Функции и полномочия Министерства юстиции Российской Федерации

На современном этапе развития Российского государства в системе правоохранительных органов Минюст России занимает особое место. В Положении о Минюсте России, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, по-прежнему декларируется основная цель данного правоохранительного органа: формирование и реализация государственной политики в сфере юстиции. Однако следует отметить, что в отличие от дореволюционного и даже советского периода, Минюст России не наделен исключительными полномочиями в этой сфере.

В соответствии с п. 1 указанного Положения на Минюст России возлагается осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отдельных областях: в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации и контролю некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Министр юстиции, в свою очередь, напрямую подчиняется Президенту РФ.

Построение органов юстиции несколько отличается от судебной системы РФ или системы органов прокуратуры РФ. С одной стороны, Минюст России как федеральный орган исполнительной власти помимо собственных подразделений включает две федеральные службы (ФСИН России и ФССП России), имеющих собственную трехзвенную подсистему. С другой стороны, органы юстиции (как таковые, без федеральных служб) тоже имеют трехзвенную систему. Высшим, первым звеном этой системы является Центральный аппарат Минюста России (Министр юстиции, семь заместителей, 12 департаментов, включая Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека, около 70 отделов), нижестоящим, вторым по отношению к нему, являются территориальные управления юстиции по субъектам РФ, и, наконец, третье звено образуют учреждения на местах, так или иначе подотчетные территориальным управлениям юстиции. В данную неоднородную группу учреждений при Минюсте России входят Государственная регистрационная палата, Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Российская правовая академия, судебно-экспертные учреждения, государственные юридические бюро. Следует отметить, что некоторые учреждения имеют двойное подчинение: например, органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) действуют при соответствующих муниципальных образованиях, но в то же время подотчетны руководителю территориального управления Минюста России.

Функции Минюста России не нашли четкого нормативно-правового закрепления, В вышеуказанном Положении о Минюсте России предусмотрены задачи, полномочия и права рассматриваемого органа. В частности, задачами органов юстиции являются:

  • – разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • – нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
  • – обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • – обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека;
  • – организация деятельности по госрегистрации некоммерческих организаций;
  • – осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
  • Анализ огромного перечня полномочий (на сегодняшний день – около 100), приведенных в Положении о Минюсте России, позволяет их систематизировать и классифицировать в соответствии с функциями (основными направлениями деятельности). Полагаем, можно выделить следующие функции-.

  • – аналитическая;
  • – исполнения судебных решений;
  • – контрольная;
  • – международного сотрудничества;
  • – научно-образовательная;
  • – нормотворческая;
  • – обеспечительная;
  • – регистрационная;
  • – экспертная;
  • – иные.
  • Аналитическая функция предполагает проведение Минюстом России мониторинга правоприменения с точки зрения реализации решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие, изменение или отмена нормативных правовых актов РФ, а также мониторинга применения нормативных правовых актов субъектов РФ.

    Кроме того, эта функция выражается в обобщении практики применения законодательства и проведении анализа реализации государственной политики в сфере юстиции, разработке на этой основе мер по совершенствованию своей деятельности, обобщении практики подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных и федеральных законов, методическом обеспечении их подготовки и т.д.

    Функция исполнения судебных (и иных) решений является одной из ключевых в деятельности Минюста России. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) неоднократно в своих решениях (Ваньян против России [1] и др.) указывал, что понятие «справедливое судебное разбирательство» охватывает не только собственно деятельность суда по рассмотрению и разрешению правовых споров, но и досудебную и постсудебную деятельность. Тем самым, ЕСПЧ подчеркивал, что ценность вынесения правильного судебного решения нивелируется его неисполнением. Поэтому и данное направление в работе Минюста России на современном этапе приобретает чрезвычайное значение. Реализация этой функции происходит по двум направлениям:

  • – исполнение наказаний но уголовным делам;
  • – исполнение иных решений судов и других государственных органов.
  • Значимость данного направления подчеркивается наличием в составе Минюста России двух федеральных служб: ФСИН России и ФССП России.

    Функция международного сотрудничества охватывает взаимодействие с иностранными государствами в сфере юстиции от имени Российской Федерации: Минюст России получает от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным или уголовным и другим делам. К исключительным полномочиям Минюста России относятся проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств и т.п.

    В рамках данной функции Минюст России представляет интересы Российской Федерации в ЕСПЧ. Именно заместитель Министра юстиции является Уполномоченным РФ при ЕСПЧ, существует специальное подразделение – Аппарат Уполномоченного – заместителя Министра, который осуществляет правовое и организационно-техническое обеспечение его как в ЕСПЧ (например, готовит необходимые документы с правовой аргументацией для обеспечения выступлений Уполномоченного в качестве представителя РФ при разбирательстве дел в ЕСПЧ и при рассмотрении вопросов об исполнении постановлений ЕСПЧ в Комитете министров Совета Европы), так и в российском правовом поле (например, осуществляет сбор, анализ и обобщение постановлений ЕСПЧ в целях изучения правовых последствий этих постановлений, вынесенных в отношении государств – членов Совета Европы, и подготовки с учетом практики ЕСПЧ и Комитета министров Совета Европы рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и правоприменительной практики).

    Контрольные полномочия органов юстиции занимают ключевое место в их деятельности, хотя и носят разноплановый характер. Условно их можно разделить на несколько блоков:

  • – «общий» контроль;
  • – контроль в сфере регистрации и деятельности некоммерческих организаций;
  • – контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами. Так, за три месяца 2013 г. в адвокатские палаты субъектов РФ территориальными органами Минюста России было направлено 33 представления о прекращении статуса адвоката. По результатам рассмотрения адвокатскими палатами указанных представлений, статус 11 адвокатов прекращен;
  • – контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  • – контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • – контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной
  • этики и установленных требований к качеству юридической помощи.

    Экспертная функция. На Минюст России и его учреждения возложено осуществление ряда полномочий, связанных с экспертной деятельностью. Данная функция реализуется посредством:

  • – проведения правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
  • – проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ при проведении их правовой экспертизы; осуществляет аккредитацию экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы;
  • – упорядочения государственной религиоведческой экспертизы;
  • – осуществления организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России.
  • Регистрационные полномочия органов юстиции носят разноплановый характер, но, вместе с тем, имеют очень важное значение в сфере правоохранительной деятельности. Так, государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ведение государственного реестра нормативных правовых актов, исключают использование в правоприменительной практике незаконных нормативных правовых актов Также эта функция реализуется путем регистрации некоммерческих организаций, государственной регистрации уставов муниципальных образований, государственной регистрации актов гражданского состояния.

    Органы юстиции ведут реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, политических партий и религиозных организаций, национально-культурных автономий, реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы, реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов субъектов РФ и адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ.

    Нормотворческая функция осуществляется Минюстом России по нескольким направлениям, наиболее значимыми из которых, на наш взгляд, являются систематизация законодательства РФ и подготовка Свода законов РФ, а также подготовка законопроектов для Президента РФ и Правительства РФ.

    Как уже отмечалось, отсутствие эффективной системы исполнения судебных решений влечет возникновение проблем не только в правовой сфере, но и в общесоциальном аспекте, поскольку способствует формированию в обществе правового нигилизма, неуважительного отношения к закону и суду, игнорированию своих гражданско-правовых, семейных, трудовых и иных обязанностей, установленных законом, развитию коррупции, поощрению противоправного и асоциального типа поведения.

    Исходя из этого, в результате административной реформы в Российской Федерации, был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – ФССП России, которая осуществляет следующие основные функции:

    • – принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
    • – обеспечение установленного порядка деятельности судов;
    • – предварительное расследование преступлений и производство по делам об административных правонарушениях.
    • Министерство юстиции Российской Федерации: функции и полномочия

      Минюст России в системе правоохранительных органов находится на особом месте. Президент России своим указом в 2004 году утвердил Положение о Минюсте России, где основной целью данного органа определено формирование и реализация государственной политики в сфере юстиции. В отличие от деятельности в советский период исключительных полномочий на данном этапе Минюст не имеет.

      Согласно Положению (п.1) функции Министерства юстиции России заключаются в следующем:

    • выработка и реализация государственной политики в сфере юстиции;
    • нормативно-правовое регулирование в отдельных областях.
    • Замечание 1

      Минюст осуществляет контроль в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации и контроля НКО, в том числе отделений организаций международного уровня и зарубежных некоммерческих неправительственных организаций, в сфере адвокатской и нотариальной деятельности, ЗАГСа, порядка деятельности судов и исполнения судебных актов, оказания юридической помощи на бесплатной основе, правового просвещения населения, политических партий и религиозных организаций.

      Руководит деятельностью Минюста глава государства, Министр юстиции напрямую подчиняется Президенту.

      Организационная система Минюста России

      Органы юстиции построены по-иному, чем судебные органы или органы прокуратуры. Минюст включает службы: Федеральную службу исполнения наказаний России и Федеральную службу судебных приставов России, выстроенные по системе из трех звеньев. В тоже время сами органы юстиции образуют трехзвенную систему. Первым звеном является Центральный аппарат Минюста России, включающий в себя Министра, 7 заместителей, 12 департаментов, около 70 отделов, сюда же входит аппарат уполномоченного РФ при ЕСПЧ. Вторым звеном являются субъектные территориальные управления юстиции. Третьим звеном являются местные учреждения, которые подчинены территориальным управлениям. Эта группа неоднородна и включает в себя разные учреждения: Государственную регистрационную палату, НЦПИ и пр. Некоторые учреждения имеют двойное подчинение. ЗАГС действует при муниципалитетах, но в то же время он подчинен территориальным управлениям.

      Федеральный орган Министерство юстиции, функции которого нашли отражение в главном документе Положении о Министерстве юстиции, занимается вопросами в области юстиции. Следует отметить, что функции не закреплены в нормативно-правовом плане. В Положении говорится о задачах, полномочиях и правах данного органа.

      Задачи органов юстиции

      1. Разработка общих стратегических направлений гос. политики в сфере юстиции.
      2. Издание нормативно-правовых документов в сфере юстиции.
      3. Защита прав и свобод граждан в пределах своих полномочий.
      4. Деятельность Уполномоченного РФ при ЕСПЧ.
      5. Государственная регистрация НКО.
      6. Контроль и надзор за адвокатской и нотариальной деятельностью

      Полномочия Министерства юстиции РФ очень широки, на сегодняшний день их около 100. Они классифицируются и систематизируются в соответствии с основными направлениями деятельности.

      Функции Минюста России

      При анализе полномочий Минюста можно выделить следующие функции:

    • анализа;
    • исполнения судебных решений;
    • контроля;
    • международного взаимодействия;
    • науки и образования;
    • нормотворчества;
    • обеспечения;
    • регистрации;
    • экспертной оценки.
    • Аналитическая функция заключается в осуществлении Минюстом мониторинговых мероприятий по применению права с точки зрения реализации решений Конституционного суда РФ и постановлений ЕСПЧ, где требуется принять, изменить или отменить НПА РФ. Орган юстиции также осуществляет мониторинговые мероприятия по применению НПА субъектов РФ.

      Минюст обобщает имеющуюся практику применения законов, анализирует ее, делает выводы о реализации гос. политики в сфере юстиции, разрабатывает меры по улучшению своей деятельности.

      Минюст обобщает практическую деятельность федеральных министерств в области подготовки проектов законов и обеспечивает методическую составляющую их подготовки.

      Функцию исполнения судебных решений можно назвать одной из основных. Справедливое судебное разбирательство по заключению ЕСПЧ вбирает в себя не только судебную деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении споров правового порядка, но и деятельность до и после суда. Этим ЕСПЧ подчеркивает, что ценность вынесения правильного решения суда зависит от его исполнения. Минюст осуществляет данную функцию в двух направлениях: исполнение наказаний по уголовным делам и исполнение других решений судов и иных гос. органов. О важности и значимости этого направления деятельности говорит существование в рамках Минюста России двух служб федерального уровня.

      ФСИН находится в ведомстве Минюста России, занимается осуществлением функций правоприменения, контролирующих и надзорных функций.

      Функции реализуются в отношении осужденных, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений лиц, подсудимых, находящихся под стражей. Орган обеспечивает их охрану и сопровождение под конвоем , контролирует поведение осужденных на условный срок и осужденных,с отсрочкой отбывания наказания, предоставленной судом..

      ФСИН создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных. В подчинение службы входят все места лишения свободы России.

      ФССП обеспечивает порядок по которому выстроена деятельность судов, осуществляет исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, осуществляет функцию правоприменения, контролирующую и надзорную функции в установленной сфере деятельности.

      Функция международного взаимодействия включает в себя сотрудничество с иностранными государствами в области юстиции от имени Российской Федерации. Минюст получает запросы о правовой помощи по различного рода делам. Занимается исполнением этих запросов, либо перенаправляет их в компетентные органы. Он также направляет соответствующие запросы в иностранные государства. Минюст России обладает исключительными полномочиями, он проставляет апостиль на бумагах официального характера, которые предназначены для вывоза за рубеж, удостоверяет подпись нотариуса и подлинность его печати, если бумаги легализуются для предоставления в компетентные органы иностранных государств и т.п.

      Именно эта функция делает возможным представление интересов РФ в ЕСПЧ. Заместитель Министра юстиции является Уполномоченным РФ при ЕСПЧ, при нем существует Аппарат Уполномоченного, занимающийся правовым и организационно-техническим обеспечением в ЕСПЧ и в российском правовом поле.

      Функция контроля носит разноплановый характер. Условно контролирующие полномочия Минюста можно разделить на несколько блоков: осуществление общего контроля, контроля в области регистрации и деятельности НКО, контроля за соблюдением законов адвокатским сообществом, контроля за исполнением своих обязанностей нотариусами, контроля в области деятельности ЗАГС, контроля за обеспечением правовой помощи на бесплатной основе.

      Функция экспертной оценки реализуется Минюстом в следующих мероприятиях:

    • проведения правовой экспертизы проектов НПА, которые вносятся на рассмотрение главы государства и Правительства РФ федеральными органами, органами субъектов РФ на предмет их соответствия конституционным нормам и законам;
    • проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ при проведении их правовой экспертизы;
    • упорядочения экспертизы, касающейся вопросов религии;
    • руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России.
    • Функция регистрации заключается в гос. регистрации НПА федеральных органов исполнительной власти, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающих правовую форму организаций, ведение гос. реестра НПА. Функция осуществляется путем регистрации НКО, государственной регистрации уставов муниципалитетов, гос. регистрации актов гражданского состояния.

      В реестры вносятся НКО, политические партии, организации религиозного направления, национально-культурные автономии. Существует перечень независимых экспертов, перечень нотариусов и нотариальных контор, адвокатов.

      Функция нормотворчества также реализуется по нескольким направлениям: систематизация законодательства РФ и подготовка Свода законов, подготовка законопроектов для Президента и Правительства РФ.

      Компетенция Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата

      В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере нотариата.

      Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

      1) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации в сфере нотариата;

      2) разрабатывает и представляет руководству Минюста России предложения по внесению Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов в сфере нотариата, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

      3) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России в сфере нотариата, в том числе:

      — порядок ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;

      — порядок и форму учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов;

      — инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов;

      — порядок проведения территориальными органами Министерства проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов;

      — порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность;

      — формы уведомления нотариусом залогодателя (должника) об исполнении обязательства, обеспеченного залогом;

      — порядок назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе.

      4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам нотариата, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России;

      5) участвует в осуществлении организационного и методического руководства деятельностью территориальных органов Минюста России и контроля за реализацией ими правоприменительных функций;

      6) участвует в проведении проверок деятельности территориальных органов Министерства в сфере нотариата, анализирует эту деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

      7) в рамках установленной компетенции проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;

      8) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

      9) организует работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;

      10) организует работу по наделению территориальными органами Минюста России на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

      11) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

      12) участвует в работе квалификационных комиссий по приему экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельности;

      13) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка:

      — определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

      — изменения территории деятельности нотариуса;

      — учреждения и ликвидации должности нотариуса;

      — допуска к квалификационному экзамену лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью;

      — проведения квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов;

      — передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу;

      — сложения полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность;

      — прохождения стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса;

      — замещения временно отсутствующего нотариуса;

      — обеспечения Федеральной нотариальной палатой подтверждения содержания нотариально удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

      — взаимодействия Федеральной нотариальной палаты и нотариуса при регистрации уведомления о залоге движимого имущества;

      — направления нотариусу в электронной форме заявления о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;

      — перечня тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене;

      — положения о квалификационной комиссии;

      — положения об апелляционной комиссии;

      — правил нотариального делопроизводства;

      — состава сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов;

      — требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата и порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата;

      — форм уведомлений о залоге движимого имущества, свидетельств о регистрации уведомления о залоге движимого имущества, выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;

      — формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядок их оформления, формы предоставления отчетности о функционировании реестров единой информационной системы нотариата.

      14) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельности;

      15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

      16) готовит аналитические, информационные, методические, справочные и иные материалы по вопросам нотариата;

      17) участвует в работе по защите интересов Министерства, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений;

      18) выдает выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен.

      Основные задачи и полномочия

      В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (в редакции от 29 марта 2020 года)

      Основными задачами Управления Минюста России

      по Омской области являются:

      1) обеспечение в пределах своих полномочий реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности;

      2) координация деятельности территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений Минюста России в рамках координационных советов при управлениях Минюста России (далее — подведомственные федеральные службы и учреждения соответственно);

      3) обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации;

      4) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

      5) осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;

      6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

      Управление Минюста России по Омской области

      осуществляет следующие полномочия:

      1) обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;

      2) обеспечивает в установленном порядке реализацию Минюстом России функции по координации выполнения подведомственными федеральными службами и учреждениями актов законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России, поручений Министра юстиции Российской Федерации;

      3) в установленном порядке разрабатывает и представляет в Минюст России предложения по внесению изменений в федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных федеральных служб, а также о подготовке проектов таких законов, актов и документов;

      4) в установленном порядке представляет в Минюст России предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минюста России, а также о принятии таких нормативных правовых актов;

      5) обеспечивает бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;

      6) осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджета;

      7) ведет документы первичного бухгалтерского учета, составляет статистическую отчетность по основным направлениям деятельности и представляет ее в установленном порядке в Минюст России;

      8) обеспечивает в пределах компетенции выполнение обязательств Минюста России, закрепленных в соглашении о взаимодействии между Минюстом России и органом государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации;

      9) участвует в пределах компетенции в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации;

      10) подготавливает обзоры нормотворчества субъекта (субъектов) Российской Федерации в соответствующей сфере правоотношений;

      11) информирует в установленном порядке Минюст России обо всех направлениях деятельности в пределах своей компетенции, включая законодательные инициативы органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, направляет в Главное управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее — Главное управление) запрашиваемые материалы и информацию;

      12) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

      13) ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке представление сведений, содержащихся в федеральном регистре;

      14) направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, письмо по вопросу представления акта для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации;

      15) направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, в случае выявления несоответствия данного акта Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством;

      16) проводит повторные экспертизы нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации по поручению Минюста России, Главного управления, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации или по собственной инициативе;

      17) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

      18) передает в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования копию экспертного заключения о несоответствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству;

      19) проводит в установленном порядке мониторинг применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      20) осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

      21) ведет государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке представление сведений из указанного реестра;

      22) направляет запрос в орган местного самоуправления о представлении уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы на государственную регистрацию;

      23) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации;

      24) направляет главе муниципального образования зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, выдает заверенные копии указанных документов;

      25) готовит обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации;

      26) оказывает органам государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации и местного самоуправления методическую помощь по вопросам совершенствования законодательства субъекта (субъектов) Российской Федерации, обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Российской Федерации законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также организации учета их нормативных правовых актов;

      27) ведет государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации;

      28) направляет в органы прокуратуры информацию о случаях непредставления главой муниципального образования либо лицом, исполняющим его обязанности, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на государственную регистрацию;

      29) осуществляет в установленном порядке реализацию прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий наследственных дел и документов к ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния;

      30) получает в установленном порядке запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполняет их либо направляет для исполнения в другие органы государственной власти, а также направляет в установленном порядке запросы о правовой помощи, рассматривает другие обращения в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации;

      31) проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу;

      32) принимает участие в согласовании Минюстом России кандидатуры для назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

      33) вносит в Минюст России предложения о подготовке представления о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;

      34) осуществляет полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

      35) контролирует осуществление полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния;

      36) осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

      37) принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Минюст России, в том числе за государственную регистрацию актов гражданского состояния, во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

      38) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации;

      39) выдает адвокатам субъекта Российской Федерации соответствующие удостоверения, а также документы, подтверждающие статус адвоката (в случае изменения ими членства в адвокатской палате);

      40) принимает участие в работе квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта Российской Федерации, в том числе по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката;

      41) вносит представление о прекращении статуса адвоката и представление о возбуждении дисциплинарного производства в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации;

      42) обращается в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в случае, если совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления представления не рассмотрел его;

      43) требует проведения внеочередного собрания (конференции) адвокатов и (или) вносит представление в Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в случае неисполнения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации требований федерального закона, решений Всероссийского съезда адвокатов или Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий совета, приостановлении полномочий президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации; осуществляет в пределах своей компетенции на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации иные функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

      44) направляет сведения, подтверждающие присвоение лицу статуса адвоката, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, и места его жительства в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица в установленный законодательством Российской Федерации срок;

      45) в установленном порядке открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъекте (субъектах) Российской Федерации;

      46) осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, профессиональных обязанностей;

      47) ведет учет сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов;

      48) ведет реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, а также осуществляет выдачу выписок из указанного реестра;

      49) объявляет конкурс и совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации образует конкурсную комиссию на замещение вакантной должности нотариуса;

      50) образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью;

      51) совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации организует прохождение стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса;

      52) осуществляет контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления;

      53) совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой;

      54) совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу;

      55) в установленном порядке принимает решение об изменении территории деятельности нотариуса по согласованию с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации;

      56) в установленном порядке представляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе;

      57) учреждает и ликвидирует должности нотариусов в субъекте Российской Федерации по согласованию с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации;

      58) направляет сведения, подтверждающие назначение лица на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, места его жительства, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица в установленный законодательством Российской Федерации срок;

      59) принимает меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, координирует деятельность участников этой системы и их взаимодействие;

      60) проводит мониторинг деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи, действующих на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

      61) обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;

      62) ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи, созданных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

      63) принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);

      64) выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);

      65) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

      66) осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;

      67) организует при государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем;

      68) направляет представителей для участия в мероприятиях, проводимых политическими партиями, общественными объединениями, религиозными организациями и иными некоммерческими организациями;

      69) ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации;

      70) ведет государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

      71) предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам по их письменным запросам информацию о зарегистрированных региональных отделениях и иных структурных подразделениях политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединениях и их структурных подразделениях, религиозных организациях и иных некоммерческих организациях, сведения о которых внесены Управлением в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций;

      72) представляет в Минюст России копии вступивших в законную силу решений судов Российской Федерации о признании материалов экстремистскими для ведения федерального списка экстремистских материалов, о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

      73) по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;

      74) обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица;

      75) организует работу по информированию населения о деятельности Минюста России, Управления в установленном Минюстом России порядке; во взаимодействии с органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации участвует в правовом просвещении граждан, взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности, ведет собственный Интернет-сайт;

      76) осуществляет кадровую работу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      77) организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

      78) участвует в организации и выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

      79) обеспечивает участие своих представителей в рассмотрении дел с участием Минюста России и (или) Управления в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;

      80) осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

      81) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по документационному обеспечению деятельности, а также комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Управления;

      82) участвует в проводимых Минюстом России проверках деятельности территориальных органов Минюста России;

      83) по поручению Министра юстиции Российской Федерации (заместителей Министра юстиции Российской Федерации) принимает участие в проверках деятельности подведомственных федеральных служб и учреждений, проводимых органами прокуратуры;

      84) обеспечивает участие своих представителей в аудиторских проверках территориальных органов Минюста России, проводимых структурными подразделениями Департамента организации и контроля Минюста России или Главного управления, на которые возложено осуществление внутреннего финансового аудита;

      85) осуществляет закупки для нужд Управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

      86) составляет проекты планов и обоснование потребности Управления в государственных капитальных вложениях, топливно-энергетических, материально-технических ресурсах, автотранспорте, организует работу по эффективному использованию материально-технических ресурсов и сохранности имущества, улучшению условий труда, материального и социально-бытового обеспечения гражданских служащих и работников;

      87) направляет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую органам государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом;

      88) направляет в установленном порядке высшим должностным лицам субъекта (субъектов) Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации) предложения, касающиеся вопросов совместной деятельности Управления и органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также информацию об основных направлениях и результатах своей деятельности;

      89) в рамках координации по согласованию с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, подведомственных федеральных служб и учреждений привлекает для выработки совместных решений и их реализации соответствующих специалистов, а также привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, возникающих в деятельности Управления, научные и иные организации, ученых, специалистов и экспертов;

      90) заключает с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, некоммерческими организациями и иными юридическими лицами, органами местного самоуправления соглашения о взаимодействии;

      91) привлекает руководителей (представителей) органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации и иных организаций к работе совещаний, рабочих комиссий, групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения;

      92) направляет уполномоченных представителей для участия в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъекта (субъектов) Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации), а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъекта (субъектов) Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации), коллегий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами;

      93) представляет в согласованном порядке в Главное управление сведения о результатах своей деятельности;

      94) вносит руководству Минюста России предложения, направленные на совершенствование работы деятельности территориальных органов подведомственных федеральных служб и учреждений, находящихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации;

      95) рассматривает запросы высших должностных лиц субъекта (субъектов) Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации) и информирует их о принятых решениях;

      96) в рамках координации запрашивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе территориальных органов подведомственных федеральных служб и учреждений), органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностных лиц, а также от политических партий, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций информационные, справочные и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

      97) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.

      Минюст России предлагает расширить полномочия прокуроров в арбитражном процессе

      belchonock / Depositphotos.com

      На данный момент прокурор участвует в арбитражном процессе по определенной категории дел, однако его полномочия на защиту интересов государства в оборонной отрасли не распространяются.

      Планируется наделить прокурора правом обращения в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных юридическими лицами и ИП при выполнении государственного оборонного заказа, и применении последствий их недействительности, а также о возмещении ущерба, причиненного государству в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

      По мнению авторов проекта закона, его принятие повысит эффективность судебной защиты имущественных прав государства при исполнении оборонных контрактов и обеспечить сохранность и целевое использование средств госбюджета. Публичные обсуждения соответствующего законопроекта «О внесении изменения в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» 1 , размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, закончатся 5 ноября.

      Напомним, сегодня в соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор может подать в арбитражный суд:

    • заявление об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов госвласти, в том числе субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • иск о признании недействительными сделок, совершенных органами госвласти, в том числе субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия РФ и ее субъектов, муниципальных образований;
    • иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами госвласти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, а также юрлицами, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, субъектов и муниципальных образований;
    • иск об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
    Смотрите так же:  Типовой договор на оказание услуг: условия, форма, образец. Договор по оказанию фотоуслуг

    1 С текстом законопроекта «О внесении изменения в статью 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/10-19/00096233).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *