Сайт для воспитателей детских садов

Рубрики

Документы

Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.

Вокально-хоровое пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании детей. Основная цель вокально-хорового пения – воспитание у детей певческой и общемузыкальной культуры. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны и заключаются в развитии музыкально-творческой деятельности,певческих коммуникативных навыков, музыкальных способностей, в формировании устойчивого интереса к пению, способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных. Рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором надо приучать детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Обучая малышей вокалу, следует учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Важно не допускать громкого пения детей, крика, пения на улице в холодную и сырую погоду.

Целесообразно тщательно продумать весь вокально-хоровой репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками. Песенный репертуар должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих воспитательное и познавательное значение.

Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

Необходимо использовать мелодии из классических произведений, удобных для воспроизведения детьми, для распеваний.

Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, мы должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и др.

Вопрос же доступности содержания музыки должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент.

Практика показывает, что некоторые педагоги формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью исполнения их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков. Необходимо, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей.

Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.

Анализируя основные образовательные программы дошкольного образования: «Детство», «Детский сад 2100», «От рождения до школы», «Истоки», можно сделать вывод о том, что во всех программах в разделе «Музыкальное развитие» присутствует вокально-хоровое направление, имеются и свои особенности. Особенность программы «Детский сад 2100»синтез искусств. Дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства, знакомятся со средствами художественной выразительности различных видов искусства. Содержание образовательной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.

Комплексная программа «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой содержит в себе три части, посвященные разному возрастному периоду детей. Цель программы — развитие музыкальной культуры дошкольника. Каждый раздел делится еще на две составляющие: музыкальное восприятие и музыкальное исполнительство.

Комплексная программа «Истоки» Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой направлена на всестороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В музыкальный репертуар входит классическая музыка, фольклор, современная музыка. Главным фактором в данной программе является диалог педагога с ребенком, между детьми, педагогами.

Но репертуар по данному направлению в данных программах не достаточно насыщен и разнообразен. В результате приходится использовать дополнительные, парциальные программы по музыкальному воспитанию.

Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям.

Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора.

Программа «Камертон» Э.П. Костиной направлена на разностороннее музыкальное образование. Она характеризует семь лет жизни ребенка с семью ступенями звукоряда. Музыкальное воспитание и обучение — это первая, вторая и третья ступени, а ступени музыкального обучения, воспитания и развития с четвертой по седьмую. Главное место отводится такому виду деятельности, как восприятие музыки. Авторы спроектировали модель педагогического процесса, поэтому образцов, методически разработанных музыкальных занятий программа не содержит.

Многие педагоги используют в практике парциальную программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Программа включает разработку занятий для четырех возрастных групп для детей от 3до7 лет. Наличие музыкального материала устраняет проблему поиска нотного материала. Программа разработана детально, адекватно возможностям детей, что позволяет успешно освоить весь материал. Своеобразием программы является нестандартный подход к проведению занятий. Вокально-хоровой репертуар соответствует всем требованиям музыкального воспитания.

Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Вокально-хоровой репертуар усложняется с каждым возрастным этапом, добавляются новые формы, приемы. На слайде представлены направления работы по вокально-хоровому пению по возрастным группам:

Для детей 3-4 лет . в первую очередь используется фольклор. П опевки и песенки включают в качестве упражнений, распеваний и подпеваний, они построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту.

Используются песенки «Петушок», «Ладушки», «Птичка», «Солнышко-ведрышко», музыка В.Карасевой, и многие другие; Упражнения на развитие ритмического слуха: «Кто как идет?», «Петушок, курочка и цыпленок»; на развитие тембрового и динамического слуха «Громко-тихо», «Веселые дудочки».

Для детей 4-5 лет. В качестве упражнений на развитие слуха и голоса в этом возрасте используются песенные импровизации мелодий на заданный текст. Например: «Как тебя зовут», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты»;

Игры с пением «Огородная-хороводная», муз. Б.Можжевелова, «Гуси-лебеди и волк», муз. Е.Тиличеевой.

Песенное творчество: «Котенька-коток», р.н.п.; «Лошадка», «Марш», муз. А.Гречанинова.

Песни: «Как на тоненький ледок», «Паучок», «Кисонька-мурысонька», р.н. песни.

Для работы со старшими дошкольниками можно брать более сложные, продолжительные мелодии. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Андрей-Воробей», «Зайка».

Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Где мои детки?», «Ступеньки».

Упражнений на развитие диатонического слуха: «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».

Песни: «Барабан», муз. Е.Тиличеевой; «К нам гости пришли», муз.А.Александрова; «Голубые санки», муз. М.Иорданского.

Игры с пением: «Ворон», р.н.м; «Кот Васька», муз. Г.Лобачева.

Хороводы: «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», р.н.п.

Песни из мультфильмов советских композиторов Ю. Чичкова, В.Шаинского, Б.Савельева.

Для детей 6-7 лет. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Скок-поскок», «А я по лугу».

Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Звуки разные бывают», «Подумай, отгадай».

Песни: «Листопад», «Будет горка во дворе» муз. Т. Попатенко; «Праздник Победы», «Брат- солдат» муз. М. Парцхаладзе;

Игры с пением: «Плетень», «Теремок», р.н.п; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова. Хороводы: «На горе-то калина», р.н.п.; «К нам приходит Новый год», муз. В.Герчик.

Песни из мультфильмов советских композиторов.С детьми данного возраста можно работать над инсценировками и музыкальными спектаклями. Например, «Как у наших у ворот», «Где был Иванушка?», р.н.м.; «Золушка», «Муха-цокотуха», муз. М.Красева.

Правильный подбор песенного материала (с включением в него народных песен, произведений классиков, советских и зарубежных, а также современных композиторов), применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей способствует воспитанию у них чувств патриотизма и расширяет их кругозор.

Смотрите так же:  Страхование автопарков. Осаго оренбург согаз

Работая в этом направлении, воспитанники могут себя проявить в конкурсах певческого мастерства различного уровня.

§ 4. Характеристика песенного репертуара

употребляются как проходящие и должны звучать редко. В песне «Встречай май» В. Герчик нота ре второй октаны звучит всего один раз:
[Весело]


Значит, песня написана в удобной для детского исполнения тесси­туре.
Если мелодия первых тактов располагается на предельно вы­соких звуках детского диапазона, например таких:

то можно говорить о неудобной для пения тесситуре.
Сложность исполнения мелодии зависит также от диапазона, от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся песни, основанные преимущественно на устойчивых звуках лада (I, III, V ступенях). Это можно проследить в песне «Елочка» М. Красева:
[Не очень скоро]

В этом мелодическом движении только два неустойчивых зву­ка (IV и II ступени в предпоследнем такте).
Помимо мелодии, качество исполнения песни зависит от разме­ра музыкальных фраз, ритмического рисунка, темпа и динамики оттенков.
Обычно в песнях для детей преобладают небольшие музыкаль­ные фразы: несложный ритм, чаще всего состоящий из восьмых и четвертых долей; темп не быстрый, но и не медленный; сила зву­чания (динамика) также умеренная (меццо-форте), значительно реже громкая (форте).
Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в опре­деленной последовательности. Однако последовательность эта весьма относительна. В той или иной песне могут встретиться от­дельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упраж­нения по усвоению этих сложных для детей заданий.
Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен внимательно проанализировать ее примерно по следующей схеме:
1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музы­кального воплощения.
2. Литературный текст: общая оценка художественных ка­честв, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наибо­лее значительные в выразительном отношении слова.
3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразитель­ность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5. Структура (форма) песни: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная.

Проанализируем по этой схеме, например, русскую народную попевку «Пе­тушок» в обработке М. Красева.
Русская народная попевка спокойного, колыбельного характера. Слова на­родные, простые, с образными эпитетами («золотой гребешок», «шелкова бородушка»). Есть обращение «Петушок-петушок»у вопрос: «Что ты рано встаешь?» Мелодия напевная, имеет равномерное движение (изображает «укачивание»), построена на удобных интервалах (большая секунда, чистая кварта). Диапа­зон — ми-ля первой октавы, тесситура удобная. Размер 4. ритмический рису­нок повторяется в каждом такте (две восьмые, четвертная). Фортепианное сопровождение изобразительного характера, в музыкальном вступлении и заключе­нии звучит «пение петушка». Структура песни (форма) — одночастная.

Предварительное ознакомление помогает педагогу понять со­держание песни, выразительно ее исполнить, продумать последова­тельность разучивания с детьми.
Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слит­ному пению. Особенности каждой песни придают этим упражне­ниям своеобразный характер. Например, работая над звукообра­зованием при разучивании песни «До свиданья, детский сад» Ю. Слонова, педагог стремится научить детей напевному, протяж­ному звучанию, а в песне «Будем в армии служить» Ю. Чичкова — легкому, подвижному пению. Так песня становится средством освое­ния певческих навыков.
Выбирая песни, педагог предусматривает возможность даль­нейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Сюда можно отнести различные народные хороводные, игровые песни, «музыкальные» считалочки и др.
Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.
Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает зада­чам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Характеристика репертуара для пения

Охране детского голоса содействует продуманный подбор музы­кального репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей. Возможности выбора репертуара особенно ограниченны в пении вследствие выделенных выше особенностей детского голосового аппарата. Дети затрудняются в воспроизведении сложного ритмического рисунка мелодии, у них скромные фонети­ческие и лексические возможности речи в младшем дошкольном возрасте (О. П. Радынова и др.).

Помимо требований художественности и доступности к репертуару детских песен предъявляется еще ряд требова­ний (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.):

¦ мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру, познавательные в отношении содержания текста;

¦ тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям;

¦ песни должны быть педагогически ценными, отвечать дидакти­ческим требованиям: доступности, систематичности и последо­вательности, сознательности, активности. В частности, посте­пенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. При этом дети должны справляться с осмыслением содержания текста и требо­ваний к исполнению песни, с исполнением песни самостоятель­но как соло, так и хором;

¦ песни должны способствовать решению воспитательных, обра­зовательных и эстетических задач, соответствовать психиче­ским и физическим особенностям ребенка. Это относится как к музыке, так и к тексту песни.

К песенному репертуару предъявляются также вокальные требования (Н.А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе и др.):

¦ мелодии песен должны соответствовать вокальным возможно­стям детей;

¦ в младшей группе песня должна состоять из коротких музыкаль­ных фраз. Предпочтительный размер 2/4, окончание фраз мело­дии должно быть на длинных нотах, чтобы дети успели сделать вдох перед началом каждой следующей музыкальной фразы (чем младше ребенок, тем они должны быть короче).

Это связано с особенностями дыхания ребенка, так продолжи­тельность пения на одном дыхании составляет: в 3 года — 1 такт (2 с); в 4 года — 2 такта (4 с); в 5 лет — 3 такта (6 с); в б лет — 4 такта (8 с);

¦ чем младше ребенок, тем медленнее темп песен, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе;

¦ ритм мелодий должен быть простым — состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот;

¦ необходимо учитывать движение мелодии: с дошкольниками ре­комендуют использовать мелодии с переменным, нисходящим и волнообразным направлением;

¦ важен также интервальный состав песни. Дошкольникам до­ступны интервалы: секунда, терция, кварта, квинта. Более слож­ными для пения считаются секста, септима и октава, поскольку требуют перестройки голосового аппарата;

¦ текст песни должен быть удобным вокальным, т. е. включать в себя максимальное количество гласных, звонких согласных.

Говоря о детском музыкальном репертуаре, А. Г, Гогоберидзе и В. А. Деркунская отмечают, что музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведе­ний для детей (песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова и др.), хотя этот репертуар долгие годы не обновляется. Музыкальные же произведения, предлагаемые современными авторами, часто трудны для детского пения.

Педагоги-музыканты едины во мнении о том, что самый подхо­дящий материал для занятий с детьми всех возрастов, отвечающий требованиям художественности и доступности, — народный фоль­клор — детские попевки, хороводные игры:

¦ их мелодии просты и доступны дошкольникам: они написаны в диапазоне кварты, простыми мелодическими ходами (терция, секунда), несложны по ритму и тексту («Петушок», «Василек», «Андрей-Воробей», «Котенька-Коток» и др.);

¦ ритм несложных народных мелодий тоже очень простой — че­редование восьмых и четвертей;

¦ размер двух- и трехдольный;

¦ музыкальные фразы оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания;

¦ куплетная форма с повторением мелодии соответствует склон­ности детей к повторению;

¦ запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни, припев — другие.

Это связано с тем, что народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса, легко усваиваются и поются детьми чисто, без сопровождения.

Для русской песенной культуры характерно синтетическое, им­провизированное, игровое, творческое начало. Именно поэтому дошкольников приобщать к певческой деятельности в повседневной жизни лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники.

Поэтому песенные жанры русского фольклора становятся осно­вой игрового творчества дошкольников. Они могуг применяться как музыкальным руководителем, так и воспитателем в различных жиз­ненных ситуациях — как на занятиях, так и в повседневной жизни: самостоятельной песенной деятельности, игровой драматизации в любой группе детского сада, что стимулирует певческую деятель­ность ребенка, прежде всего самостоятельную, и способствует при­обретению опыта музыкальной деятельности.

Для организации певческой деятельности в группе (как составной части игровой или самостоятельной деятельности и т. п.) могут успешно использоваться песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова и др.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ

Песенный репертуар для детей должен состоять из высокоху­дожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художествен­ные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления приро­ды, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызыва­ют определенное отношение к тому, что в них передано. Так, на­пример, ребенок не раз обращал внимание на сезонные изменения в природе: он замечал пожелтевшие листья, хмурое небо, ранние закаты. Слушая песню Т. Попатенко на слова Н. Найденовой «Лис­тья золотые», дети вспоминают листопад, дорожки, покрытые зо­лотым ковром, букеты из желтых, красных листочков, принесен­ные в детский сад. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. С особым удовольствием они прислушиваются в мелодии к хоро­шо знакомым им интонациям кукования кукушки, построенным на интервале большой терции. Обращают внимание на изобразитель­ные моменты, передающие щебет птиц. Примером может служить песня М. Красева «Синичка». Она построена в форме вопросов и ответов. Дети спрашивают синичку, где она была, а синичка им отвечает. Дети любят песни, в которых слышат имитации звучания знакомых инструментов: барабана, трубы, струнных. Например, в песне М. Красева «Петя-барабанщик» есть отдельные фрагмен­ты, где слышен бой барабана. Очень заинтересованно слушают дети звучание «ауканья» и «баюканья», передаваемое повторяющимися восходящими и нисходящими интервалами. В колыбельных песнях нисходящие интервалы создают настроение покоя (см. песню «Спите, куклы, баю, баю» из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной.) Однако эти изобразительные моменты нельзя рассматри­вать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же каки всю вокальную музыку для детей сводить кизобра­зительным звучаниям. Основное в музыке — выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педа­гог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.

Смотрите так же:  Штраф ИП за неоформленного работника 2020. Какой штраф если работник не оформлен

Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тема­тике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на обще­ственную тематику.

В программе детского сада песни подобраны в соответствии с определенными принципами.

1. Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении со­держания текста. Например, текст песни «Зима» В. Карасевой в художественной форме подкрепляет знания маленького ребенка о зимней природе, о катании на санях. Простая певучая мелодия, коротенькое фортепианное вступление и заключение к песне углуб­ляют этот художественный образ, эмоционально окрашивают его.

2. Мелодии песен должны быть простые, ярки и разнообразные по характеру.

3. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.

4. Мелодии песен должны соответствовать вокальным возмож­ностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превы­шать указанного в программе воспитания в детском саду.

5. В младшей группе песня должна состоять из коротких музы­кальных фраз — не более 2 тактов. Предпочтительный размер 2/4, и оканчивается мелодия четвертной или половинной нотой. Жела­тельны окончания фраз также на длинных нотах, чтобы дети успе­ли сделать естественный вдох перед, началом другой музыкальной фразы. В средней группе музыкальные фразы удлиняются. В стар­ших группах предлагаются песни с более протяженными фразами в 6-8 четвертей (например, песня М. Красева «На прогулке»).

6. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвиж­ном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни, например «Санки» М. Красева. В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство из них все же умеренные.

7. Ритм мелодий песен должен быть простым — состоять из со­единения четвертных, половинных и восьмых нот.

8. Педагог следит, чтобы каждая последующая песня была не­сколько сложнее предыдущей (в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной — к песне со вступлени­ем, заключением, отыгрышем и т. д.

При выборе песен музыкальный руководитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, детскому саду и т. д. Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей. Необходимо учитывать и общее музы­кальное развитие детей. Перечислим требования к песням, изло­женные в «Программе воспитания в детском саду».

1. Песни должны быть педагогически ценными, высоко идейны­ми, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труду, дружбе и товариществу и т. д. Например, песни В. Агафонникова «Без труда не проживешь», С. Разоренова «Мы — дружные ребята».

2. Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и форме. Например, песня «Скворушка прощает­ся», музыка Т. Попатенко.

3. Песни должны отвечать дидактическим требованиям: доступ­ности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, струк­туре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно — соло и хором.

При выборе песен надо исходить из:

¦ плана педагогической работы;

¦ интересов детей, которыми они живут в данное время;

¦ доступности детскому восприятию выраженных в песне чувств.

Требования к музыкальному репертуару дошкольников

Ольга Викторовна Гагаева
Требования к музыкальному репертуару дошкольников

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Лето – прекрасная пора немного отдохнуть в отпуске от педагогической нагрузки, подумать над планами на следующий учебный год и поразмышлять по следующему поводу.

Мой стаж работы в должности музыкального руководителя 21 год, а общий педагогический стаж – 28 лет. И всё чаще, в последнее время, я слышу от коллег и даже руководителей ДОУ: «А вам, Ольга Викторовна, не надоело разучивать одни и те же песни из года в год? Ну, сколько же можно петь «Пирожки» А. Филиппенко, эту песню пели ещё наши дедушки и бабушки! Нужно больше разучивать современных детских песен!» И это при том, что я стараюсь разнообразить песенный репертуар, использовать в работе не только песни Е. Тиличеевой, А. Филиппенко, Т. Попатенко, но и авторские песни своих коллег из журналов «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Колокольчик», а также песни современных детских композиторов из Интернета.

Согласитесь, обидно слышать такое, да тем более от коллег. Ведь никто не предлагает вместо русских народных сказок, стихов А. С. Пушкина и других классиков, разучивать с детьми рассказы и стихи из детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» и т. д. А вот детский песенный репертуар критикуют все кому не лень.

Да, есть действительно интересные детские песни современных композиторов, но никто ещё не сочинил лучше «В лесу родилась ёлочка» В. Бекман или «Бравые солдаты» А. Филиппенко. Эти песни пели, с удовольствием поют и будут петь наши дети и внуки. В моей практике я разучивала с детьми старше-подготовительной группы к празднику Дня Победы песню Александра Ермолова «Прадедушка». Это замечательная патриотическая детская песня великолепно звучит в грамзаписи. Но в процессе разучивания, я столкнулась с трудностью запоминания детьми текста, хотя ребята в этой группе были очень смышленые и сообразительные, прекрасно запоминали стихи и размышляли на свободные темы. Так и пришлось исполнять эту песню с солистами, а остальные подпевали припев.

Заинтересовавшись этой темой, я начала искать в Интернете и в печатной литературе, что по этому поводу думают люди, которые профессионально занимаются данными вопросами. И я нашла размышления на эту тему Анны Иосифовны Бурениной, заведующей кафедрой дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО, главного редактора журнала «Музыкальная Палитра», в которых нашла ответы на все свои вопросы.

Ни у кого не вызывает сомнения, что репертуар, на котором происходит музыкальное воспитание детей — это именно та музыкальная среда, которая и формирует любовь к музыке, эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетические и нравственные установки дошкольников. Поэтому репертуар должны отвечать следующим требованиям: соответствовать возрастным особенностям детей и отвечать высоким стандартам вкуса, стиля, художественности.

Другими словами, «репертуар во всех видах деятельности должен опираться на классические педагогические модели, которые зарекомендовали себя в деятельной педагогической практике одновременно как эффективный методический и художественный материал. Никакие доводы других участников педагогического процесса в детском саду, типа «это старая песня, сколько её можно петь», «этот танец уже надоел нам за 5 лет» могут даже не рассматриваться, если выбранный музыкальным руководителем репертуар является детской классикой. Классику можно петь и танцевать из года в год десять и двадцать лет подряд в разных группах, аналогично тому, как учат 1+1 в первом классе много веков подряд и читают детям сказки А. С. Пушкина…К подобному репертуару по пению, например, относятся песни А. Филиппенко, Т. Попатенко, Ю. Слонова, М. Красева, Е. Тиличеевой, А. Герчик.»

Я с удивлением узнала, что оказывается музыкальному руководителю нет необходимости разучивать к каждому празднику 3-4 песни: достаточно двух. Более того, одна из этих двух песен должна быть повторением прошлогодней, которую дети будут петь, как знакомую и любимую, потому что им это будет легко и приятно! То же самое относится и к танцевально-двигательному репертуару: танец или игра могут быть повторены с некоторым усложнением, например, другим переходом или перестроением. Музыка, под которую в средней группе дети двигались с легкостью, может стать основой для шумового оркестра и т. д.

«Музыкальный руководитель должен уметь учить многому на малом и даже единичном. Нагромождение песен и танцев на утреннике не является подтверждением высокой профессиональной квалификации музыканта, скорее наоборот.

Работая с дошкольниками надо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте и увлекательности. Музыкальный руководитель, выбирая репертуар не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей. А его компасом является собственный профессионализм и советы хороших профессионалов!

Тем более, музыкальный руководитель должен твердо стоять на пути проникновения в дошкольный репертуар современных шлягеров, особенно взрослых и разнообразной «попсы»».

В этом году прошел замечательный конкурс вокалистов «Голос. Дети». Мы увидели сколько у нас талантливых детей, ещё «маленьких, но уже настоящих артистов», прекрасно владеющих своим голосом и уже имеющим вокальные навыки. Но что мне не совсем понравилось, так это исполнение детьми «взрослого репертуара». Было немного не по себе слушать победительницу конкурса Алису Кажикину — десятилетняя девочка пела в финале песню о переживаниях, свойственных более взрослому человеку. Хотя никто не будет отрицать, что девочка очень талантливая и у неё большое вокальное будущее.

«В современном мире существует великое множество разнообразной музыки и у каждой есть свое место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители, свои учителя и своя педагогика. Есть высокая музыка, художественная, ценность которой общемировая – её произведения возвышаются как горные вершины над миром людей, есть примитивная, однодневно-конъюнктурная – она исчезает раньше, чем её успеваешь заметить. Есть же музыка высоко духовная и одновременно очень простая. Это древнейшая, первичная музыкальная стихия, элементарная по своей природе. Она понятна детям как игра в кубики, и к ней должен прикоснуться на ранней стадии развития, так как она – залог его будущего музыкального развития.

Смотрите так же:  Договор с китайской компанией образец. Договор на экспорт в китай

Ребёнок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с высоко духовной детской музыкой, вряд ли подойдёт в своём развитии к потребности общаться с хорошей музыкой, в том числе и с классикой.

Его художественным горизонтом в результате примитивной репертуарной политики музыкального руководителя, может навсегда остаться «Ксюша, юбочка их плюша!»»

Мне так понравились некоторые высказывания Анны Иосифовны Бурениной, что я привела их цитатами. Вот только хотелось бы, чтобы наши коллеги внимательно прочитали и согласились с правильностью этих утверждений. Ведь у нас с вами одна цель: вырастить наших детей достойными людьми и всесторонне развитыми личностями.

А что вы думаете об этом, уважаемые коллеги!

Мои награды Уважаемые коллеги!В моей педагогической деятельности произошло важное событие. На торжественном концерте в День Учителя мне вручили Почетную.

Приветствие Здравствуйте! Я здесь новенькая. Приступила к работе на новом месте. Стаж работы в должности небольшой, хотя раньше работала в должности.

3.Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста.

В песенный репертуар дошкольников включены упражнения для развития голоса и слуха (например, попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной), и собственно песни, среди которых: песни без аккомпанемента (на нескольких звуках, как правило – фольклорный репертуар); песни с аккомпанементом; песни с движениями (спокойный, напевного характера, текст которых, как правило, связан с движениями); песни-попевки для игры на детских музыкальных звуковысотных инструментах (начиная с попевок на одном звуке, как правило, – образцы фольклора, попевки-упражнения из «Музыкального букваря»).

Песенный репертуар должен удовлетворять требованиям художественности, доступности, разнообразия по тематике и стилям. Для детей до 3-ех лет отбираются попевки подражательного характера с повторяющимися интонациями, в среднем темпе и короткими фразами. Для детей 3-5 лет – наличие протяжных звуков, в среднем темпе, с двухтактовыми фразами, 5-6 лет – разнообразная тематика, различные темпы, динамика от пиано до меццо форте, фразы — 2 такта в медленном темпе. В старшем возрасте уделяется внимание музыкально одаренным детям – они как правило чисто интонируют, отличаются выразительностью и артистичностью, им доступно сольное исполнение.

Этапы разучивания песни

Методика разучивание песни предполагает три этапа (на протяжении 5-7 занятий):

Ознакомление с песней. Цель – заинтересовать ребенка, раскрыть содержание песни. Поскольку необходимый этап при разучивании песни это ее восприятие, то на данном этапе используются методы и приемы, связанные с восприятием музыки – эмоциональная настройка (беседа, сюрпризный момент, загадка и др), выразительное и качественное исполнение песни целиком (слуховая наглядность), беседа о прослушанной музыке: определение ее настроения, характера образа, некоторых средств выразительности, пояснения незнакомых слов и явлений.

Разучивание песни. На этом этапе проводится основная работа по обучению певческим умениям и навыкам – уделяется внимание дыханию, звукообразованию, дикции. Отдельно проучиваются интонационно сложные мотивы и ритмические группы – для этого используется двигательное моделирование (хлопки, отстукивание ритма, показ движения рукой изменения высоты звука) и предметное моделирование (большие и маленькие предметы для моделирования длительностей, предметы, расположенные на разной высоте или музыкальные лесенки для моделирования высоты). Песня разучивается по фразам, текст вместе с музыкой, поскольку слова и музыка песни должны составлять в сознании ребенка смысловое и образное единство.

Закрепление песни. Ведется работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. На этом этапе желательно разнообразить формы исполнения песни, чтобы избежать утомления и удержать интерес детей в работе с песней. Это исполнение песни по подгруппам (мальчики – девочки), исполнение соло, исполнение с движениями, инсценировка, оркестровка, использование других атрибутов, исполнение знакомых песен в контексте сюжетно-ролевой игры – «Концерт», «Серебряный граммофон», игр по типу телевизионных –«Угадай мелодию», «Два рояля» и др.

«Песенный репертуар и требования к его подбору»
консультация на тему

«Песенный репертуар и требования к его подбору»

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_pedagogov_pesennyy_repertuar_i_trebovaniya_k_ego_podboru.docx 21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

«Песенный репертуар и требования к его подбору»

Ерохина Мария Александровна

«Если у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его,
рассматривай это как прекрасный дар,
которым тебя наделило Небо».
(Роберт Шуман)

Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать своё внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. Песня сопровождает человека всю жизнь и крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушёнными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора», «в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство», — говорил К.Д. Ушинский.

Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее.

Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано.

В репертуар детей дошкольного возраста должны входить песни композиторов — классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. За последние десятилетия очень изменился мир, окружающий нас. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или находясь в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение слышать и видеть красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.

Музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений, которые специально написаны композиторами для детей дошкольного возраста. В первую очередь это относится к песенному репертуару. 30 — 60е годы прошлого века можно назвать этапом небывалого эксперимента, когда в тесном союзе педагогов, поэтов и композиторов создавался репертуар, востребованный и в наше время.

Что же такого уникального в этих песнях, которые поют уже пять поколений детей?

Для музыкального воспитания детей следует отбирать только самую лучшую музыку, позволяющую решать задачи эстетического, духовно-нравственного, творческого развития дошкольников. Апробированный в многолетней практике музыкальный репертуар для детей составляет «золотой фонд», который можно и нужно повторять в процессе работы с детьми разных поколений.

В «золотой фонд» детского музыкального репертуара входит не только классическая и народная музыка, но и авторские детские песни и пьесы, написанные для детей профессиональными композиторами – Е. Тиличеевой, Т. Попатенко, А. Филиппенко, В. Витлиным, В. Шаинским, Ю. Чичковым, детские песни А. Пахмутовой и др., а также детский фольклор народов мира.

Поэтому репертуар, отобранный педагогом для пения, должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст.

Органичному сочетанию требований художественности и доступности песенного репертуара в первую очередь отвечает фольклор — детские попевки и песенки. Многие из них написаны в диапазоне кварты, построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты, зайка», «Поет, поет соловушка» и многие другие. Эти попевки и песенки успешно используются в работе с младшими дошкольниками, в старших группах их включают в качестве упражнений, распеваний.

Репертуар, на котором происходит музыкальное воспитание детей — это именно та музыкальная среда, которая и формирует любовь к музыке, эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетические и нравственные установки дошкольников.

Работая с дошкольниками надо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте и увлекательности. Музыкальный руководитель, выбирая репертуар, не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей. А его компасом является собственный профессионализм и советы хороших профессионалов!

Существуют определенные требования, которые предъявляются к подбору песенного репертуара:

  • Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста.
  • Мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру.
  • Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике: включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.
  • Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона.
  • Песни должны быть педагогически ценными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труду, дружбе и товариществу и т. д.
  • Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и форме. Например, песня «Скворушка прощается», музыка Т. Попатенко.
  • Песни должны отвечать дидактическим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно — соло и хором.
    • интересов детей, которыми они живут в данное время;
    • доступности детскому восприятию выраженных в песне чувств.

    Детский песенный репертуар долгие годы не обновляется. К сожалению, многие песни утратили актуальность содержания для современного дошкольника. В этом причина того, что дети редко исполняют в самостоятельной деятельности старые песни, разучиваемые на музыкальных занятиях. Новые же музыкальные произведения, предлагаемые современными поэтами и композиторами, как правило, трудны для детского пения, поскольку не соответствуют вышеуказанным требованиям.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *