Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ
«Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

3 июля 2016 г., 29 декабря 2017 г., 27 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 4 июля 2014 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Закон устанавливает правовые основы организации и осуществления контроля за деятельностью органов власти всех уровней, государственных и муниципальных организаций, иных органов и юрлиц, реализующих отдельные публичные полномочия.

К субъектам контроля относятся федеральная и региональные общественные палаты, общественные палаты (советы) муниципалитетов, общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти.

Кроме того, могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные оргструктуры. Определены их права и обязанности.

Контроль проводится в виде общественных мониторинга, проверки, экспертизы, а также в таких формах, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и др. Возможно применение нескольких форм.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 июля 2014 г., в «Российской газете» от 23 июля 2014 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 30 (часть I) ст. 4213

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2020 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 353-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Подготовлены изменения в федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ»

Субъекты общественного контроля — общественные палаты и общественные советы получат дополнительные полномочия и смогут определять общественно значимые нормативные правовые акты, которые подлежат общественной экспертизе. А результаты оценки открытости органов госвласти и местного самоуправления будут учитываться при общественной оценке их деятельности. Это предусмотрено изменениями в федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ», которые подготовлены на площадке Открытого правительства.

Законопроект разработан в рамках исполнения «дорожной карты» по совершенствованию законодательства в части развития принципов и механизмов открытости госорганов. В документе закреплён конкурсный порядок формирования общественных советов на региональном уровне. В действующей версии закона такой порядок был определён только для федеральных министерств и ведомств.

Согласно законопроекту, правила конкурсного отбора в члены общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ должны устанавливаться законом субъекта. Региональные общественные палаты при этом смогут оказывать организационную и методическую поддержку при формировании советов и организации их деятельности. В 65 субъектах уже сейчас региональные общественные палаты принимают участие в формировании общественных советов.

Правила конкурсного отбора в общественные советы при органах местного самоуправления будут утверждаться нормативным актом представительного органа муниципального образования.

Законопроект затрагивает также сферу общественного мониторинга. Он будет дополнен оценкой открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, предлагается учитывать результаты оценки открытости госорганов при общественной оценке их деятельности. Законопроект предполагает, что инициировать оценку открытости помимо Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства сможет также Общественная палата РФ. Причём эта процедура может стать частью комплексной общественной оценки работы федеральных органов исполнительной власти. Итоги такой оценки должны быть публично презентованы и рассмотрены Общественной палатой, самими госорганами и ведомственными общественными советами, а сводные результаты представлены в правительство.

Открытость министерств и ведомств ежегодно оценивается путём независимого социологического исследования, которое для Открытого правительства проводит ВЦИОМ по методике, утверждённой Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства. Кроме того, министерства и ведомства проводят внутреннюю оценку собственной открытости, результаты которой сопоставляются с рейтингом ВЦИОМ.

Законопроект поможет повысить эффективность формирования и организации работы общественных советов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также эффективность реализации функций общественного контроля. На сегодняшний день Открытое правительство совместно с Общественной палатой выработало понятную и прозрачную процедуру формирования общественных советов. Надо использовать этот формат, чтобы они в полном объёме выполняли свою главную функцию — общественного контроля за деятельностью государственных органов власти — и обеспечивали здесь основной запрос общества на актуальность и востребованность обсуждаемых тем и вопросов, справедливость и объективность дискуссии», — отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» были определены основные требования к созданию общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, а также законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

«Перезапуск» общественных советов при федеральных органах исполнительной власти осуществляется под эгидой Экспертного совета при правительстве и Общественной палаты РФ во исполнение майского указа президента РФ о реформировании госуправления. Согласно указу президента от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», общественные советы должны стать механизмом общественного контроля за деятельностью органов власти. Документ предписывает отказ от формирования общественных советов самими органами власти, а также обязательное участие в деятельности общественных советов независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Создание общественных советов при министерствах и ведомствах стало обязательным. Инициатором их создания может выступать либо Общественная палата, либо сам руководитель федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), а кандидаты выдвигаются общественными объединениями. Формируются советы на основе конкурсных процедур и по принципу «двух ключей»: на 75% — из кандидатов от Общественной палаты и на 25% — от Экспертного совета при правительстве РФ.

Закон об общественном контроле

Основное назначение Закона об общественном контроле – организация надзора и мониторинга со стороны общества за деятельностью органов власти на всех ее уровнях. Предписываются контролирующие функции над определенными полномочиями федеральных, региональных и муниципальных учреждений. Закон основывается на добровольном праве граждан осуществлять контролирующие функции как лично, так и через негосударственные некоммерческие организации.

Описание Федерального закона 212

Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» принят 4 июля 2014. С момента вступления в силу документ претерпел ряд изменений. Последние поправки в Федеральный закон об общественном контроле были внесены 3 июля 2016.

Структурно документ состоит из ряда правовых вопросов, объединенных в следующие главы:

  • общие положения;
  • субъекты общественного контроля и их статус;
  • формы и порядок осуществления контролирующих функций;
  • ответственность за нарушение данного закона.
  • Общие положения включают в себя правовые основы законодательства в данной сфере и разделяются по следующим аспектам:

    • предмет регулирования и законодательная база;
    • понятие общественного контроля и право граждан на участие в нем;
    • цели и задачи, принципы контролирующих действий;
    • информационное обеспечение и доступ к имеющимся сведениям.
    • Общественный контроль согласно общим положениям документа определяется следующими принципами:

    • соблюдение прав и законных интересов граждан;
    • добровольность в предпринимаемых действиях;
    • самостоятельность и независимость субъектов, законность их действий;
    • публичность и открытость действий, а также доступность обсуждения и его результатов;
    • объективное и добросовестное исполнение предписанных норм;
    • обязательное рассмотрение итоговых документов учреждениями, в отношениях которых были предприняты контролирующие действия;
    • различие и многообразие в формах;
    • недопустимость вмешательства субъектов в деятельность контролируемых органов власти без веских на то оснований;
    • презумпция добросовестности органов власти;
    • неприемлемость вмешательства в деятельность политических партий;
    • соблюдение нейтральности.
    • Глава 2 регулирует статус субъектов общественного контроля. Положения ФЗ 212 предписывают следующие правовые нормы:

      • определение субъекта общественного контроля;
      • права и обязанности такового;
      • конфликт интересов при осуществлении определенных действий;
      • федеральная, региональная и муниципальная общественные палаты;
      • функционирование советов и наблюдательных комиссий;
      • инспекции и группы;
      • взаимодействие субъектов с контролируемыми органами власти;
      • создание ассоциаций и союзов.

      Формы и порядок осуществления контроля со стороны общества определяются следующими положениями ФЗ 212:

    • перечень форм;
    • принципы мониторинга и проверки;
    • проведение экспертизы и обсуждения;
    • права и обязанности инспектора и эксперта;
    • назначение публичных слушаний;
    • определение итогов и информирование о результатах проведенных действий.
    • В заключительных положениях ФЗ 212 предписывается ответственность за нарушение правовых норм. А вы знаете, что ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации” имеет тот же номер?

      Скачать текст Закона об общественном контроле

      Скачать Федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ» можно по ссылке. Документ представлен в редакции с последними изменениями от 3 июля 2016. Текст будет востребован гражданами, заинтересованными в соответствующих действиях. Редакция документа может использоваться и юристами, изучающими данную область законодательства.

      Изменения в ФЗ 212 об общественном контроле в РФ

      Последние поправки в Федеральный закон о проведении контролирующих мероприятий были введены 3 июля 2016 и вступили в силу 1 января 2017. Коррективы были внесены в статью 2 в рамках изменения закона «Об охране окружающей среды» и приведения других законодательных актов в соответствие с вводимыми поправками.

      Статья 2 ФЗ 212 определяет правовую основу для соответствующих действий со стороны граждан. Положение регулирует следующие аспекты:

    • все осуществляемые действия не должны противоречить данному закону или иным правовым актам РФ;
    • предписывается ряд организаций и учреждений, надзор над действиями которых регулируется в отдельном порядке соответствующими законами;
    • действие ФЗ 212 не распространяется на проведение выборов и референдумов, а также в отношении охраны окружающей среды.
    • Статьей 2 устанавливается запрет на принятие актов, которые могут препятствовать проведению предписанных действий. Изменения, внесенные в данное положение, коснулись редакции части 3 и добавили формулировку о порядке общественного контроля над деятельностью в сфере охраны окружающей среды.

      Потенциал законодательства об общественном контроле не используется в полной мере

      ОП КБР представила результаты мониторинга правоприменительной практики законодательства об общественном контроле на территории республики

      Итоги реализации в Кабардино-Балкарской Республике Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а также ряда других законов, регламентирующих осуществление общественного контроля в отдельных сферах, обсудили на XI пленарном заседании ОП КБР.

      Заместитель председателя ОП Людмила Федченко подробно рассказала, какие субъекты общественного контроля сегодня созданы в КБР, как они реализуют предоставленные законом полномочия, какие проблемные вопросы нормативного, методического и организационного характера имеются в части реализации законодательства об общественном контроле.

      «Несмотря на то, что Федеральный закон об основах общественного контроля до сих пор вызывает много дискуссий среди экспертов и трудностей у правоприменителей, он, бесспорно, стал своего рода универсальным средством защиты общественных интересов, вооружив граждан прямым и легитимным инструментом влияния на органы власти через своих представителей в лице субъектов общественного контроля», — подчеркнула Федченко.

      Она сообщила, что на сегодняшний из числа субъектов общественного контроля, предусмотренных ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, в настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике функционируют следующие:

      1) Общественная палата КБР (третий состав);
      2) общественные советы при 6 территориальных органах федеральных органов исполнительной власти в КБР (из 22-х): УФНС по КБР, МВД по КБР, УФССП по КБР, Управлении Росреестра КБР, Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КБР и РСО-Алания, УФСИН по КБР;
      3) общественные советы при 18 исполнительных органах государственной власти КБР (из 21-го);
      4) общественная наблюдательная комиссия КБР в местах принудительного содержания (четвертый состав).

      В феврале 2020 г. Парламент КБР принял Положение об Общественном совете при Парламенте Кабардино-Балкарской Республики и начал его формирование.

      Заместитель председателя Палаты обратила внимание на то, что ни Общественной палате КБР, ни общественным объединениям и иным негосударственным некоммерческим организациям не было представлено право выдвижения кандидатур в состав такого совета. Помимо этого, не предусмотрен конкурсный отбор кандидатур. Согласно Положению, Общественный совет при Парламенте КБР формируется из кандидатур, определяемых председателем Парламента, его заместителями, комитетами Парламента, т.е. исключительно самим законодательным органом республики.

      По мнению общественников, Положение об Общественном совете при Парламенте КБР не учитывает положения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», а также современные подходы к формированию общественных советов при органах государственной власти.

      Людмила Федченко отметила, что из-за отсутствия на федеральном, а также республиканском уровнях модельных нормативных актов, методических рекомендаций по формированию и организации деятельности общественных палат (советов) муниципальных образований такие субъекты общественного контроля ни в одном муниципалитете Кабардино-Балкарской Республики не созданы. На муниципальном уровне общественные советы образованы в основном при главах местных администраций, в отдельных районах — при местных администрациях. Статус таких общественных советов законодательством четко не определен, и в перечень субъектов общественного контроля они не входят.

      В докладе также был озвучен опыт Общественной палаты КБР по освоению различных форм общественного контроля и их применению на практике.

      О проблемах реализации законодательства об общественном контроле в сфере охраны окружающей среды рассказал председатель комиссии ОП по экологии, АПК и развитию сельских территорий Борис Уянаев. Он акцентировал внимание на том, что на сегодняшний день только 3 жителя республики имеют удостоверения общественного экологического инспектора, выданные Минприроды КБР. Их кандидатуры были представлены лишь одной общественной организацией «Эко-гармония» (из 7 НКО экологической направленности, зарегистрированных в КБР). Помимо этого, 20 человек имеют статус общественных охотничьих инспекторов, подтвержденный соответствующими удостоверениями, выданными министерством.

      Также отраслевыми нормативными актами Минприроды предусмотрено создание института общественных лесных инспекторов, однако пока не нашлось желающих участвовать в такой деятельности. Проведенная ОП общественная экспертиза Закона КБР «Об общественном экологическом контроле» выявила несоответствие его отдельных положений федеральному законодательству в области охраны окружающей среды.

      По сообщению заместителя председателя Комиссии ОП по развитию реального сектора экономики, предпринимательству и ЖКХ Руслана Мазлоева, сегодня наиболее полно урегулированы нормативными правовыми актами федерального уровня вопросы осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ.

      «Однако приходится с сожалением констатировать, что правом реализации действующего законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений общественные организации и жители республики пользуются весьма недостаточно. Так, например, по состоянию на 1 января 2020 г. из 1035 многоквартирных домов в Нальчике Советы МКД создали только в 21 многоквартирном доме. Не созданы Советы МКД в Терском, Урванском, Майском и Лескенском муниципальных районах. Также в КБР до сих пор не создан институт общественных жилищных инспекторов.

      Профессиональных кадров и квалифицированных специалистов в сфере ЖКХ сегодня не так много. Государственных жилищных инспекторов в республике всего 13 человек, и они не могут контролировать каждый дом. Что же делать простым гражданам? Ответ прост: самим быть активнее, изучать законодательство и следить за ситуацией, тем более, что закон на стороне собственников жилья», — заключил Мазлоев.

      О деятельности общественной наблюдательной комиссии КБР в местах принудительного содержания рассказал ее председатель Анатолий Барсагов. Опытом работы, в том числе по осуществлению общественного контроля, поделились председатель Общественного совета при МВД по КБР Валерий Балкизов и зампредседателя Общественного совета при Министерстве труда, занятости и социальной защиты КБР Заурбек Шиков.

      В целом проведенный Общественной палатой мониторинг правоприменительной практики законодательства об общественном контроле в Кабардино-Балкарской Республике позволил выявить следующие трудности и недостатки.

      1. Существует целый ряд проблемных вопросов реализации Федерального закона № 212-ФЗ, требующих уточнения и конкретизации путем внесения соответствующих изменений в указанный закон.

      2. Некоторые изменения законодательства в части формирования общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сферах культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (Федеральный закон № 392-ФЗ) сформулированы неоднозначно, что вызывает сложности в их понимании и применении.

      3. Порядок формирования общественных советов при территориальных органах федеральных органов исполнительной власти в настоящее время не урегулирован на федеральном уровне нормативными правовыми актами, за исключением территориальных органов МВД России. Этим объясняется низкая активность территориальных ведомств в создании общественных советов.

      4. Общественные советы при органах государственной власти КБР и органах местного самоуправления пока еще не стали действенным механизмом общественного контроля. Для них не характерны открытость, публичность, ориентация на дискуссионный характер обсуждения вопросов, контроль за реализацией принятых решений. По-прежнему на сайтах большинства исполнительных органов госвласти КБР нет полной информации о деятельности общественных советов. Отчасти это обусловлено следующими факторами: недостаточностью профессиональных компетенций в сфере общественного контроля у самих членов общественных советов, а также недостаточными знаниями законодательства об общественном контроле у специалистов министерств и ведомств; слабостью горизонтального взаимодействия и отсутствием обмена практиками между субъектами общественного контроля всех уровней; недостаточным материально-техническим, финансовым, информационным и методическим обеспечением общественных советов.

      5. В Кабардино-Балкарской Республике не реализуется в полной мере Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля», нет практики привлечения граждан к осуществлению жилищного контроля в качестве общественных жилищных инспекторов.

      6. Общественная наблюдательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики не обеспечивает открытость доступа к информации об общественном контроле в местах принудительного содержания, т.к. не направляет такую информацию для размещения на официальном сайте Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, на котором создан специальный раздел.

      7. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации Кабардино-Балкарской Республики практически не пользуются правами, предоставленными Федеральным законом № 212-ФЗ и иными федеральными законами, регламентирующими осуществление общественного контроля в отдельных сферах правоотношений.

      По итогам заседания приняты соответствующие рекомендации, которые будут направлены всем заинтересованным органам и организациям, а также размещены на официальном сайте ОП КБР.

      Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

      Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

      Изменения и поправки

      Комментарии Российской Газеты

      Принят Государственной Думой 4 июля 2014 года

      Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

      Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

      Статья 2. Правовая основа общественного контроля

      1. Осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

      2. Осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, регулируется соответствующими федеральными законами.

      3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах.

      4. Не допускается принятие нормативных правовых актов в целях воспрепятствования осуществлению общественного контроля.

      Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля

      1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

      2. Участие гражданина в осуществлении общественного контроля является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в осуществлении общественного контроля, а также препятствовать реализации его права на участие в осуществлении общественного контроля.

      3. Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

      4. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

      5. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

      6. В случаях, предусмотренных федеральными законами, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в отдельных сферах общественных отношений, могут быть наделены указанными федеральными законами дополнительными полномочиями по осуществлению общественного контроля.

      7. Особенности осуществления общественного контроля профессиональными союзами и общественными объединениями потребителей могут устанавливаться соответствующими федеральными законами.

      Статья 4. Общественный контроль

      1. Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

      2. Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.

      Статья 5. Цели и задачи общественного контроля

      1. Целями общественного контроля являются:

      1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

      2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

      3) общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

      2. Задачами общественного контроля являются:

      1) формирование и развитие гражданского правосознания;

      2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;

      3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;

      4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

      5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

      6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

      7) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

      Статья 6. Принципы общественного контроля

      Общественный контроль осуществляется на основе следующих принципов:

      1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;

      2) добровольность участия в осуществлении общественного контроля;

      3) самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

      4) публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов;

      5) законность деятельности субъектов общественного контроля;

      6) объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля;

      7) обязательность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах;

      8) многообразие форм общественного контроля;

      9) недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации;

      10) презумпция добросовестности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль;

      11) недопустимость вмешательства в сферу деятельности политических партий;

      12) соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля.

      Статья 7. Информационное обеспечение общественного контроля

      1. В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости субъектами общественного контроля могут создаваться специальные сайты, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации могут использоваться официальные сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, общественных палат субъектов Российской Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований.

      2. Субъекты общественного контроля осуществляют информационное взаимодействие между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      3. Субъекты общественного контроля размещают на сайтах, указанных в части 1 настоящей статьи, информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также информация, требования об обеспечении открытого доступа к которой содержатся в законодательстве Российской Федерации об общественном контроле.

      Статья 8. Доступ к информации об общественном контроле

      1. Доступ к информации об общественном контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым.

      2. Доступ к информационным ресурсам, включающим информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, регулируется законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о персональных данных.

      3. Субъекты общественного контроля по запросам средств массовой информации обязаны предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

      Глава 2. Статус субъектов общественного контроля

      Статья 9. Субъекты общественного контроля

      1. Субъектами общественного контроля являются:

      1) Общественная палата Российской Федерации;

      2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;

      3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;

      4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

      2. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

      1) общественные наблюдательные комиссии;

      2) общественные инспекции;

      3) группы общественного контроля;

      4) иные организационные структуры общественного контроля.

      Статья 10. Права и обязанности субъектов общественного контроля

      1. Субъекты общественного контроля вправе:

      1) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

      2) выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;

      3) запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

      4) посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

      5) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;

      6) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;

      7) обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами;

      8) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

      2. Субъекты общественного контроля при его осуществлении обязаны:

      1) соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;

      2) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;

      3) не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

      4) соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;

      5) обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом;

      6) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

      Статья 11. Конфликт интересов при осуществлении общественного контроля

      1. Общественный инспектор, общественный эксперт или иное лицо субъекта общественного контроля не допускается к осуществлению общественного контроля при наличии конфликта интересов при осуществлении общественного контроля.

      2. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля и целями и задачами общественного контроля, установленными настоящим Федеральным законом.

      3. Под личной заинтересованностью общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля, которая влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля, в настоящем Федеральном законе понимается возможность получения общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, либо услуг для себя или для третьих лиц.

      4. В случае возникновения у общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, общественный инспектор, общественный эксперт или иное лицо субъекта общественного контроля обязаны проинформировать об этом соответственно субъекта общественного контроля или организационные структуры, указанные в части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, в письменной форме.

      Статья 12. Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований

      Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах.

      Статья 13. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации

      1. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положениями об общественных советах.

      2. Общественные советы содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

      3. Общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления.

      4. В состав общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должности государственной службы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации.

      5. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются на конкурсной основе, если иной порядок формирования общественных советов при отдельных федеральных органах исполнительной власти не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Организатором конкурса является Общественная палата Российской Федерации.

      6. Требования к кандидатурам в состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти разрабатываются соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой Российской Федерации. Правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. Состав общественного совета, сформированный из числа кандидатур, отобранных на конкурсной основе, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с советом Общественной палаты Российской Федерации. Председатель общественного совета избирается членами общественного совета из своего состава.

      Статья 14. Общественные наблюдательные комиссии

      1. Общественные наблюдательные комиссии осуществляют общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

      2. Полномочия общественных наблюдательных комиссий по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и порядок их деятельности регулируются Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

      Статья 15. Общественные инспекции и группы общественного контроля

      1. Общественные инспекции и группы общественного контроля осуществляют общественный контроль в целях содействия соблюдению законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, учета общественных интересов в отдельных сферах общественных отношений во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль.

      2. Полномочия, порядок организации и деятельности общественных инспекций и групп общественного контроля определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

      Статья 16. Взаимодействие субъектов общественного контроля с органами государственной власти и органами местного самоуправления

      1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, рассматривают итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учитывают предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в этих документах. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, учитываются при оценке эффективности деятельности государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

      2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль, рассматривают направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и направляют субъектам общественного контроля обоснованные ответы.

      3. О результатах рассмотрения итоговых документов, указанных в части 2 настоящей статьи, субъекты общественного контроля информируются не позднее тридцати дней со дня их получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, — незамедлительно.

      4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, при осуществлении общественного контроля вправе:

      1) получать от субъектов общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и о его результатах;

      2) направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля;

      3) размещать информацию по вопросам общественного контроля за осуществляемой ими деятельностью на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, при осуществлении общественного контроля обязаны:

      1) предоставлять субъектам общественного контроля в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, информацию о своей деятельности, представляющей общественный интерес;

      2) рассматривать направленные им запросы субъектов общественного контроля в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, регулирующим отдельные сферы общественных отношений, предоставлять запрашиваемую информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

      3) рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

      6. Особенности осуществления общественного контроля за отдельными сферами деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, могут определяться законодательством Российской Федерации.

      Статья 17. Ассоциации и союзы субъектов общественного контроля

      1. Субъекты общественного контроля в целях координации своей деятельности, объединения усилий и средств для повышения эффективности общественного контроля вправе создавать ассоциации и союзы субъектов общественного контроля, а также проводить совместные мероприятия.

      2. Субъекты общественного контроля взаимодействуют между собой на основе принципов открытости, прозрачности, равноправия и сотрудничества.

      3. Ассоциации и союзы субъектов общественного контроля вправе разрабатывать и утверждать правила этики субъектов общественного контроля, принципы и механизмы эффективного осуществления общественного контроля.

      Глава 3. Формы и порядок осуществления общественного контроля

      Статья 18. Формы общественного контроля

      1. Общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих настоящему Федеральному закону, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.

      2. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

      3. Порядок осуществления общественного контроля в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

      Статья 19. Общественный мониторинг

      1. Под общественным мониторингом в настоящем Федеральном законе понимается осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

      2. Организаторами общественного мониторинга являются Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.

      3. Общественный мониторинг проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      4. Порядок проведения общественного мониторинга и определения его результатов устанавливается организатором общественного мониторинга. Организатор общественного мониторинга обнародует информацию о предмете общественного мониторинга, сроках, порядке его проведения и определения его результатов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

      5. Субъектом общественного контроля по результатам проведения общественного мониторинга может быть подготовлен итоговый документ, который подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

      6. Итоговый документ, подготовленный по результатам общественного мониторинга, обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      7. В зависимости от результатов общественного мониторинга его организатор вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных общественных мероприятий.

      Статья 20. Общественная проверка

      1. Под общественной проверкой в настоящем Федеральном законе понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

      2. Инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

      3. Порядок организации и проведения общественной проверки устанавливается ее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

      4. Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

      5. Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней.

      6. При подготовке общественной проверки ее организатор вправе направить в проверяемые орган или организацию запрос о предоставлении необходимых для проведения общественной проверки документов и других материалов.

      7. По результатам общественной проверки ее организатор подготавливает итоговый документ (акт), который должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

      8. Итоговый документ (акт), подготовленный по результатам общественной проверки, направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      Статья 21. Права и обязанности общественного инспектора

      1. Общественный инспектор — гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки. Общественный инспектор при проведении общественной проверки пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественных проверок в отдельных сферах государственного управления, в том числе правом получать информацию, необходимую для проведения общественной проверки, подготавливать по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке, а также высказывать особое мнение в итоговом документе.

      2. Итоговый документ (заключение), представленный общественным инспектором организатору общественной проверки, должен содержать объективные, достоверные и обоснованные выводы о результатах общественной проверки, а также предложения и рекомендации.

      3. Общественный инспектор обязан сообщить организатору общественной проверки о наличии у общественного инспектора конфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давления на него. Информация об этом обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      4. В случае нарушения общественным инспектором обязанностей, установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, он не может быть участником данной общественной проверки и в дальнейшем привлекаться к проведению другой общественной проверки.

      Статья 22. Общественная экспертиза

      1. Под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

      2. Проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.

      3. Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

      4. Инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

      5. Порядок проведения общественной экспертизы устанавливается ее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

      6. Если проведение общественной экспертизы в соответствии с федеральным законодательством является обязательным, организатор общественной экспертизы может привлечь на общественных началах к проведению общественной экспертизы специалиста в соответствующей области знаний (общественного эксперта) либо сформировать экспертную комиссию. Экспертная комиссия формируется из общественных экспертов, имеющих соответствующее образование и квалификацию в различных областях знаний.

      7. Отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      8. Срок проведения общественной экспертизы не может превышать сто двадцать дней со дня объявления о проведении общественной экспертизы, если иное не установлено федеральными законами.

      9. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, должен содержать:

      1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

      2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза;

      3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза.

      10. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      Статья 23. Права и обязанности общественного эксперта

      1. Общественный эксперт при проведении общественной экспертизы пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественной экспертизы в отдельных сферах общественных отношений, в том числе правом подготавливать по результатам общественной экспертизы итоговый документ (заключение) либо участвовать в подготовке общего итогового документа (общего заключения).

      2. Итоговый документ (заключение), представленный общественным экспертом организатору общественной экспертизы, должен содержать объективные, достоверные и обоснованные выводы о результатах общественной экспертизы.

      3. Общественный эксперт обязан сообщить организатору общественной экспертизы о наличии у общественного эксперта конфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давления на него. Информация об этом обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      4. В случае нарушения общественным экспертом обязанностей, установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, он не может быть участником данной общественной экспертизы и в дальнейшем привлекаться к проведению других общественных экспертиз.

      Статья 24. Общественное обсуждение

      1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

      2. Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение.

      3. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

      4. Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение.

      5. По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      Статья 25. Общественные (публичные) слушания

      1. Под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

      2. Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

      3. Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

      4. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

      5. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

      6. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

      7. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      Статья 26. Определение и обнародование результатов общественного контроля

      1. Определение и обнародование результатов общественного контроля осуществляются путем подготовки и направления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итогового документа, подготовленного по результатам общественного контроля: итогового документа общественного мониторинга, акта общественной проверки, заключения общественной экспертизы, протокола общественного обсуждения, протокола общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах, предусмотренных федеральными законами.

      2. В итоговом документе, подготовленном по результатам общественного контроля, указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу прилагаются иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

      3. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации на основании результатов общественного контроля вправе:

      1) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

      2) выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      3) оспаривать в установленном федеральным законом порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

      4. Субъекты общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного контроля и об их результатах, в том числе размещают ее в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, а также при необходимости направляют информацию о результатах общественного контроля в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль.

      5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и в установленный законодательством Российской Федерации срок направлять соответствующим субъектам общественного контроля обоснованные ответы.

      Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле

      Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле

      1. Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.

      2. Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказание неправомерного воздействия на указанные органы и организации влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

      3. Нарушение субъектом общественного контроля, общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля настоящего Федерального закона, в том числе размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» искаженных или недостоверных сведений о результатах общественного контроля, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

      Смотрите так же:  Способы реагирования прокурора. Способы реагирования прокурора

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *