Требования, предъявляемые к мировому судье

Согласно статье 5 Федерального закона от № «О мировых судьях в Российской Федерации», мировым судьям предъявляются следующие требования:

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Заключения на рекомендованных кандидатов в мировые судьи направляются квалификационной коллегией судей председателю областного суда. Не позднее 2-х месяцев со дня принятия решения квалификационной коллегией судей председатель областного суда принимает решение о направлении материалов на кандидатов в мировые судьи в областное Собрание депутатов.

Требования для кандидатов на должность мирового судьи

Квалификационные требования для мировых судей

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными законами.

Мировые судьи — судьи общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Основная цель возрождения института мировых судей — приближение правосудия к народу и доступность его для жителей города.

Управление Судебного департамента в г. Москве приглашает квалифицированных юристов на вакантные должности мировых судей города Москвы.

Собеседование с кандидатами в мировые судьи проводится в Управлении Судебного департамента в г. Москве по понедельникам и четвергам с 14 часов 15 минут до 17 часов по адресу: г. Москва, Новинский б-р, д.28/35, стр.1-а, контактные телефоны : 691-17-74, 690-69-65.

Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. №15 «О мировых судьях в городе Москве»

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 7. Порядок назначения на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются на должность Московской городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей города Москвы.

Одновременно с представлением Председатель Московского городского суда вносит в Московскую городскую Думу проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей.

Представление Председателя Московского городского суда и проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей направляются Председателем Московской городской Думы в комиссию Московской городской Думы в соответствии с направлением ее деятельности для подготовки заключения о рекомендации кандидатов на назначение на должности мировых судей.

Проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей рассматривается Московской городской Думой при наличии указанного заключения комиссии Московской городской Думы.

Московская городская Дума в месячный срок со дня внесения в Московскую городскую Думу указанного в настоящей статье проекта постановления назначает мирового судью на должность либо отклоняет представленную кандидатуру. При исчислении месячного срока время летнего и зимнего перерывов в работе Московской городской Думы не учитывается.

Кандидатура на должность мирового судьи, отклоненная Московской городской Думой, может быть представлена на рассмотрение Московской городской Думы повторно не ранее чем через год после отклонения этой кандидатуры Московской городской Думой.

Анализ практики

Е. А. Мартынов,
председатель судебной коллегии по гражданским
делам Архангельского областного суда,
член Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. От его деловых, моральных, нравственных качеств в значительной мере зависит защита прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в судебном процессе.

Установив в статье 119 Конституции РФ и статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России.

Конституция РФ и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы.

Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.

Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одномугосударству – Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Вместе с тем это требование не должно касаться судей, пребывающих в отставке, так как оно в определенной мере необоснованно ограничивало бы их гражданские права. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет принадлежность к судейскому сообществу, но у него отсутствуют полномочия по осуществлению правосудия и предпосылки для возникновения конфликта интересов, что не препятствует иметь двойное гражданство.

Вторым общим требованием, которое предъявляется законом к кандидату на должность судьи, является наличие высшего юридического образования.

Казалось бы, такая формулировка диспозиции статьи 119 Конституции РФ и статьи 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не должна вызывать никаких сложностей, но на практике возникли проблемы.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 6 предусматривает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист и магистр, установив разные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования: соответственно не менее чем четыре года, пять и шесть лет.

Право на занятие в государственной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему предоставляется только лицу, получившему высшее профессиональное образование в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, и подтвержденное документом государственного образца.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ в своих разъяснениях от 15-18 июля 2002 года отметила, что претендент на должность судьи должен представить в квалификационную коллегию судей в подтверждение юридического образования диплом государственного образца высшего учебного заведения, в котором аккредитована специальность «Юриспруденция» или «Правоведение».

Однако в бланке диплома о высшем профессиональном образовании не содержится отметки об аккредитации этих специальностей. В нем содержится только отметка о том, что диплом является документом государственного образца.

Возникает вопрос, а следует ли полностью доверять такому документу?

В настоящее время подготовкой юристов занимаются любые высшие учебные заведения: не только специализированные юридические, но и педагогические, экономические, технические, сельскохозяйственные и т.п. Имея государственную аккредитацию высшего учебного заведения в целом, открывая юридические факультеты, учебные заведения получают лицензию на ведение образовательной деятельности по специальности «Юриспруденция» и, не пройдя государственной аккредитации по указанной специальности, выдают своим выпускникам дипломы государственного образца, ссылаясь на то, что высшее учебное заведение в целом имеет государственную аккредитацию.

Смотрите так же:  Как получить социальный налоговый вычет на лечение. Заявление для возврата ндфл за лечение

Учитывая, что такие случаи являются частыми, следовало бы предусмотреть обязанность для кандидатов на должность судьи представлять не только диплом, подтверждающий наличие у них высшего юридического образования, но и заверенные копии документов, подтверждающих прохождение высшим учебным заведением, выдавшим диплом, государственной аккредитации непосредственно по специальности «Юриспруденция».

Поскольку действующее законодательство предусматривает три ступени высшего профессионального образования, логичны вопросы: какая же из них дает право на занятие должности судьи? Или любая? Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит каких-либо регламентаций по этим вопросам.

Министерство образования РФ, основываясь на толковании статьи 7 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», как следует из письма от 1 сентября 2003 года № 14-52-101ИН/15, полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи.

Однако с такой позицией трудно согласиться, исходя из статуса судьи и характера его деятельности. Она связана с применением и толкованием огромного числа правовых актов. Судья должен свободно ориентироваться в действующем законодательстве и должен быть готов к рассмотрению любых правовых споров в области гражданского, семейного, трудового, уголовного права, включая процедурные вопросы, а также вопросы доказательственного права.

Такой уровень знаний человек не может получить на первой ступени высшего профессионального образования, так как срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации «бакалавр» составляет всего четыре года, что явно недостаточно при осуществлении правосудия судьей по гражданским, уголовным и административным делам. Углубленное изучение разных отраслей права осуществляется только на последующих ступенях высшего профессионального образования при подготовке дипломированного специалиста и магистра, и поэтому только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции лицо может претендовать на занятие должности судьи.

Данной позиции придерживается и Высшая квалификационная коллегия судей РФ, давая разъяснения в январе 2003 года и 18 марта 2004 года по данному вопросу.

Однако положение, когда вопрос о трактовке понятия «высшее юридическое образование, необходимое для занятия должности судьи», законодательно не урегулирован, не может сохраняться долго, так как такая неопределенность дает основания для сомнения в обоснованности заключений квалификационных коллегий судей, отказавших в рекомендации на должность судьи ввиду отсутствуя у претендента высшего юридического образования требуемой ступени.

Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».

Определив основные единые требования к кандидату на должность судьи, Конституция РФ предусмотрела возможность установления дополнительных требований к судьям различных судов Российской Федерации.

Дополнительные требования в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» касаются только возраста и стажа работы по юридической профессии.

Для занятия должностей судей высших судебных органов, в частности, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ минимальный возраст установлен в 35 лет и обуславливается наличием у претендента стажа работы по юридической профессии не менее 10 лет, для судей судов на уровне субъектов Российской Федерации – возраст претендента снижен до 30 лет и стаж работы по юридической профессии – до семи лет.

Такие требования оправданны, так как судьи данных судебных инстанций в основном разрешают наиболее сложные уголовные и гражданские дела, а сами судебные инстанции проверяют правильность принимаемых нижестоящими судами решений, а их указания по толкованию норм права являются обязательными для нижестоящих судов.

Вместе с тем наличие только двух дополнительных требований вряд ли является достаточным.

Поскольку одной из основных задач вышестоящих судов является проверка законности и обоснованности принимаемых нижестоящими судами актов, для этого требуется не только хорошее знание законов, но и знание специфики, опыт рассмотрения определенных категорий дел. Особенно это касается уголовных дел, когда судья вышестоящего суда должен понять, почему нижестоящий суд принял или отверг то или иное доказательство, почему избрал именно такую меру наказания.

В этой ситуации заслуживает внимание предложение о том, чтобы на должность судьи, начиная с судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, могло претендовать только лицо, которое проработало на должности судьи нижестоящего суда определенный срок, в частности, не менее трех лет. Эта мера только повысит авторитет вышестоящих судебных органов в глазах действующих судей и будет в полной мере способствовать профессиональному росту судьи, даст возможность проверить кандидата на реальной работе.

Вместе с тем это правило не должно быть определяющим для высших судебных органов.

Одной из задач, стоящих перед Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, является регулирование, определение развития судебной практики, дача разъяснений по ее вопросам. Для решения этих задач требуются глубочайшие познания в конкретных областях права, и поэтому следовало бы предусмотреть возможность назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лиц, обладающих высокой квалификацией в области права, что и осуществляется в Высшем Арбитражном Суде, а в последнее время и в Верховном Суде Российской Федерации. При этом для таких лиц возможно было бы предусмотреть зачет в стаж работы в должности судьи времени работы по юридической профессии, но связанной только с научной деятельностью.

Закон содержит только формальные требования к лицам, претендующим на должность судьи, но уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и морального облика судьи. Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства.

От судьи граждане ожидают не только знания закона, но и порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности и неподкупности. И поэтому личностные качества претендента на должность судьи должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи.

Но ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи.

Складывается парадоксальная ситуация: судьей может стать любое лицо, отвечающее законодательно закрепленным требованиям, и только после назначения на должность к нему могут быть предъявлены требования по соблюдению Кодекса судейской этики.

Только Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит указание на личностные требования к кандидату в судьи и самостоятельную ответственность за их нарушение. В нем указывается, что судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин с безупречной репутацией и, в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, его полномочия могут быть прекращены.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» таких конкретных норм не содержит.

Учитывая, что статус судей в Российской Федерации един, следовало бы указанные нормы закрепить и в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Законодательное закрепление личностных требований к кандидату на должность судьи позволит на правовом основании шире и глубже изучить личность и образ жизни претендента, так как содержащееся в статье 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» право квалификационной коллегии судей на проведение проверки кандидата касается достоверности документов и сведений, относящихся к формальным требованиям для занятия должности судьи.

Следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.

Повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

О суде

Новости

21.11.2020

Юбилейное 35-е заседание НКС

21 ноября 2020 года в г. Саранске состоялось очередное заседание Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Волго-Вятского округа. В рамках заседания были рассмотрены проблемные вопросы применения законодательства об административных правонарушениях, гражданского и арбитражного процессуального законодательства.

01.11.2020

«Жизнь дана на добрые дела»

1 ноября 2020 года представители Арбитражного суда Волго-Вятского округа посетили подшефный «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сосновского района».

29.10.2020

Поздравляем и гордимся

29 октября 2020 года в Арбитражном суде Волго-Вятского округа состоялось торжественное собрание коллектива суда в связи с награждением сотрудников аппарата суда знаками отличия Судебного департамента Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может быть гражданин Российской Федерации:

  • имеющий высшее юридическое образование;
  • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
  • При соответствии названным требованиям судьей федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

    Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

    В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

  • на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;
  • в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.
  • Отбор кандидатов на должность судьи

    В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»:

  • Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе
  • Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

  • Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:
    • подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
    • анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
    • подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;
    • подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
    • документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
    • Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.
    • Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

      Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

    • Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.
    • После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:
      • подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;
      • анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 — 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 Закона «О статусе суде в Российской Федерации», препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;
      • подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;
      • подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;
      • документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;
      • сведения о результатах квалификационного экзамена;
      • характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;
      • сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме согласно приложениям 1 и 2 к Закону «О статусе судей в Российской Федерации».
    • Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.
    • По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

      При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел.

      В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

      Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

      Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

      В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

    • Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом:
      • Президенту Российской Федерации — при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;
      • в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации — при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;
      • лицу, решение, о рекомендации которого на должность судьи отменено.
      • В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.
      • Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи

        Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.(статья 4.1. Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации).

        Законодательная база Российской Федерации

        Бесплатная консультация
        Навигация
        Федеральное законодательство

        Действия

        • Главная
        • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.98 N 188-ФЗ «О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
        • Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.98 N 188-ФЗ «О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
          Вид документа закон
          Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
          Номер документа 188-ФЗ
          Дата принятия 22.12.1998
          Дата редакции 17.12.1998
          Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
          Статус не действует
          Публикация
          • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
          • «Собрание законодательства РФ», 21.12.1998, N 51, ст. 6270,
          • «Российская газета», N 242, 22.12.98
          Навигатор Примечания

          Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

          1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

          2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

          3. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.

          Требования, предъявляемые к кандидатам на должности мировых судей в Российской Федерации

          Дата публикации: 22.01.2020 2020-01-22

          Статья просмотрена: 801 раз

          Библиографическое описание:

          Омельченко А. И. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности мировых судей в Российской Федерации // Молодой ученый. ? 2020. ? №3. ? С. 135-137. ? URL https://moluch.ru/archive/189/47986/ (дата обращения: 29.11.2020).

          Ряд ученых, законодатель, члены судейского сообщества выражают различные мнения о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должности мировых судей. Так, законодатель устанавливает возрастной ценз — 25 лет, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Однако некоторые ученые говорят о том, что возрастной ценз может быть снижен, этого мнения придерживается В. В. Дорошков «… возраст для занятия должности мирового судьи может быть существенно снижен. Лица, достигшие 22 лет, вполне обладают необходимыми знаниями и опытом в сфере предстоящей деятельности». [1, с. 117]. Однако, как показывает практика лица, достигшие 25 летнего возраста и имеющие стаж работы по юридической специальности 5 лет не всегда способны самостоятельно принимать судебные решения. На наш взгляд, следует брать пример с судебной системы Англии, в которой судьей может стать лица, достигшие 35–45 лет, имеющие стаж работы от 10 до 20 лет в качестве независимого адвоката, выступали в роли истца и ответчика в судах и т. д., и поднять возрастной ценз до 35 лет, а стаж работы до 10 лет. Это обусловлено тем, что человек к 35 годам становится более зрелым, мудрым, в обществе приобретает авторитет, к принятию решений относится более взвешенно и обдуманно. Наличие обязательного стажа в адвокатской деятельности позволит обеспечить опыт будущего судьи в условиях состязательного процесса [2, с. 157].

          Дискуссионным остается вопрос о месте работы, в котором кандидаты набирают необходимый стаж. Закон о статусе судей Российской Федерации устанавливает, что в стаж работы входит трудовая деятельность кандидата на государственных должностях, требующих высшего юридического образования, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях, а также в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса [3, ст. 4 п. 5]. Некоторые члены судейского сообщества, такие как Гришин С. [4, с. 23–25], Жеребцов А. [5], выражали свою обеспокоенность по вопросу места работы кандидата, к примеру следователь Следственного комитета Российской Федерации и помощник мирового судьи какого-либо судебного участка имеют одинаковые возможности на участие в конкурсе. Таким образом, законодательство закрепляет, что в стаж работы по юридической специальности включается любая деятельность, которая требует юридического образования. Требование о 5 летнем стаже носит условный характер, поэтому его нельзя воспринимать как гарантию наличия у претендента умений и навыков, которые в последствии позволят ему с начала работы осуществлять правосудие на высоком профессиональном уровне. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо установить требование о уровне профессиональной подготовки кандидатов на должность судьи, это обеспечит наличие у претендентов необходимых глубоких теоретических познаний в области права, в действующем законодательстве как федеральном, так и субъектов.

          Как показывает практика немногие мировые судьи поддерживают и совершенствуют свои знания и навыки, безусловно, загруженность мировых участков делами, нехватка времени играет огромную роль в этом. Председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев на VI Всероссийском съезде судей обозначал среди проблем судебной системы кадровую проблему «..Сегодня 30 % кандидатов, претендующих на должность федерального судьи, не выдерживают экзамена…» [6]. Яковлев В. Ф. тоже высказывал озабоченность качественным составом судей: «Требуется усиление кадрового состава и специалистов. Уходят опытные кадры в силу достижения предельного возраста, болезней… Нам бы хотелось, чтобы молодые люди, которые к нам при ходят, были подготовлены лучше их предшественников, потому что они должны работать на более высоком уровне. Но, к сожалению, я бы не сказал, что среди молодых талантливых юристов наблюдается тяга к судебной работе. И это нас очень заботит…».

          По нашему мнению, решить вопрос о повышении квалификации подготовки мировых судей возможно посредством проведения обязательной специальной профессиональной подготовки, закрепление такого положения может посеять ряд проблем. Первая проблема-источник финансирования обучения, поскольку данное положение будет способствовать проведению судебной реформы в России, обучение судей необходимо проводить за счет федерального бюджета. Следующим вопросом является время проведения обучения: до или после сдачи экзаменов. По данному вопросу мнения ученых различны: одни авторы считают, что вначале необходимо обучить кандидатов и только потом допускать их к сдаче экзамена, другие напротив утверждают, что кандидат должен сначала сдать экзамен и получить рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ, и только потом пройти обучение. На наш взгляд, вторая точка зрения более обоснована, поскольку при первом подходе образование получат и те, кто не соответствует требования к кандидатам или впоследствии не сдадут экзамен, не получат рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ, а также для осуществления первой точки зрения необходимы значительные финансовые вложения, увеличение педагогического состава учреждения. Возникает еще один вопрос: все ли кандидаты должны проходить обучение? По нашему мнению, обучаться должны все кандидаты, однако необходима разработка специальных учебных планов и программ. В обоснование этого тезиса приведем пример: кандидат имеет стаж 10 лет в органах прокуратуры, в соответствии с этим он не обладает достаточными навыками для работы мировым судьей, поэтому он должен пройти обучение по сокращенной программе, которая даст ему дополнительные теоретические правовые знания, практические навыки по ведению судебного процесса, составлению и подготовки процессуальных документов.

          Следующим немало важным вопросом является проблема содержания обучения. Опираясь на род деятельности мировых судей, учебную программу необходимо разделить на три этапа. Первый этап будет включать в себя углубленное изучение судебной практики, вырабатывание практических навыков ведения судебного процесса, составления процессуальных документов. Второй этап будет содержать профилированную практику. А третий необходимо посвятить психологическому тестированию, это позволит проверить кандидата по основам психологии, юридической психологии. По завершению трех этапов, по нашему мнению, кандидату необходимо сдать экзамен, и в случае его успешной сдачи получить диплом. Автору остается надеяться о том, что рассмотренная выше точка зрения найдет должное применение в практике и в последующем скажется на качестве рассмотрения дел положительным образом.

          Необходимо отметить, что введение такого критерия, как принадлежность по происхождению или проживанию кандидата к тому субъекту, в котором он претендует на должность судьи, обеспечило бы личную заинтересованность в эффективной и качественной работе.

          Помимо возрастного ценза и стажа работы к кандидатам на должность мирового судьи предъявляются требования о наличии высшего юридического образования, а также отсутствия порочащих поступков, наличие рекомендации надлежащего субъекта Федерации, кандидат должен не иметь судимости, либо уголовное преследование в отношении его было прекращено по реабилитирующим основаниям, не иметь гражданства иностранного государства, вида на жительство либо другого документа, который подтверждает право постоянного проживания гражданина на территории иностранного государства, должен быть полностью дееспособным, не состоять на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере, не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи [7, с. 1758].

          В условия новой образовательной программы, предусматривающей наличие трех «ступеней» высшего образования: бакалавр, магистр дипломированный специалист, становится актуальным вопрос о научной степени кандидата, претендующего на должность мирового судьи. К сожалению, законодательство не конкретизирует этот вопрос, однако высшей квалификационной коллегией было дано разъяснение, в котором разъяснено, что степень «бакалавр» недостаточна для назначения на должность судьи. Однако в письме Минобразования не указаны препятствия для назначения на должность судьи лица, имеющего степень «бакалавра» [8]. В сложившейся ситуации возникает вопрос о правомерности разъяснения квалификационной коллегией судей. По нашему мнению, при выборе кандидатов приоритет надо отдавать умением лица применять на практике знания и умения разбираться в конфликтных ситуациях, а также наличие у него деловых и этических качеств.

          Таким образом, на наш взгляд, проблема профессионализма мировых судей наиболее актуальна в современной России, ее решение прежде всего заключается в повышенных требованиях к кандидатам на должность судьи, постоянном самосовершенствовании знаний, а также правильной организации работы.

          Законы для судей: каких изменений ждать

          Ограничить ли сроки мировым судьям?

          Сейчас среди всех судей общей юрисдикции только полномочия мировых судей ограничены сроками – они определяются региональными законами. Но в 2017 году Группа государств против коррупции (ГРЕКО) внесла для России рекомендацию о повышении стабильности срока пребывания в должности мировых судей. В связи с этим Пленум ВС в феврале 2020 года предложил не ограничивать полномочия мировых судей определенным сроком. При этом мировые судьи не будут назначаться навечно – срок предельного пребывания в должности судьи сохранят на уровне 70-ти лет. По мнению Верховного суда, исключение из закона процедуры переназначения обеспечит беспристрастность мирового судьи.

          Как отметил докладчик по вопросу, депутат Даниил Бессарабов, это является правильным подходом к независимости судей. Но в то же время в ряде рекомендаций говорится, что допускается и назначение судей на испытательный срок. Такой же позиции, по его словам, придерживается Конституционный суд, который указывал, что первый срок, на который получает назначение судья – он как бы «тестовый». За это время можно определить, соответствует ли назначенный кандидат высоким требованиям к статусу судьи.

          По словам Бессарабова, к предложению ВС поступила альтернатива. Предлагается предусмотреть, что первый срок будет пятилетний, а второй – уже бессрочный. Комитет по госстроительству и законодательству поддержал законопроект, но Павел Крашенинников пообещал подробную работу над законопроектом ко второму чтению.

          Аттестация военных судей

          Другой одобренный комитетом законопроект устанавливает в военных судах новый порядок внесения представлений о квалификационной аттестации судей. Он приводится в соответствие с порядком, который действует в судах общей юрисдикции.

          То есть вносить представления о квалификационной аттестации председателей и зампредов кассационного, апелляционного, окружных и флотских военных судов будет председатель Верховного суда. Если представление касается судей военных судов, то их будет вносить непосредственно председатель того суда, в котором этот судья работает.

          Удостоверения для отставников

          Судьям в отставке удостоверения выдают и подписывают председатели тех судов, в которых они трудились непосредственно перед уходом в отставку. При этом до сих пор остается неурегулированным вопрос об оформлении и выдаче удостоверений мировым судьям, пребывающим в отставке, и судьям конституционных судов субъектов.

          При этом судьям конституционных судов и мировым судьям удостоверения судьи выдают в порядке, установленном законами субъектов. Этот же порядок теперь предлагают распространить на отставников. Комитет одобрил соответствующий законопроект Орловского областного Совета народных депутатов.

          11 новых судей в Тюмени

          Сейчас для Тюменской области определено 67 мировых судей и соответствующее им количество судебных участков. «Вместе с тем установленное количество судебных участков не решает проблему ежегодно растущей нагрузки на мировых судей и негативно влияет на оперативность и качество правосудия в мировой юстиции области, ограничивает реальный доступ граждан к правосудию», – указывают в Тюменской облдуме.

          В связи с этим они предлагают увеличить количество судебных участков в трех судебных районах, в которых служебная нагрузка на одного мирового судью значительно превышает средние областные показатели и негативно влияет на качественные показатели при осуществлении правосудия мировыми судьями. Общее число мировых судей в регионе вырастет с 67 до 78 – с такой новеллой согласился комитет.

          Смотрите так же:  Как оформить доверенность на сдачу отчетности в ФСС. Доверенность на справку фсс
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *