Комментарий к Ст. 252 ТК РФ

1. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников по основаниям, названным в ч. 1 настоящей статьи, могут устанавливаться различными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

2. Ограничения по установлению особенностей, влекущих за собой снижение уровня гарантий и ограничение прав работников, повышение их дисциплинарной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК либо в случаях и порядке, которые им предусмотрены.

Второй комментарий к Статье 252 Трудового кодекса

1. Наименование ст. 252 и ее содержание существенно изменены. В новой редакции этой статьи предусмотрены не случаи установления особенностей регулирования труда, как было прежде, а основания и порядок установления этих особенностей. Столь серьезное изменение ст. 252 не только оправданно, но и необходимо для определения правовых оснований установления особенностей и полномочий органов, наделяемых правами решать этот вопрос.

2. В соответствии со ст. 252 в действующей редакции особенности регулирования труда определяются и устанавливаются в связи:

1) с характером и условиями труда;

2) психофизиологическими особенностями организма;

3) природно-климатическими условиями;

4) наличием семейных обязанностей;

5) другими основаниями.

Приведенный в ст. 252 перечень возможных оснований для установления особенностей позволяет считать, что законодатель при их определении исходит из объективных обстоятельств, существенно влияющих на трудовые отношения и требующих учета при их регулировании. Следовательно, и другие основания, упомянутые в этой статье, должны обладать теми же свойствами.

3. Перечень актов, которыми могут быть установлены особенности регулирования труда, широк. В него входят:

1) трудовое законодательство;

2) иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;

3) коллективные договоры, соглашения;

4) локальные нормативные акты.

В соответствии со ст. 5 ТК России трудовое законодательство состоит из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, являются: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в порядке, предусмотренном Кодексом (см. ст. 8, 371, 372).

Коллективные договоры и соглашения — акты социального партнерства принимаются сторонами на основе договоренности (см. ст. 40, 45 ТК РФ).

4. Особые нормы, отличающиеся от общих, распространяющихся на всех или большинство работников, меняют содержание правового статуса работников, устанавливают иные права, обязанности, гарантии, компенсации. В ряде случаев особенности выражаются в снижении уровня гарантий, установленных общими нормами. Такого рода особенности вправе устанавливать только Российская Федерация (см. ст. 6 ТК РФ). Снижение уровня прав и гарантий актами субъектов РФ, органов местного самоуправления, локальными актами, коллективными договорами и соглашениями недопустимо, иначе эти акты будут противоречить Кодексу, иным федеральным нормативным правовым актам. В подобной ситуации должны действовать акты вышестоящего уровня (см. ст. 5 ТК РФ).

В ст. 252 четко сказано, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Следовательно, с помощью иных актов, упомянутых в ст. 252, права и гарантии работников могут не только расширяться, может повышаться размер гарантий и компенсаций.

Анализ новаций ст. 252 позволяет сделать вывод о новом подходе законодателя к пониманию особенностей регулирования трудовых отношений, дифференциации в трудовом праве: к особенностям, по сути, отнесены любые различия, предусмотренные актами, содержащими нормы трудового права.

5. Особые условия могут содержаться в трудовых договорах. Но они входят в индивидуальное регулирование и к дифференциации правового регулирования труда не относятся.

6. Статьи 251, 252 предваряют главу об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников. Эти особенности установлены с учетом оснований (критериев), указанных в ст. 252.

Статья 252. Основания и порядок установления особенностей регулирования труда

СТ 252 ТК РФ.

Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда,
психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями,
наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового
права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом
особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам,
ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности,
могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им
предусмотренных.

Комментарий к Ст. 252 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует норму ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указанием на то, что все особенности правового регулирования труда, вызванные самыми различными причинами, устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Особенности регулирования труда, которые влекут какое-либо ухудшение правового положения работников, могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и порядке, которые им предусмотрены. Тем самым данная статья еще раз подтверждает приоритет ТК РФ в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 5 Трудового кодекса РФ и комментарий к ней).

2. Несмотря на то что разд. XII ТК РФ довольно объемен и содержит 19 отдельных глав, ими не исчерпываются все особенности регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. За пределами содержания глав данного раздела остаются особенности нормативного правового регулирования труда: лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих альтернативную гражданскую службу (см. ст. 349 ТК РФ и комментарий к ней); медицинских работников (см. ст. 350 ТК РФ и комментарий к ней); творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений (см. ст. 351 ТК РФ и комментарий к ней); членов кооперативов (Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»); работников ведомственной охраны (Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране»); граждан, подвергшихся радиационному воздействию (Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), и др.

Комментарии к ст. 252 ТК РФ

1. Для установления особенностей регулирования труда отдельных категорий работников в ТК введена часть четвертая.

2. Комментируемая статья устанавливает следующие основания для установления особенностей регулирования труда: характер труда; условия труда; психофизиологические особенности организма; природно-климатические условия; наличие семейных обязанностей.

Эти основания нуждаются в развитии и приведении их в соответствие с особенностями труда в XXI в.

3. Особенности регулирования труда ТК определены для следующих категорий работников:

Смотрите так же:  Доплата за вредные условия труда в 2020 году. Доплата 12 за вредность

женщин и лиц с семейными обязательствами (гл. 41);

работников в возрасте до 18 лет (гл. 42);

руководителей организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций (гл. 43);

лиц, работающих по совместительству (гл. 44);

работников, заключивших трудовой договор на срок до 2 мес. (гл. 45);

работников, занятых на сезонных работах (гл. 46);

лиц, работающих вахтовым методом (гл. 47);

работников, работающих с работодателем — физическим лицом (гл. 48);

надомников (гл. 49);

лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (гл. 50);

работников транспорта (гл. 51);

педагогических работников (гл. 52);

работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (гл. 53);

работников религиозных организаций (гл. 54);

профессиональных спортсменов, тренеров (гл. 54.1 ТК);

лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу (ст. 349);

медицинских работников (ст. 350);

творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений (ст. 351).

Перечисленные группы выделены по следующим основаниям: полу; возрасту; должности; виду трудового договора; виду работодателя; категории работников; расположению территории; отраслевому признаку.

4. Согласно комментируемой статье особенности регулирования труда могут быть определены только ТК или иным федеральным законом, т.е. их нельзя устанавливать в подзаконных актах.

5. Особенности регулирования труда частных охранников установлены в ст. 11.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Положение об особенностях регулирования работы, режимов труда и отдыха отдельных категорий работников военизированных аварийно-спасательных частей, осуществляющих аварийно-спасательное обслуживание организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), утв. Приказом Минпромэнерго России от 9 января 2007 г. N 1.

В Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832) отмечается, что в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов. Например, в 1995 г. было признано инвалидами 6,3 млн. чел., а в 2004 г. их число возросло до 11,4 млн. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. чел., в том числе более 1 млн. чел. — впервые. Также увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов.

Об особенностях регулирования труда инвалидов см. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 252 ТК РФ. Основания и порядок установления особенностей регулирования труда

Ст 252 ТК РФ с комментариями и изменениями 2020-2020 года.

Комментарий к статье 252 ТК РФ:

1. Комментируемая статья предусматривает основания и определяет порядок установления особенностей регулирования труда для отдельных категорий работников.

К числу оснований для установления особенностей правового регулирования труда отнесены: характер и условия труда; психофизиологические особенности организма; природно-климатические условия; наличие семейных обязанностей и другие основания.

Например, с учетом характера выполняемой работы установлены особенности правового регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиального исполнительного органа организаций (ст. ст. 273 — 281 ТК), работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (ст. ст. 337 — 341 ТК), работников религиозных организаций (ст. ст. 342 — 348 ТК), медицинских работников (ст. 350 ТК), педагогических работников (ст. 351 ТК), работников транспорта (ст. ст. 328 — 330 ТК) и др.

Психофизиологические особенности организма приняты во внимание при установлении определенных ограничений для применения труда женщин и лиц моложе 18 лет и дополнительных мер их социальной защиты. Указанный подход соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, закрепляя общие принципы регулирования прав граждан в сфере труда и конкретные права в этой сфере, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН 16 декабря 1966 г., подчеркивает необходимость принятия участвующими государствами мер по особой охране матерей в течение разумного периода до и после родов с предоставлением работающим матерям оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также по особой охране несовершеннолетних. Дети и подростки, говорится в Пакте, должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для их жизни либо могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Широкая помощь признается необходимой и для семьи, особенно в период, когда на ней лежит ответственность и забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10 Пакта).

Приведенные положения Пакта получили дальнейшее развитие и конкретизацию в ратифицированных Россией актах: Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Конвенции о правах ребенка (1989), Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями (1981), в нормах национального законодательства.

В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 — 2010 гг. стороны Соглашения приняли на себя обязанность рассмотреть в Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопрос о ратификации Конвенции МОТ N 183 «Об охране материнства» (2000).

2. Касаясь порядка установления особенностей правового регулирования труда для отдельных категорий работников, комментируемая статья определила, что такие особенности устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Тем самым в данной комментируемой статье конкретизировано закрепленное в ч. 6 ст. 11 ТК общее положение о том, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом.

Вместе с тем в ст. 252 подчеркивается, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно Трудовым кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Изложенное требование согласуется как с общепризнанными принципами и нормами международного права, так и с нормами национального законодательства. Например, ст. 4 названного выше Пакта предусматривается, что закрепленные в нем права могут ограничиваться только законом и лишь постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав исключительно с целью способствовать общему благосостоянию.

В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ также подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и др.

Поэтому особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (включая лиц, указанных в комментируемой статье), ограничивающие применение общих норм трудового права, устанавливаются только ТК и другими федеральными законами. Кроме того, закрепление в ТК подобных особенностей не следует считать дискриминацией.

Смотрите так же:  Нет детскому труду трудовой кодекс. Нет детскому труду трудовой кодекс

3. В ст. 3 ТК предусматривается, что установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не являются дискриминацией.

Так, исходя из необходимости особой заботы о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, российское законодательство устанавливает некоторые ограничения применения труда женщин и лиц, не достигших возраста 18 лет, на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах (ст. ст. 253, 265 ТК), запрещает привлекать беременных женщин и лиц моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, направлять их в служебные командировки и др. (ст. 259 и ст. 268 ТК) и предусматривает другие дополнительные правила по регулированию их труда.

Такая направленность трудового законодательства обеспечивает охрану труда женщин, их потомства и лиц моложе 18 лет, а также создание благоприятных условий труда, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, а подросткам — с учебой, со спортивными и другими любительскими занятиями, способствует созданию равных возможностей в сфере занятости независимо от различий пола, возраста, семейных обязанностей.

4. Особенности правового регулирования отдельных категорий работников, кроме ТК, устанавливаются также федеральными законами. К таким законам можно отнести Закон о государственной гражданской службе, Закон о муниципальной службе, Закон о прокуратуре, Закон о ПК и др.

Статья 252 ТК РФ. Основания и порядок установления особенностей регулирования труда (действующая редакция)

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 252 ТК РФ

1. В комментируемой статье перечислены основания и определен порядок установления особенностей регулирования труда для отдельных категорий работников.

Приведенный в статье перечень оснований для установления особенностей правового регулирования труда не является исчерпывающим. К их числу отнесены: характер и условия труда, психофизиологические особенности организма, природно-климатические условия, наличие семейных обязанностей и другие основания.

Так, например, с учетом характера выполняемой работы установлены особенности правового регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиального исполнительного органа организаций (ст. ст. 273 — 281 ТК), работников транспорта (ст. ст. 328 — 330 ТК), педагогических работников (ст. ст. 331 — 336 ТК), работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (ст. ст. 337 — 341 ТК), работников религиозных организаций (ст. ст. 342 — 348 ТК), спортсменов и тренеров (ст. ст. 348.1 — 348.12 ТК), работников государственных корпораций, государственных компаний (ст. 349.1 ТК) и др.

Основанием для установления определенных ограничений для применения труда женщин и лиц моложе 18 лет и введения дополнительных мер их социальной защиты послужила необходимость учета психофизиологических особенностей таких лиц. Установление особенностей регулирования труда женщин, лиц моложе 18 лет и лиц с семейными обязанностями соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, принятый ООН 16.12.1966 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обращает внимание на необходимость принятия участвующими государствами мер по особой охране матерей в течение разумного периода отпуска по беременности и родам, а также по особой охране несовершеннолетних. В период до и после родов работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны устанавливать возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом. Охрана и помощь признаются необходимыми и для семьи, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10 Пакта).

Указанные положения Пакта получили дальнейшее развитие и конкретизацию в ратифицированных Российской Федерацией актах: Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями (1981 г.), а также в нормах национального законодательства.

В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 — 2016 годы стороны Соглашения приняли на себя обязательство провести консультации по подготовке предложений о возможной ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ N 183 «Об охране материнства» (2000 г.), а также рассмотреть в Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, связанные с ее ратификацией (п. 7.10).

2. Комментируемая статья определила порядок установления особенностей правового регулирования труда для отдельных категорий работников. Такие особенности устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. В данной норме конкретизировано закрепленное в ч. 6 ст. 11 ТК общее положение о том, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций; лиц, работающих по совместительству; женщин; лиц с семейными обязанностями, молодежи и др.) устанавливаются в соответствии с ТК. При этом в ст. 252 подчеркивается, что особенности регулирования труда, влекущие снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Данное положение согласуется как с общепризнанными принципами и нормами международного права, так и с нормами национального законодательства. В частности, в ст. 4 вышеназванного Пакта предусмотрено, что государство может устанавливать только такие ограничения закрепленных в нем прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в обществе.

В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и др. (ч. 3 ст. 55).

В связи с этим особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников, ограничивающие применение общих норм трудового права, устанавливаются только ТК и другими федеральными законами. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (см. коммент. к ч. 2 ст. 9).

Кроме того, закрепление в Кодексе и других федеральных законах различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не следует считать дискриминацией в сфере труда. Так, например, проявляя особую заботу о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, российское законодательство устанавливает некоторые ограничения применения труда женщин и лиц, не достигших возраста 18 лет, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. ст. 253, 265 ТК).

Смотрите так же:  Nero 7 для Windows 7. Лицензия неро бесплатно

Установление таких особенностей правового регулирования трудовых отношений женщин и лиц моложе 18 лет обеспечивает охрану их труда, способствует созданию благоприятных условий труда, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, а подросткам — с обучением, спортивными и другими занятиями, и равных возможностей в сфере занятости.

3. Об особенностях правового регулирования труда говорится не только в главах разд. XII, но и в других главах Кодекса. Например, особенностям труда лиц, совмещающих работу с обучением, посвящена гл. 26 разд. VII «Гарантии и компенсации», об ученическом договоре сказано в гл. 32 разд. IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников». Кроме положений ТК, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются также федеральными законами, к числу которых можно отнести Закон о государственной гражданской службе, Закон о муниципальной службе, Закон о прокуратуре и др.

Статья 252 Основания и порядок установления особенностей регулирования труда

Статью подготовила руководитель отдела подбора персонала Толмачёва Диана Глебовна. Связаться с автором

Вернуться назад на Трудовой кодекс РФ

Комментарий к статье 252 ТК РФ:

В комментируемой статье определяется порядок установления особенностей регулирования труда.

Согласно данной статье особенности регулирования труда могут устанавливаться не только ТК и иными федеральными законами, но и законами субъектов РФ и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, принимаемыми на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на местном уровне (муниципальных образований), а также социально-партнерскими актами — коллективным договором и соглашениями всех уровней и, кроме того, локальными нормативными актами. Такой подход законодателя подвергается критике в науке трудового права ввиду его несоответствия ст. 6 ТК, согласно которой установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. Как отмечает И.О. Снигирева, предусмотренные в ст. 6 ТК гарантии работникам, обеспечиваемые государством, дополняются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Они не могут быть отнесены к особенностям регулирования трудовых отношений, поскольку исходной базой для них служат не устойчивые объективные критерии, отличающие трудовые отношения определенных категорий работников, а, как правило, наличие финансовых возможностей у работодателя . Таким образом, следует отличать особенности, служащие основанием для дифференциации правового регулирования труда, от иных различий, закрепляемых в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.

Согласно комментируемой статье особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Напомним, что согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В комментируемой статье также перечислены основания для установления особенностей регулирования труда, среди которых выделены характер и условия труда, психофизиологические особенности организма, природно-климатические условия, наличие семейных обязанностей. Указанный перечень сформулирован законодателем в комментируемой статье не исчерпывающим образом. При установлении особенностей труда других категорий работников в ТК учтены такие факторы, как характер выполняемой работы (труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации; работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей; работников религиозных организаций, медицинских и педагогических работников, работников транспорта), а также специфика трудовой связи (труд совместителей, надомников, временных и сезонных работников и т.д.).

Как уже было указано в комментарии к ст. 251 ТК, помимо ТК особенности регулирования труда отдельных категорий работников на сегодняшний день установлены целым рядом иных федеральных законов. В их числе Федеральные законы: N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Законы РФ: N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» , N 3266-1 «Об образовании» и др.

Адаптация персонала
Обучение персонала
Персонал организации
Отбор персонала
Кадровый потенциал

Трудовой кодекс ст 252

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 252 ТК РФ. Основания и порядок установления особенностей регулирования труда
  • Трудовой кодекс Российской Федерации:

    Статья 252 ТК РФ. Основания и порядок установления особенностей регулирования труда

    Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

    Вернуться к оглавлению документа: Трудовой кодекс РФ в действующей редакции

    Комментарии к статье 252 ТК РФ

    Статья 252 ТК РФ посвящена основаниям и порядку установления особенностей регулирования труда.

    Основаниями установления особенностей регулирования труда являются:

  • характер и условия труда;
  • психофизиологические особенности организма работника;
  • природно-климатические условия;
  • наличие у работника семейных обязанностей.
  • Приведенный в статье 252 ТК РФ перечень оснований для установления особенностей правового регулирования труда не является исчерпывающим.

    Так, например, с учетом характера выполняемой работы установлены особенности правового регулирования труда:

    • руководителей организаций и членов коллегиального исполнительного органа организаций (ст. ст. 273 — 281 ТК РФ);
    • работников транспорта (ст. ст. 328 — 330 ТК РФ);
    • педагогических работников (ст. ст. 331 — 336 ТК РФ);
    • работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (ст. ст. 337 — 341 ТК РФ);
    • работников религиозных организаций (ст. ст. 342 — 348 ТК РФ);
    • спортсменов и тренеров (ст. ст. 348.1 — 348.12 ТК РФ);
    • работников государственных корпораций, государственных компаний (ст. 349.1 ТК РФ) и др.
    • Об особенностях правового регулирования труда говорится не только в главах разделе XII Трудового кодекса РФ, но и в других его главах. Например, особенностям труда лиц, совмещающих работу с обучением, посвящена глава 26 разд. VII «Гарантии и компенсации», об ученическом договоре сказано в главе 32 разд. IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников». Кроме положений ТК РФ, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются также федеральными законами, к числу которых можно отнести Закон о государственной гражданской службе, Закон о муниципальной службе, Закон о прокуратуре и др.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *