ОСАГО подорожает вдвое, и это не предел: эксперты дали свои прогнозы на рост цен в 2020 году

В беседе с журналитами эксперты заявили, что полисы ОСАГО в 2020 году могут подорожать вдвое, но и это не предел, поскольку окончательно смена коэффициентов неясна.

Поправки в закон об ОСАГО вступили в России в силу с 29 октября. Однако пока речь шла только о смене регламента — страхову может оформить или собственник или один из вписанных в документы. Ясна и общая картина подорожания — стоимость повысят как за количество аварий, так и за тяжесть ДТП, кроме того, доплатить придется за нарушения правил дорожного движения.

Life со ссылкой на заместителя председателя ЦБ Владимира Чистюхина пишет, что средняя стоимость полиса ОСАГО вырастет на 20-25 процентов, как только повысится лимит выплат за вред здоровью и жизни до 2 млн рублей. При этом, юрист Сергей Горчаков, примерив известную схему повышения, предположил, что водителям придется доплатить от 5 до 7 тысяч рублей за полис. А при худшем варианте цена и вовсе вырастет вдвое.

Сегодня минимальная стоимость ОСАГО составляет 5700 рублей (по данным за 2020 год). В то же время, уже в 2020 году за простенькую иномарку придется заплатить от 11 до 12 тысяч рублей, размышляют журналисты. С другой стороны, пока непонятно, как именно заменят мощностной и территориальный коэффициенты, важные при расчете стоимости страховки. Поэтому говорить можно лишь об ориентировочных прогнозах подорожания полисов.

Более гибкая система тарифов. Или что в теории?

Ранее Банк России вместе с Минфином внесли новые пункты в проект реформы ОСАГО. По замыслу создателей, тариф станет более гибким и индивидуальным для каждого водителя. Эксперты введут 58 коэффициентов в зависимости от возраста и стажа автовладельца. Пока же страховку рассчитывают по четырем коэффициентам.

Эксперты Банка России и Минфина считают, что реформа сделает полисы ОСАГО доступнее. Каждый водитель будет платить сам за себя, а тариф станет справедливым и индивидуальным для каждого автолюбителя. Первым шагом на пути к новой системе стал документ о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Специалисты вводят более широкую градацию коэффициента возраста-стажа автолюбителя. Опытные водители старшего возраста будут платить меньше, а для молодых и неопытных сумма повысится. Пресс-служба Банка России сообщает, что для самой «рискованной» группы коэффициент будет 1,87, а для владельцев машин старше 59 лет со стажем вождения больше 3 лет — 0,93. Это создаст льготные условия для пенсионеров.

Также в новой системе станет проще присваивать коэффициент бонус-малус. Его будут назначать водителям раз в год 1 апреля. В течение года никаких изменений не будет. Если автовладелец делал перерыв в вождении, страховую историю обнулять не станут, а все накопленные скидки сохранят.

Коэффициент, который зависит от территории проживания, не отменят. Эксперты отмечают, что этот пункт может сделать тариф менее персонифицированным.

Возможно, законодатели отменят коэффициент мощности автомобиля, который повышает стоимость страховки в 1,6 раза. Эту меру пока обсуждают.

Кроме того, реформаторы отказались от увеличения лимита выплат пострадавшим в авариях. Сначала сумму хотели увеличить в четыре раза — до 2 млн рублей.

Стоимость ОСАГО определят «жучки» в машинах?

Страховые компании планируют устанавливать в салоны застрахованных по ОСАГО автомобилей специальные телематические датчики, которые будут передавать страховщикам данные о скорости и географии передвижения клиента. Если же автовладелец откажется от установки этого элемента «умного страхования», тогда стоимость ОСАГО страховые компании будут устанавливать по своему усмотрению.

В том случае, если в салоне автомобиля поставят «жучок», тогда тариф за страхование будет определяться в индивидуальном порядке. Главное правило — чем меньше нарушаешь, тем меньше придется и платить за ОСАГО. Это произойдет, если в следующем году примут соответствующий закон.

Как отмечали ранее в Минфине, водителей будут экономически заинтересовывать в соблюдении правил дорожного движения.

«Страховщики имеют право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов с учетом личностных характеристик страхователя, в частности: характеристик вождения, наличия неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД. При этом законопроектом сохраняется ограничение на минимальный и максимальный размер страховых тарифов, регулируемых Банком России».

Напомним, в середине сентября замминистра финансов Алексей Моисеев озвучил прогноз на цену «автогражданки» после перехода на новую систему расчета тарифов ОСАГО. Тогда, к слову, отмечалось, что для идеальных водителей цена может быть снижена в 3-4 раза. А вот злостным нарушителям ПДД грозит самый дорогой тариф.

Страховщики повышают стоимость ОСАГО в Москве

Базовую ставку, на основе которой рассчитывается цена полиса, повысили для москвичей «Альфастрахование» и «Ингосстрах» — 21 и 23 мая соответственно, пишут «Ведомости» со ссылкой на приказы, опубликованные на сайтах страховщиков. У обеих компаний стоимость выросла на 14% — с 3600 до 4118 рублей. Кроме того, еще после майских праздников тарифы в Москве поднял «Росгосстрах» — до тех же 4118 рублей, отмечает газета.

Эти три компании входят в список крупнейших по сборам ОСАГО: «Альфастрахование» и «Росгосстрах» заняли 1-е и 2-е места в рейтинге Российского союза страховщиков, «Ингосстрах» занял 4-ю позицию, уточняют «Ведомости».

Директор департамента обязательных видов страхования «Альфастрахования» Денис Макаров повышение цен объяснил газете ростом стоимости запчастей и средней выплаты по ОСАГО по всей стране. Представитель страховщика уточнил, что «новый» тариф уже действовал в столице до 9 апреля. Убыточностью ОСАГО и действиями конкурентов увеличение ставки оправдал и неназванный представитель «Росгосстраха». Гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков не стал комментировать «Ведомостям» тарифную политику компании, ее представитель не ответил на запрос издания.

Конкуренты этих страховщиков пока тарифы в Москве не повышают, узнали «Ведомости». ВСК пересмотрела тарифы 20 мая, но в Москве ставка осталась неизменной. «Согаз» удерживает самый низкий среди крупнейших компаний базовый тариф – 3390 рублей. У«РЕСО-Гарантии» ставка на уровне 4118 рублей, но она действует еще с начала года. В Российском союзе страховщиков ранее отмечали, что средняя цена полиса снижается: с начала года она сократилась на 5,62%.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что повышение ставок только в Москве выглядит необоснованно, поскольку Москва не относится к «убыточным территориям» и, напротив, считается одним из самых прибыльных регионов. Повышение тарифов может быть «мерой экстренного реагирования» на рост убыточности компаний: в столице страховщики пытаются получить дополнительный доход, полагают специалисты.

Когда и на сколько подорожает ОСАГО в 2020 году?

Страхование автогражданской ответственности в России носит обязательный характер, поэтому каждый водитель при покупке машины и дальнейшем ее использовании обязан купить полис ОСАГО. Подорожание ОСАГО является самым обсуждаемым вопросом среди автовладельцев на фоне предложений ЦБ и Министерства финансов о реформе «автогражданки». Так когда подорожает ОСАГО и на сколько могут возрасти цены на страховые полисы? Эти вопросы постараемся разобрать в данной статье.

Чем обусловлено повышение тарифов ОСАГО?

Последнее увеличение стоимости ОСАГО произошло в 2015 г. Именно в указанном году автолюбители застали целых два повышения. В начале 2015 г. Центральный Банк увеличил базовый коэффициент для легковых транспортных средств с 2 574 рублей до 3 432 рублей, а после и вовсе до 4 118 рублей. В 2017 г. базовая ставка по ОСАГО осталась неизменной и составила 4 118 рублей для легковых транспортных средств. На первую половину 2020 г. было запланировано плавное повышение базовых тарифов и коэффициентов.

ЦБ предложил расширить тарифный коридор на 20% в обе стороны с целью справедливого ценообразования. Расширение позволит страховщикам увеличивать цену на полис для аварийных и неаккуратных водителей и снижать для тех, кто соблюдает ПДД и не попадает в ДТП.

Произошедшее изменение тарифов ОСАГО в 2015 г. в основном было связано с большой убыточностью и повышением стоимости ремонтных работ в результате девальвации рубля. Поскольку страховые компании несли большие потери, Центробанк повысил тарифы и привлек тем самым больше денежных средств в страховые компании. По данным исследования Аналитического КРА убыточность в 2016 г. составила целых 73%. В 2017 г. убытков было больше, и они составили 94%.

Высокие выплаты по ОСАГО в 2015-2017 гг. были связаны не только с большой убыточностью, но и с появлением огромного количества автоюристов, которые были готовы за фиксированную плату взыскать со страховой компании больше денег. Именно поэтому в 2017 г. денежная выплата была заменена «натуральной», т.е. страховая компания стала обязана выплачивать не деньги за ущерб, нанесенный авто, а оплачивать его ремонт в сервисном центре.

На сколько подорожает страховка?

На начало 2020 г. уже существовал предварительный перечень возможных изменений по обязательному автострахованию, часть из которых активно обсуждается до сих пор. Предполагается, что полисы ОСАГО на неограниченное количество водителей сильно подорожают, то есть при расчете будет применяться не действующий сейчас коэффициент 1,8, а повышенный — 2,7.

В мае 2017 г. ЦБ РФ выдвинул инициативу ввода в ОСАГО более подробной системы тарифных коэффициентов по двум параметрам — стажу и возрасту водителя. Так, для молодых водителей (20-24 года) со стажем вождения более 2 лет ОСАГО подорожает на 55%. Для водителей от 49 лет с опытом вождения от 14 лет предложили ввести скидку до 34%. По проекту ЦБ будет введено около 50 градаций для коэффициента возраста и стажа — самый высокий показатель будет применяться для водителей 16-21 года, а самый низкий — для водителей 30 лет со стажем в 10-14 лет.

Когда ждать повышения цен?

Существует ряд поправок, которые активно обсуждались в 2017 г. и были подготовлены для принятия в 2020 г. Из-за большого общественного резонанса по вопросу ОСАГО изменение стоимости все время откладывалось — сначала были проведены общественные слушания, затем созданы рабочие группы, но до октября 2020 г. законопроект об изменении базовых ставок так и не попал на рассмотрение в Госдуму.

Будут ли реализованы все внесенные предложения по ОСАГО в 2020 году неизвестно. Заместитель министра финансов А. Моисеев на одном из последних пленарных заседаний в Госдуме заявил, что законопроект об изменении базовых ставок на полисы и введении коэффициентов стажа и возраста водителей как основных для расчета может состояться в осеннюю сессию 2020 года, если их включат в качестве поправок к законопроекту Министерства финансов. Зампред ЦБ РФ В.Чистюхин заявил, что нужно комплексно подходить к актуарным расчетам, и проводить все изменения в одно время, чтобы потом не ждать целый год из-за существующего законодательного ограничения. Также Чистюхин уверил, что ценовая и физическая доступность страховки сохранится в 2020 г.

Новые цены и повышение выплат по ОСАГО

Министерство финансов еще в 2016 г. предложило ввести новые лимиты ответственности по ОСАГО, равные 1 и 2 миллионам рублей. Такое увеличение размера выплат планируется осуществить на втором этапе реформы «автогражданки» после расширения тарифного коридора.

Благодаря повышенным выплатам многие водители могут ремонтировать свои авто и не переживать, что придется доплачивать из собственного кармана. Несомненным плюсом является тот факт, что утвержденный максимальный лимит ответственности в 2017 г. выплачивается каждой пострадавшей стороне, а не делится между всеми участниками аварии. Если сравнить прежние условия, которые действовали до повышения тарифа в 2015 г., то водители могли рассчитывать на сумму до 120 000 рублей на ремонтные работы и до 240 000 на лечение.

Стоимость страхового полиса с 1 сентября 2020 года

В начале 2020 г. ЦБ заявил о своих намерениях в сентябре того же года расширить тарифный коридор, а также изменить 2 коэффициента — КБМ и возраста и стажа водителя. По факту стоимость ОСАГО в сентябре 2020 года не изменилась, поскольку соответствующие поправки в закон не были внесены, а законопроект даже не рассматривался в Государственной думе и Совфеде. Игорь Юргенс, президент РСА, пояснил, что предстоящие изменения не говорят об однозначном повышении цены на полисы — это случится только в отношении 20% водителей, которые неаккуратно ведут себя на дороге. Для остальных же 80% тарифы на страховые полисы могут быть снижены. В таблице ниже представлены ценовые изменения, которые может повлечь реформа ОСАГО.

Составляющие стоимости До реформы После реформы
Базовый тариф 3432 – 4118 рублей 2746 – 4942 рублей
Коэффициент бонус-малус 0,5-2,45 (может применяться несколько коэффициентов в зависимости от количества полисов, в которые вписан водитель) Будет применяться 1 коэффициент для каждого водителя
Территориальный коэффициент 0,5-2 Может быть отменен
Коэффициент возраста водителя и стажа вождения 1-1,8 0,96-1,87
Срок действия договора 1 год От 1 дня до 3 лет
Коэффициент мощности 0,6-1,6 Может быть отменен

Законопроект № 472049-7, внесенный депутатами Я. Ниловым и И. Лебедевым, предполагает разрешение заключать договоры страхования ОСАГО сроком до 1 дня. Правительство РФ не поддержало эту инициативу по ряду причин, в том числе из-за неоправданных расходов страховщиков. Зампред ЦБ В. Чистюхин предположил, что такая норма может быть введена и не считает, что она может нарушить чьи-то права.

Изменения ЦБ в рамках реформирования коэффициентов возраста и стажа, а также расширения тарифного коридора, по словам Чистюхина, не повлияют на среднюю стоимость полиса. Он заявил, что законопроект ЦБ может быть рассмотрен в весеннюю сессию, то есть до 2020 г. не стоит ждать каких-либо изменений. Отмена территориального коэффициента, значительно влияющая на расчет стоимости страховки сейчас, произойдет не ранее 2021-2022 гг. Таким образом, тарифы ОСАГО в 2020 году вероятнее всего не изменятся.

Заключение

Изменения в ОСАГО 2020 г. коснутся страховых полисов — водители больше не обязаны будут возить с собой распечатку электронного полиса, коснутся сферы перестрахования в ОСАГО — страховщики будут передавать в РНПК до 10% взносов, а также коснутся права регрессного требования к виновнику ДТП — если виновником будет признан погибший или получивший ранения пешеход, то возмещение с него (или его родственников) взыскать будет нельзя. Цены на обязательное страхование могут измениться только в случае принятия Госдумой соответствующих законопроектов.

Средняя цена полиса ОСАГО в 2020 году снизилась на 3,6%

Средняя цена полиса ОСАГО за период с 1 января по 10 февраля 2020 года снизилась на 3,6%: если по итогам 2020 года средняя стоимость ОСАГО составляла 5886 рублей, то в 2020 году она составила 5676 рублей. Это следует из данных мониторинга средней премии по ОСАГО, который проводит Российский союз автостраховщиков (РСА).

«Снижение средней цены полисов ОСАГО, которое мы наблюдаем сейчас, ожидаемо. Примерно такую картину мы и прогнозировали в прошлом году. Цены на виды транспорта, по которым имеется недотарификация – а это, главным образом, общественный транспорт и такси – станут несколько выше, но большая часть автовладельцев ощутит снижение стоимости обязательной “автогражданки”», – комментирует президент РСА Игорь Юргенс.

Так, повышение средней стоимости полиса обязательной “автогражданки” РСА отмечает для четырех категорий транспорта: троллейбусов (на 5,5%, с 9 278 до 9791 рублей), трамваев (на 13,7%, с 4420 до 5026 рублей), автобусов, используемых для регулярных перевозок (на 13,1%, с 12707 до 14377 рублей), а также для такси (на 2,3%, с 15897 до 16256 рублей).

Для всех остальных видов транспорта РСА фиксирует снижение средней стоимости полиса ОСАГО. Более чем в два раза – на 54,9% (с 950 до 429 рублей) – снизилась средняя цена полиса для мотоциклов и мотороллеров. Для легковых автомобилей физлиц средняя стоимость полиса ОСАГО снизилась на 1,7% – с 5667 до 5645 рублей. При этом в целом для легковых автомобилей снижение средней цены обязательной “автогражданки” составило 2,5% (с 5817 до 5673 рублей).

Ощутимо – на 9,2% (с 8159 до 7407 рублей) – снизилась средняя цена полиса ОСАГО для грузовиков. На 10,4% (с 5768 до 5167 рублей) снизилась средняя стоимость полиса для автобусов, не используемых для регулярных перевозок. На 9,2% стали ниже средние премии по обязательной “автогражданке” для тракторов, самоходных и дорожно-строительных машин.

Автор: Александр Чупров , источник: АВТОСТАТ

ОСАГО в 2020 году. Изменение цен осаго

ОСАГО в 2020 году

В конце августа 2020 года Центробанк России заявил о необходимости увеличения тарифов в сфере ОСАГО. Депутаты Госдумы РФ отреагировали на это критикой и предложениями реформировать автогражданку в интересах собственников транспорта.

И если инициативы законотворцев откладываются до весны, то новые тарифы ОСАГО планируется передать на утверждение в Министерство финансов России уже в декабре, а значит в скором времени процесс расчета цены автогражданки сильно изменится.

Изменения в ОСАГО в 2020 году

Суть грядущих изменений в увеличении тарифного коридора, в рамках которого страховые компании могут самостоятельно изменять стоимость полиса ОСАГО для конкретного транспорта в определенной местности.

Пока Центробанк не опубликовал текст Постановления «О внесении изменений в тарифное руководство по ОСАГО», но уже известно следующее:

  • тарифный коридор для легкового транспорта частных лиц и индивидуальных предпринимателей будет установлен в пределах от 2 746 до 4 942 рублей против действующих от 3 432 до 4 118 рублей;
  • вводится пятьдесят восемь ступеней коэффициента Квс (возраста и стажа водителей) вместо действующих четырех, максимальное значение коэффициента составит 1,87, минимальное – 0,93;
  • упроститься процесс присвоения коэффициента бонус-малус (Кбм), его будут пересматривать раз в год – первого апреля, в течение года Кбм не измениться;
  • при перерыве в страховании более одного года Кбм не обнулится, следовательно, все накопленные скидки сохранятся, как и штрафные баллы за ДТП.

    Возможно, Центробанк России изменит и территориальные коэффициенты в ряде населенных пунктов в зависимости от имеющейся статистики убыточности, что опять же отразится на итоговой цене полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.

    Центробанк меняет тарифы ОСАГО

    Выберите тип транспортного средства

    Долгое время российские страховые компании настаивали на пересмотре тарифов ОСАГО, ссылаясь на растущую убыточность, то есть несоответствие платежей по страховкам расходам на возмещение ущерба.

    И вот в середине первого летнего месяца Центробанк России наконец-то опубликовал новый проект тарифов ОСАГО, увеличив разницу между минимально и максимально возможными платежами за автогражданку. Нижняя планка в среднем опустилась для всех категорий транспорта на двадцать процентов.

    Верхняя планка базового тарифа повысилась на те же двадцать процентов для всего транспорта, кроме мотоциклов, мотороллеров и легкового транспорта юрлиц – для них она повысится почти на одиннадцать процентов. Например, для легковых машин юридических лиц минимальный базовый тариф составит 2 058 рублей (сегодня 2 573 рубля), максимальный – 2 911 рублей (сегодня 3 087 рублей).

    Подобный подход к тарификации транспорта юридических лиц объясним тем, что для них коэффициент бонус-малус применятся для всего парка в целом. Кроме того, юридические лица приносят страховым компаниям гораздо меньше убытков в сравнении с физическими.

    Реформа Кбм

    Сегодня часто встречается ситуация, когда водитель владеет ещё и автомобилем с неограниченным списком водителей, в таком случае в базе АИС РСА за ним числится два Кбм – как за водителем и как за автовладельцем. По новым правилам страховую историю будут закреплять за водителем.

    Кроме того, страховая история водителя больше не будет обнуляться, если он не был вписан ни в один полис ОСАГО больше года.

    Юридическим лицам будут присваивать один Кбм на весь парк транспортных средств вне зависимости от их категории, что должно существенно упростить проведение конкурсов на право страхования такого транспорта.

    Что ждёт рядовых автовладельцев?

    Для легкового транспорта физических лиц и частных предпринимателей минимальное значение базового тарифа снизится до 2 746 рублей (сегодня 3 432 рубля), максимальная планка будет установлена на уровне 4 942 рублей (сегодня 4 118 рублей). Учитывая, что большая часть отечественных автостраховщиков применяет при оформлении ОСАГО для физических лиц максимально возможную базовую ставку, несложно предугадать, что стоимость полиса увеличится.

    Вряд ли жалующиеся на убытки страховые компании станут продавать полисы дешевле максимально возможной стоимости.

    Но в целом для отдельных категорий автовладельцев цена обязательной автостраховки может даже уменьшиться, так как Центробанк не ограничился изменением только лишь базовых ставок для разных категорий транспортных средств. И среди таких автовладельцев будет немало физлиц.

    С 2020 года за ОСАГО придется платить совсем по-новому

    Центральный банк России окончательно решил, как 50-и миллионам российских автовладельцев придется платить «страховку-налог» по имени ОСАГО уже в будущем году. Прежде всего, регулятор определился, что «автогражданка» все-таки должна подорожать. Напомним, что сейчас базовый полис может стоить от 3432 до 4118 рублей.

    После того, как ЦБ ввел эту вилку тарифов в 2014?2020 годах, абсолютно все страховщики стали продавать полисы по максимально возможной цене, что вызвало рост стоимости ОСАГО примерно вдвое. Сейчас Центробанк решил «расширить коридор» цен базового полиса на 20% — до 2746?4942 рублей.

    Характерно, что работники страховых компаний, с которыми связался портал «АвтоВзгляд», однозначно расценивают этот шаг регулятора, как фактическое разрешение задрать цены. Напомним, что об этом повышении ЦБ заговорил в начале 2020 года, когда страховое лобби голосило о диких убытках в сфере ОСАГО.

    Примерно тогда же новый менеджмент крупнейшего на тот момент страховщика России «Росгосстраха» прекратил фактическое разворовывание компании. Благодаря чему уже к середине 2020 года статистика показала резкий рост прибыльности обязательного автострахования в нашей стране — выплаты водителям упали практически на 30% разом!

    Это наглядно подтвердило версию, что с помощью «убыточности ОСАГО» страховое лобби маскировало убыточность «Росгосстраха». С такими данными на руках ЦБ взял «тайм-аут на раздумья» в истории с 20-процентным повышением цен ОСАГО. За это время тенденция не изменилась — рынок обязательной автогражданки продолжает радовать страховщиков уверенным падением объемов выплат и ростом прибылей.

    И в этой ситуации Центробанк, идя на встречу страховому лобби, решил повысить в 2020 году благосостояние страхового сообщества на 20%. Счастья и достатка вам в Новом году, страховые воротилы!

    Веселые старты: тест-драйв кроссовера Skoda Kodiaq Sportline

    Тест-драйв Chrysler Pacifica: стремительный утюг

    Кроме того, вместо назревшей отмены жульнических коэффициентов, в разы увеличивающих цену миллионов полисов — «территориального» и «за мощность мотора», ЦБ решил изменить способ расчета стоимости ОСАГО с точки зрения водительского стажа и возраста водителя, сокращенно — КВС.

    Для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, а для молодых и неопытных — повышен, радостно рапортует пресс-релиз Банка России. При ближайшем же рассмотрении выясняется, что принципиальных изменений практически нет. Для наиболее рискованного сочетания (юный возраст и минимальный стаж) коэффициент станет равен 1,87. А сейчас он составляет 1,8 — то есть практически то же самое.

    Для наименее рискованного сочетания (возраст свыше 59 лет и водительский стаж более 3 лет) коэффициент составит — 0,93. Сейчас он, для справки, практически такой-же — равен единице. Его будущее уменьшение на 0,07 равнозначно снижению стоимости полиса на 7% — фактически для одних только пенсионеров. Какая фантастическая забота о малообеспеченных! Особенно в свете упомянутого выше параллельного роста стоимости ОСАГО на 20%…

    Как изменится ОСАГО в 2020 году

    Центральный банк и Минфин в 2020 г. основательно взялись за реформу ОСАГО – сперва ожидалось, что нововведения состоятся в середине уходящего года, но по разным причинам они отложились на начало 2020 г.

    Изменятся не только тарифы, но и подход к расчету цены полиса. Необходимость в реформе ее авторы и страховщики аргументируют переходом к индивидуальной цене полиса ОСАГО, но вначале многим автомобилистам придется смириться с подорожанием услуги.

    Сейчас стоимость полиса ОСАГО определяется умножением базового тарифа (коридор 3432–4118 руб.) на коэффициент стажа и возраста водителя (КВС), коэффициент бонус-малус (КБМ: скидки за безаварийную езду и надбавки за аварии), региональный коэффициент (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и коэффициент, связанный с мощностью двигателя.

    Новый год – новые тарифы

    В январе ЦБ вводит новые тарифы ОСАГО – коридор расширится на 20% в обе стороны: от 2746 до 4942 руб. Указание ЦБ находится на регистрации в Минюсте.

    После изменения тарифов для среднеобобщенного водителя цена полиса вырастет с 5800 до 7000 руб., говорил в мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Тарифы необходимо поменять, объяснил он, чтобы создался конкурентный рынок с хорошей ценовой и физической доступностью услуги. Повышение верхней границы тарифа поддержали страховщики – они лоббировали такое изменение все последние годы.

    Расширение коридора снизит убыточность услуги в проблемных регионах, как следствие, увеличится доступность полисов, утверждает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Благодаря этому удастся уйти от дотационного подхода и кросс-субсидирования, когда законопослушные водители одного региона платят за сверхубыточных из другого, поддерживает его член правления «Росгосстраха» Дмитрий Пурсанов.

    В большинстве регионов страховщики продают ОСАГО по верхней границе коридора. «РЕСО-гарантия» готова была снизить цену полиса для опытных водителей в 90% регионах России, но из-за убыточности молодых водителей компания вынуждена продавать полисы по максимуму, объясняет Иванов.

    Российский союз автостраховщиков проанализировал убыточность в разных регионах и выяснил, что лишь в 20 (из 85) цена ОСАГО после изменений может снизиться. По предварительным прогнозам ЦБ, расширение коридора снизит цены на ОСАГО для 80% водителей, а доля тех, для кого ОСАГО сильно подорожает, не превысит 5%. Если подорожание ОСАГО и произойдет, то средняя цена полиса вырастет максимум на 1,5%, привел в ноябре новую оценку Чистюхин. В январе – ноябре средняя цена полиса ОСАГО составила 5703 руб., по данным РСА (союз обобщает информацию от всех страховщиков ОСАГО).

    Эксперты не верят ни ЦБ, ни страховщикам. Сразу после расширения тарифного коридора средняя цена полиса, скорее всего, вырастет, считает замдиректора группы рейтингов АКРА Евгений Шарапов. «Никакого снижения цены ожидать не стоит», – уверен и сопредседатель Центра стратегического развития страхового рынка Александр Коваль (с 2009 по 2012 г. возглавлял Федеральную службу страхового надзора). Он напоминает, что в прошлые годы ЦБ уже расширял коридор и тогда полисы ОСАГО дешевле не становились – а сейчас не позволит это сделать и изменение курса доллара и евро, что влечет повышение цен на запчасти. Волатильность курса рубля сказывается на стоимости ремонта, соглашается президент РСА Игорь Юргенс: около 70% российского автопарка – иностранные машины, которые чинятся иностранными материалами.

    Чем моложе, тем дороже

    Одновременно с новыми тарифами ЦБ введет более гибкую систему КВС с детальной градацией: вместо действующих четырех ступеней будет 58. Как обещает ЦБ, изменения снизят КВС для опытных водителей старшего возраста, а для молодых и неопытных повысят, что скажется и на цене полиса.

    Например, для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа (16–21 год, стаж вождения 0 лет) коэффициент – 1,87; для наименее рискованного сочетания (старше 59 лет, стаж более 3 лет) коэффициент будет в 2 раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для пенсионеров.

    Скидку перестанут обнулять

    С опозданием в несколько месяцев после повышения тарифов ЦБ изменит подход к применению КБМ. С 1 апреля скидка за безаварийную езду или надбавка за аварийность будет назначаться водителю раз в год и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2020 г. у автовладельца в системе данных РСА будет числиться несколько КБМ, то ему будет присвоен самый низкий (более выгодный. – «Ведомости»). Такой подход исключит случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, сообщил ЦБ. «Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем (а не за договором. – «Ведомости») и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться», – указал ЦБ. Сейчас около 80% автовладельцев ездит безаварийно и совокупная накопившаяся скидка даст снижение цены полиса, говорит Юргенс.

    Без прописки, без мощности

    Минфин подготовил поправки, поэтапно отменяющие коэффициенты: мощности – с 1 сентября 2020 г. и региональный – с 1 сентября 2020 г. Против отмены этих коэффициентов всегда выступали страховщики, но Минфин предусмотрел льготу. Он готов разрешить страховщикам с 1 сентября 2020 г. по 1 сентября 2020 г. устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% ниже или выше базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 г. – на 40% ниже или выше. В обоих случаях максимальная цена не может превышать трехкратного максимального базового тарифа ЦБ.

    Отмена коэффициента мощности – правильное решение, это не определяющий фактор аварийности, говорит руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Но отмена коэффициента территорий будет означать не индивидуализацию, а, наоборот, усреднение тарифа, продолжает он. В Германии, одном из эталонных страховых рынков, территория разбита на 415 регионов, каждому из которых присвоено одно из 12 значений коэффициента. «Так что и мировая практика, и здравый смысл против этого нововведения», – резюмирует он.

    События года

    Страхование

    Финансы

    Энергетика

    Бизнес

    Здравоохранение

    Недвижимость

    Нефть и газ

    Образование

    Промышленность

    Технологии

    Эксперт: Полис ОСАГО подорожает для 15-20 процентов водителей

    — С 9 января 2020 года стартовала реформа ОСАГО, которую активно обсуждали в прошлом году. Основная идея реформы — сделать тариф более индивидуальным, зависящим от уровня риска конкретного водителя.

    Первые два изменения вступили в силу 9 января. Это расширение тарифного коридора на 20 процентов в обе стороны и изменение коэффициента возраста и стажа. Нижняя граница коридора для легковых автомобилей физических лиц теперь составляет 2746 рублей (ранее — 3432 рубля), верхняя — 4942 рубля (ранее — 4118 рублей).

    Коэффициент «возраст-стаж» по новым правилам рассчитывается по 58 категориям вместо 4. Вместо двух вариантов возраста и двух вариантов стажа теперь используется по 8 градаций в каждой категории. Максимальное значение коэффициента составляет 1,87, минимальное — 0,93. В отличие от ранее действовавшего принципа применяются не только повышающий, но и понижающий коэффициенты. Для водителей старше 35 лет с опытом вождения более 3 лет, а также для категории 30-34 года со стажем более 10 лет коэффициент снизился. Повышение коснулось в основном молодых и неопытных водителей.

    Следующее изменение, касающееся коэффициента «бонус-малус» (КБМ), вступит в силу 1 апреля. Водитель сможет выбрать более выгодный для себя коэффициент, также он не будет обнуляться при перерыве в вождении. С периодичностью один раз в год КБМ будет пересчитываться с учетом убытков, произошедших за этот год.

    Ожидания страховщиков в отношении реформы позитивны: около 10 миллиардов рублей дополнительных премий в год, что составляет примерно пять процентов премий. Ожидания ЦБ в три раза ниже (+1,5 процента премий), но увеличение средней стоимости полиса не подвергается сомнению. В результате первого этапа реформы полис подорожает для 15-20 процентов водителей. Пока лидеры сегмента либо оставили базовые тарифы без изменений (в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях), либо повысили их для большинства субъектов РФ. Увеличение коснулось и нетоксичных регионов, что объясняется как стратегией регионального развития (данный субъект РФ не входит в число территорий присутствия), так и желанием скомпенсировать убытки предыдущих периодов. При этом страховщики обязаны сообщать Центральному банку об изменении ставок и публиковать их на своих сайтах.

    Снижение стоимости полиса могут ожидать аккуратные водители старше 30 лет, но не во всех регионах. При этом стоимость уменьшится в большинстве случаев не за счет базового тарифа (по расчетам РСА, снижение базовых ставок коснется около 20 регионов), а за счет коэффициентов. По мере дальнейшей реализации реформы страховщики будут конкурировать за малоубыточных клиентов, прежде всего за счет цены. Идеальных тарифов ждать не стоит, но без сомнения новая тарификация будет более справедливой. В то же время при серьезном увеличении цены для аварийных водителей возможен сценарий отказа от покупки полиса. В этом случае необходимо изменение системы штрафов и контроля за наличием полиса (например, с помощью камер).

    Купить полис ОСАГО станет проще. В 2020 году ОСАГО стало драйвером интернет-продаж, в 2020 году тенденция сохранится. Только семь процентов интернет-продаж приходится не на ОСАГО. Если в целом по рынку интернет-канал приносит страховщикам около пяти процентов премий, то в сегменте ОСАГО доля электронных продаж выше 30 процентов. Со 2 апреля 2020 года вносится изменение в систему «Единый агент»: страхователи смогут выбирать страховую компанию (но не из всех страховщиков ОСАГО, а в зависимости от квоты).

    Еще одним нововведением стала служба страхового омбудсмена. Именно выгодоприобретатели по ОСАГО будут ее первыми клиентами. С 1 июня 2020 года досудебное урегулирование через службу финансового уполномоченного станет обязательным. Работа будет строиться на безвозмездной основе для прямых клиентов, но обращения третьих лиц, которым уступлено право требования (в том числе автоюристов), будут платными. В результате ожидается снижение судебных расходов страховщиков, уменьшение доли выплат по договорам уступки права требования, что в конечном итоге положительно скажется на убыточности сегмента.

    В качестве следующих этапов реформы предлагается увеличение срока действия полиса до трех лет, возможность выбора лимитов ответственности, ликвидация территориального коэффициента и коэффициента мощности. Возможно введение коэффициентов, учитывающих нарушения правил дорожного движения, характер вождения автомобиля, а также отказ от учета износа по всем видам выплат (пока это правило применяется только при натуральном возмещении). Однако пока эти нововведения находятся на стадии обсуждения. Наиболее ожидаемые шаги, касающиеся отмены коэффициентов территории и мощности, будут реализованы в 2020 и 2021 годах соответственно.

    Сейчас на рынке осталось около 50 страховщиков ОСАГО, среди них есть компании, у которых убытки по этому виду страхования оказывают серьезное давление на финансовый результат. Но в целом ситуация в сегменте улучшается, рынок готов к переменам. Говорить о победе над страховым мошенничеством и злоупотреблении правом со стороны автоюристов рано, но решение этой проблемы уже не представляется невозможным.

    Когда и на сколько подорожает ОСАГО в 2020 году?

    Чем обусловлено повышение тарифов ОСАГО?

    Последнее увеличение стоимости ОСАГО произошло в 2020 г. Именно в указанном году автолюбители застали целых два повышения. В начале 2020 г. Центральный Банк увеличил базовый коэффициент для легковых транспортных средств с 2 574 рублей до 3 432 рублей, а после и вовсе до 4 118 рублей. В 2020 г. базовая ставка по ОСАГО осталась неизменной и составила 4 118 рублей для легковых транспортных средств. На первую половину 2020 г. было запланировано плавное повышение базовых тарифов и коэффициентов.

    Произошедшее изменение тарифов ОСАГО в 2020 г. в основном было связано с большой убыточностью и повышением стоимости ремонтных работ в результате девальвации рубля. Поскольку страховые компании несли большие потери, Центробанк повысил тарифы и привлек тем самым больше денежных средств в страховые компании. По данным исследования Аналитического КРА убыточность в 2016 г. составила целых 73%. В 2020 г. убытков было больше, и они составили 94%.

    Высокие выплаты по ОСАГО в 2020-2020 гг. были связаны не только с большой убыточностью, но и с появлением огромного количества автоюристов, которые были готовы за фиксированную плату взыскать со страховой компании больше денег. Именно поэтому в 2020 г. денежная выплата была заменена «натуральной», т.е. страховая компания стала обязана выплачивать не деньги за ущерб, нанесенный авто, а оплачивать его ремонт в сервисном центре.

    На сколько подорожает страховка?

    На начало 2020 г. уже существовал предварительный перечень возможных изменений по обязательному автострахованию, часть из которых активно обсуждается до сих пор. Предполагается, что полисы ОСАГО на неограниченное количество водителей сильно подорожают, то есть при расчете будет применяться не действующий сейчас коэффициент 1,8, а повышенный — 2,7.

    Российский союз автостраховщиков выдвинул инициативу отменить территориальные коэффициенты или увеличить их в некоторых субъектах РФ, где страховой бизнес наиболее убыточен. Было предложено в обязательном порядке увеличить коэффициент в Волгограде, причем сразу в 2-6 раз. Если такое изменение действительно произойдет, стоимость страховки с 5 500 рублей возрастет до 33 000 рублей. Однако, как говорят эксперты, такое удорожание не может произойти резко, скачком, реформы должны проводиться плавно, поэтапным расширением тарифного коридора.

    В мае 2020 г. ЦБ РФ выдвинул инициативу ввода в ОСАГО более подробной системы тарифных коэффициентов по двум параметрам — стажу и возрасту водителя. Так, для молодых водителей (20-24 года) со стажем вождения более 2 лет ОСАГО подорожает на 55%. Для водителей от 49 лет с опытом вождения от 14 лет предложили ввести скидку до 34%. По проекту ЦБ будет введено около 50 градаций для коэффициента возраста и стажа — самый высокий показатель будет применяться для водителей 16-21 года, а самый низкий — для водителей 30 лет со стажем в 10-14 лет.

    Когда ждать повышения цен?

    Существует ряд поправок, которые активно обсуждались в 2020 г. и были подготовлены для принятия в 2020 г. Из-за большого общественного резонанса по вопросу ОСАГО изменение стоимости все время откладывалось — сначала были проведены общественные слушания, затем созданы рабочие группы, но до октября 2020 г. законопроект об изменении базовых ставок так и не попал на рассмотрение в Госдуму.

    Будут ли реализованы все внесенные предложения по ОСАГО в 2020 году неизвестно. Заместитель министра финансов А. Моисеев на одном из последних пленарных заседаний в Госдуме заявил, что законопроект об изменении базовых ставок на полисы и введении коэффициентов стажа и возраста водителей как основных для расчета может состояться в осеннюю сессию 2020 года, если их включат в качестве поправок к законопроекту Министерства финансов. Зампред ЦБ РФ В.Чистюхин заявил, что нужно комплексно подходить к актуарным расчетам, и проводить все изменения в одно время, чтобы потом не ждать целый год из-за существующего законодательного ограничения. Также Чистюхин уверил, что ценовая и физическая доступность страховки сохранится в 2020 г.

    Новые цены и повышение выплат по ОСАГО

    В последнее время от водителей поступало большое количество жалоб на действия страховых компаний из-за увеличения стоимости полисов, навязывания дополнительных услуг и сложностей с оформлением. Но у этого были и положительные моменты — повышение стоимости ОСАГО сопровождалось не только ростом стоимости страховки, но и повышением размеров выплат. После нововведений водители могут рассчитывать на получение компенсации в размере до 400 000 и 500 000 рублей. Страховая компания обязана выплатить до 400 000 рублей для проведения ремонтных работ по восстановлению транспортного средства. На выплату до 500 000 рублей могут рассчитывать граждане, которые получили травмы в результате ДТП.

    Благодаря повышенным выплатам многие водители могут ремонтировать свои авто и не переживать, что придется доплачивать из собственного кармана. Несомненным плюсом является тот факт, что утвержденный максимальный лимит ответственности в 2020 г. выплачивается каждой пострадавшей стороне, а не делится между всеми участниками аварии. Если сравнить прежние условия, которые действовали до повышения тарифа в 2020 г., то водители могли рассчитывать на сумму до 120 000 рублей на ремонтные работы и до 240 000 на лечение.

    Стоимость страхового полиса с 1 сентября 2020 года

    В начале 2020 г. ЦБ заявил о своих намерениях в сентябре того же года расширить тарифный коридор, а также изменить 2 коэффициента — КБМ и возраста и стажа водителя. По факту стоимость ОСАГО в сентябре 2020 года не изменилась, поскольку соответствующие поправки в закон не были внесены, а законопроект даже не рассматривался в Государственной думе и Совфеде. Игорь Юргенс, президент РСА, пояснил, что предстоящие изменения не говорят об однозначном повышении цены на полисы — это случится только в отношении 20% водителей, которые неаккуратно ведут себя на дороге. Для остальных же 80% тарифы на страховые полисы могут быть снижены. В таблице ниже представлены ценовые изменения, которые может повлечь реформа ОСАГО.

    Составляющие стоимости До реформы После реформы
    Базовый тариф 3432 – 4118 рублей 2746 – 4942 рублей
    Коэффициент бонус-малус 0,5-2,45 (может применяться несколько коэффициентов в зависимости от количества полисов, в которые вписан водитель) Будет применяться 1 коэффициент для каждого водителя
    Территориальный коэффициент 0,5-2 Может быть отменен
    Коэффициент возраста водителя и стажа вождения 1-1,8 0,96-1,87
    Срок действия договора 1 год От 1 дня до 3 лет
    Коэффициент мощности 0,6-1,6 Может быть отменен

    Изменения ЦБ в рамках реформирования коэффициентов возраста и стажа, а также расширения тарифного коридора, по словам Чистюхина, не повлияют на среднюю стоимость полиса. Он заявил, что законопроект ЦБ может быть рассмотрен в весеннюю сессию, то есть до 2020 г. не стоит ждать каких-либо изменений. Отмена территориального коэффициента, значительно влияющая на расчет стоимости страховки сейчас, произойдет не ранее 2021-2022 гг. Таким образом, тарифы ОСАГО в 2020 году вероятнее всего не изменятся.

    Заключение

    Изменения в ОСАГО 2020 г. коснутся страховых полисов — водители больше не обязаны будут возить с собой распечатку электронного полиса, коснутся сферы перестрахования в ОСАГО — страховщики будут передавать в РНПК до 10% взносов, а также коснутся права регрессного требования к виновнику ДТП — если виновником будет признан погибший или получивший ранения пешеход, то возмещение с него (или его родственников) взыскать будет нельзя. Цены на обязательное страхование могут измениться только в случае принятия Госдумой соответствующих законопроектов.

    Новые тарифы ОСАГО. Что изменилось для автовладельцев

    В России с 9 января 2020 года начали действовать обновленные тарифы ОСАГО. Это первый из двух этапов проводимой ЦБ и Минфином масштабной реформы ОСАГО, которая подразумевает изменение тарифов, размеров страховых выплат, коэффициентов по возрасту и стажу автомобилистов и других параметров страхования.

    ТАСС рассказывает подробнее о нововведениях.

    Как определяется стоимость ОСАГО?

    Цена ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа в установленном ЦБ диапазоне с учетом:

  • стажа и возраста водителя;
  • коэффициента бонус-малус (КБМ), который определяет скидки за безаварийное вождение и надбавки за страховые случаи;
  • региона регистрации;
  • мощности двигателя.

    Также на тариф влияют и другие факторы. Например, указаны ли в полисе все водители, которые будут пользоваться машиной или управлять ее сможет любой человек, у которого есть действующие права.

    И как ЦБ изменил тарифы?

    Центробанк расширил базовый тариф на 20% вниз и вверх. Так что для легковых автомобилей физических лиц тарифная вилка теперь составляет 2746–4942 рублей, вместо действовавшего ранее коридора 3432–4118 рублей.

    Также с 9 января 2020 года по стажу и возрасту водителей разделили на 58 категорий, а не на четыре, как раньше. При этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизили, а молодым и неопытным — повысили. Так, например, для водителей 16–21 лет со стажем до двух лет он увеличился с 1,8 до 1,87, а для водителей в возрасте от 59 лет со стажем от трех лет он будет фактически в два раза меньше — 0,93.

    Кроме того, с 1 апреля 2020 года изменилась система присвоения КБМ. Если на эту дату у человека было несколько КБМ, то ему присвоили наименьший из них.

    Базовые ставки тарифов изменились и для других категорий водителей. Для владельцев мотоциклов и мотороллеров тарифы снизились на 10,9% — до 694–1047 рублей, для легковых автомобилей юридических лиц — они уменьшились на 5,7%, и ставка теперь составляет 2058–2911 рублей вместо ранее действовавшего диапазона 2573–3087 рублей. Тарифный коридор для такси расширился в обе стороны и составляет 4110–7399 рублей вместо прежних 5138–6166 рублей.

    А какие поправки планирует Минфин?

    Минфин изначально предлагал введение новых сроков страхования — на три года вместо одного сейчас, и трех вариантов страховой суммы:

  • 500 тыс. рублей;
  • 1 млн рублей;
  • 2 млн рублей.

    Сейчас это 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 400 тыс. рублей — за вред имуществу.

    Также ведомство хочет отменить два коэффициента:

  • по мощности автомобиля;
  • региональный;

    и вместо этого разрешить страховщикам устанавливать цену на 30-40% отклоняющуюся от базового тарифа в большую или меньшую сторону. При этом цена полиса не должна будет превышать установленный ЦБ тарифный максимум больше чем в три раза.

    Поправки дают возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты с учетом поведения водителя на дороге — нарушает ли правила, какой скорости придерживается и других факторов. Фиксировать данные планируется как на камеры дорожного движения, так и с помощью установленной в машинах техники.

    А изменения повлияют как-то на оформление договоров?

    Нет, изменения не связаны с механизмом непосредственного подписания договоров. Но в отрыве от общей реформы ранее в 2020 году ЦБ изменил порядок заключения электронного договора ОСАГО.

    Регулятор добавил ряд новых правил. В частности:

  • технические требования к сканам документов, которые клиент загружает на сайт страховщика;
  • электронный договор ОСАГО вступает в силу не раньше, чем через три дня после его заключения;
  • на один номер телефона может быть зарегистрирован только один личный кабинет;
  • ключ электронной подписи должен состоять только из латинских букв и цифр;
  • документ определил случаи, когда е-ОСАГО можно заключить через сайт Российского союза страховщиков.
  • Центробанк рассчитывал, что принятые изменения позволят упростить процесс заключения электронных договоров ОСАГО, сделает сервис более доступным для автомобилистов и поможет решить проблему мошенничества.

    Когда заработает вторая часть изменений?

    Второй этап реформы, требующий законодательных изменений, был анонсирован на 2020 год. Минфин рассчитывал внести законопроект в Госдуму в осеннюю сессию в 2020 году, но не успел это сделать.

    Представитель ведомства рассказывал, что из-за замечаний законопроект пришлось дорабатывать. В итоге документ внесли в Госдуму только в июле 2020 года.

    В чем цель реформы?

    ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2020 году число заключенных договоров достигло 39,2 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.

    Страховщики жалуются на большие убытки. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2020 году потери компаний по ОСАГО составили около 15 млрд рублей. А ЦБ с чиновниками в свою очередь неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, на которые жалуются водители.

    Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе 2023–2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине. ЦБ уточнил, что нововведения, заработавшие в январе, не позволяют в полной мере уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО, но создают возможность сделать систему более справедливой.

    Что ждать водителям?

    Полная либерализация рынка ОСАГО, по мнению ЦБ, возможна не раньше 2020 года. Тогда компаниям придется конкурировать между собой, предлагая водителям доступные и выгодные тарифы.

    Но в краткосрочном периоде после введения новых тарифов можно ожидать повышения цен на ОСАГО в пределах установленной вилки. Это поможет компенсировать страховщикам убытки, что позволяет в будущем ожидать снижения цен, увеличения премий и улучшения качества услуг. Ранее в ЦБ оценивали, что средняя цена полиса в результате введения новых тарифов может вырасти не более чем на 1,5%. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), рост сборов страховщиков составит около 5%.

    Кроме того, нововведения помогут «очистить» рынок от компаний, которые предлагают низкие цены, но не рассчитывают свои возможности. Это тоже должно благоприятно повлиять на качество услуг.

    А если в будущем при расчете индивидуального тарифа компании будут учитывать данные систем видеоконтроля ПДД, то смогут предлагать систематическим нарушителям повышенные тарифы. Что поможет решению проблемы нарушений на дорогах.

    Насколько вырастут цены на ОСАГО в 2020 году

    Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 12 декабря 2020. Время чтения 8 мин.

    С 2020 года в России начинается реформа ОСАГО. Первые нововведения вступят в силу уже с 1 января. Увеличивается коридор базовых ставок, а также меняется методика расчета коэффициента возраста и стажа. Все это может привести как к подорожанию полиса, так и к снижению его стоимости. Однако, учитывая, что страховые компании, как правило, используют максимальные тарифы в качестве базовых, стоимость подорожает в среднем на 15%.

    2020 год заканчивается и на фоне принятия нового законодательства в области страхования автомобилей, многих владельцев авто волнует вопрос, ждет ли их подорожание ОСАГО в 2020 году. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, поскольку для некоторых категорий автовладельцев базовая ставка подорожает до 20%, а для некоторых, наоборот, снизится.

    Из чего складывается стоимость

    Расчет ОСАГО достаточно сложен. На протяжении последних лет он проводился по следующей формуле:

  • Базовая ставка – это ставка ОСАГО, установленная государством. Она имеет минимальное и максимальное значение и отличается для разных видов транспортных средств;
  • КТ – коэффициент территории преимущественного использования. Он устанавливается абсолютно для каждого населенного пункта на территории России и зависит от интенсивности движения, т.е. чем оно интенсивнее, тем выше коэффициент;
  • КБМ – коэффициент бонус-малус, оценивающий безаварийность езды, т.е. учитывающий количество ДТП. Благодаря ему, те, кто ездит аккуратно и не совершает аварий, получают дополнительную скидку, т.е. коэффициент меньше единицы;
  • КВС – коэффициент возраста и стажа. Соответственно, чем большее количество лет человек имеет права, тем ниже коэффициент. Существенно зависит он и от возраста – для водителей старше 22 лет он ниже;
  • КО – коэффициент ограничения. Зависит от того, ограничено ли количество лиц, имеющих право управлять машиной;
  • КМ – коэффициент мощности, зависящий от мощности двигателя;
  • КП – коэффициент периода страхования. Чем больший период страховки выбран, тем дешевле она окажется, если рассчитать среднемесячную стоимость;
  • КН – коэффициент нарушений. Зависит от наличия нарушений договора страхования со стороны водителя.
  • Справка! Если в полис вписан не один водитель, то для каждого человека, допущенного к управлению машиной, определяется свой бонус-малус, и для расчета конечной стоимости будет взят самый максимальных из полученных коэффициентов КБМ.

    Вот, собственно, и все. Значения всех коэффициентов зависят исключительно от самого водителя и транспортного средства. И увеличение, и уменьшение стоимости полиса, связанное с применяемыми коэффициентами, не зависит от государства. Однако величина основной ставки регулируется законодательно. Именно ее динамику мы и будем рассматривать.

    Статистика цен на ОСАГО за 10 лет

    Базовая ставка имеет минимальное и максимальное значение. Ее величина регулируется законом «Об ОСАГО», в котором сказано, что ЦБ обязан ежегодно пересматривать ставку. Точное значение начальной ставки выбирает страховая компания самостоятельно, но в пределах указанного коридора. Естественно, чем более известная компания, тем ставка у нее выше. Зависят значения ставок от типа авто.

    Таблица 1. Ставки по ОСАГО в 2020 г. Источник cbr.ru.

    Вид транспорта Минимальная цена, руб. Максимальная цена, руб.
    Категория А (мотоциклы, мотороллеры) 867,00 1 579,00
    Категория В физические лица 3 432,00 4 118,00
    Категория В такси 5 138,00 6 166,00
    Категория В юридические лица 2 573,00 3 087,00
    Категория С до 16 т 3 509,00 4 211,00
    Категория С свыше 16 т 5 284,00 6 341,00

    Таким образом, в настоящий момент минимальная ставка страховки ОСАГО для физических лиц составляет 3 432 руб., а максимальная – 4 118 руб. Причем такие тарифы держатся уже на протяжении четырех лет. Последние изменения начальных ставок были сделаны ЦБ в апреле 2015 года.

    Таблица 2. Ставки по ОСАГО в 2009-2020 гг. Источник: cbr.ru.

    Вид транспорта 2009-10.2014 10.2014-04.2015 04.2015-2020
    минимум максимум минимум максимум
    Категория А 1 215,00 1 497,00 1 579,00 867,00 1 579,00
    Категория В физические лица 1 980,00 2 440,00 2 574,00 3 432,00 4 118,00
    Категория В такси 2 375,00 2 926,00 3 087,00 5 138,00 6 166,00
    Категория В юридические лица 2 965,00 3 654,00 3 854,00 2 573,00 3 087,00
    Категория С до 16 т 2 025,00 2 459,00 2 632,00 3 509,00 4 211,00
    Категория С свыше 16 т 3 240,00 3 993,00 4 212,00 5 284,00 6 341,00

    Рис. 1. Динамика тарифов ЦБ на полисы для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, в 2009-2020 гг. Источник: gks.ru.

    Основным изменением в формировании тарифов стало введение в конце 2014 года ценового коридора. Цены же поднимали всего два раза за 10 лет, но каждый раз достаточно значительно. Также равномерно повышалась стоимость страховки и по другим транспортным средствам. Единственным исключением стало снижение минимальной ставки для мотоциклов в 2015 году. В целом за 10 лет минимальный тариф увеличился на 73%, а максимальный ? на 108%.

    В качестве примера, как изменились реальные цены, а не базовые, в течение десяти лет, рассчитаем стоимость полиса для владельца легковой машины мощностью 120 л.с., возрастом 37 лет, со стажем вождения 17 лет, зарегистрированный в Екатеринбурге. Предположим, что класс страхования 5 (данный показатель менять не будем, чтобы все условия при сравнении были равными). Страхование осуществляется в компании Ингосстрах по максимальному тарифу. Итак, основная ставка составляет:

  • 1 980 руб. – в 2009 г.;
  • 2 574 руб. – в 2015 г.;
  • 4 118 руб. – в 2020 г.
  • Коснулись изменения и коэффициентов, при помощи которых рассчитывается окончательная сумма.

    Таблица 3. Коэффициенты для расчета страховки в 2009-2020 годах. Источник: cbr.ru.

    Категория транспортного средства 2009-2010 2011-2020
    Коэффициент территории использования
    Москва 2 2
    МО 1,7 1,7
    Питер 1,8 1,8
    Казань 1,6 2
    Екатеринбург 1,3 1,8
    Коэффициент возраста и стажа
    До 22 лет включительно со стажем до 3 лет 1,7 1,8
    Более 22 лет с опытом вождения до 3 лет 1,5 1,7
    До 22 лет с опытом вождения свыше 3 лет 1,3 1,6
    Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет 1 1
    Коэффициент мощности
    До 50 лошадиных сил 0,6 0,6
    Свыше 50 до 70 0,9 1
    Свыше 70 до 100 1 1,1
    Свыше 100 до 120 1,2 1,2
    Свыше 121 до 150 1,4 1,4
    Свыше 150 1,6 1,6
    Коэффициент ограничения
    В случае отсутствия ограничений 1,7 1,8

    *Коэффициент территории преимущественного использования устанавливается для всех населенных пунктов. В таблице приведено лишь несколько городов.

    Таким образом, из таблицы наглядно видно, что увеличение коэффициентов произошло лишь один раз в 2011 году.

    Владелец автомобиля, для которого проводится расчет, имеет следующие коэффициенты:

  • КТ – 1,3 в 2009 г. и 1,8 в последующих;
  • КВС – 1;
  • КМ – 1,2;
  • КО – 1, поскольку полис ограничивает количество водителей;
  • КП – 1, т.к. полис оформляется на год;
  • КН – 1, т.к. нарушения отсутствуют;
  • КБМ – 0,9 при 5 классе страхования.
  • Подставив соответствующие коэффициенты в формулу, посмотрим, какая же стоимость полиса получится:

    Таким образом, при повышении базовых ставок на 108% за 10 лет конечная стоимость полиса подорожала на 188%.

    Нововведения 2020 года. Каким будет подорожание?

    29 ноября 2020 года Центральный Банк РФ утвердил новые тарифы на ОСАГО, которые вступят в действие с 1 января 2020 года. Новость относится к изменениям как базовых ставок, так и коэффициентов. Кроме того, владельцы авто получат возможность самостоятельно выбирать тарифный план и принципы оплаты полиса. Ознакомиться с полным текстом указа можно, скачав файл в удобном формате.

    Итак, базовые ставки в 2020 году расширяются по всем транспортным средствам на 20%. Причем они будут как подниматься, так и снижаться.

    Таблица 4. Ставки по ОСАГО с 1 января 2020 г. Источник consultant.ru.

    Категория транспортного средства Минимальная ставка, руб. Максимальная ставка, руб.
    Категория А (мотоциклы, мотороллеры) 694,00 1 895,00
    Категория В физические лица 2 746,00 4 942,00
    Категория В такси 4 110,00 7 399,00
    Категория В юридические лица 2 058,00 3 704,00
    Категория С до 16 т 2 807,00 5 053,00
    Категория С свыше 16 т 4 227,00 7 609,00

    Таким образом, конечная цена полиса может стать как выше, так и ниже, но, учитывая то, что все стабильные страховые компании всегда используют максимальную ставку, то повышение цены на ОСАГО очевидно.

    Что касается коэффициентов, то они также способны как повысить итоговую стоимость полиса, так и снизить ее:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *