Перевод крана на управление с пола

Зачем делается перевод кранов мостового типа на управление с пола?

Такой кран не подлежит регистрации в органах технадзора, согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов ПБ 10-382-00 «пункт:

9.1.3. Не подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора следующие краны: а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта.

Сокращается обслуживающий персонал, нет необходимости в специально обученном крановщике.ПБ 10-382-00пункт:

9.4.24. Рабочие основных профессий (станочник, монтажник и т.п.) допускаются к управлению краном с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном и строповке грузов в установленном владельцем крана порядке. К управлению кранами по радио допускаются рабочие, имеющие удостоверение крановщика-оператора,прошедшего обучение по программе для подготовки крановщиков-операторов.

Как это делается?

Перевод управления кранов мостового типа на «управление с пола» относится к реконструкции, которая должна производиться по проекту и техническим условиям, разработанным предприятием-изготовителем или специализированной организацией (п.3.2.2 Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов ПБ 10-382-00). До 2013г. проект реконструкции крана должен был проходить экспертизу промышленной безопасности организацией, имеющей лицензию Ростехнадзора, согласно Положению по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»(ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 марта 2003 г. N 5)). Но в связи с вступлением в силу Приказа №713 от 12.12.2012г. Изменения, которые вносятся в положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденное постановлением Госгорнадзора России от 4 марта 2003г. №5:

п.2 В разделе «Общие положения» подпункт 3.2.1 Считать утратившим силу,

экспертизы проекта реконструкции крана по переводу «управления на пол» не требуется.

Перевод управления крана на управление с пола осуществляется согласно рекомендациям руководящих документовРД 24.090.90-89.Управление с пола может быть : 1. с помощью кнопочного пульта, подвешенного на электрокабеле, 2. с помощью дистанционного радиопульта.

Подвесной кнопочный пульт.

В этом случае краном управляют при помощи кнопочного аппарата, связанного с электрооборудованием крана гибким кабелем. Длина электрокабеля должна обеспечивать лицу, управляющему краном, возможность находиться на безопасном расстоянии от перемещаемого груза. Кнопочный пульт подвешивают на вспомогательном стальном канате малого диаметра.

Дистанционный радиопульт.

Радиоуправление кранами осуществляется при помощи специальных радиопультов. Радиопульт управления для крана бывает двух видов: кнопочный пульт управления и пульт с командоаппаратами. Кнопочный пульт управления краном работает с кранами и кран-балками, на которых установлен односкоростной электропривод, электродвигатель с фазным ротором, или двухскоростной электродвигатель. Пульт управления краном с командоаппаратами управляет теми кранами, на которых стоит электродвигатель с фазным ротором. Для выбора оптимального режима у командоаппарата имеется несколько фиксированных положений.

Радиоуправление краном выгодно на производстве любых размеров, так как его применение уменьшает затраты труда, увеличивает производительность, точность и безопасность. Кран, за которым нужно идти с подвесным пультом, не очень удобен, особенно если на его пути следования есть преграды. В этом отношении более удобным является радиоуправление для кранов, которое позволяет вывести оператора крана из опасной, запыленной или загазованной зоны. Радиоуправление для кранов не является сложным, по результатам обучения, легко осваивается стропальщиками и технологическими рабочими.

Эксплуатация систем дистанционного управления должна выполняться в соответствии с «Типовой инструкцией для крановщиков-операторов грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления (РДИ7-75-96)», согласованной Госгортехнадзором России письмом №12-7/181 от 04.03.96г., с изменением №1 (РДИ7-87(75)-02), согласованными Госгортехнадзором России письмом № 12-50/204 от 18.03.2002г., дополненных с учетом местных условий безопасной эксплуатации и утвержденной руководителем предприятия.

Радиоуправление для кранов требует минимум технического обслуживания. Нужно следить за состоянием аккумуляторной батареи, при необходимости, заряжать её через специальный зарядник. Также нужно время от времени, например, раз в квартал осматривать аппаратуру, проверяя состояние пускателей, и проводов на клеммных зажимах. Такое техническое обслуживание является несложным, и не займет много времени.Существуют различные производители систем радиоуправления.

Обучение машиниста крана управляемого с пола

Кому необходимо обучение

Согласно Приказа Ростехнадзора (Федеральной службы по экологическому, технологического и атомному надзору) №533 от 12.11.2013 г.- «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», специалисты, осуществляющие работы по управлению кранами управляемыми с пола, должны иметь диплом или свидетельство о среднем профессиональном образовании и удостоверение машиниста крана управляемого с пола.

Краны, управляемые с пола, относятся к мостовым кранам и находят широкое применение в цехах производственных и ремонтных предприятий, складских помещениях и строительных площадках. В этих кранах помимо использования различных грузозахватных механизмов, применяют также грузовые тележки для перемещения грузов, а также специальные подвесные или дистанционные пульты, соединенные с краном электрическим кабелем, которые позволяют контролировать подъем груза, передвижение тележки и моста.

Профессия машинист крана управляемого с пола предполагает наличие следующих навыков: умение безопасно управлять краном-манипулятором, умение читать схемы и осуществлять строповку груза, владеть знаковой сигнализацией, умение проводить качественный технический осмотр крана непосредственно перед вводом его в работу, в том числе проверять исправность приборов безопасности, производить осмотр креплений и регулировку механизмов крана, а также определять пригодность грузозахватных и подъемных механизмов при эксплуатации крана, уметь перемещать грузы с учетом встречающихся препятствий. В своей работе машинисты кранов управляемых с пола должны руководствоваться «Инструкцией по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) мостовых, козловых, башенных кранов и перегрузочных мостов» № ЦРБ-294.

Для выполнения работ машинист крана управляемого с пола должен иметь среднее профессиональное образование и удостоверение машиниста, сроком действия на 5 лет. При этом 1 раз в год машинист крана управляемого с пола должен проходить обязательную переаттестацию с отметкой учебного центра в удостоверении машиниста крана и может повысить разряд. Также непременным условием легитимной работы машиниста крана является наличие допуска по электробезопасности не ниже, чем на 2-ой разряд, наличие медицинской книжки с отметкой комиссии о профпригодности и водительских прав категории «С». Важно, что для работы машинистом мостового или козлового крана, лица моложе 18 лет не допускаются.

Стоимость обучения и сроки освоения

АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров» проводит профессиональное обучение по следующим программам:

Наименование образовательной программы Срок обучения, ак.ч. Стоимость обучения, руб.
Машинист крана управляемого с пола (2-6 разряд) 72 6 000

В процессе освоения программы обучения, разработанной с учетом ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» РД 10-74-94 «Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных)» для освоения рабочей профессии машинист крана управляемого с пола изучаются следующие вопросы:

  • Российское законодательство в области эксплуатации и использовании грузоподъемных кранов.
  • Безопасность работ при обслуживании крана управляемого с пола.
  • Устройство крана управляемого с пола (мостового крана), используемых механизмов и машин. Типы кранов.
  • Устройство захватов, стропов, траверс и прочих съёмных грузозахватных приспособлений.
  • Описание и устройство приборов безопасности, аппаратов управления краном управляемым с пола.
  • Определение неисправностей в работе, техническое обслуживание, эксплуатация и профилактический ремонт кранов управляемых с пола.
  • Описание изготовления, реконструкции, ремонта и монтажа крана.
  • Основы управления кранами, подъём, опускание и перемещение грузов по установленным сигналам.
  • Способы выполнения работ с использованием соответствующих машин.
  • Регламент работы на кране с целью минимизации риска аварии.
  • Последовательность действий и приёмы оказания доврачебной помощи при возникновении травмы.
  • Занятия проходят в учебном классе АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров, а также через «Интернет»-портал сайта Учебного центра.

    По окончании обучения выдается

    • Удостоверение на каждого сотрудника, прошедшего аттестацию;
    • Протокол аттестационной комиссии с перечнем работников, прошедших аттестацию.
    • Как пройти обучение на машиниста крана управляемого с пола

      После прохождения профессионального обучения (или в специализированном училище, или учебном центре) машинист крана управляемого с пола с уже присвоенным ему 2-м разрядом имеет право повысить присвоенный разряд его специальности путем прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет, при этом существует определенная градация для каждого из разрядов, в зависимости от грузоподъемности крана управляемого с пола, а именно:

      Краны управляемые с пола грузоподъемностью до 3 т. (исключительно) 2-й разряд
      Краны управляемые с пола грузоподъемностью от 3 до 15 т. (исключительно) 3-й разряд
      Краны управляемые с пола грузоподъемностью от 15 до 25 т. (исключительно) 4-й разряд
      Краны управляемые с пола грузоподъемностью от 25 до 100 т. (исключительно) 5-й разряд
      Краны управляемые с пола грузоподъемностью от 100 т. и выше 6-й разряд

      Что влечет за собой не прохождение повышения квалификации в срок более 5 лет?

      В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ 1. нарушение требований промышленной безопасности или условий осуществления видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан — в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
    • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
    • на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
    • Необходимые документы

      Для прохождения обучения необходимо предоставить:

      1. Копию диплома о высшем и/или среднем профессиональном образовании.
      2. Оригинал удостоверения машиниста крана управляемого с пола (в случае повышения разряда).
      3. Копию водительских прав категории «С».
      4. Заполнить заявку в разделе «Заявка на обучение»
      5. Оформить договор на обучение.

      Мы ценим своих Клиентов и Ваше время. Приходите к нам учиться!

      Ищу Дополнительную Информацию по Письму Ростехнадзора!

      Всем большой привет! Друзья, посетители и подписчики, обращаюсь к вам по такому вопросу: кто-нибудь владеет дополнительной информацией из Письма от 15 марта 2013 г. № 09-00-08/1471 «О допуске рабочих к управлению кранами с пола или со стационарного пульта«? Для наглядности приведу его содержание.

      По тексту письма я выделил жирным текстом то, что хотелось бы понять и увидеть на реальном примере. Если у кого-нибудь есть что-то по этому вопросу, пишите, оставляйте комментарии.

      ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
      И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

      ПИСЬМО
      от 15 марта 2013 г. № 09-00-08/1471

      О ДОПУСКЕ
      РАБОЧИХ К УПРАВЛЕНИЮ КРАНАМИ С ПОЛА
      ИЛИ СО СТАЦИОНАРНОГО ПУЛЬТА

      Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и разъясняет следующее.
      Порядок допуска к управлению грузоподъемными кранами рабочих основных профессий, не обученных в качестве крановщиков и не имеющих соответствующих удостоверений, установлен пунктом 9.4.24 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 г. N 98, в соответствии с которым к управлению краном с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана допускаются рабочие основных профессий после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном и строповке грузов в установленном владельцем крана порядке.
      Таким образом, в организации должен быть разработан документ (приказ, положение и т.п.), устанавливающий порядок допуска рабочих основных профессий к управлению крана с пола или со стационарного пульта, включающий программу ежеквартального инструктажа по безопасности на рабочем месте, порядок оформления результатов этого инструктажа, а также регламент проверки навыков по управлению краном.
      Дополнительно обучение по охране труда и стажировку проводить не требуется.

      Начальник
      Управления государственного
      строительного надзора
      А.Н.ГОРЛОВ

      Постановление Госгортехнадзора РФ от 31.12.1999 г. № 98 (ред. от 28.10.2008) «Об утверждении «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (вместе с «ПБ 10-382-00…»)

      9.4.24. Рабочие основных профессий (станочник, монтажник и т.п.) допускаются к управлению краном с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном и строповке грузов в установленном владельцем крана порядке. К управлению кранами по радио допускаются рабочие, имеющие удостоверение крановщика-оператора, прошедшего обучение по программе для подготовки крановщиков-операторов.
      9.4.25. Рабочие основных профессий, обслуживающие краны, управляемые с пола или со стационарного пульта, и производящие зацепку грузов, должны проходить повторный инструктаж каждые 3 мес.

      Ты хочешь получать информацию,
      но ты делаешь это без уважения

      Будь моим подписчиком!

      Сохраните эту заметку в:

      Лица, управляющие ГПК с пола, должны пройти инструктаж по разработанной программе. Также необходима ИОТ для лиц, управляющих ГПК с пола. Необходимо, также, и пройти стажировку на раб.месте. Одним словом, ничего особенного тут нет, те же самые требования, как к обычным работникам.

      должен быть разработан документ (приказ, положение и т.п.), устанавливающий порядок допуска рабочих

      Есть такой порядок у кого нибудь? И программа инструктажа в том числе?

      То есть получается, что удостоверение стропальщика не нужно? Если ссылаться на п.9.4.24 Правил?
      «к управлению краном с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана допускаются рабочие основных профессий после соответствующего инструктажа»

      То есть получается, что удостоверение стропальщика не нужно? Если ссылаться на п.9.4.24 Правил?
      «к управлению краном с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана допускаются рабочие основных профессий после соответствующего инструктажа»

      Если бы так. Речь идет о разных работниках.

      Антон, у меня есть документ по организации работ грузоподъемными кранами, где о кранах, управляемых с пола упоминается в том числе, вместе с управляемыми из кабины и автокранами. Называется » Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах предприятия», потому что у нас их целых девять и по каждому расписывать нет смысла. Для инспекции вполне достаточно, тем более, что оно согласовано с Ростехнадзором, и отдельных документов именно на эти ГПМ не требуется. Программа первичного инструктажа имеется, сделана по стандарной схеме из ГОСТ 12.0.004-90. Если заитересовало — прошу в мейл, но отвечу не раньше понедельника, по понятным причинам.

      Разработайте свою программу обучения работников и соответственно билеты и инструкцию по ОТ на основании ПБ 10-382-00. Проводите обучение, оформляйте протоколом. После чего приказом по предприятию допустите работников к самостоятельной работе после стажировки на рабочем месте.Ежеквартально проводите повторный инструктаж и ежегодную проверку знаний с оформлением протокола и ежегодным приказом о допуске к работе.Назовите эту профессию например тельферист-зацепщик. В идеале программу согласуйте в ростехнадзоре. Но все это касается только грузоподъемных кранов управляемых с пола. Для обслуживания стационарно установленных кранов, самоходных стреловых, козловых, ж.д кранов необходимо иметь в штате аттестованного стропальщика.

      Мы у себя на предприятии разработали инструкцию и руководствуемся ей. Она определяет порядок допуска и работы на кранах, управляемых с пола (только зацепка).
      https://yadi.sk/d/0a07wVYyFNgem 😡

      После вступления в силу Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» специалистам АНО «РИОТ» поступают многочисленные вопросы о порядке обучения, аттестации и допуска персонала к обслуживанию подъемных сооружений, не поднадзорных Ростехнадзору.
      На наш запрос Управлением дано разъяснение о порядке эксплуатации и обслуживания подъемных сооружений следующего типа, перечисленных в п. 148 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533:
      Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что перечисленные в пункте 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» подъемные сооружения не относятся к ПС, которые являются составляющими ОПО, в связи с чем, требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997. № 116-ФЗ на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор).
      Порядок эксплуатации и обслуживания ПС, указанных в п. 148 ФНП по ПС, устанавливается эксплуатирующей организацией самостоятельно с учетом требований, указанных в руководствах по эксплуатации их изготовителями. Также при эксплуатации таких ПС могут применяться некоторые положения ФНП по ПС (не содержащиеся в руководствах по эксплуатации) и правила охраны труда.
      Нормативно-правовыми актами в сфере охраны труда, которые предусматривают обучение персонала, эксплуатирующего подъемные сооружения, по специальным программам являются, например, «Типовая инструкция по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола» и «Типовая инструкция по охране труда для машинистов (крановщиков) электрических мостовых кранов».
      При этом п. 5 ст. 163 Федерального закона № 185-ФЗ от 02.07.2013г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что «Государственные органы и организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона первоначальную подготовку, профессиональную подготовку и стажировку работников, сотрудников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 июля 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока этой лицензии такие органы и организации обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности».
      Таким образом, на основании требований руководств по эксплуатации подъемных сооружений, нормативно-правовых актов в сфере охраны труда и законодательства об образовании в Российской Федерации организации, эксплуатирующие подъемные сооружения обучают сотрудников в образовательных организациях (при отсутствии собственной лицензии на право ведения образовательной деятельности), после чего проводят инструктаж по безопасности на рабочем месте, проверку знаний в комиссии организации или подразделения организации и стажировку на конкретном рабочем месте под руководством опытных работников.

      Это письмо 2013 года, оно сейчас действует, то-есть эти правила сейчас действительны или их заменили другими? А то у нас на предприятии сдаём экзамен по охране труда для профессии стропальщик.

      ПБ 10-382-00 не применяется с 06.03.2014г. и с этой же даты действует ФНиП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв.приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533 (с изменениями на 12 апреля 2016 года).

      Как можно этого не знать, если изменениям 5 лет, а проверка знаний проводится ЕЖЕГОДНО в объеме производственных инструкций и инструкций по охране труда?

      Как понимать ? неоднозначный документ

      Подскажите пожалуйста как понимать следующий текст «ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ ПБ 10-382-00»

      9.4.11. Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза
      на крюк крана, за исключением случаев, указанных в ст. 9.4.12
      настоящих Правил, должны назначаться стропальщики.
      9.4.12. Для подвешивания на крюк груза без предварительной
      обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в
      ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях,
      когда груз захватывается полуавтоматическими захватными
      устройствами, могут допускаться рабочие основных профессий,
      дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной
      программе . К этим рабочим должны предъявляться те же требования,
      что и к стропальщикам.
      Если я правильно понимаю то некоторые виды грузов такие как ( бадьи для строительного мусора и бетона, касеты с балонами, передвижные компресооры и т.п.) вообщем все что не надо стропить (зацепил пауком,стропом за петли и «вира») могут зацеплять работники без удостоверения стропальщика а обученные по программе обучения ( вопрос что за программа сколько часов). Расспростроняется это требование на краны или только ГПМ управляемые с пола. Является ли ГПМ управляемым с пола мостовой кран при условии что им управляет крановщик передвигаясь по отметке с пультом в руках ?

      Цитата
      Алексей Злобин пишет:
      Является ли ГПМ управляемым с пола мостовой кран при условии что им управляет крановщик передвигаясь по отметке с пультом в руках ?

      У нас является, только не понятно, что значит «передвигаясь по отметке»?

      Порядок допуска рабочих к управлению кранами

      Порядок допуска различен в зависимости от способа управления краном: из кабины или с пола. Для управления краном, снабженным кабиной управления, допускаются только рабочие, имеющие квалификацию машиниста (крановщика), т. е. прошедшие в установленном порядке обучение, аттестацию и имеющие удостоверение с указанием в нем типа крана, к управлению которым они допущены. Крановщики должны быть не моложе 18 лет и пройти перед назначением на работу и периодически один раз в 12 мес медицинское освидетельствование.
      Допуск к работе машинистов оформляется приказом (распоряжением) по цеху или предприятию. Владелец кранов обязан обеспечить машинистов инструкцией, определяющей их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учетом типа крана. Инструкция должна быть выдана перед допуском к работе. Машинист подчинен лицу, ответственному за исправное содержание кранов.
      К управлению кранами с пола или со стационарного пульта (кроме управления по радио) допускаются рабочие основных профессий, пользующиеся такими кранами, после инструктажа и проверки навыков по управлению краном и зацепке грузов.
      Порядок инструктажа устанавливается администрацией предприятия, эксплуатирующего краны. Проведение специального обучения этих рабочих и выдача им удостоверений не обязательны. Прохождение медосмотра не требуется при отсутствии медицинских противопоказаний. Если рабочие не достигли 18 лет, то возможность допуска их к управлению кранами с пола или пульта администрация предприятия должна согласовывать с заводским комитетом профсоюза.
      Для управления кранами по радио допускаются рабочие, имеющие квалификацию и право крановщика. Порядок допуска рабочих к строповке груза, т. е. подвешиванию его к крюку грузоподъемной машины, различен и зависит от способа управления машиной: из кабины или с пола.
      Если кран управляется из кабины, то должны назначаться специальные стропальщики, обученные курсовым методом по учебным программам. Медицинских противопоказаний по приему на работу стропальщиков нет; в связи с этим необходимость медицинского освидетельствования их определяется медсанчастью предприятия в установленном порядке. Эти рабочие должны быть не моложе 18 лет.
      Для работы в качестве стропальщика без специального обучения по программе стропальщика могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке грузов. Если эти рабочие имеют на руках соответствующее удостоверение или аттестат ПТУ или учебно-курсового комбината, то необходимость, объем и порядок дополнительного обучения или инструктажа определяются администрацией предприятия по месту их работы с учетом того, что эти рабочие должны иметь навык по строповке груза, хорошо знать содержание инструкции для стропальщика и порядок подачи сигналов крановщику.
      После проверки комиссией предприятия знаний и навыков рабочим выдают удостоверение стропальщика и производственную инструкцию. Рабочие основных профессий металлургических, машиностроительных и других производств могут быть допущены к зацепке грузов к крюку кранов, управляемых из кабины, если не требуется предварительной обвязки его (груз снабжен петлями, рымами, цапфами для зацепки его, или находится в ковшах, бадьях, контейнерах и другой таре, или захватывается полуавтоматическими грузозахватными приспособлениями).
      Обучение этих рабочих производится по сокращенной программе, утвержденной самим предприятием. Программа должна быть составлена с таким расче том, чтобы обученный и допущенный к выполнению обязанностей по зацепке груза рабочий обладал навыками, требующимися для правильного подвешивания груза на крюк, умел определить пригодность чалочного приспособления, знал порядок обмена сигналами с крановщиком, а также условия безопасного перемещения и укладки грузов. К этим рабочим предъявляются те же требования, что и к стропальщикам, т. е. после проверки знаний им должно быть выдано удостоверение на право производства работ по зацепке грузов и инструкция стропальщика.
      В удостоверении делается запись: «Допущен к зацепке груза на рабочем месте». Удостоверение снабжается фотокарточкой.
      К подвешиванию груза на крюк грузоподъемной машины (крана, тельфера), управляемой с пола, могут допускаться рабочие основных профессий после соответствующего инструктажа и проверки навыков по строповке груза. Порядок и объем инструктажа устанавл
      ивается предприятием, эксплуатирующим краны.
      Обучение этих рабочих и выдача им удостоверения не обязательны. Прохождение медицинского осмотра не требуется при отсутствии противопоказаний.
      Иногда крановщику приходится выполнять обязанности стропальщика. Возможность такого выполнения определяется квалификационной комиссией предприятия на основании проверки его знаний и навыков. При положительных результатах проверки ему выдается удостоверение и инструкция стропальщика.
      Лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, может производить строповку груза, выдавать ему удостоверение стропальщика не требуется.
      Содержащиеся в Правилах по кранам требования к слесарям и электромонтерам, обслуживающим краны, относятся к дежурному персоналу, устраняющему неисправности по вызову крановщика. Эти рабочие должны быть не моложе 18 лет и иметь на руках удостоверение об обучении и аттестации, а также производственную инструкцию. Аттестация этих рабочих производится без участия инспектора. Допуск к работе оформляется приказом или распоряжением по цеху или предприятию после выдачи на руки инструкции. Приказ и распоряжение имеют одинаковую юридическую силу.
      Слесари и электромонтеры, обученные по специальности «Ремонт и обслуживание промышленного оборудования», могут быть допущены к ремонту и обслуживанию кранов на основании проверки их знаний в квалификационной комиссии предприятия. При удовлетворительных результатах проверки им выдается соответствующее удостоверение за подписью председателя квалификационной комиссии. При необходимости назначается дополнительное обучение по специальности, обучение или инструктаж по технике безопасности. Слесари должны быть знакомы с устройством кранов и порядком безопасного выполнения работ. Электромонтеры должны знать электросхему крана и иметь соответствующую квалификационную группу по электробезопасности.
      Помощник машиниста должен назначаться на краны с паровым приводом. В этом случае он выполняет обязанности кочегара по наблюдению за работой парового котла и его обслуживанию. Такой привод могут иметь железнодорожные краны старой конструкции.
      На краны с другим приводом, например с дизель-электрическим, помощник машиниста назначается в том случае, когда это предусмотрено заводом-изготовителем. При отсутствии в инструкции по монтажу и эксплуатации соответствующего указания завода-изготовителя необходимость назначения помощника машиниста на такие краны определяется администрацией предприятия с учетом условий их работы.
      Сигнальщик должен назначаться в случае, когда зона, обслуживаемая краном, полностью не обозревается из кабины, вследствие чего машинисту не видно место строповки груза или его укладки, а между машинистом и стропальщиком отсутствует радио или телефонная связь для передачи сигналов стропальщика машинисту.
      Сигнальщик назначается инженерно-техническим работником, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов краном, из числа аттестованных стропальщиков. Фамилию сигнальщика рекомендуется записывать в вахтенный журнал машиниста. При работе стреловых самоходных кранов запись может быть произведена в путевом листе крановщика.
      В условиях производства строительно-монтажных работ, когда сигнальщик находится на сооружаемых конструкциях или здании, в проекте производства работ необходимо предусмотреть меры по обеспечению его безопасности.

      Ростехнадзор разъясняет: Перевод подъемного сооружения на управление с пола (установка на мостовой кран системы радиоуправления)

      Является ли работа по установке системы радиоуправления на мостовой кран в дополнение к управлению краном из кабины реконструкцией или модернизацией крана? Нужно ли проводить экспертизу промышленной безопасности ПС после проведения таких работ (на основании п. 260 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»)?

    • под реконструкцией понимается изменение конструкций подъемного сооружения или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование подъемного сооружения для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы.
    • Под модернизациейпонимается изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, которая является разновидностью реконструкции, направленная на улучшение потребительских свойств, показателей назначения и/или безопасности подъемного сооружения, например, замена старой системы управления на новую, с более плавным регулированием и более высокими номинальными скоростями.
    • Таким образом, если при установке системы радиоуправления на мостовой кран в дополнение к управлению краном из кабины не были внесены изменения в конструкцию крана, к реконструкции данные работы не относятся, и после проведения указанных работ экспертизе промышленной безопасности кран не подлежит.

      В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

      Прошу разъяснить, является ли монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления) подъемных сооружений, эксплуатируемых на ОПО, техническим перевооружением опасного производственного объекта.

      Ответ: В связи с Вашим обращением, поступившим по информационным системам общего пользования 17 мая 2017 года Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что при переводе грузоподъемных кранов на радиоуправление следует руководствоваться пунктами 58-60 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее — ФНП по ПС).

      В редакции ФНП по ПС работы по переводу кранов на радиоуправление не относятся к работам по реконструкции (модернизации) ПС, в связи с чем, после проведенного переоборудования, ПС не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

      На основании изложенного, при переводе кранов на радиоуправление проектную документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта разрабатывать не требуется.

      Вопрос:

      Какие необходимы документы для снятия с регистрационного учета подъемного сооружения, переведенного на управление с пола?

      В соответствии с п. 60 ФНП (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146) при переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления.

    • Демонтаж кабины управления крана приводит к изменению его конструкции.
    • Решение вопросов касающихся выхода обслуживающего персонала на мост крана для его осмотра (если выход на мост крана осуществляется из кабины) должны быть разработаны и указаны в документации на изменение конструкции крана.
    • В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»техническое устройство, после проведения работ, связанных с изменением его конструкции подлежит экспертизе промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия. В соответствии с п. 6 ФНП (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146) требования, указанные в них, обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла подъемного сооружения (далее — ПС) и оборудования, используемого совместно с ПС, введенных в обращение до вступления в силу Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании.
    • Снятие с учета ПС при переводе в разряд не подлежащих учету, производится по заявлению владельца, с представлением документов подтверждающих демонтаж кабины управления и проведения экспертизы промышленной безопасности.

    Вопрос:

    В инструкции по эксплуатации крана мостового электрического г/п 5т, управляемого с пола при помощи системы радиоуправления сказано: «к управлению крана допускаются лица специально обученные, назначенные приказом по предприятию в ведении которого находится кран». На предприятии имеются лица, обученные по профессии «стропальщик». Требуется ли им обучение на управление краном в организации, имеющей лицензию на ведение образовательной деятельности?»

    Ответ: В соответствии с требованиями п. 154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146, далее — ФНП), к управлению подъемными сооружениями (ПС) с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с использованием системы дистанционного управления (по радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации системы дистанционного управления.

    Таким образом, с учетом требований п. 220 ФНП, лица, имеющие уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», могут быть допущены к управлению упомянутыми в Вашем обращении мостовыми кранами при условии соблюдения требований п.154 ФНП без иного дополнительного профессионального образования.

    Вопрос от 18.03.2020:

    В управление поступило обращение по вопросу демонтажа кабины при переводе мостового крана на дистанционное управление?

    Ответ: Согласно требованиям п. 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533 (зарегистрированные в Минюсте России 31.12.2013 № 30992) (далее — ФНП), не подлежат учету в органах Ростехнадзора краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления.

    Мостовой кран грузоподъемностью 10 тонн, переведенный на дистанционное управление (радиоуправление) в 2011 году, снимать с учета в органах Ростехнадзора не требуется, так как сохранена возможность управления из кабины.

    В случае необходимости снятия вышеуказанного мостового крана с учета в органах Ростехнадзора, демонтаж кабины обязателен.

    При переводе мостового крана грузоподъёмностью 20 тонн на дистанционное управление (радиоуправление), демонтаж кабины не требуется и снятие его с учета в органах Ростехнадзора не производится.

    В соответствии с п. 58 ФНП монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) подъемных сооружений осуществляются по эксплуатационной документации на подъемное сооружение и документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления). При отсутствии документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) допускается производить монтаж и наладку систем по документации‚ разработанной специализированной организацией. В данной документации, в том числе, определяется возможность сохранения управления мостовым краном из кабины.

    Вопрос от 15.04.2020:

    Имеет ли право работник, имеющий квалификационное удостоверение «Стропальщик», в котором написано, что данное лицо допускается к обслуживанию ГПМ, управляемое с пола, управлять краном с пола?

    Ответ: В соответствии с п.154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533 (далее — ФНП), к управлению подъемными сооружениями (далее – ПС) с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с использованием системы дистанционного управления (по радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации системы дистанционного управления. Таким образом, с учетом требований п.220 ФНП, лица, имеющие уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», могут быть допущены к управлению кранами с пола при условии соблюдения требований п.154 ФНП без иного дополнительного профессионального образования.

    На правах рекламы:

    Наша организация проводит комплекс работ по переводу мостовых кранов на управление с пола. Обращайтесь

    Заместитель директора по маркетингу
    Никифорова Жанна Викторовна
    Телефон: +7 (910) 660-3904
    E-mail:

    Разделы сайта, связанные с этой новостью:

    Какое обучение необходимо провести рабочему персоналу при установки кран-балки?

    Вопрос

    На производстве планируется установка кран-балки. Какое обучение необходимо провести рабочему персоналу и ответственному руководителю производственного подразделения? Как провести экспертизу и приемку работ после монтажа?

    Ответ

    Согласно п. 148. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533) электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно не подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    Следовательно, указанные работники не подлежат обучению по промышленной безопасности, они должны быть обучены требованиям охраны в рамках своих производственных обязанностей (в частности, по управлению кран-балкой) в соответствии с требованиями Порядка обучения (утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

    Приказ Минтруда России от 17.09.2014 № 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов». Согласно п. 5 к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    Согласно п. 6 данных Правил к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов с применением грузоподъемных машин допускаются работники, имеющие удостоверение на право производства работ.

    Разберемся, что это за удостоверение для работников, управляющих кран-балкой?

    Для работников рабочих профессий, по которым необходимо осуществлять профессиональное обучение в образовательных организациях таким удостоверением является удостоверение (свидетельство) о присвоении данной рабочей профессии.

    Профессиональное обучение рабочих должно проводиться в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.

    Такой, например, профессии «Оператор кран-балки» или «Оператор ПС, управляемых с пола» в Перечне нет. Следовательно, обязательности обучения в образовательной организации и получения квалификационного удостоверения (свидетельства о присвоении профессии) для данных работников тоже нет.

    Следовательно, ваши обязательные действия таковы:

    — при положительном заключении медосмотра следует ознакомить указанных работников с их производственной инструкцией по управлению кран-балкой, инструкцией по охране труда при управлении кран-балкой, провести первичный инструктаж по программе первичного инструктажа, стажировку, проверить навыки работы, выдать им удостоверение о допуске к работе и издать приказ о допуске к работе. Форма удостоверения о допуске к работе законодательно не установлена. Приказом Вашего руководителя Вы утверждаете форму этого удостоверения и указываете в нем, например:

    Анастасия Бакулина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

    Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

    «Иванов А.А. после прохождения обучения производственной инструкции по управлению кран-балкой, инструктажа по ОТ, стажировки в количестве «—« смен и успешной сдачи экзамена допускается к управлению кран-балкой (марка) с (дата)»;

    — затем проводить периодические инструктажи по охране труда (по программе первичного инструктажа) и периодическое обучение требованиям охраны труда по программе обучения, включающей раздел охраны труда при выполнении работ по управлению кран-балкой, (если класс условий труда этих работников 3.1-3.4) с установленной в Вашей организации периодичностью.

    См. также п. 154 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» устанавливает:

    «154. … К управлению ПС с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с использованием системы дистанционного управления (по радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации системы дистанционного управления».

    Это означает, что к управлению ПС с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные В Вашей организации приемам и методам безопасной работы при управлении ПС с пола.

    Поскольку Ваши кран-балки не поднадзорны Ростехнадзору и Ваша организация не является ОПО, требования Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» Вы соблюдать не обязаны.

    Вам следует руководствоваться отдельными положениями ФНП по усмотрению Ваших специалистов и руководителя в целях обеспечения безопасности работников Вашей организации.

    Аттестацию руководителей и специалистов Вашей организации в Ростехнадоре Вам проводить не требуется. В том числе, и ответственному руководителю производственного подразделения. Данная аттестация необходима только для руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    Согласно требованиям ст.ст. 212 и 225 ТК РФ ответственный руководитель производственного подразделения должен в обязательном порядке пройти только обучение и проверку знаний по охране труда (согласно Порядку № 1/29) в объеме своих должностных обязанностей. И, разумеется, он должен иметь высшее или среднее профессиональное техническое образование соответствующего профиля.

    Экспертиза промышленной безопасности Вам не требуется (Ваша организация не ОПО). Выше уже объяснялось, что Вы не обязаны назначать соблюдать требования ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

    Нормативных документов, устанавливающих требования к частичным и полным техническим освидетельствованиям кран-балок и их испытаниям, порядку приемки работ после их монтажа, в настоящее время нет.

    Следовательно, Вам необходимо разработать соответствующие локальные акты Вашей организации по данному вопросу. Те, которые по Вашему мнению, Вам нужны для эффективной организации работы. В целях обеспечения безопасности работников Вашей организации Вы имеете полное право руководствоваться отдельными положениями ФНП по усмотрению Ваших специалистов и руководителя. Внося необходимые корректировки по Вашему усмотрению.

    Таким образом, Вы самостоятельно разрабатываете приказы, распоряжения или положения:

  • о порядке ввода в эксплуатацию кран-балок (порядке приемки работ после их монтажа),
  • о проведении плановых и текущих ремонтов,
  • об организации технических освидетельствований (периодичность устанавливаете самостоятельно),
  • инструкции по ОТ, производственные инструкции и пр..
  • Испытания кран-балок Вам надо проводить только в том случае, если есть соответствующие указания в эксплуатационной документации на кран-балки. В этом случае Вы обязаны данные указания выполнять.

    Смотрите так же:  Пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет в 2020 году. Расчет пособия по уходу за детьми до 1.5 лет в 2020 году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *