Личный кабинет налогоплательщика

Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» позволяет налогоплательщику:

  • получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом;
  • контролировать состояние расчетов с бюджетом;
  • получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;
  • оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи через банки – партнеры ФНС России * ;
  • скачивать программы для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц по форме № 3-НДФЛ, заполнять декларацию по форме № 3-НДФЛ в режиме онлайн, направлять в налоговую инспекцию декларацию по форме № 3-НДФЛ в электронном виде, подписанную электронной подписью налогоплательщика;
  • отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций по форме № 3-НДФЛ;
  • обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.
  • Доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» осуществляется одним из трех способов:

      С помощью логина и пароля, указанных в регистрационной карте. Получить регистрационную карту вы можете лично в любой * инспекции ФНС России, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. Получение доступа к сервису для лиц, не достигших 14 лет, осуществляется законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами) при условии предъявления свидетельства о рождении (иного документа, подтверждающего полномочия) и документа, удостоверяющего личность представителя.

    Если логин и пароль были Вами получены ранее, но Вы их утратили, следует обратиться в любую * инспекцию ФНС России с документом, удостоверяющим личность.

    С помощью квалифицированной электронной подписи. Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи должен быть выдан Удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи России и может храниться на любом носителе: жестком диске, USB-ключе или смарт-карте. При этом требуется использование специального программного обеспечения-криптопровайдера: CryptoPro CSP версии 3.6 и выше.

  • С помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) – реквизитов доступа, используемых для авторизации на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Внимание! Авторизация возможна только для пользователей, идентификация которых осуществлялась путем личного обращения в одно из мест присутствия операторов ЕСИА
  • При наличии вопросов по работе сервиса Вы можете воспользоваться режимом «Вопрос-ответ».

    Вв налог точка ру

    Сервис позволяет получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей; контролировать состояние расчетов с бюджетом; составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение платежа, заявления о зачете/возврате переплаты; получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, акты сверки.

    Сервис позволяет проявить должную осмотрительность при выборе контрагента (поставщика, подрядчика), предоставляет сведения о государственной регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, позволяет осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц. Содержит информацию об адресах массовой регистрации; сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке, сведения о ЮЛ, отсутствующих по своему юридическому адресу.

    Дополнительно можно воспользоваться

    Сервис позволяет по заданному адресу узнать номер, адрес и реквизиты налоговой инспекции.

    Сервис предоставляет возможность бесплатно получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

    Сервис представляет собой пошаговую инструкцию для начинающих предпринимателей: выбор формы регистрации и режима налогообложения, осуществление государственной регистрации, правила применения контрольно-кассовой техники, информация о процедуре проведения налоговых проверок.

    Вы можете вернуть налоги, если:

    Личный консультант заполнит за вас
    декларацию за 3% от суммы вычета

    Бесплатно для владельцев пакета услуг Сбербанк Первый 2 , Sberbank Private Banking или при наличии договора страхования «Билет в будущее» или со скидкой 30% при наличии пакета Золотой или Зарплатный. 3

    Сервис предоставляет партнер банка ООО «НДФЛКА.РУ» . Клиенты Сбербанка получают скидку не менее 10% на услуги компании. Услуги предполагают помощь в оформлении документов, которые дают право на получение налоговых вычетов.

    Как это работает

    Знакомитесь с консультантом

    После заказа вам позвонит личный консультант.
    Он расскажет, какие документы нужны для возврата налогов

    Загружаете документы

    Фотографируете документы и загружаете их по защищенному каналу связи своему личному консультанту

    Готовим декларацию

    Пока вы отдыхаете или занимаетесь своими делами, Ваш личный консультант составляет декларацию

    Сдаете декларацию

    Сдаете декларацию онлайн через личный кабинет ФНС или относите в налоговую. Свои деньги вы можете получить на карту Сбербанка

    Услуги для Трейдеров

    «Трейдер» 10 000 р.*

  • Расчет НДФЛ к уплате
  • Зачет убытков
    прошлых лет
  • Сальдирование результатов у разных брокеров
  • Брокерские операции на зарубежных рынках (до 50 операций)
  • Наши налоговые эксперты
    подготовят за Вас декларацию
    по форме 3-НДФЛ и Вы сможете
    подать ее в ФНС не выходя из дома

    Если количество сделок на зарубежных рынках свыше 50, то стоимость услуг составляет 30 000 рублей. Налоговый консультант переводит каждую сделку по курсу рубля и рассчитывает финансовый результат. После формирует налоговую декларацию.

    1. Услуги оказывает партнер ПАО Сбербанк — компания ООО «НДФЛКА.РУ» . Услуги предполагают оказание помощи в подготовке и оформлении документов, которые дают право на получение налоговых вычетов. Клиенты Сбербанка имеют возможность на получение скидки на обозначенные услуги компании. ООО «НДФЛКА.РУ» и ПАО Сбербанк не гарантируют получение налогового вычета, т.к. решение о выплате налогового вычета и его размере принимает Федеральная налоговая служба РФ. ООО «НДФЛКА.РУ» , ОГРН : 1122310003166, юридический адрес: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, 74, телефон 8(800)3503197, электронная почта: [email protected]

    2. Воспользоваться услугой на льготных условиях можно 1 раз в год. Для ее получения у вас должна быть активная дебетовая карта, выпускаемая в рамках пакетов услуг: «Сбербанк Первый» (World MasterCard Elite или Visa Infinite), «Сбербанк Премьер» (Visa Platinum или World MasterCard Black Edition), «Sberbank Private Banking» (World MasterCard Elite, Visa Infinite или Visa Infinite Privilege). По вашей карте будет авторизован и возвращен 1 рубль для идентификации в системе. В рамках сервиса Сбербанк не передаёт персональные данные клиента.

    3. Воспользоваться услугой на льготных условиях можно 1 раз в год. Для ее получения у вас должна быть активная дебетовая карта пакетов услуг: «Золотой» (Visa Gold «Золотой») или «Зарплатный+» (зарплатная World MasterCard «Золотой» и/или Visa Gold «Золотой») для идентификации в системе. В рамках оказываемого сервиса ПАО Сбербанк не передаёт персональные данные клиента.

    4. Срок подачи справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера — до 1 апреля.

    5. Воспользоваться услугой на льготных условиях можно 1 раз в год. Для ее получения у вас должна быть активная дебетовая зарплатная карта (МИР Золотая или МИР Классическая) и оформлен пакет услуг «Зарплатный» для идентификации в системе. В рамках оказываемого сервиса ПАО Сбербанк не передаёт персональные данные клиента.

    Бизнес

    Экономполитика

    Зима близко: после 2 декабря россиянам грозят штрафы и пени

    Не забудьте: 2 декабря заканчивается срок уплаты имущественных налогов

    2 декабря заканчивается срок уплаты имущественных налогов за 2020 год: земельного, транспортного и на имущество. В этом году многие россияне получили уведомление о долге перед государством в электронном виде — через личный кабинет. Но не все перечислят налоги своевременно. Не привыкли платить, а пени за неуплату мизерные, говорят эксперты.

    «2 декабря — срок уплаты имущественных налогов за 2020 год: земельного, транспортного и налога на имущество», — такое сообщение получили на днях те россияне, которые имеют личный кабинет на портале госуслуг.

    До этой даты нужно выплатить суммы, указанные в налоговом уведомлении.

    Как уточнили «Газете.Ru» в Федеральной налоговой службе, такие уведомления рассылаются уже не первый год, активно — с 2015 года. Но если личного кабинета нет, то уведомление приходят по-старинке – в конверте.

    Смотрите так же:  Зачем нужно страхование предмета залога по ипотечному кредиту. Не страховать залог по ипотеке

    По почте в 2020 году направлено 52,7 миллиона налоговых уведомлений. Это 76% от общего количества документов. В электронном виде уведомления были направлены 16,5 млн налогоплательщикм.

    Если до владельцы собственности не получили документов ни в бумажной, ни в электронной форме, ФНС рекомендует обратиться в налоговый орган.

    «Если гражданин не получил налоговое уведомление до 1 ноября, есть смысл обратиться в ФНС. Затаиться и ждать — плохая стратегия», — рекомендовала в одном из интервью замруководителя ФНС Светлана Бондарчук.

    Электронная форма рассылки уведомлений более эффективна с точки зрения собираемости налогов, считает Давид Капианидзе, партнер юридической компании BMS Law Firm.

    «Когда имущественные налоги оплачивались по письменным уведомлениям, которые поступали от ФНС заказным письмом по адресу регистрации налогоплательщика, зачастую они не доходили до адресата и взыскать налог своевременно было почти невозможно», — поясняет эксперт.

    Но обязанность по оплате уже не зависит от получения или неполучения письменного уведомления от ФНС, уточняет Капианидзе.

    Две важных новации этого года: земельный налог в этом году впервые рассчитали с учетом ограничивающего коэффициента: рост не больше 10% по сравнению с предыдущим годом, а угнанные транспортные средства не облагаются налогом, пока их не вернут владельцу.

    Пени, штрафы, суд

    Неуплата или несвоевременная уплата налогов влечет начисление пеней и штрафов. Их могут взыскать через суд. Так, задолженность могут погасить за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке.

    Пени рассчитываются по специальной формуле. Она раскрывается в статье 75 Налогового кодекса РФ. Размер не уплаченной в срок суммы налога умножается на количество дней просрочки и на 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.

    При неуплате налога в срок инспекция направит требование погасить недоимку. Если и это не поможет, ждите штрафа. Он составляет 20% от неуплаченной суммы налога.

    Если же инспекция докажет, что налог вы не уплатили умышленно, то сумма штрафа увеличится до 40%.

    Привлечь вас к ответственности налоговый орган вправе в течение трех лет с начала календарного года, следующего за тем, в котором налог следовало уплатить.

    В прошлом году глава ФНС Михаил Мишустин отчитался о поступлении в бюджет имущественных налогов на 1,4 трлн руб.

    В этом году среднестатистический россиянин заплатит такой налог за собственный дом в размере 1 279 рублей. А владелец квартиры – 1319 руб., подсчитала компания «Финэкспертиза».

    Налог на среднестатистический земельный участок под индивидуальное жилищное строительство составит 1 406 руб, а садовод заплатит в два раза меньшую сумму — 644 руб.

    Разумеется, эти средние для страны цифры сильно различаются в зависимости от региона, отмечают в «Финэкспертизе».

    «В целом по стране после большого рывка, связанного с переходом на исчисление налогов на имущество и землю по кадастровой стоимости, рост фискальной нагрузки замедляется. Однако анализ данных по средним размерам по разным объектам показывает, что и в этом году граждане отдельных регионов могут столкнуться с неприятным явлением – налоговые платежи у них по сравнению с прошлым годом резко вырастут», — говорят эксперты.

    Так, на 29% больше, чем в прошлом году, заплатит владелец дома в Карелии, а расходы собственника квартиры (комнаты) в Орловской области на оплату имущественного налога возрастут в 1,5 раза. При общей отрицательной динамике земельного налога почти в два раза увеличатся сборы за землю с садоводов в Еврейской автономной области и с владельцев участка под индивидуальное строительство в Республике Коми.

    «Ответственность за неуплату налогов в России незначительна и «провоцирует» граждан держать деньги в семейном или личном обороте до последнего. Считаю, именно это является причиной неуплаты или задержек по налогам», — заключает Давид Капианидзе.

    «Должная осмотрительность» при выборе контрагента. Что изменилось с появлением в НК РФ в 2017 году ст. 54.1?

    Ведущий юрист ООО «Сибирская Юридическая Компания»

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Понятие «должной осмотрительности» введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53). Несмотря на то, что четкого понятия «должной осмотрительности» не содержит ни указанное постановление, ни какой-либо другой источник права, «должная осмотрительность» активно использовалась налоговыми органами и судами в случаях, когда речь шла об обоснованности вычета по НДС и включении расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль.

    В Постановлении № 53 проявление «должной осмотрительности» рассматривается как один из критериев отсутствия получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

    На практике под проявлением «должной осмотрительности и осторожности» понимается использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.

    Быстро оценить благонадежность контрагента, проанализировать перспективы сотрудничества и свести к минимуму финансовые, налоговые и репутационные риски поможет «Экспресс проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ.

    В августе 2017 года была введена в действие ст. 54.1 Налогового кодекса, в определенной степени изменившая подход к методам проверки и оценки добросовестности налогоплательщика.

    При этом в рекомендациях ФНС России по применению ст. 54.1 НК РФ было указано, что новая статья не кодифицирует правила, сформулированные правоприменительной практикой, в частности, содержащиеся в Постановлении № 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами с учетом основных аспектов сформированной до этого судебной практики (письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/[email protected]).

    ФНС России рядом писем по разъяснению применения ст. 54.1 НК РФ указала налоговым органам и налогоплательщикам на то, что:

  • в ст. 54.1 НК РФ перечислены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением и определены условия, которые должны быть им соблюдены для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам;
  • формальные претензии к контрагентам при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения контрагентом сделок, не являются самостоятельным основанием для отказа в учете расходов и в налоговых вычетах по сделкам;
  • ст. 54.1 НК РФ не содержит понятие «непроявление должной осмотрительности»;
  • ст. 54.1 НК РФ не предусматривает для налогоплательщика негативные последствия за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев;
  • при проведении налоговых проверок после введения ст. 54.1 НК РФ не должны применяться понятия, отраженные в Постановлении № 53, включая понятие «должной осмотрительности», «недобросовестности налогоплательщика»;
  • при проведении налоговых проверок после введения ст. 54.1 НК РФ налоговые органы должны правильно квалифицировать выявленные обстоятельства, ссылаясь на конкретный пункт указанной статьи (письмо ФНС России от 16 августа 2017 г. № СА-4-7/[email protected], письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/[email protected]). После появления таких разъяснений у отдельных налогоплательщиков закономерно возник вопрос: «А стоит ли теперь так тщательно проверять и оценивать контрагента в целях исключения рисков негативных налоговых последствий при изменившемся подходе, касающемся оценки добросовестности налогоплательщика?»
  • Отметим, что судебная практика за истекший календарный год со дня введения в действие ст. 54.1 НК РФ практически не дает ответа на этот вопрос, поскольку основной массив налоговых споров по проанализированной практике касается налоговых проверок, проводимых (камеральных) или назначенных (выездных) до августа 2017 года. По таким спорам суды продолжают руководствоваться положениями и понятиями, содержащимися в Постановлении № 53.

    Однако ответ на указанный вопрос можно усмотреть из разъяснений ФНС России по отдельным обращениям налогоплательщиков (письмо ФНС России от 28 декабря 2017 г. № ЕД-4-2/26807, письмо ФНС России от 18 мая 2020 г. № ЕД-4-2/[email protected]). Так, при ответе на вопросы об оценке добросовестности налогоплательщика при проведении налоговых проверок, налоговая служба кроме очередных разъяснений о том, что ранее введенные в практику понятия «должной осмотрительности» и «недобросовестности налогоплательщика» при проведении после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ налоговых проверок не применяются, все же со ссылкой на ст. 102 НК РФ указала на размещение с 1 июня 2020 года на официальном сайте ФНС России сведений о деятельности налогоплательщиков в форме открытых данных – о среднесписочной численности работников, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это, по мнению налоговиков, предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценки рисков при проверке контрагента.

    Смотрите так же:  Как получить доцента и профессора 42605. Требования для доцента 2020

    Указанные разъяснения подтверждают, что проверка контрагента и проявление необходимой осмотрительности перед заключением сделки не потеряли своей актуальности, только немного поменяли цель и последствия проверки.

    Налогоплательщику стоит, как и ранее, проявлять осмотрительность при выборе контрагента, но не с целью доказать впоследствии налоговому органу или суду сам факт его проверки, а для того, чтобы убедиться, что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор без риска негативных налоговых последствий.

    Руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, налоговые органы должны будут проверять реальность выполнения сделки контрагентом, поэтому налогоплательщику стоит перед сделкой самостоятельно убедиться, что контрагент располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств по сделке.

    Указанная проверка будет полезна и с точки зрения исключения гражданско-правовых рисков по исполнению потенциальным контрагентом договора.

    Организовать проверку контрагентов можно путем использования специальных профессиональных программ и сервисов.

    Кроме указанных действий, минимизирующих или исключающих и налоговые, и гражданско-правовые риски, рекомендую не пренебрегать и иными, дополнительными способами своей финансовой защиты, а именно, использовать в договорных правоотношениях инструменты гарантий (заверений об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса) или возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ), позволяющие компенсировать понесенные в будущем убытки и (или) потери, связанные с отказом в вычетах по НДС или непринятии в состав расходов соответствующих затрат в связи с недобросовестностью контрагента.

    В настоящее время формируется положительная судебная практика по применению таких гражданско-правовых способов защиты от проблемных контрагентов в сфере налоговых правоотношений.

    Налоги для самозанятых: кого коснется и как будет работать закон

    В соответствии с законом, для тех самозанятых, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%. Уплата налогов будет осуществляться по упрощенной процедуре — для регистрации нужно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог». Отчисление налога необходимо делать ежемесячно не позднее 25-го числа.

    Дополнительно

    Текст поправок в НК РФ в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»

    Специальный режим пока коснется четырех субъектов Федерации – Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан. Продлится налоговый эксперимент 10 лет – с 1 января 2020 года по 31 декабря 2028 года.

    Однако читатели официального сайта Государственной Думы задают многочисленные вопросы о том, как будет работать и кого именно коснется новый закон. По их просьбе на наиболее часто поступающие в адрес Редакции вопросы отвечает Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров

    Кого именно можно считать самозанятым? Определены ли в законе конкретные виды деятельности?

    Самозанятые — это лица, у которых нет работодателя и у которых нет наемных работников, то есть это граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.

    Кроме того, их максимальный доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год (200 тыс. рублей в месяц).

    Действуют и несколько других ограничений: скажем, нельзя воспользоваться данным налоговым режимом, если ты торгуешь подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Это также не смогут быть, например, нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты, поскольку их деятельность регулируется отдельными законами.

    Будут ли являться самозанятыми граждане, оказывающие разовую помощь, например, на садовом участке (вскопать, убрать и т. д.)? Регулируются ли законом разовые или периодические услуги?

    Нет, здесь нужно в первую очередь подходить с точки зрения здравого смысла: например, налог не станут взимать с того, кто помог вскопать соседу грядку, но если человек на регулярной основе занимается тем, что вспахивает грядки и зарабатывает этим, мы данным законом даем возможность самому легализоваться.

    Подчеркну, это закон, который предоставляет право, а не налагает обязанности.

    Этот закон также не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого?то поймать за неуплату налогов. Напомню, что ответственность за уклонение от уплаты налогов и так есть в российском законодательстве – вплоть до уголовной. И данным законом мы просто даем людям еще одну удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить установленные законом налоги и сборы.

    Может ли ИП перерегистрироваться в самозанятого, чтобы платить меньший налог?

    Однако у тех людей, которые на сегодняшний день уже являются индивидуальными предпринимателями, режим налогообложения также достаточно выгодный и имеет и свои плюсы, и свои минусы. Потому что, скажем, на сегодняшний день ставка налога 6%, но в каких?то случаях она может уменьшаться до 1%.

    Данный закон направлен на то, чтобы из «серой зоны» имели возможность выйти именно те люди, которые никак не зарегистрированы. Но любой человек, если он сочтет для себя данный режим более выгодным, сможет им воспользоваться – у людей должны быть равные возможности.

    Смогут ли самозанятые получать справки о доходах для приобретения государственных гарантий и льгот?

    Да, конечно. Любой гражданин может обратиться в налоговую и получить справку о том, какие налоги он заплатил и какой доход получил.

    В бюджет какого уровня пойдут эти зачисления? На что пойдут вырученные средства?

    В законе прописано, что средства будут зачисляться в региональный бюджет по месту осуществления деятельности. Это связано с тем, что эксперимент будет проводиться в четырех регионах – Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Регионы получают возможность распределить эти средства и направить часть этих доходов в муниципалитеты.

    И это очень важно для регионов. Потому что сегодня регионы за неработающее население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5% от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить в ФОМС уже не будет.

    В свою очередь, если человек самозанятый и осуществляет свою деятельность в нескольких регионах, то он сам будет в праве решить, в каком именно регионе ему удобнее зарегистрироваться, во всех регионах регистрироваться не надо.

    Еще одно преимущество – уплату налога человеку не придется делать несколькими платежками: что?то в ФОМС, а что?то в бюджет. Будет действовать упрощенная система уплаты.

    Но хотелось бы подчеркнуть еще один важный момент, чтобы не возникало вопросов, что государство может людей обмануть – люди зарегистрируются, а государство потом поднимет ставки.

    Это уникальное решение, такого не было в нашем налоговом законодательстве: в законе прописано, что неухудшение его условий законом гарантировано на 10 лет.

    Не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положения плательщика, ни с точки зрения ставки, ни с точки уровня дохода.

    Топ-5 самых интересных налоговых споров за год

    В 2017 году суды подтвердили, что ФНС России вправе в порядке ведомственного контроля отменять решения нижестоящих налоговых органов без обращения налогоплательщика, а Минфин может давать разъяснения налогового законодательства. Суды также пришли к выводу, что налоговая выгода признается необоснованной, только когда налоговая экономия приводит к негативным последствиям для бюджета. Эту судебную практику эксперты назвали позитивной, но были и негативные решения судов.

    «Аквамарин»

    Межрайонная инспекция ФНС № 7 по Костромской области провела камеральную налоговую проверку ООО «Аквамарин», в результате которой вынесла постановление о привлечении общества к ответственности. ООО «Аквамарин» было доначислено 10,8 млн руб. НДС, 473 677 руб. пеней за нарушение срока уплаты налога и 2,2 млн руб. штрафа. Кроме того, налоговая отказала обществу в возмещении 26,6 млн руб. НДС. Управление ФНС по Костромской области отменило вышеуказанное постановление, т. к. не была доказана согласованность действий общества и его контрагентов, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. ФНС России в порядке контроля за деятельностью управления отменила решение Управления ФНС по Костромской области и оставила в силе решение нижестоящей инспекции (п. 3 ст. 31 НК). Поводом для этого послужили сведения, полученные от МВД и ФСБ, о наличии возбужденных уголовных дел. Тогда ООО «Аквамарин» обратилось в суд, но три инстанции ему отказали (№ А40-101850/2016). Верховный суд подтвердил законность этих решений (см. «Верховный суд разобрался в правилах пересмотра решений ФНС»).

    «В этом деле ВС указал на возможность вышестоящего налогового органа даже в отсутствие жалобы налогоплательщика отменить решение нижестоящего органа в рамках ведомственного контроля. При этом налогоплательщик в таком случае вправе обратиться за защитой своих прав в суд. Немаловажно, что вышестоящий налоговый орган вправе реализовать свои полномочия в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно – в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода», – пояснил юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Торез Кулумбегов.

    «Теперь стала возможной ситуация, при которой ФНС России вправе отменить решение УФНС субъекта об удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщика и оставить в силе решение инспекции о доначислении налогов и наложении штрафа», – сообщил юрист АБ «Казаков и партнёры» Алексей Аплекаев. «Таким образом, даже полное удовлетворение апелляционной жалобы налогоплательщика не является последней точкой в споре с налоговым органом, поскольку возможно возобновление казалось бы разрешенного спора по инициативе вышестоящего налогового органа. Только истечение срока на проведение выездных налоговых проверок по проверенному ранее периоду может гарантировать отсутствие претензий со стороны налогового органа», – заявила юрист АБ «Казаков и партнёры» Елена Муратова.

    Смотрите так же:  Калужский центр Страхования. Где можно купить осаго в калуге

    Юристы сошлись во мнении, что позиция ВС по этому делу имеет позитивное значение для защиты налогоплательщиками своих прав. «Тем более было издано письмо ФНС России от 11.10.2017 № СА-4-7/[email protected], в силу которого эта позиция должна быть доведена до территориальных налоговых органов», – подчеркнула руководитель Налоговой и административной практики ЮФ «Варшавский и партнёры» Владлена Варшавская. «По аналогии с указанным спором налогоплательщики в случае, если решением УФНС будет поддержана позиция территориальной инспекции, могут параллельно с обращением в суд направлять дополнительно жалобу в ФНС России. Эта жалоба не будет являться классической стадией досудебного апелляционного процесса, но вместе с тем позволит озвучить свои доводы на уровне ФНС России, и в случае положительного решения добиться хорошего исхода без рассмотрения дела в суде», – считает руководитель Департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп» Роман Шишкин.

    ООО «Спорткар-центр»

    ООО «Спорткар-центр» – официальный дилер Porsche в России – сначала напрямую арендовало автосалон у собственника, а затем стало брать это же помещение и помещение в другом построенном здании в субаренду у ООО «Бизнессодействие». Налоговая посчитала, что ООО «Спорткар-центр» могло заключить аренду напрямую с собственником, а включение ООО «Бизнессодействие» в схему арендных отношений повлекло необоснованное увеличение арендной платы. Поэтому ФНС доначислила арендатору налог на прибыль и НДС. «Налоговые органы и суды по-прежнему нередко реагируют лишь на внешние признаки налоговых злоупотреблений, такие как непонятные операции, признаки фиктивности поставщиков, не выясняя, имеются ли в действительности потери бюджета», – сетует руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

    Однако ВС с налоговиками и нижестоящими судами не согласился и направил дело на новое рассмотрение (см. «Верховный суд поддержал компанию-налогоплательщика в споре с ФНС на 15 млн руб.»). Во время него суды разрешили спор в пользу налогоплательщика (№ А40-230712/2015). «Теперь можно ожидать снижения числа претензий в случае, когда все контрагенты налоги уплатили, но налоговый орган полагает, что договорные отношения могли сложиться иначе», – уверен менеджер Департамента налоговых споров ФБК Михаил Голованёв.

    «Речь о необоснованной налоговой выгоде может идти только тогда, когда налоговая экономия приводит к негативным последствиям для бюджета. Подтверждение этого стало важнейшим моментом. По идее, если негативных последствий для бюджета нет, анализ взаимозависимости, экономической целесообразности и рациональности субарендных отношений становится излишним. Хотя коллегия проверила и эти второстепенные факторы, самое главное в решении высшей судебной инстанции – фиксация знака равенства между необоснованной налоговой выгодой и потерями бюджета», – считает старший юрист «Мозго и партнеры» Елена Черкасова.

    АО «Флот Новороссийского морского торгового порта»

    АО «Флот Новороссийского морского торгового порта» полагало, что оказываемые им в порту услуги освобождены от начисления НДС. Норма НК, регламентирующая перечень таких услуг, сформулирована достаточно широко. В то же время позиция налогоплательщика подкреплялась положительной судебной практикой и разъяснениями Минтранса. Примечательно, что Минфин соответствующие разъяснения не предоставил. Когда ФНС доначислила «флоту» НДС, пени и штрафы, он обратился в суд. Три инстанции встали на сторону налоговой. Компания подала жалобу в ВС, но тот отказался рассматривать ее. А вот КС жалобу рассмотрел и сформулировал несколько ключевых выводов (№ 34-П). Во-первых, новое судебное толкование НК не должно действовать с обратной силой в отношении других налогоплательщиков, если оно ухудшает их положение. Добросовестный налогоплательщик, действуя в условиях предоставленного ему «благоприятного» налогового режима, не может предвидеть негативное изменение судебной практики, поэтому соответствующее доначисление налога должно соотноситься с периодами, в которые действовало разное толкование. Во-вторых, КС подтвердил обязанность Минфина и ФНС давать разъяснения налогового законодательства. Запросы к ним не могут переадресовываться другим ведомствам, а специфичные случаи Минфин и вовсе должен выяснять самостоятельно в рамках системы межведомственного взаимодействия (см. «КС запретил использовать решения ВС для ухудшения положения налогоплательщика»).

    «На практике приходится сталкиваться с тем, что НК содержит множество положений с широкой формулировкой, толкование которых судами меняется время от времени. Важно, что позиция КС универсальна и позволяет защитить добросовестного налогоплательщика в случае внезапного изменения судебной практики», – отметила юрист ЮБ «Мозго и партнеры» Ольга Насонова. «Постановление КС внесло ясность, стоит ли ссылаться на отказные определения в обоснование своей позиции», – заявил Голованёв.

    ООО «Континентал Тайрс Рус»

    ООО «Континентал Тайрс Рус» предоставляло своим покупателям (розничным продавцам) значительные отсрочки по оплате товара, притом что расчеты с поставщиками происходили на регулярной основе. Для покрытия образующегося кассового разрыва налогоплательщик привлекал займы от зарубежной материнской компании. Налоговая сочла это нарушением, суды с ней согласились (№ А40-251161/2015). Они пришли к выводу, что налогоплательщик не имел экономических причин для привлечения заемных средств, а целью получения кредитов от иностранного аффилированного лица был систематический вывод денег за рубеж (см. «Суды сочли нецелесообразным привлечение дочерних займов для покрытия кассового разрыва»).

    «Оценку деловой цели суды подменили оценкой целесообразности действий налогоплательщика и тем самым грубо вмешались в его работу. Займы привлекались для покрытия кассовых разрывов, объективно возникающих в связи с предоставлением отсрочек независимым дилерам. Это опасный прецедент недопустимого вмешательства налоговых органов и судов в принятие компаниями управленческих решений, а также попытка девальвировать определение КС № 320-О-П», – считает Зарипов. «Это дело подтверждает постепенно складывающийся негативный подход к оценке структур, связанных с привлечением заемных средств от аффилированных компаний. Уверен, такой подход сохранится и в 2020 году», – заявил партнер, руководитель практики разрешения налоговых споров в России Ernst & Young LLC Алексей Нестеренко.

    ООО «Аукционная компания Союзпушнина»

    ООО «Аукционная компания Союзпушнина» перечисляло дивиденты кипрской компании. ФНС решила, что кипрская компания является кондуитом, не осуществляет реальной экономической деятельности, а перечисление дивидендов носит транзитный характер. По мнению налоговой, такая схема использовалась обществом в целях применения пониженной налоговой ставки, поскольку между Россией с Кипром заключено соответствующее двустороннее соглашение. Арбитражный суд города Москвы и 9-й арбитражный апелляционный суд согласились с мнением ФНС. Суды посчитали, что компания должна не только указать реального бенефициара и подтвердить его статус, но и представить достаточные доказательства перечисления денег именно физическому лицу. В противном случае, если деньги до бенефициара в силу разных причин не дошли, то и права на применение льготной ставки у налогоплательщика не имеется (№ А40-73573/17).

    «Примечательным в этом деле является тот факт, что компания «АК «Союзпушнина» и ее юристы скорректировали довольно распространенную в налоговых спорах тактику по доказыванию самостоятельности компаний, получающих дивиденды, и наличию у них полномочий по распоряжению полученным доходом. Они уже по сути не спорили с тем фактом, что промежуточная кипрская компания является технической компанией. Они пытались доказать, что фактическим получателем дохода является физическое лицо – налоговый резидент РФ, в силу чего должна подлежать применению ставка НДФЛ в размере 9%», – объяснил руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Кирилл Данилов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *