Кремль: Франция вернула России деньги за «Мистрали»

Контракт на строительство двух вертолетоносцев на сумму 1,12 млрд евро был подписан в июне 2011 года. Первый такой корабль, получивший название «Владивосток», был спущен на воду в октябре 2013 года, а в ноябре 2014-го должен был быть передан ВМФ России.

В последний момент Париж на неопределенный срок приостановил передачу вертолетоносцев, мотивировав свое решение ситуацией на Украине.

Второй вертолетоносец — «Севастополь» — первоначально планировалось передать России во второй половине 2015 года, однако, как и в случае с первым кораблем, решение о его поставке было заморожено.

Когда Россия получит назад оборудование

4 августа источник в российской системе военно-технического сотрудничества сообщил, что группа российских специалистов, как ожидается, в сентябре отправится во Францию для демонтажа с вертолетоносцев оборудования связи и управления.

«Сейчас готовится группа специалистов для выполнения демонтажа оборудования связи с вертолетоносцев. Их выезд во Францию спланирован на сентябрь этого года», — сказал собеседник агентства.

Разработкой систем управления и связи для этих кораблей занимался концерн «Системы управления» (входит в Объединенную приборостроительную корпорацию).

Что будет с «Мистралями»

В мае бывший министр транспорта Франции Тьерри Мариани заявил, что вертолетоносцы можно было бы продать Евросоюзу и сделать из них плавучие госпитали, на которых оказывали бы помощь нелегальным мигрантам в Средиземном море.

Россия получила больше €1 млрд за «Мистрали»

Франция должна согласовать с Россией будущего покупателя не поставленных вертолетоносцев типа «Мистраль», при этом ограничений по срокам этого согласования нет. Об этом «Известиям» сообщил источник в правительстве. По информации собеседника, общая сумма выплат со стороны Франции в связи с расторгнутым контрактом превысила €1 млрд.

«Всего мы заплатили авансовых платежей €893 млн, то есть мы оплатили весь первый корабль и половину второго. После переговоров удалось добиться от них и этих денег, и возмещения косвенных потерь и издержек, включая командировки, обучение и создание части инфраструктуры на Дальнем Востоке под эти суда», — сказал он.

При этом решение сената Франции, который 14 сентября рассмотрит вопрос ратификации соглашения по «Мистралям», не несет рисков для России, поскольку деньги в рамках договоренностей с правительством Франции о расторжении сделки уже переведены, отметил собеседник.

«Сенат Франции 14 сентября должен будет рассмотреть вопрос о ратификации этого соглашения. Так как деньги уже в России, то результаты этого рассмотрения никаких рисков для России не несут», — подчеркнул он.

По словам собеседника агентства, Франция сможет распоряжаться вертолетоносцами типа «Мистраль», не поставленными России, только после демонтажа всего российского оборудования — не раньше конца осени.

Ранее сообщалось, что первая группа российских специалистов уже отправилась во Францию для обсуждения сроков демонтажа оборудования с «Мистралей». С «Мистралей» должны снять системы связи и управления, в том числе боевые информационно-управляющие системы, а также системы управления ракетным оружием и артиллерией.

Но даже возврат оборудования в Россию не гарантирует Франции возможность быстрой продажи авианосцев.

— Франция должна согласовать с Россией будущего покупателя не поставленных вертолетоносцев типа «Мистраль», ограничений по срокам этого согласования нет, — заявил источник в правительстве.

Эксперты отмечают, что Россия не только вышла из истории с «Мистралями» в финансовом выигрыше, но и получила возможность влиять на партнеров, не выполнивших сделку.

— Россия ничего не потеряла, потому что в свое время этот договор был подписан на поставку «Мистралей» для развития и укрепления двустороннего сотрудничества, в том числе с целью обороны. Франция погасила все наши расходы. Что касается согласования, то, наверное, это правильно. Причем из тех двух стран, которые фигурировали в числе покупателей, я бы отдал предпочтение Египту как стране с дружественным режимом. Сами французы, кончено, в глазах мировых покупателей оружия сильно подставились, потому что некоторые страны уже отказались с ними подписывать договоры на поставку вооружений. Это была политическая ошибка, — считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. — В сфере обороны надо рассчитывать только на себя. Мы можем делать корабли и классом выше, чем «Мистрали».

Профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО, президент Института стратегических оценок Александр Коновалов считает, что теперь Россия, получив деньги, может потратить их более рационально.

— К примеру, на разработку систем связи, на высокоточное оружие, на компенсацию отставания в этой области, — отметил он.

Он прогнозирует также, что у французов возникнут проблемы с реализацией кораблей, и не только из-за права вето на сделку у России.

— Франции довольно трудно будет продать эти «Мистрали». Эти корабли в оригинале конструкции не приспособлены для защиты самих себя. Они предусмотрены для того, чтобы доставлять усиленный мотострелковый батальон с дюжиной танков и полуторадюжиной вертолетов в нужную точку. Его должны были сопровождать корабли охранения — эсминцы и даже подводные лодки. Это должна была бы быть специальная группа кораблей. Сам «Мистраль» должен был выполнять функцию десантирующего корабля. А мы хотели поставить на него очень сложное серьезное вооружение, потому что у нас нет возможности его защищать другими кораблями. Корабль заточен под российское использование — под наши системы и под наши идеи. Я не думаю, что египтяне в них заинтересованы. Без реконструкции этот корабль нельзя просто продать и использовать, — говорит Коновалов.

В 2011 году Россия заказала у Франции вертолетоносцы типа «Мистраль». Первый такой корабль, «Владивосток», ВМФ РФ должен был получить осенью 2014 года, однако Париж приостановил передачу вертолетоносца в связи с ситуацией на Украине. Летом 2015 года Россия и Франция пришли к согласию относительно судьбы «Мистралей». По условиям соглашения РФ получает назад деньги и оборудование, после чего Франция сможет распоряжаться кораблями.

Франция вернула деньги за «Мистрали»

Кремль считает урегулированным вопрос о поставке десантно-вертолетных кораблей-доков «Мистраль». Президент Российской Федерации Владимир Путин и президент Французской Республики Франсуа Олланд приняли совместное решение о прекращении действия контракта на их строительство и поставку, подписанного в июне 2011 года.

«В ходе экспертных переговоров, прошедших в традиционном для российско-французских отношений дружественном ключе, удалось прийти к взаимоприемлемой договоренности о возмещении российской стороне средств, выплаченных по контракту, а также о возвращении поставленного российского оборудования и материалов», — говорится в сообщении пресс-службы Кремля.

Франция уже перечислила упомянутые средства и после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями.

Ранее сообщалось, что Франция заплатит России 1,2 млрд евро за «Мистрали» . Неустойка включает в себя выданный аванс, затраты на обучение экипажей, стоимость демонтажа оборудования. На эту сумму также планируется построить инфараструктуру для базирования кораблей на Дальнем Востоке и разработать образцы палубных вертолетов.

Контракт на поставку «Мистралей» был заключен между французской DCNS/STX и «Рособоронэкспортом» четыре года назад. Франция должна была передать первый корабль «Владивосток» в ноябре 2014-го, а «Севастополь» – в 2015 году. Но этого так и не произошло. По различным данным, срыв передачи одного из вертолетоносцев произошел из-за блокировки российско-французского соглашения европейскими странами и США. Меры были предприняты из-за якобы российской агрессии на Украине. Однако доказательств этого предъявлено не было.

Смотрите так же:  Законодательная база Российской Федерации. Приказ мо рф об адъюнктуре

Десантные корабли «Мистраль»: возврат денег и дальнейшие перспективы

В начале августа Россия и Франция поставили точку в нашумевшей истории с поставкой двух десантных кораблей типа Mistral. После нескольких месяцев переговоров стороны нашли общий язык и решили расторгнуть контракт, подписанный в начале 2011 года. В соответствии с новым соглашением Франция сохраняет свою позицию и не передает корабли заказчику в связи с разногласиями по украинскому кризису, а Россия, в свою очередь, получает все деньги, выплаченные ранее производителю «Мистралей».

Напомним, первый из двух заказанных десантных кораблей французские судостроители должны были передать России еще осенью прошлого года. Тем не менее, за несколько месяцев до указанного срока французский президент Франсуа Олланд заявил о невозможности передачи кораблей из-за текущей сложной ситуации на международной арене. Осенью 2015 года российское военное ведомство должно было получить и второй корабль, но его поставка теперь окончательно отменена.

Вскоре после появления первых сведений о завершении переговоров было объявлено, что Франция выплатила России компенсацию за отказ в поставке двух кораблей, но точная сумма не сообщалась. Сумма, которую пришлось выплатить французской стороне, стала известна только в начале сентября. По данным зарубежных и отечественных СМИ, разрыв контракта обошелся Франции в 949 754 859 евро. При этом в некоторых отечественных изданиях приводились иные цифры. Так, издание «КоммерсантЪ» со ссылкой на неназванные источники сообщило, что Россия уже получила компенсацию в размере 950 млн евро за два корабля и 67,5 млн евро за построенные в нашей стране их кормовые части.

В прессе приводятся разные цифры, однако реальную ситуацию, скорее всего, отражают данные о 949,75 млн евро. По имеющимся данным, именно такая сумма фигурирует в тексте соглашения о разрыве контракта на поставку кораблей, переданного для одобрения в Национальное собрание Франции. 15 сентября нижняя палата французского парламента должна рассмотреть и одобрить документ. При этом следует отметить, договор уже подписан, а компенсация за корабли уже выплачена в полном объеме.

Через несколько дней после сведений об объеме компенсаций появились данные о дальнейшей совместной работе двух стран. В соответствии с новым соглашением французские судостроители должны будут демонтировать с двух десантных кораблей оборудование российского производства. По данным СМИ, работы по демонтажу должны начаться в сентябре. Кроме того, утверждалось, что демонтаж будут осуществлять французские специалисты под надзором российских коллег.

По обновленному проекту, десантные корабли для России должны были получить ряд оборудования российского производства. Предполагалось использовать российские системы связи и управления, вооружение и т.д. Насколько известно, большая часть этих систем была передана компании-подрядчику, которая установила их на корабли. После передачи России два корабля должны были стать в док для монтажа оставшегося вооружения. По понятным причинам, этот этап проекта так и не будет реализован.

В ближайшее время два корабля должны лишиться части бортовой аппаратуры, которую французская сторона обязана вернуть России. По некоторым данным, общая стоимость этого оборудования оценивается примерно в 50 млн евро. Эту сумму, с определенными оговорками, можно прибавить к основной компенсации при подсчете общих убытков Франции.

Официальные сведения о списке систем, которые будут демонтированы с двух кораблей в ближайшее время, пока отсутствует. Тем не менее, предпринимаются попытки определить этот список и сделать некоторые выводы. Так, издание FlotProm 8 сентября опубликовало материал «Осколки «Мистралей»: какое российское оборудование вернет Франция», в котором попыталось определить, какие корабельные системы будут сняты с кораблей, упакованы и отправлены на российские склады.

По данным «Флотпрома», корабли типа «Мистраль» должны были получить аппаратуру радиолокационного опознавания 67Р, изготовленную Казанским электротехническим заводом. Отмечается, что эта система, предназначенная для определения государственной принадлежности авиационной техники или кораблей, пригодна для установки на катера и корабли различных проектов.

Задачи боевого управления кораблем и тактическим соединением на «Мистралях» должна была выполнять боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Это оборудование, производимое НПО «Марс», может устанавливаться на кораблях разных проектов и рангов, в том числе и на десантные корабли французского производства.

Для обнаружения и атаки целей новые корабли должны были использовать оптико-электронный и тепловизионный комплекс МТК-201МЭ. Подобное оборудование используется на отечественных корветах проекта 20380 и позволяет следить за обстановкой в радиусе до 20 км.

Также FlotProm приводит список средств связи, поставленных во Францию для установки на «Мистрали». Так, для спутниковой радиосвязи предлагалась станция Р-793-М «Прицеп-М», при помощи которой корабли могли бы поддерживать связь с другими судами и берегом. Кроме того, десантные корабли должны были нести вторую станцию спутниковой связи, Р-794-1 «Центавр-НМ1». Также были закуплены радиоприемное устройство сверхдлинного диапазона Р-774СД1.1 и 16-канальное приемное устройство Р-693.

В комплекс вооружения двух кораблей планировалось включить зенитные артиллерийские и ракетные системы российского производства. В соответствии с договором о строительстве и поставке кораблей, французский подрядчик должен был подготовить места для установки вооружения. Собственно монтаж оружия и некоторых вспомогательных систем предполагалось осуществлять на российских предприятиях после передачи кораблей. Ввиду срыва поставки корабли так и не получили вооружение. По имеющимся данным, для самообороны два десантных корабля типа Mistral должны были использовать зенитные установки АК-630 и ракетные комплексы 3М47 «Гибка».

В настоящее время французские специалисты должны начать подготовку к демонтажу систем российского производства, подлежащих возврату. France Presse со ссылкой на свои источники сообщает, что на демонтаж российской аппаратуры уйдет несколько месяцев – эти работы будут завершены только в январе следующего года.

Буквально на днях стало известно, что в сложившейся ситуации получит судостроительная компания DCNS, бывшая головным подрядчиком по российско-французскому контракту. Французский генеральный секретарь по обороне и безопасности Луи Готье во время своего выступления в парламенте рассказал, что судостроители получат страховые выплаты в размере 1,1 млрд евро. В эту сумму входит стоимость самих кораблей, а также расходы по их содержанию в ожидании решения о дальнейшей судьбе. При этом в страховых выплатах не учитываются расходы на демонтаж систем, возвращаемых России.

На данный момент дальнейшая судьба двух десантных кораблей, строившихся для России, является темой споров и обсуждений. По данным разных средств массовой информации, сейчас сразу несколько стран проявляют интерес к французским кораблям и могут даже приобрести их. В списке возможных покупателей сейчас присутствуют как ожидаемые, так и неожиданные позиции.

Ранее активно обсуждалась возможность продажи кораблей типа Mistral Канаде. В пользу версии о возможности появления французско-канадского контракта приводился довод в виде многочисленных доработок конструкции кораблей, направленных на обеспечение эффективной работы в северных широтах. Тем не менее, канадские военные не могут позволить себе столь крупные и дорогие покупки. По этой причине возможность продажи двух «Мистралей» Канаде сейчас уже не рассматривается всерьез.

В начале сентября издание Defense News добавило в список потенциальных покупателей Объединенные Арабские Эмираты. По словам неназванного представителя правительства ОАЭ, которого процитировало издание, его страна заинтересована в покупке одного из готовых десантных кораблей.

Чуть позже французские журналисты из Intelligence Online рассмотрели несколько версий о возможной продаже двух кораблей и пришли к выводу, что самым лучшим вариантом является передача техники Египту. Тем не менее, официальный Каир не может выделить необходимое финансирование. В связи с этим оплату по контракту может произвести Саудовская Аравия, уже заказавшая за свой счет некоторое количество военной техники для египетских военных. При этом французское издание упоминает некие переговоры в Эр-Рияде. Возможно, французские и аравийские чиновники уже начали обсуждать возможный контракт.

Следует отметить, в прессе разных стран сейчас обсуждаются и другие «кандидатуры» покупателей построенных кораблей. Согласно различным публикациям, два «Мистраля» могут пополнить военные флоты Индии, Вьетнама, Саудовской Аравии, Бразилии и т.д. Тем не менее, пока ни одна из стран, упоминаемых в контексте последних новостей и слухов, официально не выражала готовности приобрести французские корабли.

В сложившейся ситуации Россия, по-видимому, не желает упускать своей выгоды и поэтому намерена делать выгодные предложения. Так, по данным газеты «КоммерсантЪ», российская сторона может предложить потенциальному покупателю «Мистралей» палубные вертолеты Ка-52К. Эта модификация «сухопутного» ударного вертолета разрабатывалась специально для базирования на десантных кораблях, и теперь ее дальнейшая судьба оказалась под вопросом. При этом российское экспортное предложение может быть выгодным для потенциальных заказчиков, поскольку вертолеты Ка-52К разрабатывались для конкретного типа кораблей и приспособлены для работы на них.

Смотрите так же:  Какой штраф предусмотрен за просроченный договор купли-продажи автомобиля в 2020 году. Какой штраф за просроченный договор купли продажи 2020

На фоне обсуждений возможной продажи кораблей третьим странам в зарубежной прессе появились новые слухи, касающиеся дальнейшей роли России в этой истории. По некоторым данным, российская сторона может отказаться от требования вернуть аппаратуру собственного производства. Такое условие, согласно некоторым изданиям, касается возможной продажи кораблей Египту и Индии. Иными словами, если два «Мистраля» будут проданы дружественному России государству, то она не будет настаивать на возвращении своих систем.

Как видим, несмотря на появление соглашения, аннулирующего российско-французский контракт на поставку двух десантных кораблей, и выплату компенсации, ситуация продолжает вызывать массу вопросов. Главный из них – дальнейшая судьба двух построенных кораблей. До конца года два «Мистраля» должны лишиться ряда систем российского производства, после чего французские судостроители смогут начать подготовку кораблей к дальнейшей продаже.

Кто именно выразит желание приобрести два корабля, строившиеся для России, пока до конца не ясно. В отечественной и зарубежной прессе высказываются различные предположения, но все они, по-видимому, не в полной мере соответствуют реальному положению дел. В экспортной судьбе десантных кораблей на данный момент точно известен только один факт – их уже не передадут изначальному заказчику. Новый покупатель, в свою очередь, пока не определен.

В сложившейся ситуации можно только делать прогнозы и пытаться предугадать дальнейшее развитие судьбы двух кораблей типа Mistral. Кроме того, следует следить за новостями. Что именно случится с кораблями в будущем – покажет время.

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — универсальные десантные корабли-доки французской разработки, оснащённые вертолётной группой, доком для десантных катеров и обширными внутренними помещениями для управления операциями на большом удалении от баз, а также размещения десанта, в том числе тяжёлой бронетехники, или госпиталя, или эвакуируемых или всего вышеперечисленного в различны сочетаниях. Серия кораблей этого типа строилась с участием российских судостроителей и для российского военно-морского флота, однако впоследствии контракт был разорван французской стороной в связи с украинским кризисом, с возвратом произведённых Россией затрат (однако, без штрафа за факт нарушения договора (неустойка) Францией).[1].

Франция обязалась выплатить России 949 миллионов 755 тысяч евро за разрыв контракта на поставку вертолётоносцев проекта «Мистраль». [2][3] Стоимость контракта составит 950 млн евро.[4] Контракт на приобретение этих кораблей в итоге заключил Египет,[5] причём вместе с кораблями египтяне закупят российские ударные вертолёты Ка-52К, которые были специально разработаны для базирования на вертолётоносцах «Мистраль». Продажа вертолётов вместе с кораблём было одним из условий, которые поставила Россия перед Францией при расторжении контракта. [6][7] Россия поставит оборудование и вертолёты на поставленные Францией Египту вертолётоносцы «Мистраль» на сумму свыше $1 млрд.[8]

Содержание

[править] Предыстория вопроса

В локальных конфликтах последнего времени выяснилось, что имевшиеся в отечественном флоте большие десантные (танкодесантные) корабли плохо подходят для спецназа в силу неприспособленности к перевозке вертолётов и быстроходных катеров, которыми оснащаются имеющиеся в других флотах универсальные десантные корабли. В СССР и России до 2010-х годов универсальные десантные корабли не производились, более того, даже большие десантные корабли СССР в последние годы большей частью закупал в Польше. В связи с этим, когда к концу 2000-х стала очевидна ведущая роль сил специального назначения во многих локальных конфликтах последнего времени, встал вопрос о закупке соответствующих технологий заграницей, поскольку опыт создания, например, фрегатов проекта 22350 показал, что отечественное кораблестроение всё ещё не полностью оправилось от последствий развала СССР и было не способно создать совершенно новый корабль в короткий срок.

[править] Контракт на «Мистрали»

В результате, 24 декабря 2010 года с Францией было заключено согласованное на высшем уровне соглашение о строительстве серии кораблей типа «Мистраль», доработанных по российским требованиям по французской лицензии, предполагающей также передачу использованных в проекте технологий. Для своего флота Франция к этому моменту построила три корабля этого проекта.

Первые два корабля согласно контракту стоимостью 1,2 млрд евро (из них 980 млн собственно за корабли) собирались во Франции, но поставку значительной части конструкций обеспечивал Балтийский завод (г. Санкт-Петербург), где строились кормовые части обоих кораблей. Последующие два корабля должны были строиться в России, но их строительство было отложено ещё в 2013 году.

Корабли типа «Мистраль» имеют следующие ориентировочные основные характеристики:

  • Водоизмещение пустого/полное максимальное: 16,5/21,3/32,3 тыс. тонн
  • Осадка: 6,3 м (по другим данным 6,42 м)
  • Скорость хода максимальная/крейсерская/экономическая: 19/18/15 узлов.
  • Дальность на крейсерской/экономической скорости: 5800 миль (10800 км) / 10700 миль (19800 км)
  • Автономность: 30 суток
  • Экипаж: 160 человек (в том числе 20 офицеров), по другим данным 177 человек
  • Десантовместимость на большую/небольшую дальность: около 450/900 человек морской пехоты
  • Зенитное вооружение: артиллерийские установки АК-630 и ЗРК малой дальности 3М47 «Гибка»
  • Вертолётная группа: в общей сложности 30 вертолётов Ка-52К, Ка-29 и Ка-27М.
  • В СМИ во время строительства кораблей появлялось множество спекуляций на тему их отличий от французской версии, вплоть до установки на них тяжёлого артиллерийского вооружения, однако фотографии практически готовых кораблей показывают, что дополнительных мест под размещение вооружения там практически не предусмотрено.

    [править] Критика контракта

    Контракт на закупку кораблей подвергался мощной критике сразу по нескольким причинам, основные из которых можно свести к следующим тезисам, краткие ответы на которые приведены здесь же:

  • России корабли такого типа не нужны, потому что она не проводит колониальную политику
  • История с избиением местными силовиками российского посла[9] и свободно разгуливающими террористами в Катаре, а также менее известные, но часто повторяющиеся истории с фактическим захватом в заложники российских моряков торгового флота пиратами и недалеко от них ушедшей береговой охраной отдельных африканских стран[10] показывает, что инструмент давления на нервы нагло плюющих на международное право отдалённых прибрежных государств России определённо необходим.

    • Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку они простаивают без заказов
    • На самом деле на момент подписания контракта существующие кораблестроительные мощности уже были загружены на много лет вперёд. Как пример можно привести Адмиралтейские верфи, где по данным самого предприятия в 2013 году загрузка достигла 150—160 %[11]. В связи с этим все последние годы отечественные судостроительные заводы расширяют штаты, но всё равно в 2010—2016 годах отрасль испытывает острейший кадровый голод не оставляющий ни малейших надежд на серьёзное увеличение мощностей.

    • Этот проект непригоден для нашего климата и т. п.
    • Проект был доработан под отечественные требования, получив, в частности, ледовый класс за счёт замены материала корпуса и более высокие ангары для вертолётов соосной схемы, применяющихся в отечественном флоте и имеющих на море значительные преимущества.

    • Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку так безопаснее, пусть они и дольше будут его делать
    • Безусловно, иметь только отечественные комплектующие всегда безопаснее. Однако первые два корабля, как сообщалось, должны были базироваться во Владивостоке, что было совершенно не удивительно в связи с развивающейся гонкой вооружений в регионе и обострением территориальных споров со стороны Японии. И, хотя представители Объединённой судостроительной корпорации неоднократно осуждали заказ проекта за рубежом, беспристрастный взгляд на состояние отрасли, все ещё переживающей последствия 1990-х годов показывает, что корабли совершенно новых проектов пока строятся достаточно медленно. Учитывая напряжённую обстановку на Дальнем Востоке, не хотелось бы в этой ситуации повторить опыт русско-японской войны 1904—1905 годов, когда затягивание с вводом в строй боевых единиц флота в связи с полным переводом оборонного заказа на отечественные верфи обернулось в результате катастрофическими потерями. Использование помощи Франции позволило сократить сроки проектирования и строительства кораблей с примерно минимум 10 до 3-х лет, что, в силу известной ситуации вокруг Курильских островов, могло быть очень важным. Также, в связи с известными тенденциями в международной политике, данные корабли могли бы активно использоваться в войне с террористическими и пиратскими организациями зачастую вольготно себя чувствующими в отдельных государствах Ближнего Востока и Африки.

      [править] Строительство кораблей

      Всего по контракту на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге (кормовые части) и французском Сен-Назере были построены два корабля:

    • «Владивосток», заложен в 2012 году, спущен на воду 15 октября 2013 года.[12]
      • «Севастополь», заложен в 2013 году, спущен на воду 21 ноября 2014 года.[13]
      • В результате, оба корабля были построены без вооружения, которое предполагалось установить уже в России, однако переданы российской стороне они так и не были.

        [править] Разрыв контракта

        Подвергаясь мощному давлению США в ходе украинского кризиса, в сентябре 2014 года французский президент Франсуа Олланд высказался в том духе, что в данный момент не видит условий для передачи почти готового к тому моменту «Владивостока» России.

        Позднее стало известно, что его поставка была «отсрочена» ровно до того момента, когда его и надо было поставлять по контракту. В дальнейшем Франция продолжала оттягивать принятие решения о передаче кораблей России или выплате неустойки за невыполнение поставки.

        В дальнейшем российская сторона неоднократно заявляла, что её устроят два варианта событий: или поставка кораблей, или возврат денег по договору с выплатой неустойки в размере понесённых Россией издержек на создание вертолёта Ка-52К, а также, видимо, инфраструктуры во Владивостоке и подготовки экипажей. По сообщениям СМИ французы же пытались на переговорах уменьшить объём выплат.

        Окончательно контракт был закрыт в начале августа 2015 года, когда пресс-служба Президента России сообщила о закрытии контракта в связи с полной оплатой Францией неустойки[14], составившей, по появившимся уже в начале сентября 2015 года данным[15], 949 миллионов 755 тысяч евро. При этом в сентябре 2015 года группа российских специалистов должна будет демонтировать российское оборудование связи с обоих кораблей, и только после этого французы смогут их использовать каким-либо образом по своему усмотрению, хотя позднее появились сообщения, что для продажи кораблей третьим странам всё равно понадобится разрешение России и оно будет получено только в случае их продажи в комплекте со специально разработанными для этих кораблей вертолётами Ка-52К.[16]

        [править] Судьба построенных для России «Мистралей» и вертолётов Ка-52К и последующие события

        23 сентября 2015 года стало известно, что Египет купит у Франции два вертолётоносца типа «Мистраль», изначально предназначавшиеся России.[17] Стоимость контракта — 950 млн евро.[18] Соглашение было подписано 10 октября 2015 года.[19] Также Египет заключил контракт на поставку российских ударных вертолётов Ка-52К, которые были специально разработаны для базирования на вертолётоносцах «Мистраль». Продажа вертолётов вместе с кораблём было одним из условий, которые поставила Россия перед Францией при расторжении контракта. [20][21] Россия поставит оборудование и вертолёты на поставленные Францией Египту вертолётоносцы «Мистраль» на сумму свыше $1 млрд.[22]

        Позднее, в октябре 2016 года по признанию бывшего польского президента Александра Квасьневского стало известно, что чтобы компенсировать Франции убытки, вызванные срывом продажи «Мистралей» России, Польша пообещала купить 50 вертолетов H225M Caracal у французской компании Airbus Helicopters. Однако осенью 2016 года Польша разорвала контракт, вызвав негодование французов и международный скандал, в результате которого эта информация и всплыла на поверхность.[23]

        [править] Результаты проекта

        В сухом остатке следует признать, что несколько спорная идея контракта с «Мистралями» в результате себя полностью оправдала, хоть и не таким образом, как изначально предполагалось. Россия по контракту фактически получила следующее:

      • Значительную часть рабочей и всю эксплуатационную документацию на корабль соответствующего класса.
      • Переданные технологии.
      • Опыт строительства соответствующего класса кораблей Балтийским заводом.
      • Военных моряков, подготовленных к службе на универсальных десантных кораблях.
      • Подготовленные места базирования крупных кораблей во Владивостоке.
      • Морской ударный вертолёт Ка-52К «Катран».
      • Перспективы экспорта Ка-52К совместно с «Мистралями» в третьи страны.
      • Были предметно исследованы вопросы размещения отечественных вертолётов и десантных катеров на универсальных десантных кораблях.
      • Фактическое унижение Франции со стороны США и Еврокомиссии, что ещё долго будут вспоминать гордые французы.
      • Подмоченную репутацию одного из основных конкурентов на мировом рынке вооружений.
      • Острый повод для критики врагов России во Франции и Евросоюзе их внутриполитическими противниками.
      • Денежную компенсацию за большую часть из затрат на всё перечисленное выше.
      • Деньги за продажу Египту вертолётов корабельного базирования Ка-52К, разработанных Россией под «Мистрали», которые в итоге достались Египту.
      • В минусах можно указать некоторые репутационные потери от самого факта закупки кораблей за рубежом, а также отсутствие самих кораблей этого класса в составе российского военно-морского флота, по крайней мере до 2020 года. Однако они, очевидно, не перевешивают положительные моменты, перечисленные выше.

        [править] Перспективы строительства новых универсальных десантных кораблей в России

        Ещё в начале контракта по строительству «Мистралей» звучали предположения о том, что отечественный военно-морской флот в после них получит корабли, построенные по улучшенным и переработанным проектам. После разрыва контракта публичные обсуждения этого вопроса усилились, однако отсутствие разработанного проекта позволяет уверенно предположить, что строительство новых кораблей такого класса начнётся не ранее 2017 года и то лишь в том случае, если будет изменена программа кораблестроения в части других крупных надводных кораблей или если к этому моменту удастся обеспечить ввод в строй дополнительных кораблестроительных мощностей путём возрождения частично утратившего соответствующую квалификацию завода «Залив» в г. Керчь Республики Крым.

        В Петербурге Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) разработало проект десантного корабля, который станет альтернативой французским «Мистралям» (проект «Прибой»).[24] Крыловский государственный научный центр также разработал проект универсального десантного корабля «Лавина», который послужит заменой вертолётоносцам типа «Мистраль».[25]

        ФСВТС: Франция вернула России все деньги за «Мистрали»

        ЖУКОВСКИЙ, 27 авг — РИА Новости. Франция вернула России все деньги за непоставку «Мистралей», сумма составляет порядка 900 миллионов евро, сообщил РИА Новости в четверг высокопоставленный представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).

        «Франция вернула России все деньги за «Мистрали». Это сумма порядка 900 миллионов евро. Россия напрямую за «Мистрали» заплатила на момент разрыва контракта 800 миллионов евро», — сказал собеседник агентства.

        Он пояснил, что в сумму 900 миллионов евро входит в том числе возврат средств за проведение опытно-конструкторских работ по разработке палубного вертолета К-52К, обучение специалистов по управлению «Мистралями», а также строительство причальной стенки для базирования этих кораблей во Владивостоке.

        В начале августа Москва и Париж приняли решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух кораблей-доков типа «Мистраль». Франция перечислила средства по контракту и после возврата российского оборудования, установленного на «Мистралях», сможет распоряжаться вертолетоносцами.

        Франция вернула России деньги за «Мистрали»

        Президент России Владимир Путин и президент Франции Франсуа Олланд приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух вертолетоносцев «Мистраль», и Париж уже вернул Москве деньги, сообщила в среду пресс-служба Кремля.

        Окончательное решение было принято в ходе телефонного разговора Путина и Олланда в среду.

        Перед этим в ходе экспертных переговоров, прошедших в дружественном ключе, удалось договориться о возмещении российской стороне средств, выплаченных по контракту, а также о возвращении поставленного российского оборудования и материалов. «Франция уже перечислила упомянутые средства и после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями», — говорится в пресс-релизе.

        «В Москве считают вопрос «Мистралей» полностью урегулированным», — отметила пресс-служба Кремля.

        Расторжение контракта также подтвердили в Елисейском дворце. Там отметили, что Франция полностью возместила России сумму, заплаченную по контракту. России также будет возвращено установленное на вертолетоносцах оборудование. После этого Франция получит полное право распоряжаться кораблями.

        В 2011 году Дмитрий Медведев и Николя Саркози, тогда занимавшие посты президентов, договорились о постройке двух французских вертолетоносцев для ВМФ России. Контракт стоимостью €1,2 млрд был подписан в июне 2011 года. Первый «Мистраль» должен был быть поставлен РФ еще в октябре 2014 года, второй в 2015 году.

        Франция осенью 2014 года отказалась передавать вертолетоносцы «Мистраль» России. Отказ от поставки «Мистралей» Париж объяснил ситуацией на Украине и отсутствием подходящих для передачи России военных кораблей условий.

        В апреле 2015 года президент России Владимир Путин заявил, что Москва ожидает покрытия всех своих издержек по контракту. «Я исхожу из того, что действующее руководство Франции, вообще французы — люди порядочные, деньги нам вернут», — сказал Путин.

        Смотрите так же:  Договор купли продажи квартиры. Договор купли продажи квартиры 2020 год

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *