Судимость

Судимость (ст. 86 УК) представляет собой особое правовое положение лица, осужденного к наказанию за совершенное им преступление, и характеризуется определенными неблагоприятными для него последствиями социального и уголовно-правового характера. Судимость завершает реализацию уголовной ответственности, сопряженной с назначением наказания. Состояние судимости начинается со дня вступления приговора суда в законную силу и продолжается до момента погашения или снятия в установленном законом порядке досрочно судимости.

Уголовная судимость

Лицо, осужденное судом к отбыванию какого-либо наказания, с момента вступления в силу обвинительного приговора считается судимым как в процессе отбывания наказания, гак и после освобождения от его отбывания в течение определенного времени, установленного законом.

Судимость — это такое правовое положение лица, которое создано фактом его осуждения за совершенное преступление к какому- либо наказанию и связано с наступлением для этого лица определенных правовых последствий.

Имеются в виду прежде всего уголовно-правовые последствия:

  • наличие у лица судимости рассматривается как обстоятельство, отягчающее ответственность;
  • иногда судимость является квалифицирующим обстоятельством, т. е. обстоятельством, позволяющим соотнести преступление с той или иной статьей Особенной части УК РФ;
  • судимость является необходимым основанием для признания лица особо опасным рецидивистом;
  • наличие судимости имеет значение для определения вида исправительной колонии, если лицо раньше отбывало наказание в виде лишения свободы.
  • Наличие судимости может иметь и другие, не уголовно-правовые последствия, установленные законом. Так, наличие судимости за корыстное преступление может стать основанием отказа в принятии на работу, связанную с обслуживанием материальных ценностей, и т. п.

    Было бы несправедливым и нецелесообразным вечно напоминать лицу о совершенном им в прошлом преступлении, если оно исправилось, превращая судимость в своеобразное пожизненное клеймо. Поэтому лица, отбывшие наказание, считаются судимыми до тех пор, пока судимость не будет погашена или снята в установленном законом порядке.

    Погашение судимости есть истечение установленного законом срока с момента отбытия лицом основного и дополнительного наказания, после чего лицо считается несудимым.

    Для погашения судимости необходимо, чтобы лицо в течение этого срока не совершало новых преступлений, в противном случае срок прерывается и лицо считается судимым за оба преступления до истечения срока погашения судимости за наиболее тяжкое из них.

    Уголовный кодекс РФ устанавливает следующие сроки погашения судимости:

  • по истечении испытательного срока в отношении лиц, условно осужденных;
  • один год после отбытия наказания более мягкого, чем лишение свободы;
  • три года после отбытия наказания в виде лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести;
  • шесть лет после отбытия наказания в виде лишения свободы за тяжкие преступления;
  • восемь лет после отбытия наказания за особо тяжкие преступления.
  • Снятие судимости осуществляется до истечения срока погашения судимости в том случае, если осужденный доказал свое исправление безупречным поведением.

    Кроме того, судимость может быть снята актом амнистии и помилования.

    Снятие и погашение судимости

    Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ч. 1 ст. 86 УК). Срок судимости лица включает как период отбывания наказания, так и определенный законом срок после отбывания наказания.

    Судимость представляет собой особое уголовно-правовое отношение, возникающее между государством и лицом, осужденным за совершение преступления к уголовному наказанию. Сущностью такого правоотношения является возложение на указанное лицо ограничений и обязанностей, вытекающих из факта его осуждения в целях закрепления позитивных результатов его исправления и осуществления социального контроля за его поведением в течение периода времени, установленного законом (ст. 86 УК). Содержание такого правоотношения составляют взаимные права и обязанности сторон — государства и осужденного лица. Такое правоотношение предполагает, в частности, особый правовой статус лица, осужденного к наказанию, который выражается в ряде правоограпичений уголовно-правового, уголовно-исполнительного и общеправового характера.

    Согласно ч. 1 ст. 86 УК уголовно-правовые последствия судимости заключаются в том, что она учитывается при рецидиве преступлений (ст. 18 УК) и при назначении наказаний (ст. 63, 68 УК); при назначении лишения свободы влияет на определение вида колонии (ст. 58 УК); ограничивает возможности освобождения от уголовной ответственности и наказания (ст. 75, 76, 79 УК); влияет на исчисление сроков давности обвинительного приговора (ст. 83 УК). Отдельными правовыми актами предусматриваются также некоторые иные неблагоприятные последствия для лица, имеющего судимость: она может явиться препятствием к занятию некоторых должностей (прокуроров, следователей, судей и т.д.), для приобретения оружия, выезда за границу, доступа к государственной тайне и др. Над некоторыми категориями лиц, имеющих судимость, устанавливается контроль органов внутренних дел (ст. 183 УИК).

    В соответствии с ч. 2 ст. 86 УК «лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым». Это положение противоречит ч. 1 данной статьи, которая связывает наличие судимости не с наказанием, а с фактом осуждения лица. Получается, что осужденного (т.е. имеющего судимость) следует «считать несудимым», когда он освобождается от наказания. Это нонсенс. Судимость является следствием осуждения лица, а не следствием назначения ему наказания. Поэтому логично предположить, что в анализируемой норме речь идет о своеобразном досрочном снятии судимости с лица, освобождаемого от наказания. Причем речь должна идти лишь о случаях полного и окончательного освобождения от наказания. Лица, освобожденные от наказания или от его дальнейшего отбывания предварительно (как это имеет место при условных видах освобождения — на основании, например, ст. 79,80, ч. 1 и 2 ст. 81,82 УК), в течение неотбытой части наказания признаются имеющими судимость. В случаях же их окончательного освобождения от наказания, судимость с них снимается досрочно в момент их освобождения (именно в связи с их полным освобождением). Естественно, что не имеют судимости лица, освобожденные от уголовной ответственности (ст. 75-78, 84, 90 УК), поскольку они не осуждены приговором суда, а также лица, судимость которых прекращена (погашена или досрочно снята) в установленном •законом порядке (ч. 3 и 5 ст. 86, ч. 2 ст. 84, ч. 4 ст. 85 УК).

    Способы прекращения судимости

    Состояние судимости и связанные с судимостью ограничения прав и свобод имеют временный характер. Статья 86 УК предусматривает два способа прекращения судимости: погашение и досрочное снятие.

    Погашение судимости происходит автоматически (без специального решения суда) по истечении установленного уголовным законом срока. В ч. 3 ст. 86 УК сроки погашения судимости дифференцированы в зависимости от категории совершенных преступлений и вида назначенного наказания. В отношении лиц, условно осужденных, судимость погашается по истечении испытательного срока. В случаях осуждения к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы (к штрафу, исправительным работам, аресту и др.), погашение судимости происходит по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания. При осуждении к лишению свободы сроки погашения судимости следующие: три года — после отбытия наказания за преступления небольшой или средней тяжести, шесть лет — после отбытия наказания за тяжкие преступления, восемь лет — после отбытия наказания за особо тяжкие преступления (ч. 3 ст. 86 УК).

    При осуждении лица за новое преступление сроки судимости за первое и второе преступления исчисляются самостоятельно и текут параллельно. Продление или перерыв сроков судимости Кодексом не предусмотрены. При совокупности приговоров срок погашения судимости исчисляется после отбытия наказания по совокупности приговоров.

    В соответствии с ч. 4 ст. 86 УК, если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

    Снятие судимости означает прекращение этого состояния до истечения установленных законом сроков погашения судимости специальным судебным актом. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (ч. 5 ст. 86 УК). Закон не устанавливает, по истечении какого минимального срока после отбытия наказания может быть снята судимость. Представляется, что этот срок должен быть достаточным для того, чтобы отбывший наказание смог доказать безупречность своего поведения. Досрочное снятие судимости может иметь место также в силу актов амнистии (ст. 84 УК) или помилования (ст. 85 УК).

    Значение наличия судимости

    Социальное значение судимости состоит в том, что судимые лица не могут заниматься определенной трудовой деятельностью (занимать должности судей, прокуроров, следователей, работать в милиции и т. д.). Лица, имеющие судимость за тяжкое преступление, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не призываются на военную службу. Судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан препятствует лицу в усыновлении ребенка. На лиц, имеющих судимость, налагаются определенные ограничения в приобретении и хранении огнестрельного оружия. Некоторые государства, например США, ограничивают въезд на их территории лиц, имеющих судимость за определенные преступления. За поведением судимых лиц могут быть установлены различные формы контроля в плане предупреждения новых преступлений с их стороны. Судимость лица может сказываться неблагоприятным образом на интересах членов его семьи, близких. Наконец, о судимости граждане обязаны сообщать при заполнении различного рода анкет и документов, при выдвижении на выборные должности и т. п.

    Уголовно-правовое значение судимость приобретает лишь при совершении лицом нового преступления. Оно состоит в следующем. Наличие или отсутствие судимости имеет значение для установления в действиях лица рецидива преступлений (ст. 18 УК). При рецидиве преступлений судимость учитывается в качестве отягчающего наказание обстоятельства (п. «а» ч. 1 ст. 63 УК).

    Судимость служит препятствием для освобождения лица от уголовной ответственности и наказания (ч. 1 ст. 75, ст. 76, 80 1 УК) и влечет особый порядок назначения наказания при различных видах рецидива преступлений (ст. 68 УК).

    В соответствии с ч. 2 ст. 86 УК лица, освобожденные от наказания, считаются несудимыми. Многие авторы подвергают сомнению юридическую обоснованность данной нормы. Это положение закона трудно понять, и оно нуждается в уточнении. Во-первых, снятие судимости при данных обстоятельствах, на наш взгляд, можно предположить только при окончательном освобождении от наказания, во-вторых, в такой ситуации, когда лицо еще не приступило к отбыванию наказания, в-третьих, лишь в случае полного и окончательного освобождения. Названным обстоятельствам отвечает, в частности, освобождение при условном осуждении, когда судимость погашается по истечении испытательного срока; освобождение по амнистии или вследствие изменения обстановки до момента исполнения приговора суда. Иными словами, в случаях, когда лицо освобождается от назначенного наказания при провозглашении обвинительного приговора суда, но без приведения наказания в действие, а не в случаях освобождения от отбывания наказания в процессе его исполнения соответствующими органами и учреждениями.

    Лица же, освобожденные от наказания по отбытии срока наказания, считаются судимыми в течение срока судимости, установленного законом в отношении лиц, осужденных:

  • к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, — в течение одного года со дня отбытия или исполнения наказания;
  • лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — в течение трех лег после отбытия наказания;
  • лишению свободы за тяжкие преступления, — в течение шести лет после отбытия наказания;
  • лишению свободы за особо тяжкие преступления, — в течение восьми лет после отбытия наказания. По истечении указанных сроков судимость погашается автоматически без принятия какого-либо решения суда по этому вопросу.
  • Если же осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания оставшейся части наказания (ст. 79, 81, 82 УК) или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания (ст. 80 УК), то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания (ч. 4 ст. 86 УК).

    Снятие судимости означает досрочное (до истечения срока погашения) аннулирование всех ее правовых последствий специальным решением суда. Оно в отличие от погашения производится при условии безупречного поведения осужденного по его ходатайству и с обязательным вынесением судом мотивированного постановления (ч. 5 ст. 86 УК).

    Согласно ч. 6 ст. 86 УК погашение или снятие судимости прекращает все правовые последствия, связанные с судимостью.

    Смотрите так же:  Остановили за непристегнутый ремень? Свежие штрафы за водителя и пассажира. Штраф за задние ремни безопасности

    Можно ли с судимостью получить загранпаспорт

    Уголовное производство, открытое в отношении гражданина, может препятствовать получению загранпаспорта. Это не значит, что людям, имевшим проблемы с законом ранее, получить этот документ и вовсе нельзя. Получить загранпаспорт можно после отбытия наказания. В остальных случаях получить загранпаспорт невозможно, это противоречит законам РФ.

    Когда людям может быть выдан загранпаспорт

    Ограничение свободы перемещения обеспечивает статья 15 ФЗ № 114 ГК. Согласно российскому законодательству, осужденные преступники могут быть ограничены в некоторых общественных благах, в том числе выезде за границу. Имея непогашенную судимость, находясь под следствием или при условном сроке заключения обвиняемому запрещено покидать пределы страны.

    Попасть в другую страну можно после отбытия наказания или отмене обвинения. Даже имея судимость, по истечении определенного срока, гражданину можно вновь выезжать на территорию других государств.

    Важно! Для стран, в которые можно выехать из России не имея загранпаспорта таких ограничений не предусмотрено. К таким странам причисляют Украину, Беларусь, Казахстан и т.д.

    Разделяют 2 вида прекращения судимости:

  • погашение судимости;
  • снятие судимости.
  • Погашение судимости

    Если судимость погашена, это значит, что человек имеет право получить загранпаспорт.

    Сроки, когда происходит погашение зависят от статьи, по которой человек был осужден:

    • При условном осуждении судимость погашается по окончании периода отбытия наказания. Выезжать за пределы страны, имея условный срок, не разрешается, это расценивается как побег и может повлечь более серьезное наказание;
    • Когда суд обязал виновника выполнять определенные виды работ или выплатить штраф. После выполнения обязательств можно оформлять загранпаспорт;
    • Если совершены не тяжкие преступления (небольшая и средняя степень) — погашение происходит через 1-3 года после отбытия наказания;
    • У людей, получивших наказание за тяжкое или особо тяжкое преступление, судимость погашается по истечении 8-10 лет после отбытия наказания.
    • Снятие судимости

      Процедура снятия происходит довольно редко, это обусловлено сложностью самой процедуры.

      Условия для снятия судимости:

    • Подсудимый освобожден условно-досрочно в порядке амнистии или из-за тяжелой болезни;
    • Заявитель отказался от обвинений;
    • Дело закрыто и производство прекращено;
    • Статья УК, согласно которой подсудимому было выдвинуто обвинение, была отменена согласно решению законодательных органов;
    • Срок давности приговора истек, а обвиняемый по независящим от него причинам не смог выполнить обязательства по решению суда.
    • Важно! Снять судимость имеет право только судья. Обвиняемый в ходе рассмотрения дела имеет право подать ходатайство о снятии обвинений.

      Какие нужны документы

      Когда человеку нужен загранпаспорт и судимость давно погашена, то никаких осложнений для получения быть не должно.

      В ФМС для выдачи загранпаспорта предъявляется стандартный перечень документов:

      В следующих статьях вы можете изучить подробную информацию о заполнении анкет:

      В анкете на получение биометрического паспорта необходимо указать, по какой статье и сколько лет вы отбывали наказание. Скрывать эти данные бессмысленно, ФМС все равно подает запрос в МВД для выяснения деталей. В анкете для оформления паспорта старого образца пункта для отражения информации о судимости нет.

      Кроме основных документов, понадобится:

    • Справка из ОВД (справка об освобождении);
    • Судебная справка-постановление о решении судьи или копия приговора.

    Эти бумаги можно предъявить в ФМС по месту регистрации или текущему месту жительства гражданина (при временной регистрации).

    Для оформления справки о погашении судимости и прекращения судебного производства, необходимо направить заявление в ОВД. В нем указываются паспортные данные гражданина. В справке должна быть информация о текущем статусе дела (рассмотрение, погашение, снятие обвинений). Далее, со справкой нужно обратиться в ГУВД, там же пишется соответствующее заявление. Это необходимо, чтобы данные о прекращении судимости были переданы в ИЦ ГУВД.

    Некоторые нюансы

    Существуют нюансы, которые следует учесть при оформлении загранпаспорта:

    1. Имея непогашенную судимость, гражданин имеет право выехать при определенных обстоятельствах, например, для посещения тяжелобольных близких, родственников или для поездки на похороны. В этом случае необходимо предоставить доказательства (свидетельство о смерти, справки из больницы, телеграммы и т. д);
    2. Получить визу осужденному более сложно. Некоторые страны очень тщательно «отсеивают» эту категорию иностранцев;
    3. В ФЗ №114 (статья 15) говорится о том, что невозможно получить паспорт до того момента, пока человек не отбудет наказание или будет освобожден от него. В законе ни слова о том, что документ может быть выдан только при погашении судимости. Выдать паспорт после отбытия оказания могут, не нужно дожидаться срока погашения. Но есть и исключения. Например, если человек был осужден за тяжкое преступление, тогда за преступником устанавливается административный надзор.

    Условная судимость и надзор

    по результатам обобщения судебной практики Лешуконского районного суда Архангельской области по рассмотрению гражданских дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы за 2013 год и 9 месяцев 2014 года.

    Настоящее обобщение судебной практики Лешуконского районного суда Архангельской области по рассмотрению гражданских дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы за 2013 год и 9 месяцев 2014 года, проведено в соответствии с планом работы Лешуконского районного суда на 2-е полугодие 2014 года.

    В целях обобщения судебной практики Лешуконского районного суда Архангельской области по рассмотрению гражданских дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы за 2013 год и 9 месяцев 2014 года были изучены 8 дел указанной категории, рассмотренных в период с 01.01.2013 г. по 30.09.2014 г.

    В ходе изучения дел данной категории установлено, что начальником ОМВД России «Мезенский», за рассматриваемый период времени было подано 6 заявлений об установлении и 2 заявления о продлении административного надзора. По результатам рассмотрения дел 6 заявлений судом были удовлетворены в полном объеме, 2 заявления — удовлетворены частично.

    Количество дел об установлении административного надзора

    Количество дел о продлении административного надзора

    При принятии к своему производству дел об установлении административного надзора судьи проверяют, имеет ли заявитель право обращения в суд с заявлением об установлении административного надзора, либо не имеет полномочий на его подписание или предъявление иска.

    Во всех делах об установлении административного надзора, рассмотренных Лешуконским районным судом, имеются документы, подтверждающие полномочия лиц на подачу заявления об установлении административного надзора. Все заявления приняты и рассмотрены судьями в установленные законом сроки.

    В заявлениях начальника ОМВД России «Мезенский» об установлении административного надзора указаны сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора. Вместе с тем, помимо требований, содержащихся в ст. 261.6 ГПК РФ, в заявлении необходимо указывать дату постановки его на учет по избранному месту жительства.

    С заявлениями предоставляются следующие документы:

    -копии приговора суда;

    -копии постановлений по делам об административных правонарушениях;

    -справки- характеристика по месту жительства или временного пребывания;

    Необходимо также предоставлять копии поквартирных карточек и данные о состоянии здоровья гражданина, в отношении которого подано заявление об установлении административного надзора.

    1) запрещение пребывания в определенных местах;

    2)запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

    4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

    5)обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

    По всем рассмотренным делам об административном надзоре были установлены следующие ограничения:

    -обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания;

    -запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время с 22.00 до 06.00 следующих суток, если это не связано с работой или учебой.

    Помимо административных ограничений, которые, по мнению должностного лица, должны быть установлены лицу, в отношении которого подано заявление, в заявлении должен быть указан срок, на который должен быть установлен административный надзор. Во всех делах, рассмотренных судьями Лешуконского районного суда данные сроки в решениях указаны.

    Согласно ч. 1 ст. 261.7 ГПК РФ дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.

    В материалах дела №2-238/2013 об установлении административного надзора в отношении П. отсутствуют данные об извещении о судебном заседании прокурора. Вместе с тем, явка прокурора в судебное заседание была обеспечена, что зафиксировано в протоколе судебного заседания. По остальным делам, участвующие в деле были извещены своевременно и надлежащим образом.

    Согласно ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.

    В этом случае судом возбуждается новое гражданское дело по заявлению органа внутренних дел или лица, в отношении которого установлен административный надзор, исследуются заново обстоятельства, послужившие основанием для подачи заявления и выносится новое решение об отмене конкретного ограничения со дня вступления нового решения суда в законную силу.

    За 2013 год и 9 месяцев 2014 года Лешуконским районный судом было рассмотрено 1 дело (№2-242/2014) в отношении гр. П. об установлении дополнительных ограничений. Заявление удовлетворено, ранее установленные ограничения поднадзорному лицу дополнены обязанностью являться 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации.

    В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего суд может установить административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

    Лешуконским районным судом Архангельской области было удовлетворено заявление начальника отдела полиции ОМВД России «Мезенский» об установлении административного надзора на срок погашения судимости в отношении лица, имеющего непогашенную и неснятую судимость, совершившего тяжкое преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних (дело №2-231/2014 в отношении гр. С.).

    Лешуконским районным судом Архангельской области были удовлетворены заявления о продлении административного надзора в отношении П. (дело №2-242/2014) и П. (2-188/2014) на основании того, что данные лица, отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную и неснятую судимость при рецидиве преступлений, совершили в течение одного года более двух административных правонарушений, о чем в делах имеются материалы.

    2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

    После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

    По делам, рассмотренным в 2013 году и за 9 месяцев 2014 года сроки административного надзора не приостанавливались.

    В соответствии с ч. 4 ст. 261.8 ГПК РФ решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ (в порядке апелляционного производства).

    Дела об административном надзоре, рассмотренные судьями Лешуконского районного суда за рассматриваемый период не обжаловались.

    В силу положений ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, т.е. должно быть принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Вместе с тем, при принятии решения по делу об установлении административного надзора №2-564/2013 в отношении гр. М. судом не было учтено, что указанным лицом преступление было совершено до достижения возраста 18 лет. Учитывая, что в соответствии со ст. 95 УК РФ сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сокращаются и соответственно равны трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление. М. был освобожден 10.01.2008 г. условно- досрочно на неотбытый срок 1 год 3 месяца 07 дней. Условно- досрочный срок истек 17.04.2009 года. Учитывая несовершеннолетний возраст М. на момент совершения преступления, руководствуясь ст. 95 УК РФ, на момент подачи заявления начальником ОМВД «Мезенский» об установлении административного надзора судимость была погашена.

    В соответствии с ч. 5 ст. 261.8. ГПК РФ копия решения суда по делу об административном надзоре направляется судом лицам, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня вступления этого решения в законную силу. Однако, по делам № 2-238/2013, №2-564/2013, №2-188/2014, №2-231/2014, №2-242/2014 копии решений суда после вступления решения в законную силу не были направлены заинтересованным лицам и прокурору. По всем делам копии решений, вступивших в законную силу, были направлены заявителю в установленные сроки.

    Смотрите так же:  Решение от 26 октября 2016 г. Возврат аванса по договору подряда исковое заявление

    В результате проведения обобщения установлено, что при рассмотрении данной категории дел, судьями Лешуконского районного суда Архангельской области в целом выносятся законные и обоснованные решения, которые принимаются при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые применимы к данному правоотношению. Все имеющие значение для дела факты подтверждаются исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

    Для реализации проведённого обобщения предлагается результаты обобщения доложить и обсудить на учебном занятии судей и помощников Лешуконского районного суда Архангельской области.

    Судья Е.И. Кокотова

    Исп. помощник судьи Макарова Н.С.

    Федеральным законом от 06.04.2011 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» подраздел III раздела II Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнен Главой 26.2 «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

    С 1 июля 2011 года Федеральный закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» вступил в силу.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ административный надзор — это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с этим ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим же ФЗ. В свою очередь, административное ограничение представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом.

    Как следует из ст. 2 Закона, основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, перечисленными в тексте Закона, новых преступлений и правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

    В статье 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» перечислены лица, в отношении которых устанавливается административный надзор.

    В соответствии с статьей административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

    — тяжкого или особо тяжкого преступления;

    — преступления при рецидиве преступлений;

    — умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии одного из двух условий: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против общественного порядка и общественной безопасности и (или) здоровья населения и общественной нравственности (ч. 1 и 3 ст. 3 Закона).

    Таким образом, для установления административного надзора необходима совокупность оснований, указанных в ч. 1 и ч. 3 ст. 3 указанного Закона.

    Допускается установление административного надзора и при отсутствии оснований ч. 3 ст. 3 Федерального закона, но только в отношении лиц, имеющих судимость за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве (ч. 2 ст. 3 Закона).

    Таким образом, административный надзор устанавливается, если:

    1. лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

    2. лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

    3. административный надзор может быть установлен судом при наличии указанных в предыдущем пункте оснований в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

    1). умышленного деяния, за которое предусмотрено максимальное наказание, превышающее пять лет лишения свободы, или более строгое наказание;

    2). преступления при рецидиве преступлений;

    3). умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

    4. в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, перечисленных в ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ.

    При решении вопроса об установлении административного надзора в отношении лиц, указанных в ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года, и о продлении административного надзора в порядке ст. 7 Федерального закона № 64-ФЗ следует учитывать положения ст. 4.6 КоАП РФ, согласно которой лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

    Суду следует разделять критерии, относящие преступления к категории тяжких, особо тяжких, а также преступления, совершенные при рецидиве преступлений.

    Так, в соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса РФ в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

    Часть 4 ст. 15 УК РФ признает под тяжкими преступлениями умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.

    Часть 5 ст. 15 УК РФ признает под особо тяжкими преступлениями умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

    Понятие рецидива и его виды установлены в Уголовном кодексе РФ, в соответствии со ст. 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления. При признании рецидива не учитывается судимость за преступления, осуждение за которые признавалось условным.

    При решении вопроса о наличии погашенной судимости судьям следует обратить внимание на положения ст. 86 УК РФ, согласно которой:

    1. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

    2. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

    3. Судимость погашается:

    а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;

    б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

    в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;

    г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания;

    д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

    4. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или не отбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

    5. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

    6. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

    В соответствии с ч. 2 ст. 261.5 ГПК РФ заявление об установлении административного надзора подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Однако в случае освобождения осужденного к в ходе судебного разбирательства и выезда его по месту жительства за пределы административного района, в котором расположен суд, дело может быть передано по подсудности в суд, по месту проживания или нахождения, которое указано при освобождении осужденным, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 33 ГПК РФ. В этом случае суду необходимо направить копию определения о передаче дела в другой суд начальнику исправительного учреждения и начальнику отдела полиции по месту прибытия и проживания освобожденного из мест лишения свободы лица.

    Статья 173.1 УИК РФ определяет порядок инициирования установления административного надзора учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы. Администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным законом об административном надзоре.

    Таким образом, законодателем установлено правило, по которому администрация исправительного учреждения может обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора и раньше, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, т.е. и за три, четыре месяца. В случае, если заявление подается за 1 — 2 года до освобождения, заявление не может быть принято к рассмотрению, поскольку за такой длительный срок до окончания наказания лицо, отбывающее наказание, нельзя признать освобожденным из мест лишения свободы.

    В этой ситуации заявление начальника исправительного учреждения может быть возвращено по аналогии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ в связи с несоблюдением установленного федеральным законом для данной категории дел порядка подачи заявления.

    Если заявление поступило меньше чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания (т.е. с пропуском установленного срока для обращения с заявлением в суд), суду необходимо возвратить заявление в исправительное учреждение в связи с пропуском срока, установленного для его подачи, по аналогии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.

    В заявлении об установлении административного надзора указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу.

    При этом в заявлении начальника исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении.

    В заявлениях указываются предлагаемые к установлению виды административных ограничений. К заявлению начальника исправительного учреждения должны прилагаться следующие документы и материалы:

    -копия приговора суда;

    -копия постановления начальника ИУ о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

    -копия информации о предполагаемом месте жительства или временного пребывания освобождаемого лица;

    -справка-характеристика на осужденного;

    -иные доказательства, в том числе свидетельствующие о состоянии здоровья лица, в отношении которого подается заявление об установлении административного надзора (является ли лицо инвалидом, психически больным, наркоманом и т.д.).

    Кроме того, начальником ИУ должны быть представлены сведения о поведении лица в исправительном учреждении или копии постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, рапорты сотрудников исправительного учреждения, объяснения лица, которое признается злостным нарушителем режима.

    Копии документов должны быть надлежащим образом оформлены и заверены.

    В отличие от заявления начальника исправительного учреждения об установлении административного надзора

    Оперативные материалы (информация) в отношении поднадзорного оперативными службами УИС представляются отдельно в установленном порядке сотрудникам полиции подразделений уголовного розыска территориального органа МВД России, осуществляющим ОРМ в отношении лиц, находящихся под надзором.

    В заявлении об установлении административного надзора должны быть указаны предполагаемые к установлению виды административных ограничений.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

    Смотрите так же:  ФСБ обнародовала приказ о скрытном переходе украинских кораблей через Керченский пролив. Приказ сбу 27

    3)запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

    По всем рассмотренным делам об административном надзоре были установлены следующие ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время с 22.00 до 06.00 следующих суток, если это не связано с работой или учебой.

    Помимо административных ограничений, которые, по мнению должностного лица, должны быть установлены лицу, в отношении которого подано заявление, в заявлении должен быть указан срок, на который должен быть установлен административный надзор.

    При рассмотрении дела об установлении административного надзора судья районного суда должен проверить, отвечает ли срок, указанный в заявлении, сроку административного надзора, указанному в федеральном законе.

    В ходе рассмотрения дела об установлении административного надзора судьям необходимо разъяснять лицам, в отношении которых рассматривается вопрос об установлении административного надзора, их права и обязанности, не только изложенные в ст. 35 ГПК РФ, но и как поднадзорных лиц, перечисленные в ст. 10 и ст. 11 Федерального закона № 64-ФЗ.

    Согласно ч. 1 ст. 261.7 ГПК РФ дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.

    При рассмотрении заявления об установлении административного надзора, поданного начальником Отдела полиции, извещается районный прокурор, на территории которого рассматривается дело.

    Извещение лиц, участвующих по делу, осуществляется в соответствии с положениями статей 113 — 114 ГПК РФ.

    При этом извещение о рассмотрении дела об установлении административного надзора должно быть направлено лицу, в отношении которого рассматривается дело, заблаговременно с таким расчетом, чтобы гражданин имел возможность не только ознакомиться с заявлением, но и подготовить возражения, а также решить вопрос о заключении договора с адвокатом.

    В целях обеспечения участия в судебном заседании лиц, в отношении которых надлежит решить вопрос об установлении надзора, необходимо достигнуть совместного соглашения между судами и руководителями территориальных органов МВД о порядке обеспечения препровождения указанных лиц в судебное заседание участковыми уполномоченными.

    Согласно ч. 3 ст. 261.7 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе.

    Реализация принципа состязательности в стадии возбуждения гражданского дела в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, подробно регламентирована ГПК РФ. Это находит выражение в следующем.

    Во-первых, в категории дел, возникающих из публичных правоотношений, к которой относится и глава 26.2 ГПК РФ «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», законодатель прямо обозначил особенности реализации принципа состязательности на данной стадии гражданского процесса, а именно: при возбуждении дела судья вправе истребовать у лиц, участвующих в деле, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела материалы (ч. 4 ст. 261.2 ГПК РФ, ч. 6 ст. 261.6 ГПК РФ).

    Во-вторых, именно в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд имеет более широкие полномочия при возбуждении производства по гражданскому делу, нежели в исковом производстве.

    Таким образом, суду первой инстанции при рассмотрении дел, предусмотренных Главой 26.2 ГПК РФ, надлежит определить вид судопроизводства, правосубъектность и правоспособность заявителя на обращение в суд с заявлением об установлении административного надзора, содержательные признаки заявления в строгом соответствии со ст. 261.6 ГПК РФ, а также проверять прилагаемые к заявлению документы и материалы, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые должны содержать сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

    Согласно ч. 1 статьи 261.8. ГПК РФ «Решение суда по делу об административном надзоре» суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

    Таким образом, законодатель устанавливает, что по делам данной категории выносится именно решение суда.

    При рассмотрении дел данной категории суду следует установить предмет доказывания, юридически значимые обстоятельства по делу и в строгом соответствии с требованиями материального и процессуального закона разрешить требование заявителя в форме решения именем Российской Федерации (ст. 261.8 ГПК РФ).

    В силу положений ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, т.е. должно быть принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Данные правоотношения регулируются материальным законом ФЗ от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ГПК РФ — Глава 26.2 «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Поскольку указанные федеральные законы вступили в силу с 1 июля 2011 года, рассмотрение дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы после указанной даты, отнесено законодателем к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

    Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

    За рассматриваемый период Лешуконским районный судом было рассмотрено 1 дело о продлении срока административного надзора и об установлении дополнительных ограничений. Заявление удовлетворено, ранее установленные ограничения поднадзорному лицу дополнены обязанностью являться 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации.

    В соответствии с ч. 3 ст. 261.8 ГПК РФ в решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора.

    Указываемый в решении суда об установлении или о продлении административного надзора срок административного надзора не может выходить за рамки, установленные ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в соответствии с которой административный надзор устанавливается в отношении:

    1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;

    Согласно данной норме в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и (или) преступления при рецидиве преступлений суд вправе установить административный надзор на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

    2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

    Согласно данной норме в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего суд может установить административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

    Лешуконским районным судом Архангельской области было удовлетворено заявление начальника отдела полиции ОМВД России «Мезенский» об установлении административного надзора на срок погашения судимости в отношении лица, имеющего непогашенную и неснятую судимость, совершившего тяжкое преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

    В случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

    В связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, суд вправе продлить административный надзор на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

    Лешуконским районным судом Архангельской области были удовлетворены заявления об установлении административного надзора в отношении П.В.И. и П.С.А. на основании того, что данные лица, отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную и неснятую судимость при рецидиве преступлений, совершили в течение одного года более двух административных правонарушений, о чем в делах имеются материалы.

    Срок административного надзора исчисляется в отношении:

    1) лица, указанного в части 1 статьи 3 Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;

    2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

    В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

    Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

    1) объявления поднадзорного лица в розыск;

    3) заключения поднадзорного лица под стражу.

    В соответствии с ч. 5 ст. 261.8. ГПК РФ копия решения суда по делу об административном надзоре направляется судом лицам, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня вступления этого решения в законную силу.

    После вынесения решения по делу вместе с копией решения суда возможно вручение лицам, участвующим в деле, выписки из положений ст. 10 (Права поднадзорного лица) и ст. 11 (Обязанности поднадзорного лица) Федерального закона N 64-ФЗ в виде распечатки на бумажном носителе, под роспись.

    Администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в территориальный орган МВД России по избранному этим лицом месту жительства или пребывания.

    Лицо, в отношении которого судом установлен надзор, знакомят с решением суда под роспись.

    При освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен надзор, администрация исправительного учреждения вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора. В предписании производится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания.

    Поступившее из исправительного учреждения сообщение об освобождении из мест лишения свободы лица, в отношении которого установлен надзор, а также копия решения суда по делу об установлении административного надзора регистрируются в журнале входящих документов территориального органа МВД России и с резолюцией руководителя территориального органа (полиции) МВД России передаются для осуществления контроля и проведения профилактической работы за подучетным в отдел (отделение, пункт) участковыми уполномоченными полиции.

    В результате проведения обобщения установлено, что при рассмотрении данной категории дел, судьями Лешуконского районного суда Архангельской области выносятся законные и обоснованные решения, которые принимаются при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые применимы к данному правоотношению. Все имеющие значение для дела факты подтверждаются исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *