Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 7 мая 2013 г. N 2-ФКЗ в статью 13 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Правительство Российской Федерации направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального конституционного закона

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляющий в соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в РФ. Является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Работу П. РФ организует Председатель Правительства РФ. На заседаниях П. РФ вправе председательствовать Президент РФ. Председатель Правительства РФ назначается на должность Президентом РФ с согласия ГД и освобождается от должности Президентом РФ. Его освобождение от должности влечет за собой отставку П. РФ. Члены П. РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя П. РФ.

П. РФ в пределах своих полномочий: организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ; организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. П. РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит законодательству РФ. Оно может осуществлять полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений. В соответствии с ст. 104 Конституции РФ П. РФ дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В соответствии с регламентами палат ФС РФ члены П. РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат, их комитетов и комиссий. Кроме того, взаимодействие П. РФ с палатами ФС РФ обеспечивается его полномочными представителями в соответствующих палатах, а также участием членов П. РФ в заседаниях СФ и ГД в рамках «правительственного часа». Одной из форм парламентского контроля за деятельностью П. РФ является парламентский запрос, который каждая из палат ФС РФ вправе направлять Председателю или членам П. РФ по вопросам, входящим в их компетенцию. Согласно ст. 18 Регламента СФ к полномочиям Председателя СФ относится назначение из числа членов СФ полномочного представителя СФ в П. РФ. П. РФ издает нормативные и ненормативные постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. П. РФ несет ответственность перед Президентом РФ, который может принять решение об отставке П. РФ, и перед ГД, которая может выразить недоверие П. РФ.

Состав П. РФ определен ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 дек. 1997 «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которой в состав П. РФ входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры. Указом Президента от 12 мая 2008 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» определено, что Председатель Правительства РФ имеет 7 заместителей, в т. ч. 2 первых заместителей, заместителя Председателя Правительства РФ — Руководителя Аппарата Правительства РФ, а также заместителя Председателя Правительства РФ — Министра финансов РФ. В соответствии с ст. 25 указанного закона заместители Председателя Правительства РФ: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях П. РФ, в выработке и реализации политики П. РФ, в подготовке постановлений и распоряжений П. РФ, обеспечивают их исполнение; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в П. РФ; осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями П. РФ. Ст. 26 определены полномочия федеральных министров, в соответствии с которой федеральные министры: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях П. РФ; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений П. РФ, обеспечивают их исполнение; принимают участие в выработке и реализации политики П. РФ; обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти; координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств; назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов. П. РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны П. РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами к полномочиям Президента РФ, и Президенту РФ.

Руководство Аппаратом Правительства РФ осуществляется Руководителем Аппарата Правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 янв. 1995 «О государственных должностях Российской Федерации» Руководитель Аппарата Правительства РФ может являться как заместителем Председателя Правительства РФ, так и министром РФ. Руководитель Аппарата Правительства РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Руководитель Аппарата Правительства РФ: организует деятельность Аппарата Правительства РФ и несет ответственность за выполнение возложенных на Аппарат функций; формирует в установленном порядке проекты плана заседаний П. РФ на очередной период и повесток заседаний П. РФ; докладывает Председателю Правительства РФ материалы с проектами актов, по которым требуется решение П. РФ, и иных документов с соответствующими предложениями по результатам их подготовки Аппаратом Правительства РФ к рассмотрению в П. РФ; распределяет обязанности между заместителями Руководителя Аппарата Правительства РФ; устанавливает порядок работы подразделений Аппарата Правительства РФ, а также определяет вопросы, входящие в сферу ведения департаментов; издает приказы и дает поручения по вопросам работы Аппарата Правительства РФ; рассматривает внесенные в П. РФ проекты федеральных законов, актов Президента РФ, актов П. РФ, др. поступившие документы и направляет их в подразделения Аппарата Правительства РФ для подготовки к рассмотрению в П. РФ; осуществляет др. полномочия в соответствии с решениями П. РФ и поручениями Председателя Правительства РФ.

Распределение обязанностей между заместителями Председателя Правительства

Распределение обязанностей между заместителями Председателя Правительства

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ
Распределение обязанностей между вице-премьерами

Антон Германович Силуанов

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации. Координирует работу федеральных органов исполнительной власти, даёт им поручения по вопросам:

  • разработки и реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы;
  • разработки и реализации национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта;
  • разработки и реализации национальной программы в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости;
  • разработки основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации;
  • проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации;
  • государственного финансового планирования, разработки и исполнения государственного бюджета, повышения результативности бюджетных расходов и совершенствования бюджетной системы, разработки и реализации налоговой политики;
  • государственной инвестиционной политики, разработки государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ;
  • государственного регулирования финансовых рынков, страховой и аудиторской деятельности;
  • выработки государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и внешней торговли;
  • реализации инвестиционных проектов, осуществляемых Внешэкономбанком;
  • торгово-экономических отношений и экономической интеграции Российской Федерации и государств – участников Содружества Независимых Государств;
  • государственной политики в сфере международных отношений Российской Федерации;
  • участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации;
  • государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
  • управления государственной собственностью;
  • государственной политики в области единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, совершенствования регуляторной среды, антимонопольной политики и развития конкуренции;
  • государственной политики в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • государственной политики в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий и развития рынков инфраструктурных отраслей;
  • государственной политики в области ипотечного кредитования;
  • государственной миграционной политики;
  • государственной тарифной политики;
  • таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования, защитных мер во внешней торговле;
  • государственной статистической деятельности;
  • государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  • На период временного отсутствия вопросы, закрепленные настоящим распределением обязанностей за А.Г.Силуановым, рассматривает М.А.Акимов.

    Константин Анатольевич Чуйченко

    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации. Координирует работу федеральных органов исполнительной власти, даёт им поручения по вопросам:

  • организации планирования работы Правительства Российской Федерации и контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти решений, принимаемых Правительством Российской Федерации;
  • развития системы мониторинга эффективности и результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти;
  • повышения эффективности исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках проведения административной реформы;
  • государственной службы;
  • организации законопроектной деятельности;
  • деятельности межправительственных комиссий;
  • деятельности органов юстиции и правоохранительных органов, а также взаимодействия с органами судебной власти и органами прокуратуры;
  • разработки и реализации государственной политики в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации;
  • организации подготовки проектов решений Правительства Российской Федерации и поручений Председателя Правительства Российской Федерации;
  • планирования и организации международных мероприятий с участием Председателя Правительства Российской Федерации;
  • взаимодействия с религиозными организациями;
  • государственной политики в сфере совершенствования контрольно-надзорной деятельности;
  • совершенствования системы корпоративного управления;
  • государственной политики в области культуры по отдельным поручениям Председателя Правительства Российской Федерации.
  • На период временного отсутствия вопросы, закрепленные настоящим распределением обязанностей за К.А.Чуйченко, рассматривает М.А.Акимов.

    Максим Алексеевич Акимов

    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Координирует работу федеральных органов исполнительной власти, даёт им поручения по вопросам:

  • разработки и реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
  • разработки и реализации национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог;
  • цифрового преобразования государственного управления, включая предоставление государственных услуг;
  • цифрового развития, включая создание условий для цифрового преобразования отраслей экономики и социальной сферы;
  • государственной политики в области транспорта, включая вопросы обеспечения безопасности дорожного движения;
  • государственной политики в области связи;
  • государственной политики в области инновационной деятельности;
  • государственной политики в области кадастрового учёта объектов недвижимости, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • государственного регулирования интеллектуальной собственности.
  • На период временного отсутствия вопросы, закрепленные настоящим распределением обязанностей за М.А.Акимовым, рассматривает А.Г.Силуанов.

    Юрий Иванович Борисов

  • обеспечения национальной обороны, мобилизационной подготовки Российской Федерации и управления государственным материальным резервом;
  • государственной политики в области развития оборонной, атомной, ракетно-космической, судостроительной, авиационной и радиоэлектронной промышленности;
  • выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и программ развития оборонной, атомной, ракетно-космической, судостроительной, авиационной и радиоэлектронной промышленности;
  • развития и применения системы ГЛОНАСС;
  • государственной политики в области атомного надзора;
  • экспортного контроля в отношении товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств доставки оружия массового поражения, иных видов вооружения и военной техники;
  • реализации согласованной военно-технической политики в рамках Организации Договора о коллективной безопасности;
  • государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
  • обеспечения государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • обустройства государственной границы Российской Федерации;
  • выработки предложений по созданию системы подготовки молодёжи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.
  • Смотрите так же:  Договор передачи имущества в безвозмездное пользование: образец. Договор о безвозмездной передаче имущества рк

    На период временного отсутствия вопросы, закрепленные настоящим распределением обязанностей за Ю.И.Борисовым, рассматривает Д.Н.Козак.

    Татьяна Алексеевна Голикова

  • разработки и реализации национальной программы в сфере демографического развития;
  • разработки и реализации национального проекта в сфере здравоохранения;
  • разработки и реализации национального проекта в сфере образования;
  • разработки и реализации национального проекта в сфере науки;
  • государственной демографической политики;
  • государственной политики в сфере здравоохранения и социального развития, включая вопросы оплаты труда, уровня жизни и доходов населения;
  • государственной политики в области социального и медицинского страхования и пенсионного обеспечения;
  • государственной политики в области оборота лекарственных средств и медицинских изделий, обеспечения их качества и безопасности, в области фармацевтической деятельности;
  • государственной политики в сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
  • государственной политики в области занятости, трудовых отношений и социального партнёрства;
  • государственной политики в сфере образования и науки, включая вопросы организации контроля и надзора;
  • государственной молодёжной политики;
  • поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • На период временного отсутствия вопросы, закрепленные настоящим распределением обязанностей за Т.А.Голиковой, рассматривает О.Ю.Голодец.

    Ольга Юрьевна Голодец

  • разработки и реализации национальной программы в сфере культуры;
  • государственной политики в области культуры;
  • государственной политики в области туризма;
  • государственной политики в сфере развития физкультуры и спорта.
  • На период временного отсутствия вопросы, закрепленные настоящим распределением обязанностей за О.Ю.Голодец, рассматривает Т.А.Голикова.

    Алексей Васильевич Гордеев

    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Координирует работу федеральных органов исполнительной власти, даёт им поручения по вопросам:

  • разработки и реализации национального проекта в сфере экологии;
  • государственной политики в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, в том числе в области виноградарства и виноделия из собственного винограда;
  • государственной политики в области биотехнологий;
  • государственной политики в области развития рыболовства;
  • государственной политики в области лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса;
  • государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • государственной политики в области экологического надзора.
  • На период временного отсутствия вопросы, закрепленные настоящим распределением обязанностей за А.В.Гордеевым, рассматривает Д. Н.Козак.

    Дмитрий Николаевич Козак

  • государственной политики в области промышленности (за исключением оборонно-промышленного комплекса);
  • государственной политики в области топливно-энергетического комплекса и электроэнергетики;
  • государственной политики в сфере технического регулирования;
  • государственной политики в области технологического надзора;
  • государственной политики в области торговой деятельности в Российской Федерации.
  • На период временного отсутствия вопросы, закрепленные настоящим распределением обязанностей за Д.Н.Козаком, рассматривает А.В.Гордеев;

    Виталий Леонтьевич Мутко

    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Координирует работу федеральных органов исполнительной власти, даёт им поручения по вопросам:

    • разработки и реализации национального проекта в сфере жилья и городской среды;
    • государственной политики в сфере комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (за исключением регионов Дальневосточного федерального округа), включая вопросы межбюджетных отношений и территориального планирования;
    • реализации государственной национальной политики, совершенствования организационных и правовых основ национальных отношений;
    • разработки комплексных стратегий и федеральных целевых программ развития регионов (за исключением регионов Дальневосточного федерального округа), реализации мероприятий, направленных на сокращение различий в уровне социально-экономического положения регионов и стимулирование их развития, создания и функционирования свободных и особых экономических зон, предоставления государственной поддержки;
    • разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и обеспечения согласованности их деятельности;
    • развития системы мониторинга эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    • государственной политики в сфере земельных отношений, строительства, архитектуры и градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства;
    • государственной жилищной политики;
    • социально-экономического сотрудничества с республиками Абхазия и Южная Осетия.
    • На период временного отсутствия вопросы, закрепленные настоящим распределением обязанностей за В.Л.Мутко, рассматривает Д.Н.Козак.

      Юрий Петрович Трутнев

      Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Координирует работу федеральных органов исполнительной власти, даёт им поручения по вопросам:

    • государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
    • государственного регулирования в сфере предоставления финансовой помощи субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, и контроля за её использованием;
    • разработки и реализации государственных инвестиционных проектов, повышения результативности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
    • повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
    • разработки и реализации на территории Дальневосточного федерального округа государственных программ Российской Федерации, мероприятий федеральных целевых программ, государственных инвестиционных программ;
    • государственной политики в области комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
    • На период временного отсутствия вопросы, закрепленные настоящим распределением обязанностей за Ю.П.Трутневым, рассматривает В.Л.Мутко.

      Полномочия федерального правительства рф

      Глава 6. Правительство Российской Федерации

      1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

      2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

      1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

      2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

      3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

      4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

      1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

      2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

      Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

      1. Правительство Российской Федерации:

      а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

      б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

      в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

      г) осуществляет управление федеральной собственностью;

      д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

      е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

      ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

      2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

      1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

      2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

      3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

      Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

      1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

      2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

      3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

      4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

      5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

      Статья 110 Конституции Российской Федерации

      Последняя редакция Статьи 110 Конституции РФ гласит:

      Комментарий к Ст. 110 КРФ

      1. Природа и место Правительства в системе органов государственной власти в процессе конституционных преобразований и проведения политических реформ существенно менялись.

      В силу Конституции 1978 г. (с изм. и доп., внесенными Законом от 27 октября 1989 г.//Ведомости РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1303) Совет Министров РСФСР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР, ответственным перед Съездом народных депутатов и Верховным Советом и подотчетным им. Поскольку в компетенции высших представительных органов государственной власти советского типа было осуществление не только законодательной функции, но и полномочий по исполнению законов, Совет Министров был правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению РСФСР, за исключением тех, которые входили в компетенцию Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

      С введением в Российской Федерации поста Президента на основе решений референдума 1991 г. Правительство было включено в систему федеральной исполнительной власти, возглавляемую Президентом. Закон «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» 1992 г. (Ведомости РФ. 1993. N 1. Ст. 14) по-новому урегулировал отношения в сфере осуществления федеральной исполнительной власти с учетом того, что Президент был наделен конституционными полномочиями по руководству Советом Министров как органом, ему подотчетным. При этом вопросы исполнительной власти были полностью сосредоточены в руках Президента и Правительства вследствие того, что Конституция 1978 г. провозгласила в качестве незыблемой основы конституционного строя разделение властей (ст. 3, в ред. Закона от 21 апреля 1992 г.//Ведомости РФ. 1992. N 20. Ст. 1084).

      Принятие Конституции 1993 г. знаменует новый этап в развитии института исполнительной власти, для характеристики которого определяющее значение имеют конституционные положения, согласно которым Правительство самостоятельно осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами. Ключевыми принципами ее организации и функционирования являются взаимосвязанные принципы единства власти и разделения ее ветвей (ст. 10, 11 и 77 Конституции).

      Формула прежней Конституции и Закона РСФСР «О Президенте РСФСР» (Ведомости РСФСР. 1991. N 17. Ст. 512) о подотчетности федерального Правительства Президенту как главе исполнительной власти в текст новой Конституции не была включена с учетом того, что Президент провозглашен Конституцией главой государства, а не главой исполнительной власти, и при том, что исполнительная власть прямо возложена на Правительство.

      ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», принятый 17 декабря 1997 г., закрепил на основе Конституции новое положение Правительства в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478; N 45. Ст. 4376; 2005. N 23. Ст. 2197; 2007. N 6. Ст. 680; N 10. Ст. 1147).

      Вместе с тем Конституция предоставляет Президенту как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над классической триадой властей, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства и других органов государственной власти, а также по формированию Правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 116); Президент назначает Председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства; утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального Правительства; принимает решения об отставке Правительства и освобождении от должности отдельных его членов (п. «а» и «д» ст. 83, ст. 112, ч. 3 ст. 115, ст. 117).

      Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях Правительства и др.

      Кроме того, Президент осуществляет исполнительную власть, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80), принимая указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в силу ст. 114 Конституции в компетенции Правительства. Правительство обязано не только выполнять Конституцию, законы и указы Президента, но и в пределах своих полномочий организовывать систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимать меры по устранению нарушений законодательства РФ.

      Вместе с тем Правительство, представляя собой конституционный орган, выполняющий общегосударственные функции, является органом государственной власти, наделенным Конституцией самостоятельными компетенционными полномочиями.

      Осуществляя регулятивно-управленческую функцию, Правительство обеспечивает руководство экономикой страны, разрабатывает федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, организует проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, ведет работу по обеспечению законности, прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами, указами Президента (см. комм. к ч. 1 ст. 114). По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам, а также осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

      Организационно-управленческая направленность деятельности Правительства заключается в руководстве работой министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в распределении функций между ними, утверждении положений о них, установлении предельной численности работников аппаратов и размеров ассигнований на их содержание в пределах средств федерального бюджета. Заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве, члены коллегий федеральных органов исполнительной власти назначаются и освобождаются от должности Правительством. Для осуществления своих полномочий Правительство может создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

      ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает особенности руководства некоторыми федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента. Президент руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и др., утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них, определяет их функции и назначает руководителей, а также осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности (Указ от 20 мая 2004 г.//СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023; с изм.). Правительство в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента координирует деятельность таких федеральных органов исполнительной власти, как это предусмотрено Законом о Правительстве (ч. 4 ст. 32).

      Конституция наделяет Правительство правом издавать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ (ч. 1 и 2 ст. 115). Нормативные правовые акты Правительства принимаются в пределах его компетенции, являются подзаконными актами и должны соответствовать указам Президента; в случае их противоречия актам более высокого уровня могут быть отменены Президентом (ч. 3 ст. 115), а также подлежат правовой оценке в судебном порядке. Важнейшая функция Правительства заключается в его оперативно-исполнительской деятельности по обеспечению реализации законов и подзаконных актов, решению задач государственного управления.

      Необходимо отметить контрольную функцию Правительства. Закон в качестве основных требований к деятельности Правительства определил следование его принципам верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство обязано не только выполнять Конституцию, законы и указы Президента, но и в пределах своих полномочий организовывать систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимать меры по устранению нарушений законодательства РФ.

      В соответствии с Конституцией федеральное Правительство в рамках, определенных законом, осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к полномочиям Российской Федерации по предметам ее исключительного ведения и совместного с субъектами РФ ведения; Правительство вправе отменять или приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти.

      Правительством осуществляется координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (см. по этому вопросу Постановление от 5 декабря 2005 г. N 725//СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5311), а также контроль за правовыми актами органов исполнительной власти субъектов. В случае противоречия таких актов Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина Правительство вносит Президенту предложения о приостановлении их действия. Вместе с тем Правительством обеспечивается соблюдение прав органов исполнительной власти субъектов Федерации федеральными органами исполнительной власти; в порядке, установленном законом, разрешаются споры и устраняются разногласия между ними, создаются согласительные комиссии.

      Следует отметить юрисдикционную деятельность Правительства, которое вправе применять меры дисциплинарного характера в случаях, предусмотренных законом, при наличии гарантий оспоримости таких мер в судах.

      Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности Правительства перед парламентом. В соответствии с Конституцией на назначение Председателя Правительства должно быть получено согласие Государственной Думы; эта палата вправе вынести вотум недоверия Правительству, а Председатель Правительства поставить перед ней вопрос о доверии. Порядок рассмотрения данных вопросов конкретизирован в гл. 17 и 18 Регламента Государственной Думы (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм.).

      Провозгласив принцип разделения властей, Конституция вывела Правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной Думой контроль в ключевой сфере — бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.

      Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. Его деятельность оценивается и при рассмотрении палатами Федерального Собрания практики выполнения конкретных законов.

      В качестве субъекта законодательной инициативы Правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную Думу значительной части законопроектов. Как свидетельствуют планы законопроектных работ Государственной Думы, растет число проектов, вносимых Правительством в эту палату по вопросам бюджетного, финансового и налогового регулирования, по реформированию социальной сферы.

      Помимо конституционной обязанности представления заключений по конкретным законопроектам, о чем уже говорилось, Правительство вправе представлять официальные отзывы о рассматриваемых проектах.

      Взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания обеспечивается полномочными представителями Правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность Правительством, и статс-секретарями — заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, на которых возложена также организация законопроектной работы в этих органах. Положение о полномочных представителях Правительства РФ в палатах и Положение о Комиссии Правительства по законопроектной деятельности утверждены постановлениями Правительства, соответственно, от 1 февраля 2000 г. N 94 и от 2 июня 2004 г. N 264 (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 774; 2004. N 23. Ст. 2317; с изм.). На основе Указа Президента «О статс-секретарях — заместителях руководителей федеральных органов исполнительной власти» Правительством 13 августа 2005 г. утвержден Типовой должностной регламент статс-секретарей (СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3203; N 34. Ст. 3507).

      По вносимым Правительством в Государственную Думу законопроектам назначаются официальные представители. В связи с рассмотрением палатами Федерального Собрания иных законопроектов могут также назначаться специальные представители Правительства, которые наделяются соответствующими полномочиями.

      Председатель Правительства или его заместитель дает в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

      Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат, их комитетов и комиссий, а также обязаны по приглашению палат присутствовать на заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов в соответствии с регламентами палат (Регламент Государственной Думы, Регламент Совета Федерации и Регламент Правительства РФ//СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; 2002. N 7. Ст. 635; 2004. N 23. Ст. 2313; с изм.).

      Правительство взаимодействует с органами судебной власти, в пределах своих полномочий производит финансирование судов и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений. На основе ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Правительство разрабатывает во взаимодействии с председателями высших судов РФ, руководителем Судебного департамента при Верховном Суде и Советом судей РФ проект федерального бюджета в части финансирования судов.

      В случае признания судами актов Правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам Президента Правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с актами федерального законодательства.

      Конституция предоставляет право Правительству обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции (ст. 125).

      Для представления позиции Правительства в Конституционном Суде, Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде РФ Правительство назначает полномочного представителя Правительства в этих судах, действующего от имени Правительства без доверенности (см. Постановления Правительства от 26 июля 2001 г. N 555 и от 1 июня 2004 г. N 260//СЗ РФ. 2001. N 31. Ст. 3289; 2004. N 23. Ст. 2313; с изм.).

      2. Правительство является коллегиальным органом государственной власти. Конституция конкретно определяет круг высших должностных лиц, которые входят в состав Правительства РФ. Это Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. В сравнении с ранее действовавшей Конституцией (1978 г.) этот круг сужен: прежде в него входили также председатели государственных комитетов и, по должности, председатели Советов Министров республик в составе РСФСР; Президент мог включать в состав Правительства руководителей других органов и организаций РСФСР.

      Как уже отмечалось, весь состав Правительства утверждается Президентом самостоятельно, и только на назначение Председателя Правительства в силу Конституции требуется согласие Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 103. Ст. 111). Поскольку формирование Правительства тесно связано с его структурой (ст. 112 Конституции) и зависит от усмотрения Президента, решающего эти вопросы по представлению Председателя Правительства, то на практике в состав Правительства включаются и должностные лица, не возглавляющие какие-либо министерства, а получившие ранг министра в связи с возложением на них специальных государственных функций в соответствии с указами Президента и вследствие этого входящие в состав Правительства (СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4798; 2001. N 43. Ст. 4072; 2006. N 13. Ст. 1360). Необходимо отметить, что статус федерального министра предполагает равноценное участие соответствующих должностных лиц в работе Правительства.

      Структура федеральных органов исполнительной власти, наличие в ней министерств и иных органов, возглавляемых руководителями в ранге министра, обусловлены задачами и полномочиями Правительства по осуществлению исполнительной власти, закрепленными Конституцией и конкретизированными в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», других федеральных законах.

      Правительство как коллегиальный орган значительную часть вопросов решает на заседаниях. Законом о Правительстве определен перечень вопросов, решаемых исключительно на заседаниях Правительства. Среди них — вопросы о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении, о внесении законопроектов в Думу, о программах приватизации, о заключении подлежащих ратификации международных договоров РФ, о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Федерации и др. (ст. 28). Исключительно на заседаниях Правительства также утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, а также Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства (Постановление Правительства от 1 июня 2004 г. N 260//СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313; с изм.).

      Компетенция Правительства РФ: основные направления

      Основные полномочия Правительства РФ

      Правительство РФ в качестве высшего органа исполнения федеральной власти наделено обширным спектром полномочий.

      Компетенция правительства РФ заключается в организации проведения политики страны внутреннего и внешнего характера; осуществлении регулирования экономики и социальной сферы; обеспечении единых аспектов исполнительной власти, направлении и контроле работы органов государства; разрабатывании целевых программ федерального уровня, обеспечении их реализации; проведении предоставленного права законодательной инициативы.

      Основные направления деятельности рассматриваемого органа фиксирует и контролирует Председатель Правительства РФ. Он же призван систематически давать Президенту информацию о его работе.

      Компетенция правительства Российской Федерации включает несколько полномочий:

    • осуществление политики государства, включая внутреннюю и внешнюю;
    • регулирование и контроль в социальной сфере и экономике;
    • обеспечение единого положения между системой исполнительной власти страны, контроль и направление действий соответствующих органов;
    • разработка целевых программ федерального уровня, включая обеспечение их работы;
    • законодательная инициатива.
    • Замечание 2

      В соответствии с соглашениями органов исполнительной власти субъектов РФ рассматриваемый орган производит передачу для них определенных полномочий, что не должно вступать в противоречие с законодательством и Конституцией РФ.

      Члены правительства осуществляют полномочия, которые передают им органы исполнительной власти субъектов на основе определенных соглашений.

      Правительство каждый год направляет в адрес Госдумы отчетные документы о результатах своей работы, включая вопросы, которые поставила Госдума.

      Также Правительством в палаты Федерального Собрания (ФС) направляются сведения, касающиеся разработки и предполагаемых сроках принятия нормативно-правовых актов, принятие которых предусматривают федеральные законы.

      Правительство имеет право осуществлять делегирование части своих полномочий некоторым федеральным органам исполнительной власти. Это происходит в ситуациях, когда законодательно данные полномочия не отнесены в число исключительных. При наличии определенных соглашений с исполнительными органами власти, работающими в субъектах РФ, Правительство может передать им часть собственных полномочий или принять долю их полномочий.

      Полномочия Правительства в разных сферах

      В области экономики Правительство РФ регулирует экономические процессы, обеспечивая единое экономическое пространство и свободу экономической деятельности, свободу в перемещении продукции, услуг и финансовых средств в государстве. Также оно разрабатывает прогнозы социально-экономического развития, осуществляя программы развития приоритетных отраслей в экономике, вырабатывает инвестиционную и структурную политику страны, принимая меры в области ее реализации; управляет федеральной собственностью; реализует и формирует политику страны в сфере инвестиций и финансов, международного и экономического сотрудничества.

      Правительством в области экономики осуществляется общее руководство таможней, принимаются меры по защите интересов российских производителей продукции, формируется мобилизационный план экономики РФ, обеспечивается работа оборонного производства.

      В области финансов и бюджета Правительством РФ обеспечивается единая государственная политика, включая финансовую, кредитную и денежную. Оно производит разработку и предоставляет Госдуме федеральный бюджет, обеспечивая его исполнение, отчет об его исполнении; разработку и реализацию налоговой политики; обеспечение совершенствования бюджетной системы; принятие мер в области регулирования рынка ценных бумаг; управление внутренним и внешним долгом страны; осуществление валютного регулирования и валютного контроля; руководство валютно-финансовой деятельностью, которая ведется между странами и Российской Федерацией, разработку и осуществление мер, касающихся проведения единой политики цен.

      Правительство осуществляет работу и в социальной сфере, где проводится единая государственная социальная политика, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

      Правительство в этой области развивает социальное обеспечение и благотворительность; предпринимает меры в области реализации трудовых прав граждан; производит разработку программ по сокращению и ликвидации безработицы, обеспечивая их реализацию; обеспечивает единую государственную миграционную политику; осуществляет мероприятия по реализации прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие; решает проблемы семьи, материнства, отцовства и детства, реализует молодежную политику; взаимодействует с общественными и религиозными организациями и объединениями; производит разработку мер по развитию физкультуры, спорта и туризма, развивает санаторно-курортную сферу.

      В области культуры, науки и образования Правительство РФ осуществляет:

    • разработку и внедрение мер поддержки развития науки со стороны государства;
    • обеспечение поддержки фундаментальной науки, приоритетных направлений прикладных отраслей, которые обладают общегосударственным значением;
    • обеспечение проведения в России общей политики в образовательной сфере с формированием основных аспектов развития и улучшения всех видов образования, включая развитие сферы бесплатного образования;
    • поддержка культуры со стороны государства и сохранение объектов культурного наследия общего государственного значения.
    • В области охраны окружающей среды и природных объектов Правительством обеспечивается осуществление единой государственной политики. Она заключается в обеспечении охраны и безопасности природы, экологии и среды, окружающей человека; принятии мер по осуществлению гражданских прав на благополучную среду жизни, обеспечении экологического равновесия; работа в области охраны и экономного использования ресурсов природы, развитие минеральной и сырьевой базы государства; координирование работы по предотвращению, уменьшению опасных последствий катастроф, стихийных бедствий и аварий.

      Если рассматривать сферу обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, то здесь Правительство имеет следующие полномочия:

    • участие в формировании и проведении политики государства, которая направлена на обеспечение безопасности человека, общества и государства;
    • осуществление мер, касающихся обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и порядка в обществе, борьбы с преступлениями и прочими явлениями, которые представляют опасность для общества;
    • разработка и внедрение мероприятий, которые касаются укрепления кадров, развития и укрепления материально-технической базы правоохранительных органов;
    • осуществление мер, обеспечивающих работу органов судебной власти.
    • В области обороны и безопасности страны Правительством осуществляются меры, касающиеся обеспечения обороны и безопасности государства. Оно формирует оснащение военной техникой и вооружением, обеспечивает материальными средствами, услугами и ресурсами Вооруженные Силы РФ, другие войска и военные формирования РФ; выполнение целевых программ и планов развития государственного вооружения, программ гражданской подготовки военно-учетных специальностей; дает социальные гарантии военнослужащим и иным лицам, которые привлекаются в соответствии с федеральным законодательством к обороне или обеспечению безопасности страны. Также Правительство России разрабатывает мероприятия по охране государственной границы, производит руководство гражданской обороной.

      Рассматривая сферу внешней политики и международных отношений, необходимо отметить несколько полномочий Правительства РФ в этой сфере:

    • внедрение и реализация мероприятий, касающихся внешней политики России;
    • обеспечение представительств страны в иностранных государствах и мировых объединениях;
    • заключение договоров с другими странами в рамках собственных полномочий, обеспечивая выполнение обязательств страны в этой сфере, включая наблюдение за исполнением этих договоров другими участниками;
    • отстаивание геополитических интересов РФ, включая мероприятия по защите российских граждан за пределами территорий страны;
    • регулирование и правительственный контроль внешнеэкономической деятельности, включая область международных культурных, научно-технических связей.
    • Особенности работы Правительства РФ

      Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы, осуществляемое с помощью внесения проектов законов в Госдуму. Правительство РФ имеет право осуществлять направление в Совет Федерации и Госдуму своих официальных отзывов проекты правовых актов и предложения о поправках к ним, рассматриваемые палатами. Любой официальный отзыв должен быть обязательно оглашен при рассмотрении проектов в определенных органах и в рамках заседаний.

      Ст. 104 Конституции РФ рассматривает положение, что Правительство РФ должно давать заключения, касающиеся законопроектов о введении или отмене налоговых платежей, освобождении от уплаты налогов, о выпуске займов государства, об изменении его финансовых обязательств, а также по прочим законопроектам, которые предусматривают расходы, покрываемые с помощью средств федерального бюджета.

      Участники Правительства могут присутствовать на любом заседании палаты ФС, комитета и комиссии и их необходимо выслушать.

      С целью представления внесенного Правительством проекта закона в палатах ФС должен быть назначен официальный представитель со стороны Правительства. Если депутаты Госдумы и участники ФС задают вопросы, которые касаются работы Правительства РФ (включая его Председателя, заместителя, федеральных министров), то участники Правительства вправе получить разъяснения о причине постановки подобных вопросов.

      В рамках своей компетенции Правительством обеспечивается по положениям Конституции выполнение полномочий федеральной исполнительной власти в РФ, сочетание интересов субъектов РФ и Федерации в структуре исполнительной власти.

      Правительство осуществляет руководство работой министерств и других федеральных органов исполнительной власти, контролируя их работу. Для данных полномочий оно вправе формировать территориальные органы с назначением соответствующих должностных лиц. Оно создает определенный порядок деятельности территориальных органов, включая сумму ассигнований, которая будет выделена для содержания аппаратов в пределах средств, которые предусмотрены для этих целей федеральным бюджетом.

      Правительство имеет право осуществить учреждение организаций, образовать координационный, совещательный орган, включая органы при Правительстве РФ. Оно имеет право отменить или приостановить любой акт федеральных органов исполнительной власти.

      В срок до 1 месяца Правительством могут рассматриваться предложения со стороны субъектов РФ, внесенные в установленном порядке. Они могут касаться предмета ведения Федерации, предмета их совместного ведения. В этом случае происходит сообщение им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство должно направить в адрес субъектов Федерации проекты собственных решений, касающихся предмета совместного ведения. В случае принятия определенных решений Правительством РФ, любое предложение субъекта РФ должно быть обязательно рассмотрено.

      Правительство контролирует работу федеральных органов исполнительной власти, а по тем вопросам, которые отнесены к ведению РФ и совместному ведению субъектов и Федерации, также работу органов исполнительной власти каждого субъекта РФ. Тем самым происходит обеспечение соблюдения федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, что влияет на их взаимодействие.

      Правительство имеет полномочия на разрешение споров и устранение разногласий, которые возникают между исполнительными и федеральными органами власти в субъектах РФ. С целью разрешения подобных споров, включая устранение разногласий, Правительство формирует согласительные комиссии, включающие представителей всех заинтересованных сторон.

      Правительством могут быть внесены предложения Президенту, касающиеся приостановки действия актов одного из органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит, когда акты нарушают гражданские права и свободы или противоречат законодательству РФ, включая Конституцию, федеральные законы, международные обязательства РФ и др.

      Что касается Правил организации работы Правительства в области реализации его полномочий, то их формирует и регулирует Регламент Правительства РФ.

      Большое число полномочий Правительства характеризуется его взаимодействием с другими органами власти в государстве. Это происходит в нескольких направлениях:

    • работа ФС;
    • работа Госдумы в области подготовки заключений, поправок и официальных отзывов;
    • парламентские запросы, запросы и обращения участников Совета Федерации и депутатов Госдумы;
    • взаимодействие с органами суда.
    • Особенности таких взаимоотношений конкретизирует Регламент Правительства РФ. Правительство взаимодействует с палатами ФС, судебными органами, что организуют участники Правительства РФ и его полномочные представители в палатах ФС.

      Смотрите так же:  Возврат сумм после покупки земельного участка. Дача возврат ндфл

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *