Требования, предъявляемые к колесным парам 13699

1.Равномерный прокат колеса по кругу катания для всех колесных парах не более 5 мм, для первых колесных пар головных вагонов не более 3 мм, а также с разницей прокатов на одной колесной паре не более 2 мм.

Прокат по поверхности катания колеса образуется вследствие его трения о рельсы. Практически принято считать, что 1мм проката обода цельнокатаного колеса возникает в среднем после пробега колёсной парой 30000 км. При значительном прокате вершина гребня колеса, опускаясь, приближается к подошве рельса и тем самым может разрушить муфту болтового крепления рамного рельса и контррельса на стрелочных переводах, болты крепления стрелочных накладок, а также другие детали пути, что создаёт угрозу для безопасности движения поездов. Прокат измеряется абсолютным шаблоном.

2.Неравномерный прокат по кругу катания для всех колесных пар не более 0,7 мм, для первых колесных пар тележки головных вагонов не более 0,5 мм.

3.Вертикальный подрез гребня на высоте более 18 мм.(контролируется шаблоном) или остроконечный накат.

Вертикальный подрез гребня является следствием нарушения нормальных условий работы колёсных пар. Подрез гребня особенно часто образуется:

u у четырёхосных вагонов, имеющих большую разность баз боковых рам тележек;

u при большой разности диаметров колёс, насаженных на одну ось;

u если имеется перекос рамы тележки;

u от несимметричной насадки колёс на оси.

При наличии остроконечного наката в верхней части гребня, независимо от высоты подреза и толщины гребня, колёсная пара в эксплуатацию не допускается. Опасным для движения является также вертикальный подрез и остроконечный накат гребня, так как при этом может произойти накатывание колеса на остряк или взрез стрелки, что приведет к сходу вагона с рельсов.

4.Толщина гребня колеса – менее 25 мм и более 33 мм – при измерении его на расстоянии 18 мм от вершины гребня.

Износ гребня образуется от соприкосновения с рельсом вследствие извилистого движения колёсной пары на прямых участках пути и при прохождении вагона по кривым. Измерение толщины и подреза гребня необходимо для обеспечения безопасности движения. Превышение толщины гребня сверх установленных размеров может вызвать ослабление крепления частей стрелочного перевода на шпалах, преждевременный их износ, износ гребня, а в ряде случаев и сход вагонов с рельсов. Кроме того, в тонком гребне могут возникнуть трещины и отколы.

5.Ползун (выбоина, лыска, навар) на поверхности катания в эксплуатации не более 0,3 мм.

Скорости перегонки состава с ползунами выше установленной нормы:

· До 1 мм. скорость не ограниченна.

· От 1 мм – 2,5 мм скорость не более 35 км/ч

· От 2,5 мм – 4 мм. скорость не более 15 км/ч

· От 4 мм. движение допускается на ложных тележках со скоростью не более 10 км/ч по стрелочным переводам не более 5 км/ч.

Ползуны (выбоины) образуются на поверхности катания колёс при их скольжении по рельсам в случае заклинивания колёсных пар. Ползуны во время движения вагона вызывают удары, разрушительно действующие на рельсовый путь, колёсные пары и ходовые части.

Навар — смещение металла обода колеса высотой более допустимой. Причиной возникновения навара является: интенсивная пластическая деформация металла при кратковременном заклинивании колёс (юз) с появлением на поверхности катания чередующихся сдвигов “V” образной формы. Заклинивание колеса сопровождается значительным нагревом металла, что приводит к закалке поверхности круга катания вследствие быстрого охлаждения.

6.Трещина или расслоение в любом элементе, плена, откол или раковина в бандаже или ободе, сетка трещин выше установленных норм.

Раковины в колёсах являются следствием неметаллических включений (шлак, песок) внутрь металла, которые обнаруживаются на поверхности катания колеса после её истирания или обточки.

7.Сдвиг колесных центров, колес, зубчатых колес.

Ослабление и сдвиг колеса на оси могут произойти от неправильного натяга, допущенного при напрессовке колеса на ось, грубой и неправильной расточки ступицы колеса и обточки подступичной части оси. Признаками ослабления насадки ступицы является выступление ржавчины или масла у ступицы с внутренней стороны колеса, трещина краски по всему периметру в соединении со ступицей.

8.Ширина бандажа или обода – более 133 мм и менее 126 мм. Уширение (раздавливание) бандажа или обода у наружной грани не более 3 мм.

При мягком металле обода колеса у наружного края поверхности катания может образоваться значительный наплыв металла.

9.Расстояние между внутренними гранями колес более 1443 мм или менее 1437 мм. У колесных пар под тарой не менее 1435 мм.

10.Отдельные выкрашивания суммарной общей площадью более 200 мм 2 , глубиной более 1 мм.

11.Разница диаметров колес моторных колесных пар по кругу катания:

· одной колесной пары не более 2 мм.

· колесных пар одной тележки не более 8 мм.

· колесных пар разных тележек одного вагона не более 8 мм.

12.Диаметр колес по кругу катания не менее 810 мм (у новых колесных пар 860) Измерение диаметров колес, насажанных на одну ось, необходимо для обеспечения правильного расположения колесной пары в колее, поскольку при различных диаметрах колес увеличивается их проскальзывание, и появляются перекосы колесной пары во время движения. В результате этого происходит неравномерный прокат поверхности

катания колес, подрез гребня, износ других деталей ходовых частей и дополнительное скручивание оси.

13.Следы контакта с электродом, вкрапление меди в основу металла, электроподжог, трещина в любой части оси.

14.Нагрев подшипников редуктора и букс по отношению к окружающей среде не более 35°С.

15.Выброс смазки из редукторного и буксового узла.

16.Толщина ободьев на расстоянии 10 мм от наружной грани, не менее 30 мм.

Средства измерений и контроля колёсных пар

1. Абсолютный шаблон. Шаблон для измерения проката и толщины гребня колёс.

Срок ревизии — 2 месяца.

Для проведения измерений необходимо: установить шаблон плотно прижав верхний упор к вершине гребня колеса, а боковую опорную ножку с упором к внутренней грани обода колеса.

  • Для измерения толщины гребня колеса придвинуть горизонтальный подвижный контакт к радиусу гребня и по измерительной шкале определить размер толщины гребня, который должен составлять 25-33 мм на расстоянии 18 мм от вершины гребня.
  • · Для измерения проката (равномерного и неравномерного) придвинуть вертикальный подвижный контакт к поверхности катания колеса и по измерительной шкале определить величину проката.

    2. Штихмасс — для замера расстояния между внутренними гранями бандажа. Срок ревизии — 2 месяца.

    Для проведения измерений необходимо: установить неподвижный контакт на середину внутренней грани обода колеса, подвести подвижный контакт к внутренней грани 2-го колеса данной колёсной пары и легкими движениями сверху вниз и вращением измерительной головки на подвижном контакте добиться соприкосновения наконечника подвижного контакта с внутренней гранью обода 2-го колеса.

    3.Скоба для измерения диаметра колёс по кругу катания колёсных пар. Срок ревизии — 3 месяца.

    Измерения проводятся следующим образом: установить неподвижный контакт скобы на поверхность катания колеса, при этом подвижный контакт должен находится немного выше диаметра колеса, (упоры у подвижного и неподвижного контактов должны быть плотно прижаты к наружной грани обода колеса), далее лёгким движением руки необходимо переместить подвижный контакт по окружности до прохождения точки наибольшего диаметра (при этом упоры не должны отрываться от наружной грани обода колеса). После чего шаблон снимается и по шкале на подвижном контакте определяется практический диаметр данного колеса.

    4.Приспособление для измерения глубины рисок на оси колёсной пары со стрелочным индикатором. Срок ревизии — 6 месяцев.

    Для проведения замеров: установить прибор на неповреждённом участке оси, выставить вращением циферблата показания стрелочного индикатора на “0”, далее переместить прибор на риску, произвести замер глубины риски по отклонению стрелочного индикатора.

    5. Максимальный профильный шаблон. Срок ревизии — 6 месяцев.

    Используется для проверки профиля поверхности катания к.п. после обточки или при поступлении новых колесных пар в электродепо. При проведении измерений: шаблон должен быть плотно без перекосов прижат к внутренней грани бандажа или обода колеса, отклонения от профиля шаблона допускается:

  • по поверхности катания не более 0,5 мм;
  • по высоте гребня не более 1 мм.
  • 6.Шаблон для контроля вертикального подреза гребня колеса. Срок ревизии — 6 месяцев.

    Для проведения измерений необходимо:

    1) установить шаблон на колесе

    2) плотно прижать опорную ножку к внутренней грани обода колеса

    3) придвинуть рабочую поверхность движка к радиусу гребня

    4) проверить на просвет или щупом наличие зазора между рабочей поверхностью движка и гребем на расстоянии 18 мм от основания гребня

    5) при отсутствии зазора колёсная пара подлежит ремонту.

    7.Штангенциркуль для измерения ширины бандажа. Срок ревизии — 6 месяцев.

    1) подвести неподвижный контакт штангенциркуля к наружной грани колеса со стороны буксы.

    2)плавным движением подвести рамку подвижного контакта к внутренней грани колеса.

    3)по измерительной шкале определить ширину бандажа данного колеса.

    8.Скоба для измерения диаметра колеса под вагоном. Срок ревизии — 6 месяцев.

    При измерении диаметра колеса без выкатки колёсной пары необходимо:

    1) установить плотно упор шаблона к внутренней грани обода колеса

    2) установить один из неподвижных контактов на поверхность катания колеса

    3) плавным движением опустить второй неподвижный контакт на поверхность

    4) катания колеса до плотного соприкосновения (не допуская при этом отрыва упора шаблона от внутренней грани обода), одновременно наблюдая за изменением показаний на индикаторных часах (которое происходит вследствие соприкосновения подвижного контакта индикаторных часов с поверхностью катания колеса)

    5) сравнить показания с расчётной таблицей замеров диаметра колеса

    6) определить практический диаметр данного колеса.

    9.Приспособление со стрелочным индикатором для измерения ползуна. Срок ревизии -12 месяцев.

    1) установить приспособление на повреждённое место на поверхности катания колеса, так чтобы измерительный наконечник своим острием попал в центр ползуна

    2) закрепить корпус стрелочного индикатора на кронштейне

    3) вывести стрелки индикатора на “0”

    4) плавно и ровно двигаясь по гребню и плотно прижимая опорную ножку шаблона к внутренней грани обода колеса перевести приспособление на неповреждённое место

    5) показание шкалы индикатора укажет глубину ползуна.

    Малая стрелка индикатора указывает целое количество миллиметров, а большая стрелка доли миллиметров. Один оборот большой стрелки составляет 1 мм.

    10. Штангенциркуль для измерения толщины обода колеса. Срок ревизии — 12 месяцев.

    1) подвести неподвижный контакт штангенциркуля к внутренней грани обода колеса, при этом упор на штангенциркуле должен плотно касаться наружной грани обода

    2) подвести рамку подвижного контакта к ободу со стороны поверхности катания колеса,

    3) определить по измерительной шкале толщину бандажа данного колеса.

    11.Термометры бесконтактного типа ”Кельвин”, “Пирометр”. Срок ревизии — 12 месяцев.

    Измерители температуры бесконтактного типа используются для: проверки тепловых узлов во всех случаях, когда измерения органолептическим путём затруднено или нагрев теплового узла вызывает подозрение, при этом измерители температуры преобразуют энергию инфракрасного излучения, излучаемую поверхностью объекта в электрический сигнал. Сигнал выводится в цифровом обозначении на экран прибора. При этом значение излучательной способности выставляется — 0,86, что соответствует сырой резине мягкой.

    Все средства проходят периодическую калибровку или проверку в соответствии с Федеральным Законом ”Об обеспечении единства измерений”.

    Требования ПТЭ к колесным парам

    Каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям, установленным соответствующей инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар подвижного состава.

    — при техническом ремонте вагонов;

    Кроме осмотра под вагоном, колесная пара подвергается полному или обыкновенному освидетельствованию.

    Не допускаются к эксплуатации колесные пары:

    — с трещиной в любом месте колесной пары;

    — с остроконечным накатом гребня;

    — от 6 до 12 мм – скорость до 10 км/ч до ближайшей станции с заменой колесной пары;

    — от 2 до 6 мм – скорость до 15 км/ч до ближайшей станции с заменой колесной пары;

    Допускается к эксплуатации равномерный прокат:

    — для колесных пар с приводом редуктора от торца шейки оси – не более 4 мм;

    — для пассажирских вагонов со скоростью движения свыше 120 км/ч – не более 5 мм;

    Толщина обода менее 30 мм у вагонов при скорости движения до 120 км/ч и менее 35 мм в поездах следующих со скоростью 120-140 км/ч не допускается.

    Толщина гребня (измеренная на расстоянии 18 мм от его вершины):

    — у пассажирских вагонов в поездах следования до пункта оборота более 5000 км допускается в пределах 33-26 мм;

    — при скорости до 120 км/ч – 33-25 мм.

    Высота гребня допускается не менее 28 мм.

    Билет 18.

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

    Требования, предъявляемые к колесным парам в эксплуатации

    В соответствии с ПТЭ запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны с поперечной трещиной в любой части оси колесной пары, а также при наличии следующих износов и повреждений колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:

    а) величины проката, толщины гребня, обода колеса, а также расстояния между внутренними гранями ободов, не соответствующих нормам. При обнаружении в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов колесных пар с неравномерным прокатом более 2 мм, а у колесных пар с редуктором от торца шейки оси более 1 мм такие колесные пары надо выкатывать для обточки и полного освидетельствования. При необходимости для выявления неравномерного проката вагоны следует прокатывать;

    б) вертикального подреза гребня высотой более 18 мм;

    в) ползуна (выбоины) на поверхности катания у вагонов с роликовыми подшипниками глубиной более 1 мм. При обнаружении на промежуточной станции у вагона с роликовыми буксовыми подшипниками ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не выше 100 км/ч, грузовой — не выше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания (ПТО), имеющего средства для смены колесных пар;

    г) одной продольной трещины на средней части оси длиной более 25 мм или нескольких суммарной длиной более 25 мм. При наличии такой неисправности допускается следование вагона до ближайшего ремонтного пункта ( наклонные трещины, расположенные к поверхности оси под углом к более 30°, относятся к поперечным, а расположенные пол углом менее 30° — к продольным);

    д) протертости средней части оси глубиной более 2,5 мм;

    е) следов контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;

    ж) трещины в ободе, диске, ступице колеса;

    з) сдвига ступицы колеса на подступичной части оси;

    и) ослабления ступицы колеса на оси;

    к) выщербины на поверхности катания цельнокатаных колес глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов и длиной более 25 мм — у пассажирских. Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускается. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой. Колесные пары с выщербинами на поверхности катания глубиной до 1мм не бракуют независимо от их длины;

    л) кольцевых выработок на поверхности катания у основания гребня глубиной более 1 мм. на конусности катания колес при уклоне 1:7
    более 2 мм или шириной более 15 мм ( при наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания нормы браковки их такие же, как для кольцевых выработок, расположенных у гребня);

    м) местного увеличения ширины обода цельнокатаного колеса (раздавливании) более 5 мм;

    н) поверхностного откола наружной грани обода цельнокатаного колеса, включая местный откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или в поврежденном месте независимо от размеров откола имеется трещина, распространяющаяся вглубь металла;

    о) повреждения поверхности катания колес, вызванного смешением металла («навар»), более 1 мм. При обнаружении на промежуточной станции вагонов с колесными парами, имеющими «навар» более указанных размеров, но не выше 2 мм, порядок следования вагона такой же, как в пункте «в». В грузовых поездах, а также в пассажирских, обращающихся со скоростью не выше 120 км/ч, допускается устранять «навар» абразивным кругом. При этом зачищенные участки должны удовлетворять следующим требованиям: на зачищенном месте не должно быть трещин; переход от зачищенной поверхности к не зачищенной должен быть плавным; зачищенная поверхность должна располагаться заподлицо с прилегающими бездефектными участками; в месте зачистки допускается углубление не более 0,5 мм;

    п) остроконечного наката на участке сопряжения подрезанной части гребня с вершиной;

    р) ширины обода цельнокатаного колеса менее 126 мм (измерение ширины обода колеса производится вне мест расположения маркировки);
    с) разницы расстояний между внутренними гранями ободов цельнокатаных колес в разных точках более 2 мм (измерения производят у освобожденной от нагрузки колесной пары).

    При взаимодействии колесных пар и рельсов пути возникают контактные напряжения в точках контакта колес с рельсами. В результате действия этих напряжений при движении колес по рельсам происходит естественный износ контактирующих поверхностей, а также возникают упругие и пластические деформации. Ось колесной пары подвергается большим статическим и динамическим нагрузкам, а также знакопеременным напряжениям изгиба, вызывая появление усталостных напряжений. Кроме того, она испытывает дополнительные напряжения сжатия в местах прессовых соединений с колесами и воспринимает удары от неровностей пути. На работоспособность оси влияют различные технологические нарушения при ее изготовлении и обработке. Сочетание всех этих факторов способствует возникновению в оси местных перенапряжении, которые совместно усталостными напряжениями приводят к образованию трещин. При достижении установленных величин износа или появлении повреждений, угрожающих безопасности движения, колесные пары исключают из инвентаря.

    Рис. 4.11. Ползун: а — величина ползуна; б — длина ползуна

    К числу неисправностей колесных пар, с которыми их запрещается ставить в поезда, относятся:

    • — ползун на поверхности катания больше допустимого. На рис. 4.11 показан ползун (величина а), который образуется в результате юза, т.е. скольжения колесной пары по рельсам без ее вращения;
    • — прокат по кругу катания более допускаемых размеров. Прокат — это равномерный износ по кругу колеса;

    Рис. 4.12. Неисправности колесных пар: 1 — раковины; 2 — трещины; 3 — выбоина (ползун); 4— раздавленное место

    • — износ гребня до предельно допустимой толщины;
    • — вертикальный подрез гребня и его остроконечный накат;
    • — толщина и ширина обода колеса менее допустимых размеров, а также местное уширение;
    • — дефекты на поверхности катания в виде выщербин, кольцевых выработок больше допускаемых. На рис. 4.12 показаны неисправности колесных пар.
    • Зависимость глубины ползуна от его длины приведена в табл. 4.1.

      Глубина ползуна, мм

      Длина ползуна в зависимости от расчетного диаметра колеса

      Электровозы с унифицированной колесной парой

      Если поверхность катания обладает неодинаковым сопротивлением пластическим деформациям из-за местной неоднородности металла или неравномерно разупрочняется от нагрева при торможении либо поверхностные дефекты развиваются по разному, то образуется неравномерный прокат. Его характерные признаки следующие: местный наплыв на наружную грань, сужение фаски, ее смятие, местное уширение дорожки качения.

      При несимметричной насадке колес на ось, значительной разнице диаметров колес, перекосах рамы тележки или неправильной установке колесной пары в тележке, а также под воздействием центробежной силы при длительном следовании локомотива или вагона по участкам пути с кривыми малого радиуса у колесной пары колеса изнашиваются по-разному.

      При этом появляются гребень, вертикальный подрез гребня и остроконечный накат (см. рис. 4.12). При остроконечном накате гребень становится тонким и острым и характеризуется выступом на сопряжении подрезанной части его с вершиной.

      Разрушение поверхности катания смятием под многократным воздействием нормальных сил, когда направление деформации идет по кругу катания на фаску, приводит к круговому наплыву металла, выходящему за наружную грань обода.

      Интенсивная пластическая деформация сильно нагретого металла при кратковременном заклинивании вызывает смещение верхних слоев поверхности катания (навар). Характерными дефектами поверхности катания являются выщербины — выкрашивающиеся участки, иногда с наличием трещин или расслоений, идущих в глубину металла.

      Выщербины различают по причинам возникновения. Одни выщербины развиваются по следам ползунов, светлыми пятнами и

      «наварами». Они появляются из-за структурных изменений металла, а также возникают в результате образования микротрещин, особенно характерных для отбеленного слоя. Другие выщербины являются следствием усталостных поверхностных разрушений, а также развития небольших усталостных трещин с последующим отслоением или отрывом кусочков металла. Усталостные трещины образуются под действием долговременных многократно повторяющихся контактных нагрузок. Внутри усталостных выщербин могут появится трещины, идущие в глубину под острым углом к поверхности катания. Любые трещины в бандаже колесной пары приводят к его разрушению.

      Трещины и изломы в ободе, диске или спицах и ступице колеса являются следствием дефектов мелаллургического и прокатного производства — неудовлетворительной термообработки, неметаллических включений и расслоений металла, неровностей от прокатки, а также возникают от действия ударных сил. Скрытые дефекты в колесах часто обнаруживаются при обработке резанием.

      Правила технической эксплутации железных дорог России предъявляют следующие требования к колесным парам (приложение 5, п. 13 и 14).

      Прокат по кругу катания, согласно указанных Правил, не должен превышать при скоростях движения до 120 км/ч:

      «у локомотивов, а также у моторвагонного железнодорожного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах дальнего сообщения — более 7 мм, у моторвагонного железнодорожного и специального самоходного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах местного и пригородного сообщений — более 8 мм, у вагонов рефрижераторного парка и грузовых вагонов, а также у железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования — более 9 мм;

      при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч: прокат по кругу катания у локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, пассажирских вагонов более 5 мм».

      Одним из способов уменьшения величины проката является уменьшение толщины гребня с 33 до 29 мм для конических колес и с 33 до 30 мм с криволинейным профилем колес (см. рис. 4.2). При уменьшении толщины гребня увеличивается поперечное смещение колесной пары относительно оси пути и тем самым уменьшается проскальзывание колес в кривой пути из-за разности радиусов наружного и внутреннего рельсов.

      «Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав с трещиной в любой части оси колесной пары или с трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колеса, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:

      при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч:

      толщина гребня более 33 мм или менее 28 мм у локомотивов при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у железнодорожного подвижного состава с высотой гребня 28 мм — при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;

      при скоростях движения до 120 км/ч:

      толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм у локомотивов при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у железнодорожного подвижного состава с высотой гребня 28 мм — при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня, у железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования (горнорудных предприятий) — менее 22 мм;

      вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;

      ползун (выбоина) на поверхности катания у локомотивов, моторвагонного железнодорожного и специального подвижного состава, а также у тендеров паровозов и вагонов с роликовыми буксовыми подшипниками более 1 мм, а у тендеров с подшипниками скольжения более 2 мм.

      При обнаружении в пути следования у вагона, кроме моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава или тендера с роликовыми буксовыми подшипниками, ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм, разрешается довести такой вагон (тендер) без отцепки от поезда (пассажирский — со скоростью не свыше 100 км/ч, грузовой — не свыше 70 км/ч) до

      ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для замены колесных пар.

      При величине ползуна у вагонов, кроме моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава, от 2 до 6 мм, у локомотива и моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава, а также специального самоходного подвижного состава от 1 до 2 мм допускается следование поезда до ближайшей железнодорожной станции со скоростью 15 км/ч, а при величине ползуна соответственно свыше 6 до 12 мм и свыше 2 до 4 мм — со скоростью 10 км/ч, где колесная пара должна быть заменена. При ползуне свыше 12 мм у вагона и тендера, свыше 4 мм у локомотива и моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары. Локомотив при этом должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель (группа электродвигателей) поврежденной колесной пары отключены. При обнаружении в пути следования у вагона, кроме моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава или тендера с роликовыми буксовыми подшипниками, ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм, разрешается довести такой вагон (тендер) без отцепки от поезда (пассажирский — со скоростью не свыше 100 км/ч, грузовой — не свыше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для замены колесных пар.

      При величине ползуна у вагонов, кроме моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава, от 2 до 6 мм, у локомотива и моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава, а также специального самоходного подвижного состава от 1 до 2 мм допускается следование поезда до ближайшей железнодорожной станции со скоростью 15 км/ч, а при величине ползуна соответственно свыше 6 до 12 мм и свыше 2 до 4 мм — со скоростью 10 км/ч, где колесная пара должна быть заменена. При ползуне свыше 12 мм у вагона и тендера, свыше 4 мм у локомотива и моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары. Локомотив при этом должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель (группа электродвигателей) поврежденной колесной пары отключены».

      Инструкция по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава запрещает выдавать в поезда ТПС с колесными парами, имеющими хотя бы один из следующих дефектов:

    • — выщербину, раковину или вмятину на поверхности катания глубиной более 3 мм или длиной у локомотива более 10 мм, а у прицепного вагона более 25 мм;
    • — выщербину или вмятину на вершине гребня глубиной более 4 мм;
    • — разницу диаметров бандажей колесных пар в комплекте под секцией ТПС более 12 мм в пассажирском движении, а в грузовом движении более 20 мм;
    • — разницу прокатов у левой и правой стороны колесной пары более 2 мм;
    • — ослабление бандажа на колесном центре, оси в ступице, зубчатого колеса на оси или ступице колесного центра;
    • — опасную форму гребня (крутизна менее 6,5 мм), измеряемую универсальным шаблоном УТ-1;
    • — остроконечный накат гребня в зоне поверхности на расстоянии 2 мм от вершины гребня и до 13 мм от круга катания;
    • — острые поперечные риски и задиры на шейках и предступич- ных частях осей;
    • — протертое место на средней части оси колесной пары глубиной более 4 мм;
    • — местное или общее увеличение ширины бандажа более 6 мм;
    • — ослабление бандажного кольца в сумме на длине более 30 %, не более чем в трех местах, а также ближе 100 мм от замка кольца;
    • — толщину бандажа унифицированных колесных пар менее 45 мм;
    • — трещины в ободе, диске, ступице и бандаже колеса ТПС;
    • — кольцевые выработки на поверхности катания у основания гребня глубиной более 1 мм, на конусности 1:3,3 более 2 мм и шириной более 15 мм.
    • Для измерения параметров и дефектов колесных пар используют измерительный инструмент и дефектоскоп.

      Требования ПТЭ, предъявляемые к колесным парам

      Каждая колесная пара должна иметь четко поставленные знаки и клейма о месте и времени формировании и полного освидетельствования.

      Колесные пары осматривают:

      — в момент прибытия;

      — после прибытия на станцию формирования и после формирования состава перед отправлением, на ПТО;

      — во всех случаях после аварий и схода с рельсов вагонов.

      Обыкновенное освидетельствование колесной пары производят при каждой подкатке из под вагон, если непосредственно перед этим она не подвергалась полному освидетельствованию.

      Расстояние между внутренними гранями колес должно быть при скорости движения до 120 км/ч – 1440 ±3 мм, а при скорости движения свыше 120 км/ч – 1440 +3/-1 мм.

      Допускается к эксплуатации ползун до одного миллиметра;

      — ползун от 1 до 2 мм – движение поезда со скоростью до 100 км/ч до ближайшего ПТО;

      Навар допускается размером до 0,5 мм;

      — навар от 0,5 до 2 мм – движение поезда со скоростью до 100 км/ч до ближайшего ПТО;

      — свыше 12 мм – скорость до 10 км/ч с исключением вращения колесной пары при помощи тормозного башмака или ручного тормоза.

      — для поездов дальнего следования (участок обращения 5000 км и более) – не более 6 мм;

      — в поездах дальнего следования при скорости до 120 км/ч – не более 7 мм;

      — для поездов пригородного и местного сообщений – не более 8 мм;

      — для грузовых вагонов – не более 9 мм.

      Допускается неравномерный прокат не более 2 мм у пассажирских вагонов дальнего следования, но не более 1 мм при отправлении из пункта формирования и у вагонов с приводом генератора от торца шейки оси.

      Выщербина глубиной до 1 мм не бракуется независимо от длины. Выщербина глубиной более 10 мм или длинной более 25 мм к эксплуатации не допускается.

      Кольцевые выработки более 1 мм и шириной более 15 мм около гребня колеса не допускаются.

      — при скорости движения свыше 120 км/ч допускается в пределах 33-28 мм;

      Требования, предъявляемые к колесным парам

      1.Равномерный прокатколеса по кругу катания для всех колесных парах не более 5 мм, для первых колесных пар головных вагонов не более 3 мм, а также с разницей прокатов на одной колесной паре не более 2 мм.

      Прокат по поверхности катания колеса образуется вследствие его трения о рельсы. Практически принято считать, что 1мм проката обода цельнокатаного колеса возникает в среднем после пробега колёсной парой 30000 км. При значительном прокате вершина гребня колеса, опускаясь, приближается к подошве рельса и тем самым может разрушить муфту болтового крепления рамного рельса и контррельса на стрелочных переводах, болты крепления стрелочных накладок, а также другие детали пути, что создаёт угрозу для безопасности движения поездов. Прокат измеряется абсолютным шаблоном.

      Рис 23. Прокат колеса

      2.Неравномерный прокат по кругу катания для всех колесных пар не более 0,7 мм, для первых колесных пар головных вагонов не более 0,5 мм.

      3.Вертикальный подрез гребня на высоте более 18 мм.(контролируется шаблоном) или остроконечный накат.

      Вертикальный подрез гребня является следствием нарушения нормальных условий работы колёсных пар. Подрез гребня особенно часто образуется:

      u у четырёхосных вагонов, имеющих большую разность баз боковых рам тележек;

      u при большой разности диаметров колёс, насаженных на одну ось;

      u если имеется перекос рамы тележки;

      u

      Рис 24. Остроконечный накат

      от несимметричной насадки колёс на оси.

      При наличии остроконечного наката в верхней части гребня, независимо от высоты подреза и толщины гребня, колёсная пара в эксплуатацию не допускается.

      Опасным для движения является также вертикальный подрез и остроконечный накат

      гребня, так как при этом может произойти накатывание колеса на остряк или взрез

      стрелки, что приведет к сходу вагона с рельсов.

      4.Толщина гребня колеса – менее 25 мм и более 33 мм – при измерении его на расстоянии 18 мм от вершины гребня.

      Износ гребня образуется от соприкосновения с рельсом вследствие извилистого движения колёсной пары на прямых участках пути и при прохождении вагона по кривым. Измерение толщины и подреза гребня необходимо для обеспечения безопасности движения. Превышение толщины гребня сверх установленных размеров может вызвать ослабление крепления частей стрелочного перевода на шпалах, преждевременный их износ, износ гребня, а в ряде случаев и сход вагонов с рельсов. Кроме того, в тонком гребне могут возникнуть трещины и отколы.

      5.Ползун (выбоина, лыска, навар) на поверхности катания в эксплуатации не более 0,3 мм.

      Скорости перегонки состава с ползунами выше установленной нормы:

      · До 1 мм. скорость не ограниченна.

      · От 1 мм – 2,5 мм скорость не более 35 км/ч

      · От 2,5 мм – 4 мм. скорость не более 15 км/ч

      · От 4 мм. движение допускается на ложных тележках со скоростью не более 10 км/ч по стрелочным переводам не более 5 км/ч.

      Рис 25. Ползун

      Ползуны (выбоины) образуются на поверхности катания колёс при их скольжении по рельсам в случае заклинивания колёсных пар. Ползуны во время движения вагона вызывают удары, разрушительно действующие на рельсовый путь, колёсные пары и ходовые части. Поэтому колёсные пары с роликовыми подшипниками, имеющие ползуны более 0,3 мм, для работы под вагонами не допускаются.

      Рис 26. Смещение металла

      Навар — смещение металла обода колеса высотой более допустимой. Причиной возникновения навара является: интенсивная пластическая деформация металла при кратковременном заклинивании колёс (юз) с появлением на поверхности катания чередующихся сдвигов “V” образной формы. Заклинивание колеса сопровождается значительным нагревом металла, что приводит к закалке поверхности круга катания вследствие быстрого охлаждения.

      6.Трещина или расслоение в любом элементе, плена, откол или раковина в бандаже или ободе, сетка трещин выше установленных норм.

      Раковины в колёсах являются следствием неметаллических включений (шлак, песок) внутрь металла, которые обнаруживаются на поверхности катания колеса после её истирания или обточки.

      7.Сдвиг колесных центров, колес, зубчатых колес.

      Ослабление и сдвиг колеса на оси могут произойти от неправильного натяга, допущенного при напрессовке колеса на ось, грубой и неправильной расточки ступицы колеса и обточки подступичной части оси. Признаками ослабления насадки ступицы является выступление ржавчины или масла у ступицы с внутренней стороны колеса, трещина краски по всему периметру в соединении со ступицей.

      Рис 27. Сдвиг ступицы колеса

      8.Ширина бандажа или обода – более 133 мм и менее 126 мм. Уширение (раздавливание) бандажа или обода у наружной грани не более 3 мм.

      Рис 28. Наплыв металла

      При мягком металле обода колеса у наружного края поверхности катания может образоваться значительный наплыв металла.

      9.Расстояние между внутренними гранями колес более 1443 мм или менее 1437 мм. У колесных пар под тарой не менее 1435 мм.

      10.Отдельные выкрашивания суммарной общей площадью более 200 мм 2 , глубиной более 1 мм.

      11.Разница диаметров колес моторных колесных пар по кругу катания:

      · одной колесной пары не более 2 мм.

      · колесных пар одной тележки не более 8 мм.

      · колесных пар разных тележек одного вагона не более 8 мм.

      12. Разность диаметров колес не моторных колесных пар по кругу катания:

      · колесных пар одной тележки не более 10 мм.

      13.Диаметр колес по кругу катания не менее 810 мм (у новых колесных пар 860)

      Измерение диаметров колес, насажанных на одну ось, необходимо для обеспечения

      правильного расположения колесной пары в колее, поскольку при различных диаметрах

      колес увеличивается их проскальзывание, и появляются перекосы колесной пары во

      время движения. В результате этого происходит неравномерный прокат поверхности

      катания колес, подрез гребня, износ других деталей ходовых частей и дополнительное

      14.Следы контакта с электродом, вкрапление меди в основу металла, электроподжог, трещина в любой части оси.

      15. Отслоение, выпучивание, трещинообразование резины сферических, резинометаллических шарниров поводковых муфт передаточного механизма.

      Дата добавления: 2014-10-29 ; просмотров: 1050 . Нарушение авторских прав

      Требования, предъявляемые к колесным парам.

      В соответствии с ПТЭ (ЦРБ – 756 от 26.05.2002г) расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары должно быть 1440 мм, при скоростях движения до 120 км/ч допускается отклонение в сторону увеличения и уменьшения не более 3 мм, при скоростях от 120 км/ч до 140 км/ч отклонение в сторону увеличения не более 3 мм, уменьшение не более 1 мм.

      Запрещается выпускать из ТО-2, ТО-3, текущих ремонтов и допускать к следованию в поездах подвижной состав с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих взаимодействие пути и подвижного состава:

      а) при скоростях движения до 120 км/ч:

      — прокат по кругу катания у локомотивов, а также МВПС и пассажирских вагонов дальнего сообщения – более 7мм, местного сообщения – более 8мм.;

      — толщина гребня более 33мм или менее 25мм у локомотивов при измерении на расстоянии 20мм от вершины гребня при его высоте 30 мм, а у ТПС с высотой гребня 28мм при измерении на высоте 18мм, а при измерении шаблоном УТ-1 – на расстоянии 13мм от круга катания;

      б) при скоростях движения от 120 км/ч до 140 км/ч:

      — прокат по кругу катания у локомотивов и МВПС более 5мм;

      — толщина гребня более 33мм или менее 28мм при измерении на расстоянии 20мм от вершины гребня при высоте гребня 28мм, а у ТПС с высотой гребня 28мм – при измерении на расстоянии 18мм от вершины гребня.

      При ползуне (выбоине) на поверхности катания у локомотивов и МВПС более 1мм.

      При обнаружении ползуна (выбоины) в пути следования машинист действует согласно ПТЭ п.10.3

      Запрещается выдавать в поезда ТПС с колесными парами, имеющими следующие дефекты или отступления:

      — выщербину, раковину или вмятину на поверхности катания глубиной более 3мм или длиной у локомотивов и МВПС более 10мм, у прицепного вагона более 25мм;

      — выщербину или вмятину на вершине гребня длиной более 4мм;

      — разницу прокатов у левой и правой стороны колесной пары более 2мм;

      — опасную форму гребня (параметр крутизны) – менее 6,5мм, измеряемую универсальным шаблоном УТ-1;

      — остроконечный накат гребня в зоне поверхности на расстоянии 2мм от вершины гребня и до 13мм от круга катания;

      — острые поперечные риски и задиры на шейках предподступичных частях осей;

      — протертое место на средней части оси локомотива глубиной более 4мм, на оси МВПС – более 2,5 мм;

      — местное или общее увеличение ширины бандажа или обода цельнокатаного колеса более 6мм;

      — ослабление бандажного кольца в сумме на длине более 30%, не более чем в трех местах для локомотивов и 20% для МВПС, а также ближе 100мм от замка кольца;

      — толщину бандажей колесных пар менее (мм):

      — электровозов, кроме ВЛ22, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ60 всех индексов – 45;

      — моторных вагонов МВПС – 35;

      — толщина ободьев цельнокатаных колес менее (мм):

      прицепных вагонов МВПС – 25;

      — трещины в ободе, диске, ступице и бандаже колеса ТПС;

      — кольцевые выработки на поверхности катания у основания гребня глубиной более 1мм.

      Дата добавления: 2015-09-29 ; просмотров: 991 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

      Смотрите так же:  Третьим будешь. Если трое детей положен материнский капитал

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *