§ 3. Меры прокурорского реагирования. Что может предпринять прокурор

Кроме того, прокурор имеет право в случае установления факта нарушения закона освободить своим постановлением лиц, подверг-

ОГ.РМЦ1 HUE H ПРОКУРАТУРУ
нутых административному задержанию по решению несудебных органов, обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства Российской Федерации, субъектов РФ — и муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п 1 ст. 45 ГПК РФ).
Протест
Прокурор или его заместитель в случае издания правового акта, противоречащего закону (ст. 23 Закона) или нарушающего права человека и гражданина (ст. 28 Закона), приносит протест на правовой акт.
Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Например, протест может быть принесен на приказ руководителя организации, устанавливающий продолжительность рабочего дня свыше норм, установленных ТК РФ В случае принесения протеста при осуществлении надзора за соблюдением законов протест может быть принесен также вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган. В обоих случаях — при осуществлении надзора за соблюдением закона и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Протест должен быть обязательно рассмотрен в течение 10 календарных дней с момента его поступления (представительным органом на ближайшем заседании). Прокурор может установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Прокурор также вправе отозвать свой протест, но только до момента рассмотрения его по существу.
О результатах рассмотрения протеста прокурору должно быть сообщено в письменной форме, а в случае рассмотрения протеста на заседании коллегиального органа прокурор должен быть извещен о времени рассмотрения.
Представление
При обнаружении нарушений закона (ст. 24 Закона) или прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Закона) прокурор или его заместитель вносит представление о устранении выявленных нарушений в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, нм способствующих: об этих мерах сообщается прокурору в письменной форме.
Например, в ходе проверки подтвердилась информация о нарушении в организации правил охраны труда Прокурор обязан внести руководителю организации представление об устранении имеющихся нарушений, причин и условий, им способствующих.
Пос гановление
В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости ог характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное псклановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25 Закона, ст.

37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28 4 КоАП РФ).
Например, на основании жалобы профсоюза на лицо, представляющее работодателя, уклоняющееся от ведения переговоров по заключению коллективного договора, прокурор, помимо внесения представления об устранении этого нарушения, выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.28 КоАП РФ. Указанное постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ) (подробнее об административной ответственности в сфере трудовых правоотношений см. соответствующий раздел сборника).
Если в нарушении закона усматриваются признаки преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Привлечение к уголовной ответственности за преступления, связанные с социально-трудовыми отношениями, предусмотрено законодательством в следующих случаях: Если нарушение правил охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, привело по неосторожности к причинению вреда здоровью или смерти человека (ст. 143 УК РФ).

ОБРАЩЬНИР. И ПРОКУРАТУРУ Если имели место необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. по этим мотивам (ст. 145 УК РФ). Если руководитель предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности совершил невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145_1 УК РФ) Если должностное лицо незаконно воспрепятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждает к участию в них, если эти деяния совершены с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения (ст. 149 УК). Если было допущено нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, которое причинило вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ).
Предостережение
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25-1 Закона).
В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Средства прокурорского реагирования как разновидность правовых средств прокурора Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпова А.И., Ковалев А.А.

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся содержательной характеристики средств прокурорского реагирования применительно к возможности ограничения их средствами прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Предпринимается попытка разграничить средства и акты прокурорского реагирования.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карпова А.И., Ковалев А.А.

MEANS OF PROSECUTIONARY RESPONSE AS A VARIETY OF LEGAL PROTECTION AGENCIES

This article discusses issues related to the content characterization of the means of prosecutorial response in relation to the possibility of limiting them by the means of prosecutorial response to the revealed violations of the law. An attempt is being made to distinguish between the means and acts of the prosecutor’s response.

Текст научной работы на тему «Средства прокурорского реагирования как разновидность правовых средств прокурора»

?ПРОКУРОРСКАЯ И ПРАВОЗАЩИТНАЯ

УДК 343.163 №3(14)/2017, с. 63—68

СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ

Алена Игоревна Карпова

магистрант, 1 курса; Институт прокуратуры

ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» E-mail: [email protected]

Рецензент: А. А. Ковалев

кандидат юридических наук

доцент кафедры прокурорской деятельности

УрГЮУ, г. Екатеринбург

Ключевые слова: прокурор, правовые средства, средства прокурорского реагирования, полномочия прокурора, правозащитная функция.

MEANS OF PROSECUTIONARY RESPONSE AS A VARIETY OF LEGAL PROTECTION AGENCIES

This article discusses issues related to the content characterization of the means of prosecutorial response in relation to the possibility of limiting them by the means of prosecutorial response to the revealed violations of the law. An attempt is being made to distinguish between

the means and acts of the prosecutor’s response.

Keywords: public prosecutor, legal means, means of prosecutor’s reaction,

powers of prosecutor, human rights function.

для их реализации, предоставления возможностей для их защиты в случае нарушения.

Однако современные реалии не позволяют говорить о соблюдении в жизни государства, общества гарантированных прав и свобод человека и гражданина. В докладе на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка указал, что «в 2016 году выявлено более 3 млн нарушений прав и свобод граждан.

Современная концепция развития Российской Федерации в период после распада Союза Советских Социалистических Республик характеризуется проведением повсеместных реформ, направленных на обеспечение баланса частного и публичного интереса. Как следует из статей 1, 2, 7, 18 Конституции Российской Федерации, Россия не только признает существование прав, свобод человека и гражданина, но и принимает на себя обязанность по обеспечению условий

Количество поступивших письменных обращений снова увеличилось на 7 %, составив 4,7 млн, а на личный прием к прокурорам обратилось более 1 млн человек» [7].

При таких обстоятельствах особое внимание необходимо уделять потенциалу органов прокуратуры, которые помимо прочих выполняют и правозащитную функцию, имея в числе целей своей деятельности обеспечение верховенства закона, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Анализ законодательства Российской Федерации [26], научных работ в области прокурорского надзора [10, с. 7—8; 2, с. 40; 5, с. 57; 1, с. 31—32] свидетельствует о том, что не только условно, но и практически работу органов прокуратуры не столько можно, сколько необходимо разделить на две составные части, неразрывно связанные между собой. Как отмечает Н. Р. Кореш-никова, «социальная ценность и значимость деятельности прокурора заключается в обеспечении законности, которая реализуется в основном благодаря двум взаимосвязанным элементам: выявлению нарушений закона и реагированию на эти нарушения предусмотренными законом способами» [12, с. 25].

Вся деятельность органов прокуратуры на этапе выявления нарушений закона направлена на познание окружающей действительности, которое предопределяет возможность обнаружения чего-либо. Следовательно, определенная кульминация деятельности органов прокуратуры Российской Федерации приходится именно на этап реагирования, который возможен только по результатам предшествующей познавательной деятельности.

Изучение понятий правовых средств реагирования прокурора, представленных в литературе, является основанием для утверждения, что в настоящее время не существует какой-либо определенной позиции не только относительно понятия правовых средств реагирования прокурора, но и понимания в целом правовых средств прокурора.

Для наиболее полного и многостороннего раскрытия природы и сущности средств прокурорского реагирования необходимо обратиться, в первую очередь, к пониманию правовых средств прокурора как наиболее общей правовой категории.

В общем виде позиции ученых, касающиеся характеристик правовых средств прокурора, сводятся к следующему: формы реализации полномочий прокурора, полномочия

прокурора, правовые действия прокурора, меры борьбы с правонарушениями.

Так, С. И. Герасимов определяет правовые средства как предусмотренные законодательством формы реализации полномочий прокурора, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона [14, с. 140].

Правовые средства по мнению К. И. Амир-бекова, М. А. Магомедова представляют собой юридические акты, каковыми могут быть акты-решения и внешне проявляемые вербальные акты-действия прокурора, с использованием которых прокурор реализует свои полномочия (представление, протест, беспрепятственное посещение поднадзорной организации, выступление в суде и т. п.) [2, с. 39—44].

Необходимо отметить, что в советское время некоторыми авторами разграничение полномочий прокурора и правовых средств прокурора не проводилось. Между ними фактически ставили «знак равенства». В частности, позиции фактического равенства полномочий прокурора и правовых средств придерживались Б. А. Галкин [20, с. 48], М. А. Маляров [19, с. 34—35]. И в наше время можно встретить схожую позицию: так, В. Г. Камышов определяет полномочия прокурора по выявлению нарушений личных прав и свобод человека и гражданина какустановленные законодательством правовые средства организационно-функциональной и организационно-процессуальной деятельности, реализуемые в определенных формах и позволяющие достичь обозначенной цели [21, с. 94].

Указанное соотношение представляется неверным, методологически неточным, поскольку правовые средства прокурора представляют собой родовое понятие по отношению к полномочиям. Следовательно, полномочия уже вбирают в себя правовые средства, но не ограничиваются ими.

Правовые средства прокурора по мнению Н. Р. Корешниковой охватывают регламентированные законом действия прокурора, опосредованные его полномочиями, предоставленными ему законом, и направленные на выполнение возложенных на него функций [12, с. 14].

М. В. Вызова напротив отрицает возможность определения правовых средств прокурора посредством оперирования и избрания в качестве первоначальной единицы действия прокурора. Так, она отмечает, что правовые средства прокурора есть формы реализации законодательно закрепленных

полномочий прокурорам не законодательно закрепленные действия прокурора или законодательно закрепленные формы реализации полномочий прокурора [4, с. 26—27].

Указанная неопределенность в понимании правовых средств прокурора полностью находит свое отражение и при определении содержательной характеристики средств прокурорского реагирования

Обращает на себя особое внимание позиция А. Д. Зверева, который определяет средства прокурорского реагирования, их соотношение со средствами выявления нарушений закона через оперирование понятиями «метод» и «форма», исходя из того, что «термин «метод» чаще применяется к действиям, направленным на выявление нарушений законов, а термин «форма» — к действиям, направленным на устранение выявленных нарушений закона, содержание которых составляют закрепленные в нормах права или выработанные практикой способы и приемы» [10, с. 8—9].

Смотрите так же:  Приложение 3. Отдел по несовершеннолетним в ставрополе

Кроме того, правовые средства реагирования понимаются в юридической литературе как «предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров по устранению выявленных нарушений законности, причин и условий, им способствующих, привлечению к ответственности виновных лиц» [16, с. 11; 22, с. 163], «реализация результатов проверок по фактам выявленных нарушений» [6, с. 70—71].

Примечательно, что некоторые авторы не выделяя правовые средства прокурорского реагирования в общем виде, ограничиваются выделением средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения, например, как «формы реализации его законодательно закрепленных надзорных и ненадзорных полномочий по реагированию на выявленные нарушения закона, направленные на устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий, профилактику правонарушений, привлечение виновных лиц к установлен ной законом ответственности» [3, с. 70—73], как «меры кустранению выявленных нарушений закона и недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц» [25, с. 204—205].

Указанное свидетельствует о том, что наиболее распространенной в научном обществе является позиция, предполагающая ограничение средств прокурорского реагирования средствами реагирования на выявленные нарушения закона. Однако

данная позиция отнюдь не может быть признана обоснованной.

Исследование такой правовой категории как «правовые средства прокурора», установление внутреннего ее содержания предполагает рассмотрение всей деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации без учета специфики, которая присуща каждому из направлений деятельности органов прокуратуры. Принимая во внимание то обстоятельство, что реализация прокурором полномочий по применению правовых средств реагирования прокурора является закономерным продолжением действий по выявлению нарушений закона, определенным этапом осуществления прокурорской деятельности [4, с. 28], необходимо учитывать все возможные результаты, полученные в результате проведения прокурорской проверки, применения правовых средств прокурора по выявлению нарушений закона.

Следовательно, средства прокурорского реагирования не могут быть ограничены выделением средств реагирования на выявленные нарушения закона. Учитывая возможность признания действий законными, в данную категорию, помимо прочего, необходимо включать и средства прокурорского реагирования на правомерные действия. Правомерное действие является одним из внешних проявлений правомерного поведения, под которым понимается «социально полезное, дозволенное и (или) разрешенное правом действие или бездействие субъектов права, нацеленное на реализацию интересов, гарантируемых и охраняемых государством» [23, с. 15—16].

Несмотря на наличие в литературе обособления, в числе прочих, средств прокурорского реагирования на правомерные действия, стоит признать, что они ограничены рамками надзорных, процессуальных средств [8, с. 118; 11, с. 12]. Представляется, что установление таких пределов не соответствует не только законодательству Российской Федерации, но и практике деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Так, согласно п. 14 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, то в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации). Соответственно, не выявление нарушений закона в ходе проверочных

мероприятий свидетельствует о том, что все действия поднадзорного субъекта, сама их деятельность и иные обстоятельства соответствуют законодательству Российской Федерации, являются правомерными действиями.

Следовательно, составление в рамках осуществления деятельности по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина акта, имеющего своим содержанием указание на то, что в ходе проведения проверочных мероприятий нарушений закона не выявлено, также может быть отнесено к правовым средствам реагирования прокурора на правомерные действия.

Точное и наиболее полное исследование такой правовой категории как правовые средства реагирования прокурора возможно только при выделении в составе как средств реагирования прокурора на выявленные нарушения закона, так и средств реагирования прокурора на правомерные действия, не ограничиваясь при этом возможностью применения указанных средств таким направлением надзорной деятельности прокурора, как осуществление прокурорского надзора за исполнением законом органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Кроме того, необходимо акцентировать внимание на соотношении средств и актов прокурорского реагирования, потому как неопределенность в понимании правовых средств прокурора полностью находит свое отражение и при определении содержательной характеристики средств прокурорского реагирования и разграничении их с актами прокурорского реагирования. Определенные неясности вносят и нормативно-правовые акты Генерального прокурора Российской Федерации, документы,утвержденные Генеральным прокурором Российской Федерации, которые закрепляют возможность и необходимость применения мер прокурорского реагирования [15, 17, 18]. Следовательно, и такая правовая категория как «мера прокурорского реагирования» нуждается в разграничении, определении соотношения со средствами и актами прокурорского реагирования.

В литературе неоднократно отмечалось, что средство и акт прокурорского реагирования взаимосвязаны, но не тождественны по своему содержанию [9, с. 11; 16, с. 21], однако ученые не могут прийти к единому знаменателю относительно установления их

соотношения, основания для разграничения и роли в деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.

Так, А. П. ?туканов считает, что «акты прокурорского реагирования — это форма реагирования прокурора на выявленные нарушения законов» [24, с. 143], разделяя мнение В. Г. Мелкумова о том, что под формами реагирования понимаются «мероприятия, осуществляемые прокурором в процессе реагирования на выявленные нарушения законов для устранения этих нарушений и обстоятельств, им способствующих, а также в целях привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законов» [13, с. 102]. Е. Р. Ергашев поддерживает точку зрения, что актом прокурорского реагирования выступает «специфическое установленное законом правовое средство, применяемое указанными в законе должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий» [8, с. 118].

Средство прокурорского реагирования — это совокупность действий, опосредованных полномочиями прокурора. Акт же прокурорского реагирования — это определенный результат реализации средства прокурорского реагирования на практике, претворения в жизнь предоставленных ему полномочий. Вышеизложенное соотношение средства и акта прокурорского реагирования исходит из того, что акт прокурорского реагирования, в первую очередь, является актом правоприменительным, следовательно, рассмотрение средства и акта прокурорского реагирования в одной плоскости недопустимо. Определения соотношения средств прокурорского реагирования возможно только в отношении полномочий, пре-доставленных прокурору для необходимого реагирования, поскольку обе из указанных правовых категорий исходит из определения в качестве первичного элемента действий прокурора.

Из понимания акта прокурорского реагирования как юрисдикционного акта исходит и Н. В. Корешникова, определяя акт прокурорского реагирования как «специфическое правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, представляющее собой документ юрисдикционного характера, применяемыйуказанными взаконе должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления надзорных и ненадзорных функций» [12, с. 175]. Однако при, как представляется, верном определении самой сути акта прокурорского реагирования

вывод о принадлежности акта к средствам прокурорского реагирования представляется ошибочным.

С. Е. Якушева при определении юридических актов органов прокуратуры выделяет в качестве вида юридических актов правоприменительные акты, а также акты прокурорского реагирования, где содержание правоприменительных актов ограничивается включением туда правовых актов, во-первых, только руководителей органов и учреждений прокуратуры, во-вторых, выносимых только по вопросам организации работы по осуществлению функции распределения обязанностей. Такое ограничение видится необоснованным, поскольку акт прокурорского реагирования характеризуется такими признаками как: наличие полномочий по реализации права; наличие в правоприменительном акте императивного

элемента, обязательного для исполнения субъектами, которым акт адресован, наличие определенной формы, цель принятия правоприменительных актов заключается в индивидуальном регулировании общественных отношений, всегда приурочен к конкретному случаю [27, с. 20—21].

Следовательно, акт прокурорского реагирования может и должен квалифицироваться как определенный результат деятельности прокурора, представленным в виде правоприменительного акта, имеющего в своем основании нормы права, во-первых, определяющие его полномочия на вынесение данного правоприменительного акта, а во-вторых, предусматривающие эталон поведения, образец определенных действий, противоречием которых признаны действий поднадзорного объекта и (или) субъекта.

1. Алексеев, С. Л. Прокурорский надзор : учебное пособие / С. Л. Алексеев, Н. Р. Вотчель : под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ф. Н. Багаутдинова. — Казань : Информ.-технологич. центр ACO, 2014.

2. Амирбеков, К. И. Полномочия прокурора и их классификация / К. И. Амирбеков, М. А. Магомедов // Юридический мир. — 2016. — № 2.

3. Вызова, М. В. Понятие и соотношение актов прокурорского надзора и актов прокурорского реагирования / М. В. Вызова // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2008. — № 3 (6) — С. 70—73.

4. Вызова, М. В. Представление прокурора : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.11 / М. В. Вызова. — Екатеринбург, 2009.

5. Быкова, Е. В. Современные задачи российской прокуратуры / Е. В. Быкова, М. В. Парфенова // Российская юстиция. — 2013. — № 11.

6. Гулягин, А. Ю. Прокуратура в системе правоохранительных органов административной юрисдикции / А. Ю. Гулягин : под ред. В. П. Рябцева. — М.: Юрист, 2012.

7. О состоянии законности и правопорядка в 2016 году и о проделанной работе по их укреплению: доклад Генерального прокурора Российской Федерации // Офиц. сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — URL: https://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-1187305/ (дата обращения: 03.05.2017).

8. Ергашев, Е. Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры / Е. Р. Ергашев // Российский юридический журнал. — 2007. — № 1 (53).

9. Ергашев, Е. Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования : учеб. пособие / Е. Р. Ергашев. — Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2008.

10. Зверев, А. Д. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства : автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.05 — Трудовое право /А. Д. Зверев. — М., 1972.

11. Кожевников, О. А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и представительное следствие : учеб. пособие / О. А. Кожевников. — Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2006.

12. Корешникова, Н. Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения законов: дис. канд. юрид. наук: 12.00.11 / Н. Р. Корешникова. — Екатеринбург, 2010.

13. Мелкумов, В. Г. Вопросы теории и практики прокурорского надзора / В. Г. Мелкумов.—Душанбе, 1965.

14 Настольная книга прокурора // под. ред. С. И. Герасимова. — М.: Эколит, 2002.

15.0 методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях : письмо Генерального прокурора Российской Федерации от 27.02.2004 № 36-12-2004 // СПС «КонсультантПлюс».

16. Пригорща, П. А. Требование прокурора как средство обеспечения исполнения закона: теоретические и практические аспекты : дис . канд. юрид. наук: 12.00.11 / П. А. Пригорща. — Екатеринбург, 2011.

17.0 реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона : приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.04.2015 № 179 // СПС «КонсультантПлюс».

18. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 // СПС «КонсультантПлюс».

19. Прокурорский надзор в СССР: учебник/ под ред. М. А. Малярова. — 2-е изд., испр. и доп. — М„ 1969.

20. Прокурорский надзор в СССР : учебник / под ред. Б. А. Галкина. М., 1982.

21. Камышов В. Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.11 / Камышов Владислав Геннадьевич [Место защиты: Моск. гуманитар, ун-т].

22. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под ред. Ю. Е. Винокурова. — М., 2004. — 163с.

23. Прусаков, А. Д. Действие и бездействие как формы юридически значимого поведения: автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.01 — Теория и история права и государства; История учений о праве и государстве / А. Д. Прусаков; науч. рук. В. Л. Кулапов. — Саратов,2008.

24. Стуканов, А. П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации / А. П. Стуканов. — Спб., 2000.

25. Сухомлинова, М. П. Роль органов прокуратуры в обеспечении баланса частного и публичного интересов в сфере частной собственности / М. П. Сухомлинова // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 8. — с. 204—205.

26. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СПС «КонсультантПл юс».

27. Якушева, С. Е. Юридические акты органов прокуратуры Российской Федерации : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.01 / Якушева Светлана Евгеньевна; [Место защиты: Сарат. гос. акад. права]. — Саратов, 2007.

9. 7. К вопросу о понятии и сущности актов прокурорского реагирования современной российской прокуратуры Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корешникова Нелли Расуловна

Последние изменения в законодательстве РФ предусматривают новые полномочия прокурора по реагированию на выявленные нарушения закона. В связи с чем, в науке возникла полемика о их месте в системе правовых средств прокурора, а так же к каким видам актов реагирования прокурора их относить. Что бы ответить на подобные вопросы необходимо четко представлять себе природу и основные признаки актов прокурорского реагирования .

Смотрите так же:  Требования надзорных органов к автосервису. Требования к услугам автосервиса

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корешникова Нелли Расуловна

To a question on concept and essence of acts of public prosecutor’s reaction of modern Russian Office of Public Prosecutor

Last changes in the legislation of the Russian Federation provide new powers of the public prosecutor on reactions to the revealed law-breakings. In this connection, in a science there was a polemic about their place in system of legal means of the public prosecutor and as to what kinds of acts) of reaction of the public prosecutor of them to carry. What to answer similar questions it would be necessary to imagine precisely the nature and the basic attributes of acts of public prosecutor’s reaction.

Текст научной работы на тему «9. 7. К вопросу о понятии и сущности актов прокурорского реагирования современной российской прокуратуры»

?9.7. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ АКТОВ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ

Корешникова Нелли Расуловна, аспирант. Место учебы: кафедра прокурорской деятельности, Уральская государственная юридическая академия, г. Екатеринбург. E-mail: [email protected]

Аннотация: Последние изменения в законодательстве РФ предусматривают новые полномочия прокурора по реагированию на выявленные нарушения закона. В связи с чем, в науке возникла полемика о их месте в системе правовых средств прокурора, а так же к каким видам актов реагирования прокурора их относить. Что бы ответить на подобные вопросы необходимо четко представлять себе природу и основные признаки актов прокурорского реагирования.

Ключевые слова: средства прокурорского реагирования, полномочия прокурора, надзорная и ненадзорная деятельность прокурора, признаки актов прокурорского реагирования.

TO A QUESTION ON CONCEPT AND ESSENCE OF ACTS OF PUBLIC PROSECUTOR’S REACTION OF MODERN RUSSIAN OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR

Koreschnikova Nelli Rasulovna, postgraduate student. Place of study: public prosecutor’s activity chair, Ural state legal academy, Ekaterinburg. e-mail: [email protected]

Annotation: Last changes in the legislation of the Russian Federation provide new powers of the public prosecutor on reactions to the revealed law-breakings. In this connection, in a science there was a polemic about their place in system of legal means of the public prosecutor and as to what kinds of acts) of reaction of the public prosecutor of them to carry. What to answer similar questions it would be necessary to imagine precisely the nature and the basic attributes of acts of public prosecutor’s reaction. Keywords: means of public prosecutor’s reaction, power of the public prosecutor, supervising and not supervising activity of the public prosecutor, attributes of acts of public prosecutor’s reaction.

Особое место среди средств прокурорского реагирования занимают акты прокурорского реагирования. Понятие «средства прокурорского реагирования» и «акты прокурорского реагирования» взаимосвязаны, но не тождественны. Средства прокурорского реагирования определяются полномочиями прокурора по устранению нарушений закона, и реализуются по средством актов прокурорского реагирования. Следует отметить, что законом не определено понятие акта прокурорского реагирования и форма его выражения. Но поскольку правовые средства представляют собой регламентированные законом действия прокурора, изложенные, как в устной, так и в письменной форме, то акты прокурорского реагирования — это действия прокурора, отраженные в письменной форме. Другими словами, понятие «средства прокурорского реагирования», направленные на устранение нарушений закона, является абстрактным, его непосредственным материальным выражением являются «акты прокурорского реагирования».

Таким образом, акты прокурорского реагирования одна из составляющих средств прокурорского реагирования.

Для некоторых средств прокурорского реагирования не установлена специальная форма. Так, заключения прокурора при рассмотрении в суде уголовного дела может быть дано им устно. Это средство прокурорского реагирования, однако, актом прокурорского реагирования такое заключение станет, будучи закреплённым в соответствующем документе — протоколе судебного заседания. Действия прокурора по устранению нарушений неотделимы от документа, в котором находят отражение. В этой связи рассматривая акты прокурорского реагирования, как письменные документы, нельзя проигнорировать и порядок деятельности прокурора по устранению нарушений закона.

Акт прокурорского реагирования обладает рядом признаков:

1. Акты прокурорского реагирования всегда выражаются в письменной форме. По сути являясь документальным выражением установленных законом правовых средств реагирования прокурора на нарушения законности.

2. Вынесение акта реагирования — единоличное решение должностных лиц прокуратуры уполномоченных законом на использование правовых средств реагирования. Даже в тех случаях, когда принятию акта предшествовало его коллективное обсуждение.

3. Акт прокурорского реагирования носит обязательный характер, поскольку обязывает другой орган или должностное лицо реагировать на него установленным законом образом. В случае несоблюдения законных требований прокурора лицо, которому вынесен акт прокурорского реагирования, привлекается к административной ответственности. Прокурор — представитель государства, от имени которого он осуществляет надзор за точным исполнением законов, т.е. обладает особым статусом. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права, т.е. в каждом акте прокурора выражается государственно-властная воля.

4. Акты прокурорского реагирования на нарушения законности — индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами права (нарушениями законов). Иными словами имеют конкретный адресат.

5. Акт прокурорского реагирования служит юридическим фактом, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, Акт прокурорского реагирования обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внёсшего его.

6. Акты реагирования, направлены на реализацию юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенной ситуации и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функцию индивидуального регулирования.

7. Правовой акт прокурора — одно из проявлений его деятельности по охране законности, поэтому сам этот акт должен быть принят строго на основании и во исполнение закона. Таким образом, акты прокурора, являясь документом применения права. Эти акты не могут создавать новых норм.

8. Акты реагирования должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

9.Акты прокурора — документы юрисдикционного характера и должны иметь структуру, состоящую из четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (протест, иск, постановление, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решения, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируются, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и каким способами совершены действия, т.е. фактические характеристики выявленного нарушения.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и их обоснование, указание на официальное разъяснение применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался прокурор (юридический анализ выявленного нарушения).

В результативной (заключительной) части формулируется решение по делу, приводиться требование или решение прокурора.

Зачастую в литературе по прокурорскому надзору рассматриваются понятие не актов прокурорского реагирования, а актов прокурорского надзора, не учитывается обстоятельство, что это разные правовые категории. Отметим еще раз, что средства реагирования используются прокурором, как в надзорной, так и в не надзорной деятельности, соответственно акты прокурора, принимаемые им при осуществлении надзорной функции — акты прокурорского надзора. Таким образом, акты надзора это разновидность актов реагирования прокурора, принимаемые им в связи с выполнением полномочий связанных так же с реагированием на вывяленные нарушения закона и направленные на их устранение, но используемые как в надзорной так и в не надзорной деятельности. Вместе с тем целесообразно рассмотреть приведенные понятия актов прокурорского надзора, с целью исследования понятия акта прокурорского реагирования, обобщив накопленный опыт отечественных ученых.

Так С. Г. Березовская, под актами прокурорского надзора понимала основанные на полномочии прокурорского надзора действие прокурора облеченное в определенную форму1 (под формами автором понимаются правовые средства прокурора). Применительно к нашему исследованию актов прокурорского реагирования, мы говорим о том, что не все действия прокурора имеющее выражение в «определенной форме» можно отнести к актам прокурора, а только действия связанные с реагированием на выявленные правонарушения.

Другой автор относил к актам прокурора, составленные в определенной форме документ, в котором содержится требование прокурора по тем или иным вопросам2. Представляется, что данное определение не отражает полностью специфику рассматриваемого понятия, его сущность, кроме того не все акты содержат требование об устранении правонарушения: так, не

1 С. Г. Березовская. Прокурорский надзор в советском государственном управлении. 1954, С.73.

2 Тагунов Е.Н. О юридической силе актов прокурора по общему надзору // Вопросы советского административного права на современном этапе, М.: Госюриздат, 1963, С. 126-133.

имеет в своем содержании признака требования заявления и иски направляемые прокурором в суды или арбитражные суды.

А.Я. Сухарев, дает понятие актов прокурорского надзора, как предусмотренное федеральными законами правовое средство реализации полномочий прокуратуры, используемых прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции РФ и федеральных законов, прав и свобод человека и гражданина, а так же, охраняемых законом интересов общества и государства, проверки этих нарушений и принятия мер к восстановлению нарушенной законности3. Аналогичное понятие определено Герасимовым в Настольной книге прокурора. В данном случае, авторы по сути отождествляют акты прокурора с правовыми средства, что в действительности не является верным.

Г.П. Химичева напротив, совсем опускает понятие правовые средства и рассматривает акты прокурорского надзора через призму полномочий прокурора, точнее говоря, акты прокурорского надзора — «форма полномочий прокурора»4. Ю.Е. Винокуров так же определяет акты прокурорского надзора как специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий5. Е.Р. Ергашев определяет акты прокурорского реагирования как специфические установленные законом правовые средства, применяемые указанными в законе должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий6. Выше перечисленные определения правовой дефиниции актов не полностью отражают специфику данного явления.

Целесообразно напомнить, что средства реагирования прокурора на нарушения закона определяются его полномочиями по их устранению (отметим еще раз, что не все полномочия) и представляют собой предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих и привлечению виновных к ответственности. А материальным выражением принимаемых прокурором правовых решений являются издаваемые им правовые акты, служащие фактическим закреплением использования того или иного правового средства. Исходя из выше изложенного акты прокурорского реагирования — это предусмотренные законом, составленные в определенной письменной форме документы юрисдикционного характера, отвечающие требованиям обоснованности, законности и целесообразности, применяемые указанными в законе должностными лицами органов прокуратуры, посредством которых реализуются нормативно закрепленные правовые средства реагирования прокурора в процессе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий. Такое определение позволяет подчеркнуть неразрывное единство содержания и формы акта, что имеет

3 Прокурорский надзор: Учебник для вузов — 3-е изд. , перераб. и доп. / под. ред. А.Я. Сухарева. М.: изд-во Норма, 2009. С. 19-20.

4 Прокурорский надзор в Российской Федерации.: Учеб/ Под. ред. Химичевой Г.П. М.: Юнити, «Закон и Право», 2007. С. 96.

5 Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под. ред. Винокурова Ю.Е. М.: Юрайт-Издат, 2008, С.160.

6 Ергашев Е.Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры // Российский юридический журнал. № 1, Екатеринбург: изд-во УрГЮА, 2007, С. 116-119.

весьма важное значение для рассмотрения природы и характерных свойств.

Законодательством предусмотрено достаточно много разновидностей актов реагирования.

Акты прокурорского реагирования можно классифицировать по различным основаниям. Выделяют следующие виды актов прокурорского реагирования:

1) по сфере применения: общие и специальные7;

2) по характеру: предупредительные, пресекательные и карательные8.

3) по функциональному назначению: надзорные и ненадзорные9;

1. Общие акты применяются в качестве мер прокурорского реагирования во всех отраслях надзора и при осуществлении всех направлений деятельности. К числу общих актов относится, например, протест прокурора, внесение представления об устранении нарушений законов.

Специальные акты прокурорского реагирования характерны для отдельных отраслей надзора и направлений деятельности (например, иск прокурора в суд).

2. Предупредительные акты прокурорского реагирования основным назначением имеют предупреждение возможного нарушения закона (характерный при мер предупредительного акта — предостережение прокурора).

Пресекательные акты используются прокурором как средство пресечения пролонгированных нарушений (например, состояние длящегося нарушения ввиду принятия незаконного акта) или нарушений постоянно совершаемых (например, нарушения, постоянно допускаемые администрацией при даче согласия на продажу квартир лицам имеющим несовершеннолетних детей). В качестве примеров пресекательные актов можно принести протест, представление прокурора.

Смотрите так же:  Доверенность на дарение квартиры: образец документа. Доверенность на оформление дарственной на дом образец

Карательными актами являются оформленные надлежащим образом действия прокурора, направленные на привлечение виновных в нарушении законов лиц к установленной законом ответственности. Яркими примерами карательных актов являются постановление о возбуждении административного производства. Карательным актом может быть и представление, если с его помощью прокурор использует такое средство реагирования как требование привлечения лиц к материальной или дисциплинарной ответственности.

3. Акты реагирования являясь правовыми средствами прокурора по выполнению возложенных на него функций, так же подразделяются на надзорные и не надзорные акты прокурора. К надзорным относятся акты, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции. Это протест, представление, предостережение и постановление прокурора. К не надзорным актам прокурорского реагирования от-

7 Калинин В.Н. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона // Следователь. Федеральное издание. № 4, М., 2004, С. 55-61; . Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под. ред. Винокурова Ю.Е. М.: Юрайт-Издат, 2008.; Прокурорский надзор в Российской Федерации.: Учеб/ Под. ред. Химичевой Г.П. М.: Юнити, «Закон и Право», 2007.; Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб./ Под. ред. Коробейникова Б.В., Баскова В.И., М.: Зерцало-М, 2002.

8 Калинин В.Н. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона // Следователь. Федеральное издание. № 4, М., 2004, С. 55-61.

9 Ергашев Е.Р. Понятие и классификация правовых средств,

применяемых органами прокуратуры // Российский юридический

журнал. № 1, Екатеринбург: изд-во УрГЮА, 2007, С. 116-119.

носятся — представление, а также жалоба прокурора, принесенные на незаконный судебный акт.

Некоторые авторы различают устные и письменные акты прокурорского реагирования10. С такой классификацией вряд ли можно согласиться, поскольку любое действие прокурора, направленное на устранение нарушений закона, должно найти отражение в соответствующем документе. Как правильно заметил Б. В. Коробейников и В.И.Басков, акты прокурорского реагирования носят процессуальный характер, в связи с чем их должны составлять в определённой форме11. Безусловно, что наряду с использованием письменного акта прокурорского реагирования прокурор может устно разъяснить его сущность, потребовать устранения нарушений и т.д. Что касается выделение устных актов, это противоречит признаку акта, который является, прежде всего письменным документом. Правовые средства могут выражаться в устной форме, например выступление прокурора с заявлением в судебном заседании происходит именно в такой форме, но данное правовое средство фиксируется в протоколе судебного заседания, т.е. облекается в письменную форму.

Всем акты прокурора, направляемые государственным органам, общественным организациям, должностным лицам, должны быть написаны на бланке прокуратуры, в котором заполняются все необходимые данные.

Акты реагирования прокурора должны быть относительно краткими и в то же время должны содержать все необходимые реквизиты.

По общему правилу, законодатель не связывает характер нарушения с определённым актом реагирования. Прокурор вправе использовать тот акт, который окажется наиболее действенным в данной конкретной ситуации. Не исключается и одновременное использование и нескольких актов. Так, реагируя на незаконный правовой акт, прокурор может внести на него протест и представление об устранении причин нарушения закона и условий, им способствующих. Однако в некоторых случаях характер нарушений обязывает прокурора принять строго определенные решения. Так, если установлено, что лицо незаконно подвергнуто административному задержанию

несудебными органами, прокурор обязан вынести постановление об освобождении лица и т.д.

Акты прокурорского реагирования должны быть своевременным и по возможности оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адекватным и законченным. Только при этом меры прокурорского реагирования будут наиболее результативными.

1. Березовская С.Г. Прокурорский надзор в советском государственном управлении. Общий надзор. М.: Госюриздат, 1954.

2. Ергашев Е.Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры // Российский юридический журнал. № 1, Екатеринбург: изд-во УрГЮА, 2007, С. 116-119.

10 Настольная книга прокурора/колл. авт. Под ред. С.И. Герасимова.М.: Щит-М, 2002.

11 Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб./ Под. ред. Коробейникова Б.В., Баскова В.И., М.: Зерцало-М, 2002., С. 145.

3. Калинин В.Н. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона // Следователь. Федеральное издание. № 4, М., 2004, С. 55-61.

4. Настольная книга прокурора/колл. авт. Под ред. С.И. Герасимова. М.: Щит-М, 2002.

5. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под. ред. Винокурова Ю.Е. М.: Юрайт-Издат, 2008.

6. Прокурорский надзор: Учебник для вузов — 3-е изд. перераб. и доп. / под. ред. А.Я. Сухарева. М.: изд-во Норма, 2009. С. 19-20.

7. Прокурорский надзор в Российской Федерации.: Учеб/ Под. ред. Химичевой Г.П. М.: Юнити, «Закон и Право», 2007.

8. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб./ Под. ред. Коробейникова Б.В., Баскова В.И., М.: Зерцало-М, 2002.

9. Тагунов Е.Н. О юридической силе актов прокурора по общему надзору // Вопросы советского административного права на современном этапе, М.: Госюриздат, 1963, С. 126-133.

На статью Н.Р. Корешниковой «К вопросу о понятии и сущности акпм прокурорскогс реагирования современной российской прокуратуры»

В теории прокурорского надзора с советских времен прочно утвердилась применение актов прокурорского реагирования, как основного правового средства реат нрования на выявленные нарушения шона применяемые должностными лицами прокуратуры. Понятие и сущность отдельных видов актов прокурорского реагирования, характеризуются строго определенными при знаками и практикой применения. Однако существуют обобщенные признаки, которые присущи всем беї исключения актам проку рорского реагирования в не зависимости от их вида. Кроме того в связи с последними изменениями законодательства Российской Федерации, установлены новые полномочия прокурора в частности выносить мотивированное требование прокурора, решение прокурора о приостановлении деятельности общественных и рслнгиошых органніаїшй. К каким актам прокурорского реагирования они относятся либо имеют место новая разновидность актов прокурорского реаіирования остается в науке открытым.

В связи с чем. тема предлагаемой Н.Р. Корешниквой публикации: «К вопросу о понятии и су щности актов прокурорского реагирования современной российской прокуратуры» в настоящее время имеет акту альное значение.

В своей статье автор рассматривает проблемы свяинные с понятием и сущностью актов прокурорского реагирования, применяемые прокурорами в святи с осуществлением надзорной и ненадюрной деятельности, определяет специфические пріпнаки. которые присущи всем беї исключения актам реагирования проку рора.

В современной литературе вопрос о актах рсат ирования. разработан недостаточным образом. Вызывают дискуссии как понятие и сущность актов реагирования прокурора, так и характерные их черты, либо признаки. Все эти вопросы автор достаточно подробно рассматривает в предлагаемой статье и предлагает свое решение

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том. что предлагаемая статья Н.Р. Корешникоаой «К вопросу о понятии и сущности актов прокурорского реагирования современной российской прокуратуры» яаляется актуальной, в научно-позновательном аспекте, содержит как новации, так и дискуссионные суждения и достойна публикации.

Заведу ющий кафедрой прокурорской д Уральский государс!венной Юриднчес кандидат юридических наук, доцент

61. Акты прокурорского реагирования

61. Акты прокурорского реагирования

Определенные законом формы реализации прокурорских полномочий по устранению и предупреждению правонарушений называются актами прокурорского реагирования. Акты прокурорского реагирова ния – это:

– предостережение о недопустимости нарушения закона;

– информация о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ.

Используя эти средства реагирования, прокурор осуществляет свои полномочия (опротестовывает несоответствующие закону правовые акты, принимает меры к устранению правонарушений, привлечению виновных в правонарушениях к уголовной или административной ответственности, возбуждая уголовное дело или производство об административном нарушении).

Акты прокурорского реагирования, определенные законом, носят процессуальный характер, оформляются по установленной форме, вносятся в определенные адресаты. Порядок внесения, рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокуроров и рассматривающих внесенные акты лиц также определены законодательно.

Общие требования к актам прокурорского реагирования оформлены в приказе Генерального прокурора и включают необходимость изложения в них: а) сущности выявленного правонарушения; б) негативные последствия данного правонарушения; в) причины и условия, которые привели к совершению данного правонарушения. В зависимости от сущности правонарушения в актах реагирования прокурор может ставить вопрос об устранении либо самого правонарушения, либо также и причин и условий, приведших к нему, а также об ответственности виновных в правонарушении лиц.

Важной составляющей деятельности органов прокуратуры является контроль за внесением актов прокурорского реагирования и – что особенно существенно – реальным выполнением указанных прокурором в актах требований. Для осуществления такого контроля ведется база данных, в которой содержатся сведения о том, когда, куда и по какому поводу направлялись акты прокурорского реагирования, с кратким изложением требований прокурора и сведениями о рассмотрении и результатах рассмотрения этих актов.

Похожие главы из других книг

3. Принципы организации прокурорского надзора

3. Принципы организации прокурорского надзора Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.Принципы организации и деятельности прокуратуры определяют

13. Правовое регулирование прокурорского надзора

13. Правовое регулирование прокурорского надзора Правовое регулирование прокурорского надзора, прежде всего, осуществляется Конституцией РФ. Конституция РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.В

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона Правовые средства реагирования прокурора -это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в

1. Основные группы конфликтов и методы реагирования

1. Основные группы конфликтов и методы реагирования Оценивая обращения к нам пациентов по поводу нарушения их прав, мы различаем группы конфликтов, возникших по причине:1. Нарушения прав пациентов на:• уважительное и гуманное отношение;• выбор врача и ЛПУ;• доступ

Статья 41.2. Личное дело прокурорского работника

Статья 41.2. Личное дело прокурорского работника 1. Личное дело прокурорского работника содержит сведения об указанном работнике, о прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении квалификации.2. Запрещаются сбор и внесение в личное дело сведений о

30. ПОЛНОМОЧИЯ И СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

63. Предмет прокурорского надзора

63. Предмет прокурорского надзора При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и

6. Методика и тактика прокурорского надзора

6. Методика и тактика прокурорского надзора Методика прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных, практически апробированных методов, приемов и способов реализации правовых средств для осуществления прокурорского надзора.Законодательство

18. Правовое регулирование прокурорского надзора

18. Правовое регулирование прокурорского надзора Основными законодательными актами , которые определяют принципы организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, являются Конституция

32. Цели и задачи прокурорского надзора

32. Цели и задачи прокурорского надзора Цели прокурорского надзора – это результат, на который направлена в целом деятельность прокуратуры. Изложение целей деятельности органов прокуратуры можно найти в ФЗ «О прокуратуре РФ»:1. Обеспечение верховенства

35. Принцип единства прокурорского надзора

35. Принцип единства прокурорского надзора Принцип единства заложен законодательно: в соответствии с Конституцией РФ прокуратура является единой федеральной системой территориальных и специализированных (военных, транспортных, природоохранных и других) прокуратур,

36. Принцип законности прокурорского надзора

36. Принцип законности прокурорского надзора Это самый важный принцип организации и осуществления прокурорского надзора, который является необходимым условием соблюдения всех прочих принципов. Суть его состоит в том, что вся деятельность прокуратуры происходит строго

37. Принцип независимости прокурорского надзора

37. Принцип независимости прокурорского надзора В осуществлении надзорной деятельности каждый прокурор независим от каких бы то ни было органов, учреждений, организаций и общественных объединений. Он действует строго в соответствии с законами и руководствуется помимо

71. Формы прокурорского реагирования при осуществлении надзора за деятельностью следственного аппарата, дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

71. Формы прокурорского реагирования при осуществлении надзора за деятельностью следственного аппарата, дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1. Санкция на производство следственных действий. В соответствии с уголовнопроцессуальным

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах Полномочия прокурора при участии в уголовном судопроизводстве таковы:1. Проверка законности решений судьи в стадии подготовки уголовного дела к

114. Эффективность прокурорского надзора

114. Эффективность прокурорского надзора Эффективность прокурорского надзора представляет собой максимально успешное выполнение прокурором задач по укреплению законности, ликвидации преступности и устранению причин и условий, ее порождающих, с минимальной затратой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *