Стандарты организаций как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинина Юлия Александровна

Статья посвящена исследованию проблем стандартизации социального обслуживания населения в России на федеральном, региональном и уровне социальных служб. В настоящее время приоритетным направлением деятельности многих организаций и учреждений социальной сферы является повышение качества предоставляемых услуг, процесса социального обслуживания населения, стандартизация объемов, форм, видов услуг, их качества и процесса обслуживания.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калинина Юлия Александровна

Standards organizations as a basis for improving the quality of social services in modern Russia

Article is devoted to the problems of standardization of social services in Russia at the federal, regional and level of social services. Currently, priority for many organizations and social institutions is to improve the quality of services provided, the process of social service, standardization of volumes, shapes and types of services, quality and service process.

Текст научной работы на тему «Стандарты организаций как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России»

?7. Религия. История и современность: учебник для вузов / под ред. Ш. М. Мунчаева. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 264 с.

8. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. М. М. Шахнович. СПб.: Питер, 2007. 432 с.

9. Стурова М. П. Секты в России: их происхождение, сущность и направленность деятельности: учеб. пособие. М.: Тип. Академии управления МВД России, 2004. 76 с.

10. Таевский Д. А. Христианские ереси и секты 1-ХХ1 веков: слов. М.: 1пЬ^а, 2003. 320 с.

11. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. / ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) [и др.]. М.: Большая рос. энцикл., 1995. Т. 2 л-с. 671 с.

УДК 301.085: 392 ББК С55.473

Стандарты организаций как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России

Ключевые слова: стандартизация социального обслуживания, стандарты социальных служб, качество социальных услуг.

Standards organizations as a basis for improving the quality of social services in modern Russia

Keywords: standardization of social services, standards of social services, quality of social services.

В настоящее время одной из актуальных проблем социальной сферы является разработка стандартов организаций. Стандартизация объемов, форм, видов услуг и их качества, процесса обслуживания является приоритетным направлением деятельности многих организаций и учреждений социальной сферы, в том числе и социального обслуживания населения.

Стандартизация — это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного ис-

пользования в отношении реально существующих или потенциальных задач [5]. Эта деятельность реализуется в Российской Федерации на основании Концепции развития национальной системы стандартизации, где определены ключевые принципы стандартизации [3]:

• добровольность применения стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;

• максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов и др.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики процессов, выполнения работ или оказания услуг.

Деятельность по стандартизации социального обслуживании населения регулируется положениями Федеральных законов (ФЗ) «О техническом регулировании» (2002), «Об основах социального обслуживания населения» (1995), в которых определены категории стандартов, действующих в РФ, их характер и статус. В настоящее время установлены только две категории стандартов: национальный стандарт и стандарт организации. Так, первые являются рекомендациями общероссийского масштаба, а вторые — локальными нормативными актами, обязательными для применения всеми сотрудниками организации, их утвердившей.

В настоящее время в России Фонд системы национальной стандартизации включает 23270 стандартов, из них: стандартов услуг, управления и организации — 504 (2 % от общего числа стандартов) [2]. Деятельность по социальному обслуживанию населения регламентируется пакетом национальных стандартов, который включает 21 действующий, 3 принятых и 4 проекта ГОСТ Р.

В ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995) в статье 6 определено, что социальное обслуживание должно соответствовать стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Пункт 2 этой статьи определяет характер применения стандартов социального обслуживания (добровольный или обязательный) в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации, следовательно, каждый субъект РФ вправе определить добровольно либо обязательно на его территории будут соблюдаться положения национальных стандартов социального обслуживания населения.

Недостаточно лишь на добровольной основе применять национальные стандарты социального обслуживания, поскольку это может оказать серьезное влияние на эффек-

тивность социального обслуживания. Исходя из этого, необходимо либо разработать иной механизм применения национальных стандартов, либо утвердить перечень услуг, обязательных для соблюдения требований стандартов и условий договоров.

В настоящее время обязательные для исполнения требования содержат в себе технические регламенты. Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) [4]. На услуги вообще и социальные услуги в частности технические регламенты не разрабатываются.

Представляет интерес тот факт, что ФЗ «О техническом регулировании» не определяет статус территориальноадминистративных стандартов, принятых и действующих на территории многих субъектов РФ. Например, в Алтайском крае -Стандарты качества предоставления государственных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики, оказываемых населению Алтайского края за счет средств краевого бюджета (2006); в Респу-

блике Алтай — стандарты социального обслуживания населения Республики Алтай (2009). По-видимому, право на существование и статус территориально-административных стандартов социального обслуживания населения будет определен в ФЗ «О стандартизации», проект которого был разработан в 2008 г. и в настоящее время находится на стадии обсуждения.

Свою нишу в вопросах регулирования процесса социального обслуживания населения, нормирования отдельных видов государственных услуг, определения алгоритма действия специалиста занимают административные регламенты, принятые и действующие на федеральном и регио-

нальном уровнях. Они определяют сроки и последовательность действий (административных процедур); разработаны для повышения качества предоставления и доступности государственных услуг, создания комфортных условий для получателей этих услуг.

Стандарты организаций необходимы для совершенствования процесса обслуживания, обеспечения качества оказания услуг. Организации самостоятельно устанавливают порядок разработки, утверждения, контроля, реализации и отмены стандартов.

Стандарт организации — это документ, в котором устанавливаются правила осуществления и характеристики процессов производства, оказания услуг. Стандарты организаций могут разрабатываться для следующих типов организаций: благотворительная организация, ассоциация, научная организация, общественная организация, некоммерческая организация, учреждение, предприятие и др. [1; 4].

Организации социального обслуживания, обозначенные в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), среди которых: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания и другие, относятся к таким типам, как «некоммерческая организация», «учреждение», «предприятие».

В 2005 и 2008 гг. в рамках эмпирического исследования «Оценка качества социальных услуг и стандартизация социального обслуживания населения Алтайского края», проводимого кафедрой социальной работы Алтайского государственного университета, было выявлено мнение экспертов о необходимости разработки стандартов организаций. Так, 85 % респондентов отмечают необходимость разработки стандартов организаций.

В стандартах организаций целесообразным представляется разработка требований к: объемам услуг, формам социального обслуживания, видам услуг, порядку и условиям предоставления услуг, качеству услуг, условиям обслуживания, персоналу,

документации, оснащенности учреждений и др.

Организации социального обслуживания разрабатывают и утверждают стандарты организаций на основе ФЗ «О техническом регулировании» (2002) и ГОСТ Р 1.4 — 2004 «Стандарты организаций. Общие положения». В общем случае стандарт организации содержит следующие элементы: титульный лист, предисловие, содержание, введение, нормативные ссылки, определения, обозначения и сокращения (при необходимости) и текст стандарта.

При разработке и утверждении стандартов организаций социального обслуживания представляется важным соблюдение ряда условий, среди которых [1]:

• разработка планов и программ стандартизации организации;

• создание возможностей для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации и потребителей услуг;

• утверждение стандарта приказом руководителя организации за личной подписью в установленном в организации порядке;

• необходимость соблюдения принципа непротиворечивости положениям национальных стандартов;

• отсутствие ограничения срока действия стандартов организации;

• необходимости обязательного соблюдения требований стандарта организации всеми сотрудниками организации с момента введения стандарта в действие.

Организации социального обслуживания заинтересованы в разработке стандартов организаций по нескольким причинам, во-первых, в связи с необходимостью конкретизации положений Национальных стандартов социального обслуживания из-за возможного отсутствия в них специальных, детализированных требований; во-вторых, из-за отсутствия Национальных стандартов социального обслуживания, в которых разработаны требования к социальным услугам для определенных категорий клиентов; в-третьих — возможности учета мнений потребителей социальных услуг, так как при разработке стандартов организаций необ-

ходимо участие всех заинтересованных сторон и др.

К сожалению, в настоящее время существуют проблемы, препятствующие разработке стандартов организаций, среди которых:

• расходы организации (временные, ресурсные), связанные с разработкой стандартов организаций;

• отсутствие системы критериев и показателей оценки результатов на всех стадиях процесса социального обслуживания, качества социальных услуг и т. п. ;

• необходимость обязательного соблюдения положений стандарта всеми сотрудниками организации, утвердившей стандарт и др.

1. ГОСТ Р 1.4 — 2004 Стандарты организаций. Общие положения. Деятельность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в цифрах за 2008 год. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. URL: http:II www.gost.ruIwpsIportalIpages (дата обращения: 08.02.2010).

2. Концепция развития национальной системы стандартизации (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р).

3. Проект Федерального закона «О стандартизации». 2008 г.

4. Руководство ИСО!МЭК 2-2004 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь».

УДК 301.085: 392 ББК С 55.473

История становления и развития социального обслуживания в России

Данная статья посвящена вопросу исторического становления и развития системы социального обслуживания в России. Социальное обслуживание принадлежит к числу наиболее устойчивых форм социальной защиты, уходящих своими корнями в историю. Автором выделяются основные этапы становления и развития социальной помощи и организации социального обслуживания, а также раскрываются основы современной системы социального обслуживания в России.

Ключевые слова: помощь, социальное обслуживание, система социального обслуживания

History of social service formation and development in Russia

This article is devoted to the question of social service system historical formation and development in Russia. Social treatment is one the forms of constant social protection and has the rich history. The author points the main stages of modern social service system and the development of social help and organization. Also the bases of modern social service system in Russia are revealed.

Keywords: social help, social service, system of social service

Существенной особенностью любого тем, кто не может посредством трудовой

общества, на каком бы этапе развития оно деятельности обеспечить себя, в частности,

ни находилось, является оказание помощи и детям, пожилым людям, инвалидам и дру-

поддержки отдельным группам населения, гим нуждающимся. На протяжении разви-

Стандарты социального обслуживания

Cтандартизация и стандарты социального обслуживания

Решить проблемы повышения качества социального обеспечения можно путем внедрения в практику социальных услуг международных и отечественных стандартов.

Государственные стандарты социального обслуживания – это гарантии государства населению на предоставление социальных услуг на определенный срок.

Стандарты должны обладать рядом качеств, а именно, быть надежными, реалистичными, четкими, обоснованными и должны подвергаться количественной оценке.

К стандартам социального обслуживания субъектов РФ предъявляются следующие требования: полное соответствие национальным стандартам РФ; обеспечение повышения уровня жизни граждан, для которых эти стандарты предназначены; постоянное использование в работе социальных служб.

Стандартизация социального обслуживания – процесс установления единых требований и правовых норм на государственном и региональном уровнях, предъявляемых к объему и качеству социальных услуг, качеству работы социальной службы. Стандартизация направлена на достижение наивысшей степени упорядочения услуг в социальной сфере посредством установления определенных положений для многократного и всеобщего использования в отношении потенциальных и реально существующих задач.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государственный стандарт — это модель, образец социальных услуг, специальный нормативно-правовой документ, предписывающий требования к видам, качеству и объему социальных услуг; устанавливающий гарантии защиты граждан и работников сферы социальных услуг.

Введение стандартов – эффективный инструмент повышения качества социальных услуг, средство регулирования отношений в социальной сфере, снижения рисков оказания социальных услуг.

Существующие в РФ стандарты, действующие в сфере социального обеспечения, можно отнести к трем группам:

  • стандарты, устанавливающие основные категории в сфере социального обслуживания;
  • нормативы объемов социальных услуг для учреждений социального обслуживания;
  • комплекс социальных услуг и требования к их качеству.
  • Разработка стандартов социального обслуживания

    Стандартизация социального обслуживания происходит на основе разработки и использования программы первоочередных мер по стандартизации социального обслуживания, включающей работу со специалистами сферы социального обеспечения населения, разработчиков стандартов и различных социальных служб; общие организационные мероприятия; разработка стандартов социального обслуживания; формирование нормативно-правовой базы; разработка механизма введения стандартов в практическую деятельность.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Применение национальных стандартов в сфере социального обеспечения позволило разработать показатели и критерии для оценки эффективности деятельности социальных учреждений и использования социальных услуг.

    Проблемы разработки и внедрения стандартов в сфере социального обслуживания обсуждались неоднократно.

    Разработка национальных стандартов началась с 1994 года на базе Министерства социальной защиты. За стандартизацию принимали процесс упорядочения работы социальных служб, специалистов сферы социального обслуживания; гарантию прав населения на получение социальных услуг и меру защиты.

    В настоящее время нормативная основа стандартизации социального обслуживания уже сформирована, что нашло отображение в соответствующих федеральных законах.

    № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12. 1995 г., указывающий, что социальные услуги должны предоставляться на основе утвержденных Правительством РФ стандартов.

    № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ … в области стандартизации социальных услуг», благодаря которому субъекты РФ получили возможность участвовать в разработке и реализации стандартов социального обслуживания, право на бюджетирование и развитие сети социальных учреждений.

    Содержание и задачи стандартов социального обслуживания

    Стандарты социального обслуживания содержат требования, гарантирующие необходимый уровень качества предоставления социальной услуги, ее доступности на каждом этапе ее оказания.

    Смотрите так же:  Статья 80. Увольнение по собственному желанию статья 80 или 77

    Содержание стандартов социального обслуживания должно включать:

  • перечень документов для оказания той или иной социальной услуги;
  • перечень категорий граждан, имеющих право на получение социальной услуги;
  • требования к срокам предоставления услуги, принятия решений и совершения действий работниками социального обслуживания;
  • основания для отказа в предоставлении услуги;
  • результат оказания услуги;
  • требования к месту предоставления социальных услуг с учетом пешеходной и транспортной доступности;
  • квалификационные требования к работникам, участвующим в предоставлении социальных услуг;
  • очередность предоставления социальной слуги, условия ожидания и сроки оказания услуг по социальному обслуживанию;
  • график работы учреждения социального обслуживания, порядок обращения и доступа в учреждение;
  • требования к информационному обеспечению граждан;
  • особенности оказания социальных услуг определенным категориям граждан;
  • порядок подачи жалоб и претензий на несоблюдение норм социального обслуживания;
  • порядок внесения исправлений в недостатки предоставления услуг социального обслуживания.
  • К задачам стандартов социального обслуживания относятся:

  • установление единых требований к условиям, порядку, качеству и объему услуг социального обслуживания;
  • соблюдение прав населения на получение своевременного и качественного социального обслуживания, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей, собственного выбора форм и видов социального обслуживания, основанного на адресном подходе;
  • защита интересов граждан, получающих социальные услуги;
  • регулирование отношений между гражданами и представителями муниципальных учреждений, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в сфере социального обслуживания;
  • оценка деятельности учреждений социального обслуживания;
  • расширение перечня услуг социального обслуживания за счет индивидуального предпринимательства и иных форм организационно-правовых организаций.
  • Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Разработка и применение стандартов социальных услуг

    Оригинал статьи опубликован во втором (майском) номере журнала «Региональная и муниципальная информатизация».

    С 1 января 2015 года, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», происходит глубокая реорганизация системы социального обслуживания населения в РФ.

    Основные новшества, вводимые Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:

    • из применения уходит понятие видов социального обслуживания, являющееся на сегодняшний день основой, формирующей структуру системы нормативно-правовых актов на региональном уровне;
    • привязка права на социальное обслуживание к социальным категориям, например, «граждане пожилого возраста и инвалиды», в новом законе полностью заменена на новое универсальное основание — признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании при наличии конкретных обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;
    • новый закон вводит в применение понятие профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, как системы мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
    • вводится целостная правовая модель организации региональной системы обеспечения потребности населения в социальном обслуживании, открывающая возможность формирования негосударственного сектора социального обслуживания на основе равного доступа на рынок социальных услуг хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы.
    • В соответствии с законом, региональная система обеспечения потребности населения в социальном обслуживании, опирается на комплекс норм в рамках следующей правовой модели:

      Описание этапа Примечание
      Утверждение субъектом РФ перечня социальных услуг (далее – «перечень») Формируется перечень конкретных социальных услуг, являющихся гарантией и расходным обязательством государства перед гражданином (при наличии у последнего индивидуальной нуждаемости)
      Принятие стандарта на каждую услугу, включенную в перечень социальных услуг Стандарт в составе порядка предоставления услуги определит гарантированный объем каждой услуги, входящий в перечень социальных услуг, то есть что из себя представляет конкретная услуга как «ресурс-процесс-результат» или как лот, который может быть выставлен на свободные торги и подвергнут последующему контролю исполнения
      Включение социального обслуживания в региональные программы социального обслуживания Объем ресурсов, включаемых в региональные программы, формируется исходя из прогнозируемой потребности в услугах и подушевых нормативов финансирования на каждую услугу, включенную в перечень, которые исчисляются на основании государственного стандарта на услуги
      Доведение государственного задания, либо открытое конкурсное размещение заказа на исполнение мероприятий региональной программы (на оказание государственных социальных услуг), либо предоставление компенсации поставщикам Перечнем закупаемых услуг станет перечень социальных услуг, а техническим заданием по каждой услуге государственный стандарт.Исполнителем на конкурсной основе может стать организация любой формы собственности

      Поставщиком социальных услуг, в соответствии с новым законом, может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Последнее открывает возможность формирования негосударственного сектора в сфере социального обслуживания населения.

      Соответственно, основным элементом новой модели является не учреждение социального обслуживания, а социальная услуга.

      К услуге привязаны финансирование, а также показатели эффективности и качества. Более того, для социальных услуг показатели эффективности здесь могут носить не только экономический, но и социальный характер.

      Данный подход формирует технологию обеспечения эффективности системы социального обслуживания, основанную на новых принципах — через управление процессом оказания государственных услуг.

      Ключевым элементом модели являются государственные стандарты на социальные услуги, формирующие основные требования по объему, качеству, порядку и условиям предоставления социальных услуг, включая связанные с оказанием конкретной услуги нормы и нормативы.

      В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стандарт социальной услуги включает в себя:

    • описание социальной услуги, в том числе ее объем;
    • сроки предоставления социальной услуги;
    • подушевой норматив финансирования социальной услуги;
    • показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
    • условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
    • иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.
    • Также в сфере социального обслуживания населения действует комплекс национальных стандартов. В том числе стандарты, содержащие перечни услуг для определенных категорий населения, например:

    • ГОСТ Р 52885-2007. Социальные услуги семье;
    • ГОСТ Р 52886-2007. Социальные услуги женщинам;
    • ГОСТ Р 52888-2007. Социальные услуги детям;
    • ГОСТ Р 53059-2008. Социальные услуги инвалидам;
    • ГОСТ Р 53058-2008. Социальные услуги гражданам пожилого возраста;
    • ГОСТ Р 53064-2008. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги гражданам без определенного места жительства и занятий;
    • ГОСТ Р 53349-2009. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста.
    • Однако данные стандарты не имеют единого принципа применения приведенных в них наборов услуг, а также отнесения их к гарантированным, либо предоставляемым дополнительно на условиях полной оплаты. Также национальные стандарты не содержат требований к объемам социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

      Отдельно следует отметить Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг», формулирует основные требования , определяющие качество социальных услуг. Качество социальных услуг и критерии, которые его характеризуют, рассмотрены в данном стандарте применительно к объему и формам предоставления услуг. В этом нормативном документе определены необходимые организационно – технические условия, профессионально-квалификационные требования к персоналу и иные условия, обеспечение которых в учреждениях социального обслуживания населения является необходимым и достаточным для осуществления профильной деятельности:

    • наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
    • условия размещения учреждения;
    • укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
    • специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и так далее);
    • состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы;
    • наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
    • Исходя из вышеизложенного, Министерством социальной политики Свердловской области сформулирована форма описания социальной услуги в рамках государственного стандарта, позволяющая реализовать модель негосударственной системы социального обслуживания:

      1. Общие положения

      2. Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги

      3. Общие условия предоставления социальных услуг, в том числе условия доступности предоставления социальных услуг для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности

      4. Описание социальных услуг, в том числе их объем, сроки и условия предоставления

      Форма социального обслуживания: …

      Наименование социальной услуги: …

      Порядок оказания услуги (состав и элементы услуги)

      Объем предоставления услуги

      Условия оказания социальной услуги, определяющие качество социальной услуги

      1. Норматив предоставления социальной услуги: …2. Периодичность предоставления социальной услуги:…3. Единица социальной услуги: …4. Подушевой норматив финансирования социальной услуги: … 1. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация: …2. Специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.): …

      А также выработана технология разработки и внедрения региональных стандартов социального обслуживания:

      Этап Мероприятия
      I этап«Подготовительный» Разработка формата описания услуги (формы государственного стандарта)Формирование и предварительное обучение рабочих групп по созданию проектов стандартов из числа практиков социальной работы (далее – «рабочие группы»)Формирование и предварительное обучение группы экспертов из числа специалистов МСП и представителей научных кругов, в задачи которой входит координация и методическая поддержка деятельности рабочих групп (далее – «эксперты»)
      II этап«Разработка проектов стандартов» Формирование рабочими группами (за каждой группой закрепляется 1-3 вида социального обслуживания) проектов стандартов на социальные услугиПриемка экспертами проектов стандартов, сформированных рабочими группами и размещение проектов стандартов на открытом интернет-ресурсе (uralsocinform.ru)
      III этап«Обсуждение проектов стандартов в профессиональной среде» Организация обсуждения размещенных проектов в среде организаций-поставщиков социальных услугОбработка экспертами и рабочими группами поступающих в ходе обсуждения замечаний и предложений к проектам стандартов
      IV этап«Научная проработка проектов стандартов» Научная проработка проектов государственных стандартов по направлениям:

    • экономика труда и натуральные нормативы (уточнение позиций затрат рабочего времени, материалов, потребности в оборудовании и т.д.);
    • правовая экспертиза (корректность и полнота применения норм из смежных отраслей правового регулирования – САНПиНы, СНиПы и т.д.);
    • определение нормативов подушевого финансирования на государственные социальные услуги
    • V этап«Общественное обсуждение проектов стандартов» Общественное обсуждение проектов государственных стандартов в ходе серии встреч с представителями актива общественных организаций, объединяющих граждан, являющихся потребителями социальных услуг
      VI этап«Внедрение государственных стандартов» Утверждение государственных стандартов правительством Свердловской области, организация работы по их внедрению

      На сегодняшний день стандарты разработаны и приняты, ознакомиться с ними можно по ссылке.

      По этому же адресу продолжается консультирование поставщиков социальных по вопросам применения стандартов и отслеживание «обратной связи» в целях дальнейшей доработки и развития стандартов.

      Также важным новшеством является законодательное закрепление понятия «информационные системы в сфере социального обслуживания», более того, закон напрямую предусматривает роль и место таких информационных систем, как реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг в обеспечении функционирования приведенной выше модели. Данный подход применен впервые в истории отрасли и закладывает основы для региональной автоматизации в сфере организации социального обслуживания, в том числе на основе унифицированных решений.

      При выработке подобных решений, стандарты социальных услуг также являются необходимым исходным элементом всех применяемых информационных систем, поскольку формируют один из основных справочников – справочник социальных услуг, на основе которого осуществляется сборка и синхронизация всех возможных элементов архитектуры региональной информационной системы, решающей задачи автоматизации процессов организации оказания социальных услуг в региональной системе социального обслуживания граждан:

      Таким образом, организация разработки и применения региональных стандартов социальных услуг является одним из основных элементов, обеспечивающих:

      • формирование устойчивой системы обеспечения потребности населения региона в социальных услугах;
      • создание эффективной автоматизированной модели организации деятельности региональной системы социального обслуживания населения в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

      Форум для обсуждения 442-ФЗ открыт по адресу: forum.d-russia.ru/forums/


      Об авторе: Илья Илларионов, начальник отдела технологий социального обслуживания граждан Министерства социальной политики Свердловской области.

      Стандарты социального обслуживания

      Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

      Вернуться назад на Социальное обслуживание

      В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» «социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания».

      Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона).

      «Государственный стандарт социального обслуживания – установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (п. 2.1.23 ГОСТ Р 52495).

      Вопросы контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания отражены в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти:

      • приказ Минздравсоцразвития РФ № 899 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания»;
      • приказ Минздравсоцразвития РФ № 487 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг»;
      • приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № 1697-Пр/07 «Об утверждении форм предоставления сведений о соблюдении государственных стандартов социального обслуживания».

      Список национальных стандартов Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения:

      1. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52142 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России № 326-ст).
      2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России № 327-ст).
      3. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 532-ст).
      4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52496 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 533-ст).
      5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52497 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 534-ст).
      6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52498 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 535-ст).
      7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52880 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 558-ст).
      8. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52881 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 559-ст).
      9. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52882 «Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 560-ст).
      10. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52883 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 561-ст).
      11. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52884 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 562-ст).
      12. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52885 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 563-ст).
      13. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52886 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 564-ст).
      14. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887 «Социальное обслуживание населения. Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 565-ст).
      15. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52888 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 566-ст).
      16. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53058 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 435-ст).
      17. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 5305 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 436-ст).
      18. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 5306 «Социальное обслуживание населения. Документация учр
      еждений социального обслуживания» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 437-ст).
      19. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53061 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 438-ст).
      20. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53062 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 439-ст).
      21. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53063 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 440-ст).
      22. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53064 «Социальное обслуживание населения Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 441-ст).
      23. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 5334 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 178-ст).
      24. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 5334 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 179-ст).
      25. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53555 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 838-ст).

      Социальное управление
      Социальная организация
      Социальное общество
      Социальная деятельность
      Социальная политика

      Требования к стандартам социального обслуживания

      Социальная защита завтрашнего дня – это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитые системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения, т.е. адресность . Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения, соответствия этой деятельности требованиям государственных социальных стандартов, а также расширения спектра платных услуг.

      Социальное обслуживания населения как объект стандартизации представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, направленных на осуществление социальной адаптации.

      Сохраняющаяся в настоящее время проблема – это почти полное отсутствие утвержденных государственных стандартов социального обслуживания. В то время, как их применение могло бы обеспечить более эффективную защиту интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляемых социальных услуг, создать условия для развития социального обслуживания на основе последних достижений науки и практики, осуществлять социальное обслуживание на основе принципов равнодоступности, адрености, добровольности гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг, например, несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.

      При этом использование государственных стандартов социального обслуживания будет способствовать экономии трудовых и материальных ресурсов, вовлечению в сферу деятельности по социальному обслуживанию негосударственного сектора экономики и, тем самым, будет содействовать улучшению экономических показателей в системе социального обслуживания населения.

      В дополнение к действующим нормативно-правовым актам в области социального обслуживания населения государственные стандарты социального обслуживания населения будут способствовать обеспечению единства взглядов и эффективному взаимодействию участников системы социального обслуживания населения (персонала учреждений социального обслуживания населения, семей и граждан – клиентов этих учреждений, органов исполнительной власти, в том числе контрольных органов), при оказании социальных услуг в соответствии со стандартным объемом и качеством, различным категориям клиентов учреждений социального обслуживания, способствовать реализации законов и других нормативных актов Российской Федерации в части социального обслуживания населения.

      Разработанная Фондом «Институт экономики и социальной политики» «Концепция национальной системы стандартизации социального обслуживания населения» вызвана необходимостью практической реализации, как это принято в международной практике экономической, социальной и коммуникативной функций стандартизации.

      Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в сфере социального обслуживания населения:

      — необходимость реформирования социальной сферы;

      — обеспечение создания рынка социальных услуг;

      — создание условий для привлечения к оказанию социальных как государственных, так и негосударственных организаций;

      — разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений.

      Основные положения концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации в сфере социального обслуживания населения в том числе:

      — установление приоритетных направлений объектов стандартизации;

      — совершенствование законодательных основ социального обслуживания населения в свете развития стандартизации;

      — оптимизацию состава и структуры фонда стандартов;

      — экономическое обоснование системы стандартизации социального обслуживания;

      — развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности учреждений по предоставлению населению социальных услуг с целью полного обеспечения ими граждан.

      Главные задачи формирования концепции стандартизации социального обслуживания населения:

      — обеспечение клиента учреждения социального обслуживания информацией о формах и видах социального обслуживания;

      — повышение качества объекта стандартизации и содействие оказанию адресной социальной поддержки населению; обеспечение единых норм, правил и требований к оказанию социальных услуг и социальной поддержки в рамках определения вида социального обслуживания;

      — создание условий для обеспечения соответствия социальных услуг требованиям стандартов.

      Особенностью данной Концепции и подхода к разработке системы стандартизации социального обслуживания населения является определение в качестве объекта стандартизации – деятельности в сфере социального обслуживания населения, т.е. «Социальное обслуживание населения», а предметом стандартизации выступают:

      1. Виды социального обслуживания населения (термины, определения, параметры).

      2. Социальные услуги.

      3. Процессы (работы) по оказанию услуг.

      4. Социальные риски (виды трудной жизненной ситуации).

      Такой подход в отличие от существовавшего ранее, где объектом стандартизации выступали «социальные услуги», позволяет стандартизировать не только объем и перечень социальных услуг предоставляемых населению, клиентам различных социальных служб и учреждений, а стандартизировать требования к деятельности в рамках определенного вида социального обслуживания и соответствующей формы социального обслуживания, исходя из трудной жизненной ситуации клиента (социального риска), а не его принадлежности к какой-либо категории населения (инвалид, пожилой человек и т.д.). Этот подход в свою очередь требует своей модели национальной системы стандартизации.

      Система стандартизации социального обслуживания , по-нашему мнению, должна включать следующие 4 группы национальных стандартов:

      I . Основополагающие стандарты;

      II .Стандарты на социальное обслуживание;

      III . Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания;

      IV . Стандарты на методы контроля.

      I. Основополагающие стандарты

      Первую группу составляют стандарты, содержащие основные положения для сферы социального обслуживания населения. Стандарты данной группы определяют понятие и содержание национальной системы стандартизации социального обслуживания населения, устанавливают общие организационно-технические положения по осуществлению социального обслуживания населения.

      Основополагающие стандарты устанавливают и определяют термины, многократно используемые в науке и любой другой деятельности, связанной с реализацией социального обслуживания населения, условные обозначения различных объектов стандартизации социального обслуживания, требования к построению.

      II. Стандарты на социальное обслуживание

      Группа стандартов на социальное обслуживание устанавливает требования к содержанию групп социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также к деятельности учреждений по оказанию социальной поддержки населения.

      Стандарты, входящие в данную группу, включают номенклатуру социальных услуг и видов социальной поддержки, их определения и содержание.

      III. Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания

      Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания представляют стандарты на работы (процессы) в сфере социального обслуживания и содержат требования к технологиям осуществления различных видов социального обслуживания, а также требования к технологиям оказания различных видов социальных услуг и социальной поддержки, характеристики условий, необходимых для их оказания. Данная группа стандартов включает также требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при осуществлении социального обслуживания населения и определяет этические нормы и правила в системе социального обслуживания населения.

      IV. Стандарты на методы контроля

      Стандарты на методы контроля определяют структуру методов и процедуру контроля реализации социального обслуживания, качества оказания социальных услуг и социальной поддержки населения.

      Группу классификаторов технико-экономической и социальной информации, являющихся одной из составных частей национальной системы стандартизации в области социального обслуживания должны составить:

      Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-99);

      Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в части вопросов оказания социальных услуг населению;

      Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;

      Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.

      Нормативные документы, входящие в национальную систему стандартизации наряду с классификаторами и стандартами в области социального обслуживания, должны включать также номенклатуру социальных услуг в области социального обслуживания населения, номенклатуру учреждений социального обслуживания населения и классификацию социальных рисков.

      Внедрение вышеизложенной Концепции потребует решения ряда других задач, без решения которых, реализация такого проекта затруднительна. Среди них такие как:

      — определение федерального органа по урегулированию вопросов стандартизации и сертификации системы социального обслуживания населения;

      — определение разработчиков государственных стандартов социального обслуживания населения на конкурсной основе;

      — внесение соответствующих изменений и дополнений в действующую нормативно-правовую базу;

      — разработка новых форм отчетно-статистической документации учреждений социального обслуживания населения;

      — разработка номенклатуры учреждений социального обслуживания населения;

      — разработка региональных нормативов потребности в учреждениях социального обслуживания населения;

      — разработка нормативов и норм на содержание и обслуживание нуждающихся в социальных услугах граждан в соответствии с уровнем «социального риска», т.е. степени тяжести той трудной ситуации, в которой оказался гражданин РФ, а не по принадлежности категории населения, как это трактуется в действующих федеральных законах. Это, например, следующие нормативы:

      · нормы численности обслуживающего персонала учреждения;

      · трудоемкость оказания социальных услуг;

      · тарифы стоимости социальных услуг в различных учреждения социального обслуживания в регионе.

      Исходя из наступившей у гражданина ситуации «социального риска» необходимо также разработать свои следующие группы государственных социальных стандартов;

      — стандарты на социальное обслуживание;

      — стандарты на технологии и процессы социального обслуживания;

      — стандарты на методы контроля

      Не менее важное направление работы по стандартизации системы социального обслуживания населения — это отработка методологии применения нормативов при формировании бюджетов всех уровней с учетом разграничения полномочий.

      Однако, если стандартизация как вид деятельности достаточно освещен в научной литературе, то вопрос оценки качества оказываемых социальных услуг, и последующая в результате оценки сертификация деятельности учреждения по социальному обслуживанию, совершенно не разработаны. Кроме того вопросы стандартизации и сертификации системы социального обслуживания связаны с особенностями самих услуг. К ним можно отнести:

      — невозможность количественной оценки многих видов услуг;

      — применение экспертных и необходимость социологических оценок для изучения потребительских мнений о качестве;

      — нормирование процессов оказания услуг (в том числе безопасности);

      — согласование терминологии и классификации законодательной и нормативной базы;

      — унификацию номенклатуры общих характеристик и показателей качества однородных услуг;

      — установление требований к персоналу и условиям обслуживания;

      — обязательность сохранности, своевременности и гарантий качества при оказании услуг и другие особенности стандартизации услуг.

      Подтверждение соответствия (сертификация) направлена на достижение следующих целей:

      — содействие клиентам учреждений социального обслуживания в компетентном выборе социальных услуг;

      — содействие повышению конкурентоспособности социальных услуг; контроль безопасности услуг для жизни, здоровья клиентов и имущества;

      — подтверждение показателей качества социальных услуг, заявленных исполнителями услуг.

      Обязательное подтверждение соответствия услуг, в зависимости от степени потенциальной опасности, осуществляется в двух формах: посредством сертификации услуг и посредством принятия исполнителем услуг декларации о соответствии.

      Таким образом, стандартизация и сертификация системы социального обслуживания населения необходима, особенно в условиях перехода к рыночным отношениям и подготовке к переходу к функционированию системы социального обслуживания в условиях разграничения бюджетных полномочий и соответствующей инвентаризации бюджетных обязательств. Создается принципиально новая ситуация в сфере социального обслуживания при которой доминирующей тенденцией становится обеспечение тесной взаимосвязи между системой социальной защиты населения и ее финансовой основой посредством реализации следующих положений:

      — осуществление изменений в системе бюджетного устройства Российской Федерации, позволяющей проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную бюджетно-налоговую политику и реализовать социальные программы;

      — четкое разграничение расходных и доходных полномочий бюджетов всех уровней, в том числе и в социальной сфере;

      — совершенствование налогового механизма в целях оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней для достижения реальной налоговой автономии субъектов РФ, органов местного самоуправления и возможности концентрации средств для социального развития.

      К полномочиям органов государственной власти субъектов федерации теперь отнесены определение размеров и видов социальной помощи, а также установление порядка и условий ее оказания. Таким образом, создана основа для учета специфики конкретных территорий, различия в социальном развитии регионов и появилась, установленная в законодательстве возможность, не вторгаясь в компетенцию федеральной власти, реализовывать новые эффективные модели расходования бюджетных средств на нужды социальной помощи применительно к местным условиям.

      Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

      Утвержден и введен в действие

      агентства по техническому

      регулированию и метрологии

      от 17 октября 2013 г. N 1180-ст

      НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

      ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

      Social services of the population.

      Main types of social services

      ГОСТ Р 52143-2013

      1 января 2015 года

      1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

      2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»

      3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1180-ст

      4 В настоящем стандарте реализованы нормы:

      федеральных законов Российской Федерации:

      — от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»;

      — от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

      — от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

      — от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

      — от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

      — от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

      постановлений Правительства Российской Федерации:

      — от 8 июня 1996 г. N 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»;

      — от 27 ноября 2000 г. N 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»

      Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

      1. Область применения

      Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее — учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

      2. Нормативные ссылки

      В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

      ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

      Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

      3. Термины и определения

      В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.

      4. Общие положения

      4.1 Социальное обслуживание в Российской Федерации осуществляется в отношении граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации.

      4.2 Гражданин (семья) может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:

      — частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или самостоятельному передвижению в связи с преклонным возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет);

      — сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних;

      — социально-опасное положение (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей);

      — наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической и/или алкогольной зависимостью;

      — наличие в семье инвалидов и/или детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов;

      — отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы;

      — негативные последствия, вызванные чрезвычайными ситуациями, вооруженными и межэтническими конфликтами, противоправными действиями других лиц, а также катастрофами природного и технического характера.

      4.3 Гражданину (семье), признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, государство гарантирует социальное обслуживание (получение социальных услуг) в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

      4.4 Социальное обслуживание населения (предоставление социальных услуг) осуществляется в стационарных, полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому).

      4.4.1 Социальное обслуживание в стационарных условиях осуществляется при постоянном или временном (сроком до 6 мес), или пятидневном в неделю круглосуточном проживания граждан в учреждении.

      4.4.2 Социальное обслуживание в полустационарных (нестационарных) условиях осуществляется в течение определенного времени суток, в дневное или ночное время.

      4.4.3 Социальное обслуживание по месту проживания граждан (на дому) осуществляют в отношении граждан с выраженными ограничениями способностей к самообслуживанию и передвижению в связи с преклонным возрастом, болезнью или инвалидностью, нуждающихся в постоянном или временном предоставлении социальных услуг, а также семей, имеющих детей-инвалидов.

      4.5.1 Настоящий стандарт устанавливает следующие основные виды социальных услуг:

      — социально-бытовые — в целях поддержания или обеспечения привычной социальной среды;

      — социально-медицинские — в целях поддержания и улучшения состояния здоровья граждан, не предполагающие медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное решение;

      — социально-психологические — в целях содействия улучшению психического состояния граждан, восстановлению способности к их адаптации в социальной среде;

      — социально-педагогические — в целях организации досуга, содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем;

      — социально-экономические — в целях поддержки и улучшения уровня жизни путем оказания материальной помощи, содействия в трудоустройстве, помощи в решении других социально-экономических проблем;

      — социально-правовые — в целях защиты законных прав и интересов граждан, содействие в решении социально-правовых проблем.

      4.6 Особое и первостепенное внимание в стандарте уделено социальным услугам, направленным на обеспечение экономической устойчивости граждан и их социальной безопасности, заключающейся в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, связанных с трудной жизненной ситуацией и характеризуемых возможными бедностью, болезнью, бездомностью, одиночеством, опасностью криминального характера и другими отрицательными явлениями.

      Предоставление указанных в настоящем стандарте социальных услуг направлено на обеспечение социальной безопасности граждан — клиентов учреждений социального обслуживания и их экономической устойчивости по всем жизненным аспектам (бытовому, медицинскому, психологическому, юридическому) в течение всего срока пребывания граждан в учреждении, а также на их социализацию и дальнейшую интеграцию в общество после выписки из учреждения.

      4.7 В настоящем стандарте установлен следующий порядок изложения социальных услуг: услуги, направленные, в первую очередь, на обеспечение социальной безопасности и (или) экономической устойчивости граждан, изложены в начале каждого подраздела, определяющего соответствующий вид услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые), далее следует изложение прочих социальных услуг, предоставляемых гражданам — клиентам учреждений.

      Исключением является изложение порядка предоставления социально-правовых услуг, которые в целом направлены на обеспечение социальной безопасности и (или) экономической устойчивости граждан — клиентов учреждений и не делятся на основные и прочие услуги.

      5. Основные виды социальных услуг

      5.1 Социально-бытовые услуги

      Социально-бытовые услуги предоставляют в следующих объемах и формах:

      5.1.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности и (или) экономической устойчивости:

      — обеспечение жилым помещением в соответствии с утвержденными нормативами, помещениями для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, бытового обслуживания, культурно-досуговой деятельности, отвечающими санитарно-гигиеническим требованиям;

      — оснащение жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

      — обеспечение питанием, включая диетическое питание, в соответствии с утвержденными нормами;

      — предоставление в пользование мебели и обеспечение мягким инвентарем, адаптированным к нуждам инвалидов;

      — выделение супругам, проживающим в учреждении социального обслуживания, изолированного жилого помещения для совместного проживания;

      — содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, а также в предоставлении информационных услуг;

      — предоставление транспорта для поездок к местам лечения, обучения, участия в культурно-досуговых мероприятиях лицам, имеющим по состоянию здоровья противопоказания к пользованию общественным транспортом;

      — предоставление на время обслуживания в полустационарных условиях спального места в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, оборудованном мебелью, мягким инвентарем в соответствии с установленными нормативами, организация реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и культурно-досуговой деятельности;

      — содействие в доставке на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов, кормлении ослабленных, а также помощь в приготовлении пищи;

      — содействие в оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;

      — содействие в организации ремонта жилых помещений.

      5.1.2 Прочие социально-бытовые услуги:

      — предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно выполнять их;

      — уборка жилых помещений;

      — предоставление возможности пользоваться телефонной связью, почтовыми услугами, услугами Интернет (за счет средств клиентов учреждений) в соответствии с действующими тарифами;

      — обеспечение возможности беспрепятственного посещения посетителями в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения;

      — помощь в написании и прочтении писем и иных документов;

      — обеспечение сохранности личных вещей и ценностей, сданных на хранение администрации учреждения;

      — предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, учитывающих интересы верующих различных конфессий;

      — содействие в организации ритуальных услуг;

      — обеспечение средствами личной гигиены и ухода;

      — обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми;

      — предоставление условий для соблюдения правил личной гигиены и санитарии, обеспечение средствами гигиены и ухода;

      — сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;

      — доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и/или водоснабжения;

      — помощь в уборке жилых помещений.

      5.2 Социально-медицинские услуги

      Социально-медицинские услуги предоставляют в следующих объемах и формах:

      5.2.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности:

      — прохождение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;

      — оказание первичной медико-санитарной помощи;

      — содействие в прохождении диспансеризации (углубленного медицинского осмотра) в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

      — содействие в получении бесплатной медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в лечебно-профилактических учреждениях;

      — содействие в получении направления на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям;

      — обеспечение санитарно-гигиенического ухода с учетом состояния здоровья;

      — содействие в обеспечении по медицинским показаниям лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, в том числе за счет средств получателя социальных услуг.

      5.2.2 Прочие социально-медицинские услуги:

      — помощь в выполнении процедур, связанных с сохранением здоровья (прием лекарств, закапывание капель и т.д.);

      — проведение оздоровительных мероприятий для инвалидов;

      — консультирование по социально-медицинским вопросам (гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек и др.);

      — содействие в выполнении процедур, связанных со здоровьем (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.).

      5.3 Социально-психологические услуги

      Социально-психологические услуги предоставляют в следующих объемах и формах:

      5.3.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности:

      — психодиагностика и обследование личности;

      — психологическая помощь и поддержка;

      5.3.2 Прочие социально-психологические услуги:

      — проведение занятий в группах взаимной поддержки, клубах общения;

      — социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений.

      5.4 Социально-педагогические услуги

      Социально-педагогические услуги предоставляют в следующих объемах и формах:

      5.4.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности:

      — содействие в организации получения образования инвалидами (детьми-инвалидами) с учетом их физических возможностей и умственных способностей, в том числе обучение доступным профессиональным навыкам;

      — проведение психолого-педагогических исследований и социально-педагогическая коррекция;

      — проведение мероприятий по профессиональной реабилитации, использованию остаточных трудовых возможностей и обучение доступным трудовым навыкам;

      — содействие инвалидам в реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах;

      — содействие детям-инвалидам в получении общего (профессионального) образования в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

      — содействие родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их обучении навыкам самообслуживания, общения и контроля;

      — содействие в получении профессии инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.

      5.4.2 Прочие социально-педагогические услуги:

      5.5 Социально-экономические услуги

      Социально-экономические услуги направлены на обеспечение экономической устойчивости. Их предоставляют в следующих объемах и формах:

      — содействие в трудоустройстве, в том числе в работе на дому или на рабочих местах в учреждении социального обслуживания;

      — содействие в получении материальной помощи;

      — обеспечение при выписке из учреждений стационарного социального обслуживания одеждой, обувью, денежным пособием по нормативам, утвержденным законодательством субъектов Российской Федерации.

      5.6 Социально-правовые услуги

      Социально-правовые услуги направлены на обеспечение социальной безопасности граждан — клиентов учреждений социального обслуживания. Их предоставляют в следующих объемах и формах:

      — содействие в получении бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      — содействие в оформлении и восстановлении документов, в том числе документов для осуществления в отношении граждан мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе при направлении на медико-социальную экспертизу;

      — содействие в получении правового консультирования, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения и/или осуществления мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации;

      — исполнение функций опекунов и попечителей в отношении недееспособных.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *