Сегодня вступил в силу ряд изменений законодательства об ОСАГО

tatsianama / Depositphotos.com

С 29 октября вступила в силу заключительная часть изменений в Закон об ОСАГО, принятых весной нынешнего года. В их числе можно отметить следующие нововведения (Федеральный закон от 1 мая 2020 г. № 88-ФЗ).

  • Установлено, что в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме водителем по требованию сотрудников полиции (иных органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением обязанности по заключению договора ОСАГО) может быть предъявлена не только копия полиса на бумажном носителе, но и полис в виде электронного документа.
  • Вместе с тем корреспондирующие изменения в Правила дорожного движения пока не внесены и они по-прежнему предусматривают обязанность водителя иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников полиции полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа.

    • Поправками предусмотрено присвоение полисам ОСАГО уникальных номеров (в настоящее время каждый полис имеет серию и номер).
    • Скорректирован перечень документов, представляемых владельцем транспортного средства при заключении договора ОСАГО. В частности, к ним отнесен документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае, если договор заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства) либо право владения арендованным транспортным средством.
    • Юридические лица при заключении договора будут представлять выписку из ЕГРЮЛ, а не свидетельство о государственной регистрации, как того требовала прежняя редакция Закона об ОСАГО. Изменение связано с тем, что в настоящее время свидетельства о государственной регистрации юридических лиц не выдаются.
    • Дополнен перечень оснований, по которым страховщик вправе в порядке регресса взыскать с причинителя вреда денежную сумму, выплаченную в виде страхового возмещения. К таким обстоятельствам отнесены: невыполнение виновником ДТП требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после ДТП; причинение вреда при использовании транспортного средства с прицепом (за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям) в отсутствие в договоре ОСАГО отметки о возможности управления транспортным средством с прицепом.
    • Напомним, что эти подходы были ранее выработаны судебной практикой (см. абзац третий п. 44 и п. 72 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58).

      Кроме того, установлено, что страховщик приобретает регрессное право требования к владельцу транспортного средства, сообщившему при заключении договора ОСАГО недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии. Ранее это правило применялось лишь при заключении договора ОСАГО в электронной форме. Применительно к последнему случаю поправками предусмотрено, что при выявлении недостоверности представленных владельцем транспортного средства сведений ему не предоставляется возможность уплаты страховой премии на сайте страховщика до корректировки соответствующих сведений.

      Совет Федерации одобрил изменения в закон об ОСАГО

      Совет Федерации на заседании 22 апреля одобрил поправки в законодательство об ОСАГО. Закон, в частности, уравнивает в правах бумажные и электронные страховые полисы – каждому договору ОСАГО будет присвоен уникальный номер для идентификации страховщика и подтверждения достоверности полиса.

      Согласно закону, с 1 октября 2020 г. на всей территории России в тех случаях, когда у участников ДТП нет разногласий по сути происшествия, максимальная выплата по европротоколу будет составлять 400 тыс. р. при условии фиксации обстоятельств аварии техническими средствами контроля или с помощью мобильного приложения. Сейчас безлимитный европротокол действует только в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Закон сохраняет для автовладельцев возможность оформления европротокола без использования специального программного обеспечения – мобильного приложения или технического средства контроля – для получения выплаты в пределах 100 тыс. р.

      Как уже сообщало АСН, в соответствии с законом страховщики не смогут взыскивать выплаченные компенсации с виновников ДТП, которые оформили европротокол, но не отправили в свою страховую компанию извещение о ДТП в установленный законом срок – 5 дней. При этом сохраняется обязанность виновника аварии направить свой экземпляр извещения в страховую компанию, если оно оформлялось на бумаге.

      Кроме того, регрессные требования не будут предъявляться пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате аварии.

      Документ устанавливает возможность оформления европротокола в электронном виде через Портал госуслуг. Срок вступления данной нормы в силу синхронизирован с началом эксперимента по оформлению ДТП с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО».

      Для повышения доступности полисов ОСАГО законопроект вводит обязанность страховых компаний обеспечивать заключение договоров ОСАГО в любом подразделении, где они продают полисы автокаско и добровольного страхования автогражданской ответственности.

      Проектом устанавливается обязанность страховщиков передавать в автоматизированную информационную систему ОСАГО данные не только по заключенным договорам, но и по произошедшим убыткам. На основании этих данных рассчитывается коэффициент бонус-малус (скидка за безаварийную езду). Ранее эта обязанность была установлена правилами Российского союза автостраховщиков (РСА).

      Законопроект уточняет правила осуществления РСА компенсационных выплат и контрольные полномочия таможенных органов при пересечении государственной границы на автомобиле. Владелец транспортного средства по требованию таможенника будет обязан представить для проверки «зеленую карту» или полис ОСАГО.

      Кроме того, внесены изменения, снимающие запрет на перестрахование рисков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

      Поправки в сфере ОСАГО. Что изменится для страховых компаний и собственников автомобилей?

      Электронный полис ОСАГО заканодательно приравнен к бумажному варианту. При этом полисам будет присваиваться единый уникальный номер. Такие поправки внесены Федеральным законом от 01.05.2020 № 88-ФЗ. Также в новом законе предусмотрено снятие запрета на перестрахование рисков, уточнен порядок предъявления регрессных требований, а также упрощен порядок оформления дорожно-транспортных происшествий.

      Президент РФ подписал Федеральный закон от 01.05.2020 № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ). В нем усовершенствовано законодательство об ОСАГО, в частности об оформлении полисов, перестраховании рисков, предъявлении страховыми компаниями регрессных требований, о компенсационных выплатах объединения страховщиков. За исключением некоторых положений Закон № 88-ФЗ вступит в силу с 29.10.2020.

      Перестрахование рисков по ОСАГО

      В Законе № 88-ФЗ разрешено перестрахование рисков по гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО). ОСАГО является единственным видом имущественного страхования, риски по которому в России не передаются в перестрахование. Снятие такого ограничения связано в том числе со значительным увеличением объемов страховых премий по ОСАГО, собираемых страховщиками (с 26 млрд руб. в 2003 г. до 234 млрд руб. в 2016 г.), размера средней выплаты и ростом активов страховщиков. Перестрахование рисков ОСАГО будет правом, а не обязанностью страховщика.

      Также снятие запрета на перестрахование рисков по ОСАГО связано с ПАО СК «Росгосстрах», которое находилось в периметре санации банка «Открытие» как участник одной с ним группы. Ряд экспертов полагают, что если бы страховая компания имела возможность перестраховывать свои риски по ОСАГО, то не попала бы в такую ситуацию. Еще существует мнение, что перестрахование будут использовать для вывода денег. Ведь лимиты выплат по ОСАГО маленькие и страховые компании своими ресурсами вполне могут перекрыть риски. Перестрахование больше нужно в тех случаях, когда задействованы более крупные суммы и собственных денег страховой компании может не хватить для выплаты страхового возмещения.

      Полис в электронном виде

      Электронный полис ОСАГО приравнен к бумажному. Раньше это не было закреплено законодательно. С 29.10.2020 каждому договору ОСАГО будет присваиваться уникальный номер для идентификации страховщика и подтверждения достоверности приобретенного полиса страхователем. При наличии электронного полиса можно будет сообщить только уникальный номер и страховщика, с которым заключен договор. Раньше для бумажных и электронных документов велись отдельные базы данных. В связи с поправками будет исключена система двойного учета страховых полисов в бумажном и электронном виде в информационной системе и отчетности страховщиков.

      Оформление ДТП через портал госуслуг

      Оформить дорожно-транспортное происшествие можно будет в электронном виде через портал государственных услуг (федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»). Речь идет о случаях оформления без участия уполномоченных сотрудников полиции, если страховое возмещение — в пределах 100 000 руб. и если нет жертв. Это будет возможно с 01.10.2020.

      ОСАГО для иностранцев

      При пересечении границы РФ водитель транспортного средства по требованию сотрудников таможенных органов обязан представить для проверки страховой полис обязательного страхования либо договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.

      Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию РФ, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или в рамках международных систем страхования.

      Регрессные требования страховщиков

      В Законе № 88-ФЗ уточнен перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный вред.

      Так, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, перейдет право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вред был причинен этим лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или если оно не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Сейчас пока страховщики могут предъявлять регрессные требования только нетрезвым водителям, а отказывавшимся от медицинского освидетельствования водителям грозит штраф 30 000 руб. и лишение водительских прав.

      Также регресс будет возможен, если вред был причинен лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

      Теперь указано, что не допускается предъявление регрессного требования к виновному в дорожно-транспортном происшествии пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате дорожно-транспортного происшествия, а также к его родственникам и наследникам. Эта норма вступила в силу с 01.05.2020.

      ОСАГО для юридических лиц

      Уточнено, что для заключения договора обязательного страхования страхователь (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязан представить страховщику не свидетельство о государственной регистрации, а выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это связано с тем, что сейчас при регистрации регистрирующий орган выдает лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

      Споры о компенсационных выплатах

      Установлена процедура рассмотрения споров по договорам обязательного страхования между страхователями и объединением страховщиков, она будет аналогична процедуре рассмотрения споров между страхователями и страховыми компаниями. При наличии разногласий между страхователем и объединением страховщиков относительно исполнения последним своих обязательств (в том числе по размеру компенсационной выплаты) страхователь, прежде чем предъявить судебный иск, должен будет повторно обратиться к объединению страховщиков с обоснованием своих требований. Объединение страховщиков рассмотрит претензию в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней. При этом к данным отношениям между страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не будут применяться положения Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

      Внимание: вступили в силу важные поправки в закон об ОСАГО

      Поделиться

      Сегодня в России начали действовать новые нормы закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые, вобрав в себя ряд уже установившихся практик, в то же время содержат принципиальные нововведения, о которых весьма полезно знать и не забывать.

      Главное: внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО фактически приравнено к полному его отсутствию. Так, в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.

      «Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, – пояснил в этой связи президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. – Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса. Мы создаем в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, но также хотели бы предупредить автовладельцев о рисках езды с такими полисами – экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей».

      Президент РСА рекомендовал проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику. Также И.Юргенс разъяснил, что право регресса добавлено еще для ряда ситуаций, в частности за отказ от медицинского освидетельствования и частности за употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.

      Кроме того, в новом законе содержатся и другие изменения. Сорректирован перечень документов, предоставляемых владельцем ТС: вместо свидетельства о государственной регистрации ЮЛ представляется выписка из ЕГРЮЛ; в отношении ТС представляется СТС либо свидетельство о регистрации машины, если ТС или самоходная машина зарегистрирована, либо ПТС или ПСМ при заключении договора ОСАГО до госрегистрации; дополнен удостоверением тракториста-машиниста, временным удостоверением на право управления самоходными машинами (аналог водительского удостоверения для самоходных машин); дополнен свидетельством о прохождении ТО тракторов и самоходных машин; дополнен документом, подтверждающими право собственности (до регистрации ТС)/владения (аренда) ТС;

      Если владелец ТС представил ненадлежаще оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик в день обращения сообщает ему об этом. РСА присваивает договору ОСАГО уникальный номер. Конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»). Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, на сайте страховщика не предоставляется возможность оплаты премии, страховщик сообщает о необходимости корректировки заявления.

      Также исключается норма о выдаче страховщиком страхователю электронного договора ОСАГО на бланке строгой отчетности, он может быть распечатан страхователем просто на бумаге. Наконец, электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа (изменения в ПДД пока не внесены).

      Поправки в закон об ОСАГО вступают в силу

      Процесс действия полиса ОСАГО в этом году подвергается существенным изменениям. Связано это с внесением поправок в закон об «автогражданке», которые предполагают новый принцип действия полиса и новые правила расчета выплат. Уже в этом месяце изменения в законе об ОСАГО вступают в силу. Какие именно нововведения следует ожидать, рассмотрели инструкторы по вождению нашего портала.

      Изменения в законе об ОСАГО

      Метод прямого возмещения убытков по ОСАГО

      Итак, если говорить об изменениях в плане выплат по ОСАГО, то здесь ожидаются следующие нововведения: начиная со 2-го августа, при возникновении ДТП убытки пострадавшей стороне будут возмещены методом прямого возмещения. Данная поправка должна помочь снизить процент недобросовестных страховщиков, которые использовали схему с выбором компании, возмещающей убытки. То есть, если вы попали в аварию, и доказано, что вы являетесь пострадавшей стороной, и ущерб нанесен только технике, то обращаться за выплатой вы должны будете в свою страховую компанию.

      Метод прямого возмещения не оставляет альтернатив страховой компании и накладывает на нее обязательства по выплатам ущерба.

      Если же при возникновении ДТП пострадали люди, либо имеется несколько пострадавших машин, то выплатами ущерба будет заниматься страховщик виновника ДТП. Причем автоинструкторы напоминают — следует учесть, что данное изменение будет относиться и к тем, кто уже заключил договора ОСАГО в этом году или ранее.

      То есть, такая схема выплаты ущерба при наличии пострадавших людей или нескольких машин будет касаться абсолютно всех водителей. Также касаться будет всех и метод прямого возмещения.

      ДТП по Европротоколу

      Также важно помнить о Европротоколе. Его применение возможно в том случае, если участниками ДТП являются только два автомобиля, оба владельца имеют на руках действующие полисы ОСАГО, и ущерб причинен небольшой, в рамках указанной суммы. Здесь выплаты ущерба увеличиваются в два раза — сумма выплаты теперь будет составлять 50000 рублей. В таком случае автомобилисты могут не вызывать ГИБДД на место аварии, а самостоятельно оформить документы и получить выплату ущерба без подтверждения инспектором факта аварии. Здесь же изменения в законе будут распространяться только на тех, кто получил полис ОСАГО после второго августа.

      Сам закон о выплатах по Европротоколу будет действовать с 1 октября. Также с 1 октября увеличивается сумма выплат ущерба при обычном оформлении ДТП: сейчас максимальная сумма составляет 120000 рублей, а после вступления в действие поправок — 400000 рублей.

      Мнения экспертов по изменениям ОСАГО

      Эксперты отметили, что изменения, которые касаются выплат по Европротоколу, коснутся только четырех регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Водители не должны забывать о том, что на данный момент поправки будут действовать на правах эксперимента, то есть будет оцениваться эффективность такой схемы оформления аварий. Также не стоит забывать, что оформив документы по Европротоколу, вы должны предоставить сведения об аварии страховой компании в течение пяти рабочих дней.

      К сведениям о ДТП могут быть приложены фото- и видеоматериалы, съемка с видеорегистратора, прочие вещественные доказательства.

      На данный момент схема оформления ДТП по Европротоколу непопулярна среди автомобилистов. Причин этому может быть несколько: и недоверие к такой схеме самих водителей, и недоработки в схеме, в частности, небольшая сумма выплат, и неохотное оформление документов страховыми компаниями.

      Видеоматериал на тему поправок в законе об ОСАГО:

      С 29 октября вступили в силу поправки в закон об ОСАГО

      Теперь недостоверные данные в ОСАГО приравнены к его отсутствию. Как прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс, новые нормы закона как аккумулируют ряд уже установившихся практик, так и содержат принципиальные нововведения.

      Так, в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.

      Президент РСА рекомендовал проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику.

      И.Юргенс также разъяснил, что право регресса добавлено еще для ряда ситуаций, в частности:

    • за отказ от мед. освидетельствования;
    • за употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.
    Смотрите так же:  Корректировка размера платы за отопление при наличии распределителей. Перерасчет отопления формула

    Другие изменения в законе:

  • Перечень документов, предоставляемых владельцем ТС, скорректирован:
  • — вместо свидетельства о гос. регистрации ЮЛ представляется выписка из ЕГРЮЛ;

    — в отношении ТС представляется СТС либо свидетельство о регистрации машины, если ТС или самоходная машина зарегистрирована, либо ПТС или ПСМ при заключении договора ОСАГО до гос. регистрации;

    — дополнен удостоверением тракториста-машиниста, временным удостоверением на право управления самоходными машинами (аналог водительского удостоверения для самоходных машин);

    — дополнен свидетельством о прохождении ТО тракторов и самоходных машин;

    — дополнен документом, подтверждающими право собственности (до регистрации ТС)/владения (аренда) ТС;

  • Если владелец ТС представил ненадлежаще оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик в день обращения сообщает ему об этом.
  • РСА присваивает договору ОСАГО уникальный номер.
  • Конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»
  • Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений: на сайте страховщика не предоставляется возможность оплаты премии, страховщик сообщает о необходимости корректировки заявления.
  • Исключается норма о выдаче страховщиком страхователю электронного договора ОСАГО на БСО, м.б. распечатан страхователем просто на бумаге.
  • Электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа (изменения в ПДД пока не внесены).
  • Эксперт: Поправки в закон об ОСАГО отрицательно скажутся на водителях

    В России начал действовать новый закон об ОСАГО. К чему теперь готовиться водителям, разбирался «Клопс».

    Смотрите так же:  Анализ 10 главы Отцы и дети. Отцы и дети глава 10 спор базарова и кирсанова таблица

    В числе главных изменений — ужесточение требований к полису. Недостоверные сведения в нём теперь приравниваются к отсутствию документа. Если уменьшилась стоимость полиса, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что вред пострадавшему будет возмещен за счёт виновника ДТП.

    Такое решение плохо скажется на потерпевших, считает юрист общества защиты прав автомобилистов Калининградской области Пётр Губенко.

    «Водитель может ошибочно указать место регистрации или фактического проживания. Может вместо киловатт указать лошадиные силы или наоборот. Всё это делает полис недействительным», — говорит Губенко.

    По словам представителей Российского союза автостраховщиков, в ходе масштабной проверки полисов с помощью камер на дорогах выяснилось: половина получателей «писем счастья» не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО. В РСА рекомендуют проверить полисы на сайте союза либо обратиться в свою компанию.

    Страховщики теперь вправе требовать от виновника аварии возместить ущерб, если водитель отказался пройти медосвидетельствование. Ранее иск подавался лишь в том случае, если водитель был пьян.

    «Это тоже плохая новость. Очень часто автомобилисты не проходят эту процедуру по разным причинам: спешат, чего-то не понимают или их хотят «развести». Теперь ещё с них в порядке регресса могут взыскивать деньги за ДТП», — объясняет Губенко.

    В ближайшем будущем отпадёт необходимость возить с собой бумажный полис. Продемонстрировать документ можно на экране телефона или планшета.

    «Это единственный плюс для водителей. Но поскольку в ПДД пункт о предъявлении ОСАГО в электронном виде ещё не внесён, то пока лучше ездить с распечаткой: некоторые сотрудники могут трактовать это как отсутствие полиса и выпишут протокол. В целом изменения акцентированы на правах страховых компаний», — считает Губенко.

    Нововведения коснутся приобретения так называемой «зелёной карты» (green card). Прежде при выезде за границу автовладелец мог купить страховку за пределами нашей страны. Теперь полис нужно получать до пересечения границы — на территории России, так как проверить наличие документа имеют право сотрудники таможенной службы. Речь идёт как о въезде, так и о выезде из страны.

    Смотрите так же:  Где взять кредит под залог бизнеса - ТОП-14 банков, ставки и условия. Кредит под залог на приобретение бизнеса

    С 1 апреля сократится число лазеек для аферистов

    «>придумали, как обманывать страховщиков и автовладельцев при оформлении полиса. О других подводных камнях в ОСАГО можно почитать Подводные камни ОСАГО: что нужно знать калининградским водителям, чтобы не попасть на деньги

    Оформить серьёзную аварию без ГИБДД пока нельзя

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *