Автомобиль продан, но с учета не снят. Что с транспортным налогом?

Да, еще встречаются такие ситуации, когда гражданин продал принадлежащий ему автомобиль и при этом он продолжает платить за него транспортный налог. И если в первый год после продажи в этом нет ничего удивительного (автовладельцы платят этот вид налога за предыдущий год владения), платить имущественные налоги за других в последующие годы он, разумеется, не обязан. Но бывает и такое, что платит…

Такое возможно из-за изменения законодательства в 2011 году, когда была введена возможность (это делалось во благо граждан с целью упростить действующие процедуры) продавать автомобиль посредством заключения договора купли-продажи без снятия ТС с регистрационного учета. Другими словами, продавца освободили от обязанности снимать автомобиль с учета (присутствовать при его регистрации новым владельцем). Удобно? Несомненно. Но в этом случае стала возможной ситуация, когда новый владелец авто не исполняет своих обязанностей по регистрации транспортного средства. Последний формально остается в собственности продавца, которому раз за разом приходит квитанция на оплату транспортного налога. И что делать?

Все верно: налоговый кодекс признает плательщиком транспортного налога лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Информацию о собственнике налоговики получают от ГИБДД. Если авто регистрируется на нового собственника, госавтоинспекция отправляет в налоговую службу соответствующие данные. Если не регистрируются, регистрационная информация об автомобиле остается старой – и там, и там. Следовательно, до тех пор, пока машина не снята с учета, плательщиком транспортного налога остается не фактический ее владелец, а формальный (тот, на которого она зарегистрирована).

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, налоговая служба рекомендует гражданину, который продал свой автомобиль по договору купли-продажи, спустя 10 дней после продажи (такой срок отводится новому собственнику для постановки машины на учет) проверить факт отсутствия у него данного объекта налогообложения. Проверить информацию об объектах, находящихся в его собственности, налогоплательщик может сделать через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте ФНС.

А если автомобиль по-прежнему «висит» на бывшем собственнике? В этом случае следует обратиться в подразделение ГИБДД. Налоговики рекомендуют написать заявление о прекращении регистрации транспортного средства. Для этого понадобится паспорт и документы (договор купли-продажи), подтверждающие факт сделки.

Получив такое заявление, госавтоинспекция снимает автомобиль с учета и передает новые данные в налоговый орган. А тот, в свою очередь, прекратит исчислять налог бывшему владельцу транспортного средства.

Это, пожалуй, самый важный момент. Есть и другие, малозначительные тонкости, которые позволят бывшему владельцу ТС немного сэкономить на транспортном налоге. Так, если регистрация ТС прекращена до 15-го числа, этот месяц не будет учитываться при исчислении транспортного налога, если после 15-го — взимание налога прекратится только со следующего месяца (пункт 3 статьи 362 НК РФ).

Что делать, если пришел налог за автомобиль, который уже не ваш?

Транспортный налог ФНС рассчитывает исходя из данных, которые поступают из Госавтоинспекции. Но случается, что базы содержат неточную информацию. Это происходит по разным причинам: информация может еще не поступить в налоговые органы, или допущена техническая ошибка, или просто соответствующие данные не входят в единую систему рассылки, но могут быть учтены в индивидуальном порядке.

Наиболее распространенная ситуация: налог насчитали на проданный автомобиль. Транспортный налог начисляется за то количество месяцев в году, в течение которых гражданин имел автомобиль в собственности. При этом месяц учитывается в расчетах, если автомобиль был зарегистрирован до 15-го числа или снят с учета после 15-го числа соответствующего месяца. Это означает, например, что если автомобиль был поставлен на учет 20 января, а снят с учета в связи с продажей 5 июля того же года, то налог уплачивается за 5 месяцев.

При продаже автомобиля прекращение регистрации продавца обычно происходит одновременно с регистрацией автомобиля за новым владельцем. В то же время, если в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи автомобиля покупатель не зарегистрировал автомобиль на себя, продавец может самостоятельно обратиться в Госавтоинспекцию с заявлением о прекращении регистрации автомобиля, приложив к нему договор купли-продажи автомобиля и акт приемки-передачи.

Поэтому если выясняется, что транспортный налог на проданный автомобиль продолжает начисляться, следует выяснить в Госавтоинспекции, была ли прекращена его регистрация на имя прежнего собственника и, если нет, подать соответствующее заявление, после чего предоставить подтверждение этого в налоговый орган.

Следует отметить, что обязанность платить транспортный налог (а также платить штрафы за нарушения правил дорожного движения и нести ответственность за вред, причиненный при использовании автомобиля) не прекращается при так называемой «продаже по доверенности», то есть при передаче прав владения и распоряжения автомобилем третьему лицу по доверенности, без заключения договора купли-продажи. Освободиться от уплаты транспортного налога в этом случае можно, только если такая доверенность была выдана до июля 2002 года.

Вторая ситуация: автомобиль угнали. Если автомобиль похищен и находится в розыске, собственник также не должен платить транспортный налог. Подтвердить этот факт можно двумя способами:

  1. Получить в местном Управлении внутренних дел и предоставить в налоговую инспекцию справку о том, что уголовное дело о хищении было возбуждено и автомобиль находится в розыске. Такая справка действительна в течение одного года, и в следующем году, если автомобиль не будет найден, ее потребуется получать и предоставлять в налоговый орган заново.
  2. Если приносить справку в налоговую каждый год нет желания, то следует отнести ее в Госавтоинспекцию. Там же нужно написать заявление о прекращении регистрации автомобиля за его собственником, а после предоставить в налоговую инспекцию подтверждение из Госавтоинспекции. В этом случае обновлять информацию каждый год не потребуется.

Как сообщить налоговым органам об ошибке?

Это можно сделать лично во время визита в налоговую инспекцию по месту прописки или через личный кабинет налогоплательщика на сайте www.nalog.ru. При этом вход в личный кабинет на сайте возможен либо по логину и паролю, ранее полученному лично в налоговой инспекции, либо с помощью подтвержденной учетной записи портала госуслуг (www.gosuslugi.ru).

В личном кабинете налогоплательщика содержится информация обо всех объектах, на которые начисляется транспортный налог и налог на имущество. Если какие-то данные не соответствуют действительности, на сайте можно заполнить заявление о внесении в них изменений и отправить его в налоговый орган. Такое заявление заверяется неквалифицированной электронной подписью, оформить которую можно там же на сайте.

Отдельно следует отметить, что недавно в Налоговый кодекс было введено положение о том, что граждане обязаны сообщать в налоговый орган о наличии у них транспортных средств или объектов недвижимого имущества, если таковые не отражены в налоговом уведомлении за соответствующий период. Такое сообщение должно быть направлено не позднее 31 декабря года, следующего за соответствующим налоговым периодом (то есть, например, в отношении 2016 года – до 31 декабря 2017 года). Неисполнение этой обязанности может повлечь за собой штраф в размере 20% от суммы налога в отношении объекта, о котором не было сообщения.

Стоит ли оплачивать ошибочно начисленный налог?

Если налоговая инспекция уже рассчитала налог на основании неправильной информации, следует как можно быстрее подать уточненные данные, чтобы налог был скорректирован.

При этом можно выбрать один из следующих вариантов поведения:

Не платить налог до момента получения нового налогового уведомления. Это может быть наилучшим вариантом, если проданный или угнанный автомобиль был единственным, и скорректированный расчет будет содержать нулевую или очень маленькую сумму.

Обращаем внимание, что если налоговое уведомление не оплачено вовремя, то налоговый орган может:

  • начислить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (пени не должны начисляться на сумму неправильно исчисленного налога);
  • начислить штраф 20% от суммы неоплаченного налога;
  • уведомить о задолженности гражданина его работодателя;
  • обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности (по общему правилу, в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования по уплате налога). При этом заявление может быть рассмотрено мировым судьей без судебного разбирательства и вызова сторон; в этом случае будет вынесен судебный приказ о взыскании суммы задолженности. Если до вынесения судебного приказа или в течение 20 дней после направления гражданину копии приказа он не представит свои возражения, судебный приказ будет передан судебному приставу-исполнителю для взыскания долга. Если такие возражения будут представлены, то заявление налогового органа будет рассматриваться в порядке искового производства в районном суде общей юридсдикции. В случае если требование судебного пристава-исполнителя не будет добровольно исполнено в течение 5 дней, он вправе установить временное ограничение на выезд гражданина из РФ (если задолженность превышает 10 000 рублей) или на совершение регистрационных действий с автомобилем.

Заплатить часть налога, которая не оспаривается (например, если в собственности имеется несколько автомобилей или если автомобиль находился в собственности лишь часть года). Таким образом можно уменьшить возможные пени, а также уменьшить риск предъявления требований через суд и наложения дополнительных ограничений.

Заплатить полностью налог, указанный в налоговом уведомлении. Это позволит избежать рисков начисления пеней, штрафов и наложения ограничений. В этом случае после перерасчета налога у гражданина возникнет переплата, которую впоследствии по заявлению можно будет вернуть (что, однако, займет достаточно много времени) или зачесть против будущих требований по уплате транспортного налога (к сожалению, зачесть транспортный налог против других налогов, например, налога на имущество, невозможно).

Выбор варианта зависит от конкретной ситуации: когда человек узнал о задолженности (до наступления срока уплаты или по прошествии какого-то времени после его истечения), размера задолженности (меньше или больше 10 000 рублей), наличия подтверждающих документов и возможности предоставить их в налоговый орган (не нужно ли ехать в другой регион по месту прописки, есть ли доступ к личному кабинету налогоплательщика) и тому подобное. Если налоговое уведомление получено своевременно и до наступления срока оплаты остается время, то вполне можно успеть подать в налоговые органы скорректированную информацию без риска начисления штрафов и пеней. В других случаях может быть необходимо временно переплатить налог для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

В любом случае рекомендую периодически проверять перечень объектов налогообложения в личном кабинете налогоплательщика. Это позволит своевременно вносить корректировки и решать возникающие вопросы, не нарушая сроков оплаты налогов, установленных законом.

Публикации

Верховный суд РФ допускает, что продавший машину гражданин будет вынужден оплачивать дорожные штрафы за покупателя, если тот не поставит автомобиль на учёт. В таких случаях новый владелец транспорта также будет освобождён от уплаты налога, поскольку он также ляжет на плечи прежнего хозяина машины.

Высшая инстанция пояснила, что прежде чем требовать компенсацию за оплаченные штрафы с покупателя, продавец должен оспорить сам факт наложения на него такой обязанности. Кроме того, прежнему собственнику стоит самому попробовать принять меры по снятию проданной машины с учёта, чтобы он не числился владельцем транспорта, указывает ВС.

Суть спора

Житель Воронежа подал в суд иск о взыскании более 83 тысяч рублей убытков с человека, которому он продал машину ВАЗ-21070 за 50 тысяч рублей. Договор купли-продажи был составлен ещё летом 2012 года и заверен нотариусом, однако акт приема-передачи спорного автомобиля сторонами не подписывался.

Заявитель указал, что ответчик не поставил на регистрационный учёт «семерку» на своё имя, в связи с чем на продавца, как на собственника машины, налагались многочисленные штрафы за нарушение правил дорожного движения.

В связи с неуплатой штрафов в добровольном порядке судебный пристав-исполнитель наложил арест на денежные средства продавца и списал их с банковского счёта.

В мае 2016 года заявитель обратился в органы ГИБДД, чтобы снять проданный им автомобиль с регистрационного учета, в чем ему было отказано, поскольку машина находилась под многочисленными ограничениями.

Кроме того, истцу пришлось заплатить транспортный налог за автомобиль, которым он уже не пользовался.

Заявитель посчитал, что все эти расходы являются его убытками и возместить их должен покупатель автомобиля.

Однако Советский суд Воронежа в удовлетворении его требований отказал. Апелляционная инстанция же это решение отменила и взыскала в его пользу половину заявленной суммы — чуть более 34 тысяч рублей.

Позиции нижестоящих судов

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих факт того, что ответчик является новым собственником спорного автомобиля, поскольку данное транспортное средство не было поставлено им на регистрационный учет в органах ГИБДД.

При этом суд принял во внимание произведенную истцом уплату транспортного налога за спорный автомобиль, а также тот факт, что представленные им постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения и постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании административных штрафов не оспорены и не отменены.

Отменяя это решение, апелляционная инстанция суда посчитала, что транспортные средства не отнесены законом к объектам недвижимости и признаются движимым имуществом. Следовательно, при отчуждении автомобиля действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя — момент передачи машины.

Несоблюдение установленного постановлением правительства срока регистрации транспортного средства не влияет на действительность сделки и момент возникновения у покупателя права собственности на приобретённый автомобиль, посчитала апелляция.

Взыскание убытков

Однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала, что постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушением норм права и согласиться с ним нельзя.

ВС напомнил о нормах гражданского права касающиеся убытков. Так, под ними понимаются расходы лица, чье право нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то тот, чьё право было нарушено, может требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 статьи 15 ГК).

«Из приведенной правовой нормы следует, что возможность требовать возмещения убытков предоставляется лицу, право которого нарушено действиями причинителя убытков. Основанием для возмещения убытков является совокупность фактов наличия вины причинителя вреда, причинной связи между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими убытками, а также размера причиненных убытков», — говорится в определении.

Отсутствие одного из вышеперечисленных фактов служит основанием для отказа суда в удовлетворении иска о возмещении убытков, подчеркивает ВС.

Он указывает, что апелляционная инстанция, частично удовлетворяя исковые требования, исходила из того, что истцу причинены убытки вследствие неисполнения покупателем регистрационного учёта машины уже на своё имя.

Однако судебная коллегия не дала оценки тому, имеются ли нарушения каких-либо прав истца такими действиями ответчика, имеется ли вина нового владельца машины в причиненных продавцу убытках и наличие причинной связи между действиями ответчика и наступившими для истца убытками, а также тому, был ли заявитель вправе самостоятельно изменить данные регистрационного учета о собственнике проданного им автомобиля, отмечает суд.

Высшая инстанция не согласилась с выводом, что списанные со счета продавца денежные средства в счет уплаты штрафов являются убытками, возникшими по вине покупателя, который как реальный собственник автомобиля с 25 июня 2012 года и должен был уплатить эти штрафы.

ВС указал, что истец не оспаривал ни сами штрафы, ни списание приставом денежных средств с его счета.

«При таких обстоятельствах имеется факт привлечения заявителя к ответственности, вина за которые установлена административными материалами. Если истец полагал, что он не является субъектом ответственности, к которой привлечен, он вправе был обжаловать вынесенные в отношении него постановления, что им сделано не было», — сказано в определении.

Таким образом, при разрешении спора суд апелляционной инстанции не учел, что истец привлечен к административной ответственности за нарушения ПДД, а не за бездействия ответчика, выразившиеся в неосуществлении перерегистрации автомобиля, считает ВС.

«При этом административная ответственность не связана с прекращением или возникновением права собственности на транспортное средство. Учитывая данные обстоятельства, наложенные на истца штрафы являются мерой ответственности как субъекта правонарушения в области дорожного движения, обязанность по исполнению которой лежит на собственнике (владельце) транспортного средства и не может быть переложена на другое лицо», — напоминает суд.

Право собственности и регистрация

ВС отверг и довод апелляции об отсутствии в федеральном законодательстве нормы о том, что у приобретателя не возникает права собственности на машину, если прежний собственник не снял ее с регистрационного учета.

Он напомнил, что согласно пункту 1 статьи 223 ГК, право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

«В договоре купли-продаже транспортного средства было указано, что право владения, пользования и распоряжения автомобилем за новым владельцем возникает с момента государственной регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. Однако указанное право на осуществление регистрационных действий автомобиля ответчиком реализовано не было», — поясняется в определении.

При этом стороны не оспаривали условия договора купли-продажи автомобиля, и он не признан недействительным в установленном порядке, отмечает ВС.

Смотрите так же:  Мебель - Декларирование лабораторной мебели. Требования к лабораторной мебели гост

«После его (договора) заключения между истцом и ответчиком автомобиль на имя последнего зарегистрирован не был, в данном договоре отсутствуют сведения о передаче транспортного средства ответчику, как в материалах дела отсутствует акт приема-передачи спорного автомобиля ответчику. Данные обстоятельства оставлены судом апелляционной инстанции без внимания. Между тем эти юридически значимые обстоятельства не получили какой-либо оценки суда апелляционной инстанции по правилам части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса», — указывает он.

Суд напоминает, что закон обязывает собственников зарегистрировать автомобиль в течение 5 суток после приобретения, а юридических и физических лиц, за которыми зарегистрированы транспортные средства — снять их с учёта.

Условием осуществления регистрационных действий является принадлежность транспортного средства лицу на законном основании — право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления, право аренды и т.п. — которое должно быть подтверждено соответствующими документами, говорится в определении.

Между тем вопрос о том, мог ли истец самостоятельно изменить в регистрационные данные о собственнике проданного автомобиля, судебной коллегией не исследовался.

«При этом решение суда можно признать обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов», — напоминает ВС.

Высшая инстанция сочла, что эти требования при рассмотрении в апелляционной инстанции учтены не были, в связи с чем отменила постановление и направила дело на новое апелляционное рассмотрение.

Оспариваем налоги на проданный автомобиль

Мало кто любит платить по своим счетам, особенно государ­ству, — а что уж говорить о чужих! Например, когда вдруг пришёл налог на уже проданную машину. Давайте раз­берёмся, как добиться, чтобы почта больше не приносила вам безрадост­ные вести из Федеральной налоговой службы.

Почему мне всё ещё начисляют транспортный налог?

Важно помнить главное: собствен­ник машины и период владения ею определя­ются исключи­тельно по государ­ственной реги­страции автомобиля, а не по его фактическому наличию. И причин, почему машина продана, а налоги продолжают приходить, может быть несколько.

Первая — закономерная: вы владели автомобилем какую-то часть года, и налог начислен за этот период. Даже если продать машину 1 января, пере­регистри­ровать её получится только по оконча­нии новогодних празд­ников, когда откроется РЭО ГИБДД. И значит, несколько дней для государ­ства она ещё была вашей.

Вторая — беспечная: новый хозяин машины не потрудился пере­реги­стрировать её на себя, как того требует государ­ство, а вы не проверили этот факт. И авто­мобиль до сих пор числится за вами.

И третья — кибернетическая: налог на проданный автомобиль приходит из-за банального техни­ческого сбоя в базах данных. Рассмотрим все три варианта подробнее.

1. Автомобиль продан в начале 2020-го, а спустя полтора года вдруг пришла квитанция с транспортным налогом

Что делать, если пришёл налог на проданную машину? Прежде всего, обратите внимание на сумму — она наверняка меньше уплаченной Величина транс­портного налога прямо пропорци­ональна количе­ству месяцев, которые автомобиль был в собствен­ности. Если машина продана в феврале, ФНС начислит 1/6 часть годового сбора. Или даже 1/12, если новый владелец пере­реги­стриро­вал её до 14 февраля. Так что подобное уведом­ление вовсе не повод для паники — всё по закону.

Вот если в квитанции стоит полная сумма… То переходим к следующему пункту.

2. Машина продана ещё в 2017-м, а налог пришёл и за весь 2020 год

Продавали по договору купли-продажи? Велик шанс, что новый собственник просто проигнори­ровал законное требование о пере­реги­страции автомобиля в десяти­дневный срок после приобре­тения. И этот человек продолжает ездить с вашими номерами и документами.

Вот тут уж медлить категорически не рекомен­дуется. Ведь факти­ческим владельцем машины в базах учёта ГИБДД и ФНС по-прежнему числится продавец (статья 357 Налогового кодекса РФ). Следова­тельно, и налоги продолжают начислять ему, и по полной.

То же самое де-факто происходит при продаже транс­портного средства по доверен­ности. Потому что де-юре к продаже такая сделка никакого отношения не имеет. По документам продавец просто дал покупателю право пользо­ваться и распоряжаться машиной, без смены собствен­ника и, соответственно, налого­плательщика.

И что в этом случае делать?

Для начала стоит завести личный кабинет на портале www.nalog.ru (для обретения пароля придётся нанести личный визит в территори­альное отделение ФНС). Там можно будет посмотреть список всех ваших объектов собствен­ности, попадающих под налого­обложение. Также задол­жен­ности по налогам можно уточнить (и оплатить) на портале Госуслуг — и для этого тоже потребу­ется реги­страция (если у вас её ещё нет).

По VIN-коду (договор купли-продажи наверняка же остался?) на сайте Госавтоинспекции можно проверить инфор­мацию о регистра­ционных действиях с автомобилем. Имён-фамилий там не показывают, но даты точно будут видны. Последняя запись совпадает по времени ещё с вашей покупкой машины? Срочно обращайтесь в ГИБДД, где оформ­ляли автомобиль на себя: транспорт­ный налог ФНС считает по данным Госавто­инспекции. Возьмите там бланк или предварительно распечатайте этот, выделите в нём пункт «О прекра­щении реги­страции по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъяв­лении им документов о заключении сделок, направ­ленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсут­ствия подтверждения регистрации за новым владельцем». И, подкрепив это собствен­ным паспортом и копией ДКП (а также актом приёмки-передачи, если он есть), требуйте аннули­ровать реги­страцию автомобиля.

Когда автомобиль снимут с учёта, выдвигаетесь в налоговый орган, где подаёте прошение о перерасчёте транспортного налога с учётом новых обстоятельств.

После этого СТС и госномер попадают в розыск, машину задержи­вают, помещают на штраф-стоянку — ведь эксплу­атация незареги­стриро­ванного транс­портного средства запрещена. И с большой степенью вероят­ности, новый владелец вашего бывшего транспорта сам выйдет на связь, чтобы решить проблему.

Но платить транспортный налог в итоге придётся?

Увы, да. Вопрос только в том, кто будет это делать. Нормально эксплуати­ровать (равно как и продать) машину с аннулиро­ванной реги­страцией нельзя, а без участия теперь уже бывшего владельца вернуть её не получится. Так что вы можете помочь снять арест — есте­ственно, после уплаты налоговой задолжен­ности. Кто именно понесёт деньги в кассу, не так важно: гражда­нин обязан само­стоятельно уплачивать налоги, но эту операцию может произвести и другое лицо – главное, чтобы в квитанциях был ИНН собственника. А уже потом покупатель, «забывший» перереги­стрировать машину на себя, должен в обязательном порядке это сделать. Порядок действий можно посмотреть тут.

Альтернативный вариант проще, но более затратный, в том числе по времени. Можно оплатить все долги самому, а потом попытаться взыскать компен­сацию с нерадивого покупателя автомобиля через суд. Мотивацией для ответ­чика будет всё тот же аннулиро­ванный учёт автомобиля, без которого ему ездить спокойно не дадут.

А если новый владелец так и не объявился?

Тогда можно применить более жёсткий метод — «заочно» сдать машину в утиль. Это гаранти­рованно избавит вас от дальнейшей уплаты транс­портного налога, но накопившийся долг оплатить всё равно придётся. Его, кстати, тоже можно попробовать взыскать в судебном порядке.

Перспективы у такого делопроизводства, правда, будут сильно растянуты во времени: практика показывает, что «проштрафив­шуюся» машину могут искать долго, особенно в другом регионе. Но уж если найдут… Утилизиро­ванный автомобиль автомати­чески лишается реги­страции, а по статье 12 ПДД РФ движение на незареги­стриро­ванном автомобиле запрещено. Штраф от 500 руб. на первый раз до 5000 руб. и лишения прав на срок до трёх месяцев на второй.

Что требуется для оформления утилизации машины?

Заявление в ГИБДД о снятии с учёта в связи с утилиза­цией ТС. Бланк можно скачать здесь или здесь;

паспорт гражданина РФ;

А если договор купли-продажи не сохранился?

Тогда действовать нужно иначе. В приказе МВД N 605 в качестве одного из оснований для аннули­ро­вания учёта автомобиля значится утрата транс­портного средства. Услуга предо­став­ляется бесплатно по заяв­лению владельца.

Помимо заявления необходим только документ, удосто­веряющий личность, — автомобиль для осмотра не предо­ставляется. Машина попадает в розыск и, как уже писали выше, новому владельцу всё равно придётся с вами связаться.

И после заявления на утилизацию машину можно снова зарегистрировать?

Можно. Приказ МВД № 1001 «О порядке регистрации транс­портных средств» позволяет восста­нав­ливать учёт «фактически не утилизи­рованных транспортных средств, реги­страция которых прекра­щена в связи с утили­зацией, на основании подтверж­дения учётных данных по месту последней реги­страции транспортных средств». То есть, если машина ещё способна пере­двигаться и новый хозяин планирует её эксплуати­ровать, он может «выйти из сумрака», оплатить налог и после перерегистрировать ТС на себя.

А если автомобиля уже не существует? Например, он не подлежит восстанов­лению после ДТП или вообще неизвестно где находится?

Тогда транспортный налог придётся оплатить. Как мы писали выше, в соответ­ствии со статьёй 357 Налогового кодекса в ФНС ориенти­руются только на регистра­ционные данные автомобиля. И пока в базе есть автомобиль и есть владелец (то есть вы), вам как налого­плательщику и извещения в руки. Так что заявлять об аннули­ровании учёта по той или иной причине в ГИБДД всё равно придётся.

3. По всем базам машина принадлежит новому владельцу, а налог всё равно начисляется прежнему…

Третья причина — технические сбои данных — в век кибер­нетики не такая уж и редкость. Как и нераз­бериха в отделе­ниях Налоговой инспекции. Если в ГИБДД машину действи­тельно перереги­стрировали на нового владельца, а квитанции транспортного налога по-прежнему идут вам – придётся навестить территори­альную налоговую службу. Лично (посетив соответ­ствующий кабинет) или дистан­ционно, потому что оспорить неверное начисление можно прямо с дивана.

Для этого нужно заполнить электронную форму на сайте налоговой службы, указав номер уведом­ления, вид налога, регистра­ционный номер транспорт­ного средства, год прекраще­ния права собствен­ности и код налогового органа, который произвёл расчёт налога. На рассмот­рение обращения отводится 30 дней с момента реги­страции. В течение которых должно прийти подтверж­дение пере­расчёта ошибочно начислен­ного транспортного налога. Да, платить до момента ясности ничего не требу­ется: в соответ­ствии с пунктом 11 статьи 21 НК РФ, налого­плательщики имеют право не выполнять неправо­мерные акты и требования налоговых органов.

Транспортный налог: не так прост, как кажется

Конечно, транспортный налог — это не НДС с прибылью, вопросов по нему возникает гораздо меньше. Тем не менее они есть, поэтому мы решили на страницах ответить на ряд «транспортных» вопросов.

Авто продано посреди квартала: считаем авансовый платеж

Мы в мае сняли с учета и продали наш «фирменный» легковой автомобиль (102 л. с.). Помогите рассчитать авансовый платеж за II квартал!

: Месяц снятия машины с учета (впрочем, как и месяц ее регистрации) считается за полный меся Таким образом, в вашем случае авансовый платеж нужно рассчитывать по формуле:

Подставляем ваши данные: 102 л. с. х х х Получаем 595 руб.

Машиной можешь ты не пользоваться, зато налог платить обязан

Несколько автобусов из нашего автопарка мы долгое время сдавали в аренду. Но вот уже полгода желающих их арендовать нет, и мы поставили автобусы на консервацию. Можем ли мы не платить транспортный налог все то время, пока автобусы не используются?

: Нет, не можете. Для уплаты транспортного налога неважно, пользуетесь вы транспортом или нет. Пока он зарегистрирован в ГИБДД на вашу фирму, вы должны платить нало И это касается не только консервации, но и других случаев, когда автомобиль не используется, но при этом с учета не снят. Например, машина находится в длительном ремонте, арестована за долги, наконец, списана с баланса в связи с утилизацие

В настоящее время только в Кабардино-Балкарии можно не платить транспортный налог по законсервированному транспорту при условии документального подтверждения консервации из органов

Железного коня угнали? Налог платить перестаем

В апреле угнали автомобиль нашей организации. А справку об угоне мы получили только в июне. Нужно ли нам будет платить транспортный налог за тот период, когда машины у нас уже не было, а справку мы еще не получили?

: Если вы уже в апреле обратились в полицию с заявлением об угоне, то с мая вы можете не платить транспортный нало Почему с мая? Дело в том, что апрель принимается за полный месяц владения машино даже если машина покинула вас в самом начале месяца.

Справка об угоне нужна вам как основание, почему вы с определенного момента перестали платить транспортный налог. При этом когда вы получили справку — не важно. Ведь в ней будет указано, какого числа машина была угнан

Возраст машины не с года выпуска считают

Знаю, что у нас в области для легковых автомобилей старше 7 лет установлены пониженные ставки транспортного налог По ПТС дата выпуска машины, принадлежащей нашей фирме, — март 2006 г. Правильно я понимаю, что уже за 2012 г. мы заплатим меньше налога, чем обычно?

: Не хочется вас расстраивать, но вы ошибаетесь. Дело в том, что возраст машины нужно считать начиная с года, следующего за годом ее выпуск То есть в вашем случае отсчет пойдет с 2007 г. и по состоянию на начало 2013 г. возраст машины составит только 6 лет. Таким образом, впервые вы заплатите налог по пониженной ставке только в 2014 г. за период 2013 г.

«Лошадок» округлять не нужно

Указанная в ПТС мощность нашего легкового авто — Чтобы посчитать налог, можно округлить лошадиные силы до целого значения или нет?

: Странно у вас заполнен ПТС. Обычно «лошади» все-таки указываются в целых единицах. Но чего у нас только не бывает. В главе НК РФ по транспортному налогу нигде не сказано, что такой показатель, как лошадиная сила, должен определяться в целых единицах или что его следует округлять до целого. Налоговики, например, считают, что при пересчете мощности двигателя из кВт в л. с. полученное значение нужно округлить с точностью до второго знака после запято

Кроме того, конкретно в вашем случае округление лошадиных сил приведет к переплате налога, пусть и копеечной. В Москве ставка налога для машин от 150 до 175 л. с. — 38 руб. за «лошадку Таким образом, без округления вы заплатите а округлив до 161 л. с. — 6118 руб.

Статус ИП для уплаты транспортного налога роли не играет

Я недавно зарегистрировался как предприниматель, применяю «доходную» упрощенку. Для бизнеса приобрел «каблучок» «Ситроен Берлинго». Также у меня для личного пользования есть «Лада Калина», по которой я нашим региональным законом освобожден от уплаты транспортного налога как ветеран боевых действи Скажите, должен ли я как упрощенец платить транспортный налог и сдавать декларацию по автомобилю, используемому только в предпринимательской деятельности? Если да, то будет ли распространяться на него моя региональная льгота?

Даже если ваша машина давно на свалке, налог с нее нужно платить до тех пор, пока она зарегистрирована на вашу фирму

: Для уплаты транспортного налога не важно, предприниматель вы или нет. Да и применение упрощенки никого от уплаты транспортного налога не освобождае Поэтому по всем зарегистрированным на вас машинам вы платите налог как обычное физлицо на основании уведомлений из вашей инспекци И никакой декларации вам сдавать не нужно, обязанность представлять отчетность есть только у организаци

Что касается льготы, то в вашем регионе для граждан-льготников, владеющих несколькими авто, она распространяется только на одно транспортное средство по их выбор Поскольку вы уже не платите налог с одной машины, значит, со второй его придется платить в полном объеме.

Однако если мощность вашего «Ситроена» больше, чем у «Лады», но не свыше 150 л. с тогда, чтобы сэкономить на транспортном налоге, вы можете подать в инспекцию заявление, чтобы льгота распространялась на «Ситроен», а налог вы будете платить по «Ладе».

Временная регистрация авто — не повод платить налог

Наша организация взяла в лизинг грузовую машину. По договору она числится на нашем балансе, при этом в ПТС ее собственником значится лизингодатель. Согласно правилам лизинга (приложение к договору) мы должны на время действия договора временно зарегистрировать грузовик на себя, что мы и сделали. Означает ли это, что мы должны платить транспортный налог?

: Нет. Если лизингополучатель временно зарегистрировал на себя лизинговый транспор однако постоянная регистрация все равно остается оформленной на лизингодателя, то последний и должен платить транспортный нало При этом совершенно неважно, на чьем балансе числится транспорт.

Фирма переехала, а транспорт не перерегистрировала: куда платить налог

Наша фирма пару месяцев назад переехала из Москвы в ближайшее Подмосковье. При этом числящиеся за нами два автомобиля продолжают стоять на учете в ГИБДД по старому, московскому адресу. Я волнуюсь: вдруг в такой ситуации мы должны платить транспортный налог уже по нашему новому адресу? В Москве авансы по транспортному налогу не платятся. А вдруг мне нужно уплатить авансовые платежи за II квартал в области? Помогите разобраться!

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Изменение места нахождения фирмы — это основание для снятия ее машин с учета, если новый адрес находится за пределами территории, обслуживаемой органом ГИБДД, зарегистрировавшим автомобил

Смотрите так же:  Приказ о переводе ребенка в другую группу доу. Приказ о переводе ребенка в другую группу доу

: Транспортный налог (авансовые платежи по нему) вы должны уплачивать в бюджет того региона, где транспорт зарегистрирова В инспекцию по месту нахождения (то есть регистрации) транспорта нужно представлять и налоговые деклараци

То есть если до начала следующего года автомобили не будут перерегистрированы, спокойно платите налог и сдавайте декларацию в старую, московскую инспекцию.

Если транспорт не поставлен на учет, но используется, налог платить надо

У нас числятся на балансе и эксплуатируются три складских автопогрузчика. Но поскольку они никуда с территории организации не выезжают, мы решили их не ставить на учет в Гостехнадзоре. Скажите, можем ли мы на этом основании не платить транспортный налог?

: Действительно, по нормам НК РФ обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость именно от факта регистрации транспорт а не от факта его использования. С этим согласны и в Минфин Но если налоговики каким-то образом, например в ходе выездной проверки, обнаружат, что вы эксплуатируете незарегистрированный транспорт, то доначислений, а также пеней и штрафа за неуплату налога вам не избежать.

А учитывая, что недавно при рассмотрении аналогичной ситуации ВАС РФ полностью поддержал налоговико успешно оспорить доначисления и санкции в суде у вас вряд ли получится.

Так что нужно понимать: не платя налог с незарегистрированной техники, вы сильно рискуете.

Железнодорожный транспорт в налогооблагаемые объекты не входит

По распоряжению шефа недавно мы приобрели вагон-цистерну. Он хочет его потом сдавать в аренду какому-то перевозчику. А я озадачилась: транспортный налог с этого вагона надо платить или нет?

: Не надо. Ваш вагон относится к железнодорожному подвижному состав а железнодорожный транспорт, в свою очередь, не признается объектом обложения транспортным налого

Транспортный налог за давно проданное авто

Именно сейчас не искушенные в юриспруденции граждане стали пожинать плоды порочной практики 90-х гг. — так называемой продажи автомобиля по генеральной доверенности. Через много лет после такого действа они вдруг оказываются обязаны государству кругленькую сумму транспортного налога, разумеется, с пенями и штрафами.

Ситуация. В 1991 г. я приобрела и зарегистрировала в МРЭО г. Санкт-Петербурга автомобиль. Мой сын пользовался им по доверенности. В 1995 г. сын продал автомобиль по доверенности, следы нового владельца были утеряны. Поскольку копий документов на автомашину у меня не осталось, я благополучно забыла о ее существовании.

Вдруг бывшие соседи по питерской квартире (в которой ни я, ни сын давно не проживаем) сообщают мне по телефону, что к ним (по адресу регистрации автомобиля) пришло извещение на мое имя о необходимости уплатить транспортный налог и штраф в большой сумме. И это при том, что до 2009 г. никаких напоминаний от налоговой инспекции не поступало!

Правомерны ли в данной ситуации действия налоговой инспекции? Помогите разобраться и подскажите последовательность моих дальнейших действий. Существует ли какой-либо срок исковой давности, ведь с момента продажи автомобиля прошло уже 14 лет?

Продажа по доверенности — казус

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Об этом говорится в ст. 210 ГК РФ.

В отношении личного авто это бремя велико, а в прошлом веке было еще больше. Огромные очереди в ГАИ, чтобы снять с учета и поставить на учет, стали главной причиной распространения в 90-х гг. полулегального способа продажи автомобилей — по генеральной доверенности. Кроме того, продажа по доверенности была выгодна в плане налогообложения: отпадала необходимость декларировать доход от продажи автомобиля. Те, кто машины продавал не часто, теряли при нормальном оформлении продажи только время (сначала была налоговая льгота, потом имущественные вычеты по НДФЛ). Те же, кто зарабатывал на продаже подержанных машин, были кровно заинтересованы в продаже по доверенности, чтобы не платить подоходный налог.

Так или иначе примерно треть подержанных авто в России продавалась по доверенности.

Родственнику для пользования автомобилем можно выдать без всякой траты денег простую доверенность на право пользования. Когда выдавалась генеральная доверенность (с правом распоряжения и на осуществление регистрационных действий), подразумевалось, что поверенный в конце концов снимет машину с учета в ГАИ и перерегистрирует ее через комиссионный магазин на себя или на другое лицо.

Классическая схема: доверенность составляли у нотариуса, сначала продавец держал ее у себя, потом покупатель передавал деньги и получал расписку продавца, далее продавец отдавал машину, ключи, доверенность и документы на машину, получая взамен расписку покупателя. Все делали в один день. Очень редко составляли письменный договор купли-продажи. Выдача доверенности явно противоречила существу фактической сделки купли-продажи, которая, как правило, имела устную форму. Из доверенности, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации следовало, что собственником является гражданин, выдавший доверенность. Но при этом он полностью терял всякий контроль над автомобилем и уже не чувствовал себя собственником. Выдача доверенности перед продажей — абсурд, поскольку сразу после продажи она теряет силу, становится попросту незаконной.

Кто-то может возразить, что до снятия с учета в ГАИ автомобиль продолжал оставаться собственностью продавца. Но это не так. Сделки с воздушными, морскими и речными судами регистрируются в едином государственном реестре как сделки с объектами недвижимости, и без их регистрации право собственности не переходит (ст. ст. 130, 131 и 164 ГК РФ). В то же время автомобили к недвижимости не относятся. Их регистрация предусмотрена исключительно в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») и не связана с переходом права собственности.

До тех пор пока согласно документам ГАИ (ГИБДД) собственник прежний, новый не может ездить на машине по дорогам, проходить техосмотр и совершать регистрационные действия без доверенности. Однако он имеет право разобрать автомобиль на запчасти. Можно купить автомобиль и поставить на крышу своего дома в качестве интерьера, при этом регистрировать его не нужно.

Сделка по отчуждению автомобиля может быть совершена в простой письменной форме путем подписания одного документа сторонами (договора) или путем обмена односторонними документами (например, две расписки) (ст. 160, пп. 2 п. 1 ст. 161 и п. 2 ст. 434 ГК РФ). Если же сделка по отчуждению автомобиля исполняется при ее совершении (то есть передача автомобиля и денег происходит одновременно), то она может быть совершена и в устной форме независимо от суммы сделки (п. 2 ст. 159 и п. 2 ст. 161 ГК РФ).

Без бумажки ты букашка

Как вообще стала возможна подобная ситуация?

Жизнь показала, что устное заключение сделки по продаже авто хотя и законно, но неприемлемо для продавца, поскольку лишает его важнейших доказательств. К сожалению, расписки составлялись не всегда и хранились недолго, продавец не снимал копии с доверенности и с документов на машину и вскоре вообще забывал все, даже место нахождения нотариуса. А зря.

Как доказать, что продавец не находился за рулем, когда на авто было совершено уголовно наказуемое преступление или по причине аварии причинен крупный ущерб чужому имуществу, особенно когда истек срок действия доверенности? Правильно, с помощью документов, подтверждающих фактическую продажу автомобиля. Если их нет — беда. Ведь владельцем транспортного средства, по мнению следственных органов, в этом случае придется считать того, за кем последним автотранспортное средство было зарегистрировано в ГАИ.

Аналогичный подход применяют многие суды при рассмотрении налоговых споров, связанных с транспортным налогом. Оказалось, что огромное количество машин, много лет назад переданных по доверенности, новые хозяева не снимали с учета. Когда же срок доверенности истекал, они не могли с машиной совершить никаких регистрационных действий. Поэтому они либо обращались к продавцу за новой генеральной доверенностью, либо подделывали его подпись и ездили с поддельной простой доверенностью, либо разбирали машину на запчасти. А иногда просто бросали ее, и она где-то стояла и ржавела годами. А тем временем автомобиль продолжал числиться в ГАИ (ГИБДД) за прежним владельцем.

Почему же налоговые последствия необдуманной выдачи доверенности незнакомому лицу стали проявляться только в последние несколько лет? Все очень просто. До введения в Налоговый кодекс РФ гл. 28 «Транспортный налог» существовал другой аналогичный налог — с владельцев транспортных средств. Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств в ГАИ без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате данного налога не производились (п. 3 ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», п. 6 Положения о проведении государственного технического осмотра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880). Фактически за уплатой налога владельцами транспортных средств, являющимися физическими лицами, следили не налоговые органы, а органы ГАИ (ГИБДД). Причем им было совершенно неважно, кто и как уплачивает налог. Главное, чтобы при предоставлении водителем машины на техосмотр квитанции об оплате налога за период после предыдущего осмотра были в наличии. Пока приобретатель авто по доверенности был заинтересован в получении талона техосмотра законным образом, он уплачивал налог сам. Когда он переставал проходить техосмотр, то не уплачивал налог, но этим особенно никто и не интересовался.

С 2003 г. место налога с владельцев транспортных средств занял транспортный налог. За его уплатой стали следить налоговики, и ситуация кардинально изменилась. Правда, не сразу (из-за отсутствия полной информации от ГИБДД и ясности в новых налоговых нормах).

Кто платит транспортный налог?

По общему правилу плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ч. 1 ст. 357 НК РФ).

Автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч регистрируют подразделения ГИБДД МВД России (п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 в редакции от 26.07.2008). С 27 января 2009 г. действуют Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденные Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ранее действовали Правила, утвержденные Приказом от 27.01.2003 N 59).

Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ). А информацию налоговики получают ежегодно до 1 февраля от территориального органа ГИБДД (п. 5 ст. 362 НК РФ). Причем в течение десяти дней после новой регистрации или снятия с учета орган ГИБДД обязан сообщать об этом в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 362 НК РФ).

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного средства у налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ. На это указывает Минфин России в Письмах от 26.11.2008 N 03-05-06-04/71 и от 01.04.2008 N 03-05-05-04/05. Добавим: и не от наличия права собственности на авто. Этот вывод, правда, в отношении налогоплательщиков-организаций, подтверждает арбитражная практика (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2007 N А56-50465/2006 и Уральского округа от 27.10.2008 N Ф09-7763/08-С3).

Даже если зарегистрированный автомобиль фактически прекратил свое существование и документов на него не сохранилось, налог придется платить до снятия автомобиля с учета лицу, указанному последним владельцем в ПТС (паспорте транспортного средства).

Исключение из общего правила

В ст. 357 НК РФ предусмотрено исключение: «По транспортным средствам, приобретенным физическими лицами и переданным ими до момента официального опубликования настоящего Федерального закона на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств».

Законодатель в данном случае пошел навстречу тем налогоплательщикам, которые путем выдачи генеральной доверенности фактически прикрывали устную сделку купли-продажи автомобиля. При этом они не декларировали доход от продажи в целях обложения подоходным налогом. Очевидно, это было сделано в силу чрезвычайной распространенности явления.

В норме под «настоящим Федеральным законом» подразумевается Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которым в Налоговый кодекс РФ и была включена гл. 28 «Транспортный налог». Дата его официального опубликования — 29 июля 2002 г.

Следовательно, если в доверенности указана более поздняя дата, налогоплательщиком признается гражданин, продавший авто по доверенности, если более ранняя — обязанности налогоплательщика продавец может перевести на лицо, получившее автомобиль по доверенности. Причем должны выполняться два условия: автомобиль приобретен продавцом тоже до 29 июля 2002 г., и оформлена доверенность на право владения и распоряжения, то есть генеральная.

Сведения о доверенности налоговым органам от нотариусов или ГИБДД не поступают. Кроме того, генеральная доверенность могла выдаваться не только при продаже авто. В связи с этим в норму была введена фраза о необходимости уведомления налогового органа о передаче автомобиля по доверенности. На наш взгляд, речь идет именно о безвозвратной передаче.

В п. 7 Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, поясняется: лицо, указанное в доверенности, налогоплательщик признает на основании уведомления, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство. При этом в уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление, транспортное средство, лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности, доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств, нотариуса. Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении и передаче транспортного средства (в том числе о датах приобретения и передачи).

Могут и отказать

В норме-исключении говорится только об уведомлении со стороны лица, передавшего до 29 июля 2002 г. авто по доверенности. Однако в Методических рекомендациях дают понять, что к уведомлению желательно прилагать документы, подтверждающие приобретение авто лицом, выдавшим доверенность (например, договор купли-продажи и документы, оплату, справку-счет ПТС или техпаспорт), передачу (расписку в получении авто, документ выдаваемый перевозчиками), а также доверенность или ее нотариально заверенную копию.

Приведенная в п. 10 Методических рекомендаций схема перевода обязанности по уплате налога с зарегистрированного лица на лицо, купившее авто по доверенности, допускает отказ налогового органа в таком переводе. Информация переходит от инспекции по месту жительства продавца в инспекцию по месту регистрации авто, оттуда поступают извещения продавцу и покупателю по доверенности. От них могут быть затребованы различные «документы, подтверждающие соблюдение условий ч. 2 ст. 357 НК РФ».

Очевидно, в такой ситуации покупатель по доверенности может проигнорировать запросы инспекции. И тогда инспекция по месту нахождения авто «извещает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, о невозможности признания налогоплательщиком транспортного налога лица, указанного в доверенности» с указанием причин отказа. В Методических рекомендациях содержится и форма такого извещения.

Разные трактовки одной нормы

Как часто бывает, законодатели изложили норму-исключение не вполне ясно.

Максимальный срок действия доверенности — три года. Следовательно, если авто было передано по доверенности за много лет до 29 июля 2002 г., а покупатель по доверенности не совершал никаких юридически значимых действий с машиной, то задолго до этой даты срок действия доверенности истек. Применяется ли ч. 2 ст. 357 Налогового кодекса РФ в подобной ситуации? Остается ли плательщиком транспортного налога лицо, указанное в доверенности, когда она прекращает свое действие после 29 июля 2002 г.?

Позиция 1: в пользу покупателя по доверенности. Доверенность, срок действия которой истек до 29 июля 2002 г., не служит основанием для исключения зарегистрированного бывшего собственника авто из числа плательщиков транспортного налога. Напротив, если действие доверенности началось до этой даты и закончилось после нее, обязанность налогоплательщика была возложена на нового владельца авто согласно ч. 2 ст. 357 НК РФ, но он не перерегистрировал авто, то с окончанием срока доверенности обязанность налогоплательщика возвращается к прежнему (зарегистрированному) владельцу.

Такую позицию в настоящее время занимают многие налоговые органы.

Например, в Письмах УФНС России по г. Москве от 17.01.2005 N 09-11н/01373, от 27.12.2004 N 23-10/3/84061, УМНС России по г. Москве от 08.10.2004 N 23-01/3/64961 и от 14.09.2004 N 11-11н/59082 сказано буквально следующее. Передача по доверенности транспортного средства другому лицу не влечет изменения права собственности. Значит, по истечении трех лет с момента выдачи доверенности (максимальный срок ее действия) плательщиками налога будут являться физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Если срок доверенности истекает в течение налогового периода, то налог за период с начала года по месяц истечения срока доверенности уплачивает лицо, получившее транспортное средство по доверенности до 29 июля 2002 г. А за период с месяца, следующего за истечением срока доверенности, до конца налогового периода — лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

А вот что было сказано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.06.2005 N А13-11581/04-05: «Положения абз. 2 ст. 357 НК РФ являются переходными и распространяются на случаи, когда до 29.07.2002 собственником другому лицу выдана доверенность на право владения и распоряжения транспортным средством, подменяющая сделку по отчуждению автомобиля, и срок этой доверенности не истек на момент вступления в силу гл. 28 НК РФ. Иное толкование названной нормы означает необоснованное освобождение собственников транспортных средств, обязанных нести бремя содержания своего имущества (в том числе и бремя уплаты налогов), от уплаты транспортного налога. Отказывая налоговому органу во взыскании с ответчика сумм названного налога, суд фактически возложил обязанность по уплате этого налога на доверенное лицо, которое к 01.01.2003 таковым уже не являлось».

Смотрите так же:  Требования к кандидатам в опекуны приемные родители. Требования к кандидатам в опекуны приемные родители

Позиция 2: в пользу продавца по доверенности. Суть ее заключается в том, что норма ч. 2 ст. 357 Налогового кодекса РФ применима к передаче автомобиля по генеральной доверенности, произошедшей в любой день ранее 29 июля 2002 г., в том числе в случае истечения срока доверенности к этому времени. А если, например, доверенность выдана 25 июля 2002 г. и продавший автомашину по доверенности успешно применил норму-исключение и перевел стрелки на фактического покупателя, то по истечении срока доверенности он не становится опять налогоплательщиком.

В поддержку такой позиции можно сослаться на саму норму и на Методические рекомендации по транспортному налогу. Ведь в них ничего не говорится об обратной «передаче эстафетной палочки», то есть когда срок доверенности истекает (после 29 июля 2002 г.) и бывший поверенный, который так и не нашел время, чтобы перерегистрировать авто на себя, якобы перестает быть налогоплательщиком. Между тем такой переход должен быть нормализирован четко. Иначе получится, что налог будут уплачивать либо двое одновременно, либо никто (что мы и наблюдаем на практике).

Имеется и судебная практика в пользу данной позиции. Например, в Постановлении Президиума Верховного суда Республики Татарстан от 23.11.2005 N 44-Г-365 рассматривалась следующая ситуация.

Доверенность на право владения и распоряжения транспортным средством, по которой автомобиль был передан, была датирована 27 апреля 1999 г. Бывший хозяин не уведомлял о продаже по доверенности налоговые органы в 2003 г. Налоговая инспекция подала иск на него о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2004 г. и пеней. Однако в качестве надлежащего ответчика суд в 2005 г. привлек бывшего поверенного (фактического хозяина автомобиля) несмотря на то, что к 2004 г. срок доверенности истек. Последний смог «отбиться» исключительно из-за наличия в деле процессуальных нарушений.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2004 N Ф04-8561/2004(6813-А75-15) и в связанном с ним Постановлении от 07.02.2007 N Ф04-4193/2005(30898-А75-40) также не отрицается возможность возложения обязанности плательщика транспортного налога на лицо, получившего авто по доверенности от предпринимателя в 1996 г. (по доверенности, которая к спорному периоду давно утратила силу!).

В то же время суд вынес решение не в пользу продавца по доверенности, поскольку последняя не стала доказательством передачи автомобиля документально (передачей занимался муж предпринимателя, который вскоре умер, не оставив никаких документов).

Очень интересный вывод был сделан в Постановлении ФАС Поволжского округа от 11.10.2007 N А65-21847/2006-СА1-19. Прямо он не связан с продажей по доверенности, но в силу своей универсальности может быть применен и в рассматриваемом нами случае. В силу п. 3 ст. 3 и п. 1 ст. 54 НК РФ налоги должны иметь экономическое обоснование и исчисляться на основе документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. Исходя из этого суд заключил, что сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объектов налогообложения у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога.

Постараемся «на пальцах» объяснить суть обеих приведенных позиций.

Первая — в пользу покупателя по доверенности — основывается на следующем психологическом посыле. Поскольку продавец фактически хотел скрыть сделку и доход от государства, не стоит замечать наличие смены собственника и всякие расписки. Никакой продажи автомобиля не было, а была только выдача солидной бумаги — нотариально удостоверенной доверенности. С истечением срока действия доверенности прекращается и действие исключения из правила: налогоплательщиком становится продавец.

Вторая позиция — в пользу продавца — как раз основана на признании самой доверенности юридической химерой прикрывающей сделку по фактическому приобретению автомобиля доверенным. При таком посыле значение приобретают доказательства передачи автомобиля в собственность и сам факт выдачи генеральной доверенности до установленной законодательно даты — 29 июля 2002 г.

По нашему мнению, обе приведенные позиции имеют право на существование.

Для судов дополнительная проблема заключается в невозможности применения положения п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ (все неясности налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика). Дело в том, что неясность трактуется в любом случае в пользу налогоплательщика. Но только одного из двух возможных.

Что делать?

Считаем необходимым дать некоторые рекомендации продавцам по доверенности, которые стали заложниками массовой юридической неграмотности и продолжают получать извещения об уплате транспортного налога за машины, фактически проданные до переходной даты.

Сразу скажем, чего не стоит делать. Некоторые журналисты и даже налоговые инспекторы по доброте душевной советуют заявить об угоне авто. Дескать, в силу пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Ни в коем случае. Уже имеются прецеденты, когда такого заявившего об угоне привлекали к уголовной ответственности за ложный донос.

Шаг 1. Он касается действий по поиску нынешнего хозяина автомобиля. В некоторых случаях подобные действия не такие затратные, как может показаться с первого взгляда. Иногда достаточно обратиться к общим знакомым, соседям и т.д. Детективы и следователи тоже могут помочь в поисках за минимальную цену.

Шаг 2. Если вы нашли автомобиль и его хозяина, постарайтесь переоформить автомобиль на него и убедить его уплатить налог за прошлые годы.

Шаг 3. Если вы не нашли автомобиль либо нынешний хозяин оказался чересчур непонятливым, постарайтесь найти любые документы, которые были бы связаны с проданной автомобилем. Обратитесь к потенциальным свидетелям сделки по передаче данного автомобиля, вспомните нотариуса, который оформлял доверенность. У него можно получить справку о выданной доверенности.

Шаг 4. Подайте в налоговую инспекцию по месту жительства заявление, что тогда-то вы передали по такой-то доверенности автомобиль, и поэтому в силу ч. 2 ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиком транспортного налога с 2003 г. следует признать приобретателя автомобиля. Просите снять с вас требования по уплате налога и перевести их на приобретателя. К заявлению приложите копии всех документов, которые удалось собрать по данному вопросу. Далее ждите ответ из инспекции по месту регистрации автомобиля.

Шаг 5. При получении отрицательного ответа из налоговой вам необходимо выбрать вариант дальнейших действий — продолжать бороться с инспекцией в судебном порядке, отстаивая позицию, или смириться с необходимостью уплаты налога.

Шаг 6. Если вы приняли решение не обращаться в суд, идите в ГИБДД и постарайтесь снять автомобиль с учета для утилизации. Как показывает практика, это могут сделать при отсутствии самого автомобиля и документов на него (поскольку в ГИБДД должна храниться копия ПТС). Но учтите, как только вы подали заявление об утилизации, вы автоматически признали себя владельцем за все время эксплуатации машины. Готовы ли вы возложить на себя вину за действия, которых не совершали?

Шаг 7. Далее можно подождать некоторое время (до двух месяцев). Если машина активно эксплуатируется на дорогах, то реальный хозяин, которого вы не могли найти, сам разыщет вас. Ведь при первой же проверке по базе дорожный инспектор заявит ему, что машина не может эксплуатироваться как списанная в утиль. Последуют переговоры с хозяином.

Шаг 8. Новые хозяева могут не появиться или отказаться платить налог. В принципе с несколько большими усилиями они смогут оформить автомобиль на себя и без вас. Тогда вам придется самостоятельно платить налог и пени. Не забудьте только уведомить налоговый орган о снятии автомобиля с учета с такой-то даты.

Отметим, что последние два-три года к должникам по транспортному налогу стали применять весьма жесткие меры. Есть регионы, в которых задолжавших даже не выпускали на отдых за границу.

Но стоит ли платить за все периоды, указанные в уведомлении (требовании), или в судебном порядке ограничить сумму уплаты последним налоговым периодом?

Минфин России: сочувствуем, но бюджет превыше всего

Не будем обсуждать, почему налоговые органы зачастую не получали из ГИБДД информацию о зарегистрированных собственниках транспортных средств своевременно. Отметим только, что сейчас достаточно распространено явление выставлять плательщикам уведомления на уплату налога сразу за несколько лет. В терминологии налоговиков это называется перерасчетом. Причем некоторые инспекции считают необходимым предъявлять к уплате даже пени за прошлые годы!

Таким образом, проблема взаимодействия двух государственных структур перекладывается с больной головы на здоровую, то есть на налогоплательщиков.

Несправедливость такого отношения к плательщикам двух налогов — транспортного и земельного была подтверждена еще в Письме Минфина России от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71, подписанном заместителем Министра финансов РФ С.Д. Шаталовым.

По представлению Минфина России был даже предложен законопроект с изменениями в ст. ст. 363 и 397 Налогового кодекса РФ, устанавливающими предельный трехлетний срок привлечения физических лиц к уплате этих налогов, а также пересмотра неправильного исчисления налоговыми органами налогов, повлекшего их доначисление.

Недавно было дано положительное заключение Правительства РФ по законопроекту.

В Письме подчеркивается: из норм Налогового кодекса РФ следует, что физические лица — плательщики транспортного и земельного налогов должны привлекаться к уплате этих налогов, исчисленных по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно.

В то же время Минфин в указанном Письме фактически поощрил налоговые органы продолжать в том же духе до внесения в Налоговый кодекс РФ изменений. Правда, с оглядкой на сложившуюся судебную практику.

В последующих Письмах Минфина России (например, от 01.06.2009 N 03-05-06-04/84 и от 27.08.2009 N 03-05-06-04/140) фактически продолжается та же линия: «Кодексом не установлены порядок и сроки перерасчета сумм транспортного налога, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками — физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также порядок и сроки привлечения к уплате указанного налога таких налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этого налога. В связи с этим впредь до установления Кодексом указанных временных пределов допускается направление в кратчайшие сроки физическим лицам налоговых уведомлений об уплате транспортного налога при наличии соответствующего объекта налогообложения за прошедшие налоговые периоды в случаях представления регистрирующими органами в налоговые органы сведений, являющихся основаниями для исчисления этого налога, с нарушением установленных сроков».

Попробуем разобраться, а так ли необходимо вносить изменения в Налоговый кодекс РФ? Не лукавит ли в данном случае Минфин, говоря об отсутствии установленных сроков? По нашему мнению, финансовое ведомство и налоговые органы используют некорректный прием — смешение двух временных моментов — срока платежа (уплаты налога) и момента возникновения обязанности налогоплательщика по уплате налога — в один.

О сроках исковой давности

Приведем соответствующие нормы Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ). Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 НК РФ). В случае, когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). В то же время согласно ст. 52 НК РФ, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, он направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Причем налоговое уведомление, отправленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Под сроком платежа следует понимать установленный законодательно срок уплаты налога. Конкретные сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ). Как правило, применительно к транспортному налогу в уведомлении указывается более продолжительный период, соответствующий сроку уплаты по региональному закону.

Если налогоплательщик не платит налог в срок самостоятельно, инспекция приступает к взысканию налога. Посылается требование, и, если налогоплательщик не уплачивает налог и пени по нему, налоговая обращается в суд для принудительного взыскания налога за счет имущества физического лица.

Требование об уплате налога (сбора, пеней, штрафа) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. п. 1 и 3 ст. 70 НК РФ). Требование должно быть исполнено в течение десяти календарных дней с даты получения указанного требования, если в нем не указан более продолжительный период (п. 4 ст. 69 НК РФ). Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества может быть подано в суд общей юрисдикции налоговой в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

По сути, сумма вышеуказанных сроков (три месяца плюс десять дней плюс шесть месяцев), отсчитанных от «дня выявления недоимки», и является исковой давностью применительно к задолженности физического лица по уплате транспортного налога.

А есть ли недоимка в день ее обнаружения?

Постараемся доказать, что инспекция не имеет права взыскивать налог, не уплаченный физическим лицом по просроченным извещениям (то есть извещениям, направленным с нарушением порядка ст. 52 НК РФ).

Сроки для обращения взыскания на имущество отталкиваются от дня выявления недоимки. Этот день в НК РФ не определяется. По мнению некоторых арбитражных судов (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2007 N А26-3314/2007 и Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2172/2008) с 1 января 2007 г. момент выявления недоимки у налогоплательщика налоговым органом определяется со дня фактического составления документа о выявлении недоимки (абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ), форма которого утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected]

В то же время в ст. 11 НК РФ недоимка определена как сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Таким образом, недоимка количественно характеризует неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей на момент окончания установленного срока платежа.

Полагаем, что применительно к транспортному налогу таким установленным сроком следует считать срок, установленный в законах субъектов РФ о транспортном налоге. В момент окончания указанного срока у налогоплательщика нет обязанности по уплате налога, если нет извещения о его уплате. В этом случае налогоплательщик лишен возможности уплатить налог в установленный срок и по истечении установленного срока недоимки не возникает. Следовательно, в ситуации, когда налоговая инспекция в 2009 г. высылает извещение об уплате транспортного налога за 2003 — 2007 гг., а налогоплательщик не уплачивает налог по этому извещению, по нашему мнению, недоимки также не возникает. Недоимка возникает только в отношении не уплаченного в срок в 2009 г. налога за 2008 г. по извещению 2009 г.

Согласно ст. 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Высылая уведомление на уплату налога за просроченные налоговые периоды, налоговая инспекция не может указать в уведомлении срок уплаты налога, предусмотренный законодательством (этот срок истек несколько лет назад, и уведомление направляется налогоплательщику с нарушением порядка, предусмотренного в ст. 52 НК РФ). Поэтому она указывает некий произвольный срок. Почему налогоплательщик должен уплачивать налог в срок, установленный произвольно? Почему недоимка должна вдруг возникнуть через несколько лет после установленного срока?

Процитируем Письмо Минфина России от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71: «Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и Определения от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, от 21.04.2005 N 191-О и от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов».

ГИБДД прислала информацию в налоговый орган за 2003 — 2007 гг. только в 2009 г.? Но ненадлежащее исполнение уполномоченными государством органами обязанности своевременно направлять в налоговые органы полную и достоверную информацию об объектах, с наличием которых законодательство о налогах связывает возникновение обязанности по уплате налога, не может изменять установленные НК РФ предельные сроки принудительного взыскания налогов (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2008 N А26-6206/2007).

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации будут неправомерными направление налоговым органом требования об уплате налога и дальнейшее обращение в суд за взысканием на имущество налогоплательщика. Налоговая инспекция может своим просроченным уведомлением попросить налогоплательщика уплатить налог, но требовать уплатить и взыскивать его она, по нашему мнению, не вправе.

Обратите внимание: если вы примите нашу позицию о неправомерности взыскания налогов с физических лиц по уведомлениям за пропущенные ранее налоговые периоды, будьте готовы отстаивать ее в судебном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *