Московский договор между Россией и Турцией, 16 марта 1921 года

Правительство Российской Социалистической Федеративной Республики и Правительство Великого Национального Собрания Турции, разделяя принципы братства наций и права народов на самоопределение, отмечая существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого, и всецело воодушевляемые желанием установить между ними постоянные сердечные взаимоотношения и неразрывную дружбу, основанную на взаимных интересах обоих сторон, РЕШИЛИ заключить договор о дружбе и братстве и назначили для сего своими уполномоченными:

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики:

Георгия Васильевича Чичерина народного комиссара по иностранным делам и члена Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета,

и Джелал Эдина Коркмасова, члена Всероссийского Центрального Комитета,

Правительство Великого Национального Собрания Турции:

Юсун Кемаль-Бея, и народного комиссара по народному хозяйству Великого Национального Собрания Турции депутата Кастамони в том же Собрании, доктора Риза Нур-Бея, народного комиссара по просвещению Великого Национального Собрания Турции, депутата Синопа в том же Собрании,

Али Фауд-Пашу, чрезвычайного и полномочного посла Великого Национального Собрания Турции, члена от Ангоры в Великом Национальном Собрании,

каковые, после обмена полномочиями, найденными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

Каждая из Договаривающихся Сторон соглашается в принципе не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждались бы силою другая из Договаривающихся Сторон. Правительство РСФСР соглашается не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленным ныне ее Великим Национальным Собранием.

Под понятием Турции в настоящем договоре подразумеваются территории, включенные в Национальный Турецкий Пакт от 28 января 1336 (1920) года, выработанный и провозглашенное Оттоманской Палатой депутатов в Константинополе и сообщенное прессе и всем Государствам.

Северо-восточная граница Турции определяется: линией, которая, начинаясь от деревни Сарпи, расположенной на Черном море, проходит через гору Хедис-Мта, линией водораздела горы Шевшет-горы Каннин Даг, она следует затем по северной административной границе Ардаганского и Карского санджаков по тальвегу рек Арначай и Аракс до устья Нижнего Кара-Су (подробное описание границы и вопросы к ней относящиеся, определены в приложении I (А) и (В) и на прилагаемой карте подписанной обоими Договаривающимися сторонами).

Турция соглашается уступить Грузии Суверенитет над портом и городом Батумом и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в ст. I-й нынешнего договора и составляющей часть Батумского округа, при условии что:

1) Население местностей, указанных в настоящей статье договора будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении обеспечивающей каждой общине будет предоставлена возможность установить земельный закон соответствующий его положениям.

2) Турции будет предоставлен свободный транзит всяких товаров, отправляемых в Турцию или из нее через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких-либо задержек и без обложения их какими бы то ни было сборами, с предоставлением Турции прав пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов.

Обе Договаривающиеся Стороны согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении (С) настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората никакому третьему Государству.

В образующей треугольник зоне Нахичеванской территории включенной между тальвегом Аракса, а на западе линией, проходящей через горы Дагна (3829) Вели-Даг (4121) Багарзик (6587) Кемурлу-Даг (6930), линия границы указанной территории, начинающаяся от горы Кемурлу-Даг (69303), переходящая через гору Сорай-Булак (8071) станцию Арарат и оканчивающаяся у скрещения Кара-Су с Араксом, будет исправлена Комиссией, состоящей из делегатов Турции, Азербайджана и Армении.

Обе Договаривающиеся Стороны, констатируя соприкосновение между национальным освободительным движением народов Востока и борьбой трудящихся России за новый социальный строй, торжественно признают за этими народами право на свободу и независимость, а равным образом их право на избрание формы правления, согласной их желанием.

Дабы обеспечить открытие проливов и свободу прохождения торговых судов для всех народов, обе Договаривающиеся Стороны соглашаются передать окончательную выработку международного статуса Черного моря и проливов будущей конференции из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столице Константинополь.

Обе Договаривающиеся Стороны признают, что все договоры до сего времени заключенные между обеими сторонами, не соответствуют обоюдным интересам. Они соглашаются поэтому признать эти договоры отмененными и не имеющими силы.

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заявляет в частности, что оно считает Турцию свободной от всяких к ней денежных или иных обязательств, основанных на международных актах, ранее заключенных между Турцией и царским правительством.

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, считая режим капитуляции несовместимым со свободным национальным развитием всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считает потерявшим силу и отмененными всякого рода действий и прав, имеющих какое-либо отношение к этому режиму.

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль Правительства другой стороны или части ее территории, равно как и пребывания групп, имеющих целью борьбу с другими государствами. Россия и Турция принимают на себя такое же обязательство и в отношении советских республик Кавказа, при условии взаимности.

Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Великого Национального Собрания Турции.

Для обеспечения непрерывности сношений между обеими странами Договаривающиеся Стороны обязуются принимать, путем совместного согласования все необходимые меры в целях сохранения и развития в возможной скорости железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, равно как и обеспечение свободного передвижения людей и товаров между обеими сторонами, без каких-либо задержек.

Однако признается, что в отношении передвижения, въезда и выезда как путешественников, так и товаров будут полностью применяться установленные в каждой стране на этот счет правила.

На граждан обоих Договаривающихся Сторон, находящихся на территории другой стороны будут распространяться все правила и обязанности, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, от коих они будут освобождены.

Вопросы, касающиеся семейного права, права наследственного и дееспособности граждан обеих сторон, также составляют исключение из постановлений настоящей статьи. Они будут разрешены особыми соглашениями.

Обе Договаривающиеся Стороны согласны применить принцип наибольшего благоприятствования к гражданам каждой из Договаривающихся Сторон, пребывающим на территории другой стороны.

Настоящая статья не применяется к правам граждан союзных России Советских Республик, равно как и к правам граждан мусульманских стран, союзных Турции.

Всякий житель территорий, составляющих до 1918года часть России, каковые Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признает находящимися ныне под суверенитетом Турции на основании настоящего договора, имеет право свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи и свое имущество, или их стоимость. Подобное же право распространяется на жителей территории Батума, суверенитет на каковую Турции настоящим договором уступает Грузии.

Россия обязуется возвратить в Турцию за свой счет до северо-восточной границы Турции, продолжении 3-х месячного срока для Европейской России и Кавказа и 6-ти месячного срока для азиатской России, считая со дня подписания настоящего договора, всех военнопленных и гражданских пленных турок, находящихся в России.

Подробности этой репатриации будут установлены особой Конвенцией, которая будет выработана непосредственно по подписании настоящего договора.

Обе Договаривающиеся Стороны согласны в ближайшем времени заключить Консульскую Конвенцию, равно как и соглашения, регулирующие все экономические, финансовые и другие вопросы, необходимые для установления между обоими странами дружественных отношений, указанных во вступлении к настоящему договору.

Россия обязуется предпринять в отношении Закавказских Республик шаги, необходимые для обязательного признания этими Республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего договора, непосредственно их касающихся.

Настоящий договор подлежит ратификации, обмен ратификационными грамотами состоится в Карсе в возможно ближайший срок.

Настоящий договор вступит в силу с момента обмена ратификационными грамотами, за исключением статьи XIII.

В удостоверении изложенного выше упомянутое уполномоченные подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями.

Составлено в двух экземплярах в Москве 16-ого марта 1921 года (тысяча триста тридцать седьмого).

Джелал Коркмасов , Доктор Риза Нур

Приложения I (А) и (Б) Московского договора 16 марта 1921 года

Северо-восточная граница Турции установлена нижеследующим образом (согласно карте Русского Генерального Штаба масштабов 1/210.000 5 верст в дюйме):

Деревня Сарп на Черном море гора Кара-Шальвар (5014), пересекает Чорох к северу от деревни В. Марадиди проходит севернее деревни Сабур гора Хедис-Мта (7052) гора Ква-Кибе, деревня Кавтарети линия водораздела горы Медзибна-гора Герат Кессун (6468) следуя затем по линии водораздела горы Корда (7910) выходит по западной части хребта Шавшетского к прежней административной границе бывшего Артвинского округа, проходя по Шавшетскому хребту выходит на гору Сары-Чай (Кара Иссал, 8478) перевал Квирильский, а оттуда выходит на прежнюю административную границу бывшего Ардаганского округа у горы Кани-Даг, оттуда направляясь к северу, доходит до горы Тлил (грмани 8357), исследуя прежней границы Ардагана, выходит к северо-востоку от деревни Бадела, к реке Посхов-Чай и следует по этой реке к югу до пункта севернее деревни Чапчах, там оставляет эту реку и идя по водоразделу выходит на гору Аирильи-Баши (8512), проходит по горам Келлетана (9709), достигает горы Касрис-Сери (9681) и следует по реке Карзамет-Чай до реки Куры, оттуда идет тальвегу реки Куры и пункту, что к востоку от деревни Картанаков, где отходит от Куры, проходя по линии водораздела горы Кара-оглы (7259) оттуда, разделяя на две части озеро Хазанин, выходит к высоте (7580), а оттуда к горе Гек-Даг (9152) идет по горам Уч-Таналяр (9783) Тайла-Кала (9716) — вершина 9065, где покидает прежнюю границу Ардаганского округа и проходит по горам Б. Ах-Баба (9063) 8828 8827 7602, проходя на восток от деревни Ибиш, доходит до высоты 7518 и затем к горе Кизил-Даш (7439) деревня Нов. Кизил-Даш (Кизил-Даш), проходя к западу от Кара-Мемеда, выходит на реку Джамбишу-Чай, расположенную к востоку от деревень Делавер, Б. Кимлы и Тихнис, через деревни Вартанлы и Баши Мурагель, следуя по упомянутой реке, выходит к реке Арна-Чай к северу от Калади оттуда следуя все время по тальвегу Арна-Чай выходит к реке Аракс следует по тальвегу Аракса до впадения в него Нижнего Карасу. (N. В. Разумеется, граница следует по линиям водоразделов вышеуказанных высот).

Принимая во внимание, что пограничной линией, как это указано в Приложении I (А), являются тальвеги рек Арпа-Чай и Аракса, Правительство Великого Национального Собрания обязуется отодвинуть линию блокгаузов на расстоянии 8 верст от железной дороги Александрополь-Эриван в настоящем ее начертании в районе железной дороги в районе Аракса. Линии, ограничивающие вышеупомянутые районы, указаны ниже для зон Арпа-Чай в пунктах А и Б параграфа I и для зоны Аракса в параграфе 2.

А) К юго-востоку от Вартанлы, к востоку от Узун-Килисса через гору Бозяр (5096), 50825047 к востоку от Кармир-Ванк Уч-Тапа (5578), к востоку от Араз-Оглу, к востоку от Ани, достигает Арпа-Чай к западу от Ени-Кей.

Б) Отходит от Арпа-Чай к востоку от высоты 5019 идет прямо к высоте 5481 в 41/2 верстах к востоку от Кызыл-Кула в двух верстах к востоку Боджалы затем река Дигор-Чай следует вдоль этой реки до деревни Дуз-Кечут и идет прямо к северу от развалин Карабаг и выходит на Арна-Чай.

Прямая линия между Хараба Алиджан и деревней Сулейман (Диза). В зонах ограниченных с одной стороны линией железной дороги Александрополь-Эриван и с другой линиями, расположенными на расстоянии 8 и 4 верст от вышеуказанной железнодорожной линии. Правительство Великого Национального Собрания обязуется не возводить каких-либо фортификационных укреплений (эти линии расстояния находятся вне вышеуказанных зон) и не содержат в них регулярных войск, однако, оно сохраняет право иметь в вышеуказанных зонах войска необходимые для поддержания порядка, безопасности и для административных надобностей.

Георгий Чичерин, Юсуф Кемаль

Джелал Коркмасов , Доктор Риза Нур , Али Фуад

Обстоятельства заключения Советско-турецкого договора 1921 года

(Отрывок из книги: «Советская дипломатия на мусульманском Востоке в 1917–1921 годах». Саарбрюккен, 2014)

Установление советской власти в Армении означало для турецкой стороны необходимость новых переговоров с правительством Советской России, чтобы выяснить позиции последней по турецко-армянской границе и по возможности получить подтверждения действенности Александропольского[1] договора[2]. Поэтому в конце ноября 1920 г. правительство Анкары обратилось к советской стороне с предложением о созыве советско-турецкой конференции, встретившим положительный отклик правительства РСФСР. 7 декабря 1920 г. Пленум ЦК РКП(б) рассмотрел предложение наркома по иностранным делам Г.В. Чичерина о договоре с Турцией и поручил НКИД выработать проект договора и представить его на утверждение ЦК.[3]

Благодаря активности советской дипломатии и реалистической позиции, занятой председателем Великого национального собрания и премьер-министром Турции Мустафой Кемалем, трудности в советско-турецких отношениях успешно преодолевались. В начале декабря 1920 г. был в целом согласован вопрос о созыве советско-турецкой конференции для разработки и подписания политического договора. Местом проведения конференции была выбрана Москва, куда турецкая делегация прибыла 18 февраля 1921 г. В инструкции по ведению переговоров, полученной от председателя Совнаркома В.И. Ленина, говорилось, что необходимо положить «начало сближению и дружбе чрезвычайно прочно».[4]

М. Кемаль (Ататюрк)

Договор о дружбе и братстве между РСФСР и Турции был заключен 16 марта 1921 г.[5] Россия и Турция вышли из Первой мировой войны, в которой они были противниками, другими государствами, нежели они были в 1914 г. Основой отношений молодых республик стала «существующая между ними солидарность в борьбе против империализма»[6]. Царские договоры, навязанные Турции, были ликвидированы. Советское правительство отказывалось от режима капитуляций. Все долги Турции перед царским правительством были аннулированы.[7] Турции была передана Карсская область и некоторые другие районы Армении, что с политической точки зрения нельзя назвать оправданным шагом. Однако по требованию российской стороны турецкие войска покинули Александропольский район и Нахичеванскую область. Принципиальную роль сыграли статьи договора, провозглашавшие отказ Советского правительства от всех старых неравноправных договоров и формулировавшие полное равноправие сторон, поддержку турецкого суверенитета и национальных прав турецкого народа.[8]

Московский договор определил границы между Турцией и советскими республиками Закавказья. Чичерин в письме Л.Б. Красину[9] от 20 марта 1921 г. отмечал, что главное содержание советско-турецкого договора — территориальное разграничение.[10]

По аналогии с Московским договором при участии представителей РСФСР 13 октября 1921 г. в Карсе был подписан договор между Армянской, Азербайджанской и Грузинской советскими социалистическими республиками с одной стороны, и Турцией — с другой.[11] Его положения повторили основные пункты российско-турецкого договора от 16 марта. Таким образом, новое разграничение в Закавказье получило полное международное оформление.[12] Посетивший Турцию в период со 2 декабря 1921 г. по 14 января 1922 г. командарм М.В. Фрунзе 2 января подписал с Турцией договор о дружбе от имени Украины.[13]

Советско-турецкие договоры имели огромное политическое значение. Советский полпред в Анкаре С.И. Аралов сообщил в апреле 1922 г. мнение турецкого комиссара по иностранным делам Юсуфа Кемаль-бея после поездки в Европу: «Престиж и значение анатолийской Турции в Европе держатся исключительно благодаря России и нашей дружбе».[14]

При решении пограничных и других вопросов советско-турецких отношений учитывалось не только положение на Кавказе, но и общие перспективы советской политики на Востоке.[15] Примечания
[1] Александрополь в советское время назывался Ленинакан, ныне — Гюмри.
[2] Мирный договор между турками и дашнаками (армянскими националистами) от 2 декабря 1920 г., по которому Армения становилась, по сути, сателлитом Турции.
[3] Хейфец А.Н. Советская дипломатия и народы Востока (1921–1927). М., 1968, с. 83.
[4]Кузнецова С.И. Установление советско-турецких отношений. М., 1961, с. 47.
[5] Дипломатический словарь. Т. III. М., 1986, с. 312–313. См.: Кузнецова С.И. Установление советско-турецких отношений. М., 1961.
[6] Документы внешней политики СССР. Т. III, М., 1959, с. 597.
[7] История дипломатии. Т. III. М., 1965, с. 225.
[8] Хейфец А.Н. Советская дипломатия и…, с. 115–116.
[9] В то время — полпред и торгпред РСФСР в Великобритании, одновременно нарком внешней торговли.
[10] Документы внешней политики СССР. Т. IV. М., 1960, с. 11.
[11] Чичерин Г.В.Статьи и речи по вопросам международного сотрудничества. М., 1961, с. 198.
[12] Системная история международных отношений. Т. 1. М., 2007, с. 121.
[13]Чичерин Г.В., с. 197; Киреев Н.Г. История Турции: XX век. М., 2007, с. 142–143. См. также: Фрунзе М.В. Доклад о поездке в Ангору. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 1. М.—Л., 1926.
[14] История международных отношений и внешней политики СССР. Т. 1. М., 1986, с. 93. См.: Аралов С.И. Воспоминания советского дипломата. 1922–1923. М., 1960.
[15] Хейфец А.Н. Советская дипломатия и…, с. 116.

Смотрите так же:  Статья 75. Ст 75 тк рф трудовой договор

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Московскому договору 1921 года необходимо дать объективную оценку

Владимир Захаров

Яд змеи дороже золота

Езиды – достойные граждане Армении

Московскому договору 1921 года необходимо дать объективную оценку

Миграционное законодательство изменится, частично

Мелодии Армении на земле Сочи

Президент Башкортостана Рустэм Хамитов: Межнациональное согласие – это драгоценный сосуд, важно его не расплескать

Что оставить этому миру

Чем заплатит Армения за эмиграцию

Вновь о мерах по поддержанию режима прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта

Татул Манасерян: Я верю в командную игру!

За последние десятилетия идея о необходимости отмены Московского договора, заключенного между Турцией и Россией 16 марта 1921 года, высказывалась неоднократно. Напомним, данный документ был подписан в Москве между правительством Великого национального собрания Турции и правительством РСФСР, ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 года и Великим национальным собранием Турции – 31 июля 1921 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 22 сентября 1921 года в Карсе. Этот договор с полным правом можно назвать российско-турецким договором о «дружбе и братстве». Но о какой дружбе и о каком братстве идет речь? Договор был вторым международно-правовым актом, совершенным кемалистским правительством Турции. Но на тот момент такое правительство было самопровозглашенным, не признанным ни одним государством мира, в том числе и Россией. Я подчеркиваю, никем не признанным кемалистским правительством, в то время когда международно признанным правительством еще оставалась администрация султана Мехмеда VI Вахидеддина, которая находилась в оккупированной столице Османской империи Константинополе. Стоит напомнить, что именно от имени правительства султана Мехмеда VI в августе 1920 года Османской империей был подписан Севрский мирный договор, отвергнутый позже кемалистами и не вступивший в силу. А как известно, согласно Севрскому договору Турция обязалась немедленно освободить все оккупированные территории Армении. А вот в Московском договоре ничего подобного уже не было. О Севрском договоре мы уже писали в одном из номеров «Ноева Ковчега». Давайте рассмотрим Московский договор. Для того чтобы разобраться, следует вначале внимательно прочитать полный текст этого международного акта, который будет размещен на сайте www.noev-kovcheg.ru в электронной версии данной статьи.

Договор имел три приложения. Первое устанавливало северо-восточную границу Турции, в нем перечислялись все населенные пункты и округа, включая водоразделы, по которым проходила новая граница. Во втором, правительство Великого национального собрания обязалось отодвинуть линию блокгаузов на расстояние восьми верст от железной дороги Александрополь – Эривань в начертании ее на то время в районе Арпа-чай и на расстояние четырех верст от вышеупомянутой железнодорожной линии в районе Аракса. Третье приложение касалось границ вокруг Нахичевани.

Договор был ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 г., Великим национальным собранием Турции (ВНСТ) – 31 июля 1921 г. Обмен ратификационными грамотами состоялся 22 сентября 1921 г. в Карсе.

А сейчас подробнее рассмотрим некоторые обстоятельства подготовки и подписания Московского договора.

Прежде всего отметим, что документ неоднократно анализировался советскими историками и в Москве, и в Ереване. Так, например, О. Инджикян подчеркивал, что Московский договор стал дипломатической победой Турции. По его мнению, идя навстречу захватническим устремлениям кемалистской Турции, Сталин добился определенного решения армянского вопроса. Московский договор оценивал положительно А.Ф. Миллер, который также считал, что помощь, оказанная советским правительством, сыграла решающую роль в борьбе Турции за независимость. А.Н. Хейфец утверждал, что армянский вопрос в 1918­–1921 гг. действительно играл большую роль в советско-турецких отношениях. Только после создания ВНСТ отношения между Турцией и РСФСР были восстановлены. Автором Московский договор рассматривался как победа Советской России, а территориальные уступки, сделанные Турции за счет Армении, были необходимы в тот момент и являлись лучшим решением проблемы. Всю же вину он валил на дашнаков. Согласно данной точке зрения, Россия лишь предложила лучший выход из этой проблемы. Ведь турецкие войска уже заняли территории, отошедшие по Московскому договору к этой стране. По его мнению, попытка Советской России полностью возвратить свои бывшие территории могла бы привести к войне с кемалистами, а это, в свою очередь, вызвало бы переход последних в лагерь Антанты.

Серьезный анализ договоров содержится в исследовании Н.Е. Шутовой, некоторыми выводами которой мы воспользуемся.

Итак, нет никаких сомнений, что Московский договор был подписан с учетом почти исключительно турецких требований. Некоторые авторы считали, что Турция жестко диктовала свои требования России, понимая свое преимущество. Да и в Москве понимали тот факт, что в Турции существовали определенные круги, которые в своих политических установках выступали за сближение не с Россией, а с государствами Антанты. Известно, что руководитель советского информационного бюро в Трапезунде Г. Астахов еще 12 февраля 1921 г. телеграфировал Г.В. Чичерину: создается впечатление, что кемалисты осторожно строят мостик возможного перехода в лагерь Антанты или, по крайней мере, разрыва с Советской Россией. Правда, из письма посла Турции в РСФСР Али Фуада наркому Г.В. Чичерину следует, что Турция уже давно убеждена в выгоде и получении максимальной пользы от Московского договора для обеих сторон, в необходимости установления более тесной связи между Анкарой и Москвой и беспрерывном сотрудничестве между обоими правительствами.

Вот эта игра на два лагеря заставила большевиков искать выход в свою пользу. И их совершенно не волновало, за счет интересов каких народов будет это сделано. Турция, по сути, заставила большевиков не только согласиться на то, чтобы не отдавать огромные территории армянам, но и согласиться с возвращением Турции Карса, Ардагана и Артвина. Дать согласие на это, даже оправдываясь тем, что в то время Советская Россия якобы не имела на Кавказе ни физических, ни политических сил для противостояния Турции, – ложь. Просто именно этим фактором советские историки оправдывали действия большевистского руководства. Да по-другому, при существовавшей в то время в СССР идеологии в исторической науке, объяснить это решение Ленина и его компании было нельзя. Кемалистская Турция умело использовала фантастические идеи большевиков о победе социалистической революции во всем мире. Да, Турция временно оказалась для Советской России ситуативным союзником. Мустафа Кемаль убедил большевистское руководство в Москве, что он способен поднять на революцию весь Восток. Им важно было подписать договор с Россией для создания правовой базы советско-турецких отношений. И Московский договор оказал решающее значение для всего их последующего развития. Он содержал ряд важных, особенно для того времени, декларативных и принципиальных положений и, кроме того, ряд статей «материального» характера.

Во вступительной части договора оба правительства заявили, что они разделяют принципы братства наций и права народов на самоопределение и отмечают существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как и тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого. По сути, масонские лозунги «Свободы, Равенства и Братства» использовались не только масонской верхушкой тогдашней Турции, но и большевиками России. Ленин, начитавшись за границей книг о Французской революции 1789 года (то есть о первом в мире масонском государственном перевороте), привез все идеи этого переворота в Россию.

Туркам удалось убедить Россию (и соответствующее положение оказалось в тексте договора) в том, что обе договаривающиеся стороны обязались не признавать никаких мирных договоров, к принятию которых принуждалась бы силой другая договаривающаяся сторона. Советское правительство при этом специально оговорило, что оно не будет признавать никаких международных актов, касающихся Турции, если эти акты не признаны Великим национальным собранием (ст. 1). В то же время Советское правительство и правительство ВНСТ констатировали, что все договоры, ранее заключенные между Турцией и Россией, не соответствуют их обоюдным интересам, а потому считаются отмененными (ст. 6). Советское правительство полностью отказалось от всякого рода прав, вытекающих из прежде существовавшего в Турции режима капитуляций, поскольку этот режим несовместим со свободным национальным развитием всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав (ст. 5).

Наибольшее пагубное значение имели статьи договора о кавказской советско-турецкой границе и об уступке Советским правительством в пользу Турции районов Карса, Ардагана, Артвина (ст. 1) с предоставлением гражданам уступаемых районов права выехать на территорию той стороны, которой эти районы прежде принадлежали (ст. 12). И хотя статья 15 договора предусматривала урегулирование отношений между правительством ВНСТ и Закавказскими Советскими республиками, но воплотить ее в жизнь было невозможно в связи с существовавшей многовековой национальной рознью на Кавказе. Память о геноциде армянского населения, устроенном в 1915 году в Турции, была предельно остра, и ни о каких добрососедских отношениях между Турцией и Арменией не могло быть и речи.

Да, армянская делегация после заключения договора сделала заявление, обратив внимание, прежде всего, на ту легкость, с которой русская делегация сделала ряд крупных территориальных уступок за счет Советской Армении. Согласно заявлению, ни из чего не явствует, что была сделана хотя бы малейшая попытка отстоять те земли и районы, которые имеют жизненное значение для молодой Советской республики. Не участвуя в заседаниях конференции, представители Советской Армении были вправе рассчитывать на внимательное отношение представителей РСФСР к ее нуждам и интересам и на особую настойчивость в отстаивании ее неотъемлемых прав. Протоколы заседания русско-турецкой конференции, по мнению армянской делегации, рисуют совершенно другую картину происходящего, на что нельзя не обратить внимание. Представители Советской Армении действительно были совершенно отстранены от участия в работе конференции и даже не были выслушаны при обсуждении тех вопросов, которые непосредственно касались Советской Армении. Делегацией республики было отмечено также, что при первом же свидании армянской делегации с Чичериным последним было обещано держать делегацию в курсе вопросов, касающихся Армении, создать специальную комиссию для разработки означенных вопросов.

Как же квалифицировать уступчивость и поведение русской делегации в этом вопросе? Обосновывая свои действия, большевистские идеологи национальной политики утверждали, что Армения должна-де проявить подлинный пролетарский интернационализм, который требует идти на величайшие национальные жертвы ради свержения международного капитала.

Весьма странное впечатление производит отмеченное армянской стороной обстоятельство: в протоколах российско-турецкой конференции за-

фиксированы заявления турецкой делегации о насилиях, учиненных армянскими отрядами над мусульманами Закавказья, и в то же время ни слова не говорится о тех массовых избиениях и зверствах, объектом коих были турецкие и русские армяне за время 1914–1921 гг., в результате чего целые армянские области и территории превратились в сплошную пустыню.

Армянская делегация заявила, что лучшей защитницей трудящихся масс Закавказья могла бы быть Россия и этого своего права и призвания никому не должна была уступать. Армянская делегация не обошла молчанием того факта, что, без ее ведома, участия и согласия уступив ряд армянских территорий кемалистской Турции, российская делегация тем самым попрала признанные права Советской Армении, нанеся жестокий удар по живущим там трудящимся массам. Армяне считают себя обманутыми. Они не верят больше в пользу посредничества Советской республики, которая, по их мнению, не облегчила им жизнь и существование, а наоборот, удовлетворила незаконные требования и притязания кемалистов. Это сильно, по их мнению, дискредитирует Советскую власть. По мнению армян, РСФСР не имела юридических прав распоряжаться ее территорией и определять ее государственные границы. Наиболее интенсивный период переговоров происходил вовсе не на заседании комиссии, отметила армянская делегация, а путем отчасти закулисных переговоров, и политическая комиссия открылась только тогда, когда основные вопросы были решены. Чичерин говорил неправду, утверждая, что армяне якобы сами избегали общения с ним и что армянская делегация решила включиться в переговоры, когда уже все было решено.

Таким образом, вся эта большевистская верхушка во главе с Лениным и его сподвижниками сдала Армению, армянский народ.

Согласно Московскому договору, РСФСР признавала Турцию в границах, провозглашенных «Национальным Турецким Пактом», принятым оттоманским парламентом 28 января 1920 года. Договор подвел международно-правовой итог завоеванию и разделу Республики Армения между РСФСР, Турцией и Азербайджаном.

Против Московского договора выступали общественные деятели, ученые. Например, академик Сурен Айвазян в 2002 году отправил открытое письмо генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, президенту России Владимиру Путину, президенту Армении Роберту Кочаряну «О недействительности Московского договора»:

«В соответствии с итогами Первой мировой войны, 10 августа 1920 года был заключен Севрский договор между странами-победительницами и побежденной, агрессивной Турцией, учинившей в ходе войны геноцид армян на территории Восточной, Западной и Южной Армении.

Законное правительство Турции подписало Севрский договор с обязательством немедленного освобождения всех оккупированных территорий Армении, однако через месяц – в сентябре 1920 года – незаконное, никем не признанное «правительство» генерала Мустафы Кемаля без объявления войны внезапно вторглось в Армянскую республику, учинило новый кровавый геноцид армянского населения, оккупировало армянские территории Карсской области и Сурмалинского уезда (Арарат).

В поощрение этой агрессии. 16 марта 1921 года в Москве был заключен договор между Советской Россией и… незаконным «правительством» Мустафы Кемаля, касающийся территории Армении, при отсутствии представителя армянского правительства.

Согласно Московскому договору к Турции отошли все армянские территории, отмеченные Севрским договором, и, в придачу, Карсская область и Сурмалинский уезд (Арарат).

«Обоснованием» этих уступок было лишенное всякого смысла псевдосоциалистическое утверждение: «Надо отдать Армению туркам, чтобы турки пришли к социализму» (?!).

Трудно представить более пошлую дискредитацию идеи социализма…

Мировой общественности необходимо понять и утвердить следующее:

1. Московский договор недействителен в правовом отношении со дня подписания, поскольку заключен в нарушение международного Севрского

договора в одностороннем порядке

а) между Советским правительством России и незаконным «правительством» Турции;

б) договор касается территории Армении без участия армянской стороны как суверенной, правовой стороны имеющей политическое полномочие распоряжаться территорией Армении.

2. Незаконно удерживаемые Турцией территории Армении должны быть незамедлительно освобождены в соответствии с Севрским договором и в полном соответствии с международным правом».

Полгода спустя, 7 февраля 2003 года, Сурен Михайлович получил через советника посольства РФ в Армении копию рецензии, в которой излагается позиция нынешней России на эту проблему:

«1. Вопрос, поднятый С.М. Айвазяном, имеет непростую историю, однако автор письма упрощенно сводит проблему территориальных претензий Армении к Турции исключительно к противопоставлению Севрского 1920 г. и Московского 1921 г. договоров. По его мнению, признание недействительности последнего автоматически повлечет признание прав Армении на Карсскую область и Сурмалинский уезд. Однако такая постановка вопроса несостоятельна в историческом и правовом смысле.

Смотрите так же:  ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан». Судебная медицинская экспертиза уфа цветочная

2. Как Севрский, так и Московский договоры в этом контексте имеют лишь эпизодическое значение. Первый так и не вступил в силу и был вскоре расторгнут, а второй не играл в тот момент существенной политической роли, так как заключался двумя правительствами (Мустафы Кемаль-Паши и Советской России), не признанными в то время мировым сообществом. Более того, Севрский договор изначально носил чисто декларативный характер, задумывался державами-победительницами как формальное «наказание» султанской Турции, о чем свидетельствует, в частности, Д. Ллойд-Джордж в своих мемуарах (Ллойд-Джордж Д., Правда о мирных договорах, т. 2, М., 1957), указывая, что державы «…заведомо не могут и не собираются привести его в жизнь» (с. 432), «великие державы, безусловно, не смогут оказать Армении действенную поддержку», «не могут послать никаких войск на помощь армянам» (с. 428, 429, 431 и др.). Член Американского комитета помощи Армении Пакстон Хиббен писал: «В те дни речь шла исключительно о наказании турок… и никто тогда не дал армянам понять, что они в решительный момент могут быть выброшены за борт, как лишний дипломатический багаж» (The Nation, 1922, 22 июня). Впоследствии, когда кемалисты вторглись на армянскую территорию, ни одно из государств, подписавших Севрский договор, не пришло на помощь армянам.

3. К моменту подписания Севрского договора в Турции уже сложилось двоевластие. С мая 1920 г. действовало правительство М. Кемаля, которое вовсе не было «незаконным», так как было сформировано парламентом, всенародно избранным в ноябре – декабре 1919 г.

Между двумя правительствами шла гражданская война, верх в которой к этому моменту уже одерживали кемалисты. Правительство М. Кемаля не признало Севрский договор, который, кстати, не был ратифицирован даже султаном.

4. Практически одновременно с подписанием Московского договора о дружбе с Турцией (16 марта 1921 г.) Советское правительство заключило аналогичные договоры с Грузией, Арменией и Азербайджаном. Каких-либо официальных претензий по содержанию Московского договора со стороны армянского правительства не поступало.

5. В ходе Лозаннской конференции (20 ноября 1922 г. – 24 июля 1923 г.), на которой Турцию представляло уже правительство М. Кемаля (что означало его фактическое признание мировым сообществом), был подписан Лозаннский мирный договор, который отменял многие положения Севрского договора. Турция сохранила свои этнические границы и суверенитет, ей были возвращены все отторгнутые по Севрскому договору территории в Анатолии, а также отменены пункты о самоопределении национальных меньшинств. При этом следует отметить, что Советское правительство не согласилось с условиями Лозаннской конвенции и отказалось ее ратифицировать, что полностью снимает с него обвинения в передаче Турции «исконно армянских земель», предъявляемые С.М. Айвазяном.

6. Таким образом, поднятый С.М. Айвазяном вопрос не имеет отношения к компетенции Российской Федерации как правопреемника СССР и должен быть адресован, скорее, государствам, ратифицировавшим Лозаннскую конвенцию».

Вопрос о правомерности решений Лозаннской конференции, скорее всего, заслуживает отдельного рассмотрения. Но это ни в коей мере не влияет на возможное повторное рассмотрение обстоятельств заключения Московского договора, который продолжает оказывать негативное влияние на российско-армянские взаимоотношения (а на диалог с Турцией практически не влияет). Думается, что совместная работа российских и армянских историков в этом направлении сняла бы ненужное напряжение вокруг данной проблемы.

Братство невечно: в КПРФ хотят отменить договор 1921 года с Турцией

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Двое депутатов Госдумы от КПРФ предложили денонсировать заключенный в 1921 году договор о «дружбе и братстве» между Россией и Турцией на фоне охлаждения отношений между двумя странами.

Московский договор был подписан 16 марта 1921 года между РСФСР и кемалистским правительством Турции. Он определил северо-восточную границу Турции, которая отказалась от претензий на Батум, но получила южную часть Батумской области и часть территории Армянской ССР, включающей гору Арарат.

Депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов написали письмо с предложением денонсировать договор президенту России Владимиру Путину и министру иностранных дел Сергею Лаврову.

«В худших традициях своих старших коллег руководство Турецкой Республики раз за разом демонстрирует агрессивную, эгоистичную политику, основанную на двойных стандартах. В этой связи, полагаем, не лишним было бы напомнить турецким властям, что Московский договор о дружбе и братстве, заключенный между Турцией и Советской Россией 16 марта 1921 года, не вечен», — говорится в письме, которое цитирует газета «Известия».

Отношения двух стран резко ухудшились после того, как 24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили российский самолет Су-24, в результате чего один пилот погиб. Турецкая сторона объяснила это тем, что Россия нарушила ее воздушное пространство, но Москва отрицает этот факт. Россия ввела экономические санкции против Турции, ограничив поставку турецких товаров в России, а также запретив продажу туристических путевок в Турцию.

В интервью Би-би-си Обухов затруднился ответить, каковы будут последствия денонсации договора, если такое решение будет принято: «Мы высказали свое мнение как два парламентария. Считаем, что этот вопрос должен быть поставлен в политическую повестку дня, его нужно обсуждать».

Между тем эксперты предупреждают, что последствия этого предложения могут быть серьезными. По мнению тюрколога, директора Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимира Аваткова, отказ от договора 95-летней давности может только осложнить кризис в отношениях России и Турции и открыть «ящик Пандоры» для пересмотра геополитических решений, принятых в далеком прошлом.

Подрыв основ?

По мысли авторов письма Путину и Лаврову, современное геополитическое положение Турции во многом основано на договоренностях начала XX века с большевистской Россией.

«Раз уж они ведут такую антироссийскую кампанию, то российское государство обязано посмотреть на эти краеугольные основы наших отношений», — заявил Би-би-си Обухов.

После распада Османской империи большевики поддерживали силы Мустафы Кемаля (впоследствиии взявшего фамилию Ататюрк), будущего основателя Турецкой республики, в котором видели борца с империализмом. Через три дня после создания Великого национального собрания Турции Кемаль написал правительству РСФСР, что Турция обязывается «соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками».

Великое национальное собрание отвергло Севрский мирный договор, подписанный султанатом 10 августа 1920 года и, в частности, признававший Армению «свободным и независимым государством».

В Армяно-турецкой войне в сентябре-ноябре 1920 года независимая Армения потерпела поражение, потеряв две трети территории. В декабре власть в стране захватили большевики. К тому моменту советский строй установился в Азербайджане, а позже сменилась власть и в Грузии.

Московский договор очертил границы Армянской и Грузинской ССР, но был подписан без участия будущих союзных республик: они позже выступили сторонами Карсского договора, заключенного 13 октября 1921 года.

Нынешняя Армения не признает действие этого договора, поскольку получила в результате меньше территорий, нежели по Севрскому. Грузинский парламент, в свою очередь, в середине 2000-х годах изучал вопрос о пересмотре Карсского договора, но пришел к выводу, что он не угрожает суверенитету Грузии.

О политических последствиях денонсации Московского договора российские законодатели говорят крайне неуверенно: по словам Обухова, надо сначала «внести в повестку дня эту проблему», а уже затем «обсудить вместе с экспертами, в том числе, что будет потом».

«Если это будет сделано, это будет мощным фактором внешнеполитического давления на Турцию и ее политику и заставит господина Эрдогана быть осторожнее. Денонсированный договор, даже если никаких действий не предпринимать, уже давит большим политическим грузом», — сказал он.

В свою очередь тюрколог Аватков считает, что последствия такого шага нужно просчитать очень внимательно, поскольку добавлять еще один аспект к кризису в отношениях России и Турции — территориальный — может быть опасно.

По словам Аваткова, Карсский договор проистекает из Московского, соответственно денонсируя последний, Россия фактически одобряет отказ Армении от признания границ, закрепленных этими документами.

«Предлагая идею денонсации договора, нужно понимать, что тем самым, с одной стороны, армяне могут претендовать на территории, которые были в результате этих договоров утеряны, но с другой стороны турки тоже смогут сказать, что мы стояли там-то и мы тоже не согласны с этим разделением», — сказал он, добавив, что на момент окончания Армяно-турецкой войны турецкие войска были ближе к Еревану, чем предполагалось договорами.

Ящик Пандоры

Московский договор закрепил разделение части территории Армении между Турцией и Азербайджанской ССР. Турции отошли Карсская область и Сурмалинский уезд Эриванской губернии с горой Арарат, тогда как Нахичеванский уезд Эриванской губернии перешел под протекторат советского Азербайджана, без права передачи третьей стороне.

Грузия лишилась южной части Батумской области, однако этим договором Турция выражала согласие освободить сам Батум с окружающей территорией. Это было сделано при условии, что местному населению будет предоставлена широкая автономия, а Турции — право свободного беспошлинного транзита через порт Батума.

После Второй мировой войны советское руководство пыталось оспорить разделение территорий, закрепившееся после 1921 года, однако западные державы поддержали в этом вопросе Турцию.

Территориальные претензии СССР стали одной из причин вступления Турции в НАТО в 1952 году (у Турции была самая длинная из всех стран-членов альянса граница с СССР). При этом в 1953 году, вскоре после смерти Сталина, советское руководство формально отказалось от этих претензий.

Комментируя предложение коммунистов, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский заявил о необходимости изучить, насколько серьезно денонсация договора может сказаться на действующих границах.

«Мы подписали в рамках СБСЕ договор о системе европейской безопасности и являемся гарантами послевоенных границ. Соответственно, как правонаследник СССР мы получили место в Совете Безопасности ООН и других международных организациях и обязались гарантировать эти границы в Европе и сохранить их. Это обязательство носит международный и приоритетный характер», — сказал Надеин-Раевский РИА Новости.

Даже сам автор предложения денонсировать договор не высказал уверенности в том, что это действительно возможно сделать.

«Я считаю, что возможно обсуждать, — сказал Обухов. — Мы тоже считали невозможным, что после тех отношений Путина и Эрдогана можно расстреливать наших летчиков и этим хвалиться на центральных площадях Турции. А оказалось, что у Эрдогана это возможно».

По мнению Аваткова, российские власти могут вместо договора 95-летней давности пересмотреть документы, подписанные с Турцией в последние годы. По словам Аваткова, эти документы являются «некой иллюзией, надеждой, которая не реализовалась».

«Вот от иллюзии отказываться нужно, а от реальности прошлого отказываться не стоит, потому что тем самым можно открыть ящик Пандоры», — заключил он.

Примечание: в текст были внесены изменения, проясняющие позицию Грузии по Карсскому договору. Грузия, в отличие от Армении, признает его действующим.

Русский договор 1921

Московский договор был призван закрепить за Турцией завоеванные армянские территории, а большевики признали результаты турецкой агрессии. Московский договор (статья III) решил судьбу Нахичевана, не имеющего никакого отношения ни к большевистской России, ни к Турции: «Обе договаривающиеся стороны согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении I (С) настоящего Договора, образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству».

Договор был ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 года, Великим национальным собранием Турции (TBMM) 31 июля 1921 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 22 сентября 1921 года в Карсе.

Договор стал вторым международно-правовым актом кемалистского правительства Турции, когда международно признанным правительством в оккупированной столице Османской империи Константинополе оставалась администрация султана Мехмеда VI Вахидеддина, от имени которого ранее, в августе 1920 года, Османской империей был подписан Севрский мирный договор, отвергнутый кемалистами и не вступивший в силу. По Московскому договору, РСФСР признавала Турцию в границах Национального Турецкого Пакта, принятым оттоманским парламентом 28 января 1920 года, то есть в соответствии с положениями Мудросского перемирия. Договор подвел международно-правовой итог завоеванию и разделу Республики Армения между РСФСР, Азербайджанской ССР и Турцией.

Принятый без участия закавказских республик, договор установил северо-восточную границу Турции c этими странами, закрепив территориальные приобретения Турции по Александропольскому договору, за исключением города Александрополя и восточной части бывшего Александропольского уезда Эриванской губернии, которые Турция обязалась передать Армянской ССР, северной части Батумской области, которую Турция обязалась передать Грузинской ССР, и территории бывших Нахичеванского и Шарур-Даралагезского уездов Эриванской губернии, которые Турция обязалась передать под протекторат Азербайджанской ССР. Согласно договору, в составе Турции остались южная часть Батумской области (Артвинский округ), бывшая Карсская область, бывший Сурмалинский уезд и западная часть бывшего Александропольского уезда Эриванской губернии.

Последовавшее в октябре 1921 года заключение идентичного Московскому Карсского договора между кемалистами, с одной стороны, и закавказскими ССР, вошедшими в 1922 году в состав ЗСФСР и в её составе — в СССР, с другой, — завершило юридическое оформление межгосударственных границ, существующих и в настоящее время. И если срок Московского договора, по некоторым источником определялся в 25 лет, то Карский договор не имел срока давности. Армения не ратифицировала Карский договор и до сегодняшнего дня не признает нынешние границы между Турцией и Арменией.

В 1945 году СССР пытался пересмотреть договор, предъявив территориальные претензии к Турции, однако не был поддержан другими великими державами. А в 1953 году Вячеслав Молотов, вновь назначенный министром иностранных дел СССР после смерти Иосифа Сталина заявил, что «СССР не имеет территориальных претензий к Турции».

16 марта 1921 года кемалисты и большевики отменили все прежние соглашения и определили границы закавказских государств в договоре «о дружбе и братстве», подписанном в Москве. Полная незаконность этого договора очевидна. Во-первых, в 1921 году Мустафа Кемаль никоим образом не представлял турецкое государство, официально еще находившееся под властью последнего султана Мухаммеда VI. Кемаль будет выбран президентом только в 1923 году. Во-вторых, у Москвы не было никакого права (даже по советскому закону) определять границы республик, которые она сама называла «независимыми». Наконец, 16 марта коммунисты вовсе не стояли у власти в Армении, где около сорока дней существовало, как мы видели, дашнакское правительство.

Ни большевиков, ни кемалистов не беспокоила законность их действий. «Дружба и братство», о которых заявляли обе стороны, получили вполне реальное воплощение и были скреплены щедрыми подарками: Москва предоставила турецким товарищам безвозмездную помощь в размере 10 миллионов рублей золотом и значительную партию вооружения. Эти дарения в виде денег и оружия, начавшиеся уже летом 1920 года, будут продолжаться, постоянно увеличиваясь, вплоть до 1922 года; в эти самые годы, как известно, миллионы русских крестьян умирали от голода. У кемалистов же был свой способ проявления «дружбы и братства» по отношению к армянам. Как раз тогда, когда в Москве разрабатывался договор, 6 марта турецкие войска вторглись в Ахалкалакскую область, где в 1918 году жертвами младотурок уже стали 40000 человек. Всего за 10 дней, то есть до подписания московского договора, они уничтожили более 10000 армян.

Последний премьер-министр Первой Республики Армения Симон Врацян в книге «Армения между большевистским молотом и турецкой наковальней» писал: «Причины падения независимости Армении были не внутренними, а внешними. Республика Армения пала под объединенными ударами турок и большевиков. И в первую очередь, большевиков, потому что, если бы не поддержка Советской России, кемалистская Турция в тех условиях не осмелилась бы напасть на Армению». Большевики сделали все от них зависящее, чтобы обезопасить себя с Востока и ради этого принесли в жертву Армению, не представлявшую ценность для кремлевских правителей. «Мировая революция» — очень удобный термин для завоевания и обретения друзей, которые нужны именно сейчас, потом необходимость в них отпадает. Главное для Москвы было – поддержать Ататюрка. Что и было сделано: на «национально-освободительную борьбу турецкого народа» было передано 5 миллионов рублей золотом и горы оружия. Просто интересно, против кого велась эта «национально-освободительная борьба». Не надо очень разбираться в восточной политике, чтобы понять, что направлена она была против христианского населения Османской империи – армян, греков и ассирийцев. Резня 1922 года в Измире (Смирна), повторное изгнание вернувшихся армян Киликии осуществлялась на русские деньги и русским оружием. В 1919 году десятки тысяч армян из Сирии, Ливана и Палестины возвращались в Киликию, где устанавливалось правление Франции на основе мандата. Какое-то время казалось, что Киликия могла бы стать полностью независимым от Турции государством под протекторатом Франции. Многие армяне, конечно, помнили о французско-армянском братстве, возникшем именно в Киликии во время крестовых походов. К сожалению, опыт правления Франции в Киликии по мандату был обречен на недолговечность и привел к катастрофическим последствиям для армян-репатриантов.

Смотрите так же:  Как выглядит договор купли-продажи мяса. Договор купли продажи мяса крс образец

Напомним еще один факт. 30 октября 1918 года на борту английского крейсера «Агамемнон» в порту Мудрос было подписано Мудросское перемирие. Оно предусматривало: открытие Черноморских проливов для военных флотов Антанты с предоставлением союзникам права оккупировать форты Босфора и Дарданелл; капитуляцию остатков турецких войск в Хиджазе, Ираке, Сирии, Йемене и вывод их из Ирана, Киликии, Закавказья; оккупацию союзниками 6 армянских вилайетов «в случае беспорядков в одном из них» и вообще любого стратегического пункта в Турции, если союзники сочтут это необходимым по соображениям своей «безопасности». Большевистской России срочно требовался договор с Турцией на любом уровне, чтобы нейтрализовать Антанту, а у Мустафы Кемаля не хватало оружия и денег. Что он и получил в Москве.

Карсский договор

Карсский договор
Дата создания: 13 октября 1921 года.

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Якова Ганецкого, Полномочного Представителя в Латвии, каковые после обмена полномочиями, найденными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

  • Статья 1.Правительство Великого Национального Собрания Турции и Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербейджана и Грузии считают отмененными и не имеющими силы договоры, заключенные между государствами, раньше осуществлявшими свои суверенные права на территории, входящей ныне в состав территории договаривающихся сторон, касающиеся вышеупомянутых территорий, а равно и договоры, заключенные с третьими державами относительно Закавказских Республик.

Считается установленным, что настоящая статья не применяется к Турецко-Русскому договору, заключенному в Москве 16 марта 1921 г.

Договаривающиеся стороны соглашаются не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою одна из них. В силу этого, правительства Социалистической Советской Республики Армении, Азербейджана и Грузии соглашаются не признавать никаких Международных актов, касающихся Турции, и не признанных Национальным Правительством Турции, представленной ныне ее Великим Национальным Собранием. (Под понятием Турции в настоящем договоре подразумеваются территории, включенные в Национальное Турецкое Соглашение от 8 января 1920 г. (1336), выработанное и провозглашенное Оттоманской палатой депутатов в Константинополе и сообщенное прессе и всем Державам). Со своей стороны Правительство Великого Национального Собрания Турции соглашается не признавать никаких международных актов, не признанных соответствующими Правительствами этих стран, представленные ныне советами Армении, Азербейджана и Грузии.

Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербейджана и Грузии, считая режим капитуляции не совместимым с свободным национальным стремлением всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считают потерявшими силу и отмененными всякого рода действия и права, имеющие какое либо отношение к этому режиму.

Северо-Восточная граница Турции (согласно карте Русского Генерального Штаба масштабов 1/21000-5 верст в дюйме) определяется линией, которая начинается у деревни Сарп, расположенной на Черном море, проходит через гору Хедис-Мта, линию водораздела горы Шавшет гору Канин Даг, она следует затем по старым северным административным границам Арданского и Карского санжаков по тальвегу рек Чай и Арак устья Нижнего Карса-Су. (Подробное описание границ и вопросы, к ней относящиеся, определены в приложении 1-м и 2-м и на прилагаемой карте, подписанной обоими договаривающимися сторонами). В случае разногласия между текстом договора и картой, решающее значение придается тексту. Подробное определение и проведение государственной границы в натуре, равно как и установка пограничных знаков производится смешанной пограничной комиссией с одинаковым числом членов (от договаривающихся сторон) и с участием представителя РСФСР.

Правительство Турции и Правительство Советской Армении и Азербейджана соглашаются, что Нахичеванская область в границах, определенных в приложении 3 настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербейджана.

Турция соглашается уступить Грузии сюзеренитет над городом и портом Батума и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в ст. 4 настоящего договора, и составляющей часть Батумского округа, при условии, что 1) население местностей, указанных в настоящей статье, будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении, обеспечивающей каждой общине ее культурные и религиозные права, и что населению будет предоставлена возможность установить в указанных местностях земельный закон, соответствующий его пожеланиям. 2) Турции будет предоставлен свободный транзит всех товаров, отправляемых в Турцию или из нее, через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких либо задержек и без обложения их какими бы то ни было сборами, с предоставлением Турции права пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов. Для проведения в жизнь этой статьи будет немедленно после подписания настоящего договора образована Комиссия из представителей договаривающихся сторон.

Правительство Советской Социалистической Грузии и Правительство Национального Собрания Турции соглашаются облегчить жителям пограничной зоны переход границы, с условием соблюдения таможенных, полицейских и санитарных правил, которые будут установлены по этому поводу Смешанной Комиссией.

Правительство Социалистической Советской Республики Грузии и Правительство Великого Национального Собрания Турции, принимая во внимание необходимость для жителей пограничных местностей обоих стран пользоваться летним и зимним пастбищем, находящимся по другую сторону границы, согласились предоставить этим жителям право перехода через границу их стадам и пользоваться обычными пастбищами. Таможенное правило, равно как и полицейские, санитарные и другие мероприятия для перехода через границу будут установлены Смешанной Комиссией.

Дабы обеспечить открытие проливов и свободное прохождение через них для торговых сношений всех народов, Турция и Грузия соглашаются передать окончательную выработку международного статута Черного моря и проливов особой Конференции из делегатов прибрежных стран, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба Полному Суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столицы Константинополя.

Договаривающиеся стороны соглашаются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны, или часть ее территории, равно как и пребывание групп, имеющих целью борьбу с другим государством. Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Великого Национального Собрания Турции.

На граждан обоих договаривающихся сторон, находящихся на территории другой стороны, будут распространяться все права и обязанности, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, от коих они будут освобождены. Вопросы, касающиеся семейного права, права наследственного и дееспособности граждан обоих сторон, также составляют исключение из постановлений настоящей статьи. Они будут разрешены особым соглашением.

Обе договаривающиеся стороны согласны применить принципы наибольшего благоприятствования граждан каждой из договаривающихся сторон, пребывающих на территории другой стороны. Настоящая статья не применяется к правам, предоставленным взаимно Советскими Республиками на своей территории гражданам союзных Советских Республик, равно как и к правам, предоставленным Турцией гражданам Мусульманских стран, союзных Турции.

Всякий житель территорий, составлявших до 1918 г. часть России, и признанных находящимися ныне под суверенитетом Турции, имеет право, если пожелает, выйти из турецкого гражданства, свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи, свое имущество или их стоимость. Подобно этому, все жители территорий, суверенитет над которыми был Турции уступлен Грузии, имеют право, если пожелают, выйти из Грузинского гражданства, свободно покинуть территорию Грузии и взять с собою свои вещи, свое имущество или их стоимость. Жители, упоминаемые в вышеуказанной статье, будут пользоваться месячной отсрочкой от воинской повинности, с момента, с которого они изъявят желание оставить упомянутые территории.

Договаривающиеся стороны обязуются заключить в течении 6 месяцев со дня подписания настоящего договора, специальные соглашения, касающиеся беженцев войны 19181920 гг.

Каждая из договаривающихся сторон обязуется объявить немедленно после подписания настоящего договора полную амнистию гражданам другой стороны за преступления и проступки, вытекающие из военных действий на Кавказском фронте.

Договаривающиеся стороны согласны в течении 2-х месяцев, со дня подписания настоящего договора, возвратить старых военнопленных и гражданских пленных, находящихся на территории одной из договаривающихся сторон.

В целях обеспечить непрерывность сношения между своими странами, договаривающиеся стороны обязуются принять, путем совместного согласования, все необходимые меры в целях сохранения и развития в возможной скорости железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, равно как и обеспечить свободное передвижение людей и товаров между обоими странами без всяких задержек. Однако, признается, что в отношении передвижения, въезда и выезда, как путешественников, так и товаров, будут полностью применяться установленные в каждой стране на этот счет правила.

В целях установления торговых сношений и регулирования всех экономических и финансовых или других вопросов, необходимых для укрепления дружественных отношений между договаривающимися странами, будет образована, немедленно после подписания настоящего договора в Тифлисе, комиссия из представителей заинтересованных стран.

Договаривающиеся стороны обязуются закончить в течение 3-х месяцев, со дня подписания настоящего договора, Консульские Конвенции.

Настоящий договор, заключенный между Правительствами Турции, Армении, Азербейджана и Грузии, подлежит ратификации. Обмен ратификациями состоится в Эривани в возможно кратчайший срок. Настоящий договор вступит в силу с момента ратификации за исключением статей 6, 14, 15, 16, 18, и 19, которые вступят в силу немедленно после подписания договора. В удостоверение изложенного вышеупомянутые уполномоченные подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями. Составлено в пяти экземплярах в Карсе 13 октября 1921 г. (1337).

подп. Асканаз Мравиан, подп. Киазим Кара Бекир подп. Погос Макинзиан, подп. Вели Бей подп. Бебут Шахтахтинский, подп. Муштар Бей подп. Шалва Элиава, подп. Мемду Шеврет Бей подп. Александр Сванидзе, подп. Ганецкий.

Северовосточная граница Турции установлена нижеследующим образом: (согласно карте русского Генерального Штаба масштабом 1/2100005 верст в дюйме). Деревня Сарп на Черном море гора Кара-Шальварт (5.014) по водоразделу рек по направлению к (Р.П.), к северу от деревни В.Марадиди пересекает Чорох к северу от деревни В.Марадиди и проходит затем севернее к деревне Сабур гора Хедис Ита (7.052), гора Ква-Кибе деревня Кавтерети линия водораздела горы Медзибна гора Герат Кессун (6.468) следуя по линии водораздела горы Корда (7.910) выходит по западной части хребта горы Хребет Шавшетского к прежней административной границе бывшего Артвинского округа проходя по линии водораздела горы Шашнетской, выходит на гору Сары-Чай (Кар-Иссал) (8478) перевал Квиральский, оттуда выходит на прежнюю административную границу бывшего Ардаганского округа у горы Кани Даг оттуда направляясь к северу, доходит до горы Тлил (грмали) (8357) следуя по той же границе Ардаганского округа, выходит к северо-востоку от деревни Баделла, к реке Посхов-Чай, и следует по этой же реке к югу до пункта деревни Чанчак, там оставляет эту реку и идя по линии водораздела выходит на гору Априльянт-Баши (8.512) проходит по горам Келле-Тапа (8463), Карман-Тапа (9.709) достигает горы Касрис-Сери (9.681) отсюда следует по реке Карзамет-Чай до реки Куры, отсюда идет по тальвегу реки Курш до пункта, что к востоку деревни Картанакев, где отходит от Куры, проходя по линии водораздела горы Кара-Оглы (7.259), оттуда, разделяя на две части озеро Хазапин, выходит к высоте 7.580 (7.560), а оттуда к горе Гек-Даг (9.152) Уч.-Тапалар (9.783), где кончается граница с Грузией начинается граница с Арменией: Тайа-Кала (9.716) вершина 9.065 где покидает прежнюю границу Ардаганского округа и проходит по горе Бол-Ак-Баба (9.973 или 9.963) 8.828 или 8.827 7.602 отсюда по прямой линии к вершине 7.518 проходя на восток от деревни Ибиш, затем к горе Кизильдаш (7.439 или 7.440 или 7.490) деревня Новый Казил-Даш, отсюда следуя по реке, которая протекает через Новый Казил- Даш до его изгиба, расположенного к северо-западу от Карамемеда, следует по линии водораздела и выходит на реку Джамушбу-Чай, расположенную к востоку от деревень: Делавер, Б.Кмлы и Тикнис (через деревни Вартанлы и Баш-Шурагель, следуя по упомянутой реке, выходит к реке Арид-Чай к северу от Кислалаши Калали оттуда следуя все время по тальвегу Арпа-Чай, выходит к Араксу следуя по тальвегу Аракса до деревни Урмия, где кончается граница с Арменией и начинается граница с Азербейджаном и следует затем по тальвегу Арабса до впадения в него Нижнего-Кара-Су, где кончается граница с Азербейджаном. Разумеется, что граница следует по линиям водоразделов вышеуказанных высот.

Принимая во внимание, что пограничная линия следует по тальвегам рек: Арпа-Чай и Аракса, как это указано в приложении I, Правительство Великого Национального Собрания Турции обязуется отодвинуть лишь линию блокгаузов на расстоянии 8 верст от железной дороги Александрополь-Эривань в настоящем ее начертании в районе Арпа-Чай и на расстояние 4 верст от вышеупомянутой железнодорожной линии в районе Аракса. Линии, ограничивающие вышеупомянутые районы, указаны ниже для зон Арпа-Чай пункта А и Б 1 и для зоны Аракса в 2. I. Зона Арпа-Чай А) К югу востоку от Вартанлы к востоку от Узун-Килисса через гору Бозяр (5.096) 5.0825.047 к востоку от Камир-Банк-Уч-Тапа (6478 или 5578) к востоку от Арас-Оглу к востоку от Али, достигает Арпа-Чай к западу от Еникей. Б) Отходит снова от Арпа-Чай к востоку от высоты 5019 идет прямо к высоте 5481 в четырех с половиной верстах к востоку от Кызыл-Кула в двух верстах к востоку от Боджалы — затем река Дигор-Чай следует до этой реки до деревни Дуз-Кечут идет прямо к северу от развалин Карабаг и выходит на Арпа-Чай. II. Зона Аракса Прямая линия между Хараба-Алиджан и деревней Сулиман Диза. В зонах, ограниченных с одной стороны линией железной дороги Александрополь-Эривань и другой линиями, расположенными на расстоянии 8 и 4 верст от вышеуказанной железнодорожной линии. Правительство Великого Национального Собрания Турции обязуется не возводить каких бы то ни было фортификационных укреплений, (эти линии расстояния находятся вне указанных зон) и не содержат в них регулярных войск, однако оно сохраняет право иметь в указанных зонах войска, необходимые для поддержания порядка, безопасности и для административных надобностей.

подп. Асканаз Мравиан, подп. Киазим Кара Бекир подп. Погос Макинзиан, подп. Вели Бей подп. Бебут Шах-тахтинский, подп. Муштар Бей подп. Шалва Элиава, подп. Мемду Шеврет Бей подп. Александр Сванидзе, подп. Ганецкий.

Территория Нахичевани Деревня Урмия, отсюда по прямой линии станция Араждаян (оставляя ее Социалистической Советской Республикой Армении), затем по прямой линии к горе Даш-Гурун западной (3142) линия водораздела горы Даш-Гурун восточной (4108) проходит через реку Джагаганам-Дараци к югу Родней (Булак юг), следует по линии водоразделов горы Багарсик (6607) или 6587 и отсюда следует по административной границе прежнего Эриванского округа и Шарур-Дара-Лажез через высоту 6629 к горе Кемурлу-Даг (6839 или 6930) и отсюда к высотам 3080 Саят-Даг (7868) деревня Курт-Кула, Кьюрт-Кулаг гора Гамесур-Даг (8160 высота 8022 Куки-Даг (10282) и восточная административная граница прежнего Нахичеванского округа.

подп. Асканаз Мравиан, подп. Киазим Кара Бекир подп. Погос Макинзиан, подп. Вели Бей подп. Бебут Шах-тахтинский, подп. Муштар Бей подп. Шалва Элиава, подп. Мемду Шеврет Бей подп. Александр Сванидзе, подп. Ганецкий.,

Договор ратификован ВЦИК 16 марта 1922 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *