При открытии автомойки бизнес согласовывается с учетом требований следующих организаций:

  • Министерством чрезвычайных ситуаций (МЧС).
  • Соответствующие службы будут предъявлять определенные требования к оборудованию, подключенному к этим сетям, помещению (его расположению) и другим параметрам. Например, СЭС тщательно следит за качеством воды поступающей из водопровода и стоковой, а также за освещением на рабочем месте персонала, если это не мобильная мойка. МЧС будит бдительно следить за техникой безопасности при работе с электросетями, пожарная безопасность и все связанное с ней оборудование находится под надзором пожарного инспектора.

    Требования Роспотребнадзора и экологов

  • освещения;
  • обеспечения безопасности и комфорта населению в плане экологической безопасности.
  • Основным документом, с которым стоит ознакомиться владельцу автомойки является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Стоит также ознакомиться:

  • ПП №554 от 24 июня 2000 года.
  • c Постановлением Главного санврача №38 от 10 апреля 2003.
  • Последние акты касаются воды, как расходного материала для работы предприятия.

    Требования к персоналу моечного предприятия регламентируется Постановлением Главврача СЭС № 100 от 26 мая 2003 года.

    Требования я системе вентиляции на мойках для автомобилей регламентируются СниПом2.01.57-85.

    Проектирование данной системы регламентируется:

  • к водоочистному оборудованию;
  • либо используют специальное очистное оборудование;
  • Выбор моечного оборудования проводится на усмотрение владельца. Популярными на сегодня марками считаются: ФлоТенк, Арос, Скат, УКО, Фоламинго. На любое оборудование ( в том числе очистительное) обязательны:

  • Сертификаты.
  • Паспорта установок.
  • периодических.
  • Это связано с тем, что данный вид труда относится к работам с вредностями. Считается, что такие условия труда неблагоприятны для сотрудников. И их здоровье должна контролировать медицинская комиссия.

    Требования к воде

    Воду используют техническую. Но так как на многих автомойках предусмотрен контакт человека с водой, проверяется не только вода «на выходе» то есть сточная, но и «на входе», то есть используемая для мытья автомобилей. И она не должна быть невредной для человека. Требования к воде указаны в МУ 2.1.5.1183-03.

  • количество колибактерий и колифагов;
  • термофильных бактерий.
  • нефтепродукты;
  • взвешенные вещества;
  • Если использованная и загрязненная вода поступает в общую канализацию владельцу автомойки нужно следить, чтобы содержание в ней газов, способных образовывать взрывоопасные соединения (цианиды, окисел углерода, сероводород) содержались в стоках на уровне ПДК. Указанным в нормативах пределах должны содержаться в сточных водах:

  • соединения, откладывающиеся на стенках труб и ухудшающие работу канализационной системы (различные моющие средства, механический мусор разной степени дисперсии);
  • химэлементы, разрушающие или катализирующие разрушение системы канализации;
  • Требования к помещению, участку и санитарной зоне

  • пять и более — V класс опасности и соответственно должна соблюдаться СЗЗ в 100 м;
  • Это довольно строгие требования, учитывая, что автомойки располагают обычно не в поле, а в черте города, среди жилых и офисных построек.

    Земля под постройку мойки для автомашин может быть только технического назначения.

    Требования к освещению

    Система освещения на мойке для автомобилей должна быть:

  • эффективной;
  • Комфорт сотрудников в процессе труда помогает достичь высокого уровня обслуживания клиентов за счет качества выполнения работы. Это повышает клиентопоток. В случае освещения нормируется:

  • индекс цветопередачи (ИЦ) на уровне — 80 Ra;
  • коэффициент дискомфорта 22 UGR;
  • уровень освещенности — 750 лк;
  • его неравномерность — 0,70.
  • Для помещений, которые по длине дважды не перекрывают собственную высоту дискомфорт не нормируется, по европейским стандартам этого коэффициента лучше придерживаться, но СЭС его проверять не будет.

    Из-за высокой агрессивности среды автомойки: влажности воздуха, насыщенности его водной пылью, взвесью моющих средств и грязи, условия эксплуатации осветителей считаются тяжелыми. Поэтому и требования к осветительным приборам довольно строги:

  • Класс защиты не ниже первого (от поражения током).
  • Учитывая, что влажность, загазованность и наличие в воздухе различных агрессивных химических элементов в помещении будет высока, оно должно оборудоваться вентиляцией не только с приточным но и с вытяжным элементом. Все элементы этой системы:

  • должны быть защищены от коррозии;
  • Воздухообмен при работе мойки в стандартном режиме составляет порядка 5 обменных прогонов воздуха/час. Это меньше требований, заложенных в СниПе. При расчете газообмена для этого предприятия учитывают ассимиляционные процессы по:

    Если предполагается специальная обработка транспорта, вентиляция обустраивается по следующему принципу использование приточно-вытяжного механизма:

    • с поддержанием температуры воздуха (в холодное время не менее +15оС;
    • подачей воздуха в «чистую зону»;
    • организацией вытяжки с преобладающим удалением воздуха из загрязненной зоны (до 2/3);
    • преобладанием вытяжки над подачей воздушных масс (до 20%);
    • кратность обмена воздуха в час не менее 10.
    • Требования к оформлению уголка потребителя

      Любая компания независимо от формы собственности должна иметь так называемый уголок потребителя:

    • Стенд (предпочтительно).
    • На стенде размещается:

      1. Копия закона о защите прав потребителей.
      2. График работы предприятия.
      3. Прайс, заверенный первым лицом организации и печатью.
      4. Третья — оповещает клиента об органах, осуществляющих надзор за деятельностью данной компании, в том числе адрес и телефон Потребнадзора РФ.
      5. Дополнительная информация

      6. люминесцентные лампочки;
      7. нефтешлам;
      8. отходы очистной конструкции в жидком виде.
      9. Регламентирующие документы

        Требования к помещению

      10. при приеме смены нужно проверять кабель электропитания на наличие повреждений.
      11. Последнее позволит избежать электротравмы, и минимизирует риск возгорания.

        Требования к противопожарному оборудованию

        Стандартные средства тушения пожара (огнетушитель с татой поверки, рукав для подачи воды, ломик ведро с песком) должны присутствовать в любой автомойке, несмотря на то что сам технологический процесс предполагает наличие средств, способных погасить пламя.

      12. Капитальности/временности строения.
      13. Помещения с мокрыми процессами АУПС не защищаются, согласно п.А4 СП 5.13130, если оно менее 50 м2. Если ваша мойка имеет значительные габариты, ее можно разделить перегородками на боксы с отдельными въездами, тогда каждый бокс будет подпадать под указанный акт. Можно апеллировать к СП.12, п. 4.2 (к технологическим процессам). Процесс мойки — это чуть ли не способ потушить пожар. И о пожароопасности речь может не идти вообще. Но чаще ответственные структуры указывают класс по опасности возгорания В2 (при габаритах до 50 м2) сигнализация не требуется. Если мойка рассчитана на обработку длинномерных автомобилей, при присвоении ей класса В4 может потребоваться пожарная сигнализация и установка дымоуловителей (согласно СП7.13130).

        Минимальные требования к сигнализации, предупреждающей о пожаре, фактические значения защиты от дыма, пределы огнестойкости и способности оборудования противостоять дымо- и газопроникновению устанавливаются экспериментально, сообразуюсь с методами, указанными в нормативах.

        Требования к вентиляции

      14. высокая способность сопротивления огню;
      15. каналы и швы должны по пределу прочности отвечать нормативам, указанным в регламентирующих документах и быть герметичными.
      16. Все фактические параметры расчетные и зависят от объема помещения, проводимых в нем работ (мойка, обработка и т.д.), машинопотока.

        Требования надзорных органов к автомойке

      17. С Роспотребнадзором (СЭС).
      18. Госпожнадзором.
      19. Архитектурным управлением.
      20. Экологами.
      21. ГИБДД.
      22. Каждая их этих служб имеет свои требования к территории, помещению/строению, персоналу (при его наличии), оборудованию предприятия.

        При оказании услуг организация будет использовать соответствующие инженерные сети:

        В эту группу входят требования экологов и Роспотребнадзора, касающиеся:

      23. вентиляции;
      24. качества воды;
      25. обеспечения безопасности персоналу и клиентам автомойки;
      26. Проверка работниками СЭС уровня шума, вибрации, ультра-, инфразвука и других элементов проводится по жалобе населения. имее6т право данная организация брать пробы воздуха. Вредные вещества в нем не могут превышать установленные ГОСТами ПДК.

        Регламентирующие работу автомоек законодательные акты

      27. с ФЗ 53 от 30 марта 1999 года.
      28. На эти документы опиралась комиссия, разрабатывающая данный СанПиН. Кроме этого, деятельность автомобильных моек регламентируется:

        Система освещения регламентируется как по испускаемому свету, так и по возможности выбора оборудования. Документы, на которые стоит обратить внимание следующие:

        Все бытовые помещения при стационарных автомойках проектируются согласно тех же СНиП 2.04.05-91 и СНиП 2.01.57-85, а также СНиПу 2.09.04-87.

        Требования к оборудованию

        Санитарные органы в основном предъявляют требования:

      29. освещению в рабочей зоне.
      30. Так, после мытья автотранспорта вода загрязняется моющими средствами, механическими элементами (грязь, пыль, песок и т. д.), поступая в канализацию она должна быть очищена до разрешенных степеней загрязнения.

        В городскую канализацию сбрасывать сточные воды запрещено. Поэтому автомойки:

      31. либо устанавливают системы рециклинга воды.
  • Разрешительное заключение от СЭС.
  • Но при начале работы и приеме-сдачи смены все оборудование должно быть исправным. Работник, приступающий к труду, должен перед его началом рабочего цикла удостовериться в целостности шлангов высокого давления и водопылесоса(если такое оборудование имеется), и емкость для стоковой воды (она должна быть пустой и очищенной). Эти требования должны оговариваться инструкцией по технике безопасности.

    Требования к персоналу

    Основное требование к персоналу от СЭС — это прохождение медицинских осмотров:

  • при поступлении на работу;
  • Требования к стокам

    Владелец автомойки или лицо, которому делегированы данные полномочия из числа персонала, должен регулярно проверять сточные воды на содержание в них:

  • взвесей;
  • нефтепродуктов;
  • Проверяется также цвет, запах, прозрачность воды и ее био- и химпотребность в кислороде. Нормативы по данным параметрам содержатся в МУ 2.1.5.1183-03. Основные загрязняющие вещества воды при работе данных предприятий это:

  • моющие средства.
  • вещества, склонные к горению, в том числе ГСМ;
  • радиоактивные соединения;
  • трудно окисляемы биометодом соединения.
  • Ни в коем случае нельзя сбрасывать в канализацию стоки, содержащие компоненты ненормированные экологическими службами. В этих стоках не должны содержаться вещества, способные при химических реакциях выделять эфир (более 20 мг/л), сульфаты в количестве, превышающем 500 мг/л и хлориды от 350 мг/л. При заборе проб воды весь сухой остаток не может превышать 2000 мг/л.

    Требования к санзоне (СЗЗ) указаны в СанПиНе 2.2.1/2.1.1.1200-03. Некоторые владельцы интересуются, можно ли пересмотреть размеры этой зоны в сторону их снижения. Согласно изменениям, внесенным Главным санврачом в 2007 году это возможно. Но требует обоснований для размещения данного объекта в указанном месте и расчета загрязнения воздуха.

    Размер защитной санитарной зоны определяется степенью опасности производства. Всего их пять. Автомойки относят к 4-5 классу опасности, в зависимости от количества установленных постов:

  • от двух до пяти постов — считается IV классом опасности и, соответственно, СЗЗ должна быть размером не менее 50 м.
  • эргономичной;
  • во взрывобезопасном исполнении.
  • естественное (если таковое предусмотрено), искусственное;
  • верхнее, боковое и комбинирование, при комбинированном освещении учитывается коэффициент поступления естественного света (КЕО);
  • определяется показатель пульсации, равномерность освещения.
  • Нормативы указаны в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Требования, основанные на европейской системе стандартизации, будут следующими:

  • пульсация в виде индекса (ИП) не более 10%;
  • Наличие металлического взровобезопасного корпуса на лампах.
  • Уровень влаго-, пылезащиты от IP 65.
  • Ни один осветитель не должен ослеплять работников, тот есть надлежит предусмотреть защиту от слепящего эффекта. Как пример, можно рассмотреть поликарбонатовый монолитный рассеиватель. Он ударопрочен и хорошо рассеивает свет. При использовании переносных осветителей, они должны иметь поворотные крепления. Для изменения угла подсветки.

    Из-за условий работы, сопряженных с опасностью получения электротравмы персоналом, при приеме смены работники должны проверять целостность и исправность щитового и силового оборудования (при его наличии), осветителей. Оно должно быть в рабочем состоянии и не иметь видимых повреждений. К работе нельзя приступать при повреждении изоляции электроосветительного оборудования.

  • пластик в качестве воздуховода не используется;
  • соединения уплотняются, в том числе и каждая резьба;
  • стыки на воздуховодах гермитизируются спецсоставами (герметиками).
  • теловыделению;
  • влаговыделению;
  • вредным газам.
    • Стандартную автомойку можно оснастить дополнительным вентиляторным оборудованием для перехода ее в режим санобработки транспорта. Вентиляционная система проектируется индивидуально под ваше помещение. Обычно проект заказывают специализирующейся на этой работе организациям. Перед началом работы обязательны пуско-наладочные работы по системе вентиляции.

    • Папку, если под стенд отсутствует место.
    • Информация о компании (наименование, форма собственности, ИНН, адрес и телефон).
    • Регистрационные сведения (копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет).
    • Книга отзывов, предложений и жалоб.
    • Книга жалоб и предложений оформляется по определенным правилам:

    • Титул содержит: название предприятия, дату открытия книги и подпись первого лица.
    • Первая страница является инструкцией к ее заполнению.
    • Вторая — содержит информацию о лицах, к которым можно обратиться с жалобой и их контактных данных (директор, заместитель, руководители подразделений).
    • Далее книга формируется по схеме, которую можно посмотреть здесь.
    • Идеалом считается, если книга зарегистрирована в Роспотребнадзоре, ее страницы пронумерованы и прошиты. Но за отсутствие регистрации штрафных санкций не предусмотрено. Отсутствие подобной книги или отказ в ее выдаче клиенту считается административным нарушением.

      В процессе работы моек для автомашин образуются отходы, разные по степени твердости и опасности:

    • мусор, полученный после уборки бытовых комнат и помещений для персонала;
    • мусор, полученный после уборки территории (смет);
    • осадок, полученный в ходе очистки сточных вод;
    • Роспотребнадзор вправе затребовать договора по уборке и утилизации всех этих видов мусора и отходов деятельности предприятия.

      Требования Госпожинспекции и МЧС

      Пожарная инспекция предъявляет требования к наличию у предприятия средств пожаротушения, наличию журнала инструктажа работников по данному вопросу, правильной разработке системы вентиляции, установлению защитной арматуры на осветительное оборудование. Отдельным вопросом является тема оснащения автомойки средствами АПС.

      Нормативные акты, с которыми нужно ознакомиться при организации работы автомойки следующие:

    • ФЗ №123 от 22 июля 2008 года (таким объектам нет необходимости в подаче декларации о пожбезопасности в МЧС). На этапе возведения автомойки нужно четко соблюсти п. 12. статьи № 69
    • ФЗ №69 от 21 декабря 1994 года (особое внимание нужно уделить правам и обязанностям предпринимателя, указанным в статье 37).
    • СП7.13130.2009.
    • СП 5.13130.2009.
    • Это далеко не все, а лишь базовые документы.

      Согласно 69 статье (п. 12) ФЗ №123 от 22 июля 2008 года Расстояние от любых соседствующих строений временной постройки, каковой обычно является автомойка должно быть в диапазоне 6-15 метров. Конкретное расстояние определяется материалом, задействованным при ее возведении.

      Согласно статье 28 ФЗ№123 автомойка принадлежит по классу функциональной безопасности к Ф5.1.

      Требования к работникам

      Работники должны пройти инструктаж по мерам безопасности на предприятии, ознакомиться с инструкцией и соблюдать в течение рабочего дня все предписанные правила. Они должны знать:

    • где находятся средства пожаротушения;
    • каковы их действия в случае возгорания;
    • план эвакуации при нахождении в бытовом помещении и в рабочей зоне в закрытых автомойках;
    • Много вопросов возникает у предпринимателей при открытии моечных предприятий по оборудованию их системами оповещения о возгорании и дымоуловителями. Законодательного акта, обязывающего все автмойки оборудовать АУПС, нет. Но соответствующие структуры могут в процессе рассмотрения проекта вашего предприятия определить для него класс опасности. Класс пожароопасности зависит от:

    • Его габаритов.
    • Этажности здания.
    • Некоторых других аспектов.
    • Основные требования к этой системе (противодымной вентиляции, системе притока и вытяжки воздушных масс, транзитным каналам, фланцам и т. п.) следующие:

    • все материалы должны быть негорючими;
    • Дополнительная информация

      Приятным моментом для собственников автомойки является тот факт, что ГСК РФ (кодекс градостроителей) позволяет, согласно статье 51, п. 17, не получать разрешение от органов исполнительной власти для возведения данной постройки, так как она не считается капитальной. Права на данный объект также не нужно регистрировать по статье 120 ГК РФ (п.2).

      Вся приведенная информация универсальна и касается любое моечных предприятий. Однако:

    • при организации постов подвижного состава грузового транспорта;
    • его санитарной обработке;
    • обустройстве габаритных капитальных моечных центров;
    • совмещения магазина, автомойки, сервиса.
    • И в некоторых других случаях к данного рода предприятиям предъявляются более строгие требования. Проект на обустройство вентиляции будет сложнее, потребуется обеспечение пожарной безопасности и противодействия задымлению. Могут потребоваться дополнительные согласования с разными органами и структурами, применяться будут и дополнительные регламентирующие акты.

      ВВЕДЕНИЕ

      Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (ГО) и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) (в дальнейшем — ИТМ ГОЧС), реализующие требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требуют дополнительных капитальных вложений и должны проводиться с учетом рационального расходования ресурсов на основе применения принципа двойного назначения.

      Принцип двойного назначения при проектировании объектов реализуется путем учета в проектах строительства и реконструкции предприятий, зданий и сооружений дополнительных требований, установленных нормативными документами в области ГО и предупреждения ЧС.

      Установление необходимости в реализации принципа двойного назначения при размещении автомоек на территории города осуществляется на этапе прединвестиционного периода предпроектной подготовки строительства по результатам оценки существующей обеспеченности требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций при разработке градостроительных планов развития административных округов и районов, а также проектов планировки территорий.

      Определение мест размещения автомоек, как сооружений двойного назначения (СДН), выполняется при разработке схем размещения СДН, которые являются неотъемлемой частью раздела «ИТМ ГОЧС» любого вида градостроительной документации г. Москвы.

      Уточнение мест размещения автомоек со вторым назначением для специальной обработки автотранспорта осуществляется в инвестиционный период как предпроектной подготовки (при разработке градостроительного обоснования размещения объекта), так и проектной подготовки (при разработке проектов застройки).

      Проектирование помещений постов мойки и уборки подвижного состава автотранспорта в автотранспортных предприятиях, на базах и станциях технического обслуживания (в дальнейшем — автомойки) с учетом требований приспособления для специальной обработки автотранспорта предусматривается в проектах строительства в соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85 «Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта».

      Настоящие Рекомендации развивают основные положения СНиП 2.01.57-85 по проектированию приспособления автомоек для специальной обработки автотранспорта в составе раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектной документации.

      ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

      Рекомендации предназначены для Заказчиков строительства, проектных организаций, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и иных юридических и физических лиц — участников инвестиционного процесса.

      НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

      В настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативные документы:

      СНиП 2.11.01-85 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

      СНиП 2.01.57-85 «Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта».

      СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

      СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

      СНиП 2.04.05-91** «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

      СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания».

      ВСН 01-89 «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».

      ОНТП 01-91 /Росавтотранс/ «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта».

      МГСН 5.01-01 «Стоянки легковых автомобилей».

      Руководство по специальной обработке (для гражданской обороны). М: Воениздат, 1992.

      СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства».

      Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве (2-я редакция).

      Постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. № 444-ПП «О порядке планирования финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений ГО в г. Москве».

      1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      1.1. Состав проектной документации и требования к содержанию разделов проекта на строительство автомобильных моек установлены СНиП 11-01-95 и «Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве».

      1.2. Мероприятия по приспособлению автомоек для специальной обработки автотранспорта разрабатываются и включаются в соответствующие разделы проекта строительства и сводятся в систематизированном виде с необходимыми обоснованиями в разделе «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» как его составная часть и могут оформляться отдельной книгой, содержащей пояснительную записку и графическую часть.

      Пояснительную записку следует составлять по разделам проекта. Содержание разделов должно включать обоснование технических решений по приспособлению и их описание. Основные требования к проектированию приспособления помещений постов мойки и уборки автотранспорта для специальной обработки, подлежащие выполнению при разработке соответствующих разделов проекта, приведены в разделе 4 настоящих Рекомендаций.

      В графическую часть проекта «Приспособление автомойки для специальной обработки автотранспорта» следует включать:

      — ситуационный план в масштабе 1:2000;

      — схема генерального плана или генеральный план участка в масштабе 1:500 (1:1000) с указанием направлений движения транспорта и людей, выделением «грязной» и «чистой» зон территории объекта при его работе в режиме специальной обработки;

      — принципиальные схемы технологических процессов;

      — технологические планы помещений, эксплуатируемых в обычном режиме и схемы их приспособления для работы в режиме специальной обработки с выделением «грязной» и «чистой» зон, указанием направления технологических потоков;

      — принципиальные схемы устройства инженерных систем и оборудования при работе объекта в обычном режиме и схемы управления инженерными системами при переводе на режим специальной обработки;

      — другие материалы, содержащие решения по приспособлению.

      1.3. Определение специальных требований по проектированию приспособления автомойки для специальной обработки автотранспорта осуществляется на стадии подготовки исходно-разрешительной документации.

      Данные требования включаются в задание на проектирование и в отдельное задание на разработку раздела «ИТМ ГОЧС».

      К заданию на проектирование (разработку раздела «ИТМ ГОЧС») Заказчиком в обязательном порядке прилагается технологическое задание, содержащее технологические требования по специальной обработке автотранспорта.

      1.4. При проектировании приспособления автомоек для специальной обработки автотранспорта следует выделять два этапа:

      1 этап — подготовительные мероприятия, подлежащие выполнению заблаговременно, в ходе строительства новых, реконструкции и расширении существующих объектов, а также при различных видах ремонта действующих объектов. В этот этап следует включать наиболее трудоемкие строительно-монтажные работы, обеспечивающие перевод объекта на режим специальной обработки в сроки, указанные в главе СНиП 2.01.57-85, но не затрудняющие работу предприятия в режиме мирного времени;

      2 этап — мероприятия по переводу автомойки на режим специальной обработки. В этот этап следует включать мероприятия, выполнение которых заблаговременно не целесообразно. Такими мероприятиями являются:

      — переоборудование помещений под посты для специальной обработки;

      — проверка, наладка и, если необходимо, ремонт трубопроводов, смесителей холодной и горячей воды, запасных (уравнительных) баков и другого оборудования;

      — проверка и установление температурного режима воды и норм ее расхода;

      — осмотр и очистка канализационной сети;

      — установка емкостей для растворов, используемых для специальной обработки;

      — создание запасов средств, используемых для специальной обработки, и другого имущества;

      — подготовка растворов для специальной обработки;

      — оборудование контрольно-распределительного поста;

      — доукомплектование при необходимости личным составом и обеспечение его средствами индивидуальной защиты.

      Осуществление мероприятий по 2 этапу следует предусматривать в период, устанавливаемый особым указанием.

      2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТАНЦИИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ТЕХНИКИ НА БАЗЕ ПОМЕЩЕНИЙ МОЙКИ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ АВТОТРАНСПОРТА

      2.1. В соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85 специальную обработку автотранспорта следует предусматривать на поточных линиях и проездных постах помещений мойки и уборки автомобилей.

      На действующих предприятиях тупиковые посты мойки и уборки автомобилей не следует приспосабливать для специальной обработки автотранспорта.

      2.2. При проектировании специальной обработки автотранспорта необходимо учитывать последовательность операций:

      — контроль загрязненности автотранспорта (при его загрязнении РВ);

      — чистка и мойка наружных и внутренних поверхностей автотранспорта (при его загрязнении РВ);

      — нанесение на поверхность автотранспорта обеззараживающих веществ (при дегазации и дезинфекции);

      — выдержка (при дезинфекции) нанесенных веществ на поверхности автотранспорта;

      — смывание (снятие) обеззараживающих веществ;

      — повторный контроль степени загрязненности РВ автотранспорта и в случае необходимости повторение дезактивации;

      — смазка поверхностей деталей и инструмента, изготовленных из легкокорродирующих материалов.

      2.3. Полная специальная обработка требует оборудования стационарных мест обработки автотранспорта на так называемых станциях обеззараживания техники (СОТ) или пунктов специальной обработки (ПуСО). Их принципиальное отличие состоит в том, что на ПуСО помимо специальной обработки транспорта проводится еще и санитарная обработка людей и обеззараживание одежды.

      2.4. СОТ развертывают в качестве самостоятельных объектов или в составе пунктов специальной обработки (ПуСО).

      2.5. В целях экономии капитальных вложений проектирование помещений моек и уборки автотранспорта следует осуществлять с учетом их приспособления под СОТ (реализация принципа двойного назначения).

      2.6. Основными элементами СОТ являются:

      — посты специальной обработки;

      — площадка обработанных машин.

      Контрольно-распределительный пост предназначен для контроля уровня радиоактивного загрязнения и обнаружения химического заражения техники, пребывающей на СОТ, в целях определения необходимости проведения специальной обработки и организации потоков ее прохождения.

      Площадка ожидания — для временного нахождения техники, прибывшей на СОТ, до начала специальной обработки.

      Посты специальной обработки — для дегазации, дезактивации и дезинфекции техники, прибывшей на СОТ.

      Площадка обработанных машин — для пропитки, смазки и подготовки техники, прошедшей специальную обработку, к эксплуатации.

      2.7. При проектировании приспособления помещений постов мойки и уборки автотранспорта для специальной обработки следует предусматривать круглосуточную бесперебойную работу и поточность обработки, не допуская пересечения загрязненных потоков с потоками, прошедшими специальную обработку.

      2.8. С целью отделения загрязненных потоков от потоков, прошедших специальную обработку, в помещениях постов мойки следует выделять «грязную» и «чистую».

      Примерная схема помещения мойки и уборки автомобилей, приспособленного для специальной обработки техники, представлена на рис. 2.1.

      «Грязная» зона выделена штрихом.

      Рис. 2.1. Примерная схема помещения мойки и уборки автомобилей, приспособленного для специальной обработки техники при двух параллельных поточных линиях:

      1 — рабочий пост; 2 — стол для деталей; 3 — ларь для обтирочных материалов; 4 — емкость металлическая для приготовления растворов для специальной обработки; 5 — установка для мойки шланговая; 6 — водонепроницаемая штора; 7 — экран; 8 — перегородка; 9 — КРП

      2.9. Выбор растворов, рецептур и веществ для специальной обработки осуществляют в зависимости от вида и степени заражения, типа используемого оборудования для специальной обработки, характера обрабатываемой поверхности, времени года.

      Выбор способов и средств обеззараживания (дезактивации, дегазация и дезинфекции) следует выполнять в соответствии с требованиями Руководства по специальной обработке.

      2.10. Технические средства станции обеззараживания техники включают оборудование автомойки, дополненное средствами в зависимости от назначения помещений и площадок согласно требованиям Руководства, а также от планируемой пропускной способности, устанавливаемой в соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85.

      Рабочие посты «грязной» и «чистой» зон для работ в нижней части автотранспорта должны быть оборудованы смотровыми канавами, эстакадами или подъемниками.

      На постах специальной обработки в «грязной» зоне следует предусматривать установку рабочих постов с металлическим или пластмассовым покрытием, а также металлических емкостей с обеззараживающими растворами для специальной обработки узлов, деталей и инструментов, снимаемых с автомобилей.

      В «чистой» зоне следует предусматривать установку рабочих столов для повторного контроля и смазки снятых узлов, деталей и инструмента.

      3 . ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ САНПРОПУСКНИКА И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ

      3.1. Специальная обработка автотранспорта должна заканчиваться санитарной обработкой.

      3.2. Санитарную обработку персонала, обслуживающего автомойку, приспособленную для специальной обработки автотранспорта, а при необходимости — и лиц, доставивших автотранспорт на специальную обработку, следует производить в санитарных пропускниках, оборудованных на базе санитарно-бытовых помещений предприятий, в составе которых предусматриваются помещения для мойки и уборки автотранспорта.

      В случае развертывания санитарно-обмывочного пункта (СОП) на базе близлежащих объектов коммунально-бытового назначения (бань, банно-прачечных комбинатов, санитарно-бытовых помещений производственных предприятий и др.) санитарную обработку персонала, обслуживающего автомойку, следует предусматривать в СОП.

      3.3. При проектировании приспособления санитарно-бытовых помещений под санпропускник также следует предусматривать его круглосуточную бесперебойную работу и поточность обработки, не допуская пересечения загрязненных потоков с потоками, прошедшими санитарную обработку, с выделением «грязной» и «чистой» зон.

      Санитарная обработка должна обеспечивать помывку людей, замену их одежды, обуви и средств индивидуальной защиты.

      3.4. Пропускную способность санпропускника следует устанавливать согласно СНиП 2.01.57-85, Руководства по специальной обработке.

      3.5. Основными элементами санпропускника являются площадка частичной специальной обработки, пункт приема верхней одежды, раздевальная, душевая, склады загрязненной одежды и обменного фонда, посты медицинский и дозиметрического контроля.

      3.6. Принципиальная схема технологического процесса санитарной обработки и расположение основных помещений санитарного пропускника на один поток приведены на рис. 3.1.

      Рис. 3.1. Принципиальная схема санитарного пропускника на один поток

      1 — участок для сбора загрязненного имущества; 2 — участок сортировки и упаковки загрязненного имущества; 3 — кладовая загрязненной одежды; 4 — пост дозиметрического контроля; 5 — раздевальная; 6 — место для специальной обработки противогазов; 7 — парикмахерская; 8 — пункт выдачи мыла, мочалок и дезинфицирующего раствора; 9 — медицинский пост; 10 — душевая; 11 — ожидальная; 12 — одевальная; 13 — склад мыла, мочалок и обеззараживающих средств; 14 — склад обменного фонда одежды и обуви; 15 — гардероб обслуживающего персонала (для хранения домашней обеззараженной одежды и средств индивидуальной защиты); 16 — гардероб уличной одежды обслуживающего персонала; 17 — склад обеззараживающих средств; 18 — комната отдыха обслуживающего персонала

      Направление движения людей при санитарной обработке

      «Грязная» зона

      «Чистая» зона

      3.7. К техническим средствам санпропускника относят оборудование базовых помещений, приспосабливаемых под санпропускник, дополненное другими элементами согласно требованиям гл. 5 Руководства по специальной обработке.

      4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ПОСТОВ МОЙКИ И УБОРКИ АВТОТРАНСПОРТА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ

      4.1. Генеральный план и транспорт

      4.1.1. Въезд и выезд автотранспорта в помещения автомойки для специальной обработки, а также вход и выход персонала в санпропускник при санитарной обработке следует располагать, как правило, с разных сторон здания.

      В случае, если расстояние между входом и выходом (въездом и выездом) составляет не менее 20 м (СНиП 2.01.57-85 п. 1.2) допускается их расположение с одной стороны здания.

      4.1.2. На территории объекта (или прилегающей к нему), приспосабливаемого для специальной обработки автотранспорта следует предусматривать выделение:

      — площадки для размещения контрольно-распределительного пункта (КРП). Для размещения персонала КРП целесообразно использовать помещения охраны (КПП), технического обслуживания и т.п. в случае отсутствия таких помещений допускается предусматривать использование палаток или других быстровозводимых сооружений;

      — площадки ожидания (временной стоянки транспорта, ожидающего специальную обработку). Количество машино-мест на площадке ожидания следует определять из расчета не менее 10 % от пропускной способности СОТ;

      — площадки отстоя автотранспорта, не поддающегося обработке до допустимых уровней заражения;

      — участка площадью 10 — 20 м 2 для временного хранения загрязненных отходов и ветоши до их вывоза в места, определяемые по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией;

      — площадки для частичной санитарной обработки прибывающих людей;

      — площадки для размещения рабочего поста «чистой» зоны (в случае его размещения вне здания, на территории предприятия).

      4.1.3. Размещение въезда (входа в санпропускник) на территорию объекта, КРП, площадок ожидания и частичной санитарной обработки, а также участка временного хранения загрязненных отходов и ветоши следует предусматривать в «грязной» зоне.

      4.1.4. Площадки «чистой» и «грязной» зоны следует проектировать с твердым покрытием и уклонами, обеспечивающими организованный сток воды из «чистой» зоны в «грязную» в дождеприемный колодец, а при отсутствии дождевой канализации — в испарительный колодец.

      4.2. Архитектурно-строительные решения

      4.2.1. Посты мойки и уборки автомобилей следует предусматривать проездными с размещением для специальной обработки не менее двух последовательно расположенных рабочих объектов.

      4.2.2. Рабочий пост «чистой» зоны (площадку обработанного автотранспорта), предназначенный для повторного контроля загрязненности и для смазки, допускается располагать отдельно от «грязной» зоны в смежном помещении или вне здания — на территории предприятия.

      4.2.3. Рабочие посты «чистой» и «грязной зон», расположенные в одном помещении, следует отделять перегородками с проемами для проезда автомобилей. Проемы должны быть оснащены водонепроницаемыми шторами.

      В одном помещении допускается размещать два и более параллельно расположенных потоков для специальной обработки автотранспорта, при этом посты «грязных» зон параллельных потоков должны быть изолированы друг от друга перегородками или экранами высотой не менее 2,4 м.

      4.2.4. Расстояние между боковыми сторонами автотранспорта и экранами должны быть не менее: легковых автомобилей — 1,2 м; грузовых автомобилей и автобусов — 1,5 м.

      Расстояния между торцевыми сторонами автотранспорта, перегородками, шторами или наружными воротами следует принимать в соответствии с нормами ОНТП-01-91.

      4.2.5. В одном здании с помещением для специальной обработки автотранспорта необходимо предусматривать раздельные помещения для хранения средств специальной обработки и материалов. Площадь помещения следует принимать в зависимости от пропускной способности участка обеззараживания автотранспорта, но не менее 8 м 2 . Вход в помещение следует предусматривать из «чистой» зоны. Помещение должно быть оборудовано стеллажами.

      4.2.6. Помещения для обслуживающего персонала и санитарный пропускник, как правило, следует располагать в одном здании с постами специальной обработки автотранспорта.

      Помещение для персонала, проводящего спецобработку транспорта, должно иметь вход со стороны «чистой» зоны. Площадь данного помещения принимается из расчета 1 м 2 /чел., но не менее 12 м 2 .

      4.2.7. Для санитарных пропускников допускается приспосабливать санитарно-бытовые помещения (с двумя душевыми сетками и более), находящиеся в других корпусах предприятия.

      4.2.8. В составе санитарно-бытовых помещений следует предусматривать гардеробные, душевые, умывальные, уборные, помещения хранения спецодежды.

      Согласно СНиП 2.0157-85 состав санитарно-бытовых помещений (площадь) при работе в обычном режиме должен обеспечивать размещение следующих элементов санпропускника (см. табл. 4.1).

      для работы в обычном режиме

      для санитарной обработки людей

      Гардероб и раздевальная

      Пост дозиметрического контроля; участки сбора, сортировки и упаковки загрязненной одежды; кладовая загрязненной одежды; раздевальная

      Медицинский пост; место специальной обработки и снятия противогазов, их упаковки и укладки в транспортную тележку; место выдачи мыла и мочалок

      Помещение для полной санитарной обработки людей

      Пост дозиметрического контроля; медицинский пост

      Одевальная; гардероб уличной и домашней одежды, средств индивидуальной защиты обслуживающего персонала; место выдачи чистой одежды; места хранения обменного фонда одежды, противогазов, изолирующих средств защиты кожи, мыла и мочалок; комната отдыха обслуживающего персонала

      4.2.9. Основная цель приспособления указанных в таблице 4.1. помещений для санитарной обработки — это организовать поточное движение людей в последовательности: раздевальная — участок обработки противогазов — душевая — одевальная.

      4.2.10. Для обеспечения требуемого режима движения при санитарной обработке следует основные санитарно-бытовые помещения (гардероб, душевые, кладовые) предусматривать смежными, а вспомогательные помещения (хранения моющих средств и обменного фонда, для сбора, сортировки и упаковки загрязненной одежды и для обслуживающего персонала), — по возможности смежными с основными.

      При необходимости, выделение вспомогательных помещений следует предусматривать на 2-ом этапе приспособления с использованием быстровозводимых сборно-разборных перегородок.

      4.2.11. При раздевальной и одевальной следует предусматривать посты медицинские и дозиметрического контроля.

      В раздевальной следует предусматривать место для специальной обработки противогазов.

      4.2.12. Помещения (участки) для сбора, сортировки, упаковки и кладовой загрязненной одежды следует предусматривать рядом с раздевальной.

      4.2.13. Планировка санитарно-бытовых помещений должна обеспечивать поточность санитарной обработки, не допуская пересечения загрязненных потоков с потоками, прошедшими санитарную обработку. В этих целях в помещениях санпропускника выделяют «грязную» и «чистую» зоны.

      В состав «грязной» зоны включаются: пост дозиметрического контроля, раздевальная, участки сбора, сортировки и кладовой загрязненной одежды, душевые, а также участок обработки и снятия противогазов. Остальные помещения санпропускника включаются в состав «чистой» зоны.

      Проход между «чистой» и «грязной» зонами, как правило, следует оборудовать тамбурами, оснащенными двумя дверьми.

      4.2.14. Нормы площади санитарно-бытовых помещений, приспосабливаемых для санитарной обработки, следует принимать согласно СНиП 2.09.04-87* и других норм, но не менее указанных в таблице 4.2.

      1. Одевальная (раздевальная)

      Из расчета 4 м 2 на одну душевую сетку и обеспечения по два места для одевания (раздевания) на каждую душевую сетку

      2. Медицинский пост

      3. Помещение для хранения обменного фонда одежды

      Из расчета 0,06 м 2 на 1 кг одежды, но не менее 6 м 2 (устанавливается по пропускной способности)

      4. Участок сбора загрязненной одежды

      Из расчета 0,02 м 2 на 1 кг одежды, но не менее 6 м 2

      5. Участок сортировки и упаковки загрязненной одежды

      Из расчета 0,06 м 2 на 1 кг одежды, но не менее 6 м 2

      6. Помещение хранения мыла и мочалок

      Из расчета 0, 16 м 2 на одну душевую сетку, но не менее 3 м 2

      · Конструктивные решения и отделка помещений

      4.2.15. Полы в санитарно-бытовых помещениях, приспосабливаемых в качестве раздевальных, душевых и помещений для сбора, сортировки и упаковки загрязненной одежды, следует предусматривать с устройством трапов. Полы в остальных помещениях устанавливаются согласно требованиям СНиП 2.09.04-87*.

      Полы помещений специальной обработки автотранспорта должны иметь уклон 0,02 в сторону осмотровых канав, полы которых должны иметь уклон в сторону выпуска сточных вод.

      Покрытие полов должно быть стойким к воздействию влаги и дезинфицирующих и дегазирующих средств, а также легко очищаться от загрязнений.

      4.2.16. Отделка стен и перегородок помещений специальной обработки автотранспорта должны соответствовать требованиям норм технологического проектирования ОНТП-01-91.

      Отделка помещений, приспосабливаемых под санпропускник, должна соответствовать требованиям СНиП 2.09.04-87*.

      В помещениях с мокрыми и влажными режимами стены и перегородки следует облицовывать на всю высоту керамическими, полимерными или стеклянными плитками. В случае облицовки не на всю высоту поверхность стен (перегородок) выше облицовки, а также потолки подлежат окраске водостойкими красками.

      Для отделки помещений допускается использовать полимерные материалы согласно утвержденному перечню.

      4.2.17. В случае нецелесообразности устройства перегородок на 1-ом этапе приспособления, в целях разделения внутреннего объема приспосабливаемых помещений на отдельные помещения, необходимые при режиме специальной обработки, проектом следует предусматривать возведение на 2-ом этапе временных быстровозводимых перегородок из сборно-разборных конструкций (например, из гипсолитовых листов по металлокаркасу).

      4.2.18. Все трещины, щели, места прохода инженерных коммуникаций в перегородках и стенах между «чистой» и «грязной» зонами, а также дверные притворы используемых выходов из здания следует герметизировать и перед окраской шпаклевать.

      4.2.19. Заполнения оконных и дверных проемов в помещениях с мокрым и влажным режимами следует устраивать из водо- и биостойких материалов.

      Оконные проемы в вышеуказанных помещениях вместо подоконных досок должны иметь откосы с уклоном, облицованные водостойкими плитками.

      Ширина дверных проемов основных помещений санпропускника, а также проходов между душевыми кабинами должна быть не менее 0,9 м.

      4.3. Технологические решения

      Технологические решения по работе объекта в обычном режиме разрабатываются в соответствии с действующими нормами и правилами с учетом дополнительных требований и особенностей, изложенных в пункте 2 настоящих Рекомендаций.

      4.4. Решения по инженерному оборудованию и системам

      · Отопление и вентиляция

      4.4.1. Проектирование отопления и вентиляции помещений мойки автомобилей в обычном режиме выполняются в соответствии с ОНТП 01-91, ВСН 01-89 и СНиП 2.04.05-91*.

      Воздухообмены в помещении мойки автомобилей рассчитываются на ассимиляцию газовых вредностей и проверяются на ассимиляцию тепловлаговыделений. Величина воздухообмена в обычном режиме, как правило, не превышает 5 обменов в час, что меньше требований СНиП 2.01.57-85 п. 6.15.

      4.4.2. При проектировании систем вентиляции помещений мойки в режиме спецобработки автотранспорта необходимо обеспечить выполнение следующих требований, установленных СНиП 2.01.57-85:

      — вентиляция должна быть приточно-вытяжной с механическим побуждением;

      — приточный воздух следует подавать только в «чистую» зону;

      — вытяжка должна быть сосредоточенный из верхней части помещения, причем из «грязной» зоны — 2/3, из «чистой» — 1/3 объема отсасываемого воздуха. Объем воздуха при вытяжке должен быть на 20 % больше объема приточного воздуха;

      — часовая кратность воздуха в «грязной» зоне помещений мойки должна составлять не менее 10;

      — при расположении рабочих постов «чистой» зоны отдельно от «грязной» (вне здания — на территории предприятия) приточный воздух следует подавать к рабочим постам «грязной» зоны.

      4.4.3. Для обеспечения воздухообмена в соответствии со СНиП 2.01.57-85 возможна установка двух приточных и двух вытяжных вентиляционных установок, обеспечивающих при совместной работе по вытяжке не менее 10 кратного воздухообмена в «грязной» зоне.

      Обеспечение требуемой кратности воздухообмена возможно также предусматривать за счет перераспределения воздухоподачи между отдельными помещениями в соответствии с нормами воздухообмена помещений без пересмотра проектов магистральных воздуховодов.

      4.4.4. В качестве вентоборудования следует принимать установки канального типа и осевые вентиляторы. При недостаточной воздухоподаче в системе вентиляции следует предусматривать возможность увеличения производительности вентиляторов или при необходимости установку дополнительных вентиляторов.

      4.4.5. Температура воздуха, подаваемого в помещения в холодное время года, должна быть не ниже 15° С.

      4.4.6. Проектирование вентиляции санитарно-бытовых помещений, приспосабливаемых под санпропускник, выполняется согласно СНиП 2.04.05-91* и СНиП 2.09.04-87* с учетом следующих требований СНиП 2.01.57-85:

      — вытяжка предусматривается из душевой, раздевальной и других помещений «грязной» зоны;

      — свежий воздух должен подаваться в одевальную и другие помещения «чистой» зоны;

      — кратность воздухообмена в 1 час должна составлять: 10 — в помещениях хранения загрязненной одежды; 5 — в остальных помещениях «грязной» зоны.

      4.4.7. Система вентиляции санитарно-бытовых помещений в обычном режиме проектируются с кратностью воздухообмена, как правило, ниже, чем кратность воздухообмена, требуемая при санитарной обработке. Для обеспечения кратности воздухообмена при санитарной обработке следует предусматривать возможность замены вентиляторов или установку дополнительных вентиляторов в процессе перевода помещений в режим санитарной обработки (2-й этап приспособления). На 1-м этапе приспособления (проектирование и строительство) следует предусматривать устройство дополнительных заслонок и решеток для перераспределения в дальнейшем (при переводе в режим санобработки) потока воздуха и регулирования объема подаваемого воздуха.

      4.4.8. Решения по системам вентиляции автомойки и санитарно-бытовых помещений должны содержать данные по работе вентиляции в обычном режиме, а также мероприятия по переводу системы вентиляции на работу в режиме спецобработки.

      · Водоснабжение и канализация

      4.4.9. Проектирование систем водоснабжения и канализации помещений мойки и санитарно-бытовых помещений выполняется согласно СНиП 2.04.01-85, СНиП 21-02-99, ВСН 01-89, ОНТП 01-91 с учетом следующих дополнительных требований СНиП 2.01.57-85:

      — ввод водопровода в помещение мойки автотранспорта должен быть рассчитан на пропуск расхода воды без учета повторного использования очищенных сточных вод;

      — к моечному оборудованию и рабочим столам, расположенным в «грязной» и «чистой» зонах, следует предусматривать подвод через смеситель холодной и горячей воды, а также сжатого воздуха;

      — температура воды для мойки автотранспорта с использованием механизированных установок не нормируется. При ручной шланговой мойке температура воды должна быть 20-40° С;

      — в помещениях специальной обработки автотранспорта, помещениях для обслуживающего персонала и на складе загрязненной одежды следует предусматривать поливочные краны для мытья полов;

      — сточные воды из помещений, приспосабливаемых для специальной обработки автотранспорта, должны поступать на очистные сооружения оборотного водоснабжения. Используемые в обычное время при специальной обработке транспорта очистные сооружения должны быть переведены на прямоточную схему без изменения схемы очистки. Для сброса обработанных сточных вод непосредственно в канализационную сеть резервуар очищенной воды оборудуется отводящим трубопроводом с задвижкой, управляемой вручную. Обвязка резервуара трубопроводами и арматурой производится на 1-м этапе;

      — время пребывания сточных вод в очистных сооружениях должно быть не менее 30 минут;

      — сточные воды после очистки должны быть сброшены в бытовую или дождевую канализацию;

      — осадок или масла из очистных сооружений следует вывозить в места, согласованные с местной санитарно-эпидемиологической станцией;

      — система канализационных выпусков, лотков и колодцев на объектах должна быть доступной для периодической чистки;

      4.4.10. Локальные очистные сооружения следует проектировать с учетом возможности их работы в режиме специальной обработки сточных вод в соответствии с требованиями ВСН ВК5-77, утвержденных Минжилкомхозом РСФСР.

      В состав очистных сооружений, как правило, входят нагреватели воды (ТЭНы), в случае отсутствия последних подвод следует осуществлять от смесителя горячей и холодной воды.

      4.4.11. При проектировании санитарно-бытовых помещений с учетом их приспособления под санпропускник следует предусматривать:

      — питание трубопроводов, к которым присоединяются душевые сетки, от одного общего смесителя горячей и холодной воды, устанавливаемого со стороны «чистой» зоны;

      — температуру горячей воды не менее 38 — 40 °С при одновременной работе всех душевых сеток;

      — диаметр трубопроводов из расчета пропуска по ним воды 5-7 л/мин на каждую душевую сетку, а в случае тупиковых кабин — 7 — 9 л/мин;

      — запасные уравнительные баки холодной и горячей воды согласно СНиП 2.08.02-89*;

      — отвод сточных вод с полов помещений с мокрым режимом, а также помещений, в которых устанавливаются поливочные краны для мытья полов, через трапы диаметром 50 и 100 мм;

      — устройство трапов диаметром 50 мм в тамбурах между раздевальными и душевыми помещениями.

      4.4.12. Емкость запасных уравнительных баков отдельно для холодной и горячей воды следует принимать равной полуторачасовому расходу воды при водоснабжении от городского водопровода и двухчасовому расходу воды при водоснабжении из местных водоисточников (СНиП В II -7-81, п. 13.34).

      Оборудование запасных уравнительных баков следует предусматривать в соответствии со СНиП 2.04.01-85.

      · Электроснабжение и электрические устройства

      4.4.13. Электроснабжение, электрооборудование, электроосвещение и электрозащита проектируются в соответствии с требованиями ПУЭ, СНиП 3.05.06-85, СНиП 23-05-95, ВСН 01-89 и другими отраслевыми нормами и рекомендациями. Увеличение потребляемой мощности при работе автомойки в режиме специальной обработки, как правило, не требуется. В случае необходимости такое увеличение можно выполнить за счет перераспределения электроэнергии между другими потребителями.

      · Связь и сигнализация

      4.4.14. В помещениях постов мойки и уборки автотранспорта, приспосабливаемых для специальной обработки необходимо предусматривать городские телефонную и радиотрансляционные сети.

      4.5. Управление производством и организация условий и охраны труда рабочих и служащих

      Данный раздел проекта автомойки для условий работы в обычном режиме выполняется в соответствии с нормативными документами Минтруда России.

      При проектировании приспособления автомойки для специальной обработки следует предусматривать дополнительные мероприятия по охране труда и технике безопасности.

      Решения по организации специальной обработки принимаются с учетом требований главы 8, а меры безопасности с учетом требований главы 10 Руководства по специальной обработке.

      4.6. Охрана окружающей среды

      Особенностью выполнения данного раздела проекта автомойки с учетом требований по приспособлению для специальной обработки является разработка системы эффективной защиты от заражения открытых водоемов и подземных вод отработанными растворами и рецептурами путем использования систем очистки воды, замкнутых систем водооборота, изолированных водосборников и т.п.

      4.7. Организация строительства

      Данный раздел разрабатывается в соответствии со СНиП «Организация строительного производства» с выделением мероприятий по приспособлению, осуществляемых на 1-ом и 2-ом этапах подготовки и перевода автомойки на работу в режиме спецобработки.

      4.8. Сметная документация

      Затраты, связанные с приспособлением автомоек для специальной обработки следует определять согласно действующим условиям и правилам ценообразования в г. Москве с применением соответствующих нормативно-методических документов и включать их, кроме затрат на мероприятия (работы), выполняемые в период, вводимый по особому указанию, в сметную документацию на строительство. Сметная документация составляется в соответствии с положениями и формами действующей нормативно-методической базы строительства в Российской Федерации и в г. Москве.

      Смотрите так же:  Оформление ценников в аптеке. Приказ оформление ценников в аптеке

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *