Общая характеристика умк «Начальная школа XXI века»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Общая характеристика УМК «Начальная школа XXI века».

В основе проекта «Начальная школа XXI века» лежит идея личностно- ориентированного образования, то есть учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктированого характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.

Такой вид обучения обеспечивает права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (интересам, склонностям, возможностям). Существенным итогам пребывания ребенка в школе является сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра. Выделяется несколько компонентов развития:

— умение применять полученные знания, то есть развитие мотивации учебной деятельности, очень важный момент личностно- значимого обучения, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность;

— сформированность умения добывать знания (развитие способности человека к продуктивному воображению и мышлению). Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения, анализирует способы и решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным;

Такое построение обучения позволяет учащемуся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку в рассуждении, под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность.

У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

Учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путем коллективного обсуждения находить верный ответ.

На всех уроках по программе «Начальная школа XXI века» применяется дифференцированное обучение. Только индивидуальный подход к каждому ребенку, только дифференцированная работа на уроке позволяет учителю добиться поставленных целей, успешно решить задачи каждого урока.

В комментариях к учебникам постоянно обращается внимание учителя на то, какое упражнение адресовано для фронтальной работы, какое для индивидуальной работы в парах.

Все учебники и рабочие тетради построены так, чтобы учитель имел возможность проводить дифференцированную работу, предоставляется выбор заданий, упражнений.

Логическим продолжением дифференцированного подхода к изложению материала является дифференцированный контроль, то есть все контрольные, проверочные работы, тесты представлены в разноуровневых вариантах. Контролируется усвоение обязательного минимума, но не исключается проведение контроля и по тем темам, которые превышают обязательный минимум.

В учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» вошли: программа, учебники, рабочие тетради, дополнительный материал, методическое обеспечение труда учителя, примерное планирование материала, методические комментарии и советы автора.

Пояснительная записка по технологии УМК «Начальная школа 21 века»

Подать заявку

Рабочая программа и технологические карты уроков курса «Технология» разработаны на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, положений авторской программы «Технология» Е. А. Лутцевой (УМК «Начальная школа XXI века»); ориентированы для работы по учебнику технологии для 4 класса Е. А. Лутцевой (М.: Вентана-Граф, 2014).

Авторская программа Е. А. Лутцевой является основой формирования познавательных способностей младших школьников, что позволяет обучать и развивать учащихся с разными образовательными и интеллектуальными способностями.

Основные положения курса «Технология», имеющего интегрированный характер, разработанного Е. А. Лутцевой для учащихся четвертого класса, решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера; с формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для учащихся.

Рабочая программа предмета «Технология» разработана на основе авторской программы Е. А. Лутцевой (М.: Вентана-Граф, 2013), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и представленной в базисном учебном плане общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа предмета «Технология» ориентирована на организацию образовательного процесса с учащимися 4 класса по учебно-методическому комплекту:

1. Лутцева, Е. А. Технология. Программа. 1–4 классы / Е. А. Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2013.

2. Лутцева, Е. А. Технология : 4 класс : органайзер для учителя : сценарии уроков / Е. А. Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2014.

3. Лутцева, Е. А. Технология : 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Е. А. Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2014.

4. Лутцева, Е. А. Технология : 4 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Е. А. Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2014.

Цель разработки данной рабочей программы и ее реализации в образовательном процессе в области формирования системы знаний, умений: формирование основ технологического образования, позволяющих, во-первых, предоставить учащимся возможность получить первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ученика в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Основные задачи курса в 4 классе

• Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологичес-кого и конструкторского мышления в частности).

• Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

• Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-эко-номических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания.

• Овладение первоначальными навыками передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, умением осуществлять поиск (проверку) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

• Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

• Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

• Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений * .

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, в том числе 4 часа на проведение творческих проектов.

Форма итоговой аттестации учащихся – выполнение творческого проекта.

Формы организации учебного процесса:

– сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, различных форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных – интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др.;

– фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах; взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся.

Формы и средства контроля (система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания) .

Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме творческих проектов. Отдельных часов для проведения творческих проектов рабочей программой не выделяется.

Оценка деятельности учащихся осуществляется учителем в конце каждого урока или после выполнения коллективного проектного задания.

Основные критерии оценки.

• Качество выполнения работы в целом.

• Степень самостоятельности (частичная или полная).

• Уровень творчества (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

• Умение работать в группе.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета **

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Содержание учебного предмета

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Преобразовательная деятельность человека в ХХ – начале ХХI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.

Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компью-терных технологиях.

Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. – использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду.

Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.

Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени.

Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, «елочки» и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Конструирование и моделирование.

Поиск новых оптимальных и доступных решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника ХХ – начала ХХI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и в космосе и др.).

Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

Использование информационных технологий.

Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека.

Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.).

Знакомство с текстовым редактором.

Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, PowerPoint.

Тематическое планирование организации учебной деятельности
в рамках рабочей программы

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Конструирование и моделирование

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Результаты освоения учебного предмета «Технология»

– Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

– описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера; уважительно относиться к результатам труда мастеров;

– принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;

– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

Смотрите так же:  Льготы по имущественным налогам физических лиц. Транспортный налог многодетным семьям в хмао

– понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);

– предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;

самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

– выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;

– осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

– искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

– приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

– делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

– формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

– высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;

– слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе при совместном решении проблемы (задачи).

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать на уровне представлений:

– о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;

– об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);

– о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

– организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

– использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;

– бережно относиться к природе и материальному миру;

– безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);

– выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).

2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты.

– названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);

– последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-изме-рительных инструментов;

– основные линии чертежа (осевая и центровая);

– правила безопасной работы канцелярским ножом;

– технику выполнения петельной строчки, ее варианты, их назначение;

– названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

– о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;

– об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;

– о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;

– традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;

– стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;

– художественных техниках (в рамках изученного).

– читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

– выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

– подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

– оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;

– находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

3. Конструирование и моделирование.

– простейшие способы достижения прочности конструкций.

– конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;

– изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

– выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере).

– об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

– названия и основное назначение частей компьютера, с которыми работали на уроках.

Уметь с помощью учителя:

– создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;

– оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);

– работать с доступной информацией;

– работать в программах Word, PowerPoint.

Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
***

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.

Материально-техническое и методическое обеспечение

1. Информационно-коммуникативные средства.

1. Технология [Электронный ресурс]. – М. : Мин-во образования РФ : ГУ РЦ ЭМТО : ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Библиотека электронных наглядных пособий).

2. Народные промыслы [Видеозапись, кинофильм, микроформа] : док. фильм. – М. : Видеостудия «КВАРТ», 2005. – 1 вк.

2. Наглядные пособия.

1. Комплекты таблиц для начальной школы (авт. Е. А. Лутцева):

? «Технология. Организация рабочего места»;

? «Технология. Обработка бумаги и картона (1)»;

? «Технология. Обработка бумаги и картона (2)»;

? «Технология. Обработка ткани»;

? «Технология. Обработка природного материала и пластика. Проекты».

2. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала:

? коллекция «Бумага и картон» (демонстрационная);

3. Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.

2. Персональный компьютер.

3. Мультимедийный проектор.

4. Экспозиционный экран.

4. Учебно-практическое оборудование.

2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

5. Специализированная учебная мебель.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике УМК «Начальная школа 21 века»

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Рудницкая, В. Н. Математика. Устные вычисления. 1–4 классы : метод. пособие / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М. : Вентана-Граф, 2014.

2. Рудницкая, В. Н. Математика : 4 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 1, 2 / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М. : Вентана-Граф, 2015.

3. Рудницкая, В. Н. Математика : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 1, 2 / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М. : Вентана-Граф, 2015.

4. Рудницкая, В. Н. Математика : 4 класс : тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразоват. организаций / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М. : Вентана-Граф, 2014.

5. Кочурова, Е. Э. Дружим с математикой : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций / Е. Э. Кочурова. – М. : Вентана-Граф, 2014.

6. Рудницкая, В. Н. Математика : 3 класс : дидактические материалы : в 2 ч. Ч. 1, 2 / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2014.

7. Журова, Л. Е. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение : 3 класс / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова. – М. : Вентана-Граф, 2014.

8. Рудницкая, В. Н. Математика в начальной школе : проверочные и контрольные работы : метод. пособие / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М. : Вентана-Граф, 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Обучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения; овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

– предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений, узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

– реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

– создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного об-учения в основной школе;

– овладение учащимися основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира; усвоение общего приема решения задач как универсального действия; формирование умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий; способности использовать измерительные и вычислительные умения и навыки. *

Десятичная система счисления (3 ч).

Чтение и запись многозначных чисел (3 ч).

Сравнение многозначных чисел (3 ч).

Сложение многозначных чисел (3 ч).

Вычитание многозначных чисел (4 ч).

Построение прямоугольников (2 ч).

Задачи на движение (5 ч).

Координатный угол (1 ч).

Графики. Диаграммы. Таблицы (2 ч).

Переместительное свойство сложения и умножения (3 ч).

Сочетательное свойство сложения и умножения (2 ч).

План и масштаб (2 ч).

Распределительные свойства умножения (2 ч).

Многогранник (2 ч).

Умножение на 1000, 10 000… (2 ч).

Тонна, центнер (2 ч).

Прямоугольный параллелепипед. Куб. (2 ч).

Задачи на движение в противоположных направлениях (2 ч).

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях (встречное движение) (3 ч).

Умножение многозначного числа на однозначное (4 ч).

Умножение многозначного числа на двузначное (6 ч).

Умножение многозначного числа на трехзначное (6 ч).

Задачи на движение в одном направлении (4 ч).

Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что» (3 ч).

Составные высказывания (4 ч).

Задачи на перебор вариантов (3 ч).

Деление суммы на число (2 ч).

Деление на 1000, 10 000… (3 ч).

Деление на однозначное число (4 ч).

Деление на двузначное число (4 ч).

Деление на трехзначное число (4 ч).

Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (3 ч).

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7; х · 5 = = 15; х – 5 = 7; х : 5 = 15 (6 ч).

Угол и его обозначение (2 ч).

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16; 8 · х = = 16; 8 – х = 2; 8 : х = 2 (4 ч).

Виды треугольников (3 ч).

Точное и приближенное значения величины (3 ч).

Построение отрезка, равного данному (2 ч).

Повторение по теме «Многозначное число» (7 ч).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В четвертом классе на изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов (34 учебные недели).

В примерной рабочей программе предусмотрено проведение:

– математических диктантов (8 ч);

– самостоятельных работ (9 ч);

– практических работ (15 ч);

– контрольных работ (11 ч).

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия; дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета **

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, позволяющее ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Множество целых неотрицательных чисел.

Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел. Сведения из истории математики: римские цифры – I, V, X, L, С, D, М; запись дат римскими цифрами; примеры записи чисел римскими цифрами. Свойства арифметических действий.

Арифметические действия с многозначными числами.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и трехзначное число. Простейшие устные вычисления. Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3–4 вычислений.

Величины и их измерения.

Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение. Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.

Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы. Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.

Высказывание и его значение (истина, ложь). Составление высказываний и нахождение их значений. Решение задач на перебор вариантов.

Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника. Построение прямоугольников.

Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.

Треугольники и их виды.

Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние). Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.

Смотрите так же:  Какие пособия полагаются семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Пособие на ребёнка-инвалида в беларуси

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами являются: самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению; способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до завершения; способность к самоорганизованности; способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование; владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами являются: владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями).

Предметными результатами являются: освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения задач изученные приемы, алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин; умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в четвертом классе ученик научится:

– любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;

– классы и разряды многозначного числа;

– единицы величин: длины, массы, скорости, времени;

– пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);

– цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;

– любое многозначное число;

– информацию, представленную в таблицах, диаграммах;

– устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;

– письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;

– способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);

– способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;

– разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;

– многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);

– значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

– структуру составного числового выражения;

– характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;

– алгоритм решения составной арифметической задачи;

– составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;

– свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;

– записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;

– вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;

– решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);

– формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;

– вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.

К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:

– координаты точек, отмеченных в координатном углу;

– величины, выраженные в разных единицах;

– числовое и буквенное равенства;

– виды углов и виды треугольников;

– понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);

– способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;

– истинных и ложных высказываний;

– задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);

– информацию, представленную на графике;

решать учебные и практические задачи:

– вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;

– исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;

– прогнозировать результаты вычислений;

– читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;

– измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;

– сравнивать углы способом наложения, используя модели. ***

Система оценки достижения планируемых результатов

Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение учеником требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых четвероклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Это математические (арифметические) диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии.

В течение учебного года проводятся письменные итоговые контрольные работы (в конце каждой учебной четверти или семестра) и текущие контрольные работы. Целью итоговых работ является исследование уровня знаний и умений, уже достаточно хорошо сформированных за большой промежуток времени. Текущие контрольные работы однородны по содержанию заданий и проводятся с целью получения реальных представлений об овладении учеником конкретным знанием или умением на этапах его формирования. Результаты текущих контрольных работ служат для учителя ориентиром в организации дальнейшего обучения.

На выполнение комбинированной контрольной работы в конце четверти или семестра рекомендуется выделять не более 35 минут урока. Продолжительность текущей контрольной работы в зависимости от ее объема может колебаться от 5 до 20 минут.

Оценивание выполненных учащимися работ производится в соответствии с существующими нормами оценки.

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:

– «5» – работа выполнена без ошибок;

– «4» – 1 ошибка и 1–2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;

– «3» – 2–3 ошибки и 1–2 недочета; 3–5 ошибок или 8 недочетов;

– «2» – 5 и более ошибок.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся предлагается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5–6 минут урока. Ученику выставляется отметка:

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается решение задач, примеров, выполнение заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:

– «4» – 1 ошибка или 1–3 недочета, при этом в решении задачи ошибок быть не должно;

– «3» – 2–3 ошибки или 3–4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;

Итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Оценивание устных ответов.

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

– неправильный ответ на поставленный вопрос;

– неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

– неумение дать соответствующие объяснения при правильном выполнении задания.

– неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

– неумение при правильном ответе самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

– неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

– медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

– неправильное произношение математических терминов.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки (отметки).

– незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания и используемых в ходе его выполнения;

– неправильный выбор действий, операций;

– неверные вычисления в тех случаях, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;

– пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

– несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

– несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

– неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначения величин);

– ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

– неверные вычисления в тех случаях, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

– наличие записи действий;

– отсутствие ответа к заданию, ошибки в записи ответа.

Следует учитывать, что за комбинированную контрольную работу, содержащую несколько вычислительных примеров и одну-две арифметические задачи, целесообразно выставлять не одну, а две отметки: одну – за вычисления, а другую – за решение задач.

При оценивании отметкой достигнутых результатов освоения программы по математике важнейшим показателем является правильность выполнения задания. Не следует снижать отметку за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений – отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки (кроме ошибок в записи математических терминов), за нарушение общепринятых форм записи.

Кроме оценивания контрольной работы отметкой, следует проводить качественный анализ ее выполнения учащимися. Такой анализ поможет учителю правильно спланировать дальнейшую работу по ликвидации выявленных пробелов в знаниях детей, ошибок, коррекции неправильных представлений о том или ином понятии.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых контрольных работ. Последним придается наибольшее значение.

Оценивать диагностические работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по математике. Правильное выполнение 70 % заданий означает, что «стандарт выполнен».

Результаты освоения рабочей программы по математике за учебную четверть и за год в четвертом классе оцениваются по четырехбалльной шкале (от «2» до «5»).

Практические работы по математике

Задачи на движение в противоположных направлениях

Пояснительная записка к программе «начальная школа XXI века»

Пояснительная записка к программе «начальная школа XXI века» по ФГОС

Содержимое разработки

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОО и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Журова, Л. Е. Проверочные тестовые работы : русский язык, математика, чтение : 3 класс / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова. – М. : Вентана-Граф, 2014.

2. Кочурова, Е. Э. Дружим с математикой : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций / Е. Э. Кочурова. – М. : Вентана-Граф, 2014.

3. Рудницкая, В. Н. Математика : 3 класс : дидактические материалы : в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2015.

4. Рудницкая, В. Н. Математика : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М. : Вентана-Граф, 2015.

5. Рудницкая, В. Н. Математика : 3 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М. : Вентана-Граф, 2015.

6. Рудницкая, В. Н. Математика : программа : 1–4 классы / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2015.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса *

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

– предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи, вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочения и классификации математических объектов), измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений, узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры; выполнять несложные геометрические построения;

– реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой; стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни; приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

– создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе;

Смотрите так же:  Вход для клиентов. Размер единовременной выплаты на рождение ребенка в 2020 году

– овладение обучающимися основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира; усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполня-емых действий; использование измерительных и вычислительных умений и навыков.

Числа от 100 до 1000 (3 ч).

Сравнение чисел. Знаки «», «

Единицы длины: километр, миллиметр (4 ч).

Единицы массы: килограмм, грамм (4 ч).

Единица вместимости литр (3 ч).

Сложение и вычитание в пределах 1000 (6 ч).

Вычитание в пределах 1000 (6 ч).

Сочетательное свойство сложения (3 ч).

Сумма трех и более слагаемых (3 ч).

Сочетательное свойство умножения (3 ч).

Произведение трех и более множителей (2 ч).

Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение и деление (3 ч).

Симметрия на клетчатой бумаге (3 ч).

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок (3 ч).

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками (4 ч).

Верные и неверные предположения (высказывания) (3 ч).

Числовые равенства и неравенства (5 ч).

Деление окружности на равные части (3 ч).

Умножение суммы на число (3 ч).

Умножение на 10 и 100 (3 ч).

Умножение вида: 50 ґ 9, 200 ґ 4 (4 ч).

Умножение на однозначное число (6 ч).

Измерение времени (4 ч).

Деление на 10 и 100 (2 ч).

Нахождение однозначного частного (4 ч).

Деление с остатком (4 ч).

Деление на однозначное число (7 ч).

Умножение вида 23 ґ 40 (4 ч).

Умножение на двузначное число (7 ч).

Деление на двузначное число (7 ч).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В 3 классе на изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов (34 учебные недели).

В Примерной рабочей программе предусмотрено проведение:

– математических диктантов (4 ч);

– самостоятельных работ (4 ч);

– практических работ (8 ч);

– контрольных работ (9 ч).

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретной образовательной организации реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

• понимание математических отношений как средство познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из числа, изменение формы, размера и т. д.);

• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах как условие целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, позволяющее ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения, опровергать или подтверждать истинность предположения).

Тысяча. Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000. Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика. Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «». Сложение и вычитание в пределах 1000. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Сочетательное свойство сложения и умножения. Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок). Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок. Числовые равенства и неравенства. Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств. Решение составных арифметических задач в три действия.

Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000. Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения). Умножение и деление на 10, 100. Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двузначного и трехзначного числа на однозначное число. Нахождение однозначного частного. Деление с остатком. Деление на однозначное число. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.

Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.

Умножение вида 23 ? 40. Умножение и деление на двузначное число.

Величины. Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм. Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм. Вычисление длины ломаной. Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г. Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л. Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев. Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года. Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.

Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки. Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.

Алгебраическая пропедевтика. Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.

Логические понятия. Примеры верных и неверных высказываний.

Геометрические понятия. Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной. Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля. Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки. Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.

Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.

Результаты изучения учебного предмета

В ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Личностными результатами обучения являются: самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению; способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; способность к самоорганизованности; способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование; владение коммуникативными умениями в целях реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются: владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями); создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; адекватное оценивание результатов своей деятельности; активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде.

Предметными результатами обучающихся являются: освоение знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач *** .

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

– любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке;

– компоненты действия деления с остатком;

– единицы массы, времени, длины;

– геометрическую фигуру (ломаная);

– числа в пределах 1000;

– числовые равенства и неравенства;

читать записи вида: 120 850;

– соотношения между единицами массы, длины, времени;

– устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;

приводить примеры числовых равенств и неравенств;

– ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;

– способ деления с остатком с помощью фишек;

– натуральные числа в пределах 1000;

– значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

– структуру числового выражения;

– текст арифметической (в том числе логической) задачи;

классифицировать числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);

конструировать план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;

– свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;

– решать учебные и практические задачи:

– читать и записывать цифрами любое трехзначное число;

– читать и составлять несложные числовые выражения;

– выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;

– вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;

– выполнять деление с остатком;

– определять время по часам;

– изображать ломаные линии разных видов;

– вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);

– решать текстовые арифметические задачи в 3 действия.

К концу обучения в 3 классе обучающийся может научиться:

– сочетательное свойство умножения;

– распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);

читать обозначения прямой, ломаной;

– высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;

– верных и неверных высказываний;

– числовое и буквенное выражение;

– прямую и луч, прямую и отрезок;

– замкнутую и незамкнутую ломаную линии;

– ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);

– взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;

конструировать буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;

воспроизводить способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;

решать учебные и практические задачи:

– вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

– изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;

– проводить прямую через одну и через две точки;

– строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной) **** .

Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике
конкретной образовательной организации

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: обучающиеся любознательны, активны в условиях специально организованной деятельности на уроках математики; могут сотрудничать в парах, группах, умеют контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.

Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Кубышева, М. А. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / М. А. Кубышева, Л. Г. Петерсон, Е. А. Гусева. – М. : Ювента, 2010.

2. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Волгоград : Учитель, 2013.

3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010.

4. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Образовательный портал. – Режим доступа : www.uroki.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

5. Учебно-методический портал. – Режим доступа : http://www.uchmet.ru

6. Онлайн-тренажер. – Режим доступа : www.maths-whizz.ru

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 3 класс.

2. Большая электронная энциклопедия (CD).

3. Интегрированная среда для поддержания учебного процесса
в начальной школе (CD).

4. Обучающая программа «Геометрические фигуры и их свойства» (CD).

5. Математика и конструирование (CD).

4. Наглядные пособия.

1. Комплект таблиц для начальной школы «Математика. 3 класс».

2. Комплект наглядных пособий «Геометрический материал в начальной школе».

5. Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

4. Мультимедийная доска.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Штатив для карт и таблиц.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

4. Шкаф для хранения таблиц.

5. Измерительные приборы: весы, часы.

6. Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.

7. Индивидуальные пособия и инструменты: ученическая линейка, чертежный угольник, циркуль, палетка, сосуды.

8. Ящики для хранения наглядных пособий.

7. Специализированная учебная мебель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *