Бизнес

Экономполитика

Ценовой шок: в России выросли налоги

В России с 1 января 2020 года повысилась ставка НДС до 20% и акцизы

Повышение НДС с 1 января 2020 года заставит компании либо поднять цены, либо взять возросшие расходы из собственного кармана. Власти и эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», ждут скачка инфляции. В зоне риска, прежде всего, продовольственные товары, автомобили, недвижимость, услуги. Будут расти цены и на табачную продукцию, алкоголь и бензин с дизелем из-за повышения акцизов.

С 1 января 2020 года компаниям придется выбирать: поднять цены в связи с повышением ставки НДС с 18% до 20%, чтобы сохранить прибыль, или же «заплатить» из своего кармана, чтобы не потерять покупателя.

«Компании ориентированы на конечный потребительский спрос и на финансовые возможности покупателей, а они ограничены. Я знаю, что по некоторым группам товаров приняты решения, это касается не пищевых продуктов, а промышленных товаров, компании не будут поднимать цены. Эти компании будут компенсировать рост за свой счет», — рассказал «Газете.Ru» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков.

Рост цен может оказаться выше, чем величина повышения ставки налога на добавленную стоимость, поделился мнением председатель «Опоры России» Александр Калинин.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров поделился мнением с «Газетой.Ru», что, учитывая и без того большую нагрузку на бизнес, большинству все же придется переложить издержки на плечи потребителя.

«В первую очередь, вырастут цены в продовольствии, пострадает автопром, рынок недвижимости и строительный сектор. Кроме того, цены вырастут и на рынке услуг. Перевозчики также повысят свои цены на тарифы», — добавил Назаров.

Беляков заметил, что в ассоциации всячески стараются сдерживать рост цен на продовольствие и не допустить его насколько это возможно. «Повышение НДС приводит к рискам роста цен. Компании-поставщики по-разному с этим справляются — от кого-то есть обращения, от кого-то нет, одни просят о повышении цен, другие — нет», — сказал представитель АКОРТ.

По его словам, идет борьба за цены на продукты для самых чувствительных слоев населения. Речь идет о товарах первой необходимости из потребительской корзины, например, хлеб, молоко.

В декабре мобильные операторы уже начали оповещать через официальные сайты компаний об удорожании услуг. Соответствующие заявления сделали такие игроки рынка, как «Мегафон», «Вымпелком» и «Tele2». Рост цен они объяснили повышением ставки налога на добавленную стоимость. Как ожидается, изменения в тарифах произойдут с января.

В целом, помимо повышения НДС, увеличению цен на товары с начала 2020 года способствуют и другие факторы, которые давят на предпринимателей, в том числе логистика, цены на топливо, коммунальные платежи, арендные ставки, сказал Беляков.

В 2020 году выросли также акцизы на табак, алкоголь и моторное топливо. Повысился утилизационный сбор. Так, акциз на бензин пятого класса вырос в полтора раза — с 8213 до 12314 руб. за тонну, акциз на дизель — с 5665 рублей до 8541 рубля.

Согласно прогнозам ЦБ РФ, в 2020 году ожидается рост цен на бензин и табачную продукцию на 4,6%. Рост цен на бензин может привести к увеличению затрат на перевозку и хранение продуктов. Стоимость автомобилей возрастет на 0,2%, винных изделий — на 0,9%.

По итогам 2020 года, по оценке Росстата, инфляция составила 4,2%. Минэкономразвития прогнозирует, что в 2020 году инфляция составит 4,3%. По прогнозу Банка России, в 2020 году годовая инфляция временно ускорится до 5–5,5%. Целевой уровень ЦБ составляет 4%.

«Наиболее значимое влияние на динамику потребительских цен в 2020 г. окажет повышение базовой ставки НДС, вклад которого в годовую инфляцию, по оценкам Банка России, составит около 1 процентного пункта», — отмечается в декабрьском докладе о денежно-кредитной политике ЦБ.

Также на инфляцию, по мнению регулятора, преимущественно в первой половине следующего года, продолжит влиять произошедшее в 2020 году ослабление рубля.

Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что самым сложным периодом для российской экономики станет начало следующего года. Причины – падение цен на нефть и повышение НДС.

«Самый сложный период для экономической динамики — начало 2020 года. Здесь целый комплекс факторов у нас сейчас сходится»,

— сказал министр в интервью телеканалу «Россия 24».

ЦБ заранее среагировал на предполагаемый рост инфляции и 14 декабря повысил ключевую ставку. В декабре регулятор повысил ключевую ставку до 7,75% годовых.

На большой пресс-конференции в 2020 году президент Владимир Путин попытался успокоить общественность, разъяснив журналистам, что эффективная ставка НДС будет ниже, чем 20%. потому что сохранены практически все льготы, например, для производства лекарств, детских товаров, IT-сектора.

«Наконец, я рассчитываю на то, что это будет разовое явление. Небольшой даже рост цен, инфляции в начале года пройдет, и затем она все-таки будет снижаться. Центральный банк предпринимает действия, чтобы предотвратить рост», — сказал Путин.

Что касается роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то он в последние годы в среднем составлял 4%. В следующем году он будет проводиться в два этапа, но в целом рост будет примерно таким же.

«Почему в два этапа, потому что в связи с ростом НДС ожидается какой-то рост товаров и услуг, связанных с необходимостью нормального функционирования системы ЖКХ. Поэтому чтобы не подсадить эти организации, и в конечном итоге, в интересах граждан это делается, принято решение сделать это в два этапа. Но общий объем не должен превышать 4,1%», — добавил президент.

Некоторые эксперты пытаются искать в росте цен позитивные моменты. Директор по развитию Pronline Дмитрий Трепольский говорит, что всплеск инфляции может заставить население отложить покупки. «Зато население начнет больше инвестировать деньги, чтобы их приумножать», — надеется он.

Впрочем, с учетом того, что реальные располагаемые доходы населения практически не выросли (плюс 0,4% за 11 месяцев, по данным Росстата), рассчитывать на усиление инвестиционной активности граждан вряд ли стоит.

НДС разогрел цены. Почему подорожали бензин и смартфоны в России

С 1 января 2020 года в стране вступает в силу решение правительства о повышении НДС. С этого момента налог на добавленную стоимость теперь начисляется по ставке 20%, а не 18%, как было ранее. Этот налог действует в России с 1992 и считается первым по собираемости, за исключением поступлений от нефти и газа. В 2017 году государство получило свыше пяти триллионов рублей в казну, что составляет треть от всех доходов бюджета.

О планах увеличить НДС правительство объявило в середине июня. Согласно документу, власти повысили только общую ставку налога. При этом льготная ставка в размере 10%, которая сейчас действует на продукты питания, кроме деликатесов, а также на учебную литературу, детские и медицинские товары, сохранится. По подсчетам Минфина, повышение налоговой нагрузки на 2% позволит бюджету получать в среднем 600 миллиардов рублей дополнительных доходов ежегодно. Эти деньги пойдут на финансирование национальных проектов из майского указа президента, реализация которых обойдется в восемь триллионов рублей за шесть лет.

Гаджеты в цене

Одними из первых подняли стоимость своей продукции крупнейшие производители техники: Apple и Samsung. Так, «яблочная» компания повысила цены на новые смартфоны линейки Хs, Xr и Xs Max в среднем на 1,7%, свидетельствуют данные официального сайта Apple. К примеру, iPhone Xr на старте продаж, в октябре, стоил от 64 990 рублей при минимальной комплектации, в то время как сейчас за него просят уже 66 092 рубля.

Смотрите так же:  Приказ о смене зимней резины на летнюю. Приказ о смене шин с летней на зимнюю

Правительство повысит налоги, но снизит цену на бензин. Как изменится жизнь россиян после налоговой реформы

Вслед за американской корпорацией цены поднял Samsung. Флагманская модель компании Galaxy Note 9 на старте продаж, в августе, стоила около 70 тысяч рублей, а с 1 января цена в онлайн-магазине Samsung выросла более чем на 2%, до 71,5 тысячи рублей. Тренд на подорожание на рынке электроники сохранится в течение всего года, прогнозируют специалисты аналитического агентства Telecom Daily. «Пересчитать цены будут вынуждены все иностранные производители девайсов, чтобы минимизировать свои потери от изменения НДС. Повышение налоговой нагрузки вкупе со слабеющей национальной валютой приведет к подорожанию гаджетов примерно на 10% в этом году», — отметил в разговоре с «360» гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

Кроме того, вслед за смартфонами подорожает связь для абонентов, добавил эксперт. «Мобильные операторы вынуждены были поднять цены по всем тарифным планам на 2%. В течение года тенденция продолжится: операторы будут скрыто повышать стоимость, предоставляя больший пакет услуг по более высокой цене», — говорил собеседник «360».

Топливный разгон

С начала года выросло в цене и топливо на российских АЗС. Бензин в новогодние праздники подорожал на заправках европейской части страны и Урала. По данным местных СМИ, цены на топливо на уфимских заправках «Башнефти» выросли в среднем на 1,6% — или 50-80 копеек в денежном выражении.

Подорожал бензин и на заправках в Северной столице, подтвердил в разговоре с «360» первый вице-президент Российского топливного союза и президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин. По его словам, в Петербурге и Ленобласти с начала года цены на топливо выросли на 50-70 копеек. «Это связано с повышением НДС до 20% с нового года. До марта стоимость топлива останется в текущем коридоре, поскольку правительство и нефтяные компании подписали соглашение о заморозке цен», — подчеркнул собеседник «360». При этом акцизы, которые с 1 января выросли в полтора раза, пока не сказываются на стоимости топлива, заметил Олег Ашихмин.

Плюс пять рублей: что будет с ценами на бензин в России

Напомним, что с января правительство также повысило топливные акцизы на бензин на 3700 рублей за тонну и на 2700 рублей за тонну на дизельное топливо. По прогнозам президента Независимого топливного союза Павла Баженова, после усиления налоговой нагрузки бензин и дизтопливо в рознице для потребителя подорожают как минимум на 8%.

Рост цен на топливо неминуемо приведет к повышению розничной стоимости даже тех товаров, которых не коснулось изменение НДС. В целом потребительская корзина для россиян может подорожать на 5-10% в текущем году, прогнозируют опрошенные «360» аналитики. По словам руководителя направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александры Суслиной, цены на товары стали расти даже раньше повышения налогов.

«Рост цен продолжится, и в течение года товары, в числе которых продукты питания, подорожают примерно на 10%. При этом главный удар придется на продукцию, в стоимости которой заложена высокая доля расходов на транспорт. Иными словами, цены на детское питание, на которое продолжит действовать льготная 10% ставка НДС, также вырастут из-за увеличения логистических затрат. Такая же динамика будет наблюдаться и с другими продуктами питания», — резюмирует собеседница «360».

В свою очередь специалисты Центробанка придерживаются более оптимистичного прогноза. По данным регулятора, в 2020 году ожидается рост цен на бензин и табачную продукцию в среднем на 5%. При этом подорожание топлива может привести к увеличению затрат на перевозку и хранение продуктов, признают в Банке России.

В России подняли ставки акцизов на бензин

Так, акциз за тонну автобензина пятого класса вырос в полтора раза — с 8213 рублей до 12314 рублей, аналогичный рост по дизельному топливу — с 5665 рублей до 8541 рубля. Столь стремительным рост получился из-за того, что минувшим летом очередной этап повышения был пропущен. Более того, ставки даже понижали, чтобы цены на АЗС не росли.

Учитывая, что акцизы являются единственным источником формирования региональных дорожных фондов, не повысить их было невозможно. Чтобы автовладельцы не почувствовали столь же резкого роста цен, правительство ввело для нефтяников специальный демпфирующий (то есть сглаживающий) механизм, а также административно ограничило рост цен на заправках.

Кроме бензина и дизеля, повышение ставок акцизов затронуло средние дистилляты — с 6665 рублей за тонну до 9241 рубля. Кроме того, подакцизным стало нефтяное сырье, к которому, в частности, относят вакуумный газойль, гудрон и мазут. Также уплачивать акциз теперь придется с темного судового топлива. Для последнего ближайшие три года будут «льготными»: ставка составит ноль рублей, а после вырастет до тысячи рублей за тонну.

Налог на бензин подняли

Министерство финансов предложило правительству поднять налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяных компаний, чтобы частично компенсировать рост субсидии на бензин, предназначенной для сдерживания цен на него. Увеличение этой субсидии за счет доходов бюджета вице-премьер Дмитрий Козак одобрил на прошлой неделе.

Предложение Минфина содержится в проекте протокола совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева от 18 сентября (с ним ознакомился РБК). ?В протоколе инициатор предложения не указан, но предложение и авторство Минфина подтвердили два федеральных чиновника, источник, близкий к Минфину, и консультант одного из ведомств. Представитель Минфина отказался от комментариев. Протокол еще не подписан, и сейчас за формулировки идет борьба, подчеркивает собеседник, близкий к одному из участников совещания. Один из оппонентов Минфина среди собеседников РБК уверен, что пункт о росте НДПИ в финальную версию не попадет.

Неоправданные субсидии

Предложение Минфина появилось после решения правительства увеличить нефтяникам субсидию, которую они смогут получать с 2020 года, чтобы удерживать более низкие цены на бензин на внутреннем рынке по сравнению с экспортным (так называемая демпфирующая надбавка). Государство обязалось компенсировать компаниям 50% (в 2020 году — 60%) недополученной на внутреннем рынке выручки, она должна была считаться как разница между нетбэком (экспортная цена минус транспорт и пошлина) и условной индикативной внутренней ценой — 56 тыс. руб. за тонну бензина и 50 тыс. руб. за тонну дизеля. Это дало бы отрасли 400 млрд руб. в 2017 году. Но 14 сентября индикативные цены решено было снизить на 5,6 тыс. и 5 тыс. руб., увеличив базу для расчета вычета, а значит, и саму субсидию. Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов оценивал дополнительную компенсацию компаниям в 220 млрд руб.

Минфин выступал резко против любого увеличения субсидий для нефтяников на фоне повышения налогов для населения. «По итогам 2020 года мы, скорее всего, увидим рост выручки нефтяных компаний более чем на 30%, рост чистой прибыли в два раза, рост свободного денежного потока в два с половиной раза. В этих условиях говорить, что государство должно взять на себя еще дополнительные доплаты нефтяникам за поставки на внутренний рынок, по отношению к гражданам, которым повысили НДС с 18 до 20%, на фоне обсуждения пенсионной реформы абсолютно несправедливо», — говорил в начале сентября на Московском финансовом форуме директор департамента Минфина Алексей Сазанов, добавляя: «Мы не можем оправдать дополнительные льготы и доплаты нефтяникам перед гражданам России».

В результате в проекте протокола совещания у Медведева появилась формулировка о том, что «указанная дополнительная компенсация финансируется в равном объеме за счет дополнительных доходов федерального бюджета, направляемых в Фонд национального благосостояния, и увеличения ставок налога на добычу полезных ископаемых». Имеется в виду именно дополнительный рост НДПИ, не предусмотренный налоговым законодательством, говорят три собеседника РБК. То есть собственно бюджетная субсидия для нефтяников снизится вдвое — до 110 млрд руб., говорит Ежов. Это значит, что в 2020 году компании смогут получить не 620 млрд руб., а 510 млрд руб.

Смотрите так же:  Что будет с программой материнский капитал после 2020. Что будет с программой материнский капитал после 2020

Богатые нефтяники

Дорогая нефть и «отвязавшийся» от нефтяных цен слабый рубль позволили пяти крупнейшим нефтяным компаниям увеличить доналоговую прибыль (EBITDA) первого полугодия почти на 50%, до 2,2 трлн руб. Это следует из отчетности «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти» и «Татнефти».

По оценкам аналитиков Goldman Sachs, дивидендная доходность российских нефтегазовых компаний вырастет до 8%, что в два раза выше среднего уровня за последние десять лет.

С 1 июля конъюнктура для нефтяников улучшилась. Цены на нефть незначительно снижались, но к концу сентября выросли до летнего уровня — около $78 за барр. марки Brent. Рубль стремительно стал дешеветь в августе, в начале сентября упал на 20%, до 69,9 руб за доллар, но к 21 сентября отыграл падение, укрепившись до 66,5 руб. за доллар.

Удар по независимым

Эта инициатива ударит по добычным компаниям, у которых нет собственно переработки, говорит аналитик Raiffaisenbank Андрей Полищук. Например, НДПИ для Иркутской нефтяной компании (ИНК) ?вырастет на 1,7 млрд руб., для «РуссНефти» и «Нефтисы» Михаила Гуцериева — на 2,8 млрд руб. в год. Налоговый вычет сможет получить Орский НПЗ, который входит в группу «Сафмар» Гуцериева, но это отдельное юридическое лицо. Представитель ИНК пока не ответил на запрос РБК, представитель «РуссНефти» и «Нефтисы» отказался от комментариев. Рост НДПИ снизит инвестиционную привлекательность добычи нефти на небольших месторождениях, которые в основном разрабатывают независимые компании и себестоимость добычи на которых и так выше, чем на участках вертикально интегрированных компаний (владеют и добычным, и перерабатывающим, и розничным бизнесом) сказала РБК глава «АссоНефти» Елена Корзун. По ее мнению, для мелких месторождений нужно сделать исключение.

Влияние инициативы Минфина на цены на бензин оценить сложно, говорит Полищук. С одной стороны, на них в любом случае будут давить растущая мировая цена на нефть и слабеющий рубль, с другой стороны — будут расти и доходы бюджета, часть которых можно направить на субсидии нефтяникам, отмечает он. В случае резкого роста цен правительство также может снизить акцизы или пригрозить компаниям ростом экспортных пошлин на нефтепродукты, напоминает он, оговариваясь, что последней нерыночной мерой правительство будет пользоваться в крайнем случае.

Цены на заправках отыгрывают рост НДС

В новогодние каникулы продавцы горючего стали повышать цены на бензин и дизтопливо на своих АЗС. Источники “Ъ” на рынке отмечают, что топливо дорожает в основном на заправках крупных нефтекомпаний, которые отыгрывают повышение НДС с 1 января до 20%. В ближайшие месяцы эксперты не ожидают существенного роста топливных цен в связи с ростом налогов и акцизов, но предупреждают, что топливо на бирже может начать дорожать к весне.

На фоне роста НДС с 1 января до 20% крупные нефтекомпании начали поднимать цены на топливо на своих АЭС, сообщили “Ъ” участники топливного рынка в регионах РФ. Из их слов следует, что за время новогодних праздников топливо дорожало на заправках европейской части страны и Урала. Так, ЛУКОЙЛ и «Башнефть» (принадлежит «Роснефти») подняли цены в Башкирии на бензин и дизтопливо на 65–80 коп. за литр. «В Петербурге и Ленобласти разброс повышения цен на бензин и дизель с начала года — 50–70 коп. за литр»,— говорит президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. Также, по словам собеседников “Ъ”, бензин дорожал в Татарстане, Воронежской, Свердловской, Самарской, Саратовской, Пензенской, Волгоградской областях.

На бирже СПбМТСБ, где идет оптовая продажа топлива, с 27 декабря торгов не было. К 26 декабря стоимость Аи-92 на бирже с начала месяца упала на 13%, до 38,7 тыс. руб. за тонну, на Аи-95 — на 17%, до 38,8 руб. за тонну. Падение биржевых цен шло вслед за нефтяными котировками, которые в декабре опустились ниже $50 за баррель. Розничные цены на бензин за предпоследнюю неделю декабря, по данным Росстата, поднимались в четырех регионах РФ, больше всего в Новгородской и Калининградской областях — на 0,4% и 0,2% соответственно; в остальных регионах горючее дешевело либо цены оставались стабильными. Сильнее всего бензин дешевел в Иркутске и Кызыле — на 1,2%. В среднем же за ту неделю цена на бензин упала на 2 коп., до 43,42 руб. за литр (Аи-92 — до 41,48 руб., Аи-95 — до 44,77 руб.), дизтопливо подорожало на 6 коп., до 46,66 руб. за литр. Нефтекомпании обязались держать розничные цены на уровне конца мая по соглашению с правительством, независимым АЗС из-за растущих цен на нефть и оптовых котировок топлива на СПбМТСБ приходилось в прошлом году повышать свои цены.

Как рынок топлива пережил смену политического цикла

При этом с 1 января в РФ акцизы на бензин и дизтопливо выросли в 1,5 раза — до 12,3 тыс. руб. и 8,5 тыс. руб. за тонну соответственно, а НДС увеличился с 18% до 20%. В октябре вице-премьер Дмитрий Козак разрешил нефтяникам отразить рост НДС в цене топлива, добавив 1,7% к зафиксированным правительством потолкам цен (введенные с 1 ноября индикативные уровни мелкооптовых цен). При этом рост акцизов на топливо должен быть компенсирован введением демпфирующего механизма.

«Впрочем, ростом цены это сложно назвать — скорее, компенсацией за повышение налога»,— замечает один из них. Другой источник “Ъ” отмечает, что «многие независимые АЗС могут выдохнуть», поскольку цены у них и нефтекомпаний наконец уравняются. «Еще в декабре всех предупреждали, что цены вырастут, никакого сюрприза тут нет,— заметил “Ъ” владелец сети АЗС «Калина Ойл» в Черноземье Владимир Борисов.— Если посмотреть на декабрьские цены ЛУКОЙЛа, рост составил ровно 1,7% — копеечка к копеечке, как и говорил Козак. Мы пока свои цены не поднимали — и без того были выше других. Ближе к середине января решим, посмотрим, что на бирже будет происходить». Один из собеседников “Ъ” утверждает, что пока в большей степени топливо дорожает на АЗС крупных нефтекомпаний, но с большой вероятностью после праздников независимые тоже повысят цены. В «Роснефти» и «Газпром нефти» оперативно не ответили “Ъ”. Представитель ЛУКОЙЛа был недоступен для комментариев.

Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» не ожидает существенного роста оптовых цен на бензин в ближайшее время, так как в декабре на бирже были проданы рекордные объемы, а из-за снижения цен на нефть на внутреннем рынке установилась премия. Но эксперт не исключает, что нефтяники попытаются повысить цены АЗС, мотивируя это ростом НДС и инфляцией. Биржевые цены могут начать расти ближе к весне из-за скачка акцизов, но с помощью демпфера правительство попытается сдержать рост цен, замечает господин Турукалов.

Почему бензин все-таки будет стоить, как в Европе

Нынешней осенью, в отличии от весны 2020, даже Счетная палата нашла необходимым официально сообщить о своих опасениях по поводу грядущего повышения цен на топливо— в своем заключении на проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Дело в том, что 1 января 2020 года власти намерены поднять акцизы на бензин с 8213 до 12 374 рублей за тонну, на дизельное топливо — с 5665 до 8541 рублей за тонну — практически в полтора раза. Разумеется, этот рост немедленно «перельется» в ценники на АЗС. Столь резкий подъем акциза — «отрыжка» весеннего скачка стоимости топлива.

Тогда правительство, пытаясь «в ручном режиме» остановить стремительный рост его розничных цен, уменьшило величину этого вида сборов и отменило планировавшийся ранее на начало лета очередной его подъем. В результате цены на топливо тогда практически перестали расти и находятся примерно на том же уровне по сей день — с минимальными колебаниями вверх-вниз.

Смотрите так же:  Статья 56 ТК РФ. Трудовой договор гражданский кодекс рф

Но скорее всего, эти экономические методы никак не исправили бы ситуацию, если б параллельно власти не применили (в очередной раз) «ручное управление» — весной представителей крупнейших нефтяных компаний страны не раз созывали на совещания с вице-премьерами и, видимо, жестко требовали «не раскачивать лодку» российской экономики своим повышением розничных цен на топливо. Ведь стоимость бензина и дизеля заложена в цену каждого батона хлеба в магазине, не говоря уж о прочих товарах и услугах.

Таким образм, «орально-материальный», с позволения сказать, метод управления нефтяной отраслью сработал в очередной раз.

Но с 1-го января 2020-го власти собираются отыграться по полной программе — выполнить все свои прежние намерения в смысле наращивания величины акциза на топливо. В общем, очередной скачок цен на бензин запланирован и, скорее всего, состоится. Хотя руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин пообещал уже, что правительство попытается как-то смягчить рост цен на топливо:

— У нас повышение акцизов может повысить цены. Но, насколько я понимаю, правительство сейчас думает над тем, как смягчить такой рост,— заявил по этому поводу он пару дней назад прессе.

Подобные заявления обнадеживают, но веры в то, что все будет хорошо не добавляют. Дело в том, что сама экономическая ситуация, существующая сейчас в области торговли нефтью и топливом, в принципе нацелена на мощнейший рост цен на российских АЗС — вплоть до уровня того, который имеется в Европе! Все эти «танцы с бубном» типа снижения-повышения акцизов, «ручное управление» топ-менеждментом нефтяных компаний и прочее — попытка исправить последствия деятельности самого правительства.

Имеется в виду так называемый «налоговый маневр в нефтяной отрасли», который был придуман и проведен соратниками того же Кудрина по правительству и профильным министерствам. Суть этого «маневра» сводится к следующему: чиновники решили, что будет гораздо удобней собирать деньги с нефтяной отрасли, если повысить налог на добычу полезных ископаемых. А взамен за несколько лет надо убрать все пошлины на экспорт нефтепродуктов.

По сути, нефтяные компании поставили в положение: «за выкачанную нефть — плати, а потом продавай бензин куда хочешь и как хочешь».

Длительный тест-драйв Mitsubishi Outlander: приятно познакомиться

Брюссель: вся власть — пешеходам!

В Европе тем временем протесты не утихают. В Бельгии переговоры между правительственной делегацией и представителями профсоюзов продолжались до поздней ночи, однако правительству так и не удалось убедить протестующих снять блокаду нефтеперерабатывающих заводов, автомагистралей и пограничных пунктов.

Бельгийское правительство предложило водителям грузовиков компенсацию, включающую снижение налога на социальное страхование, однако участников кампании предложение властей не удовлетворило. По утверждению федерации бельгийских работодателей, протесты обходятся экономике страны в 10 млрд. бельгийских франков (215 млн. долларов) в день.

Бельгийские водители грузовиков блокировали Антверпен, второй по величине порт в Европе. По всей стране перекрыты автомагистрали, а на улицах Брюсселя в среду почти не было автомашин.

В четверг розничная цена дизельного топлива должна подняться до 37.70 франков (80 центов) за литр, и «дальнобойщики» требуют, чтобы правительство снизило налог на топливо на 5%. Этому противится правящая коалиция, в состав которой входят экологические партии.

Шредер торопиться не хочет

На бельгийско-голландской границе все спокойно

В Германии канцлер Шредер заявил, что высокий налог на топливо жизненно необходим, поскольку без него правительству не удастся снизить уровень безработицы в стране. «Поспешные налоговые решения ничего не изменят,» — заявил он парламенту.

По его словам, увеличение нынешней розничной цены бензина в Германии лишь на 8% вызвано повышением налога. В основном, сказал Шредер, рост цен связан с ростом мировых цен на нефть.

Продолжаются протесты и в других странах ЕС. В Голландии водители грузовиков заблокировали ряд крупных автотрасс. Их действия спровоцировал отказ министра финансов Голландии снизить розничные цены на топливо.

В Ирландии, где правительство тоже отказалось сократить налог на дизельное топливо на 30%, водители планируют провести забастовки и протесты в пятницу.

В Испании фермеры ведут переговоры с правительством, на следующую неделю там запланированы демонстрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *