Техосмотр возвращается: Кому и как проходить его в 2020 году

Водителей отучат покупать диагностические карты у «частников» крупными штрафами

Несмотря на скепсис оппозиционных фракций, Госдума приняла в первом чтении поправки в КоАП, Уголовный кодекс и закон «О техническом осмотре», которые возвращают из небытия обязательную процедуру техосмотра. И вот что ждет тех, кто привык покупать диагностическую карту…

Техосмотр почти умер

Реформа 2011 году должна была «очеловечить» техосмотр, но сделала его чистой формальностью. Штрафа за езду без диагностической карты нет, нужна она лишь для покупки ОСАГО, поэтому страховщики принимают покупные карты или продают страховку без них. Контроль пунктов техосмотра передали «Российскому союза автостраховщиков», для которого эта деятельность является непрофильной.

Техосмотр вернут крупными штрафами

Новый законопроект предусматривает изменение статьи 12.5 КоАП, вводя новый штраф за отсутствие диагностической карты. Размер штрафа на первый взгляд не кажется драконовским: 2000 рублей — это больше, чем за езду без полиса ОСАГО, но все же не рекорд.

Проблема в том, что законопроект предусматривает взыскание штрафа с помощью камер фотовидеофиксации, причем раз в сутки. Теоретически, просрочив техосмотр на месяц, можно заработать штрафов на 50?60 тысяч рублей.

А если подделать карту?

Подделывать, по сути, будет нечего: от бумажных карт отказываются в пользу записей в базе ЕАИСТО, заверенных электронной подписью. Сама база будет защищена от несанкционированного доступа: сейчас в неё заливают данные даже «частники», которые продают нелегальные диагностические карты на дому.

А если подделать запись?

Если техосмотр поможет оформить сторонняя организация или предприниматель, в дело вступит статья 171 УК РФ, которая грозит дельцу штрафом до 300 тысяч рублей. Если сотрудник аккредитованного пункта техосмотра сделает запись без проверки, на первый раз его оштрафуют на 10 тысяч рублей, на второй — дисквалифицируют или накажут сам пункт на сумму до полумиллиона рублей.

Узнать правду поможет видео

Все пункты техосмотра оснастят системами видеофиксации, а записи будут храниться в специальном облаке. Доступ в него получит в том числе ГИБДД: если аккредитацией пунктов будет по-прежнему заниматься РСА, то оперативным контролем — именно госавтоинспекция.

Стоимость оборудования для каждого поста оценивается примерно в 30 тысяч рублей, и представители бизнеса уже заявили о необходимости поднять тарифы на услугу. Сейчас они зависят от региона, и в Москве, например, составляют 720 и 770 рублей для легковушки и легкого грузовика.

В техосмотре откажут «нелегалам»

Техосмотр не пройдут автомобили, у которых есть расхождение в номерах деталей с тем, что указано в документах. В базе данных будет делаться отметка, которая обяжет узаконить изменения.

Ужесточения не касаются случаев замены мотора на другой, который предусмотрен конструкцией автомобиля. Но сложности ждут, например, владельцев грузовой техники, которые меняли кузов или раму, не зарегистрировав изменения.

Индивидуальный техосмотр

Есть и ещё один пакет правок на ближайшее будущее, когда в России состоится переход на электронные паспорта транспортных средств. Такие паспорта являются, по сути, базой данных с историей автомобиля, которая включает его пробег, прохождение техобслуживания, крупные ремонты и аварии. Власти изучают возможность сделать техосмотр индивидуальным с учетом его «истории болезни». Например, аварийные машины или автомобили с большими пробегами будут вынуждены проходить его чаще.

Кому нужно проходить техосмотр сейчас

Послабления 2011 года пока остаются в силе: техосмотр не проходят легковые машины в возрасте до трех лет, далее — раз в два года, а по достижению семилетнего возраста — каждый год. Например, в следующем году придется делать техосмотр легковушкам, которые были выпущены в 2012 году и ранее, а также в 2014 и 2016 годах.

Кстати, есть интересный нюанс: если автомобиль изготовлен в декабре 2016 года, трехлеткой он станет формально в декабре 2020 года, то есть через год. Но проходить техосмотр владельцу придется перед покупкой полиса ОСАГО, даже если срок страховки истекает уже в январе 2020 года. Дело в том, что в законе прописаны календарные годы, что в ряде случаев «крадёт» один год.

Главный минус техосмотра

В 2011 году реформа техосмотра состоялась после жалоб автомобилистов на очереди перед пунктами техосмотра.

Принятый пакет поправок наверняка спровоцирует шквальный спрос на услугу. Фотовидеофиксация не позволит мастерам отпускать автомобиль «по-быстрому», как иногда происходит сейчас. А значит, создаются все предпосылки к возвращению очередей.

К тому же слабый контроль за пунктами привел к их деградации, а низкий спрос на услугу — к уходу аккредитованных сотрудников.

Формально власти предусмотрели этот риск: для каждого пункта устанавливается предельная пропускная способность, превышать которую можно в пределах 5%. Проблема, как обычно, в точности расчетов: достаточно ли в принципе аккредитованных пунктов ТО для автопарка в 50+ млн автомобилей?

Спешить ли с прохождение техосмотра

Пока нет. Сомнений в том, что его в той или иной форме вернут, всё меньше. Но реформа раздроблена по нескольких законопроектам, и каждый ждёт еще два слушания в Госдуме плюс прочие процедуры, поэтому «принудительный» техосмотр начнется, скорее всего, не ранее лета 2020 года.

Кроме того, комплексы фотовидеофиксации уже несколько лет планируют приспособить к выявлению водителей без ОСАГО, но дело движется со скрипом — возникли сложности с нагрузкой на серверы РСА. Подобные технические сложности, вероятно, будут и при использовании базы АИСТО, что может отстрочить массовые штрафы.

Техосмотр возвращается: можно ли покупать для ОСАГО «серые» диагностические карты

Нет карты — нет полиса

Оформление диагностической карты стало во многих случаях формальностью, но близятся времена, когда реальный техосмотр не только вернется в нашу жизнь, но и станет более жестким.

Диагностическая карта (ДК) — документ, который подтверждает, что транспортное средство пригодно к эксплуатации. Для получения ДК необходимо обратиться в компанию, аккредитованную Российским союзом автостраховщиков (РСА), и пройти техосмотр.

Конечно, водитель может и не оформлять диагностическую карту, но тогда он не сможет оформить полис ОСАГО. Точнее, сможет, конечно, есть и такие агенты, которые оформляют ДК без осмотра, но при аварии вся финансовая ответственность ляжет на физическое лицо, которое явилось виновником ДТП.

В конце прошлого года появились сообщения, что за отсутствие полиса ОСАГО будут штрафовать не только инспекторы ГИБДД, но и видеокамеры. По данным некоторых СМИ, такая практика должна была начаться в ноябре 2020-го, однако в ГИБДД РФ эту информацию не подтвердили. Тогда в ведомстве сообщили, что техническая возможность фиксации таких нарушений с помощью камер находится на стадии проработки. «Ведутся необходимые подготовительные технические работы по синхронизации информационных систем Госавтоинспекции МВД России и Российского союза автостраховщиков», — пояснили в ГИБДД .

В феврале текущего года в РСА сообщили, что интеграция двух информационных систем давно закончена, однако в базах данных имеется ряд расхождений, которые нужно устранить. «Запуск штрафов в автоматическом режиме мог бы привести к несправедливым штрафам для ряда автовладельцев, которые попали в «несчастливый процент». По этой причине штрафы в автоматическом режиме решено вводить только после того, как будет достигнута достаточная чистота баз», — сообщил глава РСА Игорь Юргенс . Предполагалось, что расхождения удастся устранить к 1 марта, тем не менее пока камеры не фиксируют отсутствие страховки.

Чем чревата покупка «серой» ДК

Водители, не желающие тратить время на технический осмотр (ТО) и не стремящиеся оплачивать штрафы, нашли выход из положения. Помогли им в этом многочисленные фирмы, предлагающие провести формальный ТО, и нечистые на руку страховщики, продающие полисы даже при отсутствии диагностической карты. Да и саму карту, если верить рекламным объявлениям, можно приобрести онлайн за пять минут. Если набрать в поисковике соответствующий запрос, на первой же странице найдется масса советов, как оформить документы быстро и легально (ну или почти легально).

Однако, приобретая «серую» диагностическую карту, автовладелец должен иметь в виду, что такой документ могут просто не внести в единую информационную систему технического осмотра (ЕСТО). Тогда в случае ДТП страховая компания может отказать водителю в выплате компенсации, и возмещать убытки ему придется самому.

Техосмотр возвращается

Вопросом незаконного оформления диагностических карт озадачилось правительство РФ. РСА вместе с Министерством экономического развития с 2015 года готовил новый законопроект, направленный на то, чтобы путем введения дополнительных мероприятий исключить возможность формального прохождения ТО и непосещения водителями пунктов ТО. Сейчас этот законопроект прошел первое чтение в Думе, он ожидает второго чтения. В начале марта проект прошел слушания в правительстве, там оценили предусмотренные в нем предложения, которые призваны ужесточить административную ответственность всех участников системы техосмотра, нарушающих законодательство.

Смотрите так же:  Образец договора займа юридическому лицу. Договор займа между юридическим лицом и физическим беспроцентный образец

На заседании правительства 7 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пояснил, что законопроект вводит перечень требований к месту, где проводятся техосмотры, а также обязательную фиксацию процедуры на фото и видео. Кроме того, если закон будет принят, функции технического эксперта, проводящего осмотр, сможет выполнять частный предприниматель, аккредитованный как оператор ТО. Контролирующие органы получат право устраивать проверки операторов в виде контрольных закупок, а техосмотр пассажирских автобусов будет производиться при участии сотрудников ГИБДД.

Также, по словам премьера, изначально в проекте закона предполагалось, что диагностическая карта должна будет оформляться только в электронном виде. «Мы все поклонники электронного документооборота и всячески его внедряем, но все-таки надо идти людям навстречу в ситуациях, когда электронная форма становится неудобной, недостижимой», — отметил Медведев. Поэтому бумажный вариант карты никуда не денется — по крайней мере, пока электронная форма не станет доступной для всех.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов уточнил на встрече с журналистами в середине марта, что в РСА надеются на вступление новых правил техосмотра в силу уже в 2020 году. Он напомнил, что в конце декабря 2020 года ряд депутатов Государственной думы выступил с предложением полностью отменить ТО. Однако вскоре произошло серьезное ДТП в Смоленской области, где погибли дети, а при проверке выяснилось, что автобус формально числился прошедшим ТО в Норильске, будучи в эксплуатации в Смоленске.

Законопроектом вводятся дополнительные административные меры по отношению к водителям. С 2012 года и по настоящий момент административных наказаний за отсутствие ТО нет. Новый закон предусматривает штраф за отсутствие ТО в размере 2 тыс. рублей. Контроль наличия диагностической карты также будет проходить через видеофиксацию с помощью дорожных видеокамер, как и планируется сделать с полисом ОСАГО. Если камеры зафиксируют это нарушение несколько раз в течение суток, штраф будет приходить один раз за сутки.

На сегодняшний день в России 4 900 операторов ТО, уточнил Ефремов, в среднем один оператор проводит 50—60 диагностических проверок в сутки. По новому закону будет ограничение: каждому оператору будет предоставляться своя квота, ориентированная на его пропускную способность (в среднем 30—40 проверок в сутки). Соответственно, количество операторов ТО должно увеличиться, чтобы исключать возможные очереди, резюмировал заместитель исполнительного директора РСА.

Как получить легальную ДК

Законопослушным водителям, которые не собираются связываться с «серыми» картами, напоминаем, как получить документ законным образом. Для этого нужно:

  • обратиться в пункт техосмотра, имеющий соответствующую лицензию (узнать можно н а сайте Российского союза автостраховщиков );
  • пройти техосмотр: эксперт оценит исправность автомобиля, проверит государственный номер, наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки на соответствие нормативам, также он измерит уровень технических жидкостей в машине и уровень вредных веществ в выхлопе;
  • получить готовую карту, если нарушений не выявлено. Если есть неполадки, на их устранение дается 20 дней. ДК заверяет технический эксперт, проводивший проверку состояния машины. Электронный вариант карты заносится в единую информационную систему технического осмотра.
  • Для прохождения ТО нужно взять с собой документы: права и паспорт транспортного средства. Если на осмотр приезжает не владелец машины, а его доверенное лицо, потребуется доверенность на автомобиль.

    Диагностическую карту нужно своевременно обновлять. Для машин возрастом меньше трех лет карта вообще не нужна, для остальных сроки действия ДК следующие:

  • легковые автомобили возрастом от трех до семи лет — два года;
  • легковые автомобили старше семи лет — один год;
  • грузовики массой больше 3,5 тонны — один год;
  • ТС, предназначенные для перевозки пассажиров, — шесть месяцев.

Диагностическая карта для ОСАГО в 2020 году

Чаще всего при оформлении автогражданки агенты и менеджеры требуют у клиента действующую диагностическую карту. Отсутствие этого документа является законным основанием для отказа в заключении договора.

В пункте первом статьи пятнадцать закона «Об ОСАГО » прямо сказано о необходимости предъявления диагностической карты при оформлении обязательной автостраховки. Однако в законе не упомянут перечень транспортных средств, при страховании которых возникает данная обязанность.

Кому нужна диагностическая карта для оформления ОСАГО в 2020 году?

Периодичность проведения техосмотра установлена не правилами ОСАГО и соответствующим законом, а другим законодательным актом – ФЗ-170. В этом документе приводится исчерпывающая информация о всех случаях, когда автовладелец обязан получить заключение технического эксперта.

Нельзя эксплуатировать транспортное средство без действующего талона техосмотра.

Во-первых, такой подход снижает безопасность эксплуатации транспорта. Во-вторых, в некоторых случаях страховая компания вправе предъявить регресс, если водитель машины стал виновником дорожной аварии, а диагностическая карта на момент ДТП уже не действовала.

Подробная информация по основаниям для регресса приведена в четырнадцатой статье закона «Об ОСАГО». В случае с техосмотром нужно обратить внимание на первый пункт данной статьи.

Однако сперва нужно выяснить, нужно ли показывать эксперту конкретное транспортное средство. Нужна информация приведена в статье пятнадцать закона «О техосмотре». Выдержки из статьи содержатся в следующей таблице.

Таблица. Периодичность ТО в 2020 году

Тип транспорта До трех лет От трех
до семи
От семи лет
Грузовой (до 3,5 тонны) Не требуется Раз в два
года
Ежегодно
Легковой
Мотоциклы
Полуприцепы, прицепы

Если прохождение техосмотра не требуется, например, в случае с легковым транспортом до трех лет, то менеджеры и агенты страховщика не вправе требовать диагностическую карту.

Есть в законе «О техосмотре» и другие типы транспорта. В частности, грузовики (более 3,5 тонны), транспорт со спецсигналами и учебный транспорт нужно показывать техническим экспертам раз в год вне зависимости от года производства.

Транспортные средства, которые перевозят опасные грузы, нужно проверять раз в полгода.

Пассажирский транспорт, а именно автобусы, такси и грузовики (от восьми пассажирских мест), проверяют опять же раз в полгода.

Если для эксплуатации транспортного средства требуется диагностическая карта, но ее действие закончилось, страховая компания не будет оформлять автогражданку до момента прохождения техосмотра.

Исключение составляют полисы с укороченным сроком действия – до двадцати дней. Они предназначены как раз на случай, если страховка просрочена, а диагностическая карта кончилась. Заключив такой договор, собственник авто сможет добраться до оператора ТО без риска стать виновником дорожного происшествия без действующего полиса ОСАГО .

Где пройти технический осмотр в 2020 году?

Осматривать транспорт в рамках закона «О техосмотре» может исключительно аккредитованные организации. Их допуском на рынок занимается Российский Союз Автостраховщиков. На сайте союза приведен соответствующий реестр .

Пользователю нужно указать индивидуальный номер оператора, его название, ФИО руководителя или адрес.

В дополнение стоит проставить чекбокс «Аннулированные», так как часто после исключения из реестра РСА организации продолжают оказывать услуги по техосмотру, хотя это и запрещается.

В результатах проверки система покажет пользователю, имеет ли оператор ТО действующую аккредитацию. Если организация не прошла проверку в реестре союза автостраховщиком, то стоит обратиться в другую компанию.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Стоит ли покупать диагностическую карту без техосмотра?

После передачи страховщикам полномочий по проверке техосмотра на рынке появились агенты, посредники и прочие граждане, предлагающие оформить диагностическую карту без осмотра машины. И если пару лет назад с такими документами не возникало особых проблем, то теперь покупатель такого документа рискует остаться без полиса ОСАГО.

Среди посредников много аферистов, продающих недействительные диагностические карты.

Проверить полномочия такого посредника не представляется возможным. Нередко автовладельцам впоследствии отказывают в продаже автогражданки. Им приходится повторно оформлять карту, но только уже с реальным прохождением осмотра у технического эксперта.

Так что, оформление ТО без осмотра машины может обернуться дополнительными временными и денежными затратами.

Как в 2020 году купить полис ОСАГО без техосмотра?

Приобрести автогражданку без ТО в 2020 году могут только владельцы транспорта, который в соответствии с ФЗ-170 не должен проходить проверку. То есть диагностическая карта не потребуется собственникам легковушек, мотоциклов, прицепов, а также грузовиков до 3,5 тонны.

Хозяева перечисленных видов транспорта освобождены от обязанности по оформлению диагностической карты в течение трех лет с начала эксплуатации ТС. Других исключений нет.

Если представитель автостраховщика предлагает заключить договор ОСАГО без ТО, хотя по закону и требуется диагностическая карта, то высока вероятность обмана. Только мошенник может продать автогражданку в таких обстоятельствах.

При оформлении полиса через Интернет опять же нужна диагностическая карта, если того требует ФЗ-170. После ввода номера документа система автоматически проверит его ликвидность. Если данные о карте есть в базе АИС РСА, то проблем с оформлением е-ОСАГО не возникнет.

Техосмотр без присмотра: ОСАГО грозит новый кризис

Банк России озабочен возможным кризисом на рынке ОСАГО. По мнению регулятора, Российский Союз Автостраховщиков (РСА) может не справиться с аккредитацией операторов техосмотра, что приведет к проблемам с оформлением диагностических карт. РСА, в свою очередь, жалуется на нехватку финансирования. Кто должен следить за техосмотром и готовиться ли автомобилистам к дефициту полисов ОСАГО, разбирались «Известия».

Согласно изменениям, принятым в июне этого года, все российские операторы техосмотра с июня 2020 года в течение года должны заново пройти аккредитацию. Ранее оценка соответствия ее требованиям проводилась либо в виде документарной, либо в виде выездной проверки. Теперь же потребуется и то, и другое.

В карты по-честному

Эта одна из мер, направленных на борьбу с фальшивыми диагностическими картами, которые в настоящее время зачастую выдают без проведения техосмотра. Пакет законов, подписанный Президентом России Владимиром Путиным, вводит уголовную ответственность за проведение ТО без аккредитации.

Также вводится административная ответственность за нарушение порядка ведения реестра операторов техосмотра. Должностным лицам придется заплатить от 20 до 30 тыс. рублей штрафа, а юридическим — от 100 до 200 тыс. рублей Изменения в Кодексе об административных нарушениях позволят штрафовать водителей на 2 тыс. рублей за вождение без оформленной диагностической карты.

Пакет законов, подписанный Президентом России Владимиром Путиным, вводит уголовную ответственность с июня 2020 года за проведение ТО без аккредитации

Ужесточается и процедура прохождения ТО с обязательной фотофиксацией автомобиля во время прохождения осмотра и оформлением диагностической карты в виде электронного документа с усиленной электронной подписью.

Правительство присмотрит

Банк России выразил обеспокоенность: по мнению регулятора, у РСА отсутствуют фактические и финансовые возможности, чтобы успеть проверить аккредитацию всех операторов техосмотра в течение установленного срока. Напомним, что в России сейчас насчитывается более 5 тыс. пунктов ТО, а на их проверку отводят всего год.

Если прогнозы Банка России сбудутся, оформление диагностических карт, наличие которых необходимо для заключения договора ОСАГО, прекратится. Это приведет к дестабилизации рынка добровольного страхования автогражданской ответственности. При этом меры, которые может применить регулятор к РСА за невыполнение функций по аккредитации, ситуацию не исправят.

ЦБ предложил передать надзор за техосмотром правительству РФ

Поэтому ЦБ предложил передать надзор за техосмотром правительству РФ. В пресс-службе не уточнили, кто именно займется выездными проверками операторов, но сообщили, что в настоящее время идет обсуждение этого вопроса с заинтересованными ведомствами.

Как минимум одно заинтересованное ведомство уже есть — МВД хочет получить полномочия по надзору за техосмотром транспортных средств и участию в техосмотре автобусов. В последнем случае предполагается личное присутствие сотрудников Госавтоинспекции на пунктах технического осмотра.

Ранее были предложения передать контроль за операторами Росаккредитации или Ространснадзору, а за РСА оставить ведение единой базы по техосмотрам ЕАИСТО, которой занимается МВД.

Проблема «узкого горла»

В РСА проблему признали и согласны с опасениями Банка России. В настоящее время в штате Союза выездными проверками операторов ТО занимаются 10 человек. В течение прошлого года они провели 213 выездных проверок. Основанием для них, как правило, является поступившая в РСА жалоба на оператора ТО и наличие обоснованных сомнений в документах к заявлению о предоставлении аттестата аккредитации. За 2020 год в РСА поступило 380 таких жалоб. В 2020 году 314 аттестатов аккредитации было аннулировано, направлено 1672 уведомления о необходимости устранения недостатков.

— В этих обстоятельствах пропускная способность РСА в части проведения проверок у операторов ТО ограничена. При этом мы понимаем, что с большой вероятностью операторы техосмотра будут откладывать подтверждение аккредитации на последний момент и создадут «узкое горло», — заявил резидент РСА Игорь Юргенс.

Сотрудник пункта технического осмотра проверяет регулировку света фар

Союз советует

Свои предложения по исправлению ситуации РСА направил в заинтересованные ведомства. В Союзе сетуют, что закон запрещает привлекать сторонних экспертов для самостоятельных выездных проверок. Кроме того, в РСА обращают внимание на недостаток финансирования. Ранее постановлением Правительства РФ был определен размер платы за аккредитацию, по которому аккредитация одного оператора обходилась в 20 тыс. руб. плюс по 10 тыс. руб. за каждый пункт.

— Наши расчеты показывают, что для реализации всех полномочий РСА с учетом по Федеральному закону № 122-ФЗ размер платы за аккредитацию в случае проведения выездных проверок каждого пункта технического осмотра должен возрасти до 70 тыс. рублей, — рассказал «Известиям» заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

Размер платы за аккредитацию в случае проведения выездных проверок каждого пункта технического осмотра должен возрасти до 70 тыс. рублей

В РСА просят увеличить переходный период для подтверждения аккредитации с одного до двух лет и дать Союзу право самостоятельно выбирать, какую проверку проводить — документарную или выездную.

— Мы полагаем, что добросовестные операторы техосмотра, которые уже зарекомендовали себя предыдущей работой, могут не нуждаться в обязательной выездной проверке, им достаточно будет документарной, — отметил Игорь Юргенс.

За и против

Идея ЦБ нашла как сторонников, так и противников. Первый зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов считает ее справедливой.

— Сейчас настал период, когда систему техосмотра можно опять изменить, чтобы аккредитацию операторам ТО выдавал государственный орган власти, — пояснил парламентарий. — Нигде аккредитацией не занимаются страховщики, у них совсем другие задачи, — рассказал Ефимов «Парламентской газете».

— Выбор был сделан уже более 10 лет назад — это отказ от привлечения надзорных органов, в частности МВД, к проведению государственного технического осмотра транспортных средств. Однако система страхования РФ еще только развивается — не хватает опыта, ресурсов. Это вопросы роста, переходного периода. Задача правительства как регулятора заключается в создании условий, чтобы сами страховые компании, продавая полисы или другие страховые продукты, были заинтересованы в том, чтобы было четкое понимание технического состояния автомобиля, — считает профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

Не ужесточать, а мотивировать

По словам автомобильного эксперта Игоря Моржаретто, куда важнее не ужесточать контроль над техосмотром, а мотивировать автомобилистов. Он указывает тот факт, что в целом ряде стран обязательный техосмотр отменен, так как в любом случае за неисправность будет отвечать водитель.

— У нас в правилах написано, что водитель, выезжая, должен убедиться в исправности автомобиля. Кроме того, есть целый ряд неисправностей, с которыми выезжать запрещено. Нормальный автомобилист сам занимается состоянием своего автомобиля, так как понимает, что возит себя и любимую семью.

Легковые автомашины в диагностическом корпусе пункта государственного технического осмотра автомобилей

— Диагностическая карта — это вещь в себе, как медицинская справка. Сегодня можно пройти строжайшее обследование, а через месяц умереть. У машины то же самое: в эту секунду у нее всё хорошо, а через месяц наступила усталость металла и отвалилось колесо, — рассказал «Известиям» Моржаретто.

Эксперт обратил внимание на две актуальных проблемы техосмотра. Во-первых, у РСА нет возможности полностью контролировать операторов ТО. Пункт лишают аккредитации, а он продолжает работать. Во-вторых, нужна модернизация базы данных ЕАИСТО, которая сейчас находится в ведении МВД.

Честный техосмотр

Реестр аккредитованных операторов ТО можно посмотреть на сайте РСА, однако выборочная проверка показала, что не вся информация актуальна. В любом случае подлинность диагностической карты можно проверить на сайтах ЕАИСТО или Госавтоинспекции. И пока этого достаточно.

Сотрудник ГИБДД выдает талон ГТО в пункте государственного технического осмотра автомобилей

Что грозит автомобилисту, который, сам того не зная, приобрел «липовую» диагностическую карту и попал в ДТП? Получит ли он выплату по ОСАГО? Юрист Европейской Юридической Службы Дмитрий Безделин рассказал «Известиям», что в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» отсутствие диагностической карты не является основанием для отказа в выплате.

Осаго и техосмотр 2020

Проведение техосмотра регламентируется в настоящее время следующими нормативными документами:

Нас часто спрашивают на автомобильных форумах, требуется ли проходить техосмотр с точки зрения законодательства по состоянию на 2020 год? Отвечаем – порядок технического осмотра изменился, но требование проходить его ежегодно (если иное пре предусмотрено нормативными документами) осталось. Подробнее см. в материале Срок техосмотра.
С 2013 года талоны техосмотра при проведении диагностики больше не выдаются. Автолюбителю на руки выдается диагностическая карта с параметрами технической проверки авто. На дороге сотрудники ГИБДД прохождение техосмотра не контролируют, т.к. штраф за техосмотр отменен.
Для чего в таком случае необходимо проходить государственный технический осмотр?
Без диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии технических проблем, на сегодняшний день невозможно застраховать автомобиль по ОСАГО, а езда без данной страховки запрещена.

Закон об ОСАГО Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:
е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона)

В настоящее время разрабатывается комплекс программного обеспечения, позволяющего страховщику проконтролировать наличие диагностической карты в единой базе данных по техосмотрам. Это сделано для того, чтобы выявить подделку диагностических карт.
Подведем итог: техосмотр в 2013 году обязателен для всех, без него нельзя застраховать машину по ОСАГО. В то же время наказание за езду без действующего ТО убрано из КоАП РФ.

Во избежание нового кризиса на рынке ОСАГО ЦБ хочет передать их функции правительству

Банк России предлагает освободить Российский союз автостраховщиков (РСА) от функций куратора техосмотра автомобилей. ЦБ опасается, что союз не справится с возложенными на него обязанностями по аккредитации операторов техосмотра по новым правилам. РСА тем временем просит у Минэкономики удвоения расценок на эту работу и предупреждает о возможном дефиците полисов ОСАГО в случае, если реформа аккредитации не будет продлена на год. ЦБ тоже видит эти риски и именно поэтому предлагает передать функции РСА в сфере техосмотра правительству.

Обновленный в июне этого года закон о техническом осмотре (ТО) транспортных средств может спровоцировать новый дефицит полисов ОСАГО. Напомним, что полис не может быть продан автовладельцу без диагностической карты, выдаваемой оператором техосмотра. По закону РСА должен заниматься аккредитацией операторов ТО и следить за их деятельностью, при этом с июня 2020 года оценка соответствия оператора требованиям аккредитации проводится только в форме выездной проверки по месту нахождения пункта техосмотра. Всего в стране 5,2 тыс. пунктов ТО, и представители страхового объединения должны выехать для подтверждения аккредитации в каждый из них. Пройти процедуру переаккредитации операторы обязаны до июня 2021 года.

Эта ситуация может привести к прекращению оформления диагностических карт, наличие которых необходимо для заключения договора ОСАГО». Страховщики разделяют эти опасения. «Существует опасность, что техоператоры обратятся к нам за аккредитацией в последний момент, в итоге часть из них физически не успеют ее получить. Соответственно, они не смогут выдавать диагностические карты. А это, в свою очередь, может спровоцировать проблему дефицита полисов ОСАГО»,— подтвердил “Ъ” заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. «Кроме того, законом вводится такой параметр, как пропускная способность оператора,— продолжает он.— Если мы выявим, что один пункт может провести не более 15–20 ТО в день, то количество операторов в стране надо увеличивать минимум втрое». По его словам, средний возраст автомобилей в РФ — 12 лет, большей их части необходимо прохождение техосмотра каждый год.

Как могут поменяться тарифы ОСАГО

В РСА считают необходимым увеличить расценки союза за работу по аккредитации операторов. Ранее постановлением правительства были определены тарифы, по которым аккредитация одного оператора обходится ему в 20 тыс. руб. плюс по 10 тыс. руб. за каждый пункт. «Наши расчеты показывают, что с учетом выездных проверок и новых требований по аккредитации ставка должна возрасти до 70 тыс. руб. за оператора»,— говорит господин Ефремов. Чтобы сократить расходы, связанные с выездом специалистов РСА, союз предлагает разрешить ему пользоваться услугами сторонних экспертов. А чтобы не допустить коллапса с аккредитацией к сроку (до июня 2021 года), просит Минэкономики продлить ее на год, до июня 2022-го. РСА хочет также самостоятельно определять, к какому оператору приезжать с проверкой, а для кого будет достаточно и документарной инспекции. Соответствующие письма президент РСА Игорь Юргенс уже отправил в министерство, зампреду правительства Максиму Акимову, в Минфин и ЦБ.

Планы РСА вызвали недовольство экспертов-техников. По словам гендиректора союза «Техэксперт» (объединение операторов ТО) Сергея Зайцева, «по сути, предлагается ввести систему «свой — чужой», когда РСА сам выбирает, кого и когда проверять».

Страховые компании стали успешнее разрешать конфликты с клиентами

«Напомню, что отсутствие выездных проверок привело к тому, что сейчас 60% операторов ТО — портфельные и фиктивные, торгующие диагностическими картами,— говорит Сергей Зайцев.— Это приводит к авариям из-за неисправности транспорта». По его оценке, из-за этого с 2012 года государство понесло убытки в размере 1,5 трлн руб. Предложения РСА по росту тарифов видятся эксперту необоснованными.

« Ощущение, что в РСА просто взяли стоимость самого дорогого билета Москва—Владивосток и заложили ее в тариф аккредитации. А если проверку нужно проводить в Московской области?» — задается он вопросом.

Впрочем, эти споры между РСА и операторами вскоре могут потерять смысл — проблема с аккредитацией может быть разрешена кардинальным способом. ЦБ помнит уроки кризиса в ОСАГО в 2014 году, случившегося из-за наложения целого ряда факторов, и что ему тогда пришлось повышать тарифы. Поэтому сейчас в ЦБ настроены решительно. «Мерой, направленной на недопущение дестабилизации рынка технического осмотра и, как следствие, рынка ОСАГО, является передача функций РСА в сфере технического осмотра правительству. В настоящее время эти предложения Банка России обсуждаются с заинтересованными ведомствами»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе ЦБ.

Техосмотр для ОСАГО 2020

Если говорить о техническом осмотре автотранспорта, начиная с 2020 года, следует разобраться, что такое единая автоматизированная информационная система ТО, которая, по сути, есть базой проводимых технических осмотров, в которой хранится информация обо всех организованных автовладельцами ТО и адреса проведения техосмотра, где выдается диагностическая карта. Благодаря ЕАИСТО владельцам ТС доступно заключение о прохождении техосмотра для ОСАГО 2020 в любой точке РФ. Страховщики же способны быстро проверять данную процедуру по VIN номеру автомобиля.

Необходимость прохождения техосмотра в 2020 году

Согласно закону управлять автомобилем без подтверждения прохождения техосмотра невозможно. В определенной ситуации сотрудники ДПС могут требовать от водителя диагностическую карту, но, это — противозаконно.

Водители не должны иметь при себе диагностическую карту, поскольку оформление полиса ОСАГО производится после подтверждения прохождения автомобилем техосмотра. А это значит, что при предъявлении страхового свидетельства этим подтверждается, что у владельца имеется диагностическая карта. Оформление страховки страховым агентом тоже предусматривает подтверждение прохождения техосмотра. Стоит учитывать, что оформлять договор ОСАГО и проводить техосмотр предпочтительней близко по времени, поскольку в случае, когда срок действия карточки диагностирования закончиться раньше окончания договора ОСАГО, страховщик может отказать в выплатах. На территории России, с 2020 года, предполагается введение штрафов если отсутствует ТО, что будет проверяться автоматически через камеры наблюдения.

В случае, если в аварии виновен автомобиль без техосмотра, компания, застраховавшая его, имеет право отказать в выплатах. Особенно это относится к автомобилям — такси, которые с 2020 года обязаны проходить ТО с отметкой дважды в год и всегда иметь при себе ДК.

В чем сложность прохождения техосмотра

Проведение над машиной определенных модернизаций, таких как установка дополнительного освещения, перевод на газопользование, своеобразного тюнинга и прочего, зачастую стают причиной не выдачи ДК, поскольку любые переделки автомобиля подлежат оформления в ГИБДД и требуют от владельца машины затрат личного времени.

Когда проводится техническое обслуживание, в первую очередь осматривается тормозная система и дальше осматривают работу осветительного оборудования, состояние системы рулевого управления и пр. любая неисправность может стать причиной отказа в отметке техосмотра.

Владелец авто обязан внести госпошлину независимо от результата прохождения ТО (даже если таковой не пройден).

Также стоит учитывать, что автосервисы способны накручивать свои расценки в часы пик.

Запись на видеокамеру проводящегося технического осмотра автотранспорта в 2020 году

Среди новшеств по ТО, с 2020 года можно отметить регистрацию процедуры на камеру, фиксирующую регистрационный номер автомобиля и само выполнение работ по ТО для этого авто. Также, используя видеокамеры на дорогах, отныне станут смотреть действительность у авто ОСАГО, а если оно отсутствует, владельцу авто будет автоматически высылаться штраф. Но, по правде, внедрение в 2020 году такой новинки, требующей установки и обновления видеотехники в громадном объеме, сомнительно.

До этого также подымался вопрос видеофиксации техосмотра, но эта проблема требует много времени, материальных затрат и способности сотрудников СТО к выполнению данного задания.

Реестр служб, которые будут контролировать проведение ТО в 2020 году

Каждый пункт ТО имеет своего оператора. Всех операторов контролирует РСА. Только оператору ТО, как юридическому лицу, имеют право выдать лицензию на проведение ТО. Ознакомиться с операторами ТО можно в реестре РСА.

Реестр пунктов ТО 2020

С полным списком пунктов ТО любого населенного пункта России можно ознакомиться в действительном, перечне пунктов ТО.

Методы контроля за выполнением работ по ТО

Отныне, проведение ТО тщательно отслеживается. Купить на свой автомобиль карточку диагностирования, без прохождения работ по ТО, проблематично. Всем владельцам транспортных средств, в обязательном порядке, необходимо прохождение осмотра, принадлежащего им автотранспорта с подтверждением его исправности. Если обнаруживаются правонарушения, пункт ТО может быть закрыт, а оператор лишиться аттестата. К концу года предусмотрен уголовная ответственность на территории России за свободную реализацию карточек диагностирования.Всем владельцам автомобилей советуем заранее подготовить свой автомобиль к прохождению ТО и честно пройти данную процедуру у аккредитированном в вашем регионе пункте ТО.

Смотрите так же:  Как заключать договор с адвокатом (юристом). Договор с адвокатом на оказание юридических услуг образец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *