Штраф без времени и места

Напомним, что использование комплексов фотовидеофиксации нарушений, которые вычисляют среднюю скорость движения автомобиля на участке дороги, становится довольно популярным. Если раньше они были распространены на дорогах Татарстана и в южных округах, то сейчас их начали активно применять в Подмосковье. Причем для этих целей используют те же комплексы «Автоураган», которые фиксируют и моментальную скорость. То есть комплекс сначала замеряет скорость, с которой под ним проехал автомобиль, а потом еще сверяется с другим комплексом и вычисляет, с какой средней скоростью двигался автомобиль между ними. За любое из превышений — штраф.

Однако у такого тотального контроля оказалось много противников. В итоге депутаты от фракции ЛДПР внесли законопроект, который запрещает наказывать за превышение средней скорости.

По мнению одного из авторов законопроекта, председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, применение наказания, предусмотренного статьей 12.9 Кодекса об административных наказаниях, некорректно, поскольку ни в ней, ни в Правилах дорожного движения нет такого понятия, как «средняя скорость». Для привлечения к ответственности требуется фиксация правонарушения в конкретном месте и в конкретное время.

— Привлечение к административной ответственности на основе догадок, домыслов и расчетов недопустимо, — утверждает Ярослав Нилов.

Законопроектом вносятся изменения в статьи 1.5, 1.7, 1.8 и 12.9 КоАП РФ, предусматривающие, что административное взыскание может быть наложено только в случае фиксации нарушения — превышения установленной скорости движения, нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги — в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время.

Некорректно также привлекать к ответственности по другим статьям КоАП РФ в случае фиксации с помощью автоматических комплексов изменения расположения транспортного средства на полосах движения в начале и в конце участка проезжей части, считает Ярослав Нилов. Напомним, что у нас такие комплексы фиксируют, по какой полосе автомобиль въехал и выехал из тоннеля. Если полоса изменилась — штраф. Никто при этом не учитывает, что на участке, где запрещено перестроение, могла произойти авария или пришлось уступить дорогу «скорой».

Надо сказать, что законопроект получил отрицательный отзыв правительства. Но тем не менее его поддержал Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству.

Первый зампред этого комитета Вячеслав Лысаков также отметил, что люди получают штрафы без всяких законных оснований, поскольку понятия «средняя скорость» нет ни в правилах, ни в КоАП. А что касается отрицательного отзыва правительства, то он напомнил, что его инициатива о введении 50-процентной скидки на штрафы также не была поддержана правительством. А сейчас ее собираются распространить на все штрафы, прописанные в КоАП.

ГИБДД придумала способ наказывать за нештрафуемое превышение скорости

Когда Верховный суд страны уделяет внимание какой-то теме в постановлениях своего пленума, это значит, что проблема действительно стала массовой и, что называется, «назрела». В частности, внимание ВС РФ привлекли многочисленные факты о том, что работники ГИБДД в регионах придумали, как штрафовать спокойно едущих водителей, не превышающих «нештрафуемый» порог превышения скорости.

Только представьте себе: стоит инспектор ДПС на обочине, весь такой нацеленный на пресечение противоправных действий, его начальство ждет, что он как минимум десяток протоколов за смену оформит — а в пределах видимости никто не нарушает! И даже камера фотовидеофиксации в машине не помогает. Что делать? Тупик?

Нет! Пытливый ум владельца полосатой палки всегда изыщет способ сделать водителя виноватым, даже если тот ничего не нарушил. Схема «обилечивания» на ровном месте, оказывается, проста, как все гениальное. Инспектор ставит свою машину с «камерой» в сотне метров после знака ограничения скорости, например — 60 км/ч. И останавливает всех, кто спокойно едет с цифрами 65–70–79 км/ч на спидометре — каждый же знает, что штраф по ч. 2 ст. 12.9 КоАП будет только если разогнаться в этом месте свыше 80 км/ч.

Но инспектор все равно останавливает и начинает с традиционного: «Нарушаем?» На удивленный ответ водителя, что скоростной режим он блюдет, служивый сообщает, что гражданин нарвался не не «скоростную» статью, а на невыполнение «требования знаков и разметки» — того самого ближайшего знака «60»! И по ст. 12.16 КоАП ему положен штраф — 500 рублей.

Сумма, конечно, небольшая, а со «скидкой», положенной при оплате без обжалования, уменьшается на 50%, что и вовсе незаметно для кошелька. Большинство оштрафованных таким образом водителей платит и забывает о произошедшем. А инспектору хорошо: всегда есть возможность быстренько составить кучу протоколов, только на улицу выйди! Очень полезно, когда руководство требует «показать работу».

Информация о подобном «ноу хау» дошла до Верховного суда и в очередном постановлении Пленума он указал, что «за скорость» можно штрафовать лишь по соответствующей статье КоАП — 12.9. По статье 12.16 за превышение скорости нельзя наказывать, даже если водитель превышает ее на «нештрафуемую» величину — меньше 20 км/ч.

Штраф за превышение скорости в 2020 году

В 2020 году Госавтоинспекция вынесла свыше 131 млн. «приговоров» за нарушение ПДД. Из них 87,3 млн. – за превышение скорости. Рекорд абсолютный, отрыв колоссальный: вторые в печальном ТОПе – штрафы за несоблюдение требований знаков или разметки, и это всего 8,6 млн. постановлений. Разница – в 10 раз!

Казалось бы, всё логично: мониторь спидометр, смотри на знаки. Но эти заповеди сдают даже у опытных водителей: на практике не все, кто со стажем, знают, где и какая скорость легальна и сколько платить, если её превысишь.

Кто-то не разобрался в правилах, кто-то рассчитывает «на повезёт», отсюда неутешительная статистика и внушительные штрафы. Камер на дорогах так много, что от Всевидящего Ока не уйдешь, и тут мы не поможем. Но прояснить, где и с какой скоростью ездить, какие штрафы и как сэкономить, вполне реально.

Разные условия – разная скорость. Ориентируемся по обстановке

Глава 10 ПДД гласит: контролируй скорость в зависимости от окружающих факторов. Каких?

  • где дорога (в мегаполисе или далеко за пределами населенных пунктов) и её тип (загородная трасса или автомагистраль, например);
  • вид транспорта (бороздите вы ночные проспекты на мотоцикле, или вы за рулем мощной фуры);
  • выполняемые действия (везёте школьников на экскурсию или транспортируете опасный негабарит).
  • На автомагистрали

    Дорожное покрытие на автомагистралях всегда поддерживается в достойном состоянии

    Здесь разрешена скорость побольше. «Вина» тому – хорошее покрытие.

    • автомобили, мотоциклы и грузовики категории B могут спокойно ехать 110 км/ч
    • чуть меньше – 90 км/ч – допускается для авто с прицепом, автобусов и грузовиков категории С
    • грузовикам с пассажирами и автобусам с детьми особо не разгонишься, да и не стоит: 60 км/ч – безопасная норма
    • если за вами на буксире следует другой транспорт, не выходите за пределы 50 км/ч.
    • За чертой города

      Загородные трассы не так хороши, как автомагистрали. Могут встретиться и ямы, и кочки.

      Верхние границы для дорог, которые НЕ автомагистрали и НЕ расположены в городе:

    • 90 км/ч– мотоциклы, автомобили, грузовики (B), междугородние автобусы
    • 70 км/ч– авто сприцепом, грузовики (С), большие автобусы
    • 60км/ч – грузовики с людьми и автобусы с юными пассажирами
    • 50 км/ч– машины с буксиром
    • Здесь состояние дороги может быть далёким от идеала. Неприятные сюрпризы и преграды возможны, так что внимание и ещё раз внимание.

      В городе

      В городе видимость хуже, а пешеходов больше. Внимание за рулём!

      • не быстрее 60 км/ч. Это для любого транспорта.
      • 50 км/ч – максимум при буксировке.
      • 20 км/ч, если вокруг много людей: нельзя лихачить во дворе или на площадке для велосипедистов.
      • Ограничения объясняются плотным трафиком – и машин, и пешеходов. Плюс – видимость не 100%: вокруг дома, бизнес-центры, киоски и прочие сооружения. Скорость до 60 км/ч оптимальна – доказано, что в её пределах у водителя есть время контролировать ситуацию. Другими словами, есть все шансы избежать аварии.

        Вопреки расхожему мнению, именно 60 км/ч, а не 80 являются предельно допустимой нормой. И то, что штраф выписывают после 80, – не аргумент. При аварии виноват будет авто со скоростью от 61 км/ч. Или тоже виноват, если и за вторым участником имеется нарушение.

        Знаки

        Если вы видите эти знаки, значит, вышеизложенная информация корректируется.

        Превышать цифру, которая «в кружочке», нельзя.

        Разгоняйтесь до 90 км/ч, хоть вы и в городе. Разрешено, так как участок сравнительно безопасен.

        Внимание – фейк! Подделка: максимум допускается «выжать» 130. Нет таких обстоятельств, которые разрешили бы превысить эту скорость. Увидели такой знак? Не отвлекаемся, едем по правилам: в городе – до 60 км/ч, на автомагистрали – до 110.

        Штрафы 2020: сколько «светит» за превышение

        Километры, на которые вы превысили, диктуют размер санкций.

      • за превышение до 20 км/ч наказания нет
      • от 20 до 40 км/ч – 500 руб, инцидент повторился? Ещё раз 500 руб
      • от 40 до 60 км/ч – 1 000 – 1 500 руб. При повторе уже 2 000 – 2 500 руб
      • от 60 до 80 км/ч – 2 000 – 2 500 рублей или лишение прав на 4 – 6 месяцев. Желание снова участвовать в гонке может обернуться лишением на год.
      • от 80 км/ч – 5 000 руб или лишение на 6 месяцев. Во второй раз будут разбираться жёстче и лишат прав на 1 год.
      • Какое нарушение считается повторным? То, которое допущено в течение года с предыдущего.

        Как можно «заработать» наказание?

        Нарушения регистрируются инспекторами ГИБДД или камерами видеофиксации.

        Остановка постовой службой

        Сотрудники ГИБДД определяют превышение, используя мобильные и переносные радары. Первые крепятся к патрульному автомобилю или монтируются на специальной треноге, вторые – ручное оборудование.

        Мобильные радары чаще всего устанавливаются на самых аварийных участках дорог

        Представьте: инспектор останавливает вас и заявляет о нарушении. Что вы вправе требовать:

      • показания, зафиксированные на приборе;
      • доказательства, что показания относятся к вашему авто;
      • сертификат на радар, где указан срок его плановой метрологической поверки и допустимая погрешность.

      Если нарушение в диапазоне предельной погрешности прибора, санкций можно избежать, вопрос будет решён сразу и в пользу водителя.

      Если вина признана, полицейский на месте выносит постановление о штрафе, его копия вручается водителю. Дело ещё серьезнее и грозит лишением? Тогда инспектор формирует административный протокол, который направляется в ГИБДД или суд. Тот же документ оформляется, если водитель отрицает нарушение и с показаниями радара не согласен.

      От ошибок не застрахованы даже доблестные инспекторы, поэтому самостоятельно контролируйте содержание письма. Потом свою правду придётся доказывать уже в суде или органах ГИБДД.

      Видеокамеры

      Вдоль дорог с самым интенсивным движением устанавливаются стационарные радары – они же камеры видеофиксации. Машина проехала на этом участке с запрещённой скоростью? Фото её номера автоматически направлено в информационный центр – здесь формируется постановление об административном нарушении, оно распечатывается и в течение 3 дней заказным письмом высылается собственнику авто. Именно владельцу, и не имеет значения, кто в этот момент находился за рулём.

      Разница между санкциями от дорожной полиции и с камер

      Различия есть, и вот 3 особенности видеофиксации:

    • отделаться простым предупреждением не получится;
    • лишение прав невозможно, но размер штрафа будет максимальным;
    • если лишение вообще не предусмотрено, штраф будет минимальным.
    • Важный момент: в случае с камерами о штрафах вы можете даже не догадываться. Так что не ленитесь регулярно проверять их, иначе не успеете оплатить с 50% скидкой.

      Когда действует скидка 50%?

      20 дней с момента нарушения вы можете сократить штраф в 2 раза. Если не увидели, забыли, не успели, придётся выкладывать всю сумму.

      Когда скидки не действуют вообще:

    • при повторном превышении от 40 км/ч;
    • если водитель пьян или под воздействием наркотиков;
    • при комплексном варианте с повторнымигнорированием красного сигнала светофора выездом на встречку;
    • при одновременном нарушении ПДД по односторонней полосе.
    • Можно ли рассчитывать на скидку? Загляните в постановление, в нём точно сказано – да или нет.

      Где проверить, есть ли штрафы?

      Проверять штрафы онлайн – актуально, быстро и удобно

      Долго искать подходящий онлайн-сервис не придётся – в Интернете их очень много. Среди них, собственно, и официальный сайт Госавтоинспекции https://гибдд.рф.

    • вводим номер авто и номер свидетельства о регистрации ТС;
    • запрашиваем проверку.
    • Перед вами все неоплаченные штрафы. Информация, когда, за что и не истекла ли возможность скидки, прилагается. Здесь же принимается оплата, квитанция «уходит» на вашу электронку.

      Многие сервисы предлагают установить уведомление – так вы сразу узнаете о санкциях или будете в полном спокойствии, что штрафов нет.

      Можно ли оспорить?

      Вы на 100% уверены, что нарушения не было? Тогда боритесь за справедливость и пробуйте оспорить постановление. На практике даже у высокотехнологичных камер случаются ошибки. Чтобы не оплачивать их своими кровными, в течение 10 дней подайте заявление:

    • в орган ГИБДД по месту регистрации, когда за превышение полагается штраф;
    • в суд, если статья, которая грозит водителю, требует судебного решения.
    • О порядке обжалования расскажет инспектор, та же информация представлена в постановлении, направленном почтой.

      Опровергнуть штраф затруднительно, но шансы есть. Чем детальнее описана жалоба, чем больше приложено фактов, пусть даже не подтвержденных экспертами, чем больше фотографий – тем вероятнее ваш успех.

      Штраф за превышение скорости в России может вырасти в шесть раз. А как в других странах?

      Поделиться сообщением в

      Внешние ссылки откроются в отдельном окне

      Внешние ссылки откроются в отдельном окне

      В ГИБДД предложили увеличить штраф за превышение скорости на 20-40 километров в час до 3 тысяч рублей (46 долларов), а также впервые ввести административную ответственность за превышение скорости на 10-20 километров в час.

      Эти нововведения нужны для того, чтобы остановить рост числа дорожно-транспортных происшествий, связанных с превышением водителями скорости, сказал в среду на слушаниях в Госдуме замглавы ГИБДД Олег Понарьин.

      Госавтоинспекция хочет также отменить льготу на своевременную оплату штрафов в 50% для тех, кто часто превышает скорость, заявил Понарьин.

      «Предлагаем исключить для лиц, неоднократно превышающих скорость, возможность уплаты половинки штрафа», — сказал он.

      Однако, отметил замглавы ГИБДД, эти нововведения вступят в силу как минимум через два года, так как необходимо провести мониторинг «скоростных режимов и приведения обстановки дорог в соответствие реальным условиям».

      Сейчас штраф за превышение скорости на 20-40 километров составляет 500 рублей, за превышение на 10-20 километров в час санкций не предусмотрено. Для тех, кто оплачивает свой штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления, действует скидка в 50%.

      Обсуждалось давно

      О том, что ведомство готовит ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения, СМИ пишут с начала года. О грядущем 500-рублевом штрафе за превышение скоростного лимита на 10-20 километров в час писал в феврале «Коммерсант». Там отмечали, что нововведение будет касаться только езды в населенных пунктах.

      В ГИБДД неоднократно высказывались о необходимости уменьшения порога превышения скорости, не облагаемого штрафом. Так, глава ведомства Михаил Черников называл «неправильной» практику, когда водители выбирают скорость по принципу «знак + 20 км/ч». Однако, по его мнению, менять норму можно только после «ревизии улично-дорожной сети».

      В декабре прошлого года правительство поручило МВД и минтрансу подготовить предложения по усилению наказаний за некоторые нарушения ПДД, в частности, превышение скорости, использование «подложных или нечитаемых» номеров, а также нарушение правил стоянки и остановки. Ведомства должны были представить их до 1 марта 2020 года.

      В последний раз штрафы за нарушения ПДД были увеличены в ноябре 2017 года. Например, штраф за отказ пропустить пешехода вырос с 1500 рублей до 2500 рублей.

      Средняя зарплата в России, согласно данным Росстата, в 2020 году составляла 521 340 рублей (8075 долларов) в год.

      А как в других странах?

      Во многих странах штрафы за нарушение скоростного режима предусмотрены даже для минимального превышения — более чем на 1 милю или километр в час. Их размер зависит как от точной скорости, так и от многих других факторов.

      Так, в Великобритании размеры штрафов рассчитываются индивидуально. Минимальный штраф за превышение скорости составляет 100 фунтов (130 долларов). Такую сумму могут назначить тому, кто превысил скорость до 20 (32 км) миль в час. Помимо этого, на водительские права нарушителя могут начислить три штрафных балла. Если он получит 12 баллов за три года, то его на полгода лишат права управления автомобилем.

      В целом в зависимости от показателя превышения, а также других факторов, таких как погода или плотность населения в районе нарушения, штраф в Великобритании составляет от 100 до 1000 фунтов (до 2500 фунтов в случае нарушения на автомагистрали). Сумму определяют из расчета недельного дохода нарушителя — из него вычитают от 50 до 175%. Средняя зарплата в Великобритании, по данным Всемирного банка за 2017 год — 44,3 тысячи долларов в год.

      В США размер штрафа зависит от того, первое ли это нарушение, а также от штата. Как правило, за первое нарушение наказание не столь серьезное, но за последующие штраф может составить 1000 долларов и выше, а можно даже получить тюремный срок. В США также существует система начисления штрафных баллов на права — за повторные нарушения грозит лешение водительской лицензии.

      Например, в Нью-Йорке за превышение на 11-30 миль в час (18-48 км/час) штраф составит 90-300 долларов. В Калифорнии сумма зависит от того, быстрее или медленнее 100 миль в час (160 км/час) ехал нарушитель. Если медленнее, то штраф за превышение до 24 км/час составит 35 долларов, а за среднее превышение на 16-25 миль в час (26-40 км/час) нарушитель выложит 70 долларов.

      Если же ехать быстрее 160 км/час, первое нарушение обойдется в Калифорнии в 500 долларов. Средняя зарплата в США в 2017 году, по данным Всемирного банка, составляла 60,5 тысяч долларов в год.

      В Германии максимальный штраф за превышение скорости составляет 680 евро — столько заплатит превысивший скорость более чем на 70 км/час в городе. Минимальный же штраф — 10-15 евро, столько нужно будет заплатить за превышение до 10 км/час за городом и в городе соответственно. Средняя зарплата в Германии в 2017 году составила 44,5 тысяч долларов в год.

      В Финляндии штрафы за превышение скорости привязаны к зарплате нарушителя. Штраф исчисляется из суммы, которую, исходя из зарплаты, он тратит за день, она делится на два, а затем в зависимости от тяжести нарушения умножается на количество дней. Так, при превышении скорости на 24 км/час сумма умножается на 12. Похожая система подсчета сумм штрафов действует в Швейцарии, Дании и Швеции.

      Госдума считает возможным штрафовать водителей за превышение скорости на 10 км/ч

      Депутаты Госдумы считают возможным снизить до 10 км/ч нештрафуемый порог превышения скоростного режима на дорогах городов, а на трассах предлагают сохранить его на уровне 20 км/ч. Об этом рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству и градостроительству Вячеслав Лысаков, передает «Интерфакс».

      Лысаков отметил, что Госдума предлагает сначала провести ревизию дорог, потом увеличить скоростной режим на трассах и исключить «кормушки» (когда ставят знаки, что идет ремонт, сокращают скоростной режим, но никакого ремонта на самом деле нет) и только после этого говорить о превышении скоростного режима и штрафах.

      Госдума поручила комитету по транспорту и комитету по госстроительству и законодательству получить у МВД статистику нарушений скоростного режима, а у Минтранса узнать, почему на современных федеральных трассах до сих пор действует скоростной режим, введенный в 60-х гг. прошлого века, рассказал Лысаков. По его словам, из ответов министерств на депутатские запросы нельзя однозначно заявить, что превышение скорости является причиной ДТП, поэтому законодательной работы о снижении нештрафуемого порога и повышении штрафов за его нарушение ни в правительстве, ни в Госдуме не ведется.

      В ноябре 2020 г. вице-премьер Максим Акимов поручил МВД и Минтрансу «подготовить предложения» по усилению санкций за ряд нарушений ПДД, в том числе предлагалось вернуть штраф за превышение скоростного порога 10 км/ч, писал «Коммерсантъ». Минтранс и МВД поддержали снижение нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч. Минтранс предложил штрафовать водителей за превышение лимита в 10 км/ч на 500 руб., а ГИБДД настаивала на увеличении размера такого штрафа до 3000 руб.

      Сейчас водители могут превышать скорость, установленную знаком «Ограничение скорости», на 20 км/ч без риска штрафа, штраф за превышение скорости движения свыше 20 и не более 40 км/ч составляет 500 руб.

      Водителей хотят штрафовать за превышение скорости на 10 км/ч

      О том, что в России слишком лояльные правила дорожного движения (ПДД) по части превышения водителями скорости, заговорили уже давно. ГИБДД еще с 2014 года предлагает ввести штраф за превышение скорости на 10-20 км/ч (сейчас водителя штрафуют лишь в том случае, если он превысил скорость больше, чем на 20 км/ч. Напомним, что штрафы за небольшое превышение скорости были отменены с 2013 года.

      Автодорожная инспекция даже разработала законопроект, в котором предлагается штрафовать водителей на 1,5 тысячу рублей за превышение скорости на 10–20 км/ч и на 3 тысячи рублей за превышение на 20–40 км/ч. Но этот законопроект так и остался лежать на полке.

      Идею ужесточить подход к соблюдению скоростного режима поддерживают и в Минтрансе . Теперь на этот вопрос обратил внимание премьер Дмитрий Медведев . Тема всплыла на прошедшем на прошлой неделе «дорожном» совещании в Екатеринбурге . С предложением ввести штраф за превышение скорости на 10 км/ч выступил вологодский губернатор Олег Кувшинников. Медведев отреагировал. По итогам совещания он дал поручение МВД и другим ведомствам проработать вопрос целесообразности» введения штрафа за превышение скорости на 10–20 км/ч. Доклад в правительство на эту тему должен быть представлен в начале декабря.

      По мнению экспертов, перед тем, как ужесточать требования к водителям, для начала надо навести порядок на дорогах и отрегулировать скоростные режимы. Поддерживают эту позицию и в «Единой России». Нередки ситуации, когда на многополосный магистрали за городом стоит знак «60», или знак «90» без всяких предупреждений сменяется на знак «40».

      Штраф за превышение скорости на 10 км/ч: вводить или нет?

      До начала декабря в МВД и других ведомствах должны проработать вопрос целесообразности введения штрафа за превышение скорости на 10 км/ч (вместо действующей ныне нормы — на 20 км/ч). Такое поручение дал правительству премьер Дмитрий Медведев. Однако откуда вообще взялась проблема, которую в последнее время регулярно обсуждают различные чиновники?

      Немного истории

      В 2013 году из КоАП РФ «выпал» пункт о наказании за превышение скорости на 10?20 км/ч. До этого действовал п. 12.9.1, и штраф был, небольшой — 100 рублей, — но был! С 1 сентября того года его отменили. Некоторые чиновники уверяют, что это они сделали для защиты простых автомобилистов от камер видеофиксации, которые в те годы работали неточно, но это не совсем так. На самом деле эта история — об очередной бюрократической ошибке. Тогда в нашем МВД активно разрабатывался проект введения балльной системы, подобной германской или французской.

      Там за нарушения некоторых самых опасных пунктов ПДД кроме штрафов начисляются штрафные баллы. В ФРГ, например, за обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» положено три штрафных балла, за попытку (!) взять в руки телефон, если двигатель уже заведен, — один балл. Набрал восемь баллов — можешь проститься с правами на год.

      Подобную систему хотели ввести и у нас, для чего попытались разделить все правонарушения на опасные и неопасные. Заодно тогда решили отказаться от сторублевых штрафов — мол, на них все равно никто даже внимания не обращает, мелочь… Вот так пункт 12.9.1 попал в длинный список утративших силу летом 2013 года. А потом по разным причинам от введения балльной системы решили отказаться. Как я понимаю, на время. А вот наказания за превышение скорости до 20 км/ч у нас с тех пор нет. Кстати, уже в следующем, 2014 году в МВД разработали законопроект о возвращении штрафа, но в Госдуму он так и не попал. И только в прошлом году московский вице-мэр Максим Ликсутов поднял этот вопрос на совещании в правительстве; его поддержал вице-премьер Максим Акимов.

      А вот теперь — и сам премьер-министр.

      Немного страноведения

      Как ни странно, сегодня мы со своим «нештрафуемым порогом» оказались в уникальной ситуации — такого нет ни в одной стране Европы. Да, там, безусловно, учитывается возможная погрешность прибора фиксации, но она — минимальная: в Германии, например, допуск составляет 3 км/ч при скорости менее 100 км/ч, то есть 3%. В Швеции — не более 1%. И только в братской Беларуси правила несколько более лояльные по отношению к любителям высоких скоростей: наказание последует только в том случае, если вы превысите лимит на 10 км/ч. Собственно, о таком же правиле, видимо, будут вести речь и у нас.

      Кстати, что касается погрешности камер фотовидеофиксации: по ГОСТу она должна составлять от 2 до 3% (для разного типа камер). Но не 20!

      Немного социологии

      Вроде бы действительно, и что такого страшного в небольшом превышении скорости? Но одна из главных причин аварий в России и мире — как раз нарушение скоростного режима. Например, на наших дорогах из-за этого происходит приблизительно треть всех ДТП, а в столице — более половины. А к чему уже привела двойственная ситуация, когда вроде бы скорость движения ограничена знаком «60 км/ч», а на деле все едут чуть быстрее? Вот данные большого опроса, который в этом году проводили ГИБДД РФ и экспертный совет «Движение без опасности». 56% опрошенных считают, что нет ничего страшного в том, чтобы превысить скорость на 20 км/ч; это вообще обычная практика, не представляющая никакой опасности для жизни! И на 21 км/ч тоже не страшно, не опасно, но можно потерять деньги (в виде штрафа).

      Знаю нескольких водителей, которые за год «зарабатывают» по несколько десятков (!) штрафных постановлений за превышение скорости на 22, 23, 25 км/ч.

      Между прочим, если продолжить логическую цепочку, следующий шаг после «мягкого» отношения к знаку, ограничивающему скоростной режим, — наплевательское отношение ко всем дорожным знакам вообще. А что — разве знаки являются обязательными? Нет, не слышал…

      Немного статистики

      В Центре организации дорожного движения Москвы рассказали, что с начала этого года в столице из-за превышения скорости произошло 303 аварии, в которых погибли 35 человек и получили ранения 411. Также в ЦОДД считают, что именно грубые нарушения скоростного режима являются причиной аварий с самым большим количеством жертв. И ссылаются на мировой опыт, рекомендации Всемирной организации здравоохранения и Венской конвенции по дорожному движению. А эти уважаемые организации настоятельно рекомендуют снижать скорость в городах — как правило, до 50 км/ч. Именно такие ограничения действуют сегодня практически во всех странах Европы. У нас же де-факто — 80 км/ч.

      Все дело в физике. При увеличении скорости с 50 до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в два раза. Соответственно, избежать столкновения намного тяжелее, возрастает и опасность для пешехода (действия которого не всегда предсказуемы). Необходимо также учитывать, что на мокром асфальте тормозной путь вырастет еще на 25%.

      Вот простая задачка из учебника для немецких автошкол (взято из реальной жизни). При скорости автомобиля 80 км/ч время реакции (секунды в пересчете на дистанцию) займет 22 метра. Еще водителю потребуется минимум 36 метров для полной остановки, при условии, что асфальт сухой. И если на дорогу выбежал ребенок на расстоянии 36 метров, то он точно погибнет под колесами при скорости 80 км/ч. Почти наверняка он умрет и при скорости автомобиля в 70 км/ч. Получит серьезные травмы при скорости машины около 60 км/ч. А вот если скорость авто 50 км/ч, то водитель, скорее всего, успеет затормозить и избежит аварии.

      Много политики

      Разговоры по поводу того, вводить или не вводить штраф за превышение скорости на 10 км/ч, в обществе идут уже не первый год, но в последние месяцы новости поступают чуть ли не ежедневно. В октябре на совещании в Екатеринбурге в рамках выставки «Дорога-2020» об этом предложил подумать губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Помимо снижения порога ненаказуемой скорости с 20 до 10 км/ч он считает необходимым также установить скоростной лимит в 50 км/ч в населенных пунктах. Как в Европе. Его поддержали столичный вице-мэр Максим Ликсутов, а также главный госавтоинспектор страны генерал Михаил Черников.

      По этому поводу уже успели высказаться (в положительном смысле) вице-премьер Максим Акимов и министр транспорта Евгений Дитрих. И вот на днях подключился к теме и премьер-министр Дмитрий Медведев: он поручил проработать обоснованность возврата штрафа за превышение скорости с 10 до 20 км/ч до 2 декабря.

      Активно против выступают некоторые депутаты, в том числе представляющие и «Единую Россию». По мнению парламентариев, сначала надо привести в порядок скоростные лимиты на трассах, исключив ситуации, когда на многополосной магистрали вдруг появляется знак «60». А сразу за ним — камера видеофиксации. Депутаты порекомендовали правительству сперва провести ревизию улично-дорожной сети, а Генпрокуратуре и Счетной палате предложили проверить действующие региональные системы фотовидеофиксации. В первую очередь — созданные частными компаниями.

      Это объединяет и чиновников, и независимых экспертов — все они призывают немедленно разобраться с камерами, чтобы исключить злоупотребления в регионах, там, где комплексы ставят частные компании. Они работают, как правило, в рамках концессий, но получают доход от каждого выписанного штрафного постановления. Еще зимой вице-премьер Максим Акимов заявил, что «молниеносных» и не прошедших «проверку» решений принимать в правительстве не будут. Но как идут эти «проверки на дорогах»? Во всех ли регионах? И идут ли вообще? Я, например, слышал лишь о том, что подобная ревизия прошла в Московской области. Но коллеги-автомобилисты уверяют, что бессмысленных знаков и спрятанных рядом камер меньше не становится. Таких, говорят, множество в Нижегородской области, Татарстане…

      Смотрите так же:  Как попасть в Президентский полк, или почему мамы отправляют своих сыновей в армию. Семёновский полк требования

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *