Технические требования. Стеклоочистители должны:

быть работоспособными при температуре окружающей среды от -20 до +55 0 С;

выдерживать перегрузки, возникающие при затормаживании его за рычаг щетки;

иметь уровень шума при работе не более указанного уровня шума в конструкторской документации, согласованной с основным потребителем.

При выключении стеклоочистителей, установленных на автомобилях и автобусах, щетки должны останавливаться в заданном положении.

Частота перемещения щеток по мокрому стеклу при температуре (20±5) 0 С должна быть в пределах:

для стеклоочистителей с одной частотой – не менее 45 двойных ходов в минуту;

для стеклоочистителей с двумя частотами: для первой частоты – 20…45, для второй частоты – не менее 45 двойных ходов в минуту; при этом разница между первой и второй частотами должна быть не менее 15 двойных ходов.

Стеклоочистители относятся к ненормируемым изделиям. Нормируемый показатель надежности стеклоочистителей для автомобилей –95%-ная наработка стеклоочистителей до отказа должна обеспечивать ресурс автомобиля до первого капитального ремонта.

Резиновые ленты или щетки в сборе могут заменяться через один год.

Критерий отказа стеклоочистителей – изменение установленных степеней очистки, частоты или угла размаха щеток.

ГОСТ 51266 – 99 «Обзорность с места водителя»регламентирует требования и методы испытаний, касающиеся передней обзорности с места водителя, распространяется на транспортные средства категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3.

Технические требования

Передняя обзорность определяется (рис. 1.42.):

размерами 4,5 и расположением нормативных зон А и Б ветрового стекла;

степенью очистки нормативных зон А и Б ветрового стекла;

непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками 2 и 7 переднего стекла;

непросматриваемыми зонами 9 в нормативном поле образа П.

Размеры и расположение нормативных зон А и Б ветрового стекла определяются углами, значения которых представлены в табл. 1.35.

Расстояния между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 см.

В нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением создаваемых:

средней и боковыми стойками переднего окна;

разделительными стойками боковых окон;

рамками вентиляционных форточек;

зеркалами заднего вида;

рулевым колесом и панелью приборов;

проволочными нагревательными элементами для размораживания и сушки переднего окна.

Дата добавления: 2015-08-17 ; просмотров: 308 . Нарушение авторских прав

Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям

АТС должно быть оснащено стеклоочистителями и стеклоомывателями ветрового стекла. Стеклоочистители ветровых стекол должны быть работоспособны. Демонтирование и неработоспособность стеклоочистителей фар, предусмотренных эксплуатационной документацией АТС, не допускаются.

Стеклоомыватели должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла.

Требования к шинам и колесам

Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

  • · — для легковых автомобилей и прицепов к ним — 1,6 мм;
  • · — для грузовых автомобилей и прицепов (полуприцепов) к ним — 1,0 мм;
  • · — для автобусов — 2,0 мм.
  • Шина не пригодна к эксплуатации при:

  • · наличии участка беговой дорожки приведенных в 5.5.1.1 размеров, высота рисунка протектора по всей длине которого меньше указанной нормативной;
  • · появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки.
  • Сдвоенные колеса должны быть установлены так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивания шин. Не допускается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями.

    Местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора не допускаются.

    АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или Правил эксплуатации автомобильных шин. На легковых автомобилях и автобусах класса I* допускается применение шин, восстановленных по классу I**, а на их задних осях, кроме того, восстановленных по классам IIи Д**.

    На передней оси магистральных тягачей с бескапотной компоновкой категорий N2, N3 и автобусов классов II и III применение восстановленных шин не допускается.

    На средних и задней осях автобусов классов II и III* допускается применение шин, восстановленных по классу I**. Установка восстановленных шин на передних осях этих автобусов не допускается. На всех осях грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов допускается применение шин, восстановленных по классам I, II, а на их задних осях, кроме того, еще и по классам Д**,III**.

    • * Определение классов автобусов — по приложению А.
    • ** Определения классов восстановления шин по Правилам эксплуатации автомобильных шин [2].
    • На задней оси легковых автомобилей и автобусов классов I, II, III*, средних и задней осях грузовых автомобилей, на любых осях прицепов и полуприцепов допускается применение шин с отремонтированными местными повреждениями и рисунком протектора, углубленным методом нарезки. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки не допускаются.

      Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой не допускается. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускаются.

      При необходимости установки на АТС шин с шипами противоскольжения подобные шины должны быть установлены на все колеса АТС. Установка на одну ось АТС шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых ивосстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора не допускается.

      4.4 Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям

      4.4.2 Стеклоочистители ветровых стекол должны быть работоспособны. Демонтирование и неработоспособность стеклоочистителей фар, предусмотренных эксплуатационной документацией АТС, не допускаются.

      4.5 Требования к шинам и колесам

      4.5.1 Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

      — для легковых автомобилей и прицепов к ним — 1,6 мм;

      — для грузовых автомобилей и прицепов (полуприцепов) к ним — 1,0 мм;

      — для автобусов — 2,0 мм.

      — наличии участка беговой дорожки приведенных в 5.5.1.1 размеров, высота рисунка протектора по всей длине которого меньше указанной нормативной;

      4.5.3 Местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора не допускаются.

      4.5.5 На легковых автомобилях и автобусах класса I* допускается применение шин, восстановленных по классу I**, а на их задних осях, кроме того, восстановленных по классам II и Д**.

      На передней оси магистральных тягачей с бескапотной компоновкой категорий N_2, N_3 и автобусов классов II и III применение восстановленных шин не допускается.

      На средних и задней осях автобусов классов II и III* допускается применение шин, восстановленных по классу I**. Установка восстановленных шин на передних осях этих автобусов не допускается.

      На всех осях грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов допускается применение шин, восстановленных по классам I, II а на их задних осях, кроме того, еще и по классу Д**, III**.

      На задней оси легковых автомобилей и автобусов классов I, II, III*, средних и задней осях грузовых автомобилей, на любых осях прицепов и полуприцепов допускается применение шин с отремонтированными местными повреждениями и рисунком протектора, углубленным методом нарезки.

      4.5.7 Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой не допускается.

      4.5.8 Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускаются.

      4.5.9 При необходимости установки на АТС шин с шипами противоскольжения подобные шины должны быть установлены на все колеса АТС. Установка на одну ось АТС шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора не допускается.

      Автотранспортные средства требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки издание официальное госстандарт россии москва


      Название Автотранспортные средства требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки издание официальное госстандарт россии москва
      страница 4/6
      Размер 0.72 Mb.
      Тип Документы

      4.4 Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям

      4.4.1 АТС должно быть оснащено стеклоочистителями и стеклоомывателями ветрового стекла.

      4.4.2 Частота перемещения щеток по мокрому стеклу в режиме максимальной скорости стек­лоочистителей должна быть не менее 35 двойных ходов в минуту.

      4.4.3 Стеклоомыватели должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла.

      — для легковых автомобилей — 1,6 мм;

      — для грузовых автомобилей — 1,0 мм;

      — для автобусов — 2,0 мм;

      — для прицепов и полуприцепов — та же, что и для тягачей, с которыми они работают. Шина не пригодна к эксплуатации при:

      — появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки.

      4.5.2 Сдвоенные колеса должны быть установлены так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивания шин. Не допускается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями.

      4.5.4 АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или Правил эксплуатации автомобильных шин [2].

      4.5.5 На легковых автомобилях и автобусах класса I* допускается применение шин, восстанов­ленных по классу I**, а на их задних осях, кроме того, восстановленных по классам II и Д**.

      На средних и задней осях автобусов классов II и III* допускается применение шин, восстанов­ленных по классу I**. Установка восстановленных шин на передних осях этих автобусов не допус­кается.

      На всех осях грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов допускается применение шин, восстановленных по классам I, II, III**, а на их задних осях, кроме того, еще и по классу Д**.

      На задней оси легковых автомобилей и автобусов классов I, II, III*, средних и задней осях грузовых автомобилей, на любых осях прицепов и полуприцепов допускается применение шин с отремонтиро­ванными местными повреждениями и рисунком протектора, углубленным методом нарезки.

      4.5.6 Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки не допускаются.

      4.5.7 Наличие трещин на дисках и ободьях колес не допускается.

      4.5.8 Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес не допус­каются.

      * Определение классов автобусов — по приложению А.

      ** Определения классов восстановления шин по Правилам эксплуатации автомобильных шин [2].

      4.6 Требования к двигателю и его системам

      4.6.1 Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах АТС с бензиновыми двигателями — по ГОСТ 17.2.2.03.

      4.6.2 Предельно допустимый уровень дымности отработавших газов АТС с дизелями — по ГОСТ 21393.

      4.6.3 Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных АТС — по ГОСТ 17.2.02.06.

      4.6.4 Подтекания топлива в системе питания бензиновых двигателей и дизелей не допускаются. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспо­собны. Крышки топливных баков должны фиксироваться в закрытом положении, повреждения уплотняющих элементов крышек не допускаются.

      4.6.5 Газовая система питания газобаллонных АТС должна быть герметична. Не допускается использование на газобаллонных АТС баллонов с истекшим сроком периодического их освидетель­ствования.

      4.6.6 В соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек, а для АТС, оборудованных нейтрализаторами отработавших газов, не допускаются утечки в атмо­сферу минуя нейтрализатор.

      4.6.7 Рассоединение трубок в системе вентиляции картера двигателя не допускается.

      4.7 Требования к прочим элементам конструкции

      4.7.1 АТС должно быть укомплектовано зеркалами заднего вида согласно таблице 10, а также стеклами, звуковым сигналом и противосолнечными козырьками.

      Таблица 10 — Требования по оснащению автотранспортных средств зеркалами заднего вида

      Катего­рия АТС

      Количество и расположение зеркал на АТС

      Обязательно — толь­ко при наличии обзора через него

      Обязательно

      Обязательно — при недостаточном обзо­ре через внутреннее зеркало, в остальных случаях — допуска­ется

      М2, Мз

      Допускается

      Наружное бокового обзора

      N2 (ДО

      2 (или 3 на одном кронштейне с 4)

      Одно внутри АТС

      Одно справа

      N2 (св. 7,5 т),

      Одно справа, одно слева

      2 (или 3 на одном кронштейне с 4 — только для Na)

      Допускается

      Одно внутри АТС

      * Класс зеркал заднего вида см. в 3.12. ** Зеркало должно располагаться на высоте не менее 2 м от уровня опорной поверхности.

      4.7.2 Наличие трещин на ветровых стеклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.

      4.7.3 Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания- и осушения ветрового стекла).

      В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на АТС категорий М3, N2, N3 — шириной, не превышающей мини­мального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. Светопропускание стекол, в том числе покрытых прозрачными цветными плен­ками, должно соответствовать ГОСТ 5727.

      1 При наличии жалюзи и штор на задних стеклах легковых автомобилей необходимы наружные зеркала с обеих сторон.

      2 На боковых и задних окнах автобусов класса III допускается применение занавески.

      4.7.4 Замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, звуковой сигнал, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное изготовителем АТС противоугонное устройство, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, аварийные выходы автобуса и устройства приведения их в действие, приборы внутрен­него освещения салона автобуса, привод управления дверями и сигнализация их работы должны быть работоспособны.

      Замки боковых навесных дверей АТС должны быть работоспособны и фиксироваться в двух положениях запирания: промежуточном и окончательном.

      4.7.5 Аварийные выходы в автобусах должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Не допускается оборудование салона автобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам.

      4.7.6 Средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работо­способны. Тахографы должны быть работоспособны, метрологически поверены в установленном порядке и опломбированы.

      4.7.7 Ослабление затяжки болтовых соединений и разрушения деталей подвески и карданной передачи АТС не допускаются.

      Рычаг регулятора уровня пола (кузова) АТС с пневмоподвеской в снаряженном состоянии должен находиться в горизонтальном положении. Давление на контрольном выводе регулятора уровня пола АТС с пневмоподвеской, изготовленных после 01.01.97, должно соответствовать ука­занному в табличке изготовителя.

      4.7.8 На АТС категорий N2, N3 и О2—О4 демонтирование установленного изготовителем заднего защитного устройства (ЗЗУ) не допускается. ЗЗУ по длине должно быть не более длины задней оси и не короче ее более чем на 100 мм с каждой стороны.

      4.7.9 Деформации передних и задних бамперов легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей, при которых радиус кривизны выступающих наружу частей бампера (за исключением деталей, изготовленных из неметаллических эластичных материалов) менее 5 мм, не допускаются.

      4.7.10 Видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов не допускаются.

      4.7.11 Замок седельно-сцепного устройства седельных автомобилей-тягачей должен после сцепки закрываться автоматически. Ручная и автоматическая блокировки седельно-сцепного уст­ройства должны предотвращать самопроизвольное расцепление тягача и полуприцепа. Трещины и местные разрушения деталей сцепных устройств не допускаются.

      Прицепы должны быть оборудованы предохранительными цепями (тросами), которые должны быть исправны. Длина предохранительных цепей (тросов) должна предотвращать контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и при этом обеспечивать управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства. Предохранительные цепи (тросы) не должны кре­питься к деталям тягово-сцепного устройства или деталям его крепления.

      Прицепы (кроме одноосных и роспусков) должны быть оборудованы устройством, поддержи­вающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомо­билем.

      Продольный люфт в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцеплен­ного с прицепом тягача не допускается.

      Тягово-сцепные устройства легковых автомобилей должны обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная расцепка не допускается.

      4.7.12 Передние буксирные устройства АТС (за исключением прицепов и полуприцепов), оборудованных этими устройствами, должны быть работоспособны.

      4.7.13 Диаметр сцепного шкворня сцепных устройств полуприцепов разрешенной максималь­ной массой до 40 т должен быть в пределах от номинального, равного 50,9 мм, до предельно допустимого, составляющего 48,3 мм, а наибольший внутренний диаметр рабочих поверхностей захватов сцепного устройства — от 50,8 до 55 мм.

      Диаметр в продольной плоскости зева тягового крюка тягово-сцепной системы «крюк—петля» грузовых автомобилей-тягачей должен быть в пределах от минимального, составляющего 48,0 мм, до предельно допустимого, равного 53,0 мм, а наименьший диаметр сечения прутка сцепной петли — от 43,9 до 36 мм.

      Диаметр шкворня беззазорных тягово-сцепных устройств с тяговой вилкой должен быть в пределах от номинального, составляющего 38,5 мм, до предельно допустимого, равного 36,4 мм.

      Диаметр шара тягово-сцепного устройства легковых автомобилей должен быть в пределах от номинального, равного 50,0 мм, до предельно допустимого, составляющего 49,6 мм.

      4.7.14 АТС должны быть оснащены ремнями безопасности согласно требованиям эксплуата­ционных документов.

      Не допускается эксплуатация ремней безопасности со следующими дефектами:

      — надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;

      — замок не фиксирует «язык» лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замы­кающего устройства;

      — лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);

      — при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки), оборудованного механизмом двойной блоки­ровки лямки.

      4.7.15 АТС должны быть оснащены медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки (или мигающим красным фонарем), а АТС категорий М3, N2, N3, кроме того, еще и противооткатными упорами (не менее чем двумя). Легковые и грузовые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним огнетушителем, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, — двумя, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй — в пассажир­ском салоне (кузове). Использование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности не допускается. Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для использования препаратами.

      4.7.16 Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на АТС, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией АТС.

      4.7.17 На АТС, оборудованных механизмами продольной регулировки положения подушки и угла наклона спинки сиденья или механизмом перемещения сиденья (для посадки и высадки пассажиров), указанные механизмы должны быть работоспособны. После прекращения регулиро­вания или пользования эти механизмы должны автоматически блокироваться.

      4.7.18 Высота подголовника от подушки сиденья в свободном (несжатом) состоянии, на АТС, изготовленных после 01.01.99 и оборудованных нерегулируемыми по высоте подголовниками, долж­на быть не менее 800 мм, высота регулируемого подголовника в среднем положении — (800±5) мм. Для АТС, изготовленных до 01.01.99, допускается уменьшение указанного значения до (750±5) мм.

      4.7.19 АТС должны быть оборудованы предусмотренными конструкцией надколесными гря­зезащитными устройствами. Ширина этих устройств должна быть не менее ширины применяемых шин.

      4.7.20 Вертикальная статическая нагрузка на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа-роспуска) в снаряженном состоянии не должна быть более 490 Н. При вертикальной статической нагрузке от сцепной петли прицепа более 490 Н передняя опорная стойка должна быть оборудована механизмом подъема—опускания, обеспечивающим установку сцепной петли в положение сцепки (расцепки) прицепа с тягачом.

      4.7.21 Держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема—опускания запасного колеса должны быть работоспособны. Храповое устройство лебедки должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом.

      4.7.22 Полуприцепы должны быть оборудованы опорным устройством, которое должно быть работоспособно. Фиксаторы транспортного положения опор, предназначенные для предотвращения их самопроизвольного опускания при движении АТС, должны быть работоспособны. Механизмы подъема и опускания опор должны быть работоспособны. Храповое устройство лебедок подъема и опускания опор должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом, не допуская его прови­сания.

      4.7.23 Каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондициони­рования воздуха и дополнительно устанавливаемых на АТС гидравлических устройств не допуска­ется.

      4.7.24 Оборудование АТС специальными световыми и (или) звуковыми сигналами, нанесение специальной цветографической окраски по ГОСТ Р 50574 без соответствующего разрешения не допускается.

      4.7.25 Цветографические схемы окраски АТС оперативных и специальных служб, специальные световые и звуковые сигналы должны соответствовать ГОСТ Р 50574.

      4.7.26 Размещение специальных световых сигналов не на крыше кузова (кабины) АТС не допускается.

      Каркасные дворники для автомобиля

      Хороший обзор с водительского места — важнейшая составляющая безопасного вождения. Для улучшения обзора в неблагоприятных погодных условиях современные автомобили комплектуются электрическими стеклоочистителями (в обиходе — «дворниками»), задача которых: очистка ветрового стекла от воды, снега и грязи.

      Раньше лобовое стекло автомобиля производили плоской формы, ко­ромысло было одно — его хватало, чтобы обеспечить равномерное давление резиновой ленты на стекло по всей длине. С появлением вогнутых стекол понадобились более сложные автомобильные дворники, которые меняли бы свою кривизну по мере поворота, опять-таки создавая равномерный нажим на очи­щаемую поверхность. Тогда стеклоочистители ВАЗ получили три, а дворники Таврии — целых пять коромысел.

      Щётки — рабочие элементы стеклоочистителя, испытывающие механические, температурные и химические воздействия. Поэтому к ним предъявляются жёсткие требования:

    • равномерно и качественно очищать от различных загрязнений всю охватываемую ими поверхность не только плоского, но и выпуклого стекла в широком диапазоне скоростей автомобиля и температурных условий;
    • обладать достаточной износостойкостью (срок службы качественной щетки при соблюдении условий эксплуатации, как правило, составляет не менее года);
    • не царапать (затирать) стекло.
    • На сегодняшний день на рынке представлены автомобильные дворники двух конструкций – классические «каркасные» и современные «бескаркасные».

      Классические «каркасные» щетки

      Классическая конструкция дворников включает в себя жесткий каркас, поэтому их называют «каркасными», противопоставляя современной конструкции «бескаркасных» щеток, обзор которых представлен в другой статье.

      Конструкции у всех щеток стеклоочистителя состоит из каркаса и закрепленной в нем резиновой ленты, которая очищает стекло. Устройство каркаса определяется размером и кривиз­ной ветрового стекла: как правило, это набор шарнирно соединенных коромысел, на верхнем из них располо­жен узел крепления к рычагу стеклоочистителя.

      Лента стеклоочистителя — резиновая полоса со специальным профилем (рис. 1). Профиль имеет рабочую часть (стреловидная форма сечения), заканчивающуюся строго прямоугольной рабочей кромкой, шейку (основание рабочей части) и пазы (паз) для упругих пластин (пластины). У некоторых конструкций щёток на боковых поверхностях рабочей части ленты есть дополнительные продольные острые кромки (рис. 1, в).

      Основными факторами, определяющими качество ленты, являются:

      • состав резины;
      • наличие специальных покрытий;
      • точность геометрических размеров.

      Упругие пластины — стальные полосы, длина которых соответствует длине щётки, а ширина и толщина составляют 1-2 мм и 0,3-0,5 мм соответственно.

      Каркас — металлическая конструкция, состоящая из шарнирно закреплённых друг на друге коромысел (рис. 2).

      Рис. 2 Типы каркасов щёток: а — четырёхопорный (три коромысла),б — шестиопорный (пять коромысел), в — восьмиопорный (семь коромысел). 1-коромысла,2-шарнир,3-зажим (опора), 4-лента, 5-адаптер.

      Упругие пластины вставляются в пазы по бокам ленты или внутри неё, что придает ей определенную форму и распределяет усилие, передаваемое каркасом равномерно по всей длине ленты. Лента, армированная пластинами, соединяется с каркасом (охватывается специальными зажимами, расположенными на концах коромысел). Как правило, один крайний зажим каркаса фиксирует ленту жёстко. Остальные являются плавающими, что позволяет ленте перемещаться при повороте коромысел. В некоторых конструкциях все зажимы сделаны свободными, а для удержания ленты в каркасе на его торцах имеются упоры. За счёт этого рабочая часть ленты по всей длине прижимается к выпуклому стеклу различной кривизны. Упругие пластины щёток в свободном состоянии слегка изогнуты, поэтому при работе лента лучше прижимается к стеклу.

      Для каркасных щеток, распределение прижимного усилия обеспечивается коромыслами. В общем случае, большее количество коромысел обеспечивает большую равномерность прилегания щетки к стеклу, но усложняет конструкцию и уменьшает ее надежность.

      Каркасные щетки могут комплектоваться спойлерами. Это улучшает аэродинамику, уменьшает шумы и «дребезг» в работе щеток, возникающие на большой скорости.

      Существуют зимние варианты щеток с каркасом, закрытым резиновым чехлом, что предотвращает налипание снега и обледенение.

      Рекомендации по эксплуатации классических дворников для авто

      Если резина потеряла эластичность, а из-за этого появляются полосы и «туман» на стекле, ее прежде всего надо очистить от грязи: помыть в теплой воде с мылом. Есть и более радикальные способы — подержать «дворники» одну-две минуты в кипящей воде или воспользоваться мел­козернистой наждачной бумагой (положить шкурку на ровную поверхность и пройтись по ней щеткой, наклонив ее под острым углом). Заточенная таким образом резиновая лента получает «второе дыхание». Но рано или поздно щетки все равно надо менять. Причем покупать отдельно «резинки» не стоит — они работают не лучше старых.

      С импортными щетками стеклоочистителями проще. Можно купить отдельно узел крепления, играющий роль переходника между ры­чагом стеклоочистителя и осью большого коромысла «двор­ника». Типов переходников имеется несколько, и подобрать нужный достаточно просто.

      Чтобы щетки не выскакивали за уплотнитель стекла или, наоборот, не чистили его только где-нибудь в углу, не оши­битесь в длине. Вот длина «дворников» для отечественных автомобилей: ВАЗ, АЗЛК-2140 — 330 мм; «Самара» и «Ока» — 500 мм; «Таврия» — 530 мм; АЗЛК-2141 — 460 мм; «Волга» — 410 мм. Отклонения в обе стороны более чем на 20—30 мм нежелательны.

      Длина задних «дворников» хэтчбеков и универсалов такова: «Нива», ВАЗ-2104, «Ока» — 280 мм; «Самара» — 330 мм; «Таврия» — 380 мм. Все крепления — штырьком, но на «Таврии» «поводок» узкий, как на старом «Запо­рожце», и поэтому щетка получилась на редкость ориги­нальной — современной по длине и конструкции, но старой по устройству крепежного узла. С задними «дворниками» можно позволить себе небольшие вольности, например подогнуть «поводок». Так делают многие владельцы «Са­мары», устанавливая назад длинную, 500-миллиметровую щетку.

      Резиновая лента должна быть эластичной, ее рабочая кромка — тоненькой (она плотнее прилегает к очищаемой поверхности), прямой или чуть выпуклой, но ни в коем случае не вогнутой. Последнее — верный признак того, что пружина потеряла упругость или вообще отсутствует. Такая щетка будет чистить только краями. Поджимая несколько раз рабочую часть щетки к верх­нему коромыслу, проверьте, чтобы «дворник» легко, без заеданий принимал начальную форму, а коромысла не болтались на осях и хорошо скользили по каркасу рези­новой ленты.

      ГОСТ 18699-2017 Стеклоочистители электрические. Технические требования и методы испытаний

      Текст ГОСТ 18699-2017 Стеклоочистители электрические. Технические требования и методы испытаний

      МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

      INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC,

      СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

      Технические требования и методы испытаний

      ммжжя

      Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

      Сведения о стандарте

      1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» <ФГУП «НАМИ»), Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Автоэлектроника» (ООО «НТЦ «Автоэлектроника»)

      2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»

      3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N9 52)

      За принятие проголосовали:

      Краткое маименоаание страны по МК (ИСО 3t66)OO4—97

      по МК (ИСО 3166) 004-97

      Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

      Минэкономики Республики Армения

      Госстандарт Республики Беларусь

      4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2020 г. N9 410-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 18699—2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2020 г.

      5 ВЗАМЕН ГОСТ 18699—73

      Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.rn)

      © Стандартинформ. оформление. 2020

      В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

      Технические требования и методы испытаний

      Electric glass cleaners. Technical requirements and test methods

      Дата введения — 2020—04—01

      1 Область применения

      Настоящий стандарт распространяется на электрические стеклоочистители климатических исполнений У. ХЛ и Т по ГОСТ 3940. предназначенные для очистки ветровых стекол автомобилей, автобусов и тракторов от атмосферных осадков, а при работе с омывателем — от пыли и грязи.

      2 Нормативные ссылки

      8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

      ГОСТ 3940—2004 1 ) Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

      ГОСТ 14192—96 Маркировка грузов

      ГОСТ 14254—2015 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

      Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего погъзования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регугырованию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

      3 Технические требования

      3.1 Стеклоочистители следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта. ГОСТ 3940 и конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке, на стеклоочистители конкретных видов.

      3.2 Стеклоочистители должны:

      3.2.1 Быть работоспособными при температуре окружающей среды от минус 20 ’С до плюс 55 °C;

      3.2.2 Выдерживать перегрузки в течение 15 с. возникающие при затормаживании его за рычаг щетки;

      3.2.3 Иметь уровень шума при работе не более указанного в КД. согласованной с основным потребителем.

      3.3 Степень защиты моторедуктора стеклоочистителя от доступа к опасным частям, попадания внешних твердых предметов и (или) воды — не ниже IP40 по ГОСТ 14254.

      Моторедуктор может иметь сливное отверстие.

      11 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230—2004.

      3.4 При выключении стеклоочистителей, установленных на автомобилях и автобусах, щетки долж-ны автоматически вернуться в исходное положение, а для остальных транспортных средств остановка в исходном положении — по согласованию с потребителем.

      3.5 Частота перемещения щеток по мокрому стеклу при температуре (20 ± 5) ’С должна быть в пределах:

      — для стеклоочистителей с одной частотой — не менее 45 циклов/мин;

      — для стеклоочистителей с двумя частотами:

      * для первой частоты — не менее 45 циклов/мин:

      • для второй частоты — не менее 10 и не более 55 циклов/мин.

      Разница между наибольшей и одной из наименьших частот движения должна быть не менее 15 циклов/мин.

      Прерывистый режим работы стеклоочистителя может быть использован для выполнения требований при условии, что одна из частот составляет не менее 45 циклов/мин. а другая частота, полученная прерыванием главной частоты, составляет не менее 10 циклов/мин.

      Для стеклоочистителей, предназначенных для легковых автомобилей, допускается по согласованию между потребителем и изготовителем увеличение частоты перемещения щеток по мокрому стеклу.

      3.6 При максимальном и минимальном значениях рабочей температуры число циклов в минуту не должно отличаться от указанного более чем на 30 %. При этом разницу циклов в минуту между первой и второй скоростями не нормируют.

      3.7 Щетки стеклоочистителей должны обеспечивать удовлетворительную очистку стекла при воздействии потока воздуха, движущегося со скоростью, равной 80 % максимальной скорости транспортного средства, но не превышающей 160 км/ч. и при максимальной рабочей чистоте.

      3.8 Электродвигатель стеклоочистителя должен быть защищен от перегрузок.

      Способ защиты должен оговариваться в КД на изделия конкретных видов.

      3.9 Конструкция и способ крепления щетки должны обеспечивать возможность отведения щетки от поверхности ветрового стекла для его ручной очистки. Эти требования не относятся к стеклоочистителям. которые в исходном положении находятся в зоне ветрового стекла, которая закрыта частями транспортного средства (капот, панель приборов и т. д.).

      Декоративная отделка наружных деталей стеклоочистителей не должна давать бликов, отрицательно влияющих на безопасность движения.

      3.10 Выступающие концы валов привода стеклоочистителей должны иметь защитные кожухи с радиусом кривизны не менее 2,5 мм. Проекция такого кожуха на плоскость, перпендикулярную к оси вала и отстоящую от наиболее выступающей точки кожуха на расстояние не более 6.5 мм. должна иметь площадь не менее 150 мм 2 .

      3.11 Вид рабочего режима стеклоочистителей — продолжительный номинальный S1 по ГОСТ 3940.

      3.12 Защита от коррозии деталей стеклоочистителей — по ГОСТ 3940.

      3.13 Стеклоочистители должны быть работоспособными и не должны иметь повреждений после воздействия вибрационных и ударных нагрузок по ГОСТ 3940.

      3.14 Стеклоочистители должны выдерживать воздействие влажной тепловой среды по ГОСТ 3940.

      3.15 Детали стеклоочистителей, предназначенные в запасные части, должны быть взаимозаменяемыми по ГОСТ 3940.

      3.16 Нормируемый показатель надежности стеклоочистителей для автомобилей и тракторов — 95 %-ная наработка стеклоочистителей до отказа должна обеспечивать ресурс автомобиля и тракторов до первого капитального ремонта (для первой категории условий эксплуатации).

      Резиновые ленты или щетки в сборе допускается заменять через 12 мес.

      Критерий отказа стеклоочистителей — изменение установленных степени очистки, частоты или угла размаха щеток.

      3.17 Маркировка и упаковка

      3.17.1 На каждом стеклоочистителе должны быть нанесены:

      — наименование или товарный знак изготовителя;

      — условное обозначение стеклоочистителя:

      — год и месяц выпуска (допускается указывать две последние цифры);

      — обозначение настоящего стандарта.

      3.17.2 Стеклоочистители укладывают в индивидуальную или общую коробку из гофрированного картона или плотного картона с картонными перегородками. По согласованию с заказчиком допускает-2

      ся раздельная упаковка стеклоочистителей (по составным его частям) или другой вид упаковки, обеспечивающий их сохранность.

      3.17.3 Каждая коробка со стеклоочистителями должна быть предохранена от открывания. На каж* дую коробку должна быть наклеена этикетка. На этикетке должны быть четко и разборчиво нанесены:

      • товарный знак изготовителя:

      • условное обозначение стеклоочистителя:

      3.17.4 Коробки со стеклоочистителями должны быть уложены в транспортную тару (ящики деревянные или из гофрированного картона, многооборотную тару, контейнеры), выложенную изнутри бумагой.

      Укладывание коробок в транспортную тару должно исключать перемещение ее во время транспортирования.

      Масса ящика со стеклоочистителями не должна превышать 50 кг.

      Транспортирование стеклоочистителей — по ГОСТ 3940.

      3.17.5 Маркировка тары — по ГОСТ 14192.

      3.17.6 В каждый ящик или контейнер должен быть вложен упаковочный ярлык, содержащий:

      — товарный знак изготовителя:

      • наименование и обозначение изделия:

      — обозначение настоящего стандарта;

      3.17.7 Консервация и хранение стеклоочистителей — по ГОСТ 3940.

      4 Правила приемки

      4.1 Изготовленные стеклоочистители (далее в разделе — изделия) до их отгрузки, передачи или продажи потребителю подлежат приемке с целью удостоверения их годности для использования в соответствии с требованиями, установленными в настоящем стандарте и в КД. договорах, контрактах (далее — нормативная и техническая документация).

      4.2 Для контроля качества и приемки изготовленные изделия подвергают:

      — приемке (контролю) службой технического контроля (СТК);

      — типовым испытаниям (при внесении предлагаемых изменений в конструкцию выпускаемых изделий и (или) технологию их изготовления).

      4.3 Состав необходимых испытаний при приемке СТК и периодических испытаний — в соответствии с таблицей 1.

      Номер пункта технических

      требований настоящего стандарта

      Обязательность проведения испытаний

      1 Проверка внешнего вида, маркировки. габаритных, усгановочшх и присоединительных размеров

      2 Испытание на теплостойкость

      3 Испытание на холодостойкость

      4 Испытание на перегрузку

      5 Испытание на уровень шума

      6 Испытание степени защиты от проникновения посторонних тел и (или) воды

      7 Проверка автоматического возврата щеток в исходное положение

      Окончание таблицы 1

      Комер пункта технических требований настоящего стандарта

      Обяэетопьмоеть проведения испы гений

      8 Проверка частоты перемещения щеток

      9 Проверка сохранения работоспособности после пребывания в неработающем состоянии при пониженных и повышенных температурах

      10 Проверка качества очистки

      11 Проверка покрытий

      12 Испытание на вибро* и ударопрочность

      13 Испытание на влагоустойчиеость

      14 Проверка взаимозаменяемости деталей

      15 Испытание на надежность

      Примечание —Знак «*» означает, что испытание проводят; знак «-»

      Приемка СТК и периодические испытания е совокупности должны обеспечивать достоверную про* верку всех свойств выпускаемых изделий, подлежащих контролю на соответствие требованиям норма* тивной и технической документации.

      4.4 Применяемые при испытаниях и контроле средства измерений должны быть поверены или калиброваны, а испытательное оборудование должно быть аттестовано в установленном порядке.

      4.5 Результаты испытаний и контроля единиц изделия считают положительными, а единицы из* делия выдержавшими испытания, если они испытаны в объеме и последовательности, которые установлены для данной категории ислытаний (контроля), а результаты подтверждают соответствие испытуемых единиц изделия заданным требованиям.

      4.6 Результаты испытаний единиц изделия считают отрицательными, а единицы изделия не выдержавшими испытания, если по результатам испытаний будет установлено несоответствие единицы изделия хотя бы одному требованию, установленному в нормативной и технической документации для проводимой категории испытаний.

      4.7 Приемка изделий СТК

      4.7.1 Изготовленные изделия должны быть проверены СТК изготовителя согласно технологическому процессу и должны иметь ее приемочное клеймо.

      Объем (состав необходимых проверок) и последовательность проведения контроля, а также места и тип клеймения СТК должны быть установлены в технической документации предприятия-разработчика.

      4.7.2 Правила отбора образцов:

      а) предъявление изделий на приемку СТК осуществляют поштучно либо партиями, что отражают в предъявительском документе, оформляемом в порядке, принятом у изготовителя. Партией считают изделия одного варианта конструкции (модели, модификации, вариантного исполнения, комплектации), изготовленные за одну смену;

      б) образцы изделий, предъявляемые на приемку СТК. должны быть укомплектованы в соответствии с требованиями нормативной и технической документации;

      в) в процессе контроля СТК не допускается подстраивать (регулировать) образцы изделий и заменять входящие в них сменные элементы, если это не предусмотрено специальными требованиями нормативной и технической документации.

      4.7.3 Приемку СТК проводят методом сплошного или выборочного контроля.

      Принятый метод контроля (сплошной или выборочный), объем выборки и приемлемый уровень качества (AQL) должны быть установлены в технических условиях на изделие.

      4.7.4 Приемку изделий СТК приостанавливают в следующих случаях:

      — изделия не выдержали периодических испытаний;

      — обнаружены нарушения выполнения технологического процесса (в том числе обнаружены несо* ответствия установленным требованиям средств испытаний и контроля), приводящие к неисправимым дефектам изделий.

      1 Приемку изделий могут приостанавливать также в других случаях по усмотрению изготовителя, что рекомендуется отражать в документации, действующей у изготовителя, в соответствии с действующей на предприятии системой менеджмента качества.

      4.7.5 Решение о возобновлении приемки изделий СТК принимает руководство изготовителя после устранения причин приостановки приемки и оформления соответствующего документа.

      Если приемка изделий была приостановлена вследствие отрицательных результатов периодических испытаний, то решение о возобновлении приемки принимают после выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторно проводимых периодических испытаний.

      4.7.6 Изделия, принятые СТК. подлежат отгрузке или передаче на ответственное хранение. Изготовитель должен обеспечить сохранение качества изделий после приемки СТК вплоть до доставки к месту назначения, если это определено условиями договора (контракта).

      4.8 Правила проведения периодических испытаний

      4.8.1 Периодические испытания проводят для периодического подтверждения качества изделий и стабильности технологического процесса е установленный период с целью подтверждения возможности продолжения изготовления изделий по действующей конструкторской и технологической документации и продолжения ее приемки СТК.

      Объем (состав необходимых проверок) и последовательность проведения испытаний должны быть установлены е технической документации предприятия-разработчика.

      4.8.2 Периодические испытания проводит изготовитель с привлечением, при необходимости, других заинтересованных сторон, в том числе представителей потребителя.

      4.8.3 Периодические испытания проводят не реже одного раза в квартал.

      Календарные сроки проведения периодических испытаний устанавливают в графиках, которые составляет изготовитель.

      8 графике указывают место и сроки проведения испытаний, сроки оформления документации по результатам испытаний.

      Графики оформляют е соответствии с порядком, принятым изготовителем.

      4.8.4 Правила отбора образцов:

      а) образцы изделий для проведения очередных периодических испытаний отбирают, как правило, из числа единиц изделий, изготовленных за одну смену производственного цикла, предшествующую очередным испытаниям, и прошедших приемку СТК;

      б) образцы изделий, предъявляемые на периодические испытания, должны быть укомплектованы в соответствии с требованиями нормативной и технической документации;

      в) в процессе периодических испытаний не допускается подстраивать (регулировать) образцы изделий и заменять входящие в них сменные элементы, если это не предусмотрено специальными требованиями нормативной и технической документации;

      г) отбор изделий оформляют документально е порядке, установленном изготовителем.

      4.8.5 Периодические испытания проводят методом выборочного контроля. Система, схема и план приемочного контроля, включая объем выборки, устанавливает изготовитель в технических условиях на изделие.

      4.8.6 При получении положительных результатов периодических испытаний качество изделий контролируемого периода считается подтвержденным по показателям, проверяемым в составе периодических испытаний. Также считается подтвержденной возможность дальнейшего изготовления и приемки изделий (по той же документации, по которой изготовлены изделия, подвергнутые данным периодическим испытаниям) до получения результатов очередных (последующих) периодических испытаний, проведенных с соблюдением установленных норм периодичности.

      Прим еча нив — При условии применения единого технологического процесса для изготовления вариантов конструкций (комплектаций и вариантных исполнений) базовой модели (или модификации базовой модели) 5

      изделия допускается распространять положительные резугьтаты периодических испытаний образцов базовой модели (или модификации базовой модели) на совокупность вариантов конструкций (комплектации и вариантные исполнения).

      4.8.7 Если образцы изделий не выдержали периодических испытаний, то приемку изделий СТК и их отгрузку потребителю приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных периодических испытаний.

      Изготовитель должен проанализировать результаты периодических испытаний для выявления причин появления и характера дефектов, составить перечень дефектов и мероприятий по устранению дефектов и (или) причин их появления, который оформляют в порядке, принятом изготовителем.

      4.8.8 Если данные проведенного анализа показывают, что обнаруженные дефекты существенно снижают технические характеристики изделий, а также могут привести к причинению вреда для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды, то все принятые (но неотгруженные) изделия, в которых могут быть подобные дефекты, возвращают на доработку (замену), а по всем принятым и отгруженным изделиям, в которых могут быть подобные дефекты, принимают решение, не противоречащее интересам потребителей.

      4.8.9 Повторные периодические испытания проводят в полном объеме периодических испытаний на доработанных (или вновь изготовленных) образцах изделий после устранения дефектов.

      К моменту проведения повторных периодических испытаний должны быть представлены материалы. подтверждающие устранение дефектов, выявленных при периодических испытаниях, и принятие мер по их предупреждению.

      В технически обоснованных случаях в зависимости от характера дефектов повторные периодические испытания допускается проводить по сокращенной программе, включая только те виды испытаний. при проведении которых обнаружено несоответствие изделий установленным требованиям, а также виды, по которым испытания не проводились.

      4.8.10 При положительных результатах повторных периодических испытаний приемку изделий СТК и их отгрузку потребителю возобновляют.

      4.8.11 При получении отрицательных результатов повторных периодических испытаний изготовитель принимает решение о прекращении приемки изделий, изготовленных по той же документации, по которой изготовлялись единицы изделий, не подтвердившие качество изделий за установленный период, и о принимаемых мерах по отгруженным (реализованным) изделиям.

      В случае невозможности устранения изготовителем причин выпуска изделий с дефектами, которые могут нанести вред здоровью и имуществу граждан и окружающей среде, такие конструкции изделий снимают с производства.

      4.8.12 Решение об использовании образцов изделий, подвергавшихся периодическим испытаниям. принимают руководство изготовителя и потребитель на взаимоприемлемых условиях, руководствуясь условиями договоров на поставку изделий и рекомендациями соответствующих правовых актов.

      4.9 Правила проведения типовых испытаний

      4.9.1 Типовые испытания изделий проводят с целью оценки эффективности и целесообразности предлагаемых изменений в конструкции или технологии изготовления, которые могут повлиять на технические характеристики изделий, связанные с безопасностью для жизни, здоровья или имущества граждан, или на соблюдение условий охраны окружающей среды, либо могут повлиять на эксплуатацию изделий, в том числе на важнейшие потребительские свойства изделий.

      4.9.2 Необходимость внесения изменений в конструкцию изделий или технологию их изготовления и проведения типовых испытаний определяет держатель подлинников КД на изделия (далее — разработчик изделия) с учетом действия и защиты авторского права.

      4.9.3 Типовые испытания проводит изготовитель или по договору с ним и при его участии испытательная (сторонняя) организация с участием, при необходимости, представителей разработчика изделия. потребителя, природоохранных органов и других заинтересованных сторон.

      4.9.4 Типовые испытания проводят по разработанным разработчиком изделия программе и методикам. которые в основном должны содержать:

      — необходимые проверки из состава периодических испытаний;

      « требования по количеству образцов, необходимых для проведения типовых испытаний;

      > указание об использовании образцов, подвергнутых типовым испытаниям.

      В программу типовых испытаний, при необходимости, могут быть включены также специальные испытания (например, сравнительные испытания образцов изделий, изготовленных без учета и с уче-6

      том предлагаемых изменений, а также испытания из состава проводившихся испытаний опытных образцов изделий или испытаний, проводившихся при постановке изделий на производство).

      Объем испытаний и контроля, включаемых в программу, должен быть достаточным для оценки влияния вносимых изменений на характеристики изделий, в том числе на ее безопасность, на взаимозаменяемость и совместимость, на ремонтопригодность, на производственную и эксплуатационную технологичность, а также на утилизируемость изделий.

      4.9.5 Программу и методики (при отсутствии стандартизованных) типовых испытаний разрабатывает разработчик изделий, который в установленном порядке утверждает конструкторскую или технологическую документацию на изделия.

      4.9.6 Типовые испытания проводят на образцах изделий, изготовленных с внесением в конструкцию или технологию изготовления предлагаемых изменений.

      4.9.7 Результаты типовых испытаний считают положительными, если полученные фактические данные по всем видам проверок, включенных в программу типовых испытаний, свидетельствуют о достижении требуемых значений показателей изделий (технологического процесса), оговоренных в программе и методике, и достаточны для оценки эффективности (целесообразности) внесения изменений.

      4.9.8 Если эффективность и целесообразность предлагаемых изменений конструкции (технологии изготовления) подтверждена положительными результатами типовых испытаний, то эти изменения вносят в документацию на изделия в соответствии с установленным порядком.

      4.9.9 Если эффективность и целесообразность предлагаемых изменений не подтверждена положительными результатами типовых испытаний, то эти изменения в соответствующую утвержденную и действующую документацию на продукцию не вносят и принимают решение по использованию образцов изделий, изготовленных для проведения типовых испытаний (в соответствии с требованиями программы испытаний).

      4.10 Отчетность о результатах испытаний

      4.10.1 Результаты всех испытаний, проведенных испытательной лабораторией, должны быть объективными и однозначными.

      Прим вча нив — Под «испытательной лабораторией» в настоящем стандарте подразумеваются предприятия (организации), центры, специальные лаборатории, подразделения предприятий (организаций), являющиеся первой, второй или третьей стороной и осуществляющие испытания, которые в том числе составляют часть контроля при производстве и сертификации продукции.

      4.10.2 Результаты испытаний оформляют протоколом испытаний, в котором точно, четко указывают всю информацию, необходимую для толкования результатов испытаний.

      4.10.3 Каждый протокол испытаний должен содержать, по крайней мере, следующую информацию (если лаборатория не имеет обоснованных причин не указывать ту или иную информацию):

      а) наименование документа — «Протокол испытаний»:

      б) вид испытаний (периодические, типовые и др.);

      в) уникальную идентификацию протокола испытаний (например, серийный номер), а также идентификацию на каждой странице, чтобы обеспечить признание страницы как части протокола испытаний:

      г) нумерацию страниц с указанием общего числа страниц:

      д) наименование и адрес лаборатории, а также место проведения испытаний, если оно не находится по адресу лаборатории;

      е) наименование и адрес предприятия-разработчика;

      ж) наименование и адрес изготовителя испытываемого изделия:

      и) идентификацию используемого метода;

      к) описание, состояние и однозначную идентификацию испытываемого изделия (модель, тип. марка и т. л.);

      л) дату получения изделия, подлежащего испытаниям, если это существенно для достоверности и применения результатов, а также дату проведения испытаний;

      м) ссылку на метод отбора образцов, используемый лабораторией, если он имеет отношение к достоверности и применению результатов:

      н) результаты испытаний с указанием (при необходимости) единиц измерений;

      п) имя. должность и подпись лица, утвердившего протокол испытаний;

      р) при необходимости указание на то. что результаты относятся только к изделиям, прошедшим испытания.

      Примечание — Лабораториям рекомендуется делать запись е протоколе испытаний или прилагать за* явление о том. что протокол испытаний не может быть полностью или частично воспроизведен без письменного разрешения лаборатории.

      4.10.4 В дополнение к требованиям, перечисленным е 4.10.3. протоколы испытаний должны, если это необходимо для трактовки результатов испытаний, включать в себя следующее:

      а) отклонения, дополнения или исключения, относящиеся к методу испытаний, а также информацию о специальных условиях испытаний, таких как условия окружающей среды:

      б) указание на соответствие/несоотеетствие требованиям и/или техническим условиям:

      в) выводы, которые могут, в частности, касаться следующего:

      — заключения о соответстеии/несоотеетствии результатов требованиям:

      — рекомендаций по использованию результатов;

      * заключения по улучшению образцов.

      4.10.5 8 дополнение к требованиям, приведенным в 4.10.3 и 4.10.4. протоколы испытаний, содержащие результаты отбора образцов, должны включать в себя, если это необходимо для трактовки результатов испытаний, следующее:

      * дату отбора образцов:

      — однозначную идентификацию изделий, образцы которых были отобраны (включая, при необходимости, наименование производителя, обозначение модели или типа и серийные номера):

      — место, где был проведен отбор образцов, включая любые графики, эскизы или фотографии;

      — ссылку на план и процедуры отбора образцов;

      — подробное описание условий окружающей среды во время проведения отбора образцов, которые могут повлиять на трактовку результатов испытаний;

      — ссылку на любой стандарт или другую нормативную и техническую документацию, касающиеся метода или процедуры отбора образцов, а также отклонения, дополнения или исключения из соответствующей нормативной и технической документации.

      4.10.6 Рекомендуемая форма протокола испытаний приведена в приложении А (форма А1).

      4.10.7 По результатам испытаний (периодических, типовых и др.) также оформляют акт. Рекомендуемые формы актов испытаний приведены в приложении А (формы А.2 и А.З).

      5 Методы испытаний

      5.1 Методы испытаний стеклоочистителей — по ГОСТ 3940 и настоящему стандарту.

      5.2 Испытания стеклоочистителей на соответствие требованиям 3.2.1 следует проводить по ГОСТ 3940.

      Стеклоочистители, поставляемые сборочными единицами (моторедуктор, рычаги, щетки), испытывают без предварительной сборки.

      Максимально допускаемое время между моментом извлечения стеклоочистителя из холодильной камеры или термостата и моментом проверки — 5 мин.

      После испытаний каждого вида стеклоочистители должны соответствовать требованиям 3.4 и проверяться по числу циклов в минуту на холостом ходу. При этом число циклов в минуту не должно отличаться более чем на 30 % от числа циклов в минуту стеклоочистителя, измеренных при нормальной температуре до начала испытаний.

      5.3 Испытания стеклоочистителей на соответствие требованиям 3.13 следует проводить по ГОСТ 3940.

      Стеклоочистители испытывают без рычагов и щеток. Стеклоочистители, поставляемые узлами, испытывают без сборки. После испытаний стеклоочистители должны соответствовать 3.4 и 3.5.

      Допускаются испытания кронштейна с моторедуктором.

      5.4 Испытание стеклоочистителей на соответствие требованию 3.2.2 проводят следующим образом. Стеклоочиститель затормаживают за рычаг щетки в любом положении сектора очистки на время от 10 до 15 с поочередно за правый и левый рычаг в обоих направлениях движения.

      Испытания проводят при нормальной температуре окружающей среды и при напряжении (13.5 ± 0.2) или (27 ± 0.4) В в зависимости от номинального напряжения. При этом не допускаются ослабления, разъединения крепления, разрывы или другие повреждения.

      5.5 Испытание стеклоочистителей на соответствие требованиям 3.2.3 проводят следующим образом. Уровень шума стеклоочистителя сравнивают с контрольным образцом, имеющим уровень шума, установленный в конструкторской документации.

      Измерение уровня шума образца проводят в безэхоеой камере или других аналогичных условиях измерителем шума. При измерении стеклоочиститель подвешивают посредством металлических проволок или нитей. Микрофон располагают по оси кривошипа на расстоянии 0,3 м от его плоскости вращения. Напряжение питания (13.5 ± 0.2) или (27 ± 0.4) В в зависимости от номинального. На стеклоочистителях с регулируемой частотой измерение проводят как на минимальной, так и максимальной частоте.

      5.6 При проверке на соответствие требованиям 3.4 стеклоочистители устанавливают на стенде, оборудованном ветровым стеклом и устройством для подачи воды на поверхность стекла.

      Стеклоочистители и стекло устанавливают в рабочем положении, проверку проводят однократным включением и выключением.

      Напряжение питания (13.5 ± 0.2) или (27 ± 0.4) В в зависимости от номинального.

      5.7 Испытание стеклоочистителей на соответствие требованиям 3.5 проводят на стенде при работе стеклоочистителя с питанием моторедуктора напряжением (13.5 ± 0,2) или (27 ± 0.4) В в зависимости от номинального напряжения.

      Поверхность стекла и резины щетки должны быть чистыми и не должны иметь жировых пятен. Поверхность стекла при испытании должна обильно смачиваться. Испытание проводят при нормальной температуре окружающего воздуха и непрогретом моторедукторе.

      5.8 Испытание стеклоочистителей на соответствие требованиям 3.6 проводят следующим образом: стеклоочистители без щеток, рычагов и тяг выдерживают в камере тепла (холода) при максимальной (минимальной) рабочей температуре не менее 3 ч. после чего проверяют работоспособность и число двойных ходов непосредственно в камере или в течение не более 5 мин после извлечения из нее.

      5.9 Испытание стеклоочистителей на соответствие требованиям 3.7 проводят на стенде при работе стеклоочистителя на первой частоте. Поверхность стекла и резина щетки должны быть чистыми и не должны иметь жировых пятен, для чего перед проверкой, при необходимости, стекло обезжиривают раствором соды с массовой долей от 10 % до 20 % и тщательно промывают чистой водой. Смачивание стекла проводят так. чтобы поверхность его была покрыта мелкими каплями воды. Качество вытирания определяют числом циклов в минуту щетки до полного вытирания стекла. Число циклов в минуту задается в технической документации, утвержденной в установленном порядке, и не должно превышать: для легковых и грузовых автомобилей — 5 циклов/мин. для автобусов и тракторов — 10 циклов/мин. Проверку стеклоочистителя на качество очистки при скорости движения автомобиля до 160 км/ч проводят совместно с заказчиком и изготовителем при типовых испытаниях на транспортных средствах. Допускаются невытертые полосы по краям сектора очистки, общая ширина которых не превышает 10 % длины щетки. Край сектора очистки составляет 5 % длины резиноленты щетки с обоих концов.

      5.10 Испытания стеклоочистителей на соответствие требованиям 3.14 следует проводить по ГОСТ 3940.

      5.11 Испытания стеклоочистителей на соответствие требованиям 3.15 следует проводить по ГОСТ 3940.

      5.12 Испытание стеклоочистителей на соответствие требованиям 3.16 проводят следующим образом. Испытание стеклоочистителей на надежность проводят либо в условиях эксплуатации, либо на стенде. При испытании на стенде стеклоочистители должны проработать 500 ч при обильно смачиваемом стекле.

      Стеклоочиститель с двумя частотами испытывают в следующем режиме: 200 ч на первой частоте. 100 ч на второй частоте и 200 ч на первой частоте. После испытаний стеклоочистители проверяют на соответствие требованиям пунктов 3.4 и 3.5. а также на изменение угла размаха щеток.

      Допускается изменение числа циклов в минуту не более ± 30 % и изменение угла размаха щетки не более 10 % от первоначального значения. Разницу циклов в минуту при этих испытаниях не контролируют.

      Испытание стеклоочистителей на соответствие требованиям 3.16 допускается проводить на стенде на базовых моделях по методике ускоренных испытаний, утвержденной в установленном порядке.

      6 Гарантии изготовителя

      6.1 Изготовитель должен гарантировать соответствие стеклоочистителей требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.

      6.2 Гарантийный срок эксплуатации и гарантийная наработка должны быть не менее гарантийного срока эксплуатации и гарантийной наработки объекта, на которых они установлены, и должны указываться в КД на стеклоочистители конкретных видов.

      Гарантийный срок хранения стеклоочистителей, поставляемых в запасные части, — два года с даты изготовления.

      Приложение А (рекомендуемое)

      Типовые формы документов, оформляемых в процессе испытаний

      Форма А.1 — Протокол испытаний

      Лист 1 Всего листов 2

      ДОЛЖНОСТЬ оуаомаигвпа КСПЫ1агвПЬНСЙ давдое>Фрми“

      г*»м подпись имииивгм. фашнтиа

      1 Испытываемое изделие_

      немиаяование и мвдтвжиое оСшмдовим.

      ид«нгяфи>аци«нныД иоыед И1ДОПИВ

      2 Предприятие — разработчик испытываемого изделия_

      мвкмвндоанив и адрес

      3 Изготовитель испытываемого изделия_

      маииеиоеание и адрес

      4 Испытательная лаборатория_

      нанмвиомндо и адрес

      5 Дата поступления образцов на испытания_

      6 Количество испытываемых образцов_

      7 Дата проведения испытаний_

      8 Технические требования_

      9 Методы испытаний_

      1) Предприятие (организация), испытательный центр, специальная лаборатория, подразделение предприятия (организации) и т. п.. осуществляющие испытания.

      Смотрите так же:  ОСАГО в Пензе. Осаго пенза рассчитать

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *