«Ст. 34. Запрещение детского труда. Лица моложе 15 лет, а также те, кто подпадает под действие положений Ст. 13 Закона от 13 июня 1969 г. (N 24) «О базовом школьном образовании», обязаны посещать школьные занятия. Эти лица не могут быть приняты на работу, предусмотренную положениями данного закона, за исключением случаев, оговоренных в Ст. 35.

Ст. 35. Исключения. Несмотря на положения Ст. 34:

(а) лица, достигшие 13 лет и старше, могут привлекаться для выполнения легких работ, не причиняющих какого-либо ущерба здоровью, развитию или школьному обучению. Инспекция труда определяет виды деятельности, которые могут подпадать под действие данного положения. Выполняя свои задачи в этом направлении, Инспекция труда может принимать положения, определяющие продолжительность рабочего дня и условия труда;

(б) лица, достигшие 15 лет и старше, еще не завершившие обязательного школьного образования, могут приниматься на работу, не причиняющую ущерба их здоровью, развитию и школьному образованию. Инспекция труда определяет виды деятельности, в рамках которых допускается трудоустройство несовершеннолетних лиц с учетом данного положения. Инспекция также устанавливает правила относительно продолжительности рабочего дня и условий труда;

(в) лица, достигшие 14 лет и старше, могут трудоустраиваться в рамках стажировочных программ при условии, что выполнение соответствующих трудовых обязанностей не будет наносить какого-либо ущерба здоровью или развитию этих лиц. Стажировочные программы такого рода должны утверждаться соответствующими образовательными властями. Условия привлечения учеников для выполнения тех или иных видов трудовой деятельности могут предписываться Инспекцией труда;

(г) при условии согласия Инспекции труда лица, моложе 15 лет, а также лица, получающие обязательное школьное образование, могут привлекаться к тем или иным видам трудовой деятельности, связанным с производством кинофильмов, театральных постановок и иных представлений, не причиняющих какого-либо ущерба их здоровью, безопасности, развитию и школьному образованию.

«Ст. 43. Запрещение детского труда

(1) Никто не вправе нанимать на работу ребенка,

(а) которому не исполнилось 15 лет, или

(б) возраст которого ниже минимального возраста для получения обязательного школьного образования, установленного законом (если этот возраст равен 15 годам или старше)»

«Ст. 180. Возраст для трудоустройства . Запрещается нанимать на постоянную работу лиц, которым не исполнилось 15 лет.

Школьники, достигшие 13 лет и старше, могут привлекаться для выполнения работ, не наносящих какого-либо ущерба их здоровью, развитию или школьному образованию, с разрешения родителей или лиц, их опекающих. Перечень видов деятельности, в рамках которых запрещено привлекать школьников моложе 15 лет, утверждается Советом министров. «

«Ст. 23.8. Дети не могут наниматься на предприятие, даже в качестве учеников, до 14-летнего возраста, за исключением отступлений, предписываемых подзаконными актами.»

[Кот-д’Ивуар, Кодекс законов о труде 1995 г.]

«Ст. III.- Детский труд

Ст. 99 Дети не могут наниматься на предприятие, даже в качестве учеников, до 14-летнего возраста, за исключением случаев, предписываемых декретом, после распоряжения консультативной комиссии по труду с учётом местных условий и задач, которые могут от них требоваться.

Декрет устанавливает характер работ и категории предприятий, запрещённых для молодых людей и предельный возраст, к которому применяется запрет.

Ст. 100 Инспектор по труду может потребовать освидетельствования детей дипломированным врачом, чтобы проверить, что порученная им работа не превышает их сил. Это требование правомерно по просьбе заинтересованных лиц.

Ребенок не может оставаться на должности, признанной превышающей его силы, и должен быть назначен на подходящую должность. Если это невозможно, контракт с ребенком должен быть расторгнут с выплатой выходного пособия.»

«Ст. 104. При использовании труда лиц моложе восемнадцати лет должны учитываться их возраст, состояние здоровья и физическое развитие.

Ст. 105. Запрещается использование труда лиц моложе восемнадцати лет на опасных и вредных для здоровья работах.

Однако, допускается использование труда несовершеннолетних, достигших шестнадцати лет в том случае, если полностью гарантировано обеспечение их здоровья, безопасности и морали, и они получили соответствующее образование или специальную техническую подготовку в определенной отрасли.

Виды использования или работы, к которым применяется настоящая статья, определяются положениями настоящего кодекса на основе предварительной консультации с Высшим советом по труду.

Запреты и ограничения, относящиеся к занятости несовершеннолетних, не применяются к труду, осуществляемому в средних образовательных, профессиональных или технических школах, или других учебных заведениях.

Ст. 106. Опасными работами считаются те, которые могут вызвать смерть или причинить непосредственные серьезные повреждения трудящемуся. Выводы об опасности, которая заключается в таких работах, могут основываться на их характере или виде материалов, которые используются, обрабатываются или получаются, или виде отходов, которые эти материалы оставляют, или обращении с воспламеняющимися или взрывчатыми, вызывающими коррозию веществами, или накоплении в любой форме, которое имеет место в этих веществах.

Опасными работами считаются, например, следующие:

a) Смазка, чистка, осмотр или ремонт движущихся механизмов;

б) Любая работа, для которой используются автоматические пилы, циркулярные или ленточные; ножницы, гильотины, резцы, молоты и другие механические аппараты, обращение с которыми требует мер предосторожности и обладания специальными знаниями, за исключением инструментов, используемых на кухне, орудий производства на бойне или других подобных работах.

в) Подземные или подводные работы;

г) Работы, во время производства которых разрабатываются или используются взрывчатые, детонирующие, вредные или токсичные, или воспламеняющиеся вещества; и другие подобные работы;

д) Любые строительные работы и работы по слому, ремонту, консервации и другие аналогичные работы;

е) Работы в шахтах и каменоломнях;

ж) Работы в море, погрузочно-разгрузочные работы на дебаркадерах; и

з) Другие работы, указанные в законах, нормах техники безопасности и гигиены, коллективных договорах и соглашениях, индивидуальных договорах и правилах внутреннего трудового распорядка.

Ст. 107. Работа в барах, закусочных, бильярдных залах и других подобных заведениях считается опасной работой для несовершеннолетних моложе восемнадцати лет.

Ст. 108. Вредными работами являются те, которые по условиям, в которых они осуществляются, или по своему характеру могут причинить вред здоровью трудящихся; а также такие работы, при производстве которых вред может быть причинен видом используемых, обрабатываемых или получаемых материалов, или образующимися твердыми, жидкими или газообразными остатками, такие, как:

a) Те, которые представляют опасность отравления при обращении с токсичными веществами или веществами, которые их выделяют;

б) Любая промышленная операция, при выполнении которой выделяются ядовитые газы или пары, или образуются вредные выделения;

в) Любая операция, при выполнении которой выделяется опасная или вредная пыль; и

г) Другие виды работ, указанные в законах, нормах безопасности и гигиены, коллективных соглашениях и договорах, индивидуальных договорах и правилах внутреннего трудового распорядка.

Ст. 109. Для судебных или административных целей в случае сомнения относительно того, является ли работа опасной или вредной, следует обращаться к оценке данного вида деятельности, предоставляемой Генеральной дирекцией социального прогнозирования.»

«Ст. второй: Труд несовершеннолетних

Ст. 117. Запрещается использование труда:

1. несовершеннолетних моложе четырнадцати лет.

2. несовершеннолетних до пятнадцати лет, не окончивших начальную школу.

Ст. 118. Запрещается лицам моложе восемнадцати лет выполнение работ, которые по своему характеру или условиям, в которых осуществляются, являются опасными для жизни, здоровья или морали лиц, которые их выполняют, в частности, следующие работы:

1. Работы в клубах, закусочных и других местах, где отпускаются в розницу алкогольные напитки.

2. Перевозка пассажиров и товаров по шоссе, железным дорогам, авиационным транспортом, внутренним водным путям и работы на дебаркадерах, пристанях и складах.

3. Работы, связанные с выработкой, преобразованием и передачей электрической энергии.

4. Обращение с взрывчатыми или воспламеняющимися веществами.

5. Подземные работы в шахтах, каменоломнях, туннелях или аналогичных местах.

6. Обращение с веществами, механизмами или приборами, которые подвергают воздействию радиоактивности.

Положения парагр.ов 2.o, 3.o, 4.o и 5.o настоящей ст. не применяются к труду несовершеннолетних в профессионально-технических училищах при условии, что этот вид работы одобрен и находится под контролем компетентных властей.

Ст. 119. На сельскохозяйственных работах несовершеннолетние от двенадцати до пятнадцати лет могут использоваться только для выполнения легкого труда и не во время часов, отведенных для учебы в школе

Ст. 120. В равной степени запрещается работать лицам моложе восемнадцати лет:

1. в ночное время от шести часов вечера до восьми часов утра.

2. сверхурочные дни или во время выходных дней или национальных праздников или национального траура

Ст. 121. Договоры, относящиеся к труду лиц моложе восемнадцати лет, должны заключаться с участием родителей или их законного представителя. В случае их отсутствия договоры заключаются непосредственно заинтересованными несовершеннолетними с одобрением административного органа по труду.

Ст. 122. Для определения рабочего дня должны приниматься во внимание потребности несовершеннолетнего в учебе, и рабочий день не может превышать:

1. шесть часов в день и тридцать шесть часов в неделю для лиц моложе шестнадцати лет.

2. семь часов в день и сорок два часа в неделю для лиц моложе восемнадцати лет.

Ст. 123. Несовершеннолетнему старше двенадцати лет разрешается выполнять работу в качестве рабочего по дому на легких работах при наличии предварительного разрешения Министерства труда и социального благосостояния и выполнении положений ст. 119 относительно образования несовершеннолетнего.

Является обязательным для работодателя, у которого работает несовершеннолетний школьного возраста, отправлять его в учебное учреждение до тех пор, пока он, по крайней мере, не окончит начальную школу.

Ст. 124. Любой работодатель, который использует услуги трудящихся моложе восемнадцати лет, должен вести специальный журнал, в котором указывается в отношении каждого несовершеннолетнего:

1. Имя и фамилия, имя и фамилия родителей, опекунов или попечителей, если они есть

4. Вид выполняемой работы.

5. Количество часов работы.

6. Расписание работы.

7. Получаемая зарплата.

8. Уровень полученного образования.»

«Ст. 96. Минимальный возраст. На всей территории Республики устанавливается возраст в четырнадцать (14) в качестве минимального возраста для выполнения работы. Орган национальной исполнительной власти может на основании закона устанавливать минимальный возраст, кроме указанного предела, для опасных или вредных работ.

Первый парагр.: Лица, которые достигли минимального возраста, но моложе восемнадцати лет, не могут выполнять никакой вид работы, который явно запрещен законом.

Второй парагр.: В случае нарушения требования относительно минимального возраста для выполнения работы дети и подростки пользуются всеми правами, привилегиями и возмещением, причитающимися им в связи с работой.

Третий парагр.: Совет по защите может разрешить при определенных обстоятельствах, должным образом обоснованных, труд подростков ниже минимального возраста, причем выполняемая деятельность не должна ущемлять их право на образование, являться опасной или вредной для их здоровья или целостного развития, или явно запрещена законом.

Четвертый парагр.: Во всех случаях до выдачи разрешения подросток должен пройти комплексный медицинский осмотр, подтверждающий его здоровье и его физическую и умственную способность для выполнения работы. Также, необходимо узнать мнение самого подростка и, если возможно, мнение его родителей, представителей или ответственных лиц.»

[Венесуэла, Органический закон по защите ребенка и подростка 1998 г.]

Детский труд по новым правилам

Президент подписал изменения в Трудовой кодекс, которые касаются несовершеннолетних. Среди прочего им будет запрещено работать без письменного разрешения родителей, а в период учебы можно будет трудиться не более 4 часов в день. В кадровых агентствах говорят, что реальность более сурова: школьники работают больше положенного и, как правило, без гарантий оплаты. Куда берут детей на работу, сколько им платят и как оформляют — в сюжете экономического обозревателя «Вестей ФМ» Валерия Емельянов .

Лицам в возрасте до 15 лет сократили рабочий день на один час. Раньше они могли трудиться максимум 5 часов. Но это летом. А на период учебы, как и прежде, предельная нагрузка должна быть вдвое ниже, чем во время каникул. Еще одно важное изменение — это допуск к работе. Как и раньше, для тех, кому нет 18, нужно согласие родителей. Но раньше это правило можно было обойти, теперь в законе содержится норма — строго в письменной форме. Требования к самой работе — чтобы была не вредная для здоровья и не мешала учебе. Если посмотреть на вакансии, которые предлагают детям и подросткам, то они вполне вписываются в эти критерии, говорит руководитель сайта career.ru Ирина Святицкая:

«Раньше свою карьеру начинали с дворника. Это первая запись в трудовой книжке чаще всего встречается даже у известных ныне людей. Сейчас молодые люди начинают с других профессий. Чаще всего это промоутер, официант, помощник официанта, работа на кухне, посудомойщик».

Некогда популярная среди молодежи работа курьером уже перестала быть универсальной. Все чаще там требуются мужчины, способные таскать тяжелые заказы, имеющие водительские права и собственную машину. Если судить по открытым базам, то подавляющее большинство детских и подростковых вакансий — это реклама и продажи. На телефонах, на улицах, в торговых центрах, на выставках. В текстах вакансий, как правило, ни слова о трудовом договоре. Детей и подростков оформляют в штат крайне редко, признает руководитель пресс-службы Superjob Иван Кузнецов :

Смотрите так же:  Статья 13. Полномочия федерального правительства рф

«Понятно, что работодатель с ними заключать официальные отношения, скажем так, не будут спешить. Потому что это связано с соблюдением многих формальностей, необходимо, чтобы человек принес медсправку, что ему можно работать, также нужно предъявить согласие хотя бы от одного из родителей. Как следствие, больше всего подростков подрабатывают неофициально».

Фиксированного заработка частники обычно не предлагают, а те из них, которые чтут Трудовой кодекс, заплатят ребенку примерно втрое меньше, чем взрослому за тот же объем работы. Чаще всего школьники получают деньги на сдельной основе в зависимости от числа приведенных клиентов или проданных единиц товара. Но, несмотря на все эти сложности, у подростка без опыта есть шанс за лето заработать на какой-нибудь недешевый гаджет. Комментирует директор компании «Офис Лайн» группы АНКОР Юлия Анисимова:

«Здесь важно понимать, что мы ограничены по времени работы в данной категории сотрудников. То есть они работают не полный день, а некий временной отрезок, скажем, 4 часа в сутки. В целом разбег от 10-15 тысяч до 35 тысяч вместе с налогами — что сотрудник данной категории может получать».

Специалисты по кадрам говорят, что молодежь все чаще стремится искать подработку в офисах или по удаленной схеме (то есть на дому). Ручной и физический труд у школьников не котируется. Более того, дети в последнее время начали конкурировать со взрослыми в некоторых сферах занятости. Например, что касается компьютерных специальностей, то подростков вообще без какого-либо образования берут на те же зарплаты, что и выпускников вузов, рассказывает Ирина Святицкая :

«Сейчас огромное количество людей, которые родились с телефоном, планшетом и компьютером в руках. Они начинают программировать гораздо раньше наступления 18 лет. И для них есть предложения, потому что в первую очередь работодателям важна голова, особенно в сфере IT. Это суперпопулярно среди работодателей, и самые большие деньги начинающим платят именно там».

Судя по базам вакансий, юный программист может получать за свои полставки от 40 тысяч рублей. Правда, к соискателям предъявляют такие требования, что с учебой это никак не совмещается. Кстати, новая редакция закона упоминает такой вид занятости. Раньше ребенок мог работать в учебные месяцы, только если он реально посещает занятия. Теперь появилось уточнение, которое позволяет официально оформиться на работу тем, кто учится дистанционно, по своей собственной программе или решил вообще не получать никаких дипломов об образовании.

Популярное

«Украинцев продолжают кормить виртуальными победами»

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Ты когда-то слышал, чтобы кто-то на Украине из ее руководителей сказал, что ситуация ухудшается. Она там улучшается стремительными темпами последние 29 лет, просто все никак улучшиться до конца не может, но вообще предела совершенства нет. Поэтому, чем больше будут «улучшать», тем пышней будет выглядеть эта катастрофа».

Наша задача – сохранить классический русский язык

АРМЕН ГАСПАРЯН: «Та атака на русский язык, о которой сейчас говорит Владимир Владимирович Путин, это атака не на само по себе определение русского языка – это атака вообще на русскую цивилизацию как таковую! Русский язык просто в данном случае является средством коммуникации».

Украина сама себе создает трудности

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Поскольку Украина покупает российский газ как венгерский или словацкий, или еще какой-то, она его покупает дороже. А если она его будет покупать напрямую из России, она его будет покупать дешевле! И об этом Москва талдычит уже последний год, а то и полтора – что если восстановим прямые закупки, газ будет дешевле».

Нет детскому труду трудовой кодекс

«Проблемы использования детского труда в спорте, в модельном, рекламном и шоу-бизнесе»

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Цели и задачи моей работы:

Цели: заинтересовать нынешнюю молодежь в современной ситуации положения детей в обществе. Привлечь внимание людей к действительному ущемлению прав ребенка в мире и изложить непосредственные предложения на пути устранения недостатков в данной сфере, также проанализировать права ребенка во «Всемирной Конвенции ООН о правах ребенка».

Задачи работы: создать общее видение данной актуальной проблемы и выразить свое собственное мнение по этому вопросу, провести опрос и узнать мнение учеников моей школы.

Проблема: в нашем мире, к сожалению, учащается произвол со стороны взрослых по отношению к детям. Нередко взрослые люди пользуются наивностью, открытостью детей и используют их как ресурс для достижения собственных целей или заработка.

Методы исследования :

1. Использование информационных ресурсов:

Конвенция ООН о правах ребёнка (принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).

2. Исследование собственного видения проблемы

3. Работа с источниками:

Трудовой кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

«Проблемы использования детского труда в спорте, в модельном, рекламном и шоу-бизнесе»

1. Вступление.

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда была актуальна. Растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской опеки, высок уровень детской смертности и так далее. Еще одним важным вопросом в современном мире является использование детского труда, с целью получения прибыли заинтересованными в этом лицами и организациями.

Меня заинтересовала проблема использования детского труда в модельном и шоу-бизнесе, а также в спорте и рекламе после просмотра ряда телепередач, в которых обсуждалась эта тема. Я поняла, что она очень актуальна в наши дни. И сегодня многие девочки мечтают быть моделями, не подозревая о том какие сложности и трудности могут возникнуть при этом.

а) Конвенция о правах ребенка, о детском труде, как форме эксплуатации.

Здоровье и образование подрастающего поколения всегда являлось важнейшим приоритетом любого цивилизованного государства.

В статье 32 Конвенции о правах ребенка записано:

«Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию».

Что означает понятие детский труд?

Детский труд – это привлечение детей к работе различного типа на регулярной основе. ООН и Международная организация труда рассматривают детский труд как эксплуатацию.

В наши дни в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным. В прошлом детский труд был широко распространен, но после появления и признания концепции безопасности труда и прав детей области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе (кино, театр, эстрада), рекламе и спорте, в сфере услуг, на производстве и др. Но, к сожалению, в некоторых странах Африки детей вооружают и заставляют участвовать в боевых действиях.

б) Эксплуатация детского труда в спорте.

Все люди в целом привыкли воспринимать спорт как возможность достичь каких-либо высот среди человеческих возможностей. Действительно занятия спортом служат развитию физического здоровья и духа человека, появлению нравственных качеств личности, таких как упорство, сила воли, ловкость, настойчивость, целеустремленность. Это конечно же чрезвычайно важно для подрастающего поколения. Но есть и другая сторона. Спорт может вредить детям в таких ситуациях, когда ребенок слишком сосредоточен на достижении высоких результатов, для которых он готов осознанно совершать действия, наносящие вред его здоровью. Так как нельзя забывать, что спорт требует от человека очень большого напряжения, мобилизации всех ресурсов организма и колоссального терпения. Это все явный стресс для любого человека, а тем более для ребенка.

Я попыталась понять, какова мотивация вовлечения детей и подростков в «трудовую деятельность спортсмена»?

Во-первых, честолюбие родителей, которые, не учитывая возможностей организма собственных детей, мечтают о призовых местах, золотых медалях и безбедном будущем, обеспеченным трудом своего юного спортсмена.

Во-вторых, желание тренера оставить свой след в истории большого спорта с помощью своих учеников.

В-третьих, стремления самого юного спортсмена достичь определенных высот любыми способами.

По данным LSchmid (1962), заболевания сердечнососудистой системы составили 70% всех случаев смерти спортсменов.

Высокая ранимость сердечнососудистой системы спортсменов была подтверждена данными ученных, согласно которым смертность от сердечнососудистых заболеваний у них, по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, во всех возрастных группах до 64 лет оказалась выше. Эти данные уже много лет назад позволяли прийти к заключению о том, что спортсмены не только не являются исключением из правила об увеличении с возрастом опасности поражения сердца и смерти от этих заболеваний, но даже опережают по этим показателям лиц, не занимающихся спортом.

Годовые тренировочные нагрузки у юных спортсменов подчас намного выше, чем у взрослых, а длительность занятий спортсменов различного возраста и пола составляет 5-8 ч интенсивного труда. Это значит, что в юношеском спорте идет опасный процесс: в угоду экономической прибыли наблюдается массовая производственная эксплуатация детского труда, истощение резервов организма подрастающего поколения.

Но все, же нельзя не отметить, что спорт в умеренных дозах положительно влияет на организм. Учеными во всем мире доказано, что люди, которые занимаются спортом не профессионально, а любительски чувствуют себя намного лучше, реже болеют и обладают намного большей жизненной энергией, чем люди, которые не занимаются никаким видом спорта.

Вывод: необходимо тщательно контролировать соблюдение государственных стандартов в области физической культуры и спорта, учитывая возрастные возможности подрастающего поколения. А также самым главным аспектом должно быть укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни, воспитание подрастающего поколения и только потом стремление к спортивным высотам.

в) Использование детского труда в рекламном бизнесе, модельном и шоу-бизнесе.

Переход нашего общества к рыночным и экономическим отношениям полностью изменил приоритеты даже у молодого подрастающего поколения. Какая девочка в мечтах не представляет себя моделью, идущей по подиуму среди вспышек фотокамер, известных мировых дизайнеров, на обложках глянцевых журналов?!

Я провела небольшую анкету среди девочек 9-10 классов на тему «Хотела бы ты стать моделью?». Анализируя данные, я пришла к выводу, что 10% опрошенных хотели бы стать профессиональной моделью, 50% хотят попробовать себя в этой сфере, 25 % выразили несерьезность по поводу данной профессии, 15 % остались равнодушны.

На мой взгляд, в профессии модели нет нечего плохого и «модельным бизнесом» давно занимаются профессионально. Но если мы говорим об исключении из него труда несовершеннолетних!

Почему же использование труда несовершеннолетних в модельном, рекламном и шоу-бизнесе можно принять за эксплуатацию детского труда?

Мало кто из детей и их амбициозных родителей имеет представление о жестокости и законах модельного бизнеса:

век модели короткий, потому что молодость быстротечна. Психологическая травма, которую получает красивая девушка после «отставки» в работе остается у нее на всю жизнь.

модель постоянно жертвует своим здоровьем, т.к. держать форму позволяют изнурительные диеты, принятие специальных вредных препаратов для похудания следствием которых может стать страшное заболевание – анорексия.

дети жертвуют учебным временем, часто бросая учебу совсем.

подчас в жертву приносится и личная жизнь и все близкие люди.

Кто же виноват в том, что дети становятся товаром в большом круговороте денег?

На мой взгляд, прежде всего родители, которые хотят жить за счет заработка детей и не учитывают последствия ранимую психику ребенка. А также государство, которое понимает, что дети – это будущий потенциал России, но прикладывает недостаточно усилий по разработке законодательных мер о защите ребенка от использования его внешних данных в целях получения прибыли.

Я считаю, что следует ужесточить ответственность родителей за использование потенциала ребенка с целью наживы. Государству необходимо обязательно следовать принятым на себя обязанностям по соблюдению ст.32 (п.2) Конвенции о правах ребенка о наказании эксплуатации детского труда.

«Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

а) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

б) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

в) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи». Мировое сообщество и Российская Федерация в деле защиты детей от эксплуатации в различных сферах бизнеса и спорта.

Каждый седьмой ребенок в мире занят той или иной формой детского труда, наносящего ему моральный или физический вред. Общепризнано, что существует целый ряд причин для возникновения такого явления как детский труд: нищета, низкий уровень экономического развития страны, социальные причины и культурные традиции. Мировое сообщество уверено, что необходимо принять меры по исключению детского труда, исходя из защиты интересов ребенка.

В России обязанность защищать интересы детей принадлежит уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка (неофициально детский омбудсмен).

Смотрите так же:  Статья 28 ГПК РФ. Иск по месту пребывания истца

9 сентября 2016 года президент России Владимир Путин своим указом назначил Анну Кузнецову уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка. Об этом сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Кузнецовой 34 года. В 2010 году она создала фонд по поддержке семьи, материнства и детства «Покров», а в 2015 году — Ассоциацию организаций в защиту семьи.

12 июня отмечается Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда. Дата была установлена в 2002 году Международной организацией труда (МОТ) с целью привлечения внимания к развернувшемуся во всех странах движению за запрещение детского труда и в особенности его наихудших форм.

Россия также присоединилась к Конвенции «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» в 2003 году.

Необходимо упомянуть еще два первостепенных для государства законодательных акта – Семейный кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ.

В первом, в ст. 56 записаны важные для родителей слова:

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка». А в статье 265 Трудового кодекса РФ перечислены работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет:

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Заключение.

Если бы я имела возможность участвовать в законотворческом процессе, то в первую очередь я бы предложила:

— изучить и обобщить международный опыт борьбы с детским трудом;

— внести поправки в УК РФ, ужесточив наказания за вовлечение детей в деятельность, которая может принести вред их здоровью и нравственному развитию;

— четко прописать в ТК РФ, чем и при каких условиях могут заниматься 14-летние подростки, чтобы предприимчивые бизнесмены не использовали законодательство в своих целях;

— повысить ответственность родителей за эксплуатацию труда детей с целью решения собственных материальных проблем. — и, конечно же, обратиться к каждому, кому не безразлична судьба ребенка, не оставаться равнодушными, если ребенок нуждается в защите своих прав и интересов. Дети это будущее нашей страны, от того какими они вырастут будет зависеть какой станет наша страна. Я хочу, чтобы наша страна была сильной, могучей. А дети имели возможности воплощать все свои идеи и замыслы в жизнь без насилия со стороны взрослых.

Литература

1. Конвенция ООН о правах ребёнка (принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).

2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-Ф

Детский труд, статья №150 УК

Эксплуатация детского труда в нашей стране если и не является наиболее обсуждаемой, то точно может конкурировать как одна из самых острых в плане ответственности. И ответственность эта в первую очередь лежит на работодателе, который по незнанию законов по использованию труда ребенка, может быть привлечен к ответственности как административной, так и в ряде случаев даже уголовной.

Поэтому если Вы на своем предприятии, организации и помогаете школьникам подзаработать, то должны четко знать все правовые аспекты, касательно того, что им можно делать по закону, а от чего лучше поостеречься. Освещением данного вопроса мы и займемся в сегодняшней статье.

Законодательная характеристика труда несовершеннолетних

Согласно букве закона, вопросы связанные с эксплуатацией детского труда регламентирует статья 150 Уголовного кодекса. В ней в частности говорится об основных правилах использования труда несовершеннолетних и их ответственности по ряду случаев.

На практике же, вопросы с вязанные с несовершеннолетними решаются на основании 3х правовых источников:

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  1. Положение «Об образовании».
  2. Трудовой кодекс РФ, статьи связанные с трудом несовершеннолетних.
  3. Права ребенка.
  4. На основании этих источников и делается вывод о законности тех или иных мер по отношению к несовершеннолетним. В частности если рассматривать труд школьника в периоды уборки школьной территории, то можно заметить отсутствие на то правовых оснований. В частности в законе говорится, что любой школьник в праве пропустить ремонтные работы в классах или в садово-парковой зоне, если таковые работы не включены в образовательный процесс, как например уроки технологии.

    Закон также регламентирует тот факт, что любые работы, даже с согласия ученика школы, должны им выполняться только при наличии письменного разрешения родителей.

    Как закон смотрит на привлечение к работе с 14 лет?

    В законодательном плане, работодатель в праве привлекать к труду несовершеннолетних с 14 летнего возраста. При этом за подростком закрепляется особый статус работника и налагаются определенные правовые правила, которые должны быть учтены работодателем и отступление от них преследуется по закону.

    Согласно трудового законодательства, протяженность рабочего дня для 14-ти летнего работника не может превышать 18 часов в неделю. Кроме того, закон защищает подростков от выполнения следующих работ:

  5. Связанных с тяжелым физическим трудом, увеличивающие риск получения травм.
  6. В ночное и сверхурочное время.
  7. В праздничные и выходные дни.
  8. Как быть с привлечением к труду детей с ограниченными способностями?

    Трудоустройство людей с ограниченными особенностями, в принципе острая тема в нашей стране. Что говорить о детях, с различными нарушениями, не позволяющими им выполнять определенные функции.

    В законодательном плане для таких детей, работодатель должен соблюдать требования еще жестче, нежели со всеми подростками. В настоящее время привлечение к труду детей-инвалидов, связано прежде всего с реабилитационными мерами, позволяющими человеку пройти социологическую реабилитацию, больше приспособиться к окружающим ее людям. Говорить в данном случае о реальной трудовой практике не приходится, т. к. как в данном случае придется не только создавать определенные условия на рабочем месте, но и в целом менять рабочий процесс предприятия, ориентируя его под детей с ограниченными способностями, как это принято в той же Европе.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.
    • Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

      Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

      Привлечение детей к труду в школе

      Большинство современных школ активно используют детский труд в виде дежурства по классу и школе, летней трудовой практики и т.д. Что же такое детский труд в школе: атавизм советских времен или важный педагогический метод трудового воспитания современного подрастающего поколения? Каким образом действующее российское законодательство регулирует труд детей в школе? Кто и на каких условиях может быть привлечен к школьному труду?

      В советский период школы приветствовали использование детского труда, поскольку он являлся одним из методов патриотического воспитания. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе изменились, что нашло свое отражение в законодательстве. На сегодняшний день использование детского труда регулируется Законом «Об образовании» (ч. 4 ст. 50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (п. 50), постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, утвержденные постановлением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 г.

      Согласноч. 4 ст. 50 Закона об образовании и п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

      Таким образом, важнейшим условием привлечение ребенка к труду в школе является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).

      Есть другой способ «узаконить» участие детей в дежурстве или летней трудовой практике: принять соответствующее решение на собрании представительного органа школы (например, совета общеобразовательного учреждения, если такой имеется) – органа управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).
      Если положение о дежурстве и летней практике есть в школьном Уставе или представительным органом школы, то об этом должны быть в обязательном порядке извещены учащиеся и их родители.

      В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен. И в этом случае совершенно не важно, оказывалось ли на ребенка психическое или физическое воздействие или нет.
      В случае же, если будет доказано, что к ребенку применялись меры принуждения, виновные лица должны быть привлечены к дисциплинарной и (или) уголовной ответственности.

      Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике.

      Если же сотрудники школы продолжают принуждать ребенка к так называемому «общественно-полезному» труду, либо способствуют созданию дискриминационных условий для лиц, не давших добровольное согласие на труд, можно обратиться с жалобой в районный отдел образования или прокуратуру.

      Если же добровольное согласие на труд у школы имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.

      А как же уроки труда?

      Обратим внимание на формулировку ч. 14 ст. 50 Закона «Об образовании». Запрещается привлечение обучающихся образовательных учреждений без их согласия к любому труду, не предусмотренному образовательной программой.

      Согласно п. 6 ст. 9 Закона «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

      Занятия по трудовому обучению необходимо проводить согласно учебной программе (плану), а учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.

      Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, например, пошив спецодежды для технического персонала школы или ремонт школьной мебели или техники, то все, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, опять же с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.

      Эксплуатация детского труда: мировая практика или мировое преступление?

      Во всём мире, если брать за основу данные МОТ, трудится приблизительно 200 – 250 миллионов детей. Многие из них работают в тяжелейших, вредных условиях, по принуждению либо просто потому, что иначе невозможно. Что касается России, точные данные на этот счёт отсутствуют, хотя приблизительная цифра – 6 миллионов. Такое деяние подпадает под категорию преступлений против личной свободы (равно как лишение воли, торговля людьми и др.)

      Особенности злодеяния

      Теоретически дети в России защищены от насилия, эксплуатации и других незаконных действий. Практически всегда кара за преступление более сурова, если жертвой стал несовершеннолетний.

      Однако информация по эксплуатации детей буквально рассеяна по самым разным кодексам. И далеко не всегда нарушителей ждёт хоть сколько-нибудь весомое наказание.

      Нормы законодательства

      Международные конвенции

      Существует важный международный документ, который ратифицировали полторы сотни стран. Это Конвенция 1989 года, посвящённая правам детей (принята Генеральной Ассамблеей ООН), в том числе и право ребенка на защиту от эксплуатации.

      Сразу в нескольких статьях (например, 19, 32) говорится о запрещении детской эксплуатации. Государства-участники обязаны принять меры, чтобы защитить детей, организовать надлежащий надзор, а также обеспечивать реабилитацию жертв эксплуатации.

      Российская Федерация

      В законах России можно назвать несколько ключевых норм:

      1. 37-я статья Конституции говорит о свободе труда, недопустимости принуждения в этой сфере. Труд должен проходить в должных условиях, включая достойную оплату.
      2. Федеральный закон №124-ФЗ (принят в 1998 году) гарантирует детям-работникам льготы, отпуска и сокращённое рабочее время. Об этом говорится в 11-й статье.
      3. Закон №273-ФЗ, в котором говорится об образовании в РФ, говорит о недопустимости привлечения ребёнка к труду вне программы учебного заведения (п. 4 34-й статьи).
      4. Во многих статьях ТК РФ говорится об особенностях принятия на работу несовершеннолетних, оплате их труда и прочих нюансах.

      Также в последнее время идет речь о внесении поправок в статьи УК РФ с цеью урегулирования проблемы эксплуатации детского труда.
      Теоретически всё очень даже хорошо. На практике ситуация совершенно иная.

      Состав преступления

      В Уголовном кодексе нет определённой статьи, которая посвящалась бы отдельно эксплуатации детей. Соответственно невозможно говорить и о составе преступления.

      В некоторых случаях возможна квалификация по статье 127.1, если эксплуатация сопровождается похищением человека. В примечании к этой статье говорится о рабском труде либо услугах, подневольности, различных сексуальных принуждениях (об этом подробнее далее).

      Виды и формы эксплуатации детского труда в России

      Самая распространённая ситуация – это поручение какой-либо работы детям младше шестнадцати лет. Дети разносят рекламную продукцию по квартирным почтовым ящикам, раздают листовки на улицах.

      Чаще всего это продолжается долгие часы, сопровождается многокилометровым хождением пешком, и оплачивается порой мизерными денежными суммами. Но не исключается и обман, когда детям под различными предлогами просто отказывают в оплате.

      Что ещё делают дети? Помогают родителям торговать, убирать территории и помещения.

      Можно говорить и о неком виде эксплуатации детского труда в школе, когда малышей заставляют убирать ее территорию и переносить вещи из одного кабинета в другой.

      Далее мы расскажем о том, как происходит расследование преступлений, связанных с детским трудом или эксплуатацией ребенка.

      О ночных видах эксплуатации труда ребенка смотрите в следующем видео:

      Методика расследования

      МОТ отмечает: проблема детского труда в России часто игнорируется, оценивается неверно и потому не решается. Часто в этом виноваты родителей детей.

      Когда в семье подрастает дочка или сын, её (его) часто поощряют к устройству на работу/подработку. Если дело находится, чадо становится буквально героем.

      Однако многие родители не принимают никаких мер, если их детей обманывают недобросовестные работодатели. Одни отговариваются распространёнными словами вроде «жизнь у нас такая», другие буквально вынуждены выживать. Кто-то просто не желает «связываться», не умеет правильно оформить жалобу. Есть и те, кто глубоко равнодушен к своим детям.

      О преступлениях заходит речь только в самых серьёзных случаях. Например, когда сами родители продают своих детей «на органы» или в подпольные публичные дома/порнографические киностудии.

      Уголовная ответственность

      Никакой специфической уголовной или другой ответственности за эксплуатацию ребёнка в чистом виде не установлено. Положение дел на рынке труда в России складывается так, что многие люди бесправны и почти не имеют возможности себя защищать.

      Сформулировать ситуацию проще всего так: «Не нравится? Уходи и не работай, найдём других, более сговорчивых и не таких требовательных». Это относится и ко взрослым, и к детям.

      Действия сексуального характера

      В 34-й статье международной «детской» Конвенции говорится о том, что ребёнок должен быть защищён от совращения или эксплуатации сексуального характера. Это означает запрет на проституцию, порносъёмку, склонение/принуждение в сексуальном плане.

    • В случае сексуальной эксплуатации детей и подростков нормы статей УК РФ несколько жёстче. Показательна в этом плане уже упомянутая статья 127.1 (рассматривается отдельно).
    • Если ребёнка принуждают к проституции, это уже 240-я статья УК. Тюремный срок при этом может исчисляться тремя – восемью годами. Плюс ограничение свободы (один – два года) и возможный запрет на занятие определённых должностей/некоторые виды деятельности (в пределах пятнадцати лет).
    • Наконец, в 242.1 УК РФ говорится об изготовлении порнографических материалов с привлечением несовершеннолетних. Особо квалифицированным такое преступление признают, если пострадают дети младше четырнадцати лет.

    Очевидно, что сфере детской эксплуатации законодательство России ещё требует разработки новых норм и корректировки существующих. Только в этом случае каждый ребёнок будет по-настоящему, в должной мере защищён.

    Весьма познавательный и полный материал по вопросу преступления сексуальной эксплуатации детей рассмотрен в следующем видеосюжете:

    Могут ли детей привлекать трудовой практике в школе?

    Главная > Консультации > Омбудсмен > Могут ли детей привлекать трудовой практике в школе?

    Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.

    Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

    Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

    Ответ можно найти в ФЗ «Об образовании в РФ», который не обязывает обучающихся проходить трудовую практику.

    Школьники имеют право на посещение мероприятий по своему выбору, которые проводятся в образовательном учреждении (ст.34 Закона). Привлечение обучающихся без их собственного согласия, без согласия их родителей/законных представителей к труду, не предусмотренному образовательной программой — запрещается. Поэтому прежде, чем привлекать обучающегося к работе следует оповестить его родителей/законных представителей о том, что обучающийся может быть привлечен к трудовой практике. В данном случае необходимо их письменное согласие. Принуждать детей к труду в школе без их согласия и согласия их родителей является незаконным. Решение о добровольной помощи во время трудовой практики или решение об устройстве на работу несовершеннолетний обучающийся может принять только с согласия родителей и с учетом своего мнения. Это означает, что если трудовая практика не предусмотрена Уставом или образовательной программой какого-либо предмета, то к ней привлекаются учащиеся по добровольному согласию, соблюдая законодательство по охране труда несовершеннолетних.

    Если отдельные виды трудовой практики предусмотрены Уставом школы или образовательной программой, то они являются обязательными и не требуют письменного согласия родителя. Такими видами деятельности могут быть работы на уроках труда. Например, работа на различных станках, пошив различных изделий, приготовление пищи и т. д. В данном случае труд — это составная часть учебного процесса. Выполнение такой трудовой деятельности не должно быть противопоказано учащемуся по медицинским показаниям. Для того, чтобы интересы всех участников образовательного процесса были соблюдены по введению в школе трудовой практики необходимо привлечь общественный орган управления школой, такой как Управляющий совет или вынести данный вопрос на общее родительское собрание.

    Учитывая мнение управляющего совета, школа может разработать локальный акт (Положение о летней практике), который будет регламентировать продолжительность работ, возможных формах и характере выполняемых работ, периода работ и т. д. во время летней практики обучающимися.

    Какие работы могут выполнять обучающиеся без ущерба и опасности для здоровья?

  9. уборка школьных помещений;
  10. уборка территории школы, работы на земельном участке (вскапывание земли, посев семян, обрезка кустарников и деревьев, формирование клумб и т. д.);
  11. мелкие ремонтные работы;
  12. уборка территории от мелкого мусора;
  13. мелкий косметический ремонт, то есть любую посильную добровольную помощь.
  14. К работе во время летней практики привлекаются только здоровые обучающиеся. Обучающиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья освобождаются от прохождения практики. Обычно время, которое обучающиеся могут потратить на прохождение практики в день от 1.5 до 3 часов. Строго определенных нормативов времени не существует. Немаловажно проинструктировать обучающихся о правилах безопасности во время прохождения трудовой практики, а также напомнить о важности соблюдения всех требований руководителя летних практических работ.

    Работа в школе во время трудовой практики — это безвозмездная работа, которая не влечет за собой возникновение трудовых отношений. В школе использование принудительного детского труда запрещено, но несовершеннолетние обучающиеся имеют право устроиться на работу. При этом трудовое законодательство защищает несовершеннолетних детей, ограничивая их во времени, которое они могут уделять работе и видах работ, на которые они могут быть привлечены.

    Закон предусматривает возможность для обучающихся совмещать получение образования с работой, если это не наносит ущерб освоению образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана (п.27 ст.34 Закона). Трудовое законодательство выделяет несовершеннолетних в особую категорию работников, для которых устанавливается и минимальный возраст приема на работу, и специальные требования к максимальной продолжительности рабочего дня. Возраст, с которого несовершеннолетний может быть принят на работу — это 14 лет, но при условии, что есть согласие родителя, работа не мешает учебе, работа является легкой для ребенка (ст. 63 ТК РФ).

    Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

    Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

    • тяжелые работы;
    • работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию;
    • работы с вредными или опасными условиями труда; сверхурочные работы;
    • работа в ночную смену;
    • работа в праздничные и нерабочие дни.
    • Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

      Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I–VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:

    • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
    • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.
    • В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

      Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

      Смотрите так же:  СанПиН 4630-88. Требования к сточным водам санпин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *