Новые правила ОСАГО. Что изменится для водителей в апреле

В России с начала апреля вступают в силу сразу несколько нововведений, связанных с оформлением полиса ОСАГО.

Расчет КБМ

С 1 апреля вступает в силу указание ЦБ в части изменения системы присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) — при расчете цены полиса ОСАГО он дает скидку за езду без ДТП и, наоборот, надбавку за совершенные аварии. КБМ больше не будет обнуляться при перерыве в вождении, как это было ранее, — теперь скидка сохранится. Кроме того, этот коэффициент будут назначать водителю раз в год, 1 апреля, и в течение года пересчитываться он не будет. То есть если водитель 1 мая устроит аварию, а 1 июня решит купить полис ОСАГО — КБМ ему установят по состоянию на 1 апреля, и изменится он только 1 апреля следующего года.

Если на 1 апреля 2020 года у автовладельца в базе Российского союза автостраховщиков (РСА) будет числиться несколько коэффициентов «бонус-малус» (например, если человек вписан в несколько разных полисов), то ему присвоят наименьший из них. Такой подход позволит избежать задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, отмечали ранее в ЦБ. Юрлицо получит единый КБМ для всех машин в автопарке.

Максимальный КБМ составляет 2,45, то есть увеличивает стоимость полиса в 2,45 раза, минимальный — 0,5, то есть соответствует скидке в 50%.

Системы гарантирования

Также с 2 апреля водители получат возможность выбирать страховщика в системах гарантирования продаж ОСАГО — «Е-Гарант» (при покупке полиса онлайн) и «Единый агент» (при покупке бумажного полиса). Решение о модернизации систем гарантирования было принято внеочередным общим собранием Российского союза автостраховщиков в конце 2020 года.

Система «Единый агент» работает с августа 2016 года и обеспечивает бесперебойность продаж бумажных полисов ОСАГО в убыточных для страховщиков регионах. Компании, у которых есть офисы в этих субъектах, выступают агентами всех российских страховщиков, распределяя по ним клиентов в зависимости от их доли рынка. Аналогичная система — «Е-Гарант» — с августа 2017 года действует при продажах электронных полисов ОСАГО. Если продажа полиса на сайте выбранного страховщика по техническим причинам недоступна, то с помощью сайта РСА потребитель перенаправляется по системе распределения на сайт другой компании и покупает полис у нее.

До 2 апреля страхователь, попадающий в систему распределения, не имел права выбрать замещающего страховщика: клиенты распределялись между компаниями случайным образом по номеру ПТС. С 2 апреля страхователь получает возможность выбирать компанию: предполагается, что при покупке полиса через систему «Единый агент» в офисе страховой компании менеджер будет озвучивать или показывать потребителю список страховщиков, чьи полисы в данную минуту доступны для покупки в системе замещения. При покупке электронного полиса через систему «Е-Гарант» список компаний, доступных в данную минуту для заключения договора через систему замещения, потребитель увидит на экране.

Как влияет ДТП на стоимость ОСАГО?

Многие водители знают, что попадание в аварии приводит к увеличению стоимости страховки. И совершенно естественно возникает вопрос: как влияет ДТП на стоимость полиса ОСАГО?

Система страхования автогражданской ответственности учитывает интересы двух сторон – автовладельцев и страховых компаний. Вторые для снижения финансовых рисков, связанных с выплатой возмещений, определяют стоимость полисов ОСАГО индивидуально, оценивая надёжность клиента с точки зрения его «склонности» к авариям. Результатом этой оценки является применении специальных коэффициентов к базовому тарифу, повышающих или, напротив, понижающих стоимость страхового полиса.

Что такое КБМ?

Одним из коэффициентов, оказывающих влияние на стоимость полиса ОСАГО, является КБМ – коэффициент бонус-малус. Его размер определяется профессионализмом автовладельца, которая выражается степенью безаварийности езды.

Если за год, предшествующий оформлению страхового полиса, автовладелец не совершил ни одной аварии, то он может рассчитывать на ощутимую скидку. Если же водитель стал участником ДТП, что повлекло возмещение ущерба страховой компанией, при расчёте стоимости полиса на следующий период страховщик применит повышающий КБМ, что повлечёт за собой повышение стоимости оформления полиса ОСАГО.

  • обеспечивает снижение финансовых рисков страховых компаний, в том числе уменьшает число обращений за компенсацией незначительного ущерба;
  • стимулирует водителей к безаварийной езде.
  • Конечно, никакой КБМ не гарантирует, что автовладелец не попадёт в ДТП по вине другого водителя или пешехода. Однако наличие или отсутствие вины в аварии является существенным фактором, которые учитывают страховые компании при определении КБМ конкретному клиенту.

    КБМ не используется и, соответственно, и не оказывает влияния на стоимость полиса при оформлении ОСАГО на:

  • прицепы;
  • транзитные автомобили;
  • транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и поставленные на временный учёт в РФ;
  • срок менее года.
  • Как изменится КБМ после аварии при вине водителя?

    Насколько изменится стоимость полиса ОСАГО при безаварийной езде или, напротив, после ДТП по его вине, автовладелец может определить самостоятельно. Страховые компании используют значения КБМ, которые рассчитываются по специальной таблице. Стартовым является коэффициент бонус-малус, равный единице.

    Значения коэффициента бонус-малус

    Значение Кбм на начало
    действия полиса
    Значение Кбм в зависимости от количества
    обращений за возмещением
    Нет Одно Два Три Более трех
    2 3 4 5 6 7
    2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
    2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
    1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
    1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
    1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
    0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
    0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
    0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
    0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
    0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
    0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
    0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
    0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
    0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
    0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

    Из таблицы видно, что при расчёте КБМ во внимание принимаются:

  • класс, присвоенный водителю на начало очередного периода;
  • количество возмещений, произведённых в течение года.
  • Изначально автовладельцу присваивается коэффициент, равный единице. В последующие годы КБМ может снижаться или повышаться, что удешевляет или делает дороже полис ОСАГО.

    Изменение КБМ производится в большую или меньшую сторону в зависимости от попадания клиента в ДТП, которое привело к выплате страхового возмещения. Для начинающего автовладельца эти изменения будут выглядеть следующим образом:

  • езда без аварий приведёт к снижению КБМ, который на будущий год составит 0,95, то есть полис ОСАГО на следующий год будет оформлен со скидкой 5%;
  • при одной аварии КБМ возрастет до 1,55, стоимость страховки повысится на 55%;
  • при двух и более ДТП КБМ вырастет до максимума, равного 2,45, что означает рост стоимости полиса на следующий год на 145% по сравнению с предшествующим годом.
  • К автовладельцам с длительной историей безаварийной езды страховые компании относятся гораздо более лояльно, чем к начинающим водителям. При попадании в ДТП для клиентов с опытом грозит лишь снижение ранее предоставленной скидки по полису ОСАГО.

    Из приведённой таблицы видно, что совершение даже одного ДТП, не говоря уж о нескольких, снижает уровень скидки, чем повышает его безаварийная езда. Подход довольно жёсткий, но зато хорошо дисциплинирующий участников дорожного движения.

    Изменение в полисе ОСАГО / eОСАГО

    Внести изменения в полис ОСАГО может страхователь или его представитель на основании доверенности с правом внесения изменений в договор страхования. Если при внесении изменений полагается возврат страховой премии не страхователю, то доверенность должна быть нотариально заверена.

    Внесение изменений в полис eОСАГО

    При необходимости внесения изменений в электронный полис ОСАГО вы можете обратиться в один из наших офисов или осуществить изменения через личный кабинет

    Изменение списка водителей

    При обращении с заявлением об изменении водителей, допущенных к управлению по полису ОСАГО, вам понадобятся следующие документы:

    При добавлении нового водителя также понадобится:

  • Водительское удостоверение водителя, которого Вы планируете вписать в полис ОСАГО
  • Обратите внимание! Стоимость полиса ОСАГО зависит от истории страхования по ОСАГО каждого водителя, включенного в полис. Поэтому при изменении списка водителей, стоимость полиса может измениться в большую или меньшую сторону.

    Изменение водительского удостоверения

    При обращении с заявлением об изменении водительского удостоверения, вам понадобятся следующие документы:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность страхователя или его представителя по доверенности;
  • Простая письменная доверенность представителя страхователя, с правом внесения изменений в договор страхования;
  • Новое водительское удостоверение
  • Внесение или изменение государственного номера

    При обращении с заявлением о внесении или изменении государственного регистрационного номера в полис, вам понадобятся следующие документы:

  • Свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Обратите внимание! Согласно ст. 1.3 правил страхования ОСАГО, страхователь обязан сообщить страховщику государственный регистрационный номер в течение 3 рабочих дней после регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака.

    Изменение фамилии лица, указанного в полисе

    При обращении с заявлением об изменении фамилии страхователя, выгодоприобретателя или водителя, вам понадобятся следующие документы:

    • Квитанция об оплате полиса (если сохранилась);
    • Документ, подтверждающий смену фамилии (свидетельство о браке/разводе – в случае заключения брака или оформления развода; свидетельство о смене фамилии – в случае смены фамилии по иным причинам).
    • Изменение собственника транспортного средства

      При обращении с заявлением об изменении собственника транспортного средства, вам понадобятся следующие документы:

    • Простая письменная доверенность представителя страхователя, с правом внесения изменений в договор страхования (если вносимое изменение повлечет возврат части страховой премии, то доверенность представителя должна быть нотариально заверена);
    • Паспорт траспортного средства, договор купли-продажи (договор дарения, договор мены или иной документ подтверждающий факт замены собственникатранспортного средства)
    • Паспортные данные нового собственника

    Изменение периода использования транспортного средства

    При обращении офис с заявлением об изменении периода использования транспортного средства, вам понадобятся следующие документы:

  • Оригинал полиса ОСАГО;
  • Паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства
  • Обратите внимание! Стоимость полиса ОСАГО зависит от периода использования транспортного средства. Поэтому при изменении периода использования, стоимость полиса может измениться в большую или меньшую сторону.

    Где можно внести изменения в обычный полис ОСАГО?

    Все изменения в обычный полис ОСАГО можно внести в одном из наших офисов, при наличии такой услуги.

    Как внести изменение в электронный полис ОСАГО?

    Чтобы внести любые изменения в электронный полис ОСАГО, оформленный у нас, воспользуйтесь сервисом Мой электронный полис ОСАГО

    Реформе заглушили двигатель

    Власти приостановили очередные изменения в ОСАГО, опасаясь резкого увеличения цен на полисы. Причиной роста тарифов может стать заложенное в реформу повышение вчетверо лимита выплат по жизни и здоровью. Впрочем, аналитики ожидают повышения цен в ОСАГО и без продолжения реформ.

    Первое чтение законопроекта, запускающего новый этап реформы по либерализации тарифов в ОСАГО, должно было состояться в середине октября. Однако депутаты неожиданно решили перенести рассмотрение поправок. По ним предполагаются увеличение лимитов выплат по жизни и здоровью в четыре раза — до 2 млн руб.— и отмена территориального коэффициента и коэффициента мощности. Первый может увеличить стоимость полиса в 2,1 раза, второй — в 1,6. В обмен страховщикам основные разработчики проекта — Минфин и ЦБ — предлагали дальнейшее постепенное расширение тарифного коридора до 40% вверх и вниз (сейчас он установлен ЦБ в размере 2746–4942 руб.) плюс введение нового коэффициента, привязанного к нарушениям на дороге и особенностям вождения автомобилиста.

    Правительство, регулятор и страховщики надеялись, что эти изменения будут реализованы в течение первой половины 2020 года. Расширение тарифного коридора у парламентариев не вызывало особых вопросов. Другие же изменения — отмена коэффициентов мощности и территории, рост лимита выплат — вызвали опасения резкого роста цен на полисы.

    В Совете федерации в середине ноября прошли слушания, итоги которых свелись к тому, что индивидуализация тарифов ОСАГО нужна, а вот рост тарифов — не очень. Аналогичные слушания запланированы в начале декабря депутатами Госдумы. О возможной волне недовольства автомобилистов реформой будут говорить и там.

    Кошелек или жизнь

    Страховщики соглашаются, что принятие поправки об увеличении выплат по жизни и здоровью в ОСАГО не оставит им иного выхода, кроме повышения стоимости полиса. Так, по расчетам Российского союза автостраховщиков (РСА), цена может вырасти на 23% при сегодняшней средней стоимости полиса в стране 5,4 тыс. руб.

    В настоящее время выплаты по ущербу жизни и здоровью составляют 5% от всего объема возмещений по ОСАГО, они неоднородно распределены по портфелям страховщиков, отмечает руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. Увеличение лимита в четыре раза приведет к тому, что вместо 5% на выплаты будет приходиться уже до 20%, уточняет директор по развитию страхования компании МАКС Сергей Печников.

    К тому же страховщики указывают на риск роста мошенничеств, связанных с этой частью возмещения по «автогражданке». Если мошенники будут фальсифицировать ДТП для получения выплат в увеличенном лимите, это создаст серьезную проблему для страховщиков, говорит Сергей Демидов, управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств компании «Ренессанс страхование». «Скорее всего, выплаты по жизни и здоровью вырастут не только по сумме, но и по количеству»,— заключает Виталий Княгиничев.

    При этом эксперты соглашаются, что повышение лимита до 2 млн руб.— логичная и правильная инициатива. Она позволит унифицировать размер выплат пострадавшим на дорогах с таким же в авиакатастрофах или авариях на опасном объекте. Сейчас жизнь авиапассажира, как и клиентов большинства перевозчиков — железнодорожного, водного транспорта и др., законодательно оценена в 2 млн руб., в то время как в ОСАГО действует лимит в 500 тыс. руб.

    Представитель автомобильного сообщества координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов уверяет, что выплат в 500 тыс. руб. недостаточно, чтобы возместить убытки или вылечиться после тяжелого ДТП. «Судебная практика определяет размер возмещения по жизни и здоровью, как правило, исходя из суммы 2,6 млн руб.»,— говорит он.

    Мощность без угрозы

    Еще один спорный момент законопроекта по версии парламентариев — отмена территориального коэффициента и коэффициента мощности автомобиля. По расчетам Банка России, при отмене регионального коэффициента примерно для трети субъектов страны цены на полисы ОСАГО автоматически повысятся, так как сейчас 28% территорий имеют коэффициент менее единицы. В то же время от этого выиграют около 72% автомобилистов, живущих в регионах, где он выше единицы, отмечает глава департамента страхового рынка Центробанка Филипп Габуния.

    Изменения цены полиса после принятия законопроекта наиболее вероятны в тех регионах, где сейчас страховые компании работают по нижнему пределу или близко к нижнему пределу ценового коридора или же тарифицируют полисы по его верхней границе. В последнем случае речь идет о так называемых токсичных регионах. На этих территориях активны автоюристы, которые в качестве посредников выбивают из страховщиков увеличение выплат в судах. Так что и в первых, и во вторых регионах цены на ОСАГО будут снижаться или повышаться, предупреждает Сергей Демидов. «Что касается отмены коэффициента мощности, вероятнее всего, повышение стоимости полиса для малолитражных автомобилей и снижение для мощных авто. Введение этого коэффициента в 2003 году было вызвано в основном социальными причинами, статистика страховщиков не подтверждает более высокую убыточность мощных автомобилей»,— говорит он.

    По мнению Виталия Княгиничева, на практике количество лошадиных сил не влияет на аварийность. Отмена коэффициентов требует дальнейшей дискуссии, поэтому принятие этой поправки следует отложить, сходятся во мнении эксперты. Если отменить территориальный коэффициент в регионах, где сохраняется сложная ситуация с мошенничеством, а территориальный коэффициент находится практически на максимальном уровне, то средняя стоимость полиса уменьшится, а уровень выплат сохранится на том же уровне. Это сделает перекос в сборах и выплатах страховщиков еще более драматичным, считает Виталий Княгиничев.

    Банк России совместно с Минфином готовы вынести поправки об увеличении лимита выплат и отмене коэффициентов в отдельный законопроект, оставив в тексте к первому чтению только положения о поэтапном расширении границ тарифного коридора и введении нового коэффициента, ориентированного на водителя: его манеру езды, наличие грубых нарушений ПДД.

    По словам руководителя управления страховых рейтингов Национального рейтингового агентства Татьяны Никитиной, если в законопроекте останутся только эти нормы, то для большинства водителей изменится лишь порядок расчета, но существенных финансовых выгод они не получат: средняя цена полиса по-прежнему будет составлять около 5 тыс. руб. Водителей, не попадавших в аварии, может ожидать снижение минимальной стоимости полиса.

    Итоги первого этапа

    Обсуждаемые изменения по индивидуализации тарифов — это второй этап реформы ОСАГО. Первый случился 9 января. Тогда Банк России своим указанием расширил тарифный коридор на 20% вверх и вниз впервые с 2015 года. Кроме того, был реформирован коэффициент «возраст-стаж»: вместо четырех градаций возраста и стажа он стал включать 58. Также с 1 апреля был изменен подход к расчету коэффициента «бонус-малус» (КБМ). В тех случаях, когда у автовладельца было несколько разных значений этого коэффициента (такое могло быть, если один водитель вписан в несколько полисов), за ним закреплялся один, самый низкий. Кроме того, КБМ перестал сгорать: теперь в случае перерыва в вождении за автовладельцем сохраняется тот же коэффициент, который был у него до перерыва.

    Согласно данным РСА, размер средней премии в ОСАГО по итогам девяти месяцев 2020 года составил 5,4 тыс. руб. С момента вступления в силу указания регулятора она снизилась на 5,3%, а для легковых автомобилей физлиц уменьшилась в целом по стране на 3,8%. Вместе с тем число жалоб в ЦБ по ОСАГО за январь—сентябрь 2020 года упало на 40%, до почти 30 тыс. Основной проблемой в этом сегменте остается применение коэффициента «бонус-малус», но и здесь благодаря введению нового принципа расчета жалобы сократились на 37%, до 14 тыс.

    По оценке Татьяны Никитиной, первые результаты реформы противоречивы. Среди явных плюсов — соответствие нового принципа расчета стоимости исходя из индивидуальных особенностей водителя мировой практике. Но экономические результаты изменений пока не очень ясны: «Средняя стоимость полиса снижается, но это снижение больше относится к автопаркам юридических лиц, для граждан сумма экономии совсем небольшая. А сумма средней выплаты продолжает расти, поэтому возможна корректировка тарифов в сторону увеличения». Размер средней выплаты с начала года по всем видам транспортных средств увеличился на 1,8%, по автомобилям физлиц — почти на 1%, составив 67,7 тыс. руб.

    Негативная сторона реформы — усиление демпинга, указывает Татьяна Никитина. Почти треть из тех страховщиков ОСАГО, которые имеют коэффициент выплат более 77%, находятся в зоне риска, если доля «автогражданки» в их портфеле превышает 50%. В то же время они сохраняют стоимость полиса ниже, чем у крупных компаний, так как конкуренция за выгодные клиентские сегменты жесткая, отмечает она.

    Виталий Княгиничев согласен: конкуренция между страховщиками действительно усилилась. Но демпинг наблюдался на рынке только поначалу, теперь же компании более взвешенно оценивают свои позиции на рынке.

    При дальнейшем расширении тарифного коридора крупные страховщики с более развитыми актуарными компетенциями окажутся в выигрыше, соглашается директор по рейтингам страховых компаний агентства «Национальные кредитные рейтинги» Евгений Шарапов. Небольшие компании, у которых маленький штат актуариев и чуть меньшие компетенции в тарифообразовании, должны ориентироваться на андеррайтинговую политику крупных игроков, при этом не всегда понимая их стратегию. Поэтому такие компании могут испытывать в будущем давление убыточности.

    Она будет расти

    Если рынок так и не перейдет к следующему этапу реформы, не исключена коррекция в базовых ставках страховщиков в сторону повышения, предупреждает Виталий Княгиничев: «Причины такого движения в том, что объем рынка сжимается при увеличении количества договоров, а размер средней выплаты увеличивается. Чтобы избежать нового витка кризиса, страховщики будут вынужден повышать ставки тарифа».

    Даже без увеличения лимита выплат средняя стоимость полиса будет расти, прогнозируют аналитики. Это связано с тем, что рост средней выплаты на фоне сложной ситуации с мошенничеством в ряде регионов оказывает давление на финансовый результат страховщиков ОСАГО, предупреждает Татьяна Никитина: «Мы не ожидаем снижения цен, так как маржинальность данного вида страхования минимальна».

    Евгений Шарапов говорит о росте выплат по жизни и здоровью в ОСАГО. Это особенно заметно в сравнении с сегментом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, объем выплат по жизни и здоровью которого не имеет тренда к росту, отмечает он. За 2016 год выплаты по жизни и здоровью в ОСАГО в абсолютном выражении составили 2,1 млрд руб., за 2017-й — уже 3,2 млрд руб., за 2020-й — 5,6 млрд руб., а за первую половину 2020 года достигли 3,7 млрд руб.

    «Скорее всего, такие темпы роста выплат по жизни в ОСАГО — это следствие повышения финансовой грамотности населения. Люди стали чаще обращаться за выплатами на законных основаниях. Поэтому при повышении лимита выплат страховщики, имея широкий коридор для тарифа, скорее всего, скорректируют его вверх, чтобы компенсировать и без того растущий объем выплат. Увеличение лимита, на наш взгляд, ускорит этот процесс»,— поясняет Евгений Шарапов.

    Основные проблемы ОСАГО связаны не с тарифами и лимитами, а с урегулированием убытков, считает Татьяна Никитина: «Снижение доли судебных выплат, маржинальность продукта находятся в фокусе внимания страховщиков, а клиентов интересует скорость выплаты и ее достаточность на восстановление автомобиля или ущерба здоровью. Обсуждаемый законопроект вносит изменения в расчет тарифа, но не решает вышеуказанных проблем. Без этого сегмент ОСАГО останется нестабильным и финансово неустойчивым».

    Как изменится стоимость ОСАГО в следующем году

    Кабмин на заседании в четверг, 11 июля, одобрил законопроект о либерализации закона об обязательной «автогражданке»

    Фото: Михаил Нилов / ПГ

    На заседании 11 июля Правительство одобрило проект закона, который меняет систему расчёта стоимости полиса обязательного автострахования. Согласно документу, с 1 января 2020 года может быть отменен территориальный коэффициент, а с 1 октября того же года — коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля. В то же время страховщикам с нового года дадут возможность опять увеличить тарифный коридор на 40 процентов, а также устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов. Как это отразится на цене ОСАГО?

    Что предлагается

    Напомним, 9 января 2020 года вступили в силу нормативные акты Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор по обязательной «автогражданке» был расширен на 20 процентов вверх и вниз. Кроме того, был реформирован коэффициент «возраст-стаж» — вместо четырёх градаций возраста и стажа он содержит 58 степеней. Как было заявлено, это стало первым этапом перехода к более справедливому индивидуальному определению стоимости полиса ОСАГО для автомобилистов.

    Новым законопроектом одновременно с отменой коэффициентов по мощности и территории предполагается дать страховщикам право назначать базовый тариф с отклонением вверх и вниз от границ установленного регулятором тарифного коридора на 40 процентов, а затем ещё на 30 (сейчас тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746-4942 рубля).

    Электронные полисы ОСАГО хотят приравнять к бумажным

    Также документ предполагает введение новых повышающих коэффициентов за злостные нарушения правил дорожного движения, а кроме того — возможность для страховых компаний устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов, ориентируясь на историю их нарушений и характеристики вождения. Для этого владельцам машин предложат установить внутри специальное телематическое устройство, фиксирующее манеру езды водителя.

    Тарифы снова подрастут?

    По словам первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, несправедливые коэффициенты по мощности двигателя и по территории следовало отменить уже давно. В этом законодатель согласен с разработчиками документа. Однако автовладельцам не удастся сэкономить на стоимости ОСАГО, так как взамен страховщики получат возможность вновь расширить тарифный коридор.

    «Я уверен, что они обязательно этим воспользуются, — рассказал депутат «Парламентской газете». — Это как с бензином: как бы ни колебалась стоимость нефти на мировом рынке, цена на топливо только растёт».

    Пока же факты опровергают утверждения страховщиков, что дисциплинированные водители станут платить меньше за полис.

    «В тех указаниях, которые Центробанк зарегистрировал в Минюсте, нет ни одного слова о механизме реализации этой прекрасной идеи — индивидуального подхода при определении стоимости страховки для автовладельца, а именно под этим лозунгом начался первый этап так называемой реформы ОСАГО, — напомнил Вячеслав Лысаков. — Нам будут постоянно обещать его разработать, а цены потихоньку поползли вверх».

    В тех указаниях, которые Центробанк зарегистрировал в Минюсте, нет ни одного слова о механизме реализации этой прекрасной идеи — индивидуального подхода при определении стоимости страховки для автовладельца.

    Депутат поддержал идею повысить в четыре раза выплаты по ОСАГО за вред жизни и здоровью, однако для сравнения он привёл пример одной из столичных компаний агрегаторов такси. Фирма взяла на себя обязательство выплачивать клиентам компенсации в случае причинения вреда их жизни и здоровью до одного миллиона рублей, оформляя на них добровольную страховку, которая стоит один рубль.

    «Пусть тогда и страховщики берут с нас не 5600 рублей за полис, а 5601 рубль! — предлагает парламентарий. — Но они-то хотят расширить тарифный коридор, чтобы запросить с клиентов и шесть, и семь тысяч рублей. Никаких методик подсчёта компенсационных выплат нет».

    Страховщики обещают снижение

    В конце мая, выступая на заседании фракции «Единая Россия» в Госдуме, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что первый этап реформы ОСАГО уже сказался на общем удешевлении стоимости полиса в Москве. «С учётом поведения отдельных страховщиков снижение в среднем составило более шести процентов», — уточнила она.

    Медведев поддержал идею освободить от ОСАГО владельцев КАСКО

    Дальнейшая индивидуализация тарифа упрочит тенденцию по снижению стоимости ОСАГО, уверены в страховом сообществе. По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, усиление конкуренции на рынке при индивидуальном тарифе приведёт к тому, что ставки для подавляющего большинства водителей пойдут вниз ещё более стремительно.

    «Чем шире коридор, а цены выстраиваются внутри коридора, тем более справедливый тариф будет применяться, — отмечает глава РСА. — У нас достаточно компаний, чтобы конкурировать и рыночными механизмами выравнивать ценообразование и снижать стоимость полисов для наибольшего числа водителей».

    Средняя цена полиса ОСАГО за 10 месяцев снизилась на 5,3% — РСА

    Стоимость полиса ОСАГО за 10 месяцев 2020 года снизилась в среднем на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составила 5,4 тыс. рублей, говорится в сообщении Российского союза автостраховщиков (РСА). В частности, для физлиц полис «автогражданки» подешевел в среднем на 3,6%, до 5,37 тыс. рублей.

    В январе-октябре количество заключенных договоров ОСАГО выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,5%, до 33,3 млн штук. При этом сумма собранных премий за период сократилась на 4% и составила почти 180 млрд рублей. Средняя выплата выросла на 2,7%, до 68 тыс. рублей, а общая сумма выплат увеличилась на 6,6%, до 124,5 млрд рублей.

    «Мы видим, что за 10 месяцев этого года, после того, как начался первый этап реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, общие сборы премий стали меньше на 7,43 млрд рублей, а общие выплаты увеличились на 7,76 млрд рублей. Одновременно, по данным Банка России, количество жалоб на ОСАГО за этот же период снизилось на 40%. Такие показатели — результат возросшей конкуренции между страховщиками. Для автовладельцев эти изменения, безусловно, позитивны. Но если ничего не предпринимать, то ухудшающаяся финансовая ситуация на рынке ОСАГО в целом может эти изменения нивелировать», — приводятся в сообщении союза слова президента РСА Игоря Юргенса.

    По мнению главы союза, второй этап реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО приведет к «снижению стоимости полиса для подавляющей части автовладельцев и позволит сохранить конкуренцию между страховыми компаниями».

    Осаго цена изменения

    О шестипроцентном снижении базовой ставки обязательного страхования автогражданской ответственности объявил Российский союз автостраховщиков. По регионам официальной статистики пока нет, исследование «Фонтанки» показало, что в Северной столице тариф в среднем уменьшился на 1 процент. На этом фоне автоэксперты видят новую опасность, говоря о том, что складывается ситуация, когда «тонкая настройка» позволяет отсеивать невыгодных клиентов – во вред безопасности движения.

    То, что страховщики называют «тарифной реформой», вступило в действие 9 января 2020 года. По новым правилам Центробанка страховым компаниям дозволено снижать или повышать базовый тариф ОСАГО на 20%. Для физлиц – владельцев легковых автомобилей коридор составил 2 746 – 4 942 рубля (до 9 января было 3 432 – 4 118 рублей).

    «Тонкая настройка» – это ввод 58 градаций водителей по возрасту-стажу вместо прежних четырех. Для самых молодых водителей коэффициент вырос (с 1,8 до 1,87), для опытных появились скидки до 7%.

    В Петербурге с ОСАГО работают 44 страховых компании, из них примерно 12 делят 70% рынка. Если проанализировать состояние городской базовой ставки, то получится, что у большинства крупных игроков она осталась на уровне, близком к прошлогоднему. Особенно если брать самый массовый сегмент – владельцев легковых автомобилей.

    На значительное снижение не решился почти никто, периодически встречается повышение. Если учесть этот фактор, итого среднее снижение базовой ставки составило примерно 1%. В пересчете на деньги – около 100 рублей, при средней ставке для владельцев легковых автомобилей на уровне 4100 рублей.

    Базовые ставки сделаны

    «Росгосстрах» снизил базовый тариф 25 февраля – 4 118 рублей для физлиц с легковыми автомобилями в 69 регионах. Максимальное снижение базовой ставки для регионов составило 15% (Удмуртия), а для автовладельцев Петербурга — 3%.

    У компании «Ресо-гарантия» базовая ставка с 18 марта выросла с 4 118 до 4 324 рублей. Средняя премия страховщика с начала года выросла на 3,6%: с 7 179 до 7 438 рублей.

    У компании много водителей с большим стажем, говорит заместитель генерального директора «Ресо-гарантии» Игорь Иванов, поэтому на портфеле уже начинает сказываться изменение системы возрастных коэффициентов, значит, средняя цена полиса будет снижаться.
    «Альфа-страхование» к радикальным переменам пока не готово. Базовую ставку на текущий год страховщик утвердил 7 февраля – для петербургских владельцев легковых машин она составила 4118 рублей, то есть предельно возможную еще с 2016 года. Однако из-за применения всех обновившихся коэффициентов средняя стоимость полиса «Альфы», констатируют в компании, с 9 января упала с 8 374 до 8 098 рублей.

    «По нашей оценке, рынок ОСАГО Петербурга и Ленинградской области сбалансирован», – объясняет отказ компании снижать ставку (4118 рублей) директор петербургского филиала СПАО «Ингосстрах» Владимир Храбрых. Изменение ставок, которое предпринимают «отдельные страховщики», на конъюнктуру рынка не влияет, уверен он.

    Впрочем, в условиях слабого изменения ставок некоторые компании готовы на ухищрения, чтобы переманить клиента. Так, «Страховой дом ВСК»» декларирует снижение ставки с 1 февраля для москвичей и петербуржцев на 10% (3 706 рублей при оформлении «электронного ОСАГО»).

    Меньше ДТП — ниже цены

    Происходящие, а также грядущие изменения на рынке в «Росгосстрахе» называют установлением более справедливой стоимости полиса. «Например, на территориях, не отличающихся аномальным количеством ДТП и уровнем мошенничества, мы видим, как базовая стоимость полиса ОСАГО снижается», – констатируют в компании.

    «В большинстве массовых сегментов транспорта из-за ужесточения конкуренции на рынке, как и ожидалось, стоимость полисов уже снижается, – вторит коллегам замгендиректора «Ресо-гарантии» Игорь Иванов. – Повышение произошло только по типам транспортных средств с очень высокой убыточностью (такси, автотехника юрлиц. – Прим. ред.), то есть там, где страховые компании давно терпят убытки».

    «Уже сейчас 30% водителей в стране имеют доступ к более низким тарифам, чем до 10 января. Это значит, что 40% россиян, а это водители и члены их семей, в стране увидят снижение, а не рост расходов на ОСАГО в этом году, – предсказывает руководитель управления методологии обязательных видов страхования АО «АльфаСтрахование» Денис Макаров. – Более того, мы уверены, что за счет изменения базового тарифа и коэффициента «возраст/стаж» до конца года сокращение средней итоговой премии для клиентов произойдет на 70 территориях РФ».

    Страховщики ждут наступления апреля, когда начнется второй этап реформы ОСАГО. Коэффициент аварийности всех водителей («бонус-малус») теперь будет назначаться ежегодно 1 апреля – с невозможностью пересмотра до следующего апреля. Если у автовладельца несколько полисов, 1 апреля 2020 года ему будет присвоено самое низкое из значений коэффициента. Со 2 апреля РСА должен будет предлагать автовладельцу не случайного страховщика для заключения договора в проблемных регионах, а список с правом выбора из нескольких компаний. В 2020-2020 годах правительство собирается отменять коэффициент мощности автомобиля, а затем региональный коэффициент — в обмен на возможность сильнее расширить коридор, до 40% в сентябре 2020-го.

    Однако представители объединений автовладельцев радужных настроений страховщиков не разделяют. Статистические данные об изменении средней стоимости полиса по региону мало отражают реальную статистику, считают в петербургском отделении межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». «Есть 90-летний дедушка с большим стажем, а есть молодые люди, которым еще лет десять платить по повышенному коэффициенту. Конечно, если брать тех и других, выйдет вроде бы адекватная цена», – рассуждает председатель координационного совета отделения Александр Холодов.

    Автомобилисты с большим количеством ДТП за плечами или из регионов с большим территориальным коэффициентом, как в Петербурге, сетуют в «Свободе выбора», что слишком часто стали предпочитать вовсе не тратиться на ОСАГО или покупают поддельные полисы. Реальную картину портит и разница базовых ставок по регионам, когда прибыль страховщиков достигается за счет компенсации потерь от территорий, где платят плохо.

    «Что страховщики называют справедливым тарифом – на деле является сегментированным тарифом, – считает председатель координационного совета, член комиссии по безопасности дорожного движения Петербурга Александр Холодов. – То есть отбором клиентов, которые принесут больше денег. Получается, страховым компаниям выгодно уничтожать сам смысл ОСАГО, который ввели, вспомним, чтобы снизить аварийность на дорогах».

    Смотрите так же:  Тестирование на гражданство РФ. Тест на гражданство пробный

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *