Статья 3. Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям

Законом Московской области от 2 июля 2012 г. N 86/2012-ОЗ статья 3 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Статья 3. Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям

1. Земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

2. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

3. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

Законом Московской области от 25 октября 2012 г. N 158/2012-ОЗ в пункт 2 части 3 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

Решением Московского областного суда от 7 августа 2012 г. по делу N 3-94/12 заявление о признании недействующим пункта 3 части 3 статьи 3 настоящего Закона оставлено без удовлетворения

Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2012 г. N 4-АПГ12-19 решение Московского областного суда от 7 августа 2012 г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы — без удовлетворения

3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

Законом Московской области от 25 октября 2012 г. N 158/2012-ОЗ в пункт 4 части 3 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;

Информация об изменениях:

Законом Московской области от 25 октября 2012 г. N 158/2012-ОЗ часть 3 статьи 3 настоящего Закона дополнена пунктом 6, вступающим в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

ГАРАНТ:

Положения пункта 6 части 3 статьи 3 настоящего Закона не применяются в случае, если решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка принято

6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

Законом Московской области от 25 октября 2012 г. N 158/2012-ОЗ часть 4 статьи 3 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

4. В случае, если один из членов многодетной семьи, отвечающей условиям, установленным частью 3 настоящей статьи, имеет на праве аренды земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, право на бесплатное получение в долевую собственность в равных долях такого земельного участка имеют все члены многодетной семьи в случае, если размер земельного участка соответствует размерам, установленным статьей 4 настоящего Закона.

Законом Московской области от 25 октября 2012 г. N 158/2012-ОЗ в часть 5 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

5. Земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно.

Законом Московской области от 25 октября 2012 г. N 158/2012-ОЗ часть 6 статьи 3 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

6. Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Прокуратура Белгородской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а

Телефоны:
8 (4722) 52-14-22
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98

О предоставлении земельного участка многодетной семье

Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Белгородской области от 08.11.2011№74 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям» гражданам, имеющим трех и более детей и состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, предоставляются земельные участки из состава земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные земельные участки).

Согласно ч. 2 ст. 3 названного выше Закона граждане, имеющие трех и более детей, приобретают право на постановку на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, при одновременном соблюдении следующих условий (требований):

1) члены многодетной семьи зарегистрированы по месту жительства на территории Белгородской области, и хотя бы один из родителей в составе многодетной семьи постоянно проживает на территории Белгородской области не менее трех лет;

2) ранее членам многодетной семьи не предоставлялся в собственность бесплатно земельный участок, находящийся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок);

3) ранее члены многодетной семьи не приобретали в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) у организации, учредителем (участником, акционером) которой является Белгородская область или муниципальное образование Белгородской области, а также в собственности членов многодетной семьи отсутствует земельный участок, приобретенный у такой организации для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) по договору купли-продажи на условиях частичной оплаты рыночной стоимости, строительство индивидуального жилого дома на котором не завершено;

4) такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством.

Под гражданами, имеющих трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет и (или) детей, обучающихся в учреждениях высшего или среднего профессионального образования по очной форме обучения в возрасте до 23 лет, и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, совместно проживающих с родителями (одинокой матерью, одиноким отцом).

Статьей 4 Закона Белгородской области от 08.11.2011 № 74 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям» предусмотрено, что граждане, имеющие трех и более детей, отвечающие условиям (требованиям), указанным в части 2 статьи 3 настоящего закона, подают заявление о постановке на учет в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого они зарегистрированы по месту жительства.

Граждане, имеющие трех и более детей, проживающие на территории городского округа «Город Белгород», имеют право обратиться с заявлением о постановке на учет в уполномоченный орган местного самоуправления другого муниципального района (городского округа). При этом обращение таких граждан в уполномоченные органы местного самоуправления нескольких муниципальных районов (городских округов) не допускается.

Заявление о постановке на учет подается обоими родителями (усыновителями) или одинокой матерью (одиноким отцом). Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается административными регламентами предоставления муниципальных услуг.

Решение о постановке на учет или об отказе в постановке на учет принимается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), в который подано заявление о постановке на учет, в срок не более тридцати календарных дней со дня подачи такого заявления.

Одновременно разъясняем, что отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, урегулирован Федеральным законом Российской Федерации 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, в случае отказа данной категории граждан в приеме заявления они вправе обратиться с заявлением в прокуратуру по месту жительства для решения вопроса о привлечении виновного лица по ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг).

Смотрите так же:  Как написать ходатайство в детский сад (образец). Ходатайство при устройстве в детский сад

Кроме того, действия органа местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ), с представлением доказательств необоснованного отказа в приеме заявления.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям

    Федеральным законом от 14.06.2011 N 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в Земельный кодекс РФ , согласно которым пункт 2 статьи 28 кодекса дополнен абзацем следующего содержания:

    «Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации».

    Статья 33 ЗК РФ дополнена пунктом 2.1:

    «Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.»

    Таким образом, определение порядка и условий безвозмездного предоставления земельных участков многодетным семьям отдано на откуп региональных властей.

    А улучшатся ли жилищные условия многодетных семей с принятием поправок?

    Инициатива Президента о необходимости предоставлять земельные участки многодетным семьям сама по себе хороша и правильна, здесь не поспоришь. Число граждан, нуждающихся в жилых помещениях зашкаливает. Но, как это в России часто случается, реализация хорошей идеи или инициативы хромает. А точнее, власть принимает полумеры для решения проблемы нуждаемости граждан в жилье.

    Предположения о том, что многодетные граждане теперь станут активно строить себе дома на предоставленных бесплатно земельных участках, разбиваются о существующие реалии нынешнего положения дел.

    Во-первых, при том что матушка Россия имеет огромную территорию неосвоенных земель, земельных участков не так-то и много. Понятие «земля» и «земельный участок» не тождественны. Первое становится вторым лишь тогда, когда клочек земли сформирован, т.е. определены его границы, осуществена постановка участка на кадастровый учет. Только после этого возможно предоставление участка гражданам.

    Формирование земельных участков — процедура не бесплатная. А учитывая, что большинство регионов в стране является дотационными, свободных денег на данную процедуру у местных властей нет. Не горит желанием финансово помочь регионам и федеральный центр. Поэтому имеем следующую картину: за полгода действия поправок в закон поставлено на учет граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, например 1000 человек, а предоставлено 20 земельных участков. В перспективе на следующий год будет предоставлено еще 30 земельных участков — такая примерная картина будет характерна для большинства регионов, особенно городов.

    Во-вторых, земельный участок предоставляется бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, нуждающимся в жилых помещениях.

    Напомним, что нуждающимися в жилых помещениях гражданами являются лишь те, кто признан органами местного самоуправления малоимущими.

    Например, Постановлением Мэрам города Омска от 30 мая 2006 г. N 154-п установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Размера дохода определен в сумме, не превышающей величину двух прожиточных минимумов по основным социально-демографическим группам населения в Омской области.

    Согласно Постановлению Правительства Омской области от 10.08.2011 N 145-п «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Омской области за II квартал 2011 года», величина прожиточного минимума равна:

    — для трудоспособного населения — 5954 руб.;
    — для пенсионеров — 4422 руб.;
    — для детей — 5327 руб.

    Таким образом, нетрудно подсчитать примерные доходы граждан (многодетных семей), которые вправе претендовать на предоставление земельного участка бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства.

    В связи с этим возникает вопрос: на какие средства малоимущие граждане будут осуществлять строительство дома на предоставленном бесплатно земельном участке?

    Разумеется, какую-то часть затрат на строительство дома могут покрыть средства материнского капитала, но, как представляется, этого будет недостаточно. Поэтому существует вероятность того, что значительная часть граждан воспользовавшихся правом на получение бесплатно земельного участка, реально оценив свои финансовые возможности для строительства дома, в дальнейшем данный участок продаст третьим лицам. В итоге право на улучшение жилищных условий будет реализовано, а фактически «улучшений» не произойдет.

    Порядок предоставления земельного участка бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства

    Итак, порядок предоставления земельного участка.

    Как указано выше, порядок и условия предоставления регулируется законодательством субъекта Федерации. Предположу, что нормативно-правовые акты регионов, принятые во исполнение Федерального закона от 14.06.2011 N 138-ФЗ не сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим на примере Омской области.

    Указанные правоотношения в Омской области регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» (далее — «закон N 731-ОЗ»), Постановлением Правительства Омской области от 29.06.2011 N 115-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» (вместе с «Порядком учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства», далее — «Порядок учета граждан»).

    Кому земельный участок может быть предоставлен бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства

    Согласно статье 7.1. закона N 731-ОЗ, земельные участки бесплатно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан:

    1) семьям, зарегистрированным в качестве многодетных семей в соответствии с областным законодательством;
    2) единственному родителю, воспитывающему несовершеннолетних детей;
    3) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей до достижения ими 25 лет.

    Необходимо иметь ввиду, что указанные граждане имеют право на получение бесплатно земельного участка только если они признаны нуждающимися в жилых помещениях. Право на получение земельного участка в указанном порядке предоставляется однократно.

    Куда обращаться за бесплатным предоставлением в собственность земельного участка?

    Необходимо встать на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков. Ведением данного учета занимаются органы местного самоуправления. Обращаться нужно в органы власти по месту регистрации, т.е. жителям районов Омской области — в соответствующий орган местного самоуправления района Омской области, жителям города Омска — в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (Краснофлотская, 8)

    Земельные участки предоставляются в порядке очередности поступления заявлений.

    Какие документы необходимо представить?

    Перечень документов, которые должен представить гражданин для целей постановки его на учет указан в пункте 6 Порядка учета граждан . В зависимости от катерогии граждан, претендующих на предоставление бесплатно земельного участка, дополнительно предоставляются документы, указанные в пункте 7 Порядка учета граждан.

    В какой срок рассматривается заявление о принятии на учет граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка?

    Заявление рассматривается органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня его поступления (п. 9 Порядка учета граждан).

    По каким основаниям могут отказать в постановке на учет или снять с учета раждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка?

    Основания для отказа в постановке на учет указаны в пункте 14 Порядка учета граждан, основания для снятия с учета приведены в пункте 16 Порядка учета граждан.

    Обращаем внимание, что перечень оснований, приведенный в указанных пунктах является исчерпывающим, т.е. гражданин не может быть снят с учета или получить отказ в постановке на учет по иным основаниям, не указанным в п.п. 14, 16 Порядка учета граждан.

    Решение органа местного самоуправления об отказе гражданину в постановке на учет и решение о снятии с учета может быть обжаловано в суде.

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 29.01.2012г.

    Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

    Определение категорий лиц для бесплатного предоставления земельных участков относится к полномочиям субъекта РФ

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 21 мая 2014 г. N 57-АПГ14-1

    Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего В.Н. Пирожкова

    судей Т.И. Еременко, Е.В. Горчаковой

    при секретаре Д.Г. Акулове

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Белгородской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области N 74 от 08.11.2011 года «О предоставлении земельных участков многодетным семьям» (в редакции Закона Белгородской области N 189 от 05.04.2013 года) по апелляционному представлению прокурора Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 24 января 2014 года.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям Белгородской областной Думы И.Н. Коровянской и Губернатора Белгородской области, возражавших против удовлетворения апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

    Смотрите так же:  Обязанности и ответственность работодателя при трудоустройстве инвалидов. Требования к работодателю при трудоустройстве инвалидов

    Белгородской областной Думой 27 октября 2011 года принят Закон Белгородской области N 74 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям», который 8 ноября 2011 года подписанный Губернатором Белгородской области и официально опубликован в газете «Белгородские Известия» 12 ноября 2011 года.

    Прокурор Белгородской области обратился в областной суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 названного Закона, которым определены условия, при наличии которых у граждан, имеющих трех и более детей, возникает право на однократное приобретение бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на территории Белгородской области для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства.

    В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что оспариваемая норма противоречит положениям части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

    В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.

    Представитель Белгородской областной Думы — Коровянская И.Н., представитель Губернатора Белгородской области — Попова И.В. просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

    Решением Белгородского областного суда от 24 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

    В апелляционном представлении прокурор Белгородской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

    Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

    В соответствии с подпунктами «в», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

    Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

    Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

    В связи с принятием Федерального закона от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ статья 28 Земельного Кодекса РФ дополнена абзацем в пункте 2, согласно которому предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

    Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

    Как усматривается из материалов дела, оспариваемым в настоящем деле п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области N 74 от 08.11.2011 года «О предоставлении земельных участков многодетным семьям» предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, на однократное приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на территории Белгородской области при одновременном соблюдении условий, одним из которых установлено, если ранее члены многодетной семьи не приобретали в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) у организации, учредителем (участником, акционером) которой является Белгородская область или муниципальное образование Белгородской области, а также в собственности членов многодетной семьи отсутствует земельный участок, приобретенный у такой организации для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) по договору купли-продажи на условиях частичной оплаты рыночной стоимости, строительство индивидуального жилого дома, на котором не завершено.

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно. Поскольку в Земельном кодексе Российской Федерации отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании пункта 2 статьи 28 названного Кодекса, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

    Указанная позиция суда согласовывается с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 29 мая 2012 года N, от 25 февраля 2013 года N, от 24 декабря 2013 года N 2134-О, согласно которой федеральный законодатель и законодатель субъекта Российской Федерации располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении вопроса, изложенного в абзаце втором пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, что предоставление многодетным семьям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства с последующим их предоставлением в собственность бесплатно направлено на реализацию конституционного права иметь землю в частной собственности.

    Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая прокурором норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

    Установление субъектом РФ в оспариваемом Законе условий получения земельных участков многодетными семьями бесплатно является реализацией законодателем субъекта РФ предоставленного Земельным Кодексом РФ полномочия по установления порядка и случаев предоставления бесплатно земельных участков указанной категории лиц.

    При этом субъект РФ, регулируя порядок реализации права многодетной семьи на получение земельного участка бесплатно, установленного ст. 28 Земельного Кодекса, в целях социальной поддержки многодетных семей вправе, исходя из сложившейся социально-экономической и демографической ситуации, для предупреждения злоупотребления правом, предусмотреть определенные условия, в частности предоставление ранее многодетным семьям земельных участков у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование.

    Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

    Решение Белгородского областного суда от 24 января 2014 года, а апелляционное представление прокурора Белгородской области — без удовлетворения.

    Федеральный закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям

    В июне 2011 года Президент России (тогда Дмитрий Медведев) подписал закон номер 138 ФЗ, согласно которому многодетные семьи могут бесплатно получить земельный участок. Участком можно распорядиться по своему усмотрению — построить на нем дом, засадить его растениями или продать. Земля выдается не только полным семьям, но и матерям и отцам-одиночкам, в семье которых состоит 3 и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленные дети, падчерицы, пасынки.

    Земельные участки для многодетных семей выдаются из числа тех участков, которые состоят в собственности муниципалитета или государства. Размеры участков и их местонахождение определяются местными органами самоуправления для каждого отдельного региона России. В основном размеры участка не более 15 соток и не менее 6 соток на семью.

    В зависимости от региона установлены следующие требования для получения бесплатного земельного участка:

    многодетная семья состоит из трех и более несовершеннолетних детей;
    не менее 5 лет постоянного проживания в том регионе, на получение участка в котором претендует семья;
    в случае наличия обоих родителей, брак должен быть официально зарегистрирован;
    многодетная семья не должна иметь в собственности другого земельного участка.
    Для получения участка земли многодетная семья должна обратиться в администрацию муниципального образования по месту жительства, написать соответствующее заявление и приложить к нему необходимые документы.

    Документы, необходимые для получения земельного участка многодетной семье
    Для получения земельного участка необходимо предоставить следующий пакет документов:

    справка, демонстрирующая состав семьи;
    копия свидетельства о рождении каждого несовершеннолетнего члена семьи;
    выписка из домовой книги или документ, подтверждающий, что члены многодетной семьи зарегистрированы по месту их проживания;
    справка о том родители не лишены своих родительских прав. Выдается органом опеки и попечительства;
    копия паспорта каждого из родителей.
    копия свидетельства о браке;
    Копии документов о усыновлении (удочерении) каждого из несовершеннолетних членов семьи, в случае наличия таких детей в семье. Справка из органов опеки и попечительства, о том, что по усыновленным данным детям не было отменено усыновление.

    Далее органы местного самоуправления в течение 30 дней выносят решение о постановке или об отказе в постановке на учет на получение земельного участка.
    В прочем данный срок может меняться, иногда в меньшую сторону. В случае положительного решения, многодетной семье присваивается порядковый номер очереди. Земля выделяется строго по порядковым номерам по очередности, обычно это происходит не более, чем через год.

    Участки земли могут быть предоставлены для разных целей — под жилищное или дачное строительство, для животноводства, садоводства, огородничества, ведения фермерского или личного подсобного хозяйства. Каждая многодетная семья сама делает выбор в пользу определённого вида использования участка земли.

    Смотрите так же:  Договор купли-продажи ТС. Как оформить продажу авто самому

    Бесплатный земельный участок выдается только один раз. При этом новый собственник сам решает, что делать с этой землей — продать или сделать постройку. В случае, если выданный участок земли не понравится по каким-либо причинам, то от нее можно отказаться, но в этом случае снова придется вставать на учет, собирая все необходимые документы и повторно ждать очереди.

    Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям за третьего ребенка (ФЗ 138): сколько дают, порядок получения, субсидии или квартира вместо земли

    Внесение изменений в федеральное законодательство регулирующее оказание содействия многодетным семьям было вызвано необходимостью более обширной поддержкой материнства и детства в стране. Например, за третьего ребенка дают землю, которую можно получить при соблюдении ряда условий.
    Перечень документов и то, что необходимо указать в заявлении рассмотрим ниже.

    Что говорит 138 Федеральный закон о предоставлении земли многодетным

    Закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» регламентирует данный вопрос.

    Он состоит из трех статей, каждая из которых поделена на пункты. Этот нормативный правовой акт включает в себя положения о выделении и предоставлении земельных участков многодетным и развитие российского жилищного права в части бесплатного обеспечения жильем.

    Какая семья считается многодетной и какие требования предъявляются к таким ячейкам общества

    Согласно нормам, закрепленным российским правом, многодетными считаются такие граждане, у которых имеется три и более ребенка. Эти дети могут быть как рожденные самостоятельно, так и усыновленные.

    Для получения бесплатной земли или квартиры такие граждане должны ко всему прочему обладать и признаком малообеспеченности и не иметь в собственности жилых помещений, пригодных для проживания. Депутаты могут принимать и местные документы, в которых закреплены иные критерии.

    Сколько земли положено

    Законодательством установлены определенные ограничения относительно размера предоставляемой земли.

    В зависимости от количества детей, а также иных важнейших факторов, гражданам может быть выделено от шести до пятнадцати соток.

    Особенностью является то, что такая земля должна быть предоставлена либо в черте города, где ранее семья проживала, либо за пределами города, но не выходя за рамки региона проживания.

    Разумеется, что количество выделенной земли можно оспорить. Однако, из за огромных очередей на получение земельных участков, данный процесс может быть растянут на долгие годы и в конце могут полностью отказать в предоставлении из за отсутствия необходимого количества земельных наделов.

    Условия предоставления

    Получить землю можно только при условии, если все предоставленные документы являются подлинными, ранее земля в рамках данной программы не предоставлялась, если в собственности нет никакого другого недвижимого имущества.

    Еще одной особенностью является то, что предоставить социальную землю могут только регионы, например, Москва, СПБ и др. Поэтому в качестве еще одного условия является непосредственное проживание на территории субъекта в течение определенного периода (как правило, три года). Семье могут отказать в предоставлении земли, если один из ее членов живет на другой территории РФ.

    Закон о предоставлении земельного участка за третьего ребенка

    Данная программа реализуется не во всех субъектах РФ. Так, например, в 2017 году ее участниками стали Краснодар, Татарстан и др.

    После того, как в семье появился третий ребенок, родители имеют право обратиться за положенным им земельным участком. Выделить и выдавать землю имеют право местные органы государственной власти (для начала обратитесь в МФЦ или городскую/областную администрацию).

    Все члены семьи должны быть гражданами РФ, не должны быть лишены родительских прав и не иметь ни земли под ИЖС в собственности, ни любого другого жилого помещения.

    Документы для получения земли бесплатно

    В данной ситуации гражданам необходимо собрать и предоставить следующий перечень документальных актов:

  • Свои паспорта и свидетельства о рождении детей.
  • Данные об отсутствии зарегистрированного права собственности.
  • Документ о малообеспеченности.
  • Акт о признании семьи не обычной, а многодетной.
  • Так же администрации в некоторых случаях просят предоставить свидетельства о заключении или расторжении брачных правоотношений. Именно на основании этих документов и принимается решение о том, выдавать ли многодетным землю или нет.

    Отрицательное решение в любое время можно оспорить как в вышестоящей инстанции, так и в судебном порядке.

    Могут ли отказать в выдаче земли, возможные причины

    Разумеется, что не во всех случаях многодетным по их письменному заявлению предоставляется земля. Существуют и ситуации, когда в такой субсидии может быть отказано на вполне законных основаниях.

    Отказать в предоставлении земельного участка могут в следующих случаях:

    1. Кто-либо из семьи не является гражданином Российской Федерации.
    2. Лица имеют на праве собственности недвижимость или участки под ИЖС.
    3. Граждане не прожили необходимого срока на территории субъекта.
    4. Они не являются малообепеченными.
    5. Предоставленные документы являются подложными и др.

    По любому из вышеуказанных оснований отказ оформляется в письменном виде. Он направляется гражданину не позднее общих сроков, отведенных на рассмотрение поданного заявления.

    Многодетным семьям вместо земли могут ли выдавать квартиры

    Ранее такое положение не существовало. Нововведения и изменения появились лишь в 2015 году (с 1-го Марта). Они были вызваны тем, что зачастую земельных участков не хватало и граждане были вынуждены выдавать землю в мало пригодных для проживания условиях. Там отсутствовала инфраструктура, не было дорог, магазинов, больниц, детских садов и школ.

    Именно поэтому новеллой законодательства стало то, что граждане имеют право получить вместо земли квартиру. Ее метраж устанавливается в зависимости от количества детей и норм жилой площади, установленной жилищным законодательством РФ.

    Могут ли предоставить субсидии вместо земельных участков многодетным семьям

    Четкого законодательного регулирования по вопросу, когда вместо земли может быть предоставлена субсидия, нет. Такого рода решение принимается исключительно местными властями.

    Связно это с тем, что в некоторых случаях управленцы не могут предоставить семье надлежащий земельный участок в виду его отсутствия.

    Именно тогда и принимается решение о выплате компенсации. Стоит отметить, что согласие на это должна выразить и сама семья.

    Изменения и поправки в 138 ФЗ

    Основные изменения коснулись порядка формирования земельного фонда.

    Теперь, в случае нехватки или отсутствия у муниципальных властей необходимого количества земли для последующего предоставления многодетным, такая земля может быть предоставлена муниципалитету от региональных администраций или же из государственного фонда. Муниципалитеты также имеют право передавать друг другу земли для тех же целей.

    Скачать ФЗ 138 «О государственной поддержке многодетных семей»

    Скачать федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей», затрагивающий и вопрос бзвозмездного предоставления земли, можно кликнув тут. ?

    Таким образом, государство всячески нацелено на поддержку материнства и детства в РФ. Это выражается и в издании подобного рода нормативных правовых актов, дающих право на получение тех или иных благ многодетным.

    Правительство России

    О предоставлении бесплатно земельных участков многодетным семьям

    Работа Правительства: факты и цифры. С 2012 года органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления многодетным семьям предоставлено бесплатно 69 тыс. земельных участков.

    Правительство, в частности, сообщает, что получить бесплатно земельный участок изъявили желание 266,6 тыс. многодетных семей. Начиная с 2012 года органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления многодетным семьям предоставлено бесплатно 69 тыс. земельных участков.

    На учёте в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 140,6 тыс. многодетных семей. Органами местного самоуправления 2 тыс. многодетных семей предоставлены жилые помещения по договору социального найма либо социальные выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений.

    Распоряжением Правительства от 28 июня 2013 года №1097-р внесены дополнения в комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, которые предусматривают:

    — утверждение показателей и плановых значений до 2020 года по улучшению жилищных условий многодетных семей;

    — разработку методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей;

    — внесение изменений в законодательство, касающихся приоритетного предоставления жилых помещений, социальных выплат и субсидий на приобретение жилья отдельным категориям граждан (государственные гражданские служащие, сотрудники правоохранительных органов, прокуроры, судьи и др.), имеющим трёх и более детей.

    Субъектами Российской Федерации ведётся работа по уточнению регионального законодательства по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям в части учёта критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий.

    Федеральным законом от 10 июля 2012 года №118-ФЗ установлена возможность передавать земельные участки Фонда «РЖС» для жилищного строительства лицам, предложившим максимальное снижение цены 1 кв. м жилья при продаже построенных жилых помещений экономкласса по фиксированной цене отдельным категориям граждан («голландские аукционы»). Постановлением Правительства от 25 октября 2012 года №1099 в перечень таких отдельных категорий граждан включены граждане, имеющие трёх и более детей.

    Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №290-ФЗ введена обязанность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обеспечивать объектами инфраструктуры земельные участки, передаваемые из федеральной собственности для предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей. Одновременно таким гражданам установлено право вступать в жилищно-строительные кооперативы с государственной поддержкой.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *