Повышение страховой суммы по ОСАГО выделят в новый законопроект

Обсуждение увеличения страховой суммы ответственности до 2 млн руб. установки устройств телематики пока не завершилось, часть депутатов инициативы не поддерживает.. «Будет альтернативный законопроект, в разработке которого сенаторы также будут принимать участие как соавторы, там уже будут рассматриваться данные вопросы», – приводит слова Журавлёва ТАСС.

При этом вопросы с отменой коэффициентов территории и мощности автомобиля из расчета стоимости ОСАГО решены окончательно, заверил вице-спикер верхней палаты.

Глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс ранее отмечал, что во внесённом в Госдуму законопроекте Минфина предусмотрена добровольная установка телематического устройства в автомобиль. С его помощью страховая компания может отследить машину, определить стиль езды водителя и степень его агрессивности на дорогах. Кроме того, наличие телематического устройства может серьезно снизить стоимость полиса ОСАГО.

В конце сентября комитет Госдумы рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект, который даст страховщикам больше свободы при расчете страховой премии ОСАГО. С 1 января 2020 года из расчета стоимости полиса планируется убрать коэффициент территории, а с 1 октября – коэффициент мощности автомобиля. Взамен страховщикам расширят диапазон определения базового тарифа – на 40%, а затем на 30% от границ, установленных ЦБ.

Страховщики смогут устанавливать некоторые собственные коэффициенты. В частности, им разрешат учитывать грубые нарушения водителем правил дорожного движения: проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, вождение в нетрезвом виде и другие факторы, влияющие на вероятность причинения вреда.

Также в законопроект были включены те нормы, которые теперь планируется выделить в отдельную законодательную инициативу.

6 важных изменений в ОСАГО

В июле Госдума приняла поправки к закону об ОСАГО, серьезно меняющие условия и порядок приобретения обязательной «автогражданки» для всех автомобилистов (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ). Некоторые из них вступили в силу уже в июле, другие – с 1 сентября, а какие-то начнут действовать только с 1 июля 2015 года. Мы составили обзор наиболее значимых изменений для водителей.

На «нет» штраф в ответ

С 1 августа начала действовать специальная статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за необоснованный отказ страховщика в заключении любых публичных договоров обязательного страхования, к которым относится и ОСАГО. Теперь за любую попытку избежать заключения договора ОСАГО на том основании, что закончились бланки полисов или данный офис не оформляет ОСАГО, должностное лицо страховой компании будет оштрафовано на 50 тыс. руб. (ст. 15.34.1 КоАП РФ). Такой же штраф налагается на сотрудника страховой компании и при навязывании дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО. Правда, сам страховщик к ответственности не привлекается.

При этом правомерным, по мнению Банка России, отказ будет только в том случае, если у страховщика закончились бланки полисов и получить дополнительные он не может из-за того, что исчерпал квоту на их получение. Такую позицию озвучил заместитель начальника отдела департамента страхового рынка Банка России Василий Кулаков 24 октября на семинаре АСН и ИД «Регламент» «Путеводитель по новому ОСАГО». Если страховщик ссылается на исчерпание квоты, у него следует запросить мотивированный отказ в письменном виде, который в последующем стоит направить почтой на проверку в Банк России (п. 7 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», далее – закон об ОСАГО).

Кстати, ответственность за необоснованный отказ и навязывание дополнительных услуг возлагается только на сотрудников страховых организаций, а вот про страховых агентов или брокеров КоАП РФ не упоминает (ст. 15.34.1). Но есть вероятность, что их незаконные действия безнаказанными все равно не останутся – ответственность по этой статье в этом случае может быть возложена на страховую компанию, от имени которой действуют агенты или брокеры. Так, например, Арбитражный суд Республики Татарстан отметил, что по договору поручения к обязанности страховщика относится осуществление контроля за надлежащим исполнением страховым агентом обязательств по договору, в том числе за порядком оформления документов для заключения договора страхования, осуществлением расчетов страховых премий. Наличие договора поручения со страховым агентом не снимает обязанности и ответственности страховщика за оформление всех документов в соответствии с правилами и с соблюдением требований законодательства, пояснил суд (решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 г. по делу № А65-15808/2014 1 .

Если страховщик все-таки отказывается продавать полис ОСАГО, это необходимо каким-либо образом зафиксировать. Банк России рекомендует направить оферту (заявление) о заключении договора страхования по установленной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес страховой компании, что позволит доказать факт ее получения.

Факт отказа в заключении договора ОСАГО в самом офисе можно подтвердить с помощью фото-, аудио- или видеоустройств – главное чтобы запись позволяла идентифицировать место и обстоятельства отказа, а также точно определить дату и время.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Если нет возможности провести запись, в качестве доказательств неправомерного отказа в продаже полиса ОСАГО можно привести свидетельские показания – их необходимо зафиксировать в письменном виде с указанием контактных данных свидетелей. Собрав все необходимые доказательства, следует направить жалобу на действия страховщика в Банк России. Обращение можно отправить как по почте, так и подать через официальный сайт Банка России, однако в предлагаемых полях заявления отсутствует возможность прикрепить какие-либо файлы с собранными доказательствами. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней с момента его регистрации (ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), а ответ может быть направлен как на электронный адрес, так и обычным почтовым отправлением.

Заявление в Банк России о необоснованном отказе в заключении публичного договора обязательного страхования

Напомним, что с 1 сентября страховые компании обязаны обеспечивать продажу полисов ОСАГО во всех своих обособленных подразделениях, в том числе и в филиалах, уполномоченных на заключение хотя бы одного из видов страхования (п. 1 ст. 32.9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»), за исключением пенсионного страхования, страхования жизни на случай смерти или дожития до определенного возраста и страхования жизни под условием ренты.

Без АИС нет и ОСАГО

С 1 июля 2014 года все страховщики при продаже полисов ОСАГО обязаны иметь онлайн-доступ к автоматизированной информационной системе обязательного страхования (далее – АИС ОСАГО), оператором которой является профессиональное объединение страховщиков – Российский союз автостраховщиков (РСА). В АИС ОСАГО содержится вся «страховая история» автомобилиста – сколько договоров страхования им было заключено, на какой срок, а главное – сколько за время действия того или иного полиса было страховых случаев.

ВАЖНО

Рассчитать примерный размер своего КБМ и изучить другие коэффициенты, влияющие на стоимость полиса ОСАГО, можно в Указании Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У.

Эта информация напрямую влияет на стоимость полиса для конкретного автовладельца – при расчете страховой премии страховщик высчитывает так называемый коэффициент «бонус-малус» (КБМ), который зависит от количества страховых случаев. Если по страховому полису водителя не было обращений от потерпевших в ДТП по его вине в течение всего срока действия полиса, то применяется понижающий коэффициент, в противном случае – повышающий.

А с 1 сентября заключение договора ОСАГО в принципе не допускается без внесения сведений о страховании в АИС ОСАГО (п. 10.1 ст. 15 закона об ОСАГО). Если в момент заключения договора ОСАГО в конкретном офисе отсутствует доступ к этой системе, договор не может быть заключен, так как невозможно рассчитать саму стоимость полиса без данных о КБМ водителя. Исключение составляет тот случай, когда договор ОСАГО заключается впервые – автомобилисту-новичку присваивается КБМ, равный 1.

Если страховщик отказывается оформлять полис в связи с отсутствием доступа к АИС ОСАГО, нужно получить такой отказ в письменном виде и подать жалобу на работу страховщика в Банк России. Он в любом случае не может быть признан обоснованным – такую позицию Банка России озвучил Василий Кулаков.

БЛАНКИ

Заявление в Банк России о неверных сведениях о коэффициенте «бонус-малус» в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Информация о заключенном договоре ОСАГО (его номер, срок действия и другие условия договора) вносится в АИС не позднее одного рабочего дня с момента его заключения (п. 7 ст. 15 закона об ОСАГО). Обмен данными с системой – прямая обязанность страховщика, но неисполнение этой обязанности всплывет только после окончания срока действия истекшего полиса – при оформлении нового в системе будет отсутствовать информация о предыдущем. При этом ответственность перед страхователем за несоблюдение страховыми агентами и брокерами порядка внесения сведений в АИС ОСАГО, лежит на страховщике, который осуществляет контроль за деятельностью своих агентов и брокеров (п. 7.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

Если при оформлении полиса ОСАГО в системе отсутствуют какие-либо данные о страхователе или эти данные не соответствуют действительности, в этом случае автомобилисту необходимо обратиться в Банк России с заявлением о том, что в АИС ОСАГО содержатся неверные сведения о коэффициенте «бонус-малус». Банк России на основании полученного заявления запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика, после чего обеспечит актуальность информации.

Кроме того, к 1 января 2015 года должна быть запущена единая автоматизированная информационная система, которая будет содержать информацию не только об ОСАГО, но и договорах КАСКО и ДСАГО конкретного водителя, страховых случаях по всем полисам и иную информацию об осуществлении страхования. Оператором единой базы также выступит РСА.

Меньше, чем через год – с 1 июля 2015 года – у автомобилистов появится возможность заключать договоры ОСАГО в онлайн-режиме и приобретать электронные полисы (пп. «б» п. 17 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ). Продажа в таком порядке будет осуществляться через официальный сайт страховщика с обязательной идентификацией пользователей-страхователей. При этом доступ к сайту пользователь сможет получить в том числе и при помощи единой системы идентификации и аутентификации, которая была создана для доступа граждан к государственным информационным системам. В частности, эта система использовалась для регистрации физических лиц на Портале государственных услуг. Есть вероятность, что уже зарегистрированным на этом портале пользователям не придется повторно проходить процедуру регистрации для доступа на официальный сайт страховщика.

Смотрите так же:  Ценности здоровья и здорового образа жизни. Здоровый образ жизни личности залог успешного развития общества

При этом нельзя будет оформить полис в электронном виде, если представленные страхователем сведения не совпадают с данными АИС ОСАГО.

Квалифицированная, неквалифицированная, простая? Выбираем электронную подпись

Для заключения договора в электронной форме, автомобилисту необходимо будет направить страховщику через его официальный сайт заявление, подписанное простой электронной подписью или с указанием страхового номера своего индивидуального лицевого счета из ПФР (СНИЛС) (п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Юридическим лицам заявление необходимо будет удостоверить квалифицированной электронной подписью. Страховой полис в виде электронного документа направляется страхователю после оплаты страховой премии, одновременно данные о таком полисе вносятся в АИС ОСАГО.

Стоит отметить, что оформление электронных полисов законодатель сделал прерогативой страховых компаний – страховые агенты и брокеры заключать договоры страхования в электронной форме не имеют права. Этот запрет вступил в силу 4 июня этого года и действует в отношении всех видов электронного страхования (п. 5 ст. 6.1 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Пока что в электронной форме могут заключаться только договоры добровольного страхования, для обязательных видов страхования сама возможность оформления полиса в электронном виде и порядок заключения договора должны регламентироваться специальным законом. В отношении обязательной «автогражданки» такие правила содержатся в новой норме п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО.

Спорным вопросом остается механизм проверки наличия и действительности электронного полиса ОСАГО инспекторами Госавтоинспекции. Предполагается, что такая проверка станет полностью автоматизированной и будет осуществляться системами видеонаблюдения по номеру автомобиля при помощи АИС ОСАГО. При этом правилами ОСАГО предусмотрено, что с 1 июля 2015 года при постановке на учет или снятии с учета автомобиля в ГИБДД наличие электронного полиса ОСАГО будет подтверждаться обычной распечаткой (п. 1.3 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Хочешь – деньги берешь, хочешь – ремонт выбираешь

С 1 сентября потерпевший может вместо страховой выплаты потребовать направления на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля на выбранной им по согласованию со страховой станции технического обслуживания (СТО) и его оплату. Ранее такая возможность предусматривалась по соглашению сторон, сейчас направление на ремонт по заявлению потерпевшего, при наличии договора страховой компании со СТО, является обязанностью страховщика (п. 15 ст. 12 закона об ОСАГО). Действие этой нормы распространяется на договоры ОСАГО, заключенные уже после 1 сентября, но и обращающимся по ранее заключенным договорам будет проще достичь соглашения по такой «натуральной форме» возмещения ущерба.

Страховая компания обязана разместить на своем сайте список станций, с которыми она сотрудничает, и следить за его актуальностью. Следует помнить, что направление на ремонт автомобиль получит на ту СТО, с которой заключен договор на обслуживание именно по ОСАГО. Такой СТО, скорее всего, будет небольшая универсальная станция, а не официальный дилер. Требовать направления на ремонт к официальному дилеру, зная, что страховая компания с ним работает, получится не всегда – у нее может быть заключен договор обслуживания только по КАСКО. При этом договор страховщика со станцией может предусматривать дополнительные критерии приема автомобилей на ремонт, в том числе в зависимости от специализации СТО (п. 4.17 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

О выборе возмещения вреда в натуральной форме необходимо указать в заявлении о страховой выплате. В этом заявлении потерпевший дает согласие на возможное увеличение сроков восстановительного ремонта в связи с объективными обстоятельствами, в том числе технологией ремонта и наличием комплектующих изделий (п. 17 ст. 12 закона об ОСАГО).

Направление на ремонт страховщик выдает в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) с момента получения заявления о страховой выплате. В этом направлении указывается та СТО, которая будет производить ремонт, его срок, а также возможный размер доплаты автомобилистом за ремонт из-за разницы в стоимости новых и изношенных деталей. Там же прописывается порядок урегулирования вопросов, связанных с выявлением и ремонтом скрытых повреждений автомобиля и ремонта, не связанного со страховым случаем.

Обязательства страховщика считаются исполненными с момента получения потерпевшим отремонтированного автомобиля. При этом ответственность за несоблюдение СТО срока передачи автомобиля несет страховщик. В случае превышения срока ремонта над указанным в направлении потерпевший может требовать неустойку страховщика в размере 1% от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 закона об ОСАГО).

Если на автомобиль продолжает действовать гарантия, а страховщик может предложить лишь ремонт в небольшой автомастерской, лучше обратиться за выплатой страхового возмещения в денежном виде. Дело в том, что несоблюдение условия об официальном обслуживании гарантийных автомобилей только в сервисных центрах официальных дилеров является основанием для прекращения гарантийных обязательств и с наступлением гарантийного случая лицо понесет дополнительные убытки. Это подтверждает и судебная практика, согласно которой страховая выплата по гарантийному автомобилю должна рассчитываться по ценам официального дилера. Некоторые суды расходятся в том, что именно подлежит возмещению по расценкам дилера – стоимость работ или стоимость деталей, но преобладает тенденция оценки всей стоимости ремонта по указанным ценам (апелляционное определение Астраханского областного суда по делу № 33-2742/2013 от 4 декабря 2013 г., апелляционное определение Тульского областного суда по делу № 33-2072/2013 от 22 августа 2013 г., апелляционное определение Орловского областного суда по делу № 33-2374/2013 от 31 октября 2013 г.).

С 1 сентября прежде чем подавать в суд на страховую компанию в связи с неисполнением ею условий договора или неудовлетворительным размером страхового возмещения, нужно предъявить страховщику претензию или обратиться с заявлением о выплате страхового возмещения – ст. 16.1 закона об ОСАГО ввела обязательный досудебный порядок разрешения споров. При этом норма о том, что потерпевший обязан направить до предъявления иска заявление о выплате страхового возмещения действует бессрочно, а обязательный претензионный порядок по неисполнению или ненадлежащему исполнению страховщиком договора или в случае несогласия с размером страхового возмещения действует лишь до 1 июля 2015 года. Закон не содержит указание на обратное действие этой нормы, поэтому некоторые страховщики сделали вывод, что требование об обязательном претензионном порядке распространяется только на договоры, заключенные после 1 сентября. Иной позиции придерживается судебная власть – секретарь Пленума ВС РФ, судья ВС РФ Виктор Момотов пояснил, что такой порядок обязателен для всех обращений по страховым случаям, произошедшим после 1 сентября 2014 года и до 30 июня 2015 года включительно.

После подачи заявления о выплате страхового возмещения у страховщика есть всего 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) для производства самой выплаты или вынесении мотивированного отказа. До 1 сентября для принятия решения по заявлению потерпевшего у страховой компании было на 10 дней больше.

Претензию о выплате страхового возмещения в части недополученной суммы страховая компания должна рассмотреть в течение пяти календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней). При этом мотивированный отказ в страховой выплате является надлежащим исполнением этой обязанности страховщика, если такой отказ не будет признан судом необоснованным.

Неустойки, применяемые к страховщику по закону об ОСАГО

С 1 сентября упорядочены штрафные санкции, которые могут быть применены к страховой компании за различные нарушения страхового законодательства. Мы обобщили недавно появившиеся в законе об ОСАГО меры воздействия на недобросовестного страховщика в таблице.

Таблица. Размер неустойки за неисполнение страховщиком своих обязанностей по договору ОСАГО

В РСА разъяснили, как поправки по ОСАГО отразятся на водителях

В результате нововведений в ОСАГО общая сумма выплат по данному виду страхования увеличится на 15%. Об этом заявил на пресс-конференции 14 октября исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, сообщает пресс-служба организации.

Как напоминают в РСА, в настоящее время законопроект об индивидуализации тарифов по ОСАГО включает три основных нововведения:

  • Увеличение суммы страховки за вред, причиненный жизни или здоровью, с 500 тыс. до 2 млн рублей за каждого потерпевшего.
  • Отмену территориального коэффициента.
  • Отмену коэффициента мощности автомобиля.
  • По данным отраслевого союза, за первые девять месяцев 2020 года выплаты по жизни и здоровью составили 5% от общей суммы выплат по ОСАГО. Увеличение страховой суммы в четыре раза приведет к соответствующему росту выплат по жизни и здоровью, а общая сумма выплат по ОСАГО увеличится на 15%, указал Уфимцев.

    Что касается средневзвешенного территориального коэффициента, то на сегодняшний день он составляет 1,28, средневзвешенный коэффициент мощности автомобиля — 1,25. В связи с отменой данных коэффициентов в законопроекте предусмотрена возможность установления страховщиком меньших значений базовых ставок тарифов, чем минимальное значение базовой ставки, и больших, чем максимальное значение базовой ставки, установленной Банком России. Установление максимального отклонения в 40% и 30% вряд ли позволят компенсировать отмену коэффициентов и увеличение страховой суммы по жизни и здоровью, отмечается в сообщении.

    «Расширение тарифного коридора уже увеличило конкуренцию между страховщиками, в результате которой средняя цена ОСАГО снизилась на 5—6%. Отмена же указанных коэффициентов направлена на уход от позиции, что на одной и той же территории устанавливается одинаковый базовый тариф, как и на автомобили с одинаковой мощностью», — поясняют в РСА.

    Данный законопроект направлен на разработку индивидуальных тарифов, которые будут направлены на экономическое стимулирование водителей к соблюдению ПДД. Таким образом, использование телематических устройств в транспортных средствах направлено на установление справедливой стоимости полиса ОСАГО, фиксирующее характер вождения, и будет использоваться для применения понижающего коэффициента. Вместе с тем законопроект не обязывает страхователя к установке данного устройства, подчеркнул Уфимцев.

    По информации РСА, средняя премия за период с 1 января по 11 октября 2020 года в целом по РФ по всем видам транспортных средств снизилась на 5,28%, а средняя премия по легковым автомобилям физлиц за этот же период стала меньше на 3,79%. При этом размер средней выплаты вырос в целом по РФ для всех видов транспортных средств на 1,8%, а для легковых автомобилей физлиц — на 0,98%.

    Средняя премия по ОСАГО за период с 1 января по 11 октября 2020 года в целом по РФ по всем видам транспортных средств в абсолютном выражении составила 5 413 рублей, по легковым автомобилям физлиц — 5 366 рублей. Средняя выплата за этот же период в целом по РФ по всем ТС составила 72 849 рублей, по легковым автомобилям физлиц — 71 263 рубля.

    Смотрите так же:  Помогут деньгами. Пенсия инвалида 1 группы составляет

    Доплата и возврат денежных средств при изменении условий страхования. Кто кому и сколько должен?

    Стоимость страховки соответствует тем условиям, которые были определены при заключении договора. Последующее изменение условий влияет на цену полиса. Как правило, в случаях увеличения степени риска придётся доплатить. Впрочем, иногда уже страховая компания возвращает автолюбителю часть оплаченной ранее премии.

    Изменение условий ОСАГО

    Когда меняется страховая премия?

    Какие характеристики автогражданки могут быть изменены страхователем в течение срока действия договора? К тем из них, что влияют на стоимость страховки, относятся:

    Использование транспортного средства с прицепом. Позиция не актуальна для легковых автомобилей физических лиц. Однако, например, для мотоциклов и мотороллеров, а также грузовых категорий транспорта и тракторов предусмотрены соответствующие повышающие коэффициенты.

    Место проживания собственника машины. Речь идёт, разумеется, о регистрации в соответствии с документами (гражданский паспорт и свидетельство о регистрации авто). Здесь возможны два варианта: изменение регистрационных данных автовладельца и смена собственника транспортного средства. В случае если для нового адреса предусмотрен иной территориальный коэффициент, премия по договору подлежит пересчёту. Так бывает, в частности, из-за разницы цен на ОСАГО для «городской» и «областной» прописки.

    Перечень водителей, допущенных к управлению авто. Цена полиса определяется исходя из «худших» водителей по страховой истории или по стажу и возрасту. Если соответствующие параметры изменились, премия по договору опять же пересчитывается. В подавляющем большинстве случаев она меняется и при корректировках, касающихся ограничения перечня.

    Изменение характеристик автомобиля. Бывает, что транспортное средство переоборудуют с изменением категории. Также теоретически возможны уточнения в части мощности двигателя.

    Использование машины в качестве такси.

    Пожалуй, в отношении физических лиц данный список является исчерпывающим. Пересчёт страховой премии производится пропорционально сроку, оставшемуся до окончания полиса с момента внесения изменений.

    Изменение стоимости страховки: доплата или возврат части премии?

    Сразу оговоримся, что корректировка условий по ОСАГО может привести как к увеличению, так и к уменьшению общего платежа по договору.

    На практике в последнем случае страховые компании нередко умалчивают о праве страхователя на возврат части премии. Между тем, при текущих ценах автогражданки такой возможностью вряд ли стоит пренебрегать.

    Изменении величины премии по страховке зависит от изменений основных расчётных величин:

  • Базовый тариф.
  • Территориальный коэффициент.
  • Коэффициент страховой истории (бонус-малус).
  • Коэффициент, зависящий от возраста и стажа водителей.
  • Коэффициент, зависящий от мощности легкового автомобиля.
  • Коэффициент, применяющийся при отсутствии ограничений по водителям, допущенным к управлению авто.
  • Примерно определить сумму доплаты (возврата) можно с помощью несложного алгоритма:

    1. Определите, какая именно расчётная величина подлежит изменению.
    2. Выявите степень изменения данной величины (по сравнению с первоначальным значением). Например, если «худший» коэффициент «бонус-малус» при корректировке списка водителей изменился с 0,7 до 0,9, увеличение составило (0,9-0,7)/0,7?0,29 (29%). Или, положим, если собственник авто переехал из одного города, где территориальный коэффициент 1,1, в другой, где коэффициент 0,8, то уменьшение составило (0,8-1,1)/1,1?-0,27 (27%). Знак минус говорит о том, что премия по договору уменьшается, а не увеличивается.
    3. Далее следует определить, на какой срок вводятся изменения и какова его доля в общем сроке страхования. Предположим, период с момента корректировки условий до окончания полиса составляет 73 дня. Тогда его доля оказывается равной (для не високосного года) 73/365=0,2 (20%).
    4. После этого получаем примерную величину изменения премии, умножая первоначальную стоимость полиса на полученные цифры. Если условно принять цену страховки равной 5 000 рублей, для наших примеров получим 5000*0,29*0,2=290 рублей (доплата) и 5000*(-0,27)*0,2=-270 рублей (возврат) соответственно.

    Необходимо учитывать, что порой изменение одной величины затрагивает другие показатели. Скажем, увеличение коэффициента, отражающего возраст и стаж, часто влияет на «бонус-малус» по договору.

    Это неудивительно, поскольку у неопытных водителей математически не может быть больших скидок за безаварийность. А при смене категории с легкового на грузовой автомобиль помимо изменения базовой ставки перестаёт учитываться коэффициент мощности двигателя. Осложняется расчёт и при рассрочке (разделении срока договора на периоды использования).

    Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

    Изменение условий КАСКО

    Отношения сторон при имущественном страховании транспорта менее жёстко оговорены законом, чем в случае с «автогражданкой». Соответственно, здесь страховые компании наделены большей свободой действий. В этой связи автолюбители вполне могут столкнуться со следующими ситуациями:

  • Отказ страховщика от возврата части оплаченной премии при изменениях, ухудшающих условия полиса (уменьшающих степень риска). Нередко данное обстоятельство напрямую прописано в правилах КАСКО . Скажем, исключение неопытного водителя из перечня будет приветствоваться страховщиком, однако не обязательно приведёт к уменьшению стоимости страхования.
  • Отказ компании от увеличения степени риска, связанного с доплатой. Да, порой страховщики готовы отказаться от дополнительной премии во избежание нежелательных изменений договора. Ярким примером здесь служит франшиза, наличие которой может стать обязательным условием, положим, для определённых моделей авто. Случается, что политика организации в этом отношении изменилась уже после оформления договора страхования. Тогда, если этим договором изначально предусмотрена франшиза, даже внесение доплаты не всегда поможет избавиться от неё.
  • Плата за изменения, не влекущие увеличение степени риска. Скажем, за чисто технические корректировки страховщик может требовать тысячу рублей. Правда, такие случаи не распространены.
  • В описанных примерах многое зависит от политики конкретной компании. Но крайне редко вызывают затруднения следующие изменения:

    • Внесение в перечень водителя с доплатой премии.
    • Расширение территории покрытия полиса.
    • Добавление страховых опций в рамках договора. Например, страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров, страхование дополнительного оборудования и тому подобное (кроме ДСАГО).
    • Чаще всего изменения оформляются дополнительным соглашением с информацией о новых условиях и размере премии к доплате. Расчёт доплаты производится по аналогии с «автогражданкой» исходя из коэффициентов и тарифов КАСКО , действующих в конкретной организации.

      События года

      Страхование

      Финансы

      Энергетика

      Бизнес

      Здравоохранение

      Недвижимость

      Нефть и газ

      Образование

      Промышленность

      Технологии

      Эксперт: Полис ОСАГО подорожает для 15-20 процентов водителей

      — С 9 января 2020 года стартовала реформа ОСАГО, которую активно обсуждали в прошлом году. Основная идея реформы — сделать тариф более индивидуальным, зависящим от уровня риска конкретного водителя.

      Первые два изменения вступили в силу 9 января. Это расширение тарифного коридора на 20 процентов в обе стороны и изменение коэффициента возраста и стажа. Нижняя граница коридора для легковых автомобилей физических лиц теперь составляет 2746 рублей (ранее — 3432 рубля), верхняя — 4942 рубля (ранее — 4118 рублей).

      Коэффициент «возраст-стаж» по новым правилам рассчитывается по 58 категориям вместо 4. Вместо двух вариантов возраста и двух вариантов стажа теперь используется по 8 градаций в каждой категории. Максимальное значение коэффициента составляет 1,87, минимальное — 0,93. В отличие от ранее действовавшего принципа применяются не только повышающий, но и понижающий коэффициенты. Для водителей старше 35 лет с опытом вождения более 3 лет, а также для категории 30-34 года со стажем более 10 лет коэффициент снизился. Повышение коснулось в основном молодых и неопытных водителей.

      Следующее изменение, касающееся коэффициента «бонус-малус» (КБМ), вступит в силу 1 апреля. Водитель сможет выбрать более выгодный для себя коэффициент, также он не будет обнуляться при перерыве в вождении. С периодичностью один раз в год КБМ будет пересчитываться с учетом убытков, произошедших за этот год.

      Ожидания страховщиков в отношении реформы позитивны: около 10 миллиардов рублей дополнительных премий в год, что составляет примерно пять процентов премий. Ожидания ЦБ в три раза ниже (+1,5 процента премий), но увеличение средней стоимости полиса не подвергается сомнению. В результате первого этапа реформы полис подорожает для 15-20 процентов водителей. Пока лидеры сегмента либо оставили базовые тарифы без изменений (в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях), либо повысили их для большинства субъектов РФ. Увеличение коснулось и нетоксичных регионов, что объясняется как стратегией регионального развития (данный субъект РФ не входит в число территорий присутствия), так и желанием скомпенсировать убытки предыдущих периодов. При этом страховщики обязаны сообщать Центральному банку об изменении ставок и публиковать их на своих сайтах.

      Снижение стоимости полиса могут ожидать аккуратные водители старше 30 лет, но не во всех регионах. При этом стоимость уменьшится в большинстве случаев не за счет базового тарифа (по расчетам РСА, снижение базовых ставок коснется около 20 регионов), а за счет коэффициентов. По мере дальнейшей реализации реформы страховщики будут конкурировать за малоубыточных клиентов, прежде всего за счет цены. Идеальных тарифов ждать не стоит, но без сомнения новая тарификация будет более справедливой. В то же время при серьезном увеличении цены для аварийных водителей возможен сценарий отказа от покупки полиса. В этом случае необходимо изменение системы штрафов и контроля за наличием полиса (например, с помощью камер).

      Купить полис ОСАГО станет проще. В 2020 году ОСАГО стало драйвером интернет-продаж, в 2020 году тенденция сохранится. Только семь процентов интернет-продаж приходится не на ОСАГО. Если в целом по рынку интернет-канал приносит страховщикам около пяти процентов премий, то в сегменте ОСАГО доля электронных продаж выше 30 процентов. Со 2 апреля 2020 года вносится изменение в систему «Единый агент»: страхователи смогут выбирать страховую компанию (но не из всех страховщиков ОСАГО, а в зависимости от квоты).

      Еще одним нововведением стала служба страхового омбудсмена. Именно выгодоприобретатели по ОСАГО будут ее первыми клиентами. С 1 июня 2020 года досудебное урегулирование через службу финансового уполномоченного станет обязательным. Работа будет строиться на безвозмездной основе для прямых клиентов, но обращения третьих лиц, которым уступлено право требования (в том числе автоюристов), будут платными. В результате ожидается снижение судебных расходов страховщиков, уменьшение доли выплат по договорам уступки права требования, что в конечном итоге положительно скажется на убыточности сегмента.

      В качестве следующих этапов реформы предлагается увеличение срока действия полиса до трех лет, возможность выбора лимитов ответственности, ликвидация территориального коэффициента и коэффициента мощности. Возможно введение коэффициентов, учитывающих нарушения правил дорожного движения, характер вождения автомобиля, а также отказ от учета износа по всем видам выплат (пока это правило применяется только при натуральном возмещении). Однако пока эти нововведения находятся на стадии обсуждения. Наиболее ожидаемые шаги, касающиеся отмены коэффициентов территории и мощности, будут реализованы в 2020 и 2021 годах соответственно.

      Сейчас на рынке осталось около 50 страховщиков ОСАГО, среди них есть компании, у которых убытки по этому виду страхования оказывают серьезное давление на финансовый результат. Но в целом ситуация в сегменте улучшается, рынок готов к переменам. Говорить о победе над страховым мошенничеством и злоупотреблении правом со стороны автоюристов рано, но решение этой проблемы уже не представляется невозможным.

      АКРА прогнозирует увеличение страховых премий по ОСАГО в России в 2020 году

      МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. Объем страховых премий по ОСАГО в России вырастет в 2020 году по сравнению с текущим годом на 5%, до 227 млрд рублей. Вместе с тем ожидается замедление роста объема премий на 4,5%, до 216 млрд рублей в текущем году — таким образом, в следующем году объем вернется к примерным уровням 2020 года (226 млрд рублей), говорится в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) «Сильные финансовые показатели помогут страховщикам преодолеть вызовы рынка».

      Макроэкономические условия и рыночные факторы, по мнению экспертов, не способствуют росту автострахования. Они отмечают снижение продаж новых автомобилей — ключевого фактора роста сегмента автокаско — из-за сокращения государственного стимулирования авторынка и располагаемых доходов населения.

      В условиях снижения спроса конкуренция между автостраховщиками находится на достаточно высоком уровне, что может спровоцировать демпинг, отмечается в материале.

      «Высокая конкуренция также сдерживает рост тарифов по ОСАГО, который можно было ожидать в результате расширения тарифного коридора. Напротив, мы наблюдаем тенденцию снижения средней премии на один полис, при этом показатели убытков и комиссионных расходов, как минимум, не улучшаются, что служит дополнительным свидетельством обострения конкуренции среди автостраховщиков», — говорится в материале. При этом агентство ожидает увеличения тарифов по ОСАГО.

      Ситуация на рынке страхования

      Прогноз АКРА по объему всех страховых премий составляет 1,6 трлн рублей в 2020 году и 1,46 трлн рублей в 2020 году (уменьшение на 1,2% по сравнению с 2020 годом).

      В качестве нового драйвера страхового рынка на смену инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), отмечают аналитики, пришло кредитное страхование (страхование жизни заемщиков и страхование от несчастных случаев по кредитам физическим лицам), связанное с бумом розничного кредитования, начавшимся в 2017 году. По оценке АКРА, доля премий по кредитному страхованию во втором квартале составила 16%, что примерно в два раза превышает показатели в 2016-2017 годах. Агентство считает, что при росте комиссии посредников при выплате страховки, которая за первое полугодие увеличилась до 68% страховой премии, существует риск прямого вмешательства регулятора в отношения между заемщиками, кредиторами и страховщиками с целью защиты интересов розничных клиентов.

      Кроме того, по мнению АКРА, сегмент ДМС может стать одним из главных драйверов устойчивого роста на российском рынке в долгосрочной перспективе. Способствовать этому могут увеличение заинтересованности людей в сохранении своего здоровья, развитие медицинских технологий, а также обсуждаемый в настоящее время проект реформы обязательного медицинского страхования (ОМС), в случае реализации которого роль страховых организаций в системе ОМС значительно возрастет.

      Рейтинговое агентство ожидает, что по сравнению с 2020 годом доля объемов страховых премий в сегменте страхования жизни вырастет до 29%, доля автокаско и ОСАГО на рынке уменьшится до 10% и 14% соответственно, страхование имущества юридических лиц, страхование от несчастных случаев и ДМС останутся на уровне 6%, 13% и 12% соответственно.

      Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»

      Разбираемся в логике расчетов страховых компаний, чтобы избежать финансовых потерь

      Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – одна из величин, используемых страховщиками для определения суммы, которую собственник автомобиля ежегодно должен выплачивать по договору ОСАГО.

      Страховщики по ОСАГО не могут определять этот коэффициент самостоятельно. Он устанавливается Центральным Банком РФ. При этом КБМ не учитывается для КАСКО, где страховщики самостоятельно определяют сумму страховых платежей и порядок их расчета.

      Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?

      Расчет производится по формуле: ОСАГО = БЗ х КВС х КБМ.

      БЗ (базовое значение) – это индивидуальные факторы использования транспортного средства, с которыми можно ознакомиться на сайте Российского союза автостраховщиков или узнать у представителей страховых компаний. КВС (возраст и стаж водителя) и КБМ (коэффициент «бонус-малус») в совокупности составляют понятие класса водителя. Он является важным показателем при расчете стоимости полиса ОСАГО.

      Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?

      Страхуя ответственность водителей, страховщики несут риски, ведь человек, например, может попадать в ДТП слишком часто. Чтобы эти риски компенсировать и заодно побуждать граждан водить более аккуратно, был введен КБМ. Это система скидок для водителей, которые не попадают в аварии. При этом КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Но это вовсе не наказание для неосторожных водителей. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано их компенсировать.

      Как рассчитывается КБМ?

      Основная величина, используемая при расчете КБМ, – количество страховых возмещений, вне зависимости от их размера. Но считается, что после одного ДТП было выплачено одно возмещение, даже если их было больше, например, когда несколько пассажиров потребовали компенсации за вред, причиненный их здоровью.

      При определении КБМ учитываются случаи возмещения с 1 апреля года, предшествующего расчету, до 31 марта года, в котором производится расчет. То есть в 2020 г. не будут приниматься во внимание возмещения по ДТП, которые были произведены в марте 2020 г. и ранее. Прежде КБМ рассчитывался иначе. Новые правила вступили в силу 1 апреля этого года.

      Когда водитель впервые оформляет ОСАГО, его КБМ равняется 1. Он оплачивает страхование в базовом размере. В следующем году его КБМ будет рассчитываться на основании количества страховых возмещений за прошедший год, а также предыдущего КБМ. Для расчета КБМ существуют специальные таблицы, содержащиеся в Указании Банка России 1 .

      Для расчета КБМ необходимо знать количество страховых возмещений за предыдущий год.

      № п/п КБМ за предыдущий год КБМ за текущий год в зависимости от количества страховых возмещений
      0 возмещений 1 возмещение 2 возмещения 3 возмещения

      больше 3 возмещений
      1 2 3 4 5 6 7
      2 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
      3 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
      4 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
      5 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
      6 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
      7 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
      8 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
      9 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
      10 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
      11 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
      12 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
      13 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
      14 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
      15 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
      16 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

      Если страховые возмещения по вине водителя не выплачивались, то КБМ понижается. Сумма страховых взносов становится для водителя меньше. Это правило можно разобрать на примере.

      Предположим, что водитель в 2020 г. впервые оформляет ОСАГО. Его КБМ равен 1. Он уплачивает базовые страховые взносы. За год по его вине было выплачено одно страховое возмещение. С 1 апреля 2020 г. его КБМ составит 1,55. Он должен будет выплачивать страховые платежи в полуторном размере. Если за этот год он не попадет в ДТП, то его КБМ с 1 апреля 2021 г. станет 1,4. Сумма платежей уменьшится.

      Минимальный размер КБМ составляет 0,5. То есть при безупречном вождении человек платит только половину базовой суммы. Максимальный КБМ составляет 2,45.

      Как рассчитывается КБМ, если в страховку включено несколько человек?

      С 9 января этого года в правила определения КБМ были внесены изменения, и расчет коэффициента на 1 апреля был произведен по-новому. Так, изменения коснулись случаев, когда в страховку включено несколько человек. Если договор ОСАГО заключен с несколькими водителями, то общий коэффициент «бонус-малус» равен максимальному КБМ, который был рассчитан для каждого страхователя отдельно. Если договор заключен в отношении неограниченного круга лиц, то КБМ всегда равен 1. По ранее действовавшим правилам коэффициент определялся на основании КБМ собственника автомобиля.

      Как узнать свой КБМ?

      Сведения о КБМ каждого водителя и его классе содержатся в Автоматизированной информационной системе ОСАГО (АИС ОСАГО), ведение которой осуществляет Российский союз автостраховщиков. Эти сведения открыты, и их может получить любой желающий. Например, их можно запросить в АИС ОСАГО, если необходимо проверить свои данные или оформить договор ОСАГО в отношении нескольких лиц, для чего потребуется их КБМ.

      Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

      Что делать, если не получилось узнать КБМ?

      Как показывает практика, при использовании АИС ОСАГО у водителей периодически возникают затруднения. Часто человеку не удается получить сведения из-за ошибочно введенных данных. При проверке КБМ необходимо использовать данные именно из страхового полиса, так как они могут расходиться с теми, что указаны в паспорте транспортного средства.

      Как быть, если КБМ рассчитан неверно?

      Ошибка в расчете КБМ повлияет на размер страховых платежей. В таком случае нужно подать в Российский союз автостраховщиков заявление об исправлении сведений, содержащихся в АИС ОСАГО.

      Перед этим необходимо запросить у своего страховщика информацию о страховых возмещениях за предыдущий год. Эти сведения или письменный отказ в их предоставлении нужно приложить к заявлению. В заявлении должны быть указаны данные водителя: Ф.И.О., дата рождения, серия и номер водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Претензия может быть направлена обычной почтой или на адрес электронной почты, указанный на сайте РСА.

      В случае отказа в изменении КБМ водитель может подать в суд исковое заявление. В суде можно использовать документы, которые ранее были получены у страховщика для подачи заявления в РСА. Также нужно будет предоставить полис ОСАГО и справки о ДТП за предыдущий год.

      Стоит иметь в виду, что соблюдение претензионного порядка не является обязательным. То есть водитель может сразу обращаться в суд без подачи заявления в Российский союз автостраховщиков. Однако порой направление претензии в РСА является более целесообразным, так как это позволяет сэкономить время и средства.

      1 Указание Банка России от 4 декабря 2020 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

      Смотрите так же:  Когда можно и когда нужно включать учебу в стаж. Входит ли в общий стаж учеба в педагогическом училище

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *