Статья 178. Выходные пособия

1. Выходное пособие — денежная сумма, выплачиваемая работнику при прекращении трудового договора в случаях и размерах, предусмотренных законом, коллективным договором либо трудовым договором.

2. Размеры выходного пособия дифференцированы в зависимости от основания прекращения трудового договора.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК) либо в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК). Аналогичный размер выходного пособия предусмотрен для случая, когда трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, причем выплата его осуществляется при условии отсутствия вины работника в нарушении указанных правил (ч. 3 ст. 84 ТК).

Основания расторжения трудового договора, обусловливающие выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка, перечислены в ч. 3 комментируемой статьи.

3. Лицам, работающим по совместительству, выходные пособия при увольнении выплачиваются на общих основаниях в соответствии со ст. 287 ТК.

4. Для отдельных категорий работников предусмотрены особые правила выплаты выходного пособия. Так, при прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 296 ТК).

Случаи выплаты выходного пособия и его размеры при прекращении трудового договора с работником, работающим у работодателя — физического лица, определяются трудовым договором (ст. 307 ТК).

Работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором (ст. 292 ТК).

5. Женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории РФ, выплачивается выходное пособие в размере двухмесячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР, что предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР от 5 ноября 1991 г. N 585 «Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР»*(92) и приказом Министра обороны РФ от 11 июля 2002 г. N 265 «О выплате женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выходного пособия в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность»*(93). Выплата выходного пособия производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и предусмотренных в сводной смете расходов Министерства обороны РФ на обеспечение льгот и компенсаций военнослужащим и членам их семей. Согласно указанному приказу Министра обороны РФ и разъяснению, содержащемуся в письме Минфина России от 22 июня 1992 г. N 42 «О порядке выплаты выходного пособия женам военнослужащих», данное выходное пособие выплачивается финансовым органом воинской части по месту службы мужа.

6. Выплата выходного пособия при увольнении в связи с неудовлетворительным результатом испытания не предусмотрена (ст. 71 ТК).

7. В ст. 64 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и в п. 4 ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»*(94) установлена очередность удовлетворения требований кредиторов юридического лица при его ликвидации. Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, производятся во вторую очередь. При этом следует учитывать, что согласно ст. 136 указанного Федерального закона при определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также проценты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся работнику выплат в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

8. Особые правила выплаты выходных пособий предусмотрены для судей при выходе либо удалении в отставку. Так, согласно п. 3 ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»*(95) ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

Исчисление размера выходного пособия производится в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» из расчета должностного оклада судьи, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

9. Расчет размера выходного пособия при увольнении требует определения размера среднего заработка работника. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК, используется единый порядок ее исчисления, установленный ст. 139 ТК. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Расчет производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно). Перечень выплат, учитываемых для расчета среднего заработка, предусмотрен п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922.

10. При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету (п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»*(96)).

11. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность установления в коллективных договорах или в трудовых договорах других случаев выплаты выходных пособий, а также повышения их размеров. Например, в п. 4.3.2 Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009-2011 годы рекомендовано предусматривать в коллективных договорах и трудовых договорах с работниками выплату выходного пособия в размере не менее среднего месячного заработка в случае прекращения трудового договора по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, т.е. в повышенном размере по сравнению в законодательством.

В коллективном договоре размеры выходных пособий, выплачиваемых работнику при увольнении по соответствующим основаниям, могут быть дифференцированы в зависимости от выслуги лет либо от продолжительности стажа работы в данной организации. Например, согласно п. 8.1.15 Федерального отраслевого соглашения по радиоэлектронной промышленности Российской Федерации на 2009-2011 годы работникам, проработавшим в организации 10 и более лет, выходное пособие выплачивается в повышенном размере, определяемом коллективным договором.

12. Законами отдельных субъектов РФ установлена выплата выходных пособий определенным категориям работников при увольнении в связи с выходом на пенсию.

Например, согласно п. 3 ст. 31 Закона Псковской области от 20 февраля 2002 г. N 175-03 «Об образовании в Псковской области»*(97) одной из социальных гарантий для педагогических работников образовательных учреждений является выплата единовременного выходного пособия в размере 60 тыс. руб. при увольнении из областного образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения в связи с выходом на пенсию и наличии стажа педагогической деятельности не менее 25 лет.

В Законе Вологодской области от 30 октября 1998 г. N 305-03 «О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области»*(98) установлено, что медицинские работники государственных специализированных противотуберкулезных учреждений, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи и подвергающиеся риску заражения при исполнении служебных обязанностей, имеют, в частности, право на выходное пособие за счет средств областного бюджета в размере 5000 руб. в связи с выходом на пенсию при наличии стажа работы в специализированных противотуберкулезных организациях и службах не менее 20 лет.

В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 13 Закона Ненецкого автономного округа от 24 октября 2007 г. N 137-03 «Об аварийно-спасательных службах Ненецкого автономного округа»*(99) начальникам, спасателям и другим работникам аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований предоставлено право на получение за счет средств окружного бюджета единовременного выходного пособия в размере 10 должностных окладов (тарифных ставок) без начисления районного коэффициента и климатических надбавок при увольнении с работы в связи с выходом на пенсию по возрасту или состоянию здоровья (при условии, что работник отработал в аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Ненецкого автономного округа не менее 15 лет).

Различные размеры выходных пособий, выплачиваемых отдельным категориям работников при увольнении в связи с выходом на пенсию, предусмотрены и в законах некоторых других субъектов РФ.

13. Помимо выплаты выходного пособия при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК) комментируемая статья предусматривает правило о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Причины задержки трудоустройства значения не имеют. Средний заработок за второй месяц выплачивается работодателем по окончании указанного периода при условии предъявления бывшим работником паспорта и трудовой книжки, в которой отсутствует запись о приеме на новую работу.

14. Сохранение в исключительных случаях за уволенным работником среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по основаниям, указанным в ч. 1 комментируемой статьи, возможно при наличии следующих условий:

— обращение работника в органы службы занятости в течение двух недель после увольнения;

— принятие органами службы занятости соответствующего решения.

15. Течение двухнедельного срока начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. В срок, исчисляемый в календарных неделях, включаются и нерабочие дни (ст. 14 ТК).

16. Решение органов службы занятости о сохранении за работником, уволенным по указанным в ч. 1 комментируемой статьи основаниям, среднего заработка за третий месяц принимается при условии своевременного обращения работника, ищущего работу, в указанные органы, признания его в установленном порядке безработным и невозможности предоставления ему подходящей работы.

Смотрите так же:  Можно ли взыскать долг без расписки. Исковое заявление без расписки

Подходящей, согласно ст. 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»*(100), считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

— впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

— уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

— прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке;

— стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

— отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

— состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

— обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

Следует иметь в виду, что органы службы занятости не вправе принять решение о сохранении среднего заработка за третий месяц в отношении пенсионеров по старости, уволенных по указанным в ч. 1 комментируемой статьи основаниям, поскольку согласно п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 указанного Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, не могут быть признаны безработными. Однако данное условие может быть предусмотрено в коллективном либо в трудовом договоре.

17. При признании гражданина безработным в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

18. Выплата сохраняемого за уволенным работником среднего заработка за третий месяц поиска работы производится работодателем по прежнему месту работы при условии предъявления бывшим работником паспорта, трудовой книжки с отсутствующей записью о приеме на новую работу и документа, подтверждающего принятие органами службы занятости решения о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по основаниям, указанным в ч. 1 комментируемой статьи.

19. Если работник в течение второго или третьего месяца после увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации поступил на новую работу, то средний заработок сохраняется за дни, предшествующие трудоустройству.

20. Для работников, увольняемых из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК), предусмотрены более длительные по сравнению с общим правилом сроки сохранения среднего заработка на период трудоустройства и более продолжительные сроки для обращения в органы службы занятости.

Так, согласно ст. 318 ТК, указанным работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

21. При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников с лицами, работающими по совместительству, средний заработок на период трудоустройства не сохраняется.

22. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций»*(101) командирам воинских частей при выводе этих частей с территории государств — бывших союзных республик СССР и других государств на территорию РФ, а также при передислокации воинских частей на территории РФ в другую местность, предоставлено право увольнять работников (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации. Выплата средней заработной платы этим работникам за второй и третий месяцы периода трудоустройства должна производиться одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы.

23. За работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняется на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия, что предусмотрено Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании»*(102).

24. Согласно ст. 375 ТК и ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»*(103) работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.

При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

25. Выходное пособие, а также средний месячный заработок, сохраняемый за работником на период трудоустройства в определенных законом случаях, являясь компенсационными выплатами, связанными с увольнением работника (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ.

Сокращение: сколько месяцев выплачивать уволенному работнику средний заработок?

George Rudy / Shutterstock.com

По общему правилу при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется зарплата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Однако по решению органа службы занятости населения в исключительных случаях средний заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения (ч. 1-2 ст. 178 Трудового кодекса РФ). Вместе с тем перечня исключительных случаев в норме закона не содержится.

В связи с этим на практике органы службы занятости населения любой случай нетрудоустройства работника по причине отсутствия подходящей для него работы считают исключительным, позволяющим сохранить за ним зарплату в течение третьего месяца, если работник выполнил хотя бы одно условие: обратился к ним с заявлением о содействии в поиске подходящей работы в двухнедельный срок после увольнения. Такой позиции придерживаются также суды первой и апелляционной инстанций (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 6 марта 2014 г. по делу № 33-599, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 июня 2014 г. по делу № 33-6383/2014).

Напомним, что выплата выходного пособия и сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).

Вместе с тем, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства являются только предпосылкой для реализации его права. И для сохранения зарплаты на исключительных условиях этого не достаточно (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 июля 2017 г. № 69-КГ17-12). Разберемся в выводах Суда.

Гражданка Д. работала в организации ОАО «Ю» (далее – истец), расположенной в городе Нефтеюганске – в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. 27 декабря 2014 года она была уволена с работы в связи с сокращением штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). С ней был своевременно произведен расчет при увольнении, выплачены все причитающиеся денежные суммы, включая выходное пособие, а также последующие выплаты среднего месячного заработка в течение трех месяцев на период трудоустройства. Напомним, за работником, увольняемым в связи сокращением из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения, в исключительных случаях – в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

19 января 2015 года Д. обратилась в орган службы занятости населения (далее – центр занятости) с заявлением о содействии в поиске подходящей работы. В течение шести месяцев Д. регулярно, дважды в месяц, обращалась в центр занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием подходящей работы в соответствии с ее специальностью и образованием. Таким образом, решениями центра занятости за Д., как обратившейся в орган в течение месяца после увольнения и не трудоустроенной в установленный законом срок, признано право на сохранение средней заработной платы в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения.

Смотрите так же:  Кто является претендентом на наследство по закону. Претенденты на наследство

Так как выплаты производятся за счет средств работодателя по прежнему месту работы, ОАО «Ю.» данные решения центра занятости посчитало незаконными и обратилось в суд, ссылаясь на то, что в решениях уполномоченного органа не указано, в чем заключается исключительность случая в отношении Д., поскольку последняя не приобрела статус безработного, имеет постоянный доход в виде трудовой пенсии по старости, то есть социально защищена государством, а в центре занятости состоит на учете в качестве ищущей работу на общих основаниях.

Решением районного суда в удовлетворении заявленных ОАО «Ю.» требований было отказано (решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 сентября 2015 г. по делу № 2-2886/2015). По мнению суда, сохранение среднего месячного заработка поставлено законом в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен. Так как Д. обратилась в центр занятости в течение месяца со дня увольнения и не была трудоустроена по причине отсутствия подходящей для нее работы, то суд принял решение, что за Д. должен быть сохранен месячный заработок в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения. Также суд указал, что достижение уволенным работником пенсионного возраста, получение им пенсии, не является обстоятельством, исключающим возможность сохранения за ним зарплаты.

Апелляция согласилась с этими выводами, дополнительно отметив, что при соблюдении работником условия об обращении в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости по причине отсутствия подходящей для него работы является исключительным, позволяющим сохранить за ним заработок в течение этого периода (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты — Мансийского автономного округа – Югры от 19 января 2016 г. № 33-253/2016).

ОАО «Ю.», не согласившись с позициями судов, обжаловало решения в ВС РФ. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посчитала, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 июля 2017 г. № 69-КГ17-11).

Так, Суд отметил, что, безусловно, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи сокращением численности или штата сотрудников организации ему выплачивается выходное пособие и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. При этом, по мнению судебной коллегии, сохранение среднего заработка в течение четвертого-шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях, подлежащих установлению службой занятости населения при решении этого вопроса. Таким образом, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются только предпосылкой для реализации его права.

ВС РФ также напомнил, что КС РФ, в частности, ранее указал, что орган службы занятости при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только установить наличие формальных условий возникновения права на получение соответствующей выплаты, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства (Определение КС РФ от 29 ноября 2012 г. № 2214-О). У центра занятости отсутствовало право действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного, отметила коллегия.

В связи с этим Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ разъяснила, что к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении таких споров, относятся:
– факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения;
– нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения;
– наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.

Таким образом, ВС РФ решения нижестоящих судов отменил, а дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суд рассказал, когда при сокращении на работе можно рассчитывать на компенсацию

В январе 2017 года Олег Иванов* был уволен по сокращению штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК). Ему выплатили заработок за отработанные дни, компенсацию за отпуск и выходное пособие в размере средней зарплаты. В течение двух недель с момента увольнения красноярец встал на учет в службу занятости населения. При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (ст. 178 ТК). Если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был трудоустроен, за ним сохраняется средний месячный заработок в течение третьего месяца.

Иванову искали работу целых три месяца, в связи с чем он мог претендовать на выплату пособия за второй и третий месяц после увольнения. Поскольку бывший работодатель отказался принять заявление о причитающихся выплатах, Иванов обратился в суд. Свердловский районный суд г. Красноярска отказал истцу, так как тот не был признан безработным в связи с неявкой для регистрации в качестве такового. Орган занятости выступил против пособия за третий месяц. Суд также отказал во взыскании пособия за второй месяц периода трудоустройства, отметив, что истец должен был сообщить об этом работодателю письмом по почте. Красноярский краевой суд признал законным и обоснованным решение суда о взыскании пособия за третий месяц на период трудоустройства, но не согласился с отказом выплаты за второй месяц. Апелляция приняла во внимание доводы истца о его личном обращении к работодателю за пособием. Вывод районного суда о необходимости обращения к работодателю только посредством почтовой связи апелляция признала несостоятельным, ведь закон такой обязанности не предусматривает. Поэтому Красноярский краевой суд постановил взыскать с работодателя в пользу бывшего работника средний заработок за второй месяц на период трудоустройства в размере 10 125 руб., а также 1000 руб. компенсации морального вреда за нарушение его трудовых прав (ст. 237 ТК). Судебное решение вступило в силу.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Как правильно оформить выплаты при сокращении штата

Работодатель решил оптимизировать свой бизнес и сократить несколько штатных единиц для уменьшения текущих расходов. Работников заблаговременно известили об этом, предложили им другие рабочие места, в общем, были соблюдены все требования трудового законодательства. Когда дело дошло до увольнения, встал вопрос: какие выплаты при сокращении штата, кроме заработной платы за последний отработанный месяц и компенсации неиспользованного отпуска, должна произвести организация? Ответ на этот вопрос кроется в статье 178 Трудового кодекса РФ , мы рассмотрим все эти требования подробнее, вместе с примерами.

Выходное пособие при сокращении

Статья 178 ТК РФ предусматривает выплаты при сокращении работника 2020: Трудовой кодекс регламентирует работодателям заплатить сокращенным сотрудникам:

  • выходное пособие в размере среднемесячных выплат;
  • среднемесячный заработок во время периода трудоустройства.
  • Чаще всего вторая сумма включает в себя первую, однако, если выходное пособие положено всем лицам, попавшим под сокращение, то выплату на период трудоустройства получат только те работники, которые не смогли сразу найти новую работу. По общему правилу, период таких выплат составляет два месяца, но если сотрудник после увольнения встал на учет в службе занятости, не позднее двух недель с даты, когда были прекращены его трудовые отношения с прежним работодателем, но так и не смог найти новое место трудоустройства, то организация должна будет компенсировать ему выплату при сокращении. При этом решение о выплате средней зарплаты за третий месяц принимает центр занятости.

    Выходное пособие при сокращении должно быть выплачено каждому сокращенному сотруднику в последний рабочий день вместе с основными расчетными: зарплатой за отработанное время и компенсацией за неиспользованный отпуск. Компенсировать зарплату за период трудоустройства работодатель заранее не должен, такая компенсация будет заплачена только спустя два месяца со дня сокращения нетрудоустроенным на тот момент лицам.

    Рассмотрим пример:

    Досрочное сокращение: возможность и компенсация

    Иногда работодатель должен заплатить сотрудникам компенсацию за досрочное сокращение. Это происходит в том случае, если работники договорились с руководством и согласились не дожидаться окончания положенного срока предупреждения об увольнении. Организация в этом случае выплачивает денежную компенсацию пропорционально оставшемуся времени до даты увольнения. Ее сумма также рассчитывается, исходя из среднего заработка каждого сотрудника. Рассмотрим особенности расчета детальнее.

    Рассчет среднего заработка для выплаты компенсации

    Все выплаты по сокращению штата работников 2020 рассчитываются исходя из среднего заработка каждого из них. Чтобы определить причитающуюся каждому человеку сумму, необходимо вычислить именно среднюю зарплату. Для этого существует специальная формула, также мы рассказывали об особенностях исчисления такой средней величины в отдельном материале. Итак, формула выглядит так:

    В расчет не включаются суммы пособий по временной нетрудоспособности и отпускных, которые получал работник в соответствующем периоде. Поэтому их необходимо отнять из общей суммы перед делением на 12. После того как сумма зарплаты за один день определена, можно исчислить сумму выходного пособия. Для этого применяется такая формула:

    По аналогичной формуле исчисляется компенсация за последующие периоды, а так же сумма, которая положена лицам при досрочном сокращении. Хотя для нее можно также применять отдельную формулу:

    Рабочие дни для этих и остальных формул вычисляются индивидуально для каждого человека в соответствии с его персональным графиком работы в организации. Например, они могут отличаться у специалистов в офисе и тех, кто работает посменно.

    НДФЛ и страховые взносы

    Компенсационные выплаты при сокращении работников в 2020 году не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами. Это справедливо только в том случае, если совокупная сумма не превышает среднемесячный заработок каждого работника более, чем в три раза. Все суммы, которые больше такого лимита, облагаются страховыми взносами и налогом на общих основаниях. Для того, чтобы вычислить необлагаемый лимит, можно применить специальную формулу:

    Пример расчета компенсации:

    Уже известного нам специалиста по продажам Кошкина руководство известило о предстоящем сокращении 15 декабря 2017 года. Увольнение намечалось 16 февраля 2020 года, но сотрудник сам решил уволиться до этой даты и администрация не возражала. Поэтому, последний рабочий день Кошкина пришелся на 18 января 2020 года. Его среднедневной заработок оказался равен 1020 рублям. Трудоустроиться в новую компанию Кошкин смог 16 марта 2020 года.

    В январе 2020 года было 17 рабочих дней. Из них он отработал всего 8 дней. В феврале рабочих дней было 18 всего, из них отработано всего 13. Следовательно, размер выходного пособия составил:

    1020*(8+13)= 21420 рублей

    Кроме того, Кошкину положена выплата за досрочное увольнение. Он уволился 18 января 2020 года вместо 16 февраля. На этот период пришлось 19 рабочих дней. За это время Кошкину должна быть выплачено:

    1020*19= 19380 рублей

    Так, как период без работы продлился меньше двух месяцев, компенсация Кошкину не полагается. Всего Кошкин получит выплату в размере 40800 рублей. Это меньше необлагаемого лимита в этом случае, поскольку компенсация на период отсутствия трудоустройства ему не положена. НДФЛ удержан не будет и страховые взносы фирма с этих выплат также исчислять и платить не будет.

    Выходное пособие при увольнении по сокращению штатов

    По инициативе работодателя увольнение работника может быть в случае сокращения штата или численности, и обязательным условием такого увольнения должно быть грамотное документальное оформление увольнения – уведомление работника в определенный срок, предложение вакансий. Помимо этого, обязательно должно быть выплачено выходное пособие при увольнении по сокращению штатов (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, ч. 1 ст. 178 ТК РФ).

    Процедура увольнения по сокращению штатов

    Достаточно часто увольнение по этому основанию оспаривается работником в связи с несоблюдением процедурных моментов. Что необходимо для правомерного увольнения?

    В первую очередь в организации должно быть реальное сокращение штата, то есть сокращаемая должность должна быть фактически исключена из штатного расписания, а не переименована. Это может быть в том случае, если часть должностных обязанностей уже нет необходимости выполнять, а остальная часть перераспределена между другими работниками. Кроме этого, необходимо заранее, не менее чем за два месяца сообщить работнику об увольнении под роспись, предложить вакантные должности (ст. 180 ТК РФ). Обязательным элементом процедуры увольнения являются выплата выходного пособия при сокращении и сохранение среднего заработка на период второго, а в исключительных случаях и третьего месяца трудоустройства (ст. 178 ТК РФ).

    Размер выходного пособия

    Обязательность выплаты выходного пособия определена законодательством. При этом внутренними документами организации может быть предусмотрено повышенное выходное пособие для отдельных ситуаций или для отдельных категорий работников, например, пособие может быть выше для работников, проработавших долгие годы на предприятии. Кроме того, в трудовом договоре с работником или в дополнительном соглашении может быть указано о выплате выходного пособия, превышающего установленное законодательством.

    Но вне зависимости от положений локальных актов или категории трудового работника есть обязательный порядок расчета размера выходного пособия при сокращении, и в 2017 году этот порядок не изменился.

    При увольнении по сокращению штатов в числе прочих выплат работнику необходимо выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Кроме того, если бывший работник не найдёт работу, он сможет получить пособие еще за один месяц, а в исключительных случаях и за третий (ст. 178 ТК РФ).

    Но кроме общего правила, определяющего размер выходного пособия, предусмотрены особенности в отношении некоторых категорий работников:

  • если с работником заключен срочный договор на срок до двух месяцев, то пособие не выплачивается;
  • если это сезонный работник, то выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного заработка (ч. 3 ст. 296 ТК РФ);
  • если организация в районе Крайнего Севера, то выплаты могут быть произведены работнику и в том случае, если он не смог трудоустроиться в течение полугода (ст. 318 ТК РФ);
  • если сокращают руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных компаний, то размер выходного пособия ограничен максимальным размером – трехкратным среднемесячным заработком (ст. 349.3 ТК РФ).
Смотрите так же:  Примерная форма заявления работодателю о предоставлении социального налогового вычета на обучение (подготовлено экспертами компании - Гарант - ). Заявление о предоставлении социального вычета

Сроки выплаты пособия при увольнении по сокращению штатов

Выплата пособия производится в последний день работы вместе с причитающимися заработной платой и компенсацией за неиспользованный отпуск.

Основанием для выплаты пособия за второй месяц будет трудовая книжка сокращенного работника, подтверждающая, что работник не трудоустроен. Рекомендуется получить заявление с бывшего работника с приложением копии трудовой книжки. Выплата за третий месяц производится только на основании решения службы занятости.

Но что касается срока выплаты, то законодательство не указывает, в какой срок должна быть произведена выплата. С учетом того, что работник обращается за выплатой после истечения указанного в законодательстве срока, то есть по окончании второго и третьего месяцев, то дата выплаты может быть согласована дополнительно и указана в заявлении работника.

Можно руководствоваться п. 12 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988 N 113/6-64 , согласно которому пособие необходимо выплачивать в дни, которые установлены в организации для выплаты заработной платы.

При этом в случае задержки выплаты пособия могут быть начислены проценты за задержку выплаты согласно ст. 236 ТК РФ.

Увольнение по сокращению штатов: расчет компенсации

Сокращение численности и сокращение штата – это основания, по которым работник может быть уволен по инициативе работодателя. В первом случае уменьшается количество работников одной должности, к примеру, вместо 7 менеджеров по продажам в организации остается 5. Во втором случае – при сокращении штата – определенные должности или подразделения вообще исключаются из штатного расписания (п. 2 ст. 81 ТК РФ).

Принять решение о сокращении численности или штата работодатель может в любой момент и обосновывать его перед работниками, профсоюзной организацией или иными лицами он не обязан (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Выплаты, положенные работнику при сокращении

При сокращении организация-работодатель должна выплатить увольняемому работнику:

  • заработную плату за время, которое он успел отработать в месяце увольнения;
  • компенсацию за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие – в общем случае в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ). Свои правила по выплате выходного пособия установлены для сезонных работников и лиц, принятых на работу на срок до 2 месяцев (ст. 296, 292 ТК РФ).
  • Расчет с работником, в том числе и в отношении перечисленных выше сумм, должен быть произведен в день его увольнения (ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ).

    Кроме того, сокращенному работнику положен средний месячный заработок на период трудоустройства при условии, что работник не является совместителем, сезонным работником или лицом, с которым заключен трудовой договор на срок в пределах 2 месяцев. Период, за который выплачивается средний заработок, не может превышать 3 месяцев после увольнения с зачетом выходного пособия (ст. 178 ТК РФ). Иными словами в день увольнения работник получает выходное пособие, которое покрывает его средний заработок за первый месяц трудоустройства. Если в течение этого месяца и следующего (двух месяцев в общей сложности) уволенный так и не найдет работу, он будет вправе обратиться к бывшему работодателю за еще одним средним месячным заработком. Его он получит за 2-ой месяц, в течение которого был безработным. А если в течение и 3-его месяца работник не сможет устроиться на работу, за этот месяц он тоже сможет получить средний месячный заработок от бывшего работодателя. Но это будет уже последняя выплата.

    Для тех, кто работает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачиваемый период трудоустройства после сокращения увеличивается до 6 месяцев максимум, также с зачетом выходного пособия (ст. 318 ТК РФ).

    Увольнение по сокращению штатов: компенсация 2020/2020 (расчет)

    Компенсация за отпуск при сокращении рассчитывается по тем же правилам, что и компенсации при увольнении по другим основаниям. Для целей расчета данной выплаты причина расторжения трудового договора значения не имеет.

    Что касается выходного пособия, то для него расчетным периодом являются 12 календарных месяцев до месяца увольнения (п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922). То есть если вы увольняете работника, например, 19 февраля 2020 года, для расчета нужно будет взять период с февраля 2020 года по январь 2020 года.

    Для расчета среднего месячного заработка, выплачиваемого на период трудоустройства, можно использовать эту же формулу. При этом последний показатель в ней будет равен количеству рабочих дней в том месяце после увольнения, за который рассчитывается средний заработок.

    Выходное пособие за третий месяц после сокращения

    Работодатель не вправе отказать в выплате сокращенному работнику среднего заработка за третий месяц после увольнения при наличии соответствующего решения службы занятости. Если работодатель считает данную выплату необоснованной, он должен оспорить решение службы занятости в судебном порядке (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2020 по делу № 33-44165/2020).

    Работница была уволена по сокращению штата. В двухнедельный срок со дня увольнения она обратилась в службу занятости. Поскольку она не была трудоустроена в течение третьего месяца со дня увольнения, служба занятости приняла решение о сохранении работнице среднего месячного заработка на период трудоустройства на третий месяц. Это решение работница представила бывшему работодателю. Но он выплату ей не произвел. Работодатель посчитал, что исключительные обстоятельства, необходимые для выплаты среднего заработка работнице за третий месяц, отсутствуют и служба занятости в решении не привела мотивов его принятия. Работница обратилась в суд.

    Суд поддержал работницу. Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. По мнению суда, из этой нормы следует, что вопрос наличия исключительных обстоятельств для сохранения за работником среднего заработка решается именно органом занятости. Поскольку решение органа занятости о сохранении среднего заработка на третий месяц работодателем не оспорено, оснований для отказа в удовлетворении требований работницы у суда нет.

    Отметим, что некоторые суды удовлетворяют иски компаний о признании необоснованным решения органа занятости о выплате уволенному работнику среднего заработка за третий месяц, принятому только на основании того, что работник в двухнедельный срок со дня увольнения обратился в службу занятости и в течение трех месяцев служба занятости не могла его трудоустроить. Так, Оренбургский областной суд в Апелляционном определении от 20.09.2017 по делу № 33-6597/2017 указал, что данные обстоятельства относятся к условиям для реализации права на выплату гражданину среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения при наличии исключительных обстоятельств, а не к самим исключительным обстоятельствам. Аналогичный вывод содержится в Апелляционном определении Севастопольского городского суда от 26.06.2017 по делу № 33-1904/2017.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *