Защита прав несовершеннолетних

Информация для руководителей образовательных учреждений
  • Жестокое обращение с детьми. Признаки. Причины. Последствия
  • Как получить заключение кандидата в приемные родители, опекуны
  • Как получить заключение о возможности временной передачи ребенка, находящегося в организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью
  • Извещение о порядке отбора организаций
  • Сообщение о выявлении ребенка оставшегося без попечения родителей
Мама! Найди меня
  • Эти дети ждут Вашего участия и семейного тепла
«Как усыновить (удочерить) ребенка)»
  • В помощь усыновителям
  • Правила передачи детей на усыновление
Юридическая консультация
  • Заключение договора о приемной семье
  • Заявление до 14
  • Заявление на труд несовершеннолетних
  • Заявление от 14-18
  • Опека кандидат
  • Освобождение опекуна
  • Раздельное проживание
  • Смена фамилии
  • Согласие на обработку родителей
  • Труд не достигшим 14 лет
  • Установление отцовства
Права и гарантии
  • 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
  • Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан
  • 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Как уберечь ребенка от беды
  • Жестокое обращение с детьми
  • Информационное сообщение о нарушении прав и законных интересов ребенка/детей
  • Полезные адреса

    Начальник управления опеки и попечительства департамента

    Дербенева Наталья Николаевна, тел. – 20-12-85

    Заместитель начальника управления опеки и попечительства

    Витман Елена Петровна, тел – 20-13-56

    График приема: Понедельник с 14.30 до 17. 00, каб. 702

    Отдел развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия

    Начальник отдела развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия

    Халитова Наталья Владимировна, тел. – 20-18-95

    График приема: Понедельник с 14.30 до 17.00

    О проекте

    На протяжении последних 6 лет в Омской области фиксируется ежегодное сокращение общего количества детей-сирот. Общая численность детей-сирот сократилась почти на 20 %.

    В настоящее время более 92% детей-сирот проживают в замещающих семьях: приемные семьи, семьи опекунов (попечителей).

    Однако в детских интернатных учреждениях Омской области продолжают воспитываться более 600 детей. Большинство из них (86,6%) находятся в возрасте от 7 до 18 лет; 7,0% детей – в возрасте от 4 до 7 лет; 5,4% – в возрасте от 1 года до 4 лет; 1,0% – в возрасте до 1 года.

    Ни для кого не секрет, что когда малыш попадает в детский дом, там для него создаются безопасные, благополучные условия, но даже при «семейной» системе проживания, при том, что детдом маленький и уютный, при добрых, понимающих воспитателях целого ряда психологических проблем не избежать. Зачастую ребенок вырастает замкнутым, неуверенным в себе, или, напротив, растет гиперактивным, «трудным». Он не знает, как справляться со своими эмоциями, не умеет выражать чувства, не научился доверию.

    Перед приемными родителями встает сложная, но выполнимая задача – сформировать привязанность у ребенка заново. Сначала по отношению к самим себе, а потом развить его способность привязываться и к другим близким людям, чтобы в дальнейшем он сумел не только реализоваться как личность, но и создать счастливую семью. Именно родители дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха.

    Для нас главное, чтобы ни один малыш или подросток не остался без родительского внимания, любви, заботы. Мы знаем, что чудеса можно творить своими руками, делами и добрым сердцем. И каждый раз, когда сбываются мечты ребенка о семье, где его любят, ценят, уважают, заботятся, происходит маленькое чудо, и без преувеличения можно сказать, что решается судьба Человека.

    Если Вы обдумываете вопрос принятия ребенка на воспитание в семью, решили пройти «Школу приемного родителя», хотите узнать: готовы ли Вы сделать этот шаг уже сейчас, предлагаем посетить казенное учреждение Омской области «Центр поддержки семьи».

    Если Вы уже являетесь кандидатом в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители подробные сведения о детях, нуждающихся в родительском попечении, Вы можете получить в Министерстве образования Омской области.

    Министерство образования Омской области

    644002, г. Омск, ул. Красный путь, д. 5 Контактный телефон: (3812)24-78-97

    Казенное учреждение Омской области «Центр поддержки семьи»

    Отдел опеки и попечительства

    Палей Наталья Владимировна , начальник отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Комитета по образованию Администрации Омского муниципального Омской области

    Образование: высшее

  • Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», 18.03.2015, «Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления»
  • Стаж работы: 6 лет 9 месяцев

  • Благодарственное письмо Администрации Омского муниципального района Омской области (2016 г.),
  • Благодарность Администрации Омского муниципального района Омской области (2012 год), Почетная грамота Министерства образования Омской области (2016 год)
  • Телефон: 32 – 40 – 93

    Рабочий E-mail: ///

    Деятельность начальника отдела:

  • Руководство деятельностью отдела, обеспечение исполнения задач и функций, возложенных на отдел, анализ и планирование работы отдела, осуществление руководства организацией систематического выявления и учета детей, нуждающихся в государственной защите, координация этой работы с другими органами, учреждениями, организациями.
  • Изучение, анализ и контроль вопросов состояния вопросов касающихся:
  • — выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, контроля за условиями их содержания и воспитания;

    — поиска, подбора и подготовки опекунов, подготовка и согласование проектов муниципальных правовых актов о назначении опекуна (попечителя)

    — создания приемных семей.

    Штоль Юлия Александровна , главный специалист отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области

  • Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», 05.12.2013, «Реформирование и развитие системы государственного и муниципального управления»
  • Деятельность:

  • Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за условиями их содержания и воспитания, защита прав и интересов подопечных, осуществление поиска, подбор и подготовка опекунов, осущ-е подготовки и согласования муниципальных правовых актов о назначении опекуна (попечителя).
  • Подготовка и согласование муниципальных правовых актов о назначении опекунам (попечителям), денежных средств, работа по назначению денежных средств подопечным, подготовка и согласования муниципальных правовых актов о на снятие пенсии, раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет, принятие необходимых мер к охране имущественных прав несовершеннолетних, представление в суде письменных заключений и пакетов документов по защите прав и законных интересов детей, участие в исполнении решений судов, взаимодействие с организациями и гражданами, в т.ч. получение необход.документов и материалов для защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа с подопечными.
  • Подготовка писем, документов в пределах своей компетентности.
  • Смена имени, фамилии несовершеннолетних.
  • Курирует сельские поселения Омского района: городское поселение: Богословское с/поселение, Красноярское с/поселение, Ростовкинское с/поселение, Чернолучинское городское поселение.

    Шик Раиса Егоровна , специалист первой категории отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области

  • Алтайский государственный Институт культуры (Омский филиал)
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»,12.12.2014 «Реформирование и развитие системы государственного и муниципального управления»
  • Награды: —

  • Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за условиями их содержания и воспитания, защита прав и интересов подопечных, осуществление поиска, подбор и подготовка опекунов, осущ-е подготовки и согласования муниципальных правовых актов о назначении опекуна (попечителя), подготовка и согласование муниципальных правовых актов о назначении опекунам (попечителям), денежных средств, работа по назначению денежных средств подопечным, подготовка и согласования муниципальных правовых актов о на снятие пенсии, раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет, принятие необходимых мер к охране имущественных прав несовершеннолетних, представление в суде письменных заключений и пакетов документов по защите прав и законных интересов детей, участие в исполнении решений судов, взаимодействие с организациями и гражданами, в т.ч. получение необходимых документов и материалов для защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа с подопечными.
  • Подготовка письменных заключений, представительство в суде по усыновлению, участие в исполнении решений судов.Иные обязанности: подготовка проекта постановления о смене фамилии или имени несовершеннолетних и подопечных до получения паспорта.
  • Курирует сельские поселения Омского района: Ачаирское с/поселение, Андреевское с/поселение.

    Богданова Олеся Васильевна , главный специалист отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области

    Образование: высшее

  • НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия»
  • Повышение квалификации и профессиональная переподготовка:

    Стаж работы: 6 лет

  • Грамота Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области
  • Деятельность:

  • Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за условиями их содержания и воспитания.
  • Осуществление защиты прав и интересов детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства.Подготовка проектов, правовых актов о даче согласия на:-совершение сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних;-отчуждение жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей;-перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из одного образовательного учреждения в другое, либо на изменение формы обучения;-снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания.
  • Участие в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовршеннолетними, оставшимися без попечения родителей. Определение детей из семей «групп риска» в СРЦН.
  • Определение статуса ребенка, определение ребенка в госучреждения, (оформление документов: сведения о родственникам, заявления от родственников об отказе от опеки, документы, удостоверяющие личности детей, родителей, медицинские полисы, определение гражданства и т.д.)
  • Курирует сельские поселения Омского района: Комсомольское с/поселение, осуществляет нормативное правовое сопровождение приёмных семей Омского муниципального района Омской области.

    Решетняк Наталья Алексеевна , главный специалист отдела опеки и попечительства над Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области

    Образование: высшее

  • Омский государственный педагогический институт им. Горького
  • Повышение квалификации и профессиональная переподготовка:

  • 04.12.2015, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», «Правовое и организационное обеспечение гражданской и муниципальной службы»
  • Благодарность Главы Омского муниципального района Омской области, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации
    • Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за условиями их содержания и воспитания, защита прав и интересов подопечных, осуществление поиска, подбор и подготовка опекунов, осущ-е подготовки и согласования муниципальных правовых актов о назначении опекуна (попечителя), подготовка и согласование муниципальных правовых актов о назначении опекунам (попечителям), денежных средств, работа по назначению денежных средств подопечным, подготовка и согласования муниципальных правовых актов о на снятие пенсии, раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет, принятие необходимых мер к охране имущественных прав несовершеннолетних, представление в суде письменных заключений и пакетов документов по защите прав и законных интересов детей, участие в исполнении решений судов, взаимодействие с организациями и гражданами, в т.ч. получение необход.документов и материалов для защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа с подопечными.
    • Подготовка письменных заключений, представительство в суде по усыновлению, участие в исполнении решений судов.
    • Содействие созданию приемных семей, заключение от имени Омского муниципального района договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.
    • Баженова Инна Викторовна , главный специалист отдела опеки и попечительства над Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области

    Образование: высшее

  • «Омский государственный педагогический университет»
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». «Реформирование и развитие системы государственного и муниципального управления».
  • Стаж работы: 4 года.

    Награды:

    Курирует сельские поселения Омского района: Новоомское c/п; Розовское с/п; Калининское с/п; Омское с/п.

    1. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за условиями их содержания и воспитания, защита прав и интересов подопечных, осуществление поиска, подбор и подготовка опекунов, осущ-е подготовки и согласования муниципальных правовых актов о назначении опекуна (попечителя).

    2. Подготовка и согласование муниципальных правовых актов о назначении опекунам (попечителям), денежных средств, работа по назначению денежных средств подопечным, подготовка и согласования муниципальных правовых актов о на снятие пенсии, раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет, принятие необходимых мер к охране имущественных прав несовершеннолетних, представление в суде письменных заключений и пакетов документов по защите прав и законных интересов детей, участие в исполнении решений судов, взаимодействие с организациями и гражданами, в т.ч. получение необходимых документов и материалов для защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа с подопечными.

    3. Информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

    4. Осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

    5. Обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

    6. Участие в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовршеннолетними, оставшимися без попечения

    родителей. Определение детей из семей «групп риска» в СРЦН.

    7. Осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

    8. Определение порядка общения, места проживания ребенка.

    9. Разрешение на снятие денежных средств по требованию Сбербанка.

    10. Подготовка актов обследования жилых помещений по запросу граждан из других районов области и г.Омска.

    11. Подготовка исковых заявлений, участие в гражданских и уголовных процессах, допросах прокуратуры и милиции.

    12. Участие в судах по признанию граждан безвестно отсутствующими, умершими, установлению отцовства и об исключении актовой записи об отцовстве.

    Безметная Светлана Леонидовна , главный специалист отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области

    Образование: высшее,

    Награды:

  • Благодарность Администрации Омского муниципального района Омской области
  • Подготовка проектов, правовых актов о даче согласия на:
  • -совершение сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних;

    -отчуждение жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей;

    -перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из одного образовательного учреждения в другое, либо на изменение формы обучения;

  • Участие в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей. Определение детей из семей «групп риска» в СРЦН.
  • Осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
  • Подготовка исковых заявлений, участие в гражданских и уголовных процессах, допросах прокуратуры и милиции.
  • Участие в судах по признанию граждан безвестно отсутствующими, умершими, установлению отцовства и об исключении актовой записи об отцовстве.
  • Усыновление/удочерение несовершеннолетних
  • Лазакович Ирина Александровна , ведущий специалист отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области

    Образование: высшее, Омский государственный институт им. Горького

    Стаж работы: 1 год

    Награды: —

  • Осуществление защиты прав и интересов детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства.
  • -совершение сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних;-отчуждение жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей;-перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из одного образовательного учреждения в другое, либо на изменение формы обучения;

    -снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания.

  • Определение порядка общения, места проживания ребенка.
  • Разрешение на снятие денежных средств по требованию Сбербанка.
  • Подготовка актов обследования жилых помещений по запросу граждан из других районов области и г.Омска.
  • Полномочия отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними

    Отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области в соответствии с законом Омской области от 27.12.2007 г. № 1004-ОЗ «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, А ТАКЖЕ УЧЕТА И УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» осуществляет следующие государственные полномочия

    1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

    2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

    3) установление опеки или попечительства;

    4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

    5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

    6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

    7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

    8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

    9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

    10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

    11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

    12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

    (п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

    13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

    Услуги, предоставляемые Администрацией Омского муниципального района при осуществлении переданных государственных полномочий по опеке и попечительству над несовершеннолетними

    (в соответствии с федеральным и региональным законодательством).

    1. Предоставление разрешения на выдачу нотариально удостоверенной доверенности от имени несовершеннолетнего подопечного.

    (постановление No п-13/ОМС – 2367 можно скачать на сайте Администрации Омского муниципального района > Документы > Административные регламенты > Проекты регламентов > от 20 сентября 2012 года).

    2. Заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с действующим законодательством.

    (постановление No п-13/ОМС – 2366 от 10.12.2013 г. можно скачать на сайте Администрации Омского муниципального района > Документы > Административные регламенты > Проекты регламентов > от 24 сентября 2012 года ).

    3. Предоставления согласия органа опеки и попечительства на установление отцовства, в случаях, предусмотренных законодательством.

    (постановление № п-13/ОМС – 2291 от 02.12.2013 г. можно скачать на сайте Администрации Омского муниципального района > Документы > Административные регламенты > Проекты регламентов > от 20 сентября 2012 года).

    4. Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетними в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

    (постановление № п-13/ОМС – 2221 от 22.11.2013 г. можно скачать на сайте Администрации Омского муниципального района > Документы > Административные регламенты > Проекты регламентов > от 20 сентября 2012 года).

    5. Принятие решения об объявлении несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (эмансипированным) с согласия обоих родителей, усыновителей, попечителей.

    (постановление № п-13/ОМС – 2256 от 26.11.2013 можно скачать на сайте Администрации Омского муниципального района > Документы > Административные регламенты > Проекты регламентов > от 20 сентября 2012 года).

    6. Выдача предварительного разрешения на отказ от наследства в случаях, когда наследниками являются несовершеннолетние.

    (постановление № п-13/ОМС – 2257 от 26.11.2013 г. можно скачать на сайте Администрации Омского муниципального района > Документы > Административные регламенты > Проекты регламентов > от 20 сентября 2012 года).

    7. Выдача заключения о возможности временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, или письменного отказа в его выдаче».

    (постановление № п-13/ОМС – 2255 от 26.11.2013 г. можно скачать на сайте Администрации Омского муниципального района > Документы > Административные регламенты > Проекты регламентов > от 20 сентября 2012 года).

    8. Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.

    (постановление № 2152-п от 13.11.2012 г. можно скачать на сайте Администрации Омского муниципального района > Документы > Административные регламенты > Проекты регламентов > от 03 июля 2013 года).

    9. Выдача разрешения на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста шестнадцати лет.

    (постановление № п-13/ОМС – 1630 от 17.09.2013 г. можно скачать на сайте Администрации Омского муниципального района > Документы > Административные регламенты > Проекты регламентов > от 20 сентября 2012 года).

    10. Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребёнку, не достигшему возраста 14 лет.

    (постановление № 2448-п от 29.12.2012 можно скачать на сайте Администрации Омского муниципального района

    > Документы > Административные регламенты > Проекты регламентов > от 20 сентября 2012 года ).

    11. Установление опеки или попечительства над несовершеннолетними.

    12. Выдача разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних.

    13. Выдача предварительного разрешения на распоряжение доходами, принадлежащими несовершеннолетнему.

    14. Назначение и выплата денежных средств на содержание подопечных детей.

    Прием граждан: понедельник – четверг с 9.00 до 17.45 ч., пятница – с 9.00 до 16.30 ч.

    Консультирование и прием граждан, по вопросам принятия в семью детей-сирот, вопросам оказания правовой помощи замещающей семье проводится специалистами и начальником отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними

    Специалисты отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними осуществляют реализацию Комитетом по образованию полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними согласно Положению о Комитете по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, утвержденное решением Совета Омского муниципального района Омской области от 27.08.2007 № 68 (с изменениями от 20.06.2013 № 26)

    Телефон органов опеки омск

    Проект поддержки приемных семей «Ванечка» реализуется с 2009 года.
    Суть проекта – люди, допускающие для себя возможность когда-либо принять в семью ребенка, с нашей помощью дозревают до конкретных действий по устройству детей в семью и получают юридическую и общественную поддержку.
    Основной ресурс проекта – созданная нами Первая в России База потенциальных приемных родителей. На ноябрь 2014 года в очереди на прием ребенка в семью в проекте «Ванечка» находятся более 700 граждан. За время работы проекта было устроено в семьи более 350 детей, часть из которых – с ограниченными возможностями здоровья.

    КАК ПОДДЕРЖИВАЕМ РОДИТЕЛЕЙ или
    ВОЗМОЖНОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ВЛИЯНИЯМы оказываем потенциальным и действующим приемным родителям не только экспертную, консультационную, юридическую и психологическую поддержку. Иногда случаются ситуации, когда необходимо вмешаться. Где-то достаточно написать несколько писем, кому-то нужно много раз в день позвонить и что-то объяснить. Бывает, что эксперты и юристы выезжают на место и убедительно обосновывают необходимость изменения тех или иных решений. В ряде случаев привлекаются СМИ и общественность.

    ЧТО МЫ ДЕЛАЕМНаша команда собирает, генерирует и реализует инновационные технологии в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Среди реализуемых проектов есть такие, как «База потенциальных приёмных родителей», «Видеопаспорт потенциального приёмного родителя»,»Всероссийская перепись потенциальных приёмных родителей», «Интерактивная карта органов опеки и других организаций, куда может обратиться будущий усыновитель».

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕКуратор проекта «Ванечка» — член Общественной палаты Российской Федерации Юлия Зимова, поэтому в случае тех или иных сложностей в устройстве ребенка в семью или для популяризации успешного опыта родителей и организаций, команда проекта «Ванечка» готова включаться в совершенно разные процессы и истории, помогать семьям и развивать позитивный опыт. Мы можем не только привлекать внимание СМИ и общественности, но и помогать в реализации тех или иных проектов.

    Телефон горячей линии
    +7 (495) 970-20-10

    Адрес
    Москва
    м.Курская
    Нижний Сусальный переулок, д. 5, стр. 17
    территория бывшего завода «Арма»

    Написать члену Общественной палаты России

    Юлия Зимова

    Реквизиты
    Межрегиональная общественная организация помощи детям
    «НАШИ ДЕТИ»
    Юридический адрес: 105064, г. Москва, Нижний Сусальный переулок,
    д. 5, стр. 17
    Телефон: 8(495)970-20-10
    ОГРН 1087799003467 от 06.02.2008
    ИНН 7715400232
    КПП 770901001
    ОКПО 94136059
    Р/сч.: 40703810838040004962
    ОАО Сбербанк России г. Москва Тверское отделение № 7982
    БИК 044525225
    К/с 30101810400000000225
    Президент Зимова Юлия Константиновна
    Главный бухгалтер Зимова Юлия Константиновна

    Если Вы потенциальный или действующий приемный родитель, то при регистрации на сайте Вы получаете

    СЛЕДУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ:

  • Опубликовать свою анкету в общем доступе Базы потенциальных приемных родителей (далее БППР), указать в ней желаемый возраст ребенка, пол и регион. БППР просматривают органы опеки, директора детских домов, представители общественных организаций и дети при подборе семьи для ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • Опубликовать свою видеоанкету или видеопаспорт в БППР для дистанционной презентации возможно будущему члену Вашей семьи;
  • Получить возможность оперативного общественного влияния на работу того ведомства или учреждения, с которыми регулярно возникают сложности, при помощи экспертов, юристов, добровольцев проекта, привлечения СМИ;
  • Бесплатное оказание консультаций, юридической и психологической поддержки вплоть до выездов на место разрешения ситуаций.
  • СЛЕДУЮЩИЕ СЕРВИСЫ:

  • Ведение на сайте ванечка.рф блога будущего или действующего родителя с возможностью комментирования блогов других родителей;
  • Прохождение основных этапов устройства ребенка в семью с электронной синхронизацией – для понимания стадии всеми, кто просматривает анкету;
  • Если в регионе Вашего проживания есть добровольцы проекта «Ванечка», то получение бесплатной услуги «Где и как искать ребенка» — доброволец может выехать к Вам и показать сайты Банков данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, НКО, занимающихся данным вопросом и пр., показать как ими пользоваться.
  • Мнения

    Дискуссии

    Спасти из притона: как в России отбирают детей

    В каких случаях органы опеки лишают родителей детей

    Когда из заваленных мусором квартир спасают детей, обыватели обычно задаются вопросом: «А куда власти смотрели?» Почему органы опеки не ходят по домам в поисках обездоленных детей, в каких случаях и у каких родителей можно отнять ребенка и зачем поднимать хайп в СМИ по поводу перегибов чиновников, «Газете.Ru» рассказал член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации Евгений Корчаго.

    — В последнее время стало известно о нескольких громких делах, которые связаны с оставлением детей в опасности. У каких родителей можно забрать ребенка и почему?

    — Семейным кодексом органы опеки и попечительства наделены правом изымать ребенка из семьи только в одном случае — если его жизни и здоровью угрожает опасность. Эти ситуации регулирует статья 77: «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится». Просто так ребенка из семьи забрать нельзя. Поэтому если органы опеки и попечительства получают информацию о том, что ребенку угрожает опасность, то они, соответственно, имеют право прийти, оформить соответствующий акт и забрать ребенка из семьи.

    Это все. Дальше, что называется, дело отдается на откуп правоприменителя. Под непосредственной угрозой может пониматься, когда ребенка реально могут убить, а может — когда орган опеки не нашел нужного количества продуктов в холодильнике и говорит: «Мы считаем, что здоровью ребенка угрожает опасность — его здесь недокармливают». Или

    пришел представитель опеки, увидел синяк на руке ребенка — и решает, что тоже есть опасность.

    Немедленное отобрание оформляется актом органа исполнительной власти, в Москве это решается на уровне района, глава муниципального образования выносит соответствующий акт. Чиновники обязаны уведомить прокурора и после этого поместить ребенка в соответствующее учреждение, где он будет временно находиться, и после этого обязаны сразу же выйти в суд с ходатайством о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав.

    — Если говорить о европейском законодательстве, там более четко уточнены эти нормы?

    — Разные страны регулируют эти вопросы по-разному, единого стандарта нет. Что касается, например, скандинавских стран, там механизм настолько драконовский, что ребенка могут забрать только на том основании, что он в садике или в школе заявил, что суп недосоленный или пересоленный или что родители при нем ругались матом. Там система органов опеки нацелена на то, чтоб забирать ребенка из своих семей и передавать в приемные. Целый бизнес на этом построен. У нас, несмотря на перегибы, эти перегибы все же, как правило, носят единичный характер. При подключении общественности, средств массовой информации, как правило, права родителей бывают восстановлены. Вспомните ситуацию с матерью-одиночкой из Санкт-Петербурга, страдающей глухотой, там все разрешилось. Другое дело, что органы власти, видимо, не смогли помочь живущей в тяжелых условиях семье, за них это пришлось сделать волонтерам.

    — Если говорить о правоприменительной практике, кого чаще всего лишают родительских прав? Это алкоголики-тунеядцы?

    — Чаще всего это действительно лица, которые злоупотребляют алкогольными напитками либо принимают наркотики, то есть ведут асоциальный образ жизни. Бывают случаи, когда родители- алкоголики не кормят маленьких детей и ребенок просто может умереть с голоду.

    У родителей-наркоманов бывают настолько антисанитарные условия, что ребенку действительно опасно находиться дома: там притон, туда приходят подозрительные личности, там употребляют наркотики и так далее.

    — А если говорить о последних случаях: с так называемой, девочкой-маугли или четырьмя детьми в Мытищах, которые не были зарегистрированы. Почему такие случаи остаются без профилактического внимания?

    — У органов опеки есть обязанность следить за всеми, но, как правило, это относится к семьям, которые навскидку требуют внимания: это либо многодетные семьи, либо семьи с приемными детьми, либо патронажные семьи. Следить за каждой семьей без сигнала в задачу органов опеки не входит, потому что тогда численность сотрудников придется доводить до численности полицейских. Наверное, это и не надо. Действительно, как правило, органы опеки работают по сигналам детских садов и школ, больниц, соседей — по таким обращениям они обязаны проводить проверку.

    У самих органов опеки тоже бывают сложности. У коллеги был случай: в Омской области у семьи, употребляющей наркотики, органы опеки долгое время не хотели забирать детей.

    Проблема оказалась в том, что они жили в отдаленном районе, специализированное учреждение, куда изъятых из семьи детей необходимо было поместить до принятия судом решения о лишении родительских прав, просто отсутствовало.

    В этой связи детей размещали то дома у сотрудницы ПДН, то в больнице, то опять возвращали в семью. В конечном итоге после решения суда о лишении родительских прав детей поместили в дом-интернат.

    — Но, например, для школ обращение в опеку или полицию может расцениваться как вынос сора из избы…

    — Воспитатели, учителя, медики обязаны сообщать. Но мы знаем, что царицей большинства госучреждений является статистика. И это бич нашей страны. К сожалению, пока мы не научились оценивать учреждения, кроме как на основании статистического учета. А статистика, к сожалению, иногда играет очень негативную роль. И вы абсолютно правы: зачастую бывает так, что те же учителя или воспитатели детских садов (а сады и школы сейчас объединяют в большие комплексы) для того, чтобы не допустить снижения рейтинга своих учебных заведений, пытаются скрыть какие-то сигналы, чтобы не получить негативные баллы в рейтинг и не навредить своему учреждению и себе. Здесь можно говорить о перегибах на местах, потому что законодательно у нас все нормально отрегулировано. Просто надо с такими случаями бороться, и, может быть, сделать так, чтобы подобная информация не влияла на имидж учреждения.

    — В истории с жительницей Екатеринбурга, которая перенесла операцию по удалению груди, тоже была угроза для детей?

    — В каждой ситуации надо разбираться индивидуально. Вероятно, что вопрос о том, чтобы изъять детей, встал перед органами в связи с психическим здоровьем приемного родителя. Что касается приемных детей, то со стороны органов опеки обязан быть серьезный дополнительный контроль.

    Если говорить в целом, то если есть подтвержденные документально — соответствующими экспертизами, — данные о том, что детям может угрожать психическое нездоровье приемного родителя, тогда применяются меры.

    Все, что касается детей, — всегда очень сложные и тонкие процессы. Мы, например, вели громкое дело жителя Подмосковья: его супруга родила мертвого ребенка, украла другого и мужу сказала, что она его родила, а выяснилось это через два года. Женщину привлекли к уголовной ответственности, слава богу, не посадили, а ребенка забрали. К сожалению, отцу, который два с лишним года воспитывал этого ребенка, не дали возможность вести дальнейшее усыновление: суд счел, что в приемной семье другой ребенку будет лучше.

    Могу сказать, что каждое дело сложное, индивидуальное, тут необходимо обязательно подключать специалистов-психологов, необходимо очень плотно и тщательно работать с органами опеки, потому что любая ситуация должна решаться в первую очередь в интересах детей.


    Заявление на получение пенсии и иных социальных выплат от имени недееспособных граждан опекуны могут заполнить по месту проживания недееспособного гражданина в административных округах Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, территориальных органах Министерства труда и социального развития Омской области. К заявлению прилагаются следующие:

    • приказ (распоряжение) об установлении опеки над недееспособным гражданином (и копию этого документа);
    • паспорт опекуна и опекаемого (и их копии);
    • сберегательная книжка, открытая на имя опекаемого (и копия), если пенсия опекаемого будет перечисляться на расчетный счет;
    • решение суда о признании гражданина недееспособным (и его копия).
    • Для установления опеки или попечительства над совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, гражданам претендующим стать опекуном необходимо представить следующие документы:

      • заявление о назначении опекуном;
      • справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения и справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение);
      • выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
      • справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел;
      • медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
      • копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
      • письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);
      • справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);
      • документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);
      • автобиография.
      • Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
      • Для получения разрешения на приватизацию жилого помещения, в котором проживает его подопечный, опекуну необходимо представить следующие документы:

        • решение суда о признании гражданина недееспособным (и копию);
        • паспорт опекуна (и копию);
        • паспорт опекаемого (и копию);
        • документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество, принадлежащее опекаемому (технический паспорт);
        • копия лицевого счёта с постоянного места регистрации опекаемого.
        • Список документов для освобождения опекуна от опекунских обязанностей.

          • приказ (распоряжение) об установлении опеки над недееспособным (и копию);
          • свидетельство о смерти, если опекаемый умер (и его копию).
          • Список документов для получения разрешения на оформление в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Омской области — психоневрологические интернаты:

            • ходатайство из ГУЗ «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова».
            • справка из городского филиала ГУ «Центр ТИОО» о наличии собственности у опекаемого.
            • копия лицевого счета с места жительства опекаемого.
            • акт обследования условий проживания с описью имущества опекаемого.
            • паспорт опекаемого (и копия);
            • решение суда (вступившее в законную силу) о признании гражданина недееспособным (и копию).
            • Федеральный закон об опеке и попечительстве № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года.

              Почему органы опеки зачастую забирают детей из благополучных, но небогатых семей

              Как делают сирот

              30.08.2015 в 17:53, просмотров: 98723

              Если вы сегодня не успели сварить суп для своих детей, или не заправили кровать утром, опаздывая на работу, или же у вас корзина полна грязного белья, то не стоит думать, что это ваше личное дело. Все это может быть поводом для сотрудников органов опеки «взять вас под контроль», более того, изъять ваших детей из семьи.

              И пусть вас не удивляет, что при этом жизнью соседа-алкоголика, который бьет своих детей и гоняет в магазин за водкой, органы, защищающие интересы малолетних, нисколько не интересуются.

              Такова нынешняя реальность.

              Почему детей могут забрать из вполне нормальных семей, но оставить в тех, где они подвергаются опасности, выясняла корреспондент «МК».

              Кому какое дело, сколько бананов у вас в холодильнике? Так наверняка думали родители трехмесячного Родиона Тонких из Краснодарского края, когда открывали двери своей квартиры социальным работникам. Ну потерял отец работу, ну не забита кухня едой до отказа — тяжелые времена у каждой семьи бывают.

              Однако мальчика и его трехлетнюю сестру у мамы с папой забрали. А вскоре грудничок Родион погиб в больнице, куда его поместили.

              Семья Виктории и Максима Тонких живет в небольшом поселке Верхний Боканский. Максим сам бывший детдомовец, Вике повезло больше — хотя тоже сирота, родители умерли, когда девочке было 13 лет, но воспитывал ее дед. Они женаты 5 лет, воспитывают двоих детей. Точнее, воспитывали.

              Когда глава семьи потерял работу, то Тонких взяли «под контроль» местные социальные службы. В квартиру стали регулярно приходить сотрудники. Проверяли, как живут, спрашивали, не устроился ли Максим на работу.

              — 6 августа к ним пришли с очередной проверкой, — рассказала «МК» старшая сестра Виктории Юлия Стефанец. — Вика в тот момент ушла за старшей дочкой Илоной в садик. За Родионом приглядывала ее подруга — крестная мальчика.

              Малыша забрали тут же, не дождавшись возвращения матери, мотив — ребенок находится без присмотра (наличие взрослой крестной не в счет). Вечером пришли и за Илоной.

              — Моей сестре объяснили, что детей забирают, потому что в холодильнике недостаточно еды, а в квартире не убрано. Илоночка рыдала, когда ее вырывали из рук матери. Ой, что там было — просто трагедия.

              Обоих малышей поместили в детскую городскую больницу села Мысхако г. Новороссийска. Мать к детям не пускали.

              — Вика все время приходила, просила хотя бы покормить Родиона, он же грудной. Но ее вообще не допускали внутрь. Все требовали справку от отца, что он устроился на работу. А еще справку, что Вика не беременна (у нее после родов животик остался), мол, куда вам в эту бедноту еще и третьего. А дома мы вместе все вымыли, холодильник наполнили. Не понимаю, почему к моей сестре придирались? Да, живут они небогато, но все необходимое есть. Мы им помогаем, как можем. Они не пьют, дети у них — такие бутузы, ухоженные, красивые. Ну а долг за квартиру. при чем тут дети?

              Что именно произошло с Родионом — они не знают. Но только 12 августа утром в квартире Тонких раздался телефонный звонок: следователь сообщил, что мальчик ночью умер.

              — Я с сестрой ездила в полицию за справкой о смерти. В ней написано «закрытая черепно-мозговая травма, отек мозга от прикосновения с тупым предметом с неопределенным намерением». Из показаний свидетелей мы узнали, что еще накануне в час ночи с мальчиком все было в порядке. Его покормили, а в три часа ночи, при следующем кормлении, Родиона нашли уже мертвым. Я попросила показать мне последние фото Родиона, Вика не могла на них смотреть. На фото было видно, что у него на щечке огромный синяк. Мы подали заявление в прокуратуру.

              14 августа семья (Виктория и Максим, Юля с мужем, двоюродная сестра и около 10 соседей) похоронили младенца. Сотрудников органов опеки на захоронении не было. После похорон и скандала на всю Россию трехлетнюю Илоночку родителям вернули.

              Увы, случай с Родионом Тонких не единственный, от всех прочих его отличает лишь трагический финал. Родительская общественность бьет тревогу: нелепых и неправомерных отобраний детей в этом году просто вал. Развязал руки соцработникам вступивший в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан».

              Ольга Леткова — руководитель Ассоциации родительских комитетов и сообществ, директор общественного центра правовых экспертиз и законопроектов — показывает мне документы 5-летней давности. Тогда в Госдуме лежал закон «О социальном патронате».

              — Тогда, пять лет назад, проанализировав преступный законопроект, мы нашли в нем огромное количество противоречащих как Конституции, так и здравому смыслу пунктов, — вздыхает Ольга. — Вот наша выдержка из тогдашнего письма президенту Медведеву: «Принуждение врачей и педагогов доносить на родителей, неконституционный сбор конфиденциальной информации о жизни семьи, вторжение чиновников в дела семьи и процесс воспитания. Все это может повлечь массовое изъятие детей из семей по бедности и по другим неоправданным основаниям». В 2010 году в результате возмущения родительской общественности ювеналка не прошла. Однако рано мы расслабились. Все эти страшные ювенальные нормы никуда не делись. Они вошли в текст федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан».

              Он принят еще в 2013-м, тихо и молча. А вступил в силу с 1 января 2015 года.

              — Что же написано в этом законе такого, что чиновники имеют право врываться в дома? — спрашиваю Ольгу.

              — Тут все очень хитро завуалировано. В самом законе нет даже таких слов — изъятие детей, не прописаны полномочия социальных служб. Все это спрятано в так называемых «регламентах межведомственного взаимодействия», составление и утверждение которых полностью отдано на откуп региональным чиновникам социальной сферы.

              Вот, например, Калининградская область, «Основные критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации»:

              — отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие у родителей работы, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);

              — смерть одного из родителей;

              — уход отца/матери из семьи, развод родителей;

              — постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями, иными законными представителями;

              — возвращение родителя (-ей) из мест лишения свободы;

              — совершение детьми преступления или административного правонарушения.

              Регламент также относит к детям в трудной жизненной ситуации детей, проживающих в малоимущих семьях, детей с отклонениями в поведении, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей — жертв насилия и многих других.

              — Из таких семей ребенок может быть изъят по заключению комиссии по делам несовершеннолетних, — объясняет Леткова. — Помещать детей в приют позволяет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Вот вам, пожалуйста, ювенальные нормы, никуда они не делись. В каждом регионе свои регламенты, но все они примерно похожи. В итоге сотрудники социальных служб без суда и следствия изымают детей за бедность, за антисанитарию, за редкое посещение врача, отсутствие ремонта в квартире и так далее. То есть они получили неограниченные полномочия для вмешательства в жизнь любой семьи.

              В августе в московском районе Южное Чертаново из семьи изъяли двух мальчиков. В документах органов опеки причинами значатся грязь и антисанитария в квартире, долг за услуги ЖКХ, а также наличие 20 кошек. Мама мальчиков, Елена Коробова, рассказала, что до сих пор никогда не сталкивалась с претензиями органов опеки. Но в один прекрасный день к ним в квартиру явились 14 человек и увезли сыновей в больницу. А потом передали их в детский дом. В считаные дни с помощью волонтеров мама сделала ремонт, навела порядок. Но детей все равно до сих пор не вернули. Видятся они только под присмотром сотрудников детского дома в выделенные часы.

              По этому поводу уполномоченный по правам детей Павел Астахов написал в своем Твиттере: «Навести порядок в квартире, вынести весь мусор и рухлядь, вычистить грязь и кошачьи экскрименты (в квартире более 20 кошек), вывести тараканов, клопов, пауков, отмыть пол, стены, окна от слоя грязи — это все ЭЛЕМЕНТАРНО и не требует денег. Это не от БЕДНОСТИ, а от ЛЕНИ и РАСПУЩЕННОСТИ. Бороться за детей НЕОБХОДИМО, но начинать борьбу надо С СЕБЯ» (орфография и пунктуация автора сохранены. — «МК»).

              Спору нет, грязь, тараканы и кошки в таком количестве — это, безусловно, плохо. И скорее всего да, свидетельствует о лени родителей. Но жизнь такова, что все родители не могут быть идеальными. Детей рожают и ленивые, и глупые, и безалаберные. Получается, у всех надо отбирать детей? Но ведь семья, пусть и далекая от совершенства, всегда лучше казенных стен — если, конечно, дети не подвергаются в ней опасности. Неужели нельзя найти другие способы работы с такими «неидеальными» родителями?

              А уж претензия, касающаяся долгов по ЖКХ, вообще повергает в глубокое изумление. Детей, получается, отобрали как имущество, за долги? «Наведите порядок, оплатите все счета — тогда и вернем».

              На сегодняшний день стандартные претензии к родителям, за которыми следует отобрание детей, таковы: отсутствие работы (и это при кризисной экономической ситуации!), недостаток продуктов в холодильнике, отсутствие ремонта в доме, отсутствие канализации и печное отопление, находятся без присмотра родителей (хотя на момент проверки они могли быть со старшими братьями и сестрами, со знакомыми или даже родной бабушкой) и т.д. По доносу «доброжелателей» — это называется анонимное обращение — органы опеки тоже любят работать. Поругались с соседями, не ладятся отношения с воспитателем в саду или учителем? Остерегайтесь!

              Доходит до абсурда. В поселке Мелентьевский Коношского района Архангельской области сироте, выпускнице Няндомского интерната Надежде Кузнецовой дали квартиру, которая оказалась в аварийном состоянии (за сироту же некому постоять), а когда у той через некоторое время родился ребенок, отобрали его по причине. ненадлежащих жилищных условий.

              Другой случай в той же Архангельской области закончился трагедией. Органы опеки забрали троих детей у разведенной матери, повара воинской части космодрома Плесецк Елены Сергановой, обосновав это в том числе претензиями к пьющему отцу, который с ними давно не живет. Трое детей, Кристина, Карина и Каролина, были доставлены в детский дом города Североонежск. Через некоторое время мать узнала, что ее старшая дочь, 15-летняя Кристина, повесилась. Девочка неоднократно убегала из детдома, но всякий раз ее возвращали обратно.

              А в Ростовской области многодетная мать покончила с собой после того, как органы опеки отобрали у нее троих детей. У Виктории была вполне благополучная семья, но после того как ее муж умер, а следом сгорел дом, она с тремя маленькими детьми и матерью оказалась в съемной квартире.

              Маленькому ребенку было всего четыре месяца, среднему — 3 годика. Как могла, Виктории помогала мать-пенсионерка, которая подрабатывала в доме инвалидов.

              Старший сын — 10-летний Максим — рос непослушным мальчиком и несколько раз убегал из дома. После этого семейство и попало под пристальное внимание органов опеки. Они постоянно упрекали вдову, что она живет на съемной квартире и в нищете.

              Регулярные разговоры с женщиной, по словам чиновников, не приносили никакого результата — плачевная ситуация с жильем и деньгами так и не решалась.

              После очередного побега Максима мать вызвала полицейских и сама пошла искать сына. Сразу после полиции приехали представители опеки.

              — Они сказали, что лишают Вику материнских прав, и забрали детей, — рассказывает мать-пенсионерка. — Я была дома, тут Максим вернулся. Сереженька спал, его забрали сонного. Весь дом перерыли, искали документы детей.

              Вика вернулась домой, но детей уже не было, у женщины случилась истерика, когда она узнала об этом.

              — Она ползала на коленях, рыдала в голос и кричала, что не сможет жить без своих малышей, — продолжает мать умершей.

              Решив, что больше не увидит детей, она повесилась на дереве.

              — Историй, подобных этим, у нашей родительской организации огромное количество, — вздыхает Леткова. — Не успеваем справляться. Не всегда удается найти деньги, чтобы помочь с этими ремонтами, чтобы нанять юриста (из Москвы в дальние регионы не налетаешься). Кроме того, родители отправили письмо президенту. Подписей под ним собрали больше 100 тысяч. Но жалобы на новый закон в администрации не поняли: «Ваше мнение о том, что ФЗ позволяет произвольно осуществлять отобрание детей у родителей, нельзя признать обоснованным», — написано в ответе.

              Кстати, насилие в отношении детей, с которым обязаны бороться социальные службы, — это совсем не то, что нормальные люди привыкли под этим понимать. По этому проводу уже подготовлен новый законопроект «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», согласно которому меры к родителям-насильникам будут применяться за очень многое: если не пустил ребенка в плохую компанию, запретил смотреть телевизор, играть на компьютере, не дал денег на карманные расходы и пр. Все это признается насилием — экономическим, физическим, моральным. Что будет, когда его примут, сложно даже представить.

              На фоне всех этих историй особенно дико выглядят случаи, подобные тому, что произошел в Нижнем Новгороде, где психически больной отец убил своих шестерых детей и беременную жену. Почему там, в семье шизофреника, который регулярно измывался над членами своей семьи, не работал и жил на пособия, детей не забрали? Внятного ответа органы опеки не дали, ссылаясь лишь на то, что психическое заболевание родителя не является поводом для отобрания детей. Такое свойство характера, как лень, — повод, а тяжелая душевная болезнь — нет.

              Еще один случай тоже никак не вяжется с повышенной заботой о детях. «МК» год назад писал о том, как мать-наркоманка Юлия Бертова отправляла свою 4-летнюю дочку просить милостыню у метро. О том, как истощенную 4-летнюю девочку с черными синяками под глазами держала за руку алкоголичка. Малышка еле говорила: «Ням-ням. Пожалуйста, ням-ням». О том, что мама малышки пьет практически со школьной скамьи, а в квартире, что на улице Белозерская, — настоящий притон окрестных наркоманов и алкоголиков.

              Несмотря на все это, ребенка из семьи не изымали. «Сейчас установка работать с семьей, а не отправлять детей в детский дом, — объяснили «МК» социальные работники. — Мы в курсе ситуации, мама исправляется и как может заботится о девочке. Мы за ней следим».

              А через полгода, в мае 2015-го, «МК» выяснил, что «в приюте умер двухмесячный сын Юлии Бертовой. С критически маленьким весом и диагнозом СПИД ребенок был отобран у мамы-наркоманки. Еще один ребенок (та самая девочка) также помещен в приют».

              Что произошло, нам рассказали соседи:

              — Юлия снова забеременела, но пьянки и гулянки продолжились с новой силой. Милиция на наши сигналы не реагировала, опека (куда мы тоже неоднократно жаловались) вообще устранилась. Так что печальный финал, увы, закономерен.

              Мы попытались найти объяснение всем этим странностям у уполномоченного по правам детей Павла Астахова. Увы — омбудсмен так и не смог прояснить ситуацию.

              — Какие все-таки основания являются законными для отобрания несовершеннолетнего у родителей? Что значит — «в квартире не убрано, в холодильнике нет еды?» Как эти понятия регламентируются законом?

              — Единственное основание для экстренного изъятия ребенка из семьи — угроза его жизни и здоровью. Плохой ремонт, недостаток еды, отсутствие уборки как таковые не могут служить поводом для отобрания детей. Сигналы, как правило, поступают от соседей. Часто о неблагополучии информируют врачи, которые видят побои у ребенка на теле, а также сотрудники образовательных организаций. Правонарушения родителей, их асоциальное поведение привлекает внимание соответствующих служб, и их ставят на учет как неблагополучных.

              — Так на основании чего органы опеки принимают решение об отобрании детей? Или это делается «на глазок»?

              — Конечно, в работе органов опеки и попечительства очень большую роль играет человеческий фактор. Их работа похожа на работу хирургов — от их решений зависит жизнь семьи. Мы всегда выступаем против введения тотального контроля государства над семьями с несовершеннолетними детьми под предлогом существования значительного числа нерадивых родителей и неблагополучных семей. Семье в кризисной ситуации необходимо вовремя оказать помощь, привлечь врачей, психологов. Вместе с тем несвоевременное реагирование органов системы профилактики способно привести к трагедии, как в Нижнем Новгороде, где отец зарезал 6 детей.

              Из слов Астахова следует, что подавляющее число случаев отобрания детей — незаконны. Почему же тогда никто не несет ответственности за нарушение закона?

              Самое удивительное, что официальная установка властей — бороться с социальным сиротством всеми силами. Уже с 1 сентября 2015 года все детские дома и приюты будут работать по новой схеме. А именно, в течение ограниченного промежутка времени они обязаны будут подыскивать для вновь поступивших сирот приемную семью. Получается такой детский трафик из одного дома в другой?

              Заголовок в газете: Как делают сирот
              Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26899 от 31 августа 2015 Тэги: ЖКХ, Суд, Дети Места: Россия

              Смотрите так же:  Договор продажи с физическим лицом. Договор покупки ип у физ лица

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *