Автомобилестроение, наравне с космической промышленностью постоянно радует нас техническими инновациями и новыми технологиями. Совсем недавно светодиодные фары представлялись только на концептуальных моделях, но спустя пару лет они появились и на серийных автомобилях. Речь идет о фарах, в которых светодиодами формируется основной поток света, а не только ДХО. Естественно, как и все новое, фары на светодиодах – дорогая опция на премиум брендах.
Параллельно с этим в продаже стали появляться светодиодные фары для моделей и прошлых годов выпуска. Речь идет не о оригинальной светотехнике, а о мировых лидерах — производителях фар для разных моделей и марок авто.

Установка светодиодных фар: разные варианты

С точки зрения законодательства установка диодных фар будет иметь принципиальное различие в таких случаях:

  • Заводская установка светодиодных фар. Сертификацию светотехники проводит сам производитель, покупателю заботиться ни о чем не нужно.
  • Установка светодиодных фар, штатно устанавливаемых на автомобиль заводом-изготовителем. Потребуется переоформление в ГИБДД, согласование установки не требуется.
  • Установка светодиодных фар, когда производителем такой тип фар не предусматривался. Потребуется согласование установки и переоформление в ГИБДД.
  • Рассмотрим последние два варианта, так как первый дополнительных пояснений не требует.

    Установка светодиодных лампочек в галогеновые фары

    Допустим, Вы владелец обычного автомобиля с галогеновой оптикой, и желаете установить светодиодные лампы вместо галогеновых. Рассмотрим эту ситуацию с точки зрения ПДД.
    Как известно, автомобильные фары изготавливаются всегда для определенного типа ламп, и имеют соответствующую маркировку. Например, если установить ксеноновую лампу в фару, предназначенную для галогеновых ламп, мы получим существенный «засвет» по краям – отражатель рассчитан на практически точечный источник света в нужной точке, ксеноновая же лампа представляет собой цилиндр, заполненный светящимся газом. Поэтому точной фокусировки светового потока не происходит, и такие фары всегда будут слепить встречных водителей и всех вокруг.

    Так можно ли установить светодиодные лампы в галогеновые фары?

    Нет, так как это приводит к выполнению пункта 3.1 Приложения к ПДД «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»

    Наказание за данное нарушение предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП:

    Таким образом максимальный штраф за установку светодиодных лампочек составляет 500 рублей.
    Как инспектор проверит тип фар на автомобиле? Очень просто – по заводской маркировке на стекле фары. Подробнее о маркировках фар мы рассказывали в материале Разрешены ли ксеноновые лампы?

    Можно ли установить диодные фары вместо галогеновых?

    Если говорить о замене целиком фар на предназначенные для светодиодных ламп, то такая переделка обычно возможна. Речь идет о переоборудовании автомобиля, которое осуществляется в соответствии с Техническим регламентом таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»:

    То есть для того, чтобы узаконить переоборудование автомобиля, существует две проверки: одна из них — до переоборудования, и носит характер согласования: возможно, желаемое переоборудование вообще невозможно на рассматриваемой модели авто. Вторая проверка проводится после внесенных изменений и оценивает уровень безопасности конструкции после переоборудования.

    Штраф за установку диодных фар без регистрации в ГИБДД

    Штраф за установку светоиодных ламп без переоформления автомобиля в ГИБДД выносится так же по ст. 12.5 ч. 1, текст которой приведен выше. Размер штрафа за светодиодные фары — 500 рублей.

    Когда можно устанавливать светодиодные фары?

    Если на автомобиле производителем устанавливаются светодиодные фары, то произвести монтаж таких фар можно по упрощенной схеме. Не потребуется экспертиза для того, чтобы установить, возможно ли в принципе такое переоборудование. Достаточно будет произвести замену в сертифицированной для таких работ мастерской и оформить переоборудование в ГИБДД.
    Об этом говорит пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента таможенного союза:

    То есть указанные в п. 75 Таможенного регламента проверки в рассматриваемом случае не потребуются.

    Общая характеристика ламп автомобильных фар. Схемы ламп

    В качестве источника света в автомобильных световых приборах используют электрические лампы накаливания. Требования к их параметрам и применяемости нормируются Правилом 37 ЕЭК ООН, ГОСТ 2023.1–88.

    Автомобильные лампы выпускают для различного номинального напряжения: 6, 12 и 24В. Спираль лампы изготавливают из вольфрама, так как он тугоплавкий и допускает накал до 25000С. Для длительной работы спирали внутреннюю полость колбы наполняют инертными газами (аргоном, азотом, криптоном или ксеноном). Лампы силой света 1, 1,5 и 2 св делают пустотными.

    Для удлинения срока службы лампы из колбы удаляют остатки кислорода и влаги путём сжигания внутри колбы фосфора или бария, при этом на внутренней поверхности стекла иногда появляется дымчатый налёт.

    Для фар выпускают лампы с двумя спиралями: спиралью малой мощности для ближнего света и спиралью большей мощности для дальнего света. Первую включают при встречном транспорте и движении машины в черте города, а вторую только при загородной езде и отсутствии встречных машин, т. к. дальний свет оказывает слепящее действие на водителей встречного транспорта. Спираль дальнего света расположена в фокусе отражателя, поэтому лучи света направлены параллельно и на большее расстояние. Спираль ближнего света расположена выше фокуса и несколько вынесена вперёд. Такое расположение спирали обеспечивает наклон лучей и большее их рассеивание. В фарах также применяют двухспиральные лампы, в которых спираль ближнего света снизу закрыта от отражателя экраном. Это исключает возможность отражения лучей нижней частью отражателя и устраняет слепящее действие. Для крепления лампы в отражателе на цоколь лампы напаян фланец, который допускает только правильную установку лампы.

    Кабину или пассажирское помещение легкового автомобиля или автобуса освещают плафоном, щиток приборов – установленными в нём лампами, а двигатель – подкапотной лампой. Кроме того, двигатель, коробку передач и другие агрегаты при осмотре освещают переносной лампой, которую присоединяют к АКБ через штепсельную розетку.

    Конструкцию, применяемость и способы контроля лампы определяют следующие параметры и характеристики:

    – номинальное и расчетное напряжения,

    – номинальное и предельные значения мощности и светового потока,

    – средняя продолжительность горения,

    – геометрические координаты положения нитевой системы относительно базовой (установочной) плоскости.

    Рис. 26. Фонари и их обозначение:

    а – группированные, б – комбинированные;

    Контрольный световой поток – номинальный световой поток эталонной лампы, при котором измеряются оптические характеристики осветительного прибора.

    Базовая плоскость – плоскость, по отношению к которой определяются основные размеры лампы.

    Световая отдача h – отношение излучаемого источником света светового потока к потребляемой мощности.

    Средняя продолжительность горения – средняя продолжительность горения отдельных ламп в испытуемой партии.

    Правила 37 ЕЭК ООН и МЭК 809–85 устанавливают требования к лампам фар категорий R2, Н1, Н2, НЗ, Н4, сигнальных фонарей – P21/5W, P21W, R5W, R10W, C5W, щитков приборов и освещения салона – T4W, W3W, W5W.

    Автомобильная лампа состоит из колбы 1 (рис. 26), одной или двух нитей накала 2 и 3, цоколя 7 с фокусирующим фланцем 5 или без него и выводов 6.

    Колба лампы представляет собой стеклянный сосуд шаровидной, каплевидной, грушевидной или цилиндрической формы, в котором размещены нити накала. Нити накала в двухнитевых лампах имеют различное функциональное назначение.

    Цоколь лампы служит для крепления лампы в патроне светового прибора и подведения тока от источника энергии к электродам, соединяющим контакты цоколя с нитями накала. Автомобильные лампы имеют штифтовые и фланцевые цоколи различной конструкции. В лампе со штифтовым цоколем трудно обеспечить точное расположение нити накала относительно штифтов. Штифтовый цоколь не позволяет надежно фиксировать лампу в патроне. Поэтому лампы со штифтовыми цоколями применяются в основном в световых приборах, к которым не предъявляются жесткие требования в отношении светотехнических характеристик.

    Автомобиль требования к лампам

    Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ.

    В современном автомобиле можно насчитать более полусотни всевозможных ламп, лампочек и светодиодов. Часть из них предназначена для освещения дороги впереди и позади машины, другая часть — для обозначения габаритов, третья — для того, чтобы информировать окружающих о намерениях водителя, четвертая — для освещения салона, его закутков, панели приборов, багажника, моторного отсека, пятая — сигнальные лампы. Сегодня речь пойдет о лампах так называемого головного света — фарах.

    Любая автомобильная фара состоит из корпуса, отражателя, рассеивателя и источника света, которым обычно служит лампа накаливания или газоразрядная лампа. Иногда отражатель, рассеиватель и источник света объединены в неразъемную конструкцию, называемую лампа-фара. Ее преимущество состоит в том, что раскаленная спираль находится в большом объеме газа, и за счет этого лампа лучше охлаждается. Кроме того, лампы-фары герметичны, поэтому у них не портится зеркальная поверхность отражателя и не загрязняется рассеиватель. Однако, когда такая лампа-фара перегорает, а это, увы, случается, приходится менять ее целиком. Стоит же такое изделие в пять-семь раз больше самой дорогой галогенной лампы для обычных фар.

    Несмотря на большое разнообразие, все фары по конструкции можно разделить на две группы: с подвижным или неподвижным рассеивателем. К первой относятся знакомые всем автолюбителям фары «Жигулей» первой модели. У них корпус фар неподвижен относительно кузова, а отражатель с рассеивателем и лампой может наклонять ся вверх-вниз и поворачиваться вправо-влево. Направление светового пучка регулируется обычно двумя винтами, расположенными на корпусе фары снаружи. Кому хоть раз приходилось это делать, прекрасно знает, как трудно бывает провернуть тонкие, насмерть заржавевшие регулировочные винты на старой машине. В фарах с неподвижным рассеивателем направление светового потока тоже задается положением отражателя и лампы, но регулировочные винты защищены от грязи и воды, поскольку обычно находятся под капотом.

    Ближний и дальний свет могут давать две разные фары или одна — с двухнитевой лампой. Нить дальнего света располагается в ней точно в фокусе отражателя и полностью открыта, а нить ближнего света находится чуть дальше фокуса и закрыта снизу небольшим металлическим экраном, поэтому свет от нее попадает только на верхнюю часть отражателя. Край экрана проецируется на дорогу как линия раздела «свет-тень». При такой схеме свет фар распределя ется по типу «тень выше, свет ниже» с вполне приемлемой освещенностью и в то же время не слишком ослепляет встречных водителей.

    Сегодня используются в основном галогенные двухнитевые лампы, а лампы с инертными наполнителями практически забыты. Главное преимущество галогенных ламп заключается в том, что их внутренняя поверхность со временем не темнеет. Светоотдача у них выше, чем у обыкновенных, например, лампа категории R2 (такие используются в «жигулевских» фарах) при мощности 55/50 Вт (соответственно ближний и дальний свет) выдает световой поток в пределах 400-550 лм (люмен — единица светового потока), а близкая к ней по мощности галогенная лампа категории Н4 мощностью 60/55 Вт — в пределах 1000-1650 лм. Немаловажно и то, что по сроку службы галогенные лампы превосходят обычные почти вдвое.

    Не так давно в автомобильные фары стали устанавливать ксеноновые газоразрядные лампы. Они весьма надежны и обладают еще большей светоотдачей (при электрической мощности 35-40 Вт световой поток достигает 3200 лм). Срок службы газоразрядных ламп — 1500 часов. Но чтобы они работали, автомобильных 12-ти вольт не хватает, нужны специальные электронные системы управления и преобразователи напряжения, дающие от 10 до 20 кВ.

    Существуют две системы требований к автомобильным осветительным приборам — европейская и американская. Они включают требования к габаритным огням, сигналам поворотов и к нормам распределения света фар. По европейскому стандарту ближний свет фар должен иметь четкую границу света и тени. В странах с правосторонним движением эта граница слева горизонтальна, а справа — отклонена вверх на 15 градусов для освещения обочины. В американской системе светотеневая граница для ближнего света не обозначена. Требования же к распределению дальнего света в обеих системах почти одинаковы. В заключение приведем несколько советов по оснащению автомобиля световыми приборами и уходу за ними, которые помогут автолюбителям уверенно чувствовать себя на дороге в темное время.

    • Самое серьезное внимание следует уделить регулировке фар. О том, как это делается, журнал уже рассказывал (см. «Наука и жизнь» № 4, 1999 г., статья «Перед дальней дорогой»).

    • Для того, чтобы фары светили ярко, они должны быть чистыми. Даже небольшое загрязнение стекол может снизить освещенность дороги впереди автомобиля в три-четыре раза.

    Смотрите так же:  Октябрьский районный судебные приставы. Октябрьский районный судебные приставы

    • Загрязненные фары следует мыть, а не протирать «всухую». Не только грубые, но и легкие царапины на стекле способны существенно снизить освещенность дороги.

    • Не стоит надевать на фары пластмассовые колпаки, они в два-три раза снижают световой поток и нарушают тепловой режим.

    • Не ставьте в фары цветные лампы (они бывают желтые, голубые и синие). Ничего, кроме уменьшения светоотдачи, цветное стекло не дает.

    • Устанавливая в фару галогенную лампу, не касайтесь ее колбы. Легкий жировой налет от пальцев начнет пригорать и замутнит стекло. Нагар неизбежно ухудшит условия охлаждения лампы, и она в скором времени оплавится.

    • Не пытайтесь вставить в фару лампу, цоколь которой не подходит к гнезду в корпусе отражателя, установить ее точно не удастся. От тряски лампа неизбежно сместится, и фара будет светить неизвестно куда. Лучше найти подходящую лампу или переходник. Сейчас их выпускают.

    • Проверьте герметичность фары после замены лампы. Если герметичность нарушена, на отражатель попадает грязь. А поскольку внутри работающей фары температура повышена, грязь пригорает. Очистить «внутренности» фары после этого невозможно, ее остается только менять.

    • Не увлекайтесь лампами повышенной мощности. Некоторые автолюбители ставят на «Жигули» лампы мощностью 130/120 Вт. Они дают очень незначительное увеличение освещенности по сравнению со штатными лампами (при правильной регулировке фар), а последствия возникают самые нежелательные. Прежде всего, фары начинают перегреваться, от этого оплавляются лампы, идет коробление отражателей и выгорание их зеркального покрытия. Кроме того, подгорают и оплавляются контакты электропроводки и реле, возрастает нагрузка на генератор.

    • Следите за состоянием контактов на проводах, ведущих к фарам. Особенно внимательно стоит отнестись к так называемому массовому проводу, соединяющему металлический корпус фары с кузовом. Даже незначительный слой окисла в месте крепления этого провода к кузову или корпусу фары существенно снижает силу света. Из-за этого фара может полностью отключиться.

    • Не устанавливайте на автомобиль дополнительные мощные фары — они перегружают генератор. Помните, что их можно ставить только в определенных зонах, строго оговоренных в Правилах дорожного движения. Если вы все-таки решили поставить на машину дополнительные фары, обязательно подключайте их через реле. Стандартные отечественные реле подходят для любых импортных фар.

    ГИБДД и ЦВЕТНАЯ лампа. Памятка водителю

    На дорогах Российской Федерации участились случаи применения административных взысканий со стороны работников ГИБДД за использование на автотранспорте ламп с индивидуальным спектром цветового излучения (цветовая температура Кельвин).

    CIE (Commission Internationale de l’Eclairage — Международная комиссия по освещению) определяет «видимый свет» как излучение с длиной волны от 380 нм. до 780 нм. Человек воспринимает свет полуденного солнца как «белый свет», являющийся смесью видимого света в диапазоне от 400 нм. (синий) до 700 нм. (красный).

    При прохождении белого света сквозь призму он разлагается на семь цветов радуги. Когда свет попадает на объект, то часть света отражается. Именно отраженный свет мы и воспринимаем как цвет объекта.

    Физиологические особенности сетчатки глаза каждого человека индивидуальны, соответственно разное восприятие цвета.

    Видимый цвет Цветовая температура (Кельвин)
    Красный 1000
    Оранжевый 2000
    Желтый 3000
    Белый (холодный) 5000
    Голубоватый 6000
    Синий 12000
    Фиолетовый 15000

    Общепринятым цветом автомобильного и общего освещения является – селективно желтый «теплый белый» (диапазон 3000 – 4000 Кельвин). К понятию Белый было бы правильно отнести (популярный у автомобилистов) цвет с номиналом 5000 Кельвин (свет полуденного солнца). Который чаще всего и является аргументом претензий со стороны работников ГИБДД.

    Наиболее часто работниками ГИБДД вменяется правонарушение предусмотренное ст. 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена» — объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, является безопасность дорожного движения, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, то есть совершение конкретных действий выраженных в управлении транспортным средством при наличии не исправностей и характеризуется в форме умысла или неосторожности.

    Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, регламентирует Постановление Правительства РФ от 21.02.2002г. № 127. Методы проверки параметров неисправностей регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 где, пункт 4.3.1. «Количество и цвет установленных на АТС внешних световых приборов должны соответствовать ГОСТу 8769-75».

    ГОСТ 8769-75 СТ СЭВ 4122-83 ПРИБОРЫ ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ — АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАКТОРОВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ

    Пункт 2.1.5.: Фары дальнего света должны излучать белый свет.

    Пункт 2.2.3.: Фары ближнего света должны излучать белый свет.

    Пункт 2.3.4.: Противотуманные фары должны излучать белый или селективно-желтый свет.

    Пункт 2.4.4.: Фонари заднего хода должны излучать белый свет.

    Пункт 2.5.6.: Цвет передних габаритных фонарей должен быть белый, задних — красный.

    Настоящий ГОСТ 8769-75 регламентирует только само понятие, т.е. «название» цветности без указания каких либо цветосоставляющих параметров, отсутствует даже ссылка на нормативные документы устанавливающие характеристики «Цвета».

    Хотя подобный документ существует и является основным для производителей данной продукции.

    Лампы накаливания устанавливаемые на автотранспортные средства подлежат обязательной сертификации в соответствии с ГОСТ 2023.1-88. Загрузить ГОСТ 2023.1-88.

    «Лампы для дорожных транспортных средств. Требования к размерам, электрическим и световым параметрам»

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 ЦВЕТ

    селективный желтый цвет:

    • предел в сторону красного y > 0,138 + 0,580 х
    • предел в сторону зеленого y 0,966 – х
    • для серийного производства y > 0,956 – х
    • предел для спектральной величины y 0,940 – х и y = 0,440

    Метод проверки цветовой принадлежности светового потока ламп осуществляется прибором «СПЕКТРОМЕТР» (а не «на глазок» как это делают работники ГИБДД), для этого работник ГИБДД должен:

  • изъять автомобильные лампы
  • составить соответствующий документ подтверждающий факт об изъятии (с подробным описанием предмета изъятия – для исключения подмены)
  • силами и за счет ГИБДД обеспечить проведение спектрального анализа в независимой организации имеющей соответствующее оборудование, условия и разрешения на проведение данных работ.
  • экспертная комиссия дает заключение на основании фактически полученных результатов по количеству, длины волны и объему спектра составляющих цветов в излучении лампы, путем сравнения с эталонными требованиями утвержденными Государственными нормативными документами (ГОСТ 2023.1-88, ГОСТ Р 41.37-99 (ЕЭК ООН №37) в других случаях заключение можно считать предполагаемым и не доказанным)
  • только на основании заключения экспертной комиссии может определять факт правонарушения (максимально характеризуемая форма «Легкомыслие», при условии явного правонарушения)
  • Выдержка из интервью «Авто.Вести.Ru» и представителя юридической компании:

    Авто.Вести.Ru: С точки зрения закона, может ли он сделать это «на глаз»? В праве ли водитель в таком случае потребовать специальной экспертизы? Каков вообще порядок действий?

    Юрист: п. 5.3.3. ГОСТа Р 51709-2001 установлено, что «Требования 4.3.4 — 4.3.11 проверяют на специальном посту, оборудованном рабочей площадкой, плоским экраном с белым матовым покрытием и приспособлением, ориентирующим взаимное расположение АТС и экрана, установкой для измерения силы света».

    Вряд ли у сотрудников ДПС будет оборудованная рабочая площадка. Конечно, можно проверить и «на глаз», однако в этом случае необходимо этот факт обязательно отразить в протоколе.

    Авто.Вести.Ru: Давайте представим такую ситуацию. Инспектор ДПС определил тип лампы и фары и начал выписывать протокол. Что писать в нем водителю? Правомерно ли использование в отношении водителя п.3 ст.12.5 КоАП РФ, где сообщается что «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств». Цвет огней при этом регламентируется ГОСТом Р 51709-2001 (требуется «белый»), а режим работы вообще точно не прописан.

    Юрист: В случае составления сотрудником ДПС протокола об административном правонарушении с квалификацией по части 3 статьи 12.5. водителю необходимо указать в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» — С содержанием протокола не согласен, нормы закона, предусматривающие ответственность по части 3 статьи 12.5., не нарушал.

    Так, в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

    Одновременно ч. 3 ст. 1.5. КоАП РФ закреплено, что «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье».

    Согласно п. 4.3.1. ГОСТ Р 51709-2001 Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки «Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства». В Таблице 6а (Требования Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах) ГОСТ Р 51709-2001 установлено следующее:
    Фара дальнего света — цвет излучения Белый — количество 2 или 4;
    Фара ближнего света — цвет излучения Белый — количество 2.
    Соответственно, при визуальном методе проверки фары будут соответствовать установленному ГОСТу.

    В любом случае, обязанность по доказыванию административного правонарушения лежит на административном органе — МВД РФ. Кроме того, в суде представителям административного органа необходимо будет доказать какие именно пункты Приложения к Основным положениям по допуску транспортного средства… были нарушены.

    Выдержка из судебного решения в городе Красноярск сентябрь 2005 г.:

    «Поскольку автомобиль прошел государственный технический осмотр и был признан соответствующим ГОСТ Р 51709-2001(талон техосмотра прилагается), а установленные автомобильные лампы соответствуют ГОСТ Р 41.37-99 (выводами Института изделий электрооборудования и электроники для механических транспортных средств, тракторов и прицепов АНО «СЕРТЕТ» подтверждена возможность использования автомобильных ламп в качестве источника света серийных фар), считать транспортное средство «……..» полностью соответствующим требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Протокол «………» считать недействительным, как составленным в нарушении процессуальных норм».

    Можно ли лишиться прав за светодиодные лампы в фарах

    Можно ли устанавливать в обычные фары LED лампы?

    ОБНОВЛЕНИЕ

    Выдержка из документа:

    «Объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов».

    «Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ».

    Вы заметили, как в нашу жизнь плавно и незаметно вошли светодиоды? Они по всюду. Они везде. Но еще несколько лет назад светодиодная оптика казалась фантастикой. Особенно в автопромышленности. Правда теперь, с каждым годом все больше автопроизводителей вместо штатной галогенной или ксеноновой оптики устанавливают на свои автомобили светодиодные фары. Это стало возможным благодаря тому, что себестоимость светодиодных ламп существенно упала.

    В итоге, в мир пришла повсеместная мода на светодиоды и сразу в авто мире появился спрос на светодиодную оптику. Но не все могут себе позволить купить новый автомобиль со светодиодными фарами. Поэтому многие компании поняли, что пришла пора производить светодиодные лампы для ближнего и дальнего света, которые могут заменить обычные галогеновые и ксеноновые лампочки в фарах. Естественно многие автолюбители решили приобрести себе подобные лампы, установив их на свою машину. Но законно ли это? И существует ли ответственность за установку не заводской светодиодной оптики? Давайте разбираться.

    Технологии 21 века все больше захватывают наш мир. Каждый год появляется все больше невероятных инновационных идей, а также вчерашние фантастические технологии сегодня становятся реальностью. Не обошел прогресс цифрового века и автопромышленность. Особенно световые приборы автомобилей, которые за последние десятилетия претерпели существенные изменения.

    Причем прогресс в авто светотехнике за последние несколько лет стал более существенным чем за последние 50 лет. В итоге мы увидели, как в автопромышленности сначала появилась ксеноновая оптика. Затем, светодиодная. Теперь мир стоит на пороге новой эры — лазерное световое освещение.

    Но сегодня речь не об этом. Как мы уже сказали, что во всем мире (в том числе и в нашей стране) в настоящий момент наблюдается сверх популярность светодиодных ламп, которые устанавливаются в автомобильные фары.

    В последние годы все больше водителей начинают задумываться, о замене галогенных и ксеноновых фар на светодиодные. Насколько это эффективно и т.п. вы можете узнать из нашей обзорной статьи здесь.

    Но есть один главный вопрос, который волнует многих. Можно ли устанавливать в обычные фары, предназначенные для галогенных или ксеноновых ламп, новомодные светодиодные лампы? Существует ли ответственность в России за установку светодиодных ламп в переднюю оптику?

    К сожалению многие автовладельцы думают, что ответственности не существует. Ведь это же не ксеноновые лампы, которые запрещено устанавливать в галогенные фары. Но это не так. Ответственность на самом деле существует и очень строгая. Например, за незаконную установку светодиодных ламп ближнего или дальнего света в переднюю оптику, водитель может лишиться водительских прав. Удивлены? Вот подробности.

    Почему многие водители считают, что за установку светодиодных ламп нет ответственности?

    Действительно в нашей стране сложился интересный парадокс. Например, большинство водителей знают, что за установку в галогенные фары ксеноновых ламп в России предусмотрена ответственность, в виде лишения водительских прав. Именно поэтому, мы больше не видим массу автомобилей на дороге с «колхозным» ксеноном. Ведь согласитесь, ответственность за нелегальную установку ксеноновых ламп очень суровая.

    Но почему же тогда с каждым годом на дорогах России появляется все больше машин со светодиодными лампами, которые как правило устанавливаются владельцами транспортных средств самостоятельно?

    Дело в том, что очень большое количество автолюбителей считают, что светодиодные лампы можно устанавливать в переднюю оптику. Особенно если учитывать, что многие продавцы светодиодных ламп ближнего и дальнего света предоставляют большое количество различных сертификатов и разрешений, заверяя покупателей, что LED лампы в галогенную или ксеноновую оптику доступные в продаже, действительно разрешены в нашей стране для применения и продажи.

    Но на деле выясняется, что большинство сертификатов на подобные лампы на момент продажи либо уже не действуют, либо приостановлены.

    Так же не стоит забывать и том, если продажа LED ламп разрешена и имеются действующие разрешения и сертификаты, то это не означает, что каждый автовладелец имеет право устанавливать их в передние фары своей машины.

    Поэтому наличие сертификации светодиодных ламп на территории России не означает, что вы имеете право установить их в свою машину. Да, купить вы можете. Но не более того, если ваши передние фары строго предназначены для работы только с ксеноновыми или галогенными лампами.

    То есть, ситуация точно такая же, как и с ксеноновыми лампами, установка которых категорически запрещена в автомобили, оснащенные передней оптикой предназначенной для галогенных ламп накаливания.

    Соответственно, установив в свои галогенные или ксеноновые фары LED ламы ближнего и дальнего света, вы грубо нарушите действующее Российское законодательство, а именно:

    статью 12.5 части 3 КоАП РФ:

    3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, —

    влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

    Какая ответственность за установку в галогенные или ксеноновые передние фары LED ламп?

    Установка в передние галогенные или ксеноновые фары светодиодных источников ближнего или дальнего света приравнено к оснащению автомобиля красными спецсигналами. Соответственно согласно действующим ПДД и КоАП РФ, в случае если водитель незаконно самовольно установит светодиодные лампы в фары, предназначенные для галогенных или ксеноновых ламп, то ему грозит ответственность в виде лишения водительского удостоверения сроком до 1 года.

    Согласитесь, что это очень строгая мера. Также не забывайте о том, что незнание законов не освобождает вас от ответственности. Поэтому ни в коем случае не устанавливайте на машину светодиодные лампы в фары, которые не предназначены для этого согласно заводской спецификации.

    Кто-то может подумать, что в вышеуказанной ссылке на статью 12.5 ч.3 нет прямого запрета на установку светодиодных ламп в галогенные или ксеноновые фары. Но это не так.

    Статья 12.5 ч.3 КоАП РФ отсылает нас к положению об основных требованиях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, за нарушения которых водитель может быть привлечен к административной ответственности.

    Так в частности, согласно пункта 3 положения об основных требованиях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, техническое состояние и оборудование, участвующих в дорожном движении транспортных средств, в части, относящееся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

    Соответственно, если автомобиль не отвечает соответствующим стандартам, его эксплуатация по дорогам общего пользования запрещена.

    Согласно перечню неисправностей, эксплуатация автомобилей с типом, цветом, расположением и режимом работы внешних световых приборов, которые не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства, запрещена.

    Вот выдержка из закона:

    Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

    3. Внешние световые приборы

    3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

    Примечание: На транспортных средствах снятых с производства допускается, установка внешних световых приборов от транспортных автосредств других марок и моделей.

    3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

    3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

    3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

    3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

    3.6. Спереди транспортного средства установлены световые приборы с огнями красного света или световозвращатели красного света, а сзади — белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.

    А вот еще один важный документ, который прямо запрещает установку светодиодных ламп в фары, не предназначенные для работы с LED освещением:

    Речь идет о Техническом регламенте Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, который принят решением комиссии Таможенного союза 9 декабря 2011 года (№877):

    1. 3. Требования к устройствам освещения и световой сигнализации

    — 3.1. Количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве должны соответствовать указанным изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, при этом световой пучок фар ближнего света должен соответствовать условиям правостороннего движения.

    Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации транспортного средства, должен соответствовать указанному изготовителем в эксплуатационной документации с учетом заводской комплектации данного транспортного средства либо, в случае внесения изменений в конструкцию транспортного средства, указанному в документации на световые приборы, установленные вместо предусмотренных конструкцией.

    Внешние световые приборы должны находиться в работоспособном состоянии.

    — 3.2. Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения, назначения, замена, установка дополнительных и демонтаж предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации внешних световых приборов допускается только в соответствии с разделом 1.3 приложения N 4 к настоящему техническому регламенту и таблицей 3.1 настоящего приложения, а также при выполнении требований раздела 9 приложения N 9 к настоящему техническому регламенту.

    На транспортных средствах, снятых с производства, допускается замена светотехнических устройств на используемые на транспортных средствах других типов.

    Соответственно в зависимости от типа ваших фар в машине вы имеете право применять в них только те источники освещения, которые предназначены для этого вида оптики.

    Как органы ГИБДД проверят, к какому типу фар относится ваша оптика?

    Каждая передняя фара в автомобиле должна маркироваться на автозаводе соответствующей общепринятой маркировкой, которая указывает не только на тип оптики, но и на вид ламп, применяемых в ней.

    Соответственно по маркировке сотрудники технадзора могут установить, что в вашей машине установлены галогенные фары, в которые вы, например, установили ксеноновые или LED лампы. Естественно галогенная оптика с отражателями не может обеспечить безопасное освещение на дороге при использовании светодиодных ламп. Именно поэтому согласно законодательства за незаконную установку LED или ксеноновых ламп в галогенную оптику водитель может быть привлечен к административной ответственности (лишение прав).

    Тоже касается и установке светодиодных ламп в ксеноновую линзовую оптику. То есть, даже несмотря на наличие линз в передней оптике, которые предназначены для ксеноновых источников освещения, применение в подобных фарах LED ламп опасно и соответственно запрещено действующем законодательством.

    Как законно установить в фары светодиодные лампы?

    Согласно законодательства, в случае, если вы вносите изменения в конструкцию автомобиля, то вы имеете право эксплуатировать автомобиль на дорогах общего пользования только после прохождения определенной процедуры в легализации установленного оборудования в ГИБДД и в специализированных организациях.

    Более подробно, как оформить переоборудование автомобиля, мы рассмотрели в статье «Штраф за газовое оборудование в автомобиле». Напомним, что в этой статье мы рассмотрели процесс легализации установки на транспортное средство газового оборудования.

    При установки светодиодных ламп в машину вам потребуется для начала переоборудовать фары в специализированной организации, которая установит в них соответствующие линзы и другое оборудование, которое обеспечит светодиодному освещению оптимальный пучок света, проецируемый на дорогу.

    Так же для законного оформления светодиодной оптики вам необходимо получить разрешение на переоборудование автомобиля.

    В том числе, после установки / переделки передних фар в специализированной организации вы должны оформить переоснащение машины в ГИБДД и получить свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями согласно требованиям безопасности.

    Подробнее о самом процессе здесь.

    Какая ответственность грозит за установку светодиодных фар на автомобиль в комплектации с галогенными или ксеноновыми фарами?

    В принципе, никакая. Да, конечно ответственность также есть и за это. Но доказать вашу вину очень тяжело.

    Формально, если вы вместо галогенных фар установите на машину светодиодную оптику от более дорогой комплектации вашей модели, то максимум, что вам грозит, это штраф в 500 рублей.

    Но согласно закона даже, если вы вместо ксеноновых или галогенных фар установите на свою машину LED оптику от вашей же модели, но с более богатой комплектации, то все равно обязаны оформить внесение изменений в конструкцию своего автомобиля. Правда то, что привлечь вас к ответственности за это будет невозможно и маловероятным. Ведь сотрудник ГИБДД сверит маркировку фар и удостоверится, что лампы освещения, установленные в них соответствуют типу использования оптики. А то, что вы используете фары от другой версии автомобиля сотрудник ГИБДД вряд ли узнает.

    Дело до лампочки

    Последнее новомодное увлечение водителей светодиодными лампами может привести их к неприятным последствиям.

    Все уже привыкли к тому, что за установку так называемого «колхозного» ксенона можно лишиться прав. Именно для борьбы с такими фарами в Кодексе об административных правонарушениях появилась часть 3 статьи 12.5. В ней за световые приборы, режим работы которых не соответствует основным положениям по допуску, предусмотрены штраф в пять тысяч рублей или лишение прав.

    Действительно, режим работы ксенона отличается от обычных галогеновых ламп. Поэтому такие фары требуют специальных линз, а также автоматической регулировки света.

    Со светодиодными лампами ситуация иная. Они не требуют дополнительных электронных блоков. Им не нужны дополнительные линзы. Они не нуждаются в электронной регулировке наклона. Но они не соответствуют требованиям безопасности.

    В последнее время производители таких ламп добились определенных успехов. Вплоть до того, что светодиоды теперь располагаются точно так же, как должен быть направлен свет от галогеновой лампы. Однако до сих пор ни одному производителю светодиодов не удалось добиться того, чтобы регулировка света такой фары соответствовала требованиям. Проще говоря, если вы в обычную фару, предназначенную для галогеновых ламп, вставили светодиодную, то техосмотр вы не пройдете. Фара просто не будет светить так, как это требуется.

    Установка такой лампы будет считаться внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Но разрешение на такое изменение вы получить не сможете, по той причине, что свет не регулируется, как надо.

    Да, есть автомобили, на которые изначально установлены светодиодные фары. Например, экономные китайцы на дорогих моделях предпочитают устанавливать именно такие. Это вообще тенденция тех, кто выпускает очень дорогие машины. Но оптика на этих автомобилях адаптирована именно под такие лампы.

    Установка светодиодных ламп в обычные галогеновые фары грозит тем, что водителя привлекут именно по части 3 статьи 12.5 КоАП с лишением прав и конфискацией этих самых ламп.

    Сергей Смирнов, редактор журнала «За рулем», юрист:

    — Если водитель установил на автомобиле светодиодные лампы, не предусмотренные заводом-изготовителем, то наказание может быть весьма суровым.

    На первый взгляд, такой проступок подпадает под часть первую статьи 12.5, где наказание весьма безобидное. Предупреждение или штраф 500 рублей.

    С одной стороны, эта часть распространяется на все неисправности и условия, при которых запрещена эксплуатация. В том числе и установка неправильного света. Однако частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ законодатель отдельно выделил случаи, связанные с установкой световых приборов, не соответствующих требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

    Так, пункт 11 Основных положений запрещает эксплуатацию автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям все того же перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация.

    А в разделе 3 этого перечня как раз и перечислены все случаи, связанные с использованием «неправильного света».

    Так вот, наказание за использование «неузаконенных» светодиодных ламп уже не такое и безобидное. Водитель вполне может лишиться прав на срок от полугода до года.

    Лампа автомобильная: все многообразие автомобильной светотехники

    В каждом современном автомобиле, тракторе и других транспортных средствах используется несколько десятков световых приборов — ламп. О том, что такое автомобильная лампа, каких типов бывают лампы и как они устроены, как правильно выбрать и эксплуатировать лампы различных видов — читайте в этой статье.

    Что такое автомобильная лампа?

    Автомобильная лампа — осветительный электрический прибор, искусственный источник света, в котором электрическая энергия тем или иным путем преобразуется в световое излучение.

    Автомобильные лампы используются для решения нескольких задач:

    • Освещение дороги и окружающей местности в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, пылевая буря) — фары головного света, противотуманные фары, фары-искатели и прожекторы;
    • Световая сигнализация для обеспечения безопасности дорожного движения — указатели поворота, стоп-сигналы, сигнал заднего хода, дневные ходовые огни, подсветка заднего номерного знака, задние противотуманные фонари;
    • Сигнализация о состоянии автомобиля, его узлов и агрегатов — сигнальные и контрольные лампы на приборной панели;
    • Внутреннее освещение — салона автомобиля, подкапотного пространства, багажного отделения;
    • Аварийное освещение — выносные лампы-переноски и другие;
    • Тюнинг и модернизация авто — лампы декоративной подсветки.

    Для решения каждой из этих задач используются различные по конструкции и характеристикам лампы и другие источники света (светодиоды). Чтобы сделать правильный выбор лампы, сначала нужно разобраться в их существующих типах и особенностях.

    Типы и характеристики автомобильных ламп

    Автомобильные лампы можно разделить на типы и виды по лежащему в основе их работы физическому принципу, характеристикам и назначению.

    По физическому принципу работы лампы делятся на следующие виды:

    • Лампы накаливания;
    • Газоразрядные ксеноновые (дуговые, ксенон-металлогалогенные);
    • Газосветные лампы (неоновые и заполненные другими инертными газами);
    • Люминесцентные лампы;
    • Полупроводниковые источники света — светодиоды.

    Каждый из описанных типов ламп имеет свои конструктивные особенности и принцип работы.

    Лампы накаливания. Источником света выступает нагретая до высокой температуры вольфрамовая нить, заключенная в стеклянную колбу. Могут иметь одну или две нити (комбинированные лампы ближнего и дальнего света), бывают трех типов:

    • Вакуумная — из колбы откачан воздух, за счет чего нить при нагреве не окисляется;
    • С наполнением инертным газом — в колбу закачан азот, аргон или их смесь;
    • Галогенные — в колбе находится смесь паров галогенов йода и брома, чем достигается улучшение работы лампы и ее характеристики.

    Вакуумные лампы сегодня используются только в приборных панелях, в подсветке и т.д. Широко распространены универсальные лампы с заполнением инертными газами. Галогенные лампы применяются только в фарах головного света.

    Ксеноновые лампы. Это электродуговые лампы, в колбе находится два электрода, между которыми горит электрическая дуга. Колба заполнена газом ксеноном, который обеспечивает необходимые характеристики работы лампы. Выделяют лампы ксенон и би-ксенон, они аналогичны лампам с двумя нитями на ближний и дальний свет.

    Газосветные лампы. В этих лампах используется способность инертных газов (гелий, неон, аргон, криптон, ксенон) испускать свет при пропуске через них электрического разряда. Наиболее широко используются неоновые лампы оранжевого свечения, аргоновые лампы дают фиолетовое свечение, криптоновые — голубое.

    Люминесцентные лампы. В этих лампах свет излучает специальное покрытие внутри колбы — люминофор. Данное покрытие светится за счет поглощения энергии, которую в виде ультрафиолетового света излучают пары ртути при пропуске через них электрического разряда.

    Светодиодные лампы. Это полупроводниковые приборы (светоизлучающие диоды), в которых оптическое излучение возникает вследствие квантовых эффектов в p-n переходе (в месте контакта различных по свойствам полупроводников). Светодиод, в отличие от большинства других источников света, является практически точечным источником излучения.

    Лампы различных видов имеют определенные сферы применения:

    • Лампы накаливания — наиболее универсальные, сегодня они применяются для головного света, сигнализации, в салоне, в качестве контрольных и сигнальных ламп в приборных панелях и т.д.;
    • Ксеноновые — только в головном свете;
    • Газосветные — неоновые лампы в качестве индикаторных и контрольных (сегодня используются редко), неоновые и другие газовые трубки для декоративной подсветки;
    • Люминесцентные — в качестве салонных (редко) и выносных источников света для аварийных ситуаций, проведения ремонтных работ и т.д.;
    • Светодиоды — универсальные источники света, которые сегодня используются в головном свете, для световой сигнализации, в качестве дневных ходовых огней, в приборных панелях.

    Автомобильные лампы имеют несколько основных характеристик:

    • Напряжение питания — 6, 12 и 24 В соответственно для мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей;
    • Электрическая мощность — потребляемая лампой мощность, обычно лежит в пределах от десятых долей ватта (сигнальные и контрольные лампы) до нескольких десятков ватт (лампы головного света). Обычно лампы габаритных огней, стоп-сигналов и указателей поворота имеют мощность 4-5 Вт, лампы головного света — от 35 до 70 Вт в зависимости от типа (лампы накаливания — 45-50 Вт, галогеновые лампы — 60-65 Вт, ксеноновые — до 75 Вт и более);
    • Яркость — мощность светового потока, создаваемого лампой, измеряется в люменах (Лм). Обычные лампы накаливания создают световой поток до 550-600 Лм, галогеновые той же мощности — 1300-2100 Лм, ксеноновые — до 3200 Лм, светодиодные — 20-500 Лм;
    • Цветовая температура — характеристика цвета излучения лампы, указывается в градусах Кельвина. Лампы накаливания имеют цветовую температуру 2200-2800 К, галогеновые лампы — 3000-3200 К, ксеноновые — 4000-5000 К, светодиодные — 4000-6000 К. Чем выше цветовая температура, тем свет лампы «белее».

    Отдельно выделяют две группы ламп по спектру излучения:

    • Обычные лампы — имеют колбу из обычного стекла, излучают в широком спектре (в оптическом и ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях);
    • С ультрафиолетовым фильтром — имеют колбу из кварцевого стекла, которое задерживает ультрафиолетовое излучение. Данные лампы используются в фарах с рассеивателем из поликарбоната или иных пластиков, которые теряют свои качества и разрушаются под действием УФ-излучения.

    Однако указанные выше характеристики при выборе ламп имеют не столь важное значение, как их конструкция и тип цоколя, о чем нужно сказать подробнее.

    Типы цоколей, конструкция и применимость автомобильных ламп


    Типы цоколей автомобильных ламп


    Применимость основных типов автомобильных ламп

    Сегодня используются лампы с большим разнообразием цоколей, однако все они делятся на две больших группы:

    • Европа — лампы, изготовленные в соответствии с Правилами ЕЭК ООН №37, данный стандарт принят и в России (ГОСТ Р 41.37-99);
    • Америка — лампы, изготовленные в соответствии с правилами NHTSA (Национального управления безопасностью движения на трассах), некоторые типы ламп имеют европейские аналоги.

    Независимо от группы, лампы могут иметь цоколи следующих типов:

    • Фланцевые — цоколь имеет ограничительный фланец, электрическое соединение выполняется плоскими контактами;
    • Штифтовые — цоколь выполнен в виде металлического стакана с двумя или тремя штифтами для фиксации в патроне;
    • С пластиковым патроном (прямоугольным цоколем) — фланцевые лампы, имеющие пластиковый патрон с интегрированным разъемом. Разъем может располагаться сбоку или внизу (коаксиальный);
    • Со стеклянным цоколем — цоколь является частью стеклянной колбы, в его нижней части впаяны электрические контакты;
    • Со стеклянным цоколем и пластмассовым патроном — со стороны цоколя располагается пластиковый патрон с разъемом или без (в этом случае контакты из цоколя проходят через отверстия в патроне);
    • Софитные (двухцокольные) — цилиндрические лампы с цоколями, расположенными по торцам, каждый вывод спирали имеет свой цоколь.

    При этом лампы с различным типом цоколей делятся на группы по назначению:

    • Группа 1 — без ограничений — лампы ближнего и дальнего света, противотуманных фонарей и т.д. К этой группе относятся все лампы типов (категорий) H (наиболее распространенным является тип H4), HB, HI, HS, а также некоторые специальные лампы (S2 и S3 для мотоциклов и мопедов, и другие);
    • Группа 2 — сигнальные лампы, лампы указателей поворота, фонарей заднего хода, габаритных огней, подсветки номерного знака и т.д. К этой группе относятся лампы с маркировкой C, HY, P, PR, PY, PR, PSR, PSY, R, T, W и некоторые другие;
    • Группа 3 — лампы для замены аналогичных изделий в снятых с производства транспортных средствах. К данной группе относятся лампы R2 (с круглой колбой, широко использовались на старых отечественных автомобилях), S1 и C21W;
    • Газоразрядные ксеноновые лампы — к этой группе относятся ксеноновые лампы с маркировкой D.

    Лампы группы 1, используемые для фар головного света, бывают двух типов:

    • С одной нитью накаливания (или одной дугой в случае ксеноновой лампы) — используются только как лампа ближнего или дальнего света. В приборах ближнего света нить накала снизу закрыта экраном специальной формы, чтобы поток света был направлен только в верхнюю часть отражателя фары;
    • С двумя нитями накаливания — используются как лампа ближнего и дальнего света. В этих лампах нити разделены некоторым расстоянием, чтобы при установке в фару нить дальнего света находилась в фокусе отражателя, а нить ближнего света выходила из фокуса, также нить ближнего света закрыта снизу экраном.

    Следует особо отметить, что тип (категория) лампы и тип цоколя — это не одно и то же. Различные группы ламп отличаются конструкцией и могут иметь стандартизированный цоколь, наиболее распространенные типы цоколей приведены на рисунке.

    Правильный выбор и особенности эксплуатации автомобильных ламп

    При выборе ламп в автомобиль следует учитывать тип лампы, тип ее цоколя и электрические характеристики — напряжение питания и мощность. Лучше всего покупать лампы с той же маркировкой, что имели старые — так вы гарантированно получите именно то, что нужно. Если же по тем или иным причинам приобрести точно такую же лампу нет возможности или желания (например, при замене обычных ламп накаливания светодиодными), то следует учитывать тип цоколя и электрические характеристики.

    Выбирая лампы для головного света, нужно учитывать рекомендации производителя автомобиля, указанные на рассеивателе. Так, для пластиковых рассеивателей (а таких сегодня большинство) нужно покупать лампы с ультрафиолетовым фильтром — такими выпускаются почти все галогеновые лампы. Также на рассеивателе может быть указана маркировка подходящих ламп или указан их тип (например — надпись «Halogen»). Лучше всего покупать лампы парами, чтобы обе фары имели идентичные характеристики.

    Покупая лампы для указателей поворота и повторителей, нужно учитывать цвет их рассеивателей. Если рассеиватель прозрачный, то необходимо выбирать лампы с колбой так называемого автомобильного желтого (янтарного) цвета. Если рассеиватель окрашен, то лампа должна иметь прозрачную колбу. Заменить один тип лампы на другой (например, поставить янтарную лампу вместо прозрачной или наоборот) нельзя, так как они имеют различные типы цоколей и не взаимозаменяемы.

    При монтаже ламп, особенно головного света, необходимо соблюдать осторожность. Брать лампу можно только за цоколь или использовать чистые перчатки. Остатки жира от пальцев и загрязнения на колбе приводят к негативным последствиям — нарушается диаграмма направленности излучения лампы и характеристики, а вследствие неравномерного нагрева лампа может растрескаться и уже через несколько часов эксплуатации выйти из строя.

    При правильном подборе и замене ламп автомобиль будет отвечать требованиям стандартов и обеспечит комфортную эксплуатацию в различных условиях.

    Смотрите так же:  ВС пояснил, когда можно ездить без ОСАГО. 10 дней на страховку осаго

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *