Проблемы обеспечения качества закона Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Залоило М.В.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения качества закона»

?ЮРИДИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. ХРОНИКА

Многие видные представители научной школы правотворчества Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее — ИЗиСП, Институт) заложили прочный фундамент и направление исследований в данной области1. В современных условиях традиции научной школы правотворчества Института сталкиваются с новациями в юридической сфере и испытывают проверку на прочность, что обусловлено разработкой новых проблем, связанных с использованием при подготовке юридических документов новых приемов юридической техники и технологий, направленных на повышение роли закона, качества законодательного регулирования, эффективности принимаемых нормативных правовых актов2.

1 Подробнее об этом см.: Страницы истории и очерки о научных школах Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации / Е. А. Прянишников, Т. Я. Хабрие-ва, В. И. Лафитский и др. 4-е изд. М., 2015. С. 347—365.

2 В частности, см.: Научные концепции развития российского законодательства / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015; Юридическая техника. 2-е изд. М., 2016; Юридическая техника: пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / под ред. Т. Я. Хабриевой, Н. А. Власенко. М., 2009; Закон. Обеспечение безопасности и реальной экономики / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2015; Эффективность законодательства: вопросы теории и практика: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. П. Емельянцев. М., 2015; Тихомиров Ю. А. Право: прогнозы и риски: монография. М., 2015; Правовые модели и реальность: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. Е. Рафалюк, Н. И. Хлуденева. М., 2014.

1ия качества закона

В продолжение исследования актуальных проблем правотворчества 28 сентября 2016 г. в Институте состоялся круглый стол «Проблемы обеспечения качества закона». В работе круглого стола приняли участие представители органов государственной власти (Министерства юстиции РФ, Московской областной Думы, Федеральной нотариальной палаты), научного сообщества и ведущих российских вузов (ИЗиСП, Института государства и права РАН, Высшей школы экономики, Университета им. О. Е. Кутафина и др.).

В рамках круглого стола обсуждались состояние и тенденции развития законодательства; критерии анализа и оценки качества закона; качественные характеристики процесса подготовки и принятия законов; современные проблемы планирования законотворческой деятельности и проектирования законов; вопросы экспертизы и общественных обсуждений в процессе подготовки законов; требования к качеству текста законов; оценка эффективности действия законов; проблемы корректировки закона и практики его применения и др.

С вступительным сообщением выступил заместитель заведующего Центром публично-правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Международной академии сравнительного права Ю. А. Тихомиров. Он обратил внимание на необходимость поиска средств повышения эффективности законодательной работы, что связано с имеющимися проблемами необеспеченности проводимых реформ должной законодательной регуляцией, когда законодательная деятельность нередко идет вне русла социально-эко-

номического развития или выступает подчас в виде лишь оформительской, регламентирующей то, что предрешено в целевых стратегиях и программах. Усугубляет данную практику замедление работы над проектом федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», о необходимости принятия которого ИЗиСП заявляет на протяжении более 20 лет и последние проекты которого были опубликованы в 2013 г. Институтом и в 2014 г. Министерством юстиции РФ.

По мнению выступающего, для решения проблемы обеспечения качества закона необходимо прежде всего обеспечить корреляцию (внутреннюю и внешнюю) между законодательным развитием и управлением социально-экономическими процессами. Во-первых, собственно закон как чрево регулятивного воздействия должен иметь сумму элементов, которые коррелируют между собой, т. е. имеется зависимость и качественные характеристики (внутренняя корреляция). Во-вторых, нужно соразмерить законодательное развитие с уровнем социально-экономического развития страны. 28 июня 2014 г. принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В июне 2016 г. образован Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Но все опять сводится к текущим актам и совершенствованию правового регулирования. Важно обеспечить внешнюю корреляцию, показать, в какой степени закон будет вливаться в это русло, причем не на стадии поправок, а на стадии, когда он будет результатом юридического прогнозирования.

Несколько сложных проблем возникает при формулировании надлежащего определения качества закона, поскольку сначала следует найти базовые элементы закона, каждый из которых имеет или должен получить качественные характеристики. Среди этих элементов Ю. А. Тихомиров назвал следующие: обоснованная

базовая цель закона; цели-регуляторы; оптимальный, эффективный механизм реализации закона; зависимость между действием законов и новым уровнем правового состояния. Что касается правильно выбранной цели, целеполагания, то это проблема научных концепций и прогнозирования. Юридическое прогнозирование — это попытка понять меняющийся предмет регулирования, подвижные регуляторы, нормы и иные способы, проблемы рисков, которые нужно учитывать.

Руководитель государственно-правового управления Московской областной Думы кандидат юридических наук Н. Н. Толмачева представила системный взгляд на три группы проблем, которые возникают в процессе подготовки нормативных правовых актов: 1) проблемы политического характера, которые не решаются правовым путем (40—60% проблем, связанных с правотворческим процессом в Российской Федерации и ее субъектах); 2) проблемы «местного» значения, а именно: ошибки в организации самого правотворческого процесса, неэффективные управленческие решения, человеческий фактор, непрофессионализм (10—20%); 3) проблемы сугубо правового характера (10—20%). Примером последних является тенденция внесения многочисленных изменений в недавно принятые, новые законы, когда еще не наработана правоприменительная практика. Эту проблему могло бы решить установление моратория на внесение изменений в новые законы, за исключением тех изменений, которые являются следствием вступивших в силу решений судов, актов прокурорского реагирования. Внесение изменений в законы должно быть обосновано результатами правового мониторинга или системного исследования применения закона. Эти требования можно отразить в законе о законах.

Другим ярким примером сугубо правовых проблем является самостоятельность субъектов РФ в определении порядка проведения антикоррупционной экспертизы. При отсутствии

действенного правового регулятора в виде, например, законодательно закрепленной обязанности устранения всех коррупционных факторов, выявленных в ходе проведения экспертизы, получается, что ряд законопроектов, в которых выявлены коррупцио-генные факторы, все же принимается. Решение данной проблемы, по мнению Н. Н. Толмачевой, заключается в установлении правила о том, что если автор законопроекта (ответственный исполнитель) не согласен с выводами о наличии коррупциогенного фактора, то должна быть проведена повторная экспертиза сторонней организацией (например, Минюстом России). Если вывод подтверждается, то такой кор-рупциогенный фактор должен быть устранен.

Выступающая высказалась в поддержку придания обязательной силы методическим рекомендациям Госдумы в сфере законотворчества.

Ведущий научный сотрудник отдела экономико-правовых проблем государственного и муниципального управления ИЗиСП доктор юридических наук Н. А. Абузярова определила понятие «качество закона» как совокупность свойств, обусловливающих способность закона удовлетворять определенные потребности общества в соответствии с его предназначением, не оставляющая возможности предпочтения одной правовой нормы другой или одного толкования закона другому. Качество закона изменяется по мере развития общества и устаревания законов и выступает одним из главных факторов, обеспечивающих законность, т. е. создание необходимых условий для соблюдения и исполнения законов и соответствующих им правовых аспектов.

Решение многогранной проблемы качества закона, по мнению выступающей, лежит в трех плоскостях: 1) соответствие закона политическому, экономическому, социальному, нравственному развитию общества; 2) степень совершенствования юридической техники; 3) практика принятия законодательных актов.

Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин ИЗиСП, заместитель заведующего отделом теории законодательства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Н. Н. Черногор напомнил участникам круглого стола об имеющихся многочисленных доктринальных наработках в области измерения и обеспечения качества закона, которые, к сожалению, не востребованы правотворческой практикой. Причина кроется в недооценке роли правотворческой практики. Она вырабатывает если не образцы поведения для участников правотворческой деятельности, то определенные штампы, шаблоны, которые нередко являются основным инструментом юридического проектирования. Если в качестве такого шаблона в процессе проектирования берутся не самые лучшие правотвоческие практики, то по образу и подобию взятых шаблонов создаются законопроекты, качество которых небезупречно. Задача обеспечения качества закона, по мнению выступающего, заключается главным образом в поиске, выявлении, изучении, систематизации и последующем распространении лучших правотворческих практик и передового опыта законопроектной деятельности. Эффективное решение поставленной задачи зависит от совместных усилий участников правотворческой деятельности и степени сближения теории и практики правотворчества.

Заведующий отделом методологии противодействия коррупции ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Ю. В. Трунцевский предложил свое практическое видение показателей качества закона, которые можно заложить в некую систему контроля соответствия законов (система law complete control, или law compliance control). Качество и соответствие закона (complete, или compliance, как принято в теории управления) — это соответствие международным обязательствам, национальной политике, стратегии безопасности, отраслевой концепции, ведущим мировым и зарубежным законодательным прак-

тикам, правилам юридической техники, включая антикоррупционную оценку, морали и нравственности, запросам гражданского общества, одобрение профессионального сообщества в зависимости от субъекта исполнения акта.

Обозначая три уровня контроля: 1) правовая политика, декларации, программы и концепции; 2) законо-производственный уровень; 3) аудит, экспертная оценка принятого нормативного правового акта, Ю. В. Трун-цевский отметил, что система измерения показателей качества закона и оценки их значений базируется на основе риск-ориентированного подхода (оценка угроз и ранжирование рисков законодательных норм, институтов и в целом закона, картографирование мониторинга рисков качества закона, включая метод визуального отображения этих рисков на определенного рода пространство). Таким образом, составляется некий паспорт закона, содержащий реестр рисков этого закона и карту рисков, подлежащий обновлению с определенной периодичностью.

Заведующий отделом зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А. С. Автономов обратился к проблеме отсутствия организационной составляющей, обеспечивающей качество закона. Среди возможных решений указанной проблемы выступающий обозначил создание независимой авторитетной экспертной площадки, аккумулирующей все законопроекты.

Кроме того, положительно повлиять на качество принимаемых законодательных решений может поименное голосование по законопроектам, распространенное за рубежом, а также изменение системы оценки эффективности законодательной деятельности, в которой по-прежнему главное место отводится не качественным, а количественным показателям деятельности, что порой приводит к спешным, поверхностным подходам при разра-

ботке, рассмотрении и принятии законодательных актов.

Заместитель заведующего кафедрой теории и истории права факультета права Высшей школы экономики доктор юридических наук, профессор Ю. Г. Арзамасов посвятил свое выступление проблеме повышения эффективности правового регулирования. Он подчеркнул, что для выявления погрешностей в реализации норм закона следует соотносить между собой две величины: «результат» и «поставленную цель», при этом максимальная эффективность закона достигается при реализации всех задач, поставленных законодателем. По мнению выступающего, для повышения эффективности правового регулирования следует использовать стратегию трех шагов: 1) инсти-туализацию нормотворческого процесса (принятие «одним пакетом» федеральных законов «Об источниках права в Российской Федерации», «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», «О Парламенте», а также законов в сфере регламентации различных видов нор-мотворческих процессов); 2) официальное обучение законотворцев (в частности, на всех юридических факультетах высших учебных заведений и на курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих целесообразно ввести учебный курс под названием «Нормография»); 3) создание современной системы правового мониторинга, включающей оценку регулирующего воздействия и оценку фактического воздействия.

Заместитель заведующего отделом зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права ИЗиСП кандидат юридических наук А. Н. Морозов отметил проблемы обеспечения качества закона в свете международно-правовых обязательств России и интеграционных процессов. Выступающий заострил внимание на стихийности реализации международных договоров на постсоветском

пространстве, в том числе юридически обязательных решений, которые принимаются органами международных организаций, а также на множестве разносторонних международных универсальных или региональных, двусторонних или самоисполнимых договоров, являющихся источниками международных обязательств, участниками которых являются государства постсоветского пространства. Совершенствование национального законодательства — неизбежный этап выполнения международных обязательств, который должен осуществляться на прочной правовой основе. Процесс обеспечения выполнения международных обязательств актуализирует в России вопрос принятия Закона о нормативных правовых актах. С этой точки зрения качество закона служит важным фактором обеспечения международно-правовых обязательств России и интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Главный научный сотрудник сектора международно-правовых исследований Института государства и права РАН доктор юридических наук С. В. Королев сформулировал три юридические метапроблемы и законотворческих правила проектирования законов, выведенных из анализа работы американского философа Хилари Патнема «The collapse of the Fact/ Value Dichotomy» («Крушение дихотомии факта и ценности», 2002 г.): 1) безоценочная описательность невозможна, соответственно, требования как к законодателю, так и со стороны самого законодателя всегда предполагают ценностные суждения, отсюда следует первое законотворческое правило: «Назови мне факты, на которые ты ссылаешься в защиту своих требований, и я узнаю твою систему ценностей»; 2) не бывает чистых, абсолютно абстрактных оценок, соответственно, всякое предписание имеет описательный момент и опирается на какой-то оценочно-релевантный факт, отсюда следует второе законотворческое правило: «Назови мне принципы, которы-

Смотрите так же:  Требования к сайту библиотек. Требования к сайту библиотек

ми ты руководствуешься, и я узнаю, какие факты из реальной действительности ты склонен регистрировать или конструировать»; 3) легальные дефиниции всегда имеют ценностную окраску и форму аналитического или синтетического суждения: «Легальная дефиниция в форме синтетического суждения всегда ближе к социальной действительности, поэтому лучше отражает правовую реальность. Легальная дефиниция в форме аналитического суждения более изящна, поэтому более инструментальна и более привлекательна для юриста. Если легальную дефиницию в форме аналитического суждения не удается переформулировать в синтетическое суждение, то такая дефиниция будет малоэффективной».

Заведующий отделом конституционного права ИЗиСП доктор юридических наук А. Е. Постников связал проблему качества законотворчества с количественными изменениями тех законов, которые сейчас принимаются в России, что, несомненно, влияет на уровень экспертизы этих законодательных актов. В этом плане возможности оценки принимаемых законов значительно меньше, поскольку число экспертов в правотворчестве не увеличивается так, как растет законодательство. Между тем регулирование становится зачастую более бессистемным, некоторые важные законодательные решения принимаются весьма неожиданно как для экспертов, так и для общественности, а обширные по объему и сложные по содержанию законодательные акты проходят без значительной общественной, даже профессиональной экспертизы.

Широкое экспертное обсуждение, по мнению выступающего, наблюдается в случае заседаний Конституционного Суда РФ, вовлекающих СМИ, силы независимой и научной экспертизы. Это объясняется тем, что существует площадка, где возможно спокойное, уважительное обсуждение позиций экспертов, где происходит концентрация точек зрения.

А. Е. Постников затронул проблему достаточности процедурных условий для экспертизы законов, что важно для обеспечения их качества, отметил значимость проработки вопроса о процедурных конституционных гарантиях экспертного обсуждения важнейших законодательных решений на уровне Российской Федерации и ее субъектов.

Заведующая Центром публично-правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Л. В. Андри-ченко также обратилась к проблеме нарастания объема законодательного регулирования на примере регионального законодательства, где 99% законов принимается по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В среднем на сегодняшний день в субъектах РФ насчитывается от 600 до 800 законов с самостоятельным предметом регулирования. Состав законодательства в субъектах РФ в среднем по объему следующий: достаточно большое количество законов, порядка 25%, содержит до десяти статей, притом что три-четыре статьи посвящены определению предмета регулирования (который зачастую не совпадает с наименованием закона), порядку вступления закона в силу и т. п.

Еще одной проблемой является множественность законов по одному и тому же предмету регулирования. Иногда это обусловлено требованиями федерального законодательства. Например, в некоторых субъектах насчитывается до 40 законов по местному самоуправлению. Это связано с тем, что федеральный законодатель устанавливает: такие вопросы регулируются законом субъекта РФ, а последний, вместо систематизации законодательства в данной сфере и регламентации базовым законом по всему кругу общественных отношений в рамках единой сферы регулирования, дробит эти законы. В связи с этим выступающая подчеркнула необходимость инвентаризации законодательства субъектов РФ.

Л. В. Андриченко обозначила также проблему раздробленности методического обеспечения правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях и выступила за разработку единых методических рекомендаций в сфере правотворчества, которая должна осуществляться Минюстом России, возможно, под эгидой Совета Федерации.

Заведующий кафедрой теории и истории права факультета права Высшей школы экономики доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ В. Б. Исаков коснулся основных типичных технико-юридических проблем обеспечения качества закона: внесение в законы поправок в объеме новой редакции закона; внесение изменений в изменения; отмена изменений другими правоизменяю-щими нормативными правовыми актами; многопредметность, объединение в одном законе нескольких предметов правового регулирования; нарушение баланса нормативности и инструктивности закона (избыточная детализация законодательного регулирования, превращение законов в подробные описательные инструкции); меняющееся соотношение нормативно-правового и технико-юридического регулирования.

Старший научный сотрудник отдела теории законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук М. В. За-лоило выделил ключевые нерешенные теоретико-прикладные проблемы обеспечения качества закона, сгруппированные по трем сферам: юридическое образование, юридическая наука и собственно правотворческая практика. В числе ключевых проблем юридического образования находится его ориентированность на подготовку кадров высшей квалификации, готовых применять уже действующие законы, а не творить новые нормативные правовые акты. За редким исключением очевидно отсутствие целенаправленных образовательных программ подготовки юристов для сферы правотворчества, обладающих специальными знаниями и обученных пи-

сать качественные нормативные правовые акты.

К центральным проблемам юридической науки относится необходимость развития общей теории законотворчества, отражающей в том числе единые методологические подходы к пониманию сущности законотворчества, современные достижения в познании понятия закона как одного из главных понятий теории законотворчества, научно обоснованные пути выявления и оценки качественных характеристик закона или отклонений от них, прогнозирование будущего состояния и динамики качества закона.

Среди основных проблем правотворческой практики отмечалось медленное развитие относительно новой и еще не получившей достаточной ин-ституциализации сферы законотворческого консалтинга, позволяющей квалифицированным специалистам и экспертам принимать активное участие в процессе правотворчества, что стало предметом широкого обсуждения в работе V Петербургского Международного юридического форума (27—30 мая 2015 г.).

Ведущий научный сотрудник отдела имплементации решений судебных органов в законодательство Российской Федерации ИЗиСП кандидат юридических наук Т. Э. Шуберт подчеркнула роль судебной практики в повышении качества закона и предложила дополнить ст. 105 Регламента Государственной Думы положением о том, что при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы в обязательном перечне других документов должны быть представлены материалы, содержащие системный анализ и тенденции судебной практики по предмету регулирования рассматриваемого законопроекта.

В дискуссии по тематике круглого стола приняли участие заведующий отделом имплементации решений судебных органов в законодательство Российской Федерации ИЗиСП доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН В. В. Лазарев, главный научный сотрудник отдела экономико-правовых проблем государственного и муниципального управления ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А. Г. Богатырев, заведующая отделом социального законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Н. В. Путило, заведующая отделом правового анализа и прогнозирования ИЗиСП кандидат философских наук В. Ю. Лукьянова, старший научный сотрудник сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН кандидат юридических наук В. В. Лебедь, доцент кафедры теории и истории права факультета права Высшей школы экономики Б. А. Геренрот.

Обсуждение, состоявшееся в рамках круглого стола, позволило выявить ряд теоретических и практических проблем обеспечения качества закона и некоторые подходы к их решению. Высокое качество и эффективность закона и законодательного регулирования, выработка оптимальных подходов и правовых средств, направленных на достижение указанной цели, требуют научного, научно-практического и методического обеспечения, дальнейшего осмысления и специального исследования с учетом современных достижений законодательной техники и юридических технологий.

М. В. ЗАЛОИЛО, старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук

Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 18 сентября 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 сентября 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук, а также устанавливает порядок управления Российской академией наук и порядок финансового обеспечения ее деятельности.

Статья 2. Правовое положение Российской академии наук

1. Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением.

2. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Российской академии наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.

3. Российская академия наук осуществляет свою деятельность в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.

4. Деятельность Российской академии наук регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставом Российской академии наук, принятым в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Полное наименование Российской академии наук на русском языке — федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук». Сокращенное наименование Российской академии наук на русском языке — РАН.

6. Полное наименование Российской академии наук на английском языке — Russian Academy of Sciences. Сокращенное наименование Российской академии наук на английском языке — RAS.

7. Место нахождения Российской академии наук — город Москва.

8. Российская академия наук имеет исключительное право на использование своего наименования, определенного настоящим Федеральным законом, за исключением случаев использования наименования Российской академии наук в наименованиях организаций, указанных в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона. Лицо, неправомерно использующее наименование Российской академии наук, по требованию Российской академии наук обязано прекратить его использование и возместить причиненные ей убытки.

9. Срок деятельности Российской академии наук не имеет ограничения.

Статья 3. Устав Российской академии наук

1. Устав Российской академии наук, внесение в него изменений принимаются общим собранием членов Российской академии наук в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Устав Российской академии наук должен содержать сведения:

1) о предмете и целях деятельности Российской академии наук;

2) о порядке принятия устава Российской академии наук и порядке внесения в него изменений;

3) о структуре, о порядке формирования, о компетенции органов управления Российской академии наук, в том числе по вопросам, составляющим исключительную компетенцию общего собрания членов Российской академии наук, а также о порядке принятия решений органами управления Российской академии наук;

4) о порядке и об условиях избрания членов Российской академии наук и иностранных членов Российской академии наук, их правах и обязанностях;

5) о структуре Российской академии наук, в том числе о региональных отделениях Российской академии наук, региональных научных центрах Российской академии наук и представительствах Российской академии наук;

6) об условиях и о порядке предоставления Российской академией наук научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, о порядке осуществления ею экспертных функций;

7) о порядке предоставления информации о деятельности Российской академии наук членам Российской академии наук и другим заинтересованным лицам;

8) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 4. Финансовое обеспечение деятельности Российской академии наук

1. Расходы, связанные с финансовым обеспечением деятельности Российской академии наук, в том числе с финансовым обеспечением деятельности ее региональных отделений и ежемесячных денежных выплат членам Российской академии наук, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период.

2. Российская академия наук является главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для финансового обеспечения деятельности ее региональных отделений.

Статья 5. Реорганизация Российской академии наук

Российская академия наук может быть реорганизована на основании федерального закона.

Глава 2. Цели деятельности и основные функции Российской академии наук

Статья 6. Цели деятельности Российской академии наук

Целями деятельности Российской академии наук являются:

1) проведение и развитие фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России;

2) экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций;

3) содействие развитию науки в Российской Федерации;

4) распространение научных знаний и повышение престижа науки;

5) укрепление связей между наукой и образованием;

6) содействие повышению статуса и социальной защищенности научных работников.

Статья 7. Основные задачи и функции Российской академии наук

1. Основными задачами Российской академии наук являются:

1) разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;

2) проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

3) экспертиза научно-технических программ и проектов. Требования к научно-техническим программам и проектам, подлежащим направлению на экспертизу в Российскую академию наук, и порядок направления на такую экспертизу устанавливаются Правительством Российской Федерации;

4) предоставление научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, осуществление экспертных функций;

5) изучение и анализ достижений мировой и российской науки, выработка рекомендаций по их использованию в интересах Российской Федерации;

6) укрепление научных связей и взаимодействия с субъектами научной и (или) научно-технической деятельности;

7) подготовка предложений, направленных на развитие материальной и социальной базы науки, повышение степени интеграции науки и образования, эффективную реализацию инновационного потенциала фундаментальной науки и повышение социальной защищенности научных работников;

8) популяризация и пропаганда науки, научных знаний, достижений науки и техники.

Смотрите так же:  Справка судимость новослободская. Справка судимость новослободская

2. Для реализации своих основных задач Российская академия наук:

1) осуществляет, в том числе по запросу органов государственной власти Российской Федерации, экспертизу научно-технических программ и проектов, мониторинг и оценку результатов деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности, а также экспертизу научных и (или) научно-технических результатов, созданных за счет средств федерального бюджета;

2) участвует в установленном порядке в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности;

3) подготавливает и представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклады о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;

4) разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также о направлениях поисковых научных исследований;

5) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации рекомендации об объеме средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования;

6) представляет российских ученых в международных научных союзах и их органах управления, участвует в деятельности других международных научных организаций, заключает соглашения о научно-информационном сотрудничестве с академиями наук и научно-исследовательскими организациями иностранных государств, участвует в организации и проведении международных научных конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров;

7) осуществляет редакционно-издательскую деятельность, в том числе издает научные монографии, учреждает и издает научные журналы, в которых опубликовываются результаты научных исследований, проводимых российскими учеными;

8) создает научные, экспертные, координационные советы, комитеты и комиссии по важнейшим направлениям развития науки и техники;

9) увековечивает память выдающихся ученых, учреждает медали и премии за выдающиеся научные и научно-технические достижения, в том числе золотые медали, премии имени выдающихся ученых, медали и премии для молодых ученых и для обучающихся по образовательным программам высшего образования;

10) учреждает почетные звания и присваивает их российским ученым и иностранным ученым.

Глава 3. Члены Российской академии наук Статья 8. Члены Российской академии наук и иностранные члены Российской академии наук

1. В состав Российской академии наук входят члены Российской академии наук (академики, члены-корреспонденты) и иностранные члены Российской академии наук.

2. Членами Российской академии наук являются российские ученые, имеющие выдающиеся научные достижения и избранные общим собранием членов Российской академии наук в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук.

3. Порядок и условия избрания иностранных членов Российской академии наук устанавливаются уставом Российской академии наук.

4. Члены Российской академии наук участвуют в общем собрании членов Российской академии наук с правом решающего голоса по всем вопросам, отнесенным к компетенции такого общего собрания. Иностранные члены Российской академии наук вправе участвовать в общем собрании членов Российской академии наук с правом совещательного голоса.

5. Предельное количество членов Российской академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по предложению общего собрания членов Российской академии наук.

Статья 9. Ежемесячная денежная выплата членам Российской академии наук

Членам Российской академии наук выплачивается ежемесячная денежная выплата в размерах и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, пожизненно с момента присвоения звания члена Российской академии наук.

Статья 10. Права и обязанности членов Российской академии наук

1. Члены Российской академии наук имеют право:

1) участвовать в управлении Российской академией наук в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук;

2) избирать и быть избранными в органы управления Российской академии наук;

3) получать информацию о деятельности Российской академии наук в порядке, установленном уставом Российской академии наук;

4) получать предусмотренную настоящим Федеральным законом ежемесячную денежную выплату;

5) осуществлять иные права в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

2. Члены Российской академии наук обязаны:

1) активно участвовать в реализации задач, возложенных на Российскую академию наук, и содействовать достижению целей ее деятельности;

2) принимать участие в общих собраниях членов Российской академии наук;

3) в случае избрания в органы управления Российской академии наук надлежащим образом осуществлять права и исполнять обязанности, вытекающие из полномочий и функций соответствующих органов управления;

4) соблюдать требования устава Российской академии наук;

5) соблюдать нормы научной этики, личным примером содействовать повышению престижа науки и авторитета члена Российской академии наук;

6) ежегодно представлять в письменной форме отчет о своей научной и (или) научно-технической деятельности и полученных за отчетный год научных и (или) научно-технических результатах в порядке, установленном уставом Российской академии наук.

3. Уставом Российской академии наук могут предусматриваться дополнительные права и обязанности членов Российской академии наук.

Глава 4. Органы управления Российской академии наук

Статья 11. Общее собрание членов Российской академии наук

1. Общее собрание членов Российской академии наук является высшим органом ее управления, состоящим из членов Российской академии наук и иностранных членов Российской академии наук, избранных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук.

2. Общее собрание членов Российской академии наук:

1) определяет приоритетные направления деятельности Российской академии наук для достижения целей ее деятельности;

2) утверждает и ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными, предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также о направлениях поисковых научных исследований;

3) принимает и представляет в Правительство Российской Федерации рекомендации об объеме средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования;

4) заслушивает и обсуждает доклады отделений Российской академии наук и региональных отделений Российской академии наук, членов Российской академии наук и иностранных членов Российской академии наук;

5) избирает членов Российской академии наук в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук;

6) принимает устав Российской академии наук, положения об отделениях Российской академии наук и о представительствах Российской академии наук, внесение изменений в эти устав, положения;

7) формирует отделения Российской академии наук;

8) принимает решения о создании региональных отделений Российской академии наук и представляет соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации, принимает решения об открытии представительств Российской академии наук;

9) избирает президиум Российской академии наук, президента Российской академии наук, вице-президентов Российской академии наук, главного ученого секретаря президиума Российской академии наук и академиков-секретарей отделений Российской академии наук;

10) подготавливает предложения об установлении предельного количества членов Российской академии наук и представляет данные предложения на утверждение в Правительство Российской Федерации.

3. Порядок проведения общего собрания членов Российской академии наук устанавливается уставом Российской академии наук.

4. Решение общего собрания членов Российской академии наук по вопросу, указанному в пункте 9 части 2 настоящей статьи, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов членов такого общего собрания, присутствующих на нем.

5. Общее собрание членов Российской академии наук правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие более половины членов такого общего собрания. Члены такого общего собрания могут принимать участие в нем только лично.

6. Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания членов Российской академии наук, не могут быть переданы для решения иным органам управления Российской академии наук.

Статья 12. Президиум Российской академии наук

1. Президиум Российской академии наук является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Российской академии наук.

2. В состав президиума Российской академии наук входят президент и вице-президенты Российской академии наук, а также члены президиума Российской академии наук, избранные общим собранием членов Российской академии наук в количестве и в порядке, которые установлены уставом Российской академии наук.

3. Президиум Российской академии наук:

1) созывает общее собрание членов Российской академии наук;

2) утверждает результаты проводимой по запросу органов государственной власти экспертизы научно-технических программ и проектов, а также мониторинга деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и оценки результатов их деятельности;

3) утверждает уставы региональных отделений Российской академии наук, внесение изменений в эти уставы;

4) утверждает избранного руководителя регионального отделения Российской академии наук;

5) согласовывает кандидатуры назначаемых президентом Российской академии наук руководителей представительств Российской академии наук;

6) согласовывает кандидатуры руководителей научных организаций, указанных в части 12 статьи 18 настоящего Федерального закона;

7) принимает решения об участии Российской академии наук в деятельности международных организаций.

Статья 13. Президент Российской академии наук

1. Президент Российской академии наук является единоличным исполнительным органом Российской академии наук.

2. Президент Российской академии наук избирается из числа академиков Российской академии наук сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской академии наук более двух сроков подряд. По истечении пятилетнего срока президент Российской академии наук вправе продолжить осуществлять полномочия до своего избрания на второй срок или до избрания нового президента Российской академии наук, но не более чем шесть месяцев по истечении пятилетнего срока.

3. Президент Российской академии наук:

1) созывает заседания президиума Российской академии наук;

2) действует от имени Российской академии наук;

3) заключает трудовые договоры с избранными руководителями региональных отделений Российской академии наук, которые утверждены президиумом Российской академии наук;

4) назначает согласованных с президиумом Российской академии наук руководителей представительств Российской академии наук и заключает с ними трудовые договоры;

5) представляет по согласованию с президиумом Российской академии наук на рассмотрение общего собрания членов Российской академии наук устав Российской академии наук, внесение изменений в него, на утверждение общего собрания членов Российской академии наук положения об отделениях Российской академии наук и о представительствах Российской академии наук, внесение изменений в эти положения;

6) представляет на утверждение президиума Российской академии наук уставы региональных отделений Российской академии наук, внесение изменений в них;

7) решает иные вопросы руководства текущей деятельностью Российской академии наук.

Статья 14. Региональные отделения Российской академии наук, региональные научные центры Российской академии наук и представительства Российской академии наук

1. В структуру Российской академии наук входят региональные отделения Российской академии наук, региональные научные центры Российской академии наук и представительства Российской академии наук.

2. Региональные отделения Российской академии наук являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных настоящим Федеральным законом. Региональные научные центры Российской академии наук создаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Российская академия наук осуществляет от имени Российской Федерации в порядке и в объеме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, полномочия учредителя и собственника имущества, находящегося в оперативном управлении региональных отделений Российской академии наук и региональных научных центров Российской академии наук.

4. Предложения региональных отделений Российской академии наук о принятии их уставов, внесении в них изменений рассматриваются Российской академией наук в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 12 и пунктом 6 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

5. Руководители региональных отделений Российской академии наук избираются в порядке, установленном их уставами, и утверждаются президиумом Российской академии наук.

6. Открытие представительств Российской академии наук на территории Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона и других федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого открываются представительства Российской академии наук, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Глава 5. Взаимодействие Российской академии наук с органами государственной власти, гражданами, организациями

Статья 15. Независимость Российской академии наук

1. Российская академия наук в рамках задач и функций, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, обладает независимостью в своей деятельности.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в научную (научно-исследовательскую) деятельность Российской академии наук, принимать решения, препятствующие осуществлению Российской академией наук своих задач и функций.

Статья 16. Взаимодействие Российской академии наук с органами государственной власти, гражданами, организациями при реализации ею своих целей и основных задач

1. Российская академия наук при реализации своих целей и основных задач осуществляет информационное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, с гражданами, организациями в порядке, установленном уставом Российской академии наук. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и организации, органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку Российской академии наук при реализации ею своих целей и основных задач.

Смотрите так же:  Приказ вс рф 300 по ношению. Приказ вс рф 300 по ношению

2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, граждане, организации предоставляют Российской академии наук по ее запросам научную и (или) научно-техническую информацию (в том числе аналитические и справочные материалы), имеющуюся у них и необходимую Российской академии наук при реализации ею своих целей и основных задач. Предоставление необходимой информации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне, гражданского законодательства.

3. Научные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, представляют в Российскую академию наук отчеты о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах.

Статья 17. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период

Правительство Российской Федерации по представлению Российской академии наук утверждает программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, предусматривающую направление средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации и включающую в себя план проведения указанных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной программы, значения целевых показателей ее реализации.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 18. Объединение Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук с Российской академией наук

1. Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, являвшиеся государственными академиями наук, присоединяются к Российской академии наук со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лица, имеющие звания действительного члена Российской академии наук, Российской академии медицинских наук. Российской академии сельскохозяйственных наук, становятся академиками Российской академии наук, а иностранные члены указанных государственных академий наук со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с уставом Российской академии наук, действующей на основании настоящего Федерального закона, могут приобрести статус иностранных членов Российской академии наук.

3. Наделение членов-корреспондентов Российской академии медицинских наук, членов-корреспондентов Российской академии сельскохозяйственных наук статусом членов-корреспондентов Российской академии наук, действующей на основании настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном уставом Российской академии наук.

4. В течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона членам-корреспондентам Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук сохраняются размеры окладов за звание члена-корреспондента Российской академии медицинских наук, члена-корреспондента Российской академии сельскохозяйственных наук, установленные им на день вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если они становятся членами Российской академии наук в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона первое общее собрание членов Российской академии наук проводится не позднее чем по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Участниками такого общего собрания являются лица, имевшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона звание действительного члена или члена-корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук. Таким общим собранием избираются президиум Российской академии наук, вице-президенты Российской академии наук (за исключением вице-президентов, наделяемых полномочиями в соответствии с частью 8 настоящей статьи), главный ученый секретарь президиума Российской академии наук и принимается устав Российской академии наук.

6. Президент Российской академии наук, наделенный в установленном порядке соответствующими полномочиями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляет указанные полномочия в течение трех лет со дня проведения первого общего собрания членов Российской академии наук в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

7. При отсутствии на день вступления в силу настоящего Федерального закона лица, наделенного в установленном порядке полномочиями президента Российской академии наук, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, первое общее собрание членов Российской академии наук открывает старейший по возрасту академик Российской академии наук.

8. Президенты Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляют полномочия вице-президентов Российской академии наук в течение трех лет со дня проведения первого общего собрания членов Российской академии наук в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

9. Организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (далее также — федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации). Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций. Положения настоящей части не распространяются на Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук.

10. Государственные задания на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений и переданными в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, утверждаются данным федеральным органом исполнительной власти с учетом предложений Российской академии наук.

11. До передачи организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, не подлежат изменению их организационно-правовая форма, в которой они созданы, вид вещного права (оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного бессрочного пользования), на котором за указанными организациями закреплено имущество, находящееся в федеральной собственности, и его состав, за исключением случаев принятия решений об использовании земельных участков (с расположенными на них объектами недвижимого имущества), закрепленных за указанными организациями, в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

12. Руководители научных организаций, переданных в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, избираются коллективом соответствующей научной организации из числа кандидатур, согласованных с президиумом Российской академии наук и одобренных комиссией по кадровым вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, с их последующим утверждением данным федеральным органом исполнительной власти. Порядок и сроки согласования и утверждения кандидатур на должность руководителя научной организации, переданной в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

13. Счетная палата Российской Федерации проводит внешний государственный аудит (контроль) управления и распоряжения средствами федерального бюджета, федеральной собственностью и другими ресурсами, закрепленными за государственными академиями наук, а также научными организациями, указанными в части 10 настоящей статьи. Заключение Счетной палаты Российской Федерации направляется в Российскую академию наук, Правительство Российской Федерации и подлежит учету при определении эффективности деятельности научных организаций.

14. По вопросам объединения Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук с Российской академией наук, не урегулированным настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации, могут издаваться указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Статья 19. О внесении изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»

Статью 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137; 1998, № 30, ст. 3607; 2006, №50, ст. 5280; 2011, №45, ст. 6321; 2012, №50, ст. 6963; 2013, № 27, ст. 3477) изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Государственные академии наук

1. Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств являются государственными академиями наук — некоммерческими организациями, которые созданы в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.

Учредителем и собственником имущества государственных академий наук является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.

Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук могут быть переданы Правительством Российской Федерации уполномоченным федеральным органам исполнительной власти.

2. Государственные академии наук участвуют в координации и проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в соответствующих отраслях науки и техники, осуществляют научно-методическое обеспечение реализации отраслевых государственных программ, научно-консультативное и экспертное обеспечение в соответствующих отраслях науки и техники.

Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание членов государственной академии наук, которое принимает устав государственной академии наук, осуществляет в установленном указанным уставом порядке избрание членов государственной академии наук (академиков, членов-корреспондентов), иностранных членов государственной академии наук, президиума и президента государственной академии наук, рассматривает иные определенные указанным уставом вопросы.

Устав государственной академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению президиума государственной академии наук.

Президент государственной академии наук избирается общим собранием членов государственной академии наук из числа ее академиков, утверждается в должности и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

3. Финансирование государственных академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Правительством Российской Федерации устанавливается ежемесячная денежная выплата членам государственных академий наук, по представлению общего собрания членов государственных академий наук устанавливается численность их членов.

4. Ежегодно государственные академии наук представляют в Правительство Российской Федерации:

отчеты о своей научной, научно-организационной и финансово- хозяйственной деятельности;

предложения о приоритетных направлениях развития исследований в соответствующих отраслях науки и техники.

5. Российская академия наук является государственной академией наук, особенности правового статуса которой определяются специальным федеральным законом. «.

Статья 20. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

В части 12 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №49, ст. 6422; 2011, №49, ст. 7047; 2012, №49, ст. 6758; 2013, №7, ст. 606) слова «Российская академия медицинских наук» в соответствующем падеже заменить словами «Российская академия наук» в соответствующем падеже.

Статья 21. О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

В пункте 1 части 3 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724) слова «, Российская академия медицинских наук» исключить.

Статья 22. Заключительные положения

1. В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает внесение изменений в уставы Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, являющихся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений;

2) определяет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции и полномочия учредителей и собственников имущества организаций, подведомственных Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, являющимся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.

2. Лица, имевшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона звание действительного члена Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук или Российской академии художеств, становятся академиками Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук или Российской академии художеств.

3. В течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона не осуществляется избрание новых членов Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств.

4. До создания федерального органа исполнительной власти, указанного в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, финансовое обеспечение деятельности организаций, указанных в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

5. Финансовое обеспечение деятельности научных организаций, входящих в число организаций, указанных в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, по проведению фундаментальных научных исследований осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые предусмотрены на содержание подведомственных государственным академиям наук организаций и проведение ими научных исследований в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 — 2020 годы.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *