Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация

1.Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, хотя тоже без достаточных формальных оснований, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:

1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации;

2) неодинаковая компетенция палат – к их ведению относятся в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия;

3) разный порядок формирования палат;

4) особенности представительной природы каждой палаты, о чем уже говорилось выше.

Состав палат

2. Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации – по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г.*, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

* СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4869.

Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы

3. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается на основе Конституции РФ федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Однако обе палаты первого созыва в виде исключения были в декабре 1993 г. избраны на два года.

В дальнейшем Конституция не предусматривает избрания Совета Федерации, а состав представителей от каждого субъекта РФ, естественно, может меняться при изменении персонального состава председателей законодательных органов субъектов, которые избираются их депутатами из своего состава, а также глав исполнительных органов субъектов (эти руководители должны избираться населением регионов, и их выборы проводятся в соответствии с законом).

Понятно, что депутатский корпус и руководители исполнительных органов субъектов могут обновляться в результате региональных выборов. Выборы же самого Совета Федерации, срок его полномочий Конституцией не предусматриваются.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Половина депутатов –225 человек – избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого округа. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При выборах депутатов Государственной Думы, таким образом, применяется смешанная избирательная система. В одномандатных избирательных округах (их 225) результаты выборов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. А результаты голосования за федеральные списки кандидатов по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации, определяются по пропорциональной избирательной системе.

*См.: Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. //Российская газета. 1999.1 июля, 3 июля.

Выдвигать кандидатов в депутаты могут непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Последние могут выдвигать как кандидатов в одномандатных округах, так и федеральный список кандидатов по федеральному избирательному округу, а непосредственно избиратели – только по одномандатным округам, причем каждый избиратель, достигший 21 года, может выдвинуть кандидатуру. В одномандатных округах в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тыс. из этого числа. Вместо сбора подписей может быть внесен избирательный залог.

Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании*. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных по округу избирателей.

* При равном числе полученных кандидатами голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.

Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого пятипроцентного «заградительного пункта». Прежде всего, из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу исключаются те избирательные объединения, избирательные блоки, списки которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании*. Смысл этого «заградительного барьера» в том, чтобы предотвратить преобладание в парламенте мелких политических группировок, набравших незначительную долю голосов, способствовать укрупнению парламентских фракций, что должно сделать парламент более стабильным, предсказуемым. Далее подсчитывается сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков, получивших пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. преодолевших «заградительный барьер». Потом эта сумма делится на число мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу, – 225. Получается избирательное частное, т.е. определяется «вес» одного мандата. Затем число голосов, полученных каждым избирательным объединением, блоком, получившим пять и более процентов голосов, делится на это избирательное частное и определяется количество полученных объединением, блоком депутатских мандатов – это целая часть числа, полученного в результате деления. Таким образом, избирательные объединения, блоки получают количество депутатских мандатов, соответствующее числу голосов, поданных за их списки кандидатов (чем больше голосов, тем больше депутатских мандатов). Законодательство предусматривает правила вторичного распределения оставшихся нераспределенных мандатов с учетом дробных частей (остатков), полученных в результате первого деления, а также распределения мандатов внутри кандидатского списка избирательного объединения.

* При определенных законом условиях к распределению депутатских мандатов допускаются и избирательные объединения, избирательные блоки, набравшие менее 5% голосов (см. п. 4 ст. 80 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.).

Полученные избирательным объединением, блоком депутатские мандаты распределяются между кандидатами из федерального списка этого объединения или блока согласно порядку размещения кандидатов в этом списке, в соответствии с их очередностью в нем. В первую очередь получают депутатские мандаты кандидаты, указанные в начале списка. Избирательное объединение, блок, размещая кандидатов в списке, разбивают его (полностью или частично) на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или их группам); при этом может быть выделена часть списка, охватывающая кандидатов, не включенных в региональные группы, и в этой части списка не может быть более 18 кандидатов. Они располагаются в начале списка, и при распределении мандатов именно они получают их в первую очередь.

Если депутат, избранный в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, досрочно выбывает, то его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за выбывающим кандидату из того же федерального списка. Таким образом, соответствующим избирательным объединением депутатский мандат не утрачивается и при выбытии депутата, избранного по федеральному округу.

Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания – Государственной Думы

4. Конституция РФ 1993 г . предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания – Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст. 111,117 Конституции РФ: 1) после трехкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; 3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его Председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству (в последних двух ситуациях Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно, Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена либо вообще, либо по некоторым основаниям. В течение года после избрания Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, обозначенным в ст. 117 Конституции РФ (отказ в доверии Правительству или повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ). Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы наделены правами и обязанностями, связанными с их парламентской деятельностью

5. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы наделены правами и обязанностями, связанными с их парламентской деятельностью.

Основы статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы закреплены Конституцией РФ; принят также Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г.*

*СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; 1996. № 12. Ст. 1039; № 34. Ст. 4029; 1999. № 28. Ст. 3466.

Депутат Государственной Думы – избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные законодательством. Член Совета Федерации – представитель субъекта Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может одновременно быть членом Совета федерации и депутатом Государственной Думы. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности). Депутат Государственной Думы не может также быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Члены Совета Федерации работают в этой палате на непостоянной основе.

Депутаты Государственной Думы избираются на четыре года (возможны случаи досрочного прекращения полномочий), срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта федерации.

Депутаты, осуществляя свою парламентскую деятельность, призваны, прежде всего, работать в соответствующей палате (но у них есть и другие обязанности). Закон устанавливает целый ряд форм депутатской деятельности: участие в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий палат, в парламентских слушаниях. К этим формам также относятся внесение законопроектов, парламентские запросы, обращения к членам Правительства с вопросами на заседаниях палат. Кроме того, формами работы депутатов Государственной Думы также являются участие в работе депутатских объединений, работа с избирателями.

Чтобы обеспечить осуществление депутатских полномочий, законодательством установлены гарантии депутатской деятельности. К ним, в частности, относятся: право законодательной инициативы, принадлежащее депутату; право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, комитетом, комиссией, членом которых является депутат; право на безотлагательный прием должностными лицами; обязанности последних дать ответ на обращение депутата, предоставить запрашиваемые документы или сведения; обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом полномочий; гарантии трудовых прав; освобождение на срок полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.

Действенной гарантией является неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Это означает, что они в течение всего срока их полномочий не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. В то же время возможно лишение этих лиц неприкосновенности (решением соответствующей палаты по представлению Генерального прокурора РФ).

Внутренняя организация палат Федерального Собрания

6. Внутренняя организация палат Федерального Собрания определена Конституцией РФ, регламентами палат.

Каждая палата избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Председатель палаты представляет ее во взаимоотношениях с государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями, государственными деятелями и парламентариями зарубежных государств, международными парламентскими организациями. Председатель Государственной Думы также организует работу Совета Государственной Думы.

Совет Государственной Думы играет большую роль в организации работы этой палаты. Он создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности этой палаты, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц и т.д. В Совет Государственной Думы входят ее Председатель, руководители фракций и депутатских групп.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы. Они образуются, как правило, по политическим признакам и охватывают депутатов-единомышленников, придерживающихся одной политической ориентации. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу (с включением и депутатов от этого избирательного объединения, избранных по одномандатным округам), именуются фракциями. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы либо не входить в депутатские объединения.

Большую роль в деятельности парламента играют комитеты и комиссии палат. Комитеты и комиссии палат – постоянно действующие органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции. Они, однако, не представляют собой самостоятельные государственные органы. Это органы палат. Будучи одной из форм организации работы депутатов, комитеты и комиссии палат способствуют ее действенности, осуществлению прав и обязанностей депутатов. Комитеты палат осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

Палаты создают комитеты по широкому кругу вопросов применительно к разным сферам государственной и общественной жизни (с учетом специфики каждой палаты). Совет Федерации создал, в частности, Комитеты по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам экономической политики; по делам Севера и малочисленных народов и т.д.

Все депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, за исключением председателей палат и их заместителей, а также руководителей депутатских объединений Государственной Думы, обязаны состоять в одном из комитетов соответствующей палаты.

Порядок формирования Совета Федерации

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В предусмотренных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Смотрите так же:  Налог за землю физлиц в 2020 году рассчитают по-новому. Какой будет земельный налог в 2020 году

В законе установлен перечень случаев, когда гражданин Российской Федерации не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В частности, не может быть кандидатом гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет три кандидатуры, отвечающие требованиям и ограничениям, предусмотренным законом, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Палаты Федерального Собрания: особенности формирования и их полномочия

Особенности формирования Государственная Дума (Нижняя палата) Совет Федерации (Верхняя палата)
Состоит из 450 депута­тов, избираемых всем на­селением страны на 5 лет. Все 450 депутатов избираются по федераль­ным округам, пропор­ционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в де­путаты, выдвинутых по­литическими партиями В него входят по два представи­теля от каждого субъекта РФ: один представитель от законо­дательного и один — от испол­нительного органа власти. Общее, число членов Совета Федерации составляет 166 (исходя из 83 субъектов РФ). Порядок формирования Сове­та Федерации регулируется фе­деральным законодательством
Предмет ведения — Принятие законов. — Ежегодное утвержде­ние государственного бюджета, федеральных налогов и сборов. — Выражение согласия Президенту РФ на назна­чение Председателя Правительства РФ. — Решение вопроса о до­верии (недоверии) Правительству РФ. — Назначение на долж­ность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. — Назначение на долж­ность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и полови­ны состава ее аудиторов. — Назначение на долж­ность и освобождение от должности Уполномочен­ного по правам человека. — Объявление амнистии. — Выдвижение обвине­ния против Президента РФ для отрешения его от должности. — Внешнеполитические полномочия: рассматри­вает внешнеполитиче­ские вопросы в связи с обращениями Президен­та РФ, докладами Прави­тельства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе. — Обращение в Консти­туционный суд РФ — Утверждение изменения границ между субъектами РФ. — Утверждение указов Прези­дента РФ о введении военного и чрезвычайного положения. — Решение вопроса о возмож­ности использовать Вооружен­ные силы РФ за пределами территории России. — Назначение выборов Прези­дента РФ. — Отрешение Президента РФ от должности. — Назначение на должности судей Конституционного, Вер­ховного, Высшего Арбитраж­ного судов РФ. — Назначение на должность и освобождение от должности Ге­нерального прокурора РФ. — Назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счет­ной палаты и половины состава ее аудиторов. — Назначение на должность и освобождение от должности части членов Центральной из­бирательной комиссии. — Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность. — Обращение в Конституцион­ный суд РФ с запросами: о со­ответствии Конституции зако­нов и иных нормативных ак­тов; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д.

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).Они являются представительной, но не законодательной властью.

Представительная власть — совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям на строго определенный срок, объединенным в представительные органы власти.

Не всякая представительная власть обладает законодательными полномочиями (муниципальные советы не могут принимать законы), не всякая законодательная власть является представительной (законодательная власть абсолютного монарха).

Местное самоуправление является одной из форм народовластия (Конституция РФ 1 (ст. 130-133), Закон РФ «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в РФ» (ред. 21.03.2002).

Местное самоуправле­ние — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется насе­лением самостоятельно. Органами местного самоуправления в горо­дах, сельских поселениях являются:

собрание представителей, т.е. дума, муниципальный комитет и т. п.

глава местного самоуправления, т.е. глава администра­ции, мэр, староста и т. п.

Полномочия органов местного самоуправления:

— обеспечивают развитие соответствующей территории, утверждают программы ее развития;

— самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утвержда­ют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка;

— решают вопросы привлечения населения в решение местных дел;

— обеспечивают потребности населения данной территории в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах;

— по зако­ну могут наделяться отдельными государственными полномочиями с пере­дачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Статус и полномочия

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации — глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). В состав палаты входили представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Полномочия члена Совета Федерации (ФЗ от 08.05.1994 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ») начинались со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступал к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносились на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов могла внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принималось тайным голосованием и оформлялось постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа — совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформлялось указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации – представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации о Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которыми представителей Российской Федерации в Совете Федерации назначает и освобождает Президент Российской Федерации.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Смотрите так же:  Калужский центр Страхования. Где можно купить осаго в калуге

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Каждый член Совета Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 члена Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.

Советом Федерации образованы:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

Комитет Совета Федерации по экономической политике;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.

Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия

1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Конституция РФ (ст. 94) характеризует Федеральное Собрание РФ как законодательный орган РФ. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.

В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Основными функциями парламента являются:

Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;

3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

4) подписание Президентом РФ и обнародование закона. Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):

2) Совет Федерации;

3) депутаты Государственной Думы;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

6) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, но только по вопросам их ведения.

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания (что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России), и реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве.

Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания – Государственную Думу.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания. Они решают вопросы организации своей деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.

Парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палаты в пределах их полномочий, а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета Федерации.

Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.

Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания.

Согласно регламенту Совета Федерации по результатам парламентских слушаний, проводимых в этой палате, могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу. В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.

Особенности формирования Совета Федерации: от первого созыва до наших дней Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ушков Анатолий Михайлович, Амиантов Алексей Андреевич

В статье рассматривается история создания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и порядок его формирования на различных этапах современного политического процесса в России. В статье анализируются существующие проблемы формирования верхней палаты российского парламента , исследуются предпосылки и даются предложения по возвращению к прямым выборам в Совет Федерации .

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ушков Анатолий Михайлович, Амиантов Алексей Андреевич

Special Features of Federal Council: From the First Convocation up to Nowdays

The article is viewing the history of Russian Federal Council creation, principles of it’s forming at the different stages of the modern political process in Russia. The author analyses actual problems of the Russian Parliament upper chamber forming, researches premises and gives proposes of coming back to the Federal Council direct elections .

Текст научной работы на тему «Особенности формирования Совета Федерации: от первого созыва до наших дней»

?ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРЕСПЕКТИВЫ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ: ОТ ПЕРВОГО СОЗЫВА ДО НАШИХ ДНЕЙ

А.М. Ушков, А.А. Амиантов

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается история создания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и порядок его формирования на различных этапах современного политического процесса в России. В статье анализируются существующие проблемы формирования верхней палаты российского парламента, исследуются предпосылки и даются предложения по возвращению к прямым выборам в Совет Федерации.

Ключевые слова: Совет Федерации, парламент, порядок формирования, выборы, член Совета Федерации, депутат, представительство, субъект Российской Федерации.

В январе 1994 г. был избран парламент России — Федеральное Собрание Российской Федерации, выборы проходили по мажоритарной избирательной системе, что было обусловлено тем, что в соответствии со статьей 7 раздела II (заключительные и переходные положения) Конституции [8] Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., Совет Федерации первого созыва, так же как и Государственная Дума первого созыва, избирались сроком на два года гражданами путем прямых выборов при тайном голосовании без участия каких-либо общественных объединений и политических партий.

В статье 8 Конституции РФ того же раздела подчеркивалось, что первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации, таким образом, особенно подчеркивалась важность этого события и роль верхней палаты как возможного союзника президентской власти.

Первоначально вопросы проведения выборов были определены в Указе Президента России «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [9] от 11 октября 1993 г.

Выборы были назначены на 12 декабря 1993 г. (в тот же день проходили и выборы депутатов Государственной Думы и голосование за новую Конституцию России). Этим же указом было принято «Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

В Указе предусматривалось проведение выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.

Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста. Не могли избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

В Совет Федерации избирались по два депутата от каждого субъекта Российской Федерации. Депутаты Совета Федерации избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ — два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации. На выборах каждый избиратель подавал свой голос за двух кандидатов.

Кандидатов в депутаты Совета Федерации имели право выдвигать группы избирателей (собирались подписи избирателей избирательного округа в количестве не менее 1 процента общего числа избирателей этого округа) и избирательные объединения.

Под избирательными объединениями определялись региональные организации общефедеральных политических партий, общефедеральных политических движений, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации, политические движения в субъектах Федерации, уставы которых зарегистрированы соответствующими органами юстиции, или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.

В состав блока могли входить и региональные организации иных общефедеральных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, если участие в выборах предусмотрено в их уставах.

Партия, политическое движение и общественная организация не могли входить в состав более чем одного избирательного объединения.

Партия или политическое движение в случае вхождения в состав блока не могла выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

Участие указанных общественных объединений в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы не являлось препятствием для их участия в избирательной кампании по выборам депутатов Совета Федерации.

Таким образом, при формировании Совета Федерации 1993—1995 гг. принимало участие почти все население страны. Число избирательных округов равнялось числу субъектов России, на территории каждого субъекта образовывался один избирательный округ.

Выборы в Совет Федерации первого созыва состоялись в 85 субъектах Российской Федерации. 13 марта 1994 г. состоялись выборы в Совет Федерации в Татарстане, а 15 мая 1994 г. — в Челябинской области, в результате которых в Совет Федерации были избраны еще 4 человека. В итоге в палату было избрано 175 депутатов.

Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 г., стал В.Ф. Шумейко.

К окончанию деятельности Совета Федерации первого созыва назрела проблема в принятии специального закона о формировании палаты в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституцией РФ, так как прямые выборы в палату были предусмотрены переходными положениями Основного закона и только на определенный отрезок времени (1993—1995).

Смотрите так же:  Как доказать нарушение своих прав и составить заявление об оскорблении личности. Заявление по поводу оскорбления личности

В этой связи 5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [10], согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.

Это нововведение легализовало участие глав исполнительной власти субъектов России в одной из палат высшего законодательного органа страны — Совете Федерации Федерального Собрания, что явно нарушило принцип разделения властей, так как одним из основных его элементов является самостоятельность и независимость друг от друга всех ветвей власти. Власть исполнительная буквально вторглась в законодательную ветвь.

С другой стороны, это обстоятельство пока что смягчалось тем, что на тот момент это были лица, все-таки избираемые населением на прямых выборах при тайном голосовании в соответствующих субъектах.

Члены Совета Федерации на данном этапе работали на непостоянной основе и приезжали в столицу для участия в заседаниях палаты и решения проблем своего региона с федеральным центром. Свои полномочия парламентарии рассматривали как дополнительную нагрузку, затрачивая большую часть своего времени для решения своих личных и корпоративных задач.

23 января 1996 г. Совет Федерации второго созыва приступил к работе. На первом заседании Совета Федерации 23 февраля 1996 г. Председателем Совета Федерации был избран Е.С. Строев.

На протяжении 5 лет Совет Федерации обладал полной автономией и независимостью от других ветвей федеральной власти.

Конечно, такая ситуация мало устраивала Президента России и его администрацию, но, ввиду крайне низкого рейтинга среди населения у Б.Н. Ельцина и постоянных политических и экономических катаклизмов, исполнительная власть не решалась на серьезное реформирование законодательства о формировании парламента. Но с приходом к власти Президента В.В. Путина положение кардинально меняется, и первым делом Президент берется за реформирование Совета Федерации.

По инициативе Президента был принят Федеральный закон № 113-ФЗ от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [11].

Новым законом устанавливалось, что членами Совета Федерации являются представители исполнительного и законодательного органов субъектов Федерации (а не их главы). Представитель от законодательного органа субъекта Российской Федерации избирается этим органом путем тайного голосования на период срока его полномочий (созыва).

Но если региональный парламент двухпалатный, то член Совета Федерации избирается каждой палатой на половину срока ее полномочий (созыва). Представитель же от исполнительного органа субъекта Федерации назначается главой исполнительной власти в регионе и одобряется 2/3 голосов регионального парламента.

5 декабря 2001 г. Председателем Совета Федерации был избран С.М. Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания города Санкт-Петербурга, бессменно пробывший на этом посту 10 лет.

Но даже при таком постоянном руководителе палаты порядок формирования Совета Федерации продолжил видоизменяться.

Исследователь проблем взаимоотношений власти и бизнеса в современной России А.А. Кинякин отмечает, что «в итоге реформирования Совета Федерации в нем оказались представлены лоббисты большинства крупных компаний. В большинстве случаев члены СФ, связанные с крупными кооперациями, делегировались от регионов, где они имели преобладающее влияние (либо где они инвестировали в региональную элиту). Элита бизнеса обрела внушительное представительство в верхней палате парламента:

«Сибирский алюминий» — два сенатора (А. Саркисян от Хакасии и Г. Тка-ченко от Самарской области);

«Роспром-ЮКОС» — три сенатора (Л. Невзлин от Мордовии, А. Гурьев от Мурманской области, Ю. Шарандин от Эвенкии);

«Альфа-ТНК» — два сенатора (Г. Фетисов от Воронежской области, Л. Рокецкий от Таймырского АО); «Газпром» — один сенатор (Л. Лушкин от Брянской области);

РАО «ЕЭС» — два сенатора (В. Завадников от Саратовской области, С. Васильев от Ленинградской области);

«Транснефтепродукт» — один сенатор (М. Сорокин от Новгородской области); «Славнефть» — два сенатора (С. Веков от Ингушетии и Е. Заяшников от Ярославской области);

«Интеррос» — один сенатор (Л. Биндар от Таймырского АО); «Евразхол-динг» — один сенатор (С. Шатиров от Кемеровской области); «Сибнефть» — один сенатор (Е. Малкин от Чукотки)» [4. С. 93—94].

Изменение состава верхней палаты создало основу для утверждений, что из «клуба губернаторов» реформированный Совет Федерации превратился в «собрание лоббистов» крупнейших корпораций [4. С. 94].

После вывода «губернаторов» и «председателей» региональных парламентов президентская администрация «пошла» дальше на более радикальные реформы по формированию Совета Федерации. Следующая реформа не коснулась напрямую закона о формирования верхней палаты, но весьма значительно отразилась на его следующем составе.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъ-

ектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» [12] «гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации».

Теперь член Совета Федерации «наделяется» полномочиями региональным парламентом по представлению Президента РФ.

В этой связи Конституционный Суд РФ принял Постановление от 21 декабря 2005 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» [13].

Суд признал не противоречащими Конституции Российской Федерации положения, содержащиеся в Федеральном законе. «Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами».

Таким образом, суд закрепил право за Президентом, расширяющее и без того его обширные полномочия. С этого времени Президент «назначает» и глав исполнительной власти, а через них и половину состава Совета Федерации. Конечно, в такой ситуации говорить о какой-либо самостоятельной роли верхней палаты российского парламента и тем более оппозиции президентской власти не приходится.

По мнению одного из исследователей государственной власти современной России, представителя либерального политического направления, депутата Государственной Думы первого созыва, доктора политических наук, профессора кафедры политических наук Российского университета дружбы народов Ю.А. Нисне-вича, «после отмены в 2005 г. прямых выборов высших должностных лиц субъектов федерации российские граждане лишились возможности не только прямого, но даже делегированного участия в формировании половины состава Совета Федерации. Действительно, половина членов Совета Федерации назначается фактически в качестве личных представителей на срок их полномочий высшими должностными лицами субъектов федерации, которые в свою очередь фактически назначаются и освобождаются от должности лично Президентом России. В такой процедуре назначения и прекращения полномочий половины членов Совета Федерации никоим образом не предусматривается учет мнения граждан, проживающих в соответствующих субъектах федерации» [6. С. 173].

С вышеизложенной позицией вполне можно согласиться, так как такая процедура формирования Совета Федерации никак не учитывает мнения населения страны.

Заслуживает внимания точка зрения другого исследователя, представителя социалистической идеологии, доктора юридических наук, профессора кафедры конституционного и муниципального права МГУ им. Ломоносова, парламентария высшего ранга с многолетним опытом работы А.И. Лукьянова, «размышляя о судьбах парламентаризма не только в России, но и в других странах, невольно приходишь к выводу, что любой правящий режим, как правило, хочет иметь послушный парламент. В этом смысле судьба Совета Федерации Федерального Собрания РФ особенно показательна» [5. С. 169]. «. Прямых выборов членов Совета Федерации избирателями не предусмотрено. И если называть эту процедуру «выборами», то они непрямые, многостепенные и по существу сводятся к назначению „сенаторов»» [5. С. 173].

Последующие изменения порядка формирования Совета Федерации приходятся на период после избрания и вступления в должность Президента РФ Д.А. Медведева.

В 2008 г. Президентом РФ поднимается вопрос о порядке формирования Совета Федерации.

В своем послании Федеральному Собранию РФ Президент Д.А. Медведев заявил, что: «Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Так называемый «ценз оседлости», предписывающий члену Совета Федерации проживать в ранее определенном регионе определенное количество лет, должен быть отменен. В результате в Совете Федерации будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателями и представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население» [7].

Во исполнение президентских предложений парламенту был принят Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [14].

По новому закону «кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный настоящим Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования».

Согласно закону новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 г.

Однако высшая исполнительная власть России оказалась в тупиковой ситуации при необходимости смены спикера Совета Федерации.

Весной 2011 г. из-за межпартийных столкновений поста председателя Совета Федерации лишился С.М. Миронов. Образовавшуюся «вакансию» Президент России «предложил» занять губернатору города Санкт-Петербурга В.И. Матвеенко.

Но по вновь вступившему в силу закону представителем от исполнительной власти субъекта РФ может быть только лицо, получившее депутатский мандат любого уровня соответствующего субъекта. В такой ситуации власти нашли выход через выборы в сразу два муниципальных собрания города Санкт-Петербурга, чтобы бывший губернатор имела возможность получить депутатский мандат и в дальнейшем кресло сенатора.

В итоге В.И. Матвеенко, получив мандат депутата Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа Красненькая речка четвертого созыва на непостоянной основе, была избрана членом Совета Федерации 31 августа 2011 г., а в последующем заняла должность третьего в стране лица — Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Такая практика, на наш взгляд, себя не оправдывает. Кандидат в депутаты после своего успешного избрания ни одного дня не выполняет своих обязанностей, а использует свой мандат в качестве «трамплина» для продвижения по карьерной лестнице. Кстати, эти выборы проходят на небезвозмездной основе, а за счет бюджета соответствующего уровня.

В этой связи следует вернуться к практике прямых выборов в Совет Федерации, присвоив членам верхней палаты статус депутатов.

От решения этого вопроса зависит, будет ли реальное народное представительство в законодательной власти, будут ли формироваться, функционировать и развиваться институты представительной власти в нашей стране либо это будут декоративные инстанции, выполняющие роль лишь рупора по озвучиванию уже принятых решений в кулуарах исполнительной власти.

В сентябре сего года появилась еще одна идея, касающаяся формирования Совета Федерации, предложенная председателем Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигиным.

В своей законодательной инициативе автор предлагает, чтобы депутаты Государственной Думы имели право избираться членами Совета Федерации, не участвуя в региональных или муниципальных выборах.

В.Н. Плигин разъяснил газете «Коммерсантъ», что он исходил из той логики, по которой менялся порядок формирования сената в 2009 г.: сенатором должен быть тот, кто прошел через выборы и имеет опыт законодательной работы. Если таким правом наделяются муниципальные и региональные депутаты, то могут быть наделены таким же правом и депутаты федеральные [2].

Но на это, казалось бы, естественное предложение возразил официальный представитель Президента РФ в Совете Федерации А. Котенков, заявив, что «эта логика более чем странная».

По его словам, «муниципальные и региональные депутаты представляют в Совете Федерации законодательный и исполнительный органы власти этого региона». «А какой орган региона будет представлять федеральный депутат?» — недоумевает господин Котенков. «Логика тут простая: депутат убегает из Госдумы, потому что ему не светит переизбраться и он хочет переместиться в Совет Федерации, чтобы еще пять лет ничего не делать». Господин Котенков заверил, что он «категорически против такого законопроекта, так как он — антиконституционный» [2].

Но, несмотря на эти возражения, Государственная Дума 9 сентября 2011 г. приняла в первом чтении законопроект, позволяющий депутату избираться членом Совета Федерации. На 20 сентября запланировано его принятие во втором и сразу в третьем чтении.

Однако парламентская оппозиция законопроект не поддержала. По мнению экс-председателя Совета Федерации С.М. Миронова, «причина появления документа кроется в скандалах во время выборов в муниципальное собрание с участием В. Матвиенко (она входила в партсписок от Петербурга на выборах 2007 г.): единороссы хотят избежать подобных ситуаций, что особенно актуально перед выборами (в Гос. Думу), ведь в списках «Единой России» места всем не хватает. Нужно перейти к прямым выборам сенаторов» [1].

[1] Газета «Ведомости». — № 170. — 12 сентября 2011 г.

[2] Газета «Коммерсантъ». — № 124. — 20 августа 2011 г.

[3] Гранкин И.В. Парламент России. Изд. 2-е, дополненное. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2001.

[4] Кинякин А.А. Проблемы взаимоотношения власти и бизнеса в современной России. — М., 2008.

[5] Лукьянов А.И. Парламентаризм в России (вопросы истории, теории и практики): курс лекций. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.

[6] Нисневич Ю.А. Аудит политической системы посткоммунистической России. — М.: Материк, 2007.

[7] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года // Российская газета. — № 230. — 6 ноября 2008 г.

[8] Собрание законодательства РФ. — 26 января 2009 г. — № 4. — Ст. 445.

[9] Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 18 октября 1993 г. — № 42. — Ст. 3994.

[10] Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 33. — Ст. 3406; № 49. — Ст. 5496.

[11] Собрание законодательства РФ. — 7 августа 2000. — № 32. — Ст. 3336.

[12] Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005. — № 1 (часть 1). — Ст. 25.

[13] Собрание законодательства РФ. — 16.01.2006. — № 3. — Ст. 336.

[14] Собрание законодательства РФ. — 16.02.2009. — № 7. — Ст. 789.

[15] Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // URL: http://www.council.gov.ru

SPECIAL FEATURES OF FEDERAL COUNCIL: FROM THE FIRST CONVOCATION UP TO NOWDAYS

A.M. Ushkov, А.A. Amiantov

The Department of Political Science Russian Peoples’ Friendship University Mikluho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article is viewing the history of Russian Federal Council creation, principles of it’s forming at the different stages of the modern political process in Russia. The author analyses actual problems of the Russian Parliament upper chamber forming, researches premises and gives proposes of coming back to the Federal Council direct elections.

Key words: Federal Council, parliament, principles of forming, elections, Federal Council member, deputy, representation, subject of Russian Federation.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *