Экспертиза поставленного товара своими силами

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Нужно ли проводить экспертизу товаров, работ, услуг при закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не свыше 100 тыс. руб. в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Если да, то в какой форме? Нужно ли проводить экспертизу при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не свыше 100 000 рублей в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» экспертиза может проводиться силами заказчика. В этом случае документом, подтверждающим проведение экспертизы, является документ о приемке товара (результатов выполненной работы, оказанной услуги), в частности, товарная накладная, акт сдачи-приемки и т.д.
При осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик не обязан проводить экспертизу результатов исполнения договора.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя, помимо прочего, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с этим федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее — контрагент) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного контрагента, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных п.п. 1-9, 14, 15, 17-23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п.п. 25, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47-48, 50-54 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, экспертизу результатов исполнения контракта заказчик обязан проводить в рамках любой закупки, осуществляемой в соответствии с Законом N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минфина России от 27.12.2017 N 24-02-07/87603). Но в ряде случаев, в том числе при закупке товаров, работ, услуг у единственного контрагента на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), экспертиза может проводиться силами самого заказчика, без привлечения экспертов или экспертных организаций.
Порядок проведения такой экспертизы силами заказчика законодательно не урегулирован. Контролирующие органы в своих разъяснениях отмечают, что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Таким документом может быть, например, акт сдачи-приемки, товарная накладная. При этом отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется (смотрите письма Минфина России от 06.02.2020 N 24-03-08/6839, от 31.08.2017 N 24-03-07/56034, письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 N Д28и-846, от 01.02.2017 N Д28и-439).
Таким образом, в качестве экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в рамках закупки у единственного контрагента на сумму не свыше 100 000 рублей может рассматриваться сам факт приемки заказчиком такого товара (результата работы, услуги). Документом, подтверждающим проведение экспертизы, в этом случае будет документ о приемке товара (результатов работы, услуги): товарная накладная, акт приема-передачи или иной документ в зависимости от особенностей объекта закупки.
При осуществлении заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» необходимость проводить в какой-либо форме экспертизу поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) законодательство не предусматривает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Экспертиза по Закону № 44?ФЗ. С помощью экспертов или своими силами?

После того как поставщик выполнил обязательства по контракту, заказчик осуществляет приемку и должен выполнить экспертизу результатов исполнения контракта. В материале читайте: в каких случаях экспертиза обязательна, кто должен ее проводить, и как оформить ее результат.

Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

В законе 44-ФЗ говорится, что заказчик должен провести экспертизу при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ — этап достаточно важный, так как от грамотно проведенной, с точки зрения закона, приемки, во многом зависит возможность защиты интересов заказчика, в том случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют условиям контракта.

Но не по всем контрактам нужно проводить экспертизу. Исключение — контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.

В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

Что проверяют эксперты при приемке?

На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:

  • сплошная — то есть, проверяется вся продукция
  • выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.
  • Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.

    Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.

    Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.

    Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.

    Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.

    Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме.

    Когда и как отказать в приемке

    Если при проведении экспертизы заказчик обнаружит, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

    Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме. В них указывается, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом (ч. 3 и 7 ст. 94 закона 44-ФЗ).

    Кроме того, рекомендуем отразить следующие сведения:

  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • подписи членов приемочной комиссии.
  • Также следует прописать требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, и сроки, в которые поставщик должен поставить в адрес заказчика требуемый товар. Все эти документы должны быть оформлены в сроки, установленные законом или контактом для принятия товара.

    Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки Госзаказ, дает рекомендации заказчикам, когда следует отказать в приемке товара. Смотрите отрывок от вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 2».

    В случае неисполнения поставщиком требований заказчика, последний имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

    Свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан разместить в ЕИС. В такой же срок заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении. Свое решение заказчик может направить любым из способов, где можно получить уведомление о получении документов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, телеграммой либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, с использованием иных средств связи и доставки.

    По истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта. Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.

    С помощью экспертов или своими силами?

    Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

  • закупка услуг экспертов, экспертных организаций
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.
  • Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.

    Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.

    Экспертиза силами экспертной организации

    Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).

    Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.

    Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки. Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.

    Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».

    Смотрите так же:  Жаловаться президенту становится небезопасно для граждан. Письмо правительству не жалоба

    Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:

    • образование,
    • стаж работы по специальности,
    • проведение определенного количества экспертиз,
    • знание законодательства в области промышленной безопасности.
    • Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:

    • договор с экспертной организацией,
    • во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
    • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
    • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
    • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.
    • Содержание контракта на экспертные услуги

      В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.

      В контракте рекомендуется указать:

    • обязательные условия для включения в контракт;
    • функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
    • условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
    • вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
    • срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
    • ответственность сторон;
    • утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
    • рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.
    • Экспертиза своими силами

      Внутренняя экспертиза или экспертиза своими силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.

      Законом № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.

      Есть много писем Минэкономразвития РФ, которые разъясняют порядок проведения внутренней экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477 следует, что заказчик не обязан иметь в штате экспертов по конкретным направлениям экспертизы.

      Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки

      Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.

      Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачи-приемки).

      В документе о приемке нужно указать, как проводили экспертизу — с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами, также указать результаты экспертизы. Обязательно должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которую утверждает руководитель. Если экспертиза проводилась своими силами, то документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

      Заказчик на основании проведенной экспертизы принимает решение о соответствии условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.

      Акт приемки товара должен содержать:

    • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
    • составленное на основании экспертизы заключение приемочной комиссии;
    • при несоответствии — указывается информация обо всех недостатках;
    • подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
    • документы и выводы экспертизы;
    • если исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.
    • По результатам проведения экспертизы эксперты оформляют заключение. Закон 44-ФЗ установил к заключению требования объективности, обоснованности и законности (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение должно быть подписано экспертом или руководителем экспертной организации.

      Порядок проведения экспертизы собственными силами

      Поэтапно самостоятельное проведение экспертизы выглядит следующим образом:

    • Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников в составе пяти или более компетентных специалистов. Обязательно нужно прописать существенные условия контракта: реквизиты, а также сроки его исполнения и этапность.
    • В течение сроков, указанных в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
    • По итогам работы, комиссия должна оформить документ о приемке. Например, акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.
    • При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик должен отказать в приемке товара до устранения нарушения поставщиком.
    • После подведения итогов экспертизы заказчик отражает в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
    • Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.
    • Ответственность для должностных лиц при приемке продукции

      При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов согласно частям 8,9,10 статьи 32 КоАП РФ:

      8. Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

      9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

      10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

      Срок давности привлечения к административной ответственности по данным пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.

      Статьи

      Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

      Согласно ч.3 ст.94 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

      Содержание:

      Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

      Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

      Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно. Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ. В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

      Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

      Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке. Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается. Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

      Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

      Как оформляется проведение экспертизы?

      Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

      Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

      Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

      Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана. В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы. При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

      Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2020 года должны быть определены Правительством РФ (ч.4.1. ст.94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

      Кто уполномочен проводить экспертизу?

      Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика. Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к. в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

      В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок. К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области. Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

      В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

      Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ). Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным. Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

      К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

      В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

      Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

      Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

      Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

      Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

      Ответственность экспертов

      Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

      На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются , т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями. «Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени. Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

      Порядок проведения экспертизы своими силами при исполнении контракта на оказание услуг ОСАГО

      Вопрос

      Как провести экспертизу своими силами при исполнении контракта на оказание услуг по организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)? По факту приемки Полисов страхования или после истечения срока действия полиса страхования (по истечении 1 года)?

      Ответ

      При осуществлении закупки заказчик вправе провести экспертизу своими силами. При проведении такой экспертизы проверьте, отвечает ли объект закупки условиям контракта. Для этого обратите внимание на качество и объем оказанных услуг.

      Договор № 1- контракт, который заключается по результатам осуществленной закупки в соответствии Закона № 44-ФЗ.

      Договор № 2 – договор, который страховщик и страхователь заключают на оказание услуг по страхованию (к примеру, полис ОСАГО).

      Сразу же хотелось бы отметить, что при заключении договора № 1 на оказание услуг по страхованию, указанная услуга будет оказываться не в рамках заключенного договора № 1, а в рамках договора № 2, которые страховщик и страхователь заключат. Т.е. заказчик, заключая договор № 1, покупает соответствующие услуги, результатом такой закупки является договор № 2, к примеру, договор обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (полис ОСАГО). В свою очередь, все отношения по договору № 2 (договора обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств) будут регулироваться на основании Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закона № 40-ФЗ), а не договором № 1, который был заключен в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

      Соответственно, экспертизу своими силами заказчику необходимо осуществить по факту приемки Полисов страхования.

      Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

      Как провести экспертизу и приемку результатов контракта

      Заказчик обязан провести приемку результатов контракта, а в рамках приемки – экспертизу. Если проведете приемку с нарушениями, заплатите штраф до 50 000 руб. Порядок приемки пропишите в контракте, а итоги обязательно документируйте. Расскажу, как провести приемку без ошибок и правильно оформить результаты контракта.

      Кто и как проводит приемку и экспертизу

      Кто и как проводит приемку и экспертизу по Закону № 44-ФЗ

      Экспертизу и приемку проводит заказчик. Контрагент в сроки по контракту предоставляет результаты исполнения обязательств и направляет заказчику документы для приемки. Заказчик вправе потребовать отчетные документы: журнал оказания услуг, отчет о проделанной работе, финансовый отчет. Комплект документов укажите в приложении к контракту – техзадании.

      Экспертизу проводитесвоими силамиилипривлекайтеэкспертов, экспертные организации. Обязательно привлеките экспертов, если заключаете контракт с едпоставщиком по пунктам 10–13,16,31,34,35,37–39,43 и 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой порядок следует из частей 2,3 и4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

      Внимание: если не проведете экспертизу, контрактный управляющий заплатит штраф в 20 000 руб. Наказание предусмотрено частью 8 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

      Для приемки своими силами создайте комиссию приказом руководителя. Порядок работы и функции комиссии пропишите в Положении о приемочной комиссии (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

      Заказчик может и не создавать приемочную комиссию, когда проводит экспертизу своими силами. Тогда проводить приемку могут, например, сотрудники контрактной службы или административно-хозяйственного отдела. Такие разъяснения приводит Минэкономразвития в письме от 22 мая 2015 года № Д28и-1464.

      Закон № 44-ФЗ не устанавливает требования к работникам заказчика, которые будут проводить экспертизу. Выберите сотрудников со специальными знаниями о предмете контракта. А чтобы комиссия объективно оценила результаты, не включайте в комиссию заинтересованных работников и близких родственников контрагента. Если обнаружили таких людей в составе комиссии, замените их. В комиссию включите не менее пяти человек.

      Совет: закрепите проведение экспертизы в должностных обязанностях членов приемочной комиссии.

      Чтобы привлечь экспертов, заключите контракт в рамках Закона № 44-ФЗ. Если расходы не превышают 100 000 руб., вы вправе заключить контракт с едпоставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Если стоимость услуг экспертов превышает 100 000 руб., проводите электронный аукцион или запрос котировок. Эксперт обязан письменно уведомить контрагента, что участвует в проверке. Об этом сказано в части 3 статьи 41 Закона № 44-ФЗ.

      Не привлекайте в качестве экспертов:

    • работников заказчика или поставщика, граждан с интересами в контракте;
    • родственников организаторов закупки или контрагента;
    • сотрудников организаций, в которых заказчик или контрагент имеют более 20 процентов доли;
    • граждан и организации, на которых заказчик или поставщик могут оказать влияние.
    • Ограничения предусмотрены в части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ.

      Специальных требований к экспертам в Законе № 44-ФЗ нет. Однако эксперты должны отвечать требованиям отраслевого законодательства в конкретной сфере закупок (ч. 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

      Пример: требования к экспертам при поставке оборудования

      Контрагент поставил и смонтировал оборудование для газораспределительной станции.

      Станция – опасный производственный объект согласно пункту 4 приложения № 2 к Закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ. Заказчик для приемки привлек экспертов, которые отвечают требованиям:

    • имеют высшее образование;
    • работали по специальности не менее 10 лет;
    • провели не менее 15 экспертиз промышленной безопасности;
    • знают законодательство в области промышленной безопасности.
    Смотрите так же:  ОТЧЕТНОСТЬ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (МФО): ФОРМЫ, ПОРЯДОК И СРОКИ СДАЧИ. Микрофинансовая организация отчетность 2020

    Требования к экспертам установлены в пункте 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности от 14 ноября 2013 года № 538.

    Ситуация: вправе ли комиссия принять товар, если присутствуют только три члена из пяти

    Нет, не вправе. Количество членов приемочной комиссии не должно быть менее пяти человек, и все они должны подписать документ о приемке. Вывод следует из частей 6 и 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: какие требования применять к экспертам, которые проверяют поставленные по контракту музыкальные инструменты

    Требования к экспертам установите самостоятельно в документации о закупке, извещении или проекте контракта. Это может быть высшее музыкальное образование, опыт экспертизы музыкальных инструментов, квалификация и другие требования.

    Ситуация: какие требования применять к экспертам, которые проверяют услуги по кредитованию

    Требования к экспертам установите самостоятельно в извещении, документации о закупке или проекте контракта. Например, опыт экспертизы предоставления кредитов, высшее образование в сфере «Финансы и кредит», квалификация.

    Ситуация: вправе ли заказчик принять часть работ до того, как заключит контракт

    Нет, не вправе. Не оплачивайте товары, работы или услуги до того, как заключили контракт. Включать в контракт положение, что условия контракта примените к отношениям сторон, которые возникли до заключения контракта, также нельзя. Такую позицию Минэкономразвития отразило в письме от 28 октября 2014 года № ОГ-Д28-8381.

    Ситуация: можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы

    Нет, нельзя. Провести и оплатить экспертизу обязан заказчик. Такой вывод следует из части 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

    Однако суды вправе обязать контрагента оплатить заказчику расходы на экспертизу, если подрядчик исполнил контракт некачественно. Такое решение, например, принял Арбитражный суд Ростовской области 16 февраля 2016 года по делу № А53-33400/2015.

    Ситуация: вправе ли заказчик провести экспертизу своими силами при одностороннем расторжении контракта

    Да, когда расторгаете контракт в одностороннем порядке, проведите экспертизу согласно положениям статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтвердил Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 17 марта 2015 года № А63-6507/2014.

    Ситуация: можно ли включить контрактного управляющего в комиссию по приемке

    Да, если проводите экспертизу своими силами. Если привлекаете эксперта и заключаете с ним контракт по Закону № 44-ФЗ, контрактный управляющий не может быть экспертом, так как работник заказчика проводить независимую экспертизу не вправе (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

    Ситуация: вправе ли заказчик оплатить товар и не принимать его, а оставить на ответственное хранение поставщику

    Нет, заказчик обязан принять поставленный товар согласно статье 94 Закона № 44-ФЗ и в порядке, который установил в контракте (ч. 13 ст. 34 и ч. 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

    Примите и оплатите товар на условиях из контракта. А после, когда контракт будет исполнен, заключите с поставщиком договор ответственного хранения.

    Ситуация: какой грозит штраф. Заказчик не привлек экспертов к приемке поставленных товаров

    Если заказчик не выполнит требование о привлечении экспертов или экспертных организаций к приемке товаров, то его оштрафуют. Размер штрафа составит 20 000 руб. Основание: часть 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, часть 8 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях.

    Что проверить во время экспертизы

    Что проверить заказчику во время экспертизы

    В ходе экспертизы проверьте, отвечает ли объект закупки условиям контракта. Для этого обратите внимание на качество и объем поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ. В частности, проверьте, что у объекта закупки:

  • отсутствует брак;
  • нет повреждений, в том числе у упаковки;
  • товарная партия однородна;
  • не истек срок годности;
  • есть необходимые сертификаты.
  • Учтите заключение экспертов, когда решаете, принять илинетрезультаты исполнения контракта. Такие требования установлены в частях3и 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: нужно ли провести экспертизу услуг специализированной организации

    Да, проведите экспертизу услуг специализированной организации, когда будете исполнять контракт. Заказчик обязан проводить экспертизу товаров, работ, услуг по всем контрактам. Исключений для услуг специализированной организации в пункте 1 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ нет. Экспертизу проведите своими силами или привлеките экспертов.

    Ситуация: нужно ли проводить экспертизу результатов исполнения контракта, который заключили в устной форме

    Да, нужно. Если заключили контракт в устной форме, проведите экспертизу его результатов. Результаты экспертизы отразите в акте сдачи-приемки. Вывод следует из части 15 статьи 34 и части 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: как принять товар, если экспертизу проведете только через несколько дней после поставки

    Примите товар в день поставки, в накладной сделайте пометку «Товар принят по количеству». Результаты экспертизы зафиксируйте актом в день, когда получите ее итоги. Так выполните условия контракта и не окажетесь в ситуации, когда предъявить претензии за брак уже нельзя (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

    Когда и как отказать в приемке

    В каких случаях и как отказать в приемке товара

    Не принимайте товар, если обнаружите недостатки во время экспертизы. Например, поставщик привез разбитые или испорченные товары, истек срок годности продуктов питания, исполнитель оказал услугу не в полном объеме или некачественно.

    Внимание: если примете товары, работы или услуги, которые не отвечают условиям контракта, работник контрактной службы заплатит штраф от 20 000 до 50 000 руб. Наказание предусмотрено частью 10 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Не подписывайте документы о приемке. Направьте поставщику письменный отказ, к которому приложите протокол разногласий или акт по форме 0504220. Укажите, какие именно недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности выявили. Сделайте это в порядке и в сроки, которые установили в контракте. Такие правила описаны в части 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

    Заказчик вправе разорвать контракт, если подрядчик не выполнил условия контракта. Соблюдайте процедуру:

  • Примите решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке и в течение трех рабочих дней после этого опубликуйте в ЕИС. В этот же срок направьте решение поставщику по почте заказным письмом, а также телеграммой или на email.
  • Дайте поставщику 10 календарных дней на то, чтобы исправить недочеты. Срок отсчитывайте с даты, когда получите подтверждение, что контрагент получил уведомление. Если предупредить поставщика не получится, то отсчитайте 30 дней с даты, когда опубликовали решение расторгнуть контракт.
  • Если контрагент за 10 календарных дней устранит недостатки, отмените решение о расторжении контракта. Если не устранит, контракт расторгнут. После того как решение об отказе исполнять контракт вступило в силу, не принимайте продукцию – в данном случае обязательства сторон прекратились (ч. 2 ст. 453 ГК РФ).
  • Порядок расторжения контракта описан в частях 11–14 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Подробнее о том, как расторгнуть контракт, читайте в рекомендации.

    Пример: заказчик разрывает контракт из-за некачественного товара

    Индивидуальный предприниматель 6 июля 2017 года привез на склад заказчика продукты питания, которые поставил по контракту. В ходе приемки директор по снабжению организации-заказчика установил, что срок годности продуктов истек. В этот же день заказчик решил разорвать контракт. 11 июля контрактный управляющий опубликовал решение в ЕИС, отправил заказное письмо контрагенту и предупредил по email. 12 июля предприниматель позвонил и сообщил, что получил уведомление и готов поставить качественные продукты.

    Отсчитывать 10-дневный срок заказчик начал с 13-го числа, следовательно, поставить товар контрагент должен до 22 июля. Но так как в 2017 году 22 июля выпало на выходной, заказчик продлил срок до 24-го числа. При расчете сроков контрактный управляющий использовал правила статей 191 и 193 Гражданского кодекса.

    Смотрите так же:  Рассчитать страховку осаго онлайн уралсиб. Посчитать страховку осаго уралсиб

    Предприниматель привез товары 20 июля, директор по снабжению принял продукты. Заказчик отменил решение об одностороннем расторжении контракта.

    Как оформить результаты экспертизы и приемки

    Как заказчику оформить результаты экспертизы и приемки

    Эксперты оформляют результаты проверки заключением. Документ должен отвечать правилам, которые прописаны в Законе № 44-ФЗ:

  • заключение подписывает эксперт, уполномоченный представитель экспертной организации;
  • эксперты обосновывают заключение;
  • экспертное заключение должно отвечать законодательству России;
  • эксперты вправе включить в заключение предложения о том, как и в какие сроки устранить недочеты.
  • Требования к результатам экспертизы перечислены в части 5 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

    Приемку оформите актом сдачи-приемки или другим документом. Чтобы избежать спорных ситуаций, пропишите в контракте порядок приемки и документы, на основании которых будете принимать товары, работы, услуги. Подписывайте акт приемки, если эксперты не нашли нарушений.

    Если проводили экспертизу своими силами, акт сдачи-приемки и заключение экспертизы можно оформить одним документом. Однако Закон № 44-ФЗ не запрещает в этом случае составить два отдельных документа. Принять результаты контракта можно:

  • товарной накладной;
  • актом о приемке товаров;
  • актом выполненных работ;
  • актом оказанной услуги.
  • В документе о приемке укажите, как проводили экспертизу – с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами. Уточните результаты экспертизы. Каждый из членов приемочной комиссии подписывает документ, который утверждает руководитель. Если комиссию не создавали, то акт приемки подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

    По итогам приемки составьте и опубликуйте в ЕИС отчет согласно части 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Отчет формируйте на основании документов о приемке и оплате по контракту. Если провели приемку, но с контрагентом не рассчитались, отчет не публикуйте. Такой вывод следует из пункта 3 Положения из постановления Правительства от 28 ноября 2013 года № 1093.

    Ситуация: каким документом принять результаты по договору аренды нежилого помещения

    Аренда нежилого помещения – это услуга, поэтому оформите приемку актом оказанных услуг.

    Ситуация: как проводить экспертизу, если исполнитель оказывает услуги в течение года, а заказчик платит ежемесячно

    В этом случае проводите экспертизу каждый месяц. По итогам приемки и оплаты составляйте отчет об исполнении контракта. Такое разъяснение дало Минэкономразвития в письме от 21 января 2016 года № Д28и-92.

    Ситуация: как организовать приемку ремонтных работ

    Чтобы провести приемку ремонтных работ, используйте пошаговый алгоритм:

  • Создайте рабочую группу по ремонту.
  • Привлеките членов рабочей группы к приемке.
  • Сделайте контрольные обмеры и оформите необходимые акты.
  • Проведите приемку с подписанием акта выполненных работ по форме КС-2.
  • Оплатите выполненные работы на основании счета, счета-фактуры, КС-2, КС-3.
  • Подробнее о том, как провести приемку ремонтных работ, читайте в пошаговой инструкции.

    Ситуация: как провести экспертизу поставки ГСМ по контракту

    Проведите экспертизу своими силами или привлеките экспертов. Экспертами могут быть испытательные лаборатории, которые вправе проверять нефтепродукты. Если проводите экспертизу сами, проверьте, отвечает ли паспорт продукции необходимым требованиям.

    У каждой партии топлива должен быть паспорт. Об этом сказано в пункте 4.13 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011, который утвердила Комиссия Таможенного союза решением от 18 октября 2011 года № 826.

    Паспорт должен содержать:

  • название и марку топлива;
  • название изготовителя или уполномоченного изготовителем лица, либо импортера, продавца, их местонахождение с указанием страны;
  • наименование документа, который устанавливает требования к топливу данной марки (при наличии);
  • нормативные значения и фактические результаты испытаний, которые подтверждают соответствие топлива данной марки требованиям технического регламента ТС;
  • дату выдачи и номер паспорта;
  • подпись сотрудника, который оформил паспорт;
  • сведения о декларации соответствия;
  • сведения о наличии присадок в топливе.
  • Ситуация: как принять объект недвижимости по контракту, который заключили в результате аукциона

    Проведите экспертизу своими силами или привлеките эксперта, экспертную организацию. Если не нашли нарушений, подпишите передаточный акт или другой документ о передаче. Но сделайте это после того, как поставщик отдаст вам свидетельство о регистрации права собственности на недвижимое имущество. Только тогда сможете распоряжаться имуществом. Такие выводы следуют из части 1 статьи 551 и части 1 статьи 556 Гражданского кодекса.

    Ситуация: можно ли считать строительный контроль экспертизой результатов контракта

    Приравнивать строительный контроль к экспертизе результатов контракта нельзя.

    Строительный контроль проводят:

  • подрядчики;
  • застройщики;
  • заказчики;
  • организации, которые готовят проектную документацию, по договору с заказчиком.
  • Об этом сказано в пункте 3 Положения из постановления Правительства от 21 июня 2010 года № 468.

    Эксперты, которых заказчики привлекают для экспертизы в ходе приемки, должны отвечать требования статьи 41 Закона № 44-ФЗ. С ними заказчики заключают договор. Однако договор с проектной организацией и договор с экспертом согласно пункту 15 статьи 3 Закона № 44-ФЗ – это договоры на разные услуги.

    Проведение экспертизы силами заказчика

    Можно ли считать, что приемка товара и составленный в ходе нее документ о приемке и является проведенной силами заказчиком экспертизой или следует отделять одно от другого и составлять два отдельных документа?

    В соответствии с ч. 1ст. 94Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:

  • приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии сЗакономо контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • взаимодействие заказчика с поставщиком при изменении, расторжении контракта в соответствии сост. 95Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком или заказчиком условий контракта.
  • Согласно ч. 3ст. 94Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии сЗакономо контрактной системе.

    В соответствии с ч. 4ст. 94Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика, за исключением случаев:

    1. предусмотренных пп. 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пп. 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 42, 44, 45, 46 ч. 1ст. 93Закона о контрактной системе;
    2. осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
    3. если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ.
    4. Согласно ч. 6ст. 94Закона о контрактной системе по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

      Вместе с тем, согласно ч. 1ст. 41Закона о контрактной системе заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренныхЗакономо контрактной системе.

      В соответствии с ч. 2ст. 41Закона о контрактной системе к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, не могут быть допущены:

    5. Физические лица:
      • являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
      • имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
      • являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
      • Юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц; Физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

        Кроме того, согласно ч. 7ст. 94Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

        Таким образом, в случае, если заказчиком проводится экспертиза своими силами (без привлечения экспертов), то по результатам такой экспертизы оформляется документ о приемке (акт сдачи-приемки), который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае проведения экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

        При этом, акт сдачи-приемки и заключение по результатам экспертизы, проводимой своими силами заказчиком могут быть оформлены одним документом.

        Письмо Минэкономразвития России от 30.01.2017 № Д28и-943

        «…В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

        Согласно части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

        В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона № 44-ФЗ.

        В соответствии с подпунктом «а» пункта 42 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2020 и 2020 годов» получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг вправе предусматривать авансовые платежи до 100 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, в том числе по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

        Таким образом, заказчик вправе установить в проекте контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств авансовый платеж в размере до 100 процентов от цены контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств.

        При этом предметом закупки, по контракту на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является получение страхового полиса. …»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *