговой декларации предусмотрены санкции. Помимо наложения штрафов инспекция может приостановить движение по расчетным счетам. А это гораздо неприятнее, ведь деятельность фирмы и ее финансовые потоки практически парализуются.

    Одна из частых причин несвоевременной сдачи декларации — отсутствие первичной документации или ошибки при ее заполнении. Эксперты 1С-WiseAdvice рассказывают, как правильно организовать документооборот и сдачу отчетности, чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности.

    Способы предоставления декларации

    Перечень отчетности, которая подлежит сдаче в ФНС, зависит от вида деятельности компании, системы налогообложения, наличия имущества на балансе. Способы предоставления варьируют:

    • в налоговую инспекцию руководителем компании или предпринимателем;
    • представителем налогоплательщика по доверенности;
    • через личный кабинет;
    • почтовым отправлением с приложением описи вложения;
    • посредством телекоммуникационных каналов связи.

    Для каждой декларации установлена индивидуальная форма и порядок ее заполнения. В некоторых случаях, например, при сдаче отчетности по НДС, предусмотрен только один разрешенный формат сдачи отчета — электронный. При всех других способах передачи, отчетность считается непредставленной.

    Специалисты 1С-WiseAdvice напоминают о необходимости отслеживать законодательные изменения в области сдачи отчетности. Нарушение порядка предоставления или формы приравнивается к неисполнению обязанности по сдаче декларации.

    Штраф за непредоставление налоговой декларации в срок

    Просрочка в сдаче отчетности влечет наказание для налогоплательщиков. Размер санкции зависит от нескольких факторов. Основные правила, которыми руководствуются при назначении штрафа, установлены в ст. 119 НК РФ:

  • Налог уплачен полностью, а декларация не представлена — штраф 1000 рублей.
  • Налог уплачен частично или не уплачен совсем — штраф 5% от неуплаченной суммы обязательства за каждый месяц просрочки. Максимально возможная сумма — 30%, но не менее 1000 рублей.
  • Не сдана нулевая декларация — 1000 рублей.
  • Штраф не может быть назначен за несвоевременное предоставление ежеквартального авансового расчета по налогу на прибыль организации.

    Ответственность за нарушение формата предоставления декларации

    При сдаче электронной отчетности важен формат подачи информации. Ответственность за несоблюдение способа предоставления декларации установлена ст. 119.1 НК РФ — 200 рублей за каждый случай.

    Иногда из-за ошибок в структуре файлов или неточности в сведениях налоговики отказывают в принятии декларации и начисляют штрафы. Нередко сбои в телекоммуникационной системе передачи данных приводят к тому, что компании, отправившей отчетность в последний момент, предъявляются санкции за нарушения. Оспорить их можно только в судебном порядке.

    Чтобы исключить такие случаи, эксперты 1С-WiseAdvice никогда не сдают отчетность клиентов в последний день и всегда отслеживают корректность формата передачи данных.

    Как заплатить штраф за декларацию, поданную не вовремя?

    Если компания согласна с нарушением и не планирует спорить с ФНС о дате подачи декларации, рекомендуется самостоятельно рассчитать и уплатить штраф. Для этого необходимо последовательно выполнить несколько шагов.

    1. Сдать отчетность и уплатить налог.
    2. Рассчитать сумму штрафа.
    3. Перечислить штраф по реквизитам территориальной налоговой инспекции на специальный КБК для уплаты штрафов по этому виду налога.
    4. Спустя 2-4 недели произвести сверку с ФНС и убедиться, что платеж поступил по назначению.
    5. Срок давности по несданным декларациям

      По общему правилу, компания может быть привлечена к ответственности в течение 3 лет. Этот срок установлен для всех налогоплательщиков и не зависит от системы налогообложения или вида отчетности. Отсчет начинается с первого дня налогового периода, следующего за периодом, в котором было допущено нарушение.

      Организация не сдала декларацию по налогу на прибыль и не заплатила налог за 2020 год. Несмотря на то, что последний день сдачи отчета и уплаты 28 марта 2020 года, началом для исчисления отсчета будет 01.01.2020 г. Срок привлечения организации к ответственности за несдачу декларации истечет 31.12.2021 г.

      Можно ли уменьшить сумму штрафа: смягчающие обстоятельства

      Налоговая инспекция вправе снизить сумму штрафа, если посчитает причины задержки сдачи отчетности уважительными. Для этого налогоплательщик должен подать заявление, в котором укажет смягчающие обстоятельства и приложит документы, доказывающие это.

      В качестве аргументов можно использовать следующие доводы:

    6. налог уплачен своевременно и бюджету не нанесен ущерб;
    7. нарушение совершено впервые;
    8. у налогоплательщика отсутствует просроченная задолженность по другим налогам.
    9. Если налоговая инспекция отказала в снижении суммы штрафа, ее решение можно оспорить в судебном порядке. Важно подкрепить свою жалобу документами, которые подтверждают заявленные требования налогоплательщика.

      Как избежать штрафов в дальнейшем?

      Основой любой декларации служит первичная документация. Чтобы избежать штрафов за несвоевременное предоставление деклараций, в организации должна быть разработана и внедрена оптимальная система учета документов.

      Так, именно от качества первички зависит точность и правильность подаваемых деклараций по НДС и прибыли.

      Эти декларации являются обязательными для большинства налогоплательщиков на ОСН.

      Многолетний опыт компании 1С-WiseAdvice показывает, что штатные бухгалтеры стараются избегать подачи уточненных деклараций. По этой причине вопросы по замене некорректных счетов-фактур зачастую решаются в последний момент, непосредственно перед сдачей декларации. Как правило, для большинства компаний это оборачивается убытками.

      Уникальная запатентованная система «Процессинг», используемая в нашей компании, исключает эту проблему. Поступающие клиентские документы проверяются на корректность в режиме онлайн. Программа автоматически контролирует оперативность и правильность их обработки. История перемещения каждой бумаги позволяет отследить все операции с ней.

      Наши клиенты уверены в качестве и полноте документов, поэтому не боятся камеральных проверок по НДС и другим налогам.

      Калькулятор штрафа за непред­ставление налоговой декларации (расчета по взносам)

      Законодательством установлены конкретные сроки представления той или иной отчетности, будь то, например, отчетность в ИФНС или же во внебюджетные фонды. И нарушение этих сроков наказывается штрафом.

      Наш Калькулятор поможет прикинуть грозящую сумму штрафа за несвоевременную сдачу отчетности, а также проверить расчет налоговиков/сотрудников фонда, если решение о наложении штрафа ими уже принято.

      Установленная дата сдачи

      Фактическая дата сдачи декларации (расчета)

      Сумма взносов в ПФР и ФФОМС, начисленная за последний квартал отчетного (расчетного) периода

      Сумма взносов,
      начисленная за последний квартал отчетного (расчетного) периода на страхование по болезни и в связи с материнством, за вычетом расходов на выплату пособий

      Сумма взносов «на травматизм»,
      начисленная за последний квартал отчетного (расчетного) периода, за вычетом расходов на выплату пособий

      Сумма налога,
      отраженная в декларации (расчете) и не уплаченная в установленный законом срок

      Сумма взносов,
      отраженная в расчете и не уплаченная в установленный законом срок

      Штраф за несдачу декларации

      По общему правилу несвоевременная сдача отчетности в ИФНС (деклараций/расчета по страховым взносам) наказывается штрафом в размере 5% от суммы налога, отраженной к уплате в «просроченной» декларации и не перечисленной в бюджет в установленный срок, за каждый полный/неполный месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ). Однако из любого правила есть исключение. Так, за нарушение срока сдачи 6-НДФЛ с работодателя взыщут штраф в размере 1000 руб. за каждый полный/неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

      Стоит отметить, что в целях определения размера штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам налоговики будут ориентироваться на наличие недоимки по взносам по состоянию на 30 число месяца, следующего за отчетным/расчетным периодом, т.е. на день, который является крайним сроком для подачи расчета (Письмо ФНС от 09.11.2017 № ГД-4-11/[email protected]). Пока Налоговая служба дала такие разъяснения только в отношении штрафа за «запоздалый» расчет по взносам, но, возможно, данный подход налоговики будут применять и при расчете штрафа за просрочку сдачи деклараций по налогам, по которым срок уплаты не совпадает со сроком сдачи отчетности, например, по ЕНВД.

      Штраф за несдачу нулевой декларации

      Как мы уже сказали выше, сумма штрафа за несдачу декларации рассчитывается в процентах от суммы налога к уплате, но при этом штраф не может быть меньше 1000 руб. Соответственно, за нулевую декларацию, сданную с нарушением срока или непредставленную вовсе, налоговики оштрафуют плательщика на 1000 руб. Безусловно, речь идет о ситуации, когда плательщик в любом случае обязан представить декларацию, даже если она и нулевая.

      Штраф за несдачу промежуточной налоговой отчетности

      По некоторым налогам плательщики в течение налогового периода обязаны представлять промежуточную отчетность по итогам отчетных периодов. Это касается, например, налога на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ). Так вот за нарушение срока представления таких деклараций налоговики должны наказывать организацию не по п. 1 ст. 119 НК РФ, а по п. 1 ст. 126 НК РФ, т. е. всего лишь на 200 руб. (п. 17 Письма ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 ).

      Штраф за несдачу отчетности в Фонды

      При несвоевременном представлении в Соцстрах расчета по форме 4-ФСС, работодателю грозит штраф в размере 5% от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного/расчетного периода, за каждый полный/неполный месяц просрочки, но не более 30% процентов от суммы взносов и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ).

      Штраф в таком же размере грозит работодателю и в случае, если сейчас он решит представить в ПФР своевременно не поданный расчет по форме РСВ-1 за периоды, истекшие до 01.01.2017 (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред., действ. до 01.01.2017), ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ ).

      Что же касается несвоевременной подачи СЗВ-М, а также другой персотчетности в ПФР, то такое нарушение наказывается штрафом в размере 500 руб. за каждое лицо, в отношении которого должны были быть поданы сведения (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ).

      Можно ли снизить сумму штрафа за несдачу отчетности

      Плательщик налогов/взносов может попросить об уменьшении суммы штрафа при наличии у него смягчающих обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ, п. 1 ст. 26.26 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ). К примеру, поводом для снижения штрафа может служить тот факт, что налоговое правонарушение совершено плательщиком впервые (см., например, Постановление АС ДО от 02.03.2016 N Ф03-447/2016 ).

      Административные правонарушения в области налогообложения

      Отдельные правовые нормы КоАП РК [1] , касающиеся налоговых правонарушений, не в полной мере учитывают все аспекты группы общественных отношений, связанных с налогообложением. В частности, его нормы, устанавливающие ответственность за непредставление декларации в сроки, предусмотренные налоговым законодательством, не в полной мере соответствуют требованиям практики. Кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ТОО «Минтакс» Е.Е Галиев и старший менеджер ТОО «МинТакс Аудит» Аушанов А.С. ставят вопрос.

      В соответствии с частью 1 статьи 206 КоАП РК непредставление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан, кроме случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи влечет штраф на физических лиц в размере от десяти до двадцати, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — в размере от сорока до пятидесяти месячных расчетных показателей, на юридических лиц — в размере от шестидесяти до восьмидесяти месячных расчетных показателей. Таким образом, налогоплательщик привлекается к административной ответственности по указанной норме КоАП РК в том случае, если он не представит в органы налоговой службы декларацию в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

      Однако в практике применения части 1 статьи 206 КоАП РК имеют место случаи, которые можно разделить на следующие группы:

      Вариант 1. Декларация не представляется налогоплательщиком в сроки установленные законодательством, и факт непредставления выявляется работником налоговой службы, но при этом сумма налогов, подлежащих уплате, ниже размера минимального штрафа согласно части 1 статьи 206 КоАП РК.

      Вариант 2. Декларация самостоятельно представляется налогоплательщиком в нарушение сроков, на ее подачу, и при этом сумма налогов, подлежащих уплате, ниже размера минимального штрафа согласно части 1 статьи 206 КоАП РК.

      Вариант 3. Декларация не представляется налогоплательщиком в сроки установленные законодательством, и факт непредставления выявляется работником налоговой службы, но при этом сумма налогов, подлежащих уплате, составляет сумму, превышающую размер минимального штрафа, установленного в части 2 статьи 206 КоАП РК .

      Вариант 4. Декларация самостоятельно представляется налогоплательщиком в нарушение сроков, на ее подачу, и при этом сумма налогов, подлежащих уплате, превышает размер минимального штрафа согласно части 1 статьи 206 КоАП РК.

      Степень общественной опасности вышеперечисленных групп административных проступков существенно различается. К примеру, приведенный выше Вариант 4 ниже по степени своей общественной опасности, чем Вариант 3. Так как если согласно Варианту 4 налогоплательщик, несмотря на нарушение сроков, самостоятельно выполняет свое налоговое обязательство на представление декларации, то в случае Варианта 3 путем непредставления налоговой декларации налогоплательщик пытается избежать уплаты налогов и нанести ущерб государству.

      При непредставлении налоговой декларации усматривается прямой умысел на неуплату налогов, когда налогоплательщик осознанно не подает декларацию, чтобы избежать уплаты налогов. В свою очередь, при представлении декларации самостоятельно, но с нарушением сроков, налоговое обязательство исполняется и государству не наносится существенного вреда. При этом налогоплательщиком уплачивается в бюджет сумма пени, в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

      Таким образом, при представлении декларации с нарушением срока отсутствует мотив — получение личной выгоды и цель — причинение материального вреда государству, тогда как в случае непредставления декларации таковой мотив и цель имеют место — налогоплательщик заинтересован в извлечении выгоды путем причинения ущерба государству. Вышеизложенное говорит о том, что объективная сторона административного правонарушения составляющими которого являются мотив и цель проступка, различается при представлении декларации с нарушением установленных законодательством сроков и в случае непредставления декларации в установленные законодательством сроки. То есть данные проступки необходимо выделить в различные правовые нормы, ввиду существенного различия их составов и несоответствия степени их общественной опасности.

      На практике имеются многочисленные случаи, когда налогоплательщики несут одинаковую административную ответственность как в случае, если они самостоятельно, но с нарушением срока подали декларацию, так и при непредставлении декларации, которое было выявлено налоговыми органами, несмотря на явное несоответствие объективной стороны правонарушения и степени общественной опасности этих проступков. Причем, подобное допускается на основании действующей редакции части 1 статьи 206 КоАП РК.

      Ранее в соответствии с абзацем 4 статьи 165 Кодекса КазССР об административных правонарушениях от 22 марта 1984 года (далее — КоАП КазССР) предусматривалась административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации в виде штрафа на граждан в сумме от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы и на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров заработной платы.

      Однако, несмотря на самостоятельное выделение в указанной статье КоАП КазССР составы административных правонарушений в виде непредставления, несвоевременного представления не получили детализации, а также не были в дальнейшем конкретизированы в иных законодательных актах.

      Кроме того, непредставление декларации и несвоевременное представление в виде отдельных составов административных правонарушений также выделяется в действующей редакции КоАП РК с выделением специальных субъектов правонарушения, а именно, согласно части 2 статьи 532 КоАП РК в Главе 30 «Административные коррупционные правонарушения» предусмотрена административная ответственность за непредставление и несвоевременное представление деклараций о доходах, имуществе и других сведений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, лицами, занимающими государственную должность, а также уволенными с государственной службы по отрицательным мотивам, ежегодно в течение трех лет после увольнения с государственной службы, а равно супругом (супругой) указанных лиц влечет штраф в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей. Однако, в данном случае законодатель разграничил непредставление и несвоевременное представление декларации о доходах как меру борьбы с коррупционными правонарушениями и для применения санкции, предусмотренного частью 2 статьи 532 КоАП РК, необходимо наличие специального субъекта правонарушения — лицо, занимающее государственную должность, а также уволенное с государственной службы по отрицательным мотивам, а равно супруг (супруга) указанных лиц.

      Правоотношения, связанные с представлением налоговой отчетностью, неоднозначны. Как мы указывали выше, степень общественной опасности проступков, связанных с нарушениями по представлению налоговой отчетности, существенно различается. В проступках в указанной сфере можно выделить различные составы, которые, однако, не получили самостоятельного выделения в законодательстве, несмотря на потребности практики и интересы общества в целом.

      К примеру, административная ответственность за проступок в виде несвоевременного представления декларации нуждается в смягчении. На практике, имеется большое число случаев, когда лица освобождаются от ответственности за представление декларации с нарушением установленных сроков, в особенности, когда сумма уплачиваемого налога незначительна. В связи с чем, ответственность могла бы быть установлена начиная с минимального штрафа.

      В свою очередь, ответственность за непредставление декларации также нуждается в уточнении, возможно, в сторону усиления. Считаем приемлемой и соответствующей степени общественной опасности данного вида правонарушений, административную ответственность за непредставление декларации, которая предусматривалась ранее действовавшей редакцией части 1 статьи 206 КоАП РК до введения в действие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 13 декабря 2004 года № 11-III ЗРК, а именно, в виде штрафа в размере десяти процентов от суммы налога и другого обязательного платежа, подлежащей уплате, но неуплаченной.

      В связи с вышеизложенным, в интересах всестороннего правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой области, предлагаем следующую редакцию статьи 206 КоАП РК, в которой нашли бы отражение основные аспекты административных правонарушений, на борьбу с которыми она направлена:

      «1. Представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой отчетности с нарушением срока, установленного законодательными актами Республики Казахстан —

      влечет штраф на физических лиц в размере от одного до двадцати, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — в размере от пяти до сорока месячных расчетных показателей, на юридических лиц — в размере от двадцати до сорокамесячных расчетных показателей.

      2. Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой отчетности в налоговый орган, кроме случая, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, —

      влечет штраф на физических лиц в размере от десяти до двадцати, должностных лиц — в размере от сорока до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере десяти процентов от суммы налога и другого обязательного платежа, подлежащей уплате, но неуплаченной, но не менее сорока месячных расчетных показателей

      3. Непредставление налогоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган по истечении девяноста дней от установленного законодательными актами Республики Казахстан срока представления такой отчетности —

      влечет штраф на физических лиц в размере от двадцати до сорока, на должностных лиц — от сорока до шестидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — в размере пятидесяти процентов от суммы налога и другого обязательного платежа, подлежащей уплате, но неуплаченной, но не менее шестидесяти месячных расчетных показателей.

      4. Непредставление в срок, установленный уполномоченным государственным органом, либо отказ в представлении налогоплательщиком документов (в том числе в электронном виде), а также налоговой отчетности по электронному мониторингу, необходимых для проведения мониторинга налогоплательщиков, —

      влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти, на юридических лиц — в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей.

      5. Те же деяния, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, —

      влекут штраф на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от пятидесяти до семидесяти, на юридических лиц — в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей».

      Статья 209 КоАП РК имеет название «Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет», следовательно, должна быть направлена на пресечение возможных случаев нанесения ущерба государству в виде занижения, подлежащих уплате сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет. Далее, в соответствии с частью 2 статьи 209 КоАП РК предусматривается административная ответственность за завышение суммы убытка в декларации для целей обложения корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога, которое влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц в размере пятидесяти процентов от суммы корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога, исчисленного от суммы убытк а, завышенной в декларации.

      Необходимость рассматриваемой правовой нормы КоАП РК вполне оправдана, как средство пресечения одного из видов налоговых правонарушений, когда может быть нанесен ущерб государству в виде неуплаты либо неполной уплаты налогоплательщиками суммы корпоративного подоходного налога либо индивидуального подоходного налога. А именно, в соответствии со статьей 125 Налогового кодекса корпоративный подоходный налог исчисляется за налоговый период путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 135 Налогового кодекса, к налогооблагаемому доходу с учетом корректировок, произведенных согласно статье 122 Налогового кодекса, уменьшенному на сумму убытков, переносимых в соответствии со статьей 124 Налогового кодекса. Согласно пункту 1 статьи 124 Налогового кодекса убытки от предпринимательской деятельности, а также убытки от реализации зданий, строений, сооружений, использованных в предпринимательской деятельности налогоплательщика, переносятся на срок до трех лет включительно для погашения за счет налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов. А убытки, образующиеся в связи с деятельностью, осуществляемой по контрактам на недропользование, переносятся на срок до семи лет включительно. В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса убытком от предпринимательской деятельности признается превышение вычетов над скорректированным совокупным годовым доходом. При буквальном толковании пункта 1 статьи 124 Налогового кодекса убытки, указанные в данной правовой норме, переносятся для погашения за счет налогооблагаемого дохода. Соответственно, при отсутствии у налогоплательщика в отчетном налоговом периоде налогооблагаемого дохода, уменьшение налогооблагаемого

      дохода налогоплательщика невозможно. А по истечении сроков, установленных в пункте 1 статьи 124 Налогового кодекса, налогоплательщик утрачивает право на перенос убытков. Соответственно при отсутствии в соответствующем налоговом периоде налогооблагаемого дохода обязательство по уплате корпоративного подоходного налога отсутствует, а значит и угроза нанесения ущерба государству в виде занижения, подлежащих уплате налогов в случае завышения суммы убытков в декларации отсутствует.

      Норма, установленная в части 2 статьи 209 КоАП РК приобретает не правоохранительный, а карательный характер, когда налогоплательщик может быть привлечен к ответственности при отсутствии каких-либо экономических предпосылок для нанесения ущерба государству в виде занижения размера сумм уплачиваемых налогов. Кроме того, возможна ситуация, когда юридическое лицо, признававшееся в тот или иной налоговый период убыточным, и привлеченное к административной ответственности на основании части 2 статьи 209 КоАП РК, в последующие налоговые периоды будет иметь налогооблагаемый доход. В особенности, подобное распространено в сфере производства, когда требуется продолжительное время на строительство промышленных объектов. В таком случае, у должностных лиц органов налоговой службы имеется основание привлечь

      и то же правонарушение в виде занижения сумм налогов в декларации, так как экономически завышение

      в декларации

      сумм убытков приводит к занижению корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога

      в декларациях последующих периодов

      . В рассматриваемой ситуации, действующая редакция частей 1, 2 статьи 209 КоАП РК входит в противоречие с

      Республики Казахстан, в соответствии с которым «

      законодательства и налоговой политикой государства, направленной на экономический рост. В связи с вышеизложенным, в

      «1. Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации, в том числе в результате завышения суммы убытка в декларации для целей обложения корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога — влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц — в размере от сорока до

      Законодательство об административных правонарушениях является действенным средством борьбы с налоговыми проступками. Однако, в данных нормах требуется всесторонний учет интересов как государства, так и всех иных субъектов хозяйственных отношений. Надеемся, что наши предложения будут полезны и найдут отражение в законодательстве.

      [1] Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-II

      Штраф за декларацию в казахстане

      Несвоевременное предоставление декларации по индивидуальному подоходному налогу:

      о противоречиях, возникающих при привлечении к ответственности по статьям 272 и 275 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»

      Обязанность налогоплательщика уплачивать налоги со всех своих доходов, вне зависимости от территории их получения заложена как основной принцип построения всей налоговой системы. Однако его реализация напрямую зависит от авторитета такого государства который прямо пропорционально отражался на успехе администрирования таких доходов. Так, Соединенные Штаты Америки достигли в этом направлении небывалых высот, служба внутренних доходов этой страны, кроме заключения двусторонних и многосторонних международных соглашений об обмене информацией об имуществе американских налогоплательщиков в странах — партнерах по таким соглашениям, сумела инициировать и провести пакет изменений ФАТКА, суть которых заключалась в том, что банковские институты других стран будут платить дополнительный налог по ставке 30 % с пассивного дохода, получаемых из США, если не будут сотрудничать в обмене информации о денежных счетах американских граждан, открытых в таких банках за рубежом США.

      Поступательное движение фискальных органов Казахстана в отношении налогообложения доходов своих налоговых резидентов — физических лиц было начато еще при старом 24 апреля 1995 года № 2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в частности, в соответствии со статьей 49 действовавшего Закона декларацию о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах представляют органам налоговой службы по месту налоговой регистрации до 31 марта года, следующего за отчетным, следующие налогоплательщики в том числе физические лица, имеющие деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан и физические лица, получающие доходы за пределами. Аналогичные требования содержал и пришедший на смену Закону Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001 года № 209-II. В соответствии со статьей 171 ранее действовавшего Кодекса декларацию по индивидуальному подоходному налогу представляли налогоплательщики-резиденты в том, числе физические лица, получающие доходы за пределами Республики Казахстан и физические лица, имеющие деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан. Действующая статья 185 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК (далее по тексту «Налоговый Кодекс») содержит аналогичные требования.

      Вместе с тем, по результатам проведенных трех легализаций имущества, фискальные органы Казахстана поступательно готовят общество к всеобщему декларированию. Одним из таких переходных этапов стал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества» от 3 ноября 2015 года № 400-V ЗРК (далее по тексту «Закон о внесении изменений»), в частности пункт 1 статьи 185 действующего Налогового кодекса в редакции Закона о внесении изменений, перечень лиц, обязанных предоставлять декларацию об индивидуальном подоходном налоге был расширен, внесен п.п. 6) согласно которого с 1 января 2017 года также обязаны отчитаться 6) физические лица, имеющие за рубежом следующее имущество на праве собственности: недвижимое имущество, которое (права и (или) сделки по которому) подлежит государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства; ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы за пределами Республики Казахстан; долю участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного за пределами Республики Казахстан.

      Одновременно тем же законом , были внесены изменения в административное законодательство, установив такие меры административной ответственности, которые являются самыми суровыми на протяжении всей ответственности физических лиц за непредставление налоговой отчетности.

      В частности, действующий Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V (далее по тексту «Административный Кодекс») в своей редакции, действовавшей до 1 января 2017, предусматривал административную ответственность в виде предупреждения за непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан как установила часть первая статьи 272 Административного Кодекса.

      С 1 января 2017 года Законом о внесении изменений были внесены изменения в статье 275 Административного кодекса и перечень, квалифицируемых нарушений как «Сокрытие объектов налогообложения» был дополнен частью третьей, а именно, стало административно наказуемым нарушением сокрытие физическим лицом сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, подлежащих отражению в декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, совершенное путем неотражения таких сведений в декларации по индивидуальному подоходному налогу, при этом санкция за данное нарушение предусматривает штраф в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.

      Предметом особого внимания и целью данной аналитики стал пункт 3 примечания к данной статье, в частности, для целей части третьей статьи 275 Административного Кодекса непредставление лицом декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан приравнивается к неотражению сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

      Одновременно первая часть статьи 272 Административного Кодекса «Непредставление налоговой отчетности, а также документов, связанных с условным банковским вкладом» осталась без изменений. Она все также предусматривает административную ответственность за непредставление налоговой отчетности физическими лицами и все также предусматривает более гуманное наказание — предупреждение.

      При этом необходимо иметь в виду что декларации по индивидуальному подоходному налогу является одним из видов налоговой отчетности. В подтверждение, соответствии с пунктом 2 статьи 63 Налогового кодекса, установлено, что налоговая отчетность включает в себя налоговые декларации, расчеты, приложения к ним, подлежащие составлению и представлению налогоплательщиком (налоговым агентом) по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование, а также отчетность по мониторингу, представляемую крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу, декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

      На лицо конфликт статей Административного кодекса, в частности, упомянутая часть первая статьи 272 и часть третья статьи 275 Административного Кодекса за одно и то же нарушение физическим лицом, а именно непредставление налоговой отчетности (как было указано выше декларация по индивидуальному подоходному налогу также является налоговой отчетностью) предусматривает два абсолютных разных по своим последствиям предупреждение и штраф в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.

      Разрешение настоящей коллизии будет затруднительным.

      С одной стороны, норма статьи 275 Административного кодекса в редакции Закона о внесении изменений, а следовательно новая административная ответственность за непредставление декларации по индивидуальному подоходному налогу с санкцией в двести пятьдесят месячных расчетных показателей была введена в действие 1 января 2017 года, при этом статья 272 Административного кодекса предусматривающая ответственность за непредставление налоговой отчетности в целом (в том числе как и представляется декларации по индивидуальному подоходному налогу) вступила в действие в составе всего Административного кодекса только с 1 января 2015 года.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие [1] .

      В связи с чем, предполагается, что при совершении нарушения путем непредставления декларации по индивидуальному подоходному налогу при обязанности отразить в такой декларации имущество за рубежом, доходы, полученные за рубежом или банковский счет, открытый в иностранных банках должна применяться часть третья статьи 275 Административного Кодекса РК в действующей редакции. Предполагается что органы государственных доходов будут придерживаться именного подхода.

      Вместе с тем, данное решение имеет один существенный недостаток, на наш взгляд. Построчное изучение пунктом 3 статьи 12 Республики Казахстан «О правовых актах» обращает внимание что данный механизм разрешения противоречий направлен на разрешение противоречий между нормативными актами одного уровня, при этом исходя из своего буквального толкования, он не применяется для разрешения противоречий положений одного и того же нормативного акта.

      С другой стороны, в соответствии статьи 10 Административного кодекса установлен один из принципов законодательства об административных нарушениях «Презумпция невиновности». В соответствии с третьей частью указанной статьи, любые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его же пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении законодательства об административных правонарушениях.

      Следуя п. 3 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 22 декабря 2016 года № 12 «О некоторых вопросах применения судами норм Общей части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях должен неукоснительно соблюдаться закрепленный в статье 10 КоАП принцип презумпции невиновности. Данное положение Нормативного постановления детализировало положения о презумпции невиновности установив, что любые сомнения в виновности, включая сомнения, возникающие при применении законодательства об административных правонарушениях, должны толковаться и разрешаться в пользу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

      В связи с чем, в вопросе применения статьи 275 и 272 Административного кодекса суд должен руководствоваться интересами привлекаемого к административной ответственности лица, искать его пользу в этом вопросе.

      Что касается самих принципов, то их значение для законодательства об административных правонарушениях которых заключается в том, что их нарушение в зависимости от его характера и существенности влечет признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов, не имеющих силы доказательств [2] .

      Резюмируя, коллизия действующих статей, а именно статьи 275 и 272 Административного кодекса должна разрешаться в соответствии с указанной выше частью 3 статьи 10 Административного кодекса, должны приниматься гуманность и социальная направленность всего законодательства Казахстана и нарушитель должен привлекаться к административной ответственности по статье 272 Административного Кодекса, в связи с тем, что применение санкции именно этой статьи, на наш взгляд, приводит к сравнительной пользе нарушителя.

      Окончательное решение коллизии определит практика.

      Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации

      «Отношения Казахстана с Российской Федерацией являются эталоном межгосударственных связей, и мы продолжим развивать это направление»

      Нурсултан Назарбаев, Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы

      Афиша

      Полезная информация для студентов

      О подаче налоговых деклараций казахстанскими студентами ВУЗов РФ

      Вниманию казахстанских студентов, обучающихся в ВУЗах России за счет бюджета Республики Казахстан, в том числе по стипендии «Болашак»!

      1 января 2020 года вступил в действие новый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

      В соответствии с документом, граждане Республики Казахстан, которые имеют по состоянию на 31 декабря 2017 года на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, сумму, превышающую 12-кратный минимальный размер заработной платы (свыше 293 508 тенге), обязаны до 31 марта 2020 года подать Декларацию по индивидуальному подоходному налогу по форме 240.

      В случае, если сумма на счету в зарубежном банке ниже 12-кратного размера МЗП, налоговую декларацию заполнять не требуется. За точку отсчета берется только 31 декабря.

      При подсчете суммы на банковском счете по состоянию на 31 декабря используется официальный курс Нацбанка РК на 31 декабря 2017 года.

      – Нужно ли сдавать декларацию студентам, которые имеют только карточки казахстанских банков?

      – Нет. Если студент имеет карту только казахстанского банка и пользуется ей за рубежом, но не имеет счетов в банках за границей, тогда отчет не нужно сдавать.

      – Нужно ли сдавать декларацию, если студент открыл карточку или счет и закрыл в течение года?

      – Нет. Если в течение 2017 года вы открыли счет и закрыли до 31 декабря 2017 года, то сдавать декларацию не нужно.

      – Как сдавать декларацию?

      – Есть несколько способов сдачи декларации:

      – электронный: через сайт «Кабинет налогоплательщика» или портал электронного правительства. Но здесь необходимо иметь электронную цифровую подпись, которую можно получить в любом отделении «Правительства для граждан» (бывший ЦОН) в Казахстане. Находясь за рубежом, получить ЭЦП электронно нельзя;

      – нарочным: скачать форму декларации на сайте Комитета государственных доходов РК kgd.gov.kz. Документ нужно заполнить и отправить заказным письмом с уведомлением в местный департамент госдоходов по месту прописки;

      – по доверенности: выписать нотариально удостоверенную доверенность на родственника, друга или знакомого, который за вас сдаст в местный департамент госдоходов вашу декларацию.

      – Как налоговый орган узнает, что у меня есть счет в зарубежном банке?

      – Страны-участники Страсбургской конвенции обмениваются информацией о счетах. Центральный налоговый орган – Комитет государственных доходов МФ РК – запрашивает у иностранного государства сведения о наличии счетов в их банках, оформленные на граждан Казахстана. Поэтому скрыть свои деньги не удастся.

      – Какое наказание будет, если я не отчитаюсь в налоговый орган?

      – Если вы не предоставите декларацию за 2017 год до 31 марта 2020 года, то на первый раз налоговые органы сделают предупреждение, а при повторном нарушении в течение года придется оплатить штраф в размере 15 МРП (36,1 тысячи тенге). В случае если вы не отразите сведения в декларации, то вам грозит штраф. Согласно пункту 3 статьи 275 КоАП РК, в первый раз налоговый орган вас оштрафует на 100 МРП, а это 240,5 тысячи тенге. Если после этого в течение 2020 года вы продолжаете скрывать деньги на своих счетах за границей, то вам выпишут штраф в двойном размере – 200 МРП, то есть 481 тысяча тенге.

      Налоговая декларация: как избежать штрафа?

      1 апреля вышел срок подачи налоговой декларации о доходах, полученных гражданами Казахстана в 2020 году. Однако физлица, которым не удалось вовремя предоставить документы в налоговую, еще могут исправить ситуацию и избежать штрафа. Об этом рассказала менеджер департамента налогов и права «Делойт» в Каспийском регионе Хадиша Сейдалина

      В этом году срок представления декларации по индивидуальному подоходному налогу (ИПН) для физических лиц, имеющих обязательство по самостоятельному декларированию доходов и имущества, выпал на 1 апреля. В случае если человек не успел вовремя сдать свою декларацию по ИПН, мы рекомендуем не уклоняться от этого важного вопроса и все же подать декларацию добровольно, хоть и с опозданием. Тем более что в случае, когда человек в первый раз за год представляет декларацию позже срока, Административный кодекс предусматривает выписку предупреждения без наложения штрафа. Стоит отметить, что срок уплаты ИПН – 10 апреля, и в случае опоздания с оплатой будет начислена пеня за каждый день просрочки платежа.

      В целом всегда следует помнить о том, что налоговые органы вправе проверить надлежащее исполнение налоговых обязательств налогоплательщиком в течение срока исковой давности, который составляет пять лет. И при обнаружении налоговыми органами факта несвоевременной сдачи декларации физическим лицом, имевшим такое обязательство, последствия могут быть серьезными. Так, Административный кодекс предусматривает штраф за сокрытие объектов налогообложения в размере 200% от суммы налогов, а за сокрытие сведений о наличии имущества, подлежащего декларированию, – 252 500 тенге за каждое имущество.

      Очередной перенос введения всеобщего декларирования, о котором на днях сообщила пресс-служба Министерства финансов РК, не должен быть поводом для того, чтобы откладывать вопросы соблюдения текущих требований налогового законодательства резидентами РК. И несмотря на то, что введение всеобщего декларирования для всех слоев населения теперь ожидается с 1 января 2025 года, можно проследить определенные изменения в налоговом законодательстве в последние годы, которые являются первыми ласточками всеобщего декларирования. Например, расширение обязательств по декларированию иностранного имущества.

      На сегодня перенос введения всеобщего декларирования аргументируется наличием проблемных вопросов, в нашем понимании связанных с нормами законодательства, существующей методологией и информационными системами. Но каждый гражданин должен понимать, что когда-нибудь в той или иной степени текущие вопросы будут разрешены, и налоговые органы будут готовы вплотную заняться налогами с физических лиц.

      С учетом всеобщего декларирования, автоматического обмена информацией и возможности налоговых органов подвергать проверке налоговые обязательства в течение срока исковой давности вопрос соблюдения налогового законодательства физическими лицами приобретает все большую актуальность. Поэтому в своей практике мы видим, что все больше и больше граждан Казахстана задаются вопросом о представлении декларации по ИПН, решая, как говорится, заплатить налоги и спать спокойно.

      Смотрите так же:  Трудовой договор с иностранным гражданином (образец). Трудовой договор с иностранным гражданином патент 2020

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Калькулятор ШТРАФА ЗА НЕПРЕД­СТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА ПО ВЗНОСАМ)