Жалоба о пересмотре судебных актов в порядке надзора

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 июля 2020 г. N 03-05-06-03/48460 Об уплате государственной пошлины при подаче надзорной жалобы Председателю Верховного Суда РФ или заместителю Председателя Верховного Суда РФ о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

В связи с письмом Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел поступившее в Минфин России обращение по вопросу уплаты государственной# при подаче жалобы, предусмотренной статьей 308.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), и сообщает.

Абзацем четвертым части 4 статьи 4 АПК РФ установлено, что обращение в арбитражный суд осуществляется в форме жалобы при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Частью 1 статьи 308.1 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

Частью 4 статьи 308.1 АПК РФ установлено, что надзорные жалобы на судебные акты, принятые по делам, указанным в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, подаются в Верховный Суд Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 308.2 АПК РФ к надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

В соответствии с частью 1 статьи 308.10 АПК РФ Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных АПК РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Частью 4 статьи 308.10 АПК РФ для подачи жалобы, предусмотренной статьей 308.10 АПК РФ, установлены более длительные сроки по сравнению с общим сроком для подачи надзорной жалобы, установленным частью 4 статьи 308.1 АПК РФ.

Кроме того, положениями статьи 308.3 АПК РФ установлены основания для возвращения надзорной жалобы без рассмотрения по существу.

Так, согласно пункту 5 части 1 статьи 308.3 АПК РФ надзорная жалоба возвращается без рассмотрения по существу, если надзорная жалоба подана с нарушением правил подсудности.

При этом из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 июня 2016 года N 1155-О, следует, что статья 308.10 АПК РФ дополнительно к существующему общему регулированию предварительного производства в надзорной инстанции, установленному статьями 308.1-308.7 АПК РФ, вводит особую самостоятельную процедуру инициирования пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. Порядок, установленный статьей 308.10 АПК РФ, предполагает внесение Председателем Верховного Суда Российской Федерации, заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации представления о пересмотре в порядке надзора любого судебного постановления (первой, апелляционной или кассационной инстанций), независимо от обжалования этого судебного акта в судах нижестоящих проверочных инстанций, и имеет своей целью устранение фундаментальных нарушений норм права на более ранних этапах процесса без соблюдения общих правил подсудности, закрепленных процессуальным законодательством и предусматривающих необходимость при обжаловании судебного акта последовательного соблюдения принципа инстанционности.

Учитывая изложенное, надзорная жалоба и жалоба, предусмотренная статьей 308.10 АПК РФ, направлены на одну цель — инициирование пересмотра судебных актов в порядке надзора, что, по-нашему мнению, позволяет отнести жалобу, предусмотренную статьей 308.10 АПК РФ, к надзорной жалобе.

Положениями подпункта 12.2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, при подаче надзорной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса при подаче исковых заявлений неимущественного характера уплачивается государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Таким образом, по мнению Департамента, при подаче надзорной жалобы Председателю Верховного Суда Российской Федерации или заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, плательщиком выступает заинтересованное лицо. За совершение данного действия должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с подпунктом 12.2 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса в размере 6000 рублей.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

По мнению Минфина России, при подаче жалобы Председателю ВС РФ или его заместителю о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора заинтересованное лицо должно уплатить госпошлину в размере 6 тыс. руб.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

По делам по разрешению экономических споров

«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»

Статья 4. Право на обращение в арбитражный суд

7. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Глава 35. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 291.1. Порядок подачи кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

1. Судебные акты могут быть полностью или в части обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, если в оспариваемых судебных актах содержатся существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства и приведшие к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Кассационные жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации подаются на вступившие в законную силу:

1) решения и определения арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; постановления и определения арбитражных апелляционных судов; решения и определения арбитражных судов округов, принятые ими в первой инстанции; решения и определения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в первой инстанции; определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, вынесенные ими в процессе кассационного производства, если судебные акты, в отношении которых настоящим Кодексом предусмотрена возможность обжалования в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа, обжаловались в указанном порядке; постановления и определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы (жалобы);

2) судебные акты арбитражных судов, в отношении которых настоящим Кодексом возможность обжалования в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа не предусмотрена, если они были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу.

3. Постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

4. Лицо, полагающее, что нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, вправе подать в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации кассационную жалобу, в которой также могут быть изложены требования о присуждении ему компенсации.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре в порядке кассационного производства вступивших в законную силу судебных актов, принятых по делам, участие прокурора в которых предусмотрено настоящим Кодексом.

6. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Статья 291.2. Срок подачи кассационных жалобы, представления

1. Кассационные жалоба, представление подаются в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен судьей Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — судья Верховного Суда Российской Федерации), рассматривающим кассационные жалобу, представление, при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта или, если ходатайство подано одним из лиц, указанных в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.

3. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления рассматривается судьей Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 117 настоящего Кодекса. По результатам рассмотрения данного ходатайства судья выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, указанным в части 3 настоящей статьи, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении.

5. До истечения срока, установленного настоящим Кодексом для подачи кассационных жалобы, представления, дело не может быть истребовано из арбитражного суда.

Статья 291.3. Форма и содержание кассационных жалобы, представления

1. Кассационные жалоба, представление подаются в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в письменной форме. Кассационные жалоба, представление подписываются лицом, подающим жалобу, представление, или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы. Кассационные жалоба, представление также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. В кассационных жалобе, представлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подаются кассационные жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего кассационные жалобу, представление, его процессуальное положение;

4) сведения об обжалуемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда, сведения о других судебных актах, принятых по делу, предмет спора;

5) основания, по которым лицо, подающее кассационные жалобу, представление, обжалует судебный акт, с указанием на то, в чем заключаются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства, и приведением доводов, свидетельствующих о существенных нарушениях прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) законы или иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению лица, наличие нарушений, указанных в пункте 5 настоящей части;

7) просьба лица, подающего кассационные жалобу, представление;

8) перечень документов, прилагаемых к кассационным жалобе, представлению.

3. В кассационной жалобе, содержащей требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, должны быть указаны:

1) общая продолжительность судопроизводства по делу, исчисляемая со дня поступления искового заявления или заявления в арбитражный суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по делу;

2) обстоятельства, известные лицу, подавшему кассационную жалобу, и повлиявшие на длительность судопроизводства по делу;

3) доводы лица, подавшего кассационную жалобу, с указанием оснований для присуждения компенсации и ее размера;

4) последствия нарушения права на судопроизводство в разумный срок и их значимость для лица, подавшего кассационную жалобу;

5) реквизиты банковского счета лица, подавшего кассационную жалобу, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

4. В кассационных жалобе, представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.

5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются:

1) копии обжалуемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу, которые должны быть заверены соответствующим судом;

Смотрите так же:  Судебные приставы Шелехов. Судебные приставы г шелехова

2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера;

3) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание кассационных жалобы, представления.

6. Документы, прилагаемые к кассационным жалобе, представлению, могут быть представлены в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в электронном виде.

7. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых должно соответствовать количеству лиц, участвующих в деле.

Статья 291.4. Отзыв на кассационные жалобу, представление

1. Лицо, участвующее в деле, получив копию кассационных жалобы, представления, направляет отзыв на кассационные жалобу, представление с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, представления, другим лицам, участвующим в деле, и в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

2. К отзыву, направляемому в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, прилагается документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле.

3. Отзыв направляется в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания.

4. Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

5. Отзыв может быть представлен в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда, рассматривающего дело, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Документы, прилагаемые к отзыву, могут быть представлены в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в электронном виде.

Глава 36.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ АКТОВ
В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА

Статья 308.1. Пересмотр судебных актов в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 настоящего Кодекса.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

3. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

4. Надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в части 3 настоящей статьи, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

5. Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

6. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Статья 308.2. Содержание надзорных жалобы, представления

1. В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, адрес или место жительства;

3) наименования лиц, участвующих в деле, их адрес или место жительства;

4) наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;

5) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;

6) предмет спора;

7) основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 настоящего Кодекса, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

8) просьба лица, подающего жалобу, представление;

9) перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

4. Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

5. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

6. Надзорные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 308.10. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

2. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 308.9 настоящего Кодекса.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесшие представление, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого ими внесено представление.

4. Жалоба, указанная в части 1 настоящей статьи, может быть подана в течение четырех месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Глава 37. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО НОВЫМ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

1. Вступившие в законную силу решение, судебный приказ, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, судебный приказ, определение.

2. Пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанций, принятых в порядке надзора постановлений и определений Верховного Суда Российской Федерации, которыми изменен судебный акт арбитражного суда первой, апелляционной и кассационной инстанций либо принят новый судебный акт, производится тем судом, который изменил судебный акт или принял новый судебный акт.

Статья 312. Порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

1. Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается лицами, участвующими в деле, в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, в срок, не превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта, а при выявлении обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, — со дня опубликования постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае, если наличие обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, выявлено при рассмотрении кассационных жалобы, представления или надзорных жалобы, представления, указанный трехмесячный срок исчисляется со дня размещения определения об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. По ходатайству лица, обратившегося с заявлением, пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра, и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными. Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается арбитражным судом в порядке, установленном статьей 117 настоящего Кодекса.

3. В случае, предусмотренном пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта может быть подано в срок, предусмотренный настоящей статьей, но не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, если исчерпана возможность для обращения в суд апелляционной и кассационной инстанций.

Статья 313. Форма и содержание заявления

1. Заявление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его представителем, уполномоченным на подписание заявления. Заявление также может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. В заявлении о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2) наименования лица, подающего заявление, и других лиц, участвующих в деле, их адрес или место жительства;

3) наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого по новым или вновь открывшимся обстоятельствам ходатайствует заявитель; номер дела, дата принятия судебного акта; предмет спора;

4) требование лица, подающего заявление; новое или вновь открывшееся обстоятельство, предусмотренное статьей 311 настоящего Кодекса и являющееся, по мнению заявителя, основанием для постановки вопроса о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства;

5) перечень прилагаемых документов.

В заявлении могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и иные сведения.

3. Лицо, подающее заявление, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

4. К заявлению должны быть приложены:

1) копии документов, подтверждающих новые или вновь открывшиеся обстоятельства;

2) копия судебного акта, о пересмотре которого ходатайствует заявитель;

3) документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют;

4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

5. Документы, прилагаемые к заявлению о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

Порядок пересмотра судебных актов арбитражных судов в порядке надзора Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулик Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются порядок пересмотра судебных актов арбитражных судов в порядке надзора , который существенно изменился в связи с объединением высших судебных инстанций в 2014 году.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулик Татьяна Юрьевна

ORDER REVISION OF JUDICIAL CERTIFICATES OF ARBITRATION COURTS IN THE ORDER OF SUPERVISION

This article discusses the procedure for review of judicial acts of arbitration courts in the order of supervision, which has changed signi?cantly in connection with the merger of the higher courts in 2014.

Смотрите так же:  Судебные приставы уфа ленинский. Судебные приставы уфа ленинский

Текст научной работы на тему «Порядок пересмотра судебных актов арбитражных судов в порядке надзора»

?По вопросу расширения категорий лиц, которые обладают свидетельским иммунитетом, следует занимать взвешенную позицию, чтобы не была снижена возможность правоохранительных органов осуществлять производство по уголовному делу, правосудие и возможность привлечения к уголовной ответственности виновных; потерпевшие имели возможность отстаивать свои права, а доступ к правосудию с их стороны был реализован. Ограничение пределов действия свидетельского иммунитета возможно и может быть установлено уголовно-процессуальным законодательством. Пределы расширения круга лиц, имеющих право воспользоваться свидетельским иммунитетом, не должны носить характер усмотрения лиц, осуществляющих производство по уголовному делу.

1. Уголовный процесс в США (досудебные стадии): Уч. пос. / В.Н. Махов, П.А. Пешков. — М., 1998.

2. Григорьев Ф. Г. Процессуальное положение свидетеля в уголовном судопроизводстве: дис. . канд. юрид. наук. — М., 2009.

3. Современный толковый словарь русского языка. — М., 2004.

4. Волосова Н. Ю. Уголовно-процессуальный институт свидетельского иммунитета: теория, законодательное регулирование и практика: дисс. д-ра. юрид. наук. — М., 2015.

Melnikov Victor Yuriyevich, doctor of legal sciences, associate professor, associate professor, law faculty, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Southern Federal University» (105/42, B. Sadovaya St., 344002, Russian Federation) E-mail: [email protected]

INSTITUTE OF WITNESS IMMUNITY IN CRIMINAL TRIAL OF RUSSIA

The paper discusses current and important issues arising reforming the criminal procedural law, which has created some difficulties in law enforcement, including the implementation of the rules providing for a special procedure in criminal cases in relation to certain categories of persons and the institution of witness immunity. This is partly contradictory, sometimes badly worded provisions of the law are not always consistent implementation of the tasks of the judicial reform. Keywords: witness, witness immunity, ensuring human rights and freedoms.

ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА

Кулик кандидат юридических наук, доцент кафедры процессуального права,

Татьяна Южно-Российский институт управления — филиал Российской академии Юрьевна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54) E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются порядок пересмотра судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, который существенно изменился в связи с объединением высших судебных инстанций в 2014 году.

Ключевые слова: арбитражный суд, надзорная жалоба (представление) Президиум Верховного Суда РФ, пересмотр судебных актов, надзор.

28 июня 2014 г. федеральным законом № 186-ФЗ в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ) РФ были внесены изменения в части пересмотра судебных актов в порядке надзора [1]. Данный закон закрепил главу 36.1, которая в настоящее время и регулирует порядок надзорного производства вместо утратившей 6 августа 2014 года силу главы 36 АПК РФ.

Собственно, пересмотр судебных актов можно разделить на несколько этапов. На первом из них решается вопрос о возбуждении надзорного производства. Следующий этап подразумевает решение судьей Верховного суда РФ вопроса о возможности передачи надзорной жалобы или представления в президиум Верховного суда РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Это решение судья принимает единолично.

Отметим, что это новелла АПК РФ, ранее этот вопрос решался коллегиально. Неизменным осталось то, что этот вопрос решается без вызова лиц, участвующих в деле. Причем в данном случае полномочия судьи сводятся только к решению вопроса о передаче обращения к рассмотрению в президиуме Верховного суда РФ либо к отказу в передаче.

Для принятия соответствующего решения судье предоставляется срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный суд Российской Федерации (ст. 308.5 АПК РФ).

Новеллой арбитражного процессуального законодательства является право председателя Верховного суда Российской Федерации и его заместителя с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорной жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Принимая соответствующее решение, судья может истребовать дело. В таком случае вместе с истребованием дела судья в трехдневный срок вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции. Приостановление исполнения обжалуемого акта допускается только в случае, если лицо, подавшее надзорные жалобу, представление, ходатайствует о таком приостановлении, и только при условии, что заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебного акта, либо предоставил обеспечение.

Главная задача, решаемая на этой стадии, заключается в анализе оспариваемых судебных актов, сопоставлении их содержания и практики применения и доводов, приведенных в надзорной жалобе или представлении. По результатам такого анализа судья должен сделать вывод о том, имеют ли место основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Представляется, что истребование дела, о котором говорилось выше, может иметь место в случае, когда на этот вопрос нельзя дать однозначный ответ.

Судья, рассматривающий жалобу или представление, и установивший наличие хотя бы одного основания для передачи дела в президиум Верховного суда РФ, выносит определение о передаче надзорной жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного суда Российской Федерации (ч. 6 ст. 308.4 АПК РФ). В определении, помимо общих сведений о характеристике дела, судья обязан указать и свои предложения. К сожалению, обновленный АПК РФ не содержит указания на срок, в течение которого данное определение, а также жалоба или представление должны быть переданы в президиум Верховного суда РФ. Представляется, что материалы должны быть переданы в срок, не превышающий 5 дней, что было предусмотрено ранее действующим законодательством.

В связи с этим представляется необходимым дополнить ч. 2 ст. 308.7 АПК РФ указанием на соответствующий срок [2. С. 45].

Необходимо отметить, что в ранее действующем арбитражном процессуальном законодательстве было предусмотрено право лиц, участвующих в деле, направить отзыв с возражением против пересмотра судебного акта в порядке надзора. К такому отзыву обязательно прилагались документы, подтверждающие возражения. Отзыв направлялся не только в президиум ВАС РФ, но и другим лицам, участвующим в деле, о чем должно было быть приложено документальное подтверждение.

Действующая редакция АПК РФ такого права не содержит. Как не содержит и права судей направить дело для проверки в арбитражный суд кассационной инстанции, если оно не было предметом рассмотрения там, которое было закреплено ранее.

Если ни одного из оснований для передачи жалобы или представления в президиум нет, судья выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного суда Российской Федерации.

В определении указывается:

1) дата и место вынесения определения;

2) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;

4) сведения об обжалуемом судебном акте, дата его принятия и вступления в законную силу;

5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного суда Российской Федерации (ст. 308.6 АПК РФ).

В юридической литературе такие определения называют отказными. Как отмечает С. Сар-баш, при вынесении подобного определения судья Верховного суда РФ должен рассмотреть, имеют ли место существенные нарушения закона, которые могут послужить основанием для передачи дела в президиум. Отказ в пересмотре оспариваемых судебных актов означает, что судья Верховного суда не усмотрел такого существенного нарушения в данном деле. Он не подтверждает и не опровергает своим актом того или иного толкования норм права [3. С. 18].

Завершающим этапом надзорного производства является рассмотрение жалобы или представления президиумом Верховного суда РФ. Хотелось бы отметить, что, несмотря на ст. 308.9 АПК РФ, где указываются «Порядок и срок рассмотрения надзорной жалобы, представления вместе с делом в судебном заседании президиума Верховного суда Российской Федерации», рассмотрение не всегда осуществляется именно с делом [4. С. 56]. Как было сказано ранее, дело затребует-ся только в случае необходимости.

Копия определения судьи о передаче жалобы или представления на рассмотрение в президиум Верховного суда РФ вместе с копиями соответственно жалобы или представления направляются лицам, участвующим в деле. Важной гарантией соблюдение процессуальных прав граждан на судебную защиту имеет закрепленный АПК РФ запрет назначать время рассмотрения жалобы или представления без учета времени, необходимого лицам, участвующим в деле, для явки в суд. Время и место рассмотрения дела сообщаются лицам, участвующим в деле, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Суд при этом должен установить, что они были уведомлены надлежащим образом.

АПК РФ предусматривает двухмесячный срок для рассмотрения надзорной жалобы, представления (ч. 5 ст. 308.9 АПК РФ). Причем возможность продления такого срока АПК РФ не предусмотрена.

Участвовать в судебном заседании могут лица, участвующие в деле, иные лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются обжалуемым актом, их представители. Требует корректировки часть 6 ст. 308.9 АПК РФ: «6. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, представление, если их пра-

ва и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. ». Если буквально толковать данную часть, то можно сделать вывод, что представителей могут иметь только лица, участвующие в деле. Однако лица, которые в соответствие со ст. 42 АПК РФ вправе обжаловать судебный акт, также обладают правом иметь представителей. Поэтому арбитражные суды должны толковать указанное положение расширительно.

Участие указанных лиц допускается и с использованием систем видеоконференц-связи. Если определение о передаче жалобы или представления на рассмотрение президиума было вынесено председателем Верховного суда или заместителем председателя Верховного суда РФ, они не могут участвовать в рассмотрении этой жалобы или представления [5. С. 218]. Если лицом, участвующим в деле, является прокурор, в судебном заседании президиума Верховного суда РФ принимает участие генеральный прокурор РФ или заместитель генерального прокурора РФ.

Рассмотрения дела начинается с доклада судьи Верховного суда РФ, основное назначение которого дать характеристику делу, раскрыть его сущность и изложить доводы, содержащиеся в надзорных жалобах, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалоб, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного суда Российской Федерации.

После доклада вправе дать объяснения лица, присутствующие на судебном заседании. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобы, представление.

После заслушивания объяснений Президиум принимает решение по жалобе, представлению. Вопросы, возникающие при рассмотрении надзорных жалоб, представления вместе с делом в порядке надзора, разрешаются судьями большинством голосов. При равном числе голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорная жалоба, представление считаются отклоненными.

По результатам рассмотрения президиум Верховного суда РФ принимает постановление, о котором сообщается лицам, участвующим в деле. Как уже отмечалось, такое постановление обжалованию не подлежит.

Полномочия президиума Верховного суда РФ перечислены в ст. 308.11 АПК РФ.

В отличие от апелляционной и кассационной инстанций, которые проверяют законность и обоснованность судебного акта соответственно, президиум Верховного суда РФ, рассматривая надзорную жалобу, представление, проверяет правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права. Проверка осуществляется по общему правилу в пределах доводов жалобы, выйти за которые президиум все же вправе в интересах законности. Вместе с тем проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются, президиум Верховного суда РФ не может.

В литературе неоднократно отмечалось, что процессуальные нормы и нормы федеральных конституционных законов не соответствуют друг другу в части полномочий по проверки судебных актов. Так, ученые-юристы отмечали, что федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в РФ» закреплял, что президиум ВС РФ проверяет судебные акты, вступившие в законную силу, в надзорном порядке «в целях обеспечения единства судебной практики и законности». Поэтому некоторые ученые делают вывод, что проверять законность судебных актов по другим двум основаниям Президиум не вправе, поскольку конституционный закон имеет более высокую юридическую силу [6. С. 112].

Их высказывание можно в равной мере отнести и к арбитражному судопроизводству. Ст. 7 федерального конституционного закона «О Верховном суде РФ» также закрепила норму о том, что «в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора.

вступившие в силу судебные акты». Таким образом, законодатель указывает лишь одно основание для пересмотра в порядке надзора судебных актов.

Однако М.Ш. Пацация не поддерживает эту точку зрения. Он указывает, что оставшиеся два основания для пересмотра судебных актов вполне включаются в понятие «законность», упоминаемое ст. 7 ФКЗ «О Верховном суде РФ». Кроме того, в п. 1 ч. 1 ст. 7 («Полномочия президиума Верховного суда Российской Федерации») ФКЗ «О Верховном суде РФ» прямо говорится, что президиум ВС РФ при надзорной проверке судебных постановлений действует не только «в целях обеспечения единства судебной практики и законности», но и «в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации» [7. С. 129; 8. С. 201]. Можно выделить еще ряд спорных вопросов. Так, можно заметить, что ФКЗ «О Верховном суде в РФ» использует термин «судебные акты», характерный для арбитражного процессуального права, хотя Верховный суд РФ проверяет судебные акты не только арбитражных судов, однако, как уже отмечалось, ГПК РФ использует другой термин — «судебные постановления». Это говорит о необходимости приведения в соответствие норм процессуальных отраслей права, во избежание разногласий при буквальном толковании норм.

Смотрите так же:  Правила противопожарного режима с изменениями. Приказ по пожарной безопасности на учреждение

В целях реализации принципа независимости судей, ч. 3 ст. 308.11 предусматривает, что Президиум не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Однако если дело было возвращено на новое рассмотрение, то толкование закона, данное президиумом Верховного суда РФ, является обязательным для суда, который будет рассматривать дело.

Таким образом, обновленное процессуальное законодательство нуждается в доработке и исправлении в целях устранения противоречий и коллизий процессуальных норм, появившихся в АПК РФ после реформирования высших судебных инстанций. Внесение изменений в АПК РФ будет содействовать совершенствованию арбитражного судопроизводства и более эффективной защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26. (часть I). Ст. 3392.

2. Сидоров В. В. Надзорное производство в уголовном процессе как средство обеспечения права на доступ к правосудию: дисс. . канд. юрид. наук: 12.00.09. Краснодар, 2011.

3. Сарбаш С. и др. Статус отказных определений // Закон. 2015. № 10.

4. БутневаМ. Ю. Роль и место обязанности по доказыванию в механизме судебной защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов: дисс. . канд. юрид. наук: 12.00.15. Тверь, 2012.

5. Гражданский процесс: Учебник. М.: Статут, 2014.

6. Гражданское право и современность: Сб. ст., посвященный памяти М.И. Брагинского / Под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко. М., 2013.

7. Пацация М. Ш. Об основаниях отмены или изменения судебных постановлений в надзорном порядке в гражданском процессе // Закон. 2014. № 9.

8. Сахнова Т. В. Курс гражданского процесса: теоретические начала и основные институты. М.: СТАТУТ, 2014.

Kulik Tatiana Urievna, Candidate of law, Associate professor of the department of pro-cessional law, South-Russian Institute of Management — branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation) E-mail: [email protected]

ORDER REVISION OF JUDICIAL CERTIFICATES OF ARBITRATION COURTS IN THE ORDER OF SUPERVISION

This article discusses the procedure for review of judicial acts of arbitration courts in the order of supervision, which has changed significantly in connection with the merger of the higher courts in 2014. Keywords: arbitration court, supervisory appeal (submission), Presidium of the Supreme Court, judicial review of acts of supervision.

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ

Берёза аспирантка кафедры уголовно-правовых дисциплин, Южно-Российский

Ольга институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и

Александровна государственной службы при Президенте РФ, председатель коллегии адвокатов «Берёза и партнёры» (г. Краснодар) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54) E-mail: [email protected]

Уголовное право как основная отрасль юриспруденции с тысячелетней историей выработала многочисленные особенности, которые необходимо знать и грамотно применять в сфере противодействия преступности. В статье названы и проанализированы эти специфики, обозначены основные проблемы их учёта и реализации в очередной период реформ.

Ключевые слова: бланкетность, зеркальность, категория, мотивационная сила, особенность, повышенная нормативность, последний довод государства, принудительность, публичность, специфика, ясность.

Вместо предисловия. Общеизвестно, что у каждого объекта или предмета есть самые важные характеристики, по которым они узнаются, выделяются из круга себе подобных, которые по-крупному дают представление о них. Это — сущность или глубинная (не видимая, однако постепенно познаваемая людьми) черта, содержание или совокупность постоянных свойств или признаков, форма или внешняя оболочка явления плюс его внутренняя структура. Но у каждого объекта присутствуют накопленные по ходу эволюции некие фирменные знаки или отличительные по сравнению с родственными телами или предметами характеристики, которые именуются особенностями. Причём, по мере сложности и объёмности объекта возрастает и число его специфик. Отсюда предполагаем, что Уголовное право с его тысячелетней историей точно имеет подобные отметины и их несколько.

Разумеется, юристы и прежде всего теоретики общей юриспруденции, давно и плодотворно изучают базовые характеристики права — его сущность, признаки, форму, источники, принципы, систему, структуру и пр., а отраслевики используют данные универсумы для решения соб-

Арбитражный суд Калужской области

Процесс

Получатель

УФК МФ РФ по Калужской области (ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги)

Расчетный счет

ОКТМО

Пересмотр судебных актов в порядке надзора

Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ.

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

Содержание надзорных жалобы, представления

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Документы, прилагаемые к надзорным жалобе, представлению, могут быть представлены в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде.

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора

Надзорное производство представляет собой исключительное стадию, в которой Президиум Верховного суда РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих арбитражных судов в целях обеспечения единства судебной практики. Правила пересмотра судебных актов в порядке надзора предусмотрены в гл. 36.1 АПК РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

Основания пересмотра судебного акта в порядке надзора:

Срок подачи надзорных жалоб составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом. В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными АПК РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления. Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. После лица участвующие в деле вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

ПОЛНОМОЧИЯ СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ:

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

В АПК РФ внесены изменения, связанные с упразднением Высшего арбитражного суда РФ.

В связи с упразднением Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ), Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).

В частности, существенным изменениям подвергся порядок кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в объединенном Верховном Суде РФ (ВС РФ).

Так, кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения арбитражных судов будут рассматриваться Судебной коллегией ВС РФ. Срок для подачи жалобы составит 2 месяца со дня вступления в силу обжалуемого решения.

Кассационные жалобы будут предварительно рассматриваться судьей Верховного Суда. Именно судья будет определять наличие либо отсутствие оснований для передачи жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию. В случае отказа судьей в передаче жалобы для рассмотрения Судебной коллегии, Председатель Верховного Суда, его заместитель вправе отменить решение судьи и передать жалобу для рассмотрения Судебной коллегии.

Основаниями к отмене или изменения обжалуемых решений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Надзорные жалобы будут рассматриваться Президиумом Верховного Суда. Срок подачи надзорных жалоб – 3 месяца со дня вступления в законную силу обжалуемых решений.

Порядок рассмотрения надзорных жалоб аналогичен кассационному производству: надзорные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет принимать решение о наличии оснований для их передачи в Президиум ВС РФ.

Председатель ВС РФ и его заместитель в целях устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых постановлений и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществить права, гарантированные АПК РФ либо существенно их ограничили, вправе вносить в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора по жалобе заинтересованных лиц.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 05.02.2014 №2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», т.е. с 6 августа 2014 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *