Юрий чурилов адвокат отзывы

САЙТ АДВОКАТА ЧУРИЛОВА ЮРИЯ ЮРЬЕВИЧА 20 лет адвокатской практики в Курске, Москве и Центральном федеральном округе АДВОКАТ ЮРИЙ ЧУРИЛОВ по уголовным, гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях, по жилищным, семейным, наследственным, земельным, трудовым и пенсионным спорам

Вторник, 03.12.2020, 10:42
Вы вошли как Гость | —>Группа «Гости» —>Приветствую Вас , Гость | RSS Главная Мой профиль Выход

—>

« Декабрь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

—>

Здравстуйте все, кто оказался на моем сайте!

Попытки решить какую-либо проблему лишь на основе информационных ресурсов Интернета без опыта и навыков иногда могут привести к непоправимым последствиям. Поэтому я стараюсь помочь всем, кто ко мне обращается, в т.ч. по телефону.

КОНТАКТЫ:

тел. 89508747933, 89100225130 ( WhatsAp/Viber ),

Жители Курска и Курской области могут использовать короткий номер: 30-51-30

Адрес офиса: 305018 г. Курск, ул. Резиновая д. 6 кабинет 2 (Сеймская коллегия адвокатов г. Курска)

запись по телефону 30-51-30 запись по телефону 30-51-30 запись по телефону 30-51-30

Мои новые книги для юристов в 2020-2020 г.г. изданы крупнейшими российскими издательствами :

ГЕОГРАФИЯ ОКАЗАННЫХ УСЛУГ (2000-2020 г.г.):

г.Курск

Арбитражный суд Курской области Курский областной суд Курский гарнизонный военный суд

районные суды и мировые судьи г. Курска, Прокуратуры г. Курска, отделы полиции г. Курска, Погрануправление УФСБ по Курской об

отделы Службы судебных приставов-исполнителей по г.Курску

Нотариусы г.Курска Управление Росреестра по Курской области Земельный комитет г.Курска

Учреждение ИЗ-46/1 (СИЗО-1 г. Курска ) ИВС УВД Курской обл. отделы дознания ГИБДД г.Курска и Курской области

Курская область

г.Железногорск

Железногорский горсуд Железногорский РОВД, ИВС СО СК

г.Курчатов

Курчатовский горсуд и Курчатовский РОВД, ИВС, Курчатовский МРСО, Курчатовский МРО УФСНК по Курской области

г. Рыльск

Рыльский районный суд Рыльский Следственный отдел Мировой судья судебного участка №2 Рыльского района и Рыльска

районы

Беловский районный суд Беловский РОВД

Большесолдатский районный суд Большесолдатский РОВД

Глушковский районный суд ОМВД России «Глушковский»

Золотухинский районный суд

Касторенский районный суд

Кореневский районный суд

Курский районный суд и Курский РОВД

Льговский районный суд

Мантуровский районный суд и Мантуровский РОВД

Медвенский районный суд, мировой судья Медвенского района

Обоянский районный суд

Октябрьский райсуд, мировый судьи Октябрьского района и Октябрьский РОВД

Поныровский районный суд и Поныровский РОВ

Советский районный суд

Солнцевский районный суд

Суджанский районный суд Суджанский РОВД, ИВС

Тимский районный суд

Фатежский районный суд, мировой судья г.Фатежа и Фатежского района, Фатежский РОВД

Черемисиновский районный суд

Щигровский районный суд Мировой судья Щигровского района

Учреждение ИК 30/2, ИК 30/9 пос. Косиново, ИК-8 пос. Иванино, ИК 30/3, СИЗО-2 г. Льгов

Курская областная психиатрическая больница

Москва и Московская область

Верховный Суд РФ

ГУВД по Московской области ГСУ СК РФ по г. Москве Прокуратура Московской области

Российский союз автостраховщиков

Московский областной суд Московский городской суд

Зюзинский Мещанский Пресненский Щербинский Никулинский райсуды г. Москвы

Подольский городской суд Московской области

СО по Троицкому и Новомосковскому административным округам ГСУСК РФ по г. Москве СО ОМВД «Тропарево-Никулино»

ИЗ-77/1 г. Москвы (следственный изолятор «Матросская тишина»)

ИЗ-77/2 г.Москвы (следственный изолятор «Бутырка»)

ИЗ-77/3 г. Москвы (следственный изолятор «Пересылка»)

94 гарнизонный военный суд ( г. Москва) 3 окружной военный суд (г. Москва)

Московский гарнизонный военный суд

Московский окружной военный суд

517 военно-следственный отдел СК РФ (г. Москва)

Военно- следственный отдел –войсковая часть №68793 ВСУ по Ракетным войскам стратегического назначения

( Московская область, г. Солнечногорск-7)

Балашихинский гарнизонный военный суд ( г. Балашиха Московской области)

Белгород и Белгородская область

Алексеевский районный суд Белгородской области Октябрьский районный суд г. Белгорода Белгородский областной суд

Воронеж и Воронежская область

19 Арбитражный апелляционный суд ( г. Воронеж)

СО по Ленинскому району г. Воронежа СК РФ по Воронежской области

Орел и Орловская область

Заводской районный суд г.Орла

Дмитровский РОВД Орловской области

Мценский районный суд и Мценский РОВД Орловской области

Брянский гарнизонный военный суд и военная прокуратура (г. Орел)

Тула и Тульская область

Щекинский РОВД Тульской области, ГИБДД Тульской области, Отдел судебных приставов Центрального района г. Тулы

Главное следственное управление СК РФ по Республике Крым

Churilov Yuri, lawyer «Seyms Bar Chamber of Advocates of the Kursk region»

последнее обновление: 01.09.2020 г.

Самоучитель начинающего адвоката Текст

И еще есть несколько интересных рисунков: литография с многообещающим названием «Зреющий клиент»; полная экспрессии акварель с надписью: «Адвокат, которому хорошо заплатят»; рисунок улыбающегося адвоката и его огорченного клиента с комментарием: «Проиграв дело в двух инстанциях, мы идем теперь в имперский суд»; зарисовка адвоката, советующего подзащитному для убедительности его речи пролить несколько слезинок.

В жанре карикатуры современные зарубежные художники до сих пор превосходят отечественных. На одном из рисунков изображен адвокат, беседующий с клиентом, и надпись: «Оплата моих гонораров также поможет нам обосновать нашу линию защиты, основанную на тезисе вашего сумасшествия». Вот еще рисунок с изображением двух подруг и надписью: «Наконец-то все закончилось. Адвокат Фрэнка получил квартиру, а мой – две машины и домик на пляже». И снова изображен адвокат со своим клиентом, которого он заставляет поклясться на Библии: «…Оплачивать весь счет, счет и ничего, кроме счета». Далее мы видим разговор двух встревоженных супругов с ребенком на руках, случайно проглотившим 10 центов: «Быстро звони моему адвокату, он может вытянуть деньги из любого!» Палач заносит топор над головой осужденного, а рядом адвокат с ухмылкой со словами, обращенными к клиенту: «Я же говорил, что ни один мой клиент никогда не попадал в тюрьму!»

С трудом можно найти юмористические рисунки этой тематики отечественных художников. Вот, например, дореволюционная карикатура. На рисунке два адвоката делятся впечатлениями о молодоженах, при этом один другому говорит: пара чудная, но у них могут быть неприятности, и тогда нам придется их разводить. А вот рисунок современника: посреди улицы у подворотни стоит человек с обреченным лицом и надпись со стрелкой в подворотню, где сверкает множество глаз: «АДвокаты». Заметьте, какую ассоциацию придумал автор рисунка: адвокаты – АД.

А теперь окунемся в мир поэзии. Самый известный российский баснописец XVIII в. (до И. Крылова) И. И. Хемницер (1745–1784) в своей басне «Стряпчий и воры» рассказал о том, как главный герой, известный своим мастерством оправдывать преступников, сам стал их жертвой:

Какой-то стряпчий был всем стряпчим образец,
Такой делец,
Что стряпческими он ухватками своими
Пред всеми стряпчими другими
Взяв первенство, к себе всех истцев приманил;
И, словом, так проворен был,
Что часто им и тот оправдан оставался,
Который сам суду в вине своей признался
И суд которого на казнь уж осудил.

В покраже двух воров поймали,
И должно по суду воров за то казнить;
А это воры знали.
Однако, как они о стряпчем тож слыхали,
Что, если за кого возьмется он ходить,
Бояться нечего, то стряпчего сыскали,
Сулят ему, что за душей,
Из краденых и денег, и вещей,
Лишь только б их оправить,
А пуще бы всего от смерти их избавить.
Ведь тяжко умирать, как есть кому чем жить!

Надеясь от воров подарки получить,
Стал стряпчий за воров ходить,
И выходил, что их на волю отпустили,
Всех вообще судей заставя разуметь,
Что их напрасно обвинили:
Вот каково старателя иметь!

Как скоро их освободили,
В дом стряпчего снесли они, что посулили,
Благодарят
И впредь дарить его сулят.

Как это все происходило,
Что стряпчий от воров подарки принимал
И с ними в радости на счет их пировал,
Уж на дворе не рано было;
И стал гостей он унимать
Остаться переночевать;
А гости будто бы сперва не соглашались,
Однако ночевать остались.

Лишь только в доме улеглись,
За промысл гости принялись:
Не только что свои подарки воротили,
Еще и стряпчего пожитки расщечили,
Потом до сонного дошли и самого
И в барышах ему бока отколотили,
Оставя чуть живым его.

Кто плутнями живет и плутням потакает,
От них и погибает.

У шотландского поэта Роберта Бернса есть произведение под названием «Лорд-адвокат» со следующими строками:

Слова он сыпал, обуян
Ораторским экстазом,
И красноречия туман
Ему окутал разум.

Он стал затылок свой скрести,
Нуждаясь в смысле здравом,
И где не мог его найти,
Заткнул прорехи правом…

Сюжет басни А. Е. Измайлова (1779–1831) «Устрица и двое прохожих» (1813) о том, как двое прохожих не смогли поделить устрицу, найденную на берегу моря, а подошедший к ним третий – миротворец, съев устрицу и вручив каждому спорщику по раковине, заключил: «Все тяжбы выгодны лишь стряпчим да судьям!»

Неприглядный образ адвоката нарисован в сонете русского поэта-сатирика В. С. Курочкина (1831–1875) «Поэт – адвокату» (1875):

Не бойся, адвокат, общественного мненья,
Когда имеется в виду солидный куш
И убеждения податливы к тому ж,
Берись за все дела! Какие тут сомненья!

В тебе, в твоем нутре таятся убежденья,
Вполне согласные со злобой наших дней:
Тем преступления доходней, чем крупней,
И только мелкие позорны преступленья.

Что значит суд толпы? Ты сам свой высший суд.
Конечно, оценить сумеешь ты свой труд
Дороже, чем богач, не только пролетарий.

Так плюнь на суд толпы и на газетный свист.
Запомни лишь одно, как адвокат-юрист:
Тем выше подвиг твой, чем выше гонорарий.

Не уступил ему поэт-сатирик Д. Минаев (1835–1889) в стихотворении «Печальный выигрыш» (1873):

«Я дом купил!» – «Ах, очень рад!»
– «Постойте радоваться: вскоре
Он за долги мои был взят».
– «О Боже мой, какое горе!»
– «Но адвокат вернул назад
Мне этот дом» – «Вот так удача!»
– «Ну, нет большой удачи в том:
Мой адвокат взглянул иначе
И за „защиту“ взял мой дом».

Одно из своих стихотворений поэт посвятил весьма известному в то время адвокату Ф. Плевако, который вряд ли остался доволен такого рода вниманием:

Проврется ль где-нибудь писака,
Случится ль где в трактире драка,
На суд ли явится из мрака
Воров общественных клоака,
Толкнет ли даму забияка,
Укусит ли кого собака,
Облает ли зоил-плевака,
Кто их спасает всех? – Плевако.

Адвокатов высмеивали не только сатирики. Например, в поэме Н. А. Некрасова «Современники» есть строки:

И содрав гонорар неумеренный,
Восклицал мой присяжный поверенный:
Перед вами стоит гражданин
Чище снега альпийских вершин.

Или вот еще у того же автора:

Не щадят и духовного звания!
Адвокатам одним только рай.
За лишение прав состояния
И за то теперь деньги подай!

Советский поэт С. Я. Маршак в своем стихотворении, посвященном Нюрнбергскому процессу «Последняя линия обороны», с презрением упомянул о защитниках в следующих строках:

Сидят в траншее адвокаты,
Сжимая перья-автоматы,
Но им не вычеркнуть пером,
Что вырублено топором,
И нет на свете красноречья
Краснее крови человечьей.

Без преувеличения можно сказать, что единственным отечественным поэтом, «заступившимся» за адвокатов, стал Ю. Ким – автор «Адвокатского вальса», который был посвящен известным московским защитникам С. Калистратовой и Д. Каминской:

Конечно, усилия тщетны,
И им не вдолбить ничего:
Предметы для них беспредметны,
А белое просто черно.

Судье заодно с прокурором
Плевать на детальный разбор —
Им лишь бы прикрыть разговором
Готовый уже приговор.

Скорей всего, надобно просто
Просить представительный суд
Дать меньше по сто девяностой,
Чем то, что, конечно, дадут.

Откуда ж берется охота,
Азарт, неподдельная страсть
Машинам доказывать что-то,
Властям корректировать власть?

Серьезные взрослые судьи,
Седины, морщины, семья…
Какие же это орудья?
То люди как люди, как я!

Ведь правда моя очевидна,
Ведь белые нитки видать!
Ведь людям должно же быть стыдно
Таких же людей не понять!

Ой, правое русское слово —
Луч света в кромешной ночи!
И все будет вечно хреново,
И все же ты вечно звучи!

«Фарс об адвокате Пьере Патлене» (1485) – один из наиболее знаменитых драматических текстов Средневековья [9] . История ловкача – Патлена начинается с жалоб жене о том, что никто уже не нуждается в его услугах. Патлен решается обвести вокруг пальца скупого суконщика, он расхваливает щедрость и доброту его покойного отца, которого сам и в глаза не видел, хотя, по слухам, старик был таким же скрягой, как и его сын. Адвокат обещает дать за сукно тройную цену, но только вечером, когда суконщик придет к нему отужинать. Когда скряга является к нему в дом, жена адвоката уверяет суконщика, что муж при смерти и уже несколько недель не выходит из дому, а Патлен разыгрывает роль умирающего. Возвращаясь домой, суконщик отыгрывается на плутоватом слуге в связи с пропажей овец. Слуга просит Патлена быть защитником в суде, тот соглашается за высокую плату и подговаривает, чтобы клиент на все вопросы отвечал по-овечьи. В суде суконщик, увидев здорового Патлена, раскрывает обман, но сразу же набрасывается на слугу, отвечающего по-овечьи, и на плута-адвоката. Находчивый адвокат уверяет судью, что он имеет дело с двумя умалишенными и продолжать разбирательство нет смысла. Однако клиент обводит вокруг пальца Патлена, так как на просьбу выплаты гонора отвечает по-овечьи. Раздосадованный адвокат вынужден признать, что на этот раз в дураках остался он сам.

Несмотря на то что чаще всего в произведениях зарубежной литературы подвергались критике буржуазные суд и законность, деятельность адвокатов также служила исходным материалом для значительных художественных обобщений. Тому пример – страницы творчества В. Гюго, Э. Золя, Г. де Мопассана, Т. Драйзера, Стендаля, М. Твена, К. Чапека, Ч. Диккенса.

О. де Бальзак во многих произведениях описал работу и быт адвокатов (повести «Полковник Шабер» и «Брачный контракт»). Ф. Кафка создал образы людей этой профессии дважды – в рассказе «Новый адвокат» и в романе «Процесс». Причем характеристики адвокатов чаще всего весьма негативны. Достаточно вспомнить слова мясника в «Генрихе VI» В. Шекспира: «Первое, что мы сделаем, давайте убьем всех адвокатов». Известный французский драматург П. Бомарше как-то заметил:

Клиент, хоть сколько-нибудь сведущий, всегда знает свое дело лучше иных адвокатов: адвокаты из кожи вон лезут и надрываются до хрипоты, лишь бы показать свою осведомленность решительно во всем, кроме, впрочем, самого дела, но вместе с тем их весьма мало трогает то обстоятельство, что они разорили клиента, надоели слушателям и усыпили судей…

В русской литературе адвокатская тема отражалась в творчестве различных писателей, но «пальма первенства» здесь, без сомнения, принадлежит А. П. Чехову, который чаще всего упоминает о таких двух профессиональных сообществах, как врачи и адвокаты.

Многие его произведения, не имеющие юридического сюжета, в той или иной форме упоминают нашу профессию. Например, в рассказе «29 июня» есть фраза одного из героев: «Газетчики – те же адвокаты… Врут и не имеют совести!» В «Краткой анатомии человека» отмечено автором: «Лицо. Зеркало души, но только не у адвокатов». Неприглядный образ, хотя и бывшего адвоката, рисует А. Чехов в рассказе «Жилец»: ничего кроме жалости и презрения не может вызвать Брыкович, живущий на иждивении своей богатой супруги – владелицы меблированных комнат. Даже в рассказе о лени под названием «Моя „она“», который не имеет никакого отношения к адвокатам, А. П. Чехов не забыл их упомянуть, отметив, что до сих пор не может расстаться с ленью, так как московские адвокаты за развод берут 4000 рублей. В рассказе «Теща-адвокат» нет никаких упоминаний о судебных процессах, но и здесь ясно сказано о неравнодушии автора к нашей профессии.

В многих произведениях А. П. Чехов не просто упоминает об адвокатах, а делает их главными героями. В юмореске «Ряженые» представлен адвокат, защищающий подсудимую:

Видит бог, что она невинна! Глаза адвоката горят, щеки его пылают, в голосе слышны слезы… Он страдает за подсудимую, и, если ее обвинят, он умрет с горя. Публика слушает его, замирает от наслаждения и боится, чтоб он не кончил. «Он поэт», – шепчут слушатели. Но он только нарядился поэтом! «Дай мне истец сотней больше, я упек бы ее! – думает он. – В роли обвинителя я был бы эффектней!»

В «Случае из судебной практики» главный герой – «знаменитый и популярнейший» адвокат, защищающий мещанина Шельмецова. Сюжет рассказа примечателен тем, что адвокат своей пламенной речью поражает публику, выбивает слезу у председательствующего и прокурора, подумывающего об отказе от обвинения, но в последний момент адвокат терпит фиаско, так как взволнованный речью обвиняемый, плача, перебивает защитника и кается во всем, а дело заканчивается обвинительным приговором. В рассказе «Святая простота» главный герой – «известный московский адвокат», приехавший защищать бывшего городского голову. Он сшибает многотысячные гоноры, кутит, дела не читает, напивается накануне суда, оправдываясь: «Без вина нельзя, Батя. … Не возбудишь себя, дела не сделаешь». Отрицательный персонаж адвоката Лысевича нарисован в рассказе «Обед». Такое описание дает А. П. Чехов главному герою:

Он сыт, чрезвычайно здоров и богат… Любит хорошо покушать, особенно сыры и трюфели, тертую редьку с конопляным маслом, а в Париже, по его словам, он ел жареные немытые кишки… Во все то, что ему приходится говорить на суде, он давно уже не верит…

Жуликоватость Лысевича описана автором весьма ярко:

Еще покойный Аким Иваныч в веселую минуту из тщеславия пригласил его в поверенные по делам завода и назначил ему двенадцать тысяч жалованья. Все заводские дела заключались в двух-трех мелких взысканиях, которые Лысевич поручал своим помощникам. Анна Акимовна знала, что на заводе ему нечего делать, но отказать ему не могла: не хватало мужества, да и привыкла к нему. Он называл себя ее юрисконсультом, а свое жалованье, за которым он присылал аккуратно каждое первое число, – суровою прозой. Анне Акимовне было известно, что когда после смерти отца продавали ее лес на шпалы, то Лысевич нажил на этой продаже больше пятнадцати тысяч.

Героями рассказов А. П. Чехова «В суде» и «Сонная одурь» также стали защитники – бездеятельные мечтательно засыпающие на процессах люди. Никого не оставит равнодушным рассказ «Заблудшие» о двух подвыпивших присяжных поверенных Козявкине и Лаеве, попавших на чужую дачу, владелец которой принял непрошеных гостей за злоумышленников. При всей своей комичности герои представляют, в понимании Чехова, большую опасность для общества: они равнодушные, глупые, корыстолюбивые, двуличные и безответственные горе-служители Фемиды, составляют большинство в чиновничье-бюрократической среде России. И еще советую прочитать два занимательных рассказа об адвокатах того же автора: «Пари» и «Первый дебют».

Смотрите так же:  Примерная форма акта приема-передачи документов к договору уступки права требования (цессии) по договору залога доли в уставном капитале ООО (подготовлено экспертами компании - Гарант - ). Акт приема передачи к договор цессии образец

В комедии А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся» один из героев – стряпчий Рисположенский – выгнан из суда за пьянство и дает советы купцу, как объявиться несостоятельным должником, скрыв имущество от описи за долги.

В работах Ф. М. Достоевского проблемы судопроизводства занимают особое место, на что повлияли трагические страницы его биографии: будучи уже известным писателем, он был привлечен к уголовной ответственности по делу петрашевцев, чудом спасся от смертной казни и был сослан на каторгу. В «Дневнике писателя» есть знаменитое сравнение адвоката с нанятой совестью. Вряд ли Достоевский негативно относился к адвокатам, он даже как-то писал, что ему помогли адвокаты, но и особых иллюзий по отношению к представителям этой профессии он не питал. Достоевский писал:

Мне кажется, что избежать фальши и сохранить честность и совесть адвокату так же трудно, вообще говоря, как и всякому человеку достигнуть райского состояния. Ведь уже случалось нам слышать, как адвокаты почти клянутся в суде, вслух, обращаясь к присяжным, что они единственно потому только взялись защищать своих клиентов, что вполне убедились в их невиновности. Когда вы выслушиваете эти клятвы, в вас тотчас же и неотразимо вселяется самое скверное подозрение: «А ну если лжет и только деньги взял?» И действительно, очень часто выходило потом, что эти с таким жаром защищаемые клиенты оказывались вполне и бесспорно виновными…

В одном из самых известных романов «Братья Карамазовы» (1880) у Достоевского есть герой – известный столичный адвокат Фетюкович, принявшийся защищать Дмитрия Карамазова, обвинявшегося в убийстве своего отца. В романе описана типичная судебная ошибка, связанная с осуждением невиновного. Что же адвокат? А он принялся защищать за три тысячи рублей, взял бы и больше, как пишет Достоевский, но, так как дело получило огласку по всей России, адвокат «приехал для славы». Клиент от адвоката не в восторге, жалуется на то, что тот не верит в его невиновность и нарекает его «шельмой». Когда дело доходит до судебных прений, прокурор и адвокат умно и тонко рисуют картину российской карамазовщины, проницательно анализируют социальные и психологические причины преступления, убеждая, что обстоятельства не могли не подтолкнуть к нему. Выступлению защитника в прениях Ф. М. Достоевский посвящает несколько глав своего романа, заканчивая описание следующей словами:

…Разразившийся на этот раз восторг слушателей был неудержим, как буря. Было уже и немыслимо сдержать его: женщины плакали, плакали и многие из мужчин, даже два сановника пролили слезы. Председатель покорился и даже помедлил звонить в колокольчик. Сам оратор был искренно растроган.

Однако финал судебной драмы – осуждение подсудимого. Такой исход говорит о том, что автор не стремился сделать из адвоката положительного героя.

В очерках М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа ташкентцы» дана характеристика адвокатам как беспринципным людям, «идущим по денежной, блестящей, артистической дорожке». Эта же тема развивается в «Дневнике провинциала в Петербурге» в очерке «Благонамеренные речи» и в других произведениях автора.

Казалось бы, в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» в образе адвоката Веревкина можно найти профессионала высокого класса, который категорически отвергает предложение служить двум хозяевам. Но он же предстает читателям гулякой и пьяницей, а в конце романа главный герой Привалов укоряет его в использовании мошеннических методов ведения дела.

Все творчество Л. Н. Толстого проникнуто отрицательным отношением к праву и к сословию юристов. Будучи по своей сущности началом ложным и греховным, право, по убеждению писателя, развращает всех тех, кто с ним соприкасается. Поэтому для изображения юристов писатель не жалеет сатирических красок.

В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» есть эпизод посещения главным героем А. А. Карениным петербургского адвоката для возбуждения в суде дела о разводе.

…Маленький, коренастый, плешивый человек с черно-рыжеватою бородой, светлыми длинными бровями и нависшим лбом… наряден как жених, от галстука и цепочки до лаковых ботинок.

Так отвратительно насмешливо описывает адвоката классик. Эксцентричность образа дополняется сценами ловли моли во время беседы с клиентом, но даже не этому удостоено главное внимание автора. В романе представлена мелочность и беспринципность адвоката, внутренне радующегося несчастию Каренина, на котором можно будет «к будущей зиме… перебить мебель бархатом». Толстой пишет об адвокате:

…серые глаза… прыгали от неудержимой радости… и тут была не одна радость человека, получающего выгодный заказ, – тут было торжество и восторг, был блеск, похожий на тот зловещий блеск, который он видал в глазах жены.

В присутствии этой важной вельможной особы адвокат не стыдится упрекнуть торгующуюся барыню словами: «… Мы не на дешевых товарах!» Недостаточность доказательств неверности Карениной не смущает адвоката, его девиз: «Кто хочет результата, тот допускает и средства». Поэтому на вопрос своего клиента о возможности развода, адвокат гарантированно заключает:

Возможно все, если вы предоставите мне полную свободу действий.

Последний роман Л. Н. Толстого «Воскресение» (1889–1899) стал своеобразным итогом творчества писателя. В нем с огромной силой обличается самодержавный строй, суд и церковь и нарисованы несколько негативных образов адвокатов. Толстой описывает адвоката, который получил «за одно только дело» 10 000 рублей за то, что отнял имущество у старушки, а позже тот же адвокат участвует по делу Масловой и защищает ее соучастников Бочкову и Картинкина, да защищает так, что всю вину сваливает на Маслову. Его Л. Н. Толстой с насмешкой называет «гениальный», «знаменитый». Адвокат Масловой также нарисован в романе неприглядно:

Хотел он подпустить красноречия, сделав обзор того, как была вовлечена в разврат Маслова мужчиной, который остался безнаказанным, тогда как она должна была нести всю тяжесть своего падения, но эта его экскурсия в область психологии совсем не вышла, так что всем было совестно. Когда он мямлил о жестокости мужчин и беспомощности женщин, то председатель, желая облегчить его, попросил его держаться ближе сущности дела.

Есть еще образ третьего адвоката – Фанарина, к которому обращается князь Нехлюдов для обжалования обвинительного приговора по делу Масловой. Фанарин неглуп, нашелся, что написать в жалобе. На вопросы Нехлюдова о перспективе дела: «Стало быть, сенат исправит ошибку?» отвечает честно: «Это смотря по тому, какие там в данный момент будут заседать богодулы». А как он держался на суде!

Фанарин встал и, выпятив свою белую широкую грудь, по пунктам, с удивительной внушительностью и точностью выражения, доказал отступление суда в шести пунктах от точного смысла закона и, кроме того, позволил себе, хотя вкратце, коснуться и самого дела по существу, и вопиющей несправедливости его решения. Тон короткой, но сильной речи Фанарина был такой, что он извиняется за то, что настаивает на том, что господа сенаторы с своей проницательностью и юридической мудростью видят и понимают лучше его, но что делает он это только потому, что этого требует взятая им на себя обязанность.

Но Л. Н. Толстой все же дает понять, что адвокаты – это люди бесполезные, ведь в конечном счете жалоба Фанарина не принесла никакой пользы. Об отношении автора к адвокату Фанарину говорит описание его жилища: великолепная квартира

…собственного дома с огромными растениями и удивительными занавесками в окнах и вообще той дорогой обстановкой, свидетельствующей о дурашных, то есть без труда полученных деньгах, которая бывает только у людей неожиданно разбогатевших.

А факт передачи гонорара – это тема, которую Л. Н. Толстой также акцентирует в романе:

…О гонораре сказал, что Анатолий Петрович назначил тысячу рублей, объяснив при этом, что, собственно, таких дел Анатолий Петрович не берет, но делает это для него.

У А. Аверченко есть юмористический рассказ «Я – адвокат». Редактора журнала привлекают к ответственности за то, что он напечатал заметку о том, как полицмейстер избил еврея. Его знакомый – молодой новоиспеченный помощник присяжного поверенного предлагает свою помощь в суде. Проявляя способности крючкотворца, он пытается выстроить позицию защиты самым необычным образом: собирается доказать, что заметки на самом деле не было либо что редактор ничего не знал о напечатанном, а его подпись поддельная. Но, в конце концов, останавливается на том, что подзащитный все напечатанное видел собственными глазами. История заканчивается неожиданной развязкой: защитник пытается доказать суду невозможное, а его клиент произносит речь в защиту своего молодого «благодетеля» и в итоге суд «оправдывает» обоих. Рассказ «Ниночка» – об адвокате Язычникове, раздевающим клиентку – потерпевшую от насилия – под предлогом ее освидетельствования и «проверки» отсутствия кассационных поводов.

В советской художественной литературе и кинематографе адвокат редко становился главным героем. Основной персонаж криминальных произведений – сотрудник милиции, разоблачающий преступника. Развязка сюжета, как правило, предполагала чистосердечное признание подозреваемого, обусловленное давлением улик следствия и угрызением совести. Если же в ходе расследования и допускалась ошибка, то она поправлялась другим, более опытным сотрудником. Когда же нарушалась законность, то со стороны обвиняемого было принято взывать скорее к помощи прокурора, чем адвоката [10] .

В кинокартине «Я его невеста» (1969) пересмотра дела пытается добиться не защитник и даже не прокурор, а народный заседатель. К слову сказать, подсудимый (первая роль А. Филиппенко) с первых минут отказывается от своего адвоката и процесс проходит без защитника.

Замечательный фильм «Карпухин» (1972), отражающий во всех деталях работу следователя, судебный процесс и накал страстей в совещательной комнате, рассказывает о водителе, сбившем пьяного пешехода, и о молодом следователе, который уверен в его невиновности. К нему активно присоединяется один из народных заседателей и дело в итоге отправляется на доследование. Хотя защитник мелькает в эпизодах, заявляя протест на действия прокурора и обращая внимание суда на отсутствие экспертизы алкогольного опьянения шофера, но фильм действительно стоит посмотреть.

Не обошлось без народного заседателя и в картине «Подсудимый» (1985), снятой по мотивам повести Б. Васильева «Суд да дело» режиссером И. Хейфецом. Герой этого фильма – ветеран и инвалид войны Скулов выстрелом из ружья убивает молодого парня Вешнева, забравшегося в его сад и поломавшего цветы, посаженные перед смертью женой. Убийца считает, что должен понести соответствующее наказание, но адвокат пытается разобраться во всем. Хотя реальной работы пожилого слабослышащий адвоката, роль которого замечательно сыграна Р. Быковым, в картине не видно, так как он внезапно умирает в процессе судебного разбирательства, дело в итоге суд направляет на дополнительное расследование. Посмотрев фильм, можно сделать вывод: повезло с судьями, а адвокат вряд ли тут причем… Кстати, в 1964 г. Р. Быков впервые попробовал сыграть роль защитника в юмористическом журнале «Фитиль». В киносюжете под названием «Умелая защита» рассказывается о находчивом адвокате, на которого ночью в подворотне напали разбойники – в итоге они оказались должны потерпевшему.

А в кинодраме «Средь бела дня» (1982), основанной на реальных событиях, вообще происходят фантастические с точки зрения сегодняшнего дня вещи. Прокурор отказывается от обвинения, поскольку убежден в том, что подсудимый (его роль сыграл В. Золотухин) причинил смерть человеку в состоянии необходимой обороны. Несмотря на это, суд осуждает невиновного на 7 лет лишения свободы, но по протесту прокурора справедливость восстановлена судом второй инстанции.

Довольно часто в советском кинематографе упоминания об адвокатах носили негативную окраску.

В картине военного времени «Поединок» (1944) группа диверсантов, возглавляемых хитрым и опытным офицером, проникает в советский тыл с целью уничтожения талантливого военного инженера Леонтьева. В составе группы – бывший провокатор царской охранки, две девицы, просто какой-то бандит и бывший адвокат из Гомеля, репрессированный за взятки и злоупотребления. Аналогичный образ адвоката – шпиона и агента разведок – был создан в фильме «Один из нас» (1941), а также «Судьба резидента» (1971), в котором сын известного юриста Ростислав Плятт сыграл бывшего адвоката, валютчика, агента западных разведок Н. Казина.

В кинофильме «Бессонная ночь» (1960), в котором дебютировал в главной роли Ю. Соломин, рассказывается о жизни и работе молодого инженера П. Каурова. После аварии крана, произошедшего по его вине, один из знакомых советует ему обратиться к адвокату. В ответ на это герой Ю. Соломина пускается прочь с возгласом: «Подальше от непрошеных адвокатов!»

Картина «Обвиняются в убийстве» (1969), созданная на основе реальных событий, представляет собой прототип современных судебных шоу, поскольку на всем ее протяжении происходит судебное разбирательство с допросами подсудимых, свидетелей и отца убитого парня, но без судебных прений и оглашения приговора. Замысел сценариста и режиссера, очевидно, был направлен на то, чтобы показать мощь судебной машины и неотвратимость наказания. А защитники присутствуют в качестве атрибутов процесса. С некоторой иронией показаны их попытки «помешать» правосудию заявлением отвода судьи в самом начале процесса, предоставлением исключительно положительных характеристик в отношении подзащитных.

Ироничный образ адвоката был создан Анатолием Папановым в известной комедии «Семь стариков и одна девушка» (1969). Достаточно посмотреть на работу гримеров. Первая фраза, которой встречает задремавший на рабочем месте адвокат своего клиента: «Дополнительных гонораров не беру!» Для советских времен практика микстов (гонораров, не сданных в кассу) была весьма актуальна, и именно из-за нее многие представители профессии подвергались уголовному преследованию. Тот же артист сыграл роль беспринципного и расчетливого юриста, бросившего жену и детей, в широко известном фильме «Родная кровь» (1963).

В фильме «Место встречи изменить нельзя», снятом по роману братьев Г. и А. Вайнеров об оперативных сотрудниках МУРа «Эра милосердия», есть говорящий о многом эпизод. Идет расследование уголовного дела по факту убийства, задержан подозреваемый И. С. Груздев. В. Шарапов твердит о его невиновности, а Г. Жеглов в ответ заявляет:

Слушай, орел, тебе бы вовсе не в сыщики, а в адвокаты идти! Вместо того чтобы изобличать убийцу, ты выискиваешь, как его от законного возмездия избавить.

В 1983 году был снят фильм «Зеленый фургон». Вряд ли кто-то вспомнит, что бандит Червень, за которым по сценарию «гонялся» юный Д. Харатьян, – из бывших адвокатов, растерявших свою клиентуру в неспокойные революционные годы.

Смотрите так же:  Лишение специального права – вид административного наказания. Лишение специальных прав физического лица

В одном из фильмов известной киноповести «Следствие ведут знатоки» (1971–1989) есть эпизод, в котором главный герой – начальник свалки Е. Е. Воронцов, попавший под подозрение, учит своих подельников тому, как нужно «замести» следы в связи с обнаружением милицией похищенного:

Я этот протокол подписал, как Мурлыка, левой задней. Хороший адвокат его за липу выдаст, а с понятыми поладить можно.

В 1988 году на экраны вышла криминальная драма «Воры в законе». Перед зрителями предстали не только всесильные воры в законе и «оборотни в погонах», но и адвокат мафии в исполнении Зиновия Гердта, произнесший в своей речи саркастическую фразу: «Таких аферистов, как наши следователи, Техас не знает».

Главным советским фильмом, сюжет которого целиком посвящен трудностям адвокатской профессии, является картина «Адвокат» («Убийство на Монастырских прудах») (1990) режиссера И. Хамраева. Актер А. Ташков создал положительный образ адвоката – одного из главных героев, который распутывает клубок несправедливостей и помогает избежать невиновному парню расстрела. Помню, что этот фильм еще при появлении на экране произвел на меня сильное впечатление не только мастерской игрой известных актеров, захватывающим сценарием, но и мельчайшими деталями, в которых была отражена небезупречная работа милиции и тяжелый труд защитника. Кстати, с точки зрения правдивости отражения адвокатской деятельности фильм до сих пор не утратил своей актуальности, и его действительно стоит посмотреть.

Рецензии на книгу « Дорожный адвокат » Юрий Чурилов

Добавляю фотографии, чтобы вы могли посмотреть и решить, подходит ли вам это издание.

Книга хорошая. Рассмотрены частые и актуальный вопросы.

Бумага газетная, обложка плотная глянцевая, по содержанию можно отметить необычное изложение ПДД, представляющее его конспект (причем дословный) в виде схем и всевозможных запоминалок, дорожные знаки сгруппированы также с целью более простого усвоения материала. Всем, кто интересуется ПДД и преподает книга может пригодиться

Структурно книга состоит из трех разделов: конспект правил дорожного движение (115 страниц), ответственность за нарушение правил дорожного движения (33 страницы) и распространенные заблуждения в административной практике (56 страниц). В целом, впечатление от книги положительное. С большим интересом прочел 3 раздел. Собственно книга приобреталась из-за него. Убедительно,грамотно, взвешенно. К минусам отнесу — черно-белый цвет дорожных знаков в 1 разделе. Не наглядно, Читателю, ориентированному больше на зрительное восприятие информации, будет труднее усвоить материал. Книга, несомненно, будет полезна начинающим автолюбителям, а третий раздел и читателям, стремящимися повысить уровень своей правовой грамотности. Цена книги не высока. Советую приобрести.

Об авторе

Биография

Юрий Юрьевич Чурилов — успешный российский юрист, адвокат. Автор около 20 книг и пособий по адвокатуре, справочников, популярных книг по юридической тематике.

Юрий Чурилов с 1998 по 1999 гг. работал в Промышленном районном суде города Курска. В 2000 году с отличием окончил юридический факультет Курского государственного технического университета (КурскГТУ); сентября по декабрь являлся стажером Курской областной коллегии адвокатов. С тех пор и по настоящее время — адвокат Сеймской коллегии адвокатов Курска. В период с 2004 по 2009 гг. совмещал свою адвокатскую деятельность с преподавательской в Курских филиалах Орловской региональной академии гос. службы при Президенте…

Юрий Чурилов с 1998 по 1999 гг. работал в Промышленном районном суде города Курска. В 2000 году с отличием окончил юридический факультет Курского государственного технического университета (КурскГТУ); сентября по декабрь являлся стажером Курской областной коллегии адвокатов. С тех пор и по настоящее время — адвокат Сеймской коллегии адвокатов Курска. В период с 2004 по 2009 гг. совмещал свою адвокатскую деятельность с преподавательской в Курских филиалах Орловской региональной академии гос. службы при Президенте РФ» Курском филиале и Орловского юридического института МВД РФ.

В 2008 году окончил заочную аспирантуру Воронежского государственного университета по кафедре уголовного процесса.

Самоучитель начинающего адвоката ? мало оценок
Чурилов, Юрий Юрьевич

Описание

Тэги — это описание книги или товара в одном-двух словах. Используйте их, чтобы помочь другим пользователям выбрать книги и товары

Нельзя
? нецензурно выражаться
? спойлерить
? вставлять ссылки
? писать личную информацию
— добавлять теги больше 25 символов

Серия: Консультирует юрист
Издательство: Феникс
Год: 2016
Страниц: 248
Переплёт: твердый
ISBN: 978-5-222-26973-2
Размеры: 13,00 см x 20,00 см x 1,30 см
Формат: 208.00mm x 135.00mm x 17.00mm
Код: 1068852
В базе: ФЕНИКС КонсЮр Чурилов Самоучитель начинающего адвоката
Автор: Чурилов
Тематика: Справочная и популярная литература
Тираж: 3000

Мнения и отзывы

    15 бонусов за отзывы мы начисляем только при следующих условиях:
  • отзыв написан к товару, который вы покупали в нашем интернет-магазине;
  • отзыв длиной более 300 букв;
  • отзыв был утвержден модератором.

Отзыв должен быть уникальным и содержательным: копировать отзывы целиком или частями с других сайтов нельзя.

Нецензурная брань запрещена.

Отзыв должен относиться к товару, на который он написан.

Пересказ аннотации, содержания, занимающие большую часть отзыва, не допускается.

Ссылки, почтовые адреса и личные данные публиковать в отзывах нельзя.

Самоучитель начинающего адвоката

Читать онлайн

Нэлли Алексеевны Чуриловой

© ООО «Издательство АСТ», 2020

От автора

Когда-то мне казалось, что нет большего счастья, чем заниматься любимым делом, за что еще и деньги платят. Но с годами неминуемо накапливается чувство усталости, хочется заняться чем-то другим, как в анекдоте:

– Вам нравится ваша профессия?

На что тот отвечает:

– Нравится… если бы не спектакли и репетиции.

Может, поэтому часто приходилось слышать от следователей, секретарей суда, сотрудников колоний, приставов и вообще людей, не связанных с юриспруденцией, рассуждения о трудностях их работы, желании уйти в адвокаты. Но все мы привыкли видеть внешнюю, праздничную сторону чужой профессии, а не ее рутину, тяжелую и малопривлекательную.

Книга, которую вы держите в руках, в первую очередь адресована людям, думающим связать свою судьбу с адвокатской профессией, а также тем, кто только что, после студенческой скамьи, стал адвокатом. Говорят, что в вузах учат лишь одному: как без пользы дела проводить время. Даже учитывая невысокое качество нынешнего образования, с таким утверждением следует согласиться лишь отчасти. Теоретические знания, полученные во время учебы, – это фундамент, на основе которого можно развить профессиональные навыки. Если его нет, то построить прочное здание квалифицированного специалиста вряд ли получится.

Для того чтобы стать хорошим адвокатом, мало знать законы. Нужны практические навыки и жизненный опыт. Именно поэтому молодому специалисту приходится пробивать себе дорогу по большей части собственными силами, ценою «гибели» не одного несчастного клиента. Скажу больше, не изучив всех сторон адвокатской профессии, даже юристу с опытом работы нельзя в один миг переквалифицироваться в адвокаты.

То, что здесь написано, – это результат многолетних дневниковых записей и практической деятельности автора, не всегда вписывающейся в привычные шаблоны профессии. Книга дает представление о скрытых и известных сторонах адвокатской деятельности на примерах реальных судеб людей, а содержащиеся в ней сведения и факты из различных наук и областей познания могут заинтересовать не только начинающих адвокатов, коллег, но и читателей, далеких от юриспруденции.

Предисловие к третьему изданию

Совершенно неожиданными для меня были отзывы читателей (студентов, стажеров, адвокатов, людей, не имеющих отношения к юриспруденции), написанные уже после первого издания книги с искренним душевным порывом. Приведу лишь некоторые из них в сокращении.

Уважаемый Юрий Юрьевич, большое Вам спасибо за такую прекрасную книгу! Она – настоящая находка для человека, который на определенном этапе своей жизни и карьеры задается вопросом о начинании такого дела, как адвокатура. Ваша книга очень четко отражает все реалии современного мира, в котором свободно гуляет коррупция и все, что делают люди, направлено исключительно на извлечение собственной выгоды. Признаться, так думал и я до прочтения данной книги, но Вы как автор смогли убедить меня в том, что не все адвокаты ищут в делах исключительно выгоду, а коррупции не всегда удается перечеркнуть букву закона.

Уважаемый Юрий Юрьевич, огромное спасибо за книгу, я учусь на 3-м курсе на юрфаке, хочу стать адвокатом, большое влияние на это решение оказала Ваша книга. Хочу поработать помощником адвоката, желаю Вам крепкого здоровья и огромных успехов в работе.

Осмелюсь выразить благодарность читателя за Вашу книгу. Для меня ценность Вашего труда заключается именно в советах практика, которые не встретить в научной литературе. Книгу прочел с карандашом и, признаюсь, обнаружил ответы на вопросы, к которым самостоятельно не мог найти наиболее оптимальный подход. Это касается и Вашего взгляда на выбор позиции по делу, технологии защиты, использования доказательства защиты и прочее. Отдельно хотел бы отметить главу первую книги «Есть такая профессия». В сущности, в голове рождается только один эпитет – «здорово». Действительно – здорово! Спасибо за Ваш труд!

С уважением, стажер Московской городской коллегии адвокатов, Фомин Алексей

Будучи в Москве, в «Библио-Глобусе», на днях я купил Вашу книгу для начинающих адвокатов… Хотя она названа пособием для начинающих адвокатов, не думаю, что все опытные адвокаты знают то, что Вы в ней изложили. Я с удовольствием ее прочитал и, поверьте, значительно обогатил свои профессиональные знания (хотя в моей библиотеке давно имеются такие пособия для адвокатов, как «Искусство речи на суде», труды Гарриса и много пособий для адвокатов, изданных уже в советское время). Книга – достаточно интересная, написана простым и доходчивым языком. Когда я читал главу, посвященную взаимоотношениям адвоката и клиента, то мне казалось, что Вы пишете о моих взаимоотношениях с клиентами. То, о чем Вы написали, со мной происходит почти каждый день. Спасибо Вам за Ваш бесценный труд, посвященный российским адвокатам.

Ильяс Тимишев. Член адвокатской палаты Кабардино-Балкарской Республики

Купил книгу, потому что хотелось узнать о Вашей профессии с другой стороны, изнутри, а не с ее внешней стороны. Также были определенные мысли, чтобы переквалифицироваться в адвокаты. Нигде не встречал в одной работе ранее столько отражений деятельности адвоката в различных сферах литературы и искусства. Несмотря на то что Вы писали о своих «неудачах», как это может показаться со стороны, это мне показалось лучшей положительной характеристикой Вашей деятельности. То, как Вы самоотверженно боретесь с системой, и то, какими принципами Вы руководствуетесь в своей деятельности. После Вашей книги заинтересовался другими Вашими работами. Желаю Вам успехов и новых публикаций!

Меня зовут Микова Ева Борисовна, адвокат Первой Центральной Коллегии Адвокатов Адвокатской Палаты Иркутской области. Мне бы хотелось выразить Вам благодарность за Вашу замечательную книгу. Обычно скептически отношусь к юридической литературе из серий «самоучитель», «сам себе юрист/адвокат» и прочее. Однако Ваша книга совершенного иного качества и содержания. С первых страниц чувствуется любовь и волнение за нашу непростую профессию. Доступно Вам удалось показать все грани профессии и юридические тонкости, и психологические особенности работы, и даже примеры из литературы и искусства! Огромное Вам спасибо за интересное и познавательное чтение!

В настоящем издании книги были учтены пожелания читателей, советы коллег, стажеров и студентов, с которыми обсуждались темы и стиль изложения самоучителя. Вместе с тем я не стал сводить содержание книги к набору образцов документов и превращать самоучитель в скучный учебник по теории права. Изложенные в ней практические рекомендации, возможно, не только заинтересуют коллег и окажут помощь студентам в освоении профессии, но, надеюсь, позволят рядовым читателям, не имеющим юридического образования, ориентироваться в юриспруденции (проводить несложные дела, контролировать работу нанятого юриста и пр.).

Отзывы и пожелания просьба направлять автору на адрес личной электронной почты: [email protected]

Глава 1
Есть такая профессия…

Адвокатами не рождаются

Каждый человек индивидуален и имеет к чему-либо больший или меньший талант, но не всем суждено распознать свои способности и реализовать их, поэтому миллионы людей во всем мире занимаются не тем делом, для которого они предназначены. Многие знаменитости, избежав подобной участи, оставили юриспруденцию и напрямую не воспользовались полученными юридическими знаниями [1] . Есть немало известных личностей, которые, родившись в семье адвокатов, потенциально могли бы ими стать, но не стали [2] .

Можно ли в ребенке определить какие-то качества, чтобы наверняка сказать о нем: он станет адвокатом? Видимо, нет, поскольку путь к профессии прокладывает не только дарование, но и работа над собой, и еще масса случайностей, которые кто-то называет божьим промыслом, кто-то – судьбой. Говорят, что Ф. Н. Плевако мало читал, имел пришептывающий голос, тем не менее это не помешало ему стать легендарным адвокатом и получить среди современников прозвище «московский златоуст».

В детстве я мечтал быть кем угодно, только не адвокатом. О суде я знал немного, в основном по рассказам моей бабушки, которая отдала адвокатуре 40 лет жизни. Содержание услышанных когда-то историй уже давно стерто из моей памяти, но не забыть тех неподдельных переживаний, с которыми она повествовала о человеческих судьбах и делах.

Адвокатская профессия тогда представлялась мне недостижимой вершиной, которую мог осилить лишь человек, специально рожденный для этого. Когда мне было пять-шесть лет, врезался в память один эпизод: юридическая консультация в здании народного суда Советского района Курской области… просторный кабинет… графин с водой на столе… большой портрет Ленина на стене… я печатаю на машинке одним пальцем – делаю вид, что это умею, на глазах у женщины, обратившейся к адвокату… за что получаю замечание от бабушки.

Именно тогда я впервые увидел зал судебных заседаний и из любопытства вошел в открытую дверь конвойной комнаты с клеткой для арестантов. Все это показалось необычным, торжественным, но я не мог себе и представить, что описанные интерьеры станут моей повседневностью.

Говорят, что хуже всего, когда человек выбирает профессию по совету близких и родных, которые не смогли реализовать собственные замыслы. Несбывшиеся мечты о профессии юриста были в молодости у моей мамы, а в 90-х годах юристом становился каждый второй, если не первый выпускник. Как бы там ни было, но после окончания школы мне было все равно, чем заниматься и кем быть, – стояла основная цель: получить высшее образование. На юрфак я поступил с большим трудом: после третьей попытки. К моему большому сожалению, результаты тестирования не выявили у меня склонностей к этой профессии, хотя учился я всегда добросовестно и увлеченно.

На момент окончания вуза я нигде не работал, и единственным местом, с которым я связывал свое существование, была адвокатура. Поэтому на приеме у Председателя Курской областной коллегии адвокатов я попросил отправить меня в любую тьмутаракань, лишь бы получить возможность работать по специальности.

Моя жизнь в адвокатуре началась в Промышленной юрконсультации города Курска во времена реформ. Тогда еще присутствовал особый дух «старой» адвокатуры, о котором напоминала кабинетная обстановка с полированными столами и стуком печатных машинок, обилием юридической литературы советского периода и воспоминаниями адвокатов.

Советская адвокатура никогда не была престижным местом работы юристов. Однако возможности заработать там имелись, и весьма неплохие. Адвокатов в стране развитого социализма было немного, поскольку государство количественно ограничивало их состав, как и гонорарный «потолок», но довольно часто вознаграждение выплачивалось минуя кассу. Поэтому многие следователи, прокуроры и даже судьи в погоне за «длинным» рублем перешли в коллегии адвокатов, а в конце 90-х, когда там настали трудные времена, с завистью смотрели на своих бывших коллег – государственных служащих. Собственно, к этому и сводились многочисленные воспоминания старых адвокатов, которые мне приходилось довольно часто слышать.

В то время, когда я начинал работать, еще никто не слышал о компьютерах, Интернете, электронных справочно-правовых системах [3] . Я был счастливым обладателем увесистого дефицитного сборника законов, много раз переизданной книги А. Р. Куницына с образцами документов, но, так как мои коллеги не горели желанием делиться опытом, практические навыки приходилось приобретать самостоятельно, по крупицам. Каждый день на новом месте мне представлялся унылыми малоперспективными буднями в борьбе за существование, поскольку я сразу же ощутил трудности профессии в отсутствие клиентов и стабильной заработной платы. Хотя сейчас-то я понимаю, что начинать адвокатскую деятельность в те далекие годы было гораздо проще, чем сейчас.

Сразу же я был поставлен перед трудным и мучительным выбором: работу в суде с возможной перспективой мне предложили практически одновременно с приходом в адвокатуру. Но я решил: несмотря ни на какие трудности, я должен стать именно адвокатом. Выглядело это, возможно, странно, так как за год работы в суде, где я оказался еще в период учебы по направлению службы занятости, от секретарей и помощников судей мне приходилось постоянно слышать друг другу задаваемые вопросы: «А ты сдал экзамены на судью?» Подобные устремления, как правило, были обусловлены материальным расчетом, я же выбрал путь в адвокатуру.

Смотрите так же:  Инструкция по подаче искового заявления в арбитражный суд. Перечень документов при подачи искового заявления в арбитражный суд

Во-первых, чтобы обеспечить преемственность профессии. К сожалению, моя бабушка не оставила мне возможности научиться у нее чему-нибудь, лишь врезались в память однажды сказанные ею слова, определившие смысл профессии – «надо уважать людей, помогать им». Но сознание того, что она была причастна к профессии, утвердило мой выбор.

Во-вторых, адвокатура привлекла меня огромным творческим потенциалом в отличие от скучной кабинетной службы чиновника. Уже после первого года работы в суде я понял, что унижаемый адвокат гораздо свободнее и образованнее судей и прокуроров, так как он мог самостоятельно определять свою позицию по делу. Не случайно французский адвокат Ж. Фавр однажды заметил: «Адвокат – профессия творческая, девиз адвоката – исследование и свобода».

Отличие адвоката от коллег-правоведов примерно такое же, как отличие автомобиля от поезда: автомобиль идет не только по накатанной дороге, но и по бездорожью. Именно поэтому не раз впоследствии мне приходилось видеть беспомощных судей, следователей, прокуроров, которые не могли воспользоваться своим опытом, знаниями для решения личных юридических проблем.

В-третьих, мне представлялось, что адвокатская профессия – это вершина юриспруденции, а человек с таким опытом всегда будет востребован не только в юридической сфере. Тому есть немало примеров в биографиях выдающихся личностей, начинавших свою карьеру именно с адвокатской практики, но реализовавших полученные знания в других сферах общественной деятельности [4] .

В предыдущих изданиях книги не было сказано ни слова о том, легко ли сдать экзамен на адвоката? По этому поводу одним из читателей мне было сделано справедливое замечание.

Вряд ли есть смысл умалчивать о существовании так называемых нелегальных (кумовство, мзда) и полулегальных цензов (официальные взносы для сдачи экзаменов) для приема в адвокатуру. Конечно, связи и деньги решают многое, но, уверяю вас, сдать экзамен на адвоката гораздо проще, чем на судью или нотариуса, особенно, если перед этим вы «прикрепитесь» к коллегии адвокатов и поработаете некоторое время в качестве помощника или стажера. Все дело в том, что численный состав адвокатских палат, в отличие от других юридических корпораций, не ограничен. Поэтому не буду оригинальным, если скажу: для того чтобы сдать квалификационный экзамен на адвоката, нужно учить билеты.

Самая распространенная ошибка при подготовке – это приобретение многостраничных и многотомных справочников с соответствующим названием, составленных или редактированных известными юристами, с последующим бессистемным сплошным заучиванием текста.

Экзамены мне приходилось сдавать много раз, но всегда помогала одна и та же методика. Сначала вопросы я группировал по смыслу таким образом, чтобы уменьшить их количество. Затем составлял график подготовки с равномерным распределением ежедневной нагрузки на период не более чем на месяц до даты экзамена. Перед тем как приступить к изучению очередного материала, я вкратце повторял материал за предыдущий день, а в конце – наиболее сложные вопросы. Готовиться к экзаменам лучше непосредственно по текстам законов в актуальной редакции, а не на основе их не всегда корректного пересказа, содержащегося в вышеупомянутых справочниках.

Самым сложным всегда было решение практических заданий. Иногда намеренно или по небрежности условия задач формулируются таким образом, что допускается двоякий либо неопределенный ответ. Между тем правильный ответ всегда один, и он оказывается иногда известным лишь экзаменатору.

Несколько слов о том, как вести себя на экзамене. Существует сложившийся стереотип о том, что первыми отвечают отличники, а последними – те, у которых знания поскромнее. Поэтому не стоит идти в последних рядах в надежде, что экзаменатор устанет и задаст меньше дополнительных вопросов. Слушайте ответ предыдущего кандидата, поскольку на фоне посредственности вы будете выглядеть лучше. Если экзаменатор был доволен, то в этом случае подстроиться под ответ будет сложнее.

Начало речи должно быть ярким, так как именно к нему приковано внимание экзаменатора, и ни в коем случае не спрашивайте его о том, «можно ли отвечать со второго вопроса?». Хорошее впечатление производит свободный пересказ того, что написано при подготовке к ответу. А во время диалога с членами комиссии нужно внимательно выслушивать вопрос, не перебивать экзаменатора, не спорить с ним, кроме случаев провокации. Дополнительные вопросы, как правило, задаются, если экзаменатор обдумывает, какое решение принять в отношении претендента, либо просто хочет выразить свою точку зрения по поставленным вопросам.

И последнее. Обычно ведущую и активную роль в комиссии занимают один-два человека, поэтому накануне экзамена нужно изучить их манеры, привычки, практические и научные интересы, с учетом которых, как правило, и задаются дополнительные вопросы.

ВЫВОД. Можно ли стать адвокатом, не «родившись» им? Можно, даже в наше непростое время. Для этого нужно верно определить мотивы выбора профессии, поставить перед собой цель и по пути к ней преодолевать многочисленные трудности и препятствия.

Отношение общества к адвокатам: читаем классику

В современном понимании адвокаты впервые появились в Древнем Риме, при этом профессия изначально никакого корпоративного устройства не имела. После упадка Римской империи адвокатура получила свое развитие в Византии, где был установлен специальный экзамен на годность кандидата в адвокаты и сформировалось «сословие адвокатов».

За всю относительно короткую историю российской адвокатуры государство относилось к представителям нашей профессии с пренебрежением, тем более не давало им каких-либо льгот и привилегий. Еще Петру I при посещении английского суда, когда он впервые увидел адвокатов, приписывают изречение:

Во всем моем царстве есть только два законника, и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой.

Затем Екатерина II бросила фразу:

Адвокаты и прокуроры у меня законодательствовать не будут, пока я жива.

Николай I как-то сказал:

Францию погубили адвокаты, и России они не нужны.

Несмотря на то что о профессиональных поверенных в России впервые упоминается в законодательных памятниках XV века, идея создания адвокатуры была воплощена у нас лишь спустя четыре столетия. Но золотой век русской адвокатуры длился недолго (с 1864 по 1917 год). Еще в 1905 году В. Ленин в письме Е. Д. Стасовой и товарищам в Московской тюрьме написал знаменитые строки, без стеснения теперь вывешиваемые в служебных кабинетах следователей:

Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает.

Хотя это изречение вырвано из контекста, так как в действительности речь шла не обо всех адвокатах, а лишь о тех, которые отвергали социализм и классовую борьбу, после прихода к власти большевиков вновь созданная адвокатура была целиком подчинена государству. Само слово «адвокат» в советское время приобрело презрительный оттенок и чаще всего употреблялось с прилагательными «непрошеный», «самозваный».

В 1934 году в статье «Революционная законность и задачи советской защиты» тогда еще заместитель, а впоследствии будущий прокурор СССР А. Я. Вышинский указывал, что необходимо

защищая обвиняемого, не упускать из виду, что советское государство окружено врагами, что каждое сколько-нибудь серьезное преступление носит антигосударственный характер.

Именно поэтому особенностью советских процессов долгие годы было поразительное единомыслие, связывающее обвиняемых, обвинителя и защиту, которая не оспаривала виновности и беспомощно просила у суда лишь смягчения наказания своему подзащитному.

Впрочем, встречались и находчивые защитники, которые помогали своим клиентам избежать суровой кары и одновременно получали поощрение от партийного руководства за «агитацию» в суде. Такой случай описан в мемуарах адвоката Н. Палибина, бывшего присяжного поверенного, впоследствии эмигрировавшего в США. Когда прокурор попросил для подсудимых, саботировавших коллективизацию, 10 лет лишения свободы, защитник сказал:

Прокурор утверждает, что это социально опасные люди… Это глубокая ошибка. Колхозное движение неудержимым потоком охватило крестьянство земли русской… Обвиняемые же подобны муравьям, пытающимся переплыть этот неудержимый бурный поток колхозного движения. Поэтому они не социально опасны, а социально смешны и все равно будут захвачены этим могучим течением крестьянской массы. Я усматриваю в них не социально опасный элемент, а комический, а потому прошу оставить их на свободе, чтобы на колхозных собраниях можно было бы не только обсуждать серьезные деловые вопросы, но иногда и посмеяться над этими чудаками, желающими ковырять землю однолемешным плужком, когда трактор тянет 12 лемехов на любую глубину.

Адвокатура и сейчас фактически рассматривается как анахронизм, который государство вынуждено терпеть для поддержания престижа вовне. Однако, кроме нее и независимой прессы, в стране никого не осталось, кто мог бы сказать власти о произволе.

Но если адвокат не пользуется «милостью» государства, тогда в общественном сознании он должен быть исключительно положительным героем? К сожалению, лишь небольшая часть населения верит, что для решения юридической проблемы достаточно найти «хорошего» адвоката. Хотя вера в адвоката нередко основана лишь на том, что он подключит собственные связи с судьей, использует лазейки в законах.

Литература и искусство как образная форма общественного сознания наглядно показывает, что значительная часть общества по традиции отрицательно относится к адвокатам, считая их ловкачами и проходимцами, думающими только о наживе. Искусство и литература соцреализма практически не затронули адвокатскую тематику, поскольку художники и писатели той эпохи старались увековечить вождей и трудовые подвиги советских людей, устремившихся к светлому будущему. Наиболее ярко образ адвоката представлен именно в зарубежном искусстве и зарубежной литературе.

Художники изображали на картинах как лица неизвестных адвокатов [5] , так и конкретных представителей этого сословия [6] .

В Англии и США до 90-х годов прошлого века доступ фотографам в судебное заседание был практически закрыт, поэтому вместо фотографий газеты и журналы публиковали рисунки специальных судебных художников, которым всегда разрешалось присутствовать в зале. Однако в связи с тем, что до сих пор суд часто не готов рискнуть превращением процесса в реалити-шоу, судебный скетч продолжает оставаться за рубежом самостоятельным ответвлением изобразительного искусства. Широкую известность своими зарисовками из зала суда получили американские художники Г. Броди, Л. Хершфилд, Д. Рокуэлл, А. Лиен и др. Американская художница Мона Шейфер Эдвардс 30 лет провела в залах судебных заседаний, опубликовав в книге под названием «Запечатлено: в мире судов над знаменитостями» рисунки многочисленных «звездных» ответчиков, в том числе М. Джексона, Л. Лохан, М. Гибсона, П. Хилтон, С. Спилберга.

Можно найти, хотя и редкие, образцы отечественной судебной графики, к которой относятся рисунки П. Пясецкого по делу первомартовцев, графическая серия Кукрыниксов по мотивам Нюрнбергского процесса, зарисовки П. Шевелева процесса Ходорковского и Лебедева.

Бесспорно, портретная живопись и судебная графика доносят определенную информацию об истории юриспруденции, но они не содержат глубинных образов и оценок.

На нескольких широко известных картинах, выполненных в разное время отечественными художниками и изображающих судебное разбирательство, фигуры адвоката отсутствуют, а советское правосудие показано вообще предельно просто, без каких-либо символов величия и атрибутов. Главные роли отданы судьям и лицам, представшим перед судом [7] .

До судебной реформы 1864 года, когда подобие роли адвокатов исполняли стряпчие и поверенные из числа дворян, прожившихся помещиков, разорившихся купцов, приказчиков, которые зачастую не имели никаких юридических знаний, ловчили и обманывали, составляли фальшивые документы, находили лжесвидетелей. Образ таких «ловкачей» был создан в картинах Л. И. Соломаткина «Стряпчий» и В. Е. Маковского. На рисунке Н. Негадаева «Совещание с „аблокатом“ [8] » изображен один из многих «аблокатов», которые искали своих клиентов на улицах, а «конторами» им служили трактиры. Здесь за рюмкой водки писались бумаги и велись деловые разговоры. У В. Е. Маковского где-то на заднем плане картины «Оправданная» можно заметить довольного успехом адвоката, задержавшегося у кафедры, с которой он произносил свою речь. На картине «Осужденный» того же автора едва различимы силуэты разговаривающих после процесса адвоката с прокурором, а может быть, судейских чинов.

Адвокатская тема получила наибольшую популярность именно на картинах европейских художников. На полотнах Маринуса ван Реймерсвале «Офис адвоката» и Питера Брейгеля Младшего «Деревенский адвокат», безо всякого сомнения, представлен образ адвоката-пройдохи. На первой картине бросается в глаза хитрое выражение лица главного героя, окруженного напряженными лицами клиентов, а на второй – разворачивается целая пьеса. Старик принес адвокату курицу, его родственник еще какую-то снедь, жена протягивает яйца в корзиночке и еще копошится в большой корзине, а адвокату все мало – он делает вид, что читает бумагу, а сам приговаривает: «Дело сложное не знаю, как и быть».

Не отличаются святостью адвокаты, изображенные на других картинах: Э. Генри «Деревенский адвокат», Ф. Пауэлл «Семейный адвокат», Л. Дубин «Офис адвоката», Р. Дадд «Адвокат». По беспорядку в кабинете и выражению лиц героев картин складывается впечатление, что адвоката интересует где-то гонорар, а где-то молоденькая клиентка… На картине И. Мартина «На приеме у адвоката» – уставшие томные лица, а у А. Соломона «Не виновен» фигура адвоката на втором плане, лицо чуть видно: усталое от сложного процесса либо недовольное устной благодарностью родственника.

И еще две современные работы, подразумевающие коррупционную составляющую адвокатской деятельности. На первой картине А. Толстова «Адвокат и Фемида» изображен полуобнаженный молодой мужчина, соблазняющий молодую девушку с завязанными глазами и с весами в руках. На второй картине М. Глузберг «Продажный юрист» зафиксирован момент передачи взятки.

Адвокаты довольно часто были объектом карикатуры. Примечателен в этом отношении портрет юриста Д. Арчимбольдо («Юрист»). Отличительная черта его работ в том, что портреты составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и пр. Лицо юриста он представил в виде продуктов питания (рыба, курица), имея в виду многочисленные подношения клиентов: тело – кипа бумаг, облаченное в дорогую шубу.

Название рисунков Р. Дайтона «Дьявол среди адвокатов» и «Поверенный, достойный дьявола» в комментариях не нуждаются.

На картине В. Моргана «Наставления адвокату» главный герой напоминает преданного пса, послушно выполняющего все прихоти клиента, кажется, что вместо пера в зубах у адвоката кость.

На картине колумбийского художника Ф. Ботеро «Адвокат» (XX в.) главный персонаж не может вызвать ничего, кроме насмешки: сытый и довольный до такой степени, что его костюм вот-вот разойдется по швам.

Непревзойденным мастером карикатуры адвокатской тематики был французский художник-график О. Домье (1808–1879), который хорошо был знаком с судебными порядками своего времени. Еще в юности он служил рассыльным в конторе судебного исполнителя, а позже несколько лет жил напротив Дворца правосудия и часто там бывал. Он создал целую галерею лицемерных и безучастных адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы.

На раскрашенной литографии «Читающий адвокат» изображен увлеченно читающий что-то адвокат, который от удовольствия даже делает «ножкой», выглядывающей из адвокатской мантии. Надпись к литографии гласит: «Мэтр Шапотар читает в юридическом журнале похвалу себе, сочиненную им самим».

На литографии «Адвокаты» изображены поверенные, облачающиеся перед процессом в величественные лиловые мантии и обменивающиеся любезностями с откровенностью, доведенной до цинизма: «Не забудьте возразить мне, а тогда я возражу вам, и нашим клиентам придется оплатить еще две речи!»

На литографии «Защитник» изображена небедная клиентка, которая, по выражению лица, уверена в благополучном исходе дела из-за того, что за такой результат адвокату хорошо заплачено.

На другой литографии О. Домье высмеял стремление адвоката поиграть на публике, которой не видно, а судьи давно пребывают в глубоком сне. Адвокат, уверенный в том, что будет услышан судьями, завершает свое патетическое выступление словами: «… Перед лицом беззакония око правосудия не дремлет».

На одной из литографий О. Домье изобразил выходящими из суда адвоката и женщину с ребенком. Очевидно, что процесс проигран, возможно, адвокат оставил клиентку без средств к существованию, поэтому женщина согнулась и горько плачет, приуныл и ребенок. Адвокат же не смущен происходящим, так как убежден, что великолепно сыграл свою роль: «Вы проиграли процесс, это правда… Зато вам посчастливилось услышать мою речь». Вспоминается высказывание Ю. Булатовича: «Адвокат никогда не проигрывает, клиент – довольно часто».

На литографии «Недовольный клиент» изображен доверитель, упрекающий своего поверенного в проигрыше, но адвокат высокомерен, он испепеляет презрительным взглядом того, чьи интересы неудачно отстаивал в суде.

На рисунке «Адвокат и его клиентка» автор изобразил адвоката, который не прочь пофлиртовать со своей молоденькой клиенткой.

На акварели «После судебного заседания» изображен исход судебного поединка: два адвоката, которые только что «рвали друг друга в клочья», но со спины зрителю не видно, что они, перестав кривляться, мирно беседуют друг с другом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *