Требования в условиях глобализации

В XXI веке глобализация в значительной степени определяет стратегию мирового развития и оказывает огромное влияние на гражданское общество. И это закономерно, ибо человечество вступило в эпоху, когда впервые в истории встал вопрос о выживании человечества. Глобализация влечет существенное расширение взаимозависимости национальных и тотальных интересов. Вместе с тем глобализация является не только экономическим или технологическим процессом, отражает политические, социальные, культурные трансформации.

Процесс глобализации явление не новое. На протяжении истории человечество всегда стремилось интегрироваться, быть частью единого политического, экономического или социокультурного пространства. История создавала подобные прецеденты, предоставляя тому или иному государственному деятелю или полководцу возможность расширить сферу своего военно-политического, а порой и экономического влияния. Однако еще никогда в мировой истории человечество не было нацелено на достижение единой цели, которая заключается в добровольном создании общего политического и экономического пространства и которая должна обеспечить его стабильное и безопасное развитие. Начавшийся в XIX, продолжавшийся с перерывами в XX вв. и происходящий в настоящее время процесс всемирной интеграции не имел и не имеет исторических аналогов, поэтому крайне важно взвешенно и скоординировано подходить к ее благам и негативу.

В центре внимания — угрозы глобального порядка, в числе которых — экологические катастрофы, терроризм, наркомания, эпидемии и т.д. Новообразования связаны с заявлением неотъемлемого права граждан участвовать на самоуправленческих началах в фактическом принятии решений.

Безусловно, в условиях глобализации уменьшается управленческий потенциал государства, особенно на уровне макроэкономики. Однако, сохранение роли государства не подлежит сомнению. Роль государства не уменьшается, — через сотрудничество с субъектами политики государство обеспечивает условия для эффективного международного управления.

В многочисленных публикациях западных ученых «глобализация рассматривается как процесс, в ходе которого большая часть социальной активности приобретает мировой характер, как определяющий исторический феномен нашего времени, изменяющий характер и результаты деятельности общества. Это объясняется тем, что наряду с государствами и международными организациями транснациональные корпорации стали факторами, имеющими существенное влияние на ход и развитие мировых процессов и событий. В современном мире транснациональные корпорации являются основными интеграторами экономических преобразований и финансовых операций. Несмотря на четкость происходящих в мире процессов, линейное развитие не является характерной чертой современного миропорядка, и человечество не может осмысливать происходящие вокруг него процессы в едином аспекте.

Национальное государство может быть монархическим, автократическим, авторитарным, демократическим, либеральным. От характера реализуемой власти не зависит содержание функций, которые предъявляются к нему со стороны глобализирующегося мира. И национализм, и демократия требуют гражданской культурной идентичности. Национальное самоопределение строится на началах демократии, культурной идентичности.

Общественные преобразования, вызванные динамикой экономического и технологического развития, предъявляют повышенные требования к способности каждого отдельного человека адаптироваться к новым условиям. В мире появляются не только новые жизненные возможности, но и опасности, что обусловливает потребность предсказуемости и безопасности.

Общественные преобразования, в ряде случаев, создают угрозу для сложившейся самобытности в социальной и культурной областях. При этом очевидным становится распространение насилия, которое возможно будет доминировать внутри государства или общества, приобретать транснациональный характер. Насилие может проявляться, прежде всего, в идеологических, религиозных, этнических и националистических взаимосвязях и в форме терроризма и организованной преступности.

В мире глобализации у политики государства трудная позиция. С одной стороны, политика должна дать ответ на требования прогресса глобализации, поступающие извне, должна учитывать пожелания и предложения других правительств, международных организаций, транснациональных корпораций, мирового рынка и в соответствии с этим инициировать и осуществлять политические, экономические и социальные преобразования. С другой стороны, она должна предоставить своим гражданам возможности на повышение благосостояния, защитить их от негативных аспектов глобализации, от потерь, связанных с адаптацией к мировому рынку, то есть обеспечить им предсказуемость и безопасность.

Существует представление, что глобализация строится на распространении западных норм, ценностей. Культурная составляющая процесса — экспансия западных начал социального пространства.

Но, как убедительно демонстрирует модернизационный опыт, не существует единой модели трансформационных процессов.

Кастельс указывает, что как развитие сетевого общества, так и сопротивление распространяемой им культуры, имеет различный характер. С одной стороны, построение единой коммуникационной сети обеспечивает организацию деятельности, использование информации, что приводит к созданию, распространению культурных кодов, кодексов. С другой стороны, глобализация, изменение структуры капитала, создание организационных сетей, культура виртуальной реальности, реализация принципа технология ради технологии способствуют формированию кризисных начал государственности, гражданского общества образца индустриальной эпохи. В итоге может формироваться сопротивление различных сообществ, которое будет способствовать организации новых форм самобытности, устремленных в будущее.

Если обратиться к истории, то можно проследить, что процессы стремления интегрировать, а соответственно и ассимилировать те или иные части в процессе глобализации земного пространства никогда не прекращались. Человечество всегда стремилось быть более взаимозависимым и более интегрированным, даже несмотря на войны, конфликты и религиозные противоречия.

Россия, как новое, но в то же время транзитарное государство, избрала стратегический путь интеграции в мировое сообщество с пониманием перспектив всемирной интеграции. Вполне очевидно, что глобализация не бесконфликтный и линейный процесс. Несмотря на это, не учитывать реалий современного миропорядка и не стараться извлечь из этого процесса максимум позитивного не отвечает целям стратегии ее национального развития.

Президент РФ В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. определил: «Сейчас надо сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия — подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это качественно новая ступень для нашей страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязательно ею воспользуемся».

Одним из главных препятствий на пути решения глобальных проблем остается низкий уровень политического сознания и соответствующей культуры широких слоев населения, доминирование национализма. Касаясь этого вопроса, Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан пишет: «Миллионы людей во всем мире воспринимают глобализацию не как инструмент прогресса, а как разрушительную силу, подобную урагану и способную погубить жизнь, работу и традиции. Для многих людей характерно горячее желание воспрепятствовать этому процессу и прибегнуть к призрачному успокоению в лице национализма, фундаментализма и других «измов».

Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества. Тесное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, экологистами, другими общественными организациями позволяет консолидировать общество, активизировать творческие силы нации на самом низовом и массовом уровне, адекватно подходить к решению обостряющихся социальных проблем, эффективно контролировать действия бюрократического аппарата и бороться с коррупцией. Это позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.

В заключение следует отметить, глобализация не является предопределенным и автономным процессом. Исторический опыт ХХ в. указывает на неизбежность динамического взаимодействия глобализации и фрагментации. Динамика данных взаимоотношений детерминируется взаимоотношениями, которые складываются между глобальными регулирующимися механизмом и национальными интересами государств. Государство выступает важнейшим посредником данных взаимоотношений, занимая центральное место в оценке и развитии глобализации и фрагментации.

Образование в условиях глобализации. Использование социальных сетей в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проскуряков А.В.

В статье рассматривается влияние глобализации на образование , в частности использование социальных сетей в образовательном процессе

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проскуряков А.В.

EDUCATION UNDER GLOBALIZATION. USING SOCIAL NETWORKING IN EDUCATION

The paper cons >globalization on education , in particular the use of social networks in the educational process

Текст научной работы на тему «Образование в условиях глобализации. Использование социальных сетей в образовательном процессе»

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматривается влияние глобализации на образование, в частности использование социальных сетей в образовательном процессе

Ключевые слова: глобализация, образование, социальные сети

Первое использование термина «глобализация» не имеет точной даты, поэтому при его датировки используется время введения его в научный оборот — 80-е гг. XX столетия. Появление термина связывают с американским авторами, обозначавшими им появление нового типа социальности и миропорядка, который буквально по всем формам и параметрам -социальной организации, власти, идеологии, экономики, этоса, образа жизни и т. д. -отличается от ныне существующего.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Первое имя связанное с термином — Т. Левит и его статья, опубликованная в «Гарвард бизнес ревю» в 1983г.. В ней он обозначил факт слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями (МНК) [1]. Распространение же он получил благодаря американскому социологу Р. Робертсону [1] и японцу К. Омае [1], опубликовавшему в 1990 г. бестселлер «Мир без границ». Однако, за два десятилетия, прошедших с той поры как термин «глобализация» начал широко использоваться представителями различных отраслей обществознания, его содержание не приобрело четко выраженных очертаний. Оно остается размытым, о чем можно судить по тем публикациям, которые вышли на протяжении последних лет, как на Западе, так и на Востоке. Дискуссии о том, что такое глобализация, какова ее природа и конечные цели, начавшиеся в тот период, когда исследователи начали осмысливать новый феномен, не только не прекратились, но и приобрели глубину и масштаб. Существует также большой разброс мнений и по таким вопросам: как глобализация соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные перспективы, что она несет странам и народам.

Проскуряков Алексей Владимирович — ВГТУ, аспирант, тел. 89601158482

По мнению Новикова И.В. глобализация это — Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения

труда, экономическихи политических

отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе и базе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики —геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных

отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. [2]

Процесс глобализации обострил старые и породил новые проблемы в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования.

Становится очевидным, что без модернизации образования вообще и высшей школы в частности невозможно дать адекватный ответ на возникающие вопросы и навсегда оказаться на обочине социального прогресса. В то же время в современных условиях важно найти определенный баланс — с одной стороны, интегрироваться в мировое образовательное пространство, а с другой сохранить несомненные достоинства национальных систем образования, без которых невозможно существование национальной культуры как таковой.

Воздействие глобализации на

образовательные модели неоднозначно. Новый виток научно-технического прогресса с одной стороны и демографический кризис с другой привели к тому, что высшее образование перестало быть элитарным, в ряде стран уже ставится вопрос о всеобщем высшем образовании. В то же время в силу экономических и социальных факторов и индивидуальных особенностей личности далеко не все могут и хотят получить фундаментальное высшее образование. В результате все более

Смотрите так же:  Составление договора аренды с последующим выкупом и его образец. Договор найма жилья с правом выкупа

широкое распространение получают более упрощенные формы третичного образования, происходит его узкая специализация, широкое распространение получают программы бакалавриата.

Управление знаниями здесь — это управление мотивациями, потребностями, интересами человека с целью

профессионального и личностного становления. На следующем (неформальном) этапе имеющиеся компетенции используются как для реализации и приращения знаний в профессиональной сфере, так и для успешной деятельности в разных областях общественной жизни. «Управление знаниями» в таком контексте заключается в формировании среды, способной стимулировать познавательную активность и создавать условия для пост профессионального образования. Одним из таких условий является организация

коммуникативного пространства, где, наряду с поиском и обменом информацией, важную роль играет умение слушать и слышать. Это относится и к отдельным компаниям, и к обществу в целом. Коммуникативный характер современной культуры определяет значение гуманитарных компетенций в

жизнедеятельности человека. Так

актуализируется роль гуманитарного

образования в управлении знаниями. В глобализирующемся мире на первый план среди разнообразных способностей и ценностей выходят гибкость мышления, креативность, умение принимать решения и работать в команде, ответственность, личностная и социальная зрелость, а также толерантность и коммуникативная компетентность. Среди обозначенных качеств, характеризующих мышление личности нового типа, подготовленной к эффективной деятельности в динамично меняющемся мире, толерантность занимает особое место. В противном случае глобализационные процессы рискуют разъединить, а не объединить мировое сообщество. Сферой, где толерантность может из абстрактной идеи превратиться в реальный регулятор человеческих взаимоотношений, являются коммуникации и создаваемое ими коммуникативное пространство. Коммуникация как продуктивный диалог, цель которого -взаимопонимание, невозможна без толерантного отношения его участников друг к другу, без обоюдной готовности к уступкам. Поэтому задача образования — формировать толерантность, поддерживая и развивая тем самым коммуникативный потенциал культуры. Условием формирования толерантности является осознание различий, что, в свою очередь, предполагает обязательное изучение других

культур. Именно образовательная среда является важнейшим фактором, формирующим и поддерживающим способность человека и социума к интеграции на принципах уважения, взаимопонимания и ответственности.[3]

Глобализация, предъявляя новые требования к образованию, создает и условия для их реализации. Расширение информационного пространства, высокая академическая мобильность, доступность дистанционного образования, различные формы партнерства, благоприятствующие осуществлению

совместных проектов и обмену студентами и преподавателями, развитие культурно-образовательного туризма — все это свидетельства перехода образования в новое качество и формирования мирового научно-образовательного пространства. [4] Процесс становления глобальной образовательной системы находится в самом начале, но на современном этапе наблюдается всесторонне массовое внедрение социальных платформ в процесс обучения, поэтому интеграция социальных сервисов и сетей в обучение продолжает находиться на пике популярности. Не теряют свои позиции и интерактивные мультимедийные технологии, большинство популярных социальных сетей,

взаимодействующих с миллионами

образовательных сайтов: ссылки на статьи, кнопки отправки информации в социальные сети, способы комментирования и многое другое. Следующим шагом в интеграции социальных сетей станет создание специализированных платформ, которые позволят сформировать «социальную экосистему» внутри сайтов. Примером такой интеграции является корпорация Microsoft, которая активно объединяет свою программу Outlook с социальными сетями.[5] Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных

информационных ресурсов и ИКТ в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий качество новых результатов образования.

Образование социальных сетей и сетевых сообществ считается величайшим достижением «всемирной паутины». Наиболее общее и распространенное определение социальным сетям можно найти в универсальной интернет-энциклопедии: «Социальные сети — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы [6]. Термин впервые был введен социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом в 1954 году, задолго до появления Интернета и современных веб-узлов. Актуальная

трактовка означает определенный круг знакомых человека, где центром социальной сети является сам человек, а отношениями — связи между человеком и его кругом общения. При более детальном рассмотрении социальных сетей следует отметить их типовую характеристику: односторонние и двусторонние сети, сети друзей, коллег, сверстников и т. д.

На сегодняшний день сетевые сообщества представляют собой вполне обычные сообщества людей, а их исследование выделяется в отдельную область знания. Число пользователей социальных сетей определяется десятками миллионов. Кроме того, социальные сети — один из значимых элементов современного общества, а их воздействие распространяется на самые разные сферы человеческой жизни: культура, повседневная жизнь, образование, власть. Использование социальных сетей в учебном процессе обучения — это эффективное средство повышения мотивации и качества обучения, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий — самое востребованное направление в сфере образования [2]. Современный ученик должен уметь самостоятельно и активно работать с информацией, подвергать ее критической оценке и применять в соответствии с целями и задачами своей деятельности.

Сегодня в глобальной сети Интернет находятся технологии, которые можно активно использовать в процессе обучения. Одной из наиболее известных является создание учебных блогов. Легкость ведения, а также доступа позволяет публиковать информацию не только при помощи персонального компьютера, но и посредством мобильных телефонов, смартфона.

В переводе с английского блог — это сетевой журнал, веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны короткие записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Отличия блога от традиционного дневника обусловлены средой. Блоги публичны и предполагают сторонних читателей. Каждый студент может выложить информацию, точку зрения и другие материалы. В процессе учебы также можно делиться информацией, обсуждать конкретные детали, получать комментарии на опубликованный материал.

Не менее популярны преподавательские блоги, при помощи которых можно эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, а также создавать задания, направленные на совершенствование навыков речевой деятельности. Обучению разным видам письма (поискового, просмотрового,

ознакомительного и изучающего) способствует неограниченная возможность размещать ссылки в любом количестве на отличные друг от друга материалы. Также блоги ничем не уступают в возможности приобретения навыков говорения и аудированию. Это происходит при помощи использования подкастов, через учебные тексты радиопередач, видеосюжетов, которые находятся в свободном доступе в Интернете. Интеграция всех перечисленных способов обучения в блог позволяет неоднократно прослушивать, при необходимости останавливать и пересматривать файлы.

Создать учебный блог можно на следующих сайтах:

1. www.blogger.com — веб-сервис для ведения блогов, с помощью которого пользователь может завести блог, пренебрегая навыками программирования.

2. www.blog.ru — бесплатная платформа для ведения блога в рамках портала www.mail.ru. Есть один недостаток: нет возможности размещать ссылки.

3. www.ya.ru — массовый портал от компании Яндекс (www.yandex.ru).

4. www.google.ru — крупнейший мировой портал.

Все вышеуказанные блоги помогают выстраивать процесс обучения и коммуникации всех участников процесса.

Закономерную популярность набирает еще один вид обучения в социальной сети — это eLearning (ElectronicEducation, система электронного обучения при помощи информационных технологий). Прогрессивные возможности дистанционного обучения делают процесс более простым и понятным для юного поколения. Российским лидером в сфере eLearning является интернет-портал

www.dnevnik.ru. Дистанционное обучение в качестве образовательной цели, направленной на развитие личности, помогает обучающимся реализовывать личные образовательные цели и внимательно следить за мировыми тенденциями в данной сфере. Открывается возможность совмещать очное образование с дистанционным.

В последнее время все чаще появляются научные и образовательные социальные сети. Признанным в этой области инструментом обучения и развития является американская социальная сеть Facebook, число пользователей которой свыше 800 миллионов людей. На платформе Facebook преподаватели создают образовательные курсы, организации — закрытую корпоративную сеть сотрудников: сотрудники одной компании могут находиться в постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости и т. д.

Известно, что по данным опроса сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей интернета, большинство опрошенных (66 %) активно используют возможности социальных сетей для обучения. По данным холдинга, наиболее известными платформами в России являются «В Контакте», «Одноклассники», «Twitter», «Мой мир». Идентификация и присутствие на данных сайтах, отношения, общение, группы, обмен являются основными принципами социальных платформ. Кроме того, можно выделить следующие преимущества использования социального пространства в качестве учебной площадки: знакомая среда, возможность создания учебного контента и совместной работы, ведение электронных тетрадей, форумов и чатов. Использование в виртуальных учебных группах технологий форумов, вебинаров, вики и мультимедийных интерактивных презентаций предельно облегчают усвоение материала, способствуют легкому выстраиванию

образовательных траекторий . Перечисленные способы интеграции социальных платформ в обучение дают возможность коллективной оценки работы, стимулируют познавательную деятельность.

Специалисты компаний Adobe и Cisra применяют инструмент социальных сетей для удобной организации конференций. Также, доказано, что желающие изучать иностранные языки прибегают к средствам Интернета. На сегодняшний день существует не так много социальных сетей, предназначенных для обучения, например, иностранных языков. Пользование социальными сетями обеспечивает эффективный обмен информацией, стимулирует познавательный интерес и развитие творческих способностей. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке

учебной работы, отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий [4]. Более того, преподаватель должен интуитивно чувствовать аудиторию и подбирать под нее учебные материалы. Для решения настоящих проблем следует разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве.

Многие скептически воспринимают возможность использования данного способа в качестве средства обучения, так как традиционно социальные сети воспринимаются как среда развлечения и проведения свободного времени [3]. Однако нельзя отрицать, что использование социального пространства может благотворно организовать коллективную работу, проектную деятельность, международные обмены, самообразование и сетевую работу людей, находящихся в разных точках земного шара. В последнее время исследователи изучают новые сферы применения социальных платформ в различных направлениях деятельности человека.

1. Маргелов, М. В. «Глобализация» -превратности термина / М. В. Маргелов // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2003. — № 9. -С. 47

2. Межу ев, В. М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации / В. М. Межуев // Полития. — 2000. — № 3. — С. 102 — 115.

3. Мамедов, Н. М. Глобализация как современное состояние общественного развития / Н. М. Мамедов // Эпоха глобальных перемен (опыт философского осмысления). — М.: Изд-во МГУ, 2004. — С. 41 — 49.

6. http://.ru.wikipedia.org/wiki/Blogger» (дата обращения 03.11. 2013).

7. Авдулов, А. Н. Информационное общество: эволюция, современный этап, уроки для России / А. Н. Авдулов // Россия и современный мир. — 2005. — № 4. — С. 5 — 21.

8. Зюганов, Г. А. Глобализация и судьба человечества / Г. А. Зюганов. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 446.

Воронежский государственный технический университет

EDUCATION UNDER GLOBALIZATION. USING SOCIAL NETWORKING

The paper consider the influence of globalization on education, in particular the use of social networks in the educational process

Key words: globalization; education; social networks

Кластеризация региональной хозяйственной деятельности в условиях глобализации экономики

Н.А.Тарасов, Д.А. Еделев

В статье рассматриваются современные проблемы воспроизводственных процессов на региональном уровне с учетом требований глобализации. Основное внимание уделяется анализу предпосылок кластерного развития региональных экономик, которые в условиях глобализации становятся основным воспроизводственным фактором.

Ключевые слова: Глобализация экономики, региональная экономика, валовой региональный продукт, региональные кластеры, основные фонды

В условиях нарастающей угрозы новой волны мирового финансового кризиса повышается функциональная роль региональных структур экономики, поскольку сокращаются возможности федерального финансирования.
При этом, следует отметить, что процессы глобализации мировой экономики в последние десятилетия тесно переплелись с регионализацией хозяйственной жизни. Сформировалась содержательная дихотомия глобализации-регионализации, во многом предопределяющая пути дальнейшего развития мирового хозяйства и мировой политики, особенно с учетом усложняющейся многоуровневой воспроизводственной системы.
Регионализация стала в настоящее время и, по всей видимости, будет в дальнейшем воплощением глобализации, ее активным структурным компонентом, постоянно воспроизводящем многочисленные кумулятивные эффекты для совершенствования воспроизводственной специализации территориальных социально-экономических подсистем. С этих позиций, регионализация российской хозяйственной жизни получает большое разнообразие, особенно по способам интеграции в глобальную экономику.
В соотношении процессов глобализации и модернизации применительно к условиям российской экономики, в том числе и на ее региональных уровнях, безусловным приоритетом является именно глобализация. Поэтому процесс модернизации должен быть сориентирован на эффективную адаптацию производственных структур региональных экономик к требованиям углубляющейся глобализации.
В этом контекстенеобходимо сформировать новые принципы внутренних связей региональных производственных комплексов на основе приоритетов кластерных процессов. Глобализация последовательно определяет основные воспроизводственные пропорции, в которые отдельные регионы могут вписываться и интегрироваться исключительно посредством векторной кластеризации.
Для исследования реальных предпосылок формирования кластерных основ регионального воспроизводства целесообразно рассмотреть соотношение показателей валового регионального продукта и сальдированного финансового результата организаций к остаточной стоимости основных фондов, прежде всего, по основным видам экономической деятельности, представленными производствами преимущественно коммерческих товаров и услуг, процесс предоставления и потребления которых имеет региональную привязку и является значительным вкладом в экономику регионов. Эти данные, приведенные к численности населения за 2005 и 2010 годы, отражают эффективность процессов кластеризации в региональной экономике, т.к. рассматриваемые процессы имеют непосредственную связь с концентрацией производств и повышением их рентабельности в т.ч. в разрезе отраслей по основным видам экономической деятельности.
При этом следует использовать показатель валового регионального продукта (ВРП) определяемый на основе добавленной стоимости, который лишен недостатков «двойного счета» произведенных товаров и услуг [2]. Здесь дополнительно следует отметить, что между показателями ВРП и объемом основных фондов, рассчитанных на душу населения, существует тесная линейная корреляционная связь (значение коэффициентов корреляции за последнее десятилетие находится в диапазоне от 0,7 до 0,9 ед.) 1 .
Таблица 1 – Показатели валового регионального продукта в расчете на душу населения (тыс. руб. на человека) и отношения сальдированного финансового результата организаций к остаточной стоимости основных фондов (млн.руб./млн.руб.) по субъектам Российской Федерации в 2005 году [3]

Смотрите так же:  Арбитражный суд Кемеровской области. Третейский арбитражный суд кемеровской области

Выступление: “Глобализация. Могут ли государства и народ взять её под свой контроль?”

Это видео входит в серию выступлений с LV сессии российско-французского семинара “Финансирование восстановления экономического роста в России и Европе“.

Стенограмма выступления

Элен Клеман-Питио

В июле, когда Жак начал готовить этот семинар, он предложил нам темы. Одна их этих тем была – могут ли государства сейчас взять под свой контроль глобализацию. Идёт ли этот процесс?

Мы решили ответить дуэтом. Скорее, расширенную точку зрения – могут ли государства взять под свой контроль глобализацию и народ.

Представляю нового участника нашго семинара. Анри Тампль, профессор права. Он возглавлял центр правовых исследований, потребления и рынка. Это известный экспорт права, философ. Он регулярно пишет статьи в еженедельник. Это единственное французское СМИ, представляющее альтернативное видение и возможность дискуссий.

Мы поддерживаем критику Минфина. Анри Тампль очень критично подходит к вопросам денежной и финансовой политики, а также к оценке международной ситуации, например, в Италии. В определённом смысле он является диссидентом. Мы уже неоднократно сталкивались с примерами цензуры для исследователей, которые не придерживаются генеральной линии. Нас с Жаком записали в список подозреваемых, которых нужно цензурировать.

Я хотела бы сделать акцент на логической связности эволюции общества и поиске детерминант экономической политики. Это силовая линия анализа, который развивает Анри Тампль. Мы находим также оппозицию догматизму (как мы называем его здесь, экономике по учебнику).

Вы найдёте знакомые элементы в презентации Анри. Мы его послушаем, а в конце я смогу дать несколько конкретных примеров.

Анри Тампль

Большое спасибо за приглашение. Мой доклад будет возмущающим спокойствие. Как не быть возмутителем, когда Трамп грозил выйти из ВТО, когда он растоптал соглашение в Северной Америке, ВБ собирается выходить из ЕС, а Италия поддерживает напряжённое ожидание?

В 2015 году я был в Ялте и представил диссертацию о глубинных изменениях парадигмы человечества. Народы требуют своих прав, и государства и правительства вынуждены это учитывать. Это нас подводит к сюжету, который касается сути экономики. Должна ли она быть глобализованной, или же должна существовать для человека, для семьи, для нации. Если мы ответим «ДА», то мы полностью изменим порядок подлежащего и сказуемого.

Подойду к этому вопросу как специалист по геополитике. 10 октября выходит книга, где Жак Сапир, я сам и 12 других авторов, задаёмся вопросом – что такое нация в XXI веке? Это будет издание Сорбонны.

Могут ли сейчас государства взять под контроль глобализацию? Да, и объясню, почему. За техникой в экономике, как и в другой области, не следует забывать цель науки. Морис Сале, получивший Нобеля по экономике, говорил, что цель экономики – максимизация социальной отдачи (социальных благ?). Это то же самое, что и у Ксенофонта за 500 лет до н.э.. Это показывает, что вопрос по-прежнему актуален.

Экономика призвана обеспечивать благосостояние, хорошее самочувствие и солидарность. В том числе госслужбы должны это обеспечивать для нации.

Фридрих Лист, немецкий экономист, считал что исходная точка экономики – организация и сохранение производительных сил, с/х и промышленности. Сегодня этим производительным силам в рамках нации угрожают. Лист предлагал национальную систему политической экономии. Экономическая система должна обеспечивать то, чего ждёт нация.

Система, в которой мы живём, не была создана ООН. Она была создана институтами Бреттон-Вуддса: ВТО для торговли, МВФ и ВБ – для финансов и денежного обращения. Американцы контролировали систему и по-прежнему пытаются. Всё это основано на экономических постулатах Давида Рикардо. По торговле товарами – это правила GATT и ВТО, которые благоприятствуют частным интересам крупных ТНК, а не интересам наций. Нам представляют нации как отжившие своё структуры.

В области финансов это Вашингтонский консенсус с тремя идеями – дерегулирование, уничтожение посредничества и десегментация.

Это позволило появиться на свет новым инструментам, новым рынкам, и освободить производство фальшивых денег частными банками. Это Морис Сале показал.

Когда я говорю, что банки производят деньги, речь идёт о денежной эмиссии за счёт кредита. Жан-Люк Грео объяснял, что капитализм болен финансами. А Жак Сапир объяснял, что Европа больна евро.

Свободное обращение товаров позволило обогатиться странам с новыми рынками, обанкротило бедные страны (например, Африканские) и разрушило экономические отрасли, например, в Западной Европе. Отсылаю вас к исследованиям Жерара Латтэ относительно недоразумения вокруг глобализации.

Вопрос заключается в том, могут ли государства взять это под контроль. Наблюдаются все предвестники этого. Конечно, в США, в ВБ, теперь уже в Италии. Всюду в мире появляются новые политические силы, которые требуют политического и экономического суверенитета. Невозможно их разделить. Французская декларация прав человека утверждает, что принципом суверенитета является нация.

Я немного меняю лексику: государство – лишь юридическое одеяние нации. Сегодня некоторые правительства, государства сталкиваются с народными (а не популистскими) требованиями. Избрание Трампа явилось сигналом. Успех на выборах коалиции в Италии – другой сигнал. Может быть, сигнал наиболее интересный. Силы, которые предполагались левыми, объединились с крайне правыми.

Эти экономические требования сопровождаются требованиями культурного типа. В конце ХХ века произошёл распад ряда государств, которые не могли сопротивляться национальному напряжению. СССР распался, поддавшись этим движениям, в стремлении найти свою русскую идентичность. Югославия – то же самое. Чехословакия. Сербия. Тимор в Тихом океане. Судан в Африке. Потребность жить вместе сильнее, чем государственная структура.

Вы видели, как разъединённые нации объединялись – например, в Германии. Может, произойдёт и в Корее.

Существуют сильные региональные требования, связанные с экономикой. Например, в Шотландии. Или в Каталонии. Во Франции максимальный политический кризис – это был референдум 2005 года, когда нация проголосовала против насильной европейской интеграции, а политические партии в 2008 решили, что голосование было «за».

В 2005 году французский народ голосовал за конституционный договор, где речь шла об интеграции федеральной Европы с практически роспуском государств наций. Французы сказали «нет», но им сказали, что всё равно это будет.

В настоящее время чиновники в Брюсселе потерпели неудачу в плане социальном, экономическом, а также миграционном. Это среда, которая сильно инфильтрована группировками влияния. Они решили, что будут приняты санкции в отношении России.

Завершу на концепции нации. Я публиковал ряд произведений на эту тему, показывая, что понятие нации – неопасно. Наоборот, это рамки, образ нашей жизни, ничего общего не имеющий с национализмом.

Я называю это изменением парадигмы, которая, на мой взгляд, является объявлением о возникновении нового мира, с которым придётся считаться. Экономика должна стать политической, а политика должна стать философской. Это давно было забыто. Человек – мерило всего. Исходная точка любого политического принципа – это и конечная точка любой политической практики.

Небольшой анекдот. Я часто цитирую Аристотеля. И однажды перед аудиторией выпускников политической школы и крупных мыслителей я выступал, а они стали надо мной смеяться. Говорили, что уже 2000 лет мы можем делать лучше. Тогда я спросил – кто это сказал лучше Аристотеля? Никто мне не ответил.

Аристотель говорил – если мы живём в обществе, это для того, чтобы мы были счастливы.

Я думаю, что финансы этим не особенно обеспокоены.

Элен Клеман—Питио

Когда отклонения становятся слишком видимыми, тогда мы чувствуем, что парадигма меняется. Я всегда воспринимала санкции как шанс. Мне давно уже мешало то, что экономика воспринимается как заложник пиар-речей. Сейчас мы упёрлись в стену пиара, невозможно это воспринимать в долгосрочной перспективе. Они следуют в гипертрофированной логике пиара – становятся видны все её глупости. Даже официальные эксперты, которые участвуют в составлении речей, не могут больше скрывать свои ошибки.

Я думаю, что эпизод санкций, о котором мы говорили, является тому доказательством.

Вернусь к драматическому эпизоду в сердце провинциальной Франции. Мы очень далеки от TIFов, о которых говорил Илья – то, что у нас, это просто карикатура. В заложники тут взяты экономисты.

Они говорят, что рентабельность должна быть ориентиром для всех хозяйствующих субъектов – больниц, роддомов, школ… всё это должно существовать только если оно рентабельно. Я нахожу эту рентабельность парадоксальной. Если я возьму больницу как «центр прибыли» – он будет тем более рентабельным, чем хуже мы будем лечить больных и чем больше они будут болеть. Если мы умрём раньше, то пенсионная система будет более рентабельной. Это всё я вижу на примере небольшой провинциальной деревни: поскольку врачи в больницах хорошо лечат больных, то больницу скоро закроют. Несмотря на протесты местных органов власти, пациентов, мэрии, демонстрации…

К чему же это всё приводит?

Я получила ответ на этот вопрос во время участия в экономическом Форуме в Ялте в 2020 году. Бывший министр обороны правительства Ципраса в Греции мне объяснил – всё это закрытие больниц, которое произошло также в Греции, все эти медицинские учреждения вместе с персоналом превратились в клиники искусственного оплодотворения, чтобы предоставлять международным клиентам искусственно созданных младенцев. Просто создают своего рода фермы.

И этот бывший министр сказал, что 70% этих медицинских учреждений управляется учреждениями, финансируемыми Джорджем Соросом.

Если в Европе рентабельность стала синонимом… мы говорим о европейском евгенизме. Надо реагировать на такое взятие заложников. Поскольку наблюдаются экономические операции, которые разрушают экономическую территорию.

Ивантер

Очень интересный доклад. Я всегда своих аспирантов спрашиваю: есть ли разница между глобализацией и американизацией.

Приведу пример, что есть реальная глобализация. Вчера после нашего семинара я читал стенограмму заседания президиума Госсовета России на Дальнем Востоке. Выступает губернатор Магаданской области. Магадан – это северная часть. Золотые прииски, когда-то – центр ГУЛАГа.

Говорит о здравоохранении. О чём говорила сейчас Элен. Что если исходить из рентабельности, то все больницы и пункты нужно закрыть в Магадане. И приводит пример: умер главный врач больницы под Магаданом. Только потому, что в течение 4-х дней была нелётная погода и он не мог быть доставлен в сосудистый центр г. Магадана. А в его больнице не было специалистов и аппаратуры. Он говорит: вы деньги экономили, а человек умер.

Смотрите так же:  Как перенести слово «развестись». Развод перенос

Это очень похоже на то, что происходит во Франции. Это, значит, глобализация, если в Магадане то же, что во Франции.

Дурные последствия глобализации – они как-то одинаковы.

Но объективно – можно назвать это глобализацией, дело не в терминах – моя взрослая жизнь разделена на 2 части. 30 лет я прожил в автаркической системе. И 30 лет в свободной системе. Нельзя сказать однозначно… Это разные жизни. Большинство россиян не хочет возвращаться в ту систему. Не то, чтобы они в восторге от этой, но туда – не хотят.

В некотором смысле произошла реальная интеграция в человеческом измерении России и Европы.

Вы говорите о санкциях. Большинство людей в Росссии не имеет отношения к санкциям. Мой друг, академик Глазьев не имеет возможности поехать в Париж… но для остальных такой проблемы нет. Когда говорят: безвизовый режим… Я, например, противник безвизового режима с Европой. Сейчас в Европе много разных людей, которых мы не хотели бы видеть в России. У нас своих таких хватает, больше не нужно.

В действительности для нормального человека никаких санкций нет, и это результат глобализации. Это одна часть. А поведение наших денежных и финансовых властей – это больше похоже на американизацию, чем на глобализацию.Трудно объяснить, что они делают.

То, что эта проблема, абсолютно так же актуальна в России – это наверно, глобализация…

Очень важная проблема суверенитета. Мы с академиком Порфирьевым задумали исследовательскую работу – не знаю, получит ли она финансирование… Проблема экономического суверенитета. Где границы? Что это такое? Учитывая, что отделение РАН, где мы работаем – это отделение общественных наук, и в него входит мой друг Жак – включает в себя не только экономистов, но и социологов, психологов, философов, юристов. Мы пытаемся интегрировать такие направления.

Мне кажется, что очень ценно достижение Элен, что она привела Анри на наш семинар. Если наш коллега согласится участвовать в наших семинарах, это было бы для нас очень важно и интересно.

Сапир

Уточню немного лексику. Есть экономические отношения между странами (или городами-государствами), существуют уже 3000 лет. Римляне отлично знали о существовании Китая, у них были с ним даже торговые отношения. Думаю, нужно различать контакт с другими странами и цивилизациями и концепт глобализации, появившийся в конце прошлого века.

Эта концепция была развита в связи с вхождением Китая в этап нормальных отношений с США и СССР. Это связано также с распадом СССР.

Эта концепция очень связана с Вашингтонским консенсусом. Так называемая глобализация – попытка распространить Вашингтонский консенсус на все страны. Это создаёт даже проблемы на уровне ВТО. ВТО парализовано уже 10 лет – Индия и другие развивающиеся страны отказываются от новых соглашений в рамках ВТО, поскольку считают, что эти новые соглашения угрожают их безопасности.

Должен сказать, что развитие многосторонних договоров (JEFTA с Японией) – ответ на паралич ВТО. Не надо путать нормальные международные отношения и глобализацию.

Проблема суверенитета. Международное право появилось на свет на основе права народа, но для Гроссиуса термин «народ» означал государство. Идея заключалась в том, что все народы имели одинаковые права и не могли претендовать на больше прав, чем другие. Понятие суверенитета отсылает к более древним понятиям, чем у Гроссиуса, к Эпохе Возрождения.

Понятие суверенитета требует наличия политического корпуса. Нет суверенитета в общем, есть суверенитет государства или народа. Для римлян народ является политическим корпусом, а не демографическим! «Народ и плебс» – было такое выражение. Суверенитет в Риме принадлежал «народу и плебсу» в комплексе.

Суверенитет определяется двумя атрибутами:

  • Возможность принимать законы на определённой территории.
  • Полномочия принимать решение о чрезвычайном положении, о состоянии, когда приостановлено отправление власти, чтобы вернуться к более нормальной ситуации, когда будет восстановлена законность.
  • Проблема конституционного права в том, что оно нацелено на нормальную организацию общества, но в нём должны быть также предусмотрены чрезвычайные ситуации. Мы видим сегодня, что есть конфликт по вопросу суверенитета в концепции ЕС. Что такое ЕС? Союз стран, что записано в юридических статутах ЕС. Это оправдывает то, что европейские чинновники не платят налоги в своей стране. ЕС рассматривается как аналог объединённых наций. Или же это формирующееся федеральное государство?

    Сегодня – ни то, ни другое. Отсюда возникает очевидная проблема суверенитета государств.

    Эта проблема – невозможно продвинуться к федеральному государству, поэтому её придется решать.

    Экономический суверенитет – это форма проявления общего суверенитета. Гос-во может принимать законные акты, которые будут применяться в экономике. Встаёт вопрос соотношений между этими законами и международными соглашениями. Международные соглашения не могут преобладать над суверенитетом наций – поэтому они всегда ограничены сроком действия и любая подписавшая его сторона может из него выйти. В реальности рамки международного права признают приоритет суверенитета над международным правом.

    Встаёт проблема экономической эффективности. Если вы подписываете соглашение – вы надеетесь, что оно будет применяться. Соглашение, которое сразу начинает пересматриваться, уже не является соглашением. На практике мы видим, что подписанное соглашение носит достаточно ограничительный характер. Ограничительный, потому что в экономическом плане полезно, чтобы они такими были. Но не потому, что в юридическом плане есть какой-то международный суверенитет, который будет преобладать над национальным. Экономический суверенитет надо рассматривать проблему на стыке юридических проблем и экономических проблем эффективности, предполагающих что нужно поддерживать определённую последовательность, чтобы агенты могли организовывать свои будущие действия.

    СОВРЕМЕННЫЙ ПАЦИЕНТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    В статье предпринята попытка выявить основные характеристики современного статуса пациента на основе российских и зарубежных материалов. В настоящее время пациент играет активную роль не только в процессе получения медицинской помощи, но и в вопросах политики и организации здравоохранения. Он обладает многими правами и способами их защиты. Существует множество пациентских организаций национального и международного уровня, их авторитет и влияние возрастают. Глобализация влияет на состав пациентов. Она облегчила трансграничное передвижение и привела к развитию медицинского туризма и усилению миграции. Состав пациентов становится более разнообразным по национальной и этнической принадлежности и по культурным и языковым особенностям. Это породило новые требования к подготовке медицинских кадров и деятельности служб здравоохранения. Глобализация также усиливает социально-экономическое неравенство среди пациентов, что осложняет доступность качественной медицинской помощи населению. Основные черты современного пациента нужно изучать и анализировать на всех уровнях, чтобы создавать важную основу для успешного планирования, реформирования и развития здравоохранения. Концепция ключевой роли пациента в здравоохранении пользуется в настоящее время широким признанием и распространением. Она содержит представление о том, что организация медицинского обслуживания населения, структура и кадровый состав служб здравоохранения, их функции и выдвигаемые требования к знаниям, умению и уровню подготовки персонала определяются прежде всего потребностями пациентов, их составом по характеру патологии, возрасту, социально-экономическому положению, культуре и предпочтениям. Со спецификой медицинских потребностей и возможностей различных групп пациентов исторически было связано, например, произошедшее в прошлом разделение служб здравоохранения на сельские и городские, выделение ведомственных медицинских учреждений, появление женских и детских консультаций и поликлиник. В последние десятилетия, когда обострилась проблема финансирования здравоохранения, утвердился принцип «деньги следуют за пациентом». Он показывает, что от частоты выбора пациентами определенной службы здравоохранения в значительной мере, а порой и целиком, зависит ее финансовое благополучие и само существование. Отсутствие или недостаток числа пациентов ведут к банкротству. Отсюда проистекает необходимость конкуренции и постоянной борьбы поставщиков медицинской помощи за привлечение пациентов.

    Издание: Проблемы социальной гигиены и история медицины
    Год издания: 2013
    Объем: 5с.
    Дополнительная информация: 2013.-N 6.-С.6-10. Библ. 12 назв.
    Просмотров: 50

    Секция «Проблемы сохранения и изучения родных языков, литератур и культур в условиях глобализации»

    Секция «Проблемы сохранения и изучения родных языков, литератур и культур в условиях глобализации»

    Секция «Проблемы сохранения и изучения родных языков, литератур и культур в условиях глобализации» XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»

    • современная социолингвистическая ситуация в РФ;
    • роль родных языков в сохранении этнокультурного наследия народов РФ;
    • фольклор народов РФ объект мирового культурного наследия;
    • исторический опыт преподавания родных языков и литератур народов РФ;
    • сохранение языков коренных малочисленных народов РФ;
    • формирование современной образовательной среды для изучения и преподавания родных языков и литератур народов РФ;
    • современные методы преподавания родных языков и литератур народов РФ;
    • проблемы лингвоэкологии и смертности языков;
    • русский язык и другие языки народов РФ: проблемы взаимовлияния и взаимообогащения.

    Участие в секции очное.

    Для участия в секции «Проблемы сохранения и изучения родных языков, литератур и культур в условиях глобализации» XXVI Международной научной конференции «Ломоносов» необходимо направить заявку и тезисы доклада через электронную систему регистрации.

    Требования к оформлению тезисов (раздел «Общие требования к оформлению тезисов для секций с загрузкой Word-файла»).

    Трансформация парадигмы права в условиях глобализации

    Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступам к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциал. Право также вовлечено в эти макросоциальные тренды. Нарастает степень интеграции национальных правовых систем в единую систему юридических норм и институтов, положения международно-правовых договоров все чаще приобретают прямое действие в национальных правопорядках, внутригосударственное регулирование интернационализируется.

    Особую роль начинают играть правила, разрабатываемые международными организациями, нормы корпоративного права транснациональных субъектов мировой экономики, наднациональные экономические и финансовые правила деятельности государств и макроэкономических структур, межгосударственных союзов. В связи со сказанным обсуждение векторов современного государственно-правового развития в ключе философии, социологии, психологии представляется насущно необходимым и в перспективе может способствовать совершенствованию юридической доктрины и практики.

    Участники дискуссии во главе с модератором Александром Савенковым директором Института государства и права Российской академии наук собираются обсудить сразу несколько вопросов:

    1. Противоречия между национальным и международным правом: возможно ли преодоление? Если да, то какие институты качественнее всего могли бы выполнять эту функцию? Какие теоретико-методологические основания для такого рода деятельности может предложить современная правовая наука?
    2. Имеет ли смысл для оценки качества правовой системы привлекать методы и критерии, построенные на ценностях, чье содержание либо само может быть поставлено под вопрос (т.н. «верховенство права»), либо является следствием крайне упрощенного понимания задач и функций современного государства? В какой степени вообще измеримо качество правовых регуляторов?
    3. Содержание понятия «суверенитет государства»: как оно меняется в связи с транснациональными сырьевыми, информационными и человеческими потоками, деятельностью международных организаций?
    4. В какой степени возможна и желательна политико-правовая модернизация России, в условиях, когда страна постоянно испытывает влияние чуждых нашему обществу идей и принципов? Какими должны быть оптимальные модели государственно-правового развития, аутентичные социокультурному контексту, в котором реально существует российское общество?
    5. Глобализация как причина изменения ключевых параметров правопорядка: конвергенция семей континентального и общего права, широкое распространение «мягких» правовых регуляторов, не обеспеченных прямым принуждением, рост значения международных судебных органов и пр.
    6. Новые международно-правовые регуляторы, их источники и специфика применения: международное налоговое право, международное административное право.
    7. Влияние глобализации на систему функций государства (появление новых функций, таких как экологическая; модернизация традиционных функций, таких как налогообложение и пр.).
    8. Идеология антиглобализма: в чем заключаются ее ценностные основания, какое влияние она оказывает на современный дискурс о государстве и праве?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *