Всё о накопительной пенсии

Выбор варианта пенсионного обеспечения

До 31 декабря 2015 года гражданам 1967 года рождения и моложе необходимо выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения – оставить только страховую часть пенсии и отказаться от накопительной, либо сохранить обе части своей будущей пенсии.

Варианты пенсионного обеспечения

Страховая часть + Накопительная часть

Страховая часть

Страховая часть является базовой формой государственного пенсионного обеспечения. Пенсия гарантирована, но ее размер зависит от ситуации, которая будет в стране на начало выплат, прежде всего – от соотношения числа работающих граждан и пенсионеров и от ситуации с госбюджетом.

Накопительная часть – это средства обязательных пенсионных накоплений, которыми в интересах будущего пенсионера управляют профессиональные участники рынка.

Сочетание накопительной и страховой части позволяет сформировать наиболее надежный вариант пенсионного обеспечения. Такая «комбинированная» пенсия состоит как минимум из двух элементов – бюджетного и рыночного, что помогает защитить потенциальные выплаты от различных по характеру рисков.

Составляющие будущей пенсии россиян

Накопительная

Страховая

В денежном выражении

В баллах, стоимость которых может меняться в соответствии с числом работающих граждан и пенсионеров

В результате инвестирования пенсионных средств профессиональными управляющими

Из взносов активных на момент выплаты работников

Что собой представляет

Средства, учтенные на индивидуальном счете пенсионера в рублях

Обязательство государства по распределению средств будущих работников

Зависит от доходности портфеля

С учетом текущей демографической и экономической ситуации. В 2016 году по решению правительства страховая пенсия будет индексирована на 4%, в то время как на 2015 год инфляция, по предварительным оценкам, составит 12%

Можно наследовать до назначения пенсии

Не наследуется ни при каких условиях

Варианты размещения накопительной части пенсии

Пенсионный фонд России

Негосударственные пенсионные фонды

Пенсионер вправе выбрать управляющую компанию, которой доверить свои средства

После заключения договора НПФ сам выбирает, какой управляющей компании передавать средства пенсионера

Государственная УК (Внешэкономбанк)

Многочисленные негосударственные УК

Как разместить свои средства?

В управляющей компании, в том числе государственной УК (Внешэкономбанке)

В негосударственном пенсионном фонде

Подать заявление в любом отделении ПФР (лично или через доверенное лицо, по почте или с курьером)

1. Подать заявление в ПФР 2. Заключить договор непосредственно с НПФ (для выбора УК данного договора не требуется)

Особенности расчета средств пенсионных накоплений,

подлежащих передаче по заявлениям о досрочном переходе

по заявлениям, поданным застрахованными лицами в 2016 году

Инвестировать средства пенсионных накоплений может как Пенсионный фонд России, так и негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

ПФР инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию Внешэкономбанк и частные управляющие компании, одну из которых гражданин может выбрать самостоятельно.

Смена страховщика происходит только при переходе из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, а также из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд России. При переводе пенсионных накоплений из одной управляющей компании в другую смены страховщика не происходит – им остается Пенсионный фонд России.

Пользоваться правом на смену страховщика можно ежегодно. Однако, инвестиционный доход сохраняется только при условии передачи средств не чаще, чем раз в пять лет.

Сменить страховщика можно и путем досрочного перехода, однако в случае отрицательного результата инвестирования это может повлечь уменьшение средств пенсионных накоплений (номинала страховых взносов) на сумму инвестиционного убытка. Исключение составляют застрахованные лица, подавшие заявление о досрочном переходе в год пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений текущим страховщиком.

Потери средств пенсионных накоплений гражданина при подаче заявления о досрочном переходе в 2016 году

С какого года

Вы формируете

пенсионные накопления

у текущего страховщика?

Положительный результат

инвестирования

Отрицательный результат

С 2011 года и ранее

Потеря пенсионных накоплений на сумму убытка от инвестирования за 2016 год

Нет потери средств пенсионных накоплений

В период с 2013 по 2015 год

за 2015–2016 годы

Потеря пенсионных накоплений на сумму убытка от инвестирования за

Потеря инвестиционного дохода

Потеря пенсионных накоплений

на сумму убытка от инвестирования за 2016 год

Необходимые документы для подачи заявления

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС)Документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ)Заявление о выборе управляющей компании

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СТРАХОВОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ?

И страховая, и накопительная части пенсии формируются за счет страховых взносов, которые начисляет работодатель за своих работников.

В то же время, взносы на страховую часть фиксируются на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде в виде пенсионных прав, гарантированных государством, регулярно индексируются государством. Но сами деньги идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Взносы на накопительную часть пенсии живут другой, более сложной финансовой жизнью. Это реальные средства, которые можно передать в управление компании, эта компания будет вкладывать средства в инвестиционные проекты и тем самым увеличивать суммы с течением времени. Можно вместо управляющей компании выбрать негосударственный пенсионный фонд, который работает с несколькими управляющими компаниями, отслеживает состояние счета гражданина, снижает риски потерь.

КУДА ДЕНУТСЯ СРЕДСТВА НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ ПРИ ВЫБОРЕ ТАРИФА 0%

Все сформированные на этот момент пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачиваться в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Изменения коснутся будущих отчислений. Речь идет лишь о перераспределении взносов в пользу страховой части.

КАКОЙ ТАРИФ ВЫБРАТЬ: НОЛЬ ИЛИ ШЕСТЬ ПРОЦЕНТОВ?

Если говорить о преимуществах выбора 0 или 6 процентов, то необходимо пояснить:

Страховая часть пенсии – более консервативна, более гарантированная государством, так как средства страховой части пенсии ежегодно индексируются в зависимости от уровня инфляции и с учетом индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера.

Накопительная часть – более гибкая, но менее защищена со стороны государства. На накопительную часть пенсии начисляется инвестиционный доход, который получен в результате размещения Ваших средств в негосударственных пенсионных фондах либо в управляющих компаниях. Тариф 6% более интересен для застрахованных лиц, которые стремятся участвовать в формировании своих пенсионных накоплений.

В накопительной части при этом есть еще один плюс: эти средства могут наследоваться. В солидарной же системе, где находятся страховые взносы, они не наследуемы.

Каким будет размер тарифа страховых взносов на формирование накопительной части будущей пенсии, каждый должен решить самостоятельно. Не хотите задумываться о судьбе пенсионных накоплений — ничего не делайте. Тогда с нового года все 16% уйдут в страховую часть, и этими деньгами будет распоряжаться государство. Хотите сами распоряжаться частью пенсионных денег, уверены, что сумеете сделать это лучше — напишите заявление в Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, которому вы готовы доверить свои накопления.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ 6% НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПЕНСИИ?

Если Вы никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании или о переходе в негосударственный пенсионный фонд, то для того, чтобы сохранить 6-процентный тариф, Вам следует подать заявление о выборе УК либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд Вам необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Для тех, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе управляющей компании либо о переходе в НПФ, и оно было удовлетворено, с 2014 года на накопительную часть пенсии будет по-прежнему перечисляться 6% тарифа.

ЧАСТО СЛЫШУ В НОВОСТЯХ, ЧТО НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ, А НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИИ ЛЮДЯМ НИКТО НЕ ВОЗВРАЩАЕТ. ИЛИ ВСЁ-ТАКИ УБЫТКИ ВОЗМЕЩАЮТСЯ?

В случае банкротства негосударственных пенсионных фондов они обязаны передать все имеющиеся пенсионные накопления и реестры клиентов обратно в ПФР в течение месяца. Если средств нет, а НПФ не вошел в систему гарантирования — за них деньги возмещает Банк России, но всего лишь по номиналу страховых взносов (без инвестиционного дохода).

ЕСЛИ АГЕНТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ ПРИХОДЯТ ДОМОЙ И ПРОСЯТ ПОДПИСАТЬ ДОКУМЕНТЫ О ПЕРЕВОДЕ ПЕНСИИ, СТОИТ ЛИ ИМ ДОВЕРЯТЬ?

Прежде чем подписывать какие-либо бумаги, хорошо бы выяснить, кто в самом деле к Вам пришел и что за документы Вас просят подписать. Если в Ваш дом без предупреждения пришел человек и представился работником Пенсионного фонда, попросите его предъявить служебное удостоверение и Вы выясните, что перед вами представитель негосударственного пенсионного фонда.

Если же Вы все-таки подписали документ, а только потом прочитали, то соответственно Ваши пенсионные накопления Вы и будете искать в том негосударственном пенсионном фонде, с которым не глядя подписали договор.

Хочу еще раз напомнить — сотрудники государственного Пенсионного фонда по домам не ходят, не проводят никаких сверок и агитаций, не подписывают никаких документов.

НАКОПИТЕЛЬНУЮ ПЕНСИЮ ОПЯТЬ ЗАМОРОЗИЛИ, ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?

Говорить о замораживании пенсии вообще неправильно. Речь идет о том, что в течение 2016 года вся сумма страховых взносов идет на формирование страховой пенсии, а накопительная пенсия не финансируется. Такой порядок формирования будущей пенсии продлен и на следующий 2017 год. При этом все средства пенсионных накоплений, которые уже были сформированы на конец 2013 года, никуда не исчезают и не пропадают. Они инвестируются и будут выплачиваться гражданам при достижении ими пенсионного возраста.

КАК УЗНАТЬ В КАКОМ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ НАХОДЯТСЯ НАКОПЛЕНИЯ? .

Узнать, где находятся Ваши пенсионные накопления, можно, через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР. Кроме того, получить такую информацию можно, обратившись лично в клиентскую службу управления Пенсионного фонда по месту жительства.

КАК ПРАВОПРЕЕМНИК, Я УНАСЛЕДОВАЛА ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ МОЕГО ОТЦА. ЧЕРЕЗ КАКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Я МОГУ ПОЛУЧИТЬ ЭТУ ВЫПЛАТУ?

Как пояснила Наталья Карножицкая, начальник отдела организации и учета процесса инвестирования Отделения ПФР по Белгородской области, начиная с 2008 года, правопреемники умершего застрахованного лица имеют право получить его пенсионные накопления.

Согласно «Правилам выплаты ПФР правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений» существуют 2 способа их получения:

– через почтовое отделение связи;

– путем перечисления средств на банковский счет.

При выборе правопреемником способа получения средств через Почту России из сумм, подлежащих выплате, будут произведены удержания в счет почтового сбора за осуществление почтового перевода (по установленным тарифам). Размер этого удержания составляет 2% от суммы выплаты.

Если способ выплаты выбран «путем перечисления средств на банковский счет», то правопреемнику необходимо представить в территориальный орган ПФР вместе со всеми документами копию сберегательной книжки или информацию о наличии счета с реквизитами банка. При выплате через кредитное учреждение средства пенсионных накоплений выплачиваются правопреемнику полностью (без удержания расходов на доставку).

Отмечу, что до истечения 6 месяцев с даты смерти застрахованного лица правопреемники имеют право изменить способ получения средств пенсионных накоплений. Для этого нужно подать заявление в территориальный орган ПФР.

Накопительная часть пенсии в 2020 году

Минфин РФ разработал новый законопроект о пенсионных накоплениях граждан РФ. Накопительная часть получит название «пенсионный продукт». По новому закону накопительная часть пенсия возможна исключительно добровольно. Граждане, перечисляющие средства в качестве будущих пенсионных накоплений, получат налоговые вычеты и льготы. Присоединиться к гарантированному пенсионному продукту можно будет из системы обязательно пенсионного страхования. Предусматривается формирование корпоративных пенсионных программ, доходы от которых будут собственностью граждан.

Что такое накопительная часть пенсии

Собранными деньгами распоряжаются профессиональные участники рынка – коммерческие компании, Внешэкономбанк или не бюджетные пенсионные фонды. Перевести накопления в выбранную организацию может сам пенсионер или его законный представитель.

В октябре 2020 года был принят ФЗ № 235 предусматривающий, что накопительная пенсия предоставляется в прежних возрастных рамках, в том числе досрочно. Граждане, которые выходят на пенсию в 55-60 лет, помимо страховой основы, будут получать ее накопительную часть. Сумма аккумулируется на личном страховом счете и приращивается исключительно за счет средств работодателя или личных денег, которые можно увеличить от инвестиционной деятельности. По своему содержанию такая часть пенсии предполагает постоянные отчисления, которые возможны, несмотря на периодическую «заморозку» государством.

Таким образом, накопления доступны в случае стороннего финансирования. Если гражданин официально трудоустроен, то работодатель ежемесячно отчисляет в Пенсионный фонд 22% от заработка работника. Средства перечисляются из фонда оплаты труда.

За счет 6% у каждого гражданина, независимо от факта трудоустройства, оформлялся накопительный сегмент пенсионного обеспечения. Ранее гражданам рассылались информационные письма о необходимости выбрать, кому доверить накопительную часть пенсии: Государственному или коммерческому ПФ. Если граждане приняли решение перечислить страховые отчисления работодателя в НПФ, то 16% передавались в некоммерческий пенсионный фонд, а 6% накапливались на СНИЛС.

В случае, когда граждане не приняли решение, то все накопления пенсионного характера оставались у государства. Если деньги переведены в НПФ, то членство в подобной организации должно быть не менее 5 лет. Когда пенсионер перешел в другой пенсионный фонд ранее этого срока, то ранее выбранный НПФ вправе не начислить доходы за каждый год.

Отличие накопительной от страховой (базовой) части пенсии

Страховая часть предоставляется по достижении гражданином возраста выхода на заслуженный отдых. Размер пенсии зависит от трудового стажа и рассчитывается как результат деления пенсионного капитала на количества дней предоставляемых выплат. Она гарантируется государством независимо от трудового стажа, даже если он будет минимален.

Смотрите так же:  Вопреки санкциям. Как оформить зарубежный интернет-магазин

Накопительная пенсия возможна, если есть добровольные отчисления. Держатель индивидуального лицевого счета самостоятельно решает, сколько денег можно потратить на дополнительную часть пенсии. Страховые взносы – обязанность работодателя. А начисления на накопительную часть можно делать на основании заявления гражданина, желающего увеличить размер пенсионного обеспечения. Страховая пенсия зависит от количества пенсионных баллов, стоимость которых ежегодно пересматривается. Накопительная сумма выражается исключительно в рублях.

Страховая часть трудовой пенсии гражданина, в том числе с инвалидностью, может быть начислена независимо от стажа. Достаточно несколько месяцев и даже одного для официальной работы, чтобы получить такие выплаты от государства.

Предусмотрена разница и в способе индексации. Страховые сбережения пересматриваются в зависимости от экономической ситуации страны – каждый год или за более длительный период. Процент индексации – 3-5 % за квартал или год устанавливает государство или на основании распоряжения ПФР. Индексация накопительных пенсионных сумм производится в зависимости от доходности пенсионных сбережений, которые можно передать, после рождения ребенка-наследника, юному правопреемнику.

.Доходность размещенных накоплений зависит от финансовой активности лицензированной коммерческой компанией Пенсионного фонда или НПФ. Накопительная пенсионная сумма может быть передана наследникам – на основании заявления или по решению суда (разбирательство возможно при пропуске срока давности подачи заявления на получение части). Страховая пенсия наследованию не подлежит и остается у государства.

Как узнать сумму накопительной части

Если у гражданина есть профиль на сайте госуслуг, то выяснить размер накопительной части можно, заказав выписку. Оформить ее также можно на электронном ресурсе ПФР либо у работодателя. Можно записаться на прием к специалисту и узнать о размере накопительной части, непосредственно обратившись к специалисту ведомства с заявлением. Аналогичная функция доступна в МФЦ и банке, с которым сотрудничает некоммерческий ПФ.

Если гражданин хочет узнать информация на сайте госуслуг, то ему потребуется активировать профиль, нажать на кнопку «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР». Следует указать личные данные заявителя. Они предусматривают:

    Ф.И.О; дату рождения; номер СНИЛС.

    Информация о накопленной пенсионной сумме предоставляется в файле формата PDF, который удобно сохранить в «личном кабинете» либо предварительно указать о необходимости направления отчета на электронную почту заявителя или в бумажной форме – на адрес проживания. Если гражданин официально трудоустроен, то сведения о накопительной части пенсии можно узнать у работодателя, оформив соответствующее заявление.

    Независимо от способа обращения за выпиской заявителю или его квалифицированному посреднику понадобятся следующие документы:

    паспорт; СНИЛС; Доверенность, если потребуется выяснить состояние накопительной части пенсии другого человека.

    Выписку в банке можно получить в день обращения – любым удобным для заявителя способом.

    Как получить накопительную пенсию

    Получить ее можно при выходе на пенсию, на основании заявления. Она предоставляется вместе со страховой частью пенсии. Расчеты выполняются в зависимости от суммы сбережений, которая делится на 250 месяцев. Если гражданин выходит на пенсию позже, то сумма накопительной пенсии, с каждым годом отсрочки, будет выше – так как она делится на меньшее количество месяцев.

    К заявлению нужно приложить:

    Копию паспорта и СНИЛС; Справку из ПФР о том, что гражданин имеет право на получение пенсии по старости (в справке надо обозначить дату назначения пенсии, ее размер); Распечатка банковских реквизитов, на которые должны быть перечислены накопления.

Единовременная накопительная выплата полагается, если пенсионные сбережения составят не более 5% от объема страховой пенсии.

Индексация и перерасчет накопительной части пенсии

Для накопительных пенсионных сумм, ввиду их частного характера, индексации нет. Но объем начислений можно увеличить за счет добровольных взносов. Если гражданин не предпринимает никаких действий или выбрал ПФР, то пенсия увеличивается за счет инвестиций Внешэкономбанка.

При условии, если поступают страховые взносы, либо увеличилась доходность накопительного пенсионного капитала за счет новых инвестиций. Пересчет пенсии также возможен, когда при назначении выплаты не были приняты во внимание отдельные суммы на лицевом счете.

Как можно поступить с накопительной частью пенсии умершего человека

Деньги, накопленные на ИЛС гражданина, в заявительном порядке могут забрать его правопреемники – наследники первой и второй очереди. К правопреемникам первой очереди относятся родные и усыновленные дети умершего, а также его супруг. При их отсутствии выплаты могут получить братья и другие родственники второй очереди.

В то же время, такие финансы не считается наследством. Она предоставляется родственникам умершего на основании заявления и независимо от факта обращения к нотариусу за остальным имуществом. К бланку прилагается следующая документация:

Накопительная часть пенсии или страховая – выбирай!

Разработанная в 2012 году Министерством труда и социальной защиты совместно с Пенсионным фондом РФ Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 года (далее – Стратегия) продолжает воплощаться в конкретных мероприятиях и законах. Результатом масштабной работы в 2013 году стало принятие Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Закона от 04.12.2013 № 351-ФЗ, регламентирующего вопросы, связанные с определением варианта пенсионного обеспечения. Но если новая пенсионная формула будет введена только с 1 января 2015 года, то проблема выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения в системе пенсионного страхования актуальна уже сегодня.

Отличие страховой и накопительной части пенсии

Очевидно, чтобы сделать правильной выбор, необходимо сначала разобраться: в чем отличие денежных средств, уплачиваемых на страховую и на накопительную части пенсии[1].

Сегодня уже многим известно, что страховая часть не подвергается рыночным рискам, поскольку она подлежит ежегодной индексации. Индексация осуществляется по уровню доходов ПФР, но не ниже инфляции.

Коэффициенты индексации устанавливаются постановлениями Правительства РФ. Так, например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.01.2014 № 46 коэффициент индексации установлен в размере 1,065.

Кроме того, законодательством не предусмотрена передача средств страховой части трудовой пенсии наследникам.

Принципиальное отличие страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии заключается в том, что они подлежат инвестированию. Государство не только обеспечило формирование самой накопительной части пенсии, но и предоставило гражданам право управления этой частью, разрешив распорядиться накопительной частью в ходе ее инвестирования. То есть человек сам может влиять на размер своей будущей пенсии: вложенные денежные средства призваны работать и приносить инвестиционный доход. При этом доход может быть и гораздо выше уровня инфляции или его может и не быть, так как он зависит от того, как сработали негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) или управляющая компания.

Итак, накопительная часть не индексируется, однако она может приносить инвестиционный доход. Кроме того, в отличие от страховой части средства накопительной в случае смерти застрахованного лица могут передаваться наследникам или другим лицам на основании заявления гражданина (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Для работников 1966 года рождения и старше работодатель перечисляет взносы только на страховую часть, а для работников 1967 года рождения и моложе – на страховую и накопительную.

Кроме того, накопительная часть трудовой пенсии также есть у мужчин 1953–1966 годов рождения и женщин 1957–1966 годов рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 годы включительно уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Выбор варианта пенсионного обеспечения

В соответствии со ст. 33.3 Федерального закона № 167-ФЗ (в ред. Федерального закона № 351-ФЗ) лица 1967 года рождения и моложе до конца 2015 года должны выбрать: направлять 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии либо направлять в полном объеме индивидуальную часть тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии.

/Необходимо заметить, что в отношении лиц, которые решили сохранить накопительную часть взносов бухгалтерам не надо будет оформлять различные платежки для перечисления страховых взносов в зависимости от выбранного варианта пенсионного обеспечения. Это следует из ст. 22.2 Федерального закона № 167-ФЗ, в силу которой уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начиная с 2014 года должна осуществляться единым расчетным документом с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. Следовательно, взносы на обязательное пенсионное страхование необходимо перечислять одной платежкой по общему тарифу без разделения на страховую и накопительную части пенсии./

В связи с этим к обязанностям страховщика – ПФР, предусмотренным п. 2 ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ, теперь отнесено определение суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения. Причем согласно новой ст. 20.1 Федерального закона № 167-ФЗ учет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии (начиная с расчетного периода 2014 года) будет осуществляться на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения.

Соответствующие изменения внесены также в ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ, устанавливающую переходные положения в части применения пониженных тарифов страховых взносов для соответствующих категорий страхователей, и ст. 33.1 данного Закона, которой установлены тарифы страховых взносов для страхователей, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 6 (за исключением страхователей, указанных в пп. 4–6 ст. 33)./

Другими словами, до 31 декабря 2015 года застрахованные лица 1967 года рождения и моложе смогут выбрать, из чего будет состоять их пенсия: из двух частей – страховой и накопительной – или только из страховой.

С полной версией статьи можно ознакомиться в журнале «Налоговый вестник» № 4/2014

[1] С 1 января 2015 года она будет называться накопительная пенсия в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Накопительная пенсия

Что такое накопительная пенсия

Накопительная пенсия формируется за счет 6% страховых взносов работодателя и дохода от их инвестирования . Вы всегда можете перевести средства пенсионных накоплений, сформированные с начала трудовой деятельности, в выбранный Вами негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Ваша официальная заработная плата (до налогобложения)

От Вашей официальной заработной платы (до налогообложения) работодатель перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Формирует Вашу пенсию

Идет на формирование фиксированной выплаты нынешним пенсионерам

Пересчитывается в баллы

Можно перевести в НПФ

Формируется в рублях

Переведите Ваши пенсионные накопления, сформированные с начала трудовой деятельности, в НПФ

Управляет Вашими пенсионными накоплениями

Организует инвестирование средств пенсионных накоплений

Выплачивает накопительную пенсию по Вашему заявлению

Размер фиксированной выплаты 5334,19? действителен с 01.01.2020.

В зависимости от накопленных баллов и установленной государством стоимости балла складывается будущая пенсия.
Стоимость 1 балла = 87,24&#8381 (действительно с 01.01.2020).

С 01.01.2020 предельная величина базы для исчисления страховых взносов составляет 95 833&#8381 в месяц.

Мораторий: В соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 2014-2021 годов пенсионные накопления пополняться за счет новых взносов на обязательное пенсионное страхование не будут. Средства страховых взносов в полном объеме (22%) направляются на финансирование страховой пенсии.

Рассчитайте размер вашей
накопительной пенсии

Размер взноса в мес. ?

Калькулятор позволяет произвести ориентировочный расчет накопительной пенсии (для лиц, сделавших выбор в пользу формирования накопительной пенсии).
В расчете накопительной пенсии предусмотрена индексация с 2020 года зарплаты на 9% и порога регресса на размер инфляции с 2020 года (по данным федеральной службы государственной статистики). Учитывается среднегодовая доходность НПФ «Открытие» в период 2005-2020 гг. — 7,24%.
Возраст начала трудовой деятельности — с 18 лет. Возраст выхода на пенсию — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии — 21 год. Учтена «заморозка» отчислений на накопительную пенсию в 2014-2021 г.г.
Данный расчет не является публичной офертой, прогнозом деятельности АО «НПФ «Открытие» или гарантией дохода в будущем.
Возможно увеличение или уменьшение дохода от инвестирования пенсионных накоплений, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем. Государство не гарантирует доходности инвестирования пенсионных накоплений. Необходимо внимательно ознакомиться с Уставом Фонда и его Страховыми правилами перед переводом пенсионных накоплений в Фонд.

«Индексация накопительной части пенсии — это абсурд» — Юрий Воронин

В ближайшее время Минздравсоцразвития представит в правительство предложения по реформированию пенсионной системы. Главная новация — дать возможность гражданам более свободно распоряжаться накопительной частью пенсии, вплоть до единовременного снятия накоплений на неотложные нужды. О подробностях новой концепции и недостатках нынешней пенсионной системы в интервью корреспондентам «Денег» Марии Глушенковой и Петру Рушайло рассказал статс-секретарь — заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин.

«Когда система работает, выявляются определенные слабые места»

С 2010 года преобразование пенсионной системы получило резкое ускорение. С чем это связано?

— Преобразования пенсионной системы идут у нас перманентно, поэтому я бы не говорил о каком-то особом этапе сегодня. Точка отсчета — 1 января 2002 года, когда был введен нынешний формат пенсионной системы. Это был новаторский формат не только для России, но и — по отдельным компонентам — для стран Европы. Поэтому мы не могли опереться на хорошо проработанный опыт зарубежных стран, из-за чего многие вещи были сделаны приблизительно, без должного представления, как будет развиваться тот или иной процесс. Когда система работает, выявляются определенные слабые места, пробелы, возникают коллизии между законодательными нормами, и их приходится устранять по ходу дела. В прошлом году у нас была одна такая крупная настройка, когда по итогам анализа работы распределительного компонента мы внесли в него системные поправки, в том числе в целях повышения пенсии тем людям, которые от реформы не выиграли; эти долги были возвращены путем валоризации.

Сейчас же обсуждается настройка накопительного компонента. Ведь несмотря на то, что он в полной мере еще себя не проявил, проблемы, которые не дадут ему возможности полноценно развиваться, видны уже сейчас.

Какие это проблемы?

— Главная проблема — уточнение формата, в котором должно осуществляться накопительное финансирование пенсии. Сейчас накопительный компонент включен в систему обязательного пенсионного страхования, то есть он является частью государственной системы социального страхования. Но эта система живет по своим законам, она существенно отличается от коммерческого страхования.

Коммерческое страхование строится на основании оценки риска. Чем выше риск, который страхуется, тем выше тариф, который должен быть уплачен страхователем в отношении застрахованного лица. В социальном страховании такой принцип применить невозможно. Возьмем, скажем, медицинское страхование. Понятно, что больше болеют люди в возрасте, и если мы осуществляли бы этот вид страхования на коммерческой основе, то наибольший тариф выплачивали бы старые и больные люди, что неприемлемо с точки зрения общества. Поэтому в этом случае применяется принцип солидарности, когда через общественный механизм социального страхования здоровые платят за больных.

В пенсионном страховании тот же принцип. Если бы мы исходили из того, что нам надо обеспечить пенсию на уровне стандартов международной организации труда — не ниже 40% утраченного заработка,— и подошли бы ко всем застрахованным лицам с позиции коммерческого страхования, нам нужно было бы брать больше с тех, кто получает небольшую заработную плату. Просто потому, что при существующем тарифе они на 40% не выходят. Но это невозможно, потому что это врачи, учителя, работники культуры. Если мы будем с них брать реальный тариф через коммерческое страхование, им не на что будет жить. Поэтому и здесь тоже есть солидарность между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями работников. Равно как и между перерабатывающими и добывающими отраслями, где прибыль разная, между бюджетным и внебюджетным секторами, между разными регионами и между разными поколениями. При этом Пенсионный фонд как страховщик по обязательному социальному страхованию собирает необходимые средства, и эти деньги не капитализируются, а направляются на текущую выплату пенсий.

Но накопительный компонент как раз капитализируется.

— Когда с 1 января 2002 года был введен накопительный компонент, он тоже был втиснут в обязательное социальное страхование. Объективно понятно, по каким причинам это решение было принято. Оно очень удобно, легко реализуемо, не нужно создавать никакой специальной инфраструктуры, не нужно заниматься специальным администрированием этих взносов, есть государственный пенсионный фонд, на него навешивается дополнительная функция, и он начинает администрировать в том числе накопительную часть. Но, пойдя по пути такой легкости в организационном смысле, мы очень много потеряли в плане устройства самого накопительного компонента.

Дело в том, что социальное страхование как государственная система жестко регламентировано законодательно. Там ничего невозможно осуществить вне того, что предусмотрено в законе. Накопительный же компонент и те средства, которые аккумулируются на накопительную часть пенсии,— по своей природе другие деньги. Это не налоговые средства, в том смысле что мы собрали их со всего общества, перераспределили и заплатили сегодняшним старикам пенсии. Это наши с вами средства, которые работодателями отчуждаются, перечисляются на наш счет в пенсионном фонде, и они не идут на общее солидарное перераспределение в иных общественных целях. И они, пока мы не достигли пенсионного возраста, инвестируются, и потом будут расходоваться только на наше пенсионное обеспечение. Таким образом, это частные средства. А если это так, то возникает вопрос: чья это собственность?

И чья же?

— По сути, речь идет о нашей частной собственности, которой в момент начисления страховых взносов придан статус собственности работодателя. Хотя это не что иное, как отложенная во времени заработная плата работника, а после их перечисления — собственность государства. Это препятствует более широкому распоряжению пенсионными деньгами с нашей стороны и наследованию соответствующих накоплений. Последнего, кстати, по сути, нет. Есть некий суррогатный механизм правопреемства, там указаны только две очереди правопреемников из семи очередей наследников, которые предусматривает ГК. Но самое главное, что возможность получить пенсионные накопления у правопреемников возникает только тогда, когда застрахованное лицо не начало получать накопительную часть пенсии. А если хоть раз эта часть пенсии была выплачена, то даже этого квазинаследования сегодня не происходит. Но любой из нас, если он рассматривает пенсионные накопления как свои отложенные деньги, хотел бы, чтобы они достались его родственникам или близким людям. И это только один момент. На самом деле проблем здесь намного больше.

Дело в том, что частноправовые отношения не строятся по императивным нормам. Они регулируются путем соглашения, путем договора. Мы с вами не только выбираем тот институт, который должен заниматься размещением наших средств, но должны еще иметь возможность отразить в договоре какие-то необходимые нам положения.

Таким образом, нам нужно создать конкурентную среду, которой сегодня нет. Тогда бы негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании, которые призваны заниматься нашими пенсионными накоплениями, конкурировали бы за нас с вами путем предложения интересных условий договора или интересующих нас пенсионных продуктов. Например, на Западе супруги часто совместно страхуются, чтобы в случае смерти одного из них капиталы объединили, и вдова или вдовец продолжал получать пенсию из объединенного капитала, чтобы сохранить сложившийся уровень дохода семьи. Или, допустим, есть возможность получения пенсии в виде единовременной выплаты, использования своих накоплений на неотложные нужды и т. п. У нас же этого нет. Потому что договор, который заключает застрахованное лицо с негосударственным пенсионным фондом, формален и содержит только те положения, которые есть в законе.

«Предлагается вывести накопительный компонент из обязательного пенсионного страхования»

А зачем вообще надо было создавать накопительную часть пенсии? Можно же сказать людям: откладывайте сами. Правда, противники такого решения говорят, что люди недальновидны и откладывать не станут.

— Действительно, общественная необходимость в принудительном изъятии здесь отсутствует по определению. Более того, предположим, мы говорим, что человек недальновиден, поэтому государство заставит его откладывать. А зачем? Ведь есть страховая пенсия, есть социальная пенсия, она выплачивается лицам, которые не имеют ни одного дня трудового стажа, но стали нетрудоспособными. Да, социальная пенсия меньше, дается на пять лет позже, но такой источник есть.

На самом деле принудительный механизм формирования накопительной части был введен исключительно в целях появления длинных денег в экономике, и к людям это прямого отношения не имело. Была сугубо экономическая цель, реализованная определенными ведомствами, которые хотели иметь длинные деньги. Кстати, в результате они ими не воспользовались, поскольку пенсионные деньги очень обременительные, за них нужно отвечать, их боятся брать на инвестиционные цели.

Да и однозначного, устоявшегося мнения о том, какая система — распределительная или накопительная — надежнее, нет. Поэтому, когда мы этот вопрос решали, была выбрана очень простая схема: диверсификация рисков. Посчитали, что пускай у системы будут две опоры: и распределительная, и накопительная, как у шведов. Поэтому и сделали ее двухкомпонентной. И накопительный компонент сделали обязательным. Можно было сделать его и добровольным. Но тогда основная масса людей, которые сегодня являются «молчунами», просто бы его игнорировала.

Ведь смотрите, что у нас произошло с накопительной частью. Строго юридически мы говорим о страховых взносах, которые делает работодатель. Это формально не наши деньги, это собственность работодателя, которую он удерживает из фонда оплаты труда еще до начисления заработной платы своим работникам. И хотя, будучи уплаченными, они уже являются государственной собственностью, гражданам дали возможность ими распоряжаться — чтобы побудить, создать менталитет собственника. Но это не сработало.

Но из ваших же слов следует, что это и не должно было сработать, потому что набор инструментов любого фонда стандартен.

— Верно. Это не сработало исключительно потому, что вся инфраструктура была сделана не как частная, а как государственная. Будучи государственными, эти отдельные компоненты не могли дать большого эффекта и в результате не дали. Интересно, что в Швеции тот же эффект. У них тоже большинство остается в государственной управляющей компании. Видимо, человек по природе своей устроен консервативно, он не хочет брать на себя ответственность за принятие такого решения.

Хорошо. Что же вы предлагаете?

— Предлагается вывести накопительный компонент из обязательного пенсионного страхования в частноправовое или гражданско-правовое поле, чтобы появилась возможность через договор сделать это страхование более привлекательным, поскольку фонды будут предлагать линейку пенсионных продуктов и бороться за клиента. Но для того, чтобы не расшатать и не развалить систему, предполагается сохранить обязательный характер этого компонента. У нас ведь обязательные виды страхования широко развиты на рынке страховых услуг. Например, ОСАГО — это чисто коммерческое страхование, но обязательное.

До какого предела будут расширены возможности застрахованного? Вплоть до немедленного снятия денег?

— Обсуждается и такая опция. Не во всех случаях, но на какие-то критические цели — сложная операция, покупка жилья,— возможно, такое будет допустимо при определенном периоде накопления. Это требует еще обсуждения и расчетов.

Чем такой механизм будет отличаться от ежемесячного откладывания денег на депозит, скажем, в Сбербанке, которому государство вряд ли позволит разориться?

— Откладывать на депозит вы можете только из собственного дохода. То есть работодатель заплатил все налоги с фонда оплаты труда, после этого начислил вам зарплату, с нее удержали НДФЛ, и с того, что осталось, вы можете самостоятельно пойти и положить на депозит. Получается, что эти деньги, ваши деньги, подлежат всей цепочке налогообложения.

Дает ли описанная вами модель возможность гражданам менять возраст выхода на пенсию?

— Конечно. Эта опция сегодня невозможна, а здесь она появляется. Вы сможете с НПФ четко оговорить как возраст выхода на пенсию, так и порядок ее получения — единовременно, пожизненно или в течение определенного срока. Или, предположим, ваш НПФ переведет деньги в страховую компанию, у которой вы купите страховой пожизненный полис. Такая возможность тоже появляется, поскольку классические НПФ, как правило, не занимаются пожизненными выплатами, это не их профиль, не их специфика, это более качественные продукты, предлагаемые страховыми компаниями.

«Ни одна из пенсионных систем не является панацеей от демографического кризиса»

Должна ли быть увеличена страховая часть пенсии в случае отказа от нынешней модели с обязательной жесткой накопительной частью?

— Нет, мы исходим из того, что сейчас существует оптимальное соотношение внутри структуры тарифа составных частей, когда с 2011 года 20% идет на солидарную страховую часть, а 6% — на накопительную часть. Увеличивать или уменьшать ту или другую часть тарифа мы не намерены и не предлагаем таких идей.

Насколько устойчива такая система в условиях непрекращающегося дефицита ПФР?

— А с чем связан дефицит ПФР? У нас до 2002 года бюджет ПФР не был дефицитным. Дефицит и возник именно потому, что была введена накопительная система. Если хотите, это плата за введение накопительной системы. Больше того, это был плановый, ожидавшийся дефицит и на него изначально, когда рассчитывалась реформа 2002 года, закладывались деньги в федеральном бюджете. Это ожидавшаяся ситуация, и бояться ее не следует. Она будет именно такой, пока реально накопительный компонент не заработает и не перенесет на себя часть ответственности по обеспечению дохода будущего пенсионера. Ведь чем дальше у нас поколение младше 1967 года будет замещать старшее поколение, тем более преобладающим будет накопительный компонент в структуре доходов пенсионеров.

И тогда можно будет отказаться от системы регулярных индексаций?

— Хороший вопрос. Сегодня, пока накопительный компонент находится в структуре обязательного пенсионного страхования, мы вынуждены применять один и тот же ожидаемый период выплаты, поскольку это единый вид страхования. Более того, если оставить все, как есть, мы будем вынуждены делать одинаковую индексацию — что по страховой, что по накопительной части. Пенсия-то единая.

Но индексация накопительной части — абсурд, хотя это написано сегодня в законодательстве. Система должна быть устроена иначе. В моем представлении, пенсионные накопления должны работать даже после назначения пенсии. Пенсия выплачивается долями. И нам необходимо из пенсионных накоплений изымать ровно ту часть, которая требуется на текущую выплату — скажем, годовую сумму.

Необходимо ее изымать и держать на временном размещении, скажем на банковском депозите, чтобы была гарантия, что мы годовую сумму заплатим. Но для этого не нужно изымать все пенсионные накопления. А если деньги изымаются необходимыми долями, тогда не возникает проблемы индексации, потому что та часть накоплений, которая еще не задействована в выплате, индексируется путем получения инвестиционного дохода.

И здесь важно, что в накопительной части должны быть другие периоды выплат. Они должны рассчитываться актуарно, исходя из продолжительности жизни и того договора, который человек заключает. А пока все находится в рамках обязательного пенсионного страхования, мы не можем актуарные модели применить для выплат накопительной части.

Вы упоминали демографические проблемы. Как с этой точки зрения будет решена задача поддержки уровня пенсионных выплат? Как это отразится на налоговой нагрузке на бизнес?

— По моему убеждению, основанному на изучении материалов, которые публикуют Всемирный банк, Международная организация труда, Международная ассоциация соцобеспечения, ни одна из систем — ни распределительная, ни накопительная — не является панацеей от демографического кризиса. Они в равной степени подвержены этому риску, и само по себе финансовое устройство системы на этот вызов не отвечает. И пенсионная система сама себя защитить от обрушающейся демографии не может. Единственная защита — это рост производительности труда, ничего лучше не придумано. Так что здесь решение в экономической системе, а не в пенсионной. Пенсионеры же потребляют не бумагу с денежными знаками, им нужны товары и услуги, которые производятся активным поколением. Если этих товаров будет меньше и рынок сожмется, то это будет проблемой для общества. Надеюсь, что этого не произойдет, и все-таки развитие инноваций позволит увеличить рост производства.

Тем не менее, когда мы вырабатывали тактику, как обеспечить исполнение обязательств пенсионной системы, мы были вынуждены принять решение об увеличении страхового тарифа с 2011 года, чтобы сбалансировать систему на ближайший период времени. Понятно, что если прогноз МЭР до 2050 года, на котором мы базировались, не будет оправдываться, нам, возможно, придется еще раз увеличивать страховой тариф, что было бы нежелательно. И здесь могут рассматриваться альтернативные меры.

Тут тоже меню известное. Страны оптимизируют свои расходы либо путем увеличения пенсионного возраста, либо путем снижения индексации. Немцы, например, в пенсионную формулу ввели коэффициент, который занижает индексацию по росту заработной платы. Кто-то идет по пути регулирования выплаты в период работы, то есть пенсия выплачивается только неработающему пенсионеру, что дает серьезную экономию.

Многие давно говорят о необходимости увеличения пенсионного возраста — по образцу западных стран.

— Что касается повышения возраста, у нас это не даст того эффекта, который дает на Западе. У нас другая пенсионная формула. В странах с классической системой соцстрахования, таких как Германия, Франция, Италия, Испания, формула расчета пенсии построена на периоде работы, то есть периоде страхования, и заработке, из которого выплачиваются страховые взносы. Поэтому там увеличение пенсионного возраста дает чистый экономический эффект. Скажем, в Германии, когда они увеличивают пенсионный возраст, это не влечет за собой увеличения размера пенсии, это просто отодвигает на определенный период начало исполнения обязательств по выплатам.

У нас так и было до 2002 года. Но с 2002 года мы перешли на эквивалентную схему, при которой чем больше у вас взносов, тем больше обязательств возникает у системы перед вами. Представьте себе, что мы увеличиваем пенсионный возраст на пять лет. Это означает, что мы просто наращиваем объем принимаемых на себя пенсионных обязательств. А сегодняшний страховой тариф точно рассчитан на покрытие имеющихся обязательств. Если мы нарастим обязательства, но не увеличим тариф, система оказывается просто экономически не сбалансированной. Иными словами, тариф не позволит покрыть обязательства, которые у нас дополнительно возникнут вследствие увеличения пенсионного возраста. Такие расчеты делались, и они показывают, что у нас потребуется увеличение тарифа, чтобы все обязательства выполнять.

Не очень понятно. В конце концов, это вопрос конкретных величин, тех же актуарных расчетов. Условно говоря, если поднять пенсионный возраст до ста лет, выплаты упадут почти до нуля. Так что можно найти адекватную величину.

— Боюсь, что при таком подходе для балансировки системы возраст придется поднимать до неприемлемых с социальной точки зрения величин. Кроме того, у нас есть еще одна серьезная расходная статья — досрочные пенсии. И я считаю, что, прежде чем заниматься пенсионным возрастом, нужно эту проблему урегулировать. Ведь это очень значительные средства. У нас мало того, что 25% всех пенсионеров на разных основаниях уходят на пенсию на пять-десять лет раньше даже того низкого, по европейским меркам, пенсионного возраста, который у нас на сегодня установлен. Они, продолжая работать по той же специальности, которая им дала право на досрочный выход на пенсию, получают ее в период работы, превращая пенсию в надбавку к заработной плате, а не в ее заменитель. Поэтому для нас прежде всего ключ к оптимизации системы — это решение проблемы досрочников.

Вы сейчас говорите только о страховой части пенсии?

— Да, естественно. Ведь что такое пенсия? Пенсия — это компенсация утраченного заработка. Когда человек работает, находится в трудоспособном состоянии, он живет на заработную плату. Когда он теряет трудоспособность — в силу возраста, инвалидности, иных причин, то отсутствующий источник дохода в виде заработной платы должен быть заменен страховой пенсией. Вот и возникает вопрос: а если человек достиг пенсионного возраста, но не утратил трудоспособности, у него наступил страховой случай или нет? Сегодняшнее законодательство трактует так: в любом случае наступил. Но в ряде стран это не так. И кстати, МОТ в своих конвенциях ориентируется на то, что страховой случай наступает только тогда, когда человек реально не может выполнять трудовую функцию. И только тогда он может получать пенсию.

Правда, пока в практической плоскости ни вопрос увеличения пенсионного возраста, ни вопрос отмены выплаты пенсий в период работы мы не рассматриваем. Но теоретически они просчитываются — чтобы знать, какой экономический эффект дают.

Давайте вернемся к накопительной части. Когда можно ждать здесь каких-то изменений?

— Сейчас готовится концепция укрепления накопительного компонента и еще ряд дополнительных мер. В том числе речь идет о совершенствовании механизма инвестирования. Так, мы предлагаем перейти от сегодняшнего принципа ограничения портфелей к принципу снижения риска инвестирования в зависимости от возраста. Идея такая: чем больше возраст застрахованного лица, тем менее рискованными должны быть инструменты, применяющиеся для инвестирования его средств. Мы уже направили соответствующие концептуальные предложения в правительство.

Самое тяжелое всегда — не написание концепции, а ее согласование. Не могу прогнозировать, сколько времени оно займет, по опыту — не меньше года. После потребуется выходить на руководство страны и принимать окончательное решение. Если, скажем, до конца этого года принимается концепция, то 2011 год можно посвятить разработке законодательства, внесению в него изменений с тем, чтобы с 2012 года можно было уже запустить новые параметры системы по накопительной части. Это такая идеальная схема.

Конечно, все будет зависеть от степени готовности договориться у тех или иных ведомств и от серьезности противоречий. Но пока в тех дискуссиях, которые мы ведем,— а ведем мы их и с союзниками, и с оппонентами,— существенных расхождений я не вижу. Есть разные взгляды, разные представления, но в целом необходимость оптимизации системы одобряется. Она станет более открытой, и лучше работающей.

И более рисковой.

— Я здесь не согласился бы, потому что отдельно обсуждается система гарантий. Почему сегодня многих устраивает существующее положение дел, особенно представителей отдельных крупных корпоративных НПФ? Потому что сегодня система устроена так, что прибыль в ней частная, а убытки ложатся на все общество. До тех пор пока пенсионная система целиком находится в сфере социального страхования, за все убытки, за все недочеты будет отвечать государственный бюджет. Это конечно ненормально, так устроено быть не может — чтобы прибыль была частная, а убытки общественные.

Но когда мы переводим это в гражданско-правовой формат, возникают и присущие этому виду страхования гарантийные механизмы. Сегодня же гарантийных механизмов вообще нет — все списывается на государство. А должны быть — нормальные, естественные для рыночной экономики. То есть страхование. Сегодня нет страхования риска невыполнения обязательств пенсионным фондом. И управляющие компании не страхуются. Они страхуют только техническую ошибку.

Но у нас страховщики и не предлагают такой продукт.

— А кто запрашивал такой вид страхования? Обычно он в обязательном порядке вводится государством.

А как вообще можно застраховать рыночный риск?

— Не рыночный риск, а риск упущенной выгоды. А почему нет? Конечно, есть форс-мажоры, которые без помощи государства не преодолеваются. А есть неумелое управление, которое можно страховать. И есть такие предложения и даже законопроект. Есть и другой механизм, кстати более естественный для коммерческого страхования,— гарантийные фонды, которые используются в ОСАГО. Риск невыполнения обязательств страховой компанией страхуется самим сообществом автостраховщиков, и для этого формируется специальный гарантийный фонд. Так что в плане страхования пенсионной системы возможности довольно обширные.

Как узнать размер накопительной пенсии

До 2002 года в России действовала распределительная пенсионная система: все страховые взносы уходили на формирование страховых пенсий. Размер пенсионных выплат зависел только от трудового стажа.

С 2002 года заработала распределительно-накопительная система, которая поделила пенсионные сбережения на три части: фиксированную, или базовую, страховую и накопительную.

Фиксированная часть. Это гарантированная выплата от государства, тот минимум, который будет получать пенсионер. Размер фиксированной части устанавливает государство. Он может изменяться в зависимости от возраста пенсионера, количества иждивенцев, региона проживания и состояния здоровья.

Минимальный размер пенсий по старости с 1 января 2020 года — 5334,19 Р . Инвалиды первой группы, пенсионеры с иждивенцами, работники Крайнего Севера и пенсионеры старше 80 лет получат больше. Максимальная выплата — 24 003,85 Р .

Страховая часть. Формируется из страховых взносов, которые за работника платит работодатель.

Страховая часть тоже выплачивается всем пенсионерам, а ее размер зависит от стажа. Чем выше стаж, тем на большее человек может рассчитывать в старости.

Рассчитать страховую часть можно в пенсионном калькуляторе на сайте ПФР .

Что вы узнаете

Накопительная часть — это прибавка к пенсионным выплатам по старости. Она формировалась на специальном лицевом счете с 2002 года за счет страховых взносов от работодателя — 6% со всех взносов.

С 2014 года власти ввели мораторий: заморозили накопительную часть пенсии и все страховые взносы стали уходить на формирование только страховой части. Мораторий действует до конца 2021 года. Накопительный компонент пенсии со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого.

Она может формироваться только за счет инвестиционного дохода:

Участники программы государственного софинансирования пенсионных сбережений вносят деньги на накопительную часть самостоятельно, а государство удваивает их взносы. Но есть лимит: удваиваются взносы только от 2 до 12 тысяч рублей.

Кто родился в 1966 году и раньше. Страховая пенсия начислялась с 2002 по 2004 год по умолчанию, если застрахованный работал официально и работодатель делал взносы в пенсионный фонд. В 2005 году все страховые взносы разделились на формирование страховой и фиксированной части пенсионных выплат.

Чем накопительная часть отличается от страховой

Страховая и накопительная части пенсий отличаются друг от друга способом формирования, формой, индексацией и правом наследования.

Способом формирования. Страховые пенсионные сбережения состоят из обязательных взносов, накопительную пенсию формируют добровольные.

Вы сами решаете, сколько денег положить на дополнительную накопительную часть пенсии. Чтобы делать взносы в счет накопительной составляющей пенсии, нужно подать заявление на уплату таких взносов.

Формой. Страховая часть формируется в баллах — пенсионных коэффициентах, накопительная — в деньгах. Когда приходит время для назначения пенсионных выплат, накопленные баллы умножаются на стоимость одного балла и превращаются в деньги.

Стоимость пенсионного балла устанавливает президент. С каждым годом она меняется. В 2020 году 1 пенсионный балл стоит 87,24 Р , в 2024 году будет стоить 116,63 Р . Дальше — неизвестно.

Накопительная часть — это всегда рубли, она копится на специальном лицевом счете или на отдельном счете в негосударственном пенсионном фонде. Она не идет на выплаты нынешним пенсионерам, выплачивать ее будут вам по достижении пенсионного возраста.

Способом индексации. Любые пенсионные сбережения индексируются — то есть увеличиваются на процент, который устанавливает государство или пенсионный фонд.

Страховая пенсия индексируется по правилам, которые установило государство в зависимости от демографической ситуации. На накопительную пенсию начисляют проценты в зависимости от доходности портфеля, которую устанавливает управляющая компания ПФР или НПФ . Это как счет в банке.

Правом наследования. Накопительную часть можно наследовать, страховую — нет.

Как узнать размер накопительной части

Чтобы узнать размер накопительной составляющей пенсии, закажите выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного на госуслугах, сайте ПФР или в отделении, через работодателя, в МФЦ или банках.

В ПФР и на госуслугах

На госуслугах. Зайдите в личный кабинет и закажите извещение о состоянии лицевого счета. Услуга доступна тем, у кого накопительная часть пенсионных накоплений хранится в ПФР .

Нажмите кнопку «Получить услугу», чтобы сформировать выписку Выберите, как хотите получить выписку: сохранить извещение или выслать на электронную почту

На сайте ПФР. Зайдите в личный кабинет в раздел «Управление средствами пенсионных накоплений»:

Через работодателя

Если вы официально трудоустроены, напишите в бухгалтерии заявление на получение сведений о состоянии лицевого страхового счета. Работодатель передаст заявление в пенсионный фонд, а тот отправит выписку со счета работодателю и вам.

Смотрите так же:  Бешеный азарт. Бешеный развод

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *